Постановка звуков в логопедии

Учим ребенка произносить звук В: постановка правильного произношения

Неправильное произношение пары звуков [в] и [ф] встречается редко, поскольку они считаются довольно простыми для артикуляции. Причинами такого нарушения могут стать, например, дефект верхней губы, сильный тонус губ, сильный испуг, либо нарушение фонематического слуха, при котором ребенок не различает на слух разницы между глухими и звонкими звуками. В любом случае при наличии такой проблемы ее необходимо исправлять. Поставить правильное произношение звука [в] можно даже в домашних условиях, без участия логопеда.

Как мы это произносим?

Особой подвижности губ или языка для извлечения звуков [в] или [ф] человеку не требуется. Правильная артикуляция при их произношении заключается в следующем.

  • Нижняя губа слегка втягивается и выворачивается наружу (не прикусывается), прижимаясь к верхним зубам.
  • Верхняя губа немного приподнимается.
  • Губы не напряжены.
  • Видны верхние зубы.
  • Воздух выдыхается между нижней губой и верхними зубами.
  • При произношении звука [ф] голос отсутствует, голосовые связки в покое.
  • Для звука [в] нужно добавить голос.

Различие только в наличии и отсутствии звука. Поэтому поставить звук [в] можно через его глухую пару.

Во время обучения и закрепления произношения не заостряйте внимание малыша на том, что он не умеет говорить какую-то букву, не ругайте за это и не одергивайте. Наоборот, играя с ним, ненавязчиво помогайте освоить сложную фонему. Излишнее внимание к проблеме вызовет и излишнее напряжение, что никак не способствует речевому прогрессу.

Гимнастика для губ и языка

Для того чтобы ребенок без проблем освоил нужное положение губ и языка, можно проделывать с ним веселую артикуляционную гимнастику для звуков [в] и [ф].

  • «Фыркающий ежик». Малыш подражает фырканью ежа. Ему придется сблизить нижнюю губу с верхними зубами и сделать долгий выдох. Получится звук [ф] – возможно, не совсем четкий, но это можно исправить дальнейшими упражнениями.
  • «Ветерок». Просим кроху показать, как воет ветерок. Сначала показываем ему сами. Ветерок должен быть вначале тихим, а затем становиться все громче, «злее». Зачастую дети не могут целенаправленно «выдать» какой-то звук, а при подражании кому-то или чему-то это выходит у них само собой.
  • «Долгий ветерок». Можно посоревноваться с малышом, чей ветерок будет самым долгим. При этом тренируется и длительность речевого выдоха, что важно для дальнейшего развития речевых навыков, в частности построения длинных предложений.

Во время упражнений показывайте ребенку картинки, так ему легче будет настроиться на правильное и эффективное выполнение задания.



Проделывать такие упражнения можно на прогулке, подражая ветерку, представляя, что по тропинке рядом идет ежик, или дома, слушая ветер за окном или на аудиозаписи, сочиняя сказку о храбром ежике. Возможно, во время таких игр звукоизвлечение не будет идеальным, но это – начальный этап. Далее его нужно будет отшлифовать и закрепить.

Чище, точнее, свободнее

Теперь настало время избавить получающиеся звуки от лишних «призвуков» — зудящих, шипящих. То есть уточнить артикуляцию. Артикуляционные упражнения при этом будут построены на подражании взрослому, постановке произношения через другие звуки, механическом воздействии на губы.

Итак, чтобы наглядно объяснить дошкольнику, как получается «вой» или «фырк», можно использовать следующие приемы.

  • Произносить поочередно [ф] и [в], при этом малыш должен потрогать горло взрослого, чтобы ощутить наличие вибрации при воспроизведении [в] и ее отсутствие для [ф]. Также нужно обратить его внимание на то, какое положение занимают верхняя и нижняя губа.
  • Если у ребенка получается произносить [ф], то звонкий парный можно поставить от него, просто объяснив ребенку, что при выдохе добавляется голос: [ф] – голосок спит, горлышко не вибрирует, [в] – голосок просыпается, у горлышка можно ощутить, как он с силой выходит, создавая звонкий [в]. Для наглядности сначала взрослый произносит звук сам, давая малышу ручкой ощутить вибрацию горла.
  • Если с [ф] тоже пока проблема, его можно поставить следующим образом. Пусть малыш слегка прикусит верхними зубками свою нижнюю губу и начинает выдох, поднеся ладошку ко рту снизу. Он должен почувствовать, как воздух выходит на ладонь, а также «обдувает» верхние зубы и нижнюю губу. Когда ребенок услышит свой [ф], важно объяснить ему, что теперь губку закусывать не нужно: достаточно просто прикасаться к ней зубками посередине. А при произношении губки сильно не напрягать: на этих звуках они «отдыхают».
  • Согласный [в] можно поставить от гласного [у]. Как ни парадоксально это звучит, но их артикуляция максимально приближена. Поэтому когда малыш произносит «у-у-у», достаточно лишь немного приподнять пальцем его нижнюю губу, приближая ее к верхним резцам: [в] получится сам собой.

Для того чтобы ваше чадо могло наглядно увидеть, насколько похожи его действия на ваши, проводите такие игры перед зеркалом. Даже в самом раннем возрасте (7-10 месяцев) кроха в состоянии повторить артикуляцию взрослого, если видит его и себя в зеркале. Поэтому зеркало – неотъемлемый атрибут и занятий с профессиональными логопедами.

До автоматизма

Чтобы закрепить результат после постановки звука, нужно постоянно, ежедневно выполнять с ребенком упражнения на отработку произношения.

  • Повторение цепочки слогов, где после [в] стоят гласные. Сначала это будут цепочки одинаковых слогов («ва-ва-ва», «во-во-во» – и так со всеми гласными), затем можно строить цепочки из разных слогов («вы-ва-ву», «ве-ва-во»).
  • Проговаривание слов, содержащих [в] в начале слова (Ваня, вы, вода, воз, вата, вожак, ванна, высота, вахта, вагон, волк, вуаль).
  • То же самое, только фонема должна находиться внутри слова (Иван, корова, сова, диван, халва, кровать, забава, вывозить, сорвать, выводок).
  • Слоги со стечением других согласных рядом с [в] (вку, впа, тва, зву, вкла, вра, вклю).
  • Слова с такими слогами (впадать, листва, включение, вкусно, внучка, вложение, звуковой, вкладыш, звучание, вклад, звание, власть, вкус, влага, звать, звук).
  • Пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, загадки на отработку фонемы [в].

Чтобы такие упражнения не были слишком скучными и «учебными», превратите их в игру: добавьте к занятиям музыку, сопровождайте занятия веселыми пояснениями, особенно к скороговоркам. Можно добавить движения и проигрывать их (так вы поможете ребенку развивать и логоритмику). Можно устроить «экзамен» для родителей: малыш называет сложный слог (тва), а мама называет слово, в котором он присутствует (отвар, отваливать). Слова, значение которых ребенку неизвестно, тут же объясняем. А если еще и рассказать ему интересные истории о происхождении и значении поговорок или пословиц, получатся познавательные игровые занятия по развитию речи, которые ребенку наверняка придутся по душе.

Читайте также:
Тестовая речевая карта

Можно использовать картинки и карточки, которые помогут и маме и ребенку.

Очень упрощает упражнение с произнесением разных слогов со звуком В манипулирование бусинками или пуговками. Их можно нанизывать на шнурок: одна бусинка – один слог, или выкладывать на трафарет (как на картинке), или просто «прыгать» пальчикам по кочкам и произносить слоги. При этом мама произносит слог, ребенок – повторяет.

Важно играть с ребенком в логопедические игры, когда он к этому готов, и столько, сколько он может играть, не уставая и не отвлекаясь. Против его воли получить результат будет невозможно. Это может вызвать только ответный протест, малыш замкнется в себе. Поэтому «дозировать» занятия нужно в соответствии с возрастом: до 4 лет достаточно 2 раз в день по 5-7 минут, после 4 лет – 2 раз по 10-12 минут. Но если ребенок – непоседа, такое расписание придется корректировать, разбивая на большее число «подходов», дробя время занятий.

Произношение и проблемы со здоровьем

Случается, что ребенок не может говорить какие-то определенные буквы (порой очень много) при таких отклонениях, как, например, фонетико-фонематическое недоразвитие, когда кроха не различает при произношении другими людьми каких-то звуков и, соответственно, не может сам их правильно произносить.

Здесь поможет специальный комплекс упражнений, подробно изложенный в этой статье.

Если у ребенка диагностирована задержка психоречевого развития, проблемы с произношением у него будут непременно. Поэтому когда самостоятельно не удается поставить какие-то звуки, важно вовремя обратиться за помощью к логопеду. Ведь при ЗПРР страдают отделы мозга, отвечающие за психоэмоциональное и речевое развитие. Корректировать их чаще всего приходится комплексно, с использованием медикаментозных средств, оказанием психологической, психиатрической и логопедической помощи. Главное не упустить момент, когда на развитие речи можно влиять.

Правильное, красивое произношение не всегда результат того, что малыш родился здоровым во всех отношениях. К современным деткам это понятие, к сожалению, относится все реже и реже. Поэтому заниматься исправлением неправильного произношения нужно обязательно. И чем раньше вы начнете, тем лучше будет результат.

Постановка сонорных звуков: этапы, способы и упражнения

Среди 42 фонем русского языка, 36 – это согласные звуки. В их образовании в большей степени участвуют язык, зубы, губы и нёбо. Гласные звуки состоят только из голоса, т.к. в их образовании участвуют легкие и голосовые связки. Согласные же состоят из шума, но среди них есть такие, в которых присутствует значительная часть голоса. Их называют звонкими согласными (сонорными).

Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не образовывают шума при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. Сонорные звуки не имеют пар по глухости в отличие от большинства звонких согласных.

К сожалению, количество детей, у которых к 5-6 годам есть проблемы с произношением Р и других сонорных звуков, увеличивается. В связи с этим у родителей появляются серьезные опасения, ведь этот возраст пограничный, т.е. впереди обучение в школе, а ошибки в звукопроизношении неизбежно переносятся на ошибки в чтении и письме. Также могут встречаться насмешки со стороны ровесников, которые приведут к тому, что ребенок станет замкнутым и у него серьезно снизится самооценка.

Нарушения произношения звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]

Нарушения при произношении звуков Л и Л’ называют ламбдацизмами. Звук может вовсе отсутствовать в речи, произноситься межзубно или с какими-то другими искажениями (Л произносится как [нг], произносится мягко, как [Л’] и т.д.).

Другой формой этого нарушения являются параламбдацизмы, для которых характерна замена на другие звуки. [Л] может заменяться на [Р], [У], [Ы], [В] и т.д.

Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют ротацизмами:

  • Звук отсутствует.
  • Горловое произношение (велярное или увулярное).
  • Боковое (слышится [рл’]).
  • Носовое (слышится [нг]).
  • Одноударное.
  • Р произносится мягко, как Р’.

Другой тип нарушения параротацизмы, т.е. замена звуков на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.

Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при условии нормального развития других компонентов речи). Если же проблемы встречаются после 5 лет, то это является весомым поводом для обращения к логопеду-дефектологу.

Правильная артикуляция звуков Р и Л

Артикуляция звука Р:

  • Губы разомкнуты и обнажают зубы.
  • Кончик языка в форме ложечки поднят и вибрирует у альвеол (при твердом Р) или у верхних зубов (при мягком Р).
  • Корневая часть языка опущена (при твердом Р) или поднята (при мягком Р).
  • Нёбная занавеска поднята – она преграждает выход воздушной струи через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
  • Напряжение выдыхаемой струи воздуха достаточно сильное.

Артикуляция звука Л:

  • Положение губ зависит от последующих гласных звуков.
  • Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны.
  • Между краями языка и коренными зубами есть щель, через которую будет проходить воздушная струя.
  • Корневая часть при произношении Л приподнята (язык в форме седла), при произношении Л’ – опущена, приподнята передняя средняя часть спинки языка.
  • Нёбная занавеска поднята и преграждает выход струи воздуха через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция сонорных звуков

Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы.

На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.

Читайте также:
Конспект подгруппового логопедического развлечения

Вот несколько примеров таких упражнений:

  • «Улыбка – трубочка». Нужно поставить верхние резцы на нижние, растянуть губы в улыбке, обнажив все зубы. Такое положение нужно удерживать в течение 3-5 секунд. Затем вытянуть губы трубочкой, удерживая в таком положение те же 3-5 секунд. Повторять переключение между позициями нужно 5-7 раз. Важно следить за тем, чтобы в процессе переключения зубы не сдвигались и не размыкались.
  • «Футбол». Необходимо вытянуть губы трубочкой и продолжительно дуть на шарик из ваты, который лежит на столе перед ребенком. Цель – загнать «мяч» в импровизированные ворота (можно сделать из больших кубиков). Загонять шарик нужно на одном выдохе, при этом нужно следить, чтобы щеки не раздувались.
  • «Грибок». Раздвинуть губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткрыть рот и, прижав широкий язык к нёбу, широко открыть рот. Такое упражнение лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная связка – его ножка).
  • «Качели». Необходимо улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот, затем положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны). Такое положение нужно удерживать под счет от 1 до 5. Затем поднимаем широкий язык на верхние резцы (с внутренней стороны) и удерживаем под счет от 1 до 5. Положение нужно менять 4-5 раз.
  • «Чистим зубы». Открываем рот и кончиком языка «чистим» верхние резцы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом губы должны быть растянуты в улыбке, нижние и верхние зубы обнажены. Нижняя челюсть не должна двигаться – только язык.
  • «Гармошка». Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Нужно следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

Способы постановки сонорных звуков

Постановка сонорных звуков мало чем отличается от постановки других звуков. Она также предполагает использование нескольких методов: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционного уклада и смешанный (от опорного звука с механической помощью и т.д.). Для примера приведем способы постановки звуков Л и Р.

Постановка звука Л по подражанию

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.

Постановка звука Л от артикуляционного уклада

Логопед подробно объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы при произношении звука Л. Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад, использовать правильную струю воздуха, определить наличие или отсутствие голоса. В итоге должен получиться правильный изолированный звук.

Постановка звука Л от опорного звука

Есть несколько способов:

  • «Пароход гудит». Ребенок должен зажать передними зубами кончик языка и произнести «ы-ы-ы».
  • «Песенка иголочки». Ребенок произносит «а-а-а» и одновременно «постукивает» кончиком языка по альвеолам.
  • Ребенок произносит «а-а-а», одновременно открывая и закрывая рот, прикусывая при этом кончик языка.
  • Ребенок произносит «а-а-а», одновременно касаясь кончиком языка к верхней губе (используется при смягчении звука).

Постановка звука Р по подражанию

Ребенку предлагает образец произношения Р в сочетании с игровыми образами (рычит тигр, ревет мотор и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка гласных звуков у ребенка – пособие для логопедов

Постановка гласных звуков в логопедии – одна из ключевых задач. Важно научить дошкольника правильному проговариванию всех звуков русского языка. Наиболее сложны для детского восприятия сонорные, шипящие и свистящие фонемы, но в последние годы увеличилось количество дошколят с нарушением произношения гласных.

Артикуляция гласных в норме

В категорию гласных входят 6 фонем: А, И, У, О, Э, Ы. При их произношении воздух выдыхается со звуком, в надставной трубе или резонаторной камере он обретает определенный тембр, который зависит от очертаний полости рта и глотки, направленности воздушного потока.

Помимо вышеуказанных, вот какие бывают гласные звуки в русском языке: Ё, Е, Я, Ю. Это йотированные фонемы, то есть образовавшиеся от О, Э, А, У с добавлением звука Й. Каждая из перечисленных фонем нуждается в четкой наружной и глоточной артикуляции, иначе речь будет невыразительной, некрасивой.

Артикуляция гласных имеет общую особенность: поднятое мягкое нёбо прижимается к задней поверхности глотки, воздушный ток через полость носа перекрывается, в результате воздух идет через ротовое отверстие. Голосовые складки напрягаются, формируя звучание.

Вот какая артикуляция конкретных гласных:

  • А – челюсти раскрыты, расстояние между зубными рядами около 1,5 см, губы не полностью закрывают резцы и клыки, язык расслабленно лежит, передним краем касаясь нижних зубов;

  • О – губы округлены и незначительно вытянуты, закрывают зубы, язык сдвинут вглубь ротовой полости, напряжен, в задней части приподнят к мягкому нёбу;

  • У – губы сжаты и вытянуты дудочкой, верхние зубы не касаются нижних, язык поднят к нёбу, а его основание задвинуто вглубь полости рта;

  • И – губы слегка улыбаются, чуть обнажив зубы, язык сдвинут вперед, приподнят;

  • Э – губы улыбаются, рот раскрыт так, что видны зубы, кончик расслабленного языка касается резцов нижнего ряда, а боковины – верхних моляров;

  • Ы – рот приоткрыт, губы растянуты, между резцами есть небольшое расстояние, напряженный язык отодвинут назад, в задней части приподнят, но не прикасается к нёбу.

Методы постановки

Практикуются 2 метода постановки гласных у дошкольников. Первая методика принадлежит дефектологу Федору Федоровичу Рау, включает такие пункты:

  1. Продолжительное изолированное проговаривание, а также в слогах.
  2. Отработка изолированного и слогового произношения.
  3. Изменение громкости проговаривания.
  4. Слоговое проговаривание ударной и безударной гласной, затем в словах.
  5. Определение гласной в слогах.

У педагога Ксении Александровны Волковой иной подход:

  1. Изолированное проговаривание.
  2. Произношение при напряженных органах артикуляции ударной гласной, находящейся в первом слоге слов и в первой позиции слога.
  3. Отработка ударной и безударной формы фонемы.
  4. Проговаривание в начале и конце слов, внутри слов меж согласными.
  5. Определение гласной в слогах, затем в словах.

Постановка гласных звуков у детей

Рассмотрим по очереди принципы постановки гласных. В начале занятий для улучшения моторики органов артикуляции применяются артикуляционная гимнастика, массаж языка и щек.

Читайте также:
Интегрированное занятие по теме Весна

Постановка А

Для развития дыхания применяются логопедические упражнения «Ныряем» – вдыхать ртом, а выдыхать носом, и «Понюхай цветок» – медленно и плавно вдохнуть, не поднимая плечи, на выдохе произнести «Ах!», а также вызов бурления воды в стакане посредством выдувания воздуха через соломинку большого диаметра.

Для постановки звука А применяется логопедическая игра «Греем ладошки», направленная на формирование долгой, равномерной и сильной струи воздуха. Ребенок округляет губы, ровно выдыхает теплый воздух на свои руки, как делал бы в морозную погоду, произнося «А-а-а-а-а».

Постановка О

Для совершенствования фонематического слуха применяется игра «На чем я играю?». Педагог играет на музыкальных инструментах, не показывая их детям, а те пытаются угадать, какой предмет издает звук.

Для развития дыхательной способности применяются игры «Ныряем» и «Задувание свечи». Во втором случае ребенок делает глубокий носовой вдох, медленно и тихо выдыхает воздух на свечное пламя, чтобы оно не погасло, затем делает сильный и продолжительный выдох, чтобы огонь погас. Также применяется вызов бурления воды, только через соломинку малого диаметра.

Звук О ставится по подражанию с помощью игры «Как охает больной?». Ребенок глубоко вдыхает через нос. Сжав губы в трубочку и открыв рот, выдыхает, при этом тихо произносит: «О-о-о-о-ох».

Постановка И

Для совершенствования дыхания педагог просит ребенка дуть, словно легкий ветерок, а также создавать бурление воды, используя соломинку большого диаметра.

Ставится звук И по подражанию: произносится медленно, с постепенным удлинением выдоха. Педагог предлагает покричать, как осел. Воспитанник произносит: «Иа-иа-иа!».

Второй метод – механический. Логопед чуть надавливает на конец языка, пододвигая его к резцам нижнего зубного ряда.

Постановка Э

Для улучшения слухового восприятия применяется упражнение «Кто как кричит?». Педагог включает записи звуков, издаваемых разными животными, а воспитанник должен узнать, кто так кричит. Затем дошкольник рассматривает изображения животных, указывает пальчиком, чьи голоса слышал.

Дыхательные упражнения все те же: «Ныряем», дуть, как легкий ветерок, и делать бурление воды посредством соломинки большого диаметра.

Для постановки звука Э практикуется игра «Вздохи». Ребенок представляет, что хочет вздохнуть после тяжелой работы. Он глубоко втягивает воздух носом, подводит кончик языка к нижним резцам и, открыв рот, растянув губы в легкой улыбке, тихо проговаривает: «Э-э-э-э-эх». Когда дошкольник научится тихо выговаривать фонему, можно перейти к произношению во весь голос.

Постановка Ы

Для совершенствования слухового восприятия применяется игра «На чем я играю?». Для развития дыхательной способности практикуется напевное проговаривание гласных.

Звук Ы ставится по подражанию и механическим методом. Во втором случае логопед слегка давит на кончик языка шпателем, отодвигает язык назад.

Постановка У

Для совершенствования дыхательной способности применяются задания «Задувание свечи» и создание бурления в стакане посредством соломинки большого диаметра.

Ставится звук У по подражанию. Педагог спрашивает, как воют волки на луну. Воспитанник произносит: «У-у-у-у!». Как кричит в лесу заблудившийся грибник: «Ау-у-у-у!». Какие звуки издает корова: «Му-у-у-у-у!».

Второй метод постановки – механический. Логопед посредством шпателя сдвигает язык назад, а пальцами вытягивает губы ребенка.

Автоматизация гласных звуков

После постановки следует автоматизация произношения. Начало занятий такое же, как при постановке, то есть применяются все те же упражнения для развития слухового восприятия фонем и дыхательной способности.

Автоматизация А

Для автоматизации изолированного произношения применяются занятия «Греем ладошки», «Аня плакса» и «Аня засыпает». Педагог просит показать, как плачет Аня. Воспитанник сначала тихо, затем во весь голос произносит: «А-а-а-а-а!». Педагог просит убаюкать засыпающую Аню. Ребенок произносит звук, как при укачивании в колыбельке: «Ааа-ааа-а!».

Второй этап – произнесение гласной в словах. Дошкольник дает имена трем девочкам на картинках, произносит вслух вслед за педагогом: «Аня. Маша. Алла».

Автоматизация О

Сначала гласная проговаривается изолированно, затем в сочетании с другими звуками.

Для автоматизации произношения гласной в словах нужны карточки, изображающие девочку, обруч, окно и осу. Дошкольник повторяет предложения вслед за логопедом: «Это Оля. У Оли есть обруч. Оля смотрит в окно. Олю укусила оса».

Другое задание – повторение слов: овощ, осень, окно, окунь, орех, ослик.

Автоматизация И

Ребенок учится проговаривать гласную изолированно, затем в сочетании с другими звуками.

Для автоматизации в словах дошкольник повторяет вслед за логопедом: игра, блин, лилия, пила, лимон, индюк, слива, ива. Пусть воспитанник нарисует какой-либо из перечисленных объектов.

Автоматизация Э

Для занятия нужны изображения девочки и собаки. Ребенок проговаривает вслед за педагогом: «Это Эмма. У Эммы есть собака Эдик. Эмма зовет собаку: «Эдик, иди кушать!». Эмма кормит собаку: «Эдик, ешь!».

Другое задание – повторение слов: эхо, это, эму, экран, эскимо, эмаль.

Автоматизация Ы

Сначала применяется автоматизация изолированного произношения, затем в сочетании с другими фонемами.

Для автоматизации в словах дошкольник проговаривает слова вслед за педагогом: дым, дыня, мыло, мышь, рыжий, пыль, лыжи.

Автоматизация У

На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение гласной.

Ребенок выговаривает слова за педагогом: ухо, утюг, уж, урок, муха, улица, ум.

Артикуляционная гимнастика для гласных звуков

Четкое произношение в значительной степени определяется развитием речевых органов. Для совершенствования функциональности речевого аппарата применяется артикуляционная гимнастика:

  • Гараж. Ребенок широко раскрывает рот, представляя, что это гараж, в который въезжают машины, при этом язык расслаблен. Через 5 секунд закрывает. И так еще 2 раза.

  • Собачка. Логопед демонстрирует изображение собаки, как она скалится, таким образом животное улыбается. Затем предлагает ребенку улыбнуться, как собачка, показав зубы. В ходе упражнения дошкольник смотрит на себя в зеркало.

  • Хомяк. Ребенок рассматривает изображение зверька, надувшего щеки. Логопед предлагает дошкольнику раздуть щеки, как хомяк, держать воздух 5 секунд, не раскрывая рот.

Желательно проводить артикуляционную гимнастику в форме игры, чтобы у дошкольника не пропадал интерес. Можно придумать объединяющий игровой сюжет для упражнений.

Постановка звуков в логопедии

Этапы логопедической работы при коррекции нарушения.

Технологии произношения звуков.

Исправление звуков проводится поэтапно: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы. На каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идёт частичное повторение материала предыдущего материала.

Читайте также:
Формирование произносительной активности у детей раннего возраста общепедагогическими и специальными методами

I.Подготовительный.

: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, развитие фонематического слуха , отработка опорных звуков, массаж рук, самомассаж пальцев рук(можно применить массажные мячики), предметно-практическая деятельность (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание игры с платочками и т.д.):

осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того, как ребёнок научится выполнять движение, зеркало убирают.

С помощью наводящих вопросов ребёнок определяет, что делает его язык (губы) , где он находится, какой он( широкий, узкий) и. т.д.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием подбирается картинка-образ (образ – наглядное представление о чём-либо), которая служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Упражнения перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребёнком. Для этого он должен показать правильную артикуляцию, ощущать положение и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определённого навыка, достигающегося путём тренировки.

Произнесение большинства звуков русского языка требует б) , выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения для укрепления мышц щёк – надувать щёки и удерживать в них воздух ( “Надуть два шарика”), втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте ( “Худенький Петя”); для выработки направленной воздушной струи – не надувать щёк, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое “окошечко”, сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается в

Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений), музыкальных занятий (особенно тогда, когда проводятся музыкально-ритмические движения). Можно использовать, например, игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; упражнения без речевого сопровождения ( пальчиковая гимнастика); игры и действия с игрушками и предметами, изобразительная деятельность( раскрашивание картинок, обведение контуров и .т .д), лепка из пластилина, штриховка и. т. д. Всё это способствует развитию мышц пальцев и кистей рук.

-например, растирание ладоней вверх и вниз; разминание, затем растирание каждого пальца вдоль и поперёк . Также можно применить карандаши, грецкие орехи, массажные мячики.

Одним из основных видов работы по развитию д) на данном этапе является воспитание у ребёнка умения улавливать разницу между правильными и искажёнными звуками. Нужно давать ему возможность слушать образец логопеда и сравнивать с его собственным искажённым изображением. Таким способом мы направляем его слуховое внимание на эти звуки, показываем границу в их звучании и вырабатываем стимул для преодоления нарушения.

При замене ребёнком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы. Например, ребёнок заменяет звук (р) на звук(л) , то надо дать картинку «Тигр», при этом сказать «Послушай, как рычит тигр: рррр».

Затем дать картинку с изображением летящего самолёта, говоря: « Самолёт летит в облаках, его почти не видно, но слышно как он гудит: « лллл».

Далее, прикрыв рот листком, надо произнести то звук (р) , то звук (л). А ребёнок молча показывает соответствующую картинку-символ ( то есть проводится дифференциация звуков на слух, по акустическим признакам).

Одним из важных направлений является – сходных с нарушениями по артикуляции, но произносимых ребёнком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

Для звука (ш) опорными являются (т), (с). Звуки( ш), (т)-одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Обрабатывая (т) , мы добиваемся умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки (ш), (с)-одинаковые по способу образования(щелевые). Отрабатывая (с), мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука (ш). Для( л) опорными являются( т),( ы)- ( (т) даёт подъём кончика языка к альвеолам, а ( ы) –подъём средне-задней части языка к нёбу), для (р)-(д) и (с) –((д) отрабатывает подъём напряжённого кончика языка вверх, (с)- направленную воздушную струю).

Отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их чёткого произношения в слогах, в словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; приучаем ребёнка выделять опорный звук в слогах, в словах, фразах, что развивает его фонематический слух, даёт практическое представление о таких понятиях, как “звук”, “слово”, «предложение». Всё это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель: устранение деффектного звукопроизношения; развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

1.Постановка звука.

: добиться правильного звучания изолированного звука.

: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса для сонорных и звонких. Отработка произношения изолированного звука.

2.Автоматизация звука.

: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

: постепенное последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.

Читайте также:
Логопедический массаж, эффективность применения логопедического массажа

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

* С, З ,Ш,С,З,Л автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь- в слогах со стечением согласных;

* Ц, Ч,Щ,Л-наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

* Р, Р можно начинать автоматизировать и параллельно вырабатывать вибрацию.

Проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно водится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

3.Дифференциация звуков.

Цель работы: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Направление работы: постепенная последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам ( сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях , в самостоятельной речи).

Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведётся и словарная работа.

При дифференциации звуков подбираются стихотворения, рассказы, (насыщенные нужными звуками), которые ребёнок заучивает, пересказывает, при этом развивает связную выразительную речь на базе правильных произносимых звуков.

Таким образом, каждое занятие требует от логопеда тщательной подготовки с учётом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребёнка.

III.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Направление работы: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков: прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный); прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции: – фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.); фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.); фонематические представления; прием связи звука и буквы.

1. Постановка – первый способ, который должен применить логопед при устранении нарушенного звукопроизношения.

По подражанию ставят шипящие звуки, парные мягкие, парные звонкие звуки; по подражанию можно поставить отсутствующий звук.

При данном способе постановки внимание ребёнка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата и звучании фонемы. Образцом для подражания является изолированный звук или звук в слоге в речи логопеда. Помимо слуха, зрения и кинестетических ощущений используется и тактильно-вибрационный контроль: тыльной стороной руки проверяется, например, качество воздушной струи или работа голосовых складок. На этапе постановки широко используются картинки-символы, муляжи, макеты артикуляции. Таким способом у ребёнка создаётся база для осознанного воспроизведения звука.

. Механический способ предполагает использование вспомогательных средств: шпателей, зондов, пальца ребёнка. Этот способ используется, когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. Используя некоторую исходную артикуляцию, логопед с механической помощью корректирует положение органов артикуляции.

* Например: при постановке звука «ш» ребёнок самостоятельно не может поместить переднюю часть языка на уровень переднего отдела твёрдого нёба, а удерживает широкий кончик языка у верхних альвеол, логопед может указательным пальцем ребёнка слегка нажать снизу на переднюю часть спинки языка и передвинуть тело языка вместе с кончиком чуть глубже в рот, за альвеолы.

* предложив ребёнку произнести звук ( с), логопед плоской ручкой чайной ложки или шпателем поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук (ш).

*Если шёпотом произнести звук (р), то можно получить уклад звука «ш», если предложить ребёнку остановить вибрацию языка при сохранной воздушной струе.

Звук «ш» ставится также и от уклада звука «т», если произносить последний с придыханием, слегка соприкасаясь кончиком широкого языка не с верхними зубами, а с альвеолами или нёбом за альвеолами. Затем ребёнку предлагают не касаться нёба языком, а только подносить язык к нёбу, и продолжать дуть на него с придыханием – так формируют необходимое положение языка. Подключив к сформированной позиции языка работу округлённых, вытянутых вперёд губ «рупором» в сочетании с длительным ротовым выдохом, логопед получает звучание, соответствующее звуку «ш».

Постановка звука от артикуляционной гимнастики– эффективный способ звукопостановки, позволяющий качественно отработать недостающие элементы уклада, сформировать устойчивые кинестетические ощущения, которые будут являться залогом быстрого и прочного введения звука в речь ребёнка.

Третий способ , когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

*Звук «р» ставят с механической помощью от опорного звука «ж». Ребёнку предлагают улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив верхние и нижние зубы, и, не смыкая углов губ, произносить длительно «ж-ж-ж». При описанном положении губ кончик широкого языка несколько переместится вперёд к альвеолам, что соответствует артикуляционному укладу звука «р». На фоне произнесения ребёнком звука «ж» логопед шариковым зондом производит короткие колебательные движения слева направо по нижней стороне передней части спинки языка, в результате чего и происходит звучание «р-р-р».

-От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто «стучать» кончиком языка по верхним альвеолам, произнося [д] = «др».

-От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация стука колёс) = «тр-др».

-От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик» = «дррр». 4.Постановка в 2 этапа: 1) фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за», «да»;

– механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда = [р], слоги «ра», «дра».

По подражанию и механически: поднятие зондом кончика языка при произнесении «сь» или «ся» = [щ] или слог «ща».

Читайте также:
Конспект занятия 'Путешествие по Москве'

Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па – пя, aпa – апя и т.д.).

Ребенку предлагают: – длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; – повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], получается отчетливое [п’], с некоторым придыханием; – перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом, затем так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко: получается сочетание апь; – закрепив полученный мягкий звук [п] – [п’], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п’] – [а]), а потом сливая их; – затем вводить слоги и слова с другими гласными.

-Механический способ. В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам и произносятся при полуоткрытых зубах и губах. При произнесении [т] или слога( та)удерживать кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка): получается [т’] в изолированном виде или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога( aт) получают слог (атъ).

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д’] от [д], [н’] от [н].

При всех трёх способах постановки любого звука всегда надо использовать словесные инструкции, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Таким образом, при постановке звука должны работать одновременно все анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный.

Постановка звука «В»

Твёрдый звук «В» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к щелевым, по месту образования — к губно-зубным, активную роль в его артикуляции играют губы и зубы.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «В». Оглавление

  1. Виды нарушений
  2. Фонематический слух
  3. Постановка звука
  4. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «В»:

  • отсутствие звука, когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «олосы» и «улкан», вместо «волосы» и «вулкан»;
  • замена звука, когда ребёнок заменяет звук «В» на «Л», например, произносит «лода» и «лаза», вместо «вода» и «ваза»;
  • смешение звука, когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «вонтан» вместо «фонтан», и тут же вместо «врач» говорит «фрач».

Причинами неправильного произношения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «В». Пример цепочки звуков: Н, В, Т, У, Д, В, У, Р, А, В, А, Т, В…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «В». Пример цепочки звуков: АС, ВО, ТА, ВУ, РЯ, НЕ, ЗЯ, ВА, ВЭ, АС…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «В». Пример цепочки слов: ваза, груч, вздор, книга, мыло, звонок, кино, сковорода, варежка, рыба, фрукты…

Больше игр на развитие фонематического слуха у детей ищите здесь

Постановка звука

Чаще всего выделяют два способа постановки твёрдого звука «В»: по подражанию и на базе звука «Ф» с прибавлением голоса.

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «В»:

  • нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;
  • верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
  • язык принимает положение следующего гласного звука;
  • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;
  • голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «В».

Автоматизация твёрдого звука «В» в прямых слогах:

  • ва — ва — ва
  • ва — во — ву
  • ву — во — вэ
  • ву — ву — ва
  • во — ву — вы
  • вы — вы — ву

Автоматизация твёрдого звука «В» в обратных слогах:

  • авма — увма — овма
  • увма — эвма — авма
  • овма — авма — ывма
  • увма — овма — увма
  • эвма — овма — ывма
  • авма — овма — увма

Автоматизация твёрдого звука «В» в интервокальной позиции:

  • авэ — овэ — увэ
  • аво — уво — ово
  • ыву — эву — яво
  • авы — овы — увы
  • ава — ова — ува
  • ывы — эвы — явы

Автоматизация твёрдого звука «В» в слогах со стечением согласных:

  • вна — нва — вма
  • вны — нвы — вмы
  • вну — нву — вму
  • внэ — нвэ — вмэ
  • вно — нво — вмо

Автоматизация твёрдого звука «В» в словах:

Воск, выстрел, воробей, вздор, овод, водолаз, вода, внук, валик, халва, корова, вафли, овал, внучка, вторник…

Автоматизация твёрдого звука «В» в словосочетаниях:

Воздушная вата, вафельный торт, сухой валежник, варенье из одуванчиков, выставка живописи, волчья стая, ворон своровал, водить автобус, розовая ванна, свалить дерево…

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Комнатные растения’

Автоматизация твёрдого звука «В» в чистоговорках:

  • Ва–ва–ва, Ва–ва–ва — вот высокая трава.
  • Авы–авы–авы, Авы–авы–авы — зеленеют травы.
  • Ов–ов–ов, Ов–ов–ов — нарубили дров.
  • Ву–ву–ву, ву–ву–ву — васильков букет нарву.
  • Ва–ва–ва, Ва–ва–ва — повтори слова.
  • Вы–вы–вы, Вы–вы–вы — выше головы.

Автоматизация твёрдого звука «В» в предложениях:

У Вали вата. В магазине продавали вкусные вафельные торты. Вот вам сладковатая вода. Морковь выращивают в огороде. Ваня возит паровозик и вагоны. У Вари красивые варежки.

Автоматизация твёрдого звука «В» в стихах:

Любо плавать Ване
в Белом море — в ванне.
Только вот обидно:
видимость пропала,
берега не видно —
мыло в глаз попало…
(А. Шлыгин)

Автоматизация твёрдого звука «В» в рассказах:

«ЛИСЯТА»
Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.

Источники:

  • «Звуки В, Вь, Ф, Фь. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3–5 лет», О. Бутырева;
  • «Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизация и дифференциации звуков у детей 5–7 лет», О. В. Егорова;
  • «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
  • «Тетрадь для закрепления произношения звуков П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь», Н. В. Гальская;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

консультация учителя – логопеда “Правила грамотной речи дошкольников”
консультация по развитию речи на тему

Уже с малых лет нужно приучать ребенка говорить не только на языке быта, но и использовать в своей речи все богатство русского языка. Необходимо повышать речевую мотивацию детей, создавать непринужденную, заинтересованную обстановку. Благриятно воздействовать на все компоненты речи детей, на развитие речевой коммуникации. Но как обеспечить осознание и принятие ребенком правил речи. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, то и правила речи должны быть игровыми – сказочными.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_uchitelya-logopeda.docx 20.95 КБ
konsultatsiya_uchitelya-logopeda.docx 20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя – логопеда

Тема: «Правила грамотной речи дошкольников»

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а так же это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора.

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день эта проблема остается нерешенной и многие дети нуждаются в помощи (педагогов, логопедов, психологов). В процессе комплексного обследования речевого развития детей, лишь у единиц определяется норма речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение ребенка, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это требует пристального внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития.

Какую речь чаще всего мы слышим у наших детей?

Характерные проблемы развития речи дошкольников:

1.Плохая дикция (нарушение в произношении звуков, слогов, слов, фраз).

-Артикуляция смазанная, вялая.

-Слабое речевое дыхание.

-Нарушен фонематический слух.

2. Скудость речи. Маленький словарный запас.

3. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют “ситуативная” речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

4. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных выражений и слов.

4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

5. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.

6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

7. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.(голос в основном тихий, не эмоциональный, с замедленным или наоборот ускоренным темпом речи).

Исходя из этих проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста, можно выстроить свод правил грамотной речи ребенка – дошкольника .

Возникает проблема, ка обеспечить осознание и принятие ребенком правил речи. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, то и правила речи должны быть игровыми – сказочными.

Одним из основных условий для овладения этими правилами, для детей, является их наглядность и простота исполнения. Подражание сказочным героям и активное участие в игровой ситуации должно способствовать быстрому усвоению и принятию детьми речевых правил, и, как следствие, развитию речевой коммуникации

Правила речи для детей

(каждое правило сопровождается соответствующим изображением сказочного персонажа)

  1. Говори всегда четко, внятно и неторопливо .

Спокойно будем говорить,

Не торопиться, не спешить.

И станет наша речь красивой

Четкой, внятной и понятной.

  1. Говори всегда на выдохе

Всегда говорим мы, когда выдыхаем.

Как будто бы шарик мы ртом надуваем

  1. Знакомься с новыми словами и запоминай их

Новые слова будем изучать,

Чтоб много интересного

смогли мы рассказать.

  1. Говори всегда правильно

Правильно слова научись ты изменять,

Чтобы в нужном месте правильно сказать.

  1. Говори плавно и напевно

Плавно, слитно льется речь,

Так вода умеет течь.

  1. Прежде подумай – потом говори

Сказать тебе нужно не мало.

Но с этим не надо спешить.

Спокойно подумай сначала,

Потом начинай говорить.

  1. В конце каждого предложения делай паузу

Ты сказал – отдохни.

И немножко помолчи.

Воздух снова набери.

Дальше плавно говори.

  1. Длинные предложения дели на части

Длинное предложение ты дели на части.

Скажешь четко два-три слова.

Вдох бери спокойно снова.

  1. При разговоре спокойно смотри на собеседника.

Всегда уверенно гляди,

Когда ты говоришь.

И взгляд ты свой не отводи.

Всегда вперед гляди.

Сказочные правила создают заинтересованную, непринужденную обстановку. Повышают речевую мотивацию детей. Благоприятно воздействуют на все компоненты речи, на развитие речевой коммуникации.

Только регулярные, ежедневные занятия и системный подход могу гарантировать результат и эффективность в развитии правильной, грамотной речи ребенка.

И уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Конечно, это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Предварительный просмотр:

Консультация учителя – логопеда

Тема: «Правила грамотной речи дошкольников»

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а так же это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора.

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день эта проблема остается нерешенной и многие дети нуждаются в помощи (педагогов, логопедов, психологов). В процессе комплексного обследования речевого развития детей, лишь у единиц определяется норма речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение ребенка, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это требует пристального внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития.

Какую речь чаще всего мы слышим у наших детей?

Характерные проблемы развития речи дошкольников:

1.Плохая дикция (нарушение в произношении звуков, слогов, слов, фраз).

-Артикуляция смазанная, вялая.

-Слабое речевое дыхание.

-Нарушен фонематический слух.

2. Скудость речи. Маленький словарный запас.

3. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют “ситуативная” речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

4. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных выражений и слов.

4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

5. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.

6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

7. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.(голос в основном тихий, не эмоциональный, с замедленным или наоборот ускоренным темпом речи).

Исходя из этих проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста, можно выстроить свод правил грамотной речи ребенка – дошкольника .

Возникает проблема, ка обеспечить осознание и принятие ребенком правил речи. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, то и правила речи должны быть игровыми – сказочными.

Одним из основных условий для овладения этими правилами, для детей, является их наглядность и простота исполнения. Подражание сказочным героям и активное участие в игровой ситуации должно способствовать быстрому усвоению и принятию детьми речевых правил, и, как следствие, развитию речевой коммуникации

Правила речи для детей

(каждое правило сопровождается соответствующим изображением сказочного персонажа)

  1. Говори всегда четко, внятно и неторопливо .

Спокойно будем говорить,

Не торопиться, не спешить.

И станет наша речь красивой

Четкой, внятной и понятной.

  1. Говори всегда на выдохе

Всегда говорим мы, когда выдыхаем.

Как будто бы шарик мы ртом надуваем

  1. Знакомься с новыми словами и запоминай их

Новые слова будем изучать,

Чтоб много интересного

смогли мы рассказать.

  1. Говори всегда правильно

Правильно слова научись ты изменять,

Чтобы в нужном месте правильно сказать.

  1. Говори плавно и напевно

Плавно, слитно льется речь,

Так вода умеет течь.

  1. Прежде подумай – потом говори

Сказать тебе нужно не мало.

Но с этим не надо спешить.

Спокойно подумай сначала,

Потом начинай говорить.

  1. В конце каждого предложения делай паузу

Ты сказал – отдохни.

И немножко помолчи.

Воздух снова набери.

Дальше плавно говори.

  1. Длинные предложения дели на части

Длинное предложение ты дели на части.

Скажешь четко два-три слова.

Вдох бери спокойно снова.

  1. При разговоре спокойно смотри на собеседника.

Всегда уверенно гляди,

Когда ты говоришь.

И взгляд ты свой не отводи.

Всегда вперед гляди.

Сказочные правила создают заинтересованную, непринужденную обстановку. Повышают речевую мотивацию детей. Благоприятно воздействуют на все компоненты речи, на развитие речевой коммуникации.

Только регулярные, ежедневные занятия и системный подход могу гарантировать результат и эффективность в развитии правильной, грамотной речи ребенка.

И уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Конечно, это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в играх»

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при.

Консультация для родителей “Развитие речи дошкольников в играх”

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в играх. Приведены словестные речевые игры, игры с картинками, игры для подготовки к чтению.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКА»

Вашему ребенку шесть лет. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно.

Консультация для родителей «Развиваем речь дошкольников»

Консультация для родителей “Развиваем речь дошкольников” нужна для привлечения родителей к проблеме развития речи ребенка, где раскрываются не только основные ошибки в речи детей, но и советы по их пр.

Занятия способствующие развитию грамотной речи дошкольника как ключ к всестороннему развитию.

Речь включена во все проявления психической деятельности человека.Всегда высоко ценяться люди,которые обладают выразительной,грамотной речью.

Речь воспитателя – главное условие формирования грамотной речи дошкольников в условиях МБДОУ

В консультации раскрываются актуальность проблемы, типичные ошибки в речи педагогов, требования к речи педагога.

Консультация для педагогов ” Грамотная речь педагога, важное условие для формирования речи дошкольников”

Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников» Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы по.

10 правил развития речи у ребенка

Наша статья о том, как помочь ребенку овладеть речью, какие занятия дома можно использовать, чтобы ускорить этот процесс. Если начинать заниматься с самого рождения при помощи предложенных ниже правил, то ребенок быстро начнет говорить и перейдет к экспрессивной речи.

Основные правила

Исследования ученых показали, что на седьмом месяце внутриутробного развития у плода зарождается активность в тех участках головного мозга, которые отвечают за речевую функцию. Поэтому педиатры рекомендуют разговаривать с ребенком еще до его рождения. После его появления на свет нужно уделать внимание речи ребенка, тогда он заговорит быстрей своих ровесников. Логопеды дают следующие несложные правила молодым родителям:

Начинайте как можно раньше

Развитием речи нужно заниматься как можно раньше, с периода новорожденности. Ведь формирование речевой функции происходит задолго до того, как ребенок начинает понимать и произносить первые слова. В развитии речи младенцев особую важность приобретают не слова, а интонация, прикосновения, зрительный контакт, жесты. В результате происходит формирование невербальной речи и невербального общения, которое впоследствии дает толчок для дальнейшего развития вербальной речи.

В связи с этими особенностями занятия для развития речи нужно проводить с периода новорожденности. Речь каждого ребенка проходит через определенные этапы: гуление, с 2-х месячного возраста, лепет, с 5-6 месячного возраста, экспрессивная речь. Если какой-то этап отсутствует или вялый, то родителям лучше насторожиться и посоветоваться с педиатром. Если же все этапы прошли своим чередом, то формирование речи идет по правилу и постепенно перейдет к слогам, затем к словам и в последствии к предложениям.

Начинайте обучение с односложных, простых слов. Привязывайте слова к ситуации. Что-то упала, говорим «бах», удивились – «ах» и т. д. Одновременно следует подражать звукам животных, кошка говорит «мяу», корова – «му», собака – «гав». Озвучиваем звуки окружающих предметов, машина «говорит» «би-би», поезд – «ту-ту» и т.д.

Не будьте красноречивыми

Если ребенок только осваивает речь, то взрослым не нужно быть с ним красноречивыми. Логопеды предлагают запомнить одно несложное правило: при обращении к ребенку говорите на одно слово больше, чем может говорить он, чтобы не перегрузить его своим красноречием. Если малыш говорит только «дай», «пить», «мама», «гулять», то родителям при обращении к нему нужно использовать словосочетание, «пойдем гулять», «папа спит», «пойдем пить». Если он научился складывать словосочетания, теперь подключаем коротенькие предложения из трех слов. Если разговаривать доступным образом для ребенка, то он быстрей осваивает речь и начинает говорить.

Длинные красочные предложения лучше оставить на потом. На данном этапе они могут перегрузить малыша. Если родители обращаются к нему красочными длинными предложениями, то может произойти торможение развития речи. Детской психике сложно справиться с таким объемом информации. Поэтому, пока ребенок еще маленький, нужно быть поосторожней со сложными выражениями и красочными словами. Упрощенная речь позволяет малышу повторять за взрослыми слова и усвоить их.

Покажите, как влиять на других словами

Покажите малышу, как на практике используются слова, как с их помощью возможно оказывать влияние на людей. Для этой цели учим ребенка привязывать слова к действиям. Покажите, что можно подойти к сидящему папе, потянуть его за руку и сказать «пойдем», «иди». Потом папа встает и идет за малышом. Такая реакция папы покажет ребенку магию слова, их связь с действиями.

Развивайте моторику

Психологи говорят, что речь ребенка находится на его пальчиках. В конце 20 века физиолог Марионелла Кольцова проводила эксперимент. В одной группе дома малютки занималась пальчиковый гимнастикой. У этих детей речевое развитие, да и общее психическое, было выше, чем у детей в тех группах, где занятия не проводились.

Чем быстрей начнется развитие мелкой моторики, тем быстрей заговорит малыш. Для этой целью нужно воспользоваться массажем пальчиков и ладошек, пальчиковой гимнастикой с самого рождения. Ребенка постарше можно занимать мозаикой, лепкой, рисованием, шнуровкой, сенсорными коробками.

Помимо развития мелкой моторики важно и развитие крупной моторики. Стимулировать речь помогает спорт, музыка, прогулки, танцы, плавание. Эти занятия помогают развивать моторное планирование, понимание человеком того, что ему нужно делать дальше, как составить предложение, связать между собой части речи и друг с другом предложения.

Спортивные занятия в целом важны для развития психики, когнитивной функции. Они формируют и запускают новые связи нейронов в головном мозге. В результате происходит положительное воздействие на речевую функцию. Конечно, не стоит забывать про занятия, развивающие память, воображение, мышление, внимание.

Пойте

Если родителям кажется, что малыш не так быстро овладевает речью, то подключайте упражнения на мелодику. Для этого рекомендуется чаще петь, можно при обращении к малышу пропевать слова. Играйте в ладушки, пойте пропевки, детские песенки, частушки, колыбельные. Причем не имеет значение наличие музыкального образования, да и голоса и слуха. Имеет важность плавность речи, напевность. Для развития фонематического слуха, чувства ритма рекомендуется читать стихи и потешки. Они также оказывают благотворное влияние на процесс становления речи.

Развиваем фантазию

Придумывайте вместе с ребенком небылицы из тайной жизни вещей, игрушек, сочиняйте вместе с ним, про жизнь зубной щетки, любимой игрушки, фиксиков, рюкзачка. С детьми полезно играть в игру «А что если…». А что, если б люли умели летать, а что, если б кошка умела лаять, а что, если б рыба умела ходить и т.д. Придумайте другой конец недавно прочитанной книги. Это очень эффективно развивает речь малыша.

Слушайте и говорите

Почаще разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы, выключите телевизор, уберите смартфон. Не нужно общаться через посредников. Проводите качественно время с ребенком. Лучше один час с ним перед сном поболтать, расспросить о произошедших событиях за день, чем находиться рядом, не выпуская из рук телефон.

Проявляйте последовательность

Также, как и в любом другом виде деятельности, главный ключ к успеху – последовательность и регулярность. Если на полке лежит сенсорная коробка, то она не принесет существенной пользы. Если с ее помощью заниматься каждый день, то польза будет явной. Поэтому занятия должны быть систематическими, но не продолжительными по времени, чтобы ребенок не утомился. Инструменты для развития мелкой моторики должны лежать на видном месте. Чаще разговаривайте с малышом.

Тренировка моторного планирования

Моторное планирование – способность понять, сделать план и реализовать его в двигательной активности. Это связь между планом и введением его в жизнь. Для речевой активности требуется сложное моторное планирование. Для его развития необходимо развитие мелкой моторики, крупной моторики, артикуляционной гимнастики. Все упражнения должны быть заранее спланированы взрослым и непривычны для ребенка. Примерная структура занятия:

Развитие мелкой моторики, хватательные движения, пальчиковая гимнастика, трудовые поручения, убрать вещи, игрушки. Как можно чаще с детьми лепим, рисуем, сортируем мелкие детали, крупы. Выполняем движения с сопровождением текста: «Мы капусту мяли, мяли…», «Идет коза рогатая».

Двигательные упражнения. Учим ребенка преодолевать препятствия, зеркально копировать движения, развивать координацию.

Артикуляционная моторика. Ежедневно делаем с ребенком артикуляционную гимнастику, развиваем мышцы языка, щек, губ.

При тренировке моторного планирования быстро пропускаются те упражнения, которые хорошо отработаны ребенком. Занятие проводится регулярно, но продолжительностью не более 5 минут.

Когда обратиться к логопеду

Если на каком-то этапе родители поняли, что что-то не то, не откладывайте визит к логопеду. Но, помните, что консультация не панацея. Для того, чтобы добиться необходимого результата, нужны ежедневные занятия. К логопеду следует обратиться в следующих случаях:

В 4 месяца не появилось гуление, в 7 месяцев – лепет. В этом случае придется получить также консультацию невролога, пройти некоторое обследование. Специалист соберет информацию о течении беременности, процессе родов, заболеваниях малыша.

До 1,5 лет не появились отдельные слова. К этому возрасту дети уже составляют простые предложения из двух слов, «дай пить», «хочу гулять». Они запоминают основные глаголы, предметы быта.

До 2 лет ребенок не начал говорить предложениями из 3-4 слов. Обычно речь детей уже связана, из нее уходят сокращенные формы слов. Они овладевают местоимениями.

В 2,5 года не появились вопросы, союзы, предлоги. В этом возрасте быстро увеличивается словарный запас слов, дети хорошо запоминают четверостишия, усваивают новые выражения и фразы, общаются не только со взрослыми, но и сверстниками.

В 3 года дети не понимают смысл речи. В этом возрасте они говорят правильно с учетом предлогов, падежей, числительных. Источником информации служат родители.

Если что-то беспокоит, не ждите, когда это пройдет «само». Лучше сразу получить профессиональную помощь.

Причины задержки речи

На формирование речи оказывают влияние разные факторы: социальные, психологические, физиологические. Причины задержки развития речи:

Родители мало разговаривают с ребенком. Общаться с детьми нужно с самого рождения. Описывайте им окружающий их мир, читайте стихи, пойте песни. Проблема современности в том, что родители мало общаются с малышом, дают ему в руки телефон. Он сидит тихо, никому не мешает. Поэтому не удивительно, что такой ребенок заговорит позже своих сверстников, с которым активно общаются родители.

Лень ребенка. Нередко родители сами не дают возможности ребенку говорить. Они их чрезмерно опекают, понимают его с взгляда, жеста удовлетворяют все его желания еще до тех пор, пока малыш их озвучит. Поэтому ему нет необходимости утруждаться и что-то говорить. Его и так превосходно понимают. Начните слушать ребенка. Пусть он скажет словами, что ему нужно.

Индивидуальное развитие. Каждый ребенок индивидуален. У каждого свой темп и способность к обучению. У детей, способных к раннему развитию, формируется разговор предложениями уже в год. Но, таких малышей немного. Есть и другая крайняя граница нормы, дети, которые начинают говорить в 3 года. В этом случае нужно обратить внимание, когда заговорили мама, папа, бабушка, дедушка. Генетика здесь играет важное значение. Если родители заговорили позже своих сверстников, то поводов беспокоиться нет. Продолжаем заниматься с ребенком, читаем ему стихи, книги, активно разговариваем с ним. У него идет пассивное накопление словарного запаса.

Стрессы. Не всегда детям приходится расти в спокойной обстановке. Критика в сторону ребенка, ссоры между родителями способствуют задержке речевого развития. Эти же факторы вызывают психическую задержку.

Заболевания. Бывает, что методики по развитию речи не работают. Это связано с физической возможностью ребенка говорить. Причины могут крыться во врожденной глухоте, неправильном прикусе, задержке интеллектуального развития.

Источниками проблем могут быть не только перечисленные причины. Нередко к нарушению речевого развития приводит дефицит внимания. Важно помнить о том, что первые три года наиболее важные в плане формирования речи.

Если с детьми активно заниматься дома, то, при условии отсутствия физиологических проблем, у них происходит активное накопление новых слов, правильное становление речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: