Понятие Воля в современной психологии

Понятие Воля в современной психологии

Ключевые слова: воля; история научного изучения воли; причины, по которым проблема воли до сих пор остается мало изученной; вопросы, которые в психологии ставятся и решаются в связи с проблемой воли; признаки участия воли в регуляции психики и поведения; определения воли; место воли в управлении психикой и поведением человека; волевые качества личности; функции воли; подходы к изучению воли в разных направлениях психологии; причины отказа некоторых ученых в прошлом от изучения воли; природа волевого действия; структура волевого действия; формирование и развитие воли человека.

Понятие и проблема воли в психологии

Воля — одно из главных и традиционных понятий, с давних пор используемых в психологии для описания и объяснения поведения человека, особенно его высших форм. «Волю» употребляют и продолжают ссылаться на нее в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть отличие поведения человека от поведения животных. Такая традиция идет с древнейших времен, и в плане давности его использования понятие «воля» не уступит даже такому понятию, как темперамент.

Краткая история научных психологических исследований воли выглядит следующим образом. С древнейших времен волю использовали как способ объяснения поведения человека и его выделения среди других живых существ. Существование самой по себе воли у человека в то время лишь декларировалось и рассматривалось как аксиома, не требующая доказательств.

В Средние века существовал негласный запрет на научное изучение воли человека, обусловленный следующими соображениями. Господствовавшая в то время теология — религиозная философия, заменившая собой естественные пауки, утверждала, что человека частичной свободой воли наделил Бог, и только он обладает полной свободой воли. Воля в это время определенно связывалась с деяниями Бога, и любая попытка человека вмешаться в этот процесс, в том числе с помощью научных исследований воли, трактовалась церковью как недопустимая.

С началом эпохи Возрождения проблема воли на некоторое время привлекла к себе внимание ученых естествоиспыталетей в связи с возникновением материалистического, механистического учения французского философа Р. Декарта о теле как биологическом автомате. Было заявлено, что в управлении движениями животного воля не участвует вообще (у животных нет не только воли, но и психики), а в управлении поведением человека сфера ее действия ограничена только сознательными, разумными формами его поведения. Тем не менее воля и в это время признавалась, но по-прежнему оставалась лишь способом объяснения поведения человека, причем не всякого, а только высших его форм.

Вновь внимание ученых к проблематике воли было привлечено во второй половине XIX в. в связи с появлением и признанием теории эволюции Ч. Дарвина. Проведенные под ее влиянием сравнительные исследования психики и поведения человека и животных убедительно доказали, что у человека есть такие виды поведения, в регуляции которых воля не принимает участие. Но и это признание на первых порах существенно не повлияло на научные исследования воли. Она по-прежнему продолжала упоминаться и использоваться только для объяснения поведения человека. И лишь тогда, когда психология окончательно превратилась в современную, экспериментальную науку, когда возникла особая область исследований — психология мотивации, когда в психологии стала актуальной проблематика личности, сознания и бессознательного, тема воли стала предметом опытных исследований, а не только теоретических размышлений ученых.

Еще в древности ученые-философы наделили человека тремя основными свойствами, которые, по их мнению, отличают человека от животных. Это разум, сознание и воля. В систему категорий науки о душе Аристотель ввел понятие «воля» для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступила как фактор, способный (наряду со стремлением — аффектом) изменять ход поведения: инициировать его, прекращать, менять его направление и динамику.

Па протяжении многих веков считалось, что все поведение человека является исключительно разумным, сознательным и волевым. Сомнения в этом возникли еще в начале XX в., а к его концу окончательно укрепились. Сначала человеку было отказано в исключительном праве на обладание мышлением; затем было показано, что сознательно управляемым является далеко не все поведение человека, что у него есть и бессознательное, а значит — не волевое поведение. Сфера волевой регуляции вследствие этого была ограничена лишь высшими формами поведения человека, которые действительно являются сознательными и разумными. Однако при этом возник следующий вопрос: чем волевое поведение человека отличается от безвольного?

В конечном счете научный ответ на этот вопрос был найден, но это, к сожалению, не продвинуло вперед научные исследования воли, и до сих пор эта тема в психологии остается наиболее сложной и наименее изученной. Причин такого положения дел несколько:

  • • до сих пор практически ничего не известно о том, с какими структурами и процессами, происходящими в мозге человека, связана его воля;
  • • воля как психологический феномен не имеет однозначных внешних проявлений или признаков, по которым можно было бы определенно судить о ее участии в регуляции.

Эти две причины создают серьезные проблемы, связанные с научным, особенно экспериментальным, исследованием воли. Хотя такие исследовани я ведутся [1] , но до сих пор не создано ни одного валидного и надежного психологического теста, который позволил бы выявлять и количественно оценивать волю человека. Тем не менее в начале XX в. волю все же стали изучать, в том числе и экспериментальным путем. В соответствующих исследованиях ставились и решались следующие вопросы.

  • 1. Что такое воля как психологический феномен? (Этот вопрос касался поиска точного научного определения воли.)
  • 2. Чем действие или поведение человека, в регуляции которого принимает участие воля, отличается от действия или поведения, в управлении которым воля не участвует?
  • 3. Какова структура волевого действия (волевого акта)?
  • 4. Каким образом воля человека связана с другими его психологическими явлениями или свойствами, например с его мышлением или мотивацией?
  • 5. Как возникает и развивается воля человека?
Читайте также:
Задания логопеда для родителей. Лексическая тема Овощи

Волю можно определить как некоторый до сих пор еще до конца не познанный вид энергии, с помощью которой человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля — это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению. Один из существенных признаков воли, как следует из данного выше ее определения, заключается в том, что воля практически всегда связана с принятием человеком сознательного, разумного решения, с преодолением препятствий и с приложением усилий для его выполнения (реализации). Волевое решение, кроме того, принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другом разнонаправленных потребностей, мотивов или влечений, которые примерно одинаковы по своей побудительной силе. Разницы в этой силе между соответствующими побуждениями недостаточно для того, чтобы одно из них победило другое, и человеку приходится принимать решение и выполнять его волевым путем, подавляя одно из конкурирующих влечений и тем самым способствуя осуществлению другого. Например, человеку хочется почитать книгу и одновременно с этим погулять на улице. Допустим, что оба влечения несовместимы во времени друг с другом и приблизительно одинаковы по силе. В этой ситуации человеку приходится выбирать одно из них и, подавляя другое, усилием воли заставить себя реализовывать принятое решение.

Из приведенного примера следует, что воля всегда предполагает самоограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своей воле, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, привлекательного и желательного для него. Если он поступает разумно, то отдает предпочтение более значимым и важным для него (в перспективе) делам, подавляя сиюминутные, менее важные и менее значимые побуждения. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на высокие цели, ценности и потребности человека, на духовные, нравственные и другие убеждения.

Еще один признак участия воли в регуляции поведения — это наличие продуманного плана его выполнения. Действие, не имеющее плана, не выполняемое по заранее намеченной программе, нельзя считать волевым [2] . «Волевое действие — это. сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [3] .

Существенным признаком волевого действия является усиленное внимание человека к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. В данном случае имеется в виду то, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием непосредственного эмоционального удовлетворения в ходе его выполнения, но зато наличием отсроченного морального удовлетворения, которое возникает в результате его осуществления. Моральное удовлетворение появляется по той причине, что, несмотря на трудности, человеку все же удалось данное действие выполнить. У. Джемс, американский психолог, который много размышлял над проблемой воли человека, писал по этому поводу следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи сравнительно легких действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы говорим: “Пусть так, а я все же буду делать вот этак”» [4] .

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить или овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя, т.е. действовать вопреки своим сиюминутным желаниям. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных или эмоционально возбудимых, когда им приходится что-либо делать, активно сопротивляясь своим природным данным. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия его воли; никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли.

В.И. Селиванов, один из немногих отечественных ученых, кто специально занимался изучением воли, определяет ее как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом сознательная рефлексия осуществляется на следующих уровнях:

  • первый уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;
  • второй уровень — активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

Волевая регуляция деятельности есть, таким образом, сознательное, опосредованное целями и мотивами деятельности, создание и поддержание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрация этой активности в необходимом направлении 1 .

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах личности, как энергичность, настойчивость и выдержка. Их можно рассматривать как базисные, или первичные, волевые качества личности. Наряду с ними существуют вторичные, или высшие, волевые качества, к которым можно отнести сознательность, ответственность и целеустремленность человека. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Такие качества личности в онтогенезе формируются и развиваются позднее, чем названная выше группа первичных волевых качеств личности. В жизни человека волевые качества проявляются вместе с его характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но также и как характерологические.

Читайте также:
Буклет логопеда: Подготовка к обучению грамоте

Существует еще одна группа волевых качеств личности, связанная с моралью и ценностными ориентациями человека. Это, например, принципиальность, честность и ответственность. Такие волевые качества в основном проявляются в отношениях человека к другим людям. К данной группе можно отнести те волевые качества, которые проявляются в труде, в том числе настойчивость, деловитость, инициативность и др.

По мнению В.А. Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного волевого побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия, в свою очередь, обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных и целенаправленных умственных усилиях.

Волевая регуляция психики, например внимания, необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в «поле сознания» объ-

1 Калии В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. Т. 10. 1989. №2.

ект, с которым действует человек или над которым он размышляет, поддерживать сконцентрированное на данном объекте внимание. Воля участвует в регуляции практически всех психических функций: ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Развитие соответствующих познавательных процессов, их превращение из низших в высшие означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

При волевой регуляции поведения, порожденного актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта. который. возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними» [5] .

Современные психологические исследования воли оказались разделенными между разными научными направлениями. Каждое из них, как мы это уже видели в отношении главных психических процессов — памяти и мышления, — по-своему пыталось объяснить и феномен воли. В бихе- виористически ориентированной науке просто выделялись и изучались соответствующие формы поведения, связанные с преодолением трудностей и препятствий. В когнитивной психологии в центре внимания оказались процессы, соотносимые с сознательной интеллектуальной обработкой информации (предполагалось, что в их регуляции принимает участие воля). В психологии мотивации обращалось внимание на способы волевого и сознательного преодоления человеком мотивационных конфликтов. В психологии личности внимание ученых оказалось сосредоточенным на изучении волевых характеристик личности, например соответствующих черт характера.

Иными словами, в новейший период истории психологии исследования воли фактически велись в рамках разных направлений, но не всегда изучаемое в них поведение называлось волевым. В какой-то степени исследования воли утратили прежнее единство (имеется в виду единство общего, философско-теоретического понимания воли), терминологическую определенность, но вместе с тем оказались расширенными и углубленными по своей экспериментальной тематике за счет применения новых эмпирических методов исследования воли.

Судьбу психологических исследований воли В.А. Иванников — один из немногих отечественных ученых, уделивший этой проблеме большое внимание, — соотносит с борьбой двух трудно согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой концепции все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внешние и внутренние стимулы, и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, оценить их и выяснить их связь с поведенческими реакциями. Для такого человеческого поведения, по мнению Иванникова, воля как таковая не нужна.

Определенную отрицательную роль в отказе от психологических исследованиях воли и фактическом их свертывании сыграла вульгарно-материалистическая ориентация в психологических исследованиях, на некоторое время возобладавшая и в ряде других стран мира в начале XX в. и сразу после Октябрьской революции. Эту ориентацию в нашей стране поддержали физиологи, например И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, а также и некоторые психологи, к примеру К.Н. Корнилов. Их учения способствовали утверждению и признанию именно реактивной концепции поведения человека, объясняемого на основе безусловных рефлексов и условно-рефлекторного научения И.П. Павлова. К.Н. Корнилов, став директором крупнейшего в нашей стране Института психологии в 1923 г., предлагал заменить психологию новой наукой под названием «реактология», в самом наименовании которой четко отражалось именно реактивное понимание поведения.

Со своей стороны В.М. Бехтерев также выступил с предложением вместо психологии разрабатывать новое научное направление «рефлексология». Физиологи при этом ссылались на авторитет И.М. Сеченова, который еще в XIX в. предлагал сделать психологию объективной, т.е. физиологически ориентированной наукой. Все это происходило в то время, когда в США шло становление бихевиоризма, который, как известно, также придерживался отчетливо выраженной реактивной концепции поведения. С большим трудом в нашей стране утверждалось активное понимание человеческого поведения, предполагающее изучение воли и волевых действий.

Согласно другой концепции, которая за последние несколько десятков лет набрала силу и окончательно утвердилась в психологической науке, поведение человека, но крайней мере на его высших уровнях, понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному и волевому выбору способов поведения, к его разумной регуляции.

Понятие воли в психологии

Лекция для студентов ВУЗов

Скачать:

Вложение Размер
volya.docx 63.63 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие воли в психологии

Воля – одно из сложнейших понятий в психологии. Существует несколько толкования данного понятия:

  1. Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. (Советская общая психология)
  2. Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними.
  3. Воля – это сторона сознания, его деятельностное и регулирующее начало, призванное создавать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо.

Другими словами воля – это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдерживать внешние проявления эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Основными функциями воли являются побудительная, стабилизирующая и тормозная .

Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).

Стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне при возникновении внешних или внутренних помех.

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Исходя из основных функций воли можно говорить волевой регуляции поведения.

Волевая регуляция поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сдерживание их.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия – наличие препятствий и преград .

Внешние препятствия – время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и др;

Внутренние препятствия – отношения и установки, болезненные состояния, усталость и тд.

Чаще всего в жизни человека воля проявляется в следующих типичных ситуациях, когда:

• необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, установками, несовместимыми друг с другом;

• несмотря ни на что надо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

• следует воздержаться от исполнения принятого решения в силу изменившихся обстоятельств.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями . Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Волевой человек подавляет одни свои мотивы и потребности ради удовлетворения других. Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления.

Волевой акт (действие)

Основным составляющим воли является волевой акт (действие). Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Различают простые и сложные волевые действия.

Рис.1. Структура простого волевого действия

Рис.2. Структура сложного волевого действия.

Связь воли с другими психическими процессами

Могучим двигателем воли являются чувства. Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, потому что воля предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними. «Рабы своих страстей» (игроки, наркоманы и т. п.) – всегда безвольные люди. Волевое действие само по себе способно породить новое сильное чувство – чувство удовлетворения от выполненного долга, преодоленного препятствия, достигнутой цели, на фоне которого часто забывается старое, подавленное чувство.

Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия. Прежде чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти оптимальные пути, обдумать замысел действия и составить его план.

Также волевое действие тесно связано с эмоциональной сферой личности и воображением. Выполняя его человек испытывает определенные эмоции, предполагает воображаемый результат.

Физиологические основы воли

Физиологические механизмы волевого поведения, волевых действий могут быть представлены следующим образом. В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе, с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызывать в ней аналогичный процесс.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости (это рабочий очаг в коре). Ретикулярная формация имеет важное значение в общем механизме волевого регулирования: своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и удерживающие другие, не имеющие жизненного важного значения.

П.К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы опережают течение внешних событий.
На основе прошлого опыта человек (и животные) предвосхищает и предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанные многократным повторением.

Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга , в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию).

Воля, как регулирующая сторона сознания, имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения.

Человеку присуща способность накапливать информацию и действовать на ее основе, а также обобщать полученные извне сведения, знания, что достигается при помощи второй сигнальной системы . На основе второсигнальных связей осуществляется вся сознательная и целесообразная регуляция человеческого поведения, происходит выбор места, времени, характера, способа, интенсивности действия при реализации полученной информации.

У человека механизм предварительного реального действия развит гораздо лучше, чем у животных, система ассоциаций восстанавливается на основе самого минимального и отдаленного по содержанию раздражителя (слова, предмета, его свойства и т.д.).

Таким, образом, сознательно-управляемое поведение представляет собой результат взаимодействия сложных мозговых физиологических процессов и воздействия внешней среды.

Волевые свойства личности

С детского возраста человек выполняет действия и совершает поступки, в той или иной мере регулируемые волей. Жизненная практика закрепляет регулирование действий в виде волевых свойств личности.

К волевым свойствам личности относятся следующие:

1. Целеустремленность (проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели).

2. Решительность (проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения). У него не хватает сил побороть противоречивые мысли и чувства, направить их в какое-то определенное русло.

Все это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда все-таки оказывается перед необходимостью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, может быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не продумав, не взвесив, принимает поспешное решение.

3. Настойчивость (проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью).

Есть люди, которые на первый взгляд кажутся исключительно настойчивыми. Близкое же знакомство с ними показывает, что они просто упрямы. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными или, во всяком случае, не лучшими.

4. Выдержка (или самообладание) (проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели). Самостоятельность (умение по собственной инициативе ставитъ цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения). Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной инициативе начать и закончить более или менее сложное волевое действие; Они проявляют активность в том случае, если получают указания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей.

К волевым свойствам личности относят и такие, как смелость , отвага , мужество , стойкость, дисциплинированность . Но они в значительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше волевых качеств.

Людей с высоким уровнем развития определенных волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли. Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых свойств. Таких людей обычно называют слабовольными. Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Первостепенное значение в развитии воли и формировании волевых свойств личности имеет повседневный регулярный труд.

Сила воли — что это, понятие воли в психологии и как ее развить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «воля» зародилось в недрах философии и означает способность индивида к моральному и физическому самоопределению.

В дальнейшем понятие стало использоваться и в психологии – в ее контексте мы его и рассмотрим в данной статье.

Что такое воля

Воля в психологии – это одна из функции психики, проявляющаяся в умении принимать сознательные решения, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Это активный, намеренный процесс по сравнению с автоматическими реакциями на окружающую среду. Приведу пример, который ясно покажет отличие одного от другого.

Представьте двух людей, обладающих вспыльчивыми характерами. Они понимают, что такая черта доставляет им массу неудобств: частые конфликты в семье, на работе, в компании друзей. Оба принимают решение изменить ситуацию, научившись сдерживать свой гнев.

Один из них успешно справляется с поставленной задачей: читает соответствующую литературу, ходит на встречи с психологом, насильно заставляет себя останавливать возникающие эмоции, контролирует свое поведение и речь. Второй продолжает жить на автопилоте, срываться на окружающих по мелочам, несмотря на принятое ранее решение (о котором он вообще, возможно, забыл).

Что отличает этих вымышленных персонажей? Почему их результаты оказались совершенно разными при условии, что изначально они хотели одного и того же? Ведь воля, как психическая функция присутствует у любого человека (мы ходим, чистим зубы, работаем), но на деле получается, что «работает» она у всех по-разному.

Отсюда плавно вытекает следующее понятие – сила воли.

Сила воли — что это

«Сила есть, воля есть, а силы воли нет» (из анекдота).

Сила воли – это уровень целенаправленного самоконтроля: чем он выше (уровень), тем активнее человек.

Когда мы принимаем некое решение и начинаем действовать согласно ему, невзирая на препятствия и трудности, можно говорить, что в этот момент наша воля сильна. Но если не удается взять себя за моральный шиворот, проявить усилие и заставить что-либо делать, то силой воли или самоконтролем здесь не пахнет.

Важно понимать, что люди могут по-разному проявлять волю в зависимости от ситуации. Например, человек, который справился со своим гневом, возможно, никак не может бросить курить, хотя хочет этого. А тот, у кого не получается управлять своими эмоциями, встает каждый божий день в 6 утра на часовую пробежку.

Так происходит благодаря понятию мотивации, которое означает заинтересованность в чем-либо. Чем выше мотивация, тем сильнее воля и активнее деятельность человека.

Волевые качества человека

Для более точного понимания, что такое воля, обозначим ее основные признаки, которые также называются волевыми качествами:

  1. Целеустремленность – способность человека ставить перед собой конкретную цель и активно стремиться к ее достижению.
  2. Решительность – незамедлительные, но обдуманные действия, реализующие принятое решение.
  3. Настойчивость – внутреннее качество, которое попутно укрепляет волю. Это следование намеченному плану, несмотря на преграды и поражения.
  4. Самодисциплина – осознанное подчинение установленным требованиям, нормам и правилам.
  5. Самообладание – способность контролировать свои эмоциональные и поведенческие проявления.
  6. Смелость – готовность переступать через страхи, которые часто сопровождают достижение поставленной цели.
  7. Самостоятельность – умение опираться на свои знания, принципы, ценности и нести ответственность за свои действия.

Данные качества присущи преимущественно взрослым, зрелым людям, но не всем. Многие, будучи большими дядями и тетями, продолжают быть по-детски инфантильными: боятся принимать решения, скидывая ответственность за свою жизнь на более сильных, волевых окружающих.

Понятие воли в психологии

Структура волевого акта имеет следующий вид:

  1. Сначала человек испытывает психологический или физический дискомфорт – это является побуждением по отношению к последующему действию (например, появились неприятные ощущения в животе);
  2. Затем происходит осмысление своего дискомфорта (ощущения в животе говорят мне о том, что я голоден) и появление желания (я хочу есть). Но бывает так, что осознания не происходит.
  3. Тогда принято говорить о влечении: человек чего-то хочет, а чего именно не знает. Он начинает искать причину своих ощущений до тех пор, пока влечение не перейдет в статус желания (погладил свой урчащий живот – не помогло, спел ему песню – нет результата, увидел по тв аппетитную курицу – ощущения усилились и пришло осознание голода);
  4. Желание рождает цель (мне нужна еда);
  5. Принятие решения действовать (сходить за продуктами в супермаркет). Если на этом этапе человек имеет два и более желания, то между ними происходит столкновение. В психологии это явление называют борьбой мотивов (я хочу есть, но не хочется идти на улицу из-за сильного дождя);
  6. И вот здесь совершается волевой акт – выбор одного из мотивов (я решаю взять зонт и пойти);
  7. Далее следует внутреннее планирование (в какой магазин я пойду, что куплю) и внешнее исполнение задуманного (одеваюсь и выхожу из квартиры) .

” alt=””>

Как развить силу воли

Воля – это всегда сознательный акт, основным мотивом которого является слово «надо» или «должен».

Худеющая девушка, возможно, не в восторге от строгой диеты и изнуряющих тренировок, но ей надо это делать, чтобы выглядеть хорошо. Студенту сложно вставать рано, чтобы прийти к первой паре, но он должен это делать, иначе не получит заветный диплом. Ребенок не хочет убирать свою комнату, но делает это, чтобы не влетело от родителей.

Отсюда видно, что воля связана отнюдь не с радостными побуждениями, а принуждением себя к какой-либо деятельности, действию или бездействию (иногда не делать что-либо – это тоже проявление воли. Например, не курить).

Так как же слабовольному человеку воспитать в себе это качество, тем более что оно не ассоциируется с отдыхом и расслаблением?

    Буквальное принуждение себя является насилием. Человек не сможет издеваться над собой бесконечно и однажды сдастся, не дойдя до цели. Поэтому первый совет заключается в том, чтобы находить для себя правильную мотивацию.

Ну, например. Мужчина пожилого возраста (старик) будет вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), чтобы поддерживать свое здоровье в норме и, как следствие, прожить дольше.

Такая мотивация не сработает у полного сил юноши, ведь он еще далек от смерти и совсем о ней не думает. Зато он может мотивировать себя заниматься спортом ради женского внимания. Честность с самим собой – залог эффективной мотивации.

” alt=””>
Сила воли взращивается таким качеством, как мужество. Многие решения откладываются людьми из-за страхов (часто нерациональных), неуверенности в своих силах. Смелый человек идет вперед, даже если страшно. Нет людей, которые ничего не боятся. Есть те, кто боится и делает, и те, кто боится и бездействует. Боятся все – помните это.

Смелость и мужество тренируются так: вы должны делать то, чего боитесь. Вместе с этими действиями приходит ощущение «я могу!», повышается самооценка и появляется вера в себя.

  • Сила воли требует постоянных тренировок. Если что-то не получилось один раз, нужно пробовать второй, третий. десятый. Неудача тоже опыт. Необходимо анализировать свои действия, переосмысливать их, менять тактику и стратегию, чаще думать о цели, подниматься и идти дальше.
  • Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Сила воли существует у каждого человека. Просто некоторым людям лень ей пользоваться и они предпочитают «плыть по течению».

    Не надо искать себе оправданий — это и есть сила воли. Не надо откладывать ничего на завтра, делать это с понедельника, после ДР и т.п. Если сразу не делаете — это уже путь в никуда.

    Я бросал курить с помощью силы воли. Просто терпел целый год, пока не перехотелось окончательно. Также худел на 30 кг. Все ели вкусняшки разные, а я терпел. Зато выгляжу нормально теперь.

    Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

    Воля — это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии. Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение — это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

    Что такое воля: определения

    1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
    2. Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний. Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.
    3. Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

    Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля — это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

    Воля и её основные признаки

    1. Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
    2. Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность. Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.
    3. Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю. В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.
    4. Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
    5. Самодисциплина и самостоятельность. Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.

    Виды и характеристика воли

    Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

    1. Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
    2. Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
    3. И заключительный вид — это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.

    Развитие воли в характере человека

    Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

    Ей подвластно проявлять всего две функции:

    • тормозную;
    • побудительную.

    Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее. Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей. Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

    Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества — мала. Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой. Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

    Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

    • избалованность;
    • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

    Характеристики воли

    • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом «надо»;
    • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
    • Осознанная опосредствованность;
    • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

    Воля в структуре характера и её воспитание

    Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания «силы воли».

    Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

    • Самодетерминация (мотивация)

    Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация — это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами. В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель. Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.

    Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

    Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже. Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций. Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

    Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью. А кадемический бакалавриат это читайте у нас на сайте

    Феномен Воли в психологии.

    От автора: Что такое воля, есть ли она вообще. Взгляды ученых.

    У Аристотеля воля выступала как «проблема придания предмету действия побудительной силы, и , тем самым, обеспечения побуждению к действию». То есть, всякое целенаправленное действие, основанное на свободном выборе, приписывалось воле. Исходя из этого, «первой парадигмой, – по словам В.А. Иванникова, – первой реальностью, в рамках которой была поставлена проблем воли, было порождение действия, идущего от него самого». То есть, воля была равнозначна психике человека на уровне сознания и разума – вся психика человека.

    Существует три подхода к изучению воли: мотивационный, свободного выбора и регуляционный.

    Мотивационный подход приписывает воле все, что связано с мотивацией поведения человека.

    Свободного выбора – рассматривает только те ситуации, в которых человек вынужден делать выбор между разными несовместимыми между собой формами поведения. С помощью воли он может осуществить разумный выбор, нередко – вопреки мотивационным побуждениям.

    Регуляционный подход ограничивается проблемой регуляции поведения. Саморегуляция.

    По мнению Е.П. Ильина в истории изучения воли можно выделить 4 исторических этапа.

    Понимание воли как некоторой внутренней силы, которая осуществляет действия на основе доводов разума.

    Возникновение волюнтаризма как идеалистического течения в философии. Волюнтаризм – течение, рассматривающее волю в качестве основного принципа бытия и ставящее ее выше разума.

    Исследование связи волевой регуляции поведения сего мотивацией.

    Рассмотрение воли как механизма предолоения препятствий или трудностей.

    Краткая история научных исследований воли:.

    Античная наука использует волю для объяснения поведения людей.

    В средние века считалось, что полную свободу воли имеет только Бог, человек наделен частичной свободой воли, поэтому, попытки естественно-научного изучения проблемы воли человека – есть изучение самого Бога, а это конщунственно.

    Эпоха Возрождения снимает запрет на научное исследование воли. Р.Декарт в своих материалистических и механистически ориентированных трудах «лишил» всех животных не только воли, но и разума, а также души, отдав все это человеку. Тем не менее, непосредственным изучением воли никто не занимался, использовали волю для объяснения высших форм поведения человека.

    Повышенное внимание к проблеме воли – вторая половина 19 века после публикации Ч.Дарвина. Постановка проблемы воли стала следующая: «Чем волевое поведение отличается от низших форм поведения, волей не регулируемых?» Однако, не произошло активизации естественно-научных исследований воли.

    Т. Рибо, под впечатлением от теории Ч.Дарвина, ставит вопрос в отношении воли: Какие свойства живой материи предшествовали появлению воли у человека. Аналогичное предположение относительно психики вынужден был сделать А.Н. Леонтьев, являющийся материалистом. Он допускал существование у живой материи такого свойства, как раздражимость, предшествующее появлению психики в форме чувствительности.

    В начале ХХ века возникли такие естественно-научные направления, как бихевиоризм, рефлексология В.М. Бехтерева, физиология ВНД И.П. Павлова. Понятие воли перестало использоваться в трудах этих ученых. ( Эта же участь постигла психологию мотивации)

    Естественно-научный взгляд на поведение человека нашел отражение в бихевиоризме, психоанализе. В нашей стране ученые боялись быть обвиненными в идеализме и волюнтаризме, поэтому, также избегали термина «воля»

    Не удалось исключить понятие воли по следующим причинам:

    Исключение воли из объяснения поведения человнка лишало воли вождей коммунизма.

    Исключение воли должно было привести к исключению разума и сознания. (Разум+сознание+воля)

    В наши дни произошел компромисс: У человека имеются виды поведения, не регулируемые сознанием и волей. То есть, рефлексивные и инстинктивные.

    Высшие формы поведение идеалисты объясняют волей, материалисты объяснить затрудняются.

    Реже ссылаются на понятие воли ученые, ориентированные на естественно-научную парадигму. Однако, там, где невозможно отыскать естественно-научного или материалистического объяснения психики и поведения, ученые ссылаются на феномен воли. Аристотель наделил человека разумом, сознанием и волей. Эти три феномена выступают в идеалистической концепции вместе.

    В наши дни проблема изучения воли остается на уровне 17 столетия. Поскольку,

    Воля – чисто феноменальное, идеальное и субъективное явление, не имеющая никаких внешних, объективных проявлений или физиологических признаков, по которым ее можно было бы изучать и оценивать.

    Анатомо-физиологические коррелятны воли неизвестны. Если остальным психическим функциям соответствуют определенные поля коры головного мозга, то в случае воли такого не наблюдается.

    Воля по-прежнему продолжает изучаться не прямо, а косвенно. Через другие психологические и поведенческие явления: действия, мотивы, поступки. Не существует тестов для изучения воли.

    Нет удовлетворительного научного определения воли. ЕЕ сущностное определение подменяется характеристикой феноменов, с которыми она связана.

    Тем не менее, воля до сих пор –одно из основных понятий, которое используется для объяснения наиболее сложных видов поведения человека.

    Поэтому, в середине ХХ века повторно была признана значимость воли человека в объяснении его поведения. Этому в немалой степени способствовало появление таких направлений психологии как гуманистическая и экзистенциальная психология.

    К собственным, в том числе естественно-научным исследованиям воли ученые приступили только в ХХ веке.

    Разделение ученых на материалистов и идеалистов произошло еще в древности.

    – воля не существует как особая , независимая от материи сила.

    – волей обладают не только люди, но и животные

    – воля человека сама по себе не свободна, а зависит от материальных процессов и явлений, в том числе от процессов в обществе, природе, мозге человека.

    Материалисты: Спиноза, Фейербах

    – воля – это нематериальная по природе сила.

    – волей обладает только человек

    – воля человека абсолютно свободна, на высших уровнях материи, как идеальное, она способна управлять материальным. Например, происходящими в теле человека физиологическими процессами.

    Идеалисты: Эпикур, Платон, Блаженный Августин, Шопенгауэр.

    Компромиссная позиция у Аристотеля, Канта, Гегеля.

    Свободу воли утверждает филосовское учение экзистенциолизм. Аргумены:

    Одни и те же действия могут быть регулируемые волей и не регулируемые ей. (качнуть головой)

    Мышление и принятие сознательных решений нельзя объяснить в терминах стимулов и реакций.

    Процесс создания и разнообразие продуктов человеческой деятельности определяется волей человека.

    Свобода воли проявляется в выборе человеком одного поступка из множества.

    Если не человек, а что-то другое управляет психикой человека, у этого «другого» должна быть свобода воли.

    Материалисты отрицают свободу воли, и, в случаях ее признания, представляли ее зависимой от происходящих в мозге человека явлений и явлений в окружающей среде. Аргументы:

    Все без исключения психические процессы происходят в мозге. Если воля независима от мозговых процессов, как может существовать психическое явление вне мозга?

    Некоторые явления (например, обучение), бихевиористы объясняли без помощи воли. Следовательно, ы просто не знаем, как устроен наш организм, поскольку не можем пока объяснить другие процессы, не обращаясь к воле.

    Появилось естественно-научное объяснение тех же процессов и идей, которые ранее объяснялись с филосовских позиций с применением термина «воля». Когда-нибудь настанет такое время, когда ВСЕ процессы получат естественно-научное объяснение.

    Компромиссная точка зрения. Аргументы:

    Свобода воли существует, но она является не абсолютной, а относительной. Без соответствующего материального начала свобода воли не может существовать и проявляться. В здоровом теле воля может проявляться относительно независимо от происходящих в нем процессов.

    Существование уровней функционирования сознания допускает наличие различных уровней волевой регуляции психики.

    В бихевиоризме воля не признается, в психоанализе воля признается частично, в гуманистической и экзистенциальной – признается полностью. В когнитивной психологии ученые занимаются изучением познавательных процессов, феномен воли остается за рамками их исследований или в качестве объяснительного понятия. Проблеме воли, после ее забвения и актуализации в настоящее время, предстоит стать предметом глубоких исследований. Несмотря на то, что проблемой воли занимаются только гуманистические и экзистенциальные психологи.

    [/url]Волевое действие и его структура.

    Среди отечественных ученых проблемой воли занимается В.А. Иванников. Он дает следующее определение волевого действия:

    Это действие, сознательно принятое к осуществлению по собственному решению человека на основе внешней или внутренней необходимости… через дополнительно созданное побуждение к нему.

    Дополнение к определению: волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации. (когда человек намеренно и осознанно создает дополнительное побуждение к действию через изменение его смысла).

    Волевое действие выступает как «единица» процесса волевой регуляции поведения. На примере волевого действия можно косвенно изучать волю.

    Есть опросник, но сейчас не помню ни автора ни исходных данных, а искать в лом.
    И у М.Люшера диагностируется три параметра воли – воля, как свобода (проецируетсяна желтый), “сила воли” (проецируется на люшеровский красный – красный в смеси с желтым) и “гибкость воли” (проецируется на зеленый – желтый в смеси с синим).

    Если рассматривать волю, как свободу (инстинкт свободы) – то волей обладают и животные (поскольку инстинкт свободы есть).
    Если рассматривать волю в связи с сознательным действием, то вопрос воли у животных упирается в вопрос наличия сознания у животных. А здесь – реальность психологии очень отличается от формальности в психологии.
    Реально – есть у животных и сознание и воля. А формально – ни того ни другого.

    Спасибо за такую подробную статью по воле. Прочитал с интересом.

    отшельник склоне к аскезам. аскеза как ограничение это содержание воли человека
    но не воля сама по себе.
    мы живем в энерго информационном пространстве.
    Воля-это информация ..форма
    энергия-содержание формы-сила воли.
    Ирина а как ты понимаешь фразу “На всё воля божья”?

    Отшельник – это в моем понимании вовсе не про аскезу. Отшельник имеется ввиду не божий человек, а . Юнг в свонм сне, когда он идет по болоту и несет свечу. Вот такая аллюзия.

    Про “на все воля божья”))) ой, не искушай. я не религиозна, сказать откровенно. Точнее, не сильна в толкованиях христианских мифологем социально желательным способом.

    Это может быть про фатализм? Что, дескать, не трепыхайся, все уже “украдено до нас”?
    Или про то, что “бог в моем сердце” и поэтому мои истинные желания в приортиете? Только я о них не знаю?

    Я не понимаю этой фразы, я так думаю. Объясни мне ее, пожалуйста)

    Вот я писала что я думаю об ограничении. Копирую сюда.

    И, таким образом, ограничиваем себя выбранным ранее решением.
    Выбор, скажем, профессии, на начальном этапе подразумевает проявление своей свободной воли, и, человек радуется реализации собственной цели. Ограничением в данном случае будет отказ от изучения остального множества дисциплин.

    Выбрав психологию или математику, «за кадром» останутся физика, история, право и так далее. Требуется ограничить себя с помощью дисциплины, чтобы выдержать экзамен, чтобы изучать свою профессию с тем, чтобы не только самому обогатиться ею, но и обогатить собой профессию.

    В какой-то мере это противостояние свободы и ограничения напоминает вечную борьбу добра и зла. В примитивном понимании, добро — это нечто созидательное, а зло — нечто разрушительное. Понимая эти концепты именно так, мы забываем, что разрушение с помощью химиотерапии раковых клеток, мы называем все-таки добром, а созидание террористических организаций или разрастание опухоли — злом.

    Я полагаю, вслед за Юнгом, что есть две полярности у каждого явления. И следует стараться видеть не «свет и тьму» в отдельности, а эти два качества одновременно. Воля — качество расширяющее и ограничивающее одновременно, в зависимости от ситуации.

    Выбор из множества вариантов предполагает неограниченные возможности, «вольную волю». Постоянный же отказ от применения себя в других аспектах жизни, кроме выбранного — это проявление дисциплины самоограничения. Сознательно выбранное, заметим.

    Таким образом, «цепи» не рабские, но самодисциплины, не есть какое-то зло. Без этого мир превратился бы в хаос, поскольку именно там,в хаосе нет возможности к различению и все является всем. Отсутствуют границы. Границы личности в том числе. Выстраивать свои психологические границы — работа. Работа, связанная с ограничениями в первую очередь. Учимся говорить «нет» – вот первый совет специалистов для практики укрепления своих границ, не правда ли?
    Любое самоограничение мы характеризуем как волевое действие. Отказ от курения, алкоголя, отказ Будды от царства, и так далее. Даже сесть на диету — и то сила воли нужна, правда? Чтобы ограничить себя в еде.

    Все зло ограничения, наверное, воплощает Василиск. Идея ограничения там доведена до предела. Он сковывает своим взглядом свои жертвы, ограничивая их волю, возможность двигаться, ограничивая в целом и время их жизни. Он убивает взглядом.

    Однако, по легенде, есть зверек по имени ласка, который может справится с Василиском, одолеть его, пожевав листья руты — растения, в общем, схожего по свойствам с самим Василиском, если можно провести такую параллель. Рута — старинное абортивное средство, также несущее смерть, а также имеющее стрекательные клетки, наподобие крапивы, оставляющее химические ожоги. Ласка становилась неуязвимой для взгляда пернатого змея -хищника, и могла поразить его, поскольку оружие противника -только взгляд.

    Василиск убивает страхом. И не отсюда ли выражение о том, что «у страха глаза велики»? Справившись со страхом, можно одолеть чудовище. Перестать бояться смерти или перестать бояться обжечься, приняв неверное решение — вот путь освобождения собственной воли из каменных оков страха. Поэтому и страх, как категории «добра и зла», и «воли и неволи» может или сковать нас намертво, лишить самой жизни, обрекая лишь на существование, на самом дне своего ада, и в то же время побудить к развитию.

    Последовательность постановки и дифференциации звуков

    С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Бесплатные занятия с логопедом

    Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.

    С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции может быть различным. Различны и причины одинаковых, на первый взгляд, нарушений дикции. В связи с этим важное значение в коррекционно-логопедической работе отводится:

    • определению причины отклонений;
    • выявлению неправильно произносимых звуков;
    • разработке индивидуальной коррекционной траектории;
    • исправлению нарушений.

    Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.

    Последовательность постановки звуков

    Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных. Последовательность постановки звуков можно отразить в виде схемы:

    свистящие — шипящие — сонорные — йотированные

    Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.

    Подготовительный этап

    Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.

    Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.

    Этап постановки

    Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.

    Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.

    В основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции. Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка.

    Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения

    Способы постановки
    1. По подражанию. Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений.
    2. Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами или специально подготовленными подручными средствами.
    3. Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.

    Этап автоматизации

    К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.

    Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.

    На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.

    Этап дифференциации

    Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту.

    На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.

    Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.

    Автоматизация и дифференциация

    Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

    Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

    С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

    У детей с нарушениями звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.

    Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения , способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.

    Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

    Прежде всего проводится включение звука в слоги.

    Слог — более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию: сначала слогов без стечений , затем — со стечением согласных .

    Например, при автоматизации звука «С» предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, ас, ус, ыс, ос, эс, выс, сол, — вост, оск и др.

    Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са — сад).

    На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова , затем слов, в которых звук — в конце и середине слова.

    Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных.

    На следующем этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи .

    Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения , самостоятельного называния слов по картинке, придумывание слов с данным звуком .

    Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу.

    Дифференциация проходит в том случае, если поставленный звук смешивается с другими.

    Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

    Ребенку предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребенок смешивает в своем произношении.

    Узнав предъявляемое слово, ребенок называет звук , услышанный в нем, и воспроизводит его в том же слове.

    Предлагаются задания на повторение слогов , например, при дифференциации [с] – [з]: са -за- са, за — са — са и т.д.

    Детям предлагаются слова и асемантичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо — кольсо, ластощка — ласточка и т.д.). На классификацию слов: отобрать картинки , в названии которых содержится звук [с], потом отобрать те, в которых есть звук [ш]; разложить картинки по группам : слева картинки за звуком [с], а справа — [ш].

    С детьми школьного возраста используется письменная речь: чтение слов с дифференцируемыми звуками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение анализа (предшествующего или сопутствующего записи).

    При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков.

    Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

    Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч- щ.

    Работа проводится по: уточнению артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделению звука на фоне слога, слова , определению места отрабатываемого звука.

    Литература:

    Игры:

    • «Здравствуй пальчик»
      Цель:
      развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания. Задание хорошо использовать для дифференциации смешиваемых звуков.
      Условияигры. Предлагаем ребенку соединять пальчики правой руки, произнося слоги с согласным «Ш», а левой руки, с согласным «С». Усложняется работа, когда взрослый даёт слоги в разнобой.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: