Планирование логопеда – Программа по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Образование /
  • ФГОС и проф. стандарты /
  • Комплексные образовательные программы дошкольного образования /
  • Программа Н.В. Нищевой

Программа Н.В. Нищевой

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2018. – 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»
  • Содержание
  • Пояснительная записка
  • Отзывы

Содержание

  1. Целевойраздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательныйраздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационныйраздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

Пояснительная записка

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Читайте также:
Конспект НОД по теме: Все профессии нужны, все профессии важны

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.

Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Отзывы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Читайте также:
Примерная программа организации оказания дополнительной образовательной услуги в рамках кружка речевого развития Тимоша-говорун

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Лариса Максимова
Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Мы разработали отдельно программу 1-го и 2-го года обучения, но в презентации эти две части объединили.

Несколько слов об актуальности:

На сегодняшний день актуальна проблема интеграции коррекционной и общеразвивающей программ ДОУ в целях построения комплексной общеразвивающей среды, которая способствовала бы достижению целевых ориентиров дошкольников и соответствовала бы требованиям ФГОС Д О. Разработка нашей рабочей программы и является одним из вариантов решения данной проблемы.

Программасоставлена в соответствии с нормативными документами:

• Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;

• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

• Конвенцией ООН о правах ребенка;

• Декларацией прав ребенка;

• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;

• Положением о логопедической группе ДОУ;

• Образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 27», разработанной в коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ; а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии в соответствии с ФГОС.

Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

Методической основой для составления рабочей программы являются:

«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа ДО/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

• «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/ под ред. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

«Коррекция нарушений речи у дошкольников». 1 часть. Организационные вопросы программно-методического обеспечения/ под ред. Л. С. Сековец

«Коррекция нарушений речи у дошкольников». 2 часть. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ/ под ред. Л. С. Сековец

В структуру программывходят три основных раздела:

Остановимся подробно на каждом разделе.

Первая часть программы представлена целевым разделом,в который вошли: пояснительная записка, цель и задачи реализации программы, принципы, которых мы придерживались при разработке программы, целевые ориентиры и планируемые предметные результаты.

Цель: Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе. Другими словами – организовать процесс воспитания и обучения так, чтобы он помог ребёнку с ОВЗ реализовать свой потенциал.

В соответствии с целью обозначились задачи реализации программы.

Данные задачи мы определяли, исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения, и в то же время старались, чтобы они соответствовали требованиям государственного стандарта.

Задачи реализации программы:

• Создать условия для реализациикоррекционно – развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.

• Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

• Выявлять в ходе своевременной диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.

• Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации ООП.

• Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми и разработать алгоритм взаимодействия специалистов учреждения, позволяющий осуществлять интеграцию образовательного процесса.

• Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

• Взаимодействие с социумом

• Формирование навыков учебной деятельности (подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты)

Далее мы прописали принципы, по которым будет строиться коррекционно – образовательная и воспитательная деятельность.

• Принцип развивающей направленности коррекционной работы

• Принцип единства диагностики и коррекции

• Принцип комплексности методов психологического воздействия-

• Принцип интеграции коррекционной деятельности

• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения

• Принцип активизации развития динамичности восприятия

• Продуктивность обработки информации

• Обеспечение мотивации к образовательной деятельности

• Концентрический подход к проектированию содержания коррекционно-развивающих занятий.

Следующий пункт целевого раздела – обобщённая характеристика речи детейс ОНР (6-го и 7-го года жизни) по следующим компонентам:

1. Понимание речи

2. Словарный запас

3. Грамматический строй речи

6. Слоговая структура слова

7. Фонематическое восприятие

В последние годы у большинства детей отмечается осложнённый вариант ОНР, и поэтому мы сочли целесообразным отметить основные особенности и психического развития детей.

Основные особенности психического и речевого развития детей с ОНР:

Включив это определение в программу, мы уточнили, что кроме нарушения всех компонентов речи, недостаточной сформированности общей и мелкой моторики, здесь отмечена и незрелость психических процессов, наличие сопутствующих невротических проявлений, проявление синдрома двигательных расстройств,наличие излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости и, как следствие, снижение умственной работоспособности и повышение психической истощаемости.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Домашние птицы’

Поскольку коррекционная работа является структурным компонентом основной образовательной программы, то соответственно она должна быть направлена на формирование целевых ориентиров – личностно – психологических характеристик воспитанников, которые должны быть сформированы у них к концу дошкольного обучения.

• Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты.

• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно–следственными связями, склоненнаблюдать, экспериментировать.

• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире

• Способенк принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Обладает чувством собственного достоинства.

• Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

• У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, контролирует свои движения и управляет ими.

• Может следовать социальным поведения и правилам в разных видах деятельности, способен к волевым усилиям.

• Достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

То есть, коррекционная работа, в конечном итоге, направлена на формирование общей культуры личности ребёнка, развитие его социальных, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности, как предпосылок эффективной учебной деятельности в школе.

Далее мы включили в программу планируемые предметные результаты речевого развития детей на этапе завершения учебного года, так как без сформированности речевых компонентов, освоение целевых ориентиров детьми будет затруднительно.

Планируемые предметные результаты (1-й год обучения)

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложнымипредложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• применять элементарные навыки пересказа;

• пользоваться навыками диалогической речи;

• применять навыки словообразования;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

• использовать в общении слова различных лексико-грамматических категорий;

• владеть элементами грамоты (навыками звукового анализа и синтеза).

Планируемые предметные результаты (2-й год обучения)

• оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

• понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

• понимать и употреблять в речи простые и сложные предлоги;

• употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;

• владеть навыками словообразования и словоизменения;

• пересказывать рассказы составлять их;

• владеть навыками творческого высказывания;

• обладать навыками звуко-слогового анализа и синтеза, графомоторными навыками, первоначальными навыками письма и чтения.

Этим заканчивается первая часть целевого раздела. Следующая часть рабочей программы – содержательный раздел.

Он раскрывает содержание коррекционной, образовательной и воспитательной деятельности, особенности её организации и планирование.

В первый пункт мы выделили особенности организации коррекционно – образовательной и воспитательной деятельности, чтобы ещё раз подчеркнуть еёсоответствие требованиям стандарта:

Организация образовательной деятельности составлена в соответствии с СанПин №2.4.1.3049 – 13 от 15 мая 2013 №26 и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г № 1155, г. Москва)

• Внедрение коррекционной деятельности в работу всех субъектов образовательного процесса (учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физкультуре, родителей);

• Интеграция коррекционной деятельности во все виды образовательных областей (социально-коммуникативное; речевое; познавательное; художественно-эстетическое и физическое развитие);

• Широкое использование на коррекционных занятиях игровой деятельности, создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

• Стимуляция двигательной активности в процессе коррекционной деятельности (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, самомассаж);

• Применение здоровьесберегающих технологий, формирующих представления детей о здоровом образе жизни, укрепляющих физическое и психическое здоровье;

• Вариативность форм и методов организации коррекционной деятельности;

• Ведущая форма общения – диалогическая – как способ развития речевой, познавательной активности, инициативности ребёнка;

• Создание предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её.

• Коммуникативная направленность коррекционного обучения, т. е. все усваиваемые элементы языковой системы должны включатся в непосредственное общение.

Следующим пунктом содержательного раздела является организация и планирование коррекционно – образовательной и воспитательной деятельности.

Здесь прописаны формы, через которые она осуществляется – занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, виды занятий (по формированию лексико–грамматических средств языка и связной речи, по произношению, по подготовке к обучению грамоте – второй год обучения,их количество в неделю и за период, а также обозначена их продолжительность, в соответствии с периодами. А также – модель организации образовательного процесса, которая раскрывает степень образовательной нагрузки на каждого ребёнка в течение недели.

Содержание коррекционно – образовательной и воспитательной деятельности

Здесь прописаны задачи коррекционной деятельности и отмечено, что вся коррекционно – образовательная деятельность осуществляется по периодам, каждый период имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объёмом усваиваемого материала.В то же время эти этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание коррекционно – образовательной деятельности на каждом из них подготавливает детей к изучению нового, более сложного материала.

В каждом периоде прописаны лексические темы, изучаемые в данном периоде, задачи коррекционно – развивающей работы по пониманию речи, по формированию словаря, грамматического строя речи, по формированию связной речи, фонетической стороны речи и произношения.

Более подробно содержание и планирование коррекционно – образовательной и воспитательной деятельности отражено в перспективном тематическом планировании (Приложение)

Следующий пункт нашей программы – это описание процедуры мониторинга.

Диагностика речевого развития детей проводится три раза в год (сентябрь, январь, май) с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Результаты заносятся в речевые карты, на их основе разрабатываются индивидуальные программы (при необходимости – маршруты, составляются таблицы речевого развития, где отмечается динамика развития каждого ребенка.

Читайте также:
К вопросу проектирования логопедического сопровождения детей с ЗПР

На ПМПк обсуждаются результаты диагностики, при необходимости выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты, составляются протоколы по выпуску детей из ДОУ по завершению дошкольного обучения.

Далее идет изложение материала, на котором проводится процедура обследования и критерии оценки (Приложение).

Следующий пункт – взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ

Цель взаимодействия – это создание единого коррекционного пространства.

Здесь отмечено, что каждый специалист наряду с базовыми, общеобразовательными задачами, решает и коррекционно – развивающие задачи на материале единых лексических тем (уточнение, расширение и активизация лексики воспитанников).А также прописаны формы и средства организации образовательной деятельности: дидактические игры, подвижные игры, игры на координацию речи с движениями, беседы, диалоги, наблюдения, экспериментальная деятельность и т. д. и на фоне всей деятельности – контроль над речью ребёнка.

Подробно взаимосвязь и взаимодействие всех участников коррекционно – образовательного процесса отражены в комплексном планировании коррекционной деятельности в ДОУ (Приложение).

Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей группы мы обозначили отдельным пунктом, поскольку содержание нашего взаимодействия очень объёмное, подробное. Здесь в основном мы использовали рекомендации програмно – методического пособия под редакцией Л. С. Сековец.

Здесь прописаны задачи коррекционно – развивающей работы воспитателя группы с детьми, а также образовательные области, через которые они реализуются. А также основные задачи совместной коррекционной работы учителялогопеда и воспитателя:

– Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка

– Формирование правильного звукопроизношения

– Подготовка к обучению грамоте

– Развитие навыка связной речи

А также функции учителя – логопеда и воспитателя.

Несмотря на то, что задачи общие, функции учителя – логопеда и воспитателя должны быть чётко определены и разграничены.

Следующим пунктом прописано взаимодействие учителя – логопеда с родителями воспитанников и формы, через которые это взаимодействие осуществляется и формы образовательной деятельности родителей с детьми, поскольку родители являются полноправными участниками коррекционно – образовательного процесса.

Формы образовательной деятельности родителе с детьми:

– выполнение рекомендаций учителя – логопеда

– контроль над речью ребенка

– игры и упражнения

Следующий раздел – организационный

Содержит режим пребывания детей группы компенсирующей направленности, расписание образовательной деятельности,

график работы учителя – логопеда,

программно – методическое обеспечение,

организация предметно – пространственной развивающей среды,

модель организации образовательного процесса,

материально – техническое обеспечение.

Практический материал, который не вошёл в программу,вынесен в приложения:

1. Речевая карта для детей с ОНР-3 уровень речевого развития Авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

2. Расписание коррекционо-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности 1-й и 2-й год обучения

3. Перспективное тематическое планирование по формированию фонетической и произносительной стороны речи 1-й и 2-й год

4. Перспективное тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи 1-й и 2-й год обучения

5. Годовой план учителя-логопеда

7. Оценка здоровья воспитанников группы. Сведения о семьях воспитанников.

8. Блок взаимодействия специалистов ДОУ

9. Компьютерные игры

В заключение нашего выступления хотелось бы сказать, что внедряя рабочую программу в коррекционно-образовательный процесс, мы надеемся, что она поможет детям с ОВЗ усвоить основную общеобразовательную программу Д О,

что необходимо для дальнейшего обучения в школе и успешной социализации.

Планирование логопеда – Программа по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Вебинары
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы

Данная программа предназначена для дошкольных учреждений. Цель: выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способности к чтению.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данная программа предназначена для логопедов ДОУ. Цель данной программы является профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников 3-5 лет, по средствам НОД по логопедии.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Предлагаемая программа по логопедической коррекции будет полезна школьному учителю-логопеду.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель: диагностика и реализация АОП дошкольникам с ТНР в группах компенсирующей направленности краткосрочного пребывания.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В данном материале разработано календарно-тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, педагогам-дефектологам, воспитателям и родителям.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Материал предназначен для учителей-логопедов. План работы учителя-логопеда на предстоящий учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он составлен. Данный документ является обязательным видом документации для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данное планирование является разделом программы учителя-логопеда, и адаптированной программы учреждения. Рекомендован учителям-логопедам ДОУ, зам.заведующих, воспитателям групп комбинированной направленности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Календарно-тематическое планирование по логопедии учителя Копысовой Я.В. на 2014/2015 учебный год. План составлен на основании Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VΙΙΙ вида под редакцией В.В.Воронковой год издания 2007, программы под редакцией Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой

  • «Система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся»
  • «Система коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • «Система по коррекции у детей произношения и их дифференциации, практические упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти в целях формирования правильной речи»
  • «Логопедическая работа в коррекционных классах»
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Весна, признаки весны’

В приложении представлены перспективные и календарные планы.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Учитель – логопед, работая в детском саду, должен особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий. Чем раньше начать работу, тем лучше будет результат.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Вестник Педагога

Автор: Шахова Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 97
Населённый пункт: Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: учебная программа
Тема: “Коррекционно-логопедическая работа для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР старшего дошкольного возраста (5-7) лет”
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 97 комбинированного вида

«Принято» на заседании

Совета педагогов МБДОУ№ 97

Заведующей МБДОУ№ 97

Протокол № ___ от _________

Приказ № _____ от__________

Рабочая программа

коррекционно-логопедической работы

для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР

старшего дошкольного возраста (5-7) лет

на 2017-2019 учебный год

учитель-логопед I квалификационной категории

Шахова Светлана Владимировна

Конструктор разделов

Пояснительная записка. Цели и задачи «Программы».

Характеристика детей с нарушениями речи (ОНР,

ФФНР). Педагогические принципы построения про-

Планируемые результаты освоения «Программы»,

Содержательный

Коррекционная и образовательная деятельность.

Направления логопедической работы в старшей и под-

Педагогические ориентиры по образовательным

Организацион-

тельной деятельности. Перечень игр и игровых упраж-

нений по образовательным областям.

Программно- методическое обеспечение.

Специальная и методическая литература.

Циклограмма деятельности учителя – логопеда

Перспективный годовой план работы

Перспективное планирование логопедической работы

в старшей и подготовительной группах

Перспективное планирование индивидуальной работы

Речевые карты: ФФНР, ОНР

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

«Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями» разработана для старшей и подго –

товительной логопедических групп, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 5 до

7 лет, имеющие клинико-педагогические диагнозы ОНР и ФФНР.

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с

общим недоразвитием речи 2 – 3 уровня, ФФНР составлена в соответствии с законом Российской Фе-

дерации «Об Образовании» от 29.12.2012г.; Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепцией

школьного воспитания; Декларацией прав ребенка; Приказом Министерства Образования и науки

России № 655 от 23 ноября 2009 года « Об утверждении и введении в действие Федеральных государ-

ственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова-

ния»; Типовым положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562;

Письмом Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образова-

тельного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»; Письмом Минобразования

РФ от 24.04.95 г. №46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошколь –

ных учреждений»; Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и ор-

ганизации режима работы в дошкольных организациях.

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности

в старшей и подготовительной логопедических групп МБДОУ № 97 города Владикавказа. Коррекци-

онная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соот-

ветствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к до-

школьному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-

логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку

его к школьному обучению.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных

направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диа –

гностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и

дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного

этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и

школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в

«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной

педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей,

освоения окружающей действительности и познания мира,

• на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мыш –

ления, речевой и познавательной деятельности.

В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к

многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфо –

логический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути разви –

тия и формирование «чувства языка».

«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их

речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и

Читайте также:
Родительское собрание в подготовительной группе на тему Готовность к школе

способностей детей в различных видах деятельности.

« Программа» включает следующие образовательные области:

Цель реализации «Программы» – проектирование модели логопедической коррекционно-

развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий

для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного разви –

тия, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структу-

ра, а сама «Программа» является комплексной.

Задачи «Программы»:

• способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их пси –

хофизического развития, подготовке их к обучению в школе,

• создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными

и индивидуальными особенностями и склонностями,

• обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта от –

ношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,

• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при усло-

вии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специали –

стов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требова –

Решение данных задач позволит сформировать у детей подготовительной логопедической

группы психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей об –

щеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые

сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

Теоретической основой «Программы» стали:

– концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,

– учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,

– концепция соотношения мышления и речи,

– концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,

– концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ре-

– современные представления о структуре речевого дефекта.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

– индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуа –

цией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

– возрастная адекватность дошкольного образования,

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен –

ка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

– возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализа –

– специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе ис-

пользование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение

групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррек –

ции нарушений их развития.

Старшую и подготовительную логопедические группы МБДОУ № 97 посещают дети с логопе-

дическими заключениями ОНР 2-3 уровня и ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников:

ОНР и ФФНР, и одновременно объединяет задачи коррекционной работы по преодолению этих двух

«Программа» составлена на основе программы коррекционной работы:

мерная адаптационная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями

речи с 3 до 7 лет, изд. третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО – Санкт –

Петербург, Детство-Пресс, 2015 г.

Согласно этой программы коррекционная работа в старшей и подготовительной логопедиче-

ских группах осуществляется на:

Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группах включены в общую

сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям

СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-

грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.

Коррекционная работа в логопедических группах строится по периодам:

• 1 период – сентябрь-ноябрь, 20 занятий,

• 2 период – декабрь – февраль, 22 занятия,

• 3 период – март – май, 18 занятий.

Дети с ОНР помимо фронтальных логопедических занятий, посещают так же подгрупповые

логопедические занятия, которые проводятся в первой и второй половине дня, по своему содержа-

нию дублируют фронтальные, уточняя и закрепляя речевые умения и навыки детей.

На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения

детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов, про-

водятся в первой и второй половине дня.

Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических за –

нятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается

реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образова-

Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлени-

• коррекция нарушенного звукопроизношения,

• развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,

• формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,

• уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,

• формирование грамматических представлений,

• развитие связной речи,

• развитие мелкой моторики пальцев рук.

В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с

детьми старшей и подготовительной логопедической группы преобладают те или иные направления

Вестник Педагога

Автор: Шахова Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 97
Населённый пункт: Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: учебная программа
Тема: “Коррекционно-логопедическая работа для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР старшего дошкольного возраста (5-7) лет”
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 97 комбинированного вида

«Принято» на заседании

Совета педагогов МБДОУ№ 97

Заведующей МБДОУ№ 97

Протокол № ___ от _________

Приказ № _____ от__________

Рабочая программа

коррекционно-логопедической работы

для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР

старшего дошкольного возраста (5-7) лет

на 2017-2019 учебный год

учитель-логопед I квалификационной категории

Шахова Светлана Владимировна

Конструктор разделов

Пояснительная записка. Цели и задачи «Программы».

Характеристика детей с нарушениями речи (ОНР,

ФФНР). Педагогические принципы построения про-

Планируемые результаты освоения «Программы»,

Содержательный

Коррекционная и образовательная деятельность.

Направления логопедической работы в старшей и под-

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте)

Педагогические ориентиры по образовательным

Организацион-

тельной деятельности. Перечень игр и игровых упраж-

нений по образовательным областям.

Программно- методическое обеспечение.

Специальная и методическая литература.

Циклограмма деятельности учителя – логопеда

Перспективный годовой план работы

Перспективное планирование логопедической работы

в старшей и подготовительной группах

Перспективное планирование индивидуальной работы

Речевые карты: ФФНР, ОНР

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

«Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями» разработана для старшей и подго –

товительной логопедических групп, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 5 до

7 лет, имеющие клинико-педагогические диагнозы ОНР и ФФНР.

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с

общим недоразвитием речи 2 – 3 уровня, ФФНР составлена в соответствии с законом Российской Фе-

дерации «Об Образовании» от 29.12.2012г.; Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепцией

школьного воспитания; Декларацией прав ребенка; Приказом Министерства Образования и науки

России № 655 от 23 ноября 2009 года « Об утверждении и введении в действие Федеральных государ-

ственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова-

ния»; Типовым положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562;

Письмом Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образова-

тельного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»; Письмом Минобразования

РФ от 24.04.95 г. №46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошколь –

ных учреждений»; Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и ор-

ганизации режима работы в дошкольных организациях.

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности

в старшей и подготовительной логопедических групп МБДОУ № 97 города Владикавказа. Коррекци-

онная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соот-

ветствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к до-

школьному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-

логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку

его к школьному обучению.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных

направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диа –

гностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и

дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного

этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и

школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в

«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной

педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей,

освоения окружающей действительности и познания мира,

• на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мыш –

ления, речевой и познавательной деятельности.

В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к

многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфо –

логический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути разви –

тия и формирование «чувства языка».

«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их

речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и

способностей детей в различных видах деятельности.

« Программа» включает следующие образовательные области:

Цель реализации «Программы» – проектирование модели логопедической коррекционно-

развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий

для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного разви –

тия, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структу-

ра, а сама «Программа» является комплексной.

Задачи «Программы»:

• способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их пси –

хофизического развития, подготовке их к обучению в школе,

• создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными

и индивидуальными особенностями и склонностями,

• обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта от –

ношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,

• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при усло-

вии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специали –

стов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требова –

Решение данных задач позволит сформировать у детей подготовительной логопедической

группы психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей об –

щеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые

сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

Теоретической основой «Программы» стали:

– концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,

– учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,

– концепция соотношения мышления и речи,

– концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,

– концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ре-

– современные представления о структуре речевого дефекта.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

– индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуа –

цией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

– возрастная адекватность дошкольного образования,

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен –

ка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

– возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализа –

– специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе ис-

пользование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение

групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррек –

ции нарушений их развития.

Старшую и подготовительную логопедические группы МБДОУ № 97 посещают дети с логопе-

Читайте также:
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

дическими заключениями ОНР 2-3 уровня и ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников:

ОНР и ФФНР, и одновременно объединяет задачи коррекционной работы по преодолению этих двух

«Программа» составлена на основе программы коррекционной работы:

мерная адаптационная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями

речи с 3 до 7 лет, изд. третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО – Санкт –

Петербург, Детство-Пресс, 2015 г.

Согласно этой программы коррекционная работа в старшей и подготовительной логопедиче-

ских группах осуществляется на:

Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группах включены в общую

сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям

СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-

грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.

Коррекционная работа в логопедических группах строится по периодам:

• 1 период – сентябрь-ноябрь, 20 занятий,

• 2 период – декабрь – февраль, 22 занятия,

• 3 период – март – май, 18 занятий.

Дети с ОНР помимо фронтальных логопедических занятий, посещают так же подгрупповые

логопедические занятия, которые проводятся в первой и второй половине дня, по своему содержа-

нию дублируют фронтальные, уточняя и закрепляя речевые умения и навыки детей.

На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения

детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов, про-

водятся в первой и второй половине дня.

Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических за –

нятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается

реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образова-

Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлени-

• коррекция нарушенного звукопроизношения,

• развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,

• формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,

• уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,

• формирование грамматических представлений,

• развитие связной речи,

• развитие мелкой моторики пальцев рук.

В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с

детьми старшей и подготовительной логопедической группы преобладают те или иные направления

Запуск речи у неговорящих детей. Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3х лет.

Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет.

Подготовили:

учитель- логопед Кочка Н.В.,

педагог- психолог Пронина С.А.,

воспитатель Щеренкова О.А.

муз. руководитель Шемчук Л.В.

старший воспитатель Чуприна А.В.

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.

Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

  • развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка
  • овладение словарным запасом и правилами синтаксиса
  • активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается
  • овладение смысловой стороной речи.

В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Читайте также:
Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗРР

Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:

  • невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
  • замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
  • заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
  • нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
  • различные заболевания впервые годы жизни.
  • наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:

  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития

(по Р. Е. Левиной)

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.

Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух —уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).

В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОГРАММЫ: дети 2-3 лет, родители.

Читайте также:
Методика работы по составлению схемы слова

В группу принимаются дети с ЗРР, ЗПР.

Противопоказания: дети с аутистическим спектром.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 2-3х лет.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

– развить общие речевые умения;
– расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
– способствовать повышению мотивации к общению;

– улучшить коммуникативные навыки.
Организация занятий: совместные детско- родительские групповые занятия 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть занятие логопеда, 2 часть – занятие психолога или логоритмиста.

Сроки реализации: 8 месяцев

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи

Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Задачи логопеда:

  • развивать понимание речи;
  • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
  • учить двусоставным простым предложениям.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

Развитие понимания речи (пассивная речь)

Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

Обращайте особое внимание на умение различать:

  • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
  • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
  • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
  • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

Формирование самостоятельной речи

На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: