План урока: Дифференциация (с)-(ц)

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Тема урока: «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Цели:-научить различать звуки с-ц в слогах, словах, предложениях, тексте;

-развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность; обогащать словарный запас;

-воспитывать аккуратность, любовь к языку.

Оборудование: профили артикуляции звуков, зеркала для каждого учащегося, предметные картинки, таблички с заданиями, интерактивная доска, компьютер, колонки.

Объявление темы урока.

Произношение изолированных звуков.

Анализ артикуляции звуков.

Связь звука с буквой.

Развитие фонематического слуха.

Дифференциация звуков в слогах.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация звуков в предложениях.

Дифференциация звуков в тексте.

Оценка работ учащихся.

-Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать,

Чтоб правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

-Ребята, я предлагаю вам под сказку потренировать наши язычки.

За алыми губами, за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом – зубами.

Каждое утро он просыпался, широко открывал окошко и выглядывал посмотреть, какая на улице погода. Язычок смотрел на небо, на землю, направо, налево и хотел узнать, который час.

Затем веселый язычок лег на нижнюю губку и поднял свой кончик вверх, опустил вниз, вверх-вниз.

Чтобы зубки не болели, язычок каждое утро и вечер чистил их зубной щеткой. Привел язычок себя в порядок и сел завтракать. Самовар кипит, просит чай пить. А чай горячий! Подуем на него. Ах, как пахнет! Ах, какой ароматный, душистый чай!

Напился язычок чаю, посмотрел не себя в зеркало, и увидел, что его губы выпачканы вареньем. Оближем вкусное варенье!

Наелся язычок и принялся за работу: красить забор (высунуть язык, рот приоткрыт, облизываем сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу).

Кончил дело – гуляй смело! И язычок побежал качаться с Васей на качелях (высунуть узкий язык и тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку).

-Ребята, как вы думаете, вы очень внимательны?

-Давайте мы это проверим. Слушайте внимательно!

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

-Какой звук больше всех прозвучал?

-Молодцы! А в следующем предложении:

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит как статуя.

-Какие вы все внимательные! Сегодня, ребятки, мы научимся различать эти звуки, звуки С и Ц.

-А теперь, ребята, я предлагаю вам немножко поиграть. По моему сигналу вы будете произносить звуки. Если я подниму правую руку, первый ряд произнесет звук С. А если подниму левую руку, второй ряд произнесет звук Ц. А теперь наоборот!

-Сейчас каждый из вас произнесет эти звуки.

-Ребята, мы с вами произнесли звуки. Давайте вспомним, в каком положении находятся наши губы, зубы, язычок при произношении звука С? Губы что делают?

+Зубы сближены, между ними небольшая щель.

-Что происходит с нашим язычком?

+Кончик языка упирается за нижние зубки.

-Поднесите ладонь ко рту, произнесите звук С. Какая воздушная струя?

+Холодная, длинная, можно тянуть.

-Верно. А теперь произнесите звук Ц. Что делают губки, зубки, язычок?

+Губы улыбаются, зубы сближены, язычок прячется сначала за верхние зубки, а затем за нижние.

-При произнесении звука Ц идет какая струя воздуха?

-Правильно. Воздушная струя короткая, толчкообразная. Так что же общего и в чем различия в произношении звуков С и Ц? Общее?

+Губы улыбаются, зубы сближены.

-А в чем отличия?

+Когда мы произносим звук С наш язычок лежит внизу, за нижними зубами. А когда произносим звук Ц он сначала прячется за верхние зубы, а потом за нижние, язычок прыгает.

+При произнесении звука С идет длинная, холодная воздушная струя, а когда произносим звук Ц воздушная струя короткая.

-Ребята, а какие это звуки: гласные или согласные, глухие или звонкие, твердые или мягкие?

-Итак произнесите звук С. Какой он?

+Согласный, глухой, твердый

-Значит каким сигналом мы его обозначим?

-Верно!А звук Ц какой?

+Согласный, твердый, глухой.

-Правильно. Запомните: звук Ц всегда твердый. Ц не может быть мягким. Обозначим его сигналом. Молодцы!

Читайте также:
План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему Игрушки

-Ребята, звук С мы произнесли. А на что похожа буква С?

-Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом

-Значит буква С похожа на …

-Вот какая буква Ц:

С ноготочком на конце

Как кошачьи лапки.

-А теперь немножко отдохнем! Встали, ребята!

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Взвился вверх и улетел.

-А теперь изобразите:

…цаплю, стоящую на одной ноге, на другой ноге.

-А сейчас, ребята, я раздам вам таблички. Если вы услышите слово со звуком С, поднимите табличку с прямой стрелкой. А если услышите слово со звуком Ц, поднимите табличку с дугообразной стрелкой.

-Ребята! Я буду говорить чистоговорку, а вы должны ее закончить, добавляя слоги. Отвечаем все вместе, хором.

-Са-са-са- у Сони длинная ко…

-Со-со-со – ножка вертит коле…

-Ца-ца-ца – есть картинка без ли…

-Су-су-су – волки съели колба…

-Цы-цы-цы – мы сегодня молод…

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Я буду каждому из вас кидать слог со звуком С, а вы мне тот же слог, но только со звуком Ц. И наоборот – я вам – слог со звуком Ц, а вы мне – слог со звуком С.

-Молодцы! Идем дальше!

-Ребята посмотрите на интерактивную доску. Здесь картинки. Назовите их.

+Яйцо, носки, ножницы, пылесос, цыплята, аист.

-Запомните эти картинки.

-А теперь закройте глаза.

Вы должны назвать их в том порядке, в каком они были.

-Молодцы! Разберем слова «ножницы» и «носки». Сколько слогов в слове «ножницы»?

+3 слога: нож-ни-цы

-Где находится звук Ц: в в начале слова, в середине или в конце?

+В середине слова

-Какой по счету звук Ц?

-Обозначим это слово сигналами

-Сколько слогов в слове «носки»?

-Где находится звук С?

+В середине слова

-Какой он по счету?

-Встали. Сделаем разминку.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

-Ребятки, а теперь послушайте предложение и скажите, в каких словах спрятались звуки С и Ц. Будьте внимательны!

Наши старые жильцы.

-В каких словах есть звук С?

-В какой части слова спрятался этот звук?

-Еще в каких словах?

+Скворцы, старые. В начале слова.

-А какие слова со звуком Ц?

+Скворцы, жильцы. В середине слова.

-Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Слушайте внимательно!

Во дворе жили птицы: утки, индюк, петух. Жила там курица с цыплятами. Повела курица цыплят гулять. А там лиса.-«Береги, курица, цыплят. Лиса близко!».

-Вы прослушали текст. Какие слова со звуком С вы услышали?

-А слова со звуком Ц?

+Курица, птицы, цыплята.

-Итак, ребята, над какими звуками мы с вами работали?

-Какие это звуки?

-Какие слова со звуками Си Ц вы услышали сегодня на уроке?

-Ребятки, вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Отдыхайте.

Учитель настраивает обучающихся

У детей зеркала

Губы улыбаются, язык лежит на нижней губе, верхние зубы видны. Зевнуть, раскрыть рот, зубы видны.

«Вкусное варенье»(язык кверху и слизать варенье с верхней губы)

Учитель делает ударение в словах на звуке С

Учитель делает ударение в словах на звуке Ц

Конспект группового занятия по логопедии с учениками второго класса

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте

Цель: – Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
– Обогащать словарный запас;
– Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

1. Организационный момент
Дети поздоровались, сели

2. Развитие фонематического слуха:
– Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

3. Логопед проговаривает слоги, а дети по – очереди повторяют:
СА – СА – ЦА
ЦА – СА – СА
СУ – ЦУ – ЦУ
ЦЫ – ЦЫ – СЫ
СО – СО – ЦО

4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)

Читайте также:
Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

5. Игра: «Наведи порядок в словах»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.

6. Игра: «Внимание»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность ( свет, цвет)

Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)

Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)

8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по – очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва – …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце

Физ. минутка (Движение с речью)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С – одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов – синих, душистых – душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с] -[ц]»

Тема занятия: Дифференциация звуков [с]-[ц].

Цель: 1. Научить различать звук [с]и [ц] в речи;

2. Развивать общую, мелкую, артикуляторную моторику; фонематический слух детей и совершенствовать произношение звуков [с]-[ц] в слогах, словах и в предложении;

3. Воспитывать самоконтроль за речью.

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Лето, луг, цветы

Оборудование: рисунки для артикуляционных упражнений, зеркало 6 шт., профили звуков [с]-[ц], сюжетные и предметные картинки.

План занятия:

3. Сообщение темы занятия.

4. Характеристика звуков, сравнение.

6.Произношение звуков в слогах.

7.Произношение звуков в словах.

8.Произношение звуков в предложениях.

9.Подведение итогов занятия.

– Смотрите на картинки и выполняйте за мной…

– За нижнюю губу заложен язык.

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

– За верхнюю губу заложен язык

Бульдог уступать никому не привык.

– Обезьяна и бульдог

Всем покажет язычок.

– Вот толстяк надует щеки

И, наверно, руки в боки

Вот худышка щеки впали:

Видно есть ему не дали.

– Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу как большой самовар

– Молодцы ребята, теперь приступим к занятию.

– Ребята, сегодня мы будем изучать звуки [с]и [ц], и научимся их различать.

– Скажите, как пищит цыпленок?

– А, как движется змея по траве?

– Давайте, ребята, вспомним, чем же эти звуки отличаются в произношении и артикуляции.

– Обратите внимание на артикуляцию звука [с]. Какие у нас губы?

– А как расположены зубы?

+ Между зубами небольшое расстояние, зубы обнажены.

– Как расположен кончик языка?

+ Кончик языка упирается в нижние резцы.

+ Приподнята к небу.

– Как мы можем показать расположение языка при произношении звука [с]?

– Положите руку к горлу, голос вибрирует?

– Теперь посмотрите звук [ц]. обратите внимание на артикуляцию звука [ц], какие губы?

– А как расположены зубы?

+ Между зубами небольшое расстояние, зубы обнажены.

– Кончик языка упирается в нижние резцы. А спинка языка?

+ Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам, с которыми производит смычку.

– А как мы покажем руками?

– Боковые его края прижаты к коренным зубам, звук заканчивается щелевым элементом, как при звуке [с’], который звучит очень кратко.

– Приложите руку к горлу, голос вибрирует?

– Молодцы, вы хорошо поработали.

– Вы, наверно, устали, давайте, проделаем физкультминутку:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

– Молодцы, вот и отдохнули, теперь можем продолжать наше занятие.

– А теперь я проверю, насколько хорошо вы произносите звуки. Повторяйте за мной.

– Хорошо, а теперь эти слоги…

– Прочитайте слоги и звукосочетания парами.

Са-ца Ца-са Аса-аца Исы-ицы

Со-цо Цо-со Осо-оцо Осе-оце

Сы-цы Цу-су Усу-уцу Усе-уце

– Назовите картинки, которые изображены на доске.

Спица, лисица, синица

Гусеница, столица, цыпленок

Огурец, самолет, самокат.

– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов.

Цвет-свет, цел-сел, светик-цветик.

– Ребята, я вам буду говорить предложения, а вы договаривайте пропущенные слова.

Сахар хранится в …

Москва – …. Нашего государства

Детеныш птицы называется …

– Ребята, какие слова звуками [с]и [ц] вы запомнили?

– Чем мы занимались на занятии?

– Что больше всего понравилось?

– Все молодцы! Занятие окончено.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с] -[ц]»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Рябинушка» с. Старобалтачево муниципального района Балтачевский район

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях»

автор: Абраева Евгения Сергеевна

учитель — логопед МБОУ «СОШ№1» города Пикалёво, Ленинградской области

Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях»

Конспект группового логопедического занятия

по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях»

(3 класс).

Учитель – логопед: Абраева Евгения Сергеевна

Лексическая тема: Весна.

Грамматическая тема: Составление деформированного предложения.

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Образовательные :

— Учить различать звуки [с] — [ц] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные :

— Развитие зрительно-пространственных представлений.

— Развитие языкового анализа и синтеза.

— Развитие фонематического анализа и синтеза.

Читайте также:
Прогулка в осенний лес - совместная деятельность педагогов и детей по развитию речи

— Развитие словаря по лексической теме «Весна»

— Развитие диафрагмального дыхания.

— Развитие зрительного, слухового внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

— Развитие общей и мелкой моторики рук.

Воспитательные:

— Развитие навыка самоконтроля.

— Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

— Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: Магнитная доска, демонстрационные картинки с изображением скворца, магнитные фишки синего цвета, буквы С — Ц (на доске), карточки с заданиями для индивидуальной работы, зеркала.

  1. Психологический настрой.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Мы спокойны, добры и приветливы. Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть и доброту. А выдохнем через рот всё плохое. Вдох – выдох, вдох – выдох. — Начнём занятие!

  1. Развитие временных представлений.

Назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна)

Назовите весенние месяцы по порядку? (Март, апрель, май)

Назовите самый короткий месяц весны по названию ? (Май)

Назовите второй месяц весны? (Апрель)

Введение и сообщение темы логопедического занятия.

Весна — время возвращения птиц из тёплых стран, после продолжительной зимы, в свои родные края.

Каких перелётных птиц вы знаете? (скворец, журавль, аист, ласточка)

О какой перелётной птице идёт речь в загадке ?

На шесте дворец,

Во дворце – певец

А зовут его… Как? (Скворец)

— Скворцы — одни из первых птиц, которые возвращаются с юга.

С какого звука начинается слово — СКВОРЕЦ ? (Со звука[С])

На какой звук заканчивается слово ? (На звук [Ц])

Проблемный вопрос:

Подумайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии ? (О различении звуков [С-Ц] и буквы, которые они обозначают)

Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки [с] — [ц] и буквы, которые они обозначают.

Для чего нам это нужно? (чтобы правильно читать и писать)

  1. Артикуляционная гимнастика.

Скворец поет красивые весенние песни, поднимая людям настроение. Предлагаю и вам спеть как скворец.

Но сначала выполним артикуляционную гимнастику.

Возьмите в руки зеркала, понаблюдаем за работой органов артикуляции. Выполняем упражнение «Улыбка», дальше делаем упражнение «Часики», и теперь выполняем упражнение «Качели»

  1. Характеристика звуков[С] — [Ц].

Гимнастику мы выполнили. А теперь произнесите правильно звук [С].

Для этого: Губы вытяни в улыбочку. Зубы сближены, но не сомкнуты Кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя плавная, холодная.

— Произнесите звук [С]. — Голосовые связки отдыхают. — Слышите свист? Поэтому звук называется «свистящим».

– Уточним произношение звука [Ц].

Артикуляция губ, зубов, кончика языка такая же, как и у звука [С], но передняя спинка языка поднята к верхним деснам, при произнесении резко опускается, воздушная струя сильная, голос не включается).

Произнесите звук [Ц].

Характеристика звука. Работа у доски (по схеме ).

Дайте характеристику звуку [С]. Звук [С]- согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

— Какой фишкой мы обозначим звук [С]? (Синей).

Выбери и прикрепи.

Дайте характеристику звуку [Ц]. Звук [Ц] – согласный, всегда твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

— Какой фишкой мы обозначим звук [Ц]? (Синей).

— Выбери и прикрепи.

  1. «Графический диктант» (один ученик работает у доски).

Скворцы оставляют на земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий, зарисуем этот узор.

Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

— Звук [С] мы отметим длинной чертой, т.к произносится долго, протяжно.

— Звук [Ц] – короткой чертой, т.к произносится быстро, отрывисто.

(Слова: птица, цапля, аист, ласточка, яйцо, сова, скворец, цесарка, сойка, колпица).

  1. Дифференциация С -Ц в слогах, слогах. Развитие фонематических процессов.

Скворца называют пересмешником. Это значит, он может повторить услышанные звуки. Услышит какой — нибудь звук и точно его копирует.

Читайте также:
Конспект НОД: Звуки (Р) и (Рь), буква Р

— Попробуем и мы скопировать звуки.

— Повторяем за мной хором, а затем по одному.

Воспроизведение слоговых рядов:

ЦА _ ЦА _ЦА, СА_СА_СА, АС _АС _ АС, УЦ_ УЦ_УЦ, УС_УС_УС

Физкультминутка. ( Послушайте пение скворца и весенних птиц. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в весеннем лесу).

  1. Дифференциация С – Ц на уровне слова.

Запишем слова в 2 столбика. Слова с буквой эС и слова и буквой Це.

Аист, ласточка, весна, цапля, яйцо, птицы, соловей, курица, скворец

— Проверяем. В каждом столбике должно получиться по 5 слов.

8.Формирование лексико-грамматического строя речи. Работа по грамматическому оформлению предложений.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы … (Скворечник)

— Что такое скворечник? (Домик для птиц)

Апрель — лучшее время, чтобы начать вешать скворечники. Вешать у жилья домики-скворечники — является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам, и радуют нас своим видом и пением. Делая удобные скворечники, мы помогаем птицам обрести комфортное жильё, чтобы свить там уютное гнездо, и вырастить здоровых птенцов.

Работа с деформированным предложением.

На доске слова, прочитайте их: скворец, из, вылетел, скворечника

— Как вы думаете, какое я хочу вам предложить задание?

— Составьте предложение из данных слов.

— Запишите предложение.

— Подчеркните грамматическую основу.

  1. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня сравнивали? (С – Ц)

Какие буквы они обозначают?

Припомните названия птиц со звуками [с], [ц]?

Какое задание вам понравилось выполнять?

  1. Рефлексия .

В заключении, я предлагаю вам обвести на ваших рабочих листах тот смайлик, который соответствовал бы вашему настроению на занятии.

Открытое занятие для педагогов по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе “Дифференциация звуков Ц-С”

  • ПРОЕКТЫ (1)
  • Технологии (6)
  • В помощь логодеду (41)
  • Информация для педагогов (17)
  • Информация для родителей (33)

Открытое занятие для педагогов по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе “Дифференциация звуков Ц-С”

Цели:

– закрепить знания о механизме образования звуков С-Ц с опорой на различные виды контроля;

– формировать навыки словообразования, расширять словарный запас;

-развивать фонематический слух и восприятие: учить дифференцировать звуки С и Ц в слогах, словах, предложениях;

развивать общую и мелкую моторику;

-развивать навыки звуко-буквенного анализа слов;

– выполнять упражнения по предупреждению дисграфических ошибок;

– учить координировать речь с движением;

– работать над голосом;

– воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью;

-воспитывать уважительные отношения друг к другу

1 Организационный момент.

Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

-Что бы начать наше занятие давайте немного разомнемся. Я буду называть слова относящиеся к мальчику, а вы к девочке.

Мальчик умник-девочка умница, певец, озорник, шутник, лыжник, проказник, затейник, фокусник, художник, модник, ленивец.

(дети называют слова)

-Молодцы вы готовы к занятию, и я приглашаю вас пройти за столы.

2 Введение в тему занятия.

В моей коробке лежат буквы, из которых может получиться слово. За каждое правильно выполненное задание я буду давать вам букву. Если по окончанию занятия у вас получится слово то вас ждет что интересное.

-Итак , сегодня мы будем сравнивать два звука. Я назову слова а вы определите, какой звук будет общий в них:

Москва, Россия, столица (звук С)

-Правильно это первый звук.

Слушайте другие слова : цыпленок, центр, конец. (звук Ц)

Итак мы будем работать со звуком С и Ц.

-Давайте дадим характеристику этим звукам.

Звук С- согласный глухой, бывает твердый, бывает мягкий.

Звук Ц- согласный глухой, твердый.

-Как произносятся эти звуки?

(При произнесении губы улыбаются , зубы сближены, язык в низу)

Хорошо . И вы получаете первую букву. (Р)

Развитие фонематических процессов.

-Следующим заданием хочу проверить ваше умение в замени одного звука другим. Если у меня будет звук С его нужно заменить на Ц и наоборот.

ас, ста, уск, цо, цла, уцн, цок, цел, бац, свет, сабля, светик, сели, лица, оца, цвет.

Читайте также:
Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда

Нужно сказать слово до конца, добавляя или Ц или С. Хоровые ответы жду от вас.

Огурец конец ананас квас запас гонец поднос китаец отец кактус автобус кузнец

-Молодцы хорошо справились с этим заданием.

– А сейчас возьмите буквы С и Ц. А буду называть слова , а вам надо определить и показать какой звук в слове. Если вы услышите два звука и Ц и С , то нужно поднять две буквы.

Сокол, самокат, сахарница, хлебница, сахар, спица, стакан, скворец, станция, цифра, огурец, подсолнух, пуговица , солдаты, лиственница, санитар

– Молодцы слушали внимательно . Получаете букву. (Е)

Давайте немного отдохнем.

Шел цыпленок по дорожке

Прыгал он на левой ножке,

А потом на правой ножке

А еще кружился смело,

Лапками махал умело,

Он спешил к себе домой

К милой мамочке родной

Работа на листах.

Возьмите листы с заданиями. Ручкой заштрихуем наши буквы по заданию. Букву С вертикальными полосками, а Ц горизонтальными. Между полосками делайте маленькое расстояние.

Наши буквы стали красивыми и вы получаете букву. (Б)

Переходим к следующему заданию. Посмотрите на картинки. Найдите картинку, в слове которого есть два звука с и ц. (солнце)

А теперь определим в каких словах звук с , а в каких звук Ц. Обведем слова со звуком С в круг, а со звуком ц в прямоугольник.

Дети выполняют и объясняют.

Молодцы у вас все получилось, и вы получаете букву. (У)

Я вам прочитаю стих, а вы запомните слова со звуком С и со звуком Ц. кто хорошо умеет читать может следить за текстом . Он у вас на листе.

– Какие слова вы услышали со звуком С? (ответы детей)

– Какие слова вы услышали со звуком Ц ?(ответы детей)

Напишите на листах по два слова. (дети пишут)

Молодцы и вы зарабатываете еще одну букву.(С)

И последнее задание на сегодня . Нужно выложить звуковую схему слова солнышко

В слове два слога. Первый слог сол- второй –ныш- и третий -ко. (дети выкладывают звуки).

-Молодцы. И еще одна буква для вас.(Ы)

Выложите буквы по порядку. Прочитайте, что получилось (ребусы)

-Что такое ребусы? (загадки)

– Я хочу предложить вам игру, в которой есть ребусы, чтобы вы были находчивыми и смышлеными.

Вспомните задания, которые мы выполняли на занятии.

Методика организации проведения логопедических занятий
консультация по логопедии по теме

Этапы проведения логопедических занятий

Скачать:

Вложение Размер
metodika_organizatsii_provedeniya_zanyatiy.docx 27.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района, структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

Тема: «Методика организации проведения логопедических занятий»

(консультация в школе молодого учителя-логопеда)

Учитель-логопед «Детского сада № 10

Методика организации логопедических занятии.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми -логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно игровой метод организации фронтальных занятий, Сюжетно – тематическая организация заня i 1 более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциалы возможности детей.

Цель этого краткого методического изложения – показать многовариантность организационных форм обучения, его развивающей характер и разнообразие методических приёмов, используемых в каждой части занятия. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Всё э с благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того, как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Всё завистит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием:

Сказочных сюжетов, элементов фольклора; воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

Известных и придуманных игр;

Элементов сюжетно – дидактической игры;

Сюжетных пейзажных картин;

Специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, мозаик.

Настольно – печатных игр;

Сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью, либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия. Большинство предлагаемых конспектов занятий построено на придуманных сюжетах. Например, в одних действуют персонажи знакомых сказок «Золушка» (звук л), «Наш гость Чииполино» (звук ч) в других герои мультфильмов «Клад кота Леопольда» (звуки л, л), в третьих вымышленные герои сюжетов «Полет на звездолёте» (звуки з, з), «Путешествие в голубую страну» (звук л) и т.д. в некоторых занятиях дети сами становятся действующими лицами сюжетов: «Путешествие звуков с, ш», «как звук р к нам попал», «Похищение буквы в» и т.д. Дети сами выбирают транспорт, маршрут, фантазируют «на привалах» и т.д. Эти занятия расширяют кругозор детей.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют: -развитию всех компонентов речи;

-формированию навыка звуко – слогового анализа и синтеза;

-развитию познавательных процессов;

-развитию творческих способностей детей;

-воспитанию нравственно – эстетических чувств.

Сюжетно – тематические занятия обращены к душе ребёнка, его

чувствам. Они побуждают в детях доброту, учат понимать, что такое

хорошо и что такое плохо, вызывают желание совершать хорошие

Структура фронтальных занятий но автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

  1. сообщение темы занятия;
  2. характеристика звука по артикуляционным и акустическим
  1. произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
  1. произношение звуков в словах;
  2. физминутка;
  3. работа над предложением; 8)произношение звука в связанной речи;

9) обучение элементам грамоты;

10) итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; леке и ко — грамматические задания; голосовые, дыхательные, мимические упражнения: имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творчески задания; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно тематических фронтальных занятий.

1. первый этап – организационный.

Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, интереса к познанию новых звуков. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы в» начинается с прочтения телеграммы; в другом варианте занятия на основе сюжета «Прогулка в лес» (звук л) начинается с загадки о лете, затем следует релаксационные упражнения «представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Дети изображают разных зверей (ворчливых, грустных, весёлых, добрых и злых). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата.

2. Сообщение темы занятия.

Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей. Например, в занятии на темуб «Три поросёнка» (Звуки н-н) сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем’ сочинять сказку о Ниф -Няфе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки н-н.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этана – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признаком.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
  • показывается «профиль» звука на рисунке;
  • уточняется акустические признаки звуков «спит» или «не спит» голосок (гласный или согласный);
  • находится образное сравнение звука (звук р – рычание тигра, звук ш
  • шелестящая листва);
  • звуки обозначаются цветовыми символами;
  • определяется их место в звуко – буквенном городе (в Синем, Красном или Зелёном замке они будут жить).

Так как характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам проходит по одному плану, то лишь в отдельных конспектах излагается часть этих заданий.

4 .Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухо – речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Вини – Пухом дети повторяют «вопилки», «дразнилки» и т.д. Например: са – ша – са – ша (здороваются)

со – шо – со – шо (удивляются)

су – ту – су – шу (сердятся) и т.д.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой н сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессеразвития фонематического представления наглядный материал не демонстрируется, а если выставляется, то только после называния слов детьми.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу, восстановление перепутанных слогов.

На данном этапе ведётся работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся так, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или в прошедшем времени и с разными приставками. Речевые задания хорошо здесь сочетаются с развитием мелкой моторики. Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто улетел?» и т.д. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собираются рассыпные» звуки или, наоборот. Составление схем ело* из цветовых символов, чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах дети разгадывают кроссворды: и ребусы. При этом научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

Тесно связана с темой занятия и является переходом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Физминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики. Желательно проводить под музыку, связанную с темой занятия.

7. Работа над предложением.

На данном этане решаются следующие задачи:

  • установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связанности и чёткости высказываний;

работа над предложением как средство развития мыслительных процессов; анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения диет рафии.

Приёмы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки, затем предлагают детям составлять предложения по набору слов или по опорным словам. 11а более высоком уровне предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения.

Параллельно с усвоением лексико – синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом используют полоски для обозначения слов и т.д.

8.Произношение звука в связной речи.

Основная – часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связанных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Задачи этого этапа:

  • развитие воображения и творческой фантазии;
  • развитие словотворчества;
  • развитие мело дико интонационных, компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа. Чтобы задания были насыщены изучаемыми звуками. Были занимательны и доступны.

9.0бучение элементам грамоты.

Это завершающий этап занятий, предусматривающий следующие задачи:

  • познакомить с буквой, который обозначается изучаемый звук;
  • научить прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней;

научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова. При решении первых двух задач необходимо связать звуковой образ звука со зрительным образом. Дети должны знать: звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Знакомство с буквой начинается с того, что демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Буквы сравниваются, отмечаются их сходство и различия. Чтение слогов, слов с изучаемой буквой должны быть уже известны детям. Затем детям предлагают составлять слова из букв, слова с пропущенной буквой, слова из переставленных букв, а также слова, в которых однабуква заменяется на другую и т.д. естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятия является игровая. 10. Итог занятия.

На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Она не проводится в форме «Это хорошо, а это плохо». Скорее: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами!. Мне было приятно работать с вами И жаль, что занятие подошло к концу, приходиться расставаться»

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую.

В наименьшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания вам показались интересными? Какое задание вам было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз 0 И Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа. Итог занятия может быть предложен в игровой форме – сюрпризным моментом

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Но главное – занятие от начало до конца должно быть добрым!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению логопедических занятий дома

Правила проведения занятийДля того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных прави.

Как провести колядки в детском саду. Методика и организация проведения. Сценарий занятия.

С праздником Рождества связано немало радостных обычаев.

Организация и проведение логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Детская деятельность – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит формирование психики ребенка. Наиболее ранней самостоятельной деятельностью является предмет.

« Развитие игры в средней группе: методика организации проведения».

Методика – в этом возрасте д/и помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму, и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию г.

«Методика организации проведения логопедических занятий» (консультация в школе молодого учителя-логопеда)

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми -логопатами можно, если изме.

Тема: « Развитие игры в старшей группе: методика организации проведения».

Методика – в этом возрасте д/и помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму, и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию г.

Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе: задачи, методика организации и виды занятий

Целью экспериментирования с детьми двух-трёх лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой.

В помощь начинающему логопеду

Елена Фёдорова
В помощь начинающему логопеду

Успех в коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Педагоги группы – логопед, воспитатели должны работать в тесном сотрудничестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.Этому способствует:

– совместное изучение содержания программы;

– составление совместного плана работы.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед. Если в старшей группе занятия проходят по подгруппам и воспитатель проводит занятие с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. То, в подготовительной группе воспитатель присутствует на фронтальном занятии, записывает ход и ошибки детей, результат занятия записывает в свой план. Это обеспечит воспитателю возможность правильно планировать закрепление материала в разных видах деятельности.

Перед воспитателем логопедическойгруппы стоят следующие задачи:

1. Совершенствование артикуляционной моторики.

2. Закрепление произношения и дифференциация смешиваемых звуков.

3. Активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в упражнениях, играх на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление навыков чтения и письма.

Основными направлениями коррекционной работы является:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами пальчиковой и дыхательной гимнастики). Артикуляционные упражнения выполняются ежедневно в утренние часы 10-12 мин.

2. Фронтальные занятия по программе МДОУ в соответствии с календарным планом логопедической работы.

3. Коррекционно – развивающая работа вне занятий.

4. Вечерние индивидуальные подгрупповые занятия по заданию логопеда.

Эта работа проводится воспитателем во вторую половину дня (с 15.30 – до 16.00) с 3-6 детьми (Поволеева ст. 262, Филичева, Чиркина. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада»).

В старшей группе длительность индивидуальной работы 10-12 мин., в подготовительной группе 10-15 мин.

Эта работа осуществляется по индивидуальным тетрадям детей.

На выходные дни тетради отдаются родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям занимается воспитатель.Содержание данных занятий определено программой:

a) Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

b) Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

c) Упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

d) Повторение лексико-грамматических упражнений;

e) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Кроме того, в группе должна быть тетрадь, в которой отражается взаимосвязь работы воспитателя и логопеда. В эту тетрадь логопед записывает задания для проведения логопедической работы с подгруппой детей и индивидуально. Длительность подгрупповых занятий в старшей группе 15-20 мин., в подготовительной 20-25 мин.

1. В. В. Коноваленко. Коррекционная работа воспитателя в

подготовительной логопедической группе. М.

«Гном -Пресс», 1999.

2. Л. С. Маркова Организация коррекционно-разаивающего обучения

дошкольников с задержкой развития.

Практическое пособие. – М. : Аркти, 2002.

3. Дефектология №3, 2002 Научно-методический журнал.

стат. Медведевой Т. В., стр. 84.

4. Т. В. Волосовец Организация педагогического процесса в дошкольном

С. Н. Сазонова образовательном учреждении компенсирующего вида.

М. : Гуманит. изд. центр. Владос, 2004.- 232с.

5. С. Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с ОНР. Учебное пособие

для студентов высш. педагог. учебных заведений. -М. :

Издательский центр «Академия», 2003.- 144с.

6. Т. Б. Филичева Дети с ОНР. (коррекционная работа в специальных

Т. Б. Туманова учреждениях. Изд-во «Гном и Д», 2000)

7. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М. : МГЗПИ, 1991- 188с.

8. Р. И. Лалаева Нарушение речи и их коррекция в образовании детей с

Н. В. Серебрякова ЗПР. М. Владос, 2003.

9. З. Е. Агранович Сборник домашних заданий. Помощь логопедам и

родителям. С-П. «Детство-Пресс», 2002.

10. М. А. Повалаева Справочник логопеду. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: