Постановка и автоматизация звука (Р)

Постановка и автоматизация звука (Р)

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р».

Бесплатные занятия с логопедом

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.
  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Читайте также:
Формирование фразовой речи у детей в процессе трудового воспитания

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка звука Р

Чаще всего причиной консультации у логопеда является проблема проговаривания «Р». Возрастная норма по фонеме – от 5 до 6 лет. По советам логопедов, постановка звука «Р» должна начинаться с 5-летнего возраста. Бывает, что с наличием звука проблем нет, но проговаривание неправильное. Возможно горловое звучание или с вибрацией щёк, губ. В этом случае нельзя ждать 5, даже 4 лет, нужна срочная помощь специалиста. Если затянуть с логопедическими занятиями, то неверное произношение закрепится, и взрослый человек останется с серьезным речевым дефектом.

Что мешает выговаривать Р?

Артикуляция данной фонемы – наиболее сложная в русской речи. Для верного звучания необходимы чёткие движения речевого аппарата, довольно тяжёлые для детей. Чтобы облегчить себе задачу, дети «глотают» фонему в словах, заменяют её на более простые в артикуляционном отношении звуки «Л» и «Й» или употребляют гортанное призвучание.

  • патологический прикус;
  • дефект речевого дыхания;
  • неразвитость языковой уздечки;
  • слабость лицевой мускулатуры;
  • искаженное восприятие звуков.
Читайте также:
Открытое занятие по развитию речи 'Мы идем весну искать'

Постановка назначается, когда звук «Р»:

  • пропускается в словах;
  • заменяется фонемами «Л» и «Й»;
  • смягчается там, где он должен быть твердым.

Причины неправильного произношения

Факторами, вызывающими неверное проговаривание, являются:

  1. Патологический прикус. Сдвигание вперед верхней или нижней челюсти. В данном случае следует идти к стоматологу.
  2. Нарушение дыхательной функции. Рычание производится посредством вибраций кончиком языка, упёршимся в нёбо рядом с верхними зубами. Вибрация осуществляется при выдыхании воздуха. Если выдох слабый, воздух не вибрирует, из-за чего правильное звучание невозможно.
  3. Неправильное строение языковой уздечки. Для чёткого звучания необходимо, чтобы язык поднялся к верхним зубам. Если уздечка короткая, то это проблематично. Нормальная уздечка должна иметь длину 8 мм, а короткую либо удлиняют хирургически, либо развивают посредством упражнений.
  4. Неразвитый речевой аппарат. Чтобы понять, что языковые, губные, челюстные мышцы у ребёнка слабые, родитель просит выполнить простые движения: сложить губы трубочкой, широко улыбнуться, сильно вытянуть язык, достать языком до уголков рта. Если с выполнением задания возникли проблемы, то лицевая мускулатура слаба. Нужна консультация невропатолога, так как дизартрия может быть следствием тяжёлых нервных патологий.
  5. Нарушенный речевой слух. Дети начинают четко воспринимать фонемы на слух к 4 годам. Если есть слуховые проблемы, то в произносимых словах фонемы либо пропускаются, либо заменяются.
  6. Поведенческие расстройства. Постановка звуков проблематична у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Постановочные упражнения

Сначала проводится разминочное занятие:

  1. Рот растягивается в улыбке, приоткрывается. Языком поглаживается нёбо от верхнего зубного ряда к нёбному язычку. Повторение 10 раз.
  2. Рот открывается и растягивается в улыбке. Язык высовывается, покачивается по маятниковому принципу. Повторение 20 раз.
  3. Рот открывается в улыбке. Язык прижимается к нёбу так, как при проговаривании смягчённого «Н». С этим положением языка рот широко открывается и закрывается. Повторение 20 раз.
  4. Рот открывается в улыбке. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхнего зубного ряда вправо-влево. Повторение 10 раз.
  5. Рот открывается. Кончик языка выходит за резцы с долгим проговариванием «З». Затем вдвигается в рот, прижимается к нёбу возле верхних зубов с проговариванием «З».

Далее можно приступать к основной тренировке. Способы постановки звука Р:

  1. Через «Д». Рот открывается, кончик языка прижимается к задней поверхности верхнего зубного ряда с быстрым и чётким проговариванием «Д». Далее произносится «Д» на глубоком выдохе. Постепенно должна развиться языковая вибрация.
  2. Через «Ж» с использованием логопедического шпателя. Рот широко раскрывается с тянущим «Ж», при этом язык постепенно перемещается к задней стенке верхнего зубного ряда. Под язык осторожно помещается шпатель, двигается в правый и в левый бок для создания вибрации.
  3. Через «З». Рот раскрывается, язык глубоко вдвигается, издается «з-за». Под язык кладётся шпатель, двигается в правый и в левый бок. Аналогична постановка через «З» мягкого звука «Р», но произносится «з-зи».

Главное упражнение, позволяющее поставить фонему, называется «Моторчик».

Язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Необходимо с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево. При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.

Фонема «Рь» появляется самостоятельно после закрепления твёрдого звучания. Для мягкого звучания согласный употребляют с гласными «И», «Ю», «Е», «Я», широко улыбаясь.

Постановка звука Р механическим способом осуществляется посредством небольшой палочки. Произносится долгий звук «З», а под языком палочка быстро двигается вправо-влево. Итог механического воздействия – раскатистое рычание.

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.

Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.

  1. «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
  2. «Сладкое варенье». Язык облизывает губы сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
  3. «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
  4. «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
  5. «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
  6. «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
  7. «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.

Речевое дыхание

Чтобы фонема звучала верно, необходимо правильно направить воздушную струю. При неправильном потоке воздуха формируется горловой тип звучания, называемый также «французским». Поэтому приёмы постановки звука Р включают дыхательную тренировку.

Предлагаются следующие упражнения для постановки звука Р у детей:

  1. «Свечка». Зажигается обычная свеча. Её нужно задуть. Дуют либо так, чтобы огонь сразу потух, либо так, чтобы он колебался, но не гас. В ходе тренировочного процесса свечу ото рта постепенно отодвигают, чтобы дуть становилось всё тяжелее.
  2. «Ураган». Берут стакан с водой, трубочку для питья жидкостей. Вдыхают воздух носом, выдыхают ртом в трубочку, опущенную в воду. На поверхности воды появляется бурление.
  3. «Снежинка». Открывают рот, широко улыбаются, язык кладут на нижнюю губу. А на языке размещают бумажку. Эту бумажку нужно сдуть.

Каждое действие повторяют не больше 4 раз. Важное условие эффективного процесса – носовой вдох и ротовой выдох.

Речевой слух

Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.

Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.

Читайте также:
Ловкие пальцы - красивая речь

Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:

  1. Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
  2. Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
  3. З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.

Автоматизация звука Р


Этапы постановки звука Р включают автоматизацию – закрепляющий навыки приём. Закрепляется звучание фонемы в разнообразных словах, содержащих проблемную букву, фразах, можно использовать стихотворение или скороговорку. Сначала фонему нужно автоматизировать в соединении с гласными и согласными, затем в словах и предложениях.

Автоматизация звука Р в слогах

Отработка идет через согласные «Д» и «Т», используются слоги с сочетанием «др» и «тр»: «дра» и «тра», «дро» и «тро», «дру» и «тру». Через эти согласные языку будет легче перейти к проблемной фонеме.

Потом убираются передние согласные, остаются слоги «ра», «ро», «ру». Тренировка проходит поэтапно, затем нужно ввести перевернутые слоги: «ар», «ор», «ур». Чередовать слоги нужно до тех пор, пока у пациента не закрепится вибрационное звучание.

Автоматизация звука Р в словах

Когда слоги будут отработаны, можно переходить к словам. Начинать следует со слов, в которых проблемная фонема стоит в начальном слоге: река, труба, рубашка. Затем идет прорабатывание слов, в которых фонема находится в среднем или последнем слоге: помидор, корова, мотор.

Далее необходимо проработать смягчённое звучание в словах. При обычном рычании язык плотно прижат к нёбу и располагается почти у самых зубов, при смягчённом – прижат не так сильно, находится чуть дальше от верхнего зубного ряда.

Обычно дети после нескольких тренировок сами начинают понимать различие между обычным и смягченным звучанием, использовать это различие при проговаривании слов. Некоторым детям необходимо объяснить, что язык нужно переместить по нёбу чуть глубже.

Закрепление результата

После основного логопедического процесса тренировки не заканчиваются. Дома родители могут сами заниматься с детьми. Детям в дошкольный период покупают книжки с логопедическими стишками и песенками, специальные игры, кубики или картинки с нарисованными предметами, в названиях которых есть проблемные звуки.

Такие игры развивают не только речевые, но и мыслительные способности. Выйдя с малышом на прогулку, можно попросить его называть встречающиеся на пути предметы, содержание в названии отрабатываемую фонему.

Подростку с речевой проблемой полезно читать вслух стихотворения и рассказы. Можно предложить ему для развития мышления сочинять и рассказывать собственные истории.

Правильная постановка звука Р

Сонорные группы звуков − одна из главных логопедических проблем. У большинства детей дошкольного возраста возникают проблемы с постановкой Л, Р. И если Л поставить легко, то с Р появляются трудности.

Отсутствие или неправильное произношение этого звука в речи заметнее, чем нарушение звука Л. Почему с сонорной группой возникает больше всего трудностей?

  • Особенности артикуляции
  • Разновидности нарушений
  • Причины нарушений
  • Логопедическая диагностика
  • Помощь каких специалистов может потребоваться
  • Подготовительный этап
  • Способы постановки
  • Возможные трудности при постановке
  • Рекомендации по автоматизации звука
  • Продолжительность коррекционной работы

Особенности артикуляции

Проблема неправильного звукопроизношения (если у ребенка нет других речевых проблем, например, дизартрии) сонорных звуков − это трудность в их артикуляции. Особенно это касается Р, поэтому логопеды советуют не паниковать родителям, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен, что и происходит к 4-5 годам, поэтому обязательно проводите с ребенком артикуляционную гимнастику.

При произнесении Р органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

  • рот открыт, губы находятся в положении последующего за Р гласного звука;
  • язык должен быть широким, находиться за верхними зубами и касаться альвеол, боковые края приподняты; по форме он похож на небольшой ковшик;
  • мягкое небо поднято;
  • голосовые связки вибрируют.

Кроме правильного положения органов артикуляционного аппарата, нужна сильная воздушная струя, потому что при выдохе она направлена на кончик языка, в результате чего получается его вибрация и «рокочущий» звук.

Вибрировать должен кончик языка, а не маленький язычок или его боковая часть. Проверить направление воздушной струи можно используя полоску из бумаги: при правильном произнесении она будет колыхаться.

Разновидности нарушений

Нарушение произношения звуков Р и Р` называют ротацизмом и параротацизмом.

Существует несколько их вариантов:

  • Отсутствие звука в речи − ребенок вместо него не использует другой звук (например, «кова» вместо «корова»).
  • Велярный − происходит, если задняя часть спинки языка поднимается слишком сильно и соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука. Это нарушение называют картавостью.
  • Увулярный − происходит вибрация только маленького язычка. Такой ротацизм называют горловым.
  • Боковой − вибрирует боковой край. При произнесении происходит совмещение звуков Р и Л`.
  • Билабиальный − такой вид нарушения встречается редко. Ребенок создает вибрацию губами и получается звук похожий на «пррр».
  • Лабиодентальный − звук получается между верхней губой и нижними зубами, и наоборот.
  • Одноударный или проторный звук − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
  • Щечный − воздушная струя проходит через щеку и боковые края языка, что вызывает вибрацию щек.
  • Межзубный − язык расположен между зубами.
  • Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на его мягкий вариант, либо заменяют Л, который проще по артикуляции.

Также этот звук заменяют следующими звуками:

  • В – «паваход» вместо «параход»;
  • Д – «дука» вместо «рука»;
  • Г – «пагавоз» вместо «паравоз»;
  • Й – «йиба» вместо «рыба».

Ротацизм может быть отражением простой дислалии, когда нарушено произношение одного звука. Или это вариант сложной дислалии, когда нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков. Ротацизм и параротацизм могут свидетельствовать о более сложных речевых нарушениях − дизартрии, алалии, ринолалии.

Причины нарушений

Почему у ребенка происходит нарушение произношения Р? Есть несколько причин и для устранения некоторых из них нужна помощь нескольких специалистов, а не только логопеда:

  • Анатомические особенности. К ним относятся укороченная подъязычная уздечка, расщелина губы, неба, неправильный прикус.
  • Воздушная струя недостаточно сильная.
  • Неправильное положение органов артикуляции − анатомических нарушений нет, но, например, язык занимает неправильное положение, потому что ребенок не запомнил правильную артикуляцию.
  • Неправильная речевая среда − часто родители беспокоятся, что если они картавят, то и их дети будут неправильно произносить Р. Это не генетическая предрасположенность, а неправильная речевая среда. Ребенок слышит неправильное произношение и пытается его скопировать. Поэтому и возникает ротацизм.
  • Ребенок не различает звуки на слух − это нарушение работы фонетических процессов.
Читайте также:
Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях

Кроме того, если имеется сложное речевое нарушение − алалия, то неправильное звукопроизношение может быть следствием недостаточной активности речевых зон головного мозга. Важно определить точную причину ротацизма и параротацизма, чтобы составить план коррекционной работы.

Логопедическая диагностика

Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата. Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык).

Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.

Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие). Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике.

Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.

Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.

На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.

Помощь каких специалистов может потребоваться

Если у ребенка причина дефекта речи − это укороченная подъязычная уздечка, то может потребоваться консультация хирурга. Но в современной логопедии решают эту проблему при помощи упражнений. И помощь хирурга нужна только тем, у кого слишком короткая уздечка. Из-за этого дефекта трудно поднимать язык, что является основой для произношения Р.

Если неправильный прикус, логопед может посоветовать обратиться к ортодонту. Если сложное речевое нарушение (дизартрия, алалия), для активизации речевых процессов нужен специальный курс лечения, который подбирает невролог. А также консультация дефектолога, который сможет составить план коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы.

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

  • «Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
  • «Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
  • «Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
  • «Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
  • «Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
  • «Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки. Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
  • «Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе. Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

Читайте также:
Презентация (Технология организации логопедического обследования в ДОУ)

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Способы постановки

Заниматься коррекцией нужно поэтапно. После подготовительной работы следует этап постановки.

Есть несколько способов, которыми вы можете воспользоваться для занятий дома:

  • От упражнения «Грибок». Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. В итоге получается вибрация. Для этого способа у ребенка должен быть сформирован сильный выдох.
  • Механический или «Болтушка». Для этого способа вы можете использовать шариковый зонд, но в домашних условиях родители могут воспользоваться ватной палочкой. Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик», а взрослый тем временем помещает кончик ватной палочкой под язык и совершает колебательные движения из стороны в сторону. У вас получится сочетание ДР. Но обязательно следите за тем, чтобы звук Д в упражнении был четким. Для удобства ребенок может находиться в положении лежа.
  • От сочетания ЗЖ. Широкий язык поднят за верхние зубы и ребенок длительно произносит ЗЖ. Он ощущает легкую вибрацию и при более сильном выдохе получится Р.

Это самые популярные способы постановки сонорного звука самостоятельно в домашних условиях. У детей с нормальным речевым развитием данный звук появляется путем звукоподражания. При условии, что его артикуляционный аппарат подготовлен. К возрасту пяти лет ребенок должен четко выговаривать все группы звуков.

Возможные трудности при постановке

Не стоит автоматизировать звук в речи, если артикуляционный аппарат недостаточно подготовлен. Даже если у вас получится механически поставить Р, то из-за слабого тонуса языка в речи язык будет «соскальзывать» и получится искаженный звук. Если у ребенка не сформирована сильная воздушная струя, то вибрация будет недостаточно ярко выраженной, что также приводит к неправильному звукопроизношению.

Если изолированный звук получается нечетким, то не нужно его автоматизировать. Ребенок запомнит неправильное произношение (а именно органы артикуляции) и потом проводить коррекцию будет сложнее. А искаженное произношение Р может привести к проблемам при чтении и письме. Поэтому для дошкольников старшей и подготовительной групп включайте в занятия упражнения на букву Р.

Не путайте понятия «звук» и «буква». Звуки мы слышим, а буквы − видим. Вы занимаетесь постановкой и автоматизацией звука, а на уроках по чтению и письму изучаете букву.

Некоторые родители не обращают внимание на подъязычную уздечку. А иногда именно из-за нее у ребенка и возникают трудности с постановкой звука. Если она короткая, выполняйте упражнения на ее растяжку («Грибок», «Гармошка»). Если у родителей есть ротацизм, то проводить занятия должен только логопед или взрослый с правильным произношением. Для эффективных занятий нужно создать подходящие условия и подобрать упражнения на звук Р. Тогда коррекционная работа будет проходить успешнее.

Рекомендации по автоматизации звука

Как только у ребенка получилось выговорить Р, начинайте его автоматизацию в слогах. Перед этим упражняйтесь в произнесении длинного раскатистого звука, пускай язык привыкнет к ощущению вибрации. Обычно закрепляют правильное произношение в прямых слогах (РА, РО, РУ), но в случае со звуком Р некоторым детям проще, когда он находится в твердой позиции, а не когда органы артикуляции занимают положение последующего гласного.

На этапе закрепления в слогах используйте слоговые дорожки, чистоговорки. Приступайте к закреплению в словах, только когда ребенок будет уверенно произносить Р в слогах. Предлагайте такие задания: придумывать слова на этот звук, называть все предметы, например, в комнате, в которых есть этот звук. Для тренировки правильного произношения во фразах подойдут короткие стихи, можно составлять фразы из предложенных слов, скороговорки.

Затем идет автоматизация в предложениях и связной речи. Ребенок может составлять рассказы по картинке, из предложенного списка слов. Взрослый может придумать сказку про звук Р и предложить ребенку ее пересказать. Параллельно нужно проводить работу над соотнесением звука с буквой: прописывайте букву Р, выкладывайте ее из подручных материалов.

В начале этапа автоматизации в заданиях речевой материал должен быть насыщен звуком Р. Органы артикуляции должны запомнить правильное положение при произношении, а ребенок фиксирует его правильное звучание в речи. Также в логопедических упражнениях на звук Р в самом начале закрепления взрослый произносит его вместе с ребенком, потом ребенок его повторяет. А потом логопед или родители просят его самостоятельно сказать. При подборе речевого материала не используйте слова с использованием мягкого варианта Р и звука Л и Л`. Речевой материал должен соответствовать детскому восприятию.

Продолжительность коррекционной работы

Сколько по времени занимает выработка правильного произношения звука Р? В современной логопедии нет четких временных границ. Это касается работы с любой группой звуков. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Поставить звук можно уже на первых занятиях (если была проведена подготовительная работа), а этап автоматизации может занять достаточно продолжительное время.

Звук Р − сложный по артикуляции, поэтому и появляется в речи к более старшему возрасту. Не нужно торопиться с автоматизацией, ваша задача добиться чистого звучания и устойчивой вибрации. Язык не должен «соскальзывать», когда ребенок будет произносить слова. Чтобы ему было интересно, используйте дидактические игры, а не только речевой и наглядный материал.

Вы можете поискать определенную логопедическую методику, но все они построены на тех принципах и практических советах, которые изложены выше. Главное условие успешной коррекционной работы − это диагностика и коррекционная работа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Как научить ребенка выговаривать букву Р: постановка и автоматизация звука Р, артикуляционная гимнастика и упражнения в домашних условиях

К 6 годам ребенок должен уметь произносить все звуки. Самое сложное — артикуляция звука “р”, поэтому он самый последний в ряду букв, которые могут проговорить дети. Чтобы его произнести, нужна готовность речевого аппарата:

  • нужно уметь одновременно напрягать корень языка с уздечкой и при этом расслаблять его кончик;
  • язык необходимо не просто поднимать описанным способом, а удерживать в таком положении на выдохе;
  • речевой выдох должен быть мощным, чтобы расслабленный кончик языка вибрировал.
Читайте также:
Звук П - конспект занятия

Если ребенок 5 лет ещё не выговаривает букву р, нужна помощь логопеда.

Почему ребёнок не выговаривает звук «р»: причины

Перед тем, как сделать выводы о причине, почему ребёнку сложно произносить звук р, нужен осмотр речевого аппарата, проверка слуха, а иногда и консультация невропатолога:

  1. Короткая подъязыковая уздечка. В пять лет её длина достигает 7-8 мм. Такие размеры позволяют языку подняться. Если она утолщённая и короткая, специалист предлагает упражнения на растяжение или отправляет на подрезание.
  2. Нарушен алгоритм произношения — неправильная автоматизация звука “р” в словах: вместо “р” говорит “л” или шипящие. Если малышу проще вставлять в слова “л”, чем произносить букву “р”, процесс постановки правильного звука пройдёт быстрее: алгоритм произношения похож. Если же ребёнок заменяет на шипящие, нужна проверка фонематического слуха.
  3. Ребёнок не слышит отдельные звуки — нарушен фонематический слух. Ему трудно их различить, поэтому подменяет их или вовсе пропускает. Причины такого нарушения — проблемы с ЦНС, перенесённые аденоидит и отит.
  4. Артикуляционные аппарат находится в тонусе или полностью расслаблен. Губы, щёки и язык напряжены или недостаточно подвижны. И то, и другое мешает ребёнку научиться правильно выговаривать букву “р”. Тогда логопед предлагает артикуляционные упражнения.
  5. Проблемы с поведением. Чтобы научить ребенка выговаривать букву, от специалиста нужно умение заинтересовать упражнениями для буквы р, а малыш должен уметь удержать внимание на процессе тренировок. Расторможенность или пассивность не дают ему сконцентрироваться. Причины — неврологические расстройства или нездоровая атмосфера в окружении ребёнка, который лишён тесного душевного контакта с родителем.
  6. Горловое произношение. Вместо напряжения языка и уздечки, у ребёнка вибрирует гортанный язычок. При горловом произношении говорят, что ребёнок картавит. Коррекция сложная по 2 причинам: родители обращаются поздно из-за того, что не различают языковый и горловой звук, а также потому что нужна не просто артикуляционная гимнастика для постановки р звука, а поэтапно обучить проговаривать его по новому алгоритму.

Учим ребенка говорить букву “р”

В занятиях важно использовать комплексный подход:

  • регулярно заниматься с логопедом;
  • делать упражнения для постановки звука “р” у детей в домашних условиях;
  • использовать речевой материал для автоматизации звука “р” в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква “р”.

Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.

Постановка звука “р”

Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву “р”, сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква “р”: раскраска, стихотворения с её изображением.

  • Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.

Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.

Постановка звука предполагает ежедневные занятия. Их можно совмещать с играми, делать в непринуждённой обстановке. Главное — знать алгоритм работы и собирать материал для автоматизации звука по каждому этапу отдельно.

Автоматизация звука “р”

  • После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.

  • Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
  • Автоматизация звука р в длинных предложениях.

Лишь на этом этапе используют скороговорки на “р”, учат логопедические стихи. Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.

Упражнения

Начинать занятия всего нужно с разминки артикуляционного аппарата. Для этого делают зарядку для языка, губ и всего речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика

  • «Маятник»: малыш высовывает язык и двигает им от левого уголка рта к правому.

  • «Кисточка»: как можно шире открываем ротик и язычком, словно кисточкой, красим нёбо от передних верхних зубов и как можно глубже к горлу. Такие «раскрашивания» можно обыгрывать, используя каждый день новый воображаемый цвет.

  • «Комарики»: ребёнок открывает рот и выставляет кончик языка за зубки, проговаривая длинный звук з. Потом проделывается тоже, но язык нужно переместить к нёбу, уперев у основания верхних зубов.

  • «Гармошка»: малыш улыбается и широко раскрывает рот. Язык нужно упереть в нёбо так, будто хочется произнести звук «нь». С этим положением языка попеременно то очень широко открывать рот, то закрывать его. Делать 15-20 раз. Это упражнение способствует растяжению короткой уздечки.

Занятия на автоматизацию и произношение звука “р”

Кроме артикуляционной гимнастики, полезно выполнять логопедические задания. Они направлены на автоматизацию звуков, расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. При этом тренируется память и развивается логическое мышление.

Результаты

Если артикуляционный аппарат и фонематический слух в норме, то первые «рычащие» слова можно услышать уже через месяц-второй систематических занятий. Если же трудности возникли из-за органических и функциональных нарушений работы нервной системы, то ждать результатов придётся от 2 до 6 месяцев.

Занятия проводят ежедневно по 10-15 минут.

Результативность очень сопряжена с вовлечённостью мамы: если она с энтузиазмом готовится, подбадривает малыша, выражает радость от результатов, ребёнку нравится заниматься. А там, где есть удовольствие, результат наступает быстро.

Постановка звука «р»: с чего начать

Время чтения – 17 минут

Читайте также:
Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Нарушение произношения вибрантов — звуков «р» и «рь» встречается очень часто. До 26% всех нарушений звукопроизношения приходится именно на них, особенно распространено горловое «р», известное как картавость. В норме до 5 — 6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду. Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит — идите раньше.

В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

  1. Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
  2. Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
  3. Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
  4. Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
  5. Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
  6. Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
  7. Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
  8. Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Этап 2: постановка звука «р»

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Гимнастика для губ

В комплекс входит 3 упражнения:

  1. «Улыбаемся!». Малыш улыбается, обнажая все зубки. Продолжительность подхода — 5 секунд.
  2. «Трубочка». Есть 2 варианта этого упражнения. Ученик вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубки и немного вытягивает губы кпереди так, чтобы образовался квадрат.
  3. «Двери открываются». Малыш медленно открывает ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.

Затем улыбается, обнажая зубы.

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

«Блины»

Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.

«Чьи зубки чище?»

Малыш приоткрывает рот и кончиком языка начинает «чистить» верхние зубки изнутри. Движения языком — влево-вправо.

«Кошка»

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

«Маляр»

Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.

«Качели»

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

«Лошадка»

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

«Грибок»

Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.

«Пулемет»

Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».

«Гул самолета»

Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.

Читайте также:
Открытое занятие по развитию речи 'Мы идем весну искать'

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

  1. Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
  2. Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
  3. Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Домашние коррекционные занятия

С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.

От звука «д»

Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!

Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».

Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.

Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.

Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.

Способ постановки от звука «ж»

Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость. Должен получиться одноударный «р». Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.

Метод постановки от звука «с»

Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.

Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».

Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.

Введение вибранта в речь

При несложных случаях можно самостоятельно не только научить кроху выговаривать «р», но и ввести его в речь. Для этого сначала доведите изолированное звукопроизношение до совершенства. А потом вводите в речь с помощью таких упражнений:

  • сначала малыш проговаривает его в слогах;
  • затем произносит его в словах, причем с разными слогами: «р» должно быть и в начале, и в середине, и в конце;
  • подключайте рассказы, чистоговорки, фразы — это завершающий этап.

Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.

Почему занятия не помогают?

По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?

Во-первых, крохе нет 4-х лет. До этого возраста бессмысленно даже пытаться ставить «р», поскольку его просто нет и быть не может — такова закономерность развития речи у деток. Он возникает самым последним. Родители, не торопите события!

Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть

растянуты губы, язык поднят кверху, его кончик дрожит, имеется сильная направленная воздушная струя, голосовые связки вибрируют. Возможно, малыш просто принимает неправильную артикуляционную позу. При недостаточности движений «р» ему не поддастся.

В-третьих, неправильное дыхание. Чтобы получилось выговорить «р», нужна сильная направленная воздушная струя, которая заставляет вибрировать кончик языка. Если кроха не различает ротовое и носовое дыхание, нужно сначала отработать этот момент.

В-четвертых, несформированный фонематический слух. Малыш просто может пока не воспринимать «р» на слух и, соответственно, различать его тоже не может.

В-пятых, органические причины. Речь идет об особенностях строения лицевого аппарата — короткая уздечка, большой или маленький язык, например. Сюда же входят и неврологические нарушения.

Если вы занимаетесь с малышом дома, но занятия не дают результат, обратитесь к врачу. Он выявит причину и предложит эффективные для вашего чада методы постановки.

Выводы

Если вы заметили, что у вашего дошкольника проблемы с произношением «р», обратитесь к логопеду. Специалист проведет логопедические пробы, оценит артикуляционный аппарат вашего чада и выявит причину нарушения звукопроизношения. Это позволит разработать такую коррекционную программу, которая будет эффективна именно для вашего ребенка.

Заниматься нужно регулярно. Как правило, занятия проходят 2 – 3 раза в неделю. Но и родители должны включаться в процесс. Дома нужно продолжать выполнять упражнения — тогда результат не заставит себя долго ждать.

В случае, если необходима консультация невролога или оперативное вмешательство (например, подрезание уздечки), это позволит не тратить время зря и быстро решить проблему.

Обычно к логопеду обращаются родители детей в возрасте от 5 до 6 лет. Но если вы заметили проблему раньше, не ждите — идите к специалисту. Но и ранее, чем в 4,5 года идти тоже не стоит.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Читайте также:
Макет артикуляционного аппарата

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Презентация Чистоговорки автоматизация звука (С)

Персональный сайт учителя-дефектолога Ленковец Т.И.
ГУО “Ясли-сад №1 г. Ганцевичи”

Презентация/ Чистоговорки на звук «Ц»

Презентация «Чистоговорки на звук «Ц» — это удобное и доступное пособие для отработки звука «Ц» в чистоговорках. Его можно использовать как для детей дошкольного так и школьного возраста. Все, что вам понадобится — это любой гаджет (планшет, ноутбук, компьютер или телефон) и немного времени. Данная презентация содержит 18 чистоговорок с яркими картинками. Вначале презентации Вы …

Презентация/ Скороговорки со звуком «Ц»

Презентация «Скороговорки со звуком «Ц» — это простое, доступное и достаточно результативное пособие для автоматизации звука «Ц». Его можно использовать как для детей дошкольного так и школьного возраста. Все, что вам понадобится — это любой гаджет (планшет, ноутбук, компьютер или телефон) и немного времени. Данная презентация содержит 6 простых скороговорок с яркими иллюстрациями. Вначале презентации …

Презентация: «Рассказы на звук «Ц»

Презентация: «Рассказы на звук «Ц» — мультимедийное пособие для автоматизации звука «Ц» в связной речи. Это очень доступное и простое в использовании пособие. Вам необходимы только компьютер,ноутбук или телефон. Заниматься по данной презентации можно прямо на сайте или написать на почтовый ящик promis_l@mail.ru и я вышлю ее. Польза презентаций: Все дети любят играть в компьютерах и всевозможных …

Презентация/ Предложения со звуком «Ц»

Презентация «Предложения со звуком «Ц» — это игровое мультимедийное пособие простое в использовании. Вам необходимы только компьютер,ноутбук или телефон. Заниматься по данной презентации можно прямо на сайте или написать на почтовый ящик promis_l@mail.ru и я вышлю ее. Польза презентаций: Все дети любят играть в компьютерах и всевозможных гаджетах. Поэтому этот вид игровой деятельности их заинтересует …

Презентация/ Словосочетания со звуком «Ц»

Презентация/ Словосочетания со звуком «Ц» — увлекательное пособие для автоматизации звука «Ц». Оно будет доступно как детям младшего школьного возраста, так и малышам детского сада. Для занятий с помощью презентаций нужен компьютер, планшет или телефон. Можно заниматься как онлайн на сайте, так и написать на почту promis_l@mail.ru и я вышлю презентацию на Ваш почтовый ящик. …

Презентация/ Скороговорки на звук З

Презентация/ Скороговорки на звук З — мультимедийное пособие для автоматизации звука «З». Оно поможет взрослым провести занятие просто и увлекательно. Для этого Вам только понадобится компьютер, ноутбук, планшет и немного времени. С учетом того, что малыши очень любят играть в гаджетах, то заниматься он будет в радостью. А еще в презентациях дети могут действовать самостоятельно, …

Презентация по автоматизации звука З в чистоговорках

Презентация по автоматизации звука «З» в чистоговорках поможет взрослым провести занятия просто и увлекательно. Во-первых, презентация — это мультимедийное доступное пособие. Для занятий вам понадобится компьютер, ноутбук или планшет и немного времени. Во-вторых, малыши очень любят играть в гаджетах. Именно поэтому, если Вы предложите позаниматься таким образом, не думаю, что получите отказ. В-третьих, дети могут …

Презентация на автоматизацию звука З в предложениях

Презентация на автоматизацию звука «З» в предложениях — доступный способ закрепить данный звук в связной речи. Для того, чтобы заниматься с помощью презентаций нужен компьютер, ноутбук или планшет. Данные гаджеты есть практически в каждой семье. Если все же у вас нет возможности заниматься с помощью презентаций то подобный материал можно скачать на сайте. По выделенной …

Презентация на автоматизацию звука З в словосочетаниях

Презентация на автоматизацию звука «З» в словосочетаниях — это мультимедийное красочное пособие. Данная форма занятия не требует особых затрат. Нужен только компьютер, ноутбук или планшет. Эти гаджеты есть практически в каждой современной семье. Поэтому занимаясь с помощью презентаций Вы прикладываете минимум усилий и получаете очень хороший результат. Перед тем, как автоматизировать звук «З» в словосочетаниях …

Презентация: Автоматизация звука С в текстах/ Рассказы со звуком С

Презентация: «Автоматизация звука С в текстах» — это отличный способ автоматизировать звук «С» в связной речи. Ребенок намного легче воспринимает текст, если видит иллюстрации к нему. Презентация построена таким образом, что на одной странице размещается одно предложение. Так ваш малыш точно не запутается в сложном тексте. Перед занятием желательно сделать 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики. Это подготовит …

Адрес
123 Мейн стрит
Нью Йорк, NY 10001

Часы
Понедельник—пятница: 9:00–17:00
Суббота и воскресенье: 11:00–15:00

Здесь может быть отличное место для того, чтобы представить себя, свой сайт или выразить какие-то благодарности.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] в чистоговорках с презентацией

Светлана Овчинникова
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] в чистоговорках с презентацией

Тема: «Автоматизация звука [с] в чистоговорках».

Форма НОД: Индивидуальная

Цель: автоматизировать звук [с] в чистоговорках;

Закрепить правильное произношение звука [с ] в чистоговорках, формировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, воображение; развивать артикуляционную и мелкую моторику. Продолжать формировать навык самоконтроля за собственной речью.

3.Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

презентация «Автоматизация звука «С» в чистоговорках»;

Картинка Веселый Язычок – пособие

разрезная картинка с изображением ЗИМЫ

Игрушка белка, снеговик.

Пособие на дыхание «Снежинка на варежке»

Д/И «Чей хвост, лапы и уши?»

Д/И «Составь картинку»

Раскраска «В гостях у Зимы»

Каждый день всегда,везде:

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Сейчас я расскажу тебе интересную историю. Жил – был Язычок решил он отправиться

в путешествие в зимний лес и приглашает тебя с собой в путешествие.

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Читайте также:
Конспект НОД: Звуки (Г) и (Г’)

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой. Ф. Тютчев

Отправимся с нашим другом в лес? Для этого нам с тобой необходимо выполнить задание. Согласен?Отгадай загадки:

Весь день хлопочет.

А зовут её ….(сорока).

Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит (солнце).

Белое покрывало всю землю одело (снег)

Какой звук повторяется в начале слов? Верно, это звук [с]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [с].

Логопед: Вот мы с Язычком и доехали до леса (картинка зимнего леса на экране) (Слайд 2). Как здесь легко дышится! Сделай глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот.

– Какой чистый воздух в лесу! Вдохни,на выдохе произнеси: «Прозрачный воздух чист и свеж

Идем мы с Язычком сначала по широкой дороге (упражнение «Лопатка», потом по узкой (упражнение «Иголочка»). Напряги язычок, высуни его наружу, сделай его острым и твёрдым, а потом опять по широкой и узкой дорожке (попеременное выполнение упражнений «Иголочка»«Лопатка»( 5-6 раз). Вдруг Язычок увидел забор упражнение «Заборчик», а за ним веселую белочку, обрадовался ей- упражнение «Улыбка». Белочка пригласила к себе в гости. Угостила вкусными конфетами. После вкусных конфет белочка и Язычок почистили зубки, а потом пошли кататься на качелях и горке. Выполнение артикуляционных упражнений «Конфета», «Почистим зубки», «Качели», «Горка», «Трубочка», «Лопатка». Весело было белочке и Язычку.

Логопед: Но вдруг поднялся ветер и засвистел –СССССССССССССС.

Логопед :Как засвистел ветер?

Логопед: Давай покажем, как ты научился говорить правильно звук «С». Произнеси звук «С». Улыбнись, прижми кончик языка за нижними зубами, зубки сближены, но не сомкнуты.Тихонько подуй: с-с-с-с.

Где идёт воздушная струя?

Ребёнок: с-с-с-с-с. Посередине язычка.

Логопед: Ещё раз произнеси звук «С» и подставь ладошку к струе. Какой воздух выходит изо рта при произнесении звука «С»?

Ребёнок: с-с-с-с. Холодный.

Логопед: А теперь послушайте, поёт голосок или спит, когда мы произносим звук С? (спит). Значит звук «с» какой? (глухой). Гласный или согласный звук «С»? (согласный).

Звук «с» – согласный, глухой, в словах бывает твёрдый или мягкий. Твёрдый звук С обозначаем синей фишкой, а мягкий звук С’ – зелёной фишкой. Сегодня мы повторяем звук «С»– твердый.

Логопед: Подул ветер и поднял в воздухе много – много снежинок.

В воздухе морозном.

Падают на землю

Ой, не тай, снежинка,

Упражнение на дыхание «Снежинка»

Логопед: Поиграл Язычок с белочкой и снежинками, и пошел дальше путешествовать. Идет и вдруг увидел коробочку. Он подумал, что там конфеты и даже улыбнулся от удовольствия упражнение «Оближем губы», открыл коробочку, а там картинки. Давай рассмотрим их и сочиним стихи. (Презентация). Автоматизация звука С в чистоговорках.

са-са-са — в лесу живет лиса

са-са-са — в саду оса

со-со-со — у Сани колесо

су-су-еу — Соня видит осу

сы-сы-сы — у Сони косы

са-са-са — в лесу бегает лиса

со-со-со – покатилось колесо

су-су-су — было холодно в лесу

Ас-ас-ас-а- купили ананас.

Ос-ос-ос- у Сони кокос

Ос-ос-ос- на столе поднос.

Ус-ус-ус- у Сани новый автобус

Ыс-ыс-ыс- кошка ловит крыс.

Су-су-су – ягоды в лесу.

Сы-сы-сы – тикают часы.

Вдруг Язычок на поляне увидел Снеговика и решил с ним поиграть. Давай и мы с тобой поиграем.

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиком.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. Движение воображаемой ложкой; руки под щеку.

Логопед: Поиграл Язычок и отправился дальше в путь. Неожиданно он увидел, что за деревом кто – то спрятался. Давай вместе с Язычком посмотрим кто – же спрятался.

Игра «Чей хвост, лапы и уши?»

На фланелеграфе выставлены хвосты животных, у детей картинки,каждый подбирает к картинке соответствующий хвост и проговаривает:

У меня лиса. У лисы лисий хвост

-У меня барсук. У него барсучий хвост.

-У меня волк. У него волчий хвост.

-У меня заяц. У зайца Заячьи уши, заячий хвост, заячьи лапы.

Логопед: Поиграл Язычок и смотрит опять ветер поднимается сильно свистит ССССССССССССС. Если ты услышишь,что ветер свистит то хлопни в ладоши: -а- у-с-п-ж-с-в-т-с-р-ш-ц-с- и т. д.

Собрался Язычок идти домой, а навстречу ему идет волшебница Зима, идет и плачет. Язычок спросил, что случилось. Оказывается у Зимы был красивый портрет, но ветер налетел и поломал его. Не беда, мы тебе поможем. (Составление картинки из частей). Помогли мы с тобой и с Язычком волшебнице Зиме, она обрадовалась и поблагодарила нас. В благодарность подарила тебе вот такую раскраску. Дома раскрасишь и расскажешь маме, где ты путешествовал сегодня с Язычком.

Язычку очень понравилось гулять по зимнему лесу. Завтра он снова прейдет к нам в гости и будет с нами играть.

Надеюсь в этот раз не нарушила правила публикации. Презентацию представляю вместе с конспектом занятия. Очень жаль, что разработки в виде презентаций без конспекта нельзя представлять.

Наверное в третий раз уже моя презентация будет не так актуальна, но все же надеюсь на вашу поддержку. Спасибо за внимание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: