Пособие ‘Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза’

Пособие ‘Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза’

Опыт работы по профилактике дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у дошкольников — этапы работы, игры, упражнения.

Бесплатные занятия с логопедом

Опыт работы по профилактике дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у дошкольников — этапы работы, игры, упражнения.

Профилактика дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у дошкольников.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями в обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (Дисграфии) у детей обусловлена тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии учащихся начальной школы.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несфомированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Причина возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов. Из всех видов анализа речевого потока: деление предложения на слова, слов на слоги, слов на звуки — самым сложным для детей является – фонематический анализ слов.

Под полным анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т.е., четко представлять его себе звуковую структуру, в частности, ребенок должен определять: какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова; сколько всего звуков в слове; какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй…), каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

Под полным фонематическим синтезом понимается умение соединить отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.

Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет его правильно записать: не пропуская в нем лишних букв и не меняя их последовательности.

Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «расплывчатой» , то ее искажение на письме будет неизбежно- появляются пропуски и перестановки или добавления лишних букв, т.е. возникает дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

При этом виде дисграфии будут искажения звуко — буквенной структуры слова, что выражается в следующем:

  • пропуски согласных (например: крот-кот, астра — атра);
  • пропуски гласных (например: сова — сва; мак -мк);
  • перестановки букв (например: стул — тсул, аист-аитс);
  • добавления букв (например: стул-стула, курица-курицаца)

Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Этапы работы по профилактике нарушения языкового анализа и синтеза

Подготовительный этап.

На этом этапе происходит знакомство с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие «звук». Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

Предлагаемые игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко — тихо», «Кто сказал?»:

Упражнения и игры на развитие слухового внимания

Какие звуки нарушают тишину?

Кто услышит больше звуков? (Прислушаться к звукам вокруг себя и назвать то, что слышишь. Варианты: Назови звуки улицы. Вспомни звуки леса, луга, болота)

Найди по звучанию такую же коробочку с крупой. (В коробочки насыпаются различные виды круп: нужно найти такую же. Также внутри коробочки могут быть: кусочки картона, монетки, пуговки)

Жмурки с колокольчиком. (Водящему завязывают глаза, а тому, кого ловят, дают в руки колокольчик. Водящий ловит играющего по звуку колокольчика.)

Морзянка. (Ведущий простукивает определенный ритм, играющие должны его повторить).

Игры с фонограммами: песенки насекомых; голоса животных, птиц; звуки транспорта. На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

На этом этапе используем такие следующие игры.

  • Поймай звук (из звуков, слогов, слов). (Логопед произносит ряд звуков, дети сигнализируют (топают, хлопают, показывают символ звука), когда услышат изучаемый звук).
  • Подбери слово на этот звук
  • Определение позиции звука (начало, середина конец). Для этого используем звуковые линейки: светофор, птичка.
  • «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением — окна, но не окно, ослик, но не осёл ):
  • «Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине — на звук [и].
  • Назови, сколько гласных звуков в слове (звуковые линейки).
  • Нарисуй, столько кружков сколько звуков я произнесла (а, аиу, ао). Далее, когда дети познакомятся с согласными звуками, усложняем, нарисуй столько кружков, столько звуков в слове

Для профилактики дисграфии, на этом этапе можно использовать компьютерные игры. Например: Звуковой калейдоскоп (Мерсибо)

  • Бедный дракончик: разложи гласные звуки по сундучкам
  • Убрать лишнюю картинку (например: овцы, сом, аист, кот)
  • Паровозики (соединить паровозик с буквой, например букву А и картинку в названии которой есть звук [А]) II этап. Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. При знакомстве с согласным звуком, используем такие же игры, как при знакомстве с гласными звуками (поймай звук, определи место звука в слове и т.д.)

Читайте также:
Дифференциация согласных П-Т - конспект занятия

Обучаем детей производить полный звуковой анализ слова.

Звуковой анализ проводим по следующему плану:

  1. Произнеси слово и послушай его.
  2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам
  3. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
  4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
  5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
  6. Третий звук и т.д.
  7. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: сколько всего звуков в слове? сколько гласных? сколько в слове слогов?

Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности: — двусложных, состоящих из двух гласных (ау); односложных, состоящих прямых (ма), затем из обратных слогов (уп); односложных слов с закрытым слогом (кот); двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы); двусложных без стечения согласных (ноты).

Дети могут анализировать только те слова, в которых все звуки отчетливо слышатся и произносятся.

В своей работе я использую пособия таких авторов:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н «Логопедические тетради» М: Издательство ГНОМ, 2015
  2. Нищева Н.В. «Тетради для логопедической группы детского сада» Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000
  3. Гомзяк О.С. «Говорим правильно» М: Издательство ГНОМ, 2015

Чтобы дети правильно смогли закрепить полученные знания дома, я провожу просветительскую работу с родителями. Для этого были проведены следующие родительские собрания: «Гласные звуки», «Согласные звуки». На этих собрания, которые прошли в форме презентации, я рассказываю, что такое гласные, согласные звуки. Как отличить гласный от согласного. Показываю игры и упражнения.(см.выше). Провела открытые занятия: «Звук [О], буква О.», «Звук [В], Буква В»

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза

Логопедическая работа состоит из трёх этапов:

1 этап – коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (32 часа);

2 этап – коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова. (8 часов);

3 этап – коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста. (20 часов).

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).

Данная программа способствует не только развитию языкового анализа и синтеза, но и интеллектуальному развитию (развитие мысли­тельной деятельности: памяти, восприятия, внимания), развитию мелкой моторики пальцев рук, восприятия и понимания речи, экспрессивной речи в целом.

К концу обучения дети должны знать:

1. Гласные и согласные звуки и буквы.

2.Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосо­четание, предложение, текст, предлог, приставка, удар­ная гласная, ударный слог, безударная гласная, безудар­ный слог.

З.Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предло­жения и текст.

4.Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.

5. Правописание предлогов и приставок.

К концу обучения дети должны уметь:

1. Различать гласные и согласные звуки.

2.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания

и предложения, набор отдельных предложений и текст.

3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4.Определять в словах место и последовательность звука:

гласных и согласных звуков.

5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах,

слов в предложениях, предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложе­ний.

7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.

Данной программой могут пользоваться логопеды массовых и коррекционных школ, студенты дефектологических фа­культетов, родители, чьи дети нуждаются в помощи, педа­гоги коррекционных классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, на 2015-2016 учебный год

Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе авторской программы «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е.В. Мазановой.

Проблема изучения и коррекции специфических нару­шений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных за­дач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы -своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Дисграфия, обусловленная несформированностью язы­кового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде спе­цифических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосо­четания, предложения и текста. Это:

– пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонети­ческого наполнения слов: персеверации (циклические по­вторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

– раздельное написание частей слова, слитное написание са­мостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

– нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предло­жений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для пре­дупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Настоящая программа предназначена для коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями развития языкового анализа и синтеза.

Логопедическая работа строится с учётом принципа комплексности, учета специфики нарушения, поэтапности и т.д.

Логопедическая работа состоит из трёх этапов:

1 этап – коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (32 часа);

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Дифференциация гласных и-у

2 этап – коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова. (8 часов);

3 этап – коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста. (20 часов).

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).

Данная программа способствует не только развитию языкового анализа и синтеза, но и интеллектуальному развитию (развитие мысли­тельной деятельности: памяти, восприятия, внимания), развитию мелкой моторики пальцев рук, восприятия и понимания речи, экспрессивной речи в целом.

К концу обучения дети должны знать:

1. Гласные и согласные звуки и буквы.

2.Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосо­четание, предложение, текст, предлог, приставка, удар­ная гласная, ударный слог, безударная гласная, безудар­ный слог.

З.Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предло­жения и текст.

4.Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.

5. Правописание предлогов и приставок.

К концу обучения дети должны уметь:

1. Различать гласные и согласные звуки.

2.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания

и предложения, набор отдельных предложений и текст.

3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4.Определять в словах место и последовательность звука:

гласных и согласных звуков.

5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах,

слов в предложениях, предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложе­ний.

7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.

Данной программой могут пользоваться логопеды массовых и коррекционных школ, студенты дефектологических фа­культетов, родители, чьи дети нуждаются в помощи, педа­гоги коррекционных классов.

Формирование языкового анализа и синтеза у школьников с дисграфией

Развитие языкового анализа и синтеза

При устранени№фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза проводит­ся систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.

Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предло­жений на слова и синтез слов в предложении; слоговой ана­лиз и синтез; фонематический анализ и синтез.

Развитие анализа структуры предложения

С целью формирования? умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:

1. Определить границы предложения в тексте.

2. Придумать предложение по сюжетной картинке и оп­ ределить количество слов в нем.

3. Придумать предложение с опредденным количеством слов.

4. Увеличить количество слов в предложении.

5. Составить предложение из слов, данных с беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут).

Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситу­ациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик игра­ет мячом). Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится

первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее — на третьем месте.

7. Придумать предложение с определенным словом.

8. Составить графическую схему предложения: предло­ жение обозначается целой полоской, слова — маленькими полосками.

9. По графической схеме придумать предложение.

10. Определить место слова в предложении (какое по сче­ ту указанное слово).

11. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).

Развитие слогового анализа и синтеза

Для усвоения навыков чтения и письма большое значе­ние имеет умение разделять слово на составляющие его сло­ги. ПрТг-чавладении чтением значимость слогового анализа обусловлена» ггрежде всего тем, что на начальных этапах ре­бенок учится сливать звуки в слогр, синтезировать слоги в слово и на основе этого объединения узнавать слова.

Кроме того, слоговый анализ/помогает более эффектив­ но овладеть звуковым анализомусцова. Слово делится на сло­ ги, затем слог, являющийся более простой речевой едини­ цей, делится на звуки. х

В процессе письма дети с дисграфией часто пропускают гласные. Это связано с тем, что при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают со­гласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные же воспринимаются как оттенки согласных звуков. Деление на слоги способствует выделению гласных. При слоговом анализе делается опора на гласные звуки.

Степень сложности слогового анализа во многом зависит от характера слогов, составляющих слово, и их произноси­тельной трудности. Чем более слиты в произношении звуки слога, тем легче выделить слог из слова. В открытом слоге звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратном или закрытом слоге. Поэтому дети легче выделяют откры­тые слоги и затрудняются в выделении обратных и закрытых слогов. Закрытый слог труднее в произносительном плане, так как составляющие его звуки менее слитны в произноше­нии и более независимы друг от друга. Вследствие этого разделить обратный или закрытый слог на составляющие зву-

ки легче, и в процессе слогового деления дети часто видят в одном слоге два слога, называя звуки («а-р-буз», «у-т-ка»). В связи с этим в логопедической работе необходимо особое внимание уделить выделению обратного и закрытого слога как единого целого.

В процессе формирования слогового анализа и синтеза»1, важно учитывать поэтапность формирования умственных дей- / ствий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные/’ средства, материализованные действия. В дальнейшем ело- говый анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. (

На последующих этапах логопедической работы становится | возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухо-произносительных пред­ставлений.

При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаются следу­ющие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо. Детей также просят тыльной стороной ладони воспринимать движения нижней челюсти. Возможность использования этого приема связана с тем, что гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем со­гласные. Количество движений нижней челюсти соответству­ет количеству гласных и слогов в слове.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в слова. Дети должны усвоить основное правило слого­вого деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавление.

Читайте также:
Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников

С целью болеё эффективного формирования умения оп­ределять слоговый состав слова с опорой на гласные необхо­дима предварительная работа по развитию дифференциации гласных и согласных, выделению гласных звуков из слова. [ Логопедическая работа до дифференциации гласных и со­гласных начинается с уточнения представлений об этих зву­ках, их дифференциальных акустических и произноситель­ных признаках. Дети должны знать, что гласные и соглас­ные звуки различаются по способу артикуляции. При про­изнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно, при произнесении же согласных звуков

воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или узкой щели. Гласные и согласные звуки разли­чаются и по характеру звучания. Гласные звуки состоят толь­ко из голоса, согласные звуки — либо только из шума, либо из шума и голоса. Гласные можно петь, длительно тянуть. И, наконец, важно обратить внимание на то, что гласные являются слогообразующими звуками. Для закрепления диф­ференциации изолированных звуков используется следующий прием: логопед называет гласные и согласные звуки, дети поднимают флажки различного цвета.

Выделение гласного звука из слога. Предлагаются слоги различной структуры с различными глас­ными, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол.

Рекомендуются следующие задания:

1. Назвать только гласный звук слога.

2. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.

3. Записать только гласные буквы слогов.

4. Придумать слог с соответствующей гласной.

5. Определить место гласного звука в слоге и показать со­ ответствующую букву.

6. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

Выделение гласных звуков из слова. На начальном этапе работы предлагаются односложные слова различной структуры (ус, на, мак, волк, двор).

Дети опре­деляют, какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец). Составляется графическая схема слова: слово обозначается прямой линией, гласный звук — кружоч­ком. В зависимости от места гласного звука кружочек ста­вится либо в начале, либо в середине, либо в конце предла­гаемой графической схемы:

В дальнейшем проводится работа на материале двуслож­ных и трехсложных слов.

Рекомендуются следующие упражнения:

1. Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, про­ изношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста).

2. Записать на схеме только гласные данного слова. На­ пример, слово кошка

обозначается так:
_о а,
слово
капус­ та — а у а.
3. Выделить гласные звуки из слова, положить соответ­ ствующие буквы разрезной азбуки.

4. Разложить картинки под гласными буквами. Предва­ рительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова (сук, -нос, стол, пол, сом, бровь, лоб, стул, сыр, дым, лес, хлеб, рак, мак).

5. Разложить картинки под различными графическими

Схемами на которых записаны только гласные буквы: _а а,

_о __ а, _у__а.

Предлагаются картинки на двусложные сло­ ва, например:
муха, кошка, ложка, астра, лапа, луна, окна, утка, рука, корка, лодка, каша, мама, рама, лужа. 6.
, Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.

Закрепление действия слогового анализа и синтеза про­водится с использованием следующих заданий:

1. Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать ко­ личество слогов.

2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3). Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двуслож­ ные, трехсложные, простые и со стечением согласных Например: сад, стол, лыжи, рыба, сахар, крыса, крышка, машина, самолет, капуста.

Слова предъявляются в случай­ ном порядке.

3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от ко­ личества слогов в их названии. Примерные картинки: тра­ ва, помидор, петрушка, редиска, грунта, тарелка, букет, ворона, арбуз, береза, вилка.

4. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: па­ ровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех слогов.

5. Назвать цветы, деревья, домашних и диких живот­ ных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога.

6. Выделить первый слог из названий картинок, запи­ сать его. Объединить слоги в слово или предложение и про­ читать.]Можно предложить детям следующие картинки: ма­ шина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука. После выделения первого слога в словах получается предложение Мама купала Лару.

7. Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: — ва, до — га, ра — та, бел -, — ведь, ка — даш, — рог, по — да.

7 8. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка,-пус; воз, ро,па; прос, ша, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, са.

9. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: маль-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол.

10. Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов.

11. По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов. Предварительно называются предметы, изоб­ раженные на сюжетной картинке.

На последнем этапе предлагаются задания по формиро­ванию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Рекомендуются следующие задания:

1. Придумать слова с двумя или тремя слогами.

2. Придумать слово с определенным слогом в начале сло­ ва, например со слогом ма.

3. Придумать слово с определенным слогом в конце сло­ ва, например со слогом ка.

4. Определить количество слогов в названиях картинок (без предварительного их воспроизведения).

5. Поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки. Логопед показывает картинки, не называя их.

6. По сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из одного, двух или трех слогов.

Полезными являются также упражнения слогов из букв разрезной азбуки, запись слогов.

1. Составить слоги из букв разрезной азбуки. Предлага­ ются слоги различной структуры ‘Лма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра.

Читайте также:
Пособие по работе над слоговой структурой слова

Изменить порядок звуков в слоге. Назвать получен­ ный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательностиЛНапример:
су — ус, ам — ма.
а) ух, ам, ор, ан, ум, ок;

б) на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми.

Логопед показывает буквы в определенном порядке и дает задание назвать слог.

4. Составить из букв разрезной азбуки пары слогов, со­ стоящих из одинаковых звуков: мо — ом, ша — аш, ур — ру, мы — ым.

5. Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.

6. Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком.

7. Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

Нарушения чтения и письма часто сопровождаются боль­шим количеством орфографических ошибок. Это объясня­ется несформированностью у детей языковых обобщений, неумением использовать изучаемые правила орфографии. В связи с этим очень полезны упражнения на выделение и оп­ределение ударного слога в слове. Эти упражнения способ­ствуют лучшему усвоению одного из основных правил ор­фографии, изучаемых в начальной школе — правила на пра­вописание безударных гласных. Приведем некоторые упраж­нения на выделение ударного гласного звука.

1. Назвать ударный (самый громкий слог) слова. Внача­ ле ударный слог интонируется логопедом, произносится с большей силой и длительностью. Прежде всего предлагают­ ся слова, которые начинаются с ударного слога: а) двуслож­ ные, б) трехсложные. Далее даются слова с ударением на последнем слоге: а) двусложные слова, б) трехсложные. И, наконец, предлагаются трехсложные слова с ударением в середине слова.

2. Длительно протянуть ударный слог слова (или ударный гласный).

3. Назвать ударный гласный слова. Последовательность работы та же, что и в упражнении 1.

4. Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником, ударение наклонной палочкой над прямоугольником: >*• »»‘»

5. Подобрать слова к схемам двусложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.

6. Разложить картинки под схемами.

7. Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены.

Логопед назы­ вает одну из форм слова. Дети должны изменить ударение и назвать другую форму слова.

8. Записать слова по слогам, подчеркнуть ударный слог.

Статья:

Формирование фонетико — фонематической стороны речи у детей – это сложный процесс. Освоить азы чтения и счета ещё до того, как прозвенит первый звонок , предупредить ошибки при письме и чтении, появление дисграфических ошибок при обучении грамоте можно только в процессе интенсивного развития фонематического восприятия.
Современная школа требует от детей поступающих в первый класс не столько знаний и умений, сколько способности к анализу и обобщению. Основная цель – формирование фонетико-фонематической стороны речи дошкольника через навык звуко-буквенного анализа слов.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших группах, когда приучают отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить слово с предметом. У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они вслушиваются в слова, находят сходство и различие, отмечают интонацию выразительность речи. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с данным звуком, определяют место звука в слове. В подготовительной к школе группе детей учат делить двусложные (па-па) и трехсложные (ма-ли-на) слова на слоги, находить и называть каждую часть слова.

Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначается не что иное, как звуки речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо:

  • Очень четко ориентироваться в звуках,
  • Уметь правильно их произносить,
  • Безошибочно различать их на слух,
  • Определять наличие или отсутствие звука,
  • Место расположения заданного звука в слове.

Однако при обследовании дошкольников специалистами выявляются дети, которые при относительно-сохранном слухе и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, но так как родителей и воспитателей этот дефект не беспокоит, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи. Получается, что дети, идущие в школу остаются с проблемой в развитии языкового анализа и синтеза, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Если вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении, влекут изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности.

Основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует желания, веры и терпения от родителей и конечно взаимосвязь между родителями и педагогами играет большую роль в этом. Особая роль родителей необходимо в комплексе следующих мероприятий:

  • Соблюдение единых требований к ребенку
  • Контроль за выполнением заданий в домашних условиях
  • Приучать к звуковому анализу
  • Постоянно активизировать слуховое восприятие ребенка
  • Не переходить к следующим занятиям, пока не усвоен материал предыдущих.

Использованная литература:

1. З.Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям» — СПб – Детство-пресс. 2009г.

2. Л.М.Козырева «Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет» — Москва «Гном и Д»- 2006г.

3. Н.Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки» — СПб.:Лань 1999г.

4. Л.П.Барылкина, И.П.Матраева, Л.П.Обухова «Эти трудные согласные» — М.:5 за знания, 2005г.

5. А.Ундзенкова, Л.Колтыгина «Звукарик» — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998г.

6. Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» — М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2001г.

7. .3.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии» — Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2001г.

8. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» — М.: «Просвещение», 1991г.

9. Ж.М.Флерова «Логопедия» — Ростов н/Д: Феникс, 2000г.

10. М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» — М.: «Просвещение», 1989г.

11. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем» — СПб.: «Лань», 1998г.

12. О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно» — СПб.: «Литера», 2003г.

13. Н.С.Варенцова, Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М. «Акалис», 1995г.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Коррекция нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников
Читайте также:
Перспективный план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия, предупреждению оптической дисграфии (подготовительная к школе группа)

Коррекция нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Коррекция нарушений языкового анализа и синтеза
у младших школьников

Бойкова Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 77

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой и в усвоении грамматики родного языка. В основе дисграфических ошибок лежат следующие причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, чувства ритма.

Опыт работы показывает, что наиболее часто встречающимся видом дисграфии в начальном звене массовой школы является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Данное нарушение проявляется как изолированно, так и в структуре сложной дисграфии в сочетании с элементами акустической, аграмматической и оптической дисграфии.

Обучение письму на русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, определить звуко-слоговой состав каждого слова. Из всех видов анализа речевого потока самым сложным для детей является слоговой и фонематический анализ слов. Несформированность фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слов приводит к появлению группы специфических ошибок письма. Конкретно эти ошибки могут проявляться в следующем: пропуски букв в словах, добавление букв, перестановка букв; пропуск, добавление, перестановка слогов; слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части.

Как показывает практика, у учащихся с нарушением фонематического восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на разделительный мягкий знак, на удвоенные согласные. Ребенок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного и в правильном подборе проверочного слова. Ученики не слышат различия в звуковых сочетаниях: тя-тья, вя-вья и поэтому пишут «листя» вместо листья, «деревя» вместо деревья. Выполняя работу по коррекции дефектов речи у детей, необходимо создать базу для понимания и правильного применения грамматических правил.

Мною была разработана методика развития слогового и фонематического анализа и синтеза слов. Основные направления логопедической работы:

-cлоговой анализ и синтез;

-фонематический анализ и синтез.

При организации данной работы учитывались известные коррекционные принципы:

– системности и последовательности

– поэтапного формирования психических функций

– опоры на сохранные анализаторы

Для проведения логопедической работы по развитию языкового анализа и синтеза мною разработана система специальных упражнений с соблюдением следующих моментов:

1. Упражнения на развитие языкового анализа и синтеза направлены на формирование речи в единстве всех ее компонентов (устной речи, письма и чтения), должны проводиться последовательно (от простого к сложному).

2. Построение коррекционного обучения основывается на теории поэтапности формирования умственных действий [1]. Первоначальные этапы включают наглядные средства обучения, производится материализация действий при выполнении слогового и звукового анализа и синтеза. На последующих этапах коррекции для ученика создаются условия для переноса им умственных действий во внутренний план (про себя), на базе слухо-произносительных представлений. На каждом логопедическом занятии необходимо усложнять либо речевой материал, либо характер задания.

3. Задания должны быть полифункциональными, потому что эффективность развития навыка языкового анализа и синтеза зависит от уровня развития психических процессов, а также от уровня сформированности анализаторов (зрительного, слухового, речедвигательного, двигательного), участвующих в процессе письма.

4. Комплексный подход предполагает параллельную работу по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с устранением лексико-грамматических нарушений, развитием орфографических навыков.

5. Для речевых детей следует предупреждать ошибочный образ слова, давать изначально правильную форму написания.

В процессе выполнения заданий на развитие слогового анализа и синтеза делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове. Работа по выделению гласного звука начинается со слогов, продолжается на односложных – четырехсложных словах. Проводится лексическая работа по расширению и уточнению словарного запаса учащихся: слова-синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Например, на слайде изображения бабочки и самолета. Ученики составляют предложения, используя слова-антонимы: «Бабочка летит медленно. Самолет летит быстро». Затем следует слоговой анализ слова.

Упражнение включает несколько заданий, которые даются в определенной последовательности, с постепенным увеличением их количества и усложнением: выделить в слове гласные и определить их место в слове (в начале, в середине, в конце); определить количество гласных и слогов; поставить ударение; отхлопать ритм слова; зарисовать слого-ритмическую схему; назвать мягкие согласные в слове; назвать в слове гласные IIряда.

Данное задание позволяет решить ряд задач: формируется умение определять количество, последовательность звуков и слогов в слове, место звука по отношению к другим звукам. Развитие восприятия и воспроизведения ритма, развитие умения перекодировать звуковую схему слова (сочетание хлопков в ладоши) в зрительную схему ритмического рисунка (Х х х). Дифференциация твердых и мягких согласных, гласных Iи IIряда. Создается основа для изучения последующего материала: правила переноса слов, безударные гласные в корне слова. Данные упражнения следует проводить в начале занятия на этапе повторения, так как их выполнение подготавливает учащихся к усвоению более сложного материала как в структуре урока, так и в системе коррекционных занятий.

С целью развития фонематического и слогового анализа и синтеза у учащихся мною была разработана система тренировочных упражнений в виде таблиц. Выполнение заданий обеспечивает развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, слухопроизносительных навыков, пространственной ориентировки.

Таблицы слогов, составленные по принципу усложнения, включают прямые и обратные слоги, закрытые слоги, слоги со стечением согласных. Для закрепления навыка грамотного письма таблицы содержат орфографические сочетания (ча, ща, жи, ши), словарные слова. Учащимся предлагаются следующие задания: прочитать слоги определенного типа, составить из слогов слова, составить и зарисовать звуковую схему слова, записать слово.

Использование слоговых таблиц на логопедических занятиях позволяет осуществлять индивидуальный подход, формировать навыки речевой коммуникации. Подобные упражнения закрепляют правильные зрительные образы языковых единиц, развивают навык дифференциации гласных и согласных, твердых и мягких согласных звуков, гласных Iи IIряда.

Применение данной системы упражнений, направленной на развитие сложных форм слогового и звукового анализа и синтеза, обеспечивает определенные условия для повышения эффективности процесса обучения:

Читайте также:
Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи

– заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

– использование наглядности: запоминание, опирающееся на образы, лучше механического запоминания;

– игровые моменты, которые вызывают положительные эмоции и создают условия для повышения мотивации к учебе.

Практика показывает, что систематическая работы по развитию, алгоритмизации и автоматизации навыков слогового и звукового анализа и синтеза позволяет устранить или значительно уменьшить количество ошибок на письме. Данная система упражнений востребована при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в начальной школе, так как она учитывает множество факторов, необходимых для развития письменной речи младших школьников.

1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.- М.: Воронеж, 1958

2. Лалаева Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Спб.: Образование, 1997

3. Логопедия: Учебник под ред. Л.С. Волковой.- М.: Владос, 2010

4. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.,1950.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб.: Союз, 2001

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.

Пособие ‘Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза’

Автор: Скорук Наталия Тимофеевна

Учитель-логопед МБОУ «СОШ №13» г. Братска

Рабочая программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников»

Рабочая программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников»

учитель-логопед Скорук Н.Т.

2020/2021 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время на школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи. Большую часть речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической, артикуляторно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания, а также часто с элементами оптической дисграфии. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них наблюдается бедность словарного запаса, страдает лексическая сторона речи.

В последнее время увеличивается число учащихся, в письменных работах которых встречается большое количество пропусков, перестановок букв, нарушений границ предложений. Грамматическая и лексическая стороны могут быть и сохранными.

Проблема дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и вышеуказанной дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения.

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, не ограничивается пропусками и перестановками букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся в нарушениях письменной речи, нарушениях психических функций ( внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного мнезиса и гнозиса и др.) при дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, медленно происходит закрепление звукобуквенного анализа слов, с опозданием формируется навык анализа и синтеза структуры предложения. Такие ошибки вследствие коррекционно-логопедической работы исчезают, но при увеличении учебной нагрузки могут возвращаться и проявляться в большей степени.

Данная программа- система работы по профилактике и устранению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. Она может быть использована как в целенаправленной и системной работе по устранению дисграфии смешанного вида, в которой есть место вышеуказанным нарушениям.

Цель программы: профилактика и преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников.

В основе дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.

Задачи программы:

  • Формировать, развивать и совершенствовать навык анализа структуры текста и предложения.
  • Формировать, развивать и совершенствовать навык слогового анализа и синтеза.
  • Формировать, развивать и совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.

Целевая аудитория: обучающиеся 2-4 классов с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием языкового анализа и синтеза, испытывающие трудности в освоении ООП НОО (АООП НОО) и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Основные принципы коррекционно-логопедической работы:

-Патогенетический принцип. Учет механизмов нарушения

— Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.

— Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет собой систему методов.

— Принцип комплексности. Воздействие на весь комплекс речевых нарушений (устной и письменной речи)

— Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.

— Принцип поэтапного формирования умственных действий .

— Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования психических функций в онтогенезе.

— Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

Содержание коррекционно-логопедического работы

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц включает в себя:

— определение количества, последовательности;

— выделение гласного звука из слога, слова;

-работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова;

-определение количества, места слога в слове;

-составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;

-вычленения первого и последнего звука из слова, определение его места;

— определение последовательности, количества и позиционного места в слове.

Работа начинается с развития анализа структуры текста и предложения. Учащиеся учатся определять границы предложения в тексте, количество, последовательность и место слов в предложении. Для усвоения навыков чтения и письма необходимо отработать слоговой анализ и синтез слов. Учащиеся учатся выделять гласный и согласный звук из слога. Особое внимание уделяется звукобуквенному анализу, изучают гласные I и II ряда. Учащиеся тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.

План работы по профилактике и преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии.

Диагностическая работа по логопедии «звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов различной структуры» (2, 3, 4-й классы).

Данная программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая.

Читайте также:
Дидактический материал по теме Наш дом, наш город, наша страна

Тематический план логопедических занятий по данной программе опирается на четкое знание индивидуальных особенностей всех учащихся группы, позволяет определить возможность преодоление дефекта. Установить необходимые для этого сроки, спрогнозировать эффективность обучения по программе общеобразовательного учреждения. Для учащихся 3-4 классов допустимо некоторое усложнение и увеличение объема и качества словарного запаса учащихся. Время освоения содержания каждого раздела программе составляет 68 часов при проведении занятий 2 раза в неделю. Группы комплектуются в количестве 4-6 человек.

Планируемые результаты и система оценки результатов

Программно-методические материалы способствуют предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

Проведение коррекционно-логопедической работы не только устраняет нарушения чтения и письма. Но и способствует устранению коммуникативных трудностей овладения учебным материалом.

К концу обучения дети должны знать:

-гласные и согласные звуки и буквы;

-определения понятий «звук, буква, слог, слово, словосочетания, предложения, текст, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог»;

-чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

-графическое обозначение звуков, слогов и слов, границ предложения.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

-различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания, и предложения, набор отдельных предложений и текст;

-определять ударные и безударные гласные, слоги;

-определять в словах место и последовательность заданного звука ( гласных и согласных);

— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

-производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

-графически обозначать звуки, слоги и слова;

— понимать функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);

— правильно писать под диктовку слова и предложения. Тексты, безошибочно списывать;

— анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы по тексту.

Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

Стандартизированные диагностические методики ( И.Н.Садовниковой, Т.А. Фотековой) используются на начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы.

Систематическая и комплексная коррекционно-логопедическая работа с использованием различных методов, форм и средств, направленных на оказание помощи учащимся, в освоении образовательной программы, — одно из условий успешного обучения детей, имеющих данный вид дисграфии.

Введение

Проблема изучения и коррекции специфических нару­шений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных за­дач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дис­графии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы -своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Дисграфия, обусловленная несформированностью язы­кового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде спе­цифических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосо­четания, предложения и текста. Это:

пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонети­ческого наполнения слов: персеверации (циклические по­вторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

раздельное написание частей слова, слитное написание са­мостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предло­жений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для пре­дупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Вниманию специалистов предлагается комплект посо­бий, предназначенный для работы с детьми при дисграфии, обусловленной нарушениями развития языкового анализа и синтеза. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и инди­видуальный рабочий альбом для выполнения различных за­даний ребенком. Данные пособия представляют собой сис­тематизированный автором практический материал и со­ставлены с учетом современных методических требований.

Курс не рассчитан на определенное количество часов. Ло­гопед может, сохраняя последовательность, увеличить ли­бо, наоборот, уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня развития детей и степени наруше­ния письменной речи.

Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических фа­культетов, родителей, чьи дети нуждаются в помощи, педа­гогам коррекционных классов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Применяя принцип поуровневого анализа речи, предло­женный И.Н. Садовниковой, у детей с дисграфией, обуслов­ленной несформированностью языкового анализа и синте­за, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:

ошибки на уровне буквы и слога (звукобуквенный и сло­говой анализ и синтез);

ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов фор­мирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.).

Простые формы звукового анализа.

Выделение первого ударного гласного в слове.

Выделение первого согласного в слове, последнего соглас­ного в слове.

Выделение гласного из середины слова.

Определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова).

Сложные формы звукового анализа.

Определение последовательности звуке в слове.

Определение количества звуков.

Определение места звука относительно других звуков.

Логопедическая работа по развитию сложных форм фо­нематического анализа проводится с учетом того, что вся­кое умственное действие проходит определенные. этапы формирования:

а) с опорой на вспомогательные средства;

б) в речевом плане, исключая зрительные опоры, — только проговаривание;

в) во внутреннем плане.

Речевые материалы данного комплекта пособий подобра­ны с учетом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности:

односложные слова без стечения согласных;

двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога;

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука (С) и буква С

двусложные слова со стечением согласных на стыке сло­гов;

односложные слова со стечением согласных в начале сло­ва;

односложные слова со стечением согласных в конце слова;

двусложные слова со стечением согласных в начале слова;

двусложные слова со стечением согласных в начале и в се­редине слова; трехсложные слова.

Начинают коррекционную работу с обучения детей опре­делению количества слогов в слове и изображения хлопка­ми двух-трехсложных слов. Анализ звуковых сочетаний гласных из 2-3 звуков проводится уже после изучения гла­сных А, У, И и усвоения зрительных образов гласных букв и соответствующих им символов (Ткаченко Т.А.). Логопе­дическая работа по развитию фонематического анализа, и синтеза должна учитывать уровень сложности различных форм фонематического анализа и этапы формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим работа проводится в следующей последовательности.

Выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия).

Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове).

Определение последовательности и количества звуков в слове.

4.Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него).

Фонематический анализ открытого и закрытого слога

предлагается вести в следующей последовательности.

Анализ обратного или закрытого слога (ЛИ, УМ . ). Сна­ чала выделяют гласный звук, а затем согласный после не­ го.

Анализ открытых слогов (ПА, МУ. ). Проводится с теми же звуками, но в обратной последовательности.

Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоя­щих из одинаковых звуков (АППА, УММУ. ).

2. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова

Выделяют следующие виды ошибок: раздельное напи­сание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов. При по­строении занятий следует учитывать этапы формирования слоговой структуры, предложенные А.К. Марковой и З.Е. Агранович.

1.Этап. Подготовительный. (Невербальный ировень) Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Работа по развитию переключения и координации.

2. Этап. Коррёкиионный. (Вербальный уровень)

Уровень гласных. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначе­нием гласных при помощи символов.

Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закры­тыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.

Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно ис­пользовать слова, в которых написание аналогично звуча­нию:

двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са;

трёхсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на;

односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот;

двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли­-мон, ка-бан;

двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка, руч-ка, ноч-ка;

двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кан, зай­-чик;

трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли- мо-над, ко-ри-дор;

трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат;

трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка;

односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд, лифт;

двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка;

четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да.

3. Коррекция специфических ошибок на уровне

словосочетания, предложения и текста

Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нару­шения количественного и качественного состава предложе­ния, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосо­четания, предложения и текста предусматривает:

– знакомство с предложением – определение основных при­ знаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения;

дифференциацию словосочетания и предложения;

развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложе­нии;

знакомство с предлогами — определение их значения, зна­комство с написанием предлогов;

знакомство с приставками – определение их значения; знакомство с написанием приставок;

диференциацию предлогов и приставок;

знакомство с текстом — определение основных признаков текста; дифференциацию отдельных предложений и тек­ ста; определение последовательности предложений в тек­сте.

В данном пособии имеются задания на коррекцию всех перечисленных видов ошибок, что позволяет учитывать ос­новные принципы логопедической работы: комплексность, учет специфики нарушения, поэтапность и т.д.

Доступность и привлекательность игровых ситуаций по­зволяет сделать логопедические занятия более эффектив­ными. Параллельно с конспектами занятий в работе необхо­димо использовать альбом для выполнения индивидуаль­ных заданий.

Альбом позволяет ребенку решить многие проблемы са­мостоятельно, что в свою очередь формирует у него навык контроля и самооценки, а также закрепляет запас имеющихся представлений о звуковом, слоговом и языковом анализа и синтезе.

Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:

работу по интеллектуальному развитию (развитие мысли­ тельной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчика­ ми, упражнения по обводке предметов, рисование по тра­фаретам, клеткам, закрашивание контурных изображе­ний линиями, точками, вертикальными и горизонталь­ными штрихами, упражнения с ножницами);

развитие восприятия и понимания речи (постепенно усло­жняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

развитие экспрессивной речи, формирование фразы, рас­пространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

К концу обучения дети должны знать.

Названия гласных и согласных звуков и букв.

Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосо­четание, предложение, текст, предлог, приставка, удар­ная гласная, ударный слог, безударная гласная, безудар­ный слог.

Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предло­жения и текст.

Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.

Правописание предлогов и приставок.

К концу обучения дети должны уметь.

Различать гласные и согласные звуки.

Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.

3.Определять ударные и безударные гласные, слоги.

Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.

Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.

Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложе­ний.

Читайте также:
Презентация-тренажёр для логопеда: Деление слов на слоги

Графически обозначать звуки, слоги и слова.

Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы уча­щиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза. Использо­вание в работе материалов данного комплекта пособий поз­волит учителю-логопеду в течение года пронести эффектив­ную коррекционную работу и поможет отслеживать дина­мику состояния письменной речи ребенка.

Ниже приводится план работы учителя-логопеда по каж­дому периоду обучения при коррекции дисграфии, обуслов­ленной нарушениями языкового анализа и синтеза и кон­спекты коррекционных логопедических занятий по устра­нению ошибок при данном виде дисграфии.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРИ ДИСГРАФИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ НАРУШЕНИЕМ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Тема логопедического занятия

Развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие слогового анализа и синтеза

Этап 1 (занятия 1-21)

Звук. Буква. Гласные — согласные

Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (оп­ределение наличия или отсутствия звука в сло­ве), вычленение звука из начала и конца слова

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по разви­тию координации

Гласные звуки и буквы (выбор звуков и букв для занятий осуществляет логопед)

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (опреде­ление наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количе­ства звуков в слове

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по разви­тию координации. Знакомство с гласными, со слогообразующей ро­лью гласных. Знакомство с обозна­чением гласных на письме

Согласные звуки и буквы

Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (опре­деление наличия или отсутствия звука в сло­ве), вычленение звука из начала и конца сло­ва, определение последовательности и коли­чества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по разви­тию координации

Тема логопедическо­го занятия

Развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие слогового анализа и синтеза

Этап 2 (занятия 22-26)

Слог. Слоговой анализ и синтез

Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Диф­ференциация открытых и закрытых слогов

Знакомство с открытыми из закрытыми слога­ми. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем

Этап 3 (занятия 27—31)

Слово. Словосочета­ние. Предложение. Текст

Формирование простых форм фо­нематического анализа и синтеза: выделение первого ударного глас­ного в слове; выделение первого со­гласного в слове; выделение пос­леднего согласного в слове; выде­ление гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Форми­рование сложных форм фонемати­ческого анализа и синтеза: опреде­ление последовательности звуков, определение количества звуков, по­ложение звука в слове относитель­но других звуков

Слоговой анализ слов:

двусложные с открытыми слогами;

трехсложные с открытыми слогами;

односложные с закрытым слогом;

двусложные с закрытым слогом на конце

— двусложные со стечением согласных в се-

— двусложные слова с закрытым слогом на

конце и стечением согласных в середине слова;

Логопедическое пособие «Речевичок»

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Читайте также:
Особенности развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: