Подвижные игры на логопедических занятиях

Подвижные игры на логопедических занятиях

Уважаемые коллеги, хочу с вами поделиться своим опытом работы по использованию подвижных и малоподвижных игр на логопедических занятиях.

По новым требованиям ФГТ дети на занятиях должны как можно больше двигаться, вот для этого мной были разработаны, переработаны народные подвижные игры, которые можно использовать на занятиях для развития речи по определённой лексической теме. Надеюсь , что подобранные мною игры помогут вам проводить занятия активизируя двигательную активность детей.

Организация двигательной активности детей на логопедическом занятии с использованием подвижных игр

Всем известно такое изречение — «Движение- это жизнь». Подвижный человек- активный человек, всё успевает , меньше устаёт.

Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже напрямую связано с развитием речи. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях.

Эффективнее всего включать в занятия подвижных игр.

Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.

Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала.

В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.

К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и.т.д.

Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.

Предлагаю вам подвижные игры для развития речи: народные, игры с мячом, авторские игры.

Народные подвижные игры для развития речи

Народные подвижные игры – вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.

– Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!

После этих слов приводится такой диалог:

– Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят ,что может продаваться в булочной)
– Хлеб, батон, булки.
– Какой хлеб продаётся в булочной ?
– Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.

Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку.

Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»

Цель: активизация словаря существительных , прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций.

Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:

– Тук, тук!
– Кто там?
– Покупатель.
– Зачем пришёл?
– За краской.
– За какой?
– За голубой.

Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.

Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

– Динь-динь-динь.
– Кто там ?
– Почта!
– Откуда?
– Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)

Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.

«Иголка, нитка, узелок»

Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.

Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок.

Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.

Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики.

Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий , например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.

Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети встают в круг и произносят певалку:

– Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!

Читайте также:
Путешествие в страну математики - конспект

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился ,этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.

Цель: развивает словарь детей по заданной теме.

Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, пропевая слова:

– Челнок бежит
Земля дрожит,
Шьёт пошивает .
нас потешает.

Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.

Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам.

Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так , чтобы рыба картинку не видел. К кому рыба подплывает, тот ребёнок ,начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.

Цель: активизация словаря, развитие словесной м слуховой памяти.

Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми.

Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

– Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.

Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова , которые называл паровозик.

Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия.

На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

Цель: развитие словаря, развитие общей моторики, образовывать множественное число существительных.

Дети садятся на корточки в круги, вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок около , которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета — много. Если сидящий ошибается, то он становиться ведущим.

Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными.

Дети делятся на пары : продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей горшков предметные картинки по заданной теме. Ведущий подходит к одному их хозяев и начинает разговор:

– Эй, дружок, продай горшок!
– Покупай.
– Сколько дать тебе рублей?
– Три отдай.( пять отдай…)

Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом, загаданным хозяином: три автобуса, пять вагонов.

«Угадай и догони»

Цель: развитие фонематического слуха.

Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это.
Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.

Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме.

Два ребёнка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные дети-утята.

Утушка зовёт своих утят скороговоркой:

– Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие пёрышки.

Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой теме.

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми , нормализует поведение гиперактивных детей.

Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и высших психических функций.

Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия , которые может совершать предмет , названный ведущим (снег-идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).

«Мяч бросай –животных называй»

Цель: активизировать словарь по данной теме.

Можно выбрать любое другое обобщающее понятие.

Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

Цель: активизировать словарь по теме, подбирать антонимы к словам.

Играющие делятся на две команды. Одни называют слово –признак: высокий, а другая команда называют противоположный признак: низкий.

Цель: активизация словаря по теме.

Логопед задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму (Мама какая?). Дети по очереди катают мяч в обруч, называя прилагательные.

Цель: активизация словаря по теме.

Дети садятся на палас, а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий называет обобщающее понятие и кидает мяч одному из сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова, подходящие для данного обобщающего понятия. Тот играющий, кто задержит мяч, становиться ведущим.

«Я знаю пять названий»

Цель: активизация словаря по заданной теме.

Ход игры: Дети встают по кругу у логопеда мяч, он начинает задание «Я знаю пять названий фруктов» после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок должен назвать по пять фруктов.

Авторские подвижные игры для развития речи

«Перепрыгни через ров»

Цель: развитие глагольного словаря, развитие общей моторики, учить подбирать антонимы.

Читайте также:
Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу

На полу выложены две скакалки параллельно друг другу. Дети делятся на две команды. Первый ребенок перепрыгивает через ров, называя глагол, а следующий ребёнок называет противоположный глагол: стоит- идёт, бреет-кладёт.

Цель: учить придумывать предложения, активизировать глагольную лексику, расширять словарь по заданной теме.

Материал: разноцветный круг, состоящий из секторов разного цвета.

Ребята встают по краю разноцветного круга. Логопед предлагает представить , что круг это клумба. Ребёнок загадывает цветок, имеющий цвет любого сектора, называет растение и его цветы перекатывает мячик в соответствующий сектор.

Логопед: На клумбе выросла красная роза — мячик перекатывается в красный сектор.

Для усложнения используется глагольная лексика: не только произносится название и цвет, но и говорится, что происходит с цветком: вырос, набрал бутон, хорошо пахнет, цветет.

Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения

Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой — против.

Внешний круг проговаривает считалку:

Карусель, закружись,
А потом остановись.
Кто словечко угадает,
В дружный круг к нам попадает.

Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку — описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во внутренний круг.

«Покажи, отгадай и повтори»

Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.

Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий он загадывает профессию (либо какой-либо фрукт, посуду) , но её не называет, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок, кто первый отгадал, становиться ведущим.

Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, уметь описывать предмет по основным признакам.

Ход игры: Выбирается продавец обуви, у него разная обувь, которая выставляется перед детьми. Ребята запоминают, какая обувь продаётся в магазине, потом обувь убирается под прилавок. Продавец спрашивает , сколько сандалий, валенок, сапог было у него в магазине. Затем каждый ребёнок описывает обувь, которую он хочет купить. По описанию продавец должен правильно продать обувь.

Цель: активизировать словарь по теме, учить образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Детям предлагают идти по следам называя, чьи это следы — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждёт это животное.

Цель: активизировать словарь по теме, учить обобщать, классифицировать.

Ход игры: Дети делятся на команды, определяют, кто какую категорию будет собирать. У логопеда на столе расположены предметы разных категорий. По команде педагога по одному участнику от команды подходят к столу и собирают, только те предметы, которые необходимы к его категории.

«Летаю, еду, плыву»

Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети встают в круг. Логопед называет транспорт, а дети должны показать, как передвигается транспорт.

«Мы в гости пойдём»

Цель: активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети выстраиваются в длинную цепочку и идут за педагогом, проговаривая слова: « Мы в гости пойдем и друзей собой возьмём. Кто в домике живёт — узнаем. Тук-тук, тук-тук.» Кто в домике живет? В домике живёт человек, который работает на экскаваторе. После вспоминаем, кто жил в каждом домике.

Цель: активизировать словарь по теме; согласовывать существительные с числительными .

Ход игры: Перед детьми нарисована улитка — классики от одного до десяти. Логопед предлагает посчитать до десяти какой-либо предмет. Ребёнок прыгает на первую клеточку и считает: один апельсин, два апельсина и.тд.

Цель: согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: Перед детьми расположены разноцветные фигуры. Логопед называет фрукт, а дети должны сказать, какой он по цвету и подбежать к фигуре нужного цвета.

Митрофанова Светлана Анатольевна,
учитель-логопед высшей категории,
С/п д/с «Кораблик» ГБОУ ООШ № 19
г. Новокуйбышевск

Литература:
1. Инновации в логопедическую практику.// Составитель О.Е. Громова
Линка- пресс. 2008
2. Детские народные подвижные игры. //Составитель А. В. Кенеман, Т. И. Осокина М: «Просвещение» «Владос» 1995
3. Л. В. Виноградова «Игротека. Детская площадка», «Расти, первоклашка» № 6/7
4. Е. Великина « Меломания», « mamas & papas», май 2011.

подвижные игры в логопедической работе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию логопеда воспитатели могут поиграть в игру в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.

Скачать:

Вложение Размер
podvizhnye_igry_v_logopedicheskoy_gruppe.docx 17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию логопеда воспитатели могут поиграть в игру в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.
Подвижные игры, используемые в работе с детьми логопедических групп, условно можно разделить на три группы:
1) подвижные игры, способствующие развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте.
2) игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.
3) подвижные игры, обогащающие словарь детей.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», целью которой является развитие фонематического восприятия, логопед сможет решить задачи игры только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости – мягкости.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три» логопед закрепляет умение детей делить слова на слоги.
Одним из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую дети изучают на логопедическом занятии. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы логопеда.

«Волшебный колокольчик»
Задачи: Развивать умение различать громкие и тихие звуки.
Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: колокольчик.
Описание игры:
Логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.
Дети идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо – присесть, когда колокольчик звенит громко – бежать по кругу.

«Ушки на макушке»
Задачи: Развивать умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик.
Развивать быстроту реакции.
Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик
Описание игры:
Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, дети выполняют движение, заранее названное логопедом:
Услышишь звучание бубна – попрыгай на месте
Погремушки – покружись
Колокольчика – подними руки вверх

«Цветы и пчелки»
Задачи: Развивать умение различать на слух твердые и мягкие звуки.
Воспитывать честность, выдержку.
Оборудование: синие и зеленые цветы, вырезанные из картона. Квадраты синего и зеленого цветов.
Описание игры:
По группе разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.
Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зеленый цветок.

«Живая стрелка»
Задачи: Закреплять умение определять в слове первый звук, давать ему характеристику. Упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.
Воспитывать целеустремленность.
Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.
Описание игры:
В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Ребенок достает из сумки «Стрелки» картинку, определяет в нем первый звук и дает ему характеристику.

«Умный мячик»
Задачи: Упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков.
Развивать глазомер, ловкость. Учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.
Оборудование: синий и зеленый мячи.
Описание игры:
Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (пила).

«Ловишка»
Задачи: Формировать быстроту и ловкость движений.
Воспитывать целеустремленность.
Оборудование: фанты (мелкие игрушки) на каждого ребенка.
Описание игры:
Дети стоят кругом, взявшись за руки. В центре круга – ловишка. Играющие двигаются по кругу и говорят:
Мы ребята – дошколята,
Бегать любим и скакать!
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три – лови!
На последнем слове дети прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих детей, ловишка забирает у них фанты и отдает их логопеду.
Педагог дает задание каждому «Фанту»
– Повторить цепочку слогов: са-са-за зо-со-зо
– Из трех слов назови только слово со звуком С: зонт санки коза
– Назови в слове первый звук: зима сом замок сито

«Найди себе пару»
Задачи: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком.
Развивать быстроту реакции.
Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком: уточка – удочка, коза – коса, миска – мишка, крыша – крыса
Описание игры:
Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. В руках у детей картинки. По сигналу логопеда дети начинают двигаться навстречу друг другу. По другому сигналу дети находят себе пару (картинку, сходную по звучанию) и озвучивают картинки.

Найди свой домик
Задачи: Закреплять умение определять количество слогов в слове. Обогащать словарный запас детей.
Развивать ориентировку в пространстве.
Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами. Предметные картинки, сундучок.
Описание игры:
В разных местах группы расставлены домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами – слова с двумя слогами, с тремя окнами – слова с тремя слогами.
Дети берут из сундучка картинки. По первому сигналу педагога разбегаются по группе, по следующему сигналу находят домики для картинок.
Один, два, три
Задачи: Закреплять умение определять количество слогов в слове.
Упражнять детей в построении и перестроении.
Развивать произвольность внимания.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.
Описание игры:
Дети ходят по группе врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание» – дети смотрят на выставленную картинку и строятся в колонну по одному, парами, тройками, в зависимости от количества слогов в слове

Статьи

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА

«КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ ПРЕДМЕТЫ»

Цель. Дифференциация твердых и мягких звуков в словах развитие внимания быстроты сообразительности ориентировки в пространстве.

Оборудование. Два обруча предметы (или картинки) названия которых начинаются на твердый или мягкий звук эмблемы команд.

Описание игры. Дети делятся на две команды — «Зайчики» и «Лисички» каждый ребенок прикрепляет на грудь эмблему команды.

«Зайчики» в свои домик-обруч собирают предметы названия которых начинаются на твердый звук «Лисички»— на мягкий. По сигналу игру начинают. По сигналу логопеда игру заканчивают. Логопед проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания считает количество ошибок определяет итогового победителя учитывая какая команда выполнила задание быстрее.

«КТО СКОРЕЕ ПЕРЕНЕСЕТ ПРЕДМЕТЫ»

Цель. Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки бегать в определенном направлении организованно друг за другом совершенствовать координацию движений рук и ног воспитывать быстроту ловкость сообразительность.

Оборудование. 3 стола игрушки названия которых начинаются со звонкого или глухого звука.

Описание игры. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив на другой стороне группы – два пустых стола. По сигналу «Раз два три — беги’» команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы названия которых начинаются на звонкие звуки дети другой — на глухие звуки. Когда последний ребенок команды перенесет предмет логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя.

В СЛОВЕ ЕСТЬ УДАРЕНИЕ

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному один из них произносится немного более протяжно, громче познакомить детей с понятием «ударение» учить определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой, воспитывать быструю реакцию на сигнал, развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок — замОк, дУхи — духИ, чУдно — чуднО, крУжки — кружкИ, зайчата ЛУта — ЛутА, ПОля — полЯ, кОзлы — козлЫ, Ирис — ирИс и др ).

Описание игры. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение — в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первом круге окажутся те дети, в имени которых ударение в первой части. Во втором круге разместятся дети с ударением в имени на второй части. Выполняйте задание».

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение — в первом круге больше играющих, во втором — меньшинство (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

Вариант 2. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи(первый или второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание, дает оценку.

2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИ-КО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ

«НАЙДИ ТАКОЕ ДЕРЕВО»

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами «с», «у», «на». Закреплять названия деревьев, упражнять в легком беге врассыпную и в определенном направлении.

Оборудование. Большие картинки деревьев, листья или веточки нескольких видов деревьев (клена, березы осины, дуба, ивы, тополя, рябины, липы, ели, сосны), фанты.

Описание игры. Листья разбросаны на полу группы. Картинки деревьев расставлены в разных местах группы. Дети, изображая листья бегают, кружатся, логопед поет.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят (2 раза)

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли

Вот и последняя стая

Крыльями машет вдали (2 раза)

(Слова М. Ивенсен, музыка М. Красева)

Дети приседают и берут листочки или веточки. Затем логопед спрашивает у детей, с какого дерева они сорваны. Дети говорят «С березы, с клена »

Логопед продолжает «Раз, два, три — к своему дереву беги». Дети бегут к тому дереву, на котором такие же листья (ветки), как у них в руках, и говорят: «Такие же листья у березы, у клена », «Такие же ветки у сосны, у ели » Затем логопед говорит «Прилетела птичка и села на дуб». Ребенок, стоящий у дуба, изображает дуб (поднимает руки с листочками кверху) и отвечает «На дубу не была улетела на елку», опускает руки «Ребенок-елка» вызывает другое дерево и т.д. Кто прозевает, отдает фант В конце игры фанты отыгрываются (необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать).

• назвать все деревья на картинках,

• выделить из предложения предлоги т.д.

Цель. Упражнять в беге по сигналу, ловле, развивать ловкость, быстроту, учить детей задавать вопросы и отвечать на них, закреплять обобщающие и временные понятия по программе.

Описание игры. Дети образуют два круга — внутренний и внешний, каждый круг движется боковым галопом в противоположном направлении со словами.

Тот храбрее, кто добрее

Тот сильнее, кто умнее

Только трусы с дураками

Спор решают кулаками

С окончанием текста все играющие внутреннего круга стараются осалить стоящих во внешнем кругу раньше, чем они успеют присесть. Чтобы не выбыть из игры, осаленные должны ответить на вопросы, которые задают дети, их осалившие (сначала, при обучении игре, вопросы задает логопед).

—Какие виды транспорта ты знаешь?

—Назови диких животных и их детенышей

—Назови школьные принадлежности

—Какие знаешь профессии?

—Какие строительные профессии знаешь?

—Что нужно для работы плотнику?

—Каких зимующих птиц ты знаешь?

—Каких знаешь насекомых9

—Сколько месяцев в году? Назови их.

—Как называется седьмой день недели?

—Назови части суток

—Логопед оценивает вопросы и ответы детей. Затем дети внешнего и внутреннего круга меняются местами, игра возобновляется.

Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях

Кира Брагинская
Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся в постоянном движении, им все время хочется куда-то побежать, они спешат увидеть много нового и интересного!

Организуя занятия с дошкольниками, педагогам и родителям необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей. Нужно постараться построить работу так, чтобы детям было интересно заниматься и приобретать новые умения и навыки.

В своей коррекционной работе учителя-логопеды широко используют различные дидактические игры. Большое место среди них занимают подвижные игры. Эти игры используются как часть занятия и в качестве физкультурной минутки. По заданию логопеда воспитатели могут поиграть в игру в вечерние часы, на прогулке. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний.

Подвижные игры в логопедическойработе условно можно разделить на три группы:

1) подвижные игры, способствующие развитию фонематического слуха, звукового анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте.

2) игры, направленные на формирование грамматического строя речи.

3) подвижные игры, обогащающие словарь детей.

Мы хотим предложить описание некоторых игр, широко применяемых в работе.

На своих занятиях учителя-логопеды активно используют мяч. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей. Любую игру с мячом легко можно адаптировать к изучаемой лексической теме.

1. «Большой мяч».Цель: активизировать глагольный словарь. Дети встают в круг, в кругу — логопед, у него в руках мяч. Логопед называет слово и кидает кому-то из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный логопедом (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит.).

Аналогичную игру можно провести, подбирая к словам-предметам слова-признаки и наоборот.

2. «Мяч бросай — животных называй!»Цель: активизировать словарь по данной теме. Можно выбрать любое другое обобщающее понятие. Логопед называет выбранную им категорию (мебель, посуда, птицы., дети должны, перебрасывая мяч,называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

3. «Скажи наоборот!»Цель: закрепление правильного употребления в речи антонимов. Логопед называет слово (например, широкий) и кидает мяч одному из детей. Ребенок должен назвать слово, противоположное по смыслу (узкий).

4. «Звуковая цепочка».Цель: закрепление навыков звукового анализа. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед кидает мяч одному из детей и произносит слово. Ребенок должен придумать слово, начинающееся на последний звук названного слова и кинуть мяч другому ребенку.

5. «Подружи звуки!»Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. Логопед бросает мяч ребенку и произносит отдельные звуки (к, м, а, ребенку, поймавшему мяч, нужно поставить звуки в нужной последовательности и произнести получившееся слово (мак).

6. «Конец слова — за тобой!»Цель: закрепление навыков слогового анализа. Логопед кидает мяч ребенку и произносит начальный слог слова, ребенок должен добавить слог, чтобы получилось слово (ро-за, Ро- ма, ро-ща).

7. «Умный мячик».Цель: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков. Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (пила).

Предлагаем игры без использования мяча:

1. «Найди себе пару!»Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком. Используются парные картинки (удочка — уточка, коза — коса, мишка — миска.). Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. В руках у детей картинки. По сигналу логопеда дети начинают двигаться навстречу друг другу. По другому сигналу дети находят себе пару (картинку, сходную по звучанию) и озвучивают картинки.

2. «Кто скорее принесет предметы!»Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие звуки. Понадобятся три стола, игрушки. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив, на другой стороне группы — два пустых стола. По сигналу «Раз, два, три — беги!» команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой — на глухие звуки.

3. «Покажи, отгадай и повтори!»Цель: активизировать словарь по заданной теме, развивать моторику, учить согласовывать движение и речь. Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает профессию (либо какой-то фрукт, посуду, но не называет ее, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать. Тот ребенок, кто первый отгадал, становится ведущим.

4. «Волшебные следы».Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные. Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Логопед предлагает детям идти по следам, называя чьи они — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждет это животное.

Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить,что деятельность ребенка выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происходит интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже тесно связано с развитием движением. Поэтому очень важна правильная организация двигательной активности на занятиях.

«Колодец». Оригинальное пособие для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…» Упражнения и игры на логопедических занятиях. Фотоотчёт Уважаемые, коллеги, хочу рассказать об играх на логопедических занятиях. С нами в группе, вот уже 10 лет, работает Комарова Елена Валерьевна.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Фонематические игры на логопедических занятиях 1. Цель: учить детей различать звуки на слух, соотносить с картинкой, делить на две группы. 2. Цель: учить определять место звука в.

Использование дидактических логопедических игр как средства повышения мотивации детей Использование дидактических логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логопедической коррекционной работы. Играть.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование элементов Лего-конструирования на логопедических занятиях Экспериментально доказано, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами.

Мастер-класс «Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях» Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Целью логопедического.

Развитие навыков самоконтроля на логопедических занятиях План-конспект методической работы на тему: Развитие навыков самоконтроля на логопедических занятиях. СЛАЙД № 1 Развитие навыков самоконтроля.

Подвижные игры в работе учителя-логопеда

Подвижные игры в работе учителя-логопеда

По требованиям ФГОС дети на занятиях должны как можно больше двигаться.
Нормы двигательной активности дошкольников составляют 21-28 часов в неделю.

Общеизвестно, что речь и движение тесно связаны, дополняют друг друга, поэтому включение двигательных упражнений в практическую деятельность учителя-логопеда является важным компонентом в коррекции речевых и двигательных недостатков у детей.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра и что дети, особенно с ОВЗ, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий, так как дети с ОНР не воспринимают в полном объеме пространственные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции.

Использование различных средств и форм движения в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры.

В процессе выполнения определенных действий с их оречевлением, дети овладевают различными способностями словообразования и словоизменения,

а скучные упражнения на развитие фонематического слуха, навыков звукослогового анализа становятся интересными и увлекательными.

Стихотворные тексты позволяют также нормализовать темп речи детей, добиться большей ее плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, звукопроизношения, лексики, грамматики.

Итак: Включение терапии движением в практическую деятельность специалистов с детьми с нарушением речи является важным компонентом в коррекции речевых и двигательных недостатков.

Методические рекомендации по использованию подвижных игр на логопедических занятиях

– подвижная игра может быть частью любого занятия;

– игра должна быть живой, интересной (элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление);

– в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей при двигательной активности;

– в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью, поощрять детскую инициативу;

– учитель- логопед должен принимать непосредственное участие в игре, вносить коррективы и поправки в речь детей;

– в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что способствует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.

Подвижные игры в логопедической работе условно можно разделить на три группы:

подвижные игры, способствующие развитию фонематического слуха, звукового анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте.

подвижные игры, обогащающие словарь детей.

3) подвижные игры, направленные на формирование грамматического строя речи.

Мы хотим предложить описание некоторых игр, широко применяемых в работе.

«ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ»

Задачи: развитие рече-слухового восприятия и мышления, обогащение словарного запаса

Педагог: я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то сразу начинаете топать

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи . (Дети топают).
Что неправильно?
Дети. Мухи! (А мухи – это кто? Дети: Насекомые.)
Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети топают).

Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети топают).
Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи . (Дети топают)
Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли и они летать не могут.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки . (Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи,

Задачи: закреплять правильное произношение звука с в словах и фразах; упражнять в определении наличия звука [с] в слове.

Дети (взявшись за руки, ходят вокруг «Сони» и тихо говорят)

Соня спит и видит сон:

Буква С со всех сторон.

Кого Соня догоняет,

Что ей снится, угадает.

После этих слов дети бегут в отведенное педагогом место, а тот, кого Соня остановит, должен придумать слово со звуком [с] и ответить полным предложением («Соне снится самолет.»)

СОБЕРЕМ СЛОВА

Задачи: упражнять в звукобуквенном синтезе трехбуквенных слов со звуком с.

Оборудование: буквы, 4 листа картона основных цветов, 4 детских ведерка.

Дети разбиваются по три человека на команды, идут по кругу друг за другом и, произнося текст, выполняют движения.

По опушке дети шли,

Ведра с буквами несли.

Оступились на пригорке,

Дети каждой команды находят лист картона своего цвета, высыпают из ведра буквы и вместе складывают из них слово: СОМ, СОН, СОК, НОС, СУП, СУК.

КОШАЧЬЯ СЕМЬЯ

Задачи: развивать фонематическое восприятие; двигательное воображение; упражнять в составлении предложений; закреплять понятиеслово-действие.

Перед детьми картинки: кот, кошка и котенок.

Вот кошачья семья:

И котенок, милый крошка.

Кто скажет, кто знает,

Какая их буква объединяет? (буква К)

Логопед троим детям раздает картинки членов кошачьей семьи и тихо сообщает, какое движение кто из них показывает. Предлагается показывать движения к фразам:

Кошка крадется (кланяется, катает клубок, красится). Кот копает (колет дрова, косит траву, катается на коньках). Котенок кусается (катается, кружится, кушает).

Теперь мы с этой буквой

Мы молча все расскажем!

Тот, кто отгадал движение и ответил полным предложением, становится членом кошачьей семьи вместо ребенка, движение которого отгадали.

Задачи: упражнять в определении места звука [Л] в слове.

Оборудование: 6 кругов («кочки на болоте»), предметные картинки, в названии которых есть звук [л] в разной позиции.

Дети делятся на команды и выстраиваются друг за другом. Перед каждой командой по три «кочки» – это болото (кочки обозначают начало, середину, конец слова).

Чтоб болото это перейти,

Надо в слове место Л найти!

Логопед встает лицом к командам и поднимает для каждой пары игроков две картинки. Дети встают на кочки в зависимости от места звука [л] в слове. Если игрок встал правильно – «перешел болото», он ждет товарищей на другом берегу. При неверном выполнении возвращается к команде и встает последним. Побеждает команда быстрее перебравшаяся через «болото».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; упражнять в четком произнесении звуков [р], [р’] в речи; закреплять употребление предлогов пространственного значения в предложениях.

Оборудование: игрушки животных, в названии которых есть звуки [р], [р’]; 6 коробок со схемами предлогов внутри; запись веселой музыки.

Дети делятся на две команды: «зверята» и «смотрители». Выходит первая группа. Каждый получает игрушку. Дети хором повторяют за логопедом:

В зоопарке зверятки

Дружно играют в прятки.

Под веселую музыку дети, держа игрушки, движутся подскоками по периметру комнаты. Музыка смолкает. Каждый выбирает себе коробку, читает схему предлога на дне коробки и прячет свою игрушку в соответствии с прочитанным.

Дети из второй группы («смотрители зоопарка») проверяют правильность выполнения задания и отвечают полным предложением, где спрятались животные. Затем команды меняются ролями.

ГРИБЫ-ШАЛУНЫ

Задачи: активизировать словарь детей по теме: «Грибы», отрабатывать навык употребления существительных в винительном падеже, зрительное восприятие : узнавать гриб по картинке.

На площадке очерчивается круг – «корзина грибника». В корзине находятся дети-«грибы» ( в шапочках-масках с изображением грибов). Педагог выбирает кого-либо из детей «грибником», который присаживается на корточки в двух-трех метрах от круга – он долго ходил по лесу, устал, заснул. «Грибнику» на голову надевается соломенная шляпа.

На пеньке сидит грибник,

Отдыхает, крепко спит.

Тише, тише, не шумите,

Грибника не разбудите.

Дети – «грибы» выбегают из «корзинки», прыгают, шалят на лужайке. После слов педагога «Грибник проснулся!» «грибник » просыпается , видит, что грибы рассыпались –разбежались, начинает догонять детей – собирать грибы в корзинку. Дети- «грибы» должны успеть забежать в «корзинку» до того, как до них дотронется «грибник». «Грибник» старается поймать – дотронуться рукой до кого-либо из детей – «грибов» и назвать какой гриб поймал.

«ХОРОВОД ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА»

Задачи: упражнять в образовании и употреблении имен с уменьшительно-ласкательным значением

Дети с педагогом встают в хоровод и произносят следующие слова:

В кружок вызывали,

– Выйди , Леночка, в кружок,

Возьми , Леночка, флажок.

Задачи: закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей, развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу), совершенствовать партнерские отношения.

Каждый из играющих детей называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т.п., и становятся в круг. Один из участников игры – Огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

После этих слов водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот, на кого ведущий укажет (глазами или жестом), подает голос, стараясь его изменить:

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадывает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

Задачи: совершенствовать дыхательную функцию, умение перевоплощаться в заданный образ, развивать чувство ритма, произвольную регуляцию, автоматизация звука Ш.

Оборудование: рули, флажки

У героев-ведущих по флажку разного цвета, у детей рули аналогичных цветов. По взмаху флажка в центр выбегают дети, в руках которого руль того же цвета. Дети медленно вращают руль, приговаривая:

Дети начинают движение по кругу, постепенно увеличивая темп, издавая звук ш. Темп движения задается музыкой.

Список литературы

1.Журнал «Дошкольная педагогика», №7, 2007, стр 64

2.Журнал «Дошкольная педагогика», №5 (54), июль 2009

Положение о школьном логопункте.

Положение о школьном логопункте.

Скачать:

Вложение Размер
Положение о школьном логопункте. 30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Положение о логопедическом пункте

1.1Настоящее положение разработано в соответствии сФедеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения, на основании письма Минобразования России от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

1.2.Н. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта в организации.

2.Задачи логопедического пункта

2.1.Своевременно выявлять нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся; определять их уровень и характер.

2.2.Устранять эти нарушения.

2.3. Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).

3.Организация деятельности логопеда

3.1.Логопедический пункт создаётся для обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:

– Общее недоразвитие речи разных уровней;

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

– недостатки произношения-фонетический дефект.

3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.

3.3.Обследование речи обучающихся проводится с 1 по15 сентября и с 10

по25мая. Данные обследования регистрируются в журнале обследования устной и письменной речи.

3.4.Предельная наполняемость логопедического пункта-не более 20человек (сельского общеобразовательного учреждения) на каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту.

3.5.Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений устной и письменной речи.

3.6.Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 2 лет и более.

3.7.Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и с подгруппой и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.

3.8.Периодичностьподгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут (с учётом передвижения детей) Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

3.9.В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, руководитель МОУ СОШ, родители (законные представители).

3.10.Учитель-логопед работает 5 дней в неделю. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов (1ставка), из которых 18ч отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с обучающимися, а 2часа –на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями.На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, повышение ставки заработной платы на 20%, порядок пенсионного обеспечения) предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.

3.11.В каникулярное время учитель логопед привлекается к педагогической, методической и организационной работе, которая заключается в следующем:

-выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи при записи детей в школу;

-участие в работе методического объединения учителей-логопедов;

-участие в семинарах, практических конференциях школы, района, области;

-подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям;

4. Руководство логопедическим пунктом

4.1.Общее руководство логопедическим пунктом МОУ СОШ осуществляет директор.

4.2.Директор МОУ СОШ:

-обеспечивает создание условий для проведения с обучающимися коррекционно-педагогической работы;

-проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи.

-осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку)

-разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику коррекционной работы по определению дефектов речевого развития обучающихся, представляет до 15 июня ежегодный отчёт.

4.4.Логопедический кабинет обеспечивается документацией и специальным оборудованием.

Документация логопедического пункта при МОУ СОШ _______

-Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

-Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.

-Индивидуальная карточка ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.

-Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

-Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопункт.

-Годовой план организационно-методической работы учителя-логопеда с педколлективом и родителями.

-Тетрадь учёта консультаций.

-График работы учителя-логопеда.

-Рабочие тетради для занятий по коррекции звукопроизношения и письма.

-Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи.

-Анализ о проделанной за учебный год работе.

Список обучающихся, имеющих

нарушения в развитии устной и письменной речи.

(заполняется учителем- логопедом после обследования обучающихся.)

Школьный логопункт, положение о логопункте

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ

1. Общие положения

1.1. Логопедический пункт школы создается в общеобразовательном учреждении в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273, Уставом МБОУ СШ № 14, письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 года № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Инструктивно-методическим письмом о работе учителя – логопеда при образовательной школе (Бессонова Т. П. 2008г.).

1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта, создаваемого в МБОУ СОШ № 14 в установленном порядке для детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии.

2. Задачи логопедического пункта.

2.1. Логопедический пункт школы организуется в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.

2.2. Основными задачами логопедического пункта являются:

  • диагностика и коррекция нарушения устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;
  • распространение знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности обучающихся;
  • нормализация учебной деятельности; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.

3. Порядок комплектования групп и организация деятельности логопедического пункта.

3.1. Логопедический пункт создаётся в общеобразовательном учреждении при наличии пяти – десяти классов I ступени начального общего образования.

3.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся МБОУ СШ № 14, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

3.3. Комплектование логопедического пункта осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, и заключения территориальной ПМПК.

3.4. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

3.5. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года, по мере освобождения мест. По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

3.6. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются в журнале движения. На каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту по форме. Приложение № 1 к инструктивному письму Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 года № 2.

3.7. Предельная наполняемость логопедического пункта образовательного учреждения – не более 25 человек.

3.8.Учитель-логопед формирует группы детей для занятий. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи.

3.9. Групповые занятия проводятся:

– с обучающими, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трёх раз в неделю;

– с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушение чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трёх раз в неделю;

-с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного – двух раз в неделю;

-с заикающимися обучающимися не менее трёх раз в неделю.

Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося согласно приложению 1.

3.10. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

3.11. Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

3.12. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.

3.13. Продолжительность группового занятия составляет 40-45 минут, продолжительность индивидуального занятия 15 – 20 минут.

3.14. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время, с учётом режима работы общеобразовательного учреждения.

3.15. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме русского языка и математики) с согласия родителей (законных представителей).

3.16. Ответственность за посещение занятий в логопедическом пункте несут учитель – логопед, классный руководитель, родители (законные представители).

3.17. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

3.18. В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем – логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования, получения консультативной помощи врачами – специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

3.19. Информация о результатах обследования, заключения логопедов дошкольных учреждений из медицинских карт, иная информация, связанная с обследованием, лечением детей у специалистов, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Обязанности и права учителя – логопеда.

4.1. Учителем – логопедом могут быть назначены лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по специальности «Логопедия».

4.2. Учитель – логопед

  • несёт ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп;
  • проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляет работу по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленную первичным речевым нарушением;
  • ведёт основную документацию:

– журнал по движению обучающихся, зачисленных и выпущенных из логопедического пункта;

– список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;

– журнал учёта посещаемости логопедических занятий обучающимися;

– годовой план работы логопедического пункта с учётом всех направлений работы (коррекционно-диагностического, санитарно-просветительского, методического);

– паспорт логопедического кабинета;

– перспективное планирование работы с обучающимися;

– заполняет речевые карты на каждого обучающегося в логопедическом пункте;

– составляет расписание групповых и индивидуальных занятий для обучающихся, зачисленных в логопункт, заверенное директором школы;

– осуществляет систематическую проверку тетрадей для коррекционных логопедических занятий, тетрадей по развитию речи, контрольные диктанты.

  • осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку), оказывает консультативную помощь учителям образовательного учреждения в определении причин неуспеваемости или трудностей обучения, даёт рекомендации по их преодолению;
  • ведёт свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению трудностей обучения или неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями;
  • поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
  • участвует в работе методических объединений и учителей – логопедов;
  • систематически повышает свою квалификацию;
  • представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте.

5. Руководство и контроль работы логопедического пункта.

5.1. Непосредственное руководство и контроль работы учителя – логопеда осуществляется заместителем директора по УВР.

5.2. На директора школы возлагается ответственность за обеспечение логопункта необходимым оборудованием, соответствие его санитарно-гигиеническим нормам и ремонт помещения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: