Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

В данном материале рассматриваются проблемы, которые возникают при работе учителя-логопеда с родителями. А так же отображены причины возникновения речевых нарушений, задачи, формы и принципы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов. Предлагаю перспективное планирование работы школьного учителя-логопеда на весь учебный год.

Причины речевых нарушений у детей

С каждым годом увеличивается число детей, у которых наблюдаются речевые патологии. На консультациях родители задают вопросы о причинах их возникновения. А причиной речевых нарушений могут быть:

  • Внутриутробная патология;
  • Наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • Неблагоприятные роды и их последствия;
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • Ребенок перенес стресс или испуг.

Рост речевых нарушений объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

Особенности восприятия родителями речевых проблем у своих детей

Есть родители, которые не замечают у своего ребенка речевого нарушения, считают это особенностями детской речи.

В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, считают, что это «само пройдет», «в школе научат» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Но такие дети, особенно в школьном возрасте, могут подвергаться насмешкам со стороны сверстников, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм к речи вообще.

Часто логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Есть родители, которые не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому необходимо установить тесное сотрудничество.
Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни.

Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса. Основная цель работы – добиться тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм совместной работы логопеда с родителями.

Задачи работы логопеда с родителями

Основными задачами работы логопеда с родителями являются:

  1. Информировать родителей о состоянии речи школьника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.
  2. Стимулировать их обращение за логопедической помощью.
  3. Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.

Формы работы логопеда с семьей

Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в педагогике принято считать традиционными:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей;
  • наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д.;
  • анкетирование;
  • раздача памяток и буклетов для родителей.

Принципы работы логопеда с родителями

При работе с родителями логопед придерживается следующих принципов:

  • Принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.
  • Принцип личностно-ориентированной педагогики;
  • Принцип приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
  • Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
  • Принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.
  • Принцип систематической работы с ребёнком. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий.
Читайте также:
Логопедическое занятие на тему ‘Добротой себя измерь’, 2 класс

Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у детей, а значит и дальнейшему успешному школьному обучению.

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

При работе с родителями составляю перспективное планирование на весь учебный год.

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

В данном материале рассматриваются проблемы, которые возникают при работе учителя-логопеда с родителями. А так же отображены причины возникновения речевых нарушений, задачи, формы и принципы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов. Предлагаю перспективное планирование работы школьного учителя-логопеда на весь учебный год.

Причины речевых нарушений у детей

С каждым годом увеличивается число детей, у которых наблюдаются речевые патологии. На консультациях родители задают вопросы о причинах их возникновения. А причиной речевых нарушений могут быть:

  • Внутриутробная патология;
  • Наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • Неблагоприятные роды и их последствия;
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • Ребенок перенес стресс или испуг.

Рост речевых нарушений объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

Особенности восприятия родителями речевых проблем у своих детей

Есть родители, которые не замечают у своего ребенка речевого нарушения, считают это особенностями детской речи.

В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, считают, что это «само пройдет», «в школе научат» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Но такие дети, особенно в школьном возрасте, могут подвергаться насмешкам со стороны сверстников, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм к речи вообще.

Часто логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Есть родители, которые не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому необходимо установить тесное сотрудничество. Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни.

Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса. Основная цель работы – добиться тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм совместной работы логопеда с родителями.

Задачи работы логопеда с родителями

Основными задачами работы логопеда с родителями являются:

  1. Информировать родителей о состоянии речи школьника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.
  2. Стимулировать их обращение за логопедической помощью.
  3. Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.

Формы работы логопеда с семьей

Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в педагогике принято считать традиционными:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей;
  • наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д.;
  • анкетирование;
  • раздача памяток и буклетов для родителей.
Читайте также:
Итоговое занятие по теме "Транспорт"

Принципы работы логопеда с родителями

При работе с родителями логопед придерживается следующих принципов:

  • Принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.
  • Принцип личностно-ориентированной педагогики;
  • Принцип приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
  • Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
  • Принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.
  • Принцип систематической работы с ребёнком. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий.

Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у детей, а значит и дальнейшему успешному школьному обучению.

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

При работе с родителями составляю перспективное планирование на весь учебный год.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №14 г. Кызыла с родителями на 2013-2014 учебный год.
Мероприятия Срок проведения
Проведение индивидуальных бесед с родителями первоклассников для сбора анамнеза. 1-15 сентября
Проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей со 2 по 4 классы. В течение года
Посещение родителями групповых, индивидуальных логопедических занятий. В течение года (по желанию родителей)
Ведение индивидуальных тетрадей детей по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и т.д. В течение года
Проведение консультаций для родителей, дети которых не посещают логопедическую группу. В течение года
Рекомендации для родителей в виде буклетов, памяток и слоговых таблиц. В течение года
Совместная подготовка детей к дистанционным олимпиадам по русскому языку. В течение года
Участие родителей в работе ПМПК. Май
Анкеты для родителей о работе школьного логопункта. Май
Подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. Май
Публикации на сайте логопедического кабинета. В течение года
Консультации для родителей в режиме он-лайн при помощи форума обратной связи на сайте логопедического кабинета. В течение года
Проведение тематических родительских собраний:
Родительское собрание в 1 классах на тему: «Роль логопедии в учебном процессе». Первая четверть
Родительское собрание во 2 классах на тему: «Что такое дисграфия?» Вторая четверть
Родительское собрание в1-2 классах на тему: «Кинезиологический комплекс упражнений, способствующий успеваемости школьников». В течение года (по запросу кл. руководителей)
Родительское собрание в 3 классах на тему: «Дисграфия и дислексия». Третья четверть
Родительское собрание в 1-3 классах на тему: «Речевое дыхание-основа жизни». В течение года (по запросу кл руководителей)
Родительское собрание в 4 классах на тему: «Профилактика нарушений письменной речи» Четвёртая четверть
Родительское собрание в 1-4 классах на тему: «Особенности развития речи у мальчиков и девочек». В течение года (по запросу кл. руководителей)
Собрание для родителей будущих первоклассников. Май
Афанасьева Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №14 г. Кызыла Республики Тыва
  1. План работы учителя-логопеда с молодым специалистом
  2. Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы
  3. План организационно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе
  4. Формы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях школьного логопункта
  5. Годовой план работы учителя-логопеда СОШ

(3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)

Читайте также:
Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

КОУ ВО «Школа-Интернат № 7»

Годовой план работы логопедической службы

на 2021-2022 учебный год

Цель работы логопеда школьного логопункта– оказание логопедической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим отклонение в развитии устной и письменной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной и устной речи.

Задачи:

— организация и проведение диагностических мероприятий, с целью своевременного выявления учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи.

— организация адекватного дефекту коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений устной речи, нарушений письма и чтения любой формы;

— организация сотрудничества учителя-логопеда с учителями начальных классов и русского языка среднего звена обучения с целью выработки единства требований к ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, со стороны учителей и логопеда.

-организация и проведение комплексной логопедической работы над всей речевой системой: психологической базой речи, импрессивной и экспрессивной речью.

Подготовка диагностического материала, бланков речевых карт и протоколов первичного логопедического обследования.

Разработка адаптированной рабочей программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. Согласование данных программ на методическом совете ОУ.

План работы учителя-логопеда.
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
godovoy_plan_raboty_logopedana_2017-18_god.docx 45.71 КБ

Предварительный просмотр:

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ г. ЗЕРНОГРАД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. ЗЕРНОГРАДА

(МБОУ ООШ г. ЗЕРНОГРАДА)

приказом МБОУ ООШ г. Зернограда

от 01.09. 2017 г. № 201

Директор ______ З.Н. Федорущенко

на 2017 – 2018 учебный год

учителя – логопеда Власюк Татьяны Ивановны

Организация логопедической работы

Оформление необходимой документации

Повышение профессиональной квалификации

1.Обследование речи детей

Картинный материал по артикуляционной и пальчиковой гимнастике

Консультации для педагогов и родителей по результатам обследования

Участие в работе методических объединений логопедов

2.Комплектование подгрупп для занятий

Заполнение акта обследования

Карточки с речевым материалом

Консультации для родителей по постановке звуков (в течение года)

Самостоятельная работа со специальной литературой (в течение года)

3. Составление расписаний занятий; списков детей; сообщение о распределении по подгруппам администрации, педагогам, родителям.

Составление тематического плана подгрупповой работы

Упражнения по развитию мелкой моторики

Пополнение папки – копилки «ответы на вопросы родителей»

( обновление 1 раз в квартал)

Участие в работе педсоветов, совещаний.

4. Заполнение речевых карт

5. Участие в работе ПМПК (психолого – медико – педагогической комиссии)

Составление графика работы

Игры для развития зрительного и слухового внимания, памяти и мышления

Посещение и выступление на родительских собраниях

6. Направление детей на консультацию к специалистам

Оформление листа занятости

Игры для развития фонематических представлений, звукового анализа и синтеза.

7. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми.

Оформление журнала посещений

Пополнение папок с текстами и раздаточным материалом.

Написание конспектов занятий

Посещений открытых занятий педагогов

Игры для развития просодической стороны речи

Тематическое планирование логопедических занятий

Первый период обучения.
Сентябрь, 3-я неделя. Тема « Осень»
Сентябрь, 4-я неделя. Тема «Огород»

Октябрь, 1-я неделя. Тема «Овощи»
Октябрь, 2-я неделя. Тема «Сад. Фрукты»
Октябрь, 3-я неделя. Тема «Лес»
Октябрь, 4-я неделя. Тема « Ягоды. Грибы»

Ноябрь, 1-я неделя. Тема «Одежда»
Ноябрь, 2-я неделя. Тема Обувь»
Ноябрь, 3-я неделя. Тема «Игрушки»
Ноябрь, 4-я неделя. Тема «Посуда»

Второй период обучения.
Декабрь, 1-я неделя. Тема «Зима»
Декабрь, 2-я неделя. Тема «Домашние животные зимой»
Декабрь, 3-я неделя. Тема «Дикие животные зимой»
Декабрь, 4-я неделя. Тема «Новый год.

Январь, 2-я неделя. Тема «Мебель»
Январь, 3-я неделя. Тема «Транспорт»
Январь, 4-я неделя. Тема «Профессии на транспорте»

Февраль, 1-я неделя. Тема «Детский сад. Профессии»
Февраль, 2-я неделя. Тема «Профессии. Швея»
Февраль, 3-я неделя. Тема «Профессии на стройке»
Февраль, 4-я неделя. Тема «Наша армия»

Третий период обучения.
Март, 1-я неделя. Тема «Весна»
Март, 2-я неделя. Тема «Комнатные растения»
Март, 3-я неделя. Тема «Аквариумные и пресноводные рыбы»
Март, 4-я неделя. Тема «Наш город»

Апрель, 1-я неделя. Тема «Весенние сельскохозяйственные работы»
Апрель, 2-я неделя. Тема «Космос»
Апрель, 3-я неделя. Тема «Хлеб»
Апрель, 4-я неделя. Тема «Почта»

Май, 1-я неделя. Тема « Правила дорожного движения»
Май, 2-я неделя. Тема «Насекомые и пауки»
Май, 3-я неделя. Тема «Времена года. Лето»
Май, 4-я неделя. Тема « Полевые цветы»

Цель:
Своевременное выявление и оказание помощи учащимся, имеющим нарушения устной и письменной речи.
Задачи:

  • Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся.
  • Разработка и реализация рабочей программы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся, принятых на логопедические занятия.
  • Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с учётом структуры дефекта.
  • Разработка коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей с ОВЗ по направлению «Оптимизации коррекционного процесса посредством компьютерных технологий» с системным недоразвитием речи.
  • Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов.

Приоритетные направления деятельности.

  • совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
  • структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их;
  • систематизация учебно-методического материала.

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Вебинары
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы

Данная программа предназначена для дошкольных учреждений. Цель: выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способности к чтению.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данная программа предназначена для логопедов ДОУ. Цель данной программы является профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников 3-5 лет, по средствам НОД по логопедии.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Предлагаемая программа по логопедической коррекции будет полезна школьному учителю-логопеду.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель: диагностика и реализация АОП дошкольникам с ТНР в группах компенсирующей направленности краткосрочного пребывания.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В данном материале разработано календарно-тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, педагогам-дефектологам, воспитателям и родителям.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Материал предназначен для учителей-логопедов. План работы учителя-логопеда на предстоящий учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он составлен. Данный документ является обязательным видом документации для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данное планирование является разделом программы учителя-логопеда, и адаптированной программы учреждения. Рекомендован учителям-логопедам ДОУ, зам.заведующих, воспитателям групп комбинированной направленности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Календарно-тематическое планирование по логопедии учителя Копысовой Я.В. на 2014/2015 учебный год. План составлен на основании Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VΙΙΙ вида под редакцией В.В.Воронковой год издания 2007, программы под редакцией Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой

  • «Система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся»
  • «Система коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • «Система по коррекции у детей произношения и их дифференциации, практические упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти в целях формирования правильной речи»
  • «Логопедическая работа в коррекционных классах»
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

В приложении представлены перспективные и календарные планы.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Учитель – логопед, работая в детском саду, должен особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий. Чем раньше начать работу, тем лучше будет результат.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Годовое планирование учителя-логопеда

Содержимое разработки

Годовой план логопедической работы

на 2020-2021 учебный год.

Цель работы: 1.Оказание помощи учащимся начальных классов, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.

2.Своевременное выявление учащихся с трудностями освоения общеобразовательных программ.

3. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.

4. Разъяснение среди педагогов, родителей обучающихся специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

Осуществить логопедическое обследование для выявления уровня речевого развития детей начальной школы, выявить детей с отклонениями речевого развития.

Начать работу над формированием правильного звукопроизношения детей, поступивших в первый класс: познакомить с упражнениями артикуляционной гимнастики, правильной артикуляцией часто нарушаемых звуков и др.

Восполнять пробелы в лексико-грамматическом строе речи учащихся 2-4 классов.

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие учащихся начальной школы.

Развивать связную речь (умение использовать правильные предложения, давать полные ответы, развитие умения строить диалог др.)

Пополнять, систематизировать и активизировать словарный запас, развивать практическое умение пользоваться им, начать знакомство со способами образования новых слов, учить подбору синонимов, антонимов и др.

Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Совершенствовать и стимулировать словесно-логическое мышление, умение мыслить, сравнивать и обобщать.

Развивать способность к переключению, умению работать в определённом темпе.

Развивать способность к запоминанию.

Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев, ручную умелость, общую моторику.

Прививать навыки работы в коллективе, развивать дисциплинированность и аккуратность.

Прививать навыки контроля за своей и чужой речью.

Формировать положительную мотивацию к обучению в школе и будущим логопедическим занятиям.

ДИАГНОСТИКА

Обследование устной речи учащихся 1 класса, составление списков групп, по недостаткам звукопроизношения

1 сентября – 30 сентября

Запись в журнале «Журнал обследования учащихся».

2.Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения

(анализ состояния письменной и устной речи учащихся логопедических групп).

в течение учебного года

3.Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся логопедических групп. Сбор сведений о раннем развитии детей, имеющих нарушения речевого развития. Постановка заключения.

4.Обследование состояния письменной речи учащихся 2-4-х классов по прописям и тетрадям.

Запись в журнале обследования.

5.Проведение углубленного обследования письменной речи у выявленных детей- дисграфиков, постановка их на учет.

в течение учебного года

6.Обследование письма и чтения учащихся 1 класса.

7.Диагностика речевых нарушений по запросам.

в течение учебного года

2.Организационная работа

1. Планирование логопедической работы.

годовой план работы

2. Формирование логопедических групп с учётом речевой патологии и возраста (класса).

Список учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

3. Планирование индивидуальных занятий.

4. Составление расписания логопедических занятий.

5. Ведение документации.

в течение учебного года

3.Коррекционно – развивающая работа

1.Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи.

с 1 октября по 16 мая

журнал учета посещаемости

2. Проведение подготовительного этапа коррекционного обучения с детьми, поступающими в первый класс и имеющими речевые нарушения различной степени выраженности.

4.Консультативно – просветительская работа

1.Посещение уроков русского языка и чтения в 1 – 4 классах с целью соблюдения преемственности в организации коррекционно-развивающего процесса с учащимися, имеющих речевые нарушения.

журнал учета посещений уроков

2. Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям:

– выступления на родительских собраниях по запросам;

– проведение консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями;

– оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома;

запись в тетради консультаций

3. Пропаганда логопедических знаний (участие в родительских собраниях, индивидуальные консультации родителей, выступление на мо логопедов).

5.Самообразование и методическая работа

1. Участие в работе семинаров методического объединения логопедов

2. Участие в работе МО учителей начальной школы, педагогических советах.

3. Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения.

в течение учебного года

4. Приобретение, разработка, изготовление учебно – дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи учащихся:

– пополнение раздаточного материала новыми пособиями;

– дальнейшее пополнение картотеки с заданиями по устранению дисграфии, обогащению словарного запаса;

– изготовление карточек с заданиями для родителей;

в течение учебного года

5. Изучение специальной литературы по теме самообразования: «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление».

в течение учебного года

разработка рекомендаций для учителей

6. Внедрение в коррекционный процесс средств информационно-компьютерных технологи.

1. Разработка методического материала по формированию фонематического слуха с использованием современных компьютерных технологий.

в течение учебного года

7. Повышение уровня профессиональной ориентации.

1. Подготовка к подтверждению на I квалификационную категорию.

сентябрь- март 2021-2022 г.г.

2. Подтверждение I квалификационной категории.

Перспективный план работы учителя-логопеда на учебный год

Направления логопедической работы

1. Организационно-диагностическая работа.

Целью этого направления работы является своевременное выявление и диагностика недостатков устной и письменной речи обуучающихся .

1.1. Выявление обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.

1.2. Диагностика состояния устной речи обучающихся.

1.3. Диагностика состояния письменной речи обучающихся.

1.4. Комплектование групп обуучающихся с учетом характера и тяжести речевого недоразвития, а также клинического диагноза.

1.5. Подготовка рабочей документации:

  • Знакомство с медицинскими картами обучающихся 1-классников
  • Заполнение речевых карт
  • Составление расписания логопедических занятий с учетом расписания основных занятий в гимназии
  • Оформление журнала первичного логопедического обследования

1.6. Участие в работе школьного консилиума:

Подготовка детей к ПМПк:

  • Выявление черед медпункт детей, имеющих отставание в развитии

  • Оказание помощи учителям в подготовке характеристик и других документов на комиссию
  • Отслеживание выполнения рекомендаций, данных на ПМПК(особенности обучения, лечения, соблюдения индивидуального подхода)

Подготовка родителей к ПМПк:

  • Беседы с родителями. Объяснение важности результатов ПМПК
  • Убеждение родителей в том, что задача комиссии состоит в выявлении проблем ребёнка и поиск путей их преодоления

1.7. Разработка Программ логопедического сопровождения на группы обучающихся, зачисленных на логопедические занятия

  • Сентябрь
  • Сентябрь
  • Сентябрь

  • Сентябрь
  • В течение учебного года
  • Октябрь

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • Октябрь

2. Коррекционно-развивающая работа.

Целью этого направления работы является разработка и практическая реализация программы коррекционного воздействия с учетом характера и тяжести речевого недоразвития, а также с учетом клинического диагноза детей.

2.1. Систематическое проведение групповых занятий с обучающимися.

2.2. Систематическое проведение индивидуальных занятий с обучающимися.

2.3. Реализация программы групповых занятий с обучающимися, нуждающимися в логопедической помощи.

2.4. Отслеживание результативности коррекционной лого-

2.5. Анализ результативности коррекционно-развивающей

  • Октябрь – май

  • Октябрь – май

  • В течение учебного года
  • Декабрь, май

  • Май

Целью этого направления работы является осуществление консультативной и методической помощи педагогам и родителям в области коррекционной педагогики.

3.1. Оказание методической помощи учителям .

3.2. Выступления на методических объединениях учителей

3.3. Проведение индивидуальных консультаций для учителей.

3.4. Участие в работе школьного консилиума, педагогических советах школы.

3.5. Пополнение сайта “Логопедический кабинет” в составе сайта гимназии № 25

3.6. Проведение открытых логопедических занятий.

3.7. Оказание консультативной и методической помощи родителям учащихся:

  • Выступления на классных родительских собраниях
  • Проведение родительских собраний по классам
  • Проведение открытых занятий для родителей
  • Обучение родителей элементам логопедического массажа и артикуляционной гимнастики (мастер-классы)

3.8. Проведение индивидуальных консультаций для родителей.

3.9. Связь с дошкольными учреждениями:

  • Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи с 5-летнего возраста
  • Организация консультаций и занятий для родителей и детей дошкольного возраста

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

4. Повышение уровня профессиональной подготовки.

4.1. Повышение профессиональной подготовки на курсах, семинарах.

4.2. Участие в методических объединениях школьных лого-

4.3. Посещение открытых логопедических занятий.

4.4. Посещение открытых уроков учителей начальных классов.

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

4.6. Самообразование по теме

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • Октябрь-апрель

5. Улучшение методической и материальной базы лого-

5.1. Накопление банка методической литературы.

5.2. Конспектирование и ксерокопирование статей, авторских

5.3. Накопление фонда наглядных пособий, дидактического и

5.4. Продолжение оформления картотеки методической лите-

ратуры по годам.

5.5. Оформление (пополнение) паспорта логопедического кабинета

  • В течение учебного года

Программа курса развития познавательных способностей по развитию речи для дошкольников.
материал по теме

Для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов. После прохождении курса дети не боялись идти в школу, т.к. нашли себе новых друзей и познакомились с учителями.

Скачать:

Вложение Размер
kurs_razvit_pozn_sposob.docx 42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №6

с углубленным изучением отдельных предметов г. Урай

Ханты-Мансийского автономного округа-Югра

Программа курса развития познавательных способностей

по развитию речи для дошкольников.

В 2001 в нашей стране была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в которой констатируется плачевная демографическая ситуация в России и сформулированы цели и задачи демографической политики, а в 2007 году — «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Программа Владимира Путина по повышению прироста населения в России начала приносить свои плоды. Рождаемость увеличилась, но мест в дошкольных учреждениях для такого количества детей не хватает. Поскольку не все дети имеют возможность посещать детский сад до школы, то возникают трудности адаптации ребёнка в коллективе ровесников при поступлении в школу. Кроме того, обследования поступивших в школу детей, проводившиеся психологами, педагогами и медиками показывают сходные результаты, согласно которым около трети детей, достигших 6-7 летнего возраста, не готовы к школьному обучению.

Поэтому для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов.

Цель её- развитие психологических предпосылок и функциональной готовности детей к учебной деятельности.

– Интенсивно пополнять словарный запас детей и способствовать усвоению морфологической системы языка, его коммуникативной роли.

– Расширить кругозор детей на основе содержания знаний, отражающих мир природы. Общества и человека.

– Развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению, обеспечить развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.

– Развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму ( слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации, фонематического слуха: систем глаз-рука, ухо-рука)

Принципы построения программы.

  1. Принцип коммуникативности предполагает активизацию общения (сообщение, диалог, монолог, умение воспринимать речь и строить её) на каждом занятии.
  2. Принцип деятельности. Ребёнок получает знания не в готовом виде.
  3. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Построение обучающего процесса на основе занимательных, ярких, интересных заданий. Развитие психофизических функций в игровой деятельности.
  4. Принцип психологической комфортности. Эмоциональная поддержка ребёнка, поддержка его творческой инициативы, познавательной активности. Снятие стрессообразующих факторов.
  5. Каждое занятие проводится по принципу интегрированного урока.

Программа (18 часов)

Программа состоит из двух блоков, взаимно дополняющих друг друга.

  1. Развитие речи через основную функцию языка- быть средством общения. Эта функция поможет интенсивно пополнять словарный запас и усвоить морфологическую систему языка.
  2. Развитие и перестройка познавательных процессов у дошкольников (внимания, восприятия, памяти, мышлении) через содержательно- логические задания, основанные на речевом материале.

Раскроем основные положения каждого раздела программы .

  1. Развитие речевой деятельности. В возрасте 6-7 лет у детей появляется чутьё к языковым явлениям, формируются своеобразные общие лингвистические способности. В самом начале занятий развития речи необходимо прежде разговорить детей. Данной цели служат специальные задания по драматизации, организация заинтересованного общения детей в процессе поиска решения проблем. Обсуждения, дискуссия, в целом разнообразие отношений и ситуаций способствуют возникновению у детей опыта монологической и диалогической речи, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.

-происходит практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова.

-Первичное осознанное различение слов по смыслу, грамматическому и звукобуквенному составу ( антонимы, синонимы)

1 .Общие сведения о развитии речевой деятельности:

А. Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; монолог и диалог. Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми, Особенности общения в школе, на уроке. Ориентировка в книге и тетради по письму. Даётся представление о разнообразии жанра устного творчества: сказка, загадка, скороговорка, чистоговорка, считалка, дразнилка и т.д. Доказательство выбора отгадки, заучивание наизусть.

Б. Для освоения письменной речи необходимо работать с детьми над пониманием текста, прочитанного взрослым, дать представление о

разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, закличка, поговорка. Составление текстов по картинкам. Доказательство выбора названия своему рассказу, подбор заголовка к готовому рассказу. Практическое ознакомление с синонимами и антонимами, устаревшими словами.

В. Упражнение психофизических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков, букв) из данных элементов. Дорисовывание, составление печатных букв по элементу, выделение печатных букв из ребусов и картинок, Вычёркивание из текста заданной буквы, чтение схем слов и предложений. Восстановление текста (начало, основная часть, окончание).

2 .Знакомство с системой русского языка.

Слово. Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного слова со схемой слова. Систематизация слов, обозначающих предметы, сделанные человеком и природой. Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Гласные и согласные звуки. Слог. Деление слов на слоги. Предложение. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений. Составление схем предложений (самостоятельно и под диктовку). Составление предложений с опорой на схему. Восстановление деформированного текста.

  1. Развитие познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия.

Развитие речи- многоаспектный процесс. Он органически связан с умственным развитием, поскольку развитие мышления человека- это речевое, языковое, словесно- логическое мышление. Особенно отчётливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения ( причинно -следственные, временные) между предметами и явлениями. Необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения мысли слова, строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

Для тренировки мышления необходимо использовать: классификацию предметов и явлений ( деление по классам и отнесение к классу). Использовать игру- определение предметов по признаку и наоборот, определять одинаковые и различные свойства предметов, картинок. Можно научить детей игре «Кто здесь живёт?», «Часть- целое», «Животные и их детёныши», «Угадай», «Что лишнее?», «Расположи по порядку» и т.д.

Целостность восприятия развивается на восстановлении предметов, букв, рисунков (недостающая деталь).Можно взять для развития игры «Узнай кто это?», «Чем залатать коврик?», «Перепутанные линии». Развивает фонематический слух запись слов не буквами, а кружочками., соотношение картинок и схем слов. Подойдут игры: «Определи звуки», «Определи последовательность картинок». «Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук [ м ] и т.д.

Для развития памяти надо обучать детей пересказу фольклорных и литературных произведений, составлению текстов по сюжетным картинкам. Работа над словом, обогащение, расширение и активизация словарного запаса за счёт введения в сознание ребёнка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов помогает в системе работы над развитием речи и памяти. Работая над выразительностью речи, обязательно необходимо знакомить детей с малыми фольклорными формами (пословицами, поговорками, загадками, потешками, считалками, фразеологизмами). Это способствует расширению объёма памяти. Для развития логической памяти необходимо проводить игры «Четвёртый лишний, логические игры на классификацию. Развитию зрительной памяти способствуют игры с картинным лото: «Что изменилось?», «Запомни картинку», «Запомни пары», «Нарисуй пару», «Вспомни последовательность», «Вспомни расположение», «Сколько деталей?» , «Сколько грибов?» и т.д.

Развивать внимание на речевом материале необходимо так:

  1. Называть ребёнку различные слова. Он должен, по договорённости, отреагировать на определенные слова ( хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит слово-название животного, например). Затем усложнить задание: хлопать, услышав название животного и вставать при произнесении слова-названия растения и т.д.
  2. Для упражнений на концентрацию внимания нужно использовать пары похожих картинок, содержащих 10-15 отличий. Ребёнок должен называть их. По неоконченным картинкам догадаться и рассказать, что нарисовано.
  3. Устойчивость внимания развивают, например, зачёркивая в любом тексте (небольшом) какую-либо букву. Время и количество ошибок фиксировать, тогда будет виден результат. Игра «Переплетение линий» формирует внимание.

Результатами развития познавательных процессов на уровне речи к концу занятий является сформированность следующих умений:

– использовать правила речевого общения в школе, со взрослыми, с детьми.

– различать многообразие жанров устного народного творчества и некоторых видов фольклора.

– различать звуки и буквы.

– различать по признакам гласные и согласные звуки.

-адекватно реагировать на обращение учителей, детей сокурсников.

-использовать необходимые правила речевого общения в школе, дома. Со взрослыми и детьми.

-соотносить схему слова с названием предмета, записывать схемы слов кружками, записывать схемы предложений простого состава.

-придумывать предложения по схеме.

-различать на слух звуки речи

-различать гласные и согласные

-делить слова на слоги

-определять место ударения в 2-сложных словах

-подбирать пары противоположных и одинаковых по смыслу слов

-составлять простые и распространённые предложения по картинкам

-составлять рассказ по сюжетным картинкам

-группировать предметы по основным признакам, обобщать предметы по названию

-устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, окружающем мире.

Занятия курса проводились 1 раз в неделю в течение 4 месяцев. Всего 16 занятий. Занятие длится 35 минут.

Содержание занятий по развитию познавательных способностей в развитии речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: