Подъязычная уздечка – влияние на произносительную часть речи

Влияние подъязычной уздечки на произносительную часть речи

В своей статье автор разъясняет понятия «уздечка верхней губы», «уздечка нижней губы», «уздечка языка». Говорит о нормах и отклонениях развития данных элементов артикуляции. Рассказывает о непосредственном влиянии отклонений на состояние речи в целом. А также о последствиях отсутствия своевременной помощи либо о некорректно проведенной работе. Данная статья будет полезна родителям, логопедам, дефектологам и педагогам.

Влияние подъязычной уздечки на произносительную часть речи.

Речь – это один из видов психологической деятельности, влияющей на формирование интеллекта человека.

Существует три критических периода.

  1. Первый (до 2 лет) — формирование предпосылок речи, основ коммуникативного поведения.
  2. Второй (2,5 -3 года) — переход от ситуационной речи к контекстной.
  3. Третий — (6-7 лет) начало развития письменной речи.

Влияние неблагоприятных средовых и наследственных факторов (острые и хронические заболевания ребёнка, поражения ЦНС, аномалии артикуляторов, недостаточная социализация и т.д.) могут приводить к нарушениям речевого развития.

Одной из наиболее часто встречающихся аномалий органов полости рта является анкилоглоссия.

Ankyloglossia – аномалия развития: укорочение уздечки языка от Ankilos – (греч., кривой, изогнутый) составная часть сложных слов, означающая:

1) «изогнутость», крючкообразная форма,

2) «тугоподвижность или сращение частей» и Glossa – (греч.) – язык (энциклопедический словарь медицинских терминов 1982).

По некоторым данным, короткая уздечка языка диагностируется у мальчиков чаще, чем у девочек. В основном короткая уздечка языка передается по наследству, однако, существуют сведения о внутриутробной травматизации уздечки языка (при сосании пальца).

Говоря о функциях подъязычной уздечки, мы не можем не упомянуть о других уздечках, находящимся в полости рта.

Уздечка верхней губы напоминает по форме треугольник. В норме нижний край соединения должен находиться на несколько миллиметров выше основания десневого сосочка. Если же крепление расположено низко, почти на стыке резцов, возникают проблемы. Нередко рот бывает приоткрыт: губы не могут сомкнуться. Личико ребенка приобретает «беличье» выражение. Кроме того, короткая и плотная уздечка у ребенка верхней губы не дает сомкнуться растущим верхним резцам. Возникает щель (диастема).

Многих волнует именно косметическая функция уздечки, родители стремятся избавить дитя от щербинки и просят стоматолога подрезать ее. Стоит отметить, что подобная операция крайне не желательна при наличии у ребенка молочных зубов. Однако, стоит сделать снимок верхних зубов и совместно с врачом-ортодонтом сделать выводы о дальнейших действиях. В случае, если операция была совершена при молочном прикусе, необходимо знать о вероятных последствиях. Кроме того, что постоянные зубы будут расти криво, в случае, если операцию на верхней уздечке провели преждевременно, верхняя челюстная дуга может быть сформирована узкой, а это грозит прогенией (дефект прикуса, когда нижняя челюсть выдвинута вперед, верхняя же челюсть мала или недоразвита, а при смыкании челюстей нижние зубы перекрывают верхние).

Также могут возникнуть дефекты при произношении всех свистящих звуков, шипящих звуков и, конечно же, звуков [Л’], [Л], [Р’], [Р].

Причиной речевых нарушений может быть такой врожденный дефект, как приросшая уздечка языка или верхней губы. И порой, эта патология приводит к очень трагичным последствиям. Но своевременное предупреждение, обнаружение и реабилитация помогут устранить возможные неприятности.

Круговая мышца верхней губы соединяется с верхней челюстью в средней ее части уздечкой, по этому она так развита и активно участвует в процессе звукообразования. Так же как и другие уздечки она может быть укорочена, полностью приросшей и тд. От этого и зависит качество речи.

Как же проверить, хорошо ли сформирована уздечка? Достаточно приподнять к носу верхнюю губу, в случае, если ощущается препятствие, нарушающее подвижность верхней губы, мы можем говорить о патологии уздечки верхней губы.

Уздечка нижней губы

Уздечки нижней губы может и не быть или она может быть раздвоенной. Для того чтобы диагностировать короткую уздечку на нижней губе, необходимо оттянуть нижнюю губу. При этом становиться заметной сама уздечка, которая идет от середины альвеолярного отростка нижней челюсти, вплетаясь ниже области нижних резцов, и прикрепляясь к нижней губе.

В нормальных условиях, уздечка должна быть тонкая и практически не заметная, кроме того она должна быть на одном уровне с центральной линией. В случае если у малыша уздечка толстая, короткая и прикрепляется у основания нижних резцов – уздечка короткая.

Уздечка языка

Вот мы и подошли к наиболее интересующему большинство родителей вопросу. Что же представляет собой уздечка языка? Это слизистая пленка, идущая по средней линии нижней части языка и соединяющую его с мышцами, которые поднимают его вверх. Чтобы увидеть уздечку языка, достаточно поднять его вверх. Если язык при подъеме может свободно достать угол верхней губы, а вся поверхность языка свободно присасывается к твердому небу, не нарушая носового дыхания, уздечка в норме.

Читайте также:
Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп

В случае, если движения языка ограниченны — уздечка укорочена. При полном нарушении подвижности мышц языка можно говорить о приросшей уздечке. Ребенку с патологией уздечки языка тяжело пережевывать твердую пищу (яблоко, морковь, мясо).

Существует 3 степени ограничения подвижности языка:

  1. Легкая — длина более 15 мм, сочетается с наличием относительных признаков и сопровождающаяся нарушением звукопроизношения. Может корректироваться логопедом.
  2. Средняя — до 15 мм., абсолютные признаки и/или относительные признаки. Хирургическая коррекция и/или речевая терапия.
  3. Тяжелая — 5-10 мм и абсолютные признаки. Только хирургическая коррекция и обязательная речевая терапия.

Если уздечка языка тугоподвижна, могут формироваться аномалии прикуса, в период молочных зубов это разворот центральных нижних резцов в язычную сторону.

Язык – основной артикулятор, обеспечивающий функцию речи. Следует отметить, что патология уздечки языка не может влиять на формирование речи в целом, а лишь на образование некоторых звуков.

Показания к хирургическому лечению совместно определяют стоматолог, логопед-дефектолог при невозможности «растянуть» уздечку языка при помощи логопедического массажа и неэффективности логотерапии. При этом необходимо чётко дифференцировать виды нарушений речи, т.к. хирургическое лечение анкилоглоссии при ОНР, дизартрии, задержке психо-моторного развития может значительно усугубить имеющуюся патологию.

Проводить операцию при короткой уздечке языка с целью профилактики возможных речевых нарушений, особенно в раннем возрасте считаем нецелесообразной. В пользу упражнений для растяжения говорит то, что после операции на уздечке остается рубец, который так же будет сокращать ее подвижность. Кроме того, прооперированный ребенок будет долго опасаться делать артикуляционные движения. «Растягивание» уздечки может занять около трех месяцев.

Следует отметить, что при средней и тяжелой степени подвижности языка длительное «растягивание» уздечки может привести к нарушению прикуса.

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление/ С.Е. Большакова – М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2002.
  2. Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова– М: Просвещение, 1989, 528с

Влияние подъязычной уздечки на произносительную часть речи
консультация на тему

Если у ребенка короткая уздечка – это ещё не повод ее подрезать.
Достаточно регулярно растягивать ее специальными упражнениями. Помните,
чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного
результата. Чем старше ребенок, тем сложнее растянуть подъязычную
уздечку, растягивание наиболее успешно до 5 лет. Успехов Вам и Вашим
детишкам.

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_podyazychnoy_uzdechki_na_proiznositelnuyu_chast_rechi_opublikovano.docx 18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние подъязычной уздечки на произносительную часть речи

Развитие и коррекция речи с опытными дефектологами! Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом. В своей статье автор разъясняет понятия «уздечка верхней губы», «уздечка нижней губы», «уздечка языка». Говорит о нормах и отклонениях развития данных элементов артикуляции. Рассказывает о непосредственном влиянии отклонений на состояние речи в целом. А также о последствиях отсутствия своевременной помощи либо о некорректно проведенной работе. Данная статья будет полезна родителям, логопедам, дефектологам и педагогам. Влияние подъязычной уздечки на произносительную часть речи. Речь – это один из видов психологической деятельности, влияющей на формирование интеллекта человека. Существует три критических периода. Первый (до 2 лет) — формирование предпосылок речи, основ коммуникативного поведения. Второй (2,5 -3 года) — переход от ситуационной речи к контекстной. Третий — (6-7 лет) начало развития письменной речи. Влияние неблагоприятных средовых и наследственных факторов (острые и хронические заболевания ребёнка, поражения ЦНС, аномалии артикуляторов, недостаточная социализация и т.д.) могут приводить к нарушениям речевого развития. Одной из наиболее часто встречающихся аномалий органов полости рта является анкилоглоссия. Ankyloglossia – аномалия развития: укорочение уздечки языка от Ankilos – (греч., кривой, изогнутый) составная часть сложных слов, означающая: 1) «изогнутость», крючкообразная форма, 2) «тугоподвижность или сращение частей» и Glossa – (греч.) – язык (энциклопедический словарь медицинских терминов 1982). По некоторым данным, короткая уздечка языка диагностируется у мальчиков чаще, чем у девочек. В основном короткая уздечка языка передается по наследству, однако, существуют сведения о внутриутробной травматизации уздечки языка (при сосании пальца). Говоря о функциях подъязычной уздечки, мы не можем не упомянуть о других уздечках, находящимся в полости рта. Уздечка верхней губы напоминает по форме треугольник.

В норме нижний край соединения должен находиться на несколько миллиметров выше основания десневого сосочка. Если же крепление расположено низко, почти на стыке резцов, возникают проблемы. Нередко рот бывает приоткрыт: губы не могут сомкнуться. Личико ребенка приобретает «беличье» выражение. Кроме того, короткая и плотная уздечка у ребенка верхней губы не дает сомкнуться растущим верхним резцам. Возникает щель (диастема). Многих волнует именно косметическая функция уздечки, родители стремятся избавить дитя от щербинки и просят стоматолога подрезать ее. Стоит отметить, что подобная операция крайне не желательна при наличии у ребенка молочных зубов. Однако, стоит сделать снимок верхних зубов и совместно с врачом-ортодонтом сделать выводы о дальнейших действиях. В случае, если операция была совершена при молочном прикусе, необходимо знать о вероятных последствиях. Кроме того, что постоянные зубы будут расти криво, в случае, если операцию на верхней уздечке провели преждевременно, верхняя челюстная дуга может быть сформирована узкой, а это грозит прогенией (дефект прикуса, когда нижняя челюсть выдвинута вперед, верхняя же челюсть мала или недоразвита, а при смыкании челюстей нижние зубы перекрывают верхние). Также могут возникнуть дефекты при произношении всех свистящих звуков, шипящих звуков и, конечно же, звуков [Л’], [Л], [Р’], [Р]. Причиной речевых нарушений может быть такой врожденный дефект, как приросшая уздечка языка или верхней губы. И порой, эта патология приводит к очень трагичным последствиям. Но своевременное предупреждение, обнаружение и реабилитация помогут устранить возможные неприятности. Круговая мышца верхней губы соединяется с верхней челюстью в средней ее части уздечкой, по этому она так развита и активно участвует в процессе звукообразования. Так же как и другие уздечки она может быть укорочена, полностью приросшей и тд. От этого и зависит качество речи. Как же проверить, хорошо ли сформирована уздечка? Достаточно приподнять к носу верхнюю губу, в случае, если ощущается препятствие, нарушающее подвижность верхней губы, мы можем говорить о патологии уздечки верхней губы. Уздечка нижней губы Уздечки нижней губы может и не быть или она может быть раздвоенной. Для того чтобы диагностировать короткую уздечку на нижней губе, необходимо оттянуть нижнюю губу. При этом становиться заметной сама уздечка, которая идет от середины альвеолярного отростка нижней челюсти, вплетаясь ниже области нижних резцов, и прикрепляясь к нижней губе. В нормальных условиях, уздечка должна быть тонкая и практически не заметная, кроме того она должна быть на одном уровне с центральной линией. В случае если у малыша уздечка толстая, короткая и прикрепляется у основания нижних резцов – уздечка короткая. Уздечка языка Вот мы и подошли к наиболее интересующему большинство родителей вопросу. Что же представляет собой уздечка языка? Это слизистая пленка, идущая по средней линии нижней части языка и соединяющую его с мышцами, которые поднимают его вверх. Чтобы увидеть уздечку языка, достаточно поднять его вверх. Если язык при подъеме может свободно достать угол верхней губы, а вся поверхность языка свободно присасывается к твердому небу, не нарушая носового дыхания, уздечка в норме. В случае, если движения языка ограниченны — уздечка укорочена. При полном нарушении подвижности мышц языка можно говорить о приросшей уздечке. Ребенку с патологией уздечки языка тяжело пережевывать твердую пищу (яблоко, морковь, мясо). Существует 3 степени ограничения подвижности языка: Легкая — длина более 15 мм, сочетается с наличием относительных признаков и сопровождающаяся нарушением звукопроизношения. Может корректироваться логопедом. Средняя — до 15 мм., абсолютные признаки и/или относительные признаки. Хирургическая коррекция и/или речевая терапия. Тяжелая — 5-10 мм и абсолютные признаки. Только хирургическая коррекция и обязательная речевая терапия. Если уздечка языка тугоподвижна, могут формироваться аномалии прикуса, в период молочных зубов это разворот центральных нижних резцов в язычную сторону. Язык – основной артикулятор, обеспечивающий функцию речи. Следует отметить, что патология уздечки языка не может влиять на формирование речи в целом, а лишь на образование некоторых звуков. Показания к хирургическому лечению совместно определяют стоматолог, логопед-дефектолог при невозможности «растянуть» уздечку языка при помощи логопедического массажа и неэффективности логотерапии. При этом необходимо чётко дифференцировать виды нарушений речи, т.к. хирургическое лечение анкилоглоссии при ОНР, дизартрии, задержке психо-моторного развития может значительно усугубить имеющуюся патологию. Проводить операцию при короткой уздечке языка с целью профилактики возможных речевых нарушений, особенно в раннем возрасте считаем нецелесообразной. В пользу упражнений для растяжения говорит то, что после операции на уздечке остается рубец, который так же будет сокращать ее подвижность. Кроме того, прооперированный ребенок будет долго опасаться делать артикуляционные движения. «Растягивание» уздечки может занять около трех месяцев. Следует отметить, что при средней и тяжелой степени подвижности языка длительное «растягивание» уздечки может привести к нарушению прикуса.

Литература: Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление/ С.Е. Большакова – М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2002. Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова– М: Просвещение, 1989,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?

Эта презентация для родителей, которые хотели бы узнать как определить у ребенка достаточной ли длины его подъязычная уздечка; что делать, если уздечка короткая; подрезать ее или нет? В презентации пр.

Упражнения для развития подъязычной уздечки.

Упражнения для развития подъязычной уздечкиПодъязычная уздечка – мышечное образование под языком. В норме ее длина – 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Нарушается произношение .

Артикуляционные упражнения на растяжение подъязычной уздечки

Артикуляционные упражненияна растяжение подъязычной уздечки.

Как растянуть подъязычную уздечку

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка? Действительно, у разных .

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА: ПОДРЕЗАТЬ ИЛИ РАСТЯГИВАТЬ?

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА: ПОДРЕЗАТЬ ИЛИ РАСТЯГИВАТЬ?Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.Как определить, достаточной ли длины подъязычн.

Подъязычная уздечка.

Подрезать или нет.

Выступление на педагогическом совете «Влияние короткой подъязычной уздечки и аномалий прикуса на развитие речи детей дошкольного возраста».

Процесс овладения речью очень сложен и многогранен, поэтому, ребенок не всегда может справиться самостоятельно с освоением правильных артикуляций основных звуков. Это происходит в силу различных.

Консультация учителя-логопеда «Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

евгения ковалевская
Консультация учителя-логопеда «Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

“Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?”

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

У разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины.

Попросите ребенка поднять язык вверх к твердому небу. При нормальной подъязычной уздечки ребенок свободно поднимает язык к твердому небу. При короткой подъязычной уздечке ребенок не может вытянуть язык вперед и поднять язык вверх, к твердому небу. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите: как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше. Другой причиной того, что ребенок не может поднять язык вверх, является то, что мышцы языка у ребенка недостаточно сильные и малоподвижные. Тогда вы увидите, как он не справляется именно мышцами, тогда язык дрожит, отклоняется в сторону, дергается, опускаются вниз.

В норме: в 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8мм. Средняя длина уздечки 1,5 см.

Чем это грозит?

Короткая подъязычная уздечка:

– может вызывать затруднение движения языка, так как не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые “верхние звуки”, т. е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь

– может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.

– может быть и причиной нарушения звукопроизношения

– в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т. е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.

Что делать?

1. Оперативное вмешательство

2. Растяжение подъязычной уздечки

Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм, то лучше ее растягивать, чем оперировать, так как эта процедура в некоторой степени болезненна и неприятна для малыша!

Веские показания к подрезанию подъязычной уздечки:

1. Короткую уздечку языка лучше подрезать в раннем возрасте до года.

Показание к проведению операции, если ребенок при кормлении:

• ребенок плохо сосет грудь из-за того, что укороченная уздечка мешает плотно обхватить сосок матери.

• при сосании чмокает и плачет.

2. В более старшем возрасте показанием является, когда из-за укороченной уздечки у ребенка смещается зубной ряд и формируется неправильный прикус.

3. Трудности произношения звуков, только в отдельных случаях требует оперативного вмешательства. В 90% случаев при нарушении 1-4 звуков короткая уздечка языка легко растягивается при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Методы и приемы для того что бы растянуть подъязычную связку (уздечку).

МЕХАНИЗМ УПРАЖНЕНИЙ по растягиванию уздечки: так как это складка (по типу мычешной, слизистая складка, то есть возможность аккуратно и немного исправить исходное состояние уздечки, упражнения дают языку возможность подниматься вверх, тем самым постепенно мышца вытягивается (она достаточно эластична, данные упражнения нельзя выполнять рывками, очень плавно и медленно.

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Рекомендуется начинать растягивать уздечку еще в раннем возрасте. Всем детям рекомендуется выполнять гимнастику для язычка – это поможет избежать массу проблем в 5-7 лет (речь о произношении).

Перед тем, как начинать делать упражнения по растягиванию подъязычной уздечки необходимо посетить логопеда, чтобы тот показал Вам, как они делаются правильно! Ваши неумелые движения могут привести к разрыву уздечки – а это ужасно неприятно раз, и узелок потом два.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка:

1) «Оближи блюдце».

Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце, намазанное вареньем или чем то другим.

Можно тянуться языком за ложечкой.

Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

11) Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

– Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу – вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

– Крот стережет норку.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Давай поговорим» Давай поговорим… Уважаемые родители, не забывайте, что дети чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации.

Консультация учителя-логопеда для родителей на собрании Добрый вечер, уважаемые родители. Меня зовут Брызгалова Екатерина Александровна. Я учитель-логопед. На сегоднешнем собрании в кратце хотелось.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами.

Консультация на РМО учителей-логопедов «ИКТ в работе учителя-логопеда» Мы живем в такое время, что компьютеры, уже заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, и быстро проникли не только в дома,.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе» Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие.

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога» Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения.

Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Логопедическая работа с детьми Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Чтобы найти подъязычную уздечку, нужно открыть рот, поднять язык вверх и обнаружить.

«Применение Су-джок терапии в коррекционной деятельности учителя-логопеда». Консультация для педагогов Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность ребёнка к школе» на родительском собрании в подготовительной группе Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности.

Консультация «Взаимосвязь учителя-логопеда и семьи» Взаимосвязь учителя-логопеда и семьи. Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью.

Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?

К сожалению, даже не посвященные в медицинские тонкости родители знакомы с мнением, что короткая уздечка языка у ребенка — это причина логопедических проблем. Почему «к сожалению»? Потому что именно незнание материала приводит к однозначному решению — уздечку надо подрезать!

Помните, в фильме «Покровские ворота» характерную женщину-хирурга с ее знаменитой фразой «Резать. не дожидаясь перитонита»? Так вот и с бедной уздечкой часто происходит то же самое. Однако, как показывает опыт, не всегда существует лишь один-единственный выход. Далеко не каждый случай так называемой «короткой уздечки» требует радикальных мер.

Что такое короткая уздечка языка

Уздечкой называется тонкая перегородка, соединяющая язык и нижнюю полость рта. В норме уздечка довольна эластична, хорошо тянется и прикрепляется к языку в средней его части.

Аномальным строением может являться расположение уздечки ближе к краю языка или совсем на его кончике. Кроме того, возможно значительное снижение его эластичности, то есть способности растягиваться.

Так что на самом деле понятие «короткая уздечка» не совсем корректно. Поэтому однозначного решения в данном вопросе нет.

Чем мешает неправильное строение уздечки языка

У младенцев аномальное строение уздечки может вызывать сложности с сосанием. В таком случае проблема решается еще в роддоме подрезанием. Если же малыш все же способен нормально кушать, врачи стараются оставить ситуацию в покое, давая, что называется, время на вырост. И действительно, во многих случаях вместе с ростом челюсти постепенно растягивается и принимает нормальную форму уздечка.

У детей более старшего возраста короткая подъязычная уздечка создает некоторые логопедические сложности:

  • Возникают сложности с произношением шипящих звуков.
  • Не дается правильное воспроизведение сонорных.

Для произнесения так называемых верхнеязычных звуков необходимо поднять кончик языка кверху. Недостаточно эластичная уздечка мешает это сделать.

Однако очень важно понимать, что она «отвечает» далеко не за все речевые проблемы. Так что если у ребенка присутствует задержка речевого развития, «путаются» в речи слоги и звуки, ограничен словарный запас или другие проблемы, короткая уздечка здесь совсем ни при чем. Логопед предложить эффективные способы коррекции.

Как проверить, короткая ли уздечка у ребенка

Наличие сложностей с уздечкой можно легко определить самостоятельно:

  1. Немного приоткрыть рот и поместить кончик языка в область за верхними зубами. В таком положении хорошо видно место прикрепления уздечки. Если она не там, «где нужно», язык трудно поднимать вверх.
  2. Вытянуть язык вперед. Короткая уздечка не дает это сделать, кроме того кончик языка визуально выглядит раздвоенным
  3. Открыть рот и попробовать коснуться языком верхней губы, облизать ее. Сложности с уздечкой делают это движение трудновыполнимым.

Обратите внимание: иногда ребенок не может справиться с данными упражнениями не из-за того, что с уздечкой что-то не то. Причиной могут оказаться слабые мышцы артикуляционного аппарата. Возьмите чистый носовой платок и попробуйте помочь языку. Если при движении чувствуется сопротивление, значит дело все-таки в подъязычной уздечке.

К кому обращаться за помощью

В зависимости от сложности ситуации с проблемой помогут справиться стоматолог-ортодонт или логопед. В любом случае имеет смысл сначала получить консультацию, чтобы определиться, какой способ исправления необходим ребенку.

Стоматолог аккуратно подрежет уздечку, избавляя ребенка от неудобства одним движением руки. Однако в последнее время врачи все же рекомендуют оставлять хирургическое вмешательство на самый крайний случай. Опытный логопед предложит комплекс упражнений и массаж для растягивания уздечки.

Специалисты утверждают, что существует не так много ситуаций, когда подъязычная уздечка оказывается абсолютно не способной к растяжению. Практически во всех случаях консервативный подход достигает результата.

Оценить плюсы и минусы разных подходов родители могут самостоятельно.

Хирургический метод:

  • Быстрое, радикальное решение проблемы.
  • Операция проводится с использованием анестезии.
  • Процесс заживления занимает определенное время и доставляет неудобство.
  • Ограничения в питании в связи с оперативным вмешательством.
  • Желательно соблюдать голосовой покой несколько дней.
  • Возможна психологическая травма у ребенка.
  • После операции необходимы занятия с логопедом для коррекции звукопроизношения.

Метод растяжения уздечки:

  • Консервативен, не вызывает психологических сложностей у ребенка.
  • Результативен в большинстве случаев.
  • Не требует внесения изменений в привычный режим жизни.
  • Занимает определенное время (несколько месяцев).
  • Требует дисциплины и регулярных занятий.

В любом случае для решения вопроса нужно получить консультацию логопеда.

Как растянуть подъязычную уздечку языка

Тут от родителей понадобятся настойчивость, терпение и даже находчивость. Помимо специального комплекса упражнений нужно использовать любую возможность дать язычку потренироваться. К примеру, предлагайте ребенку… облизывать тарелку. Да, возможно, это идет вразрез в правилами хорошего тона, но зато поможет справиться с речевыми проблемами. Сделайте это игрой!

Также полезно немного подразниться. Пусть ребенок вытягивает язык как можно дальше.

Упражнения для растяжение уздечки:

  • Приоткрыть рот, язык расслаблен, положить его на нижнюю губу и подержать в таком положении несколько секунд.
  • Постараться коснуться кончиком языка носа, затем подбородка. Повторить несколько раз.
  • Облизывать верхнюю губу (упражнение «Варенье»), рот немного приоткрыт.
  • Удерживать язык в вытянутом вперед положении.
  • Щелкать языком (упражнение «Лошадка»).
  • С немного приоткрытым ртом двигать языком по небу спереди назад (в направлении от зубов к горлу).
  • Упереться кончиком языка в месте сразу за верхними зубами. Стараться открыть рот максимально широко.

Для растяжения уздечки можно делать специальный массаж. Лучше будет, если этим займется логопед, но некоторые приемы можно выполнять и дома:

  • Осторожно взять пальцами кончик языка и постепенно отводить его в разные стороны (верх, вниз, вправо, влево).
  • Пальцами аккуратно поглаживать по растянутой уздечке от основания к концу.

Конечно, проводя массаж, необходимо взять стерильный бинт или чистый платочек.

Выполнять упражнения нужно регулярно, лучше по несколько раз в день. Увеличивать нагрузку и прилагаемые усилия следует очень осторожно, чтобы занятия не причиняли болевых ощущений и не провоцировали травм. Работа под контролем логопеда поможет достичь успеха безопасно и с максимальным эффектом.

Дата публикации: 13.10.2017. Последнее изменение: 20.10.2020.

Подъязычная уздечка – влияние на произносительную часть речи

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.
Содержание данной статьи раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных
болевых ощущений. Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений по М.А. Поляковой
1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но
в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
2. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к
пределу возможного.
3. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически
тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.
Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо
от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.
Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не
подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Грибок»
Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен
подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то
можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании
тренируется нужное движение языка.
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая
язык, открывать и закрывать рот.
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-ДД. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы
этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или
ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть
толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то
в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу 1
опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя
челюсть были неподвижны.
«Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую
щёку так, чтобы под щекой надувались мячики. «Котёнок»
На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и
предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать
мороженое.
«Грибок» с элементами самомассажа
Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает
уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка»,
«Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и
поднимает язык или «качает» его на «расчёске».
Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за
кончик языка, поднять его вверх.
Рот при этом раскрыт.
Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением
скользить по уздечке языка снизу вверх

Растягивание уздечки Прием Е.В. Новиковой

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и
средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на
переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.
Указательный и средний пальцы неподвижны.

Упражнение «Крот» Прием Н.Г. Водовозовой

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную
уздечку, растягивая её.
Правила постановки звуков при короткой уздечке (М.А. Полякова )
Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж])
ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до
конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая
уздечка не препятствует.

Короткая уздечка

Каждый третий родитель, приходящий к логопеду с ребенком, произносит эту сакраментальную фразу: «доктор, посмотрите, у нас короткая уздечка», «нам сказали, что нужно подрезать уздечку» и все возможные другие варианты на ту же тему.

Когда я слышу такое, мне хочется сказать родителям: «А еще можно купировать ушки и хвостик». Но я понимаю, что обычный родитель просто не понимает механизмов взаимосвязи органов артикуляции и речи.

Значит так. Во-первых, «короткая уздечка» не самый точный термин. Короткая уздечка, мешающая правильному звукопроизношению, коротка не в длину, она просто начинается от самого кончика языка.

Во-вторых, подъязычная связка влияет лишь на произношение некоторых звуков. Если ребенок переставляет слоги, пропускает слоги, путает С и Ш, Ч и Ть, подрезание уздечки ничем вам не поможет. Поэтому, об уздечке стоит задумываться лишь если поставлен диагноз «Механическая дислалия». Во всех остальных случаях необходимо не оперировать, а воспитывать, обучать головной мозг, ибо, на самом деле, человек разговаривает не языком, а «головой» – головным мозгом.

Зато я знаю два случая, когда после подрезания уздечки люди (ребенок и подросток) получили межзубное произношение. Потому что, вообще-то, подъязычная связка в человеческом организме выполняет определенную функцию – притягивает язык вниз. А эту функцию нарушили подрезанием.

К тому же любая операция, проводимая под операция проводимая под наркозом опасна своими последствиями. В своей практике я встретила 5 случаев, когда после общего наркоза дети приобрели дизартрию (из них 1 случай анартрии – полная неспособность говорить). А после местного было несколько случаев речевого негативизма и других психологических проблем. Все эти случаи потребовали более длительной логопедической работы, чем если бы мы растянули уздечку с помощью артикуляционных упражнений.

Чтобы проверить, короткая ли уздечка у ребенка, попросите ребенка открыть рот (не слишком широко) и «потрогать» кончиком языка верхние зубы. Если ребенок достает языком до верхних зубов, значит длина подъязычной связки достаточная. Кстати, если по вашей просьбе ребенок не может этого выполнить, это может, кроме того означать, что у ребенка просто слабые мышцы языка. При короткой уздечке, мешающей нормальному звукопроизношению, ребенок не сможет также высунуть (при открытом рте) кончик языка изо рта.

Для меня было загадкой, почему в последнее время многие врачи, начиная с акушеров и заканчивая стоматологами, подрезают нашим детям уздечки, иногда даже не спрашивая согласия родителей. Но недавно я услышала, что у нас в Самаре подобная операция, не требующая от врача высочайшего мастерства, стоит от 2-х до 4-х тысяч рублей. И если с вас не взяли в роддоме денег за операцию, поверьте, они свои деньги получат по вашему страховому полису.

Не знаю как в других учебных заведениях, а нас в институте ещё на первом курсе учили, что короткую подъязычную связку нужно растягивать, а резать – в самом крайнем случае.

Р.S. Обратите внимание, что я рассматриваю только логопедическую сторону вопроса. Другие врачи могут увидеть свои показания к операции.

Каждый третий родитель, приходящий к логопеду с ребенком, произносит эту сакраментальную фразу: «доктор, посмотрите, у нас короткая уздечка», «нам сказали, что нужно подрезать уздечку» и все возможные другие варианты на ту же тему.

Когда я слышу такое, мне хочется сказать родителям: «А еще можно купировать ушки и хвостик». Но я понимаю, что обычный родитель просто не понимает механизмов взаимосвязи органов артикуляции и речи.

Значит так. Во-первых, «короткая уздечка» не самый точный термин. Короткая уздечка, мешающая правильному звукопроизношению, коротка не в длину, она просто начинается от самого кончика языка.

Во-вторых, подъязычная связка влияет лишь на произношение некоторых звуков. Если ребенок переставляет слоги, пропускает слоги, путает С и Ш, Ч и Ть, подрезание уздечки ничем вам не поможет. Поэтому, об уздечке стоит задумываться лишь если поставлен диагноз «Механическая дислалия». Во всех остальных случаях необходимо не оперировать, а воспитывать, обучать головной мозг, ибо, на самом деле, человек разговаривает не языком, а «головой» – головным мозгом.

Зато я знаю два случая, когда после подрезания уздечки люди (ребенок и подросток) получили межзубное произношение. Потому что, вообще-то, подъязычная связка в человеческом организме выполняет определенную функцию – притягивает язык вниз. А эту функцию нарушили подрезанием.

К тому же любая операция, проводимая под операция проводимая под наркозом опасна своими последствиями. В своей практике я встретила 5 случаев, когда после общего наркоза дети приобрели дизартрию (из них 1 случай анартрии – полная неспособность говорить). А после местного было несколько случаев речевого негативизма и других психологических проблем. Все эти случаи потребовали более длительной логопедической работы, чем если бы мы растянули уздечку с помощью артикуляционных упражнений.

Чтобы проверить, короткая ли уздечка у ребенка, попросите ребенка открыть рот (не слишком широко) и «потрогать» кончиком языка верхние зубы. Если ребенок достает языком до верхних зубов, значит длина подъязычной связки достаточная. Кстати, если по вашей просьбе ребенок не может этого выполнить, это может, кроме того означать, что у ребенка просто слабые мышцы языка. При короткой уздечке, мешающей нормальному звукопроизношению, ребенок не сможет также высунуть (при открытом рте) кончик языка изо рта.

Для меня было загадкой, почему в последнее время многие врачи, начиная с акушеров и заканчивая стоматологами, подрезают нашим детям уздечки, иногда даже не спрашивая согласия родителей. Но недавно я услышала, что у нас в Самаре подобная операция, не требующая от врача высочайшего мастерства, стоит от 2-х до 4-х тысяч рублей. И если с вас не взяли в роддоме денег за операцию, поверьте, они свои деньги получат по вашему страховому полису.

Не знаю как в других учебных заведениях, а нас в институте ещё на первом курсе учили, что короткую подъязычную связку нужно растягивать, а резать – в самом крайнем случае.

Р.S. Обратите внимание, что я рассматриваю только логопедическую сторону вопроса. Другие врачи могут увидеть свои показания к операции.

Каждый третий родитель, приходящий к логопеду с ребенком, произносит эту сакраментальную фразу: «доктор, посмотрите, у нас короткая уздечка», «нам сказали, что нужно подрезать уздечку» и все возможные другие варианты на ту же тему.

Когда я слышу такое, мне хочется сказать родителям: «А еще можно купировать ушки и хвостик». Но я понимаю, что обычный родитель просто не понимает механизмов взаимосвязи органов артикуляции и речи.

Значит так. Во-первых, «короткая уздечка» не самый точный термин. Короткая уздечка, мешающая правильному звукопроизношению, коротка не в длину, она просто начинается от самого кончика языка.

Во-вторых, подъязычная связка влияет лишь на произношение некоторых звуков. Если ребенок переставляет слоги, пропускает слоги, путает С и Ш, Ч и Ть, подрезание уздечки ничем вам не поможет. Поэтому, об уздечке стоит задумываться лишь если поставлен диагноз «Механическая дислалия». Во всех остальных случаях необходимо не оперировать, а воспитывать, обучать головной мозг, ибо, на самом деле, человек разговаривает не языком, а «головой» – головным мозгом.

Ко мне обращались около 200 человек с вопросом о короткой уздечке и за мою восемнадцатилетнюю практику я встретила лишь одного ребенка с «приросшей уздечкой», из-за которой мальчик не мог произносить все верхнеязычные звуки (шипящие и соноры). После операции кончик языка смог подниматься к верхним зубам, и ребенок научился правильно произносить звуки.

Зато я знаю два случая, когда после подрезания уздечки люди (ребенок и подросток) получили межзубное произношение. Потому что, вообще-то, подъязычная связка в человеческом организме выполняет определенную функцию – притягивает язык вниз. А эту функцию нарушили подрезанием.

К тому же любая операция, проводимая под операция проводимая под наркозом опасна своими последствиями. В своей практике я встретила 5 случаев, когда после общего наркоза дети приобрели дизартрию (из них 1 случай анартрии – полная неспособность говорить). А после местного было несколько случаев речевого негативизма и других психологических проблем. Все эти случаи потребовали более длительной логопедической работы, чем если бы мы растянули уздечку с помощью артикуляционных упражнений.

Чтобы проверить, короткая ли уздечка у ребенка, попросите ребенка открыть рот (не слишком широко) и «потрогать» кончиком языка верхние зубы. Если ребенок достает языком до верхних зубов, значит длина подъязычной связки достаточная. Кстати, если по вашей просьбе ребенок не может этого выполнить, это может, кроме того означать, что у ребенка просто слабые мышцы языка. При короткой уздечке, мешающей нормальному звукопроизношению, ребенок не сможет также высунуть (при открытом рте) кончик языка изо рта.

Для меня было загадкой, почему в последнее время многие врачи, начиная с акушеров и заканчивая стоматологами, подрезают нашим детям уздечки, иногда даже не спрашивая согласия родителей. Но недавно я услышала, что у нас в Самаре подобная операция, не требующая от врача высочайшего мастерства, стоит от 2-х до 4-х тысяч рублей. И если с вас не взяли в роддоме денег за операцию, поверьте, они свои деньги получат по вашему страховому полису.

Не знаю как в других учебных заведениях, а нас в институте ещё на первом курсе учили, что короткую подъязычную связку нужно растягивать, а резать – в самом крайнем случае.

Р.S. Обратите внимание, что я рассматриваю только логопедическую сторону вопроса. Другие врачи могут увидеть свои показания к операции.

В каких случаях ребенку нужно подрезать подъязычную уздечку

После приема логопеда родителям ребенка сообщают, что у ребенка короткая подъязычная уздечка и ее, возможно, придется подрезать. Но ведь это операция, и неужели нет другого варианта, как исправить ситуацию, например при помощи гимнастики?

«Летидор» обратился к экспертам, челюстно-лицевому хирургу и логопеду, чтобы выяснить, в каких случаях уздечку можно растянуть при помощи специальных упражнений, а когда не обойтись без операции.

Комментирует Геннадий Васильевич Гончаков, профессор, д. м. н., челюстно-лицевой хирург

Геннадий Васильевич Гончаков

Существует две основные ситуации, при которых состояние уздечки языка требует оперативного вмешательства.

Первая ситуация не заставляет себя ждать: когда ребенок рождается, начинаются проблемы с грудным вскармливанием. Из-за так называемой короткой уздечки языка малыш не в состоянии качественно присосаться к груди, правильно взять грудь. Как следствие, он не получает нужный объем пищи, не набирает вес.

Хорошо, когда проблему удается обнаружить еще в роддоме.

Если же этого не случилось, на помощь приходит педиатр. Он, выслушав жалобы мамы, может обнаружить короткую уздечку языка и направить к челюстно-лицевому хирургу для хирургического лечения.

Вторая ситуация, когда родителям стоит проверить уздечку ребенка, проявляется значительно позже (это может быть и в 3-4 года, и в 6 лет). Из-за частичной неподвижности языка начинает страдать формирование речи. Речь у ребенка, имеющего патологию уздечки, некачественная, страдает произношение язычных звуков. В данном случае к челюстно-лицевому хирургу направляет логопед.

Пластика уздечки языка проводится под общим обезболиванием.

После оперативного лечения детям понадобится время для того, чтобы восстановить речевой аппарат. Когда рана полностью заживет, могут потребоваться занятия с логопедом.

Комментирует Александра Александровна Шатурская, логопед Реабилитационного центра развития речи

Александра Александровна Шатурская

Многие родители знают, что уздечка языка, или, как ее еще называют, подъязычная уздечка, — это в норме эластичная связка, которая соединяет язык и полость рта.

Однако очень часто возникает вопрос: не мешает ли уздечка правильно произносить звуки? Нужно ли ее подрезать или возможно обойтись без операции?

Когда операцию делать рано

Существует ряд звуков русского языка, при произнесении которых кончик языка значительно поднимается вверх. Это звуки Ш, Ж, Щ, Л, Л’, Р, Р’.

В норме шипящие звуки: Ш, Ж, Щ — появляются после 4 лет, а соноры: Л, Л’, Р, Р’ — после 5 лет.

Поэтому до 4 лет неоправданно прибегать к подрезанию уздечки языка без медицинских показаний с целью улучшения речи.

А также важно понимать, что после подрезания уздечки необходимо делать специальные упражнения, рекомендованные хирургом и логопедом.

Без специальной нагрузки уздечка срастается и становится еще короче, образуется рубцовая ткань, которую очень сложно растянуть в процессе работы с логопедом. Вследствие этого может понадобиться еще одна такая же операция. При этом маленькие дети в возрасте до 4 лет не понимают важности упражнений, не выполняют их самостоятельно, могут испытывать дискомфорт или боль при их выполнении, что приводит к отказу и негативизму со стороны ребенка.

Поэтому подрезание уздечки — это серьезный шаг, на который стоит решиться только в крайнем случае.

Невозможно самостоятельно, без консультации логопеда, определить, что операция необходима.

Специалист в ходе диагностики звукопроизношения, общего осмотра, проведения артикуляционной гимнастики принимает решение о том, возможно ли растягивание уздечки с помощью упражнений, массажа пальцами, зондами. Если подобная работа будет эффективна, то логопед дает рекомендации родителям, как заниматься дома, так как высокая частота выполнения заданий активизирует кровообращение, ускоряет рост и, соответственно, происходит удлинение уздечки.

Также вместе с этим специалист показывает родителям и самому ребенку приемы пальчикового массажа уздечки, которые не сложно и безопасно выполнять самостоятельно. Другие необходимые методы включены в работу логопедом непосредственно в процессе занятий. Поэтому не стоит принимать решение без профессионального осмотра.

Когда уздечку нужно подрезать

Что делать, если логопед настаивает на операции, а родители сомневаются в важности ее проведения?

Рассмотрим несколько факторов, которые свидетельствуют об обязательности оперативного вмешательства.

Нарушены или отсутствуют в речи все или большинство следующих звуков:Ш, Ж, Щ, Л, Л’, Р, Р’.

Подъязычная уздечка очень тонкая, просвечивает при ярком освещении.

Уздечка, как и язык, а также дно полости рта содержат большое количество мелких кровеносных сосудов. В процессе активной работы по вызыванию звуков, их введения в речь может произойти болезненный разрыв уздечки с последующим кровотечением.

При этом ребенок испугается, почувствует боль, возможно, упадет в обморок при виде крови.

Последующие занятия с логопедом будут затруднены физически и психологически.

3. Уздечка языка прикреплена к кончику языка.

Кончик языка активно участвует в артикуляции большинства звуков русского языка. Однако сильный подъем и последующая активная вибрация, благодаря которой достигается правильное произношение звука Р, может привести к разрыву уздечки.

4. Кончик языка имеет ложбинку, по форме напоминает жало змеи, английскую букву W.

Такая форма означает, что уздечка очень сильно натягивает кончик языка, его подъем затруднителен или невозможен.

Однако, отметим еще раз, даже если присутствует один или несколько указанных факторов, не стоит самостоятельно, без консультации логопеда, принимать решение об операции по подрезанию подъязычной уздечки.

Если в ходе консультации с логопедом было принято решение о проведении оперативного вмешательства, следует обязательно предварительно получить ряд упражнений, направленных на правильное срастание уздечки.

Желательно на консультации со специалистом проделать эти упражнения, чтобы правильно показывать их ребенку, а также контролировать выполнение.

Обязательно нужно спросить у хирурга, который осуществляет подрезание, когда можно начинать выполнение упражнений.

Процесс восстановления, роста и заживления у детей очень активен! Важно выполнять упражнения несколько раз в день для правильного срастания уздечки.

Профилактика проблем, связанных с короткой уздечкой

Следует сказать, что до 4 лет возможна профилактика последующих проблем с неправильным звукопроизношением по причине короткой подъязычной уздечки.

Так, уже в младенческом возрасте доступны следующие способы:

• капать капельки молока или смеси в уголочки рта;

• капать капельки на верхнюю губу.

Младенец хочет почувствовать вкусные, приятные капельки, поэтому будет стараться достать их языком.

Детям старше года можно капать или мазать любимыми и приятными кашами, соками щеки, пространство над внешней губой, подбородок.

Важно, чтобы кончик языка при этом мог дотянуться до ожидаемого лакомства.

После двух лет будут актуальны следующие игры:

• дотянись до носа;

• достань до подбородка;

• погладь верхнюю губу;

Ребенку старше трех лет будет интересно, если предложить ему:

а) представить, что язычок — это кисточка. Нужно покрасить верхнее небо. Плавно двигать язычок назад вглубь рта и вперед к зубкам;

б) надавить язычком на палец. Взрослый при этом ставит палец на щеку, а ребенок должен почувствовать, где находится палец, и коснуться языком его внутри рта. Любую проблему легче предотвратить, чем справляться с ее последствиями. Поэтому следует проводить профилактику, а в случае сомнений — обращаться к специалистам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: