Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?

Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?

ПОЧЕМУ ДЕТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РАБОТАТЬ С ЛОГОПЕДОМ?

«Мой сын не хочет заниматься, не обращает внимания на логопеда, рвется к своим игрушкам.
Я это терпела месяц, пока отложила занятия на время отпуска. Занятия не дешевые.
Что вы мне посоветуете?»

С такой ситуацией знаком каждый логопед, работающий частным образом.

Я думаю, что будет действительно ценным, если и родители, и специалисты сделают сдвиг в своем мышлении, переходя от вопроса: «Почему ребенок не хочет заниматься?» к вопросу: «Что МНЕ нужно сделать, чтобы ребенок захотел заниматься?»

Откровенно говоря, дети делают только то, чему мы, взрослые, научили их САМИ в прошлом. Возможно, случайно. Если ребенок «случайно» залезал под стол на занятии с логопедом, сбрасывал на пол игрушки, и родители уводят его домой, то малыш «случайно» узнает, как выйти из ситуации обучения.

Если ребенок имеет много опыта в учебных ситуациях, заканчивающихся «провалом» педагога, то не удивительно, что он будет мотивирован, чтобы снова и снова избежать обучения.

Таким образом, если наш малыш был замечен в попытках бегства от занятий или от любой учебной ситуации, то мы должны сделать две вещи:

Во-первых, мы не должны допустить, чтобы ребенок снова отказался заниматься. Как? Встать на место ребенка.

Как это сделать? Вот с этого места о важном: прежде чем начать любое взаимодействие с ребенком, мы должны выСЛУШАТЬ родителей. Что ребенок любит, что ему интересно, что привлекает его внимание?

Для начала мы должны узнать как можно больше о тех вещах, которые любит малыш, которые его мотивируют. Может быть, он обожает Человека Паука. Или любит смотреть Улицу Сезам, знает там всех героев по именам. А, может быть, перед вами – любитель конструктора Лего?

Узнав о таких моментах, любой логопед сможет легко найти контакт с любым ребенком. Кроме того, эти вещи, которые любит ребенок, которыми он наслаждается, и будут выступать в качестве потенциального подкрепления во время логопедического занятия. Ведь мотивация является важной частью обучения новому навыку. Если ребенок не мотивирован на что-нибудь, у нас нет ничего, чтобы закрепить новые умения.

Если мы не понимаем друг друга, мы ничему не сможем научить. Дети должны чувствовать, что они могут доверять логопеду, что они могут быть успешными, и их успех подкрепляется ценными для них вещами.

Во-вторых, подумайте, как ребенок может быть успешным? Как поставить его в ситуацию успеха? Как человеческие существа, мы, вообще, как правило, любим делать все, что у нас получается хорошо и не стремимся делать то, что не очень хорошо выходит.

Когда ребенок приближается к учебной ситуации, предъявляйте сначала небольшие, несложные требования, которые ребенку легко выполнить. Важно дать понять малышу, что он способен довести дело до конца. И это позитивно подкрепляется окружающими. Мы же хотим, чтобы ребенок подумал: «А ведь хорошие вещи происходят, если я делаю то, что ожидают от меня взрослые. Значит, мне не выгодно убегать отсюда.»

Каждый ребенок уникален и частью процесса оценки является определение того, что ребенок может уже делают успешно. Так мы постепенно получаем перечень умений, которые ребенок уже способен выполнять правильно. Эти маленькие успехи становятся нашими «строительными блоками», чтобы начать формирование правильной и красивой речи у ребенка.

Например, если ребенок уже может пить через соломинку, мы могли бы использовать этот навык, чтобы помочь закрепить навык округления губ для гласных. В моей практике совсем недавно был ребенок, который мог производить «м», но все его взрывные звуки были гортанные. Держа нос мы просили, чтобы он сказал звук «м». В результате получили звук «б». Это забавная часть логопедической практики!

Итак, мы выясняем, что ребенок уже может делать хорошо и как мы можем использовать эти умения, чтобы научить новым навыкам.

В-третьих, еще одна загадка состоит в определении того, какой тип подачи материала использовать. На что данный ребенок реагирует лучше всего?

Есть много различных методик, но после 20 лет практики, я могу честно сказать, что ни одна из них не работает для всех детей все время.

Это важно для профессионалов, чтобы не быть приверженцем одной и той же стратегии, которую они будут использовать с любым ребенком.

Читайте также:
Конспект НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте: Звуки (Х), (Х')

Некоторые дети могут реагировать лучше на визуальные подсказки для звуков. Другие могут реагировать лучше на тактильную опору. Третьи реагируют лучше на слуховые подсказки. Другие — на комбинированную подачу информации. Важно оставаться гибким в выборе коррекционной стратегии.

Наконец, в — четвертых, помните об обратной связи! Да, важно поощрять малейшее достижение ребенка. Но в то же время не забывайте подмечать, с достаточной ли скоростью идет обучение. Выходит ли ребенок на свой оптимальный уровень, или предъявляемые требования слишком просты для него? Если в какой-то момент прогресс замедляется, мы должны проанализировать наши методики обучения, чтобы убедиться, что мы делаем все возможное для увеличения скорости обучения.

Итак, когда логопед в своей практике испытывает трудности с вовлечением ребенка в работу, мы смотрим на следующее:

1. Используем ли мы достаточно мощное подкрепление?

Без мотивации мы не научим. Нам нужно найти несколько таких вещей, которые ребенок любит и награждать его за те выполнение тех задач, которые мы перед ним ставим.

2. Как часто мы награждаем ребенка?

Для некоторых детей, мы должны начать с подкрепления каждой попытки, которую они совершают на логопедическом занятии. Может быть, мы наградим просто за усиление движения губами или даже за размещение языка в правильное место. Как только навыки становятся легко выполнимыми для ребенка, мы награждаем его все реже.

3. Все ли навыки, которым мы обучаем, возможны для ребенка?

Часто это большая проблема для детей с апраксией. Мы просим ребенка правильно произнести слово, тогда как он просто не имеет двигательных навыков для осуществления этого. Частые неудачи при попытках повторить образец логопеда приводят к тому, что ребенок всеми способами стремится избежать занятий.

Чтобы такого не случилось, мы, например, могли бы начать с простого движения, с гласного звука, или с отработки одного слога … Важно, чтобы ребенок начинал с успешных ситуаций, и только затем мы сможем постепенно научить комбинированным движениям.

4. Используем ли мы эффективные методы преподнесения материала?

Различные дети лучше усваивают материал в разных репрезентативных системах. Некоторые из них работают эффективнее с визуальным подсказками, таких как ручные сигналы или изображения. Другие лучше обучаются на тактильной опоре. Третьи работают лучше с музыкой или слуховыми подсказками. Все это нужно выяснить опытным путем для каждого конкретного ребенка.

5. Работаем ли мы в команде вместе с родителями?

Родители должны знать о важности выполнения ребенком любого задания до конца и придерживаться этого правила дома. Родители должны также поощрять каждое достижение малыша, особенно поначалу. Важно, чтобы ребенок понял, что заниматься «выгодно», и не стоит убегать от логопеда.

Самое главное, и логопед, и родители должны помнить, что когда ребенок не хочет заниматься, проблема заключается совсем не в ребенке.

Почему логопед не помогает

Анна Чернышенко
Почему логопед не помогает

«3 месяца этот «Р» ставили и ничего! А у вас за 2 недели зарычал!»

«Полтора года ходили к другому логопеду и все бестолку

Как часто логопеды слышат эти фразы от родителей в адрес «тех других» «специалистов».

«Плохих» логопедов (если этот человек с ДИПЛОМОМ и ОПЫТОМ) не так уж много.

Давайте разбираться, почему же тогда ОН не помогает!

1. На самом деле неудачный специалист, либо совсем не опытный, не знающий и т. д. Но! Его «вычислить» не сложно, и вряд ли вы проходите к нему долго.

2. Не оптимальный график занятий.

Занятия слишком редкие для вашего случая, либо вы часто пропускаете их в связи с болезнью (поездками). Согласитесь, странно, отзанимавшись 3-4 занятия в месяц, считать это «месяцем занятий».

3. Не выполнение рекомендаций логопеда, домашние задание — КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ УСПЕШНЫХ ЗАНЯТИЙ! Игнорируя её, вы сами затягиваете речевое развитие. Да, если случай не тяжелый, детки вытягиваются даже без выполнения домашнего занятия, ну а если это дизартрия, без самостоятельных домашних занятий коррекция будет очень- очень долгой.

4. Индивидуальные особенности ребенка (диагноз, темпы развития, темпы освоения материала, неврологический статус).

К чему это я? Проблема может быть гораздо глубже, чем то, что мы видим на поверхности. Нам кажется, что ребенок просто не выговаривает звуки, а у него, возможно, органическое поражение мозга, которое препятствует корректной иннервации мышц артикуляционного аппарата. И работа в этом случае может затянуться надолго.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия - Тема: Звук и буква Ш

Итак, ребенок так быстро зарычал у второго специалиста, потому что его к этому подготовил первый.

Сценарий праздника в детском санатории «Песня нам строить и жить помогает» ГАУЗ РБ детский санаторий “Урал” сценарий воспитателя Талиповой Г. Н. (авторская работа). Дети очень любят петь и танцевать, а посему.

Фотоотчёт «Быть здоровыми хотим — помогает нам режим» Дети – это наше будущее. Чтобы наше будущее было здоровым, нужно с малых лет прививать детям навыки здорового образа жизни, воспитывать.

Конспект занятия с презентацией «Чиполлино помогает выращивать лук» (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье». «Познание»:.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь» «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь» Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, это степень речевого общения.

Консультация для родителей «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает» Консультация для родителей «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает». Коррекция общего недоразвития речи детей — это комплексная программа,.

Консультация для родителей «Зачем нужен логопед» И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно.

Логопед глазами воспитателя К сожалению в последнее время под воздействием тех или иных факторов все большее количество детей отстает от возрастной нормы по речевому.

Эссе «Я — учитель-логопед» Эссе «я — учитель- логопед»«Ничего не бывает случайного, всё имеет первопричину». З. Фрейд Сегодня, когда я стала задумываться, почему я.

Эссе «Моя профессия — учитель-логопед» ЭССЭ «Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ». Я учитель-логопед. Сколько себя помню, всегда хотела стать педагогом. Когда я была маленькая и ходила в детский.

Консультация для родителей «Зачем нужен логопед?» Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

«Интеллектуально малыши сегодня развиты прекрасно! Но говорить не хотят». Разбираемся, зачем вести ребенка к логопеду

Когда у малыша возникают речевые проблемы, от старшего поколения мы нередко слышим: «Мы же как-то вырастили своих детей и говорить научили! Ни к кому никогда не водили, перерастет!» Да, перерастет, только, скорее всего, дефекты останутся, да и время нынче другое. Мальчики и девочки все чаще вообще отказываются произносить какие бы то ни было звуки. Зачем же все-таки показывать сына или дочку специалисту и, главное, когда? Своим опытом делится логопед Ирина Певнева.

Родители стали мало разговаривать с детьми

— С какими проблемами к вам обращаются чаще всего?

— Обычно родители формулируют свою проблему так: ребенок мало либо плохо говорит. Это основная суть обращений, а по факту мы уже выясняем причины происходящего и предлагаем пути решения речевой проблемы, подбирая для каждого ребенка наиболее эффективные формы работы.

— В последнее время разные специалисты нередко замечают, что все больше детей просто не хотят говорить…

— И это правда. Настоящий бич нового поколения. В современном мире очень много гаджетов. Родителям проще успокоить и занять ребенка на время телефоном или планшетом.

Вот, например, пришла мама с малышом в поликлинику, нужно подождать в очереди. Что раньше приходилось делать? Раз-го-ва-ри-вать. Мама читала сказку или беседовала с ребенком, отвечая на его вопросы, привлекая его внимание к картинкам на стене или к тому, что происходит за окошком, либо мальчики и девочки знакомились друг с другом, прямо на месте придумывая какую-нибудь несложную игру. Теперь возле кабинетов педиатров слишком тихо. Ребята сидят на скамеечках, уткнувшись в маленькие экранчики.

Интеллектуально дети сегодня очень развиты. Они все понимают, знают, как скачать песню из интернета, а говорить отказываются. Вместо этого малыши переходят на язык жестов. Многие папы и мамы, видя, что дочь или сын прекрасно реагируют на вопросы, все понимают, показывают пальчиком на то, что нужно, списывают все на возраст и надеются, что спустя время малыш начнет говорить. Да, скорее всего, в конце концов он действительно начнет говорить. Другой вопрос — как? И не скажется ли задержка в развитии речи на обучении в школе?

Читайте также:
Сказка для Язычка' для детей старшей группы

Чем раньше чадо позабудет про пустышку, тем лучше

— Правда ли, что ребенок должен начать говорить в 2,5 года?

— Даже раньше. К году в норме ребенок должен произносить первые слова: «МА-МА», «ПА-ПА», «ДЯ-ДЯ», «АМ-АМ». К полутора годам надо пытаться связывать два слова: «Мама! Дай!», «Баба! Ди!» (Баба! Иди!).

К рубежу в 2,5 года уже пора не просто говорить отдельные слова, а начинать строить фразы. Пусть самые простые, вроде: «Мама, дай конфету», «Папа пошел на работу». Оговорюсь, что многие слова могут быть нечеткими. Это связано с еще несовершенной артикуляционной моторикой. В целом, по данным разных источников, ребенок к 2,5-3 годам должен иметь в словарном запасе от 1000-1500 слов. В современном мире требования немного снизились. Раньше, когда семьи были большими и, опять-таки, родители больше разговаривали с малышами, развитие речи мальчиков и девочек шло достаточно быстрыми темпами. К трем годам словарный запас ребенка составлял уже 1500-1700 слов (учитывая самые простые: да, нет, ля-ля, би-би и т.д.). Сегодня такие показатели кажутся сказочными.

Самое важное в период от 1 до 2 лет — воспитывать у ребенка потребность в общении, внимание к речи окружающих, а также умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.

— Что еще должно насторожить родителей?

— Плохо, если ребенок очень долго не отказывается от пустышки или сосет палец. Это удобно всем, так как данная привычка обычно служит прекрасным успокаивающим средством. Однако из-за нее нередко деформируется прикус, а это влечет за собой изменение положение языка, амплитуда его движений уменьшается, а следовательно, ребенок начинает хуже говорить.

Еще одна особенность поведения, на которую следует обратить внимание, — это если вы просите ребенка повторить слово, а он даже не пытается. Просто отказывается это делать или даже активно протестует, не желая называть предмет или выражать просьбу словами. В данной ситуации малыш явно испытывает трудность. И если подобные вещи происходят постоянно, на то явно есть причины.

Активное общение с ребенком — залог развития речи малыша. Но если не получается «разговорить» ребенка, надо поспешить с визитом к логопеду, чтобы тот подсказал, как и что делать для развития речи малыша.

— В каком возрасте вы бы порекомендовали впервые привести ребенка к логопеду?

— До 3 лет я бы советовала обязательно показать сына или дочку хотя бы раз, даже если вы не замечаете никаких проблем. Это определенный этап, на котором нужно отследить, как идет процесс развития речи. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, особенно, если замечаете, что малыш говорит нехотя или очень мало.

Речь сильно связана с психическими процессами, в частности — с мышлением. Взрослые мыслят абстрактно, мысль оформлена словами, а дети первые два года своей жизни размышляют о том, что видят, что делают, что чувствуют. В этот период они начинают активно понимать слова и пользоваться ими для того, чтобы назвать отдельные предметы или сообщить о своих потребностях. Слова становятся гибким инструментом мышления уже тогда, когда дети начинают складывать их в словосочетания: «Где кубик?» или «Печенья нет».

Проблемы с речью могут оказаться следствием не только моторных нарушений, иногда это сигнал нарушений в развитии интеллекта. Вот почему так важно прийти к логопеду, если ребенок в возрасте до трех лет испытывает речевые трудности.

Ребенок вырабатывает определенную манеру выговаривать звуки и самостоятельно ее уже не поменяет

— Какие речевые ошибки сами собой не исправятся?

— Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Каждый возраст определяет появление нового звука (например, свистящие должны сформироваться до 4 лет). В период 4-5 лет у ребенка идет формирование мышц верхнего подъема языка. Он пробует выговаривать определенные звуки и, бывает, вместо «р» произносит «л». Если малыш хорошо выговаривает оба этих звука, но просто порой их путает, это ничего страшного, а вот если появился горловой звук «р», без помощи логопеда этот дефект речи уже не исправить.

К 5 годам дети овладевают правильным произношением, но если ребенок переступает этот возраст, а проблема не уходит (например, замена звука или его искаженное произношение), то высока вероятность, что звукопроизношение будет нарушено, так как ребенок уже сформировал стойкий стереотип произношения и без помощи логопеда может не справиться.

Читайте также:
Игра для развития фонематических процессов

— Не советую родителям пугаться, когда их ребенок, который отлично произносит все слова, после поступления в садик вдруг заимствует неправильную манеру говорить у своих новых маленьких друзей в группе. Это, как правило, временная ситуация. Так малыши играют.

Подражание — очень интересная забава, но рано или поздно она наскучивает. Главное, чтобы дома члены семьи не «сюсюкали», старались говорить четко. В первую очередь малыш копирует образы самых близких людей.

Заикание реально вылечить, главное — не упустить момент

— Может ли логопед помочь ребенку справиться с заиканием?

— Может. Но надо сказать, что в преодолении заикания играет большую роль опытность логопеда. Заикание — достаточно серьезное нарушение речи, и коррекционная работа по его преодолению может потребовать длительного логопедического воздействия. Чем раньше взрослые покажут малыша специалисту, тем быстрее он получит помощь и научится говорить красиво.

Чтобы избавиться от заикания, необходима совместная работа невролога и логопеда. Первый специалист выявит неврологические нарушения, логопед же с помощью голосовых, дыхательных, релаксационных упражнений, специального логопедического массажа и системы коррекционных занятий поможет преодолеть речевое нарушение.

— Как быстро обычно становится заметен результат занятий с логопедом?

— Всегда по-разному. В первую очередь это зависит от речевого нарушения. Например, заикание никогда не лечится очень быстро. Нужно научить ребенка правильно дышать, правильно включать в работу голосовой аппарат, программировать собственную речь — все это система длительных тренировок. А вот что касается нарушения звукопроизношения, не осложненного дизартрией, бывают случаи, когда дети усваивают уже на первом занятии. Достаточно всего пару раз показать, как делать правильно.

Если какой-то звук ребенок вообще не выговаривает, в норме через месяц малыш его уже произносит. Еще два месяца потребуется для окончательной автоматизации процесса, чтобы правильное выговаривание стало привычкой.

Бывают ситуации (сложные речевые расстройства), когда работа с ребенком затягивается на 2-3 года, а то и больше. Каждый случай индивидуален.

3 полезных совета для всех родителей

1. Помогите ребенку «раздышаться»

— Я советую обязательно побуждать мальчиков и девочек делать дыхательные упражнения. Дыхание — это основа речи. Все звуки мы производим на выдохе. У детей часто наблюдается поверхностное дыхание. И из-за этого просто не хватает запаса воздуха для правильного произношения.

Что помогает? Дудочки, свистки, мыльные пузыри… НО! Ни в коем случае не воздушные шарики! Надуть шарик очень сложно. Не каждый взрослый легко справится с этим заданием. Ребенок сталкивается с трудностью, и формируется страх или обычное нежелание заниматься дыхательными упражнениями.

Начинайте с простого, предложите малышу подуть на ватку, на бумажный кораблик, на перышко. Когда процесс интересный, упражнения не воспринимаются как обучение. Это игра, увлекательная и полезная.

2. Разминайте язычок

— Все просто. Показывайте ребенку правильное положение язычка или хотя бы просто поиграйте вместе в игру, когда надо надуть щечки, поцокать, как лошадка, подвигать и похлопать губками, показать/спрятать язык, подвигать им вправо и влево, слегка его покусать — все это будет прекрасной мини-гимнастикой и включит в работу весь артикуляционный аппарат!

3. Читайте малышам сказки

— К сожалению, про эту замечательную традицию постепенно забывают. А очень зря! С ребенком обязательно нужно говорить. Когда вы читаете сказку, мало того, что малыш внимательно слушает и запоминает, он задает вопросы, рассматривает картинки, включает воображение, развивает мышление, расширяет словарный запас, что является залогом его правильного речевого развития.

Логопедия

Mon, Jan. 7th, 2008, 08:40 pm
mari_marian : ОНР+нежелание заниматься. Что с этим делать?

У моего ребенка ОНР. Положение сильно осложняется тем, что на занятия ребенок не соглашается. Пробовали уже с несколькими логопедами – бесполезно.

Первый раз год назад пробовали, потом перерыв сделали на полгода, потом еще раз пробовали с начала – результат один и тот же. Сейчас начали оформление в логопедический детский сад. Отдали документы на комиссию, но мне кажется, что все это бестолку. Не станет он заниматься и в детском саду тоже. Поэтому пытаюсь как можно больше сделать сама. С одной стороны мне проще, в силу педагогического образования, с другой стороны сложнее, поскольку у меня у самой шесть неправильных звуков и мне конечно только логопедией с ребенком и заниматься. Но в данном случае не в звуках совсем, а в о том, что речь мне кажется в принципе развивается не по тому пути. Грамматические формы нарушены и поправлять абсолютно бесполезно. Десять раз поправляю, на одиннадцатый тут же говорит так же. Хотя звуков неправильных видимо тоже очень много. Проще сказать, какие из них правильные, наверное. Потому что понять что ребенок говорит особенно в беглой речи очень сложно. Год назад, когда появилось первых 20 слов (это было где-то в 3 года 2 месяца), а потом и первые предложения (где-то после 3,5 лет), я все надеялась, что дело наладится. Но сейчас (4 года 2 месяца) вижу, что ничего подобного. Предложения появились, они вполне развернутые, хорошие предложения, словарный запас уже сравнительно приличный и наращивать его нетрудно, но поскольку говорит ребенок все так же невнятно, часто с нарушение родов и падежей, никто ничего все равно не понимает и получается что он как бы по прежнему практически не говорит.
Диагнозы ставят все разные. Видимо зависит от того, какое у ребенка было настроение и с какой стороны он себя продемонстрировал, а с какой не захотел. Единственное в чем сходятся – что ребенок чисто речевой, задержки развития не находят. Каких то видимых органических поражений, каких то очевидных проблем с мозгом тоже не находят. Даже относительно языка нет общего мнения. Одни пишут вялый, а другие говорят, что странно что при таком нормальном языке такая каша. В любом случае языковой гимнастикой пытаемся заниматься, только ребенок делать ничего не хочет.

Читайте также:
Слово и слог. Деление слов на слоги' - открытое занятие по логопедии в 2 классе

Накупила кучу логопедических тетрадей для детей с ОНР и что вижу. В основном занятия нацелены на расширения словарного запаса. Проходятся темы: игрушки, овощи, фрукты и так далее. Везде одинаковые, только порядок меняется. А вот как сделать так, чтобы говорить стал более внятно в ситуации, когда заниматься со специалистами ребенок категорически не хочет? Пробовали и в центр его водить, и на дом логопедов приглашали. Пришли только к тому, что у ребенка на любые картинки и карточки теперь идиосинкразия. Стоит только попробовать что-то достать, он сразу уходит. С игрушками тоже проходит только в первый раз. Систематически ничего не выйдет. Может я вообще не в том направлении копаю? Может совсем с другого конца можно начинать? Только не советуйте мне пожалуйста никаких бесплатных мест, куда попадают по направлению. Я их уже знаю все. Это бесполезно. Для меня вообще чудо, что мы получили направление районного логопеда на комиссию. Второй раз он туда не зайдет. Не подумайте только, что это моя безудержная активность. Я надеялась на специалистов. Подключилась уже только тогда, когда поняла, что никто за ребенка не берется :(

Я дилетант конечно. Возможно профессионалу мои вопросы вообще странными покажутся, но вот я и в литературе, которой уже много проштудировала читаю нечто весьма созвучное моим сомнениям: “. предметный словарь дошкольников оказывается «переобогащенным» по отношению к этапу их речевого развития, на котором задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной в работе логопеда. Поэтому пополнение и уточнение словаря не должно быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическом оформлении слов (общности их морфологического состава, способе связи с другими членами предложения и т.п.). Только таким путем можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений.

Однако большинство практиков (это подтверждается встречами как с коллегами из Москвы, так и с приезжающими на курсы повышения квалификации со всех концов страны) придерживаются противоположного подхода. Так, логопеды изучают с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, правила уличного движения, сравнительные характеристики зимующих и перелетных птиц, разницу между овощами, фруктами и бахчевыми культурами и пр. В качестве темы логопедического занятия планируются 1—2 обобщающих понятия (овощи и фрукты, птицы, профессии людей, домашние и дикие животные и пр.), рамками которых ограничивается пассивная и активная лексика.”

Читайте также:
Дифференциация звуков и букв С-Ш - конспект

Вот у нас как раз такая ситуация. Все мои усилия приводят к наращиванию словарного запаса, который ребенок все равно не может использовать. А что касается корня проблемы – то воз и ныне там

Нарушение речи детей и работа логопеда: опровергаем мифы

Первое агу, первое слово, предложение — всё это важные стадии развития каждого ребенка. Освоение речи — один из главных признаков полноценного психического развития малыша. Но не всегда этот процесс идет гладко. Когда надо бить тревогу? Как выбрать хорошего специалиста? До какого возраста нужно исправить логопедические проблемы? Наш эксперт, логопед, олигофренопедагог, психолог Ольга Халчева ответила на эти вопросы и рассказала, в чём заблуждаются родители.

Миф первый. Торопиться к логопеду не нужно!

«Опытные» родительницы на форумах пишут, что логопед до пяти лет не берёт на занятия, что начинать в 2-3 года занятия бессмысленно. Это огромное заблуждение!

Логопед Ольга Халчева

Во-первых, получить консультацию у логопеда с ребенком после года необходимо, особенно если ребенок наблюдается у невролога. И если у ребенка нарушены функции сосания, глотания, жевания, отсутствуют или запаздывают гуление и лепет, ребенок не реагирует на своё имя.

Во-вторых, устная речь формируется до 6-7 лет, важно не упустить время! Лучше нарушение предупредить, чем потом исправлять.

Как-то раз ко мне на диагностику привели неговорящего 2,5-летнего ребенка. Мама с года пыталась пройти по всем специалистам, понять, почему ребенок не гулил, не лепетал, не говорил. Но в поликлинике врачи отказывались принять ребёнка.

Это неправильно: логопед не должен отказывать в консультации ребёнку из-за возраста.

Уже в год логопед может продиагностировать то, как ребенок реагирует на своё имя, как ведёт себя с мамой и родственниками, как реагирует на незнакомого человека, насколько понимает обращенную речь, присутствуют ли указательные жесты и т.п.

Логопед уже на этом этапе может определить, есть ли задержка в развитии речи, и спрогнозировать, возможно ли речевое нарушение в дальнейшем.

Когда ребенок молчит, не говорит, важно исключить сенсорные проблемы: узнать, насколько хорошо он видит, слышит. После лора и офтальмолога можно идти к логопеду, который в случае необходимости направит к неврологу или, наоборот, начать с невролога.

Как только родитель понимает, что речь ребенка отличается от речи сверстника в худшую сторону, то нужно срочно посетить логопеда!

Совет родителям. При беременности исключайте негативные факторы, влияющие на внутриутробное развитие. В первый год жизни не забывайте про ребенка, положив его в кровать и уйдя с головой в гаджеты. Говорите с ребенком, пойте ему песни, берите на руки, смотрите ребенку в глаза, пойте короткие песенки, потешки, пестушки, делайте массаж пальчиков, рассматривайте предметные картинки, игрушки. Все это позитивно влияет не только на развитие речи, но и на развитие малыша в целом.

В каких ещё случаях нужна консультация?

— Если до года малыш не гулил, не лепетал, не повторял определённое сочетание звуков и слогов.

— В 2-3 года ребёнок, по словам родителей, все понимает, но не говорит. Или ребенок говорит активно и много, но на своём «птичьем языке».

— С рождения до 3 лет — самый важный возраст в формировании речи ребенка. Если в три года ребенок пропускает, меняет местами слоги в словах, произносит некоторые звуки, помещая язык между зубами, к 2,5 годам не строит простые фразы — не нужно слушать советы бывалых, срочно к логопеду!

— Если в 4-6 лет ребенок говорит смазанно, нечётко, общий фон речи напоминает кашу и жевание. Если ребенок смягчает, пропускает или заменяет звуки, говорит, например, вместо дом — гом, машинки — масинки, кот — тот, санки — фанки.

— После 6 лет, если ребенок не выговаривает, пропускает, заменяет свистящие, шипящие, сонорные звуки. Ему трудно составить рассказ, пересказать услышанное, увиденное, тяжело учить стихи.

Занятие с логопедом. Фото: vospitanie.guru

— В школьном возрасте, если у ребенка возникли сложности с чтением и письмом. Сложности эти допустимы в течение 1-го класса, но если через полгода-год обучения ошибки сохраняются, то надо посетить логопеда, скорее всего, у ребенка дислексия, дисграфия.

Исправить речевые нарушения надо успеть до школы, до того момента, как ребёнок начнёт осваивать навыки чтения и письма, так как это сложные процессы. Если ребёнок неправильно произносит звуки, заменяет их на другие, и это не исправлено, то и на письме он будет путать соответствующие буквы, не сможет грамотно проводить звуко-буквенный анализ слов.

Читайте также:
Формирование пространственных представлений - игры и упражнения

Замена, пропуск, перестановка слогов так же отрицательно влияют на овладение навыком чтения и на понимание прочитанного. Возможны и психологические проблемы. Ребенок замыкается в себе, не общается одноклассниками, не желает посещать школу.

Миф второй. Ребёнок наследует особенности речи родителей

Десять лет назад практически не было безречевых детей. В основном были дети с нарушением произношения отдельных звуков. Сейчас всё больше безречевых детей, а также детей с заиканием, дислексией, дисграфией. Логопед часто не первичный специалист, ему приходится выяснять истинный диагноз, отправляя ребенка на дополнительные обследования к другим специалистам.

Человек не рождается со способностью к речи. Каждый ребенок овладевает ею в ходе индивидуального развития. И у каждого свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения нарушений речи, а у ребенка — совсем другие. Речевые нарушения, как правило, являются следствием факторов, влияющих в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития.

Сюда относятся осложненная беременность, заболевания мамы во время нее, проблемы в течение родов, болезни и травмы в первый год жизни ребенка, наследственность, социальное окружение ребенка, плохая экология и многое другое.

История про мальчика. Ребёнок учился в 7-м классе, никаких нарушений в звукопроизношении у него не было выявлено. Логопеда в дошкольном возрасте он не посещал. У ребёнка была чистая речь, сохранный фонематический слух. Но при этом он допускал ошибки на письме. Я направила его к неврологу. Тот предположил, что полученное сотрясение головного мозга в младенческом возрасте и привело к нарушению кратковременной слуховой вербальной памяти, что стало причиной стойких ошибок на письме. Назначенная медикаментозная терапия совместно с моими коррекционными занятиями помогли мальчику справиться с трудностями письменной речи.

Если логопед доработал в дошкольном возрасте проблему, то потом дисграфии не будет. Если специалист пропустил что-то, дисграфия в школьном возрасте возможна. Но не всегда дети, которые до школы имели речевые нарушения, становятся дисграфиками и дислексиками. И, наоборот, есть дети, у которых не было речевых проблем в дошкольном возрасте, но в школе они страдают дисграфией и дислексией.

С логопедом нужно заниматься чем раньше, тем лучше. Фото: detsad-sd.ru

Еще один случай дисграфии: первоклассница попала на приём во втором полугодии. В процессе сбора анамнеза выяснилось, что ребёнок долгое время посещал специалистов, корректировавших звукопроизношение. Выявили, что звуки девочка произносит правильно, но не дифференцирует их, переставляет и пропускает слоги. И допускает такие же ошибки на письме.

Здесь прослеживается взаимосвязь между речевым нарушением в дошкольным возрасте, которое в школе перешло в письмо. У всех детей, которым я исправила произношение, родителям всегда говорю: идем в первый класс, наблюдаем за письмом. Чем раньше мы выявим дисграфию, тем быстрее мы ее исправим, тем меньше проблем возникнет потом.

Понятийный аппарат:

Дислалия – это нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранном речевом аппарате. Механические дислалии встречаются чаще при короткой уздечке языка. При подрезании и растяжении ребенок сам начинает рычать. Функциональные дислалии встречаются при воспитании в неправильной речевой среде.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, недостаточной иннервации речевого аппарата. Логопед в этом случае работает в паре с неврологом.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Логопед в этом случае работает в паре с неврологом.

Дисграфия – нарушение письменной речи.

Дислексия – нарушение процессов чтения.

Миф третий. Хороший специалист исправит всё

Существуют нарушения, которые невозможно до конца исправить. И они будут сохраняться в течение всей жизни. Это, например, дизартрия или заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Для решения проблемы, кроме логопедических занятий, ребёнок наблюдается у невролога, который может назначить медикаментозную терапию, лечебную физкультуру, массаж шейно-воротниковой зоны, логопедический массаж.

Но не всегда возможно исправить поражение.

На занятиях ребёнок может хорошо говорить, но как только он теряет контроль над собой, например, во время прогулки, обычного разговора с родителями, в стрессовой ситуации (на утреннике в садике, у доски в школе), то его речь зачастую становится малопонятной.

Читайте также:
Практические рекомендации для улучшения качества чтения.

Также тяжело исправить моторную и сенсорную алалию. Алалия — нарушение, когда специалист даже не может спрогнозировать, насколько хорошо его можно исправить. Логопед совместно с другими специалистами может довести конкретного ребенка до определенного уровня. Но у каждого ребенка с алалией — свой уровень.

Опытный логопед может развить речь ребёнка. Фото: logolandiya.ru

Всё зависит от того, когда ребёнку поставили диагноз (это делает невролог), в каком возрасте началась работа, какие индивидуальные особенности у ребенка, насколько опытен логопед, который с ним работает, как часто родители посещают занятия. Специфика нарушения связана с поражением областей головного мозга, отвечающих за речь.

Миф четвертый. Родитель может справиться сам!

Могут ли родители сами справиться с логопедической проблемой самостоятельно? Нет! Родители часто не могут увидеть даже проблему. В начале карьеры логопеда ко мне на приём пришла мама с ребенком, у которого было выявлено фонетико-фонематическое нарушение речи. Я ходила с ребёнком к наставнику, советовалась. Мама долго не могла поверить, что её ребенок так плохо говорит.

Мой наставник и я доказывали ей, что у ребёнка большая проблема с речью и надо срочно с ним заниматься. Но мама возражала: она-де ребенка понимает и не видит смысла в занятиях. Занятия так и не состоялись.

Родители почти всегда ждут быстрых результатов.

На владимирских форумах некоторые мамы пишут, что занимались с логопедом два года, три месяца, а какому-то ребёнку поставили звуки за 5 занятий. Как же так, у кого-то был плохой логопед?

Результативность зависит не только от того, насколько молодец логопед, а насколько в связке молодец ещё и ребёнок, и родитель. Нарушения бывают разные, дети разные, частотность посещения занятий разная, и сами логопеды опять же разные. Еще один нюанс: одно дело исправить два-три звука, другое дело — запустить речь. Родители часто смешивают понятия — коррекция звукопроизношения и постановка звука.

История про девочку. Мама привела на приём ребенка 4,5 года со значительным отставанием в речевом развитии. У ребенка отсутствовали даже некоторые гласные звуки. В течение двух занятий мы поставили первый звук и начали автоматизировать его в слогах. На третьем занятии мама сообщила, что тратит много сил, у неё нет времени, и они прекращают занятия.

Постановка звука — это один из этапов коррекции звукопроизношения. Многие логопеды говорят, что ставят звуки за 6 занятий. Да, поставить звуки можно и за 3 занятия. Но чтобы ввести их в речь, нужна более длительная работа.

Коррекция звукопроизношения подразумевает пропедевтический этап (подготовку органов артикуляции к постановке звука), этап постановки звука, этап автоматизации звука (в слогах, словах, предложениях, рассказах, разговорной речи), дифференциацию звука (слуховую, произносительную, формирование фонематического анализа и синтеза).

Такой формат работы правильный, так должен работать логопед при коррекции звукопроизношения. Иначе ребёнок не сможет пользоваться исправленным звуком в речи, могут появиться трудности в чтении и письме.

Миф пятый. В саду заниматься бесполезно

Родители любят сравнивать логопеда частной практики и логопеда из обычного детского сада, сетуя на то, что от последнего толку — ноль. Но логопед частной практики имеет больше возможностей: он будет заниматься с ребенком, не ограничивая себя временем, количеством занятий (конечно, многое зависит от финансовой составляющей и желания родителей). Если логопеду в детском саду создать условия, он сможет более эффективно работать с детьми. Но…

Занятие с логопедом в детском саду. Фото: f21.ifotki.info

Логопеду в обычном детском саду из всего объема детей нужно выбрать тех, с кем он будет работать. Количество мест и количество детей не совпадает: увы, мест всегда меньше, а детей с нарушением речи — больше. Логопед в саду ведет огромное количество документации.

Занятие для одного ребенка длится всего 20-30 минут, таких занятий в неделю — два. Причем в эти 20 минут входит и то время, когда логопед идёт до группы и забирает/возвращает ребенка. Малыш только включился в занятие, а его надо уже вести обратно. И только на выходные логопед дает родителям задание: как и чем заниматься дома с ребенком.

Родители часто не выполняют полученные задания: им некогда, не хочется.

В специализированные (логопедические) детские сады, группы ребенок направляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Но специалистам на комиссии за пять минут тяжело определить реальный речевой статус ребенка. И не всегда ребенок, который нуждается в коррекции речи, попадает в речевую группу. У родителей выход один – обращаться к специалисту платно. Отсюда возникает вопрос: как найти хорошего логопеда?

Читайте также:
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

Если ребенок не хочет заниматься

Часто родители обеспокоены тем, что ребёнка трудно усадить заниматься, он демонстрирует выраженный негативизм и абсолютно ничего не хочет делать. Чем младше возраст или чем более выражено нарушение у ребенка, тем эта проблема стоит всё острее.

Вот несколько советов, которые позволят сделать занятия эффективными.

Наличие организованного рабочего места – обязательное условие для проведения занятий. Это вовсе не означает, что все время, пока идёт занятие, ребёнок должен проводить, сидя за столом. Часть заданий можно выполнить на ковре, часть времени можно отдать играм с перемещением в пространстве или использовать речь с движением.

Но работа за столом является очень важной, так как она дисциплинирует, приучает сидеть, улучшает концентрацию внимания, формирует волю, закладывает базис последующей учебной деятельности.

Работая с ребёнком, не стоит забывать, что на столе должны лежать только те пособия и принадлежности, которые необходимы в настоящий момент для выполнения того или иного задания. После того, как задание выполнено, материал убирается. Наличие посторонних предметов отвлекает ребёнка.

Если ребёнку трудно выдержать занятие целиком, то длительность работы на начальных этапах нужно сократить, и только затем постепенно увеличивать время занятия. При этом необходимо соблюдать баланс времени, отведённого на работу за столом и на деятельность с выходом из-за стола. На разных этапах работы это соотношение будет разным.

Следует помнить, что выполнение аппликаций, рисование или лепка формируют усидчивость, позволяют удержать ребёнка за столом на достаточно продолжительное время и способствуют концентрации его внимания, а значит, эти виды работ обязательно необходимо включать в структуру занятия на ранних этапах коррекции.

На занятиях ребенок должен удивляться, открывать для себя что-то новое, играть, взаимодействовать с героями игры, сам исполнять ту или иную роль. Поэтому эксперименты (например, с водой, с разными материалами и пр.), настольный театр, сюжетно-ролевые и конструктивные игры, аппликация, рисование должны обязательно включаться в содержание занятий.

Иногда ребенку трудно осуществить перенос свойств реальных предметов на игрушечные образцы или муляжи. Игрушечные помидоры не вызывают интереса, а что делать с пластмассовой тыквой, не очень ясно. Так почему бы не угостить мишку или куклу настоящими овощами, фруктами, печеньем, сушкой или конфетой?

Дети с радостью включаются в игру, демонстрируя речевую активность и разделяя с героем трапезу.

Поощрения – очень важная часть в работе с детьми. Небольшая награда за старание, хороший результат, усидчивость мотивирует ребёнка. На начальных этапах важно определить, какое поощрение является для ребёнка значимым. Для многих детей значимой является похвала, наклейка, “пятёрка” или иной эквивалент оценки (например, “смайлик”).

Однако детей младшего возраста или детей с тяжёлыми нарушениями больше мотивирует получение любимого лакомства или игрушки (например, воздушного шарика).

На ранних этапах работы некоторым детям требуется очень существенная помощь. Иногда ребёнок отказывается выполнять задание, не понимая смысл инструкции или не проявляя интереса, сбрасывает пособия со стола, мнёт картинки.

Нужно дать понять, что работу следует довести до конца: вернуть пособия на место, выполнить действия с ними, направляя руку ребёнка и сопровождая процесс выполнения задания объяснениями, словами “неправильно”, “правильно”.

После чего необходимо обязательно похвалить себя и ребёнка. Похвала – очень важный момент в работе с ребёнком. Без неё не должно обходиться ни одно занятие. Даже если вам кажется, что хвалить ребёнка не за что, найдите повод положительно оценить его работу.

Например, заслуживает поощрения любая попытка неговорящего ребёнка что-либо сказать, даже если это пока не очень получается, или желание работать совместно со взрослым, проявление старания, несмотря на то, что результаты работы пока оставляют желать лучшего.

Зачастую распространённой ошибкой при работе родителей с детьми является то, что родитель проявляет излишнюю требовательность, пытаясь добиться результата, соответствующего своим ожиданиям. Однако возможности ребёнка в настоящий момент могут им не соответствовать.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия - Тема: Звук и буква Ш

Например, некоторые родители настойчиво требуют от неговорящего или только начинающего говорить ребёнка повторять за ними слова, словосочетания, фразы. Ничего, кроме реакции негативизма, у ребёнка это не вызывает.

В итоге ребёнок замолкает и отказывается заниматься. Активное повторение можно вызвать в процессе сюжетно-ролевой игры, игр с предметами, выполнения аппликаций или рисунков.

Когда ребёнок сосредоточен на игре или творческой работе, фокус внимания смещается с речевых трудностей на интересную для него деятельность, поэтому подражание развивается более активно.

Соблюдение этих несложных правил позволит существенно повысить мотивацию, усидчивость, интерес к занятиям и, следовательно, результативность логопедической работы.

Автор статьи Спиридонова Олеся Николаевна.

Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха

Подготовительная группа ОНР-III.

Цель : Дифференциация [ш]-[ж] в словах и предложениях

  • Уточнение произношения [ш]-[ж] в словах и предложениях.
  • Формирование фонематических представлений о звуках [ш]-[ж].
  • Дальнейшее развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Уточнение и активизация словаря.
  • Упражнение детей в практическом употреблении падежных окончаний.
  • Формирование понятия о родовой принадлежности.
  • Формирование чувства взаимопомощи, умения слушать педагога и товарищей.
  • Дальнейшее развитие произвольности речи, слухового и зрительного внимания и памяти.

Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха.

I.​ Организационный момент.

Знакомство с гостями.

– В гости пришла и собачка Жучка (мягкая игрушка).

– Что Жучка делать будет?

– Смотреть и слушать.

II.​ Игра с мячом. «Назовите гласные звуки».

Учитель-логопед называет слова, а дети — гласные звуки.

– Что буду делать я?

– Называть гласные звуки.

– Что общего в произношении гласных звуков?

– У нас во рту нет преграды.

ЖИРАФ — Ы-А
КОШКА — О-А
РЕЖУТ — Э-У
ЖУЧОК — У-О
ЖАДИНА — А-И-А
ШИПОВНИК — Ы-О-И
ШКОЛНИКИ — О-И-И

III.​ Сравнительная характеристика [ш]-[ж] по артикуляционно-акустическим свойствам.

– Какие согласные звуки мы учимся различать?

– Чем они отличаются друг от друга?

  • -[ш] – глухой
  • -[ж] – звонкий

– Во рту одинаковая преграда. Согласные, твердые.

IV.​ Игра «Чьи ушки лучше слышат?»

Учитель-логопед называет слова со звуками [ш]-[ж], а дети поднимают руку, только когда слышат [ж]. Во время игры глаза детей закрыты.

V.​ Игра «Кто больше вспомнит слов».

Дети разбились на две команды. Одна вспоминает слова со звуком [ж], а другие [ш]

Используются цветные фишки, чтобы побуждать детей подбирать разные части речи, не только существительные.

  • Красная фишка — слова-предметы.
  • Зеленая фишка — слова-признаки.
  • Синяя фишка — слова-действия.
  • Желтая фишка — остальные части речи (наречия,причастия, числительные, местоимения).

Логопед своими вопросами побуждает детей образовывать родственные слова:

  • Если предмет сделан из железа, то он какой? Железный.
  • Платье из шелка какое? Шелковое.
  • Пчела жужжит. А если недолго? Пожужжит. А если только начала жужжать? Зажужжала.

– Что вы вспоминали? (мы вспоминали слова)

VI.​ Игра «Парочки».

  • я нашел жука
  • > парочка не получилась
  • я нашел шапку
  • я нашла двух жирафов. Парочка получилась.

VII.​ В конце игры прошу выбрать понравившиеся картинки и придумать предложения.

– Чье предложение самое длинное? Самое интересное? Что вы придумывали? (Предложения)

Дети поочередно выступают в роли ведущих.

– Мой жук. В слове жук я слышу звук [ж]. Он стоит на первом месте. Закрываю жука жуком.

– Моя пушка. В слове пушка я слышу звук [ш]. Он стоит на третьем месте. Закрываю пушку пушкой.

В конце игры прошу рассортировать свои картинки [ш] [ж]. Игра называется «Молчанка». Кто быстрее? Взаимопроверка.

IX.​ — Я буду говорить слова, в которых все звуки поссорились. Помирите их и отгадайте слово.

Например: ж-а-б-а — жаба. Затем дети сами «загадывают» слова друг другу.

X.​ Итоги занятия.

– Какие звуки учились различать?

XI.​ Чтобы выйти из кабинета, Жучка прости назвать пароль. (скороговорки на [ш] [ж]) и дает призы.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: