Подгрупповое логопедическое занятие по теме Звук (Л), буква Л – этап автоматизации

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия предназначен для учителей-логопедов, которые проводят работу по автоматизации звука Л в словах, предложениях, тексте.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, тексте.»

Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико – фонематическое нарушение речи.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 32 г. Макеевки

Цукарева Л.Д.

Автоматизация правильного произношения звука Л в словах, , предложениях, тексте.

упражнять в правильном произношении звука Л в словах, предложениях, тексте;

– закреплять правильное произношение звука Л в глаголах мужского рода прошедшего времени;

развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа;

развивать логическое мышление, память, навыки связного высказывания;

воспитывать положительные личностные качества.

Оборудование: профиль артикуляции звука Л, таблица артикуляционных упражнений; предметные картинки, сюжетные картинки; картинки-смайлики, таблица картинок –глаголов; схемы слогов, текст, мнемотаблица.

Х О Д З А Н Я Т И Я

Организационный момент. Ребята, посмотрите на смайлики. Давайте определим с каким настроением мы пришли на занятие и что сегодня мы будем делать?

Мы пришли с хорошим настроением, будем тихо себя вести, думать и внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Сообщение темы занятия.

(Лук, улитка, часы, иголка, кот).

– Правильно, Лучик! Его назвали так, потому, что он всегда веселый и радостный..

– Определите первый звук в имени нашего гостя? Это звук Л.

-Сегодня мы будем работать над закреплением правильного произношения звука Л в словах, предложениях, тексте. И нам в этом будет помогать Лучик.

2.Смотрите, Лучик держит в руках картинку и не поймет, что она обозначает. Это профиль артикуляции звука Л.

а) уточнение артикуляции звука «Л»;

б) характеристика звука «Л»;

в) сопоставление звука Л с буквой.

3. Лучик нашел вот такие картинки и не знает как их можно использовать.

– Давайте отгадаем, что же это за картинки, для чего они?

– Правильно! Это картинки из артикуляционной гимнастики звука Л.

– Давайте вспомним названия этих упражнений и сделаем их вместе с клоуном:

слоник, лопатка, чистим зубки, маляр, лодочка, вкусное варенье, индюк, блинчик, качели, лошадка (дети выполняют артикуляционные упражнения).

– А теперь давайте вместе с Лучиком попутешествуем. Сначала полетаем на самолете. (самолет летит – ллллл…).

– Затем поплаваем на корабликах (чтение слогов)

4. «Волшебный карандаш». Сопоставление звука Л с буквой Л.

– Ребята, давайте покажем Лучику как пишется буква Л. Возьмите красный карандаш и зачеркните буквы Л, которые написаны неправильно.

5. Игра «Собиралка». Клоун решил собрать с дерева картинки , но не знает как они называются.

– Назвать все картинки, висящие на дереве.

– Назвать картинки, в названии которых есть звук Л.

– Определить место звука Л в словах.

– Игра “Один-много” (Изменить слова по образцу: акула – акулы – много акул, …).

– Изменить предложения (ты, он, она, мы, они). Я вижу…(акулу, ласточку…).

– Составить предложения с картинками, в названии которых звук Л стоит в начале слова.

6. А теперь вместе с Лучиком собирем в корзинку слова, состоящие из 1-го, 2-х, 3-х слогов.

1 слог 2 слога 3 слога

(голубь, лук, волк, клоун, молоток, молоко) Уточнить место звука Л в слогах.

Автоматизация звука Л в предложениях, тексте.

Игра « Кто больше придумает предложений». (закрепление произношение звука Л в глаголах мужского рода прошедшего времени).

Составить предложения отвечая на вопрос «Что делал Павел?».

Записать предложения в тетради.

Поможем Лучику прочитать чистоговарки (дети подбирают слова-картинки, пропущенные в предложениях.

Ла-ла-ла, там высокая …

Ло-ло-ло, в лодке сломано …

Лу-лу-лу, я бегом бегу к …

Лы-лы-лы, в доме новые …

Лат-лат-лат, маме купим мы …

Пло-пло-пло, белочка нашла …

Физминутка. Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась,

Два – изящно покрутилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покрутилась.

Игра-лото «Мой, моя, моё».

Поможем клоуну найти предметы,о которых он скажет: «Это мой…»

(мой ландыш, мой глобус…)

.Дополнить предложения: У клоуна есть…(ландыш, седло, глобус, лопата, молоток, лощадь, фиалка,

Пересказ текста с помощью мнемотаблиц. Лучик пытается пересказать прочитанный рассказ, но у него ничего не получается. Давайте прочтем этот рассказ и поможем его пересказать с помощью таблицы, вывешенной на доске:

«Прогулка»

Клава пошла гулять в еловый лес. Там она увидела пчелу. Пчела села на колокольчик. С колокольчика пчела перелетела на подсолнух. Целый день Клава наблюдала за пчелой.

• Какие еще цветы со звуком Л вы знаете? (Ландыш, гладиолус, фиалка).

Читайте также:
Рабочая программа 'Логопедическая коррекция для группы обучающихся 2 класса'

Итог. Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы познакомили Лучика со звуком и буквой Л. Научили его правильно выговаривать звук в слогах, словах, предложениях, тексте. За это Лучик дарит вам несколько загадок, которые вы должны отгадать дома и нарисовать к ним отгадки (детям раздаются карточки с загадками).

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Л]» Тема: «Звук [Л]»

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Л]»

Цель: Автоматизация в речи звука [Л].

1. Закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях;

2. Закреплять правильную артикуляцию звука [л] изолированно, на уровне слова, чистоговорки и предложения в отраженной и самостоятельной речи.

3. Развивать фонематическое восприятие и слухового внимания через самостоятельное выделение звука [л] на слух из ряда слов.

4. Согласовывать числительные с существительными, развивать словарь.

5. Формировать умение описывать и узнавать по описанию с помощью мнемотаблиц.

6. Совершенствовать мелкую моторику, используя разрезные картинки.

7. Воспитывать усидчивость, внимание, память, целеустремленность,

8. Умение действовать в команде.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие» (здоровье, «Познание» (развитие элементов логического развития, математика, «Социально-коммуникативное развитие» (коммуникация).

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, игрушка кукла, кубик с кружочками, разрезная картинка (пазлы), мнемотаблица.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный этап. Эмоциональный настрой на совместную деятельность.

Педагог приглашает детей взяться за руки и произнести слова: (девиз)

«Говорим всегда красиво, ясно, чётко говорим никогда мы не спешим»

Эмоционально включает детей в действие

Концентрируют внимание, проявляют интерес

2. Мотивация к деятельности.

– Ребята сегодня у нас в гостях кукла Лада. Лада любит звук [л]. Она принесла с собой разные интересные задания и хочет с вами поиграть. Вам интересно узнать какие задания для вас приготовила кукла Лада ? (Да). Вы готовы приступить к их выполнению? (Да). Ну тогда начнём занятие.

Активизирует к высказыванию, использует игровой приём, мотивирует к дальнейшей деятельности

Проявляют интерес, выражают собственное мнение.

– Пока Лада отдохнет, а мы сделаем артикуляционную гимнастику на звук [Л].

Выполнение упражнений: “Заборчик – хоботок ”, “Блинчик”,“Чистим зубки”, “Чашечка“.

Язык как блинчик положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Язык широкий положи,

А края приподними.

Использую картинки для показа артикуляционной гимнастики, выполняю упражнения

Выполняют упражнения перед зеркалами

4.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

– А теперь давайте расскажем кукле Ладе о правильном положении губ и языка, при произнесении звука [Л].

– Рот закрыт или приоткрыт? (приоткрыт)

– Зубы соединены или разомкнуты? (разомкнуты)

– Губки в улыбке или трубочкой? (в улыбке)

– Язычок внизу или вверху? (вверху).

– Куда он упирается? (в бугорки за верхними зубами).

– Скажите, ребята, звук [Л] какой, гласный или согласный? (согласный)

– Согласный твердый или мягкий? (твердый)

– Звонкий или глухой? (звонкий)

Демонстрирую показ символов –картинок

Обращают внимание на картинку, думают, высказываются.

– Поиграем с куклой Ладой. Лада спрячет звук [Л] среди других звуков, а когда вы услышите звук [Л], поднимите синий кружок. Готовы? В – Л – М – Н – Л – Р – Ш – Л; ВА – ЛА – МА- НА – ЛЫ – РЫ – ШО – ЛО.

-Молодцы, ребята, вы услышали звук [Л] и мы приступим к выполнению следующего задания

Произношу звуки и слоги стимулирую на выполнение действия с кружочками.

Сосредотачивают внимание, проявляют интерес к выполнению задания

6.Игра «Займи свой вагончик».

– Посмотрите, на столе лежат картинки. Возьмите себе по две, которые вам понравиться. Это картинки-слова. У Сони какие картинки? А у Серёжи какие? И т.д.. Подойдите все ко мне. – На стене размещён паровоз с вагончиками. В первом вагончике живут слова со звуком [Л], а во втором вагончике этого звука нет.

Вы должны правильно поместить свои картинки-слова в вагончики.

Прежде чем начать выполнять задание давайте немного отдохнём, выполним движения под музыку. Музыка перестала звучать, занимайте свои вагончики. Расскажите Ладе почему вы так поместили свои картинки? Соня? Серёжа? и.т.д..

Картинки: Ландыш, велосипед, елка, лось, лодка, ласточка, яблоко, рак, ромашка, машина, самокат.

Побуждаю детей отвечать громко, чётко, напоминать о правильном положении губ и языка при произношении звук [Л]

Находят свой вагончик,

формулируют ответы на наводящие вопросы педагога.

7. Игра «Посчитай-ка».

-Для выполнения следующего задания я вам раздам по две карточки с изображением предметов, и буду бросать кубик с кружочками. Сколько выпало кружков на кубике сверху? У кого такое же количество изображений (предметов? Посчитай, сколько у тебя изображений ? и т..д.

Картинки: две лодки, три белки, три пилы, четыре желудя, четыре ложки, пять ласточек, ложка, стол, дятел, яблоко, ландыш.

Обращаю внимание детей на количество кружков на кубике и на количество предметов на их карточках. Побуждаю отвечать полными ответами.

Читайте также:
План организационно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе

Сравнивают количество кружков на кубике и на своей карточке. Объясняют почему они поднимают данную карточку.

– Следующая игра , которую вам приготовила

кукла Лада называется «Рифма». Для этой

игры она вам принесла следующие картинки.

Подходящими картинками вы должны

закончить фразу, которую я буду произносить

так, чтобы получилась рифма.

За каждый правильный ответ, вы получаете

фишку. Кто больше наберёт фишек тот и

Картинки: Юла, стул, шоколад, стол, дятел,

Ла – ла – ла – вертится… (юла);

Ул –ул – ул – деревянный… (стул);

Лад – лад – лад – Лада ела ….(шоколад);

Ол – ол – ол – Владик сел за… (стол);

Ел-ел-ел – стучит ….(дятел);

Лудь – лудь – лудь – висит на дубе… (желудь)

Ла – ла – ла – летит… (пчела);

Лат – лат – лат – мама сделала… (салат);

Ла – ла – ла – острая….(пила).

Даю установку на выполнение заданий для

достижения поставленной цели, произношу

Внимательно слушают и выполняют задание.

8.Собери разрезную картинку.

9. «Опиши и отгадай».

-У куклы Лады есть друг, но она не хочет его называть . Кто он вы узнаете, когда соберёте пазлы.

-Лада приготовила для следующего задания мнемотаблицу. С помощью мнемотаблицы описать овощи, фрукты или ягоды со звуком [Л]. Каждый загадает про себя, описывает, остальные узнают по описанию. Например, при составлении рассказа – описания яблоко.

Оно зеленое и круглое.

бывает сладким или кислым.

растет на дереве.

его едят сырым, из него варят варенье, готовят вкусный сок, пекут сладкий пирог.

Нам пора прощаться с куклой Ладой, ей очень понравилось как вы справились с её заданиями. Ребята, что вам сегодня понравилось? А мне понравилось, как вы старались красиво и правильно произносили звук [Л], хорошо справились со всеми заданиями. Дети прощаются с Ладой. Занятие окончено.

Обращаю внимание на пазлы, активирую деятельность детей на составление картинки из пазлов и отгадывание загадки. Способствую развитию мелкой моторики,

Демонстрирую мнемотаблицу, способствую развитию внимания, составлению описательных рассказов, угадыванию по описанию.

Побуждаю детей рассказать ,какие задания им понравилось выполнять больше всего.

Отгадывают загадку собрав пазлы.

Выражают готовность к выполнению дальнейшего задания.

Составляют рассказы по описанию, угадывают по описанию.

Говорят, какие задания выполнять им понравились больше всего

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах

Юлия Скорик
Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах

Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

– учить четкому звукопроизношению и правильному употреблению звука [Л] в открытых и закрытых слогах; в словах с открытым и закрытым слогом.

– учить преобразованию глаголов настоящего времени в глаголы прошедшего времени.

– развивать логическое мышление, память, внимание, фонетико-фонематический слух, общую и мелкую моторику.

– воспитывать доброжелательное отношение к занятию.

– воспитывать умение работать в коллективе, слушать себя и товарища

Ход занятия:

– Ребята, сегодня к нам за помощью обратился Доктор Айболит (картинка). К нему приходят лечиться разные животные, птицы, рыбы, но он не может их понять. Давайте поможем ему разобраться, в чем причина. Но перед путешествием нам нужно размять наши язычки и губки.

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку.

Не руками, не ногами,

А своими язычками:

1 упр. «Улыбка»

2 упр. «Варенье»

3 упр. «Змейка»

4 упр. «Лошадка»

5 упр. «Расческа»

6 упр. «Качели»

– Мы отправимся к нему на остров, а перенесет нас туда волшебный ветерок. Для этого мы должны раскрутить его, давайте подуем дружно.

Дыхательная гимнастика «Волшебный ветерок»

– Вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот, щеки не надуваем.

– А вот и первый пациент.

(Читаю загадку про волка.)

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех … (Волк)

– У волка пропал голос, и мы будем его эхом, чтобы Айболит услышал и помог ему. Но для начала, давайте вспомним что делаю наши губы, зубы и язычек при произнесении звука [л] (Губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка ударяется о верхние зубки).

– А теперь произнесём:

– Я буду говорить тихо,а вы громко:

Ал-ал-ал! – Котик бантик завязал!

Ол-ол-ол! – Ловкий дятел долбит кол.

Ул-ул-ул! – Зайка волка обманул.

Ла-ла-ла! – Лапа мокрая была.

Ло-ло-ло! – Солнце село за село!

Лу-лу-лу! – Воют волки на луну.

– Молодцы! Теперь доктор сможет помочь волку.

(Читаю загадку про лося).

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый (Лось)

– У лося пропал слух. Вы будите его ушами. Но прежде вспомним какой у нас звук [ л]? (согласный, обозначаем синим цветом, звонкий, твердый).

– Я буду называть слова, а вы, если услышите слово со звуком [л], поднимите синюю карточку.

Читайте также:
Примерная программа организации оказания дополнительной образовательной услуги в рамках кружка речевого развития Тимоша-говорун

Лавка, река, лак, кепка, мука, лоб, тучка, лом, мел, венок, ладонь, кит, лава

– Хорошо! И лосю вы помогли!

– Пока Доктор ведет прием, мы немного отдохнем.

Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево – вправо наклоняет,

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

– Вот еще один гость (загадка про акулу).

Зубы в пасти в три ряда.

Этот хищник знаменит,

Тем, что он – морской бандит.

– Акула приплыла, потому что не помнит, что она делала вчера. Я говорю, что она делает сейчас, а вы говорите, что она делала вчера.

Плывет — плыла Рисует — рисовала,

Учит – учила, Пишет — писала,

Метет – мела, Играет — играла

– Теперь нам с вами предстоит пройти лабиринт. Но он не простой. Пройти его можно назвав все слова на картинках.

(Ребенок поочередно называет слова со звуком «л» расположенные в виде лабиринта)

– Следующий пациент потерял свою тень. Вы сами сможете ему помочь, если правильно обведете его тень по контуру (контур слона).

– Чья это тень? Значит, кому вы сейчас помогли?

– Вот и вылечил сегодня всех зверей Доктор Айболит, благодаря вашей помощи. Нам пора отправляться домой, теперь мы полетим на самолете, но наш летчик не знает дорогу.

Погудим как самолеты и покажем ему дорогу.

(Ребенок обводит на картинке маршрут самолета произнося звук «л»)

Итог занятия:

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали?

Какие упражнения выполняли?

Кто был сегодня у нас в гостях?

Кому вы сами помогли?

Конспект индивидуальной деятельности «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 «Ивушка» р. п. Приютово муниципального.

Конспект занятия «Автоматизация звука [т] в слогах, словах, фразах» Цель: Коррекционно -образовательные цели: уточнение артикуляции звука «Т». Автоматизация звука «Т» в слогах, словах, предложениях. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: – закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: – закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; – автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Рm в слогах, словах, предложениях» Тема занятия: Автоматизация звука [Рь] Цель: автоматизация звука [Рь] Задачи: Коррекционно-образовательные: – уточнить правильную артикуляцию.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Автор: Павловская Лада Николаевна,.

Конспект занятия «Пёс Чарлик в гостях у ребят» (Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях) Цель: автоматизация звука [Ч] у детей в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Задачи – обогащение словарного запаса по темам птицы,.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звук [л] в слогах, словах, предложениях
Тема: Звук [Л]

Этап коррекционной работы: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

  1. Совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику и фонематическое восприятие.
  2. Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, продолжать учить произносить звук [л] в предложениях, вырабатывать чёткие движения и правильные положения органов артикуляции при произнесении звука [л].
  3. Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания, формировать умение слушать речь других детей.

Ресурсы: письмо от Ивана Царевича, картинки – символы артикуляционных упражнений, картинка пня, картинка паука, шары с изображёнными на них эмоциями (радость, удивление печаль, злость), речка, брёвна, избушка, жар – птица, сон, персонаж – Василиса Прекрасная.

I) Организационный момент:

Дети находят около порога письмо от Ивана Царевича, в котором говорится: «Змей Горыныч похитил его невесту Василису Прекрасную. Обещал Змей Горыныч вернуть ему невесту, но за это должен Иван Царевич Жар – птицу принести. Сам бы отправился за ней Иван Царевич, да не может, раненный после сражения со змеем лежит. Вот и просит он нас помочь ему Жар – птицу добыть». Поможем?

II) Логопед: Но знайте, впереди нас ждут испытания. А пойдём мы не одни. У нас будет помощник – звук. Попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этой скороговорке?

Читайте также:
Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Палку толкал лапкой Полкан. (Звук [л])

III) Логопед: Прежде чем отправиться в дорогу, надо подготовиться.

  • Улыбочка – трубочка,
  • Маляр,
  • Качелька,
  • Лошадка,
  • Грибочек,
  • Иголочка.

Логопед: Выложите из счётных палочек букву, обозначающую наш звук [л].

IV) Логопед: Готовы? Отправляемся в путь. Идём, идём, а вот и пень. Он не простой, а волшебный. Пень нас не пропустит, если мы не повторим слоговые цепочки: ла – ла – ла, ло – ло – ло, лу – лу – лу, лы – лы – лы – лы, ла – ло – лу, лы – ло – ла, ло – ла – лы, лу – ла – ло.

Логопед: Нет, ничего у нас не получается! Не пропускает нас волшебный пень (логопед достаёт из–под пня конверт). Ребята, я нашла письмо, а написано в нём следующее: повторите вслух только слово со звуком [л]:

Локоть Лак Лыжи Бочка

Диван Лоб Лапа Лампа

Лыжник Мех Кофе Ветка

Ландыш Дым Дыня Сетка

V) Логопед: Пропустил нас волшебный пень. Идём дальше. Навстречу нам паук. Посмотрите и здесь для нас задание «Исправь взрослого»:

Ладонь Лопата Лошадь Лыжи Лось.

Лапша Луна Лампа Мыло Лапа.

Ладья Лото Лупа Лодка Лук.

Лавина Лужайка Малыш Пила Пчёлы.

Молоко Мила Салат Лужа Лыко.

Пила Юла Стекло Ложка Лама.

Логопед: Мы немножко устали. Давайте разомнёмся.

Девочки и мальчики прыгают как мячики,

Ручками хлопают, ножками топают.

Глазками моргают, а после отдыхают.

Отдохнули мы немножко и отправились в дорожку.

VII) Логопед: Идём дальше. А, чтобы не скучать доскажите слово в рифму:

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а……(лук)

Лейся, дождь весёлый, мы с тобою дружим,

Хорошо нам бегать босиком по ….(лужам)

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли…(лапки)

Два берёзовых коня по снегам несут меня.

Кони эти рыжи. А зовут их …(лыжи).

VIII) Логопед: Продолжаем путь. На пути перед нами встают «Волшебные шарики»: первый шарик – грустный, второй шарик – весёлый, третий шарик – злой, а четвёртый – удивлённый. Придумайте слово со звуком «Л» и произнесите его с разной интонацией.

IX) Логопед: Вот, мы добрались и до речки. Но её не перейти, нет мостика. Необходимо выполнить следующее задание «Переделай предложения». На каждое правильно составленное предложение кладем брёвнышко через речку.

Ложка моет Милу. Пол мыл маму.

Мяч ловит Лушу. Лыжи купили лыжника.

Лось лает на собаку. Салат ест Клаву.

X) Логопед: Перешли речку. А вот и избушка. Не здесь ли Жар – птица спрятана? Но на двери весит замок. Кто открыть его бы мог? Пальчиковая игра «Замок» (снимаем замок). Достаём разрезную картинку Жар – птицы. Детям предлагается собрать разрезную картинку. Пока дети собирают, появляется Василиса Прекрасная и благодарит всех за помощь.

XI) Итог занятия: Понравилось вам занятие? Что понравилось во время путешествия? Вы хорошо занимались на занятии. Красиво проговаривали звук «Л».

Подгрупповое логопедическое занятие по теме “Звук «Л», автоматизация в слове и фразе”

Разделы: Логопедия

Цель: закреплять навыки правильной артикуляции звука “Л”

Образовательные:

  • формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  • формирование кинестетического образа звука “Л” (ощущения положения органов артикуляции);
  • уточнение и расширение словарного запаса по теме “Я – человек”: уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  • устранение дефектного произношения звука “Л”, автоматизация звука в словах, предложениях;
  • развитие фонематического слуха и восприятия: совершенствовать умение различать на слух и в произношении звук “Л”, упражнять в нахождении слов со звуком “Л”, делении слов на слоги;
  • развитие грамматического строя речи: развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа;
  • закреплять навыки ориентировки в пространстве;
  • развитие общей моторики и координации движений.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям, речевой культуре;
  • воспитывать интерес к устному народному творчеству (пословицы).

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал:

  • карточки – символы артикуляции звука “Л”;
  • дидактическое пособие “Если всё у нас в порядке”;
  • игра “Настроение”;
  • игра “Узнай на ощупь”;
  • сундук;
  • ёмкость со льдом и горячие грелки;
  • опорная карточка для игры “Большой – маленький”
  • носовой платок, полотенце, яблоко, вилка, ложка, тарелка, игрушка – волчок, луковица

Раздаточный материал:

  • зеркала;
  • маркеры;
  • игра “Слушай внимательно”;
  • опорные карточки для игры “Большой – маленький”;
  • конверты, в каждом конверте 2 предметные картинки со звуком “Л”
  • очки голубого и жёлтого цвета;
  • карточки – билеты (с изображением предметов со звуком “Л” по лексическим темам)
  • карандаши;
  • бумажные салфетки

Методы и приёмы:

  • упражнение;
  • игровое упражнение;
  • дидактическая игра;
  • художественное слово;
  • словесное пояснение

I. Организационный момент.

Дети заходят в кабинет. Музыкальная игра Е. Железновой “Ну-ка, все встали в круг”

(дети поют песенку, сопровождая слова соответствующими движениями)

Предложить сначала сесть детям в том порядке, в каком их имена произнесёт логопед (имена произносятся беззвучно, дети читают по губам).

Читайте также:
Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов

II. 1. Объявление темы занятия.

Логопед: “Точка, точка, запятая – вышла рожица смешная.

Палка, палка, огуречик – получился человечек”.

(Логопед на фланелеграфе выкладывает фигурку человечка – без рта, ушей ).

– В слове “человек” есть звук “Л”?

– Где находится звук “Л” в слове “человек”?

Сегодня мы вспомним некоторые части тела человека, как они помогают нам в жизни, и продолжим упражняться в правильном произнесении звука “Л”.

2. Артикуляция, характеристика звука “Л”

Логопед: Первый наш помощник – это рот (на фланелеграфе человечку добавляется рот). Вспомните и расскажите, как располагаются губы, зубы, язык, когда мы произносим звук “Л” (дети рассказывают, логопед параллельно выставляет карточки-символы на магнитную доску)

Логопед: Для того, чтобы наши язычки не ошибались, сделаем гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика “Это правая щека”.

Это правая щека, это левая щека

(кончиком языка упираться попеременно в соответствующую щёку)

Здравствуй, верхняя губа, здравствуй нижняя губа.

(рот открыт, кончиком языка касаться соответствующей губы)

В губах улыбка заперта.
На губах она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть – печаль её боится.
(чередование “улыбки” и “хоботка”)

А вокруг зубы стоят:
Нижний ряд и верхний ряд.
(закусить нижними зубами верхнюю губу, затем “оскал”)

Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.
(открыть широко рот)

Там, к прогулкам не привык робко прячется язык.
(закрыть рот)

Нёбо вместо потолка есть во рту у языка:
Челюсть ниже опускаем, язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд – назад, вперёд – назад.
Наш язык работе рад.
(упражнение “Маляр”)

Мы оближем губы наши, будут чище, будут краше.
(упражнение “Вкусное варенье”)

Отдохнём на верхней губке и на нижней полежим.
(рот открыт, касаться кончиком языка то верхней, то нижней губы)

А теперь как индюшата мы негромко покричим.
(упражнение “Болтушка”)

(по окончании артикуляционной гимнастики зеркала дети убирают на край стола)

На улице и дома звуки слушать
Помогают всем нам уши.

(логопед человечку на фланелеграфе добавляет уши)

Логопед: Я предлагаю вам игру, в которой надо внимательно слушать.

(Дети выходят на середину зала)

4. Игра “Телеграмма”

Цель: развивать фонематическое восприятие, автоматизация звука “Л” в слогах.

Логопед: Я буду передавать телеграмму не только голосом, но и при помощи рук. Получив телеграмму, вам надо передать её дальше без ошибок.

(логопед произносит ряд слогов, сжимая ритмично ладонь рядом стоящего ребёнка): ЛА – ЛА – ЛА; ОЛ – ОЛ – ОЛ; КЛА – КЛА – КЛА; ПЛЫ – ПЛЫ – ПЛЫ; ПЛА – ПЛУ – ПЛА.

Логопед: Молодцы! Все телеграммы были чёткие и дошли без ошибок (дети садятся на места).

5. Игра “Слушай внимательно”

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Логопед: Вот ещё одно задание, где надо внимательно слушать. Положите перед собой листы бумаги, возьмите карандаши. Я буду называть части тела человека, а вы, услышав слово со звуком “Л”, напишите букву “Л”: НОГИ, ЛОБ, ЖИВОТ, ПЯТКИ, ГОЛОВА, СПИНА, РУКА, ГЛАЗА, ЩЕКА, ЛАДОНЬ, НОС, УШИ, БРОВИ, ЛОКОТЬ.

(во время выполнения задания логопед по очереди спрашивает у детей, какое слово они услышали)

Логопед: Посчитайте, сколько раз написали букву “Л”? (5 раз)

Логопед: Предметы бывают маленькие и большие, и их мы называем по-разному. Например: нос – носик – носище, рука – ручка – ручище (логопед показывает на фигуры соответствующего размера на опорной карточке).

6. Игра “Маленький – большой”

Цель: закреплять навыки словообразования (уменьшительно-ласкательная и увеличительная форма существительных)

Логопед: Я предлагаю вам игру “Маленький – большой”. Положите перед собой карточки. Я буду называть части тела, а вам надо назвать маленькую и большую, огромную.

(индивидуальные ответы детей с опорой на карточки с символами)

  • ГОЛОВА – ГОЛОВУШКА, ГОЛОВИЩА
  • ЛОКОТЬ – ЛОКОТОК, ЛОКТИЩЕ
  • ЛАДОНЬ – ЛАДОШКА (ЛАДОШЕЧКА), ЛАДОНИЩЕ
  • ЗАТЫЛОК – ЗАТЫЛОЧЕК, ЗАТЫЛИЩЕ
  • ВОЛОС – ВОЛОСИК, ВОЛОСИЩЕ
  • ГЛАЗ – ГЛАЗИК, ГЛАЗИЩЕ

7. Игра “Если всё у нас в порядке”

Цель: развивать фонематический слух.

Логопед: Какое слово я произнесла последним? (глаз) (показать на человечке глаза). Сейчас у нас будут работать и уши, и глаза. У вас в конвертах есть по две картинки. Достаньте их из конвертов, рассмотрите. Назовите, что у вас.

(Дети называют картинки и определяют место звука “Л” в слове)

ЛУК, БУЛКА, САЛАТ, ШОКОЛАД, СВЁКЛА, МОЛОКО, ЯБЛОКО, КОЛБАСА

Логопед: Картинки надо расставить на полки в шкафу:

  • на верхнюю полку, если слово состоит из 1 слога;
  • на среднюю полку, если слово состоит из 2 слогов;
  • на нижнюю – из 3 слогов.

Приготовьтесь расставить картинки, поделите слова на слоги, определите сколько слогов в слове.

– А сейчас поднимите руку, у кого слово состоит из 1 слога.

(ребёнок выходит, называет слово, ставит карточку на верхнюю полку)

Читайте также:
Викторина 'Звездный час' (для детей средней группы)

(таким образом деть ставят карточки со словами из 2-х слогов, из 3-х слогов)

8. Игра “Вот что знаем мы с тобой”

Цель: развивать мелкую моторику

Логопед: Давайте расскажем, какие части тела есть у нас. Не забывайте правильно произносить звук “Л” в словах, говорить громко, чётко.

(дети, стоя у столов, выполняют соответствующие движения).

Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь,
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове уха два и мочки две,
Брови скулы и виски,
И глаза, что так близки,
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы, посмотри.
Подбородок под губой –
Вот что знаем мы с тобой!

9. Игра “Посмотри внимательно”.

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве, упражнять в понимании и употреблении предлогов “между”, “над”, “под”, автоматизация звука “Л” во фразе.

Логопед: Посмотрите внимательно на шкаф и ответьте на вопрос. Не забывайте правильно произносить звук “Л” и отвечать полным предложением.

– Что находится между молоком и шоколадом?

– Что находится под луком?

– Что находится между луком и колбасой?

– Что находится над салатом?

10. Игра “Узнай на ощупь”

Цель: развивать тактильные ощущения, упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

Это левая рука. Это правая рука.
Во всём они нам помогают:
Предметы тёплые или холодные узнают.

(логопед слова сопровождает показом названных частей тела на человечке)

У меня есть волшебный сундук. В нём что-то лежит. Я предлагаю вам узнать эти предметы на ощупь, и сказать, холодные они или тёплые (дети по очереди работают у ширмы):

ХОЛОДНАЯ ЛОЖКА, ТЁПЛОЕ ЯБЛОКО, ХОЛОДНАЯ ТАРЕЛКА, ТЁПЛОЕ ПОЛОТЕНЦЕ, ТЁПЛАЯ ВИЛКА, ТЁПЛЫЙ НОСОВОЙ ПЛАТОК, ХОЛОДНАЯ ЛУКОВИЦА, ХОЛОДНЫЙ ВОЛЧОК

11. Игра “Волшебные очки”

Цель: совершенствовать навыки согласования существительных с числительными и прилагательными.

Логопед: Я предлагаю вам пройти в наш маленький необычный кинозал. В зал вы сможете попасть только по билету (логопед раздаёт детям по 1 карточке с изображением 4 предметов, просит их назвать)

(Дети встают, при входе в кинозал отдают билеты и по памяти называют изображённые на них предметы. По просьбе логопеда называют эти предметы обобщающим словом. Правильность ответов по карточке проверяют дети.)

ЛУК, БАКЛАЖАН, СВЁКЛА, САЛАТ – ЭТО ОВОЩИ;

МОЛОТОК, ПИЛА, ЛОПАТА, МЕТЛА – ЭТО ИНСТРУМЕНТЫ;

КУКЛА, ЮЛА, ЛОПАТКА, ЛОШАДКА – ЭТО ИГРУШКИ;

МОЛОКО, МАСЛО, КОЛБАСА, ШОКОЛАД – ЭТО ПРОДУКТЫ.

(Дети проходят, садятся напротив телевизора, им раздают цветные очки. Логопед уточняет, какого цвета у кого очки – голубые, жёлтые)

Логопед: Смотреть на экран мы будем через волшебные очки. Вам надо посмотреть на экран без очков и сказать, что там было. Затем вы смотрите на экран, надев волшебные очки. Надо сказать, что стало. Не забывайте правильно произносить звук “Л”.

Логопед даёт образец: Был один белый баклажан, стал один жёлтый баклажан.

Дети выполняют задание:

  • Было одно белое платье, ..
  • Бала одна белая ёлка.
  • Было одно белое яблоко.
  • Была одна белая клубничка.

Затем дети меняются очками, снова выполняют задание:

Логопед:

  • Было 3 белых баклажана.
  • Было 2 белых клубнички.
  • Было 3 белых платья.
  • Было 2 белых ёлки.
  • Было 3 белых яблока.

– Какой звук мы сегодня упражнялись произносить?

– Это звук гласный или согласный? Почему?

– Какие части тела нам помогали сегодня на занятии?

Логопед: О наших помощниках, частях тела создано много пословиц. Вы знаете такие пословицы? (ответы детей: Голова – всему начало).

Логопед: Я вас хочу познакомить с ещё одной пословицей:

  • Глаза боятся, а руки делают.

Логопед: Вы сегодня все старались, произносили правильно звук “Л”, справились со всеми заданиями. Молодцы!

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] на тему: “Одеяло для зайки Лапушки”.

Возраст ребенка: 6 лет.

Цель: Закрепление произношения звука [л] в прямых, обратных слогах и словах.

Задачи:

  1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
  2. Закрепить названия цветов;
  3. Закрепить обобщающие понятия “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”;
  4. Обогащать словарный запас (благотворительность, приют, поддержка).
  1. Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
  2. Развивать умение понимать обращенную речь;
  3. Развитие связной речи, умения вести диалог;
  4. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  5. Развивать общую и мелкую моторику.
  1. Воспитывать у детей любовь и сострадание к ближним , желание помочь в трудной ситуации;
  2. Познакомить с понятием « благотворительность».
  3. Воспитывать желание правильно произносить звуки речи;
  4. Воспитывать самоконтроль;
  5. Воспитывать положительную мотивацию на занятии.

Формы организации деятельности ребенка: Игра, диалог с логопедом о благотворительности.

Оборудование: Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”, кубик, фишка, дидактическая игра “Четвертый лишний” (на автоматизацию звука [л]), дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, предметные картинки: лампочка, футболка, полотенце, стул, лыжи, соска, автобус, свинья, совок, самокат; квадраты из картона четырех цветов: красный, голубой, зеленый, синий; конверт с письмом, почтовая коробка, презентация “Письмо от зайки Лапушки”.

Читайте также:
Особенности развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Степень вовлеченности в благотворительность: ребенок впервые услышит о благотворительности.

План занятия:

  1. Организационный момент (вводное слово)
  2. Автоматизация звука [л] в слогах.
  3. Автоматизация звука [л]в словах.
  4. Динамическая пауза
  5. Развитие фонематических процессов
  6. Рефлексия, итог занятия

Ход занятия

1. Организационный момент (вводное слово)

Логопед: Здравствуй! Сегодня мы с тобой сделаем доброе дело. Как ты думаешь для чего нужно добро? Тебе нравится, когда делают добро для тебя? А какое добро ты можешь сделать для других?

Логопед: Получать добро – это очень приятно. Но еще приятнее делать добро для других. Особенно для тех, кому нужна поддержка. Нам пришло письмо из больницы для зверят.

Маленьким зайчатам нужны теплые одеяла. Врачи просят нас с тобой сделать одеяло для маленького зайчика по имени Лапушка. Поможем сделать одеяло для Лапушки?

Ребенок: Да!

2. Автоматизация звука [л] в слогах.

Логопед: В письме из больницы есть несколько заданий для тебя. За каждое правильно выполненное задание ты получишь цветной квадрат, из которых мы потом соберем одеялко для Лапушки.

Вот первое задание: перед тобой поле, на котором указана дорожка из слогов, ты будешь кидать кубик и переставлять фишку на указанное количество шагов, а затем произносить слоги, на которых окажется твоя фишка.

Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”.

Логопед: Молодец! Ты правильно выполнила задание и получаешь фигуру для одеяла. Зайчик Лапушка долгое время не видела свою маму, так как давно болеет. Наше одеялко поможет ему меньше грустить и скорее поправиться. Как ты думаешь, что еще может порадовать зайчиков, которые болеют? Что мы с тобой можем сделать еще, кроме одеялок?

3. Автоматизация звука [л]в словах

Логопед: Ты правильно рассуждаешь. А мы с тобой продолжаем выполнять задания из письма. Второе задание: я буду показывать карточки с четырьмя картинками, а ты рассмотришь их, назовешь и скажешь, какая из картинок лишняя и почему.

Дидактическая игра “Четвертый лишний”

Логопед: Умница! Ты выполнила задание и получаешь новую фигуру для одеяла.

Слышала ли ты когда-нибудь слово “благотворительность”? Как ты думаешь, что оно обозначает? Благотворительность – это помощь тем, кто слабее тебя и нуждается в помощи. Кому бы ты могла помочь?

4. Динамическая пауза

Логопед: Мне очень понравились твои ответы. А нам пора выполнить третье задание для того, чтобы скорее собрать одеяло для зайчика Лапушки.

Третье задание: физминутка.

Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу ( три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ул-Ул-Ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под голову).

Логопед: Замечательно! Ты прекрасно выполнила задание. Вот еще один квадрат для одеяла.

Помогать тем, кому это необходимо, это очень хорошо. Когда мы делаем добро, то и весь мир делается добрее. Помогать можно не только людям, но и животным. Для этого взрослые открывают приюты, а старшие ребята помогают ухаживать за животными. Давай помечтаем, как бы ты могла помочь животным?

5. Развитие фонематических процессов

Логопед: Очень хорошо! Давай выполним последнее задание и соберем одеяло для Лапушки.

Четвертое задание: нужно собрать ромашку, но ромашку не простую, в ней должны быть лепестки со словами, в которых есть звук [л].

Дидактическая игра “Логопедическая ромашка”.

Логопед: Ты совершенно верно выполнила задание! Вот последний квадрат для одеяла. Давай посмотрим, квадраты каких цветов у нас есть.

Ребенок: Синего, зеленого, красного и голубого.

Логопед: Правильно, а теперь подумай, как можно красиво расположить квадраты, чтобы получилось красивое одеяло, которое поднимет настроение больной зайке Лапушке.

Ребенок составляет из квадратов большой квадрат по своей задумке и наклеивает их на лист бумаги. Получается “одеяло”.

Логопед: У тебя получилось очень яркое и красивое одеяло. Молодец! Давай мы теперь отправим его в почтовой коробке в больницу.

Ребенок кладет одеяло в коробку, логопед уносит ее из кабинета.

6. Рефлексия, итог занятия.

Логопед: Тебе понравилось помогать зайке?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что ты не перестанешь делать добрые дела. Твоя помощь – это и есть благотворительность. Сегодня ты сделала мир немного добрее и лучше. Помогай всем, кому нужна помощь и поддержка, и тогда все вокруг будут брать пример с тебя и тоже будут делать добро другим.

Смотри, нам пришло письмо на электронную почту! (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 1, 2) А в нем фотография зайки Лапушки с твоим одеялом. (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 3,4, 5, 6) Смотри, какое настроение у зайки?

Ребенок: Хорошее. Зайка улыбается.

Логопед: Да, верно! Лапушка улыбается, она написала нам письмо:

Спасибо вам за красивое теплое одеяло! Оно мне очень нравится, оно такое яркое, что мне уже не хочется грустить, и я чувствую себя гораздо лучше. Когда я поправлюсь, то приеду к вам в гости вместе с моей мамой.

Читайте также:
Тема: Одежда (согласование числительных с существительными в родительном падеже множественного числа)

До встречи! Зайка Лапушка.”

Ты рада, что зайка выздоравливает?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что вы станете добрыми друзьями. А наше занятие закончилось. До следующих встреч!

Вариант последействия:

После проведения занятия учителем– логопедом были связаны из пряжи синего, голубого, зеленого и красного цветов квадраты, которые были соединены по схеме, составленной ребенком. Данный кусочек одеяла, а также квадраты, связанные из оставшейся пряжи, отправляются волонтерам благотворительного проекта “Одеяло дружбы” (г. Санкт-Петербург), где впоследствии собираются одеяла для жителей домов престарелых, детей сирот, особенных детей, детей из малообеспеченных семей, выпускников детских домов. После отчета организатора проекта, учителем-логопедом составляется презентация, где рассказывается, какое одеяло получилось, куда оно отправилось и кем было получено. Презентация сопровождает беседу с детьми старшей возрастной группы о благотворительности, или мероприятие для детей с родителями. После чего предлагается поучаствовать в подобной акции мамам, бабушкам детей, предложить связать квадраты для проекта и отправить совместную посылку волонтерам.

Примечания:

Дидактические игры, используемые на занятии:

1) “Логопедическая слоговая ходилка”. Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах, закрепление навыка счета до 6. Оборудование: игровое поле, кубик, фишка. Правила игры: ребенок бросает кубик, передвигает фишку на выпавшее количество шагов и либо сам (если ребенок умеет читать), либо с помощью логопеда называет слог. Игра ведется до тех пор, пока ребенок не пройдет все поле.

Речевая инструкция: “Перед тобой игровое поле, сейчас ты кинешь кубик и передвинешь фишку на то количество шагов, сколько выпало на кубике, назови слог, на котором стоит твоя фишка повтори за мной слог.”

Примечание для логопедов: Игровое поле можно заламинировать, а слоги наклеить сверху на клейкую ленту, тогда игру можно использовать не только для автоматизации [л], но и других звуков и в разных позициях (прямые, обратные слоги, слоги со стечением, закрытые слоги).

2) “Четвертый лишний”. Цель: автоматизация звука [л] в словах, закрепление обобщающих понятий “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”. Правила игры: перед ребенком по очереди выставляются карточки с четырьмя изображениями, ребенок называет каждое изображение, а потом говорит, что лишнее и почему.

Речевая инструкция: “Перед тобой карточка с картинками, назови их. Какая картинка лишняя и почему?”

3) “Логопедическая ромашка”. Цель: Автоматизация звука [л] в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие умения находить заданный звук в словах. Правила игры: в середине ромашки картинка– символ изучаемого звука, ребенку предлагается назвать по очереди изображения на лепестках и собрать на цветочке только те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л].

Речевая инструкция: “У меня есть необычная ромашка, но ее лепестки рассыпались, помоги мне собрать их. На каждом лепестке есть картинка. Для ромашки подойдут только картинки, в названии которых есть звук [л]. Назови каждую картинку и скажи, подходит ли она для нашей ромашки.”

Примечание для логопедов: Если сделать на лепестке кармашек из прозрачной пленки, то данную игру можно использовать также и с другими звуками, или для закрепления обобщающих понятий.

К конспекту занятия прилагается презентация:

1) Презентация “Письмо от зайки Лапушки”. Данная презентация используется непосредственно для занятия. На слайдах 3– 6 размещены изображения зайчика, а также 4 варианта расположения квадратов для одеяла. В момент занятия, когда ребенок распологает квадраты, логопед находит подходящее по комбинации изображение. Далее, при демонстрации презентации, после слайда с текстом письма (слайд 2) логопед переходит на подходящий слайд (Правая кнопка мыши – перейти к слайду – слайд. ). Если изображение на слайде подходит по цвету, но в отраженном варианте, то, пока ребенок наклеивает квадраты на лист бумаги, логопед в презентации (режим редактирования), переворачивает изображение до необходимого варианта (левая кнопка по рисунку – раздел “Формат” – повернуть – повернуть вправо влево на 90° – отразить сверху вниз слева направо).

Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_podgruppovoe_zanyatie_tr-tr_mitya.docx 389.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л]

в слогах, словах, чистоговорках, предложениях.

Тема : «День рождения кота Матроскина».

Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях.

1. Закреплять правильный артикуляционный уклад звука [Л].

2. Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях.

3.Упражнять в подборе слов – антонимов.

4. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

5. Пополнять и активизировать словарный запас.

1. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

2. Развивать речевое дыхание.

3. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

4. Развивать зрительное внимание и восприятие, воображение.

6. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

1. Воспитывать самоконтроль.

2. Воспитывать отзывчивость, желание помогать.

3.Воспитывать умение выполнять игровые правила, желание работать в коллективе.

Оборудование: ноутбук, проектор для демонстрации слайдов, индивидуальные зеркала, вертушки, влажные салфетки, игрушки, цветные камешки, емкости, предметные картинки, шарики, игровые модули, мяч, липучки, игрушечный щенок, посылка, письмо от кота Матроскина, цветные печати.

1. Организационный момент

Учитель-логопед приветствует детей.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

-Дети, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Учитель-логопед: Ребята! Сегодня к нам в детский сад на компьютер по электронной почте пришло письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Задача здесь весьма проста:

Из Простоквашино кота

Любой дошкольник должен знать.

Попробуй имя отгадать.

-Правильно, ребята. Это кот Матроскин.

-Дети, я распечатала письмо на принтере, и сейчас вам его прочитаю.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Пишет вам кот Матроскин из деревни Простоквашино. У меня случилась неприятность – я заболел, а завтра мой день рождения, и я не могу дойти до почты, чтобы отправить телеграммы своим друзьям.

А Шарик мой сейчас гостит в соседней деревне у своего знакомого пса и не знает, что я решил праздновать день рождения.

Поэтому хочу обратиться к вам за помощью. Прошу вас помочь пригласить моих друзей на праздник и передать им приглашения, а чтобы вы побыстрее смогли до них добраться, отправляю за вами свой трактор – тр – тр Митю, дорогу он знает. Встречайте! (Трактор из модулей)

-Ах, вот что это за трактор здесь стоит. Оказывается, это тр – тр Митя.

-Здравствуй, тр- тр Митя.

2. Основная часть

Сообщение темы занятия

– Что же нам делать, ведь сегодня на занятии мы должны были учиться произносить слоги, слова, чистоговорки и предложения со звуком [Л], а тут такая неожиданность. Но ведь мы же не можем отказать коту Матроскину?

– Поможем коту Матроскину пригласить его друзей на день рождения?

– Если вы согласны, садимся в трактор и начинаем наше путешествие.

– Посмотрите, ребята, к кому мы приехали. Узнаёте, кто это? Правильно, это Винни Пух.

– Винни Пух очень любит мёд. Для того чтобы хорошо вылизывать горшочки из-под мёда, он делает гимнастику для язычка. Давайте вместе с ним сделаем зарядку для язычка.

Наш Мишутка – озорник

Тянет губки к ушкам.

-Я теперь — лягушка!

Кто играет на гитаре,

А медведь на дудочке,

Губы вытянул вперед

Вот и завтракать пора:

Мишка нам напек блины,

Со сметаною они.

Каждый день, как и ребята,

Зубки чистят медвежата.

Вправо-влево щётка ходит,

Белизну зубам наводит.

Сел мишка Винни на качели

И взлетел он выше ели.

Даже солнышка коснулся,

А потом назад вернулся.

-Давайте пригласим Винни Пуха на день рождения к коту.

-Вот что написал Матроскин в своем приглашении: «Дорогой Винни Пух, приглашаю тебя 21 декабря на свой день рождения в деревню Простоквашино.Твой друг, кот Матроскин».

-До свидания, Винни Пух.

-Ну а мы отправляемся дальше.

Дыхательная г имнастика

– Посмотрите, ребята, к кому мы приехали. Это же Карлсон.

– Карлсон живет очень далеко от деревни Простоквашино, и ему придется долго лететь. Давайте поможем Карлсону как следует завести пропеллер, а для этого подуем на вертушки. Дуем через вытянутые трубочкой губки, щеки не надувать.

– Молодцы, теперь Карлсон наверняка сможет долететь до Простоквашино.

-Мы оставляем Карлсону приглашение.

-А нам пора отправляться дальше.

Автоматизация изолированного звука [Л].

– Куда же нас привез трактор Митя на этот раз?

-Посмотрите, мы оказались в гостях у Маши из мультфильма «Маша и медведь».

– Маша играет со своим любимым корабликом.

-Давайте мы тоже немного поиграем. Поможем Маше и кораблику добраться до берега .

– Давайте слегка улыбнемся, поднимем язычок за верхние зубки и погудим, как корабль: л-л-л-л-л-л-л-л.

– Молодцы, ребята, вы хорошо спели песенку кораблика.

– Давайте оставим Маше приглашение кота Матроскина.

-Дорогая Маша, кот Матроскин приглашает тебя на свой день рождения в деревню Простоквашино. А нам нужно успеть пригласить остальных друзей кота Матроскина. Поторопимся.

Упражнения на развитие фонематического восприятия.

– Дети, мы приехали к Дяде Федору.

-Он собирается в деревню к Матроскину и складывает для него продукты.

– Поможем Дяде Федору сложить всё в корзинку и немного поиграем: будем хлопать в ладоши, когда услышим в названии продукта звук [л].

– Молодцы, помогли сложить все продукты. Давайте оставим приглашение Дяде Федору.

– Садимся в трактор и едем дальше.

Закрепление произношения звука [Л] в слогах.

– Смотрите, трактор Митя привез нас к коту Леопольду. Он собрался ловить рыбку, давайте ему поможем. Но, чтобы рыбка ловилась, нужно произнести волшебное заклинание. Сейчас каждый из вас попробует поймать рыбку.

– Для каждого из вас я назову свое волшебное заклинание, повторив которое, вы сможете поймать рыбку.

– Молодцы, ребята, помогли Леопольду наловить рыбки, которой он угостит кота Матроскина. Ой, чуть не забыли, нам же нужно отдать коту Леопольду приглашение.

– Дорогой Леопольд, Матроскин приглашает тебя на свой день рождения. Оставляем тебе приглашение, а нам пора в путь.

– Посмотрите, куда же мы попали? Ой, да это же Лунтик.

-А что же он делает?

-Ребята, Лунтик выкладывает дорожку к домику из цветных камешков.

-Давайте, чтобы он быстрее закончил свою работу и смог прийти к Матроскину на день рождения, поможем ему рассортировать камешки.

– Сейчас каждый из вас будет бросать в коробочку такие же камешки, как и тот, что уже лежит в ней.

-Лунтик, кот Матроскин из деревни Простоквашино приглашает тебя и твоих друзей на свой день рождения.

– Лунтик, вот твое приглашение. Кот Матроскин ждет тебя в деревне Простоквашино вместе с твоими друзьями.

– А вы помните, с кем дружил Лунтик? (Мила, Пчеленок и Кузя).

– Дети, нам нужно друзей Лунтика тоже пригласить на праздник.

– Посмотрите, а вот и Кузя прискакал. Кузя предлагает вам поиграть вместе с ним.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем.

Мы теперь кузнечики.

Хлопаем в ладошки и прыгаем на ножке.

На одной, на другой,

Как нам весело с тобой.

-Понравилось вам играть с Кузей?

-С Кузей мы поиграли, но давайте не будем забывать о нашем задании.

-Вот, Кузя, твоё приглашение на праздник к коту Матроскину.

Закрепление произнесения звука [Л] в словах.

-Посмотрите, кто это к нам прилетел? (Пчеленок)

– Как хорошо, что он прилетел. Ведь нам надо и Пчеленка пригласить на день рождения к коту Матроскину.

-А вот и приглашение для Пчеленка.

-Ой, дети, я совсем забыла. Пчеленок ведь учится в школе.

-А в школе задают домашние задания. Вот и Пчеленку надо выполнить домашнее задание, иначе его не отпустят к коту Матроскину на праздник.

-Поможем Пчеленку справиться с уроками?

-Давайте посмотрим, что же ему задали на дом.

– 1-е задание: «слоги».

Закрепление произнесения звука Л в чистоговорках

-Молодцы, ребята. Но Пчеленку нужно выполнить еще одно задание: научиться правильно проговаривать чистоговорки. Давайте поможем ему побыстрее справиться с домашним заданием, чтобы Пчеленок смог полететь к коту Матроскину. Покажем Пчеленку, как надо правильно проговаривать чистоговорки.

-Вы должны послушать чистоговорку, а потом повторить ее за мной.

-Молодцы, ребята. Теперь Пчеленок со своими друзьями наверняка успеют добраться до Простоквашино, где их ждет кот Матроскин.

-Ну а мы отправляемся дальше.

-Интересно, куда нас привезет на этот раз тр-тр Митя?

-Посмотрите, это какая – то деревня.

-Наверное, это деревня, где гостит Шарик.

– Ребята а чем любит заниматься шарик?

Он сегодня был на фотоохоте и сфотографировал Ослика Давайте выучим про него чистоговорку.

Давайте сообщим Шарику о дне рождения Матроскина, оставим ему приглашение.

-Дорогой Шарик, кот Матроскин приглашает тебя на свой день рождения.

– А мы отправляемся дальше.

-Я даже не знаю, куда привезет нас Тр-Тр Митя на этот раз. Садимся в трактор.

-Ой, посмотрите, мы же вернулись в наш детский сад.

-Усаживайтесь на стульчики. После такого путешествия вам нужно отдохнуть. А Тр-Тр Митя тоже немного отдохнет, а потом отправится в деревню Простоквашино, к Матроскину.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

-Дети, скажите, кому же мы сегодня помогли? (Мы помогли коту Матроскину).

-А как мы ему помогли? (Пригласили его друзей на день рождения).

-Вспомните, кого именно мы позвали на день рождения к коту?

-А чтобы наши сказочные друзья смогли успеть на праздник, что мы еще делали? (Помогали им выполнять разные задания).

-А пока мы помогали коту Матроскину и его друзьям, какой звук при этом тренировались правильно произносить? (Звук [Л])

-Понравилось вам наше путешествие?

-Я думаю, кот Матроскин очень рад, что вы ему помогли и он сможет встретиться со всеми своими друзьями на дне рождения.

-Посмотрите, дети, здесь какая – то посылка. Давайте посмотрим, от кого она.

-Дети, на коробке написано, что посылку нам прислал кот Матроскин.

-Здесь еще письмо. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята! Спасибо Вам за то, что пригласили моих друзей на праздник. Вы мне очень помогли. Я хочу подарить вам небольшие подарки на память. До новых встреч, друзья! Кот Матроскин»

– Посмотрим, что же приготовил для вас кот Матроскин. (Цветные печати, конфеты и шарики).

-Спасибо, кот Матроскин!

-Наше занятие подошло к концу. До свидания, дети.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: