Постановка звука (ш) – конспект

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: Постановка звука [Ш]

Тема: Постановка звука [Ш]

Цели: воспитание воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, формирование артикуляционного уклада звука «ш», дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, пособия для артикуляционной гимнастики, профиль артикуляции звука «ш», набор опорных схем, настольное зеркало, картинки-символы неречевых звуков, муляжи овощей, фруктов, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Организационный момент.

– Здравствуй! Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие. На этом занятие мы будем учиться произносить звук «ш». Скажи правила работы на занятии: глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, голова думает, а руки помогают. Отлично!

2. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

– Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами.

– Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

– А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

3. Развитие артикуляторного праксиса.

– Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Тимофей, давай поупражняем твой язык.

– Посмотри на картинку . Что это? Правильно, трубочка. Давай, превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Умница! А теперь смотри в зеркало, держи трубочку под счет до 10.

– Посмотри на картинку. Догадайся, какую артикуляционную гимнастику будем выполнять теперь? Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Замечательно! А сейчас давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

– Представь, ты ел вкусное клубничное варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Я буду читать стихотворение, а ты выполняй упражнение: очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу. Молодец, с каждым днем у тебя получается лучше!

4. Формированиеа артикуляционного уклада звука [Ш].

– Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

– Покажи, где кончик, спинка, корень языка, нижние, верхние резцы, преграда. Хорошо!

– А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». Правильно, на шипение рассерженного гуся, шипение змеи, на шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

– А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Найди карточку со стрелкой, направленной вверх. Умница!

– А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ.

– Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Замечательно, у тебя получилась песенка гуся! Давай поиграем с гусем. Произноси песенку гуся, пальчиком проследи дорожки к цыпленку, котенку, мышонку.

5. Дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления

– Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? (Логопед показывает символы). Разложи муляжи на две группы: овощи – в огород, фрукты – в сад. Возьми муляж, назови. Где растет, груша? Что это? Куда положишь грушу? и т.д.

– А теперь давай играть в игру «Большой — маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький. Например, яблоко – яблочко.

Читайте также:
Игры на развитие лексической стороны речи детей

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Назови картинки. Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку фруктов.

7. Итог, оценка деятельности.

– Чему ты научился на занятии? Я горжусь тем, как ты сегодня работал!

Ломоносова Татьяна Николаевна,
учитель – логопед МКДОУ № 324 г.о. Самара

Постановка звука “Ш”

Содержимое публикации

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по индивидуальному логопедическому занятию

студентка ГБПОУ РО «ЗернПК»

Никонова Мария Витальевна

Тема:Постановка звука [ш].

Цель:знать артикуляционный уклад звука [ш].

1. Уточнить артикуляцию звука [ш];

2. Развивать мимику, дыхание, силу голоса, мелкую моторику, артикуляцию, фонематический слух;

3. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Оборудование: зеркала, игровое пособие для дыхательной гимнастики, для мимических упражнений, для упражнения на развитие силы голоса, для развития мелкой моторики, изображение профиля артикуляции звука [ш].

Форма организации: индивидуальное занятие.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приёмы работы

1. Организационный момент

Приветствует детей, настраивает на занятие:

– Здравствуй, меня зовут

«Вот занятие началось, все в порядок привелось,

Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать!»

-Какое у нас будет занятие?

-Чему мы учимся на индивидуальных занятиях?

-Что помогает нам правильно и красиво говорить?

Приветствуют учителя.

-У нас будет индивидуальное занятие.

-На индивидуальных занятиях мы учимся правильно и красиво говорить.

-Помогают органы артикуляции губы, зубы и язык.

Словесный метод (беседа)

Эмоциональный настрой на занятие

2. Подготовительный этап

2.1. Мимические упражнения

2.2. Упражнения для дыхания

2.3. Упражнение для развития силы голоса

2.4. Упражнения для развития мелкой моторики

2.5. Артикуляционная гимнастика

Проводит работу по развитию дыхания, силы голоса, мимики, мелкой моторики и артикуляции.

-Сейчас мы с тобой выполним мимические упражнения, для этого я предлагаю тебе поиграть. Назови и изобрази эмоцию, которую показывает мальчик на картинке.

-Чему мы учились, выполняя упражнение?

-Сейчас мы с тобой выполним упражнения для развития дыхания.

-Посмотри, какой гномик нас встречает. Помоги Гномику распушить бородку. Не забывай правила дыхания.

– Чему мы учились, выполняя упражнение?

-Выполним упражнение для развития силы голоса.

-Посмотри, на какую полянку нас привел гномик. Нас встречает его подружка лягушка. Когда она прыгает вверх, тебе необходимо произнести звук Ааа, чем выше лягушка, тем громче звук. Когда лягушка приземляется, то необходимо произнести звук Ооо, чем ниже, тем тише.

– Чему учились, выполняя это упражнение?

-Выполним упражнение для развития мелкой моторики рук.

-А теперь немного поработают наши ручки. Я приготовила тебе картинку, но она рассыпалась на части. Давай попробуем ее собрать и посмотреть, что же там было нарисовано.

-Кто получился на твоей картинке? Молодец!

-Для чего мы выполняли упражнение?

-Выполним артикуляционную гимнастику.

-Я проговариваю стихотворение – ты выполняешь упражнение.

(автор стихотворений Кириллова Е. А.)

1. «Улыбка»: уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.

2. «Заборчик»: широко мы улыбнемся, зубки видно, не смеемся.

3. «Лопаточка»: вот широкая лопатка, чтоб вскопать для мамы грядку.

4. «Чашечка»: маме в чашку чай нальем и ни капли не прольем.

5. «Грибочек»: на полянке под осиной рыжий гриб на ножке длинной.

-Для чего мы выполняли упражнение?

Выполняют работу, предложенную учителем.

Слушают учителя.

Выполняет мимические упражнения.

– Мы развивали мышцы лица.

Выполняют упражнение для развития дыхания.

-Правила дыхания плечи не поднимаем, щеки не надуваем, выдыхаем через рот, вдыхаем через нос.

-Учились правильно дышать.

Выполняют упражнение на развитие силы голоса.

Тихо и длительно произносят [Ооо ].

Громко и длительно произносят звук [ Ааа].

– Громко и тихо говорить.

Выполняют упражнение для развития мелкой моторики.

-На картинке изображена змейка.

-Для развития мелкой моторики.

Берут зеркала.

Выполняют артикуляционные упражнения.

-Для развития артикуляции, чтобы подготовить органы артикуляции к работе.

Словесный метод (беседа, загадка).

Практический метод (выполнение упражнений).

Наглядный метод (использование наглядного материала).

Словесный метод (беседа).

Словесный метод (беседа, рассказ).

Словесный метод (беседа).

3. Основной этап

3.1. Сообщение темы занятия

3.2. Работа с профилем

3.3 Постановка звука

3.4. Развитие фонематического слуха

3.6. Работа с картинками

– Сегодня на занятии мы будем учиться произносить звук [ш].

Читайте также:
Блог в работе учителя-логопеда

Организует работу над профилем.

– Какое положение занимают губы?

– А что ты можешь сказать о положении зубов и языка?

-Давай мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка. Возьми зеркало. Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй, как будто на трубочке играешь (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой. Молодец!

-Сейчас мы будем с тобой развивать фонематический слух.

А давай с ней поиграем в игру «Охотник». Все змейки издают такой звук: ш-ш-ш. Приготовь свои ладошки и слушай меня внимательно, если услышишь песенку змейки ш-ш-ш, тогда лови её и хлопай в ладоши».

ХА –ШУ – СА – ША – ТУ – ШИ

ШАПКА –СУМКА– ШУБА – КОШКА – ЩЁТКА

-Среди чего мы выделяли звук [ш]?

-Что развивали, выполняя упражнение?

-Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем.

Между кочек по тропинке(соединить ладони)

Проползает змейка Динка!(изображать движение змеи)

Раздаёт детям конверты с картинками:

Яблоко, швабра, шлем, дерево, солнце, корабль, ландыши.

– Не называя картинок, отложите в сторону картинки со звуком [ш].

– Чему учились, выполняя задание?

Слушают учителя. Смотрят на профиль.

-Губы вытянуты вперед и округлены.

-зубы сближены, но не соприкасаются. Кончит языка поднят к верхней части неба, но не касается него. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Берут зеркало и выполняют все указания учителя.

«Ловят» звук [ш] среди звуков.

«Ловят» звук [ш] в слогах.

«Ловят» звук [ш] в словах.

-Мы выделяли звук в звуках, слогах и словах.

-Развивали фонематический слух.

Выполняют физминутку.

Откладывают картинки, где изображены швабра, шлем, ландыши.

– Учились находить картинки со звуком [ш].

Словесный метод (беседа).

Наглядный метод (показ учителем).

Наглядно зрительный приём.

Словесный метод (беседа).

4. Рефлексия

– Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, над каким звуком мы сегодня работали?

– Ты очень хорошо сегодня поработал. Я тобою довольна.

Конспект открытого занятия «Постановка звука [Ш]»

Сакердонова Ульяна
Конспект открытого занятия «Постановка звука [Ш]»

Конспект занятия по постановке звука “Ш”.

1)Образовательные: учить правильно произносить звук Ш, выделять звук Ш из ряда слов;

2) Коррекционно –развивающие: формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха; автоматизировать звук в открытых слогах, в начале слова;

3)Воспитательная: воспитывать старательность при выполнении заданий. воспитание интереса к занятию, воспитание самостоятельности.

Оборудование: презентация «Артикуляционная гимнастика», ватный шарик, картинки на звук «ш», разрезная картинка «Змейка», картинка «Шар», трубочки, коробочка с манной крупой, сенсорная коробка с песком, где будут игрушки со звуком «Ш».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вот занятие началось, все в порядок привелось, (сложить руки на парту)

Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать! (выпрямить спину)

Соберите картинку и узнаете, над каким звуком мы будем работать сегодня. Собирают картинку шара.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «Каждое наше занятие начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Презентация на слайде.

«Улыбка-трубочка».Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт до 5-10.

«Месим тесто». Давай покажем,как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, откройрот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ.

«Парус». Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык под-ними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повторить 2-3раза.

«Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)». Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

«Лопатка». Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

«Качели». Рот откройте, улыбнитесь.Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5—10 раз.

Читайте также:
Виды работы по развитию фонематического слуха

«Чашечка». Рот откройте, улыбнитесь.Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

«Фокус». Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.

3. Работа над дыханием.

Логопед: Я приготовила вам картинку, но она спряталась. Давайте попробуем на нее подуть и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена змейка, ассоциирующаяся со звуком «ш»). Дети дуют, через трубочки на манку, где спряталась змейка.

4.«Поймай звук «ш»:

Логопед: «Кто получился на картинке? (Это змея). Молодцы! А давайте с ней поиграем. Все змейки издают такой звук: ш-ш-ш. Приготовьте свои ладошки и слушайте меня внимательно, если услышите песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопайте»

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ

5. Постановка звука «ш»:

Логопед: «Давайте мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка. Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой. Молодец!»

2. вариант. Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» (картинка)

– Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.

– Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш… .)

6. Пальчиковая гимнастика «Змейка»:

Логопед: «Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем»

Между кочек по тропинке (соединить ладони)

Проползает змейка Динка! (изображать движение змеи)

7. Автоматизация звука «ш» в открытых слогах:

Логопед: «Как поет змейка? (ш-ш-ш). Дети подходят по одному к экрану произносят звук «ш» непрерывно соединяя два звука в слог, получилось «ша», аналогично «шо», «ши», «ше», «шу».

8. Автоматизация звука «ш» в начале слова. Логопед предлагает ребенку картинки, начинающиеся на звук «ш»: шуба, шипы, шина, шапка, шкаф.

9. Игра «Чего не стало?»

Логопед предлагает ребенку запомнить четыре картинки: шапку, шубу, шину, шею. Затем логопед убирает одну картинку, ребенок определяет, чего не стало. (Например, не стало шапки).

10. Игра «Сенсорная коробка».

В емкость (тазике) с песком спрятать игрушки со звуками Ш.

Логопед: «С каким звуком мы сегодня играли? Кто к нам приходил на занятие? Какие слова со звуком «ш» вы запомнили?

Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]» I.Тема занятия: “Советы Михаилу”. Рабочая тема: “Постановка звука [Л]”. II. Программное содержание. Цель:. постановка звука [Л] в рамках.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Цель: постановка звука [Л] Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [щ]» Тема: Постановка звука [Щ] Цель: 1. Образовательные: -закреплять умение правильно произносит звук [щ]; 2. Коррекционные: -развитие фонематического.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш] Цель: – уточнение артикуляции звука [Ш]; – постановка звука;.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] Конспект открытого индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [р] Цель: автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях.

Конспект открытого занятия «Автоматизация звука [л] в словах» КГУ Специальная (коррекционная) школа- интернат для детей с ов Учитель- логопед: Феллер Анастасия Сергеевна Автоматизация звука [л] в словах.

Конспект занятия «Постановка изолированного звука [Ж]» Постановка звука [ж] Цели: 1. Закрепление о насекомых; 2. постановка звука [ж] изолированно; 3. развитие фонематического слуха Организационный.

Постановка звука [Р] Постановка звука Р Нормальная установка при произнесении твердого звука «Р» такова: – Кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к.

Читайте также:
Конспект НОД по образовательной области Речевое развитие

Постановка звука [С] Постановка звука «С» Занятие 1 Упражнения на дыхание «Гармошка». И. п. — стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать.

Конспект НОД «Постановка звука Ш»

Цель: Уточнить и закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш в слогах.

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КУПИНСКОГО РАЙОНА

Конспект НОД с применением элементов логопедического массажа «Постановка звука Ш»

Провела: учитель-логопед

Коцолапенко Галина Васильевна

Цель: Уточнить и закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш в слогах.

1. Формирование правильного диафрагмального дыхания.

2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

3. Развитие артикуляторного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики для постановки звука «Ш».

4. Закрепление правильного произношения звука [Ш] (в изолированном произношении)

5. Развитие фонематического восприятия (отбор слов в названии, которых есть звук «Ш»)

6. Закрепление представление о зиме и её приметах, признаках.

7. Расширение словарного запаса через употребление слов-признаков, антонимов.

• Развивать слуховое внимание.

• Развивать общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха.

• Развивать память, самостоятельность, уверенность.

• Формировать умение слушать логопеда.

• Формировать усидчивость на занятии.

• Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

• Сохранять и укреплять здоровье детей.

1. Организационный момент:

Логопед: Мы сегодня будем очень весело и интересно играть, учиться правильно произносить звук ш, к нам придет еще один гость, но кто это ты узнаешь, если отгадаешь загадку. Слушай внимательно.

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Логопед: Правильно. Смотри, в гости к нам пришел снеговик.

А когда приходит снеговик, в какое время года?

Логопед:- Правильно, зимой.

Мы очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Зимой дует холодный ветер

Как подует ветерок, так закружится снежок.

– Ой, от холодного ветра ручки у нас замёрзли, давай их согреем, подуем на ручки. Сделай глубокий вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повтори еще раз, и еще раз. А теперь потри ладошки, чтобы они согрелись, а теперь кулачки потрем. Молодец, теперь наши ручки согрелись.

2. Основная часть.

Наш гость снеговик очень хочет научиться правильно произносить звук Ш, давай расскажем ему, что для этого нужно делать. Чтобы правильно произносить звук Ш, мы каждый день должны делать гимнастику для язычка, для губ и щек. Должны научиться правильно дышать, делать правильный плавный выдох. А чтобы язычок стал послушным, я буду делать тебе массаж язычка. А Снеговик будет внимательно за нами наблюдать.

Расслабь язычок, он становится широким как лопатка. Погладим язычок от кончика к корню языка и обратно. Нарисуем лыжню для лыжников. Лыжники едут и прямо, и зигзагом, и елочкой. Поглажу легонечко от середины языка к краешкам, чтобы язычок стал широким, мягким, послушным. Замедляется движенье,

И становится понятно:

Расслабление приятно. Язычок широкий. (Массаж собственно мышц языка, движения от кончика к корневой части языка и обратно; поглаживание от кончика языка к корню языка; легкое поглаживание языка из стороны в сторону.)

Погладим боковые краешки языка от кончика к корню. Краешки язычка, будут прижиматься к верхним зубам. Умничка, ты мне очень помогаешь. (Поглаживать боковые поверхности языка от кончика к корню.)

Тихонечко разомнем язычок, чуть сильнее перетираем мышцы. (Легкое разминание с перетиранием от кончика к корню с одной и другой стороны.)

Рисуем кружочки- комочки на язычке, чуть надавливаем на язычок.

Круговые растирающие движения.

Слегка потянем язычок и чуть потрясем. Легкое потряхивание,

И шпателем похлопаем по язычку, чтобы он стал совсем широким, и послушным.

А теперь сделаем чашечку язычком, я тебе помогу поднять краешки язычка вверх, прижимай краешки к верхним зубам и подуй на чашечку. А губки выдвигай вперед, я тебе помогу. И подбородок выдвигай вперед, совсем немножко. Подуй на горячую чашечку, остуди горячий чай. Молодец, как хорошо у тебя получается. Замечательный звук слышится. Пошипи еще немного. (Легкая вибрация с использованием шпателя.)

Читайте также:
Положение о родительском клубе

Убирай язычок в ротик, ты молодец.

Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

Чтобы правильно произносить звук Ш, нужно каждый день делать гимнастику для язычка. Снеговик не умеет делать гимнастику, давай мы его научим. Ты внимательно смотри на меня, а я буду смотреть на тебя. Старайся повторять все за мной, медленно, не спеша.

(Упражнения: Забор, Трубочка, Окошко, Лопаточка, накажем непослушный язычок, лопаточка копает, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают что? Что падает на землю?

Ребенок: Весёлые снежинки.

Логопед: А снежинки какие?

Холодные или горячие? Белые или черные? Легкие или тяжелые? А ещё какие бывают снежинки, а еще какие?

Логопед: Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Давай поиграем со снежинками, ты будешь сдувать их с носа. (“снежинки”-ватные шарики). А ты умеешь правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. Сдувай “снежинки” с носа. Молодец.

А теперь покажи, как мы делаем чашечку. А теперь подуй на чашечку. “остуди горячий чай”. Молодец, какой замечательный звук Ш получается.

Логопед: Мы все очень любим зиму, она приносит много игр, давай поиграем со снежинками.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: А теперь давай покажем снеговику игру «Поймай звук». Как только ты услышишь звук Ш, хлопни в ладоши и поймай его.

Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Логопед: Давай напомним снеговику, где был твой язычок, когда ты произносила звук Ш: вверху или внизу? А краешки язычка ты прижимала к верхним зубам? А губки улыбались или были круглыми? А ветерок был теплым или холодным? Правильно, молодец.

Логопед: Ты так хорошо играл сегодня, а тебе понравилось играть со снеговиком? Какой звук мы сегодня научились произносить?

Снеговик очень признателен тебе за помощь. И у него есть для тебя сладкий подарок.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка звука Ш

Звук Ш формируется на 3 – 5-ом году жизни. Сначала ребенок произносит шипящую фонему нечетко, может заменять ее на свистящую. Произношение быстро нормализуется. Но оно остается неправильным при низкой подвижности нижней челюсти, патологическом строении речевого аппарата. При искаженном произношении твердой формы шипящего почти всегда искажается и мягкая форма. Речевой дефект требует исправления. Постановка звука Ш осуществляется в несколько этапов, включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, занятия на автоматизацию произношения.

Причины нарушения произношения звука Ш

Если ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:

  1. Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
  2. Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
  3. Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
  4. Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.
Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда

Постановка звука Ш поэтапно

При произношении каждого звука части артикуляционного аппарата принимают определенное положение. Если органы артикуляции в момент проговаривания ставятся неправильно, то получается искаженный звук.

Артикуляция звука Ш правильная, когда речевые органы располагаются следующим образом:

  1. Губы незначительно выдвинуты вперед, сложены в форме открытой трубы.
  2. Кончик языка поднимается к небу, но не упирается в него. Должна остаться щель.
  3. Язык чашеобразно выгибается, боковыми краями прижимается к внутренним сторонам верхних зубов.
  4. Голосовые связки остаются расслабленными. Воздушная струя свободно выходит изо рта.

Упражнения проводятся как у логопеда, так и дома. Но родителям, изучающим, как ребенку поставить звук Ш в домашних условиях, нужно учитывать, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться быстрого положительного результата.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш

Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:

  1. «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
  2. «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
  3. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
  4. «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
  5. «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
  6. «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Дыхательная гимнастика

Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.
Читайте также:
Конспект логопедического занятия Родственные слова

Постановка звука Ш механическим способом

Один из эффективных способов постановки звука Ш, при котором применяется логопедический зонд. Схема действий следующая:

  1. Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы должны быть растянуты в улыбке так, чтобы виднелись резцы верхнего и нижнего ряда. Между зубами должно быть небольшое расстояние.
  2. При произношении С логопед погружает в рот пациента зонд, давит им на кончик языка. Старается продвинуть язык вглубь так, чтобы сформировался шипящий оттенок.
  3. Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
  4. Специалист формирует трубку из губ ребенка, сжимая пальцами уголки рта. В результате получается четкий звук Ш.

Дальше маленький пациент может тренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Постепенно тренировки с применением зонда нужно усложнять, переходить от простого шипения к проговариванию шипящих слогов и слов.

Постановка звука ШЬ

Он же звук Щ, глухой и мягкий.

  • язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
  • языковые мышцы напряжены;
  • при выдохе кончик языка давит на небо;
  • губы вытянуты трубкой;
  • между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.

Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.

Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.

Хороший результат дают упражнения на подражание, игровые методы.

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Занятия по автоматизации звука Ш проводятся поэтапно:

  • звук ставится изолированно;
  • закрепляется в слогах;
  • проговаривается в словах и фразах;
  • закрепляется в стихотворениях, скороговорках, чистоговорках.

Дошкольники и младшие школьники проявляют больший интерес к занятиям, проводимым в игровой форме. Желательно, чтобы игры сопровождались богатым иллюстративным и текстовым материалом.

Схема автоматизации звука Ш в слогах следующая:

  • сначала проговариваются слоги, где звук Ш начальный («шо», «ша», «ше»);
  • разрабатываются слоги с начальными гласными («аш», «еш», «уш»);
  • закрепляются слоги с несколькими согласными («штора», «шут», «швея»).

Автоматизация звука Ш в словах проводится следующим образом:

  • проговариваются слова с Ш в начале, конце и середине;
  • завершаются занятия фразами и предложениями с Ш, сначала простыми, затем сложными.

Вариантов игр на автоматизацию множество. Ниже предлагаются самые популярные:

  1. «Помоги змейке попасть домой». Рисуется лабиринт. На одном его конце изображается змейка, на другом – нора. Ребенка нужно попросить провести пальцем по лабиринту от змейки к норе, при этом издавая шипение.
  2. «Помоги мышке убежать от кошки». Логопед предлагает ребенку читать слоги и слова с Ш, при этом постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
  3. Логопед может составить самостоятельно или найти в интернете логопедический рассказ или сказку, где много раз повторяется звук Ш. Ребенок должен прочитать предложенный текст, не ошибаясь в произношении.
Читайте также:
План-конспект открытого занятия по теме Одежда

Способствование развитию речи у детей

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно, в соответствии с возрастом, родители, консультируясь с логопедом, должны проводить следующую работу:

  • сформировать благоприятную среду общения, говорить четко и грамотно, не коверкать слова;
  • объяснять ребенку все свои действия (это важно для быстрого усвоения понятий);
  • постепенно обобщать понятия, формировать смысловые связи;
  • показывать манипуляции с различными предметами, просить их повторить с проговариванием своих действий;
  • играть с ребенком, читать с ним.

Постановка звука Ш осуществляется поэтапно, необходима для формирования красивой и четкой речи. Занятия проводятся не только у логопеда, но и дома. Для быстрого достижения положительного результата рекомендуется работать с ребенком 2 – 3 раза в день.

Конспект: Звук и буква Ц

Автор: Ескевич Светлана Григорьевна

Учитель — логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Солнышко»

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ЗВУК [Ц] И БУКВА Ц»

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ЗВУК [Ц] И БУКВА Ц»

— формировать и расширять знания о «семантическом поле»

— автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— работать над голосом;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— уточнять и расширять словарь;

— воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе

Оборудование; сюжетная картинка «Во дворе» , предметные картинки,, наборы для составления схем, зеркала, ручки и тетради.

Ход занятия:

Логопед : Главное чудо света – человек.

Хотите к нему прикоснуться?

Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова : «Здравствуй, человек!»

Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.

(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обязательный).

— Здравствуйте, добрые друзья!

— Здравствуйте, дорогие гости!

Ребята, занимайте свои места, присаживайтесь на стульчики.

№2. Игра : «Доскажи словечко»

Стали выше небеса,

Звонче птичьи голоса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь …. (Весной)

— Верно. И сегодня мы поговорим о весне.

№3. Игра : «Слоговые лужицы»

Весной начинает ласково припекать солнце. Тает снег. Звонко капают капели, образуя лужи. Но посмотрите у нас не простые лужи, а слоговые.

Ребята на каждой капельке – картинка. Ваша задача догадаться в какую лужу упадет капелька. Сколько в названии картинки слогов, в такую лужу она и упадет.

Проталины подснежник ручей ледоход солнце март апрель май почки листья.

№4. Физ. мин. Пальчиковая гимнастика «Капель» .

Кап, кап, кап – звенит капель-

Приближается апрель. Ритмично на каждый слог стучат подушечками пальцев, начиная с большого, по столу.

Утром снова солнце встанет,

Будет сильно припекать, Сжимают и разжимают кулачки.

По крыльцу забарабанит Стучат пальцами по столу

Капель веселая опять. Хлопают в ладоши.

№5. Знакомство со звуком «Ц» .

Весной возвращаются домой перелетные птицы. одними из первых прилетают скворцы. О них говорят : «Летит скворец – зиме конец» . Посмотрите на картинку. Человек сделал для скворца скворечник. Сидит скворец у скворечника, радуется весне и распевает «Ц-ц-ц!»

— Как поет скворец? (ц-ц-ц)

— С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

— Произнесите звук «ц» , наблюдая за артикуляцией в зеркале.

(Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.)

— Произнесите этот звук в ладошку ; закрыв ушки.

— Дайте характеристику звуку «ц» .( Звук «ц» — согласный, всегда твердый, глухой).

№6. Упражнения в произношении.

— Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные звуки и в своей песне повторяет их. Видит скворец – лошадка во дворе копытцами стучит : «цок – цок – цок» и повторяет за ней. Повторите и вы.

— Увидел скворец, как кошка мышку ловит : «цап – цап – цап» . И вторит ей «цап – цап – цап» . Повторите за скворцом.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для 1 класса на тему: Закрепление произношения звуков (с), (с'). Прогулка по зимнему лесу

— Хозяйка цыплят во дворе собирает : «цып – цып – цып» . Произнесите так же.

— Разбежались цыплята по двору, а курица волнуется, все ли здесь цыплята? Произнесите отчетливо :

Не пугайте курицу.

№7. Выделение звука «ц» из состава слова.

Игра «Сигнальщики» .

— Послушайте весенние слова. Поднимите фонарик, если в слове вы услышите звук «ц» . Какого цвета фонарик вы будете поднимать ? Почему? (Синий – потому что «Ц» всегда твердый.)

Солнце птенцы весна

Тепло первоцвет листья

Цветной зеленые птицы

Скворечник скворец почки

№8. Формирование грамматического строя речи. «Малыши заблудились»

Весной появляются детеныши у животных и птиц . Но случилась беда, некоторые детеныши заблудились . Найдите малышам маму. Отвечайте, четко произнося звук «ц» .

У медвежонка мама – медведица.

№9. Звуковой анализ слова .

— Ребята составьте звуковую схему слова курица .

— Сколько звуков в этом слове ?

— Сколько согласных твердых?

— Сколько согласных мягких?

№10. Знакомство с буквой «ц» .

Звук «Ц» — отрывистый, резкий, сильный, быстрый, острый : ц-ц-ц. И буква , которая его обозначает, имеет коготочек на конце.

— Посмотрите, как буква Ц изображена пальцами рук. Постройте ее также.

№11. Развитие графических навыков.

Откройте пропись на странице 10. Задание №5. Напечатайте 3 буквы ц .

№12. Чтение слогов.

Забрались к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Привела их с улицы

Цыплятам так понравилось в детском саду, что один из ник так у нас и остался. Вышел однажды цыпленок на участок и увидел зернышки. А на зернышках – гласные буквы . Тогда он надел передник со своей первой буквой Ц и сказал :

Буду зернышки клевать,

Буду слоги я читать.

— Какие слоги с буквой Ц прочитает цыпленок? Ребята, помните, что звук «ц» произносится всегда твердо! И буква Ц всегда читается твердо.

Ац уц ец ыц иц оц

Ца цу це цы цо ци

№13. Физ. мин. + развитие мимических мышц.

-Ребята на улице так ласково припекает солнце, что скоро на деревьях появятся листочки, а на полянах среди зеленой травки расцветут прекрасные цветы.

Давайте выполним ф. мин. «Цветы»

Вырос высокий цветок на поляне, Изобразить цветок с закрытыми лепестками.

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питание, Ритмичные движения руками вместе и врозь.

Дружно дают под землей корешки. Присесть изобразить корни.

А теперь цветочки радуются солнышку, Изобразить радость.

Улыбаются ему, Изобразить веселье.

Вдруг набежала тучка, Изобразить грусть.

Рассердились цветы на тучку! Рассердиться.

Тучка убежала. Изобразить радость.

№14. Составление схемы предложения. И предложений по заданной схеме.

— Ребята, а для того, чтобы садовые цветы росли, радовали нас своей красотой и ароматом за ними нужно ухаживать как называется профессия человека, который ухаживает за цветами, разводит их. (Цветовод)

Составьте предложение о цветоводе к схеме.

Придумайте предложение и начертите схему своего предложения.

№15. Выделение звука из состава слова и определение местоположения этого звука . Игра «Будь внимателен» .

— Рассмотри картинку во дворе, назови слова со звуком «Ц» . Определи где находится этот звук .

Игра «Собери слова» .

Будь внимательным, смотри!

Части слов соедини.

Из рассыпанных слогов дети составляют слова «умница» , «молодец» .

№17. Итог занятия.

— Как вы сами считаете, кто из вас на занятии был умницей и молодцом?

— С каким звуком познакомил вас скворец? Что вы узнали о звуке «Ц» ?

Конспект занятия “Звук и буква Ц”

Содержимое публикации

Коррекционно-развивающие задачи.

Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.

Научить правильно произносить звук [Ц].

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.

Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным словом.

Учить выделять из текста слова с заданным звуком.

Упражнять в словообразовании и словоизменении.

Задание 1. Взрослый просит ребенка подобрать к предложенным словам по одному слову в рифму.

Мостовая (автобусы, такси, трамваи).

Мышка (сыр, мясо, книжка).

Пес (лапа, шея, нос).

Задание 2. Знакомство со звуком [Ц].

Прослушать скороговорку. Про кого она? Какой звук первый слышится в слове цапля!

Цапля мокла, цапля сохла,

Цапля чахла, цапля сдохла.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ц]:

Читайте также:
Организация предметно-развивающей среды в работе логопеда

зубки сближены, но не сомкнуты;

передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;

сильная короткая воздушная струя идет по язычку;

Символ звука: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ.

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:

ц, п, ц, ц. ; ца, фа, пу, цу. ; цирк, цифра, курица, молоко, рука.

Задание 5. Повторить за взрослым слоговой ряд:

Задание 6. Закончить слово звуком [Ц]:

дворе. молоде. жиле. леве. плове. ледене. продаве.

Задание 7. Закончить слово слогом ЦА:

мельни. води. певи. кури. ули. больни.

Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).

Курица — курицы, мельница — . больница — . рукавица — .

пуговица — . луковица — . граница — .

Задание 9. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Дерево — деревце, блюдо — . болото — . зеркало — .

тело — . масло — . дело — . мыло — .

Задание 10. Дидактическое упражнение «Назови женскую профессию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Учитель — учительница, воспитатель — . писатель — .

художник — . охотник — . укротитель — .

Задание 11. Дидактическое упражнение «Во что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Вафли положим в вафельницу, хлеб — . конфеты — . пепел — . мыло — .

Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

В пехоте служит пехотинец, ходит по канату. подковывает лошадей.

продает. поет. плавает. борется.

Задание 13. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

Отгадать загадки, назвать последний звук в отгадках, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец)

С горы кувырком. (Заяц)

Задание 14. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в каждом слове. (При затруднении использовать карточку и синий кружок.) Игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание 15. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове):

цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.

Задание 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ц].

Задание 17. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ц].

Задание 18. Выучить чистоговорки:

Ца-ца-ца — вот идет овца,

Цу-цу-цу — не боюсь овцу,

Цы-цы-цы — нет овцы.

Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец — мы ели огурец.

Ац-ац-ац — у меня матрац.

Задание 19. Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]:

Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.

Задание 20. Выучить считалку:

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу!

Цынцы-брынцы, куда едешь?

Цынцы-брынцы, в городок.

Цынцы-брынцы, чего купишь?

Задание 21. Знакомство с буквой Ц.

Что за хвостик на конце —

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.

На что похожа буква Ц?

Задание 22. Звуко-слоговой анализ слова цыпа, выкладывание схемы из кружков, составление из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: