Последовательность работы над предложением с детьми, имеющими ОНР 2 и 3 уровней

Программа коррекции ОНР второго уровня

Ольга Кряж
Программа коррекции ОНР второго уровня

В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Данный уровень определяется как начатки общеупотребитель-ной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, а иногда даже трёхсловной фразы.

Цель программы: развивать понимание обращённой речи, развивать речевую активность, подготовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

Задачи программы:

• развитие понимания речи;

• активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

• развитие произносительной стороны речи;

• развитие самостоятельной фразовой речи.

Адресат программы: дети с ОНР второго уровня.

В связи с тем, что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, II уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет, то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста.

Концептуальность программы.

Программаопирается на следующие принципы:

• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.

Методы логопедического воздействия:

Направления реализации программы:

• логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей;

• работа с родителями.

Формы работы с родителями

• открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия;

• объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.

В самостоятельной речи детей II уровня иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты (тидит а туе — сидит на стуле, щит а той — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица (Валя папа — Валин папа, алия — налил, полил, вылил, гибы суп — грибной суп, дайка хвот — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлечённых понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребёнок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. (муха — муравей, жук, паук; тюфи — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детёнышей животных и т. п. (юка — рука, локоть, плечо, пальцы; стуй — стул, сиденье, спинка; миска — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; лиска — лисёнок; мань- ка войк — волчонок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинноследственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объёме не сформирована и значительно отстаёт от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков.Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: дандас — карандаш, аквая — аквариум, виписед — велосипед, хадика — холодильник.

Для данной группы детей так же характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая.

Коррекционно-развивающая работа планируется с учётом результатов логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.

Логопедические занятия для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. В связи с неврологическим и речевым статусом дошкольников логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной. Поэтому индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

• активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

• подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

• постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда.

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения.

Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:

• грамматически правильной речи;

• звукопроизношения, фонематического слуха и слоговой структуры.

Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях.

Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Елисеева Елена Владимировна,.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: – уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); – автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; – расширять,.

Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим ОНР 1–2 уровня, моторную алалию Направления работы 1-й период (сентябрь-ноябрь) 2-й период (декабрь-февраль) 3-й период (март-май) Коррекция звукопроизношения Активизация.

Изготовление демонстрационного пособия «Дерево «Времена года» для детей с ОНР 3 уровня Изготовления демонстрационного пособия «Дерево – Времена Года» для детей с ОНР 3 уровня развития речи. Выполнила: учитель логопед первой.

Конспект подгруппового стимулирующего занятия «Стихотворение А. Барто «Зайка» с детьми ОНР (2 уровня)» Цель: • Формировать навыки коммуникативного общения, активно включаться всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться.

Читайте также:
Презентация Автоматизация звука (Р) в словах и словосочетаниях

Конспект стимулирующего занятия «Сказка «Теремок» c детьми ОНР 2 уровня. Младшая группа Цель: Организовать детей,создать эмоциональное настроение на занятие. Формировать навыки коммуникативного общения. Развивать общую и мелкую.

Коррекция словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Мелешко М. М., студентка ШГПУ научный руководитель: Калинина. О. В., канд. психол. наук, доцент ШГПУ г. Шадринск КОРРЕКЦИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для второго класса РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для 2 класса Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель.

Коррекция ОНР 3 уровня. Конспект индивидуального занятия «Дом. Мебель» Цель: Формирование грамматического строя речи. Задачи: – совершенствование словообразования (относительные прилагательные, – совершенствование.

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.
Читайте также:
Игры на развитие лексической стороны речи детей

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Дата публикации: 04.04.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Последовательность работы по формированию предложений у дошкольников с ОНР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Предлагается последовательность работы по формированию простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Большое внимание отводится развитию понимания ребёнком вопросов: кто? что? чем?, умению грамматически правильно строить предложения со словами чтобы, потому что, сначала и потом и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_predlozheniem.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Последовательность работы по формированию предложений у дошкольников с ОНР

Пронина М.И.
учитель-логопед ГБОУ д.с. №583

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Рациональное и максимально эффективное построение коррекционно-обучающего воздействия невозможно без знания естественного хода становления речи в норме, так как специально направленное формирование нарушенной функции может строиться только с учётом закономерностей её нормального развития.

Система логопедического воздействия опирается на закономерности и поступательный характер усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. В основу формирования устной речи положена такая единица речи, как предложение, с учётом закономерностей его синтетического и аналитического развития.

А.Н.Гвоздев писал, что «…предложение является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории в их внешнем морфологическом выражении. Развитие предложения у ребёнка и состоит во всё большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой».

Целью моего сообщения является привлечение внимания логопедов к работе по обучению детей пониманию вопросов к каждому члену предложения и более полному и осмысленному пониманию самого предложения в зависимости от его типа, что поможет им в дальнейшем строить логические умозаключения. Это решение пропедевтических задач школьного обучения будет способствовать пониманию и реализации в собственной речи союзных конструкций. Образно говоря, мы даём детям как бы «набор фигур конструктора», из которого можно построить любое здание речевого высказывания, прививаем детям чувство языка.

Не буду подробно останавливаться на работе по формированию лексико-грамматических представлений, т.к. эта работа ведётся параллельно с работой над предложением.

Основной контингент логопедических групп это дети 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи; они уже овладели элементарной разговорно-бытовой речью, т.е. их речь уже приобрела коммуникативную функцию. Теперь наша задача – привлечь внимание детей к речи как средству полноценного общения, показать богатство языковых выражений.

1. Начинается работа с усвоения 3-словного предложения. Работу над простым предложением начинаем с понимания ребёнком вопросных форм одушевленности и неодушевленности ( Вопрос: Кто? Что?) и обучению самостоятельно задавать эти вопросы. Многие авторы ссылаются на значимость этой работы. Я уточняю с детьми понятия «живое – неживое», объясняю им, как надо спрашивать о «живом» и «неживом». Даю образец вопросной формы, провожу игру на понимание этих вопросных конструкций, прошу ребёнка спрашивать КТО это? ЧТО это? при демонстрации картинок. Дети раскладывают картинки на 2 части, «живое» – к оранжевому прямоугольнику, «неживое» – к синему. СЛАЙД 2. Учу составлять схему предложения из цветных прямоугольников. Цветовое обозначение облегчает детям усвоение этих значений. Я использую два цвета: для «живого» – карточки оранжевого (тёплого, солнечного, живого) цвета, а «неживого» – синего (холодного, спокойного). СЛАЙД 3. Для обозначения слова-действия используется карточка с изображением раскрытой руки.
(Случай из практики: – Ребята, представьте себе, что вам звонят в дверь. Вы подходите к двери и спрашиваете… Какой вопрос вы задаёте? Правильно. А почему «Кто там?», а не «Что там?». Вопрос вызывает затруднение у детей, они не могут аргументировано на него ответить. Путём вопросов выясняем, что «неживое» звонить не может. Я прошу детей узнать у меня о содержимом книжного шкафа, они уверенно и осознанно спрашивают «Что там?» Дидактические игры к этому виду работы: Игра с картинками «Кто в зоопарке, лесу, комнате, группе, квартире? Что в зоопарке, лесу, комнате и т.д.?» – устно отвечаем на вопросы – Кто в лесу? – Что в лесу? – Кто в комнате? – Что в комнате? Кто в зоопарке? – Что в зоопарке?; а на улице – игра с мячом «Живое-неживое». СЛАЙД 4, 5, 6, 7.

2 . Непременным условием при обучении детей составлению предложений является ясность и конкретность значения каждого члена предложения. Мы направляем вопросами порядок слов в предложении. Неоднократное повторение однотипных вопросов облегчает ребёнку усвоение каждого конкретного падежа.

Чем больше ребёнок составит предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам и развернуто ответит на вопросы по ним, тем быстрее он усвоит грамматическую структуру простых предложений и скорее продвинется в своём речевом развитии.

3.Один из видов работы с простым предложением – работа с инверсионными конструкциями. От умения ребёнка задать вопрос КТО? от слова-действия и выделить главное слово в предложении зависит понимание всего предложения. СЛАЙД 8, 9, 10, 11.

– Покажи картинку, о которой я сказала.- Повтори предложение. – Так бывает? Можно предложить ребёнку ответить предложением с отрицательной частицей «не»: Мышка не ловит кошку. Лошадь не причёсывает мальчика и др.

4.Работу над предложением из 4-х слов лучше начинать по следующей модели предложения: им.п. существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных (вин.п. ед. ч. + дат.п. ед.ч.). Вопрос КОМУ?
Рассматриваю с детьми картинки, составляю предложения: Лена дарит букет Кате. Катя дарит букет Лене. СЛАЙД 12. Оля читает рассказ брату. СЛАЙД 13. Толя кидает палку собаке. СЛАЙД 14. Составляем схему такого предложения. В схеме возможны замены прямоугольника на различные картинки, каждое предложение получает новое дополнение: Лена дарит букет подруге. Оля читает рассказ другу. Прошу заменить «слово» в схеме предложения или кладу картинку вместо прямоугольника и спрашиваю: – Кому еще Лена может подарить букет? – Лена дарит букет учителю. – Кому еще Оля может читать рассказ? – Оля читает рассказ маме.

Можно рассмотреть подробнее предложения о Лене и Кате. Спросить у детей: одинаковые ли по содержанию эти предложения? что изменяется в них? Назови главное лицо в каждом предложении, покажи того, кто дарит цветы? Кто получает цветы?

К каждому предложению задаём вопрос для выяснения лица, в интересах которого совершается действие:

– Кому Лена дарит букет? – Кому Оля читает рассказ ? – Кому Толя кидает палку ?

Ребенок обязательно должен проговорить всё предложение. Предлагаем ребёнку самому составить схему предложения (по демонстрации действия и по картинке), проконтролировать количество слов по схеме, правильно расставить цветные прямоугольники в схеме предложения.

5.Следующая модель предложения из 4-х слов: им.п. существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола падежа (вин.п. ед. ч. + твор.п. ед.ч.с окончаниями –ом , -ой в значении орудийности действия). Вопрос ЧЕМ?

Предлагаю детям ответить на вопросы, поставленные к косвенному дополнению. Вначале используем слова с продуктивным окончанием – ом :

– Чем папа подметает пол? – Веником. СЛАЙД 15.

– Чем Тома гладит бельё? – Утюгом. СЛАЙД 16.

Затем с окончанием – ой , ( пилой, метлой, расчёской) СЛАЙД 17, 18, 19.

6.Распространение предложения – важная часть работы. Учим детей подбирать слова-определения к существительным (при этом следим за лексико-грамматическим оформлением).

Дидактические игры: «Подбери больше красивых слов», «Добавь нужное слово» и др. Большая часть этой работы делается при формировании лексико-грамматических представлений. Отработанные словосочетания включаются в предложения. Обращаем внимание детей на то, что слово, к которому подбираются слова-признаки, стоит в конце предложения. ( Мальчик ест сладкую, спелую, сочную грушу).

При выполнении данных упражнений хорошо использовать следующий приём: – Послушай, все ли правильно я сказала? Девочка нарисовала зелёного зубастого цыплёнка. Папа подарил сыну бумажный сверкающий мяч. Грамматически правильно построенное предложение включает в себя необычные, нереальные слова-признаки, которые ребёнок должен заметить и заменить на реальные в своём предложении. Этот приём привлекает внимание ребёнка именно к словам-признакам. – Какого цыплёнка нарисовала девочка? Бывают ли такие цыплята? – Какого цыплёнка нарисует девочка? – Какой мяч подарил сыну папа? – Какой мяч получит в подарок сын?

Предлагаем для развития речевого внимания и установления связи слов в предложении предложения следующего типа:

– Красный мак сорвал Олю. – Небо нарисовало синюю Машу. – Ясное небо блестит на звёздочках. – Тёплая земля согрела солнышко.

7.Также в словосочетаниях, а потом и в предложениях отрабатываются конструкции глагол + наречие. Вопрос КАК?

Мы учим детей давать качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы: – Кто это? – Что он(она) делает? – Как он (она) это делает?

Образец: Лодка плывёт как? – Медленно. – Как еще может плыть лодка? – Быстро. Нина поёт как? – Громко. – Как еще может петь Нина? – Тихо.

Сравнительные степени прилагательных лучше усваиваются в предложении со словом «чем», например: Лодка плывёт медленнее, чем корабль. Самолёт летит быстрее, чем птица.

8.Продолжаем работу над расширением предложения и включаем в него однородные члены (и подлежащие, и дополнения, и сказуемые). Эту работу можно связать с формированием обобщающих понятий. Например: при изучении темы «Овощи» мы неоднократно называем ряд слов в одном и том же падеже (Мы вырастили много овощей: морковь и свёклу, лук, картофель и капусту. Мы варим борщ из моркови, свёклы, лука, картофеля и капусты. Капуста и морковь растут на грядке), все эти слова в схеме предложения обозначаются синим прямоугольником. Акцентируем внимание детей на союзе И , который соединяет слова в единое понятие – «овощи с грядки, для борща». Составляем предложения со словами-действиями, соединенными союзом И , разъясняем детям, что здесь слово И соединяет действия главного лица (например: Дети сажали, поливали и пропалывали растения). предварительно даем образец построения такого предложения: Маша и Оля копали лопатками снег. СЛАЙД 20. Гитарист играл и пел свою песню. СЛАЙД 21. Дети строят из кубиков башню и арку . СЛАЙД 22. В помощь даются картинки, по которым можно составить такие предложения. СЛАЙД 23, 24, 25, 26.

Могу отметить, что придумывание детьми предложений без предлога, где подлежащее неодушевленное (кроме видов транспорта) вызывает у них трудности, так как они не видят производимого действия. Например: Книга лежит. Ваза стоит. Мы помогаем детям понять, что на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? книга, ваза, стол и т.д. отвечаем словами «лежит, стоит». Это тоже действие, но его не видно.

9.После обучения детей составлению простых предложений с однородными членами переходим к составления различного вида сложных предложений.

Сначала учимся составлять сложносочиненные предложения с
противительным союзом А . (Желательно обращать внимание детей на особое значение маленьких слов А, У, НО, т.к. они указывают на разность действий, признаков и смысла совершаемого действия).

Работу можно проводить и по демонстрации действия и по набору картинок. Составляем простые предложения и сравниваем их. СЛАЙД 27.

– Одинаковые ли действия совершают дети? – Можем ли мы сказать об этом в одном предложении?

Даю образец составления такого предложения: Оля моет руки, а Коля вытирает лицо полотенцем. Выделяю союз А голосом и объясняю, что это маленькое слово соединяет предложения и показываем нам, что дети совершают разные действия. Учим составлять такие предложения по картинкам. СЛАЙД 28.

Один из вариантов выполнения этого задания используется для активизации мыслительной деятельности детей. СЛАЙД 29, 30, 31, 32,33. Дети самостоятельно придумывают предложения по предложенным мной картинкам и находят одного ребёнка, чей внешний вид или действие не соответствуют тому, что у остальных детей. После этого составляется предложение со словом А.

В предложениях этого типа удобно активизировать антонимы: Ночью темно, а днём светло; Мышка пищит тихо, а паровоз гудит громко.

По такому же плану отрабатывается сложное предложение с союзом И. Обращаю внимание детей на одинаковость действий, одинаковость дополнений:

Таня копает лопаткой снег, и Катя копает лопаткой снег. Слайд 20

Оля играет в кубики, и Вася играет в кубики. Слайд 22

Если ребёнок справится с пересказом рассказа «Соседи», то можно считать что он овладел построением предложений со словами А и И. СЛАЙД 34, 35

Сорока и сова – соседи. Сова живёт на сосне, и сорока живёт на этой же сосне. Сова сидит в дупле, а сорока устроилась на верхушке. Вечером сорока спать ложиться, а сова кричать начинает. Всю ночь не даёт сороке спать. Утром сова укладывается спать, а сорока принимается трещать. Да так громко, что бедной сове хоть уши затыкай. Так они и живут, а другие жители леса над ними смеются. Ну и соседи!

10.Следующий этап в работе: обучение детей составлению предложений со словами СНАЧАЛА и ПОТОМ.

Временные и пространственные представления детей с ОНР обеднены, неточны и неполны. Работая со сложными предложениями мы восполняем этот пробел в знаниях детей. Начинаем с того, что даём образец построения такого предложения, где действия логически последовательны (мыть руки – вытирать руки, стирать бельё – развешивать бельё). Слайд 36. Потом логопед произносит первую часть предложения, интонационно подчеркивая, что требуется продолжение, а ребёнок добавляет вторую часть со словами А ПОТОМ… ( Вначале опираемся на картинный материал, потом предлагаем детям знакомую ситуации: – Сначала мы одеваемся, а потом … (идём гулять); – Сначала надо внимательно слушать рассказ, а потом … (его пересказывать); предлагаем догадаться, что произойдёт дальше: – Сначала надо вырастить зерно, а потом … (можно печь пирожки; – Сначала хорошенько подумай, а потом …(говори, делай).

Хорошо формирует практический навык использования такой формы предложения игра «Узнай, где ошибка» (логопед умышленно меняет местами порядок действий, предлагает детям найти ошибку и исправить её, сказав правильно всё предложение: – Сначала я прочитаю книгу, а потом куплю её;
– Сначала я пообедаю, а потом сварю суп и пожарю котлеты.

11. Один из видов работы над предложением – перевод прямой речи в косвенную. Игру «Телефон» используют в практике многие логопеды, она достаточно известна. На вопрос: – Что тебе сказал(а) папа (мама) по телефону? ребенок отвечает предложением с союзом «что», «чтобы». Дети составляют предложения по предложенным мной картинкам. СЛАЙД 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44. Предлагаю детям придумать свою версию продолжения предложения:
– Колобок ответил лисе, что…
– Мы купили велосипед, чтобы…
– Мы читаем книги, чтобы…

12.Мы часто используем в работе картинки и стихотворения небылицы, где грамматически правильно построенное высказывание не отражает реальности. СЛАЙД 45, 46, 47, 48, 49, 50. Дети находят несоответствия, и мы предлагаем им отвечать так:
-Такого не бывает, потому что… – Так не бывает, чтобы … .
Стихи-небылицы:
Я видел подснежник в осеннем лесу,
Где заяц тащил по опушке лису
И волк за охотником крался…
Я слышал, охотник зубами стучал,
Я слышал, как он «Помогите!» кричал,
И громко от страха смеялся! Слайд 51

Вчера я поехал пешком по дрова,
Под снегом вокруг зеленела трава.
Из лесу дров не привёз целый воз
И тёр на жаре обмороженный нос
(Т.Белозёров) Слайд 52

Вариант работы: Предлагаем ребёнку ряд суждений.
– Послушай, так ли это, и если неправильно – то используй в ответе маленькое слово «не», чтобы исправить такое суждение.

Пример: Куры летают – Куры не летают.
Все кошки серы – Не все кошки серы.

Яблоки растут на берёзе.
Сейчас идёт дождь.
Петух снёс яйцо.
Число 5 больше числа 4.
Коровы летают очень низко.
Все люди знают английский язык.
У овцы есть крылья.
Все насекомые умеют летать.
Некоторые насекомые умеют летать.
Зайцы живут в лесу.
Таракан – зверь.
Воробей – насекомое.
Друзья всегда помогают друг другу.
У любого осла есть два уха.
Все люди любят сыр.
Некоторые животные умеют плавать.
У любого слона есть хобот.
Все дети знают сказку «Три поросёнка».
Все коровы едят сено.
Поросёнок умеет хорошо петь.
Дом построен из кирпича.
У белки шесть лап.
Зимой медведь спит в берлоге.
Люди пилят дрова топором. И т.д. Слайд 53

13. Предлагаю вашему вниманию стихотворение «Вопросительный знак» А.Тетивкина. Если ребёнок в состоянии дать правильный ответ на такие вопросы, то ему можно отправляться в школу. Вы со своей работой справились!

Разные вопросы – Какая?
Задаю я всем: -Отчего?
– Как? -О ком?
– Откуда? – Что?
– Сколько? – Кому?
– Почему? – Который?
– Зачем? – Чья?
– Где? – Каким?
– Куда? – О чём?

Список литературы, использованной при подготовке материала:
1.Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева
2. Логические упражнения для развития речи. Тетрадь дошкольника. Т.А.Ткаченко
3.Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Т.А.Ткаченко
4.Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. Т.А.Ткаченко
5.Грамматика русской речи. О.А.Безрукова
6.Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. Л.М.Козырева
7.Читай! Размышляй! Пиши! Пособие по развитию речи для коррекционных школ. А.Г.Зикеев
8.Русский язык в картинках. И.В.Баранников, Л.А.Варковицкая

Последовательность работы над предложением с детьми, имеющими ОНР 2 и 3 уровней

В статье мы поговорим о признаках общего недоразвития речи 2 уровня у ребенка, его причинах, диагностике и профилактике.

Бесплатные занятия с логопедом

Диагноз ОНР ставят не ранее 3-х лет. Нарушение разделяют на 4 уровня, в зависимости от степени выраженности. У деток со 2 группой ОНР очень бедный словарный запас, им трудно произносить звуки и слова, говорят они с ошибками. Чтобы нарушение не усугублялось и не повлекло за собой серьезные осложнения в будущем, необходима кропотливая коррекционная работа с логопедом.

В статье мы поговорим о признаках общего недоразвития речи 2 уровня у ребенка, его причинах, диагностике и профилактике.

Характеристика ОНР 2 степени

Главная особенность — дети уже владеют общеупотребительной речью, но далеко не в полном объеме: говорят с ошибками, страдает звукопроизношение, но грамматическая связь между словами начинает формироваться.

В словаре хоть и больше слов, чем при первом уровне речевого недоразвития, но он все равно остается скудным. Детки не оперируют такими понятиями, как свойства, форма, фрагменты предметов.

При ОНР 2 уровне речевого развития малыши всегда говорят определенные слова некорректно и не могут объединить предметы в группы (посуда, животные, профессии, времена года, одежда). Вот примеры ОНР 2 степени: вместо слова «яблоко» малыш всегда говорит «лябако», вне зависимости от контекста. А близкие по признакам предметы называет одним словом.

Еще одна характеристика ребенка с ОНР 2 уровня — это проблемы со звукопроизношением. Многие звуки дитя выговаривает неправильно, заменяет другими.

Тем не менее, периодически грамматически изменяет простые слова, в зависимости от их числа. Например, справляется со словами, в которых ударение приходится на окончание: «идет» — «идут».

А вот слова по-прежнему не согласовывает между собой, не использует местоимения и предлоги: «мама питя» — «мама пришла», «ава биби» — «собака едет», «гуай гокам» — «гулял на горке».

Если попросить ребенка с ОНР II степени составить рассказ по картинке, у него уже получится более или менее связное повествование. Но рассказ будет примитивным, с предложениями из двух слов, несогласованных между собой и произнесенных с ошибками. Например: «Гуай гокам. Видей сег. Или сегик» («Гулял на горке. Видел снег. Лепил снеговика»).

Еще одна характеристика ОНР 2 группы — нарушение структуры слогов в словах. Малыш их выговаривает неправильно, заменяет, меняет местами или опускает. Например, вместо «ботинки» говорит «бокити», «человек» — «тевек».

ОНР 2 уровня: характеристика речи

Говорить малыши начинают с опозданием — к 3-м – 4-м годам, а то и позже. Из-за ограниченного словарного запаса говорят короткими, простыми предложениями максимум из 4-х слов. Речевые навыки позволяют малышу выразить свое желание, обозначить бытовые предметы обихода и их действия.

В общении по-прежнему пользуется невербальными инструментами — мимикой, жестами, аморфными словами. Союзы, предлоги, падежи — все это они выбрасывает.

Но детки намного лучше понимают обращенные к ним слова, чем при первой группе недоразвития. Хотя по-прежнему не знают фигур, цветов, названий частей тела.

Страдает фонематический слух: малыш не может вычленить изолированный звук, определить его положение в слове, подобрать слова с этим звуком. Путает и неправильно говорит практически все группы звуков.

Внешне детки с ОНР 2 степени неуклюжи, у них плохая координация движений, недостаточно развита мелкая моторика, часто имеются неврологические проблемы. У них хуже память и мыслительные процессы, чем у сверстников, они быстро устают, отвлекаются, не могут сосредоточиться.

Причины ОНР II степени

К нарушению могут привести разные факторы. Их можно разделить на 2 группы:

  1. Биологические. К ним относятся: тяжелое протекание беременности, вредные привычки матери в период вынашивания, гипоксия плода, резус-конфликт плода и матери. В эту же группу входят и тяжелые роды: травматичные, стремительные или затяжные, асфиксия. Перечисленные факторы могут стать причиной поражения центральной нервной системы и привести к задержке психического развития, речевым нарушениям и другим проблемам;
  2. Социальные. В семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни, дети очень страдают. Неблагоприятная обстановка, безразличное или жестокое обращение, побои, неправильное воспитание или отсутствие такового, агрессия со стороны взрослых, дефицит общения и развивающих занятий с родителями — все это влечет за собой целый спектр психических и неврологических нарушений.

Важно и то, что происходило с малышом в первый год жизни. Психоэмоциональные и физические травмы, нейроинфекции, частые заболевания раннего детства, черепно-мозговые травмы, которые происходят в доречевой период, могут стать причиной задержки речевого развития в будущем.

Диагностика ОНР 2 группы

К диагностике подходят комплексно. В ней принимают участие педиатр и узкие специалисты — отоларинголог, психиатр, невролог, логопед.

Задача педиатра — собрать анамнез, оценить общее состояние здоровья пациента, дать направление к другим врачам.

Задача отоларинголога — оценить остроту слуха, выявить или исключить глухоту и другие нарушения слуха.

Задача психиатра — оценить психическое здоровье пациента, исключить психические расстройства и заболевания, которые сопровождаются речевыми нарушениями. К ним относятся, например, аутизм, олигофрению.

Задача невролога — оценить неврологический статус малыша, поскольку чаще всего нарушения речевого развития связаны именно с поражением центральной нервной системы, речевых центров головного мозга. Поэтому невролог направляет пациента на аппаратную диагностику и только после этого ставит диагноз.

Задача логопеда-дефектолога — определить форму и уровень речевого недоразвития и составить коррекционную программу.

В случае необходимости подключают медикаментозную терапию, массаж, физиопроцедуры и логопедический массаж. Важна и роль родителей — они тоже должны заниматься с чадом дома.

В некоторых случаях (например, при ринолалии) необходима консультация челюстно-лицевого хирурга. Возможно, потребуется операция по устранению дефекта, который мешает крохе говорить.

Диагностика у логопеда

Логопед-дефектолог изучает анамнез, полученный в результате осмотров других узких специалистов. Просит родителей предоставить информацию о протекании беременности и родов, речевой активности малыша, когда он начал агукать, сказал первое слово — эти данные очень важны для выявления причин недоразвития.

Логопед оценивает моторику малыша, особенно мелкую, поскольку имеется связь между моторным и речевым развитием.

Далее он оценивает устную речь маленького пациента — каждый ее компонент. Это необходимо для определения речевого недоразвития и степени понимания малышом родного языка. Он оценивает это по 4-м критериям:

  1. Связность. Логопед оценивает, насколько связно и грамотно говорит малыш, порядок слов в предложениях, последовательность и логичность изложения. При общем недоразвитии речи второго уровня дети не могут последовательно излагать свои мысли или рассказать что-то. Для оценки этой характеристики речи логопед дает крохе картинку, которую он должен описать, или аудиозапись, которую нужно пересказать. Или просто задает вопросы, на которые малыш должен ответить;
  2. Лексико-грамматические процессы. Оценивается, насколько малыш понимает множественное и единственное число, падежи, синонимы, антонимы, согласования, а также обобщающие категории, формы, цвета, свойства. Детки с общим недоразвитием речи второго уровня с трудом подбирают нужные слова, одним словом обозначают сразу несколько слов, близких по смыслу, а фразы в целом строит с грубыми ошибками;
  3. Слоговая структура. Сложные слова детки с группой развития речи 2 упрощают, сокращают до 1 – 2 слогов, а также меняют слоги местами, пропускают их;
  4. Звукопроизношение. При ОНР II степени оно страдает. Малыши могут неправильно выговаривать до 20-ти звуков — это почти все группы. Звуковой анализ они провести не могут из-за нарушений фонематического слуха.

На основании полученных данных специалист определяет форму речевой патологии, степень ее выраженности и составляет индивидуальную коррекционную программу.

Коррекционная программа при ОНР 2 уровня

Деток с диагнозом общее недоразвитие речи 2 типа в возрасте 3-х – 4-х лет оформляют в логопедическую группу детского сада. Там они проведут 3 года — именно столько времени потребуется, чтобы приблизить вербальные навыки воспитанников к возрастной норме.

Коррекционная программа преследует несколько целей:

  1. Обогатить словарный запас и активизировать его. Для этого логопед предлагает на занятиях лексические темы (например, «Времена года», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Профессии»). По каждой теме предлагают перечень слов, которые детки должны выучить. Потом они выполняют упражнения: называют предметы, их свойства, описывают картинки;
  2. Развить лексику и грамматику. У маленьких учеников формируют навыки образования слов, учат числам, падежам, родам. За три года они научатся без ошибок употреблять порядковые числительные и слова в трех падежах (родительном, творительном и дательном), отвечать на вопросы «сколько?», «чей?», «где?» и «куда?»;
  3. Сформировать связную и фразовую речь. Воспитанников учат правильно строить простые предложения, а затем и короткие рассказы. Предлагают такие упражнения: составить рассказ по картинке, выучить наизусть двустишие или потешку, дать развернутый ответ на вопрос, а также самостоятельно формулировать вопросы, вести диалоги;
  4. Совершенствовать звукопроизношение. Сначала логопед развивает артикуляцию, а затем отрабатывает изолированные звуки. Потом из них составляют слоги, а потом и слова.

Занятия с учениками с общим недоразвитием речи 2 типа проводят в группах в форме игры.

Прогноз ТНР ОНР 2 уровня

Если начать коррекцию в возрасте 3-х – 4-х лет, то прогнозы очень хорошие. Детки, которые занимаются в логопедической группе, постепенно наращивают словарный запас, становятся более активными вербально. Все это приводит к постепенному повышению их речевых навыков.

В целом к первому классу большинству из них удается преодолеть все трудности, хотя они по-прежнему несколько отстают от сверстников без ОНР 2 уровня. Поэтому необходимо продолжать занятия со школьным логопедом.

Родители должны понимать, что риск по-прежнему остается. Таким ученикам тяжелее даются навыки письма и чтения, а следовательно могут быть и трудности с обучением. Вот почему необходимо продолжать заниматься до полного соответствия возрастной норме их дочки или сына.

Если же не заниматься чадом вовсе или не довести коррекцию до победного конца, это грозит серьезными осложнениями: маленькому человеку будет тяжело наладить контакт с другими людьми, обрести друзей. Ему будет сложно запоминать, концентрировать внимание на учебном и других процессах. Будет трудно учиться в обычной школе, поэтому таких учеников оформляют в специальные школы.

Речевые нарушения провоцируют и задержку психического развития. Поэтому такой ребенок будет ощущать свою неполноценность, снизится самооценка. В результате это приведет к поведенческим нарушениям, замкнутости, агрессии, апатии.

Профилактика речевого недоразвития

Вот несколько рекомендаций по предупреждению патологии.

Во-первых, регулярно показывайте чадо педиатру, планово — неврологу, а в 3 года — логопеду. Лучше «держать руку на пульсе», чем упустить момент и потерять время. Особенно если у вашего чада имеются неврологические проблемы, ваша беременность или роды протекали тяжело, была гипоксия плода и другие факторы-провокаторы.

Во-вторых, берегите дитя от травм и болезней, особенно в первый год жизни. Если же дочка или сын сильно ударился головой при падении, например, лучше покажите его неврологу, сделайте УЗИ по показаниям.

В-третьих, занимайтесь с чадом, развивайте его. Разговаривайте, показывайте, объясняйте, читайте книги и сказки, учите стишки, развивайте мелкую моторику, играйте — все это необходимо для овладения речью.

РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР Пенюшкина О.В.

Детский сад №18 г. Иркутска

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

предложение, словарь, связь слов в предложении, мысль, суждение, the offer, the dictionary, communication of words in the offer, thought, judgment

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье содержится учебно-методический и практический материал, предназначенный для формирования умений и навыков построения предложений т.к. развитие речи, становится все более актуальной проблемой в нашем обществе в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования дети должны овладеть устной речью, научиться выражать свои мысли, испытывать желания в ситуации общения, у детей складываются предпосылки грамотности.

Текст научной статьи

Развитие устной речи, связного высказывания является на первейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы, на сложные вопросы школьной программы. Последовательно, полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.Связность высказывания зависит от уровня владения умением построения отдельного предложения, от программирования высказывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое. Слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение. Связная речь состоит из группы связанных между собой предложений. В потоке монологической речи предложения тесно связаны между собой и, обычно, предыдущее предложение обуславливают структуру последующего. У детей с ОНР появляется речевая несостоятельность, как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия речи ( Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева) отмечают трудности в построении предложения у детей с ОНР: нарушение структуры предложения, порядка слов, незаконченностью предложений, недостатки в грамматическом оформлении предложений [5, 150]. Предложения характеризуются бедностью и однообразием языковых средств, лексическими затруднениями, смешением значений слов. В спонтанной речи дети преимущественно используют простые, малоинформативные предложения, не умеют распространять предложения. Одной из важнейших задач является учить конструированию предложений, распространять их, сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения, о смысловых и грамматических связях между словами. Учить правильно использовать лексику, разные способы сочетания слов в предложении, интонационно оформлять предложение. Данная работа содержит учебно-методический и практический материал, предназначенный для формирования умений и навыков построения предложений. Предполагаемые методические рекомендации являются результатом отбора известных и практикуемых в дошкольных учреждениях методических приемов и игр, апробируемых в логопедической работе с детьми. Использован опыт работы Филичевой Т.Б., Селиверстова В.И., Ушаковой О.С, Ефименковой Л.Н., Нищевой Н.Е., Козыревой И.В., А.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Воробьёва В.К. В содержание многих методических приемов, игр внесены изменения с целью использования в логопедической работе [3,55; 4,137;7,100;11,64]. Начинаем работу с закрепления понятия «слово». Необходимо научить ребенка находить точные слова, расширять объем словаря. В связи с работой по ознакомлению с окружающим расширять ориентировки в окружающем мире. Упражняем быстро и точно находить слова для обозначения предметов, действий, признаков. Используем игры «Кто больше назовет окружающих предметов» (птиц, игрушек) и т.д. Учим отвечать на вопросы по действию и сюжетной картине (Кто это? Что это? Что он, она делает?). «Кто быстрее принесет картинку». Картинки с изображением действий (девочка читает и т.п.) Участвуют двое детей, логопед говорит кому какую картинку принести. Научить детей подбирать название предметов к названиям действий: Идет кто? Идет мама, папа, бабушка. Идет что? Снег, дождь Стоит что? Стол и т.п. На картинке нарисована читающая женщина. Логопед просит отобрать на картинке предметы, которые умеют читать. Кошка, собака, бабушка, мальчик. «Исправь ошибку» собака рисует. Найти в комнате что висит, что стоит, а что лежит; Посмотрите на улицу и скажите кто идет? Кто едет? А кто бежит? Необходимо вводить в речи слова-антонимы, синонимы, многозначные слова. Формирование двухсоставного простого предложения. Дать понятие детям о предложении, используем игрушки, картинки. Логопед задает вопросы: Кто это? Что делает? Девочка рисует. Мы составили предложение. Сколько слов в предложении. Логопед сообщает что про каждый предмет мы составляем предложение. Составляют несколько простых предложений про игрушки, про детей. Называют 1-ое и 2-е слово. Делаем вывод: предложения построены из слов, которые располагаются по порядку.Заменить первое слово «девочка» картинкой, а «рисует» заменим полоски считают сколько в нем слов и выкладывают нужное ой. Что мы узнали о девочке? «Девочка рисует». Слова дружат они помогают нам что-то узнать, о чем-то сообщается. В предложении может быть 2,3,4 и больше слов. Логопед называет предложение, дети считают сколько в нем слов и выкладывают нужное количество полосок. Переходим к составлению простых предложений из 3-5 слов методом распространения начальной структуры с опорой на сюжетную картинку. Используем постановку вопросов к картине и образец ответа. Начинаем конструирование предложений с прямым дополнением, стоящим в дательном падеже, в родительном и творительном падеже. Работаем над анализом предложения. Используем прием моделирования (полоски, вагончики). У детей короткие и длинные полоски. Логопед называет предложение «Девочка лепит вазу». Дети выкладывают длинные полоски. Логопед: Почему положили длинную полоску? Дети: это предложение. Логопед: А теперь под длинную полоску положим столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Дети выкладывают три короткие полоски. Логопед: Сколько коротких полосок вы положили? Почему? Дети: три полоски. В предложении три слова. Логопед: Какое первое, второе, третье слово? Далее дети составляют предложение из 3-х слов, выкладывают схему из полосок, соотносят количество слов в предложении с количеством полосок. Прием моделирования наглядно показывает детям способы построения предложений, в них добавляется такое количество слов, которое дети способны удержать в памяти. Используем прием распространения предложения по данной схеме. Логопед называет исходное предложение, дети определяют в нем количество слов. Выстраивается схема предложения из полосок, с помощью наводящих вопросов, дети подбирают новые слова, подходящие по смыслу и месту и вставляют в схему новые полоски. Или логопед сам вставляет в схему новые полоски, дети подбирают слова. Закрепляем работу над осознанием детьми структуры предложения, слова располагаются по порядку, в определенной последовательности, по смыслу. Игра «Живое предложение». Логопед предлагает предложение, детям даются слова, из которых они выстраивают предложения в ряд. Какое первое слово? А какое потом? А какое слово после слова и т.д. Сколько слов в предложении? Дети называют одновременно каждый свое слово. Логопед: «Вы поняли, о чем говорится в предложении? Нужно каждое слово называть последовательно по порядку одно за другим». При последовательном назывании всех слов каждый ребенок берет за руку того, кто исполняет роль следующего слова. В предложение добавляются новые слова, дети-слова находят и занимают свое место в предложении среди других слов. Закрепляем навыки составления и распространения предложений, используем следующие приемы: 1) Игра «Какое слово заблудилось?». Восстановить смысл, правильный порядок слов. «Кошка двери около лежит». Слова заблудились, встали не по порядку. 2) Дано предложение: «Деревья покрыты снегом». Дети выстраивают предложение. Логопед переставляет слова в предложении: «Снегом покрыты деревья». Дети-слова перестраиваются в нужном порядке (2-3 раза переставить слова). 3) Игра «Путаница». Заменить в нелепых фразах слова, построить высказывания правильно и понятно. 4) Упражнять детей в последовательной замене всех слов в предложении. «Птицы поют весело». Заменяем первое слово «птицы» на «дети», затем слово «поют» на «играют» и т.д. 5) Перестановка слов из одного предложения в другое. «Дедушка ловит рыбу. Мальчик рисует цветок» 6) Угадать название одного слова, два других им были известны. Составление предложений: по синтаксическим вопросам – по сюжетной картине (с опорой). Логопед, воспитатель, не предлагая никакого сюжета, последовательно по-одному задает детям вопросы. Дети отвечают на них, ориентируясь на смысл получившегося предложения. Логопед активно помогает детям подбирать слова, активизируя и уточняя при этом их словарный запас. 2. по вопросам и опорным словам. 3. Дается набор слов, стоящих в начальной форме. «Ласточка, птенцы, червячок». Сначала можно провести небольшую беседу о связях между этими животными. Какое отношение имеет ласточка к птенцам и червячкам, и птенцы к ласточке и червячкам и т.д. Затем логопед ставит вопросы: Кто? Что сделал? Кому? Кого? Просит составить предложение и его схему. Логопед задает дополнительные вопросы. 4. По предметным картинкам (из набора слов). Логопед ставит на доску несколько картинок с изображениями предметов, которые можно объединить в одном предложении. Например, лес, медведь, лапа, ветка. 5. На основе заданного количества слов. Логопед предлагает сюжетную картинку или задает тему, например, «лесная поляна» и называет количество слов, которое должно быть в предложении. 6. Придумать и сказать 2-3 слова про какой-нибудь предмет. Придумать предложение из 3 слов, про предмет, который не называется, а лишь указываются некоторые его свойства (круглый предмет). 7. Из данных словосочетаний. Дается набор словосочетаний: медведь, ловил, медведь белый, ловил рыбу, ловил рыбу подо льдом рыбу. 8. Работа с деформированным предложением. В начале предлагается 4-5 слов без предлогов. Постепенно количество слов увеличивается, появляются предлоги. 10. Исправление неверно составленного предложения. Детям предлагается неправильно построенное предложение. «Румяный веселую зайцу поет Колобок песню». Составляем предложения со словами близкими или противоположными по смыслу, многозначными словами, образными выражениями: придумать предложение со словосочетаниями: холодный, морозный день; маленький, крошечный щенок. 11. Составление сложных предложений с союзом если бы, потому что…….. Игра «А если бы…», «Почемучка», «Какое предложение правильное?». Кате подарили куклу, потому что у нее день рождения. У Кати день рождения, потому что ей подарили куклу. 12. Составление сложносочиненных предложений с союзом: а, и «Закончи предложение», «Магазин», «Кто что делает?». Составление предложений, сравнивая предметы по форме, вкусу, действию, величине и т.д. («Какой заяц зимой, какой летом; когда идет снег, когда идет дождь») Упражняя детей в составлении предложении, необходимо развивать ориентировку в логических элементах упражнения, вычленять в нем предмет сообщения и того, что сообщается т.к. в предложении заключено суждение. Обычно в процессе обучения используем вопросы синтаксического плана: кто? Что делает? Необходимо ставить вопросы о ком, о чем сообщается, говорится в предложении и что говорится? Это нацеливает детей не на слова, а на структурные компоненты мысли, можно использовать предметно – графическую схему предложения. Логопед предлагает записать предложение не словами, а картинками. Первый квадрат в схеме-слово. Далее-стрелка, это тоже слово-действие. Второй квадрат-еще одно слово. Вместе составляем целое предложение. Логопед спрашивает: О ком говорится в предложении? И показывает на первый квадрат («О детях») – «Посмотрите, что говорится о детях?» (дети пошли в лес) Логопед предлагает составить второе предложение по схеме, чтобы в нем продолжить то, о чем говорится в предложении. Дети находят картинки и подставляют в схему (картинки: лес и ежик). Таким образом, устанавливаем определенную цепочку смысловых связей двух предложении, через единство предметных обозначений. В результате проведенной работы у детей с ОНР формируются навыки построения предложений разных типов, навыки правильного употребления порядка слов, согласование слов в предложении, подбор и использование необходимой лексики. В соответствии с общеобразовательной программой дети успешнее овладевают устной связной речью, учатся выражать свои мысли в ситуации общения.

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи

Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Задачи логопеда:

  • развивать понимание речи;
  • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
  • учить двусоставным простым предложениям.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

Развитие понимания речи (пассивная речь)

Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

Обращайте особое внимание на умение различать:

  • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
  • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
  • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
  • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

Формирование самостоятельной речи

На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

Статья Консультация для родителей по работе с детьми ОНР 2 уровня. Автор: Пелеванюк Татьяна Борисовна

Автор: Пелеванюк Татьяна Борисовна
В настоящее время одной из актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста является наличие речевого расстройства, объединяющегося под названием общее недоразвитие речи. Многие родители боятся соприкоснуться с данным речевым нарушением и сталкиваясь с ним, теряются, что делать, как правильно формировать и развивать речь ребенка.

Автор: Пелеванюк Татьяна Борисовна

К онсультаци я для родителей по работе с детьми ОНР 2 уровня

В настоящее время одной из актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста является наличие речевого расстройства, объединяющегося под названием общее недоразвитие речи. Многие родители боятся соприкоснуться с данным речевым нарушением и сталкиваясь с ним, теряются, что делать, как правильно формировать и развивать речь ребенка. Как же правильно выявить ОНР у ребенка и понять его причины?

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р. Е.Левина ).

ОНР может иметь различный механизм и структуру проявления дефекта.

Причины возникновения ОНР:

• Инфекции и интоксикации во время беременности.

• Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.

• Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни

• Травмы головы и черепа.

• Неблагоприятные социально­бытовые условия: недостаточное

внимание к речи ребенка, двуязычие.

Название состояния «общее недоразвитие речи» говорит само за себя – оно означает, что в организме что-то идет не так, и, как следствие, неправильно формируются навыки выражения своих мыслей и эмоций с помощью слов. Общее недоразвитие речи 2 уровня – это уже серьезное расстройство, во время которого нарушено формирование лексической, грамматической и фонетической части родного для ребенка языка.

Характеристика ребенка с ОНР 2 уровня имеет следующие особенности

• ребенок старается выразить свои мысли не только с помощью нечленораздельных звуков и жестов, но уже может использовать отдельные, часто встречающиеся слова, однако только в искаженной форме (не каждый взрослый человек сможет понять, что с помощью этих слов ребенок хотел сказать);

• проблема возникает в постановке ударений, верно ребенок может их поставить только в том случае, если правильный вариант ударения в слове – на последний слог;

• ребенку трудно сформировать мысль в единую последовательность: он может пользоваться перечислением (предметов вокруг себя, своих действий и т. д.), но составить несколько предложений с нужной последовательностью слов и выражения мысли он не может;

• в речи совершенно не используются синонимы – слова со схожим смыслом могут выражаться только с помощью жестов и обозначений;

• в речи не используется и не распознается средний род у существительных;

• на вопросы ребенок отвечает только в именительном падеже, тем самым упрощая себе задачу в построении грамматической конструкции. Кроме того, у ребенка, страдающего любой из форм проявления ОНР, наблюдаются также сопутствующие симптомы:

у него плохо получается что-либо запоминать (слова, названия, последовательность действий и т. д.);

отсутствует интерес познавать новое, узнавать новые факты и исследовать мир вокруг себя;

внимательность и концентрация находятся на очень низком уровне;

умственная деятельность ниже, чем у сверстников.

Отличительные симптомы именно второго уровня включают в себя следующие проявления:

• употребляя словосочетания и ф разы, ребенок использует только

простые конструкции, часто встречается их искажение;

• общий словарный запас значительно ниже, чем у сверстников;

• нет навыков словообразования;

• при ОНР 2 уровня страдает фонетика и ребенок не может внятно произносить

отдельные звуки и слова, част ь из них «глотается», часть произносится с

неестественным голосовым нажимом и т. п.

ые направления развития ребенка

Для устранения ОНР 2 уровня необходима коррекционная работа – для полноценного дальнейшего развития ребенку необходимо научиться выражать свои мысли и взаимодействовать в социуме. Начинать ее ранее четырех лет (как, впрочем, и ставить сам этот диагноз) – бессмысленно, ведь до этого возраста уровень речевых навыков находится на самой ранней стадии формирования.

Однако грамотно наблюдая за комплексным развитием ребенка, можно сделать прогноз на ОНР 2 уровня в 3 года и принять соответствующие меры, чтобы не дать патологии проявиться в более старшем возрасте.

Перспективный план работы с ОНР 2 уровня включает в себя:

терапия направлена не только на улучшение качества произношения, но и

способности ребенка к полному пониманию того, что он произносит;

2. улучшается произношение отдельных звуков и их сочетаний;

3. ребенок учится формировать осмысленные фразы (не только произносить

заученные сочетания слов, но и понимать смысловые особенности тех или иных

4. развитие лексического и г рамматического понимания языка.

о-развивающие упражнения и игры

Коррекционная работа над ОНР 2 уровня – это целый комплекс мер, направленный на всесторонне развитие способности малыша к самовыражению через речь. Для того чтобы она была эффективной, воспитателем, логопедом обязательно составляется индивидуальный маршрут ребенка с ОНР 2 уровня: в нем учитываются все особенности личности ребенка, его характера, темперамента и внешней среды, в которой малыш постоянно находится.

Главное правило успеха выполнения корректирующих заданий для ОНР 2 уровня – это их четкая последовательность и распределение по сложности. С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успе шного освоения письма и чтения. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук ( форота , корота , морота , ворота, порота , хорота ). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова ( па-па , ло -па-та, ба- ле – ри -на), отхлопывая слоги.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа- ва -фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

Игра «Кто это?». Комарик говорит « ззз », ветер дует « ссс », жук жужжит « жжж », тигр рычит « ррр ». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.

Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (… ампа , мы…о, … ук , кук …а, мас …о)

Держите все под контролем . Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью. Родителям всегда необходимо замечать любые отклонения в развитии своего малыша и вовремя принимать меры, не рассчитывая, что данное состояние пройдет само, без их участия.

Рекомендуемая литература (в том числе учебно-методические пособия из библиотеки специалиста)

– В.П. Невская «Речевые игры и упражнения»

– Е.И.Веселова , Е.М.Скрябина «Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5

лет с ОНР» (в двух частях)

– Серия «Самые нужные игры»: Едем за покупками; Покупаем вместе.

– Б.С.Волков , Н.В.Волкова «Учим общаться детей 3-7 лет»

– С. Е.Большакова «Формируем слоговую структуру»

– серия «Самые нужные игры» Гласные звуки –р азвитие фонематического слуха

– серия «Самые нужные игры» Гласные звуки –р азвитие фонематического слуха

– серия «Самые нужные игры» Твердые согласные звуки –р азвитие

фонематического слуха детей 3-7 лет

– серия «Самые нужные игры» Домашние животные–интерактивные карточки по

познавательному и речевому развитию детей

– набор карточек «Читаем по слогам» для детей 4-7 лет.

– В.Н.Чернякова «Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей

– Пожалостина А.В. «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у

дошкольников с ОНР»

– А.Е.Воронова , А.Е.Корчагина , И.В.Кривенко « Логоритмические занятия для

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: