Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением ОНР

Залина Кайтукова
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением ОНР

Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности».

– Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности».

– Совершенствование грамматического строя речи.

– Совершенствование навыков составления и чтения слов, звукового анализа, анализа предложения.

– Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.

– Развитие связной речи, всех видов восприятия.

– Развивать у детей умение рассказывать по плану;

– Развивать воображение и творческие способности детей;

-Воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности.

Оборудование: картинки с изображением школьных принадлежностей, игрушек, картинка- Растеряшка, Незнайка, настоящий портфель и набор школьных принадлежностей, карточки с предложениями, схемы предложений на доске, подарки от Незнайки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Ребята, скоро в вашей жизни произойдет очень важное событие – вы пойдете в 1 класс. Чтобы учится на отлично в школе, необходима хорошая подготовка. В детском саду вы готовились к школе целый год, учились выкладывать слова, составлять рассказы, отгадывать загадки, петь, рисовать и еще многому другому.

К нам сегодня пришел гость – Незнайка. Он тоже хочет пойти в школу, но он не знает, что необходимо для школы. Поможем Незнайке собраться?

Чтобы собрать необходимые школьные принадлежности, надо выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание получаем 1 предмет.

2. Основная часть.

1.А вот и первое задание: Отгадайте загадки про школьные принадлежности.

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из класса в класс.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней

По черному белым

Пишут то и дело.

(Школьная доска)

Кто я, если прямота

Главная моя черта?

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

– С заданием вы справились, получаете первый предмет – ПОРТФЕЛЬ.

2. Следующее задание «Собери слова».

Используется пособие «Цветик- семицветик».

Дети «отрывают» по одному лепестку, на обратной стороне которых в произвольном порядке написаны буквы, соответствующие названиям школьных принадлежностей, отгадывают и записывают названия.

– За это задание вы получаете ТЕТРАДЬ.

3. Игра «Растеряшка» (Выставляется картинка с изображением Растеряшки)

– Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята достали учебники, а у неё нет (чего). Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего). У всех в пенале ручка, а у неё нет (чего). Дети достают карандаши, а у неё нет (чего). Как вы думаете, чего ещё нет у Растеряшки?

– Молодцы! Справились с заданием, ответили правильно, заработали ПЕНАЛ.

4. Подвижная игра «В школу». Импровизация движений в соответствии с текстом.

Скоро в школу мы пойдём,

И портфель с собой возьмём.

В школе будем мы читать,

Будем ручками писать.

На «отлично» все стараться!

Дети получают РУЧКУ.

5. Составление загадок-описаний.

Каждый ребенок, не глядя, вытаскивает картинку. Задача – рассказать о предмете, не называя его. Описать его внешний вид, для чего он необходим.

Дети получают КАРАНДАШ.

6. «Подбери схему к предложению».

Дети вытаскивают из «веера» карточку с предложением, читают его и прикрепляют карточку к подходящей схеме.

Дети получают ЛИНЕЙКУ.

7. Пальчиковая игра «Переменка»

Переменка! Переменка! Ритмичное сжимание-разжимание кулачков на обеих руках.

Отдохните хорошенько: Движения расслабленными кистями рук вверх-вниз.

Можно бегать и шуметь,

Танцевать и песни петь, Попеременное сгибание пальчиков обеих рук в кулачки.

Можно сесть и помолчать, Пальцы рук образуют «замок».

Только – чур! – нельзя скучать! Движения указательными пальчиками обеих рук вправо-влево.

Дети получают РЕЗИНКУ.

8. А теперь последнее задание «Собери портфель».

Необходимо по команде выбрать необходимые предметы и сложить в портфели. (Каждый ребенок собирает свой портфель).

Дети получают БУКВАРЬ.

Коллективное выкладывание звуковой схемы слова БУКВАРЬ.

3. Заключение.

– Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, показали готовность к школе, помогли Незнайке. У него теперь есть все необходимые принадлежности для учебы, но самое главное – это знания, которые он получил сегодня на нашем занятии и желание учится.

За помощь Незнайка благодарит вас и дарит вам памятные подарки.

Конспект логопедического подгруппового ООД в подготовительной к школе группе «Путешествие по зоопарку» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» «Путешествие по зоопарку» (конспект логопедического подгруппового.

Читайте также:
Звуки (К) — (К'), буква К - конспект

Конспект интегрированного психолого-логопедического подгруппового занятия с детьми-логопатами в подготовительной группе Цель: Активизация энергетического потенциала организма ребенка и улучшение всех жизненно важных процессов. Повышение уровня самооценки и.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Осень. Деревья осенью» Цель: Речевое и познавательное развитие детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью» Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия с детьми с ОНР в подготовительной группе «Зоопарк» Подготовила учитель-логопед Андреева С. А. Задачи: Коррекционно-образовательные: • Активизировать в речи детей названия животных Севера,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Прогулка по осеннему лесу» Лексическая тема: «Осень» Коррекционно-образовательные цели: -Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря,.

Конспект открытого подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ОНР по развитию фонематического анализа Конспект открытого подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ОНР по развитию фонематического анализа и синтеза.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы «Звуковая полянка» Цель: Совершенствовать правильное произношение звуков Ш, Л в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепление.

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению ОНР у детей старшей группы «Звук [Н], буква Н» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР Фонетическая тема: Звук [Н], буква Н. Лексическая тема: Фрукты.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Письмо из Простоквашино» Форма учебного занятия: подгрупповое логопедическое занятие по дифференциации звуков [с], [ш] с использованием ИКТ Образовательная область.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня «Приключения в зимнем лесу» Подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня «Приключения в зимнем лесу». 1. Лексическая тема: “Зима”.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»

Содержимое публикации

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»

Подготовила учитель-логопед Афанасьева Вера Анатольевна

МБОУ «Начальная школа – детский сад», 2019

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

1. Коррекционно-образовательные задачи:Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме«Домашние животные».

Предметный словарь: кошка, корова, собака, пес, лошадь, конь, коза, овца, кролик; обитатели; сыр, сметана, сливки, творожок, молоко; шерсть; пух; подвал, чердак; конюх, хозяйка, хозяин; хулиганы; овес; сад; лисица; жилище, коровник, сарай, конюшня, клетка, будка (конура), курятник; детвора: ягнята, жеребята, козленок, щенок, поросята; мышки; село; стадо; двор; ферма; лужок; рога, лапы (лапка), копыта; раздолье; груз; польза; глазищи, усищи; шерстка.

Словарь признаков: скотный, хозяйский (двор), домашний, рогатый, крупный, овечий (хор), верный, серенькие (мышки), теплая (шерсть), бабушкин, полезный, нужный, чудесный, теплый (пух), тяжелая (работа).

Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять, мекать, гавкать (лаять), кормить, ухаживать, заготавливать, прогуляться, выпускать (стадо), поить, причесывать, мыть, постригать, стеречь, переправлять (груз), вязать, приносить, трется, резвиться, пробираться, ловить (мышей), кивать (головами).

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка «Спор животных»).Учить доказа­тельной речи через отгадывание зага­док с объяснением отгадок по теме «Домашние животные».Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний: “Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. Кошечка – (мяу-мяу) замяукала”). Развитие умения выделять задан­ный звук в слове(«Подними ру­ку, когда услышишь слово с заданным звуком»), дифференциация на слух и в произношении звуков Д-Т. Соотнесение схемы и слова со звуками Д-Т.

Развитие зрительного (игра «Что забыл нарисовать художник»), слухового внимания (прослушивание стихотворения «Скотный двор»); логического мышления (игра «Подарки гостей»); творческого воображения; подражательности; мимики; жестов (изображение детьми домашних животных); артикуляционной («Улыбка», «Лесенка», «Маляр», «Заборчик»), тонкой (движения, сочетаемые с речью«Прищепки-Кошечки») и общей моторики (физкультминутка«Кошка»).

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания (игра «Что забыл нарисовать художник?»), положительной установки на участие в логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры («Прищепки-Кошечки», мягкие игрушки (лошадь, кошка), предметные картинки (головы животных: собачья, лошадиная, овечья, козлиная, коровья)). Воспитание любви к домашним животным. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения.

Оборудование:

иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки голов домашних животных),

пальчиковый театр (прищепки:кошечки, коза, овца, корова, собака),

мягкие игрушки (лошадь, кошка).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед:«Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся».

Логопед:«Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить».

Читайте также:
Конспект обобщающего логопедического занятия по теме Зима

Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!

II. Самомассаж лица.

Логопед:«Молодцы! Но, перед тем как приступить к основной части нашего занятия, давайте сделаем массаж мышц лица, лба, щек, ушей, губ, шеи» (под счет).

Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.

Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим
Нежно умываем.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают
Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками
Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями.

Губки разминаем, чтобы улыбались

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.

Как утята к утке, клювики потянем

Вытягивание обеих губ вперед.

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Большие и указательные пальцы разминают обе губы.

Уголками губ мы щечки подниманием

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта.

А потом от носа мы к губам стекаем

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Губки пожуем мы, шарики надуем

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

И губами вправо-влево потанцуем

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе.

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Язык – под нижней губой и поколачивание по нижней губе.

Тянем подбородок и его щипаем

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам.

А потом по шейке ручками стекаем

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «А теперь, чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка. Повторяйте за мной»:

Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.

Дети выполняют упражнение «Улыбка».

А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился.

Логопед: «А теперь, чтобы узнать, кто из вас самый внимательный поиграем в игру «Подними ру­ку, когда услышишь слово со звуком Д, хлопни, когда услышишь слово со звуком Т» .

Логопед произносит слова с данным звуком (сметана, кошка, творожок, собака, поросята, чердак, копыта, сад).

Логопед:«Ребята, вы все молодцы!»

Логопед:«А теперь, ребята, отгадайте загадку».

Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягенькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

Логопед:«Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?»

Дети:«К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца».

Логопед: «Как этих животных можно назвать одним словом?»

Дети: «Это домашние животные».

Логопед: «Почему они так называются?»

Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».

Логопед: «Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных».

IV. Игра «Кто спрятался?»(образование притяжательных прилагательных)

Логопед(показывает картинку). «Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечки сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их».

Дети:(составляют предложения по картинке). «Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова».

V. Образование глаголов от звукоподражаний.

Логопед:«Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу».

Дети:(образуют глаголы от звукоподражаний). «Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. А кошечка им в ответ – (мяу-мяу) замяукала».

Читайте также:
Проектная деятельность логопеда в ДОУ - Детско-родительский проект (Первый раз - в первый класс!)

Логопед: «Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Как называются их домики? Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошечке?»

Дети: «На картинке изображены: лошадь, корова, собака, кролик. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Собака живет в будке. Кролик живет в клетке. Корова подарила кошечке цветы. Собака подарила кошечке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил морковку».

Логопед: «Но не только гости решили преподнести кошке подарки, но иона им приготовила сюрприз. Посмотрите на доску. Что на ней изображено?»

На доске висят картинки и схемы этих картинок (дом, том книг, точка, мама с дочкой).

Логопед: «Правильно это картинки и схемы названий этих тартинок. Наша задача назвать картинку и найти ее схему».

Дети выполняют задание.

Логопед: «Вы большие молодцы, справились с задание Кошечки»

VI. Движения, сочетаемые с речью «Прищепки». (Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного у мизинцу и обратно на ударные слоги стиха).

Логопед:«А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяйте за мной».

Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

VII. Сочинение сказки «Спор животных».

Логопед:«Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку «Спор животных». (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека».

Дети:(по цепочке придумывают сказку).

«Собака сказала: «Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Кошка не согласилась: «Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

В спор вмешалась корова: «Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Коза возмутилась: «Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Овца заблеяла: «Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Лошадь, дослушав овцу, сказала: «Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное».

Логопед:«В это время вышел хозяин и сказал: «Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу». И все животные дружно закивали головами».

VIII. Физкультминутка «Кошка». (Психоречевая гимнастика).

Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

Логопед:«А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.

IX. «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед:«Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?»

Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят чего у каждого из них не хватает). «У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта».

Логопед: «Молодцы!»

X. Итог занятия.

Логопед:«Итак, ребята, наши гости: лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?»

Дети: «Эти животные – домашние. И для человека они очень важные!»

Логопед:«Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Послушайте стихотворение и ответьте, как называется место, о котором в нем рассказывается». (Дети, прослушав стихотворение до конца, отвечают на заданный вопрос)

Скотный двор

Что за шум стоит вокруг?
Громко лает старый пес,
Вот заржали кони вдруг:
Конюх им овса принес.
Здесь мычит корова: “Му-у”,
Вторит ей овечий хор.
И никак я не пойму,
Что за странный это двор?
Там сарай, за ним – конюшня,
Место есть для конуры
И лужок для непослушной,
Очень шумной детворы,
Где ягнята, жеребята,
И козленок, и щенок,
И смешные поросята –
Все резвились, кто как мог.
Летом там для всех раздолье,
Прогуляться за село
Выпускают стадо в поле,
А зимой назад – в тепло.
Их накормят, и напоят,
И жилище приберут,
И причешут, и помоют,
Если нужно – постригут.
Человек заботлив очень,
Верный пес на то в ответ
Стережет жилище ночью
Вот уж много, много лет.
А корова нам подарит
Сыр, сметану, молоко.
Лошадь грузы переправит,
Хоть ей это нелегко,
Из овечьей теплой шерсти
Люди вяжут свитера…
Сколько пользы нам приносят
Обитатели двора!

Читайте также:
Квалификационная характеристика учителя-дефектолога, учителя-логопеда

Подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников с ОНР (подготовительная группа) “Составляем рассказ о себе”

Разделы: Логопедия

Цель: совершенствование грамматического строя и развитие связной речи.

Задачи:

  • обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;
  • развивать логическое мышление и память;
  • развивать умение составлять распространенные предложения;
  • развивать умение строить высказывание, опираясь на зрительную схему.

Оборудование:

  • нарисованные детьми автопортреты;
  • иллюстрации с изображением детей;
  • большое настенное зеркало;
  • текст стихотворения Р.Сефа «Еще одно эхо;
  • план-схема составления описательного рассказа о себе.

Предварительная работа:

  • чтение и анализ художественной литературы по теме;
  • беседа об индивидуальных внешних особенностях и внутреннего мира каждого человека (в т.ч. применительно к каждому из участвующих в занятии ребенку);
  • беседа о семье, закрепление знания адреса;
  • рисование автопортрета.

1. Оргмомент

Дети стоят в кругу.

Логопед: На занятии мы будем говорить о вашей внешности, поэтому первое задание будет на внимательность: пусть сядет тот, у кого (называются особенности внешности детей)

  • длинные волосы
  • карие глаза и др.

2. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Логопед: предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот», а поможет нам мячик. Далее логопед называет прилагательное, а ребенок – антоним.

Молодой – старый
Сильный – слабый
Взрослый – маленький
Толстый – худой
Веселый – грустный
Добрый – злой
Высокий – низкий
Умный – глупый

3. Рассматривание нарисованных участниками автопортретов и изображений других детей

Беседа по вопросам:

Кто изображен?
– Какого он/она роста (высокий – средний – низкий)?
– Какого он/она возраста (ребенок – взрослый – старик)?
– Какого цвета и формы у него:

  • глаза (большие – маленькие, карие – голубые – зеленые – серые, хитрые – добрые – серьезные …)
  • брови (густые – тонкие, прямые – изогнутые…)
  • нос (большой – маленький, округлый – острый…)
  • губы (пухлые – тонкие…)
  • волосы (темные – светлые, прямые – кудрявые, короткие – длинные, какая именно прическа…)

– Где он живет (в городе – в деревне, одноэтажном – многоэтажном доме)?
– Где живете вы (см. выше + адрес)?
С кем вы живете (перечисление членов семьи и их краткое описание по желанию детей)?
– Чем вы любите заниматься (рисовать красками, играть в конструктор, читать книги, мыть посуду…)
В ходе беседы логопед периодически подчеркивает индивидуальность каждого человека, его непохожесть на других.

4. Дидактическая игра «Ответь правильно»

Дети садятся перед большим настенным зеркалом так, чтобы каждому ребенку было видно собственное отражение. Предъявляется план-схема составления описательного рассказа о себе

Логопед знакомит детей со схемой, поясняет значение каждой корточки. Затем предлагает детям в индивидуальном порядке ответить на вопрос в соответствии с предъявленной карточкой.

– Света, у тебя волосы длинные или короткие?
– Сережа, ты живешь в городе или в деревне?
– Оля, у тебя глаза голубые или карие? И т.д.

5. Физкультминутка

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Эй, ребята, не ленитесь,
На зарядку становитесь!
Справа – друг, и слева – друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)

6. Образец рассказа

Логопед говорит что ему понравилось, как дети отвечали на вопросы. Затем еще раз напоминает, как можно составить рассказ с помощью опорной схемы (выставляет элементы на фланелеграф и поясняет)

ИМЯ, ПОЛ ––> РОСТ, ВОЗРАСТ––> ВНЕШНОСТЬ ––> МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ, АДРЕС ––> СОСТАВ СЕМЬИ ––> ИНТЕРЕСЫ

В качестве примера составляет рассказ о ребенке по одной из предложенных иллюстраций.

Это – девочка Лиза. Лиза высокого роста, ей 7 лет, она школьница. У Лизы большие карие глаза, маленькие рот и нос, тонкие брови. Волосы у Лизы темнее и длинные. Лиза заплетает их в 2 косы и оставляет челку. Лиза живет в городе, в многоэтажном доме с мамой и папой. Девочка любит читать книги и рисовать.

7/ Составление рассказа (по цепочке)

Логопед: Сейчас Сережа сядет перед волшебным зеркалом, я начну рассказ, а вы продолжите.

МЕНЯ ЗОВУТ… (дети говорят по одному предложению, при необходимости логопед задает наводящие вопросы, уточняет формулировки). Далее логопед предлагает каждому ребенку составить рассказ о самом себе, при необходимости – оказывает помощь.

8. Рассказы детей

9. Подведение итога занятия

Логопед: Сегодня мы с вами говорили о том, что все люди отличаются внешне, у каждого их нас свои интересы. С помощью опорной схемы и волшебного зеркала вы научились составлять рассказ о самом себе. Я хочу похвалить каждого (дает индивидуальную оценку работы каждого ребенка).

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и стихотворном тексте

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: “Дикие животные”

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

ПО ТЕМЕ “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ”

Тема занятия: Дикие животные наших лесов.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

– упражнять в образовании существительных именительного падежа единственного и множественного числа, существительных в родительном падеже множественного числа (много чего);

– согласование существительного с числительными 2 и 5;

– закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (образование названий детёнышей животных);

– упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

Развивающие:

– расширять, обогащать и активизировать словарь по теме;

– способствовать развитию просодической стороны речи;

– способствовать развитию фонематического восприятия;

– развитие навыка связной речи;

– развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

– формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

– воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Коробка-сундучок, домик, Пальчиковые куклы, предметные карточки «Дикие животные», «Детёныши животных».

Ход занятия:

Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.)

Логопед: Сегодня необычный день, друзья, а потому что Маша к нам пришла, загадки принесла и попросила, чтоб мы их разгадали и сказочных героев из сундучка достали. (Логопед показывает детям пальчиковую куклу Машу, затем достаёт из коробки конверты с загадками.)

Кто ломает бурелом,

Очень просто мне ответь –

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный!

Телят, ягнят ищет.

Сестрица волка, хитрая, ловкая,

В рыжей шубке-обновке,

Охотница за зайцами, курами, яйцами,

Проделки её сплетены небылицами.

А летом серенький,

Никого не обижает,

А сам всех боится.

До ушей зеленый рот.

В камышах она живет.

И в болоте хохотушка

Влезла ночью на мешок.

Позвала к себе детей.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали…

Логопед: Теперь, когда загадки отгадали, зверюшек в руки взяли, пришёл черёд дрессировать лесной народ.

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«- Здравствуй, серенький волчонок!

– Здравствуй, беленький зайчонок!

– Здравствуй, рыжая лисичка!

– Здравствуй, зелёная квакушка!

Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое с левой рукой.

Логопед: Ну вот, друзья, зверюшки наши все готовы, послушаем мы Машу снова:

В день рожденья Маша всех друзей к себе позвала, пригласила и сказала: «Приходите в дом ко мне, постучите в дверь извне. Кошка выйдет на порожки, подскажите ей немножко, как ответить на вопросы, на загадки, на стихи, что оставил гномик Пи. Если мы узнаем, все ответы отгадаем, значит праздник мы справляем и сюрпризы получаем.

Логопед: В путь-дорогу мы идём в дверь стучимся, ждём.

1-ый ребёнок (Мышка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Возле дверей логопед ставит кошку.

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте дом лисы, волка, медведя, зайца, мышки и лягушки. Где живут в лесу зверушки?

Дети отвечают (поочерёдно каждый за своего зверька): Лиса живёт в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, мышка – под полом, лягушка – на болоте.

2-ой ребёнок (Лягушка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если скажете зверь один и звери, много зверей мне стучатся в двери.

Дети: лиса – лисы – много лисиц, волк – волки – много волков, медведь – медведи – много медведей, заяц – зайцы – много зайцев, мышка – мышки – много мышей, лягушка – лягушки – много лягушек.

3-ий ребёнок (Заяц): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте 2 ежа и 5 ежей, каждый всех своих зверей.

Дети: 2 мыши, 5 мышей, 2 лягушки, 5 лягушек, 2 зайца, 5 зайцев, 2 лисы, 5 лисиц, 2 волка, 5 волков, 2 медведя, 5 медведей.

4-ый ребёнок (Лиса): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте ласково зверят – мышку и лягушку, зайку и волка, медведя, лису и всю у зверят детвору.

Дети: Мышь – мышка, лягушка – лягушечка, заяц – зайчик, лиса- лисичка, волк – волчонок, медведь – мишка.

У мышки – мышонок, у лягушки – лягушонок, у зайца – зайчонок, у лисы – лисёнок, у волка – волчонок, у медведя – медвежонок.

5-ый ребёнок (Волк): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: Л: В дом пущу тогда, если угадаете, чьи это лапы, уши, хвосты, скажу вам одно они не мои.

Дети: Лапы мыши – мышиные, лягушки – лягушачьи, уши зайца – заячьи, хвост лисы – лисий, волка – волчий, уши медведя – медвежьи.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме: Дом, Строительство

6-ой ребёнок (Медведь): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте вы эти сложные слова.

Дети: Если у мыши хвост тонкий, то она – тонкохвостая,

У лягушки брюхо жёлтое – желтобрюхая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У лисы хвост рыжий– рыжехвостая,

У волка зубы острые – острозубый,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

Если у мыши – хвост, хвостище, у мышонка – хвостик,

то у лягушки – лапы, у жабы – лапищи, у лягушонка – лапки.

у зайчихи – уши, у зайца – ушищи, у зайчонка – ушки.

у лисицы – хвост, хвостище, у лисёнка – хвостик.

у волчицы – усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики.

у медведицы – лапы, у медведя – лапищи, у медвежонка – лапки.

Логопед: Ну вот и открылись нам двери, достигли мы нашей цели. День Рождения пришёл вот и Машин дом. Звери весело гуляли, пели, ели, танцевали. Много радости, ребята, получили все зверята. Потому благодарят и спасибо говорят.

Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «День Защитника Отечества».

автор: Котова Светлана Юрьевна

Учитель-логопед МБДОУ №40″ДРУЖБА»

Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «День Защитника Отечества».

Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «День Защитника Отечества».

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о Дне Защитника Отечества.

Коррекционно-образовательные задачи: Актуализировать и активизировать словарь по теме «День Защитника Отечества». Закрепить представления о российской армии, профессиях военных, о почётной обязанности защищать Родину. Развивать фонематический слух. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление глаголов движения с приставками, употребление предлогов, согласование числительного с прилагательным и существительным). Совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов и анализа предложений.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать связную речь, мышление, память, фонематический слух, тонкую и общую моторику, навык звукового и слогового анализа слов и анализа предложений.
Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, навыки сотрудничества, инициативность, самостоятельность.
Оборудование: Пилотки, магнитная доска, маркер, сюжетные картинки по теме, раздаточный материал для звукового анализа слов и предложений, бумага белого цвета и фломастеры (на каждого).

Логопед. Ребята, скажите,
Кто летает на вертолёте? (вертолётчик)
В разведку ходит? (разведчик)
Ездит на танке? (танкист)
Служит в пехоте? (пехотинец)
Прыгает с парашютом (парашютист)
Служит на подводной лодке? (подводник)

Ребята, какой приближается праздник?
Дети. День Защитника Отечества.
Логопед. А что такое Отечество?
(Отечество-это наша Родина!)
Логопед. Правильно. Тот, кто первый ответил на вопрос, что такое Отечество, будет командиром команды. А другие ребята – солдатами, подчинёнными. (Логопед помогает детям одеть на головы пилотки).
Командир строит команду и командует: «Налево!» «Направо!» «Направо!» «Кругом!» «Направо!»
Логопед раздаёт детям карточки с военными профессиями и предлагает поиграть в игру «Кто у меня есть и кого нет».
Дети.
1 ребёнок. У меня есть моряк.
2 ребёнок. У меня нет моряка, но зато есть пограничник.
3 ребёнок. У меня нет пограничника, но зато есть десантник.
4 ребёнок. У меня нет десантника, но зато есть танкист.
1 ребёнок. У меня нет танкиста, но зато есть моряк.

Логопед. Давайте представим, что мы шифровальщики. Командир, напишет на доске шифровку. Остальные-попробуют её расшифровать.

Командир пишет на доске шифровку типа:
… __ . __ __ ..__ __ __ … ___

и просит расшифровать её звуком [Ш] (Дети произносят звук кратко и длительно).

Логопед. Какими должны быть солдаты? (Сильными, смелыми, ловкими…)

Логопед. Возьмите цифры в руки (1,2,5,10) и давайте посчитаем по этим цифрам словосочетания:
Смелый моряк;
Отважный лётчик;
Храбрый танкист;
Сильный пограничник.
(Один смелый моряк, два смелых моряка, пять смелых моряков, десять смелых моряков и т.д.)
Физкультурная пауза.
Логопед. Ребята, разведчикам нужно незаметно пробраться в тыл к врагу, а вокруг поле. Как им нужно передвигаться? (Им нужно ползти). Давайте покажем, как ползут разведчики.

Посмотрите, мины! Что можно сделать, чтобы не взорваться? (Перешагнуть мину, перепрыгнуть мину, обойти мину). Давайте покажем, как мы перешагиваем мины (показывают), как перепрыгиваем мины(показывают). Как мы обходим мины (показывают-идут «змейкой» друг за другом).

Логопед. А теперь, мы будем сигнальщиками. Если, вы услышите слово, которое начинается на гласный звук-то поднимаете красный кружок. Если слово начинается на согласный-твёрдый, то поднимаете синий кружок. Если слово начинается на согласный-мягкий, то поднимаете зелёный кружок.

(Ракета, пилотка, каска, автомат, танк, гимнастёрка, фляжка, бинокль, инструкция…)

Логопед. Чем управляет танкист? (Танком). Вложите схему слова ТАНК и проверьте друг друга. (Дети выкладывают схему и делают слоговой и звуковой анализ слова).

Логопед. Измените слово ТАНК так, чтобы в нём было два слога (ТАН-КИ)

Читайте также:
Организация логопедического воздействия в условиях общеобразовательной школы

Логопед. Посмотрите на картинку и составьте по ней предложение. (Пограничник с собакой охраняет границу). Сколько всего слов в предложении? (Пять). Какое мы слышим короткое слово в этом предложении, слово-предлог? (С). Какое это слово по счёту? (Второе). Напишите это слово на бумаге и поставьте в нужном месте в нашей схеме.

(По такой же схеме логопед с детьми работают со вторым предложением:

Парашютист спускается на парашюте. )

Логопед подводит итог занятия. Уточняет о чём сегодня говорили на занятии, чем занимались, что особенно понравилось, что было труднее всего. Затем хвалит и благодарит детей.

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Зима. Зимние забавы».

Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Зима. Зимние забавы».

Цель : Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, зимних забавах.

Коррекционно-образовательные задачи : Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на ней. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Совершенствовать навык чтения слов. Автоматизировать произношение и дифференцировать сонорные звуки.

Коррекционно-развивающие задачи : Развивать связную речь, мышление, все виды восприятия, тонкую и общую моторику.

Воспитательные задачи : Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине, инициативность, самостоятельность.

Оборудование : Настоящий снег и лёд на подносе, снеговик-игрушка, карточки со словами, карточки с цифрами, картина «Зимние забавы».

1 . Логопед. Ребята, к нам на занятие пришёл снеговик и принёс карточки. На карточках написаны слова. Давайте прочитаем их и узнаем, о чём мы будем сегодня говорить.

Дети читают слова: СНЕГ, ЗИМА, ЛЫЖИ, САНКИ, ЛЁД.

К какому времени года относятся эти слова? (К зиме). Сейчас мы продолжим говорить о чудесном, интересном времени года – зиме!

2 .А что вы любите делать зимой? (Я люблю зимой кататься на лыжах. Я люблю зимой лепить снеговика. И т.д.)

3 . Как вы думаете, ребята: Какая зима? (Зима снежная, белая, красивая, морозная, весёлая и т.д.)

Давайте посмотрим, потрогаем и сравним снег и лёд (лежат на подносах)

Какой зимой снег? (Белый, липкий, пушистый, мохнатый, красивый…)

Какой зимой лёд? (Твёрдый, скользкий, блестящий, холодный, гладкий…)

4 . Пальчиковая гимнастика.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с гор, (Всеми пальцами проводят сверху

Мы любим забавы холодной поры! (Сжимаем и разжимаем кулачки)

5 .А сейчас вы составите рассказ по картине «Зимние забавы». Используйте такой план:

-Какое время года изображено на картине.

-Кто вышел гулять на улицу.

-Какое у них настроение.

– Что делает каждая группа ребят.

-Как относятся дети к зиме.

Дети рассказывают рассказ по частям.

(На этой картине нарисована зима. Дети вышли на улицу гулять. Им весело. Мальчишки играют в снежки. Они прячутся за снежную крепость. Маленькие детки слепили весёлого снеговика. Вместо рук они воткнули ветки. Вместо носа – морковку. Вместо шапки на голову надели коробку. Мальчик мчится с горы на санках. Другие ребята свалились с санок в снег. Девочка хочет на лыжах скатиться с высокой горы. Мальчик уже съехал на лыжах с горки. Он радостно машет девочке руками. Хорошо детям зимой! )

6 .Физкультрная пауза. (Подвижная игра с движением.)

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

7 . Упражнение «Поиграем – посчитаем». ( Логопед показывает цифры от 1 до 10)

Мы не ели, мы не пили, мы снеговиков лепили.

Посмотрите и сосчитайте сколько весёлых снеговиков слепили дети.

Мы не ели, мы не пили, целый день снежки лепили .

Посмотрите и сосчитайте сколько крепких снежков слепили дети.

Мы не ели, мы не пили, а снежинки мы ловили.

Посмотрите и сосчитайте сколько красивых снежинок поймали дети.

8 . Снеговик предлагает поиграть в последнюю игру «4 лишний». Назовите, что лишнее и почему.

Лыжи, мак, санки, коньки.

Пальто, кормушка, шуба, шарф.

Лето, зима, вторник, весна.

9 . Итог занятия.

Логопед спрашивает детей, о чём сегодня говорили, что понравилось делать, что было сложным. Затем, оценивает работу детей.

«Страна сказок». Методическая разработка образовательной деятельности. Совместная работа логопеда, психолога и родителей

Дети имеют разные уровни недоразвития речи, но объединяют их одни и те же проблемы: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, недостатки связной речи.

С психологической стороны у этих детей часто встречается речевой негативизм, переживание по поводу своего дефекта, низкая коммуникативная потребность в общении с окружающими и как следствие-замкнутость и малообщительность, низкая речевая активность, трудности в усвоении программного материала по разным видам деятельности. Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность на занятиях, целесообразно использовать совместную работу психолога и логопеда, а так же родителей.

Читайте также:
Звук и буква А - конспект индивидуального логопедического занятия

Недостаточная сформированность уровня речевого и психологического развития является актуальной проблемой на современном этапе дошкольного развития ребенка. Использование различных форм работы, наглядно- методические пособия, игровые задания и упражнения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, открытые занятия для педагогов, родителей помогают учителю- логопеду и психологу в работе с детьми с недоразвитием речи и несформированностью психологических процессов.

Для решения поставленных задач нами была разработана модель (цикл занятий) коррекционного взаимодействия в триаде «специалист – родитель — ребенок», где родитель выступает как активный субъект, выполняя роль «проводника» для ребенка на всех этапах консультативно-коррекционной технологии. Совместная работа педагогов с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.

Форма образовательной деятельности: воспитательно — образовательная с участием родителей. На занятии использовались различные наглядно- методические пособия: рукописная книга, созданная совместно с родителями, сюжетные картинки, лото, сюрпризный момент, поощрение детей в конце занятия.

На занятии использовались новые методические приемы: биоэнергопластика, логопедический массаж, психологические разминки, рукописная книга с участием родителей, педагогов и детей.

К основным приемам относятся:

• образец;
• объяснение;
• повторение;
• пример правильной речи ребенка;
• употребление сопряженной речи, а за ней отраженной речи, для тех, у кого ошибки устойчивы;
• овладении словарным запасом родного языка;
• построение логически- правильной связной речи.

Особенность: заключается в совместной разработке методических приемов, игровых и сюрпризных ситуаций учителя- логопеда, психолога, родителей.

Занятие проводилось на базе детского сада №1 «Сказка» в подготовительной логопедической группе. Для выработки устойчивого интереса к занятию, ускоренного достижения положительного результата, стремление детей достигнуть цели, в конце занятия использовалась форма поощрения детей: сюрпризный момент и подарки.

ЦЕЛЬ:

• Развитие внимания, памяти, мышления, речи.
• Формирование учебной мотивации.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:
• формировать связную речь в процессе диалога с педагогом;

Коррекционные:
• Развитие фонематического слуха и внимания;
• Обогащение и активизация словаря;
• Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, словесно-логическое мышление;
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к книгам;
• Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблицы, плакаты, произведения К.И. Чуковского, музыкальные записи, рукописная книга сказок К.И. Чуковского.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Психолог. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну Сказок. Страна Сказок — это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.

Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, по типу точечного массажа (10-15 с).
Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10-15 с).
Разогретыми руками быстро потрите щеки (10-15 с).
Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке (10-15 с).
Сожмите руки в расслабленный кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю стороны предплечья (по 3 с на каждую сторону).

Психолог. Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова.

(Дети выполняют задание.)

Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.

Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в страну Сказок.
А кого мы там увидим — это большой сюрприз.
Раздается стук в дверь, входит Федора.

Федора:

Ах вы, бедные сиротки мои,
Утюги да сковородки мои!
Вы вернитесь-ка немытые домой.
Я помою вас водою ключевой…

Психолог. Ребята, вы узнали кто это? Из какой она сказки? Кто написал эту сказку?

(Дети отвечают на вопросы).

Что случилось с тобой, Федора?
Федора. Ох, горе у меня, ребята! Жила я вот в этой волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да я была такая неряха, что даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги, а чтобы я могла вернуться, придумали трудные задания. Одной мне никак не справиться, а я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.
Психолог. Ребята, поможем Федоре выполнить задания, чтобы она стала доброй и опрятной и в сказку свою вернулась?
Дети. Поможем!
Психолог. Ну что ж, Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди поищи свою посуду, да в порядок ее приведи.

(Федора уходит, оставив волшебную книгу сказок).

Читайте также:
Конспект логопедического занятия во второй младшей логопедической группе

Психолог. Ребята, чтобы помочь Федоре выполнить задания, вам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное — правильно и красиво говорить. Ребята, а кто вас учит правильно произносить звуки и красиво говорить?
Дети. Логопед Татьяна Геннадьевна.
Психолог. Я думаю, нам нужно пригласить Татьяну Геннадьевну на занятие, потому что она сумеет помочь нам выполнить задания и вернуть Федору в сказку. Приглашая Татьяну Геннадьевну, вы должны правильно произносить звуки, красиво говорить и помнить правило обращения к взрослым. Кто хочет пригласить Татьяну Геннадьевну?
Дети. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, приглашаем вас на занятие.
Логопед. Спасибо, ребята, я с удовольствием приму участие в вашем занятии и постараюсь помочь вам выполнить задания. У нас на занятии сегодня присутствуют гости – ваши родители и друзья. У каждого из них есть сигнальные карточки, которыми они будут оценивать правильность выполненного вами задания. Если задание выполнено правильно – на карточке улыбающееся лицо, если ответы неверные- хмурое лицо.

Логопед. Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по страницам волшебной книги сказок, я вам напоминаю, что мы поможем Федоре вернуться в свою сказку только тогда, когда правильно выполним все задания. Готовы?
Дети. Да!

Логопед Открываем первую страницу волшебной книги.

Здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр». «Умывальников начальник и мочалок командир» Мойдодыр любит, чтобы все дети были чистыми и опрятными и просит назвать предметы, которые являются его главными помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите эти предметы.

АБВГ МЫЛО ХФЦ МОЧАЛКА ИРФ ПОЛОТЕНЦЕ

(Дети называют предметы.)

Да здравствует мыло
душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Открываем вторую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Путаница».

Логопед.

Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но, едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним: чем звук отличается от буквы?
Дети. Звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим, называем.
Логопед. Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
В каком слове заблудился звук?
Дети. В слове майки заблудился звук [м].
Логопед. Каким звуком нужно заменить звук [м]?
Дети. Звук [м] нужно заменить звуком [ч].
Логопед. Куда вы поставите звук [ч] в слове: в начало, середину или в конец?
Дети. Звук [ч] поставим в начало слова.
Логопед. Какое слово получится?
Дети. Получится слово чайки.
Логопед. Давайте проверим, как мы исправили ошибку.

(Логопед читает верный вариант, дети вставляют нужное слово.)

По дороге вдоль села
Мама с бочками пошла.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет свое место!

Логопед Открываем следующую страницу волшебной книги сказок. Теперь нас встречают герои сказки… А какой, вы сами узнаете, отгадав загадку.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит —
Это доктор …

Дети (хором). Айболит!

Логопед. Итак, нас встречают герои сказки «Айболит». Ой, ребята, что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.

(Из книги выпадает записка.)

(Читает) Ребята, доктор Айболит прекратил прием больных животных, потому что потерял один предмет. А какой — мы узнаем, разгадав ребус. На прошлом занятии мы познакомились с первым правилом ребусной азбуки. Кто вспомнит это правило?
Дети отвечают.
Логопед. Сегодня задание посложнее: вместо слова — рисунок, но правило такое же: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. Ребята, на доске вы видите два ребуса, каждый из них состоит только из одного рисунка, и зашифровано в каждом из них только одно слово. Разгадаем первый ребус и узнаем, какой предмет потерял Айболит. Что изображено на рисунке?
Дети. Бочки.
Логопед. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?
Дети. Первый звук в названии рисунка надо исключить.
Логопед. Если мы исключим первый звук в слове бочки, то какое слово получится?
Дети. Очки.
Логопед. Ребята, мы отгадали ребус. Доктор Айболит нашел свои очки и продолжает свой прием. (Переворачивает страницу книги.) Теперь доктор Айболит просит угадать, кто пришел к нему лечиться. А узнаем мы это, если разгадаем следующие ребусы.
(Показывает рисунок.) Кто изображен на рисунке? Дети. Волк.
Логопед Запятая стоит после рисунка. На что она указывает?
Дети. Последний звук в слове волк нужно исключить.
Логопед Если мы отбросим последний звук в слове волк’, то какое слово получится?
Дети. Вол.
Логопед Ребята, вол — это животное, похожее на быка. Отгадываем следующий ребус. (Показывает рисунок.) Посмотрите на рисунок и расшифруйте слово ‘косы.
Дети. Осы.
Логопед. Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
(Показывает новый рисунок.) Посмотрите на ребус и расшифруйте слово рыбак’.
Дети. Рыба.
Логопед Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
Логопед. Так кто же пришел лечиться к доктору Айболиту?
Дети. Вол, осы, рыба.
Логопед Молодцы!

Читайте также:
Звуки (Т), (Ть) - конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы

Далее проводится физкультминутка. (биоэнергопластика «Зоопарк»)

Психолог. Открываем следующую страницу волшебной книги. В этой сказке праздник.
А сколько здесь гостей!
Логопед. Конечно, ведь нынче Муха-Цокотуха — именинница! Кого она только не пригласила к себе на чай из нового самовара, который купила на базаре! Пригласила Муха-Цокотуха и Федору. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать. Давайте, ребята, поможем Федоре подобрать подарок для Мухи-Цокотухи. Предлагаю вам приобрести три предмета к чаю на «Аукционе слов». Для этого вам нужно назвать предмет, который я буду показывать, и придумать к нему как можно больше слов-признаков. Начинаем наш аукцион! (Показывает предмет.) Что это?
Дети. Сыр.
Логопед. Какой он?
Дети. Желтый.
Логопед. Желтый — раз, желтый — два…
Дети. Вкусный, мягкий, соленый, полезный.
Логопед. Полезный — раз, полезный — два, полезный — три. Продано. Вы приобрели сыр.
Аналогично дети приобретают лимон, торт.

Ребята, вы приобрели на «Аукционе слов» три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать. Я приготовила пять коробочек. На каждой коробке — цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробку. Итак, определите количество звуков в названии предмета и выберите коробочку с соответствующей цифрой.

Проводится анализ звукового состава слов.

Назовите этот предмет. Сколько звуков в названии этого предмета? Назовите первый звук, второй и т.д. Назовите гласные звуки. Сколько слогов в названии этого предмета? В какую коробку положите этот предмет?

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.

Вы правильно разложили предметы по своим коробочкам. Подарки готовы. Но, кроме подарка, имениннице обязательно нужны добрые слова. Кто хочет поздравить Муху-Цокотуху? Для этого вам нужно вспомнить слова-обращения, слова-поздравления и слова-пожелания.

Несколько детей поздравляют Муху-Цокотуху.

Ребята, мне очень понравились ваши хорошие, добрые слова и то, как вы их произнесли: четко, внятно, правильно. Молодцы!
Психолог. Ребята, мы перевернули последнюю страницу волшебной книги и правильно выполнили все задания. Сейчас в стране Сказок произойдет чудо!

Появляется опрятно одетая Федора с воздушными шарами в одной руке и красочной книгой К.И. Чуковского в другой.

Федора. Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я все гда буду аккуратной и посуду свою буду содержать в чистоте. А на прощание я хочу подарить вам книгу. Читайте ее и учитесь добру, потому что… (Показывает на плакат, висящий на стене.) Прочитайте, что здесь написано?
Дети (читают надпись на плакате). Добрая книга — лучший друг!
Психолог. Ребята, видите, как все хорошо закончилось. Счастлива Федора, что вернулась в волшебную книгу сказок, счастливы мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? Какой сказочный персонаж понравился больше всех? Кто написал эти сказки?

Дети отвечают на вопросы.

Умницы! Мы с Татьяной Геннадьевной очень вами гордимся и очень любим вас.
Логопед. Ребята! На сегодняшнем занятии вы познакомились только с одной книгой Корнея Чуковского и так много уже узнали. А у Чуковского очень много других интересных сказок. Скоро вы пойдете учиться в школу, а там есть библиотека, где очень много книги среди них произведения К. И. Чуковского .Вы их все прочитаете.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.
2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2003.
3. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР. М., 1994.
4. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.

Автор: Кривченко Елена Анатольевна,
педагог-психолог,
МКДОУ д/с №1 «Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район, НСО

Автор: Кадулина Татьяна Геннадьевна,
учитель-логопед,
МКДОУ д/с №1 «Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район, НСО

Статья размещена в авторской редакции

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: