Подгрупповое логопедическое занятие для детей 3-4 лет: Осень, Деревья

логопедическое занятие по теме “Деревья осенью”
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Закрепить представления детей об осени , деревьях осенью

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_pro_osen_podya_s.a.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Деревья осенью»

Цель: закрепить у детей представления об осени, деревьях осенью.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить и уточнить представления об осени, её приметах. Активизировать словарь по теме, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки, слова-действия.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие зрительного внимания и восприятия, речевого и фонематического слуха, памяти, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: корзинка с сосновыми шишками, игрушка ёжик, листья со звуками, парные листья различных деревьев, елка искусственная.

Предварительная работа: чтение сказки В. Рапова «Ёжинька и белочка».

Логопед: Ребята, вы заметили, что наш участок за последнее время изменился?

Как вы узнали, что осень наступила?

Как изменились деревья с приходом осени?

Какие деревья не изменились, почему? ( Ель, сосна). Про эти деревья даже загадку придумали: «Зимой и летом одним цветом».

А кто знает, что растёт на ёлке? (шишки да иголки). Посмотрите, под ёлкой лежат шишки. Это шишки еловые. ( Дети находят под елкой ежа)

– Здравствуй, ежик. Как вы думаете, детки, что ёжик делает под ёлкой? ( строит норку для зимней спячки). А зачем ему норка? Чем утепляет ежик свою норку? Зачем он это делает? Ведь у ёжика нет теплой шубки, у него…иголки. Он даже немного на елку похож. Чем он похож на ёлку? А чем отличается от неё? Ой, посмотрите, да у ёжика в корзине шишки лежат, но не еловые, а сосновые. Где он их набрал? (под сосной). И он предлагает нам поиграть с ними. Сосновые шишки совсем не такие, как еловые, они колючие и тоже немного похожи на ёжика.

Самомассаж с помощью шишки.

«Ёжик, ёжик, спрячь иголки. Мы ведь дети, а не волки »

Логопед: А ещё у ёжика в корзинке есть листочки. Можно с ними поиграть. ( Дети разбирают листья)

Игра: «Найди пару»

(Дети произвольно бегают по группе. По сигналу педагога должны подойти к ребенку, у которого такой же листик)

Посмотрите внимательно, все ли листья одинаковые? Нет, они с разных деревьев.

Этот лист с берёзы – он…березовый

Этот лист с дуба – он…дубовый

Этот лист с рябины – он…рябиновый

Этот лист с липы – он…липовый

Этот лист с тополя – он…тополиный

Этот лист с клёна – он…кленовый.

(Спросить у каждого ребенка, какой у него лист. Ребенок кладет его в корзинку)

Логопед: А какие деревья растут на нашем участке?

Логопед: Ребята, а теперь давайте прохлопаем их названия.

(бе-ре-за, сос-на, ка-ра-гач, ли-па, о-си-на, то-поль, ря-би-на)

Логопед: Посмотрите, на полочке лежит липовый лист. Как он сюда попал? Что помогает листьям летать? На что похожи падающие листья? (ответы детей).

Мы с вами сейчас тоже побудем ветерком. Будем дуть на листья, чтобы они полетели.

Упражнение на дыхание «Сдуй листик с ладошки»

(Дети берут любой листок и кладут на ладошку. Делаем глубокий вдох носом, и стараемся сдуть листик воздушной струёй)

Упражнение фоноритмика. На бумажных листьях написаны гласные А, О, И, У. Логопед поднимает листик, называет его и поёт звук вместе с детьми, делая глубокий вдох носом)

Логопед: Ребята, когда листья падают, они поют песни.

Дубовый лист поет: О-О-О

Березовый лист поёт: А-А-А

Кленовый лист поёт: У-У-У

Рябиновый лист поёт: И-И-И

Игра: Где листики

Логопед: Ребята, совсем скоро выпадет снег и спрячет наши листочки, а сейчас листья не лежат, а играют с ветерком, посмотрите, где только они не спрятались! Возьмите листок и подержите его над головой, а теперь, спрячьте за спину, положите между ладошками, возьми листик в правую руку и покружись. Молодцы, ребята! А теперь возьмите листочки и положите под елку ежику, пусть он построит себе норку, и пусть она будет теплая и уютная.

Ну вот, наше необычное занятие подошло к концу. Какое задание понравилось больше всего? Что запомнилось?

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»

Автор: Маршалова Татьяна Ивановна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №17 «Теремок» комбинированного вида р.п. Любытино Новгородской области

Описание материала: Предлагаю вам конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Осень. Деревья осенью». Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим на группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Этот конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных форм изобразительной деятельности и здоровьесберегающих технологий (логоритмики, психогимнастики, ароматерапии), направленного на активизацию и пополнение словарного запаса, формирование навыка словообразования у дошкольников.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Познание».

Цель:

Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ.

Задачи:

Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Уточнить понятия «звук», «буква», закрепить зрительный образ букв А, У.

Чтение звукосочетаний АУ, УА.

Уточнить и закрепить правильную артикуляцию «Ш» в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко-слоговой анализ слов.

Закрепить понятие «слово», «предложение», упражнять в наращивании предложения.

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.

Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.

Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, водного массажа рук, элементов психогимнастики.

Воспитывать контроль над своим произношением.

Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Оборудование: листья разных деревьев; картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада; репродукции (фото, слайды) осенних пейзажей; картина «Что перепутал художник»; ванночки с растворённой гуашью или акварелью; тазик с водой и морской солью (настоем ромашки), полотенце, ватман или кусок обоев, образцы отпечатков ладоней; фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра; бубен или маракасы; звуковые полоски и фишки; контуры букв А, У в виде облаков.

Ход занятия:

Логопед входит с букетом листьев и напевает:

Листья жёлтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся…

Как вы думаете, о каком времени года я пела? ( Об осени)

Какие признаки осени вы знаете? ( Дети перечисляют признаки)

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.

Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, её красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев? (Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево)

Игра «Какой лист?» Лист клёна (какой лист?) – кленовый;

рябины – рябиновый; ольхи – ольховый; осины – осиновый;

берёзы – берёзовый; дуба – дубовый; липы – липовый.

Жёлтый цвет – это цвет, какого дорогого металла? (Золота)

Значит, осень можно назвать какой? (Золотой)

Детям показывается слайд «Золотая осень».

Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

А ещё, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.)

Ой! А тут художник что-то перепутал.

Игра «Что не бывает? И почему?» (Не бывает подснежников осенью, потому что растут летом. Осенью не катаются на лыжах, потому что нет снега и т. д.)

Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить её к бумаге. Ладошка оставит след – листик. Если хотим получить листик берёзы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клёна – разомкнуть. (Логопедом демонстрируются образцы отпечатков). Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны! Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы. Желающие могут подпевать!

Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, жёлтые листья

По небу вьются, летят

Птицы давно улетели,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

Какие у вас по цвету, листья получились? (Жёлтые, красные, коричневые, могут быть зелёные)

Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

Почему? Кто им помог? (Ветер)

Как называется это явление в природе? (Листопад)

Выставляется картинка с изображением листопада.

Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём? (Лист, падать)

Игра «Почини слово». В этом вам помогут мои картинки- подсказки.

Вода + падать =водопад (Выставляются картинки с водопадом,

Звезда + падать = звездопад снегопадом и т.д.)

Снег + падать = снегопад

Камень + падать =камнепад

Игра «Подбери действие».

Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает(двери)).

Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)

Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен)

Дует, дует ветер,

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Прямо нам под ножки.

Дети стоят и машут руками. ( Ритм бубна умеренный)

Трясут кистями рук. (Ритм бубна учащается)

Дети семенят на месте и делают махательные движения руками. (Ритм замедляется)

Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)

Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Листья опали. Мы огорчились,

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:

ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу .

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш». В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А.Суслов)

Затем построчное отражённое произношение стихотворения.

Игра «Телеграф» деление слов: «шепот», «шорох», «тишина» на слоги, определение длинны слов. Какое слово длиннее? Почему?

Игра «Где звук?» Работа на определение места звука «Ш» в этих словах. (Детям с низким уровнем развития – по звуковым полоскам, с высоким уровнем – без зрительной опоры)

Загадка: Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это…..(солнце).

А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)

Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…)

А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».

Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните. (Логопед говорит на ушко трём детям по одному слову: «солнышко», «ласкает», «нас»)

Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово. (Солнышко ласкает нас)

Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)

А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)

Какое предложение получилось у нас? (Дети «читают» предложение)

А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко. (Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные.)

Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.

И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.

Игра «Узнай по контуру» Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. ( на букву А, У) Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

Назовите звуки, которые они обозначают.

Как мы называем такие звуки? (Гласные) Прочитайте, что написали облака(ау, уа)

Игра «Подскажи словечко» Подбор слов на «А», «У».

Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.

Итог занятия, оценка работы детей. О чём говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Перспектива. Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате. Я к вам приду в гости, и вы мне покажете свою работу, расскажете как её делали.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Осень. Деревья осенью»

Татьяна Демидова
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Осень. Деревья осенью»

Цель: Речевое и познавательное развитие детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью»

• Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме «Осень. Деревья осенью»;

• Упражнять в подборе существительных к глаголам, прилагательных к существительным;

• Продолжать упражнять детей в образовании относительных прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

• Закреплять умения согласовывать существительные с числительными 2 и 5;

• Продолжать учить использовать при ответах на вопросы разные типы предложений, отвечать полным предложением;

• Продолжать формировать умение отгадывать загадки (находить ключевые слова, словосочетания, предложения в загадке позволяющие её отгадать);

• Актуализировать полученные знания об артикуляционно-акустических

характеристиках звуков речи;

• Совершенствовать навык фонематического анализа (выделение заданного звука из слова);

• Продолжать развивать навык звукового анализа слов, умения составлять

звуковую схему слова;

• Продолжать обучать детей самомассажу (с помощью еловых шишек).

• Развивать конструктивный праксис;

• Продолжать развивать общую, мелкую моторику, слуховое и зрительное

• Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с темпом и

характером музыкальных композиций.

• Воспитывать интерес к природе нашего края;

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе,

внимательно слушать друг друга, работать в коллективе.

Материал: ноутбук; картинки с изображением деревьев (дуб, осина, клён, липа, берёза, ива, рябина, ель, осина); разрезные картинки с изображением деревьев по количеству детей; бумажные листочки с черенками из зубочисток (по 2 листочка на каждого ребёнка, «сказочный» кленовый лист (игровой персонаж: кленовый лист из картона, с глазками и улыбкой, «звуковые» листочки (красные, зелёные, синие) для выполнения звукового анализа слова, записи музыкальных композиций («Осенняя песенка» П. И. Чайковского, детская песня «Листик, листопад», природные звуки «Шум леса»/ «Шелест листвы»).

Предварительная работа: совместное рассматривание на прогулке деревьев, их листвы, стволов, плодов, сопровождаемое беседой.

Ход занятия (в данном конспекте не представлены предполагаемые ответы детей)

I. Организационный момент

1. Сообщение темы занятия. Отгадывание детьми загадок.

Дети проходят в зал, встают полукругом.

«Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Они пришли посмотреть на нас. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о… А вот, чтобы узнать, о чём мы будем говорить, предлагаю вам отгадать загадки.

Первая загадка. Послушайте.

Птиц к югу отправляю,

Деревья украшаю,

Потом их раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек, я…. (осень)».

Правильно, ребята. Конечно, же – это осень.

Ребята, какие словосочетания, предложения помогли вам понять, что эта загадка об осени?

На слайде 1 появляются картинки «Урожай»

Правильно. Не зря говорят, что осень богата урожаем. Каким урожаем богата осень?

Какие ещё словосочетания, предложения помогли вам отгадать загадку?

На слайде 2 появляется картинка «Птицы улетают»

Ребята, а почему птицы улетают на юг осенью? (ответы детей)

Правильно. Птицы остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание (насекомых, лягушек, зерно, а затем начинают собираться к отлёту.

Какие ещё словосочетания, предложения помогли вам понять, что речь в загадке идёт об осени? (ответы детей)

На слайде 3 появляется картинка «Осенние деревья»

Логопед выслушивает все ответы детей. Тех детей, которые не проявляют активность отвечать, логопед спрашивает и помогает построить им свой ответ.

В загадке говорится о том, что осень «не касается сосен и ёлочек, почему?»

На слайде 4 появляется картинка «Сосны и ели на фоне осенних лиственных деревьев»

(ответы детей)

Да, ребята, вы правы! Посмотрите, как выделяются зелёные ели на фоне разноцветных лиственных деревьев.

Молодцы ребята! Вы отгадали первую загадку. Послушайте ещёодну загадку:

На солнышке блестят.

Их листья, словно бабочки,

Кружатся и парят».

Логопед обсуждает с детьми, что означает

словосочетание «листья, словно бабочки», значение слова «парят».

Логопед выслушивает все ответы детей. Тех детей, которые не проявляют активность отвечать, логопед спрашивает сам и помогает построить им свой ответ.

Ну что ребята, вы отгадали обе загадки. Теперь вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

(ответ детей)

2. Упражнение «Подбери существительные к глаголу»

Ребята, сейчас прежде, чем сесть на стульчики, я попрошу каждого из вас отгадать, о чём я хочу сказать: я назову слово – действие, а вы должны будете подобрать к нему подходящее слово – название предмета.

Я скажу: наступила…подберите подходящее слово. Наступила что?

Дети подбирают слова и садятся на стульчики.

II. Основная часть

1. Упражнения «Какие деревья бывают»

Ребята, предлагаю, нам с вами отправится в осенний лес, посмотреть на деревья. Насладиться их красотой. Посмотреть, как же осень украсила деревья.

Ребята, давайте вспомним, какие же деревья – мы можем встретить в парках, лесах, просто на улицах нашего города. Давайте посмотрим на доску и назовем их. Обращайте внимание на листья, семена дерева, его ствол. Будьте внимательны, и обязательно узнаете на картинке все деревья.

На слайдах появляются изображения деревьев

Какие вы молодцы, ребята! Вспомнили названия все деревьев!

2. Игра «С какого деревца листок

Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат картинки с изображением различных деревьев, а в корзинке листья и веточки, которые ветер сорвал с этих деревьев. Вам нужно будет подойти ко мне, из корзинки взять один листочек или веточку, сказать, с какого они дерева и подарить его тому деревцу, с которого их сорвал ветер. Отвечать я попрошу вас полными предложениями. Давайте первый листочек достану из корзинки я.

Вот,как я построю свой ответ: «У меня листочек, который ветер сорвал с берёзы. Это берёзовый листочек. Подарю его берёзке». И постарайтесь ласково назвать деревце, как это сделала я – назвала берёзу ласково – берёзка.

(в корзине лежат листочки и веточки: лист берёзы, лист рябины, лист дуба, лист клёна, лист каштана, лист осины, веточка сосны, веточка ели).

3. Физ. минутка «Музыкальная прогулка»

Ребята, давайте немного отдохнём. Вставайте со стульчиков.

Посмотрите, на ковре рассыпаны листья (листья вырезаны из цветной бумаги, черенки у листиков – зубочистки). Возьмите, пожалуйста, по два одинаковых листочка. Сейчас, мы с вами представим, что прогуливаемся по осеннему парку. Я буду включать разную музыку. Когда будет играть музыка медленная, вы будете прогуливаться спокойным шагом, идти друг за другом по кругу. Когда услышите быструю, весёлую музыку – будете выполнять подскоки по кругу. Когда услышите звуки природы, а именно шелест листьев, то «пошелестите» листочками с помощью своих пальчиков (логопед берёт сам два листочка и показывает детям, как они должны будут «шелестеть»листочками: нужно взять листочки за черенки-зубочистки и покрутить их между пальчиками так, чтобы листочки дотрагиваясь друг о друга «шелестели»).

Музыка: детская песня «Листик, листопад», «Осенняя песенка» П. И. Чайковского.

4. Игра «Поймай звук [Ш]-шелест листьев»

Ребята, вот вы сейчас так замечательно «шелестели» листочками. Скажите, на какой речевой звук похож шелест листьев?

Далее логопед уточняет артикуляционно-акустические характеристики звука [Ш] (согласный он или гласный, твёрдый или мягкий, что делает язычок, когда мы произносим этот звук).

Поиграем в игру. Представьте, что вы, придя в парк, решили насладиться звуками шелеста листьев. И так, я буду произносить разные слова. Когда вы услышите в слове звук [Ш] – похожий на шелест листьев, вам нужно будет «пошипеть» -произнести звук [Ш] и пошелестеть листочками, покручивая их за череночки между пальчиками (играя в данную игру, логопед уверен, что все дети уже имеют навык правильного произношения звука [Ш] – звук поставлен и находится в стадии автоматизации).

Речевой материал: одежда, осень, шарф, каштан, сосна, камыш, площадка, шорох.

Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам присесть за столы.

5. Дид. игра «Составь смешанный лес» (составление из разрезных картинок изображения деревьев, массаж ручек еловыми шишками

– Ребята, скажите, как называется лес, где растут дубы?

– А как называется лес, где растут берёзы?

– Как назвать лес, в котором растёт много сосен?

– А как назвать лес, в котором растёт много елей?

Ребята, а как же назвать лес, в котором растут разные деревья?

Всё верно, ребята! Молодцы!

Ребята, я хочу вам предложить составить смешенный лес из разных деревьев. Но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне, что у вас на столах?

С какого дерева эта шишка?

Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. Повторяйте за мной (выполняются круговые движения шишкой между ладонями, сопровождаемые речью).

Вы, сосновые шишки,

Дайте всем ребятишкам

Силу и здоровье,

Радость и веселье,

Молодцы, ребята! Положите шишки в корзинку. Теперь возьмите пакетики. В них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки.

Хорошо, а теперь назовите то дерево, которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес. – Молодцы!

6. Игра «Расскажи про листок»

Ребята, посмотрите, к нам прилетел гость (логопед показывает детям игрового персонажа – кленовый листок из картона с глазками и улыбкой). Это сказочный листок из сказочного леса.

Листик здоровается с детьми и предлагает с ним поиграть.

Ребята, давайте тоже поздороваемся с листиком. И не забудем назвать его по имени.

Ребята, листик предлагает вам поиграть с ним в игру, которая называется «Какой я?»

Встаньте, пожалуйста, со стульчиков. Сейчас мы будем передавать друг другу этот листочек, и каждый из вас попробует подобрать слово-признак к слову «листок»,то есть ответит на вопрос: «Какой листок?». Ну что, ребята, давайте вместе попробуем описать нашего гостя?

Ребята, за каждое подобранное вами слово на доске будут появляться листочки. В конце игры мы сможет посмотреть, как много слов вы подобрали и как много листочков за это заработали. Не забывайте, что когда мы описываем что-то, мы можем описать и цвет, и форму, и вес, и поверхность предмета и т. д. Готовы?

Дети подбирают слова-признаки, на слайде появляются листья (за каждое подобранное детьми слово).

Ребята, вы молодцы! Смотрите, сколько листочков вы все вместе заработали!

Ребята, какие вы молодцы! Столько слов подобрали! Посмотрите, на доске получился…а что получилось? На что похоже?

Конечно, как будто листья падают с веток деревьев.

7. Игра «Звуковые листочки» (звуковой анализ слова)

Ой, ребята, листопад какой- то странный… как вы думаете, что мне могло показаться странным в этих листиках? (листики, которые дети зарабатывали за подбор слов-признаков- красного, зелёного и синего цвета).

Конечно, синих листьев в природе не бывает.

Ребят, так эти листочки, наверное, не обычные, не осенние, а какие? Обратите внимание на их цвет (синий, зелёный, красный).

Конечно! Это листочки из страны речевых звуков! Ребята, какие звуки речи бывают?

Скажите, красные листочки, обозначают какие звуки? (на слайде красные листочки крутятся)

А синие? (на слайде синие листочки крутятся)

А зелёные? (на слайде зелёные листочки крутятся)

Ребята, посмотрите, у меня на подносе рассыпались звуковые листочки. Наверное, это когда то было слово, но, видимо подул сильный ветер, и слово рассыпалось на звуки. Соберём слово, ребята?

Только что это за слово, мы ведь не знаем. Предлагаю вам отгадать это слово. Я загадаю вам загадку, а отгадкой будет то слово, которое мы с вами будем составлять из звуковых листочков.

Логопед загадывает загадку (загадка про дождик).

Снова туча набежала,

Очень сыро, мокро стало.

Яркий зонтик раскрываем

От него себя спасаем!

Как назвать ласково дождь? (дождик)

Давайте вместе выложим из звуковых листочков слово дождик.

Шестеро детей (из 8-ми) последовательно выкладывают звуковую схему слова.

Далее логопед просит одного ребёнка, назвать гласные в слове «дождик», а другого ребёнка просит поставить в слове «дождик» ударение, определить ударный гласный звук в слове. Если дети не справляются, логопед просит, чтобы другие дети им помогли и сам, конечно, при необходимости, помогает детям.

Ребята, посмотрите, какая осенняя звуковая схема у нас получилась! Вы молодцы!

III. Заключительная часть

Ребята, вы большие молодцы! Вы замечательно сегодня потрудились!

Вам понравилось наше занятие? Какое задание понравилось вам больше всего? Какое задание показалось самым сложным?

За вашу хорошую работу награжу вас пятёрками. Но пятёрки не простые! Осенние! Это будут осенние деревья.

Каждому из вас я подарю по пять пяточкОв – названий деревьев на ваши ладошки.

Вы сами выбирайте название дерева.

Логопед раздаёт «пяточкИ» = «хлопочки по ладошкам»:

Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах» Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и предложениях».

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Приставочные глаголы» Тема: Приставочные глаголы. «Помоги Незнайке» Цели: 1. Коррекционно-обучающие: -учить образовывать приставочные глаголы; – практически.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Звук [л]-[л’]. Буква Л» Тема: «Звук Л, Ль. Буква Л». Цель:выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «8 марта» К – № Тема: «8 марта». Задачи: Образовывать и употреблять притяжательные прилагательные с суффиксом –ин. Упражнять в постановке вопросов.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Деревья осенью» Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направлености на тему «Деревья осенью».

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6 лет с ОНР «Пришла весна» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР Тема: «Пришла весна» Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»,.

Конспект проведения тематической прогулки осенью в младшей группе «Деревья осенью» Цель: Ознакомление детей с деревьями осенью Задачи: образовательные- расширять знание детей о деревьях осенью воспитательные- воспитывать.

Конспект выпускного логопедического занятия в подготовительной к школе группы для детей с ОНР «Транспорт» Тема: «Транспорт» Разработано: учителем-логопедом Воргановой А. А. Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Деревья осенью» Конспект занятия в подготовительной группе. Тема «Деревья осенью». Тема: Деревья осенью». Цель: Углублять и совершенствовать знания детей.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Осень. Деревья осенью» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью». Цель: формирование у детей представлений.

Логопедическое занятие с детьми 3-летнего возраста по теме “Путешествие в осенний лес”

Задачи:

  • Развитие и активизация словаря по теме “Осень”.
  • Формирование целенаправленной воздушной струи воздуха.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Практическое употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
  • Практическое употребление предлога “С” в родительном падеже.
  • Развитие зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.

Оборудование: костюм лесовичка, грибы (муляжи), осенние листья, сюжетная картина на тему “Осень”, корзинка, предметные картинки диких животных.

Ход занятия

Дети вместе с логопедом под музыку входят в зал.

(Дети становятся полукругом)

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, как вы выросли за лето! Какими большими стали.

II. Основная часть.

1. Отгадать загадку про осень. Введение в новую тему “Осень”.

– Ребята, отгадайте мою загадку, про какое время года я скажу сейчас. Если вы угадаете и правильно назовёте, то услышите, как с вами “разговаривает” это время года.

Когда это бывает? (осенью)

– Что это? Какое время года?

– А как вы догадались, что это осень?

– Листья падают с деревьев, летают.

– А какого цвета листочки?

– Жёлтого, зелёного, красного.

– А какая погода осенью?

– Какое солнышко осенью?

2. Прогулка в лес (на ковёр).

– Ребята, давайте теперь с вами прогуляемся по осеннему лесу. Смотрите, вот и дорожка из листьев нам поможет дойти до леса.

Дети идут паровозиком на ковёр по осенним листочкам. Логопед идёт вместе с детьми.

– Ребята, посмотрите какой красивый лес осенью, он разноцветный, яркий. Посмотрите сколько листочков в лесу!

3. Игра “Волшебные листочки”.

– А давайте сейчас с вами устроим листопад? А вы знаете, что такое “листопад”? Это когда с деревьев падают листочки. И у нас с вами сейчас будет листопад. Сейчас я каждому положу волшебный листочек на ладошку, а вы на него подуете, чтобы он полетел.

Логопед кладёт на ладонь каждому ребёнку листок из цветной бумаги. Дети на него дуют.

– Молодцы, смотрите, как стало красиво на нашей полянке.

4. Игра “Большой-маленький”.

– А какие животные живут в лесу?

– Зайцы, волки, медведи и так далее.

– Подойдите теперь поближе ко мне, посмотрим с вами, что же ещё есть в лесу.

– Посмотрите, вот вырос большой гриб, а рядом маленький грибок.

Вот вырос лист, а это маленький листик.

– Какие вы молодцы! Давайте теперь с вами присядем на пенёчки и отдохнём.

Дети садятся на пенёчки.

5. Игра “Назови деревья”. Приход лесовичка.

– Ой, ребята, кажется кто-то идёт к нам среди деревьев по лесу. Вы слышите чьи-то шаги?

В зал под музыку входит лесовичок.

Лесовичок: “Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я старичок-лесовичок. Я живу в лесу. Это моё царство. Можно мне с вами немного погулять, а то мне одному скучно и грустно ходить по лесу?”.

Лесовичок: “Ребята, посмотрите, что я собрал в свою корзину пока гулял по лесу. Вы знаете, что это?”

– Сейчас каждый из вас ребята подойдёт и возьмёт по одному листочку и скажет, с какого дерева упал этот листочек? А лесовичок будет слушать и проверять вас. Будьте внимательны!

Дети подходят по-одному и берут листочек.

– Какой цветом лист? (красный) С какого дерева он упал? (с дуба)

  • С берёзы – жёлтый.
  • С рябины – красный.
  • С клёна – жёлтый.

6. Физминутка “Осенние листочки”.

– Посмотрите сколько листочков нападало в лесу! Ребята, посмотрите, как они падают, кружатся, как будто танцуют. Давайте и мы сейчас превратимся в осенние листочки и покажем, как мы умеем тоже кружиться, летать. Вставайте ребята около пенёчков. И ты лесовичок делай вместе с нами движения.

Дети и лесовичок выполняют движения вслед за логопедом.

Красненький листочек, словно огонёчек, Машем правой ладонью над головой
Покружись немного, Совершаем круговые движенья правой рукой.
Падай на ладошку. Опускаем правую ладонь на левую.
Жёлтенький листочек, Солнышка кусочек, Машем левой ладонью над головой.
Покружись немножко, Совершаем круговые движенья левой ладонью.
Падай на ладошку, Опускаем левую ладонь на правую.
Листья соберём мы в кучу Совершаем одновременные движенья руками, имитируя,
И подбросим выше тучи. Будто мы собираем листья в кучу и подбрасываем вверх.
А листики кружатся Кистями обеих рук совершаем круговые движения
И под ноги ложатся. Над головой и медленно опускаем ладони вниз.

7. Игра “Грибная поляна”. Части и целое гриба.

– Ребята, идите скорей ко мне сюда, посмотрите, какую красивую полянку я нашла. Что это?

– Правильно. Посмотрите, грибы все разного цвета и роста. Давайте посчитаем, сколько тут грибов.

– Один гриб, два гриба. пять грибов.

– Молодцы. Посмотрите, у гриба есть шляпка и ножка.

– А у нас с вами есть ножки? Сколько их?

– Потопайте ими топ-топ.

– А у лесовичка есть ножки?

– Посмотрите, у гриба есть ещё шляпка. А у нас есть шляпка с вами?

– А у кого есть шляпка ещё?

– У бабушки, у мамы, у лесовичка.

– Молодцы. А этот гриб какой огромный вырос, у тебя лесовичок в лесу! Какой он тяжёлый. Помоги мне его сорвать лесовичок.

Лесовичок: “А это непростой гриб, волшебный, с подарками внутри для вас ребята. Как хорошо с вами гулять, весело, даже не хочется отпускать вас обратно в садик. Вы придёте ко мне ещё в гости?”

– Пойдёмте ребята, нам уже пора возвращаться в садик. До свидания, лесовичок!

III. Заключительная часть.

– Где же мы с вами сегодня были?

– Кого же мы там встретили?

– А кто это такой?

– Вы сегодня молодцы. Хорошо потрудились. Пойдёмте с вами отдыхать теперь в группу.

Дети уходят из зала под музыку вместе с логопедом.

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Осень. Деревья»

Составление рассказа – описания по картинке.

  • активизировать словарь по теме;
  • учить отвечать полными ответами на вопросы;
  • учить словообразованию;
  • упражнять в употреблении предлогов: с, на, под;
  • упражнять в употреблении союза «а»;
  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить составлять короткие рассказы;
  • развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход занятия:

Организационный момент.

Отгадайте загадки:

-Никто не пугает, а вся дрожит? (осина)

-Стал высок и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок (дуб).

-На полянках девчонки в белых рубашках, зелёных полушалках (берёза)

-Как одним словом называем берёзу, дуб, осину? (Это деревья)

-Какие ещё деревья вы знаете? ( клён, рябина, тополь, липа, ива)

-Ветер щёки толстые надул.

И на деревья пёстрые подул.

Красный, жёлтый, золотой

Облетел весь лес цветной.

-Как в природе называется явление, когда падают листья? (Это листопад)

Игровое упражнение «С какого дерева лист?»

-Берёзовые листья лежат…под берёзой

-Осиновые листья лежат…под осиной

-Рябиновые листья лежат …под рябиной

-Липовые листья лежат…под липой

-Дубовые листья лежат…под дубом

-Кленовые листья лежат…под кленом

-Берёзовые листья растут…на берёзе.

-Кленовые листья растут…на клёне

-Дубовые листья растут…на дубе

-Липовые листья растут…на липе

-Рябиновые листья растут…на рябине

-Осиновые листья растут…на осине.

-Берёзовый лист упал…с берёзы

-Дубовый лист упал…с дуба

-Кленовый лист упал …с клёна

-Осиновый лист упал…с осины

-Липовый лист упал…с липы

-Рябиновый лист упал…с рябины.

Рассмотреть берёзу и дать полные ответы:

-Что это? (Это берёза)

-Назови части дерева. (У берёзы есть ствол, ветки, листья, в земле корень)

-Какого цвета ствол у берёзы? ( У берёзы белый ствол с чёрными полосками)

-Как называются листья на берёзе? (На берёзе растут берёзовые листья)

-На что похожи листья у берёзы? (Листья у берёзы похожи на золотые монетки)

-Какого цвета листья на берёзе весной, осенью? (Весной листья зелёные, а осенью жёлтые)

-Какие грибы растут под берёзой? (Под берёзой растут подберёзовики)

-Аналогичная работа проводится с дубом, рябиной, клёном, осиной.

Рассказ – описание «Берёза».

-Это берёза. У берёзы ствол белый, с чёрными полосками. От ствола отходят ветки. На ветках растут берёзовые листья. Весной листья зелёные, а осенью жёлтые и похожи на золотые монетки. Под берёзой растут грибы подберёзовики.

Игровое упражнение «Найти отличие» Берёза- дуб.

-У берёзы ствол белый, а у дуба коричневый.

-У берёзы листья осенью жёлтые, а у дуба коричневые.

-У берёзы берёзовые листья, у дуба дубовые.

-На берёзе растут серёжки, а на дубе жёлуди.

Игровое упражнение «Один – много»

-У дома растёт одна берёза, а в лесу много берёз

-У дома растёт один дуб, а в лесу много дубов.

-У дома растёт одна рябина, а в лесу много рябин.

-У дома растёт одна осина, а в лесу много осин.

-У дома растёт один клён, а в лесу много клёнов

-У дома растёт одна липа, а в лесу много лип.

Итог занятия.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы.

Выпускной «Звёздные выпускники 2020»

Выпускной «Звёздные выпускники 2020» Действующие лица: Взрослые – Ведущий, Царь, Сказочница, Шапокляк, голос Путеводной Звезды. Дети – царевна Василиса, подружки царевны, испанский принц.

Проект «Первые шаги в мир Здорового Образа Жизни»

Проект «Первые шаги в мир Здорового Образа Жизни» Пояснительная записка Тематическое поле: ознакомление с ЗОЖ, формирование у детей ценностного отношения к своему.

Презентация «Развивающая предметно- пространственная среда»

Презентация «Развивающая предметно- пространственная среда»

Комментарии

  • Ирина

В блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования – тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать.

Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младшей группы

Содержания Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3 1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4 1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4 1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4 Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5 2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5 2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8 Глава 3. Организационный.

ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.

Тема «Компот из ягод» Нетрадиционная техника рисования : рисование пальчиком. Цель: Закреплять знание названий ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды»; Закреплять умение различать и называть цвета; Продолжать учить детей образовывать прилагательное от существительного; согласовывать существительное с прилагательным в роде; Закреплять.

ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну”

Тема: Игровая ситуация «Оденем куклу Инну» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности (д/и «Оденем куклу») Задачи: Обеспечить условия для: развития речевого слуха; выражения детьми своих мыслей, чувств, мнения, побуждения детей к речевой активности; упражнения в правильном произношении.

Конспект подгруппового занятия . Тема: «Осень»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей подготовительной логопедической группы с ОНР 2 год обучения.

Цель: Развивать навыки связной речи

Уточнить и закрепить знания детей по теме “Осень”

Учить составлять сложносочинённые предложения с союзом а.

Продолжать учить составлять последовательный рассказ.

Воспитывать любовь к природе.

Продолжать развивать общую и мелкую моторику

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового занятия . Тема: «Осень»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад

Конспект подгруппового занятия

по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи

в подготовительной логопедической группе с ОНР 3 ур.

(2-й год обучения)

Тема: «Осень»

– развивать навыки связной речи.

– Продолжать наращивать и активизировать словарь по теме “Осень”;

– Закреплять и уточнять знания детей по теме “Осень”;

– Согласование сущ. С уменьшительно –ласкательными суффиксами

– Образование синонимов, антонимов;

– Учить составление сложносочинённых предложений с союзом «а»

– Продолжать учить полному и последовательному составлению связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении

– Продолжать развивать слуховую память и внимание;

– Воспитывать любовь к родной природе.

Здоровьесберегающие технологии

– Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики,

– Использование динамических пауз по лексической теме

Оборудование:

– ёжик, (игрушка на руку)

– набор картин «Времена года. Осень»

Содержание непосредственно организованной деятельности

Орг. момент. Сядет тот, кто ласково назовёт (лист, солнце, ветер,дождь. )

Появляется Ёжик (игрушка на руке логопеда),и просится погреться. Дети приглашают его поиграть с ними.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с шариком Су-Джок (упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на лево)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су- Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

(массажные движения мизинца)

(дети катают Су- Джок между ладонями).

Логопед : Ребята , а где можно увидеть ёжика?

Логопед: правильно ребята и я вас хочу пригласить в осенний лес

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко стучит.

– Ребята какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?

– Что делают листья? Дождик? Небо?

– Как можно сказать про осень. Осень, какая? Осенний день, какой? Осеннее солнце, какое? Осенние листья ,какие?

-Давайте расскажем ежику о приметах осени, которые мы уже знаем, и вспомним осенние месяцы. (Побуждать отвечать полными предложениями)

Игры с ёжиком. (шарик Су-Джок)

Д/У «Скажи иначе»

Унылая пора- скучная, грустная, тоскливая, хмурая;

Небо серое – тёмное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие- голые, обнажённые (без листьев)

Цветы высохшие – увядшие, засохшие.

Д/У «Скажи наоборот»

Осень ранняя- поздняя;

День дождливый – солнечный;

Небо голубое – серое;

Погода пасмурная – ясная;

Трава мокрая – сухая;

Д/у «Исправь предложение» работа с деформированными предложениями

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют на, листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

Д/У «Угадай слово»

Ветер дует, а ветры ….

Птица улетает, а птицы…

Лист желтеет, а листья…

Дождь моросит, а дожди …

Цветок увядает, а цветы …

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи …

Лист падает, а листья …

Д/И «Помоги ёжику составить рассказ» Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении:

«Прошло лето, и наступила … Дни стали …, а ночи … Подул … Стало …

Люди одеваются … На деревьях …. На землю … Моросит … Увядает… Птицы … Люди собирают … Скоро наступит ….

Физминутка. «Мы листики осенние»

Мы листики осенние

На дереве сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Завертел их, закружил

И на землю опустил

Дети повторяют рассказ без помощи логопеда, логопед стимулирует детей у которых более полные рассказы.

Ежик: Какие ребята молодцы, как хорошо пересказали мой рассказ.

Логопед: А ещё они с тобой играли. Помогите Ёжику вспомнить, в какие игры мы играли и как правильно и красиво говорили. (Дети вспоминают и логопед подводит итог

Логопедическое занятие «Осень в гости к нам пришла»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

“Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья № 18″ г Ульяновск

группового логопедического занятия во 2 классе

тема: «Осень в гости к нам пришла»

Подготовила: учитель-логопед

уточнять и закреплять знания обучающихся об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать навыки словообразования;

активизировать речевое подражание слову педагога в любых речезвуковых выражениях;

развивать фонематическое восприятие;

вырабатывать правильное речевое дыхание, голос, чувство ритма;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

активизировать словарь по темам «Осень», “Овощи”;

развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.

воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;

воспитывать интерес к сезонным явлениям в природе;

формировать усидчивость, самоконтроль.

Формирование БУД:

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и ее восприятию;

умение всту­пать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности;

произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои дей­с­т­вия;

делать простейшие обобщения, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, работать с несложной по содержанию и структуре информацией

Оборудование: компьютер, презентация к занятию, осенние листья с разных деревьев, осенние листья разного цвета из бумаги, салфетки, фольги, игрушка Лесовик, зеркала, мультимедийная запись «Осенний вальс», “Твой мир” (минус), разрезные осенние картинки.

План занятия:

I. Организационная часть: приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности

II.Основная часть: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Артикуляционная гимнастика

3. Развитие фонематического восприятия

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

6. Образование относительных прилагательных.

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания – игра «Осенние слова».

8. Развитие глагольного словаря – игра «Подбери действие».

III.Заключительная часть: итог и анализ занятия, оценка деятельности учащихся.

Ход занятия:

I. Организационная часть:

Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.

Послушайте загадку: Лес разделся,

Это время года – . (Осень) (слайд 1)

Чему посвящено сегодня наше занятие? (осени)

Что такое осень? (время года)

Какое время года было до осени? (лето)

Какое время года будет после осени? (зима)

“Осень в гости к нам пришла” – так называется наше занятие. (слайд 2)

Чему мы учимся на логопедических занятиях? (учимся слушать, думать, правильно говорить).

Желаю всем успеха на занятии!

II. Основная часть:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук (слайд 3)

Как солнце светило летом? Широко расставить пальцы рук в стороны.

Как светит осенью? Напряжённые пальцы рук чуть согнуты.

Как будут светить зимой? Напряжённые пальцы рук собрать в щепотку.

Что происходит с листьями осенью? (листья опадают)

Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Пошли пальчики гулять, пробегают указательным и средним пальцами по столу

Стали листья собирать:

красный листик, желтый листик, поочередно прикасаются подушечками пальцев,

начиная с указательного пальца к большому пальцу

А потом давай считать: поочередно загибают пальцы на одной руке

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? протягивают вперед ладонями

Пять! поднимают вверх одну руку, широко раздвинув

2. Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке) (слайд 4)

Язычок проснулся, выглянул в окно (“Окно”),

посмотрел направо, посмотрел налево (“Часики”),

посмотрел вверх: “Где же солнце?”, посмотрел вниз: “Много ли нападало осенних листочков?” (“Качели”),

услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- (“Ветер”),

испугался и спрятался (“Прятки”),

потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки),

он пошёл дальше и увидел кудрявую капусту (удивиться), рядом рос лук (нахмуриться).

Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)

Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины (“Блинчик),

Язычок позавтракал, почистил зубы после еды (“Почистим зубки”),

потом закрыл первые двери (зубы), потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.

3. Развитие фонематического восприятия (слайд 5)

Как шуршат осенние листочки?

(Шуршание осенними листиками разных цветов из бумаги, салфетки, фольги).

Учащиеся угадывают, какой листочек шуршит.

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 6)

Какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какой первый звук в слове Сентябрь?

Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, какое слово у нас получится? (на слух слово «СОН»).

Значит, что происходит с природой осенью? (она засыпает).

5. Физминутка (слайд 7)

«Дерево» (под музыку)

Ученики стоят, руки вытянуты вверх.

Сначала заснули листочки, опустить пальцы рук

Потом веточки, опустить кисти рук

Затем ветки, опустить предплечья

Потом уснуло всё дерево. опустить руки

«Дождик» (слайд 8)

Капля раз, прыжки на носочках, руки на поясе

Капля два, прыжки на носочках, руки на поясе

Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе

А потом, потом, потом 8 прыжков на носках, руки на поясе

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны

От дождя себя укрыли. сомкнуть руки над головой полукругом

6. Образование относительных прилагательных: (слайд 9)

В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья:

– С какого дерева твой листок? С берёзы – берёзовый листок

– Какой листок? С рябины – рябиновый листок

С дуба – дубовый листок

С клёна – кленовый листок

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания

Игра «Осенние приметы». (слайд 10)

У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слова, которые относятся к осени, поднимите листочек вверх.

ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ УРОЖАЙ ПОСПЕВАЕТ

ДЕРЕВЬЯ РАСЦВЕТАЮТ ЗВЕРИ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ

НА УЛИЦЕ ЖАРКО ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ

ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ ДОЖДЛИВАЯ И ХМУРАЯ

ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ СНЕГ ТАЕТ

8. Развитие глагольного словаря

Игра «Подбери действие» (слайд 11)

– Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:

Листья осенью(что делают?) – Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…

Дождь осенью – Дождь осенью моросит, идет…

Урожай осенью – Урожай осенью убирают.

Птицы осенью – Птицы осенью улетают.

Деревья осенью – Деревья осенью роняют листья, засыпают.

Звери осенью – Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.

Ветер осенью – Ветер дует, …

III. Заключительная часть:

Итог и анализ занятия.

– Ребята, ветер так сильно подул, что картинки рассыпались. Давайте их

соберем. Каждому из детей логопед дает часть общей осенней картинки.

(слайд 12)

– О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)

– Что такое осень? … (время года)

Осень в гости к нам пришла,

Всех нас радует она.

Осень не повод грустить. Улыбнись! (слайд 13-21)

Тёплой и уютной осени всем вам. (слайд 22)

Оценка деятельности учащихся.

Интернет-ресурсы:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Логопедия

Читайте также:
Как добиться согласованности с родителями в работе по развитию речи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: