Проект создания системы взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию
Статью подготовила
Учитель-логопед
Ерина Марина Александровна
Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
- Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
- Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.
Этапы работы:
- Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
- Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
- Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.
Первый этап — Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая), изодеятельность (анализ рисунков).
Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.
Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.
Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Содержание корекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно – эстетического развития ребёнка.
Третий этап — Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:
- проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
- создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
- отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
- применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.
Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).
Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя:
Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.
В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.
Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.
Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:
- ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
- проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
- логопедизация режимных моментов и занятий;
- проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
- создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
- объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.
Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.
Совместная работа логопеда и психолога:
Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.
Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.
Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.
Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией. С этой целью используются следующие приемы:
- Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
- Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
- Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
- Психокоррекционные игры.
Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.
Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.
При чтении произведений учитывается:
- Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
- Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
- Лексическая тема.
Приёмы арттерапии и музыкотерапии.
Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.
Приёмы телесно-ориентированной психотерапии
В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:
- Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
- Освобождение от мышечных зажимов;
- Развитие внимания, чувственного восприятия.
Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:
- Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
- Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.
Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
Совместная работа логопеда и руководителя изостудии
- Развитие художественно-творческих способностей.
- Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
- Развитие мелкой моторики.
- Придумывание сказок по рисункам.
- Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.
Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.
На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:
- музыкальные произведения различных жанров;
- логоритмические упражнения;
- упражнения на развитие координации между движением и словом;
- игры и упражнения на развитие дыхания;
- игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
- упражнения на развитие мимических движений.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.
Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.
- постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
- развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
- расширение и обогащение лексического запаса.
Взаимодействие с семьёй
Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.
Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:
- анкетирования, опросы,
- родительские собрания,
- индивидуальные и групповые встречи, консультации,
- просмотры занятий,
- дни открытых дверей,
- домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
- тематические вечера «Уроки для родителей»,
- тематические выставки.
Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.
Примерные темы для консультаций:
- Артикуляционная гимнастика;
- Развитие мелкой моторики;
- Выполнение домашнего задания;
- Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом);
- Речевые игры дома;
- Автоматизацией звука дома;
- Как научить ребёнка читать;
- Обучение практическим приёмам работы.
Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации. Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.
Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.
Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса в ДОУ
План взаимодействия
учителя-логопеда
Семенец Светланы Алексеевны
с участниками
коррекционно-педагогического процесса
на 2014 – 2015 учебный год.
Целью сотрудничества педагогов с логопедом является стимулирование речевого, познавательного и личностного развития ребенка.
Успехсовместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый. из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья. Вокруг ребенка с нарушениями речи должно образоваться единое коррекционно-образовательное пространство.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи. Тесная взаимосвязь логопеда и других педагогов ДОУ возможна только при условии четкого и правильного распределении задач каждого участника, при условии совместного планирования деятельности.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Планирование совместной деятельности учителя – логопеда со специалистами ДОУ «Колобок»
Мероприятия
Ответственные
Отметка о выполнении
Организационные мероприятия
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ
Председатель ПМПк, логопед, медицинские работники, психолог.
Комплектование логопедических групп с учетом рекомендаций ТП M ПК
Председатель ПМПк, логопед, психолог.
Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий
Психолог, старшая медсестра.
Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей
Логопед, психолог, воспитатели
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов.
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности
к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями.
Логопед, психолог, инструктор по физической культуре, старшая медсестра
Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми логопедических групп – семинар-практикум:
«Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя».
«Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими общее нарушение речи, обусловленное дизартрией стёртой формы».
«Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи ребёнка».
«Формирование слухового восприятия у детей с ОНР».
Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям:
—организация индивидуальных занятий с ребенком;
—организация индивидуальных консультаций о
приёмах работы с ребёнком дома;
—методика проведения артикуляционной гимнастики;
—личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка;
— «Что делать, если у ребёнка плохая память?»
«Как учить запоминать стихи?»
— «Что делает ребёнок, когда завязывает
—создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах;
План взаимодействия учителя-логопеда с педагогами
Перспективный план
взаимодействия учителя-логопеда Петуховой О.И.
с воспитателями и специалистами ДОУ
на ххххх учебный год
Мероприятие
Ознакомление с результатами первичной диагностики
Познакомить с результатами диагностики воспитанников. Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий.
Консультация «ФГОС ДО. Речевое развитие. Целевые ориентиры»
Повышение уровня компетенции педагогов по развитию речи в рамках ФГОС
Практикум по автоматизации поставленных звуков Работа с рабочим листком взаимодействия логопеда и воспитателя
по автоматизации поставленных звуков
Закрепить приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения поставленных звуков
Консультация: «Развитие речи младших дошкольников»
Дать рекомендации по применению методов и приемов для развития речи младших дошкольников и профилактике речевых нарушений
Консультация «Социализация детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (с заиканием)»
Активизировать деятельность педагогов по следующему направлению: развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.
Беседы о контроле над произношением детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Организация взаимодействия с воспитателями с целью повышения эффективности результатов коррекционной работы
Ознакомление с результатами педагогического среза
Познакомить с результатами промежуточной диагностики воспитанников.
Выпуск детей с логопункта
Консультация: «Система игр-путешествий, как средство социализации и коррекции речи детей дошкольного возраста с недоразвитием речи»
Ознакомить педагогов с играми-путешествиями, формами и методами их проведения
Ознакомление с результатами итоговой диагностики
Подведение итогов коррекционной работы с детьми старшей и подготовительной групп за учебный год.
Речевые пятиминутки во всех возрастных группах
Организация взаимодействия с воспитателями с целью создания единого речевого режима в ДОО
Просмотр занятий по образовательной области «Речевое развитие», показ открытых логопедических занятий.
Организация взаимодействия с воспитателями с целью создания единого речевого режима в ДОО
Рекомендации на летний период
Теоретические и практические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий для детей в летний период.
Взаимодействие со специалистами
Беседа с медработником, изучение мед. заключений детей для заполнения речевых карт. Рекомендации по направлению детей-логопатов на консультации к профильным специалистам (психоневрологу, оториноларингологу, ортодонту)
Совместно с инструктором по физической культуре обсуждение результатов обследования детей с речевыми нарушениями
Обсуждение с музыкальным руководителем плана по логоритмике
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о психолого-педагогических особенностях детей подготовительных групп, зачисленных на логопункт. Рекомендации для коррекционно-развивающей работы
Индивидуальная беседа с музыкальным руководителем о необходимости учета речевых нарушений при подготовке занятий и праздников.
Помощь музыкальному руководителю в подготовке к Новогоднему празднику. Рекомендации о контроле за правильной и четкой речью детей.
Подготовка цифрового годового отчета для медработника и заполнение журнала осмотра детей специалистами (3-7 лет)
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи
Беседа с музыкальным руководителем об особенностях темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием
Проведение круглого стола с участием логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Обмен мнениями педагогов об общем развитии и состоянии речи каждого ребёнка, занимающегося на логопункте. Возможное внесение дополнений и изменений в дальнейшую коррекционную работу.
Помощь в подготовке к проведению выпускного праздника с детьми подготовительных групп. Обсуждение сценария праздника с музыкальным руководителем. Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей.
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о готовности детей с речевыми нарушениями к школе
Подведение итогов работы. Отчет
Анализ совместной работы учителя – логопеда с воспитателями и специалистами за учебный год.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами детского сада при работе с детьми с нарушениями речи
В разработе описывается спосособы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструкторм по физической культуре, врачом – невропатологом
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами детского сада при работе с детьми с нарушениями речи»
Ростовцева Анастасия Михайловна, учитель-логопед МБДОУ «Золотая рыбка» г. Ноябрьск
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами детского сада при работе с детьми с нарушениями речи
Для реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) учреждение должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными работниками, обслуживающим персоналом, административно-хозяйственными работниками.
Реализация Программы осуществляется педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Основным, ведущим специалистом, проводящим коррекционно-педагогическую работу в группе для детей с ТНР является учитель-логопед. Основная функция логопеда – коррекция недостатков фонематической, произносительной и лексико-грамматической сторон речи во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с ребенком и в процессе индивидуальных занятий.
Учитель-логопед работает с детьми ежедневно в утренний отрезок времени. Его занятия включаются в расписание непрерывной образовательной деятельности. Учитель-логопед реализует следующие направления:
Развитие понимания речи;
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
Развитие произносительной стороны речи;
Формирование звукопроизношения, обучение грамоте;
Учитель-логопед также проводит индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия (с 2-3 детьми), решая задачи профилактики и коррекции нарушений речевого развития
Деятельность воспитателя группы для детей с ТНР направлена на создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка с ТНР, его оздоровление.
Задачи коррекционно-развивающего компонента программы воспитатели реализуют в процессе режимных моментов, совместной с детьми деятельности и самостоятельной деятельности детей, проведении групповых и подгрупповых занятий, предусмотренных расписанием непрерывной образовательной деятельности. Воспитатель по согласованию со специалистом проводит индивидуальную работу с детьми во второй половине дня. В это время по заданию учителя-логопеда воспитатель планирует работу, направленную на развитие общей и мелкой моторики, сенсорных способностей, предметно-практической и игровой деятельности, закрепляются речевые навыки. Работа организуется в форме игры, практической или речевой деятельности, упражнений.
Педагог-психолог осуществляет психопрофилактическую, диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативно-просветительскую работу. Участвует в работе ПМПк, привлекается к анализу и обсуждению результатов обследования детей, наблюдению за их адаптацией и поведением. При поступлении детей с ТНР в группу педагог-психолог участвует в обследовании каждого ребенка, осуществляя скрининг-диагностику для выявления детей, нуждающихся в специальной психологической помощи. Психологическая диагностика направлена на выявление негативных личностных и поведенческих проявлений, на определение факторов, препятствующих развитию личности ребенка, выявление «зоны ближайшего развития», определение способности к ориентации в различных ситуациях жизненного и личностного самоопределения. Как правило, в специальной психологической помощи нуждаются дети, испытывающие трудности в период адаптации, с повышенным уровнем тревожности, с поведенческими нарушениями, у которых отклонения затрагивают преимущественно эмоционально-личностную сферу. Такие воспитанники включаются в малые группы для проведения психокоррекционных занятий. Перед психологом стоят задачи преодоления недостатков социально-коммуникативного развития, гармонизации внутреннего мира ребенка, оказания психологической помощи детям и их родителям.
Откликаясь на запросы педагогов и родителей, педагог-психолог проводит дополнительное обследование детей и разрабатывает соответствующие рекомендации, осуществляет консультирование родителей и педагогов. По их запросу проводится индивидуальная психопрофилактическая и коррекционная работа.
Важным направлением в деятельности педагога-психолога является консультирование и просвещение педагогов и родителей в вопросах, касающихся особенностей развития детей с ТНР, причин их образовательных трудностей, а также обучение родителей и педагогов методам и приемам работы с такими детьми, на вовлечение родителей в педагогический процесс.
На этапе подготовки к школе педагог-психолог определяет состояние параметров психологической готовности к школе, совместно с членами ПМПк, разрабатывает рекомендации для педагогов и родителей относительно образовательного маршрута ребенка.
Особую роль в реализации коррекционно-педагогических задач принадлежит инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю. Это связано с тем, что психомоторное развитие детей с ТНР имеет ряд особенностей. Большинство из них отстают по показателям физического развития, у них замедлен темп формирования двигательных навыков и качеств, многие дети соматически ослаблены. Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, координационных способностей, развитию правильного речевого дыхания, координации речи и движения. Инструктор по плаванию обучает детей расслаблению в воде.
Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма, мелодики, силы и выразительности голоса, развитие слухового восприятия.
Тесное взаимодействие педагогического состава является важнейшим условием эффективности коррекционного образования.
Взаимодействие логопеда с воспитателем.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. После проведённого обследования речевого развития детей логопед совместно с воспитателем анализирует выявленные проблемы. В календарных планах воспитателей логопед указывает лексические темы на месяц. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им заниматься с двумя – тремя детьми по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывали наибольшие затруднения. Прежде всего, логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков.
Взаимодействие логопеда с педагогом – психологом.
Для предупреждения возникновения, или преодоления уже существующего речевого негативизма у дошкольников с ТНР очень важно обеспечить тесное взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога, работающих с данной категорией воспитанников. В начале учебного года проводится совместное обсуждение итогов обследования детей, составление планов взаимодействия по коррекции психо-речевого развития воспитанников, выделение детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях с психологом по коррекции эмоционально-волевой сферы. В середине года проходит обсуждение промежуточных итогов коррекционно-образовательного воздействия, внесение корректив в планы взаимодействия. В конце учебного года подводятся итоги совместной работы.
Взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем.
Логопед знакомит музыкального руководителя с типологическими особенностями детей дошкольного возраста с ТНР, предоставляет консультационный материал по темам: «Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в речевом развитии», «Роль музыкальных развлечений в активизации словарного запаса детей с тяжёлыми нарушениями речи», «Развитие фонематического слуха на музыкальном занятии», «Автоматизация поставленных звуков на музыкальном занятии» и т.п.
Музыкальные занятия оказывают неоценимую услугу развитию фонематического восприятия. Особенно важно учитывать два первых этапа развития. Для обучения детей узнаванию и различению неречевых звуков у музыкального руководителя имеется богатейший материал: фортепиано, детские музыкальные инструменты, аудиозаписи. На первых этапах детям предлагаются для различения 2 – 3 инструмента, сильно отличающихся друг от друга по звучанию: игры типа «Барабан или губная гармошка?», «Бубен или ложки?» – педагог прячется с инструментами за ширмой, а дети отгадывают по звучанию. После того, как дети научатся уверенно различать звучание 2 – 3 инструментов, их количество увеличивается до 5, а в играх «Угадай, что звучало?» инструменты предлагаются всё более похожие по звучанию (флейта, дудочка, губная гармошка). Для различения звуков по высоте отлично подходят разные октавы фортепиано и игры типа: «Угадай, кто пришёл?», когда шаги медведя звучат на низких нотах, а зайчика – на высоких; «Два колокольчика» – один с высоким звучанием, другой с низким. Количество колокольчиков может увеличиваться. Также можно различать и темп музыки, например, предложив ребёнку узнать, идёт ли дедушка (медленная мелодия), мама (более быстрый темп) или бежит дочка (очень быстро). Хороши для развития фонематического восприятия и игры на определение направления звука, например, «У кого колокольчик?», «Где стучали?». А прослушивание музыкальных сказок, классических произведений учит детей вслушиваться в звуки, различать и запоминать их.
В течение учебного года логопед информирует музыкального руководителя о звуках, произношение которых сохранно или сформировано у всех детей группы. Опираясь на предоставленные данные, музыкальный руководитель подбирает соответствующий материал для распевок, со своей стороны способствуя автоматизации правильного произношения поставленных звуков.
Планируются и проводятся совместные театрализованные игры и развлечения, направленные на коррекцию нарушений речевого развития детей, работу над мелодико-интонационной окраской речи, развитие музыкального и фонематического слуха.
Взаимодействие логопеда с инструктором по физической культуре.
Одной из форм двигательной деятельности являются произвольные движения, формирование которых происходит у человека под влиянием речи. С развитием высшей нервной деятельности ребёнка произвольная двигательная деятельность в целом приобретает всё большее значение в его поведении.
Проблема взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребёнка, взаимовлияния двигательной и речевой функций имеет непосредственное отношение к пониманию целей и методов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в речевой деятельности. Между двигательным компонентом речевой функции и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. У детей с ТНР отмечена несформированность всех компонентов моторики, несовершенство организации движений на различных уровнях, трудности контроля и регуляции двигательного акта. Двигательная сфера старших дошкольников с ТНР отстаёт от возрастной нормы. В недостаточности развития грубой, артикуляционной моторики, тонких движений кистей и пальцев рук при ТНР прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность. Специфичность моторного развития детей с ТНР требует специальной коррекционной работы в системе комплексного подхода к преодолению речевых нарушений. Стратегия коррекционного воздействия определяется спецификой выявленных особенностей произвольной двигательной деятельности детей с ТНР.
Для решения обозначенных проблем используются следующие формы взаимодействия учителя – логопеда с инструктором по физической культуре:
ознакомление инструктора по физической культуре с индивидуальными и общими типологическими особенностями детей с ТНР,
составление планов индивидуальной работы на год с возможностью последующей корректировки,
консультирование инструктора по физической культуре учителем – логопедом с целью обоснованного подбора подвижных игр, способствующих развитию всех компонентов речи, особенно автоматизации поставленных звуков,
совместное проведение развлекательно-познавательных мероприятий с активным вовлечением родителей в процесс коррекционно-развивающего обучения.
Взаимодействие логопеда с врачом – невропатологом.
В детский сад поступают дети дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, обусловленными алалией или различными формами дизартрии. При данном неврологическом статусе дошкольников только логопедическое воздействие зачастую является недостаточным либо малоэффективным. В первую очередь дети с алалией и дизартрией должны пройти курс медикаментозной терапии по назначению врача – невропатолога. При наличии невропатолога непосредственно в дошкольном учреждении логопед получает уникальную возможность присутствовать на врачебном приёме, акцентируя внимание доктора на конкретных речевых, моторных проблемах, тонусе и кинестетических особенностях мышц артикуляционного аппарата ребёнка. Работая с группой дошкольников с ТНР, логопед отслеживает своевременность и точность выполнения назначений врача, по мере необходимости проводит с родителями разъяснительную работу о важности медикаментозного лечения. Исходя из ежедневного динамического наблюдения состояния ребёнка, логопед может отметить положительную, недостаточно положительную, либо отрицательную динамику в состоянии ребёнка в ходе приёма назначенных врачом медикаментов. В случае отрицательной динамики (ухудшилась зрительно-моторная координация, повысилась возбудимость, усилилась саливация, отмечается спастичность мышц речевого аппарата и т.п.) логопед, с подробной симптоматикой состояния ребёнка, обращается к врачу – невропатологу, работающему в ДОУ, с целью корректировки проводимой терапии.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами
Гребенщикова Ольга
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами
Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами
Во «Всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей»говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, тем более педагоги, работающие с детьми с ОВЗ.
Успешная работа в преодоление речевых нарушений детей возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов на интегративной основе.
Модель такого взаимодействия в нашем образовательном учреждении представляет собой целостную систему, это показано на следующей схеме.
Учитывая особенности коррекционно – развивающей деятельности с детьми – логопатами,перед коллективом ставятся следующие задачи:
• создание команды единомышленников, куда входит весь педагогический коллектив школы – интерната и медицинский персонал;
• повышение профессионального уровня всех специалистов;
• организация коррекционно –развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
• разработка плана совместной деятельности специалистов на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми).
Таким образом, вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Комплексный подход в работе специалистов по преодолению речевых нарушений у детей предполагает сочетание как коррекционно-педагогической, так и лечебно-оздоровительной работы.
Медицинское воздействие, направленное на укрепление нервной системы, создаёт благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы. Психотерапевтическое воздействие проводится на протяжении всей логопедической работы. У ребенка постоянно повышают уверенность в том, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей и взрослых.
Не менее важна взаимосвязь в работе учителя – логопеда и педагога – психолога, ведь она не ограничивается только использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов работы на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Взаимодействие начинается с психолого-педагогического обследования. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, педагоги-психологи и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на совместных заседаниях обсуждают результаты диагностики.
В дальнейшем это предполагает совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов, подбор литературы для их самообразования.
Наиболее тесно учитель – логопед в своей работе взаимодействует с учителями предметниками и учителями начальных классов. Взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы, семинары, заседания методических объединений по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для педагогов.
Основные направления работыэтих специалистов могут быть представлены в следующем виде:
Для того, чтобы сотрудничество между логопедом и учителем состоялось, логопеду необходимо провести просветительскую работу, рассказать о методах и приемах логопедической работы, которые учителя могут взять на вооружение и успешно пользоваться ими на уроках, дать понятие о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на усвоение учебных программ не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам.
Особенно существенным является понимание учителем необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика с нарушением письма и чтения, т. к. такие дети не в состоянии выполнить задания в соответствии с нормой. Знание того, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся поможет учителю избежать недоразумений.
Сотрудничество учителя-логопеда и учителя не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы, не будет знать содержание и методы обучения, используемые педагогами. А они (педагоги) со своей стороны должны осуществлять качественное и систематическое закрепление и контроль за речевыми умениями и навыками, усвоенными на занятиях с учителем – логопедом. Формы взаимодействия с учителями включают в себя разнообразные аспекты, некоторые из них представлены ниже.
Взаимодействие с
учителямиосуществляется в форме:
разработки совместного плана работы по всем направлениям на текущий период на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми);
обсуждения и выбора методов и приёмов коррекционно – развивающей работы;
проведения совместных, семинаров – практикумов, круглых столов, индивидуальных консультаций и т. д. ;
оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении;
взаимопосещения занятий и совместного проведения интегрированных комплексных занятий.
(пока присутствующие читают информацию на слайде, в качестве примера я назову темы совместных заседаний МО с учителями начальных классов) выступление Давыдовой И. В. «Промежуточная диагностика. Анализ изменений в речевом и общем развитии воспитанников», Гребенщикова О. А. «Определение мер психолого – педагогического воздействия на детей логопатов, у которых за 1 полугодие выявлена недостаточность динамики развития (разработка практических рекомендаций, Кузнецова Л. В. «Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».
Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений.Обе стороны: и логопед, и учитель; являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, И тот, и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы.
Такими же партнерами должны быть учителя – логопеды и воспитатели. Практика показывает, что во внеучебное время воспитанники допускают речевых ошибок больше, чем на занятиях. Дети нередко обращаются друг к другу с короткими просьбами, репликами, речь их очень проста в лексическом и грамматическом отношении.
Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и воспитателями делает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений устной и письменной речи у учащихся более эффективной, что позволяет детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и включаться в процесс обучения.
Работавоспитателя в рамках интеграции заключается в следующем :
• обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
• формирование и развитие словарного запаса;
• закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;
• формирование познавательного интереса, любознательности;
• развитие связной речи;
• развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;
• формирование учебных знаний, умений и навыков.
В свою очередь работа учителя – логопедав рамках интеграции имеет следующие направления:
• совместные рекомендации учителя – логопеда и педагога – психолога в отношении детей – логопатов;
• подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности;
• наблюдение за динамикой постановки звуков у детей;
• логопедические памятки и буклеты в помощь педагогам;
• индивидуальные консультации воспитателей.
Таким образом, логопед и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимосотрудничеству для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.
При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим системное недоразвитие речи, необходимо придерживаться принципа «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя – логопеда и учителя музыки. На своих занятиях он проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Каждое занятие включает в себя подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, на которых дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Содержание речевого материала, используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждаются с учителем – логопедом.
Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению поставленных задач, ведь дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Учитель физкультуры проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания, совершенствует просодические элементы речи. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата учит детей приёмам самомассажа. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию, осуществляет контроль за речью детей. На занятиях физкультурой используется разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения.
Широкие возможности в работе по коррекции речи детей имеются у учителя ИЗО. Ведь исследованиями уже давно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. В связи с этим учитель ИЗО, согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями,включает в свои занятия: пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. На уроках ИЗО деятельности используются и нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т. д. Для обеспечения и поддержания интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения на развитие координации речи с движением.
В заключении мне хотелось бы показать, как на практике осуществляется взаимодействие специалистов на примере изучения темы «Перелётные птицы»:
• учитель начальных классов: урок по теме «Перелётные птицы»;
• учитель –логопед : дидактическая игра «Куда спряталась перелётная птица» (отработка правильного употребление предлогов за, перед, над, около, под);
•воспитатель: рассматривание иллюстраций перелётных птиц, беседа о перелётных птицах;
• учитель музыки: логопедическая распевка «Гуси» (музыка Л. Б. Гавришевой, сл. Н. Н. Нищевой);
• учитель физкультуры: подвижная игра «Уточка»;
• учитель ИЗО: пальчиковая гимнастика «Ласточка, ласточка».
На данном примере мы видим, что целью системы работы всех специалистов является рациональная организация совместной деятельности для формирования и закрепления правильных речевых навыков у детей, развития сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья, а также построение комплексного коррекционно-развивающего процесса работы с детьми с системным недоразвитием речи.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к обучению, социализации и адаптации их в обществе.
1. Бабичина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009.
2. Бойцева М. Б., Денисова О. А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. – М., 2012.
3. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.
Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6–7 лет с ОНР III уровня Тема недели: «Весна шагает по планете» Задачи: Коррекционно-образовательные: автоматизация звуков «Л» и «Ль», знакомство с буквой «Л»;.
Кинезиология и Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В современном обществе сложно найти совершенно здоровых детей. У детей существует множество отклонений в психическом и психосоматическом.
«Волшебная птица». Конспект интегрированной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №12» п. Романовка Конспект интегрированной.
Мастер-класс: «Применение предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ» Цель: распространение педагогического опыта по применению предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда.
Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.
Примерный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на июнь ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ИЮНЬ 1 неделя Тема: лето Задачи: • Обогащение,.
Выступление на МО «Применение ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» ИКТ широко используются в коррекционно-педагогическом процессе в работе с детьми с ОВЗ. Это более активно способствует развитию интеллектуальных.
Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ) Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Дошкольное образование. Разное
- Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами
- ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами
(участниками коррекционно-педагогического процесса)
Кононова Анна Борисовна,
учитель-логопед высшей категории;
Дёмина Ирина Николаевна,
учитель-логопед высшей категории;
Юн Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед высшей категории
ГБДОУ № 81
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
Создание единого коррекционно-образовательного пространства;
Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
Повышение уровня подготовки специалистов;
Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
Расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Таблица 1
Модель взаимодействия
субъектов коррекционно-образовательного процесса
в группе для детей с общим недоразвитием речи
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развёртывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определённой последовательности.
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР
Преемственность в планировании деятельности логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно чётко определены и разграничены.
Таблица 3
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Таблица 4
Система взаимодействия логопеда и воспитателя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Таблица 5
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Таблица 6
Система взаимодействия логопеда и руководителя по физкультуре
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Перечень литературных источников
Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2007.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
«Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи» / под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М., 2002.
Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии». – СПб.: Образование, 1994г.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, ‒ М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. ‒ М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи». – М., Профессиональное образование, 1993.
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез,
Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
«Преодоление ОНР у дошкольников» / под ред. Волосовец Т.В. – М.: Творческий центр, 2007.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.
Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». – М.: Творческий центр, 2003.
Физкульт-привет в минутках и паузах. Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство пресс», – 2004.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». – М., 1991.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения и второй год обучения. – М.: Альфа, 1993.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Пособие «Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза»
Пояснительная записка:
Современные образовательные стандарты подразумевают высокий уровень владения школьниками программным материалом по обучению грамоте и родному языку. Одним из актуальных вопросов обучения в начальной школе по-прежнему остаётся решение проблемы профилактики и коррекции нарушений письменной речи. Практика показывает, что в письменных работах учащихся начальных классов преобладают ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза. В пособии собран и систематизирован практический материал для работы по предупреждению и коррекции ошибок данного характера. Виды заданий составлены с постепенным усложнением работы по развитию как письменной, так и устной речи учащихся начальных классов. Известно, что нестандартная подача учебного материала повышает интерес детей к изучаемому предмету, тем самым способствует активному развитию психический процессов – неотъемлемой части успешного обучения. Также важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, что позволяет наиболее эффективно и качественно осуществлять процесс обучения в современной начальной школе.
Пособие ‘Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза’ включает два раздела: первый раздел определяет работу на уровне предложения, второй – на уровне слова.
Рассмотрим структуру пособия подробнее.
I раздел. Упражнения по профилактике ошибок в предложении.
1) Простые варианты упражнений:
- завершение предложения в коротких стихах и с опорой на графическую схему;
- составление предложения путём замены предметной картинки словом;
- составление предложения с подбором подходящего по смыслу предмета;
- составления предложения из двух частей;
- обозначения количества слов в предложении фишками и цифрой.
2) Варианты упражнений с усложнением:
- составление предложения с заданным количеством слов;
- составление предложения с заданным предлогом;
- составление предложения по началу, по концу;
- составление предложений по сюжетной картине;
- составление предложений на заданную тему;
- работа с деформированным предложением;
- распространение предложения;
- сокращение предложения до грамматической основы;
- разделение в предложении слов, написанных слитно;
- составление предложения из набора слогов;
- составление предложений по типу шифровки.
II раздел. Упражнения по профилактике ошибок в слове.
- обозначение артикуляции гласных звуков при помощи геометрических фигур ( с вариантами усложнений);
- графические диктанты с использованием условных обозначений гласных звуков (с вариантами усложнений);
- соотнесение предмета со слоговой схемой, слоговым домиком, с соответствующей цифрой ( с вариантами усложнений);
- перфокарты с пропуском букв, обозначающих гласные и согласные звуки ( с вариантами усложнений);
- графические диктанты (с вариантами усложнений);
- анаграммы;
- вычёркивание лишних букв;
- поиск слов на заданную тему;
- составление слов по типу шифровки;
- синтез слов по начальным буквам;
- образование новых слов;
- поиск и разделение слов, написанных слитно;
- составление из букв многосложного слова новых слов;
- образование новых слов (словесные лесенки);
- работа с разными видами ребусов (с запятой, с зачеркнутой буквой, с перевёрнутым вниз рисунком, с цифрами (числами), с рисунком или буквами, которые находятся одна в другой, с использованием нот, комбинированные).
Представленные в пособии упражнения рекомендуется использовать на протяжении всего курса начального обучения. Речевой материал из пособия отбирается педагогом в соответствии с поставленными задачами занятия (урока) и индивидуально-возрастными особенностями детей. Здесь приведены несколько примеров наиболее эффективных заданий для коррекции и профилактики ошибок языкового анализа и синтеза, которые необходимо использовать в системе. Они помещены в таблицы:
- «Наиболее эффективные виды заданий».
- «Индивидуальные дифференцированные задания».
Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям.
Пособие
«Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза»
1) Игнатьева Л.В.,
учитель-логопед
2) Коровина Н.С.,
учитель начальных классов
3) Новицкая Г.М.,
учитель-логопед