Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха

Методическая разработка логопедического занятия по развитию фонематического слуха
методическая разработка по логопедии на тему

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.docx 17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.

Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С» , магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.

Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

Логопед произносит ряд слов со звуком «С» : сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.

Дети угадывают и отвечают, что это звук «С» . На магнитной доске появляется буква «С» , открываются предметные картинки на звук «С» .

Введение в тему занятия

Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».

Этап повторения пройденного материала

Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С» ?

В царстве гласных или согласных звуков?»

Дети отвечают, что это звук «С» – согласный.

Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

Дети отвечают, что это свистящий звук.

Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С» ?»

Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):

– в начале слова ( санки, сумка );

– в середине слова ( носки, лиса );

– в конце слова ( ананас, автобус )».

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия

Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С» ».

  1. Развитие слухового внимания.

а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С» , запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – са

сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су

сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – ща

со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со

б). Запоминание слов на заданный звук.

Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С» :

Солнце село за селом;

Спят синицы, сойки спят,

Спит в воде усатый сом,

Видит сладкий, сладкий сон.

Спит лиса и зайка спит,

Ветер лишь один свистит».

2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц .

Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С » и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С» . Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».

А сегодня у зимы новоселье,

Пригласила она на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой он вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой он ширины?

Вот такой ширины.

VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С» . У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок ».

2. Различение сходных по звучанию звуков.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С» ».

Дети отвечают: « Сова, ананас, шесть, штангист ».

3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко».

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.

Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»

Дети отвечают: «Согласный звук «С» ».

Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического слуха

Упражнения для развития фонематического слуха у детей.

Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха «Гласные звуки» в старшей группе для детей с нарушением зрения

Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха.

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему “Зимующие птицы”

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему “Зимующие птицы&quot.

Логопедические игры для развития фонематического слуха

Памятка для родителей с играми для детей на развитие фонематического слуха.

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы тема: Звук [с]. Буква «с»

Занятие по развитию фонематического слухадля детей подготовительной логопедической группытема: Звук [с]. Буква «с&raquo.

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях.

Светлана Кравченко
Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях.

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях.

Разработанный мной план-конспект примерных подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха у детей с ОНР первого года обучения рассчитан на 4 занятия в неделю с октября по апрель месяц включительно. На начальном и конечном этапе этой работы составляется индивидуальная диаграмма сформированности фонематического слуха, в соответствии с показателями которой планируется дальнейшая работа по развитию фонематического слуха у детей.

1 этап (октябрь) «Развитие умения узнавать неречевые звуки»

1 занятие: «Узнай звучащую игрушку»

Цель: «Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки»

Оборудование: дудочка, колокольчик, бубен, погремушка.

Ход: логопед предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем за ширмой производит действия с этими звучащими игрушками, а дети отгадывают, какой предмет звучит.

2 занятие: «Различение постукиваний»

Цель: «Выявить у детей умение узнавать по постукиванию материал предмета»

Оборудование: стеклянный графин, фарфоровая ваза, металлическая кастрюля, деревянный ящик, пластмассовая миска, индивидуальные тетради, карандаши

Ход: С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока дети не уловят характер звука. Затем на слух предлагает определить, что звучит и по заданным цветовым схемам в тетрадях раскрасить звучащие предметы в определенном порядке.

3 занятие: «Различение звучания знакомых предметов»

Цель: «Выявить у детей умение узнавать звучание знакомых бытовых предметов»

Оборудование: свисток, конфеты в шелестящих фантиках, насос, пирамидка, воздушный шар, игрушечная машинка, резиновый мяч, индивидуальные тетради, карандаши

Ход: логопед предлагает детям определить на слух, какое действие и с какими предметами он производит. В тетради цветными карандашами дети в определенном порядке зафиксируют порядок действий логопеда.

4 занятие: «Различение встряхиваний»

Цель: «Выявить у детей умение узнавать звучание сыпучих предметов с частичками разной величины»

Оборудование: манная крупа, гречневая крупа, горох, большие пластмассовые бусины, стеклянные шарики, металлические баночки, индивидуальные тетради, цветные карандаши

Ход: логопед знакомит детей со звучанием круп и мелких предметов при их встряхивании в одинаковых металлических баночках. Затем дети фиксируют порядок звучания сыпучих предметов в индивидуальных тетрадях.

2 этап (ноябрь) «Развитие умения различать силу, тембр, высоту голоса на материале одинаковых звуков, слов и фраз»

1занятие: «Отгадай по голосу»

Цель: «Учить детей различать силу, тембр, высоту голоса, используя аудиозаписи голосов животных»

Оборудование: аудиозаписи голосов животных и детенышей, индивидуальные тетради, карандаши.

Ход: Дети, слушая аудиозапись, в определенной последовательности отмечают в тетради порядок звучания голосов животных и их детенышей.

2 занятие: «Измени свой голос»

Цель: «Учить детей менять свой голос по высоте и силе»

Оборудование: картинки домашних животных

Ход: логопед раздает детям картинки домашних животных и просит изобразить голос этого животного громко, тихо, голос котенка, голос кошки, голос старого кота…. Остальные дети отгадывают голоса.

3 занятие: «Изобрази голосом»

Цель: «Учить детей менять тембр и эмоциональную окраску одного и того же звука»

Оборудование: сюжетные и предметные картинки

Ход: логопед показывает картинки и просит детей воспроизвести определенный звук с изменением его тембра и эмоциональной окраски. Звук А – плачет девочка, поет певица, качают малыша, укололись иголкой. Звук О – удивилась мама, стонет бабушка, поет певица, человек кричит от боли, потягивается папа. Звук У – гудит пароход, звучит дудочка, плачет мальчик.

4 занятие: «Играем в сказку»

Цель: «Учить детей, меняя высоту и тембр голоса, изображать разных герой сказки»

Оборудование: шапочки героев сказки «Три медведя»

Ход: чтение сказки и беседа логопеда о важности изменения высоты и тембра голоса при передаче характера героя. Игра-драматизация сказки по ролям.

3 этап (декабрь) «Развитие навыков различения слов, близких по звуковому составу»

1 занятие: «Угадай слово»

Цель: «Учить детей различать слова, близкие по звучанию»

Оборудование: красные и зеленые флажки, картинки

Ход: логопед показывает картинку и произносит слово. При правильном звучании слова нужно поднять вверх зеленый флажок, при неправильном – красный

БАНАН АЛЬБОМ ВИТАМИН

БАМАН АЙБОМ МИТАНИН

ПАНАН АНЬБОМ ВИТАНИМ

2 занятие: «Хлопки»

Цель: «Учить детей различать на слух слова, близкие по звуковому составу»

Ход: логопед произносит слова в правильном и искаженном вариантах, дети хлопают на правильный вариант слова.

3 занятие: «Повтори цепочку слов»

Цель: «Учить детей повторять цепочку слов, близких по звуковому составу»

Оборудование: предметные картинки, экран

Ход: логопед за экраном произносит цепочки из двух похожих слов, просит ребенка повторить и выложить соответствующие картинки в порядке произнесения слов. (МАК-БАК, БЫК-БАК, ДОМ-ДЫМ, КОМ-ТОМ) При легкости выполнения задания предлагается цепочка из 3 слов.

4 занятие: «Подбери рифму»

Цель: «Учить детей подбирать слова, близкие по звуковому составу»

Оборудование: наборное полотно, картинки

Ход: логопед задает вопросы, дети выставляю на наборном полотне картинку, подходящую по смыслу.

Что скатали мы зимой? КОМ! Что построили с тобой? ДОМ! На крючок в реке попал? СОМ!

А кто ростом очень мал? ГНОМ!

Зеленеет на окне? ВЕТКА! Волейбольная висит? СЕТКА! Канарейка в ней сидит? КЛЕТКА!

Что стащил игривый кот? МОТОК! Детям мамочка плетет? ВЕНОК! Что за скользкий ровный лед? КАТОК!

4этап (январь-февраль) «Развитие способностей дифференцировать звуки по противопоставлениям»

1занятие: «Различение слогов»

Цель: «Учить дифференцировать звуки по противопоставлению звонкий-глухой»

Ход: логопед произносит слоги и просит детей поднять вверх флажки в тот момент, когда они услышат отличный от других слог.

БА-БА-ПА-БА КА-ГА-КА-КА ЗА-СА-ЗА-ЗА ДО-ДО-ДО-ТО…

2 занятие: «Хлопни-топни»

Цель: «Учить детей различать на слух слоги по звонкости-глухости»

Ход: Логопед предлагает детям встать на коврик, послушать слоги. Если прозвучат одинаковые слоги, то нужно дослушать и хлопнуть, если разные слоги – топнуть.

ПА-БА КУ-ГУ СА-ЗА ФА-ВА ПА-ПА ГУ-ГУ ЗА-ЗА ВА-ВА ПА-БА-ПА СА-СА-СА ФА-ВА-ВА

3 занятие: «Два брата»

Цель: «Учить различать звуки в слогах и словах по противопоставлению твердых-мягкий на примере звуков К-Кь»

Оборудование: предметные картинки

Ход: логопед показывает картинку, произносит слово. Если в слове слышится мягкий звук – дети растопыривают пальцы ладони, твердый звук – собирают пальчики в кулак.

4 занятие: «Два брата»

Цель: «Учить различать звуки в слогах и словах по противопоставлению твердый-мягкий на примере звуков П-Пь»

Оборудование: предметные картинки

Ход: логопед показывает картинку, произносит слово. Если в слове слышится мягкий звук – дети растопыривают пальцы ладони, твердый звук – собирают пальчики в кулак.

5 этап (март) «Развитие навыков различения фонем»

1 занятие: «Гласные звуки»

Цель: «Учить детей дифференцировать гласные звуки на слух»

Оборудование: разноцветные кружочки, фишки

Ход: логопед просит детей слушать звуки и выкладывать кружочки красного и зеленого цветов на своих столах. На звук А – красный кружок, на звук И – зеленый кружок. После этого схема рисунка проверяется, правильно выполнивший задание ребенок получает фишку.

А-И-А-А И-И-А-И А-И-А-И И-И-А-А А-А-И-И

2 занятие: «Узнай звук»

Цель: «Учить детей различать заданный звук среди других звуков»

Оборудование: экран, фишки

Ход: логопед задает звук и просит ребенка выложить на столе столько фишек, сколько раз этот звук прозвучит

3 занятие: «Угадай-ка»

Цель: «Формирование у детей навыков дифференциации фонем»

Оборудование: предметные картинки

Ход: логопед произносит звук и просит детей поднять, соответствующую этом звуку, картинку

4 занятие: «Магазин»

Цель: «Учить детей дифференцировать на слух шипящие и свистящие звуки, автоматизировать их в речи»

Оборудование: предметные картинки, картонные сумочки и мешочки

Ход: логопед просит детей пройти в его магазин и купить различные предметы. У кого в руках сумка – тот купит предмет со звуком С, а у кого в руках мешок – купит предмет со звуком Ш.

6 этап (апрель) «Развитие умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа»

1 занятие: «Кружочки»

Цель: «Учить детей на слух определять количество звуков, запоминать и повторять сочетания звуков»

Оборудование: кружочки, фишки

Ход: логопед просит детей выложить на столах столько кружочков, сколько звуков они услышат

А АУ АУИ ИУА УО

Затем просим повторить цепочку звуков. За правильный повтор ребенок получает фишку.

2 занятие: «Домики»

Цель: «Учить детей определять первый гласный звук в словах»

Оборудование: предметные картинки, домики для звуков

Ход: логопед произносит слово, выделяя ударный гласный звук в начале каждого слова. Совместно с детьми определяется домик для каждого звука. В красном домике живут слова на звук А, в синем – на звук И, а в зеленом – на звук У

АНЯ ИВОЛГА УЛИЦА

АЗБУКА ИГОРЬ УХО

3 занятие: «Буквы»

Цель: «Учит детей определять последний звук в словах»

Оборудование: гласные буквы, предметные картинки

Ход: логопед показывает картинку, произносит слово, выделяя голосом последний звук. Попросить детей поднять вверх букву, на которую заканчивается слово

звездА молокО ногА кинО

лучИ сапогИ головА доминО

4 занятие: «Цепочка слов»

Цель: «Учить детей определять первый и последний звук в словах»

Оборудование: предметные картинки, наборное полотно

Ход: логопед предлагает детям выложить на наборном полотне цепочку из слов, где каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего

РЫБА – АПЕЛЬСИН – НОГИ – ИГОЛКА – АЗБУКА – АИСТ….

По окончанию курса проводится тест: «Уровень сформированности фонематического слуха»

4 балла – точное выполнение заданий

3 балла – допускает незначительные ошибки

3 балла – выполнение 0,5 заданий верно

2 балла – более 0,5 заданий выполнено неверно

1 балл – отказ или полное невыполнение задания

Профиль сформированности фонематического слуха у ребенка представляется в диаграмме, где синий цвет – данные начального обследования, красный цвет – данные по окончанию курса

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда во второй половине дня. Методическое пособие 01 октября 2012 год 1. Артикуляц. гимнастика (обшая) (см. тетрадь 1 стр.) 2. Гимнастика для рук (общая) (см. тетрадь 2 стр.) 3. Развитие.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия у дошкольников 6-7лет с ФФНР

автор: Ересько Екатерина Сергеевна

Учитель-логопед МАДОУ «Цветик-семицветик»

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия у дошкольников 6-7лет с ФФНР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по развитию фонематического восприятия

Тема занятия: «В мире звуков»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет)

Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие

Форма организации: подгрупповая

Подготовила:

Ересько Екатерина Сергеевна

г. Когалым, 2020 г .

Пояснительная записка

Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит — для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности.

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети успешно автоматизируют поставленные звуки, воспринимают и различают окончания слов, приставки, выделяют количество слов в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

III этап – различение слов, близких по звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Длительность занятия – 30 мин.

Характеристика подгруппы детей: подгруппа детей подготовительной группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет), имеющих речевое заключение ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), посещающих логопункт дважды в неделю.

Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие

Форма организации работы: подгрупповая

Образовательная область: «Речевое развитие».

Цель НОД: Развитие фонематического восприятия

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

Материал и оборудование: аудиозапись со звуками, картинки с рифмующимися словами, картинки для игры «звуковые круги», красный и синий обруч, колокольчик, повязка для глаз, интерактивная доска, ноутбук.

Интеграция образовательных областей:

Методы и приемы:

  • Игровые: воображаемая ситуация, интерактивная игра «помоги птенчикам»,
  • Наглядный: карточки со словами, ИКТ.
  • Практические: Игра «Звуконаблюдения», подвижная игра «Звуковые круги», «Колокольчик»
  • Словесные: взаимодействие в диалоге (вопросы-ответы), словесные игры:

Виды детской деятельности : слуховое восприятие, коммуникативная, игровая, двигательная,

Структурные компоненты НОД:

I этап – Организационный: приветствие, создание атмосферы психологической комфортности, мотивации.

II этап – Основной: актуализация знаний, практическое выполнение заданий.

IIIэтап – Заключительный: рефлексия, подведение итогов детской деятельности.

Организационный

Включается аудиозапись со спокойной музыкой

— Ребята давайте сейчас необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» мы ртом

Станет радостно кругом.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!

Создает мотивацию:

Педагог демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?»

-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?

-Тогда ребята приглашаю вас в волшебный поезд, на котором мы отправимся в страну звуков.

Я буду паровозом, а вы вагончики. Первый вагончик тот, в чьем имени первый звук А, второй – в чьем имени первый звук К, третий-в чьем имени первый звук Ш, последний вагончик , тот в чьем имени тоже первый звук А

Берутся за руки

Смотрят друг другу в глаза, подмигивают Говорят «здравствуйте»

Удивляются, выражают желание побывать в этой стране

Выполняют задания и строятся друг за другом

— Ребята, закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг.

— А что нам помогло услышать звуки вокруг? … Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные

-сейчас вы услышите различные звуки , попробуйте догадаться что это за звуки. (Игра «звуконаблюдения»)

звук моющейся посуды

звук столовых приборов

звук разговаривающих людей

звук жующих людей

звук тикающих часов

Показ слайдов. Выбор слов.

Выбирают пары слов, которые рифмуются между собой

Дети справляются с заданием, каждый ребенок имеет возможность проявить себя, при возникновении трудностей – коллективно обсуждаем

— встаем с вами в круг, а Аня встает в середину круга и закрывает глаза, передаем колокольчик друг другу под музыку, когда музыка стихнет, тот у кого колокольчик остался в руках-звонит в него. Аня должна указать направление, откуда доносится звон. Затем этот человек зовет Аню по имени. Аня должна угадать, кто ее зовет.

— ребята хочу поиграть с вами еще в одну

игру «Ням-Буль»

Слушайте меня внимательно,

Напитки пьют, еду едят

Хотят того иль не хотят.

Выпить котлету у вас не получится,

А чтобы съесть сок- долго с вилкою мучаться.

«НЯМ» скажешь, если вдруг пищу заметил

«БУЛЬ» скажешь, если напиток приметил.

— Что скажите если услышите название еды?

-А если название напитка?

Спагетти, Бифштексы, компот,

Чай, кофе, пюре, бутерброд,

Салат, молоко, винегрет,

Печенье, коктейли, омлет,

Квас, пельмени, лимонад,

Ответы детей:

— Кажется это птенчики просят нас помочь им. Злой кот хочет утащить их из гнезда. Давайте ему помешаем

На экране игра «Помоги птенчикам» из портала «Мерсибо» на различение схожих по звучанию слов.

Каждый ребенок индивидуально подбегает и играет свой раунд

Игра «Звуковые круги»

— Перед вами два круга красный и синий

В красный круг мы будем складывать картинки, в которых первый звук гласный.

Давайте вспомним, гласный звук это какой?

А в синий круг-картинки, в которых первый звук-согласный.

Пока музыка играет, вы собираете картинки. На страт, внимание, марш.

-Мне очень понравилось быть рядом с вами и наблюдать как ловко вы со всем справляетесь.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию фонематических функций

Конькова Ирина Анатольевна , учитель-логопед
Нижегородская область, Варнавинский район, р. п. Варнавино

Цель занятия Совершенствование фонематического слуха и восприятия. Задачи Коррекционно – образовательные • Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л]. • Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным признакам. • Совершенствовать умение определять количество слогов в слове. • Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения читает – прочитал, и т.д.. Коррекционно – развивающие • Совершенствовать фонематический слух узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов. • Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью. • Совершенствовать внимание и память. Коррекционно – воспитательные 1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности чувство ответственности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 «СВЕТЛЯЧОК» р. п. ВАРНАВИНО

подгруппового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста

по формированию фонематических функций.

“В гости к Лунтику”

Цель занятия: Совершенствование фонематического слуха и восприятия.

Коррекционно – образовательные:
• Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
• Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным признакам.
• Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
• Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения (читает – прочитал, и т.д.).

Коррекционно – развивающие:
• Совершенствовать фонематический слух: узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов.
• Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью.
• Совершенствовать внимание и память.

Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
«Познавательное развитие».

Методы и приемы: Игровой, наглядный, практический.

Оборудование: предметные картинки: стул, слон, лук, клубника, фиалка, яблоко, лампа, белка, лошадь; 3 корзинки разного размера, клубнички с кармашками.
Презентация: PowerPoin

Ход занятия:
1. Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
(Дети «дарят» друг другу улыбки).
2. Сообщение темы

Учитель- логопед: Ветерок осенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик!
Ну-ка, Лена, посмотри,
Что там прячется внутри? (Ребенок открывает конвертик).
Учитель- логопед: Ой, здесь письмо!
Я родился на луне,
Оказался на земле.
Здесь завел себе друзей,
Чтобы было веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я….. (ответы детей)
Учитель – логопед: Ребята, послушайте, что Лунтик нам пишет: «Дорогие дети, жду я с Вами встречи. Я Вас приглашаю на свою поляну!».
– Вы хотите отправиться в гости к Лунтику? ( ответы детей).
– Замечательно. Значит, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лунтика и поиграем со звуком, с которого начинается его имя.
– Кто же скажет, какой первый звук в слове Лунтик? (ответы детей).
3. Характеристика звука по артикуляционным признакам
Учитель- логопед: А сейчас возьмите зеркала и мы с вами посмотрим и расскажем, как нужно правильно произносить звук Л.
– Что стало с губками? Зубками? Язычком? (ответы детей: губки улыбаются, зубки сближены, язычок поднимается за верхние зубки к бугорочкам).

– Замечательно! Положите зеркала перед собой.
4. Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед: Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? (лягушка). Правильно, это лягушка. И зовут ее Лулу. Лулу очень расстроена, она пришла к нам за помощью. Ее язычок совсем разучился ловить мошек и комариков, поэтому Лулу еще не завтракала. Давайте поможем нашей гостье, и покажем ей нашу волшебную гимнастику для язычка. А для чего мы делаем такую гимнастику? (ответы детей).

-Давайте возьмем наши сказочные зеркала, и начнем гимнастику.

Молодцы ребята! Лулу говорит нам спасибо, ее язычок потренировался, и стал сильным и ловким.

5. Развитие мелкой моторики

Учитель – логопед: Путь нам предстоит не близкий, и для того, чтобы дорогой нас не намочил дождик, мы расскажем особенное стихотворение. Приготовили пальчики. (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять (ударяем пальцами обеих рук по столу. Левая – с мизинца, правая – с большого)

Вышел дождик погулять («барабаним» пальчиками)

Шел неспешно, по привычке («шагаем» по столу пальчиками)

А куда ему спешить? («шагаем» по столу пальчиками)

Вдруг читает на табличке: (ударяем по столу: ладонь-кулак)

По газону не ходить! (ударяем по столу: ладонь-кулак)

Дождь вздохнул тихонько (бьют в ладоши)

-Ох! (один хлопок в ладоши)

И ушел (ритмичные хлопки по столу)

Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).

6. Фонетическое упражнение
Учитель- логопед: Ну что, я вижу, к путешествию все готовы. Пора произносить волшебные слова:
Лет- лет – лет – появись самолет!
Ставим руки мы вразлет – появился самолет!
Самолет летит, самолет гудит: л – л – л – л – л…..
Мы летим высоко,
Мы летим низко,
Мы летим далеко, (тихо)
Мы летим близко. (громко)
( Дети вместе с учителем-логопедом произносят текст)
7. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов:
Учитель- логопед: А пока мы летим, предлагаю вам поиграть: я буду произносить звуки, слоги и слова, – вы внимательно слушаете, и как только услышите звук л, сразу хлопайте в ладоши. А если звук л не услышим, то в ладоши не хлопаем.

Учитель- логопед: л, г, м, л, н, л, з , в, л, м, н, л;

му, лу, ту, ка, ла, во, ло, ул,;

кошка, стол, пила, башня, ягода, клубника, бабочка, жук, ложки, вишня, ландыш.(дети выполняют задание). МОЛОДЦЫ!

Ребята, самолет – то наш уже приземлился. А вот и полянка, на которой живет Лунтик и его друзья.

Учитель- логопед:
– Ну что, идем искать Лунтика. Посмотрите-ка,- бабочки! Они будут показывать нам дорогу. Пойдемте за ними!

8. Слоговой анализ слова:

Учитель- логопед: Вот и кузнечик Кузя.

– Что это он делает? (ответы детей)
– Скажите, сколько у Кузи корзинок? (ответы детей)
– Они все одинаковые? (ответы детей)
– Чем же они отличаются ? (ответы детей)
-Кажется, я догадалась, зачем Кузе столько корзин. В самую большую корзину Кузя собирает самую спелую и самую крупную клубнику; в маленькую …. ( ответы детей: мелкую клубнику) и в среднюю …
– Поможем Кузе клубнику собрать? У нас вот и корзинки есть. Только клубничка здесь растет особенная: под каждой ягодкой картинка прячется. Ягодку срывайте и смотрите, если в названии картинки один слог кладем ягодку в маленькую корзинку, если два слога – в среднюю, и если три слога – в большую.

(Дети выполняют задание).

Учитель- логопед: -А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание.

– Какая у нас клубничка оказалась в первой корзинке?

-Что у нас получилось в средней корзинке

– И какую клубничку вы положили в самую большую корзинку

– Ребята, вы отлично справились с заданием!

Смотрите-ка, – бабочки! Значит нам пора идти дальше.

Учитель- логопед: Ой, что это за пчелка такая большая? (ответы детей)
– Ребята, какое настроение у Пчелёнка? (ответы детей)
– Как вы думаете, что нужно сделать , чтобы настроение у него стало веселое? (ответы детей)
9. Физминутка:
Учитель- логопед: Я предлагаю немножко подвигаться и размяться.
(Дети встают напротив учителя-логопеда).
Ла-ла-ла (три хлопка),

Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу (три хлопка),

Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ол-ол-ол (три хлопка)

Мы починим стол (ударяем кулаком одной руки об ладонь другой)

Ул-ул-ул (три хлопка),

Михаил уснул (присесть, руки под щеку).

Учитель- логопед: Вы так дружно двигались, посмотрите и настроение Пчелёнка изменилось. Нам пора идти дальше.

По извилистой тропинке
Поскорее мы пойдем.
Может быть за поворотом
С вами Лунтика найдем.
Мы так долго, долго шли,
И кого же мы нашли?
(На экране изображение Лунтика с бабочками)

10. Формирование представлений о глаголах совершенного и несовершенного вида
Учитель- логопед: Лунтик очень рад , что мы ему наконец-то с ним встретились и хочет раскрыть нам секретик про звук Л.

– Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей: читает книгу).
– Верно, он занимается делом: читает. Скажите, в слове «читает» есть звук Л? (ответы детей).
-А сейчас посмотрите на следующую картинку: Что делает мальчик? (ответы детей).
– Правильно, он уже закончил занятие. А в слове «прочитал» есть звук Л? (ответы детей).
– Значит, как только в слове «прочитал» появился звук Л, занятие закончилось. — —Оказывается звук Л настоящий волшебник, он может изменять не только слова, но и действия. Проверим. (АНАЛОГИЧНО РАССМАТРИВАЮТСЯ ВСЕ КАРТИНКИ).
(На экране появляется изображение Лунтика с друзьями).

Вот и побывали мы у Лунтика в гостях. Но пришла пора прощаться, в детский сад нам надо возвращаться.

11. Итог
Учитель – логопед:

– Где мы сегодня побывали?
– Какой звук нам помогал?
-Лунтик тоже был очень рад, что мы побывали у него в гостях.

Вопрос 5. Система занятий в группе для детей с ФФН (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных).

ЖЕЛТЫМ ВЫДЕЛЕН КРАТКИЙ ОТВЕТ.

Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В чужой речи дети лучше слышат ошибки как в момент произношения, так и отставлено во времени. Затем хуже слышат свои ошибки отставлено во времени, и хуже всего слышат ошибки в своей речи в момент произношения.

Разработкой системы занятий в группе для детей с ФФН занимались авторы:

Каше, Филичева, Чиркина, Туманова и др.

Занятия в группе для детей с ФФН проводятся в формате фронтальных, подгрупповых и индивидуальных.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетической системой языка, подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.

Решение этих задач сводится к следующему: специальными логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Постановка звуков или уточнение произношения уже имеющихся звуков необходимо, однако этим коррекционное обучение не ограничивается. Специальное время отводится па развитие фонематического восприятия, т. е. на упражнения в различении поставленных пли уточненных в произношении звуков на слух, а также па развитие слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, Эго имеет громадное значение не только для подготовки к обучению грамоте, но и дли введения в речь постав­ленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, имеющие и виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. Эти две задачи близки, но не идентичны. В самом деле, для овладения устной речью было бы достаточно после постановки звуков, наряду с тренировочными упражнениями, направленными па закрепление произношения, научить детей различать звуки и находить их в составе слова. При этом следовало бы отрабатывать только те звуки, которые неправильно произносятся или неправильно употребляются в речи.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последовательность звуков в слове; уметь членить предложения па слова.

Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. Однако обучение грамоте начинается только после 4—5 месяцев устных упражнений, имеющих в виду овладение звуковым составом языка. За это время изучаются почти все звуки речи и все основные дифференцировки (взрывные — фрикативные; звонкие — глухие; свистящие — шипящие; мягкие — твердые; плавные — вибранты). Кроме того, дети овладевают в определенном объеме анализом и синтезом звукового состава речи. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.

При разработке системы обучения с фонематическим недоразвитием учтено и отставание в развитии у детей произвольного внимания. Уже сама организация логопедической работы — частичная замена индивидуальных и групповых занятий фрон­тальными — создает наиболее благоприятные условия для выработки сосредоточенности и развития внимания. Кроме того, в системе обучения предусмотрен ряд специальных упражнении, направленных на развитие у детей внимания к звуковой сто­роне речи.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения и определенной системе по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют нее дети, без исключения.

Материал фронтальных занятий всегда должен включать звуки, правильно произносимые всеми детьми. К фронтальным занятиям дети подготавливаются па индивидуальных и групповых занятиях.

Последовательность работы над звуками следующая: вначале фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического слуха и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной последовательности, о которой будет сказано ниже, включаются поставленные к этому времени звуки.

При планировании фронтальных занятий логопед должен ясно представлять себе место каждого занятия в общей системе обучения: что уже пройдено и хорошо усвоено детьми, что еще требует закрепления, какой новый материал следует использовать.

Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Первый и второй периоды обучения являются подготовительными к обучению грамоте. В течение этого времени все упражнения, направленные на овладение звукопроизношением, теснейшим образом взаимосвязаны с устным анализом звукового состава речи. В течение последнего (третьего) периода обучения, наряду с продолжающимися занятиями по произношению, выделяются специальные занятия по грамоте (2 раза в неделю). На всем протяжении обучения формирование произношения, так или иначе связано с развитием речи детей.

При составлении общего плана работы с группой необходимо иметь в виду, что не все звуки в одинаковой мере трудны для произношения.

Следует различать две основные группы звуков. Первая группа — это звуки, при произношении которых артикуляционных затруднений дети чаще всего не испытывают. Это: а, о, у, и, э, ы, м, м’, н, н’, п, п’, т, к, к’ х, х’, ф, ф’, в, в’, л’, йот, б, б’, д, г, г’. В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к — х, в — б, ф — в, п — б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и шипящие, л’ р и т. п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено.

Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к, к’, х, х’, л’, йот, б, б’, д, г, г’) иногда произносятся неправильно пли вовсе не произносятся отдельными детьми. По отношению к ним задача расширяется: следует исправить неправильное произношение звуков, прежде чем начнутся занятия по уточнению артикуляции и дифференциации этих звуков со всеми детьми.

Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а у некоторых закрепилась неправильная артикуляция. Сюда относятся звуки р, р’, л, свистящие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звук т’, близкий по артикуляции к звукам ч и ц, и звук д’.

В большинстве случаев стоит вопрос о постановке детям всех этих звуков, реже — только об уточнении артикуляции и дифференциации.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющих в речи звуков, дифференциация звуков производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).

Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует, во-первых, появлению в речи детей до сих пор отсутствующих звуков; во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над дифференциацией звуков. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот второй этап завершается значительно быстрее.

Большое внимание па всех этапах работы уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых и значительной мере зависит четкость речи. Кроме того, правильное, осознанное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова. Все шесть гласных звуков специально отрабатываются.

С самого начала обучения овладение фонетикой опирается на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми пли иными формами анализа. В строго определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте, — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов (первый период обучения). И лишь позднее (второй период обучения) дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза отдельных слов и выделением слов из предложения.

В процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются.

Материал для закрепления правильного произношения звуков должен одновременно способствовать расширению и уточнению словаря, формированию умения правильно строить предложения, развитию связной, грамматически правильной речи.

В течение третьего периода обучения выделяется специальное время на развитие грамматически правильной речи.

Индивидуальные и групповые занятия. Постановка звуков и закрепление правильного произношения имеющихся у детей звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Приемы коррекции звуков используются обычные. В то же время учитывается, что при фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затруднениях в звуковом анализе слова. Уже в момент постановки звуков перед логопедом стоят две задачи — воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только удастся добиться правильного произношения какого-либо звука, включается третья задача — научить выделять звук из состава слова. Понятно, что в педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, а на всех этапах логопедической работы, так или иначе, взаимосвязаны.

В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний выделяется как специальная задача

Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее: общую последовательность логопедической работы, о которой сказано в разделе «Фронтальные занятия», и общепринятую последовательность постановки звуков. Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящие и шипящие р и л, и в то же время нарушено озвончение, то следует начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность внутри каждой группы. Так, в труппе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от з ставится ж, от б д, от дг (звук в редко бывает лишен озвончения). Последовательность постановки соноров рил ин­дивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большее количество звуков, к фронтальным занятиям. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка — особенности строения и по­движности его артикуляционного аппарата, степень развития слухового внимания и восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособности. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Понятно, что содержание работы будет различным. Так, с одними детьми придется больше проводить артикуляционных упражнений и больше времени планировать па постановку звуков, с другими — больше внимания обращать на развитие слухового внимания, анализа, грам­матически правильной связной речи.

Каковы бы ни были индивидуальные особенности каждого ребенка, план всегда составляется с таким расчетом, чтобы все дети группы были подготовлены к фронтальным занятиям. А для этого постановка звуков начинается задолго до их проведения. В зависимости от трудностей артикулирования того или иного звука и от индивидуальных особенностей ребенка этот срок ко­леблется примерно от одного до трех месяцев. Особенно важно задолго начать постановку звуков с, ш, б, р, л, которые не все­гда удается быстро сформировать.

Вопрос 6. Требования к организации и проведению фронтального логопедического занятия (наглядно-графическая символика, оборудование, документация логопедического кабинета для детей с ФФН)

Фронтальные занятия проводятся со всей группой или по подгруппам. На подгруппы дети делятся по уровню речевого развития. Содержание занятий в подгруппах должно быть одинаковое, но разным может быть способ предъявления заданий (более простая инструкция), может быть разным количество заданий.

Количество фронтальных логопедических занятий по формированию произношения зависит от периода обучения: в 1 периоде – 2 занятия, во II – 3, в III – 4 занятия. Проводятся в первой половине дня (в программе – с 9.00 до 9.20)

Фронтальные занятия имеют определенные разделы:

1. Обучение звукопроизношению. В этот раздел включаются упражнения, которые направлены на закрепление навыков правильного произношения звуков.

2. Дифференциация звуков (на слух и в произношении). Развитие фонематических процессов: слуха, восприятия, подготовка к обучению грамоте.

Во втором периоде обучения учим детей делить слова на слоги, определять количество слогов и звуков в словах. Детей знакомят со схемой слова (гласные звуки – красный, твердые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет: квадраты или круги). Сначала детей знакомят с этой схемой, потом – картинки с предметами и схема слова, самый сложный вариант – готовая схема, под эту схему ребенку нужно подобрать подходящее слово, придумать самому. Работа с разрезной азбукой (касса букв). Учат детей по следам устного анализа складывать слоги в слова, которые дети потом читают.

Фронтальные занятия должны быть интересны, необходимо включать игровые моменты, поскольку у дошкольников ведущая деятельность – игровая.

Должна быть разумная грань между игровыми моментами и учением – с точки зрения подготовки ребенка к школе. В начале учебного года занятие имеет много игровых моментов (игрушки, персонажи, игровые моменты- чтобы сделать занятие более интересным, мотивацию поддержать). В течение учебного года уменьшается количество игровых моментов, увеличивается количество учебных заданий.

Необходимо следить за тем, чтобы дети все максимально проговаривали. Логопед должен все время стимулировать речевую деятельность детей.

Необходимо менять разные виды деятельности, чтобы поддерживать мотивацию к занятию. Можно использовать музыкальные моменты, например, для физкультминуток.

СТРУКТУРА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

Фронтальные занятия могут быть посвящены закреплению произношения звуков или для дифференциации сходных по звучанию звуков, в зависимости от этого используются разные виды упражнений и заданий.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука или звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение изучаемого звука в словах.

6. Физкультминутка (динамическая пауза)

7. Работа над предложением (Произношение звуков в связной речи – в конце года).

8. Обучение элементам грамоты

Первая половина занятия (до физкультминутки) идет работа со звуком, после – работа с буквой.

Дополнительные элементы, которые можно вводить в занятие:

– лексико-грамматические задания (у детей с ФФН могут быть нерезко выраженные лексико-грамматические нарушения);

– могут быть голосовые, дыхательные и мимические упражнения;

– некоторые авторы советуют использовать психогимнастику;

– упражнения на развитие познавательных процессов.

В течение учебного года логопед оформляет следующие виды документации:

· речевые карты на каждого ребенка;

· планы (конспекты) фронтальных занятий;

· тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя, (логопед фиксирует индивидуальные задания для вечерних занятий и определяет специфические требования к отбору речевого материала в зависимости от этапа коррекции. Воспитатель отмечает особенности выполнения предлагаемых тренировочных упражнений и возникающие трудности у каждого ребенка);

· отчет о результатах проведенной работы за год (должен содержать информацию об эффективности логопедической работы и рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте ребенка).

Дата добавления: 2021-04-15 ; просмотров: 173 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Конспект занятия по формированию фонематического слуха в 1 классе “Наши друзья – волшебные слова”

Содержимое разработки

Конспект коррекционно-развивающего занятия

« Наши друзья – волшебные слова»

Цель: Коррекция фонематических нарушений у детей;

развитие фонематического слуха и речевого внимания;

развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: наборы картинок со сходно звучащими словами, пособия для развития речевого дыхания (ватные диски, легкие шарики).

Ход занятия:

1.Организационный этап

Сегодня мы отправимся в страну волшебных слов, которые похожи друг на друга по звучанию, но разные по значению. Чтобы добраться до этой волшебной страны, мы должны будем выполнить разные задания.

2.Основная часть

1) Артикуляционная гимнастика (дети сидят за столами). Чтобы найти путь в страну волшебных слов нам нужно сделать гимнастику. Дыхательная гимнастика (загони мяч в ворота),(сдуй снежок с ладони).

2) «Найди ошибку»

1. Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась(шишка)

2.Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

3.Стужа. Снег. Метут метели.

Темной ночью бродят двери(звери).

4.Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама осы(косы).

3) Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.Ком – ком – кот -ком
Канава – канава – какао -канава
Утенок – утенок – утенок -котенок
Будка – буква – будка -буква
Винт – винт – бинт -винт
Минута – монета – минута -минута
Буфет – букет – буфет -буфет
4).Физкультминутка

Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово , похоже звучащее, например корзина.

Паучок-сверчок; елки-иголки; петрушка-игрушка; зверюшка-хлопушка; лесок-песок; свечка-печка; кузнец-удалец.

5)Съедобное-несъедобное

Найти только те предметы, которые съедобны.

-Картошка, ложка ,окрошка;

-Апельсин, клин, мандарин;

-Конфета, котлета, ракета.

6) Исправь ошибку

Письмо от Незнайки

1.Жучка будку (булку) не доела: не охота, надоело.

2.Улетела на три метра шляпа дядина из ветра (фетра).

3.На волке (полке) сметана, творог, молоко.

4.На пожелтевшую траву роняет лев (лес) свою листву.

5.Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей (грачей).

6.Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом (сом).

7.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами».

8.Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку).

9.На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

10.На виду у детворы крысу (крышу)красят маляры.

11.Посмотрите-ка, ребятки, раки (маки) выросли на грядке.

12.Мы собирали васильки, на головах у нас щенки (венки).

13.Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами.

7) «Закончи стихотворение».

Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась(шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь(двери).

Мы собрали васильки,
На головах у нас (венки).

Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети(книжки)

Пес козе принес букет,
Сытный будет ей (обед)

Мы выполнили все задания и очутились в стране волшебных слов. Теперь-то мы знаем, чем отличаются слова: мышка и мишка, кот-ток, рак-мак и т.д.

Логопедическое пособие «Речевичок»

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Читайте также:
Дифференциация звуков и букв Б-П - конспект логопедического занятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: