Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки

Валентина Дмитриева: 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок

Здесь есть возможность читать онлайн «Валентина Дмитриева: 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2014, ISBN: 978-5-17-06120, издательство: АСТ, категория: Прочая детская литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Валентина Дмитриева: другие книги автора

Кто написал 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок

(составитель В. Г. Дмитриева)

Дети очень любят увлекательные загадки, мудрые пословицы и поговорки и шутливые скороговорки.

Загадка — это замысловатый вопрос, который требует ответа. Содержание загадок всегда отражает жизнь человека, его деятельность, явления природы и все, что нас окружает. Загадки развивают у детей любознательность, сообразительность, наблюдательность, логику. Они могут служить и упражнениями в умении рассуждать, сравнивать, что-то доказывать. Загадки воспитывают пытливый ум.

Пословицы — выразительное, образное, краткое народное изречение с назидательным смыслом. Пословица всегда несет в себе наставление, поучение, мораль. Поговорки очень близки к пословицам, но в них отсутствует нравоучительный, поучающий смысл. У пословиц и поговорок нет автора, нет указания на время их появления, на место их создания. В сжатом виде в них воплощена народная мудрость, жизненный опыт многих поколений. Передаваясь из уст в уста, пословицы и поговорки приобретали предельную точность, меткость и лаконичность. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, выразительно, кратко выражать свои мысли, творчески использовать слово. Знание пословиц развивает речь, память, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку.

Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и быстром. Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука. Скороговорки помогают тренировать и исправлять произношение «трудных» звуков в игровой форме.

Книга будет полезна родителям, желающим обогатить речь своих детей, учителям школ и гимназий, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, а также студентам педагогических учебных заведений.

Загадки и скороговорки

Зага­ды­вать и отга­ды­вать загадки любят дети любого воз­раста. Найдя пра­виль­ный ответ, они раду­ются, что сумели про­явить наход­чи­вость и сооб­ра­зи­тель­ность. Очень велико вос­пи­та­тель­ное и позна­ва­тель­ное зна­че­ние загадок.
Они рас­ши­ряют кру­го­зор детей, зна­ко­мят их с окру­жа­ю­щим миром, явле­ни­ями при­роды, раз­ви­вают любо­зна­тель­ность и пыт­ли­вость, тре­ни­руют вни­ма­ние и память, обо­га­щают речь.

Кто хочет на загадки отгадки находить

Зага­ды­вать и отга­ды­вать загадки любят дети любого воз­раста. Найдя пра­виль­ный ответ, они раду­ются, что сумели про­явить наход­чи­вость и сооб­ра­зи­тель­ность. Очень велико вос­пи­та­тель­ное и позна­ва­тель­ное зна­че­ние зага­док. Они рас­ши­ряют кру­го­зор детей, зна­ко­мят их с окру­жа­ю­щим миром, явле­ни­ями при­роды, раз­ви­вают любо­зна­тель­ность и пыт­ли­вость, тре­ни­руют вни­ма­ние и память, обо­га­щают речь.

Читайте также:
Как помочь ребенку запомнить буквы - консультация для родителей

Осо­бенно инте­ресны народ­ные загадки. Так же, как и народ­ные посло­вицы и пого­ворки, они все­гда образны, поэ­тичны, скреп­лены риф­мами или созву­чи­ями. Для них харак­терны ясность, крат­кость, кон­крет­ность изло­же­ния, выра­зи­тель­ность и мет­кость опре­де­ле­ний. Чаще всего в загад­ках содер­жится пере­чис­ле­ние при­зна­ков, по кото­рым надо дога­даться, о каких пред­ме­тах или явле­ниях идет речь. От того, сколько этих при­зна­ков, насколько подробно они харак­те­ри­зуют то, что зага­дано, зави­сит про­стота или слож­ность загадки. Напри­мер, в загадке «Не огонь, а жжется (кра­пива) ука­зан один при­знак, но он настолько харак­те­рен, что его доста­точно для отга­ды­ва­ния. Ино­гда в загад­ках содер­жится по 3–4 при­знака: «Кругло, гор­бато, около мох­нато, при­дет беда — поте­чет вода» (глаз). Каж­дый из этих при­зна­ков нужен для опре­де­ле­ния зага­дан­ного слова.

В неко­то­рых загад­ках ори­ен­ти­ром для отга­ды­ва­ния слу­жат при­знаки, вскры­ва­ю­щие про­ис­хож­де­ние пред­мета, напри­мер: «От воды родится, воды боится» (соль), или его функ­ции: «Вес­ной весе­лит, летом холо­дит, осе­нью питает, зимой согре­вает» (дерево). Мно­гие загадки постро­ены на алле­го­риях. К ним отно­сятся загадки, где дей­ствие или при­знак пред­мета срав­ни­ва­ются с таким же дей­ствием или при­зна­ком дру­гого пред­мета или живого суще­ства, напри­мер: «Живут пять бра­тьев, один дру­гого меньше, и все одного имени» (пальцы) или «Белых овец полон хле­вец» (зубы).

Зна­ние всех этих осо­бен­но­стей и раз­но­вид­но­стей зага­док необ­хо­димо и для их под­бора и для их отга­ды­ва­ния. Надо поста­раться в доступ­ной форме объ­яс­нить это детям, разо­брать с ними подробно ту или иную загадку — тогда про­цесс отга­ды­ва­ния будет более осмыс­лен­ным. Зага­дав загадку, не надо торо­пить детей с отве­том. Если загадку никто не может отга­дать, надо пояс­нить ее, задать несколько наво­дя­щих вопро­сов, под­ска­зать пра­виль­ный путь в поис­ках решения.

У вос­пи­та­теля должно быть в запасе много зага­док. Они могут быть темой само­сто­я­тель­ных заня­тий, могут быть исполь­зо­ваны в пере­рыве между заня­ти­ями, во время отдыха, про­гулки и тогда, когда по непред­ви­ден­ным обсто­я­тель­ствам ранее наме­чен­ное заня­тие при­шлось отме­нить. Загадки все­гда инте­ресны детям.

Надо под­би­рать загадки по темам. Про­гулке в лес можно посвя­тить целую серию зага­док о рас­те­ниях, о явле­ниях при­роды. Гуляя по городу, дети наблю­дают за транс­пор­том, за рабо­той раз­лич­ных машин, на селе зна­ко­мятся с маши­нами сель­ско­хо­зяй­ствен­ными. Их наблю­де­ния очень жела­тельно под­кре­пить под­бо­ром соот­вет­ству­ю­щих зага­док на эту тему.

Ниже при­во­дятся загадки на мно­гие темы — народ­ные и совет­ских авто­ров. Они рас­по­ло­жены в опре­де­лен­ной системе (явле­ния при­роды, чело­век, живот­ный и рас­ти­тель­ный мир, тех­ника, уче­ние, книга, школа, жилище и домаш­ний быт, а также загадки-шутки и загадки с кол­лек­тив­ным ответом).

Хорошо, если наи­бо­лее понра­вив­ши­еся загадки дети запом­нят и будут зага­ды­вать другим.

Природа и ее явления

Белые цве­точки вече­ром рас­цве­тают, а утром увядают.

Пословицы, поговорки, скороговорки.

Чистый источник народного языка, сохранённый нашими предками, скрыт в пословицах, поговорках, потешках и скороговорках, как мостик из далёкого прошлого к нашему настоящему.

Ни одно литературное произведение, начиная от народных сказок и заканчивая крупными трудами русских и зарубежных писателей, не обходится без поговорок.

Через смысл этих сжатых народных мудростей в древние времена наши предки получали краткое содержание смыслового понимания жизненных ценностей.

В наши дни поговорки совершенствуются, но пришедшие из древности, даже потеряв свой исконный смысл, не теряют глубины и миропонимания.

Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.

Например:

Пустая бочка громче гремит.

Не зная броду, не суйся в воду.

Мал золотник, да дорог.

Бабьи слёзы чем больше унимать, тем хуже.

Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе.

Без языка и колокол нем.

Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Поговорки употребляются впредложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившийся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное словo.

Примеры поговорок:

«лыку не вяжет» вместо «пьян»

«пороха не выдумал» вместо «дурак»

«свинью подложить» (напакостить) «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «остаться с носом» (быть обманутым)

«остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения)

«когда рак на горе свистнет» (никогда)

«свадебный генерал» (важная персона, от которой нет фактического толку)

Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова.

Читайте также:
Речевое развитие ребёнка - сензитивные периоды

Раньше этот жанр так и назывался “чистоговорки”. Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

Но надо сказать, что сложные скороговорки – это и отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику – артисты, дикторы, лекторы, – используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.

Скороговорка – веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы. А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, но карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет

Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

Привез Пров Егору во двор дров гору.

Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, Пойду к Лавру – Лавру про Фрола навру.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Анонс: Частушки

Профессионал своего дела! Браво!

Загадки и скороговорки

В собрание вошли загадки и скороговорки в виде

Явился в желтой шубке — прощайте, две скорлупки! Цыпленок

Бежать, бежать — не добежать, лететь, лететь — не долететь. Горизонт

Я сильней десяти коней. Где в полях пройду весной — летом станет хлеб стеной. Трактор

Без рук, без ног, а ворота открывает. Ветер

Без рук, без топоренка построена избенка. Гнездо

Шевельнул бородкой гном — и вошел хозяин в дом. Ключ

Бел как снег, в чести у всех. Сахар

Чудо город-городок — шумных домиков рядок. Целый год янтарный мед в бочках не кончается. И все лето весь народ на цветах качается. Улей, пчелы

Белые горошки на зеленой ножке. Ландыш

Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица прямо на трактор чуть не садится? Грач

Белый зайчик прыгает по черному полю. Мел и доска

Что всегда идет, а с места не сойдет. Время

Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились, и помчались в путь далек, лишь оставили дымок. Поезд, вагоны

Четыре солнца у бабушки на кухне, четыре солнца горели и потухли. Готовы щи, компот, блины — до завтра солнца не нужны. Газовая плита

В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пуговица, одна рука — и та на спине. Чайник

Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там заметку кладет. Карандаш

В воде родится, а воды боится. Соль

Чёрненько, горяченько, А все любят. Чай

В лес со мной заберешься, с пути не собьешься. Компас

Через поле и лесок подается голосок. Он бежит по проводам — скажешь здесь, а слышно там. Телефон

В чисто убранной светличке дремлют сестры-невелички. Эти сестры весь денек добывают огонек. Спички

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком, разговаривает с нами терпеливым языком. Книга

Веселая и строгая ходит, пол не трогая. Кто ни выйдет, ни войдет, руку ей всегда пожмет. Дверь

Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам, и зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. Гребешок

Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, зимой согревает. Дерево

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. Щука

Весь день ползу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Спешить домой я не спешу, зачем спешить мне по-пустому, свой дом я при себе ношу, а потому всегда я дома. Улитка

Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, может плавать и нырять, как его родная мать. Утенок

Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки; не толкаясь, не мешая, быстро движется большая. Стрелки часов

У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. Рыба

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья. Мы за обедом — под столом, а ночью — под кроватью. Ботинки

У кого одна нога, да и та без башмака? Гриб

Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. Колос

Ты за ней — она от тебя, ты от нее — она за тобой. Тень

Читайте также:
Стихотворения на дифференциацию звуков (ш) (ж)

Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней — станешь вчетверо умней. Книга

То назад, то вперед ходит, бродит пароход. Остановишь — горе, продырявит море. Утюг

Два братца в воду глядятся и все не сойдутся. Берега

Сырым не едят, а вареным выбрасывают. Что это? Лавровый лист

Два брюшка, четыре ушка. Что это? Подушка

Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. Корова

Два раза родится, один раз умирает. Кто это? Курица

Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. Гриб

Деревянная дорога, вверх идет она отлого. Что ни шаг — то овраг. Лестница

Сначала ползет, червяком живет. Потом умирает, сучком засыхает. Потом оживает, как птичка летает. Бабочка

Держится подружка за мое за ушко, стежкою одною все бежит за мною. Иголка и нитка

Скручено, связано, на кол посажено, а по двору пляшет. Метла

Длинной шеей верчу — груз тяжелый подхвачу, где прикажут — положу, человеку я служу. Подъемный кран

Сидит на ложке, свесив ножки. Лапша

Дорога есть — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя, луга есть — косить нельзя, в реках, морях воды нет. Географическая карта

Серое сукно тянется в окно. Пар

Если б не было его, не сказал бы ничего. Язык

Сам худ, а голова с пуд. Молоток

Жевать — не разжуешь, резать — не разрежешь. Вода

С подругами и сестрами она приходит к нам, рассказы, вести новые приносит по утрам. Газета

С высоты большой срываясь, Грозно он ревёт И, о камни разбиваясь, Пеною встает. Водопад

Загадка легкая, мой друг, сумей лишь только взвесить: две головы и пара рук, шесть ног, а пальцев десять. Всадник на лошади

С бородой родится, никто не дивится. Козел

Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. Барашек

Рукастая, зубастая, идет-бредет по улице, идет и снег грабастает, а дворник только щурится, а дворник улыбается: снег без него сгребается. Снегоуборочная машина

И языка нет, а правду скажет. Зеркало

Пять чуланов, одна дверь. Перчатка

Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят? Созведие Большой Медведицы

Приказало солнце — стой, семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет — рухнул мост, а щепок нет. Радуга

К нам во двор забрался крот, роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, если крот раскроет рот. Экскаватор

Кинешь в речку — не тонет, бьешь о стенку — не стонет, будешь оземь кидать, станет кверху летать. Мяч

Ползун ползет, иголки везет. Еж

Коль сожмешь ее сильней, — больше будет силы в ней. Пружина

Под водой железный кит. Днем и ночью кит не спит. Днем и ночью под водой охраняет мой покой. Подводная лодка

Красное коромысло над рекой повисло. Радуга

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. Овца

Кулик не велик, целой сотне велит: то сядь да учись, то встань, разойдись. Школьный звонок

Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он раскрасит мне альбом. Карандаш

Лето, зиму — все на лыжах: братец — стол, сестра — скамья. Это самые на свете неразлучные друзья. Парта

От солнца я защита — Для того и сшита. Панама

Маленький мальчик в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. Воробей

Он в безбрежном океане туч касается крылом. Развернется — под лучами отливает серебром. Самолет

Меня бьют, колотят, ворочают, режут — я все терплю, всем добром плачу. Земля

Одной рукой всех встречает, другой — провожает. Дверь

Огородник Федот с длинным носом живет. Как поклонится, так дождь пойдет. Лейка

На дворе горой, а в избе водой. Снег

Ношу их много лет, а счета им не знаю. Волосы

На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. Шахматы

Носит бабка Снежную шапку, Каменные бока Закутаны в облака. Лето,а она в смешной Белой шапке ледяной. Горы

На поляне возле елок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем — миллион. Муравейник

Новая посудина, а вся в дырах. Решето

Нагнут меня ребятки — И дождь пойдет на грядки. Лейка

Нелегко иногда забираться туда, но легко и приятно прокатиться обратно. Снежная горка

Называется «патрон», но стрелку не нужен он: нет в нем пороху и пули, пузырек в него ввернули. Патрон для электролампы

Читайте также:
Пальцы учат говорить (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика)

Не пламя, но тронь, обожжет, как огонь. Крапива

Не горит, а гасить приходится. Кредит

Не кошено, не рожено, на коленях плачет. Гитара

Не корабль, не лодка, ни весел, ни паруса, а плывет — не тонет. Плот

Не колода и не пень, а лежит целый день, не жнет и не косит, а обедать просит. Кто это? Лодырь

Не на меру, не на вес, а у всех людей есть. Ум

Наша тетушка игла строчку по полю вела. Строчка в строчку, строчка в строчку, будет платье нашей дочке. Швейная машина

Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. Петух

Над нами — вверх ногами, ходят — не страшатся, никого не боятся. Мухи

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Лед

На чужой спине едет, а на своей — груз везет. Седло

Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. Портфель

На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. Глаза

Ночью на небе один золотой апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька. Месяц

На каких полях трава не растет? На полях шляпы

Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет? Солнце

Морщинистый Тит всю деревню веселит. Гармонь

Один говорит, двое глядят, двое слушают. Язык, глаза, уши

Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут. Дождь

Одну меня не едят, а без меня мало едят. Соль

Маленький, кругленький, а за хвост не подымешь. Клубок

От дождей,текучих вод Он растет из года в год, Он полей равнинных враг Как зовут его? … Овраг

Летом бежит, а зимой стоит. Река

Очень любят молодца, а бьют, колотят без конца. Мяч

Летит — молчит, лежит — молчит, когда умрет, тогда заревет. Снег

Плавает туда-сюда Целый остров изо льда. Над водою — ухо, Под водою — брюхо. Айсберг

Круглый, зрелый, загорелый. Попался на зубок, расколоться все не мог. А попал под молоток, хрустнул раз — и треснул бок. Орех

По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет. Волна

Концами над водой висит, Середкой на плече сидит. Коромысло

Под Новый год пришел он в дом. Он был веселым толстяком. Но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез. Отрывной календарь

Кину я не палку, убью не галку, ощиплю не перья, сьем не мясо. А что? Рыбу

Посреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зеленая. Озеро

Как только разойдусь — всё ем и ем. Но если наемся — исчезну совсем. Кто я? Огонь

Прижались пичужки тесненько друг к дружке. Что сутки — из стаи одна улетает. Календарь

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? Созвездие Большой Медведицы

Прыг-скок, трусишка! Хвост — коротышка, уши — вдоль спинки, глаза — с косинкой, одежда — в два цвета: на зиму и лето. Заяц

Идет по соломе — не шуршит, идет по воде — не тонет, идет по огню — не горит. Тень

Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов. Подсолнечник

С бородой родился, никто не дивился. Козел

Замечательный дружище: деревянная ручища да железный обушок, закаленный гребешок. Он у плотника в почете — каждый день с ним на работе. Топор

С виду — клин. Развернешь — блин. Зонтик

За домом у дорожки Висит пол-лепешки. Без рук, без ног, зато с рогами, А ходит он под небесами. Месяц

С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит. Стул

Живет без тела, говорит без языка; никто его не видит, а всякий слышит. Эхо

Сам верхом, а ноги за ушами. Очки

Если рядом нет воды — натворить готов беды. Огонь

Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. Волк

Еду, еду, ни дороги, ни следу. Лодка

Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется. Луна, солнце

Дом по улице идет, на работу нас везет. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. Троллейбус, автобус

Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу — соскочу, привечу. Шапка

Читайте также:
Ребенок не выговаривает слова - как ему помочь

Дети, мамы, папы, носят только шляпы. Грибы

Словно рубанок землю строгаю, делать дороги я помогаю. Где новостройка — всюду вниманье славной машине с трудным названьем. Бульдозер

Деревянные кони по снегу скачут, в снег не проваливаются. Лыжи

Стали братья на ходули, ищут корму по пути. На бегу ли, на ходу ли — им с ходулей не сойти. Журавли

Два раза родятся, ни одного не крестятся. Зубы

Стоит в саду кудряшка — белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? Ромашка

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. Ножницы

Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. Березы

Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. Глаза

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. Река

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. Стрекоза

Гладит все, чего касается, а дотронешься — кусается. Утюг

У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. Пальцы рук

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. Ноги

У конька, у горбунка деревянные бока. У него из-под копыт стружка белая бежит. Рубанок

Все ломало, Все срывало, И пощады не давало. Вихрь

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, и нет у рыбы в море. Тень

Виден край, да не дойдешь. Горизонт

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем — ищем, ищем — не найдем. Роса

Весь век идет Еремушка: ни сна ему, ни дремушки. Шагам он точный счет ведет, а с места все же не сойдет. Часы

Ходит скалка по дороге, грузная, огромная. И теперь у нас дорога, как линейка, ровная. Дорожный каток, грейдер

Весной — в цветном сарафане лежит, Зимой — в белой рубашке спит. Поле

Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. Медведь

В этом белом сундучище мы храним на полках пищу. На дворе стоит жарища, в сундучище — холодище. Холодильник

В молодости — как серп, в средних летах — как лепешка. Месяц

Черен, да не ворон, рогат, да не бык, летит — воет, сядет — землю роет. Жук

В золотой клубочек спрятался дубочек. Желудь

Черные, кривые, от рожденья все немые; станут в ряд — сейчас заговорят. Буквы

В воде купался, а сух остался. Гусь

Четыре братца одним кушаком подпоясаны. Стол

Был ребенок — не знал пеленок, стал стариком, сто пеленок на нем. Кочан капусты

Что было завтра, а будет вчера? Сегодняшний день

Боится зверь ветвей моих, гнезд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? Олень

Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. Елка

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. Звезды

Что идет, не двигаясь с места? Время

Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет. Письмо

Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. Бабочка

Без рук,без ног, В избу зимой лезет. Холод

Шел-шел, да и в землю ушел. Дождь

Без рук, без ног, а рисовать умеет. Мороз

Я вода, да по воде же и плаваю. Лед

Без работы висит, при работе стоит, после работы — мокрый. Зонт

Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок — остался стебелек. Одуванчик

«Сотру, сотру»,- кричит, в кору, в кору стучит, живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. Дятел

10 000 пословиц, поговорок, загадок, скороговорок: жемчужины народной мудрости

Автор: Русский фольклор
Жанры: Образовательная литература , Пословицы, поговорки
Год: 2012
ISBN: 978-5-271-28384-0

В этом издании представлены все основные малые жанры устного народного творчества, которые широко используются в играх и забавах детей, в речи взрослых, в семейном общении.

Книга поможет детям и их родителям обогатить свой язык, сделает его живым и образным, познакомит с народными обычаями и старинными обрядами, пробудит интерес к истории родного края, украсит досуг в семье и в кругу друзей, принесет пользу при изучении русского языка и литературы в школе.

Устное народное творчество, или фольклор (в переводе с английского – народное знание, народная мудрость), родилось в глубокой древности, в до-письменную эпоху, однако и сегодня, постоянно обновляясь и развиваясь, оно живет в нашем языке и литературе, в традициях и обрядах, в играх и забавах детей.

Читайте также:
Почему ребенок не любит читать? Тест для родителей

В бесчисленных творениях безымянных авторов, которые веками складывали и пересказывали былины и легенды, сказки и притчи, колыбельные и плачи, потешки и колядки и многие другие произведения разных жанров, навсегда запечатлены удивительный талант, настоящая мудрость, человечность и красота, озорство и добрый юмор народа.

10 000 пословиц, поговорок, загадок, скороговорок: жемчужины народной мудрости скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Эта книга издана для веселых людей, обладающих чувством юмора и любящих остроумные истории из интимной жизни человека. В нее включены наиболее интересные и веселые народные заветные сказки из собрания А. Афанасьева и Н. Ончукова.

Составление и обработка доктора филологических наук, профессора Татьяны Васильевны Ахметовой.

Издательство предупреждает: детям до 16 лет, ханжам и людям без чувства юмора читать книги этой серии запрещено!

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

А й черным-черно, как черна ворона.

Так нехотою никто тут не прохаживат,

Сборник русских народных былин из разных печатных источников.

1. Вавила и скоморохи

3. Исцеление Ильи Муромца

4. Илья Муромец и Соловей Разбойник

5. Святогор и Илья Муромец

6. Святогор и тяга земная

7. Погребение Святогора

8. Вольга и Микула Селянинович

10. Алёша Попович и Илья Муромец

11. Илья Муромец и Калин-царь

12. Илья Муромец и Идолище

13. Бой Ильи Муромца с Жидовином

14. Три поездки Ильи Муромца

15. Илья Муромец и татарчёнок

16. Илья Муромец в ссоре с Владимиром

17. Илья Муромец и дочь его

18. Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле

19. Алёша Попович и Тугарин

20. Алёша Попович освобождает Киев от Тугарина

21. Алёша Попович и Еким Иванович

22. Алёша Попович и сестра Петровичей

23. Добрыня и Змей

24. Добрыня и Маринка

25. Женитьба Добрыни

Эта книга — первый в мире толковый словарь русского мата.

Профессор Т. В. Ахметова всю свою жизнь собирала и изучала матерные слова и выражения, давно мечтала издать толковый словарь. Такая возможность представилась только в последнее время. Вместе с тем профессор предупреждает читателя: «Вы держите в руках толковый словарь „Русского мата“. Помните, что в нем только матерные, похабные, нецензурные слова. Иных вы не встретите!»

Во второе издание словаря включено составителем свыше 1700 новых слов. И теперь словарь включает в себя 5747 слов и выражений, которые проиллюстрированы частушками, анекдотами, стихами и цитатами из произведений русских классиков и современных поэтов и прозаиков. Всего в книге более 550 озорных частушек и анекдотов и свыше 2500 стихов и цитат из произведений.

Издательство предупреждает: детям до 16 лет, ханжам и людям без чувства юмора читать книги этой серии запрещено!

Пересказ замечательной былины «Садко» сделан писателем-фольклористом Александром Николаевичем Нечаевым. В сказе, как и в былине, говорится о том, что волшебное искусство певца-гусляра Садко оказалось сильнее власти и богатства.

Иллюстрации В. Перцова.

Русские былины об Илье Муромце, пересказанные для детей советским писателем А.Н. Нечаевым.

Рисунки И.Д. Архипова.

Русские озорные частушки

Нравится, не нравится.

Эта книга, конечно, не для детей. Но и не для взрослых ханжей. Эта книга – для простого нормального читателя, любящего соленую шутку и не лишенного чувства юмора.

Цензура, как известно, отменена. Но в каждом из нас сидит внутренний цензор. Так уж мы строго воспитаны за долгие годы тоталитарной власти: есть, мол, святые вещи, над которыми нельзя смеяться. И есть, мол, плохие слова, которые нельзя произносить вслух, а тем более печатать. Обыватель послушно кивал и поддакивал, выслушивая чопорных своих наставников, однако, едва успев покинуть официальную аудиторию, тот же обыватель вовсю смеялся и шутил, дразнил и передразнивал, произнося такие слова, от которых краснели начальнические уши. Впрочем, и сами начальники, строгие цензоры и прочие идеологические держиморды, тоже ведь не пренебрегали остреньким анекдотом или фривольной частушкой. Знаем мы их двойную мораль: в быту – можно, в литературе – нельзя. Тоже, небось, у себя в кулуарах, в узком товарищеском кругу, особенно если в застолье, на пикничке, на пленэре или в жаркой сауне – ой как пили и пели отчаянные частушки, ну, вроде вот этой, к примеру.

Читайте также:
Как определить готовность ребенка к школе? ТЕСТ логопеда для родителей - Готов ли ваш ребёнок к школе?

Жил Святослав девяносто лет,

Жил Святослав да переставился.

Оставалось от него чадо милое,

Молодой Вольга Святославгович.

Стал Вольга ростеть-матереть,

Похотелося Вольги да много мудростей:

Щукой-рыбою ходить Вольги во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольги под оболоки,

Волком и рыскать во чистых полях.

Уходили-то вси рыбушки во глубоки моря,

Улетали вси птички за оболоки,

Убегали вси звери за темны леса.

ШЕСТНАДЦАТЬ ДНЕЙ НА ПОЛЮСЕ

СЫНУ МОЕМУ МАРИКУ ПОСВЯЩАЮ ЭТИ МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ О ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Михаил Васильевич Водопьянов сидел у себя дома, когда зазвонил телефон.

– Вас просит приехать Отто Юльевич Шмидт.

Водопьянов сел в машину и поехал в Главное управление Северного морского пути. Он вошел в большой кабинет Отто Юльевича, увешанный картами. На длинном столе стояли глобусы и большой макет ледокола. За письменным столом, приветливо улыбаясь, сидел товарищ Шмидт.

Хочешь повеселиться, но не знаешь, как устроить самую грандиозную вечеринку месяца? Ищешь помощи у подружек, но они пожимают плечами и прячут глаза? Заранее боишься, что у тебя ничего не получится? Тогда эта книга для тебя! Она расскажет, какие бывают вечеринки и мифы о них, и поможет правильно организовать собственный праздник. Научит одеваться со вкусом, быть приятной в общении и даст совет, как стопроцентно завладеть вниманием понравившегося мальчика.

Самым эффективным, доступным, дешевым и удобным способом для снятия родовой боли мы считаем воду. Единственное, о чем мы сожалеем, что мы это поняли только к рождению седьмого ребенка. Вода является самой действенной, но не слишком ценимой помощницей при родах.

Хотя вода является новшеством в Америке, во многих странах ее уже давно используют во время родов. В России роды начали проводить в воде еще в шестидесятые годы, а в семидесятые восьмидесятые годы французский акушер Мишель Оден исследовал преимущества родов в воде, используя для этого «бассейны», то есть ванны большого размера. Получив результаты нескольких сотен родов, он описал их в своей книге «Новое рождение родов». И когда даже утонченная Франция приняла роды в воде, весь мир отнесся к новому методу с уважением. До девяностых годов лишь немногие американские роддома соглашались «замочить ноги». Предпочтение отдавалось более традиционным родам. Но поскольку исследования, подтверждающие преимущества родов в воде, оказались весьма убедительными, мы думаем, что скоро ванны для родов станут в роддомах столь же стандартным явлением, как и кровати.

Консультация логопеда для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?»

Юлия Бражник
Консультация логопеда для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?»

Рождение ребенка – большая радость в семье. Очень важно правильно ухаживать за ним, чтобы малыш рос здоровым и спокойным. Но нужно помнить и о развитии, чтобы на занятиях в детском саду и в школе ребенок не испытывал проблем.

Огромное значение, как для общения, так и для обучения ребенка имеет речь. К сожалению, за последнее время увеличилось число детей,имеющих отклонения от нормы в речевом развитии: искаженное произношение звуков и слов, неправильное употребление окончаний, неверное построение предложения. Иногда речь ребенка пяти-шести лет бывает, непонятна для окружающих.Но даже небольшие отклонения в устной речи могут быть показателями будущих проблем в школе: трудности при запоминании букв, складывании их в слоги; пропуски и замены букв при письме и чтении; неумение применить правила, необходимые для грамотного письма. Конечно, выявить и решить возможные проблемы лучше до школы.

Итак, правильно ли говорит ваш ребенок? Сравните развитие речи ребенкас ниже приведенными данными:

0-3 мес. Голос громкий, чистый. Рефлекторный крик постепенно сменяется гуканьем, гулением. Появляются сочетания агу, ага.

0-6 мес. Появляется комплекс оживления, двигательная активность, смех. Ребенок определяет нахождение источника звука, поворачивается к нему. В этом возрасте можно понять, в порядке ли у ребенка слух. Появляются звуки м, н, п, б, т; Звуки, похожие на к, г, х. Ребенок произносит цепочки слов с этими звуками. : ма-ма-ма! ба-ба-ба! ня-ня!

1 год. Говорит 10-15 осознанных слов (мама, папа, баба, дай, не, да, на). И звукоподражания (ав, мяу, би-би, ту-ту)

2 года. Употребляет около 200 слов, строит короткие предложения. Появляются прилагательные (хороший, плохой, большой, маленький, красивый, простые предлоги. Может употреблять слова во множественном числе (мои игрушки). Искажает, пропускает многие звуки в словах.

3 года. Активно пользуется всеми частями речи. Употребляет более 1000 слов.Строит сложные предложения с союзами: если, когда, потому что. Как правило не выговаривает многие звуки (свистящие, шипящие, р, рь, л, ль, смягчает согласные.

Читайте также:
Совместное чтение папы и сына

4 года. В словаре ребенка около двух тысяч слов. Логично строит предложения, может рассказать о событии, легко запоминает стихи и пересказывает сказки. Допустимы грамматические ошибки (стулов, окнов, ведров). Возможно неправильное произношение звуков (шипящие, р, рь, л, ль).

5 лет. Правильно говорит практически все звуки, не путает их между собой. Выбирает правильную грамматическую форму (много стульев, окон, ведер, карандашей). Составляет рассказ по серии картин.

6 лет. Говорит четко, грамотно, не путая звуки даже в сложных словах. Составляет рассказ по картине, пересказывает сказки, фильмы, легко учит стихи. Может назвать звуки, которые есть в слове.

Даже, если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, перед поступлением в школу проконсультируйтесь у логопеда.

Особое внимание на развитие речи ребенка надо обратить,если:

• У вас были проблемы во время беременности (угроза прерывания беременности, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, долгое время низкий гемоглобин, прием медикаментозных препаратов, постоянная вибрация, резус-несовместимость матери и плода, травма плода и др.);

• Были неблагоприятные состояния при родах (родовая травма и асфиксия новорожденного, кровоизлияния в мозг, ребенок родился недоношенным, кесарево сечение, родовспоможение с использованием акушерских щипцов);

Ребенок вяло сосет грудь, быстро устает, часто срыгивает, молоко вытекает через нос;

• В раннем возрасте ребенок перенес инфекционные заболевания, особенно ЛОР-органов (хронический отит, аденоиды, заболевания связанные с поражением головного мозга, травмы, ушибы головы;

• У ребенка есть отклонения в формировании зубочелюстной системы (неправильный прикус, нет зубов);

• Вы заметили, что у ребенка плохая координация движений, особенно мелкой моторики пальцев рук.

С помощью специально подобранного диагностического материала логопед проведет обследование, которое позволит оценить состояние звукопроизношения ребенка, степень развития фонематического слуха. Его словарный запас, сформированность грамматического строя речи и связной речи. Если ребенок неправильно произносит звуки, но при этом фонематический слух, лексика, грамматика и другие составляющие в норме, у ребенка ФизД – фонетический изолированный дефект. Если нарушение произношения связано с недоразвитием фонематического слуха, отмечается ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Неисправленныйвовремя дефект может стать почвой для нарушения чтения и письма: дисграфии и дислексии. Наконец, ОНР – общее недоразвитие речи – это системное недоразвитие всех компонентов речевой системы при нормальном физическом слухе и сохранном интеллекте. В зависимости от степени ОНР проявляются искажения звуковой и смысловой стороны речи, требующие длительной коррекционной работы.

В заключение несколько советов логопеда

1. Говорите с ребенком четко и правильно, не «ломайте» язык.

2. Сопровождайте речью каждое действие.

3. Читайте ему потешки, стихи, сказки.

4. Выучите с ним упражнения для пальчиков.

5. Играйте с ним в развивающие игры.

6. Следите за его здоровьем, закаляйте его, оберегайте от травм.

7. Обращайтесь к неврологу, психологу, логопеду и другим специалистам, если у вас возникают вопросы и сомнения.

Растите умными и здоровыми!

Конспект групповой консультации для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?» в старшей группе Цель: повышение педагогической грамотности родителей. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением важное место, занимает задача подготовки.

Консультация для родителей «Если ваш ребенок — левша» Консультация для родителей на тему: «Если Ваш ребенок — левша». Левшей считают особенными людьми. Но если у ребенка обнаруживается леворукость,.

Консультация для родителей «Если ваш ребенок кусается или дерется» Если Ваш ребенок кусается или дерется 1. Учим дружелюбию. Порой малыш даже не знает, как можно играть без толчков и тумаков. Так случается.

Консультация для родителей «Что рисует ваш ребенок?» Детская душа – тайна, которую надо уметь разгадывать. То, что скрыто за семью печатями детских обид и невысказанных эмоций, в рисунке раскрывается.

Консультация для родителей будущих первоклассников «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу.

Консультация для родителей «Если ребенок не говорит» г. Братск МБДОУ «ДСКВ № 45» Подготовил учитель-логопед Чурпий Ольга Алексеевна Неговорящие дети представляют разнообразную в педагогическом.

«Готов ли ваш ребенок к школе?» Консультация для родителей Что такое нравственная готовность к школе Нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе,.

Консультация для родителей «Ваш ребенок сосет палец? Последствие — нарушение прикуса» Продолжительное сосание пальца, соски или других предметов, а также привычка прокладывать язык между зубами во время глотания и разговора.

Читайте также:
Как подготовить ребёнка к письму и изучению родного языка

Консультация для родителей средней группы «Ваш ребенок 4–5 лет» Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном.

Правильно ли говорит ваш ребенок

автор: Абужарова Валентина Вячеславовна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №146» города Чебоксары, Чувашской Республики

Правильно ли говорит ваш ребенок

ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ РЕБЕНОК?

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.

К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую речь ребенка слишком поздно.

Поэтому хочется рассказать родителям, как развивается речь ребенка, что необходимо делать, чтобы с их сыном или дочерью не произошло несчастья.

С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит научиться правильно произносить все звуки родного языка, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, т.е. правильно объединять слова в предложения, овладеть связанной речью Ребенок учится говорить на примере речи близких ему людей — родителей, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, товарищей.

Если ребенок неверно произнес слово или фразу, надо спокойно поправить его. При этом взрослый должен несколько раз произнести слово верно. При этом не следует забывать о речевых возможностях малыша. Если ему еще не по силам правильное произношение, не следует его добиваться. Но слышать от взрослых он должен абсолютно чистое произношение. Бывает, что требовательность родителей к ребенку проявляется в недопустимых формах: в нетерпеливом, раздраженном тоне, окрике, угрозе, даже в наказании. Вредно и назойливое, хотя бы и в ласковом тоне, чуть ли не на каждом слове исправление неправильного произношения. Это мешает малышу выразить свои мысли, чувства раздражает и обижает его. У детей в таких случаях развивается страх перед речью и может появиться заикание.

Нужно постоянно помнить, что ребенок прислушивается к каждому слову взрослых, подражает их речи. Поэтому не следует произносить слова неправильно, это только наносит вред детям, так как на долгое время закрепляет несовершенства их речи. Понятно, что ваш ребенок будет говорить на непонятном языке «бадем»-пойдем, «ням»-кушать, как только вы убедитесь, что малыш уже может говорить правильно, не разрешайте ему произносить так называемые облегченные слова.

Нередко родители допускают такую ошибку. Понимая своего ребенка, его искаженные слова, чутко разбираясь в интонациях, они легко догадываются о его потребностях и желания без особых объяснений с его стороны.

Дети убеждаясь всякий раз, что взрослые их понимают с полуслова, продолжают говорить неразборчиво и ничто не стимулирует их правильной речи. Не следует так «читать мысли» малыша. Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете искаженной речи ребенка. В таком случае у него появляется необходимость говорить правильно, хорошо, и он начинает следить за своей речью.

Побуждая ребенка к речи, нужно постоянно задавать ему вопросы. Здесь большие возможности для обогащения словаря детей. Вопросы следует формулировать четко, понятно. Они должны относиться к действиям, совершаемым ребенком, взрослыми, к предметам, окружающими малыша, игрушкам. Очень важно побуждать ребенка задавать вопросы. Отвечать малышу нужно всегда охотно, весело, хвалить его за удачные вопросы, терпеливо и подробно объяснять ему все непонятное.

Благотворно влияет на развитие речи малышей пример старших детей. Поэтому надо всячески поощрять совместные игры и разговоры младших детей со старшими.

Трехлетнему ребенку читают книжки. В основном это книжки, состоящие из картинок с короткими текстами. Взрослые поясняют ребенку иллюстрации, просят его показать, например, где машина, где колеса, где большой дом, а где маленький и т.п.

Необходимо разучивать с ребенком большие стихотворения, рассказывать и читать ему легкие для понимания сказки, рассказы. А потом малыш воспроизводит содержание услышанного, отвечая на вопросы. Таким образом, развивается и речь, и память ребенка. Родители должны терпеливо и внимательно слушать ребенка, помогать ему при этом вопросами, подсказкой.

К четырем годам малыш начинает уже понимать недостатки своей речи. В это время важно поправлять его, если он произнес слово или звук неправильно. Полезно в таких случаях направить внимание ребенка на неверно произнесенный звук и сравнить его с правильным произношением. Например: «Не понимаю что тебе дать, масыну или машину?» затем несколько раз четко произнесите слово машина. В таком случае сын или дочь научится отличать свое неправильное произношение от правильного. Если ребенок не будет замечать свои ошибки, он никогда не сможет их преодолеть.

Читайте также:
Развитие речи детей в игре, в повседневном общении

С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известную опасность. Ведь и нарушения темпа речи, и заикание могут возникнуть в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезвычайно быстро или слишком медленно, или заикаются.

Речь же самих взрослых, окружающих ребенка, должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, простой по структуре, ясной и выразительной, неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он в конце концов будет говорить правильно.

В дошкольном возрасте речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому надо всячески поощрять его стремление говорить, предоставляя ему в этом отношении известную свободу. Не следует, как это делают некоторые родители, раздражаться его «болтовней». Но в то же время постепенно приучайте сына или дочь к речевой дисциплине, объясните что, когда говорят другие, надо помолчать, не перебивать их.

В настоящее время наблюдается рост числа детей с нарушениями речи (83%). Чаще всего нарушения касаются свистящих [c, сь, з, зь, ц], шипящих [ш, ж, ч, щ], сонорных звуков [р, рь, л, ль], реже заднеязычные [к, кь, г, гь, х, хь], переднеязычные [т, ть, д, дь].

Родители могут сами проверить правильность произношения детьми звуков. Для этого нужно дать ребенку простое задание: «Назови предмет на картинке». Картинки подбираются так, чтобы проверяемый звук находился в трех: в начале, в середине и в конце слова.

Рекомендуемый примерный ряд картинок (слов) :

  • Звук «с» — суп, сова, коса, усы, нос, лес.
  • Звук «сь» — семь, синий, осина, гусь.
  • Звук «з» — зубы, зонт, коза, язык.
  • Звук «зь» — зима, вези, магазин, газета.
  • Звук «ц» — цапля, цепь, лицо, молодец.
  • Звук «ш» — шина, шуба, мышата, камыш.
  • Звук «ж» — жаба, жук, одежда, ножи.
  • Звук «щ» — щука, щавель, ящик, вещь, лещ.
  • Звук «ч» — чайник, ночка, мяч, дочь, ночь.
  • Звук «л» — лук, лак, пила, молоко, пол, дятел.
  • Звук «ль» — липа, лев, малина, пыль.
  • Звук «р» — рак, корова, пар, комар.
  • Звук «рь» — река, рёв, орехи, дверь, фонарь.

Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушается (то есть [ж], например, будет звучать, как [ш]; словно нож – как нош, словно ножка — как ношка и т. п.) .

Результаты проверки желательно записать. Например, “р” и “рь” отсутствуют; “л” заменяет на “в”: говорит “вак” вместо “лак”; “ль” отсутствует; “с”, “сь”, “з”, “зь” говорит чисто; “ш”, “ж”, “ч”, “щ” заменяет на мягкие свистящие: “шуба” — “сюба”, “жук” — “зюк”, “чай” — “тяй”, “щенок” — “сенок”.

Бывает так, что в речи ребенок звук не произносит или произносит дефектно, а изолированно звук правильный. Для проверки наличия в речи изолированных звуков можно использовать звукоподражания. Попросить ребенка повторить:

Ввв – воет ветер, вьюга

Ммм – мычит корова

Ннн – ноет Нонна

Ффф – выходит воздух из шара

Ссс – насос свистит

Сссь – бежит вода

Ззз – звенит большой комар

Зззь – звенит маленький комарик

Шшш – шипит змея

Жжж – жужжит жук

Щщщ – шум щетки Ччч – стрекочет кузнечик

Ллл – гудит большой самолет

Ллль – гудит маленький самолетик

Ппп – пыхтит паровоз

Ббб – бренчит крышка на чайнике

Ддд – строчит пулемет

Ттт – стучит молоток

Ккк – капает дождь

Ггг – гогочет гусь

Ххх – греем руки

Ттть – тикают часы

Если вы выяснили, что изолированно ребенок звук произносит правильно, то можно отрабатывать (автоматизировать) звук самостоятельно после консультации с логопедом.

Все сказанное поможет не только развить правильную, полноценную речь вашего ребенка, но и обучаться в школе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: