Подготовка квалифицированных кадров в области адаптивной физической культуры для работы с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР

Научная статья. СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

В.Н. Логвинова

(Студентка курса, направление «Логопедия», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

В данной работе рассматривается понятие адаптивной физической культуры, а также изучается, какое воздействие она может оказать на развитие ребенка с нарушениями речи.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, нарушения речи, физические упражнения, средства адаптивной физической культуры.

Актуальность работы заключается в том, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями речи. По статистическим данным, в настоящее время около 25 процентов детей 4х лет страдают тяжелыми речевыми нарушениями (в 70х годах таких детей было 4 процента). Речь – это важнейшая психическая функция человека. Чем богаче, правильнее речь ребенка, тем он легче может высказывать свои мысли, познавать окружающий мир, полноценнее выстраивает отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому, если у ребенка имеются речевые нарушения, специалисту необходимо вовремя начать коррекционную работу, для того чтобы предотвратить дальнейшее появление возможных нарушений.

Адаптивная физическая культура – вид общей физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья. Основная цель АФК – максимально полное развитие жизнеспособности человека, который имеет устойчивые отклонения в развитии. В работе с ребенком важен комплексный подход, который предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в процессе всей образовательной деятельности, в том числе и на занятиях физической культурой.

В коррекционно – логопедическом процессе необходимо понимать, что у ребенка с речевыми нарушениями нарушается формирование многих компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя речи, фонематических процессов), а также наряду с соматической слабостью организма наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которая подразумевает плохую координацию движений, снижение ловкости и скорости выполнения движений. Помимо этого у ребенка возможно будут трудности при выполнении движений по словесной инструкции.

Кандидат педагогических наук, профессор, Е. Б. Ладыгина и учитель –логопед О. Н. Делягина пишут, что существуют следующие средства адаптивной физической культуры по развитию речи:

1. Массаж: артикуляционный (щеки, губы, язык и небо); рефлекторных зон; сегментарно – рефлекторный; точечный.

2. Дыхательные упражнения: на дифференциацию вдоха в нос/выдоха через губы – трубочку, 5 – 8 раз; на развитие силы непрерывности выдоха: упражнение с игрушками/фигурками оригами, от 5 до 15 раз; на развитие речевого дыхания, темпа, ритма, силы голоса: вдох в нос, а на выдохе необходимо равномерно и непрерывно петь.

Развитие двигательных функций играет важную роль в развитии ребенка, так как ранняя стимуляция моторного развития и коррекция нарушений движения могут способствовать предупреждению нарушений речи. По мнению Г. А. Волковой и других ученых, важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика. Это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых заданий, которые осуществляются с целью логопедической коррекции. Они также способствуют развитию личностных качеств ребенка с нарушениями речи и его успешной социальной адаптации. Помимо этого, важным аспектом являются занятия физическими упражнениями: сюда входят и утренняя гимнастика, подвижные игры, дни здоровья, акции, прогулки на свежем воздухе и самостоятельные занятия детей под руководством специалистов, а также родителей.

Таким образом, речевое и двигательное развитие тесно связаны между собой. Поэтому своевременность и высокая эффективность применения средств адаптационной физической культуры в работе с ребенком, имеющим нарушения речи, способствуют преодолению данных нарушений, устранению недостатков в речи, а также успешной адаптации ребенка к обучению в школе и к общению с окружающими.

Научный руководитель – канд. пед. Наук, доц. Кафедры логопедии

К.В. Абрамова

Список использованных источников

1. Ладыгина Е. Б., Делягина О. Н. Средства адаптивной физической культуры в коррекционно – логопедическом процессе преодоления общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста. / Ладыгина Е. Б., Делягина О. Н // «Ученые записки», – 2014 – № 8 (114) – С 100–103 .

2. О. Р. Гиниятуллина . Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников. [Электронный ресурс] / О. Р. Гиниятуллина // – 2.12.2015 – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs

3. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. В. Блыскина. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006 – 112 с.

4. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.: Специальная Литература, 1996 – 454 с.

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту. Коррекция отклонений в физическом и умственном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья (710ч)

На курсе вы научитесь составлять планы и проводить занятия по АФК и АС для различных категорий людей с ОВЗ (с нарушением слуха, зрения, речи, ОДА, умственной отсталостью).

Начните работать сразу после получения диплома.

Диплом московского института с государственной лицензией

Удостоверение АНО «НИИДПО» принимают работодатели

Более 120 лекций, более 500 вебинаров и 45 практических заданий

Доступ к учебным материалам навсегда

Новые знания со скидкой 47%
  • До 21 января!
  • Максимум практики
  • Обратная связь от экспертов
  • Онлайн-вебинары

  • о курсе
  • учебный план
  • Диплом
  • Отзывы
  • Требования к поступлению
  • Скидки
  • Вопросы

Задача курса

Помочь Слушателям освоить современные методы, приемы и технологии в адаптивной физической культуре и спорте, развить ключевые навыки в организации и проведении занятий и соревнований среди лиц с ОВЗ.

Читайте также:
Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход

Обучить основам коррекционной педагогики и психологии, дать медицинские знания в области адаптивной физической культуры и спорта.

Программа подготовлена в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура, профстандартом «Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту».

Дарим скидку по промокоду «продажи» на программу Актуальные методики продаж фитнес-услуг (54ч)

  • Вы улучшите навыки продаж фитнес-услуг
  • Расширите существующую клиентскую базу
  • Начнете развивать свой личный бренд в социальных сетях

Кому подходит обучение

Окончив обучение, вы сможете работать тренером по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту:

  • В образовательных учреждениях.
  • В спортивных организациях.
  • В медицинских государственных и частных учреждениях.
  • В частном порядке (проводить индивидуальные тренировки).

По окончании обучения вы получите:

Что входит в стоимость программы

    Общепрофессиональные дисциплины
  1. Введение в педагогическую деятельность
  2. Теория и методика физической культуры и спорта
  3. Технологии и методики обучения базовым видам спорта
  4. Возрастные особенности физического развития в условиях физкультурно-спортивной деятельности
  5. Основы коррекционной педагогики и психологии Специальные дисциплины
  6. Организация адаптивного спорта (паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения)
  7. Теоретико-методологические основы адаптивной физической культуры и спорта
  1. Организация и материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры и спорта
  2. Основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры и спорта (врачебно-педагогический контроль, первая доврачебная помощь, показания и противопоказания к занятиям)
  3. Основы психолого-педагогического сопровождения в адаптивной физической культуре и спорте
  4. Обучение двигательным действиям и развитие физических качеств детей и взрослых с ОВЗ
  5. Основы спортивной тренировки в адаптивном спорте. Адаптивная двигательная рекреация для детей и взрослых
  6. Современные методы, приемы и технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре и спорте. Организация и проведение соревнований среди лиц с ОВЗ

    Более 45 практических заданий, в том числе:

    • Глубинное изучение Я-концепции педагога.
    • Съемки видео с отработкой упражнений на развитие каждого физического качества.
    • Составление схем обучения технике низкого/высокого старта, прыжков в высоту, метания гранаты.
    • Раскрытие базовых понятий об уроке физической культуры.
    • Работа с действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими реализацию инклюзивного. образования в современной России, а также регламентирующих права лиц с ОВЗ в различных регионах РФ.
    • Описание различных аспектов тренировок в паралимпийских видах спорта.
    • Закрепление знаний по основным аспектам содержания адаптивной физической культуры.
    • Анализ особенностей архитектурно-планировочных решений физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов, а также анализ критериев, предъявляемых к ним.
    • Работа с противопоказаниями к занятиям адаптивной физической культурой.
    • Разработка плана работы тренера-преподавателя по воспитанию личности занимающегося в процессе занятий адаптивной физической культурой и спортом.
    • Составление план-конспекта урока по адаптивной физической культуре (или рекреационного занятия) для детей любого возраста одной из нозологических групп на выбор (нарушение слуха, зрения, речи, ОДА, умственная отсталость).
    • Разработка положений о проведении соревнований для лиц с ОВЗ или инвалидов.

    Дополнительные материалы, в том числе:

    • Индивидуальная карта развития.
    • Методические разработки по детскому фитнесу в ДО.
    • Программа по детскому фитнесу с фитболами.
    • Питание для спортсменов.
    • Технология продуктов спортивного питания.
    • Алгоритм расчета норм БЖУ и калорийности рациона при похудении.
    • Алгоритм расчета норм БЖУ и суточной калорийности рациона при наборе мышечной массы.
    • Методичка по индексу массы тела.
    • Литература по теме.

    Доступ к 100+ вебинарам, в том числе по темам:

    • Введение в педагогическую деятельность.
    • ОФП в процессе тренировки кикбоксера.
    • Основы коррекционной педагогики и психологии.
    • Становление специальной педагогики и психологии. Ключевые события в истории специального образования в России и в мире.
    • Биологическая роль Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) в организме человека.
    • Использование игр на развитие внимания и коммуникативных навыков на занятиях АФК с детьми с ОВЗ.
    • Организация оздоровительной, спортивно-массовой воспитательной деятельности.
    • Основы рационального питания при занятиях фитнесом и спортом.
    • Изучение движений человека с позиций биомеханики: измерение двигательного действия и процесс управления им.
    • Конфликты в процессе занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-соревновательной деятельностями.
    • Приёмы проведения медицинского массажа.
    • Спортивный отбор и ориентация в физкультурно-оздоровительной и спортивно-соревновательной деятельности.
    • Основы нутрициологии.

    Адаптивное физическое воспитание в специализированных учреждениях для детей с нарушением речи

    Образцы страниц

    Содержание

    Введение

    Актуальность исследования определяется тем, что на современном этапе развития общества значительно усилилось внимание к качеству и доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями, в частности детей с речевыми нарушениями. Все участники образовательного процесса объединены одной целью создания оптимальных условий для полноценного развития детей и удовлетворения потребностей для их самореализации.

    Процесс социализации детей с особыми потребностями является очень актуальным в теоретическом, так и практическом отношении, и требует разрешению многих задач для эффективной адаптации лиц с особыми образовательными потребностями. Одной из составляющих данного процесса является коррекция речи детей средствами адаптивной физической культуры.

    Адаптивная физическая культура (АФК) рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленной на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил с целью улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.

    Адаптивное физическое воспитание – новое направление в отечественной системе образования и науки, изучающей аспекты физического воспитания людей, имеющих в результате заболеваний или травм различные стойкие нарушения жизненно важных функций организма и связанных с ними ограничений физических возможностей.

    Нарушения речи и их коррекция у детей в психолого-педагогическом аспекте исследовались такими учеными, как Л. Выготский, М. Хватцев, Т. Филичева, Г. Волкова, Т. Власова, Р. Левина, Е. Соботович, В. Тарасун, М. Шеремет и др. Влияние АФК на коррекцию речи исследовали Н. Александрова, В. Гринер, Ю. Флоренский, Е. Килинская-Евертовская, Г. Волкова, Г. Шашкина, Н. Самойленко и др. В процессе логопедического воздействия традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.

    Целью исследования является обоснование методики адаптивной физической культуры для коррекции физического развития детей с нарушением речи в процессе непрерывного адаптивного физического воспитания в условиях специализированного учреждения.

    Фрагмент работы для ознакомления

    1.1 Адаптивное физическое воспитание как составляющая адаптивной физической культуры

    Адаптивная физическая культура – часть физической культуры, рассчитана на людей со стойкими нарушениями функций организма вследствие заболеваний, травм или врожденных дефектов, направленная на стимуляцию положительных реакций в системах и функциях организма и формирования необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и способностей, которые обеспечивают нормализацию жизненно важных функций организма, адаптации к условиям окружающей среды, развитие и совершенствование личности в целом.

    Это особый вид физической культуры, который приобретает ряд специфических признаков относительно инвалидов различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Содержание понятия «адаптивная физическая культура» подчеркивает ее назначения для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Во всех своих проявлениях она должна стимулировать положительные реакции в системах и функциях организма, формируя необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма человека со специфическими свойствами, обусловленными патологическими нарушениями (сенсорными, двигательными, интеллектуальными, сочетания форм) в развитии, что, безусловно, нуждаются в индивидуальной коррекции педагогических воздействий.

    1.2 Функции и принципы адаптивного физического воспитания

    Понятие «функция» означает деятельность, обязанность, внешнее проявление качеств любого объекта в данной системе отношений.

    Функции АФВ вытекают из сущности самого определения АФВ, а также ее структуры. Единство структурных элементов АФВ определяется, прежде всего, применением физических упражнений как основного средства и метода достижения цели. Они выступают как системообразующий фактор и главная структурная единица АФВ. Единство структурных элементов служит основанием для признания адаптивного физического воспитания целостной функциональной системой, в которой, исходя из философской категории взаимосвязи структуры и функции, каждому структурному элементу соответствует конкретная функция. Чтобы правильно ориентироваться в многообразии функций АФВ, нужно четко различать ее специфические педагогические функции, присущие только данному процессу как личному явлению в жизни человека, при этом выделяя социальные функции как результат осуществления связей с теми или иными общественными явлениями и процессами

    2.1 Процесс организации физического воспитания детей-логопатов

    Дети с речевыми нарушениями имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

    Характерной особенностью детей-логопатов являются различные нарушения их психического и физического развития: малоподвижность, замедленность всех движений, или наоборот явления двигательной гиперактивности, беспокойство. Они часто жалуются на головную боль, тошноту, головокружение. У многих детей наблюдается нарушение равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Во время обучения они быстро истощаются, устают. У них наблюдается неустойчивость внимания и памяти вашего компьютера, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность часто возникают невротические реакции на замечания, низкую оценку или нелестные высказывания педагога или детей.

    2.2 Взаимодействие педагогов во время коррекционных физкультурных занятий

    Инструктор по физическому воспитанию чтобы повысить эффективность коррекционного обучения детей-логопатов подает им постоянное педагогическое воздействие по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, на занятиях, физкультурных развлечениях, во время утренней гимнастики и тому подобное.

    Так, в начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физкультуре с логопедическими заключения, психологической характеристикой и возрастными особенностями детей. После выявления уровня психоречевого развития дошкольников специалисты определяют цель и задачи формирования культурно-двигательных навыков и составляют планы коррекционных физкультурных занятий.

    3.1 Особенности проведения коррекционных физкультурных занятий

    Коррекционные физкультурные занятия отличаются от обычных прежде всего структурой и содержанием и базируются на специальных физических упражнениях, направленных на развитие основных сенсомоторных координации организма ребенка (зрительной, слухомоторных, вестибулярно слухомоторных-ритмических) и на их основе первичных движений, формирование двигательного стереотипа статики и динамики основных видов движений, формирование правильной осанки, развития правильного речевого дыхания. Методы, применяемые на занятиях коррекционной физкультуры тесно связаны и переплетаются с методами физической культуры.

    3.2 Использование кинезиологических упражнений в физическом воспитании дошкольников с речевыми нарушениями

    Иммануил Кант утверждал, что рука – это мозг человека, который вышел наружу. Основатель учения «образовательная кинезиология» доктор философии Пол Дсннисон.

    Кинезиология изучает движение и его влияние н a человека в процессе обучения и естественного развития, основанный на взаимозависимости между развитием физическим, эмоциональным и интеллектуальным, принимает во внимание учебные, воспитательные и развивающие элементы в их гармоничном комплексе. Обучение становится более эффективным, интересным, естественным и рациональным. Отметим, что такие упражнения следует проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

    3.3 Использование нестандартного оборудования в работе с детьми с психофизиологическими особенностями

    Как отмечалось ранее дети-логопаты, как правило, имеют вторую и третью группы здоровья, осложненные нарушением опорно-двигательной системы, таких в нашем заведении немало. Поэтому очень важно предоставлять детям комплекс услуг, не только учебных, воспитательных, развивающих, но и оздоровительного направления. Следует отметить, что весомый вклад в профилактику нарушений опорно-двигательной системы предоставляет использование профилактора Евминова.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Дети с речевыми нарушениями, в отличие от детей с типичным речевым развитием, имеют низкий уровень развития таких физических качеств, как ловкость и скорость. Впрочем, выносливостью, силой и гибкостью они не уступают другим детям. Это связано с антропометрическими характеристиками таких детей.

    Кроме того, большинство детей с речевыми нарушениями имеют сопутствующие нарушения опорно-двигательного аппарата, а именно нарушение осанки и формирование свода стопы.

    Целью физического воспитания детей с речевыми нарушениями в специализированном дошкольном учреждении являются:

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Педагогические и социальные функции адаптивного физического воспитания

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

    Принципы адаптивного физического воспитания

    Профессия – специалист по адаптивной физической культуре

    Интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой

    Есть профессии, о которых мы много наслышаны: юрист, дизайнер или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, «Абитуриент» предлагает интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.

    – Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?
    – Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, АФК – это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух – и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.
    Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.
    При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч – значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах – они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.

    Специалист по АФК в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики – и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.

    – Таким образом, специалист по АФК – это учитель физкультуры для людей с дефектами здоровья?
    – Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это – постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп – и он сразу всё понял и всё ощутил.
    И вот мне кажется, что специалист по АФК – это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.

    Одновременно с этим специалист по АФК обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.
    Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, – учителя, тренеры, режиссеры – должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по АФК подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.

    Специалист по АФК должен быть хорошим тренером, а значит – педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.

    Специалист по АФК не врач, но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6–8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.
    Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.

    – Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?
    – Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося – и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом – потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.
    Кстати, показательный пример социализации инвалида – Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.

    Тогда еще и понятия АФК не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное – убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.

    Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.

    Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.

    – А где и как можно получить такую профессию?
    – В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа – 3 года.
    Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

    Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.

    – На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?
    – Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.
    Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов – например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.

    – Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии.
    – Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.

    – Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?
    – Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.

    – А где вообще работают специалисты по АФК?
    – Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.
    Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях – речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по АФК найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.

    Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом – федерального, республиканского или регионального уровней.
    Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.
    И вообще, возможность применить себя у специалиста по АФК большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.

    Современные подходы и технологии применения адаптивной физической культуры в работе с детьми дошкольного возраста (108ч)

    Новые знания со скидкой 51%
    • До 21 января!
    • Максимум практики
    • Обратная связь от экспертов
    • Онлайн вебинары
    • О курсе
    • Учебный план
    • Результаты и документы
    • Отзывы (6)
    • Рассрочка и скидки
    • Вопросы

    Сбалансированные физические нагрузки укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость иммунной системы и оказывают положительное воздействие на развитие всего организма в целом. Детям младшего возраста с нарушениями здоровья особенно показаны разнообразные физические упражнения, которые помогают укрепить здоровье, повысить точность движений и выносливость, сформировать волевые качества, развить мелкую и крупную моторику.

    На занятиях адаптивной физкультурой (АФК) педагог применяет специальные методики, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребёнка. Грамотная комбинация физических упражнений помогает скорректировать и устранить нарушения в двигательной сфере, позволяет дошкольнику научиться лучше владеть своим телом и чувствовать себя увереннее в повседневной жизни.

    Эта программа для вас, если вы…

    • Работаете в сфере дошкольного образования и/или дефектологии и желаете получить дополнительные профессиональные знания;
    • Планируете изучить вопросы государственного регулирования деятельности по физическому воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;
    • Стремитесь научиться эффективно проводить физкультурно-развивающие занятия среди дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Курс реализуется заочно с применением дистанционных технологий и продолжается
    6 недель (108 часов).

    Цели и задачи программы

    Вы познакомитесь с нормативно-правовой базой, регулирующей сферу дошкольного образования, рассмотрите требования ФГОС ДО к организации занятий по физической культуре. Вы получите представление о мероприятиях, которые реализуются в рамках комплексной реабилитации детей младшего возраста с ОВЗ, а также о медицинских противопоказаниях к занятиям адаптивной физкультурой. Будут рассмотрены психологические особенности работы с детьми, имеющими недостатки физического развития. Далее будут изучены структура и содержание занятий по АФК, исследованы задачи и принципы работы с дошкольниками с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллектуальной сферы. Дополнительно вы узнаете особенности проведения коррекционно-развивающих игр.

    Программа даст ответы на вопросы:

    • Какие законодательные акты регулируют сферу дошкольного образования?
    • Какие мероприятия считаются наиболее эффективными при комплексной реабилитации детей младшего возраста?
    • Каковы медицинские противопоказания к занятиям адаптивной физкультурой?
    • Каковы психологические особенности работы с дошкольниками с недостатками физического и интеллектуального развития?
    • Какие упражнения показаны для детей с нарушениями зрения?
    • Каковы принципы проведения коррекционно-развивающих игр?

    Методы обучения

    В начале обучения вам будет предоставлен доступ к виртуальному личному кабинету. Это даст возможность неограниченно использовать ресурсы электронной библиотеки, поддерживать постоянную связь с преподавателями и другими Слушателями, участвовать в вебинарах и телеконференциях. Разнообразие эффективных учебных инструментов позволит овладеть новыми профессиональными знаниями с минимальными затратами времени и финансовых средств.

    Результат обучения:

    • Вы получаете удостоверение, подтверждающее уровень вашего профессионального мастерства;
    • Вы хорошо ориентируетесь в вопросах государственного регулирования деятельности по физическому воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;
    • Вы умеете проводить эффективные физкультурно-развивающие занятия среди дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Ваши перспективы

    Реализация качественного обучения и воспитания детей с ОВЗ является приоритетным направлением государственной образовательной политики, поэтому ваши профессиональные компетенции будут высоко востребованы на рынке труда. Вы сможете работать в детских садах, медицинских учреждениях, в системе социальных служб, а также осуществлять деятельность в частном порядке, помогая дошкольникам совершенствовать и развивать навыки двигательной активности.

    Преподаватели программы

    Кандидат педагогических наук, доцент, член экспертного совета по аттестации учителей физической культуры и тренеров-преподавателей Тульской области. Эксперт региональных этапов конкурса профессионального мастерства лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидностью «Абилимпикс» (2018-2019гг).

    Как проходит обучение

    Изучайте теоретический материал

    Текстовые лекции, электронные учебники, аудиокниги по каждой теме программы.

    Выполняйте практические задания

    Задания основаны на практических профессиональных ситуациях для лучшего понимания курса. Преподаватели проверяют выполненные задания, ставят оценку и дают обратную связь.

    Общение с преподавателями

    В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, задавать вопросы на форуме.

    в виде тестирования по всей программе обучения.

    В системе дистанционного обучения вы найдете информацию по вебинарам на текущий месяц.

    В течение всего периода обучения доступны записи прошедших вебинаров по тематике программы и другим направлениям.

    Помощь специалистов Академии

    Отдел по организации учебного процесса

    Сопровождение на всех этапах обучения! Отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах.

    Сотрудник поддержки подскажет как скачать или загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д. Поддержка работает ежедневно без выходных и праздников с 8 до 20.30 часов.

    © 2015-2022, АНО ДПО «Северо-Западная Академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения»
    Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону. Объекты интеллектуальной собственности задепонированы, имеется охранный документ.

    Учебный план программы повышения квалификации «Современные подходы и технологии применения адаптивной физической культуры в работе с детьми дошкольного возраста»

    Срок обучения: 6 недель

    Наименование модулей и тем

    Общая трудоемкость, в акад. час.

    Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

    Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

    Практи-ческие занятия и тести-рование

    Модуль I. Основные понятия адаптивной физической культуры

    Нормативно-правовые аспекты ФГОС ДО, организация образовательной деятельности по физической культуре детей дошкольного возраста

    Основные понятия, средства, методы, формы организации и виды адаптивной физической культуры

    Функции, принципы и опорные концепции методологии адаптивной физической культуры

    Модуль II. Основы медицинских знаний и психолого-педагогического сопровождения в адаптивной физической культуре

    Комплексная реабилитация детей дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья. Медицинские показания и противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой

    Основы врачебно-педагогического контроля и первой доврачебной помощи при занятиях адаптивной физической культурой

    Психолого-педагогическое сопровождение занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

    Модуль III. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья

    Цели, задачи, функции и принципы, содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию детей дошкольного возраста

    Обучение двигательным действиям и развитие физических качеств у детей дошкольного возраста с ОВЗ различных нозологических групп

    Физкультурно-спортивные технологии в практике работы с детьмидошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья

    Коррекционно-развивающие игры для детей с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп

    Бессрочный доступ к учебным материалам

    Слушателям предоставляется бессрочный доступ к более 5000 учебников, пособий и лекций на выбор. Записи более 5000 вебинаров доступны ещё 90 дней после завершения курса.

    Документы

    Документ имеет юридическую силу в государственных и частных компаниях на территории иностранных государств** и России.

    **В соответствии с национальным законодательством иностранных государств, включая страны СНГ, с которыми у РФ также подписаны соглашения о взаимном признании документов об образовании.

    Сведения о документах о квалификации (об удостоверениях о повышении квалификации, дипломах о профессиональной переподготовке, свидетельствах о профессии рабочего или о должности служащего) вносятся в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО) в течение 60-и дней с даты выдачи соответствующего документа.

    Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

    В указанной статье раскрывается то, какими должны быть средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы для преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников и младших школьников.

    За последние годы значительно увеличилось количество детей с недостатками физического и психического развития. Сложные речевые нарушения распространены среди детского населения, которое начинает говорить позже, чем 10 – 15 лет назад [4, с. 3]. Число детей с проблемной речью неуклонно возрастает, к тому же регистрируются более грубые нарушения в плане звукопроизношения и развития лексики, грамматики и связной речи, что определяется как общее недоразвитие речи (ОНР).

    К XXI веку распространённость ОНР в детской популяции достигла 60% [3, с. 36]. Этот факт говорит о необходимости безотлагательных мер, так как продолжающаяся научно-техническая революция предъявляет всё более и более высокие требования к уровню образования. Но, в силу специфики дефекта, обучающиеся с ОНР не могут освоить материал на уровне, предписываемом современными образовательными стандартами, считаются неуспевающими и трудновоспитуемыми.

    Логопедические группы укомплектованы в большинстве случаев детьми не только с нарушениями речи. Воспитанникам с ОНР свойственны недостатки внимания и памяти, некоторая задержка психического развития, быстрая утомляемость. Кроме того, диагностируются дефекты опорно-двигательного аппарата, особенно мелкой моторики. Между степенью развития моторной и речевой сферы отмечается прямая взаимосвязь. Учёные открыли тесную зависимость между уровнем двигательной активности и развитием речи, словарным запасом, мышлением детей [1, с. 5; 4, с. 3].

    Своевременность коррекции присутствующих и пропедевтики возможных нарушений двигательной сферы играет огромную роль, потому что вырабатывается порочный круг системной взаимообусловленности. Следовательно, перед специалистами по адаптивной физической культуре (АФК) встала необходимость в устранении имеющихся и профилактике возможных отклонений в двигательной сфере у детей с ОНР.

    Однако, не все из них знают как квалифицированно оказать помощь таким детям. Указанное выше говорит необходимости знакомства специалистов по адаптивной физической культуре со средствами и методами физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.

    Таким образом, прослеживается актуальность и недостаточная разработанность обозначенной проблемы, данное обстоятельство определяет выбор темы исследования.

    Цель данной работы – рассмотреть эффективные средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР.

    В ходе исследования применялся анализ научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

    В связи с этим остановимся на использовании физических упражнений как средства коррекции речи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

    С целью развития моторных функций и устранения двигательных нарушений у старших дошкольников, имеющих ОНР целесообразно использовать различные игры и упражнения с проговариванием, пением и музыкальным сопровождением, ритмикой, гимнастику, направленную на тренировку мимических и шейных мышц, плечевого пояса.

    При ОНР очень важно применять упражнения на развитие дыхательной мускулатуры, смешано-диафрагмального дыхания, носового и ротового дыхания, совмещение навыка дыхания и навыка движения, речевого дыхания.

    Также с целью коррекции речевых патологий стоит использовать практически забытые старинные забавы «проворные мотальщики» и «бильбоке».

    Работая с детьми с ОНР, необходимо применять пособия для выработки осанки, предупреждения и устранения плоскостопия. Очень полезны всевозможные игры, упражнения с мячом и фитболами. Действенным в коррекционной работе по устранению моторной алалии считается развитие произвольных действий, совмещённых с речью [4, с. 4; 5 с. 153, 252 – 254, 257 – 258].

    Всё перечисленное выше может применяться и в работе с младшими школьниками в несколько усложнённом варианте. Уроки физической культуры для обучающихся с ОНР должны иметь специфические особенности и их следует рассматривать как коррекционно-компенсаторный и лечебно-оздоровительный вид воздействия на моторную дефицитарность, форму реадаптации двигательных отклонений, имеющихся у младших школьников с этим речевым дефектом [7, с. 121].

    Необходимо использовать естественные силы природы в качестве дополнительных факторов, создающих благоприятные условия для коррекции речи: закалять воздухом младших школьников, используя метод пульсирующей температуры, дополнительно применять сквозняки, закаливающее носовое дыхание, купание, плавание в открытых водоёмах, в море, контрастные процедуры, русскую баню, солнечные ванны [6, с. 79].

    Кроме того специалисты по АФК могут применять естественные силы природы как относительно самостоятельные средства коррекции речевых недостатков в виде контрастотермии, ходьбы босиком с использованием разного рельефа, массажа.

    Педагогам необходимо учитывать в своей работе предположение учёных о том, что раздражение нервных окончаний на стопе стимулирует речевые зоны мозга. Поскольку современные дети практически не ходят босиком, им следует заботиться о создании такой возможности [2, с. 36].

    Необходимо использовать пальчиковые бассейны с наполнителями из крупных и мелких природных материалов, а также метод искусственной локальной контрастотермии, криотерапию, контрастотерапию — контрастные ванны для кистей рук [1, с. 30; 5, с. 147 – 148].

    Использование гигиенических факторов в целях коррекции речи у старших дошкольников и младших школьников с ОНР заслуживает пристального внимания.

    Стоит особо отметить гидрокинезотерапию, так как при затруднении осуществления физических упражнений обычным способом у детей с дизартрией, имеющих ДЦП, рекомендуют выполнение их в воде. К тому же основой гидрокинезотерапии является плавание, при всех его способах нужно овладеть глубоким коротким вдохом, что является также немаловажным моментом для отработки техники речевого дыхания у детей с ОНР. Также положительное воздействие на функциональное состояние органов речи оказывают и различные виды подводного массажа и гидрогимнастика [1, с. 9; 7, с. 21, 256 – 257].

    При организации урока с младшими школьниками, имеющими ОНР необходимо поддерживать должный уровень гигиенической рациональности, особенно, это касается общеобразовательных школ, где зачастую дети с подобным нарушением обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками. Работая в СКОУ V вида школьников I ступени необходимо обучать спортивным играм, национальным и традиционным, ритмике [7, с. 111].

    Не менее важно, что логопедический массаж порождает положительные изменения в нервной и мышечной системах, играющих главную роль в речедвигательном процессе. Также эффективны японская методика пальцевого массажа, точечный массаж, аурикулотерапия, массаж области глазницы, точечное воздействие на биологически активные точки. В качестве эффективных помощников можно использовать приспособления для самомассажа кистей рук и пальцев, иппликатор Кузнецова [1, с. 10-29; 5, с. 149 – 151].

    Таким образом, накопилось множество фактов, которые могут быть полезны специалистам по АФК в преодолении ОНР, однако число педагогов, учитывающих специфику нарушения при ОНР пока не так велико. Очевидно, что специалистам в области АФК нужны сведения по устранению речевых нарушений, в частности ОНР, средствами и методами физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР, необходимо добиваться их массового распространения и повсеместного применения.

    Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Рубрика: Воспитание и развитие

    Дата публикации: 04.09.2016

    Статья просмотрена: 763 раза

    Библиографическое описание:

    Обухова, Л. И. Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. И. Обухова, О. А. Лежанская, Н. В. Гриднева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1210/ (дата обращения: 18.01.2022).

    Приоритетным направлением в работе каждого педагога является укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития каждого ребёнка.

    В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонением в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. ДОУ должно обеспечить речевое развитие ребенка, включающее владение речью как средством общения и культуры.

    Еще в середине прошлого века учеными В. М. Бехтеревым, В. И. Бельтюковым, И. В. Гете, М. М. Кольцовой, было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движения соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Исследования, проведенные В. И. Бельтюковым, М. М. Кольцовой, Л. А. Кукуевым, Л. А. Новиковым и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

    М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

    Основываясь на том, что речь неотделимо связана с движениями, физкультурно-оздоровительная работа имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи, которое в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями рук и речью.

    Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

    Весь материал, в котором предлагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность лучше войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект (включаются слуховой, речевой, кинестетический анализаторы). Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР.

    Педагогами нашей группы для детей с ТНР собраны и систематизированы игровые упражнения, способствующие сопряженному развитию двигательной и речевой деятельности.

    В своей работе мы выделили следующие блоки:

    1. IБлок.Логоритмическая гимнастика.

    Цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

    Используется логопедом в процессе коррекционно-развивающей фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности, воспитателями группы как часть НОД, на логопедическом часе во вторую половину дня, в ходе часа двигательной активности, на прогулке, как индивидуальная работа с детьми.

    Например: упражнение на различные виды ходьбы.(Музыкальное сопровождение — «Шум листвы»)

    Дети представляют, что попали в лес и любуются деревьями — ходьба по кругу в колонне (произносят звуки восторга «АХ»), дети идут по лесной тропинке — ходьба на носочках, шишки падают с деревьев — ходьба полуприседом (произносят «ОЙ-ОЙ»), дети обходят норки кротов — ходьба змейкой (произносят «УХ-УХ»).

    1. IIБлок.Пальчиковая гимнастика.

    Цель: развитие мелкой моторики, снятие умственной усталости, снижение напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и усиление оздоравливающего эффекта.

    Используется воспитателями как часть НОД в соответствии с тематикой, на логопедическом часе во вторую половину дня по заданию учителя-логопеда, в ходе часа двигательной активности, на прогулке, как индивидуальная работа с детьми, в ходе режимных процессов; логопедом в процессе коррекционно-развивающей фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности, рекомендуется проводить родителям в домашних условиях, как совместную деятельность с ребенком.

    3. III Блок. Самомассаж.

    Цель: расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения, предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица, подготовка руки к письму.

    Мы в своей деятельности используем самомассаж лица, шеи, рук. Общие приемы массажа пальчиков рук, способствующего развитию речи:

    − поглаживание кисти рук;

    − растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности;

    − легкое надавливание на верхнюю фалангу пальчика;

    − растирание по кругу от кончика к ладошке;

    − взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

    Под каждый прием мы подбирает определенный предмет, это может быть и потирание ладони о шишку, перекатывание желудей или каштанов.

    Например: самомассаж кистей рук каштанами:

    − Каштан положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

    − Каштан положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

    − Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

    − Удерживать два (три) каштана между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

    − Два каштана держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

    Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

    − Прокачу я свой каштан по ладоням снизу вверх,

    А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

    − Научился два каштана между пальцами держать.

    Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

    − Три каштана я возьму, между пальцами зажму.

    Раз, два, три, четыре, пять, каштаны сложно удержать!

    − Я катаю мой каштан, чтобы стал круглее всех.

    − Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем — сама не знает.

    1. IVБлок.Дыхательная гимнастика.

    Цель: поднятии иммунитета и общего укрепления организма, профилактика и снижение заболеваний, развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.

    Используется логопедом в процессе коррекционно-развивающей подгрупповой и индивидуальной деятельности, воспитателями логопедическом часе во вторую половину дня, рекомендуется проводить родителям в домашних условиях. Но при выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил: заниматься только в проветренном помещении, до еды; не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались. Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно. Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

    В своей работе мы используем такие упражнения как:

    1. Сдувать снежинку либо любой легкий предмет;
    2. Сдувать тычинки созревших одуванчиков;
    3. Дуть двоим с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарф;
    4. Надуть резиновые детские игрушки;
    5. Надуть мыльные пузыри.
    6. Поддувать вверх пушинку, ватку.
    7. «Загони мяч (ватку) в ворота».
    8. «Загони в сарай животных».
    9. «Футбол» и др.
    1. VБлок.Фонетическая ритмика.

    Цель: развитие системы двигательных умений, в ходе которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

    Используется логопедом в процессе коррекционно-развивающей подгрупповой и индивидуальной деятельности, воспитателями на логопедическом часе во вторую половину дня, на прогулке, как индивидуальная работа с детьми.

    Например: фонематическое упражнение «Бадминтон» — на развитие дикции и артикуляции. Дети имитируют игру в бадминтон, произнося открытые слоги: гу-гу; ду-ду и т. д., а затем закрытые: ук-ук; ут-ут и т. д.

    Исходя из модульного проекта программы физического развития Л. Н. Волошиной «Выходи играть во двор», которая реализуется в нашем ДОУ как часть примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др., педагогами группы в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ТНР творчески используются: природный материал — шишки, желуди, каштаны; спортивное оборудование -воланы, городки, теннисные шарики.

    Первое, с чем встречается ребенок, приходя в группу детского сада, — это развивающая предметно-пространственная среда. В нашей подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в свободном доступе находится множество традиционных игр, пособий по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных имеются нетрадиционные игры и пособия, с которыми дети с удовольствием играют как в свободной самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности организованной педагогами с детьми группы.

    Используя природный материал (шишки, желуди, каштаны), а также физкультурное оборудование (воланы для бадминтона, теннисные шарики, городки) в физкультурно-оздоровительной деятельности как средство коррекции речевых нарушений, мы изготовили увлекательные игровые пособия:

    1. Упражнение «Китайские шары».

    Ребёнку даётся по паре теннисных мячиков (или по 2 каштана округлой формы). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.

    Вы видали циркача?

    Мяч идёт вокруг мяча!

    Кружит с видом знатока,

    Будто шмель вокруг цветка.

    1. Упражнение «Тесто» или «Сухой бассейн».

    Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» (небольшая глубокая емкость, заполненная большим количеством каштанов и несколькими 5–7 штук желудями) и имитирует замешивание теста, достает «комочки теста» (маленькие желуди) приговаривая:

    Мы тесто месили, мы тесто месили:

    Нас тщательно всё помесить попросили.

    Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

    Комочки опять и опять достаём.

    1. Упражнение «Пальцеходы».

    Приклеиваем на плотный материал (ковролин, драп) 16 желудей (или каштанов мелких по размеру) — по 8 в два ряда, Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на желуди (каштаны) на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходит к двум первым желудям (каштанам).

    Ходит цапля по болоту

    На прогулку, на работу –

    Очень нужно цапле там

    Взять еду своим птенцам!

    1. Мяч-«ёжик» (сосновая шишка округлой формы).

    Движения соответствуют тексту.

    Я мячом круги катаю, – (шишка между ладоней)

    Взад-вперёд его гоняю. – (смена рук)

    Им поглажу я ладошку, – (соответственно)

    Будто я сметаю крошку. – (смена рук)

    И сожму его немножко, – (сжимаем мяч)

    Как сжимает лапу кошка. – (смена рук)

    Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

    И другой рукой начну. – (смена рук)

    А теперь — последний трюк: – (перебрасывание шишки

    Мяч летает между рук! – из руки в руку).

    1. «Моталки своланами» ленты шириной 4–5 см., длиной 1,5–2м. прикрепленные к середине деревянной или пластмассовой поверхности — палке, с ручками на концах. На конце ленты прикрепляется волан. Игровое действие: Кто быстрее намотает ленту на палку и возьмет в руку волан. Для выработки координации вращательных движений.
    2. Упражнение счетками (желуди, шляпки от желудей).

    Изготовить самодельные «четки» из желудей и их шляпок, чередуя через один до 25–30 штук.

    Ребенок держит четки в любой руке и считает (порядковый, прямой, обратный счет), откладывает желудь (шляпку). Работают 1-й, 2-й и 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки.

    1. Игровое упражнение «Городки ибиты» (деревянные).

    «Кто первый до вершины?»

    Игра в парах. Для игры понадобиться городошная бита. По считалке или по договору решают, кому первому начать игру. Первый игрок держит биту вертикально. Поочередным перехватом рук, по очереди, игроки доходят до вершины.

    «Самомассаж».

    У ребенка в руках городок.

    1. Прокатывание городка продольными затем поперечными движениями между ладоней обеих рук.
    2. Прокатывание городка на столе. Массаж ладонной и тыльной частью кистей рук, вначале одной, затем двумя руками.
    1. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания. — М.: Книголюб, 2005. – 56 с.
    2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М., «Сов. Россия», 1973. 160 с.
    3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Издательство: У — Фактория. 2006 г.
    4. Крупенчук О.И., Воробьева Т. А. Исправляем звукопроизношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 96с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
    5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 32 с.: ил. — (Серия «Уроки логопеда»).

    Похожие статьи

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через.

    мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

    Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

    Развитие мелкой моторики рук, графического навыка.

    Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

    Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство.

    ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук

    Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

    Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей.

    12. Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая.

    Педагогика оздоровления в системе коррекции общего.

    ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа, логопедическая работа, дыхательная гимнастика.

    Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

    Движение руки подбирается под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает.

     оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, развивая речь

    Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

    Для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук в группе в достаточном количестве различные шнуровки, мозаика, нанизывание бус, рисование по трафарету, разрезные картинки, игры — пазлы, специальные кубики. Для индивидуальных игр в группе оборудован речевой.

    Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале.

    Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал.

    Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

    Для работы над мелкой моторикой рук, прежде всего, используются готовые игрушки с наполнителем «Су-джок», шары Здоровья, орехи рудакша, а также упражнения пальчиковой гимнастики. Особенно детям нравятся игровые упражнения сшарами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: