Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме Транспорт

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Транспорт»

Приветствие «Чуткие руки»
Логопед:
Что за чудо – чудеса,
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лечить.
Чуткие руки умеют дружить.
А теперь крепко пожмите руки друг другу, почувствуйте тепло рук ваших соседей.

Сообщение темы занятия
Логопед: Расскажите, как вы добрались сегодня в детский сад? (ответы детей) Я тоже приехала в детский сад на маршрутке. На чём ещё можно добраться до нужного нам места? Как сказать одним словом, на чём мы добирались в детский сад?
Дети: На транспорте.
Логопед: Давайте вспомним, какой мы знаем транспорт.

Речь с движением «Транспорт»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем транспорт называть (шаги на месте),
По земле пассажиров возят (хлопать в ладоши)
Машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль),
Самолёт идёт на взлёт (поднять руки в стороны, покачивать ими, как самолёт крыльями).
Корабль по морю плывёт (соединить ладошки, изображая нос корабля, слегка «покачиваться не волнах»)

Игра «Семейка слов»
Логопед: Отгадайте загадку:
Шагаешь-впереди бежит,
Оглянешься-домой бежит
Дети: Дорога.

Логопед: Давайте образуем слова одной семейки к слову «дорога». Как можно назвать маленькую дорогу?
Дети: Дорожка.

Логопед: Как можно ласково назвать дорогу?
Дети: Дороженька.
Логопед: Как называют растение, которое растет рядом с дорогой?
Дети: Подорожник.
Логопед: А как называют движение по дороге? Какое оно?
Дети: Дорожное.
Логопед: Как назвать кафе, стоящее у дороги?
Дети: Придорожное.
Логопед: Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки. Давайте их вместе назовём: дорога, дорожка, дороженька, подорожник, дорожное, придорожное.
Логопед: Приглашаю вас отправиться в интересный мир транспорта. Поехали!

Упражнение «Шоферы»
Едем, едем на машине (имитация движения рулем),
Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)
Скорости переключаем («рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя),
Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу).
Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони
раскрывают)
,
Вправо, влево – чистота (наклоняют руки вправо, влево)!
Волосы ерошит ветер (над головой шевелят пальцами).
Мы – шоферы хоть куда (разводят руки в стороны)!

Логопед: Какие виды транспорта по типу передвижения вы знаете?
Дети: Воздушный, наземный, водный.
Логопед: Почему транспорт называется воздушным?
Дети: Потому что летает в воздухе, высоко в небе.
Логопед: Почему транспорт называется водным?
Дети: Потому что он перемещается по воде.
Логопед: Почему транспорт называется наземным?
Дети: Потому что он едет по земле.
Логопед: Давайте рассмотрим транспортные средства на картинках и ещё раз повторим, к какому виду транспорта он относится (уточнить: подземный, железнодорожный, водный, воздушный, специальный, гужевой).

Игра «Поставь картинку»
Логопед: Посмотрите на символы наземного, водного и воздушного транспорта. Как они изображены? (ответы детей) Возьмите любую картинку с изображением транспортного средства и поставьте её к соответствующему символу.

Игра «Слушай внимательно»
Логопед: Дети, у вас внимательные ушки? Послушайте мои хитрые вопросы.
Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?
Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Игра «Угадай звуки»
(компьютерная игра: угадать звуки транспорта)

Игра «Скажи по-другому»
Логопед: Есть транспорт, который не перевозит грузы и пассажиров, но зато очень помогает людям. Назовите такие машины одним словом:
Убирает снег – …, машина сама сваливает груз – …, молоко возит – …, лес возит – …, ходит по луне – …, бетон мешает – …, бетон возит – …, цемент возит – …, везде ходит – …, бензин возит – …, мусор возит – …, сам летает – …, сам катает – …, асфальт укладывает – … , трубы укладывает – … .

Читайте также:
Речевое развитие детей второго года жизни в условиях дома ребенка

Игра “Назови и покажи”
Логопед: Посмотрите на нашу красивую машину и скажите, из каких частей она состоит (дети вместе с логопедом называют части машины и показывают движения, изображая детали машины).

Капот – руки вперед.
Кузов – руки назад.
Кабина – крыша над головой.
Двери – руки согнуты в локтях.
Мотор – вращать кулачками, произносить звук: «РРРРРР»
Фары – сжимать и разжимать кулачки.
Руль – крутить перед собой.
Кресло – присесть, руки на колени.
Педаль – поднимать и опускать правую стопу.
Колеса – «рисовать» круг указательным пальцем, произносить звук: «ШШШШШ»

Игра «Светофор»

Логопед:
Вот круги – три разных цвета, вам игра знакома эта?
Если красный покажу – всех похлопать попрошу,
Если желтый покажу – всех потопать попрошу,
Ну, а если зелёный цвет – всем: «Ура!» кричать в ответ.
Логопед: На зеленый свет можно переходить дорогу. Но в любом ли
месте мы можем ее перейти?
Дети: Нет!
Логопед: Мы можем перейти ее, когда увидим знак…
Ребёнок:
Всем знакомые полоски –
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет …
Дети: Пешеходный переход!

Игра «Путешествие машины»
Логопед: Посмотрите на картинку. Предлагаю вам составить небольшой рассказ о путешествии машины. (Дети составляют рассказ, используя приставочные глаголы: машина выехала из гаража, поехала по дороге, объехала лужу, въехала на мост, поехала по мосту, переехала речку, съехала с моста, объехала ёлочку и поехала по дороге дальше).

Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Транспорт»

Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 3 года обучения по лексической теме «Транспорт».

Лексическая тема «Транспорт».

  • Обогащение и расширение словарного запаса по теме.
  1. Закрепить обобщающие слово — «транспорт».
  2. Расширить активный словарь существительных.
  3. Практическое усвоение существительных в родительном падеже.
  4. Практическое усвоение существительных в творительном падеже.
  5. Практическое усвоение существительных множественного числа родительного падежа.
  6. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, умение действовать по сигналу; закреплять особенности передвижения разных транспортных средств.
  7. Развивать операции обобщения, классификации, конкретизации, развивать внимание.
  8. Развивать графические навыки.

Ход занятия.

1.​ Организационный момент.

Логопед загадывает загадки о транспорте, дети отгадывают и получают картинку, на которой изображён отгаданный вид транспорта.

Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется.
По дороге он несется

Дети садятся на свои места.

2.​ Беседа по данной теме.

– Назовите, что у вас изображено на картинках.

– Автомобиль, самолёт, поезд, корабль и т.д.

– Как одним словом назвать самолёт, поезд, корабль, автомобиль?

– Виды транспорта бывают разными:

  • Транспорт, который передвигается по земле (дорогам, рельсам), называется наземным. Это машины, автомобили, грузовики, мотоцикл, велосипед, трамвай, троллейбус, автобус, поезд и т д.
  • Транспорт, который передвигается по воде, называется водным. Это корабль, подводная лодка, катер, лодка, баржа и т.д.
  • Транспорт, который передвигается по воздуху, называется воздушным. Это самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар.
  • Транспорт, который передвигается в космосе, называется космическим. Это космический корабль, спутник.
  • Транспорт, который передвигается под землёй, называется подземным. Это метро.
  • Транспорт, который перевозит людей, называется пассажирским (автобус, такси и т. д.)
  • Транспорт, который перевозит грузы, называется грузовым (грузовик, самосвал, молоковоз).
3. Игра «Где поедет, поплывёт, полетит?»

Логопед выставляет на доске четыре картины: изображение моря, неба, дороги и космоса.

Читайте также:
Создание рукописной книги с детьми с ЗПР

Логопед предлагает каждому ребёнку выбрать для своего транспорта (картинки) дорогу и объяснить свой выбор.

– Моя машина поедет по дороге, потому, что это наземный вид транспорта.

– Мой корабль поплывёт по морю, потому что это водный вид транспорта.

4. Игра «Без чего?»

– Случилась беда, приходил великан из сказки и хотел поиграть транспортом, да только всё переломал. Нам удалось сфотографировать его проделки. Скажите, что на фотографиях.

– Машина без колеса.

– Самолет без крыла.

– Пароход без трубы.

– Велосипед без колёс.

– Вертолёт без винта.

– Мотоцикл без руля.

5. Физкультминутка.

Подвижная игра «Море, небо, дорога».

Логопед (дает детям сигналы):

Дети изображают корабль (руки вытягивают вперед, образуют треугольник вершиной вперед, покачиваются, как на волнах);

Изображают самолет («летают» в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга);

Изображают езду на машине («едут» по указанному направлению);

Встают друг за другом, изображая вагоны поезда, и ритмично передвигаются в одном направлении.

6. Игра «Управляет чем?»

Логопед предлагает детям найти для каждого вида транспорта нужную профессию.

– Летчик управляет чем?

– Лётчик управляет самолётом.

Водитель управляет (чем?) — автомобилем;

Капитан управляет (чем?) — кораблем;

Космонавт управляет (чем?) — ракетой;

Машинист управляет (чем?) — поездом.

7. Игра «Один – много». Игра проводится с мячом.

Логопед кидает ребёнку мячик и говорит :

– У меня одна машина, а у вас много….

Ребенок ловит мяч и отвечает:

– Машин и так далее.

8. «Что здесь лишнее?»

Логопед показывает детям картинки с изображением рядов предметов. Ребенок должен назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, как одним словом назвать все остальные.

– Корабль, лодка, парусник, грузовик.

– Лишний грузовик, потому что он относится к наземному виду транспорта. Остальные к водному.

– Самолет, вертолет, ракета, поезд.

– Троллейбус, автобус, трамвай, самосвал.

– Паровоз, тепловоз, электричка, скорая помощь.

– Скорая помощь, пожарная, милицейская машины, велосипед.

9. Развитие графических навыков.

Упражнение: «Проведи машину по дороге, корабль по реке».

Смотри Л.М. Граб «Развитие графических навыков» стр.10

10 . Итог занятия.

– О чём мы говорили на занятии?

– Мы говорили о транспорте.

– Назовите наземный транспорт.

– Машина, поезд, мотоцикл и т.д.

– Кто управляет самолётом? (Пароходом?)

– Самолётом управляет лётчик (капитан).

Оценка работы каждого ребенка.

Дети получают за хорошую работу наклейки с разными видами транспорта.

Минакова Оксана Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБОУ гимназия №1519 города Москвы

Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме Транспорт

Разработала: учитель – логопед Сергеева Елена Андреевна

МБДОУ “Детский сад №42” г. Псков

Цель: закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Задачи:

а) образовательные:

  • активизация, обогащение и закрепление словаря по теме «Транспорт»;
  • совершенствование умения подбирать слова-антонимы;
  • совершенствование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • обучение полным ответам на вопросы.

б) коррекционно-развивающие:

  • развитие мышления (обобщения, классификации);
  • развитие зрительного и речеслухового внимания;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие длительного целенаправленного речевого выдоха.

в) воспитательные:

  • воспитание активности и инициативности;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание навыков сотрудничества.

Оборудование: кепка, двусторонние предметные картинки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Песенка друзей», капелька, облачко, дорога, мольберт, стол, магнитная доска, ламинированные предметные картинки с недостающими деталями, контейнеры с водой, лодочки из бумаги, наклейки, «подзорные» трубочки из картона (по количеству детей), сумка.

I. Орг. момент.

Логопед заходит в группу, на его голове кепка, на плече сумка.

Логопед: Ребята, вы хотите вместе со мной отправиться в путешествие?

Логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Читайте также:
Мнемотехника для формирования связной речи

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

II. Основная часть.

1. «Скажи наоборот»

Логопед: Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд – сказать наоборот.

Логопед: Наш автобус маленький или…

Логопед: Наш автобус медленный или…

Логопед: Наш автобус короткий или…

Логопед: Наш автобус узкий или…

Логопед: Наш автобус грязный или…

Логопед: Ну вот, мы можем отправляться. Занимайте места в автобусе. Кто вы теперь?

Логопед встает вперед «держит руль», дети встают за ним по одному. Логопед включает «Песенку друзей»

2. Мимические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.

3. «Один – много».

Логопед останавливается с детьми около доски, на которой находятся предметные картинки с изображением транспорта.

Логопед: Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка: «Музей» Логопед предлагает детям присесть на стульчики.

Логопед: Посмотрите, сколько здесь разных картинок. Назовите их (дети называют по одной картинке).

Дети: самолет – много самолетов, поезд – много поездов, автобус – много автобусов, велосипед – много велосипедов, лодка – много лодок, грузовик – много грузовиков.

Логопед: Назовите все эти предметы одним словом.

4. «Чего не стало?»

Логопед: Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный. Внимательно посмотрите на эти картинки. Я спрячу одну из них, а вы скажите – чего не стало?

Логопед просит детей закрыть глаза (прячет картинку, затем дети открывают глаза и отвечают на вопрос).

Дети: Не стало самолета, не стало лодки, не стало поезда.

5. «Какой это транспорт?»

Логопед помещает на доску капельку, облачко и дорогу.

Логопед: Вспомните, какой бывает транспорт?

Дети: воздушный, наземный, водный.

Логопед: Возьмите по одной картинке со стола и найдите ей место: если это воздушный транспорт, то поместите картинку к облаку, если водный – к капельке, если наземный – к дороге.

Логопед складывает картинки с транспортом в свою сумку.

Логопед: Прежде чем ехать дальше давайте разомнем пальчики.

6. Пальчиковая гимнастика.

Едем-едем мы домой (делают «крышу» из пальчиков)

На автобусе с тобой, (сжимают-разжимают кулачки)

Въехали на горку: хлоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)

Колесо спустилось: стоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)

Логопед: Молодцы, едем дальше.

7. «Чего не хватает?»

Логопед с детьми останавливаются у мольберта с ламинированными картинками.

Логопед: Кажется, у нашего автобуса лопнуло колесо. А вот и мастерская перед нами, в ней ремонтируют транспорт. Чего здесь много? (достает из сумки по одной картинке и показывает детям).

Дети отвечают по одному: здесь много автобусов, лодок, велосипедов, грузовиков, самолетов, поездов.

Логопед: Пока у нашего автобуса меняют колесо, предлагаю помочь мастеру – найти, чего не хватает у транспорта.

Каждый ребенок дает по одному ответу и дорисовывает маркером недостающую деталь.

Логопед: Автобус без чего?

Ребенок: Автобус без колеса

Логопед: Самолет без чего?

Ребенок: Самолет без крыла

Логопед: Грузовик без чего?

Ребенок: Грузовик без кузова

Логопед: Лодка без чего?

Ребенок: Лодка без носа

Логопед: Велосипед без чего?

Ребенок: Велосипед без руля

Логопед: Поезд без чего?

Ребенок: Поезд без вагона

Логопед: Пока вы помогали мастеру, нам поменяли колесо. Едем дальше. Занимайте свои места.

Едут под песенку.

8. Дыхательная гимнастика.

Логопед с детьми останавливаются около столов, на которых стоят контейнеры с водой, а в них плавают лодки. Рядом с контейнерами лежат «подзорные» трубочки.

Логопед: Остановка «Берег». Выходите из автобуса.

Читайте также:
Конспект итогового занятия по ФЦКМ с детьми средней группы компенсирующей направленности

Логопед: Много чего вы видите?

Дети: Много лодок

Логопед: Лодки стоят у берега и никак не могут отплыть – ветра нет. Давайте поможем лодкам и сделаем ветерок. Вдохните через носики, вытяните губы вперед, дуйте плавно, щеки не надувайте.

Логопед: Какие вы молодцы, помогли лодкам

9. «Большой – маленький»

Логопед: А теперь представьте, что вы плывете в этих лодках, берег далеко и предметы, которые находятся далеко, кажутся маленькими. Что поможет нам увидеть предметы, которые находятся на берегу?

Дети: Подзорная труба

Логопед: Правильно. Возьмите по одной подзорной трубе (синие – для мальчиков, красные – для девочек) и посмотрите в нее. Я буду называть большой транспорт, который ездит по берегу, летает по воздуху, ходит по воде, а вы называйте такой же, но маленький.

Логопед: в небе летит самолет

Логопед: По дороге едет автобус

Логопед: По берегу едет велосипед

Логопед: По рельсам едет поезд

Логопед: По воде плывет лодка

Логопед: По дороге едет грузовик

Логопед: Весело с вами путешествовать, но пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места.

Едут под песенку.

III. Итог.

Логопед: Вот мы и приехали. Что мы сегодня делали? На чем мы ездили?

Что вы видели? Вам понравилось путешествие? Спасибо вам за интересное путешествие, возьмите эти билеты на следующее путешествие (логопед дарит детям наклейки).

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР

Наталья Васильева
Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Составила учитель-логопед: Н. Г. Васильева

Задачи:

1. Расширить и активизировать словарь по теме «транспорт».

2. Учить образовывать приставочные глаголы.

Коррекционно-развивающие:

1. Уточнить понятия: транспорт, наземный, водный, воздушный, подземный, профессии на транспорте.

2. Развивать умение соотносить речь с движением.

3. Совершенствовать фонематические представления, развивать навыки звукового анализа и синтеза.

4. Закрепить знание пройденных букв.

5. Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных.

6. Развивать умение разгадывать ребус.

7. Закрепить словарь по данной теме.

Оборудование:

Предварительная работа:

• Лексико-грамматическая работа по теме «транспорт»;

• Разучивание координации речи с движением «Отправляемся в полет».

Раздаточный матери ал: карточки с буквами.

Ход занятия:

– Ребята, хотите отправиться в путешествие? (Да)

– А на чем можно путешествовать? (Ответы детей).

– Верно, молодцы. Давайте мы сегодня попутешествуем на разных видах транспорта. Сначала мы сядем в наземный транспорт. На чём мы можем проехать все вместе? (Ответы детей).

-Хорошо, давайте поедем в маршрутном такси в аэропорт. (Появляется изображение маршрутного такси).

– Я поведу машину, а вы мне будете помогать. Все сели, я завожу мотор. Дети, которые умеют заводить моторчик помогают логопеду. (Р-р-р-р-р-р). Наша машина из детского сада (что сделала) … (выехала) и по дороге (поехала). К переходу машина… (подъехала). Горит красный свет. Можно машине двигаться на красный свет? (ответы детей) Когда загорелся зелёный свет, машина … (переехала) пешеходную дорогу и дальше …. (поехала). Дорога свернула к реке. А вот и мост. Машина на мост … (въехала, реку (переехала) и дальше по дороге (поехала). Наконец мы до аэропорта (доехали).

– Молодцы, помогли мне, спасибо. Как вы думаете, на чем мы можем отправиться из аэропорта дальше? (ответы детей).

– Давайте полетим на вертолете.

Речь с движением.

Отправляемся в полёт, (дети маршируют)

Улетает вертолёт. (машут рукой)

На носки поднимись, (тянутся, руки над головой)

А потом руки вниз. (опускают руки)

Раз, два, три, потянись. (тянутся)

Читайте также:
Проблемы чтения - связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности

Вертолёт летит наш ввысь! (прыжки на месте, руки над головой)

– Садитесь, по удобней.

– Мы так с вами высоко поднялись, что от сюда видно много разного транспорта. Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, водный, воздушный, подземный).

-Как вы думаете, от чего зависит название транспорта? (От того по чему едет, летит, катится, плывет.)

– Если по воде (появляется изображение воды… (водный, по воздуху (изображение облаков (воздушный, по земле (изображение дороги) (наземный). Какой вид транспорта мы не назвали? (подземный).

– Посмотрите, какие интересные облака проплывают, чтобы они не мешали вертолёту лететь, надо выполнить задание, и они исчезнут.

– Подберите картинки к схемам на облаках. (Звукобуквенный анализ).

(По очереди появляется картинка транспорта, и дети определяют к какой схеме она подходит, когда схема угадана – облако исчезает. На последнюю схему предлагается две картинки.)

– Мы с вами долетели до главной реки нашего города. Как она называется? (Нева). По реке Неве мы сможем отправиться в обратный путь. На чем бы вам хотелось поплыть? (Ответы детей). Как называется вид транспорта, который вы перечислили? (Водный).

– Давайте, чтобы мы все удобно разместились, поплывем на теплоходе. Для этого каждый возьмет свой билет (буквы на карточках) и найдет свое место на теплоходе (на спинках стульев прикреплены такие же буквы, как у детей).

(Дети садятся на стулья).

– Наш теплоход отправляется в детский сад. Мы с вами путешествуем сегодня на разных видах транспорта, но любым транспортом управляет человек. Давайте поиграем в игру «Кто, чем управляет?» Я вам буду кидать мяч, называть транспорт, а вы мне скажете, кто этим транспортом управляет.

– Молодцы, как вы много профессий знаете!

– Наш теплоход подплывает к пристани. А на чём мы вернёмся в детский сад, вы узнаете, разгадав ребус.

– Садитесь в машину.

– Пока мы едем, чтобы было веселей, поиграем в «Что какое?».

(Появляются изображения колеса и резины и т. д.)

колесо из резины -, сиденье из кожи -, кабина из железа -, кузов из дерева -, руль из пластмассы -, иллюминатор из стекла – … ,

рельсы из железа – … .

Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, где мы сегодня были. (Ответы детей).

– А что вам понравилось больше всего во время путешествия? (Ответы детей).Что вам больше всего запомнилось (Ответы детей).

Логопед подводит итог занятия.

Дидактические игры «Такой разный хлеб» и «Хлебные профессии» Дидактическая игра «Такой разный хлеб» Цель: развивать наблюдательность, закреплять знание разнообразия хлебобулочных изделий, соблюдать.

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему «Зима» Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зима».Цель – обогащение активного словаря.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФФНР «Дифференциация звуков [л]-[л`]» Цель: Учить дифференцировать звуки [л] – [л`] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; отрабатывать дикцию; совершенствовать.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звуков [р], [р’], для детей 6–7 лет с ФФНР Чикина А. А., учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 46» города Ярославля Тема: «Птичья школа» Цель: автоматизация звуков [р], [р’] в спонтанной.

Конспект подгруппового логопедического занятия по грамоте «Путешествие в осенний лес» в старшей группе для детей с ОНР Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Расширить и активизировать словарь по теме «Деревья». 2. Учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Звук [В] и буква В» в подготовительной группе Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Автор: учитель –логопед Ряднина Валентина Ивановна (МБДОУ «ЦРР.

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе Тема: «Мебель» Цель: обобщить знания и представления детей о мебели. Задачи: Речевые: • Уточнять, активизировать и обобщать словарь по теме «Мебель»; •.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Наш город» Цель: Расширение представлений о родном городе. Логопедические задачи: 1. Развитие неречевых психических функций: • Развитие произвольного.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Перелетные птицы» Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Перелетные птицы» Цели:.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР «Одежда» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР. (старшая группа) Тема: «Практическое усвоение глагола надеть на материале.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе “Транспорт. Правила дорожного движения” для детей с ОНР 6 – 7 лет.

Бродникова Н.А., учитель – логопед, г.Невинномысск.

Цель: систематизация и закрепление знаний детей по теме: “Транспорт. Правила дорожного движения”.

Коррекционно – образовательные – систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, предложно – падежные конструкции). Совершенствование навыка слогового анализа слов, чтение предложений.

Коррекционно – развивающие – развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, артикуляционной и общей методики, координации речи с движением.

Воспитательные – воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Магнитная доска, набор картинок “виды транспорта”, мяч, план – схема описательного рассказа о транспорте, кубики с изображением символов предлогов, тетради, карандаши, слоги:

жел – тый при – го – товь – ся,

зе – лё – ный и – ди!

Составление плана загадки – описания о транспорте, составление предложений с заданным предлогом, чтение предложений, слоговой анализ слов.

I часть. Организационный момент.

Игра с мячом “Вспомни и назови” (развитие речевого слуха, внимание экспрессивной речи сложными словами). Логопед по кругу бросает каждому ребенку мяч и просит назвать любое пассажирское транспортное средство, грузовое, специальное транспортное средство. (Автобус, маршрутное такси, грузовик, самосвал, пожарная машина, машина скорой помощи).

Логопед: правила игры меняются, я называю 2 слова, а вы образовываете одно сложное слово – название специального транспорта.

– Молоко возит (молоковоз)

– Цемент возит (цементовоз)

– Мусор возит (мусоровоз)

– Контейнер возит (контейнеровоз)

– Автомобили возит (автовоз)

– Бетон мешает (бетономешалка)

II часть Основная часть. 1. Упражнение “Придумай загадку” (развитие связной речи, памяти, мышления.).

Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Выберите понравившееся транспортное средство. Придумайте загадку – описание, используя план – схему, размещенную на магнитной доске

1. Вид транспорта.

6. Как используется:

– Это дорожный пассажирский транспорт. Он большой, зеленый, прямоугольной формы. Сделан из металла и пластика. У него есть салон для пассажиров, две двери, много больших окон, четыре колеса. В салоне стоят мягкие сиденья. Этот транспорт предназначен для перевозки пассажиров. Что это? (Автобус)

– Это грузовой дорожный транспорт. Он зеленый, большой. Это сильная, мощная машина, сделана из металла. У нее большие кабина, кузов и колеса. Она может работать на стройке и привозить песок, камни, землю. Что это? (самосвал)

– Это специальный дорожный транспорт, желтого цвета. Эта машина большая, металлическая. У нее есть кабина, два ковша с металлическими зубьями, два огромных колеса и два колеса поменьше. Это транспортное средство роет котлованы, выкапывает ямы. Что это (экскаватор).

2. Д/и с кубиком. Составь предложение (составление предложений с заданным предлогом).

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему (Полет на звездолете, Звук З, Зь и буква З)

Логопед: ребята, выходите в круг, будем составлять предложения о транспорте с выпавшим на кубике предлогом.

Дети по очереди говорят слова: “один, два, три, четыре, пять, буду кубик я вращать” . Каждый составляет предложение с доставшимся предлогом.

на На мусоровозе сидит ворона.

через Через мост переехал автобус.

над Над автомобилем пролетели чижи.

между Между домами стоит пожарная машина.

из Из гаража выезжает самосвал.

в В такси едут пассажиры.

3. Работа в тетрадях (совершенствование навыка слогового анализа слов).

На столах разложены карточки рисунком вниз.

Логопед: Ребята, переверните картинку, разделите на слоги название ваших транспорта, зарисуйте в тетради схему данного слова. Отметьте красным карандашом на какой слог упало ударение. (Вместе со всеми детьми разобрать и исправить допущенные ошибки).

4. Д/и “Слова рассыпались” (работа парами) (совершенствование навыка составления и чтения слов).

Логопед : А сейчас нам с вами предстоит собрать в слова рассыпавшиеся слоги. И если мы правильно сложим слова в предложения, то у нас получится основное правило светофора. Дети составляют и читают слова:

III часть Итог занятия

Логопед: Давайте вспомним что мы сегодня делали (называли сложные слова, придумывали загадки, составляли предложения, рисовали схему слова, собирали рассыпавшиеся слоги).

Логопед: Ребята, к нам приехал странный транспорт, что же это?

Дети: Это маршрутное такси.

Логопед: Да, ребята, оно привезло нам подарки. (Каждый ребенок получает наклейку с изображением транспорта).

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР на тему «Транспорт»

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по теме: «Транспорт»

Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря. Большое внимание уделяется формированию грамматических категорий языка ребёнка. В ходе занятия развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача: совершенствовать грамматический строй речи (упражнение в составлении предложений с предлогами «в», «на», используя схемы; развитие способности моделировать слоговой состав слова; упражнение в согласовании числительных и существительных); активизировать и расширить словарь по теме «Транспорт».

Коррекционно-развивающая задача: развивать общую и мелкую моторику, воображение, слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию; учить детей быть осторожными на дорогах города.

Оборудование: фрагмент видеофильма «Старик Хоттабыч», макет «Гараж», пальчиковые фигурки, манка, мяч, шляпа Незнайки.

Ходзанятия

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Мы за парту дружно сели,

На друг друга поглядели.

Дети улыбнулись друг другу, поздоровались.

  1. Введение в тему.

Просмотр фрагмента видеофильма «Старик Хоттабыч».

Логопед. Назовите транспортное средство, которым пользовался старик Хоттабыч?

Дети. Ковёр-самолёт.

Логопед. Какие ещё сказочные транспортные средства вы знаете?

Дети. Ступа, сапоги-скороходы.

Логопед. На чём люди передвигаются в нашем городе?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед. Каким одним словом можно назвать автобус, троллейбус, трамвай?

Дети. Транспорт.

  1. Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о транспорте.

  1. Изложение нового материала.
  • Игра «Гараж».

Логопед. Ребята такой транспорт, как автобус, автомобиль, грузовик, ставят в гараж. Сейчас мы поиграем в игру «Гараж». Перед вами на столах игрушечные гаражи, дороги, машины. На дорогу выезжает столько машин, сколько слогов в моём слове. Внимательно слушайте и считайте — «кабина». Сколько машин выехало из гаража?

Дети. Три, потому что в слове «кабина» три слога.

Логопед предлагает проверить ответ с помощью хлопков в ладоши.

Логопед. Машины возвращаются в гараж. Следующее слово «фары». Сколько машин выехало?

Дети. Две, потому что в слове «фары» два слога.

Аналогичная работа со словами: дорога, шофёр, самолёт.

Логопед. Ребята, вы внимательно слушали слова, поэтому каждая машина выезжала вовремя.

  • Игра «Заколдованные картинки».

Логопед. Вот картинки, которые заколдовал старик Хоттабыч. Чтобы их расколдовать – увидеть, что на них изображено, их надо посыпать манкой.

Читайте также:
Семья - конспект НОД

Каждый ребёнок берёт картинку, аккуратно посыпает её манкой, на картинке появляется очертание транспорта.

Логопед. Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал теплоход.

Логопед. Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал вертолёт.

Аналогичная работа с другими картинками

Дети. Я расколдовал самолёт.

Логопед предлагает отдохнуть.

Логопед. Самолёты загудели. Вращение перед грудью

согнутыми в локтях

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. Самолёты полетели. Руки в стороны, поочерёдно

Наклоны влево, вправо

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. На полянку тихо сели. Присесть, руки к коленям.

Логопед. Да и снова полетели. Встать, согнуть руки в

Дети. У-У-У-У. (Громко)

  • Игра «Сколько их?»

Логопед переводит внимание детей на пальчиковые фигурки-транспорт. Предлагает детям взять пальчиковые фигурки, соответствующие расколдованному транспорту.

Логопед. Наденьте фигурки на пальчики. Посчитайте, сколько фигурок у вас.

Дети считают самостоятельно.

Логопед. Сколько у тебя самолётов?

Дети. 1 самолёт, 2 самолёта, 3 самолёта………5 самолётов.

Логопед. Сколько у тебя троллейбусов?

Дети. 1 троллейбус, 2 троллейбуса ……………5 троллейбусов.

Аналогичная работа со словами грузовик, теплоход, автобус.

Логопед. Как много у вас транспорта! При счёте из вас никто не ошибся!

  • Игра «Не ошибись!»

Логопед предлагает отгадать загадку:

Мчат колёса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом,

Это я бегу верхом.

Детям предлагается встать в круг, ведущий – логопед, игра проводится с мячом.

Велосипедист ездит на велосипеде.

Мотоциклист ездит на … .

Водитель троллейбуса водит … .

Логопед. Каким одним словом можно объединить слова мотоцикл, самолёт, вертолёт, троллейбус?

Дети. Все перечисленные слова обозначают транспорт.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов в, на.

(Слова для составления предложений берутся из предыдущего упражнения).

Логопед. Сейчас мы будем составлять предложения со словами, обозначающими транспорт, используя при этом схемы предлогов. Схемы каких предлогов вы видите на доске?

Дети. Это схемы предлогов в и на.

Логопед. Составьте предложение с предлогом в.

Дети. В троллейбус сел дедушка.

Дети. В вертолёте летели военные.

Аналогичная работа с предлогом на.

Логопед. Молодцы! Вы грамотно построили предложения!

Раздался скрип двери, в приоткрывшейся двери появилась шляпа Незнайки. Ребята узнали его, предложили войти в кабинет. В руках он держал дорожные знаки. Поприветствовали друг друга. Незнайка обратился за помощью.

Незнайка. Ребята, вспомните, что обозначают эти дорожные знаки.

1-й ребёнок. Это знак «Остановка».

2-й ребёнок. Это знак «Пешеходный переход».

3-й ребёнок. Это знак «Подземный переход».

Незнайка. Я благодарен вам за помощь, рад, что вы знаете дорожные знаки,надеюсь, что вы всегда будете помнить о них. А для чего они нужны?

Дети. Дорожные знаки нужны для того, чтобы на дорогах было безопасно.

  1. Закрепление.
  • Игра «Моя новая машина».

Предлагаем детям пофантазировать.

Логопед. Придумайте такой вид транспорта, с которым было бы безопасно на дорогах.

Детали машин – кусочки липучей ленты, отличающиеся цветом, формой, величиной. В построении машин активное участие принимает Незнайка.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов.

Логопед. Составьте старику Хоттабычу предложение о вашей новой машине. Не забудьте о схемах предлогов!

Заслушивание ответов детей.

Логопед. Мы много фантазировали, когда вы будете взрослыми, кто-нибудь из вас станет инженером и изобретёт настоящую новую машину.

  1. Итог. Оценка деятельности детей.

Подгрупповое логопедическое занятие “Транспорт” с использованием ИКТ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ

подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ

Тема: «Транспорт»

I квалификационной категории

Муртазина Айсылу Радиковна

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

2. Совершенствовать связную речь детей.

Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, силу голоса; общую, мелкую и артикуляторную моторику.

Читайте также:
Роль игры в формировании у дошкольников психологической базы речи

2. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.
3. Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Формировать умение слушать, развивать слуховое внимание.
5. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию , фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу педали, кручу…» из мультфильма «Кот Леопольд», мяч, таз с водой, ореховая скорлупа.

I . Организационный момент

– Ребята, я рада вас видеть. Готовы заниматься? Покажите, какое у вас настроение. (Дети мимикой показывают) .

II . Постановка цели

– Посмотрите внимательно на экран и скажите, какая картинка лишняя и почему.

Игровое упражнение «Что лишнее?» (Машина, самолёт, пароход, кастрюля, автобус) .

– Лишняя картинка – кастрюля, потому что это посуда, а не транспорт .

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

– Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте.

III . Артикуляционная гимнастика

– Ребята, сегодня у нас будет гость. Он здесь будет с минуты на минуту. Послушайте, вот он едет и поёт песенку.

(Звучит фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу педали, кручу» из мультфильма «Кот Леопольд»)

– Угадали, кто это? (Кот Леопольд).

(на экране изображение кота Леопольда).

– Ребята, Леопольд очень добрый и очень воспитанный кот. Давайте с ним поздороваемся.

– На чём он к нам приехал? (На велосипеде).

(на экране изображение велосипеда)

– Какие части есть у велосипеда? Будем отвечать полным предложением. (У велосипеда есть руль. У велосипеда есть колёса. У велосипеда есть сиденье. На колёсах велосипеда есть спицы. У велосипеда есть звонок.)

– Давайте с вами тоже вместе с котом Леопольдом скатимся с горки на велосипеде. Но сначала проверим, все ли части велосипеда в порядке и готов ли ваш язычок к занятию.

Колёса . – Они круглые и большие. Откроем ротик широко. («Окошко»)

Сиденье . – Мягкое и удобное. На нём удобно сидеть. Широкий язычок положим на нижнюю губу. («Лопаточка»)

Спицы на колесе . – Очень длинные и тоненькие. Сделаем наш язычок таким же тоненьким и длинным. («Иголочка»)

Руль . – С его помощью мы можем поворачивать направо и налево. Движения языком вправо-влево. («Часики»)

Педали. – Крутятся вверх-вниз. Движения языком вверх-вниз. («Качели»)

А теперь скатимся с горы. («Горка»).

IV . Дыхательная гимнастика

– Назовите, на чём можно путешествовать по воде?

(Дети называют виды водного транспорта.)

– Давайте станем капитанами и отправимся в плавание на корабле. Для того чтобы корабль поплыл, его парусам нужен ветер. Давайте поможем нашему кораблику плыть. Не забывайте, чтобы он благополучно добрался до другого берега и не потонул, ветер должен быть плавным, но сильным. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

(Дети по очереди дуют на кораблик, помогая ему перебраться до другого края таза).

– А кто управляет кораблём? (Кораблём управляет капитан).

– Ребята, давайте скажем, что делал наш кораблик. Сначала он от берега что сделал? (отплыл). Потом по морю он… (поплыл). Затем совсем от нас… (уплыл). Кораблик море … (переплыл). И вот до берега… (доплыл).

IV . Основная часть

Игра-упражнение с мячом на изменение существительных в Р.п. «Что есть, чего нет?»

Давайте сыграем с котом Леопольдом в игру «Что есть, чего нет». Кому кину мяч, тот и отвечает:

– У самолёта есть хвост, а у машины нет…(хвоста)

– У лодки есть вёсла, а у грузовика нет… (вёсел)

– У поезда есть вагоны, а у автобуса нет…(вагонов)

– У машины есть колёса, а у парохода нет…(колёс)

Читайте также:
Театральная деятельность, как средство развития правильной речи у детей с ОНР

– У мотоцикла есть фары, а у лодки нет…(фар)

– У корабля есть парус, а у поезда нет… (паруса)

– У грузовика есть кузов, а у мотоцикла нет… (кузова)

– У самолёта есть крылья, а у катера нет… (крыльев)

– У автобуса есть окна, а у велосипеда нет…(окон)

– У велосипеда есть педали, а у вертолёта нет… (педалей)

– У парохода есть труба, а у лодки нет… (трубы).

2. Физминутка

А сейчас давайте немного отдохнём и отправимся вместе с нашим гостем в путешествие на самолёте.

Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны)

На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны туловища в стороны)

Мы летаем высоко, (потянулись вверх)

Мы летаем низко, (присели)

Мы летаем далеко, (вытянули прямые руки вперёд)

Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи крест-накрест)

– Кто управляет самолётом? ( Самолётом управляет пилот, лётчик).

– Кем мы с вами были? (Мы были пилотами).

Есть транспорт , который перевозит людей, т.е. пассажиров. Он называется пассажирский транспорт .

А есть транспорт , который перевозит грузы. Он называется грузовой транспорт.

3. Игра «Большой – маленький»

– Ребята, а у нас в группе есть игрушки-транспорт? Какие? (Дети называют игрушки).

Давайте сыграем в игру. Настоящая машина большая, а игрушечная – маленькая. Как мы её назовём ласково? (машинка).

– А сейчас мы отправимся в небольшое путешествие на автобусе. Сели поудобнее!

4. Пальчиковая игра “Автобус”

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

(вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль

(изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик

(параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

(вращаем сжатые кулачки)

Двери открываются — двери закрываются.

(ладошки сводим и разводим)

– А кто управляет автобусом? (Автобусом управляет водитель, шофёр).

Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дороге, третьи – плавают по морям и океанам.

Есть даже подземный транспорт – метро .

А какие виды транспорта знаете вы ? (Если детям сложно назвать, логопед задаёт наводящие вопросы)

Как называется транспорт, который летает в воздухе? (воздушный)

Как называется транспорт, который едет по дороге? (наземный)

Как называется транспорт, который плывёт по воде? (водный)

5. Игра «Скажи правильно»

– Ребята, кот Леопольд очень любит читать книжки. Вот и сегодня он хотел вам почитать, но вредные соседские мышки изорвали его книжку и перепутали все слова, и получилась какая-то путаница. Кот Леопольд очень расстроился, ведь теперь стало всё непонятно. Поможем ему правильно составить предложения в книжке?

– Машина летает в воздухе.

– Самолёт плывёт по реке.

– Пароход едет по дороге.

– Поезд плывёт по морю.

– Лодка едет по дороге.

– Мотоцикл едет по рельсам.

V . Итог занятия

Ребята, коту Леопольду очень понравилось с вами играть. Он обязательно приедет к вам ещё. А сейчас ему уже пора домой. Давайте с ним попрощаемся и вспомним, как всегда говорит кот Леопольд на прощание. (Ребята, давайте жить дружно).

– О чём мы сегодня говорили? Какой транспорт вы запомнили? Назовите виды транспорта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: