Планирование работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ЗПР

Формы работы с родителями дошкольников с задержкой психического развития

В статье 18 Закона РФ “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”.

Федеральный закон “Об утверждении федеральной программы развития образования”(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг (“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”).

Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 32 “Страна чудес”, т.к. семья является первичным звеном реабилитации и социализации “особого” ребенка. Оказание помощи и поддержки таким семьям помогает почувствовать им себя увереннее, спокойнее, обрести желание добиваться в этой жизни большего.

По результатам анкетирования педагогов детского сада: для 75% матерей и 40% отцов характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителя; только 25% родителей испытывают явное эмоциональное принятие ребенка, и в то же время 46,6% опрошенных родителей испытывают явное эмоциональное отвержение ребенка. Более половины семей отрицательно влияют на развитие и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. Исходя из данных педагогов и составленного социального паспорта семей: количество благополучных семей – 68%, неблагополучных – 32%, педагогически несостоятельных – 22%, злоупотребляют алкоголем – 4%, уклоняются от воспитания – 2%.

Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.

Таким образом, основными направлениями работы нашего детского сада с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство (формирование у родителей адекватной оценки состояния своего ребёнка; обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам).
  • Развитие позитивной самооценки у родителей.

Из нашего опыта работы с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, следует, что только специально организованные занятия в детском саду сами по себе не гарантируют позитивных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольника и не всегда достигается желаемый коррекционный эффект. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания ребёнка в семье.

В своей практике мы убедились, что специально организованное взаимодействие родителей со специалистами нашего учреждения способствует тому, что возрастает число участников, влияющих на процесс коррекционного воздействия на ребёнка, что в свою очередь служит условием положительной динамики коррекционной работы.

В нашем детском саду создано единое пространство воспитания и развития ребёнка. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, тренер по плаванию, медицинский персонал) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей равноответственными участниками образовательного процесса.

Педагоги нашего детского сада проводят целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Эффективность педагогической работы, в которой используются традиционные формы, отработана годами. Как правило, с этих форм начинают свою деятельность молодые специалисты.

Традиционные формы сотрудничества с семьей

Коллективные Индивидуальные Наглядно- информационные
Родительские собрания.
Развлечения.
Выставки.
День открытых дверей.
Открытые занятия для родителей.
Экскурсия по детскому саду.
Анкетирование.
Музыкальные праздники.
Спортивные праздники.
Беседы.
Консультации.
Посещение на дому.
Приобщение родителей к жизни детского сада.
Уголок для родителей.
Выставка детских работ.
Выставка психолого-педагогической литературы.
Папки-раскладушки.
Библиотечка-передвижка.

В практике нашего детского сада с целью повышения родительской педагогической компетенции используются новые формы сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей, которые показали свою результативность.

В своей работе мы используем опыт педагогов коррекционной школы и педагогов детских садов нашего города.

Презентация услуг детского сада.

До поступления детей родителям предлагается альбом с презентацией нашего детского сада. Родители имеют возможность ознакомиться с предметно-развивающей средой групп и кабинетов специалистов, особенностью работы ДОУ.

Клуб “Заботливые родители”.

Для оказания педагогической и психологической помощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, был создан клуб “Заботливые родители”. Задачи, которые решаются в рамках работы клуба:

  • Формирование положительной установки родителей на готовность к правильным формам общения и взаимодействия со своим ребёнком.
  • Обучение родителей различным формам и методам общения, наблюдения за ребёнком.
  • Включение родителей в педагогический коррекционный процесс через обучение их коррекционным методам и приемам.

Совместные прогулки, экскурсии.

Во время совместных прогулок в лесу дети с родителями учатся видеть красоту окружающей природы, бережно относится к природе, чувствовать, как она влияет на настроение; они учатся не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться. Для дальнейшего плодотворного сотрудничества педагоги с детьми и родителями посещают зоосад, библиотеку, музейно-выставочный центр.

Детско-родительские игры.

Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться и который понимают дети разных возрастов. Самое главное, что ждет от нас ребенок – это умение слышать, видеть и чувствовать то, что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те переживания, потребности и желания, которые ему иногда трудно выразить словами. А с помощью игры легко.

Как раз одной из форм работы сотрудничества с семьей – проведение игровых занятий. Используя программу Карповой Е. В., Лютовой Е. К. “Я и мой ребенок” были разработаны и проведены игровые занятия совместно с родителями в рамках реализации системы работы по оптимизации детско-родительских отношений. Игровые занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, гармонизации и укреплению демократичных отношений между родителями и детьми.

Совместные мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству показывают, что все дети и их родители талантливы. Совместный труд помогает объединить близких людей. Совместные мастер-классы по физической культуре “Корригирующая гимнастика” способствуют пропаганде здорового образа жизни. На таких занятиях в игровой форме родители обучаются правильному выполнению упражнений вместе с детьми на развитие гибкости, ориентировки в пространстве и др. физических качеств.

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия: Предметы туалета

Консультация-практикум для родителей.

Участвуя в практикумах, родители выступают в роли детей, получают дефектологические знания и обучаются специальным коррекционным и методическим приемам для занятий с детьми дома. Предлагаемые игровые упражнения и задания, направлены на закрепление учебного материала, способствуют развитию и коррекции психических функций, повышают познавательный интерес. Данные игры не требуют материальных затрат. Все необходимое для выполнения имеется в каждом доме.

По результатам проведенного опроса, большинство родителей отметили, что их дети с большим желанием посещают детский сад, начали намного лучше понимать потребности детей, улучшился эмоциональный климат в семье.

Таким образом, важным результатом целенаправленной работы с семьей воспитывающей “особого” ребенка явилось то, что родители готовы вместе с ребенком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплоченной, а родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.

В.А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с чувством успеха; чувство успеха должно быть не только в конце, но и в начале действия.

Перспективный план работы с родителями. Группа для детей с ЗПР

ирина чумаченко
Перспективный план работы с родителями. Группа для детей с ЗПР

Для работы с родителямиопределили следующую цель:

Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

– повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

– выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

– содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

– способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Название мероприятия Цель проведения мероприятия

«Уголка для родителей» Распространение педагогических знаний среди родителей.

Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.

Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей» Профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 года жизни». Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей.

«Чего вы ждете от детского сада в этом году» Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада со семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада

Групповое родительское собрание Знакомство родителей с правилами посещения детского сада; с задачами воспитания на учебный год; с психологическими и возрастными особенностями детей; с новыми стандартами образования ФГОС; напомнить о посещении детей ДОУ без уважительной причины.

Выбор родительского комитета группы.

Фотовыставка, посвященная Дню пожилых людей. Привлечь родителей к организации совместной с детьми фотовыставки. Дать возможность проявить творчество, заинтересованность к данной теме. Воспитывать в своей семье уважение к пожилому поколению.

«Игрушки для дошколят» Распространение педагогических знаний среди родителей.

Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

Совместная работа детей и родителей «Осень золотая». Родителям совместно с детьми интересно оформить осеннюю поделку используя природный материал

Папка-передвижка «Осень в гости к нам пришла». Познакомить родителей с играми в осенний период, стихами, загадками, пословицами об осени.

Папка-передвижка (Здоровьесберегающие технологии) Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д.)

«Ребенок на дороге» Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

«Ребенок и компьютер» Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

«Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»

(Пополнение сюжетно- ролевых игр в группе пособиями) Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно-ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах.

Фоторамка: «Портрет моей мамочки» ко Дню матери. Порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками, стенгазетой. Приобщение пап к работе группы, трудовому,этическому воспитанию детей.

Проект «Бабушкины сказки» Привлечь родителей к проектной деятельности.

– развивать интерес ребёнка к русскому фольклору, ознакомление с русскими народными сказками;

– совместно с родителями провести театрализованные мастерские, привлечь родителей к оформлению книг иллюстрированных вместе с детьми;

– привлечь родителей к театрализованной деятельности детей.

Консультация «Как организовать выходной день с ребенком”. Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе.

День добрых дел

«Наши меньшие друзья!»

(Изготовление кормушек) Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Конкурс творческих семейных работ

«Ёлочная игрушка» Привлечение родителей к работе детского сада.

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Новогодний утренник Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке! Развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом.

Круглый стол «Воспитываем добротой» Родительский форум «Поговорим о нравственности»(участие психолога) Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому.

Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать». “Как правильно общаться с детьми”. Продолжаем знакомить родителей с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности.

Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…» Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.

«Лучше папы друга нет» Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка.

Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием здоровьсберегающих технологий

Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества

“Наши замечательные папы”

Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам.

Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр» Дать углублённые знания о математических развивающих играх, презентация воспитателем авторского перспективного плана по совместной деятельности с детьми, приглашение на кружок.

«Мама, мамочка, мамуля» Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

«День 8 марта» Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам Привлечь родителей поделиться своим любимым рецептом к женскому празднику и ярко оформить, иллюстрируя этот рецепт

«Первый раз в театр» Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании у детей культуры поведения.

Театрализованное представление «Сказка для всех!» Продолжать приобщать семьи к театру, развивать желание поучаствовать в совместной театральной деятельности. Воспитывать активность и любовь к театру.

День открытых дверей для родителей. Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу.

День смеха Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.

«Малыши-крепыши» Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

Групповое родительское собрание Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.

Анкетирование «По результатам года» Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году.

Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду.

Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год.

«Опасности подстерегающие вас летом» Довести до сведения родителей о важности безопасного поведения у дошкольников в быту и на природе в летнее время.

Семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Перспективный план работы с родителями детей средней группы Для работы с родителями определили следующую цель: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения,.

Положение о родительском клубе «Знатоки правил дорожного движения» ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «ЗНАТОКИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» 1 Общие положения: 1.1 Клуб создан с целью установления сотрудничества.

Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития в детском саду компенсирующего вида
статья на тему

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях. . И результат – утрата так необходимых детям этого возраста теплых, защищающих их контактов с самыми близкими людьми, эмоциональная отчужденность детей от родителей, избегание контроля своего поведения со стороны отца и матери.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями можно, используя эффективные формы работы с родителями воспитанников детского сада компенсирующего вида.

Скачать:

Вложение Размер
formy_raboty_s_roditelyami_detey_s_zaderzhkoy_psihicheskogo.ppt.doc 161.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад компенсирующего вида № 26 «Солнышко»

Быть другом своих детей значительно труднее,

чем прокормить и одеть их”.

Большинство детей с задержкой психического развития воспитывается в семьях, имеющих неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, жесткое обращение с ними и т.д.). Характерная для реальных повседневных жизненных ситуаций обстановка нестабильности, тревоги, отсутствия уверенности в завтрашнем дне только усугубляет проблемы семьи и детства. Вместе с тем ученые особо отмечают роль психологического климата в семье для преодоления психической задержки, обеспечения психофизического здоровья ребенка.

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях. Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований как нормально развивающемуся и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми. Их результат – утрата так необходимых детям этого возраста теплых, защищающих их контактов с самыми близкими людьми, эмоциональная отчужденность детей от родителей, избегание контроля своего поведения со стороны отца и матери.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада очень непросто.

Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству для максимальной помощи ребёнку. Начинать необходимо с анализа социального состава родите лей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образова тельные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и оздоровления, коррекции, развития, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать кон сультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребен ком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выстав ку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, нера ботающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правиль ного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя — выде лить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками вос питателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении празд ников, конкурсов, выставок и т.п.

Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В условиях специального детского сада для детей с ЗПР перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т.к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и родители.

Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями:

  1. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитан ника;
  2. объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;
  3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Содержание работы учитывает трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников. Это предполагает использование принципов взаимодействия с родителями:

1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,

2. корректность при общении с семьёй,

3. тщательное планирование действий педагогов,

4. индивидуальный подход,

5. сотрудничество, а не наставничество,

Рассмотрим направления взаимодействия с семьями воспитанников.

  1. Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников детского сада. (Обеспечивает администрация и уполномоченное лицо по правам ребенка)
  2. Просветительско – разъяснительная работа с родителями до начала посещения ребёнком детского сада. (Реализуют педагоги и администрация).
  3. Оказание психолого – педагогической поддержки семьям детей, посещающих детский сад:

– психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей,

– психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях.

– пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний.

– обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям. (Реализуют психолог, учителя – дефектологи, логопеды).

В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы.

Формы взаимодействия с семьёй.

Основные формы организации психолого-педагогической помощи в специальном детском саду – это

  1. Коллективные формы взаимодействия;
  2. Индивидуальные формы работы с семьёй;
  3. Формы наглядного информационного обеспечения.

Коллективные формы взаимодействия.

  1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.

– информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;

– решение организационных вопросов;

– информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

  1. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже четырех раз в год и по мере необходимости.

-обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

– сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;

-решение текущих организационных вопросов.

  1. «День открытых дверей». Проводится администрацией ДОУ в октябре и апреле для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году.

– знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы.

– демонстрация динамики развития детей.

  1. Тематические занятия «Клуба заботливых родителей». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами детского сада один раз в месяц.

– тематические доклады; мастер-классы, семинары; тренинги; круглые столы и т. д.

5. Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений .

Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги учреждения с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьёй.

  1. Анкетирование и опросы . Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

– сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;

– определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

– определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

– выявление мнения родителей о работе детского сада.

  1. Беседы и консультации специалистов .

– оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

– оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Почта Доверия)

Задача: оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения.

4 .«Родительский час». Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».

  1. Приём врача – невролога.

Проводится врачом во взаимосвязи с логопедами, дефектологами, психологом, медсестрой по массажу.

– контроль над здоровьем детей,

– проведение мониторинга оздоровления, коррекции и развития детей .

Формы наглядного информационного обеспечения.

  1. Информационные стенды и тематические выставки . Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

– информирование родителей об организации и содержании коррекционно – образовательной работы в учреждении;

– пропаганда психолого – педагогических знаний.

2. Выставки детских работ . Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы.

– ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

– привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.

3. Открытые занятия специалистов и воспитателей . Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.

– создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

– обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.

  1. защита семейных проектов,
  2. участие родителей в творческих конкурсах,
  3. массовых мероприятиях детского сада,
  4. выставках родительских работ по изодеятельности,
  5. презентация детского сада,
  6. “Дни добрых дел” – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно развивающей среды в группе
  7. посещение семьи ребенка по запросам социальных служб с целью изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания,
  8. информация о детском саде на сайте в Интернете.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития

На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п.

Программа развития МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 1

Программа развития направлена на возможность учреждения стать конкуретноспособным на рынке образовательных услуг. .

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями дошкольников с задержкой психического развития»

Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада вос.

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду»

Анкета – это быстрый и удобный способ получить понятные ответы на важные однотипные вопросы. Для того чтобы общение с каждой семьей не затягивалось надолго, педагоги и администрация детских садо.

Формы работы с родителями и детьми по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. В детском саду жизнь детей н.

Планирование работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ЗПР

В последние годы резко возрос интерес к проблеме семьи как среди специалистов (психологов, педагогов и др.), так и в обществе в целом. Основанием для этого послужили такие явления, как дестабилизация семьи; рост числа неполных семей; увеличение числа детей-сирот при живых родителях; рост правонарушений среди несовершеннолетних; снижение рождаемости; проблемы взаимоотношения родителей и детей; увеличение случаев алкоголизма, наркомании, токсикомании и проституции среди молодежи, рост числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, поведении; усложнение психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, рост его потребностей, которые в большинстве своем формируются в семье. Кроме того, меняется и сам субъект процесса социализации (воспитания и обучения) – ребенок. Он становится все более информированным и развитым. Поэтому руководство его духовным и нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых, синтеза усилий всех социокультурных институтов. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, на повышение психолого-педагогической компетенции и культуры родителей, культивирование взаимопонимания в семьях, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Что касается оказания помощи семье в целом в России, то психокоррекционная помощь представлена системой здравоохранения: отделениями психологической помощи при центрах психического здоровья, консультациями детских психиатров, дефектологов (логопедов, олигофрено-педагогов, медицинских психологов), а также службой ПМПК. Что касается системы образования, в частности школьного, помощь ограничивается лишь посещением детей классов коррекционно-развивающего обучения /Л.М. Шипицина, 1999/.

В то же время в специальной психологии семья как объект исследования изучена крайне мало. Например, анализ работ, опубликованных за последние 10 лет (с 1993-2003 гг.) в журнале «Дефектология», показывает, что вопросам семьи посвящены 22 статьи. Из них семья была объектом исследования лишь в 13 научных статьях. Остальные материалы подготовлены авторами в качестве советов и консультаций для родителей и педагогов по вопросам семейного воспитания. Из 13 работ, посвященных научному изучению семьи, только в 8 подверглась исследованию семья учащихся с отклонениями в развитии.

Большое внимание уделяется научному изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именно со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Рассмотрен психологический климат семей, разработаны коррекционные меры, предназначенные для реализации конкретной помощи семьям. В настоящее время известны серьезные работы, например, Е.М. Мастюковой /1992/, А.Р. Маллер /1996/, О.Н. Усановой /1995/, В.В. Ткачевой /2000/ освещающие проблемы таких детей и их родителей.

В литературе уделяется внимание семьям, имеющим аутичных детей (Е.Р. Баенская, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина), рассматриваются основные проблемы воспитания, описываются способы обучения родителей методам коррекционной работы с аутичным ребенком. Например, Е.Р. Баенская /2004/ анализирует основные проблемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком дошкольного возраста: трудности организации ребенка, обусловленные его быстрой истощаемостью; проблемы привлечения внимания; отсутствие постоянной реакции на обращение; особенности речевого и моторного развития; невыраженность подражания; отсутствие или слабость эмоциональной привязанности. Е.К. Лютова /2004/ предлагает конкретные приемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком: семейное чтение, совместное рисование, создание семейных ритуалов и т.д. Г.Б. Монина /2004/ предлагает рекомендации родителям по первоочередным направлениям коррекционной работы с аутичным ребенком.

В научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими «проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Морозова, Т.Н. Волковская).

Так, Г.А Мишина /2001/ рассматривает формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. Она предлагает следующие формы организации: консультативно-рекомендательную; лекционно-просветительскую; организацию «круглых столов», родительских конференций; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия.

В работе с семьями Г.А. Мишина использует следующие принципы:

1) принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;

2) принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т.д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;

3) принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Г.А. Мишина пишет: «Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера по коррекционному процессу» /2001, с.61/. Точно также отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно-ориентированной педагогики – на уровне глаз ребенка, используя прием «глаза в глаза»;

4) принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе – принцип решения задач через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. «Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, – пишет Г.А. Мишина, – то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, снять повышенное возбуждение). Специалист не должен им говорить: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями» /2001, с.62/;

5) принцип ведущей деятельности. Необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и дефектолога).

Т.Н. Волковской /1999, с.66-68/ представлены возможные способы организации и содержание работы с родителями. По ее данным, самыми продуктивными формами работы с семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности, индивидуальное консультирование.

Среди форм индивидуального воздействия наиболее эффективными оказались следующие:

– совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы детей;

– анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;

– индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.

Групповые формы работы представлены у Т.Н. Волковской семинарами-практикумами, которые способствуют овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками.

В.В. Ткачева /2000/ также рассматривает работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Она разработала методику психолого-педагогической помощи родителям, в которой выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики); психологическое (коррекция родительских установок, которая представлена индивидуальной и групповой формами).

Мать ребенка с отклонениями в развитии обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

Е.А. Екжанова /2005/ рассматривает групповые и индивидуальные формы работы с родителями, имеющими детей с задержкой психического развития. «Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы, – пишет Е.А. Екжанова» /2005, с.201/. Существенную помощь родителям оказывают индивидуальные консультации. Хорошо зарекомендовали себя, по мнению Е.А. Екжановой, такие активные формы работы с родителями, как семинары-практикумы, тематические консультации, психологические тренинги и другие.

Кроме того, некоторые авторы (М.М. Безруких /1991/, С.Г. Шевченко /1998/, Е.Р. Смирнова /1999/ и др.) указывают на необходимость разработки специальных мер, направленных на реабилитацию данной категории лиц, а в рамках коррекции предлагается консультирование родителей специалистами различных профилей (психологами, педагогами, врачами).

В заключение следует сказать, что, по данным Я.В. Крючевой /2004/, содержание психологической помощи родителям, имеющих детей с ЗПР, должно представлять собой совокупность трех компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и праксического.

Когнитивный компонент просвещения должен включать в себя знание основных закономерностей общего и специфического в психическом развитии нормального ребенка и ребенка с ЗПР, психологических особенностей детей с ЗПР, их типологий, содержания потребностей, мотивов и интересов, целостности функционального развития и отдельных сторон его психической организации – интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностно-мотивационной, коммуникативно-деятельностной. О когнитивном компоненте помощи можно судить по наличию и степени владения знаниями.

В содержание эмоционально-мотивационного компонента помощи входят, по мнению Я.В. Крючевой /2004/, адекватное отношение родителей к своему ребенку с ЗПР и нарушениям в его развитии, осознание ответственности за него, стремление помочь ему актуализировать свой внутренний потенциал. О сформированности эмоционально-мотивационного компонента работы с родителями свидетельствуют степень принятия ребенка, проявление стремления оказывать ему помощь и заинтересованность в создании психологически благоприятной атмосферы в семье.

Праксический компонент психологической помощи предполагает владение родителями такими способами организации совместной деятельности, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Список литературы:
1. Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушении раннего эмоционального развития. – М.: Экзамен, 2004. – 127с.
2. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991. – 176с.
3. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология. 1999. №4. – С.66-68.
4. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2005. – 272с.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аудичными детьми. – М.: Речь, 2004. – 136с.
6. Маллер А.Р.Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 1996. – 163с.
7. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 1992. – 95с.
8. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста – дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. // Дефектология. 2001. №1. – С.60-64.
9. Психолого-медико-педагогическая консультация. / Под ред. Шипициной Л.М. – СПб., 1999. – 202с.
10. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. / Школа. 1999. №1. – С.35-37.
Крючева Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: Автореф.. дис. канд. пед. наук. – М., 2004. – 33с.
11. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 2000. – 64с.
12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995. – 207с.
13. Шевченко С. Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР. // Дефектология. 1998. №5. – С.16-21.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АОП НОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АОП НОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Белозерова Нина Николаевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

г. Череповец

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя могут

дать детям большое человеческоесчастье»

(В. А. Сухомлинский)

Дети с задержкой психического развития различного генеза составляют самую крупную группу в среде детей с ограниченными возможностями в обучении. Успех возможен при комплексном подходе к нивелированию задержки, где, кроме медикаментозных мер велико значение педагогических воздействий на ребёнка и школа должна занимать здесь свою нишу, свойственную только ей, выполнять свою часть реабилитационных мероприятий.

Одним из основных направлений в работе с особыми детьми является коррекционно-развивающее сопровождение процесса обучения и воспитания.

Целью коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, по возможности, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

В своей работе я бы хотела осветить консультативно- просветительское направление, а точнее формы работы с родителями детей обучающихся по АОП НОО для детей с ЗПР (из опыта работы)

Самой оптимальной формой работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное или групповое консультирование. Задача первого этапа работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями. Например, за круглым столом, где коллективно обсуждаются вопросы общего характера в образовании в индивидуальной форме применительно конкретного класса.

В начале первого года обучения детей в классе была проведена коллективная беседа, в ходе которой обсуждались вопросы: обучение ребенка в школе, их права и обязанности, требования к учебному процессу со стороны учителя и родителей.

Второй этап проводился по итогам всестороннего обследования ребенка, в данном случае изучение документации (педагогической и медицинской).

На этом этапе ставились следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка. Здесь использовались индивидуальные беседы с родителями каждого ребенка.

Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия я считаю и применяю: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения.

Далее я проводила диагностико- аналитическую работу, используя метод анкетирования, который позволил мне выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями.

Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье, поэтому для отдельных семей, которые в ходе предыдущих этапов работы «обратили на себя внимание» я применила другую эффективную форму индивидуальной работы педагога с родителями- посещение семьи.

Основной целью визита было познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. А главное можно узнать в какой социальной среде воспитывается ребенок, но и посмотреть бытовые условия его пребывания, сделать выводы.

Для себя всю вышеперечисленную работу, я обозначила подготовительной.

Я поговорила с представителями каждой семьи, обобщила собранную информацию и приступила к основной, которая ведется на протяжении всех лет обучения детей в классе в начальном звене.

И здесь оказалось, что основной формой работы осталось консультирование и индивидуальные беседы с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводились для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствовали созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогали, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждали родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

И здесь нужно отметить, что в общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»

Еще одной из форм работы с родителями стала переписка- письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей и через электронную почту. В первом случае- это извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главным условием переписки — доброжелательный тон, радость общения. Во втором случае родители сами проявили инициативу, а точнее создали группу класса в интернете, сами ее оформили и до сих пор там идет «бурное общение», обсуждение насущных вопросов обучения и воспитания, просьбы о помощи, отклики, замечания, рассуждения и т.п. Создание группы позволило применить еще несколько форм работы- это демонстрацию родителям фото фрагментов занятий в школе, отчеты по посещению детьми мероприятий разных направлений, экскурсий в музеи, демонстрацию наградных материалов в ходе индивидуальных и совместных трудов родителей и детей в конкурсах и домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

Также продуктивной формой работы считаю проведение совместных занятий: ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода. Но данная форма не достаточно активная, т.к. время рабочего дня родителей и обучения детей совпадают.

В последнее время очень активными формами взаимодействия родителей и учителя стали родительские собрания и совместные досуговые мероприятия.

Родительское собрание- одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Хорошо, когда родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Приятно наблюдать, что с годами, приходя на собрания, родители снимают верхнюю одежду, готовят блокноты и ручки для записи, тем самым демонстрируют не только заинтересованность, но и факт, что они пришли не для «галочки» и чтобы поскорей уйти.

С самого начала я старалась проводить родительские собрания не в форме отчета, проговаривания информации, но и тематических мероприятий. Самыми удачными считаю: родительское собрание « Здоровьесберегающие технологии для наших детей», где по методу критического мышления Эдварда Де Боно «Шести шляп» родители работали в группах в шляпе определенного цвета и соответственно с определенной целью, искали плюсы и минусы технологий, применяющихся при обучении их детей. По окончанию работы сами предлагали известные им здоровьесберегающие технологии, которые по их мнению нужны их детям, делились впечатлениями и пожеланиями использовать их при выполнении домашней работы. Также родителям понравилась тема «Нехимические виды зависимости», в ходе которой все родители приняли очень активное участие.

Совместные досуговые мероприятия повышают активность родителей при подготовке детей. В моей работе в данном классе, по мнению родителей, считаются внеклассное мероприятие «Рождественские встречи», после которого родители от детей узнали неизвестные им факты празднования, традиций православия и получили в подарок небольшие сувениры- ангелочки, сделанные руками детей и музыкальный праздник «Мамины глаза», в ходе которого родители открыли для себя ранее неизвестные им таланты детей, поучаствовали в конкурсах как индивидуально, так и совместно с детьми. В знак благодарности родители детям написали коллективную благодарственное письмо, после чего детки долго гордились!.

Эффект от подобных мероприятий высочайший: родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители ; сам ребенок получает возможность социального общения и может себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что работа с родителями детей, а особенно детей обучающихся по АОП НОО для детей с ЗПР очень важный момент в обучении и воспитании ребенка. Да она трудоемкая, занимает при подготовке много времени, не всегда результативная, но важная и значимая для обеих сторон.

Свое выступление хочется закончить высказыванием Ш. Амонашвили «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру». И если в семье ребенок рождается «особенным» – это не наказание, а в какой-то степени испытание, которое помочь пройти родителям должны мы – педагоги, учителя…

Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Шк. Пресс, 1994. – 416 с.

Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семья М,Просвещение, 1995. – 55 с.

Дульнев Г.М. Учебно – воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 2004. – 176 с.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Пед. общ-во России. 2000. – 304

Образование родителей и школа: Учеб.- метод. Пособие / Под ред. С.И. Петреевской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 120 с.

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ЗПР

Для того, чтобы родители знали, как помочь своим детям с ЗПР, специалисты предоставляют рекомендации, позволяющие максимально полезно проводить время совместно, выстраивать режим дня.

Ребята с диагнозом задержка психического развития – особые. Требуют повышенного внимания, умения с ними общаться, правильно выстраивать работу для облегчения состояния. Помочь малышу могут не только специалисты в специальных учебных заведениях, но и близкие люди, в первую очередь, родители.

Следование рекомендациям родителям по воспитанию детей с ЗПР необходимо для прогрессивного улучшения состояния ребенка, скорейшей полной реабилитации, снятии диагноза.

Рекомендации психолога детям с ЗПР

Успешность коррекционной работы, адаптация ребенка к социуму, учебным заведениям, своим возможностям, последующее выравнивание темпа психического развития, зависит от совместной работы не только специалистов: психолога, невролога, дефектолога, логопеда, но и от родителей.

Желание взрослых родственников помочь малышу является главной движущей силой на пути к выздоровлению.

Важно соблюдать рекомендации психолога по воспитанию детей с ЗПР для родителей:

  • Учитывайте, что у ребенка слабая память, внимание, отстают мыслительные процессы. Из-за этого трудно понимать, запоминать даже простую информацию, ему требуется постоянное системное повторение. Регулярно интересуйтесь, что нового он узнал в детском саду, а потом повторяйте это вместе. В младших классах школы повторяйте дома пройденный на уроках материал, закрепляйте навыки совместным выполнением домашнего задания.

  • Помощь в обучении должна носить своевременный характер. Не выполняйте задание за ребенка, даже если он испытывает какие-либо трудности. Лучше еще раз разберите с ним теоретический материал, а потом заново предоставьте возможность выполнить работу самостоятельно.
  • Заранее определите, кто будет заниматься с ребенком, выполнять задания дефектолога, психолога, учителя. Для лучшего результата это должен быть один и тот же человек.
  • Время занятий должно быть твердо закреплено за конкретным часом в режиме дня. Системность дисциплинирует ребенка, помогает лучше усваивать знания.

  • Используйте яркие наглядные и интерактивные материалы.
  • Уделяйте внимание не скорости, а качеству выполнения задания.
  • Продолжительность занятий у младшего школьника не должна превышать 1 час с учетом смены деятельности. У дошкольников время сокращено до 30 минут.
  • Получив задание, убедитесь, что вам все понятно. Это важно, чтобы не запутать малыша при выполнении.
  • Занятия должны быть ежедневными.
  • Периодически проводите закрепление нового материала во время прогулок или игр в виде простых вопросов в формате диалогов.
  • Не требуйте с малыша то, чего он еще не знает.
  • Хвалите за малейшие успехи. Так как развитие идет не очень быстрыми темпами, успехи не так заметны. Тем более ценны. Получая одобрение, ребята мотивируются на дальнейший прогресс.
  • Сохраняйте максимально доброжелательную атмосферу. Малыш не должен быть свидетелем потенциально опасных для его психики событий. В том числе ссор между родителями.

Советы дефектолога родителям детей с ЗПР

Один из основных специалистов, работающий с детьми с ЗПР, это – дефектолог, поэтому к его рекомендациям необходимо прислушиваться. Советы помогут устранить проблемы в речи, познавательной деятельности.

  • Постоянно разговаривайте. Во время любого дела, самостоятельного или общего, ведите диалог о том, что видите вокруг и о том, что делает он или другие люди. Постоянная речевая практика способствует развитию навыка речи, расширению словарного запаса, запоминанию информации о окружающем мире.
  • Выдерживайте спокойный тон, среднюю скорость, выделяйте интонацией важное.

  • Говорите правильно, не коверкайте формы слов. Стройте предложения на одно-два слова длиннее, чем ребенок. А усложняйте их только после того, как малыш перейдет на более сложную для него конструкцию.
  • Задавайте вопросы, требующие развернутого ответа. Если ребенок затрудняется в ответе, стройте вопрос как выбор из нескольких вариантов с использованием слова «или».
  • Выдерживайте паузу после вопроса, давая ребенку время подумать над ответом.

  • Вслушивайтесь в окружающие звуки, определяйте их происхождение вместе. Превратите это в игру.
  • Рассказывайте короткие занятные истории, а затем просите ребенка их пересказать. Если это не получается, помогайте ему, задавая наводящие вопросы. Это можно превратить в семейную игру. Мама рассказывает историю, а папа или другой родственник просят пересказать ее им.
  • Работайте вместе с профессионалами. Результатов можно добиться, совмещая занятия со специалистами и закрепление нового дома.
  • Проявляйте терпение, не раздражайтесь, ведь ребенок не виноват в своих проблемах. Не называйте его глупым, не ругайте за медлительность реакций.
  • Найдите единомышленников, воспитывающих малышей с таким же диагнозом. Вместе вам будет легче справляться с психической нагрузкой, разрешать сложные ситуации.
  • Не опекайте чрезмерно. Ребенку необходима самостоятельность, постоянный новый опыт, контакт с нестандартными задачами. Контролируйте, как он с ними справляется, но не делайте это за него.

ЗПР – это диагноз, от которого можно избавиться со временем при усердной работе вместе с профессионалами.

Следуйте советам и рекомендациям для родителей от дефектологов, психологов, логопедов и заметите у детей с ЗПР видимый прогресс.

Список использованной литературы

  1. [Treatment of speechdisorders in preschool children].Shalimov VF et al. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. (2017)
  2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – М.: Ось-89, 2000. – 273 с.
  3. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И. Э. Унт.-М., 1990.- 195 с.
  4. Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование по-лоролевого поведения мальчиков-подростков из неполной семьи / Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 175-178.
  5. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 192 с.
  6. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями // Педагогика. — 2003. — № 1. — С. 21-30.

Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с ЗПР

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

В последние годы резко возрос интерес к проблеме семьи как среди специалистов (психологов, педагогов и др.), так и в обществе в целом. Основанием для этого послужили такие явления, как дестабилизация семьи; рост числа неполных семей; увеличение числа детей-сирот при живых родителях; рост правонарушений среди несовершеннолетних; снижение рождаемости; проблемы взаимоотношения родителей и детей; увеличение случаев алкоголизма, наркомании, токсикомании и проституции среди молодежи, рост числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, поведении; усложнение психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, рост его потребностей, которые в большинстве своем формируются в семье. Кроме того, меняется и сам субъект процесса социализации (воспитания и обучения) – ребенок. Он становится все более информированным и развитым. Поэтому руководство его духовным и нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых, синтеза усилий всех социокультурных институтов. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, на повышение психолого-педагогической компетенции и культуры родителей, культивирование взаимопонимания в семьях, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Что касается оказания помощи семье в целом в России, то психокоррекционная помощь представлена системой здравоохранения: отделениями психологической помощи при центрах психического здоровья, консультациями детских психиатров, дефектологов (логопедов, олигофрено-педагогов, медицинских психологов), а также службой ПМПК. Что касается системы образования, в частности школьного, помощь ограничивается лишь посещением детей классов коррекционно-развивающего обучения /Л.М. Шипицина, 1999/.

В то же время в специальной психологии семья как объект исследования изучена крайне мало. Например, анализ работ, опубликованных за последние 10 лет (с 1993-2003 гг.) в журнале «Дефектология», показывает, что вопросам семьи посвящены 22 статьи. Из них семья была объектом исследования лишь в 13 научных статьях. Остальные материалы подготовлены авторами в качестве советов и консультаций для родителей и педагогов по вопросам семейного воспитания. Из 13 работ, посвященных научному изучению семьи, только в 8 подверглась исследованию семья учащихся с отклонениями в развитии.

Большое внимание уделяется научному изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именно со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Рассмотрен психологический климат семей, разработаны коррекционные меры, предназначенные для реализации конкретной помощи семьям. В настоящее время известны серьезные работы, например, Е.М. Мастюковой /1992/, А.Р. Маллер /1996/, О.Н. Усановой /1995/, В.В. Ткачевой /2000/ освещающие проблемы таких детей и их родителей.

В литературе уделяется внимание семьям, имеющим аутичных детей (Е.Р. Баенская, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина), рассматриваются основные проблемы воспитания, описываются способы обучения родителей методам коррекционной работы с аутичным ребенком. Например, Е.Р. Баенская /2004/ анализирует основные проблемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком дошкольного возраста: трудности организации ребенка, обусловленные его быстрой истощаемостью; проблемы привлечения внимания; отсутствие постоянной реакции на обращение; особенности речевого и моторного развития; невыраженность подражания; отсутствие или слабость эмоциональной привязанности. Е.К. Лютова /2004/ предлагает конкретные приемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком: семейное чтение, совместное рисование, создание семейных ритуалов и т.д. Г.Б. Монина /2004/ предлагает рекомендации родителям по первоочередным направлениям коррекционной работы с аутичным ребенком.

В научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими «проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Морозова, Т.Н. Волковская).

Так, Г.А Мишина /2001/ рассматривает формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. Она предлагает следующие формы организации: консультативно-рекомендательную; лекционно-просветительскую; организацию «круглых столов», родительских конференций; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия.

В работе с семьями Г.А. Мишина использует следующие принципы:

1) принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;

2) принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т.д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;

3) принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Г.А. Мишина пишет: «Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера по коррекционному процессу» /2001, с.61/. Точно также отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно-ориентированной педагогики – на уровне глаз ребенка, используя прием «глаза в глаза»;

4) принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе – принцип решения задач через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. «Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, – пишет Г.А. Мишина, – то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, снять повышенное возбуждение). Специалист не должен им говорить: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями» /2001, с.62/;

5) принцип ведущей деятельности. Необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и дефектолога).

Т.Н. Волковской /1999, с.66-68/ представлены возможные способы организации и содержание работы с родителями. По ее данным, самыми продуктивными формами работы с семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности, индивидуальное консультирование.

Среди форм индивидуального воздействия наиболее эффективными оказались следующие:

– совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы детей;

– анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;

– индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.

Групповые формы работы представлены у Т.Н. Волковской семинарами-практикумами, которые способствуют овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками.

В.В. Ткачева /2000/ также рассматривает работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Она разработала методику психолого-педагогической помощи родителям, в которой выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики); психологическое (коррекция родительских установок, которая представлена индивидуальной и групповой формами).

Мать ребенка с отклонениями в развитии обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

Е.А. Екжанова /2005/ рассматривает групповые и индивидуальные формы работы с родителями, имеющими детей с задержкой психического развития. «Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы, – пишет Е.А. Екжанова» /2005, с.201/. Существенную помощь родителям оказывают индивидуальные консультации. Хорошо зарекомендовали себя, по мнению Е.А. Екжановой, такие активные формы работы с родителями, как семинары-практикумы, тематические консультации, психологические тренинги и другие.

Кроме того, некоторые авторы (М.М. Безруких /1991/, С.Г. Шевченко /1998/, Е.Р. Смирнова /1999/ и др.) указывают на необходимость разработки специальных мер, направленных на реабилитацию данной категории лиц, а в рамках коррекции предлагается консультирование родителей специалистами различных профилей (психологами, педагогами, врачами).

В заключение следует сказать, что, по данным Я.В. Крючевой /2004/, содержание психологической помощи родителям, имеющих детей с ЗПР, должно представлять собой совокупность трех компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и праксического.

Когнитивный компонент просвещения должен включать в себя знание основных закономерностей общего и специфического в психическом развитии нормального ребенка и ребенка с ЗПР, психологических особенностей детей с ЗПР, их типологий, содержания потребностей, мотивов и интересов, целостности функционального развития и отдельных сторон его психической организации – интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностно-мотивационной, коммуникативно-деятельностной. О когнитивном компоненте помощи можно судить по наличию и степени владения знаниями.

В содержание эмоционально-мотивационного компонента помощи входят, по мнению Я.В. Крючевой /2004/, адекватное отношение родителей к своему ребенку с ЗПР и нарушениям в его развитии, осознание ответственности за него, стремление помочь ему актуализировать свой внутренний потенциал. О сформированности эмоционально-мотивационного компонента работы с родителями свидетельствуют степень принятия ребенка, проявление стремления оказывать ему помощь и заинтересованность в создании психологически благоприятной атмосферы в семье.

Праксический компонент психологической помощи предполагает владение родителями такими способами организации совместной деятельности, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Список литературы:
1. Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушении раннего эмоционального развития. – М.: Экзамен, 2004. – 127с.
2. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991. – 176с.
3. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология. 1999. №4. – С.66-68.
4. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2005. – 272с.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аудичными детьми. – М.: Речь, 2004. – 136с.
6. Маллер А.Р.Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 1996. – 163с.
7. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 1992. – 95с.
8. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста – дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. // Дефектология. 2001. №1. – С.60-64.
9. Психолого-медико-педагогическая консультация. / Под ред. Шипициной Л.М. – СПб., 1999. – 202с.
10. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. / Школа. 1999. №1. – С.35-37.
Крючева Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: Автореф.. дис. канд. пед. наук. – М., 2004. – 33с.
11. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 2000. – 64с.
12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995. – 207с.
13. Шевченко С. Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР. // Дефектология. 1998. №5. – С.16-21.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломную работу по данной теме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: