Посуда – конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (логопедическая старшая группа). Тема: «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (логопедическая старшая группа). Тема: «Посуда».

  1. Расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда».
  2. Развитие связной речи.
  3. Употребление предлогов – с, — в.
  4. Образование единственного и множественного числа существительных.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Учить выделять звук в слове (начало, середина, конец слова).

Материал к занятию:

  • предметные картинки по теме «Посуда»; картинка «Федора», пиктограммы-символы, незаконченные рисунки, «звуковые домики».

План занятия:

1. Организационный момент.

– Дружба начинается с улыбки. Сейчас мы все вместе возьмёмся за руки и посмотрим, друг другу в глаза и подарим, молча самую добрую улыбку.

2. Активизация словаря по теме «Посуда».

– К нам в гости пришла бабушка Федора. Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло? ( «Федорино горе». Чуковский). Про Федору расскажите и слова назовите:

Посуда была у Федоры,
посуде с ней было горе:
Федора её не любила –
пачкала, а не (Мыла),
Теряла, а не (хранила),
оставляла мокрой, а не (сушила),
Не ставила, а (бросала)-
вот посуда и убежала.
Её вы Федоре вернуть помогите,
задания Федоры решите.

3. Лексико-грамматические упражнения.

На доске размещаются пиктограммы — символы, ориентируясь на них, дети придумывают слова.

а) Игра « Жадина». На столах детей лежат предметные картинки по теме «Посуда». Назовите картинки, добавив слова: мой, моё, мои, моя. (Мой стакан, моя тарелка).

б) Игра «Назови ласково».

Образование уменьшит ельно-ласкательной формы существительных: нож-ножичек, ложка — ложечка, вилка — вилочка и т.д. Дети изменяют слова по тем же картинкам, которые лежат у них на столах.

в) Игра «Один — много».

Называние предметов в единственном и множественном числе, (стакан — стаканы, ложка — ложки и т.д.)

Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Посуда». Когда все слова будут разделены на слоги, картинки логопед убирает со столов.

3. Беседа по теме.

– Ох, Федоре тяжко было — всё о посуде она позабыла.

На доске вывешивается картина – схема, помощью которой дети классифицируют посуду по назначению.

– В какой посуде жарят? В какой посуде варят? Из какой посуды едят? Из какой посуды пьют? В какой посуде кипятят воду? С помощью, какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время приготовления? Что едят ложками? Что едят вилками? Что режут ножом? Назовите чайную посуду, столовую, кухонную.

– Горелка одна включена. Какая по счёту она? Части чего вы видите в духовке? Правильно поставила Федора посуду в духовку? Что ставят в духовку? Чтобы подогреть чай, сварить суп, куда нужно поставить посуду? На конфорку.

4. Психогимнастика.

– Представьте себе, что вы — пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться). И вот нет терпения! Кипит вода, пар из носика валит! Слышится свист. Дети сопровождают текст действиями.

5. Употребление предлога «с».

Составление предложений. Чай вскипел. Вы хотите попить чаю. С чем мы будем пить чай.

Дети говорят полными предложениями: Я буду пить чай с конфетами. Я буду пить чай с сахаром. Я буду пить чай с печеньем.

6. Игра «Где живут продукты?»

А где живёт сахар? (в сахарнице), соль живёт в (солонке), сухари живут в (сухарнице), масло живёт в (маслёнке), перец живёт в ( перечнице), чай живёт в ( чайнике). Кофе живёт в (кофейнике), селёдка живёт в (селёдочнице). Конфеты живут в (конфетнице). Салат живёт в (салатнице).

7. Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку: весело шагать (ходьба).
Руки поднимать (руки вверх-вниз), приседать — вставать (4 приседания).
Прыгать и скакать (прыжки на месте).

8. Игра «Чего не хватает?»

– Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она, Забыла Федора, не знает, каких частей не хватает. Игра «Чего не хватает?» (носика у кувшина, ручки у кружки, ручки у кастрюли).

9. Развитие фонематического слуха.

– Какая посуда была сломана? (Кувшин, кружка, кастрюля). Назовите звук, с которого начинаются эти слова.. «К». Характеристика звука, (согласный, глухой, твёрдый).

Игра «Звуковые домики».

Логопед называет слова, а дети определяют место звука «к» в слове, кладут синий кружочек в соответствующее окошечко домика. Слова: кастрюля, чайник, маслёнка, конфетница, стаканы, носик, кофеварка, горшок, кувшин, тарелка.

10. Развитие связной речи.

– Дети, скажите, какое настроение у Федоры? Весёлое или грустное? Федора расстроена, ей грустно. Ведь от неё убежала вся посуда. Подарим Федоре чайник. Но прежде, чем подарить Федоре чайник, давайте расскажем, какой он.

Читайте также:
Конспект занятия: Звук и буква 'А', дикие животные

Логопед вывешивает на доску мнемотаблицу. Дети, ориентируясь на таблицу, рассказывают сказку: «Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.»

Из разрезанных частей дети на доске выкладывают красивый цветной чайник и дарят его Федоре.

11. Итог занятия.

Ритуал прощания, все дети берутся за руки.

– Улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой и скажите волшебные слова: «Добро побеждает зло». Ведь и сказка Чуковского заканчивается тем, что Федора становится доброй и заботливой.

Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №139,
г. Иркутск

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста: “Чудо -посуда”.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_rasskaza_o_posude.docx 241.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Составление описательного рассказа о предметах посуды

в старшей группе «Чудо –посуда»

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)

– Уточнять, расширять, систематизировать и активизировать словарь по теме «Посуда».

– Закреплять знания о назначении посуды.

– Учить классифицировать посуду по способу употребления в быту.

– Развивать монологическую речь, память, внимание.

– Воспитывать интерес к занятию.

Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложки (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске,

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

В чем подают обед собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке). А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это? (посуда).

(Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.)

-Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (дети называют) как одним словом можно назвать эти предметы?

Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?

Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).

Дети: одна тарелка глубокая, а другая мелкая.

Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают) А мелкая тарелка для чего нужна (ответы детей). Что бывает мелким и глубоким?

Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).

Воспитатель: а теперь давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которая называется «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник

(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)

Очень важный, как начальник,

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие бедняжки

(приседать, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни разобьются

(кружиться, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принес.

(сделать большой круг)

Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?

Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.

Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?

Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?

Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.

Воспитатель: А какие еще стеклянные предметы вы видите на столе?

Воспитатель: Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны (дети отвечают).

Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а вы должны подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий).

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (выставить на доску картинки с изображением посуды). Ребята, посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна? Вам подсказка – модель описания посуды

Послушайте мой рассказ ( образец описательного рассказа ): Это кастрюля. Она хранится на кухне. Кастрюля зеленого цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.

Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел картинки. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. Другим детям воспитатель предлагает отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на доске описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро». Вы все встаете в круг, а я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я брошу мяч Уле и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. (в этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный и т. д).

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Посуда.

Содержимое публикации

по развитию речи

в старшей логопедической группе

Тема: Посуда.

Составил: учитель-логопед Гаськова Е.В.

Коррекционно-образовательные:

систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана;

формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;

уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;

совершенствовать грамматический строй речи:

согласование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

согласование существительных с числительными;

образование существительных Р.п. (без чего?)

образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная), работа с относительными прилагательными;

Коррекционно-развивающие:

развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимания, координацию речи с движением, конструктивного праксиса.

Коррекционно-воспитательные:

формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола.

Оборудование: различные предметы кукольной посуды, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды.

Предварительная работа: чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде, пальчиковой гимнастики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I .Вводная часть.

Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло видео письмо и адресовано оно вам. Посмотрим его? Внимание на экран.

Федора: Ой, горе Федоре, горе,

От меня сбежала вся посуда,

И чашки ушли и стаканы,

Остались одни тараканы.

Помогите, детишки, пожалуйста

Мне посуду отыскать, починить и приласкать.

Чтобы всю посуду зазвать,

Нужно в игры поиграть.

А ваша команда дружна?!

Мне ваша помощь нужна.

Выполним заданье вместе

Склеим и уберем посуду на место.

Логопед: Ребята, вы узнали кто это? Да, это Федора. А из какой сказки и кто написал эту сказку?

Но Федора опять просит о помощи. Вы готовы пройти испытания?

За каждое правильно выполненное задание вы получаете «осколки» разбитой посуды. А когда «осколков» будет много, мы их соберем и склеим. И вернем всю целую посуду Федоре.

II .Основная часть.

1.Игра «Скажи одним словом»

Как назвать одним словом посуду, которая стоит на подносе? (чашка, блюдце, … – это чайная посуда). Для чего она нужна?

Какая посуда стоит на столе? Этой посудой пользуются за столом во время обеда (тарелка, вилка, … – это столовая посуда).

На полке стоит какая посуда? (кастрюля, сковорода, … – это кухонная посуда). Для чего используют эту посуду?

Молодцы, с заданием справились. Получаете «осколки» посуды.

2. «Назови части посуды»

У чайничка есть стенка, донышко, носик, крышечка, ручка.

Молодцы. И с этим заданием справились. Получите «осколки» посуды и отправляемся дальше.

3.Игра: «Без чего?» Посуда убежала от Федоры и по дороге разбилась. Скажи без чего посуда.

Сковорода без ручки. Чайник без носика. … и т.д.

Получите «осколки» посуды.

4.Игра «Посчитай и назови» Вернулась к Федоре посуда, но не вся. Часть посуды по дороге разбилась. Посчитай, сколько предметов посу­ды вернулось к Федоре. Назови их.

Вернулось пять ложек. … … … И др.

Молодцы. Получите «осколки».

5. «Скажи наоборот» Какая посуда?

Глубокая тарелка, а блюдце какое? … (мелкое),

Чистая посуда – посуда …, новая – …, хрупкая – …,

Объяснить значение слова «хрупкая».

«Скажи из чего – какая»

Из каких материалов изготавливают посуду. Закончи предложения:

Если вилка из пластмассы, она какая? – пластмассовая.

Если нож из стали, он какой? – …

Если ложка из дерева, она какая? – …

Если чашка из фарфора, она какая? – …

Если кувшин из глины, он какой? – …

Если стакан из стекла, он какой? – …

Если кастрюля покрыта эмалью, она какая? – …

Если сковорола из чугуна, она какая? – … и др.

Правильно. Всем «осколки».

Физминутка. (речь с движениями).

Я – маленький чайник Рука на поясе, другая отставлена в сторону

На столе начальник. как носик.

Вот мои подружки- Руки перед собой сомкнуты в круг,

Блюдца и кружки. присесть, одна рука на поясе

Вот серебряные ложки Руки поднять вверх, сомкнуть над головой

Голова на тонкой ножке. овалом. Подняться на цыпочки

Вот пластмассовый поднос. Прямые руки соединить перед собой

Он посуду нам принес ладонями вверх. Наклон вперед. Руки в том

6.Игра «Назови ласково»

Федора очень радовалась возвращению посуды. Она её чистила, мыла, и называла ласково. Назови каждый предмет посуды ласково:

Тарелка – тарелочка, ложка – …, стакан – …, вилка- …, нож – …, миска – …, кастрюля – …, чайник – …, чашка – …, блюдце – …, сковорода – … и др.

Правильно, получите «осколки».

7. «Расскажи о посуде по схеме»: (сахарница, миска, …).

Молодцы, со всеми заданиями справились. Получите еще «осколки».

III .Практическая часть задания.

У нас много «осколков». (Все «осколки» вырезаны из цветной самоклеящейся бумаги).

Склеим все «осколки». (Дети склеивают).

Какая красивая посуда получилась, как новая.

IV .Итог занятия.

Логопед: Ребята, спросим у Федоры, как наша работа.

Молодцы то, какие ребятушки,

Со всеми заданиями справились.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать»

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!

Конспект НОД по развитию речи старшей группе

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Сегодня я расскажу вам сказку. Называется она «Про Иванушку-дурачка».
Сказка.
Жил-был на свете Иванушка-дурачок, который всё на свете забывал. Как-то раз отправила его мать на базар за молоком и сметаной. Иван собрался и пошёл. Дойдя до рынка, он увидел торговку и купил у неё молоко. Только вот вылить его не во что. Не растерялся Иван, снял с себя шапку, и продавщица налила ему молоко прямо в шапку. Идёт Иван, радуется своей сообразительности и видит – сметану продают, свежую, густую. Подошёл, купил сметану, а положить её некуда. Иван, не будь плох, взял шапку с молоком и вывернул её наизнанку. Молоко вылилось на землю, зато Иван наполнил свою шапку сметаной. Дошёл Иван до дома, а мать его спрашивает:
– Ну что, сынок, купил молока и сметаны?
– Купил, маманя.
– Где же они?
Иван показал шапку со сметаной.
– Хорошо, а молоко?
– Молоко я купил прежде, вот оно – с другой стороны шапки!
И Иван вывернул шапку на другую сторону. Густая сметана вся вывалилась на пол. Так Иван вместе с матерью остались и без молока, и без сметаны.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? А кто мне скажет, что забыл Иванушка-дурачок, собираясь на рынок. Правильно, ПОСУДУ! Если бы он взял с собой кувшин для молока и горшок для сметаны, то все продукты он донёс бы до дома. Конечно, мы можем посмеяться над Иванушкой из сказки. Ну, как можно быть таким забывчивым и глупым! Однако ясно одно – без посуды туго пришлось бы не только Иванушке-дурачку, но и нам с вами.
А сейчас я вам загадаю загадки про посуду.
Загадки.
(по мере отгадывания на доску выставляются картинки с отгаданными предметами посуды)
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдаёт поклон.
(чайник)
2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из неё едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут её …. тарелкою.

3. На кухоньке нашей мы варим в неё кашу,
Картошку, бульоны, супы, макароны.
(кастрюля)
4. На кухне ей всегда почёт
Она и жарит, и печёт,
Не приготовить нам еды
На кухне без … сковороды.

5. Он – пузатый великан,
У него не нос, а кран.
От него исходит жар.
Что же это? (самовар)

6. Сел за стол и я копаю маленькой лопаткою.
Инструмент я окунаю в борщ, повидло сладкое.
Что лопатка зачерпнёт, отправляю сразу в рот:
Кашу, торт, бульон, окрошку…
Знают все, что это … ложка!

7. У неё зубцы стальные, длинные и острые
Ею подцеплять куски очень даже просто нам! (вилка)

8.Он из стали и прекрасно режет овощи и мясо.
Только лезвие не трожь. Ну, конечно, это … нож.

9.Её за ручку мы берём
Чай, кофе из неё мы пьём ( чашка)

10. Сделаны из стекла,
Предназначены для сока, чая, молока (стаканы)

11.Лишь для хлеба создана, бережёт его она (хлебница)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Посмотрите на доску, как же назвать одним словом все эти предметы, о которых все мои загадки? Правильно, ПОСУДА!
Давайте с вами отдохнём и поиграем.
Пластические этюды (выполняются на ковре)
Воспитатель:Сейчас мы с вами превратимся в посуду. Давайте вместе скажем волшебные слова «Я три раза обернусь и в посуду превращусь!»
Вы превратились в:
кипящий самовар (изобразите его); кастрюлю, наполненную водой; ложку; ведро с крышкой; разбившуюся чашку (дети изображают предметы посуды).
Давайте снова скажем волшебные слова и снова превратимся в детей «Я три раза обернусь и в ребёнка превращусь!»
Изобразите:
как вы моете посуду; наливаете воду в кувшин с узким горлышком; несёте чашку, наполненную водой; размешиваете ложкой сахар в стакане; наливаете суп половником; дотронулись до горячей сковороды.
Воспитатель:А сейчас представьте, что вы разбили чашку. Что вы чувствуете? (огорчение, грусть). Покажите на лице огорчение.
На следующий день мама вам купила новую красивую чашку. Что вы почувствуете? (радость, счастье). Изобразите на своём лице радость(дети изображают радость только мимикой).
Воспитатель: Молодцы! (дети садятся за столы) Давайте вспомним, какая бывает посуда? Ответы детей (чайная, столовая, кухонная).
Правильно, чайная – это какая посуда? (кухонная, столовая) Ответы детей.
( чайная посуда, из которой мы пьём чай
столовая – посуда, из которой мы кушаем.
кухонная – посуда, в которой мы готовим еду).

Воспитатель: Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки? Как она называется? («Федорино горе») Кто написал эту сказку? ( К. Чуковский) А чем заканчивается сказка? Да, Федора исправилась.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать».
С тех пор Федора ухаживает за своей посудой и называет её только ласковыми словами. Давайте и мы попробуем называть посуду ласково.

Д/игра «Назови посуду ласково» (в кругу с мячом).
(воспитатель каждому ребёнку бросает мяч и называет предмет посуды, ребёнок ловит мяч, называет этот предмет посуды ласково и бросает мяч обратно воспитателю)
Тарелка – тарелочка
Кастрюля – кастрюлька
Бокал – бокальчик
Ложка – ложечка
Сковорода – сковородочка
Чашка – чашечка
Чайник – чайничек

Самовар – самоварчик
Кувшин – кувшинчик
Стакан – стаканчик
Вилка – вилочка
Половник – половничек
Блюдце – блюдечко
Миска – мисочка
Воспитатель: Федора передала вам свой сундучок? Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундучке? Давайте с вами поиграем!

Д/ игра «Опиши посуду».
(ребёнок достаёт 1 предмет посуды из сундучка и описывает его по плану: название предмета, цвет, форма, части, из чего сделана, для чего предназначена)
– деревянная ложка
– фарфоровая тарелка
– стеклянный бокал
– вилка

Воспитатель: Ребята, наши язычки устали и тоже хотят поиграть. А так как мы сегодня говорим о посуде, то наши язычки тоже будут изображать посуду. А, чтобы проверить правильно ли язычки выполняют упражнение, поставьте перед собой зеркала и следите внимательно за своим язычком.

Биоэнергопластика (упражнения «Чашечка», «Нож», «Поставь посуду на полочки»).
(Приложение 1)

Воспитатель: Молодцы! Посуду мы с вами сегодня помыли, на полочки расставили. И, чтобы у нас на кухне был полный порядок, разложим правильно продукты в нужную посуду.

Д/игра «Каждый продукт в свою посуду».

Масло сливочное положим в … маслёнку
Сахар насыпаем в …сахарницу
Соль у нас в … солонке
Перец в … перечнице
Хлеб положим в …хлебницу
Конфеты к чаю у нас в … конфетнице
Салат в …салатнице
Селёдку положим в … селёдочницу.

Рефлексия.
Ребята, о чём мы вами сегодня говорили?
Что вам понравилось?
Что вызвало затруднение?
Какой вывод вы сделали по занятию?

Упражнение «Чашечка»
Исходное положение: сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «Ковшик». Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше
Подержать вот этот ковшик.

Описание движений кисти пальцев рук.
Исходное положение: кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах.
На счёт «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме «ковшика» под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение под счёт от 1 до 10. Повторить 4-5 раз.

Упражнение «Нож»
Исходное положение: сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» открыть рот, высунуть узкий язык и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Превратился язычок
В острый, острый ножичек..
Раз, два, три, четыре, пять.
Нужно ножик нам убрать.
Описание движений кисти пальцев рук.
Описание движений кисти пальцев рук.

Исходное положение: кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счёт «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Упражнение «Поставь посуду на полочки» (верхнюю и нижнюю)
Исходное положение: сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними инижними передними зубами, слегка упираясь в них.
Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
Описание движений кисти пальцев рук.
Исходное положение: кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.
На счёт «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счёт «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе

«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

  • активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;
  • развивать навык словообразования;
  • вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый.
  • закреплять знания о различных видах посуды, ее назначении;
  • развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя.
  • развивать: моторику пальцев рук; память, восприятие, внимание, мышление.
  • воспитывать бережное отношение к посуде, желание
    содержать ее в чистоте.
  • рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.
  • чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин».
  • отгадывание и разучивание загадок о посуде,
  • игры: «Что в чем?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвертый лишний» и др.
  • конверт с заданиями, плакат с силуэтными изображениями предметов посуды;
  • посуда чайная: чайник, чашка, блюдце, сахарница,
    салфетница, чайная ложка;
  • столовые приборы: ложка, вилка, нож;
  • столовая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, хлебница;
  • кухонная посуда: кастрюля, сковорода, терка, чайник, половник;
  • карточки на каждого ребенка;
  • простые карандаши на каждого ребенка;
  • две картины для игры «Что разбилось?»;
  • полочка, два свободных стола;
  • салфетки из ткани для сервировки стола;
  • корзина с угощением;
  • мяч

Методы и приемы: сюрпризный момент: письмо от посуды, загадывание загадки, дидактические игры: «Какая посуда спряталась», «Что без чего», «Накрой на стол», «Что разбилось»

Словарная работа: сервиз, сервировать.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят в группу, в это время вбегает плачущая Федора с криками:

Федора: Ой, какое горе, какое горе!

Воспитатель: Что случилось? (обращаясь к Федоре)

– Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете проводить занятие?

Ф: Разве вы меня не узнали? Я же Федора.

В: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?

Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».

В: Почему же она плачет, может она заболела?

Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

Ф: (плачет): Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать – устала.

В: Что же делать? Как же бабушке помочь?

(В это время раздается стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с большим конвертом).

Посмотрите, ребята, письмо пришло. Интересно, для кого оно? (разглядывает) Бабушка Федора! (удивленно), да ведь это письмо для тебя (Отдает письмо Федоре).

Ф: (Открывает конверт и читает).

Здесь какая – то загадка. (Читает):

Ты не сядешь за обед,

Если в доме меня нет.

(делает задумчивый вид) – Ничего не понимаю! Что это?

В: Ребята, а вы догадались? Давайте поможем бабушке загадку отгадать.

В: А как вы догадались?

Д: Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.

В: Федора, да ведь письмо-то от твоей сбежавшей посуды. Что она пишет? Читай.

Ф: «Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте», (после этих слов Федора начинает плакать):

– Как же я выполню задания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?

В: Ребята, поможем Федоре?

В: (К Федоре) Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать ее в чистоте.

В: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.

Д: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.

В: Ну, что, Федора даешь обещание?

Ф.: Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

В: Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе уже зима, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет. Ты, бабушка, (Обращается к Федоре) посиди, отдохни, а мы немного разомнемся, да к делу приступим!

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

В: Первое задание «Угадай, какая посуда спряталась»? (Воспитатель вывешивает на доске плакат и приглашает детей): Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и угадайте, какие предметы спрятались?

(Дети называют предметы посуды, объясняют ее назначение) Например: это чашка – чайная посуда, из чашки пьют чай и т.д.

В: Молодцы! Какие вы внимательные! С первым заданием справились. Нашли и назвали все предметы посуды. А сейчас второе задание:

Игра «Что разбилось?»

В: Посмотрите на картинку (показывает детям) её нужно хорошо рассмотреть и запомнить все предметы, которые на ней нарисованы. (Дети в течение 1 минуты рассматривают картинку).

В: Стала Федора переставлять посуду на другой стол и кое-что разбила. А что же она разбила? Догадайтесь (Вывешивает другую картинку, дети рассматривают ее и называют разбившийся предмет).

В: А сейчас нужно выполнить третье задание:

Игра «Что без чего?»

В: Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Видела я ее посуду, то одной части не хватает, то другой. Давайте попробуем починить посуду, для этого надо дорисовать и назвать недостающие части. (Раздает листочки, дети садятся за столы и дорисовывают недостающие детали, комментируя свои действия).

Например: Эта чашка без ручки. Я дорисовал ручку и т.д.

В: Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.

Игра «Накрой на стол»

В: Вся посуда у Федоры перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на три команды.

1 команда – накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.

2 команда – накрывает стол к обеду (столовая посуда).

3 команда – убирает и расставляет на полочке кухонную посуду.
После этого проверяется правильность выполнения задания.

Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож – как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).

В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.

В: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?

Д: Сервиз, чайный сервиз.

В: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?

В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?

В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим для Федоры новое слово, чтобы она хорошо его запомнила.

Д: Сервировать – красиво накрывать стол (3-4 ответа).

В: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.

Игра «Что из чего»

В: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч.

Ф: Вот вам и мяч (Подает воспитателю).

Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательные: хлебница из пластмассы – пластмассовая хлебница,

Стакан из стекла – … (стеклянный)

Ваза из хрусталя – … (хрустальная)

Ложка из дерева – … (деревянная)

Нож из стали – … (стальной)

Вилка из метала – … (металлическая)

Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)

Кувшин из глины – … (глиняный)

Чашка из фарфора – … (фарфоровая)

В: А сейчас внимательно посмотрите на столы, на полочку, какие еще предметы посуды вы можете назвать?

Д: Фарфоровая чашка, фарфоровый чайник, фарфоровое блюдце, фарфоровая сахарница.

В: Ну, что, Федора! Давай следующее задание.

Ф: (Заглядывает в конверт).

– Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили! (Удивлено). Ну и молодцы! Выручили меня!

В: Федора, а ты разве ничего не заметила? Посуда давно вернулась! Помоги мне, пожалуйста. (Вносят стол, накрытый сверху скатертью – стол сервирован, в центре чайник).

В: Вот посмотри, Федора, чай уже готов.

Ф: А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку).

В: Если все готово можно и гостей к столу приглашать!

(Дети приглашают гостей за стол).

1. Брозаускас Л.Г., Нужная А.Н., Занимательное обучение дошкольника: Спор на кухне. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 192 с. (Серия «Азбука развлечений»).

2. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).

3. Нефедова К.П., Посуда и столовые принадлежности. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 96 с. (Знакомство с окружающим миром. Развитие речи).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме “Посуда”: “Путешествие в царство Самовара”

Задачи:

  1. Расширять и активизировать предметный словарь по теме: «Посуда».
  2. Уточнить названия предметов посуды и их частей, материалов, из которых сделана посуда;
  3. Формировать навык образования относительных прилагательных.
  4. Развивать зрительное, слуховое восприятие, память, познавательный интерес.
  5. Закрепить у детей знания о народных промыслах: хохломской росписи.

Материал: Набор посуды: стеклянной, фарфоровой, глиняной, металлической, деревянной; 3 таза с водой; магниты.

Ход занятия

1. Игровой момент.

В руках у воспитателя письмо. Воспитатель читает письмо: «Дорогие дети! Помогите мне вернуть посуду! Вся моя посуда убежала в царство Самовара. Вернуть ее можно только выполнив все задания Самовара». Воспитатель: Дети, как вы думаете, от кого это письмо?

Воспитатель: Поможем Федоре Егоровне?

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в царство Самовара. Путь туда не близок, и на нашем пути будет много препятствий. А дорогу в царство Самовара нам покажет вот этот клубочек.

2. Основная часть.

1. «Ты клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Клубочек катится, дети идут за ним, он останавливается. «Клубочек дальше не катится,

значит нужно выполнять первое задание Самовара”. Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится стеклянная посуда:

– Назовите ее: (стакан, кувшин, салатник, фужер, бокал, кружка).

– Из какого материала сделана эта посуда? (из стекла).

– Значит, какая она? (стеклянная).

(Указание воспитателя – отвечать полным предложением).

– Что можно сказать о стеклянной посуде? Какая она может быть? (она тонкая, прозрачная, хрупкая, легкая).

Давайте сравним кружку и бокал. Что у них общего, чем они похожи? Чем они отличаются?

– Для чего используют стеклянную посуду? (в нее наливают воду, сок; из нее пьют; в нее кладут салат).

2. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Клубочек катится, дети идут за ним, он останавливается. «Придется выполнить второе задание Самовара. Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится фарфоровая посуда.

  1. Что это за посуда? (сахарница, чайник, чашка, молочник, блюдце).
  2. Из чего она сделана? (из фарфора).
  3. Значит она какая? (фарфоровая).
  4. А как называется набор посуды с одинаковым рисунком? (сервиз).
  5. Какие сервизы вы знаете? (чайный, кофейный, столовый).
  6. А это какой сервиз? (чайный).

– А что можно рассказать о фарфоровой посуде? (она изящная, тонкая, хрупкая, легкая, блестящая).

Покатился клубочек дальше.

3. «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи!» А теперь наш Самовар приготовил нам третье задание – загадки.

Загадки:

  • Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
  • Новая посуда, а вся в дырах. (Сито, дуршлаг)
  • Дам есть – скворчит, ворчит
  • Не дам есть – молчит. (Сковорода)
  • 4 ноги, 2 руки, один нос, одно брюхо. (Самовар)

Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится металлическая посуда.

– О какой посуде эти загадки? (о металлической).

– Значит из чего она сделана? (из металла)

– Назовите ее? (сковорода, кастрюля, дуршлаг, самовар).

– Для чего нужна эта посуда? (для того, чтобы жарить, варить, кипятить, сливать воду).

– Какая она по весу? (тяжелая).

– Справились мы и с этим заданием. Молодцы! А наш клубочек катится дальше.

4. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи». Клубочек останавливается. Четвертое задание Самовара. Воспитатель убирает салфетку, под которой находится глиняная посуда.

– Что это за посуда? (горшочек, кофейник, чашка, блюдце).

– Из чего сделана эта посуда? (из глины).

– Значит какая она? (глиняная).

– Что можно еще сказать о глиняной посуде? (она тяжелая, блестящая, хрупкая, гладкая)

5. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Дети, клубок привел нас к «Золотой хохломе». Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится деревянная посуда.

Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

– Почему эту посуду называют «Золотая хохлома»? (потому что она расписана элементами хохломы). Назовите их (лист, ягодка, травка).

– А из какого материала изготовлена эта посуда? (из дерева).

– Значит она какая (деревянная)

– Назовите ее (тарелка, солонка, миска, сахарница).

– Что еще можно сказать о деревянной посуде? (она легкая, расписная, золотая).

– Итак, со всеми заданиями Самовара вы справились!

Физминутка. Мы посуду называем. Вместе, дружно поиграем…

6. За то, что вы выполнили задания Самовара – он хочет с вами поиграть. Дети садятся полукругом.

1) Дидактическая игра. «Узнай, какая посуда звучит?»

Воспитатель ставит ширму, ударяет по посуде, дети угадывают какая посуда «пела».

2) Опыт. «Тонет, не тонет»

Самовар придумал такую интересную игру, он хочет узнать, какая посуда тонет, а какая нет.

Выберете каждый по одному предмету посуды и опустите в тазик. У тебя Катя, почему тарелка плавает? Она легкая, из дерева и т.д. Она не тонет. А теперь давайте посмотрим, утонет ли металлическая посуда. Да, утонет, потому что эта посуда тяжелая, из металла. Давайте расскажем Самовару, какие предметы тонут и какие не тонут? (Вывод: тонет металлическая посуда, не тонет деревянная).

Самовар такой затейник, хочет он в еще одну игру поиграть.

3) Опыт. «Какие предметы притягиваются?»

Дети, что у меня в руке? (магнит).

– Для чего нужен магнит? (чтобы узнать какие предметы притягиваются, а какие нет).

Проведение опыта: Дети берут магниты и подносят к металлической посуде, затем подносят магнит к стеклянной, деревянной посуде. Делают вывод – притягивается к магниту только металлическая посуда.

7. Дети, а теперь давайте вспомним, почему в сказке посуда убежала от Федоры? (потому что она не ухаживала за ней, била ее). Давайте поможем Федоре «отремонтировать» ее посуду.

Игра «Дорисуй». На рисунках у детей чайник, кастрюля, чашка, сковорода, у которых недорисованны детали – крышка, ручка, носик. Им нужно назвать недостающие детали и дорисовать их.

Теперь Самовар разрешает, чтобы мы отправили всю посуду Федоре Егоровне и просит нас о том, чтобы мы написали ей письмо, о том, как надо обращаться с посудой и заботиться о ней. Как за ней ухаживать? Для чего нужна посуда? Ответы детей воспитатель записывает в «письмо».

3. Подведение итогов занятия. Оценка.

– Молодцы ребята. Воспитатель благодарит всех детей за помощь Федоре и предлагает детям угощение, которое передал им Самовар (баранки, печенье, пряники), и приглашает всех попить вкусного чая из самовара.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной»

Наталья Бондаревская
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной»

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

«Посуда бывает разной»

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире посуде)

Сформировать и углубить представления детей о посуде;

Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);

Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе антонимов.

Совершенствовать грамматический строй речи – закреплять способы образования слов.

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;

Развивающие:

Развивать связную речь, умение (по образцу) рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ;

Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды, характеризовать свойства и качества, классифицировать их;

Развивать творческие способности, мелкую моторику;познавательные процессы: память, слуховое внимание, воображение и восприятие;

Совершенствовать коммуникативные качества через игру.

Формировать субъективные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;

Воспитывать бережное отношение к посуде, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощи;

Проводить профилактику утомления детей на занятии; обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.

Разучивание физкультминутки, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций.

Методы и приёмы:

Наглядные: использование ТСО, показ предметов и иллюстраций, показ образца и способы действия (частичный);

Словесные: загадываюние загадок, беседа и вопросы к детям, создание проблемной ситуации, художественное слово, составление описательного рассказа, физкультминутка с речевым сопровождением, объяснение (в ходе упражнений, рассматривания предметов и картинок);

Практические: планирование выполнения задания, контроль и регулирование; поощрение.

Активизация словаря по теме «Посуда»:

Глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая,; знакомство с новым словом «сервиз», названия круп (кукурузная, гречневая, рисовая, пшеничная).

Оборудование педагогического процесса: Диск с записью, ноутбук, мяч, иллюстрации с изображением посуды, разрезные картинки «Посуда», плакат «Назови лишнее», предметы настоящей посуды из различного материала, опорная схема, силуэты чашек для аппликации, различные крупы в стаканчиках, соль, голубая акварель, кисточки, клей ПВА, салфетки, мольберт.

Ход совместной деятельности с детьми:

Воспитатель вносит в группу коробку, объясняет, что обнаружила её рано утром в приёмной.

-Давайте посмотрим, от кого она пришла. Достаёт диск и предлагает посмотреть, что там.

(На записи бабушка Федора из сказки К. Чуковского просит ребят помочь ей разобраться с посудой).

-Дети, а вам знакома эта сказка? Как она называется?

-Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский

-Какие сказки он ещё написал? («Мойдодыр», «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха»).

-Что же произошло?

«… Бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

– Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.

-Бабушка Федора не может понять, какая посуда от неё ушла. Надо отгадать загадки. (Загадывает Федора)

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдаёт поклон.

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из неё едим мы

Глубокая и мелкая

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

4. На кухне ей всегда почёт

Она и жарит и печёт,

Не приготовить нам еды

5. Её за ручку мы берём

Чай, кофе из неё мы пьём.

7. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

8. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

9. Новая посуда, а вся в дырках

-Молодцы, все загадки отгадали, – хвалит детей Федора.

– Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были эти загадки? Правильно, о посуде! По своему назначению посуда бывает разной, на какие группы её можно разделить? (Чайная, столовая, кухонная) –Для чего нужна кухонная посуда, столовая, чайная?

-Чайная – посуда, из которой мы пьём чай.

– Столовая – посуда, из которой мы едим.

– Кухонная – посуда, в которой готовят еду.

– Сервиз – это набор посуды (чайной, столовой, кофейной), рассчитанный на определённое количество персон, обычно от 6 до 16. Различают парадные сервизы, используемые на праздничных мероприятиях, торжествах, и повседневные, предназначенные для семейных трапез в узком кругу. Сервизы чаще всего изготавливают из фарфора и стекла.

Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться и пропадёт труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.

– Игра «Скажи наоборот»

Педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.

(Глубокая- мелкая, полная- пустая, старая- новая, целая- разбитая, тяжёлая- лёгкая, тусклая- блестящая, прозрачная- матовая, чистая- грязная, взять- положить, налить- вылить, уронить- поднять, аккуратно- небрежно)

– Ребята, как вы думаете, что было, если бы не было посуды? (Ответы детей)_ТРИЗ

-А сейчас послушайте стихотворение, Которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

– Вот какая она помощница – посуда!

– Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? (на кухне).

И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду». Показывает иллюстрации.

Масло сливочное положим в …

Хлеб положили в …

Конфеты к чаю у нас в …

Салат положим в …

(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)

-Почему вся посуда убежала от Федоры? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла её. И пока посуда Федоры, обидевшись на неё, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберём всю её посуду. У вас на столах разрезанные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажете.

Проводится игра «Собери посуду» (Разрезные картинки) Дети называют свою собранную картинку.

-Я собрал чашку (чайник)

-Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник- ворчун, хлопотун, сумасброд

Я всем напоказ выставляю живот

Я чай кипячу,клокочу и кричу: хлопки в ладоши

Хлопки в ладоши

– Эй, люди, я с вами чайку попить хочу.

Прыжки на месте

– Давайте с вами ещё поиграем, выходите ко мне на ковёр, вставайте в круг.

– Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего её делают.

Проводится игра с мячом в кругу, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Маслёнка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

– Ну а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас покажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет.

Игра «Назови лишнее»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Блюдо, кофейник, супница, нож (нож не фарфоровая посуда).

Пластмассовые: тарелка, ложка, стаканчик и металлическая вилка (вилка не пластмассовая посуда).

Керамика… и стекло

– Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили всё по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что в коробке от Федоры есть ещё что-то… Воспитатель по очереди приглашает 3-4 человек. Они достают содержимое посылки и рассказывают о нём, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начитает воспитатель (дает образец описания)

– название предмета посуды

-из чего сделана

1. Это – чашка, она небольшого размера, красного цвета. У неё есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из неё пьют чай, кофе.

– Ну, ребята, помогли вы Федоре с посудой. А чем закончилось «Федорино горе»? Да, она исправилась.Послушает Федору:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать! – говорит Федора и предлагает детям оформить чайную чашку с блюдцем аппликацией из различных круп. Благодарит детей за содействие и прощается.

– Вот какой сюрприз, ребята, приготовила для нас Федора (достаёт всё необходимое из коробки). Давайте все присядем за столы на свои места. Посмотрите, это чайные чашки с блюдцами, они останутся вам на память от бабушки Федоры. Только сначала сделаем их красивыми, украсим посуду различными крупами (кукурузная, гречневая, рисовая и соль). Готовые работы выставляются на доске.

Конспект занятия «Какая бывает посуда?» (Средняя группа) Конспект занятия “Какая бывает посуда” (развитие речи) Ход занятия Ребята, а вам интересно, чем мы сегодня с вами будем заниматься? Вот.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Посуда» Цель: развитие лексико-грамматических категорий речи по теме “Посуда”. Коррекционно-образовательные задачи: уточнить с детьми названия.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Посуда» Цели: продолжать знакомить детей с посудой. Задачи: совершенствовать умение различать предметы посуды, узнавать их, упражнять детей в правильном.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Профессии» Цель: развитие связной речи Задачи: Расширять представление детей о труде взрослых разных профессий; Расширять и активизировать словарь.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам» Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам» в старшей группе. Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 90» Глинская Ирина Васильевна.

Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа) КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей.

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по развитию речи «Посуда» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чучковский детский сад №1 муниципального образования –Чучковский муниципальный район.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Какая бывает посуда» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Посуда» Возраст детей: 3,5 года Задачи: Образовательные: – познакомить с понятием «посуда»; Развивающие: – закрепить знания о разных видах посуды;.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: