Программа логопедического кружка «Речевичок»
Ирина Синдицкая
Программа логопедического кружка «Речевичок»
«Детский сад № 66 «Белочка»
«___»___2015г.
Программа кружка «Речевичок»
На 2015 – 2016 учебный год
Учитель – логопед Синдицкая И. М.
Пояснительная записка. Полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранны все ее структурные компоненты.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха — фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
К сожалению, у современных детей дошкольного возраста все чаще встречаются недостатки, как структурных компонентов, так и речи в целом, что мешает программному усвоению, а в дальнейшем затрудняет обучение в школе.
Поэтому одной из актуальных проблем в современном образовании является профилактика речевых нарушений,которая реализуется через следующие задачи:
1) развивать речевой аппарат;
2) формировать правильное речевое дыхание;
3) развивать голос и интонацию;
4) развивать фонематические процессы;
5) совершенствовать мелкую моторику;
6) Учить ориентации в пространстве;
7) развивать навыки творческого мышления.
Методы реализации данных задач:
1. Артикуляционные упражнения. Цель упражнений – развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. В течение занятия детям предлагается не более 5 – 6 упражнений. Когда дети начнут выполнять эти упражнения четко, через 2 -3 занятия педагог знакомит их с другим упражнением. Затем постепенно добавляются следующее.
2. Дыхательные упражнения. Целесообразно проводить после артикуляционных упражнений. Цель упражнений – формировать навыки и умения правильного речевого дыхания; отрабатывать длительный выдох.
3. Развитие речевого голоса и интонации. Цель упражнений – научить детей пользоваться свойствами голоса и интонации, изменять тембр, темп, ритм речи, выделять ударные слоги.
4. Развитие фонематических процессов.
Цель упражнений – развитие слухового восприятия, фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематической памяти, внимания, способности к его переключению и. п.
5. Совершенствование мелкой моторики.
Цель упражнений – благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений, укрепление мелкой моторики.
6. Обучение ориентации в пространстве.
Цель упражнений – учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле, а также развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
7. Развитие навыков творческого и креативного мышления.
Цель упражнений – развитие зрительного внимания, памяти, формирование интеллектуальных умений, творческого мышления детей как необходимой работы по формированию предпосылок к обучению в школе, в т. ч. навыков развернутого высказывания.
Программапостроена в соответствии с принципами:
1. Концентрическим – это означает, что ознакомление детей с определенной областью знаний от этапа к этапу усложняются, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи;
2. Принцип единства диагностики коррекции развития неразрывности речевого и психологического развития ребенка.
Определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка, а именно состоянием эмоционально – волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает развитие всех речевых компонентов, в работе это реализуется параллельным воздействием на словарь, фонематику, грамматический строй, так чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.
– принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошоизвестного к неизвестному);
– принцип индивидуализации и гуманизма.
– принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5- 7 лет
– принцип взаимосвязи в логопедической деятельности с продуктивными видами деятельности;
– принцип интеграции различных видов деятельности с изобразительным искусством и художественной деятельностью;
– принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности, воспитание думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего человека;
– принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.
улучшение произношения отдельных звуков,
дифференциация звуков речи,
различение звукового состава слов,
выделение ударного слога,
укрепление мелкой моторики,
развитие ориентации в пространстве, в собственном теле,
организация устных, по возможности, развернутых высказываний детей.
Структура и содержание занятий.
Каждое занятие состоит из двух частей.
I часть направлена на профилактику речевых нарушений, II часть – на формирование творческого мышления, развитие ориентации в пространстве, совершенствование мелкой моторики.
Общая продолжительность занятия – 30 минут.
I часть занятия состоит из следующих этапов (16 мин.):
упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений(2 мин.);
артикуляционные упражнения (4 мин.);
дыхательные упражнения (3 мин.);
развитие речевого голоса и интонации(3 мин.);
развитие фонематических процессов(4 мин.).
II часть занятия состоит из следующих этапов(14мин.):
совершенствование мелкой моторики(3мин.);
развитие ориентации в пространстве(4мин.);
развитие навыков творческого мышления(7мин.)
Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данной работе мы ограничиваемся приведением кратких конспектов в соответствии с вышеизложенным содержанием занятий.
Все предлагаемые занятия направлены на развитие и реализацию возможностей каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала.
Для развития организационных умений детей и контроля ими своих действий на занятии используют песочные часы, что организует, направляет, стимулирует деятельность ребенка при выполнении каждого задания. (На данных занятиях рекомендуем использовать песочные часы на 10 мин, 2 мин, 1 мин.)
Полноценная реализация всего комплекса занятий возможна только при эффективном взаимодействии педагога и ребенка, которое должно быть положительно-стимулирующим зарядом эмоцио- нально-интеллектуальной сферы ребенка.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми.
На протяжении всех занятий педагог подбадривает детей, хвалит их, вселяет в них уверенность, радуется успехам каждого ребенка. Не забывает о словах-формулах этикета и учит этому детей.
«Детский сад № 66 «Белочка»
«___»___2015г.
План работы кружка на 2014-2015 учебный год
Этап Мероприятия Сроки проведения
Диагностический 1. Проведение логопедической диагностики.
Первая неделя сентября
Последняя неделя мая
Прогностический 1. Определение целей и задач.
2. Разработка программы: содержания, плана работы, тем и конспектов занятий.
3. Прогнозирование результатов. Вторая неделя сентября
Практический 1. Проведение занятий.
2. Формирование методического комплекса.
3. Корректировка работы. С 15 сентября по 15 мая
Обобщающий 1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы.
3. Проведение итогового открытого занятия. Май
Внедренческий Распространение опыта работы:
1. Проведение открытого занятия для родителей.
2. Публикауия методических разработок, статей учителем – логопедом. 2015-2016 г.
«Детский сад № 66 «Белочка»
«___»___2015г.
Календарно – тематическое планирование кружка на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков “Речевичок”
Разделы: Логопедия
Данная рабочая программа является бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.
Занимательный подбор тем в игровой форме делает дополнительные логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Комплексный подход в процессе коррекции звуков позволяет развивать навыки фонетического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.
Кружковая логопедическая работа облегчает учителю-логопеду подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Дополнительная коррекционная работа помогает легко овладеть методами и приёмами звукопроизношения, родителям и детям, нуждающихся в логопедической помощи.
Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Рабочая программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, при активном участии родителей.
Цели рабочей программы:
Задачи рабочей программы способствуют:
Структура и формирование дополнительного образования в рамках логопедического кружка “Речевичок”:
- продолжительность занятий – 25 минут;
- периодичность занятий – 1 раз в неделю;
- схема организации занятий.
Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:
- дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);
- затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);
- открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);
- воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);
- повторение и развивающее задание (3-4 мин.);
- итог занятия (2 мин.)
Контроль учёт знаний и умений. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:
- чистота звукопроизношения;
- автоматизация звуков в речи;
- умение строить предложения;
- умение произносить монолог, чётко высказываться;
- умение вступать в диалог.
Виды контроля и мониторинг:
Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);
Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;
Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.
Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:
Продуктивная деятельность организации детей:
- пальчиковый театр,
- развлечение с родителями “Мой весёлый язычок”,
- игра-инсценировка “Кто лишний и почему?”,
- открытый показ кружкового занятия по теме “Слова синонимы, антонимы”,
- конкурс чтецов,
- выступление – рассказывание по ролям,
- концерт для работников детского сада и родителей.
Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшей группы в рамках дополнительного образования.
Ключевые речевые качества:
- чистота звукопроизношения,
- автоматизация звуков в речи,
- умение строить предложение,
- умение произносить монолог, чётко высказываться,
- умение вступать в диалог.
Результаты обследования ключевых речевых качеств до начала занятий и после окончания занятий в рамках дополнительного образования:
Календарно-тематическое планирование рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков “Речевичок”.
Месяц, тема. | Содержание. | Контроль и учёт коррекционного воздействия. |
Сентябрь. |
-Освоить различные движения пальцами рук.
Игра “Собери бусинки в нужные коробочки”.
-Уметь расслаблять язык.
-Чередовать движения губ и языка.
Сказка “Как язычок ходил гулять в лес”.
-Отрабатывать силу голоса.
Игра “Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков”.
-Угадывание предметов по загадке-описанию.
Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).
-Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
Развлечение “Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки”
-Уточнение названий геометрических фигур и цвета.
Аппликация с геометрическими фигурами.
-Составление рассказа по сюжетной картине.
-Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.
-Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.
Рассказывание по ролям.
Прослушивание сказок и текстов.
-В слогах (прямых, обратных, стечениях);
-В предложениях, скороговорках;
-В стихотворных текстах;
Запомни и повтори ряд слогов.
Задание – подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.
Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.
Программа кружка по развитию речи «Речевичок» Программа дополнительного образования детей
МКДОУ- детский сад «Лучик»
Программа кружка
по развитию речи
Программа дополнительного образования детей
Руководитель: Швенк Е.В.
«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить»
К.С. Станиславский
Цель кружка: развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; содействие развитию речи детей, усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Задачи кружка:
• формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;
• формировать лексико-грамматический строй речи;
• формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;
• формировать познавательную активность детей;
• совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление;
• обучать навыкам эффективной коммуникации.
Программа кружка по развитию речи «Речевичок» разработана для детей в возрасте от 5 лет до 7 лет с нарушениями речи.
Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.
В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.
В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением
В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.
В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.
В «Речь с движением»: заучивание и рассказывание стишков, потешек, загадок, рифмовок с одновременным выполнением действий.
Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.
Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, это в свою очередь повышает результативность занятий.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.).
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Учитывается интеграция следующих областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.
Планирование работы логопедического кружка ‘Речевичок’ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Пояснительная записка
По мнению ученых, связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. А у детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно, творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом, чаще не сформировано.
Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.
Одна из интереснейших форм работы учителя- логопеда с дошкольниками с ОНР в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и с педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение, фантазию.
Огромную роль в становлении детского словесного творчества играет восприятие произведений художественной литературы и устного народного творчества, наблюдения в природе и накопление художественного опыта в продуктивных видах деятельности.
Программа кружка по развитию словесного творчества детей 6-7 лет с ОНР «Речевичок» базируется на программе «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой, авторской программе О. С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников».
Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей дошкольного возраста, которая создает потребности и возможности детского творчества. Создание кружка словесного творчества способствует развитию творческого потенциала детей с ОНР.
Основной целью создания и работы нашего кружка «Речевичок» является развитие связной речи у детей с ОНР, в частности творческого рассказывания, используя сказочный сюжет и продуктивные виды деятельности. Детям предлагается придумывать сказочные сюжеты со сказочными героями, которых они будут сами создавать из различных материалов, порой самых необычных.
- Воспитывать у детей с ОНР интерес и бережное отношение к языковому богатству и умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве.
- Создать благоприятные условия для активизации словесного творчества.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, самостоятельность мышления детей с ОНР.
Программа по развитию словесного творчества состоит из следующих направлений:
- Речевое развитие ребенка с речевым недоразвитием;
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое воспитание;
- активизация влияния семейного воспитания;
- проведение выставок творческих работ.
Программа рассчитана на один год обучения детей 6-7 лет.
- подготовительная к школе группа – 30 мин. 1 раз в неделю.
Основные формы кружковой работы – тематические, интегрированные занятия, в них включены: беседы, чтение, заучивание стихотворных тестов, словесные и творческие игры, подвижные игры, психогимнастика, упражнения для развития интонационной выразительности речи, инсценировка сказок, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
Ожидаемые результаты:
- развитие связной речи, творческого рассказывания, обогащение словаря, правильно оформленная в грамматическом отношении речь;
- формирование социальной и культурной компетентности;
- развитие творческих способностей детей.
Критерии результативности обучения:
Результативность работы кружка отмечается при проведении мониторинга уровня общего и речевого развития детей.
Список использованной литературы:
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С.- Пб, «Детство-пресс», 2005.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М., Издательство «ГНОМ», 2013.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп – топ Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. М., Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
Программа логопедического кружка “Речевичок”
Рабочая программа логопедического кружка для обучающихся 3 коррекциооных классов разработана в помощь для учителей-логопедов.
Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического кружка “Речевичок”»
Программа логопедического кружка «Речевичок»
Разработала:
Евдокимова Юлия Сергеевна,
учитель-логопед МАОУ «ООШ №13»
г. Соликамск, Пермский край
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА “РЕЧЕВИЧОК”
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ
Пояснительная записка
Связная речь ребенка характеризуется: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объём и характер высказывания, подбирает языковой материал).
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного её восприятия, что возможно при достаточно высоком умственном и речевом развитии.
Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, с уверенностью можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладения правильным чтением и грамотным письмом.
Наиболее распространенными ошибками на уровне связного текста являются нарушения структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных семантических связей, на синтаксическом уровне – пропуски значимых элементов, искажения структуры предложений.
Связная речь является фундаментом для полноценного формирования письменной речи, а если письменная речь строится на дефектном фундаменте устной речи, то это служит препятствием в освоении школьной программы.
Бедность словарного запаса, неумение четко выразить свою мысль, отсутствие понимания связей в тексте, а отсюда трудности последовательной передачи содержания услышанного, прочитанного увиденного, приводят к тому, что учащиеся не владеют навыками написания изложения и сочинения, следовательно, это препятствует успешному обучению по программе русского языка и литературы. Необходимо помнить, что связная речь является средством обучения и методом контроля за полученными знаниями.
Цель программы: восполнение пробелов в формировании связной речи и развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся 3 классов в учебной деятельности .
Задачи:
Расширение словарного запаса учащихся, формирование умения использовать вновь введенную лексику в самостоятельной речи в точном соответствии с замыслом высказывания.
Формирование навыков планирования и построения связных монологических высказываний.
Формирование смысловой и лексико – синтаксической организации связного сообщения.
Совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности.
Формировать умение вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.
Формирование умения отражать причинно – следственные отношения между фактами действительности.
Развитие инициативных форм речи.
Формирование лингвистического отношения к языку.
Развитие произвольного внимания, логического мышления, зрительной, слуховой и объем линейной вербальной памяти.
Характеристика коррекционно-образовательного процесса.
Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 34 групповых занятия, которые проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Время занятий– вторая половина дня.
Обобщенная структура группового логопедического занятия:
актуализация имеющегося опыта
уточнение значений имеющихся у учащихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности
совершенствование умений построения различных видов синтаксических конструкций
развитие навыков построения связного высказывания:
– установление логической последовательности, связности;
– отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение)
развитие коммуникативных умений и навыков (инициативные формы речи)
формирование контрольно – оценочных действий
Личностные результаты ребенка в результате реализации программы логопедического кружка:
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты ребенка в результате реализации программы логопедического кружка:
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ожидаемые предметные результаты освоения содержания программы логопедического кружка:
К концу обучения дети должны знать:
Типы речи (повествование, описание, рассуждение);
Структуру и правила построения повествовательного текста;
Части повествовательного текста (начало, основная часть, концовка);
Структуру и правила построения описательного текста;
Правила смысловой (содержательной) и языковой (лексико – синтаксической) организации связного сообщения;
Средства межфразовой связи (личные, указательные местоимения; наречия, обозначающие место и время действия (тут, там, тогда и др.); текстовые синонимы
К концу обучения ученики должны уметь:
Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
– словосочетания по типу согласования и управления;
– предложения по данным словам и словосочетаниям; по вопросам с опорным словом и без него и др.;
– распространять и сокращать предложения;
– находить предложения в сплошном тексте
Узнавать существенные признаки связного высказывания, сравнивая:
– текст и набор предложений;
– текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему рассказа).
Анализировать текст:
– распознавать вид текста (повествование, описание, рассуждение);
– определять тему и основную мысль текста;
– делить текст на части;
– устанавливать связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей);
– определять последовательность и связность предложений в тексте;
– устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
– озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
– составлять план связного высказывания
Самостоятельно строить связные высказывания:
– определять замысел высказывания;
– программировать смысловую структуру высказывания;
– устанавливать последовательность развёртывания высказывания (план);
– отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки);
– составлять и записывать небольшой текст по картине, серии картин, на заданную тему, по наблюдениям;
– составлять рассказ по заданному началу, середине, концу;
– писать изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Вести диалоги по учебной теме:
– самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
– сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать и рассуждать.
Вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.
Эффективность всей коррекционной работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий:
– систематичность проведения занятий;
– распределение их порядка нарастающей сложности;
– подчиненность заданий выбранной цели;
– чередование вариативности упражнений;
– разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого – педагогических особенностей детей;
– дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;
– соблюдение охранительного режима: осуществление индивидуального подхода к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.
– формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регуляторных.
Учебно-тематический план работы кружка “Речевичок”
Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 25.12.2015
Статья просмотрена: 2983 раза
Библиографическое описание:
Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 18.01.2022).
В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.
Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, привести к дислексии и дисграфии, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики:
укрепление мышц артикуляционного аппарата;
развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;
объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;
Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. [2, с 4]
Учеными уже давно отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М. М. Кольцова, А.Н Пфафендрот, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, В. В. Цвынтарный, В.В Коноваленко).
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко [7]
Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. [6]
«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. [5]
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 4]. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Упражнения с биоэнергопластикой проводят только на индивидуальных занятиях. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.
1 этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.
2 этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.
3 этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках- игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
4 этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.
Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.
Дети очень любят сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.
Цель сказок — объединить движения кисти рук и органов артикуляции в комплекс, необходимый для постановки определенной группы звуков. [2, с 231].
Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.
С целью внедрения биоэнергопластики в практику работы детского сада был разработан проект. В ходе реализации проекта была изучена литература, проведены собрания, анкетирование и консультации для родителей и воспитателей. Создана развивающая среда — картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции; картотека биосказок; изготовлены перчаточные куклы.
Родители и педагоги приняли активное участие в изготовлении кукол, каждый проявил фантазию и творчество.
Перчаточные куклы очень разнообразные внешне — это девочки и мальчики, животные-мишки, зайцы и т. д. Каждая имеет обязательный элемент — глаза. Некоторые имеют дополнительный атрибут — шляпы, банты, уши. Ребенку предоставляется право выбрать перчатки. Педагог подбирает сказку с необходимым комплексом упражнений.
Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом дети сами стараются придумать движения для рук, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее.
Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.
Ценность и преимущества применяемой технологии:
доступность (финансовые затраты небольшие)
простота использования (применение педагогами и родителями)
вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)
Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе детского сада в течение 3 лет.
Результаты применения биоэнергопластики:
положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;
значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.
обеспечение успешности ребенка;
кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.
выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей-педагогов, родителей.
благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.
Биоэнергопластика — новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.
- Большакова С. Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№ 8, 2012г, с.12–23.
- Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
- Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050
- Косинова Е. А. Уроки для развития речи.-М.: Эксмо,2007.
- Новотворцева Н. В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru//
- Ястребова А. В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.-М.:Аркти,1999.
Похожие статьи
Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.
артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина
— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.
Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.
артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.
Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Использование инновационных приемов по развитию.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.
Практика проведения артикуляционной гимнастики.
артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.
Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.
ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа
— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.
Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.
головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.
Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.
Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.
Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Похожие статьи
Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.
артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина
— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.
Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.
артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.
Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Использование инновационных приемов по развитию.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.
Практика проведения артикуляционной гимнастики.
артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.
Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.
ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа
— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.
Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.
головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.
Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.
Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.
Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.
Использование биоэнергопластики в коррекции речи детей на дошкольном логопункте
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства
в детской руке, тем ребёнок умнее.
В.А. Сухомлинский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией (О.В.Бачина (2009г.); В.А. Калягин (2004г.); О.С.Степанова(2003г.); Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова (2010г.) и др.)
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.
В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей для дошкольного отделения становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий. А целью коррекционной работы в условиях логопункта является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала детьми, посещающими логопункт, повышение их речевой грамотности и активности.
Анализируя специальные литературные источники можно говорить о том, что существует стойкая взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОВЗ особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки” и т.д.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у дошкольников с ОВЗ, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такое направление, как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Изучив методику Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. в нашей практической деятельности на ряду со специальными упражнениями, подбираю движение рук, имитирующее движение губ, языка, нижней челюсти, для любого артикуляционного упражнения. Придумываю героев перчаточного театра, имена которых зависят от звуков, которые мы корректируем и совершенствуем с детьми ( Жужа, Шпуня,Чупа, Цыпа и др.).
Также вместе с детьми придумываем для героев перчаточного театра сказки-путешествия в зависимости от поставленных целей занятия. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру.
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываю индивидуальные особенности детей, рука подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения.
Постепенное объединение артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики отразилось в этапах работы.
В начале учебного года, в момент обследования у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбираю комплекс артикуляционных упражнений на звуки, которые нарушены. На первом этапе дети повторяют упражнения. Пока рука не включается. Эти упражнения начинаются с сентября.
На втором этапе, мы также проводим артикуляционные упражнения традиционно, используя при этом сказки о Веселом язычке. Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, гимнастику сопровождаю движениями ведущей руки. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.
На третьем этапе — ребенок выполняет артикуляционную гимнастику традиционно. На этом этапе происходит знакомство ребёнка с персонажем перчаточного театра, сопровождая сказкой и движениями ведущей руки с перчаткой. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует (октябрь).
С первого по третий этапы — подготовительные.
На четвёртом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Упражнения выполняем также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев.
На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Выполнение артикуляционных упражнений также сопровождается мной, движением руки (декабрь).
На шестом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки ребенка в перчатках (январь, февраль).
С четвертого по шестой этапы – основные.
Седьмой этап – заключительный. На данном этапе использую сказки о приключениях перчаточного театра. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. При рассказывании сказки, называю упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.
И, конечно, решение проблемы коррекции речевого развития мало эффективно без родителей (законных представителей). В соответствии с требованиями ФГОС ДО, с семьями устанавливаю партнёрские отношения. Для повышения их педагогической культуры провожу как традиционные, так и современные мероприятия.
Считаю, что одной из более действенных форм по направлению биоэнергопластики являются тренинги. Целью данных мероприятий является знакомство с органами артикуляции, особенностями артикуляционных укладов при произнесении различных звуков, со спецификой проведения гимнастики с биоэнергопластикой.
С родителями провожу беседу, далее вместе с детьми демонстрируем выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Для совершенствования приобретённых практических умений и навыков на тренинге родителям демонстрируются специальные презентации, видеозаписи проведения комплексов упражнений с детьми.
Во второй части тренинга предлагается провести артикуляционную гимнастику с ребёнком, придумать сказку-путешествие. По завершению курса коррекции речевого развития детей родители составляют «портфолио семейного успеха».
Таким образом, в результате проведённой работы мы пришли к выводу, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность, тем самым помогая решить проблему очерёдности на дошкольном логопункте.
Применение биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в работе с детьми с речевой патологией.
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
- О йога-данс или биоэнергопластике.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры речи у детей пяти лет. М.:Арктур, 2001.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур,1999.