Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Конспект НОД «Скоро в школу!»

Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития (с использованием современных технологий обучения детей — компьютерные обучающие игры).

Тема: «Скоро в школу!»

– Уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение школьных принадлежностей.

– Расширять словарный запас детей по данной теме. Формировать навыки учебной деятельности.

– Развивать умение обобщать и классифицировать предметы; зрительное внимание, восприятие и память; логическое мышление; навыки складывания и чтения слов, учебную мотивацию.

– Воспитывать интерес к школе и желание учиться.

Просмотр иллюстративного материала, чтение художественной литературы, беседы, экскурсии в школу, дидактические игры, изобразительная деятельность, просмотр презентаций, разучивание стихотворений наизусть.

Словарь: школа, школьные принадлежности, ученик, школьник, учитель, урок, перемена, звонок, класс, парта, портфель.

Материал к непосредственно-образовательной деятельности:

Демонстрационный материал — дневник, тетради, линейки, краски, кисточки, цветная бумага, клей, цветные карандаши, альбомы для рисования); колокольчик, магнитофон, музыкальное произведение, мнемотаблицы, ноутбук, обучающий диск, фотовыставка, призы для детей.

Раздаточный материал — предметы школьных принадлежностей, портфели, карточки для заданий, объемные модули с буквами, звездочки (для баллов).

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

На фланелеграфе расположены картинки: ранец, пенал, ручка, карандаш, ластик, учебники, дневник, тетради, линейки, краски, кисточки, цветная бумага, клей, цветные карандаши, альбомы для рисования.

Педагог обращает внимание детей на картинки.

– Как называются все эти предметы? (школьные принадлежности)

– Кому нужны школьные принадлежности? (ученику, школьнику)

– Для чего они нужны? ( чтобы учиться, писать, читать, считать и т.д.)

– Кто учит детей в школе? (учитель)

– А вы хотите в школу?

– Я предлагаю вам отправиться в школу. Но сначала нужно собрать портфель.

Игра «Собери портфель» — из предметов надо выбрать и положить в портфель только школьные принадлежности. Далее педагог с детьми проверяют правильность выполнения задания.

– Теперь вы готовы идти в школу.

Дети закрывают глаза, звучит произведение В. Шаинского «Учат в школе».

– Представьте, что мы сейчас окажемся в школе.

– Вот мы и в школе. Где проводятся уроки? ( в классе)

– Скажите, как ученики узнают, что начинается урок? (звенит звонок, он дает сигнал о начале урока)

– А если звонок звенит в конце урока? ( это значит, что урок окончен и начинается перемена)

– Итак, мы находимся в школе, у вас будет два урока.

Звенит звонок (колокольчик), ребята садятся за стол (парты), педагог напоминает правила посадки за партой.

– Итак, начинаем первый урок-конкурс «Самый- самый». За каждое правильно выполненное задание вы получаете баллы- звездочки.

1 задание — (по карточкам):

«Найди противоположности»- найди предмет, противоположный по своему назначению к предмету в рамке.

«Пара к паре»- найди предмет, который подходит к предмету со стрелкой (по аналогии).

2 задание- «Прятки»(на ноутбуке): найти 5 разных букв, спрятавшихся на картинке.

3 задание- «Расшифруй и сложи слово»( по карточке-шифровке из объемных модулей с буквами):по карточке-шифровке с буквами нужно разложить по порядку модули с буквами и прочитать слово.
Звенит звонок (колокольчик).

– Звонок дает сигнал о том, что урок закончен. Сейчас будет перемена и мы поиграем в игру «Море волнуется».

Игра «Море волнуется» — педагог называет буквы, дети их изображают (по одному и в паре).

Звенит звонок (колокольчик).

– Перемена закончилась, начинается второй урок — «Литературный конкурс».

– Я предлагаю вам выбрать таблицу к стихотворениям и прочитать его.

Дети выбирают мнемотаблицу (наугад) и по ней читают стихотворение о школе.

1. В ранце все лежит в порядке
Книги, краски и тетрадки.
И карандаши в пенале,
Чтобы ими рисовали.

2. Куклу, мишку и лисицу
Не кладу с утра в рюкзак.
В школу ходим мы учиться –
Там играть нельзя никак.

– Это было последнее конкурсное задание.

– Давайте подведем итоги конкурса — подсчитаем баллы.

За участие в конкурсе детям вручаются призы.

– Ребята, что вам понравилось на нашем конкурсе? Что получалось? Были ли какие-то трудности? (ответы детей).

Звенит звонок (колокольчик).

– Урок окончен. Сейчас перемена.

– Ребята, я вас приглашаю на фотовыставку «Школьные годы чудесные» (школьные годы родителей, родственников, воспитателей группы, учителя-дефектолога).

Чвирова Виорика Николаевна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ детский сад комбинированного вида
«Колокольчик», ЯНАО, Тюменская обл., г.Ноябрьск

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития в подготовительной группе

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект НОД «Если ты потерялся» для детей 5–6 лет с ЗПР Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Умка». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Если ты потерялся» для детей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития (5-6 лет) Автор: Зехина.

Занятие по эстетическому развитию «Цветы для мамы» в подготовительной группе с ЗПР Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Возрастная группа: подготовительная группа для детей с ЗПР Тема: «Цветы для мамы» Цель: Создание условий для развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. Задачи.

Читайте также:
Итоговое мероприятие по теме: Дары осени, урожай

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития – Конспект подвижной игры для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «У медведя во бору»

Публикация «Конспект подвижной игры для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. » Конспект подвижной игры для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «У медведя во бору» Подготовил воспитатель: Белоусова Елена Юрьевна Чапаевск, 2021 Конспект подвижной игры для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 1. Название игры – «У медведя во бору». 2. Возраст и.

План-конспект сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, ОВЗ. «Супермаркет» План-конспет сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, ОВЗ. «Супермаркет» Методическая ситуация: дети 5-7 лет Задачи: Коррекционно-обучающая: – обогащение социально – игрового опыта между детьми; – формирование ведущих видов деятельности;.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе-мороженое» в разновозрастной группе детей с ЗПР 5–7 лет Цель: в игровой форме закрепить у детей имеющиеся знания, умения, навыки. Задачи: Учить детей создавать игровую обстановку для игры, подбирать предметы – заместители, игрушки,костюмы; Закреплять ранее полученные знания о труде администратора, повара, официанта, водителя.

Конспект НОД по ручному труду «Закладка из бумаги» для детей 5–7 лет с ЗПР Конспект НОД по ручному труду в разновозрастной группе компенсирующей направленности с ЗПР (5-7 лет) Тема: «Закладка из бумаги» Цель:Изготовление закладки в технике оригами с элементами аппликации. Задачи: Учить детей делать закладки для книг своими руками с опорой на.

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития – Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с ЗПР 5–7 лет «Осень»

Статья «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с ЗПР 5–7 лет. » МДОУ Детский сад комбинированного вида №45 «Березка» Конспект организованной образовательной деятельности для детей с ЗПР Ознакомление с окружающим миром «Золотая осень» Составил(а): Туркина Юлиана Михайловна, учитель – дефектолог 07.10.2021г. Петрозаводск. Уровень общего.

План-конспект сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, ОВЗ «Семья» Методическая ситуация: дети 5-7 Задачи: Коррекционно-обучающая: – обогащение социально – игрового опыта между детьми; – формирование ведущих видов деятельности; Коррекционно-развивающая: – развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности; -.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поварята» для детей с умственной отсталостью легкой степени подготовительного возраста Непосредственно образовательная деятельность . Конспект занятия. Для детей с умственной отсталостью легкой степени подготовительного возраста. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Профессия «Повар» Цель: развивать познавательную активность, интерес к.

Конспект СОД «Космическое путешествие» для детей с ЗПР 6–7 лет с использованием игрового набора «Дары Фребеля» КОНСПЕКТ Совместной образовательной деятельности “Космическое путешествие” по познавательному развитию детей с ЗПР 6-7 лет с использованием игрового набора “Дары Фребеля” Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, речи.

АОП на ребёнка подготовительной группы с ЗПР

Адаптированная образовательная программа на Андрея А.

воспитанника подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск СП «детский сад «Березка»

на 2019-2020 учебный год

1.Пoяснительная записка.

Краткая выписка из психолого-педагогической характеристики ребенка.

Дата рождения: 06.09.2013г.

Заключением ПМПК от 30.07.2019г: парциальная недостаточность когнитивного компонента психической деятельности. Познавательное развитие не соответствует возрасту. Системное недоразвитие речи II уровень речевого развития. Рекомендовано воспитание и обучение в ДОО по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ЗПР.

Сроки реализации программы : сентябрь 2019г по май 2020 учебный год.

Ответственный: учитель-дефектолог Павлюкевич Наталия Александровна

4. Познавательное развитие:

Особенности восприятия.

Цвет: ребенок знает основные цвета, путает часть оттеночных, не всегда находит заданный цвет в окружающем пространстве, требуется помощь педагога.

Плоскостные формы: знает и различает круг, овал, квадрат, в пассиве треугольник, остальные плоскостные фигуры предъявляет с помощью (прямоугольник, ромб, многоугольник).

Объемные фигуры: весь набор предъявляемых объемных фигур не различает, знает куб, шар, кирпичик, и не называет (цилиндр, брусок)

Восприятие пространства: самостоятельно не показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки, путает правую и левую сторону;

Целостность зрительного восприятия:

приближена к возрастной норме, узнаёт хорошо знакомые предметы, изображения, правильно называет силуэтные, контурные, зашумлённые, наложенные, изображения предметов, но испытывает затруднения в нахождении сходства и различия предметов, изображений, сюжетных картинок, явлений.

Особенности внимания:

внимание не устойчивое и не всегда удаётся необходимый промежуток времени поддерживать внимание ребенка на заданиях или игровой деятельности, он избегает заданий, требующих постоянных умственных усилий. Ребёнок легко отвлекается, так как реагирует быстро на окружающие события, объем произвольного внимания снижен, отмечается нарушение переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания, не может находить отличительные признаки между предметами, а также удерживать в поле зрения не менее 3 предметов, недостаточно сформирована избирательность зрительного внимания, не всегда самостоятельно находит заданное изображение среди аналогичных.

Читайте также:
Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

Особенности памяти:

преобладает механический вид памяти, объём оперативной памяти ограничен не соответствует возрасту, быстрота и прочность запоминания недостаточная, для ребёнка характерна не точность воспроизведения и быстрая потеря информации; не может подробно рассказать о событиях своей жизни и об окружающей обстановке.

Особенности мышления:

у ребёнка преобладает наглядно-действенное мышление, недостаточно сформировано словесно-логическое, слабость аналитико-синтетической функции мышления, разрезную картинку из 4-6 частей собирает не всегда самостоятельно, иногда требуется помощь педагога, самостоятельно выделяет лишний предмет, но не всегда объясняет почему он лишний, с помощью педагога выстраивает логические ряды из определённой группы фигур(предметов).

Уровень обобщений недостаточный, чётко знает несколько обобщающих понятия (овощи, фрукты, цветы, птицы, деревья, животные ),обобщение строит, опираясь на незначительные признаки, испытывает характерные трудности в дифференциации общего и различного. Классификации выполняет самостоятельно , не умеет самостоятельно сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; недостаточная точность и осмысленность восприятия, понимание главного в воспринимаемом.

Элементарные математические представления и сенсорные эталоны:

Различает понятия “большой- маленький”, “длинный- короткий”, выделяет с помощью понятия “высокий- низкий”, “широкий- узкий”, “толстый- тонкий”. Владеет прямым счётом в пределах 10 с называнием итогового числа, механическое воспроизведение последовательности числительных как в прямом, так и обратном порядке, слабые вычислительные навыки, трудности в запоминании зрительного образа цифр и знаков отношений;не всегда самостоятельно называет “соседей числа”,а так же не всегда выделяет самостоятельно заданное количество предметов и не соотносит заданное количество предметов с количеством пальцев рук или других предметов, знает геометрическую фигуры круг, квадрат, овал, в пассиве треугольник и основные цвета, путает часть оттеночных (розовый, фиолетовый и голубой), определяет пространственные понятия, знает верх- низ, вверху- внизу, не верно определяет понятия “слева- справа”,”левый- правый”,”левая- правая” на себе и относительно себя, цель принимает, но действия выполняет не правильно хаотично, беспорядочно, частично владеет временными понятиями, знает времена года, части суток”день- ночь”, слабо дифференцирует понятия утро-вечер, путает дни недели называет беспорядочно.

Моторное развитие:

наблюдаются небольшие нарушения мышечного тонуса и как следствие трудности при пользовании карандашом, движения выполняются слегка напряжённо, координация обеими руками затруднена, объём движений не всегда равномерный, точность движений нарушена, моторика характеризуется недостаточной переключаемостью, недостаточно развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук, ребёнок с трудом может рисовать мелкие детали, точно обводить контуры, штриховать, а также застёгивать пуговицы, самостоятельно выполняет движения по подражанию и речевой инструкции. Ведущая рука – правая.

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы, направленная на повышение и выравнивание уровня познавательного развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка, что способствует развитию психических процессов, а также овладению самостоятельной связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.

2. Содержательный раздел

Содержание коррекционно-образовательной работы:

Направления и задачи

Методы и приемы

Развитие познавательной сферы

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания

Узнавание хорошо знакомых предметов, изображений, изученных букв, находящихся в непривычном ракурсе.

Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях, сюжетных картинках, явлениях.

Восстановление по неполным изображениям целого

2. Развитие устойчивости и способности концентрировать и распределять внимание.

Лабиринты, зрительные диктанты, рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерность, расположи симметрично, в зеркальном отражении).

Различные варианты корректурных проб.

Задания на нахождение двух одинаковых предметов среди нескольких.

Задания на нахождение отличий у двух предметов.

3. Развитие математических представлений и сенсорных эталонов.

– “Назови соседей числа”,”Сколько нас без одного”,”Кто следующий?”,”Собери из частей целое число”

“Отгадай какая фигура спряталась?”,”Собери коврик”,”Разложи фигуры по цвету(форме, размеру)

– “Сосчитай”,”Отгадай какую фигуру задумали?”, “Сравни, какая дорожка шире(уже)?” ,

4.Развитие словесно- логического мышления и аналитико-синтетической деятельности.

Развитие умения конкретизировать и обобщать основные понятия.

Развитие умения исключать лишний предмет.

Развитие конструктивной деятельности

– “4 лишний”,”Назови и объясни” ;

– складывание разрезных картинок из шести частей, фигуры из палочек и отдельных элементов;

– упражнения на установление закономерностей и логических связей в ряду предметов, событий, явлений, нахождение “нелепиц”.- работа с различными видами конструктора;

– вычленение частей из целого, и составление целого из частей (работа над составом числа с помощью геометрических фигур отличающихся по форме и цвету)

5. Развитие временных представлений.

Упражнение на узнавание дней недели, дифференциация частей суток (утро-вечер ) с использованием картинного материала.

6. Развитие пространственной ориентации и зрительной памяти

Развитие умения ориентироваться в схеме своего тела.

Развитие умения определять направление и расположение в пространстве, и на листе бумаги.

Расширение объёма памяти.

Развитие прочности запоминания. Развитие точности воспроизведения.

-“Гимнастика весёлых человечков”, “Какая рука?”, “Кривое зеркало”;”Собери бусы”

– умение определить своё положение среди предметов и предмета среди других предметов;

– задания на запоминание количества и последовательности различных предметов, с постепенным увеличением предметов до шести;

– задания на запоминание количества и последовательности слов, с постепенным увеличением слов до десяти;

– задания на рисование по памяти простых узоров;

Читайте также:
Годовой план работы логопеда

7. Развитие графомоторных навыков.

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук,

развитие зрительно – моторных координаций

– упражнения для выработки свободных движений руки

– различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой, лекалами и трафаретами

– штриховка в различных направлениях, дорисовывание и раскрашивание по образцу и инструкции.

– работа по зрительно-двигательным траекториям

8. Накопление знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей жизни.

Осенняя пора – очей очарованье”, “Есть у нас огород”, “Фруктовая корзина”, “Путешествие в осенний лес”, “Ателье”, “Если хочешь быть здоров!”, “Откуда стол пришёл”, “Федорина неделя”, “Поездка на ферму”, “Кто в теремочке живёт?”, “Письмо осени”, “Скатерть самобранка”, “Игрушки водят хоровод”, “Снеговик спешит на ёлку”, “В царстве Снежной Королевы”, “Птичья столовая”, “Зимовье зверей”, “Мы едем, едем, едем”, “О чём расскажет светофор”, “Богатыри Земли Русской”, “Что нам стоит дом построить”, “Моя мама лучше всех”, “Все работы хороши – выбирай на вкус”, “Помощники человека”, “Подарки весны”, “Пернатые друзья”, “Широка страна моя родная”, “Город мой – Чапаевск мой родной”, “В гостях у Мухи-Цокотухи”, “Этих дней не смолкнет правда”, “Весёлое лето”

3.Организационный раздел:

Организационно-педагогические условия сопровождения ребенка

соблюдение временных рамок в проведении занятий с учителем-дефектологом:

– подгрупповые занятия продолжительностью 30 минут проводятся 6 раз в неделю;

– индивидуальные занятия продолжительностью 15 минут проводятся 3 раза в неделю;

Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична. Проводимое в течение последних четырёх десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического развития у детей, позволило получить ценные научные данные о причинах возникновения, клинических и психологических формах ЗПР у детей. Накопленные научные сведения и результаты опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию этой категории детей в специальных школах, классах и в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечили научную основу для введения в структуру специального образования нового типа школ (1981) и дошкольных учреждений (1990) для детей с ЗПР.

На современном этапе уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада. Каждая из экспериментальных площадок при организации своей деятельности опирается на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики, свою «Образовательную программу» и материально-техническую базу. Поэтому их структурно-содержательные модели имеют как много общего, так и некоторые различия. По-прежнему многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретного содержания работы, остаются недостаточно разработанными. Не сформировалась оптимальная модель коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях специального дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические обследования не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного и школьного учреждений. Сложность и полиморфность задержки психического развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образо­вательных потребностей детей данной категории.

Безусловно, что их образовательные потребности будут в зна­чительной степени определяться степенью недоразвития познава­тельной деятельности, возрастом ребенка, глубиной имеющегося нарушения, наличием отягощающих самочувствие ребенка состо­яний, социальными условиями его жизни и воспитания.

Известно, что ребенок развивается гетерохронно: неравномер­но идет созревание различных морфологических структур, функ­циональных систем. Гетерохронность определяет развитие ребенка в онтогенезе. Знание данной закономерности, открытой Л. С. Вы­готским, позволяет, через усиление воздействия на ребенка в сензитивные периоды его жизни, управлять нервно-психическим раз­витием ребенка, создавая условия для стимуляции развития или коррекции той или иной функции. Развитие ребенка происходит не спонтанно. Оно зависит от ус­ловий, в которых протекает его жизнедеятельность. Первоначаль­но ребенок обладает очень малым запасом поведенческих реакций. Однако достаточно быстро через свои активные действия, обще­ние с близкими людьми, через действия с предметами, которые являются продуктами человеческого труда, он начинает усваивать «социальное наследство, человеческие способности и достижения» (Л. С. Выготский).

Движущей силой на самом раннем этапе жизни ребенка явля­ется необходимость преодоления противоречия между наличием у новорожденного витальных, жизненно важных потребностей и отсутствием способов их удовлетворения. Чтобы удовлетворять сна­чала врожденные, а затем и приобретаемые потребности, ребенок вынужден постоянно овладевать все новыми и новыми способами действий. Так обеспечивается основа для всего психического раз­вития ребенка. Его внутренние детерминанты развития, в первую очередь унаследованные морфологические и физиологи­ческие данные, а в особенности функциональное состояние центральной нервной системы не обеспечивают его способами дей­ствий, необходимыми для удовлетворения его витальных потреб­ностей. Как следствие задерживается формирование ориентировоч­ных реакций, в первую очередь зрительно-слуховых и зрительно-тактильных. А на этой основе начинает резко отставать смена био­логической мотивации общения социальными потребностями. Та­кой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый свер­стник, будет видеть в матери скорее кормилицу, чем партнера для общения. Таким образом, формирование у ребенка потребности в общении является одной из первых специальных образовательных задач.

Читайте также:
Консультация для родителей на тему Проектная деятельность

На первом году жизни значимыми для развития ребенка явля­ются также эмоции и социальное поведение, движение руки и действия с предметами, общие движения, подготовительные эта­пы развития понимания речи.

На втором году выделяются следующие основные линии разви­тия: развитие общих движений, сенсорное развитие малыша, раз­витие действий с предметами и игры, формирование навыков са­мостоятельности, развитие понимания и активной речи ребенка.

Третий год жизни характеризуется несколько иными основны­ми линиями развития: общие движения, предметно-игровые дей­ствия, становление сюжетной игры, активная речь (появление распространенной фразы, придаточных предложений, большее разнообразие вопросов), предпосылки к конструктивной и изоб­разительной деятельности, навыки самообслуживания в еде и при одевании.

Выделение линий развития является достаточно условным. Все они тесно связаны между собой, и развитие их происходит нерав­номерно. Однако эта неравномерность обеспечивает динамику раз­вития ребенка. Так, например, овладение ходьбой в начале второ­го года жизни, с одной стороны, как бы приглушает развитие других умений, а с другой стороны, обеспечивает формирование сенсорных и познавательных способностей ребенка, способствует развитию понимания ребенком речи взрослого. Однако известно, что отставание в развитии той или иной линии связано с отстава­нием по другим линиям развития. Наибольшее число связей про­слеживается у показателей, отражающих развитие игры и движе­ний. Кроме того, известно, что показатели развития, отражающие становление игры, действий с предметами, понимания речи, яв­ляются стержневыми, более стабильными и реже поддаются воз­действию неблагоприятных факторов среды. Меньше всего связей у показателя активной речи, так как это сложная формирующаяся функция и на ранних этапах развития она еще не может влиять на другие линии развития. Но на втором году жизни активная речь, как психологическое новообразование данного возраста, особенно чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов. На третьем году жизни наиболее часто отмечается задержка в разви­тии восприятия и активной речи.

Выявление степени отставания дает возможность уже в раннем возрасте своевременно диагностировать пограничные состояния и патологию. Незначительные отклонения, если ими пренебрегли ро­дители и специалисты, быстро усугубляются и переходят в более выраженные и стойкие отклонения, которые труднее поддаются коррекции и компенсации.

Таким образом, базовой образовательно-воспитательной потребностью раннего возраста является своевре­менное квалифицированное выявление отставаний в нервно-пси­хическом развитии ребенка и их возможно полное устранение все­ми доступными медико-социальными и психолого-педагогичес­кими средствами.

В настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возрас­та, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей. Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать:
– структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
– информацию о здоровье ребенка
– микросоциальные условия в семье;
– возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад;
– предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др.

Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка. Основными линиями развития принято считать: физическое, социально-нравственное, познавательное и речевое, эстетическое развитие.

Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка.

При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают:

  • принципы специального обучения и воспитания;
  • результаты комплексного изучения детей;
  • результаты диагностического обследования группы и отдельного ребенка с целью определения или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы;
  • задачи перспективных планов основных разделов программы.

Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность – чем меньше возраст детей, тем больше удельный вес приобретают задачи развивающего характера. Работа строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи начинают занимать одинаковое место в работе с ним.

Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально – дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада. Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.
В “Образовательную программу” закладывают следующие формы проведения непосредственно образовательной деятельности:

  • фронтальная образовательная деятельность,
  • подгрупповая образовательная деятельность,
  • малоподгрупповая образовательная деятельность – 2 – 3 ребенка,
  • индивидуальная образовательная деятельность.
Читайте также:
Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений

Выбор формы проведения непосредственно образовательной деятельности зависит от вида непосредственно образовательной деятельности и возраста детей. Реализация индивидуально – дифференцированного подхода во время НОД осуществляться за счет:

  • дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
  • индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
  • введения специальных видов помощи, а именно:

– зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
– речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания;
– совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,
– введение элементов программированного обучения и т.д.

Индивидуальный подход реализуется через систему индивидуальных коррекционно-развивающей об образовательной деятельности специалиста, которые планируются на основе результатов диагностического обследования, а также через индивидуальную образовательную деятельность воспитателя по заданиям учителя-дефектолога и логопеда во время проведения “коррекционного часа”.

Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях специального детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте. Катамнестические данные подтверждают эти выводы: большинство воспитанников успешно осваивают программу общеобразовательной школы.

Однако в большинстве случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 3 или с 5 лет или даже на начальных этапах обучения в школе.

Легкие нарушения развития в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере могут маскироваться возрастными особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить возможности его обучения. Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Однако можно выделить основные направления коррекционной работы.

Одной из наиболее важных задач является развитие общей и мелкой моторики. Это важно для того, чтобы в школе ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  • Лепка из глины и пластилина (из снега – зимой, летом из песка и камешков).
  • Рисование, раскрашивание картинок.
  • Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Конструирование.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  • Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
  • Нанизывание бус и пуговиц.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
  • Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).
  • «Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия.

Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способностей ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому – значит помочь овладеть перцептивными действиями, т.е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства. А также усваивать сенсорные этапы – общепринятые образцы чувственных свойств и отношений предметов.

При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития. Цель коррекционной работы не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Нужно активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей. У детей с ЗПР большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы –помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Социально-педагогическая и коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Коррекционная работа предусматривает обучение детей элементам психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на другой. Это необходимо для подготовки детей с задержкой психического развития к успешной интеграции в коллективе здоровых сверстников и в обществе вообще. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии .

Читайте также:
Логопедическое сопровождение детей в условиях общеобразовательной школы

Список литературы:
1. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Москва. 1998 г.
2. Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6до 9 лет». Москва «АСТ-ПРЕСС» 2003 г.
3. Крутий Е.Л. «Волшебная логопедия». Донецк. «Графи» 2003 г.
4. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников». Москва. «АСТ-ПРЕСС» 2001 г.
5. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей». Москва «АСТ-ПРЕСС» 2000 г.
6. Тихомирова Л.Ф, А.В.Басов «Развитие логического мышления у детей» Ярославль. 1995
7. Шевченко С.Г «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Москва. «Школьная пресса» 2005 г.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Конспект подгруппового комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конспект подгруппового комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя
при обучении дошкольников с задержкой психического развития

Щербакова Наталия Андреевна

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Основной целью коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка, а именно: сформировать «предпосылки» мышления, память, внимание, различные виды восприятия, моторные функции и межсенсорные связи.
Для реализации эффективного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя должны быть созданы необходимые условия, это:
– хорошее знание программ, целей и задач коррекционной деятельности всеми педагогами;
– понимание каждым педагогом своих функций;
– выработка единых требований при выполнении коррекционных задач и т.д.

Конспект подгруппового комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • письмо;
  • снежинки на ниточках;
  • мяч;
  • сюжетная картина «Зима в лесу»;
  • указка.

Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: «Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся».
Дети здороваются.
Логопед: «Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить».
Дети:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
Логопед приглашает детей сесть за стол.
II. Логопед: «Ребята, сегодня у нас будет очень необычное занятие, мы отправляемся в путешествие. А какое будет путешествие, вы узнаете, отгадав загадку»:
Тройка, тройка, прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, круглолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.

Логопед задаёт детям вопросы:

– О каком времени года загадка?
– Что за тройка прилетела?
– Перечислите зимние месяцы.
– Какой сейчас месяц?
– Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?
Дети отвечают на вопросы логопеда.
Логопед: «Сегодня мы с вами отправляемся в царство Зимушки – зимы.
Зима прислала нам письмо»:

Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Приглашаю в гости всех
В ледяное царство,
Но дорога нелегка
Будет трудно, детвора.
Путь укажут вам снежинки,
Так шагайте по тропинке.
Вас я буду очень ждать
И с сюрпризами встречать.
III. Игра «Подуй на снежинку!» (развитие плавного, длительного выдоха).
Логопед: «Посмотрите, к нам прилетели снежинки. Скажите, какие они?»
Дети отвечают: «Снежинки белые, лёгкие, холодные, кружевные, …».
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
Логопед: «Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки».
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
IV. Игра: «Какой, какая, какое?» (совершенствование умения подбирать слова-признаки (имена прилагательные) к именам существительным).
Снежинка № 1

Логопед: Вот вам первая снежинка,
А на ней задание:
Вы скажите мне друзья,
А какая я, зима?

Дети отвечают: «Зима холодная, долгая, снежная, морозная, …).

Логопед: «Зимой выпадает много снега. А снег какой?»

Дети отвечают: «Снег белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, липкий, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, белоснежный, …).

Логопед: «День зимой какой?»

Дети отвечают: «День зимой морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, …).

Логопед: «Сосулька какая?»

Дети отвечают: «Сосулька холодная, ледяная, прозрачная, твёрдая, …).

Логопед хвалит детей за правильные ответы.

V. Игра «Оденься на прогулку!»

Читайте также:
Интеграция в сфере образования

Снежинка № 2

Логопед: А сейчас, детвора,
Вы придумайте слова:
Во что в морозный, зимний день
Одеваться вам не лень?

Дети отвечают: «Зимой на прогулку мы наденем: шапку, куртку, варежки, свитер, шарф, комбинезон, шерстяные носки и т.д.»

Логопед: «Как все эти слова можно назвать одним словом? (одежда) Сколько слогов в слове «одежда»? (три слога) Сколько слогов в слове «шарф»? (один слог) Сколько слогов в слове «шапка»? (два слога)

Дети отвечают на вопросы логопеда.
VI. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальчиком.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
Логопед и дети повторяют пальчиковую гимнастику два раза.
VII. Снежинка № 3

Логопед: Вот ещё одна снежинка
И новое задание:
О зиме составьте вы
Рассказ-описание.

Логопед вешает на доску сюжетную картину «Зима в лесу». Дети рассматривают картину.

Логопед: Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Логопед задаёт детям вопросы:

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
– Где гуляют дети?
– Посмотрите на зимний лес и расскажите о нем. Какой он?
– Какие животные не впали в спячку зимой?
– Каких птиц вы видите?
– Как бы вы назвали эту картину?
– Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Дети отвечают на вопросы логопеда.
VIII. Физкультминутка.
1) Игра с мячом «Назови ласково!»
Логопед просит детей встать из-за стола и пройти в центр зала.
Логопед: «Зимой холодно. Для того, чтобы не замёрзнуть мы поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова. Вы должны называть эти слова ласково и бросать мяч обратно мне! Например, я скажу: «Ёлка», а вы ответите – «Ёлочка».
Логопед говорит: «Снег» и бросает мяч. Ребёнок отвечает: «Снежок» и бросает мяч логопеду.
Снеговик – снеговичок Лес – лесок
Мороз – морозец Дерево – деревце
Ветер – ветерок Гора – горочка
Лёд – ледок Холод – холодок
Зима – зимушка Санки – саночки
2) Игра с мячом «Из чего – какой?»
Логопед: «Ребята, а теперь я буду бросать вам мяч и начинать предложение, а вы должны его продолжить и бросить мяч обратно мне. Например, я скажу: «Горка из снега (какая?)», а вы ответите – «Снежная!».
Логопед говорит: «Дорожка изо льда (какая?)» и бросает мяч. Ребёнок отвечает: «Ледяная!» и бросает мяч логопеду.
Погода с морозом (какая?) – … (морозная). Крепость из снега (какая?) – … (снежная). Сосулька изо льда (какая?) – … (ледяная).
IX. Подведение итогов І части занятия.
Логопед: «Посмотрите, мы с вами оказались царстве Зимушки-зимы. Зима благодарит вас за то, что вы пришли к ней в гости. Расскажите Зимушке-зиме, какие задания вы выполнили, чтобы попасть в её ледяное царство».
Дети рассказывают, что они делали на занятии.
Логопед: «А сейчас Зима приглашает вас в свою снежную мастерскую!»
X. Аппликация «Снеговик» (ІІ часть занятия, проводит воспитатель).
XI. Подведение итогов занятия.
Логопед (воспитатель): «Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Молодцы! (оценка работы каждого ребёнка). Занятие окончено. До свидания».
Дети: «До свидания!»

Конспект подгруппового комплексного занятия в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития с применением артпедагогических методов

Структурного подразделения (детский сад) ГБОУ СОШ № 000

Конспект подгруппового комплексного занятия в подготовительной к школе группе

для детей с задержкой психического развития с применением артпедагогических методов

Тема занятия: ЦВЕТЫ

  1. Коррекиионно-образователъная: закрепить знание детей о цветах; познакомить со способами изготовления оригинальных цветов из фольги и бумаги.
  2. Коррекционно-развивающая: нормализация мышечного тонуса, развития мелкой моторики с помощью логопедического массажа с применением нетрадиционного материала (фольга, декоративные камни), складывания цветов способом оригами, развитие связной речи
  3. Коррекиионно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к живой природе (сохранение видов цветов) с помощью беседы.
  • Фольга, цветная бумага, декоративные камни (5 цветов)
  • Мольберт
  • Цветок, сложенный способом оригами, клей, ножницы, иглы для шитья, ватные палочки, салфетки, кисти для клея.
  • Ватман (цветочное поле)
  • Схематический план описательного рассказа.

Предварительная работа: разучивание детьми стихотворений о цветах: «Колокольчики», «Ромашки», «Одуванчик» Е. Серовой.

Логопед встречает детей с букетом искусственных цветов и предлагает выбрать каждому тот цветок, стихотворение о котором ребенок выучил.

-Расскажите стихотворение о цветах, старайтесь правильно произносить звуки, говорить четко и выразительно.

Дети по очереди рассказывают стихи.

-Вы замечательно читали стихи. Сегодня мы будем говорить о цветах, о месте их произрастания, об их назначении. Садитесь на стульчики.

Читайте также:
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему: Что такое дружба

Стихи рассказывают 3-4 ребенка

2. Рассматривание предметных картинок с изображением цветов. Беседа.

Логопед помещает на мольберт альбом «Живая природа». «В мире растений»

-Рассмотрите и назовите нарисованные здесь цветы (василек, незабудка, клевер, лютик, одуванчик, ромашка)

-Постарайтесь описать цветок по плану.

Дети по очереди описывают, выбранный ими цветок, используя схему описания. Логопед помогает.

-Подумайте, зачем нужны природе цветы?

-Почему они так ярко выглядят?

-Можно ли срывать цветы? Почему?

Описательные рассказы составляют все дети группы.

3. Логопедический массаж с помощью декоративных камней и фольги

Перед вами в лоточках лежат декоративные камни. Возьмите по одному камню каждого цвета.

Покатаем камешки между ладошками.

Зажали камни в правой ладошке. Удержали. Зажали камни в левой ладошке. Удержали.

Пересыпаем камни из одной ладони в другую.

Разложите камни по лоткам, по цветам.

Возьмите листочки фольги. Положите перед собой. Скатывает фольгу в жгутик. Подняли фольгу, катаем жгутик между ладошками.

Логопед демонстрирует действия. Воспитатель оказывает помощь детям по необходимости.

4. Изготовление цветов

Воспитатель предлагает детям изготовить красивые цветы и разместить их на общем поле (размещенное на общем столе)

-Сначала изготовим цветок – василек из бумаги способом оригами.

-Какого цвета бумага нам понадобится?

-Приготовились. Положите бумагу перед собой, как я.

-Используйте декоративные камни, чтобы украсить цветы. Приклейте их с помощью ватных палочек на ваш цветок.

-Отложили готовые цветы.

-Возьмите жгутики из фольги. Сейчас мы из них тоже скрутим красивые, волшебные цветочки. Нам понадобятся швейные иглы и нитки, чтобы сшить между собой детали.

Дети по показу скручивают из жгутиков детали цветка и сшивают их между собой с помощью педагогов.

-Все готово. Приведите в порядок свое рабочее место.

Воспитатель напоминает детям правила работы с ножницами. Демонстрирует на доске способ сложения.

Логопед помогает детям.

Воспитатель напоминает детям правила работы с колющими предметами.

Логопед предлагает детям взять готовые цветы и подойти к столу, где находится поляна для цветов.

-Давайте украсим нашу поляну цветами. Возьмите кисточки и клей и приклейте свои цветы.

-Какая красивая поляна у нас получилась.

-Как называется такая поляна с цветами? (Цветочная)

«Обучение грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе»

Долгих Любовь Александровна , учитель-дефектолог
Костромская область, г. Кострома

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Костромы «Детский сад № 53»

Почтовая ул., 10 г. Кострома, Костромская обл.,156022.

Название публикации: «Обучение грамоте детей с ЗПР в подготовительной к школе группе»

Автор: Любовь Александровна Долгих, учитель-дефектолог первой квалификационной категории, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53» города Костромы

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс обучения детей с ЗПР подготовительной к школе группы по разделу «Обучение грамоте», раскрываются цели и задачи по коррекционной деятельности , а также мероприятия, способствующие реализации данных задач и коррекции недостатков в развитии.

Ключевые слова: задержка психического развития, обучение грамоте

В настоящее время увеличилось число детей имеющих задержку психического развития (ЗПР), по сравнению с предыдущими годами. Что же такое ЗПР? Рассмотрим подробнее. Данное понятие подразумевает под собой особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом. В чем же это проявляется? А вот в чем. У таких детей быстрая истощаемость, недостаточная познавательная активность, незрелая эмоционально-волевая сфера, не сформирована произвольная регуляция поведения, нет мотивации к учению. Все это обуславливает создание специальных условий и коррекционных мероприятий, направленных на преодоление имеющихся трудностей. А в подготовительной к школе группе основной целью работы специалиста становится подготовка детей к дальнейшему обучению в школе и оказание всей необходимой помощи их родителям.

Моя работа, как учителя-дефектолога, работающего с детьми с ЗПР в подготовительной к школе группе складывается из различных направлений, но сегодня я хочу рассказать о том, как я организую деятельность с детьми по разделу программы «Подготовка к обучению грамоте».

Впервые взяв на себя ответственность проводить занятия с детьми с ЗПР в подготовительной к школе группе по обучению грамоте, я начала с определения цели и задач работы. Свою рабочую программу я составила на основании программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» авторов Г.М. Капустиной, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер.

Я определила цель работы: подготовка детей с ЗПР подготовительной группы к обучению грамоте с использованием разнообразных средств, методов и приемов.

Для решения которой, поставила следующие задачи:

Развитие слухового восприятия.

Формирование представлений о звуке, букве, ее образе.

Закрепление полученных знаний о букве, звуке, с помощью различных приемов.

Развитие психических процессов: внимание, памяти, мышления, восприятия, воображения.

Воспитание положительного отношения к занятиям.

Воспитание дружелюбия, стремления доводить начатое дело до конца и добиваться поставленной цели.

Читайте также:
Развивающие игры, направленные на развитие эмоциональной сферы

Профилактика переутомления путем использования физминуток, пальчиковых гимнастик и гимнастик для глаз

Поскольку в старшей группе наши дети уже усвоили некоторые гласные и согласные звуки и буквы, мне предстояло продолжать работу по ознакомлению детей со звуками и буквами алфавита, совершенствованию слухового восприятия.

Свою работу строю из нескольких этапов:

– развитие слухового восприятия

– знакомство с буквой

– знакомство со слогом

– знакомство со словом

– знакомство с предложением

Для обозначения звука я изготовила фишки – квадраты трех цветов: красный (для обозначения гласного), синий и зеленый (для обозначения твердого и мягкого согласного), а также карточки схемы прямоугольной формы, на которых нарисованы 2,3,4 и 5 клеточек. Данные карточки мы используем для обозначения фишками слога (с двумя клеточками), слова из трех букв, четырех букв и пяти букв. Такая система детям понятна для использования и легка для усвоения. Эти карточки я использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Опираясь на особенности и возможности наших детей я поняла, что этого недостаточно для полного усвоения материала и чтобы разнообразить деятельность по усвоению непростого материала изготовила несколько игр, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Цель: Закрепление образа изучаемой буквы, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики.

Описание игры: на каждой части разрезной буквы нарисован предмет, название которого начинается с данной буквы. Буквы отличаются по цвету: красные – гласные, синие – согласные

Ребенку предлагается буква, разрезанная на части и задание соединить части так, чтобы получилась буква. После того, как ребенок собрал букву, предлагается назвать каждую картинку на букве и первый звук.

Также ребенку можно предложить составить предложение с любой понравившейся картинкой.

Цель игры: расширение знаний детей об образе букв, слов, закрепление умения соотносить слово с картинкой, закрепление знаний о составе слова, о звуках и их обозначении цветными фишками.

Описание игры: Игра представляет собой цветные картинки с изображенными на них предметами и разрезанными на определенное количество частей: три, четыре, пять. Внизу каждой картинки написано название, число букв соответствует количеству частей, на которые разрезана картинка. Например, картинка ДОМ, разрезана на три части по вертикали, внизу каждой части одна из букв от названия картинки. Таким образом, когда ребенок собирает картинку, в результате получается целостное изображение и слово.

Ход игры: ребенку предлагается собрать картинку, назвать буквы, сосчитать количество, определить их место расположения. Далее предлагаю взять карточку-схему прямоугольной формы с соответствующим количеством клеточек. Если три буквы, то три клеточки и т.д. Затем с помощью цветных фишек мы обозначаем звуки.

Таким образом решается множество задач и более основательно закрепляются знания о букве, звуке и слове.

«Подбери картинку к букве»

Цель игры: Закрепление навыка соотнесения буквы и картинки, название которой начинается с данной буквы.

Описание игры: Игра представляет собой карточки-половинки. С одной стороны буква, с другой – картинка.

Ход игры: ребенку предлагается найти картинку, которая начинается с данной буквы, или наоборот подобрать букву к картинке.

Также наши дети с удовольствием выкладывают буквы из фасоли, счетных палочек, мелких предметов, дорисовывают буквы мелом на доске, дописывают недостающую часть буквы, находят домик для буквы и т.д.

Только тогда, когда работа по усвоению материала ведется всесторонне это создает устойчивую «почву» для закрепления полученных знаний и дальнейшего их использования по мере необходимости.

Игры могут быть разнообразны, главное, чтобы они соответствовали возрасту наших детей их возможностям и создавались условия для расширения и пополнения знаний. А когда эти игры сделаны вашими руками с доброжелательностью и любовью к детям они становятся вдвое ценнее.

1. Верещагина Н.В. «Особый ребенок в детском саду»: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.

2.Программы подготовки к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 ∕Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003г.;

3. Программы подготовки к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий ∕Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004г.

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Тема: «Путешествие со звуком С, Сь буквой С»

Цель: Ознакомление со звуком С, Сь буквой С.

1. Пополнить знания о звуках С – Сь, букве С, ее зрительном образе.

2. Закрепить умение соотносить звук с буквой;

4. Закрепить умение составлять предложения;

5. Совершенствование звукобуквенного анализа и синтеза слогов;

1 Развивать фонематическое восприятие путем определения звука в слове и его твердости и мягкости.

2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление

3. Пополнять словарный запас детей.

Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Читайте также:
План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему Игрушки

Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию.

Формировать доброжелательное отношение к друзьям.

1. Следить за правильной осанкой

2. Создавать условия для успешной деятельности детей путем физминутки, гимнастики для глаз и разнообразных заданий и упражнений сменяющих друг друга.

Оборудование: магнитная доска, разрезные буквы, карандаши, образец буквы С,

Технические средства: музыкальный центр.

Интегрируемые области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, объяснение, вопросы, инструкция.

Нагдядные: демонстрация дидактического материала, рассматривание образца буквы.

Практические: собирание разрезной буквы, письмо в тетрадях.

Игровые: сюрпризный момент, игры и упражнения.

Здравствуйте ребята ,сегодня мы отправимся в путешествие по планете Сатурн, на которой нам предстоит посетить станции и выполнить задания, только тогда мы сможем завести мотор у нашего самолета-ракеты, чтобы отправиться на нашу планету Земля. Каждая станция волшебная она начинается со звука С.

– Вы готовы отправиться в полет? Тогда заводим мотор, произнося звук «С», закрываем глаза и полетели. (Фон: звук полета ракеты)

– Открывайте глаза. Мы приземлились на планету Сатурн. Посмотрите, как здесь красиво! Голубое небо, птицы поют, солнышко светит, а какие здесь красивые деревья и цветы….

А вот и первая станция. Она называется «Словарик»

Что за буква светитсяСтарым ясным месяцем?Полумесяц в небе темномБуквой С повис над домом

На этой станции мы познакомимся со звуком «С» и буквой С и Сь.

Буква С согласная, бывает твердая и мягкая. А выглядит буква С так: (рисую букву на доске)

Каким цветом мы ее будем выделять?

– Верно синим – твердую С, зеленым мягкую С

Давайте сейчас нарисуем ее в воздухе.

А вот и первое задание. Нам нужно отгадать какое слово на звук С спрятано в описании. Готовы?

(Слива)Это фрукт, растет в саду на дереве, овальной формы внутри есть косточка

(Сапоги). Это обувь. Бывают мужские и женские, одеваем зимой, весной или осенью, бывают с молнией.

(Светофор). 3 «глаза»: желтый, зеленый, красный.

Молодцы, ребята. Мы справились, теперь можем отправляться на следующую станцию. (встаем у стульчиков и имитируем движение ходьбы)

Вот и следующая станция. «Скороговорушка»

Нам нужно проговорить правильно скороговорки.

– У Сени и Сани в сетях сом с усами.

– Синичка – воробью сестричка.

– Сеня сено в сени нес, щекотало сено нос.

– У Степана есть сметана – семь копеек туесок.

Молодцы все справились. Отправляемся дальше.

Здесь нам нужно собрать разрезную букву С. (дети собирают разрезную букву. Если испытывают затруднения, то выставляю образец на доску)

А теперь надо назвать предметы на эту букву которые нарисованы на ней.

Молодцы, отправляемся дальше.

Гимнастика для глаз.

На доске нарисована буква С и три дорожки от нее перепутаны. В конце одной дорожки домик для буквы.

Буква потерялась и не знает по какой дорожке идти. Ребята, нужно найти глазками дорожку которая приведет букву домой. Без вашей помощи ей не справиться.

– Молодцы все справились.

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте), В космос мы летим опять ( соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли( подпрыгнуть)Долетаю до луны(руки в стороны покружиться)На орбите повисим (покачать руками вперед – назад)И опять домой спешим (ходьба на месте)

Следующая станция «Самостоятельная»

Здесь нам нужно обвести и прописать букву С в прописи.

Но сначала поиграем с пальчиками

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

(Тянем кисти в стороны.)

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

Предлагаю поиграть, игра называется «Найди звук С». Я буду называть слова, а вы должны определить где он находится в начале, середине или в конце.

Слова: солнце, космос, мороз, сено, силос, барбос, матрос, стоп, колбаса.

Молодцы. Мы прошли все станции и теперь нам можно заводить мотор нашего самолета – ракеты, закрыть глаза и полететь. Вперед, ребята!

Вот мы и вернулись домой Какую букву мы сегодня изучали?

Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Вы все настоящие космонавты. За это вы получаете космические награды – медали.

Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ – “Время Знаний”
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.01.2022

Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: