Почему логопед направляет ребенка к неврологу?

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

  • В чем заключается связь неврологии и логопедии?
  • Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
  • Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
  • Стоит ли бояться направления к неврологу?
  • Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи

Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

Кора головного мозга – это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:

  1. Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
  2. Область Вернике.Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.

Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

  • Афазии
  • Дизартрии
  • Алалии

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?

Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители – это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный логопед должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Читайте также:
Как научить ребёнка правильно говорить

Визит к неврологу: чего ожидать?

Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи – не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Записаться на приём к логопеду: +7(495)999-03-17

Почему логопед направляет ребенка к неврологу?

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:

В чем заключается связь неврологии и логопедии?
Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
Стоит ли бояться направления к неврологу?
Можно ли обойтись без врачебной помощи?
когда логопед направляет ребёнка к неврологу
Физиологические аспекты патологии речи
Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

Кора головного мозга – это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:

Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
Область Вернике. Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.
Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

Читайте также:
Игры для подготовки к школе

Афазии
Дизартрии
Алалии
Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?
Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители – это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный логопед должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

занятия с логопедом-дефектологом
Визит к неврологу: чего ожидать?
Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Читайте также:
Развиваем мелкую моторику детей

Помните, что ряд нарушений речи – не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Логопед отправляет ребенка к неврологу. Почему?

  • Интересные факты о развитии детей (8)
  • Чем можно помочь ребенку (16)
  • Речевые нарушения у детей (9)

Логопед отправляет ребенка к неврологу. Почему?

Наступает 1 сентября и стройные ряды неловких и возбудимых детей идут в школу.

И понеслось: бесконечные замечания на уроках, нелепые ошибки при чтении и в тетрадях. Учителя стонут, детки рыдают, родители опускают руки. Ребенок оказывается частым гостем в кабинете логопеда. А логопед прежде всего направляет такого ученика к неврологу. Ведь его, логопеда, учили в педагогическом институте, что помощь неуспевающему ребенку должна быть комплексной. Невролог осматривает ребенка и делает пометку в карточке и в справке для школьного логопеда: «Очаговой симптоматики не обнаружено». Что это значит? Это означает, что все отделы головного мозга у неуспевающего ученика устроены правильно, и функционирование нервных клеток тоже в пределах нормы.

На самом деле, у ребенка не обнаруживается лишь грубых симптомов. К примеру, ребенок не хромает, может нормально ходить, умеет прыгать и бегать, не поджимает ту или иную руку, обе они одинаковой толщины и т. п. Но существуют и малозаметные признаки неблагополучия в развитии головного мозга. К примеру, во время письма сильно напрягаются мышцы рук, шеи, лицевые мышцы. Ребенок смотрит на доску, но не замечает то, что написано на ней справа или слева. Такие признаки можно выявить, только лишь спровоцировав некоторые симптомы. Например, держать левую руку ребенка, пока он выполняет задание правой. А родители неуспевающего ученика ждут от невролога помощи, умоляют «что-нибудь» сделать, чтобы ребенок не числился в «дурачках» и двоечниках. Невролог прописывает успокаивающие или стимулирующие мозг препараты. Мама с ребенком послушно посещают врача с периодичностью 1 раз в 3-4 месяца. Но проблемы не уходят. Поведение остается прежним, количество ошибок в чтении и письме не уменьшается. И родители, разочаровавшись в медицине, исчезают навсегда. Большинство врачей довольны уровнем своей подготовки. Лечению неуспевающих в школе детей не учат в медицинском институте. В идеале, после института врач-невролог должен развиваться самостоятельно, находить учителей-единомышленников и вместе с ними проводить эффективный коррекционный курс для таких детишек. Грустно и то, что большинство родителей рады тому, что от них не требуется никаких усилий. Какие дети должны быть под наблюдением невролога?

1 группа. Возбудимые дети. Они заикаются, писаются ночью, имеют тики: непроизвольно двигают губами, плечами, моргают. Возбудимые дети часто совершают ритуальные или стереотипные действия: без конца потирают или нюхают руки, включают и выключают воду и свет, закрывают и открывают двери и т. п. На перемене они так возбуждаются, что весь урок не могут успокоится и просто не в состоянии контролировать свое поведение: передвигают предметы на парте, вертятся, роняют ручку и карандаши на пол. Словом, всеми способами отвлекают других от учебного процесса. В чем причина повышенной возбудимости ребенка? На этот вопрос сможет ответить только команда специалистов, в которую входят невролог, нейропсихолог, психолог, а иногда и психиатр. Обычно таких причин несколько и сложно выделить ведушую без точной диагностики состояния ребенка. Стратегию и тактику эффективной коррекционной работы сможет определить, опять же, только команда специалистов. Иногда возбудимому ребенку достаточно будет курса подходящих медикаментов. Но чаще помогает изменение отношения к ученику, выстраивание определенных программ действий (к примеру, выполнение какой-то рукодельной или домашней работы, которая требует соблюдения определенной последовательности).

Читайте также:
Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопункт

2 группа. Дети, которые перенесли гемипарез. Гемипарез возникает вследствие ассиметричного поражения головного мозга. Он может возникнуть из-за недостаточного поступления крови в головной мозг (если пережаты сосуда) или из-за кровоизлияния. Ярким симптомом гемипареза является ассиметричное поражение рук или ног. Одна нога или рука начинает слабеть, медленно развиваться, «поджиматься». Кроме «скрюченности» одной руки или ноги, у ребенка может быть перекос туловища и плохая подвижность шейного отдела (когда, чтобы посмотреть в сторону, ребенок поворачивает не голову, а все тело). Гемипарез часто связан с травмой во время родов, но бывают также и другие, более поздние причины — кровоизлияния, не связанные с родами, тяжелые травмы (из-за автокатастрофы), инфекции головного мозга. Грубое нарушение в форме пареза (когда ребенок не владеет в полной мере одной половиной тела) встречаются не часто и не проходят мимо внимания врачей.

Гораздо чаще встречаются «легкие» поражения, на которые никто, как правило, не обращает внимания. Перенесшие гемипарез дети не в состоянии сосредоточиться на одном занятии. Их желания меняются молниеносно. Они не умеют выстроить программу действий и постоянно хватаются за все сразу, в результате ничего не доводят до конца. У них все ломается и «горит» в руках. Часто такие детки любят бесцельно бегать по кругу. Пугают окружающих тем, что могут беспричинно разрыдаться. Став постарше, эти дети становятся чрезвычайно неловкими. Спотыкаются и падают «на ровном месте», не попадают в дверной проем и набивают шишки, спотыкаются на лестницах. Категорически не любят лепить, рисовать, вязать, шить или вышивать. Мальчики отдают предпочтение бесцельному катанию машинок туда-сюда, а не игре в конструктор. Логопеды уверенно скажут, что из таких «неумех» и вырастают потом школьники, стойко неуспевающие по чтению и русскому языку.

Почему логопед направляет ребенка к неврологу?

Наступает 1 сентября и стройные ряды неловких и возбудимых детей идут в школу. И понеслось: бесконечные замечания на уроках, нелепые ошибки при чтении и в тетрадях. Учителя стонут, детки рыдают, родители опускают руки. Ребенок оказывается частым гостем в кабинете логопеда.

А логопед прежде всего направляет такого ученика к неврологу. Ведь его, логопеда, учили в педагогическом институте, что помощь неуспевающему ребенку должна быть комплексной.

Невролог осматривает ребенка и делает пометку в карточке и в справке для школьного логопеда: «Очаговой симптоматики не обнаружено».

Что это значит? Это означает, что все отделы головного мозга у неуспевающего ученика устроены правильно, и функционирование нервных клеток тоже в пределах нормы.

На самом деле, у ребенка не обнаруживается лишь грубых симптомов. К примеру, ребенок не хромает, может нормально ходить, умеет прыгать и бегать, не поджимает ту или иную руку, обе они одинаковой толщины и т. п.

Но существуют и малозаметные признаки неблагополучия в развитии головного мозга.

К примеру, во время письма сильно напрягаются мышцы рук, шеи, лицевые мышцы. Ребенок смотрит на доску, но не замечает то, что написано на ней справа или слева.

Такие признаки можно выявить, только лишь спровоцировав некоторые симптомы. Например, держать левую руку ребенка, пока он выполняет задание правой.

Читайте также:
Играем пальчиками – развиваем речь

А родители неуспевающего ученика ждут от невролога помощи, умоляют «что-нибудь» сделать, чтобы ребенок не числился в «дурачках» и двоечниках. Невролог прописывает успокаивающие или стимулирующие мозг препараты. Мама с ребенком послушно посещают врача с периодичностью 1 раз в 3-4 месяца. Но проблемы не уходят. Поведение остается прежним, количество ошибок в чтении и письме не уменьшается. И родители, разочаровавшись в медицине, исчезают навсегда.

Большинство врачей довольны уровнем своей подготовки. Лечению неуспевающих в школе детей не учат в медицинском институте. В идеале, после института врач-невролог должен развиваться самостоятельно, находить учителей-единомышленников и вместе с ними проводить эффективный коррекционный курс для таких детишек.

Грустно и то, что большинство родителей рады тому, что от них не требуется никаких усилий.

Какие дети должны быть под наблюдением невролога?

1 группа. Возбудимые дети.

Они заикаются, писаются ночью, имеют тики: непроизвольно двигают губами, плечами, моргают. Возбудимые дети часто совершают ритуальные или стереотипные действия: без конца потирают или нюхают руки, включают и выключают воду и свет, закрывают и открывают двери и т. п.

На перемене они так возбуждаются, что весь урок не могут успокоится и просто не в состоянии контролировать свое поведение: передвигают предметы на парте, вертятся, роняют ручку и карандаши на пол. Словом, всеми способами отвлекают других от учебного процесса.

В чем причина повышенной возбудимости ребенка?

На этот вопрос сможет ответить только команда специалистов, в которую входят невролог, нейропсихолог, психолог, а иногда и психиатр.

Обычно таких причин несколько и сложно выделить ведушую без точной диагностики состояния ребенка.

Стратегию и тактику эффективной коррекционной работы сможет определить, опять же, только команда специалистов. Иногда возбудимому ребенку достаточно будет курса подходящих медикаментов. Но чаще помогает изменение отношения к ученику, выстраивание определенных программ действий (к примеру, выполнение какой-то рукодельной или домашней работы, которая требует соблюдения определенной последовательности).

2 группа. Дети, которые перенесли гемипарез.

Гемипарез возникает вследствие ассиметричного поражения головного мозга. Он может возникнуть из-за недостаточного поступления крови в головной мозг (если пережаты сосуда) или из-за кровоизлияния.

Ярким симптомом гемипареза является ассиметричное поражение рук или ног. Одна нога или рука начинает слабеть, медленно развиваться, «поджиматься».

Кроме «скрюченности» одной руки или ноги, у ребенка может быть перекос туловища и плохая подвижность шейного отдела (когда, чтобы посмотреть в сторону, ребенок поворачивает не голову, а все тело).

Гемипарез часто связан с травмой во время родов, но бывают также и другие, более поздние причины — кровоизлияния, не связанные с родами, тяжелые травмы (из-за автокатастрофы), инфекции головного мозга.

Грубое нарушение в форме пареза (когда ребенок не владеет в полной мере одной половиной тела) встречаются не часто и не проходят мимо внимания врачей. Гораздо чаще встречаются «легкие» поражения, на которые никто, как правило, не обращает внимания. Перечислим их.

Перенесшие гемипарез дети не в состоянии сосредоточиться на одном занятии. Их желания меняются молниеносно. Они не умеют выстроить программу действий и постоянно хватаются за все сразу, в результате ничего не доводят до конца. У них все ломается и «горит» в руках. Часто такие детки любят бесцельно бегать по кругу. Пугают окружающих тем, что могут беспричинно разрыдаться.

Став постарше, эти дети становятся чрезвычайно неловкими. Спотыкаются и падают «на ровном месте», не попадают в дверной проем и набивают шишки, спотыкаются на лестницах. Категорически не любят лепить, рисовать, вязать, шить или вышивать. Мальчики отдают предпочтение бесцельному катанию машинок туда-сюда, а не игре в конструктор.

Читайте также:
Как помочь ребенку стать читателем

Логопеды уверенно скажут, что из таких «неумех» и вырастают потом школьники, стойко неуспевающие по чтению и русскому языку.

В следующей статье мы поговорим о том, как лечат возбудимых детей и детей, перенесших гемипарез.

Василенко Ольга Георгиевна,
учитель-логопед

Задержка речи: необходимые обследования

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.
Читайте также:
Значение общения ребенка со сверстниками

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста

Содержимое публикации

Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Вот основные виды сенсорных игр:

Игры с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Ребенку интересно следить за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой. Ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в процессе. Начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Читайте также:
Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

Игры со свечами

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Игры со льдом.

Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.

Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.

Использование сенсорных игр для развития речи
консультация по логопедии

Использование сенсорных игр для

развития речи

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Вот основные виды сенсорных игр.

Игра с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой, – ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря

Читайте также:
Бесполезное – полезно (Самостоятельно сделанные игры)

Игры со свечами

  • Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.
  • Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.
  • Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

Игры со светом и тенями

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Игры со льдом

  • Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.
  • Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_sensornyh_igr_dlya_razvitiya_rechi.doc 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сенсорных игр для

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Вот основные виды сенсорных игр.

Игра с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой, – ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря

Игры со свечами

  • Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.
  • Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.
  • Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

Игры со светом и тенями

Солнечный зайчик . Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене . Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

  • Подогрейте кусочек льда над свечой . В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.
  • Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться .

Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника

Это материал о использовании фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка – передвижка.

Использование мнемотехники в развитии речи детей на материале загадок и скороговорок в группе с трудными детьми

Работа в группе с ОНР, составление загадок.

“Ритм и Речь” (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) – буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов. Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов – от простого к сл.

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи.

Использование сенсорныхигр для развития речи

Использование сенсорных игр для развития речи.

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: