План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова 1-й год обучения в старшей группе
Надежда Орлова
План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова 1-й год обучения в старшей группе
Месяц Форма работы Содержание работы
Сентябрь Диагностика уровня развития слогообразования у детей на начало учебного года.
Октябрь Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
• «Где позвонили»
• «Узнай музыкальный инструмент по звуку»
• «Сколько раз ударили в барабан?»
• «По звуку угадай действие»
• «Как стучали громко или тихо?»
• «Кто сказал мяу?»
Ноябрь Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Тема: «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова». Работа над ритмом: сначала простым, затем над сложным.
• Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
• Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
•Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, // //;
• Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам
Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:
1. Отхлопывание в ладоши.
2. Отстукивание ладонью по столу.
3. Оттопывание ногой.
Консультация для воспитателей.
Декабрь Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.
• «Делай как я».
• «Весёлые инструменты».
• «Танцующие снежинки»
• «Передай привет».
• Развитие переключаемости движений пальцев рук
• Развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук
Формирование пространственной организации движений пальцев рук.
Январь Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Примеры чередований движений:
• «заборчик трубочка»
• «улыбка-заборчик-трубочка»
• «лопатка-горка-парус»
• «иголка-парус-горка»
Примеры чередований движений пальцев:
• работает только указательный палец;
• работают указательный и третий пальцы;
• работают указательный и четвёртый пальцы;
• работают указательный, третий, четвёртый пальцы.
Упражнения на развитие реципрокной координации рук
Примеры выполнения одновременных движений:
– кулак (левая рука) – ребро (правая рука)
– ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх
– ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро
– кулак – левая рука, ладонь – правая рука
Февраль Тема: «Преодоление у детей нарушений слоговой структуры слова».
Коррекционная работа на уровне гласных звуков.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Консультация для родителей.
Виды заданий и упражнений:
-Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.
-. Те же задания с выделением ударного звука.
-Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.
– Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.
Март Отработка слоговой структуры на уровне слогов.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.Виды заданий и упражнений:
-Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
-. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».
– Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».
– Проговаривание цепочек слогов.
– Проговаривание и повторение серии слогов.
– Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.
-Приговаривание слогов со стечением согласных.
Апрель Отработка слоговой структуры на уровне слов.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова. – структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;
-формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
– в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);
– переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
Май Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.
Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.
Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.
Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.
Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.
Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .
Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.
План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!
В статье предложен план работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6-летнего возраста с ОНР.
Бесплатные занятия с логопедом
В статье предложен план работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6-летнего возраста с ОНР.
План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова
1-й год обучения (старшая группа)
Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Тема: «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова».
- Сравнение ритмов: // /, //…//;
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
- Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, // //;
- Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам
Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:
1. Отхлопывание в ладоши.
2. Отстукивание ладонью по столу.
3. Оттопывание ногой.
Консультация для воспитателей.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
- «Делай как я».
- «Покажи сам».
- «Весёлые инструменты».
- «Танцующие снежинки»
- «Передай привет».
- Развитие переключаемости движений пальцев рук
- Развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук
Формирование пространственной организации движений пальцев рук.
Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Примеры чередований движений:
- «заборчик трубочка»
- «горка-парус»
- «улыбка-заборчик-трубочка»
- «лопатка-горка-парус»
- «иголка-парус-горка»
Примеры чередований движений пальцев:
- работает только указательный палец;
- работают указательный и третий пальцы;
- работают указательный и четвёртый пальцы;
- работают указательный, третий, четвёртый пальцы.
Упражнения на развитие реципрокной координации рук
Примеры выполнения одновременных движений:
– кулак (левая рука) – ребро (правая рука)
– ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх
– ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро
– кулак – левая рука, ладонь – правая рука
Коррекционная работа на уровне гласных звуков.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Виды заданий и упражнений:
-Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.
-. Те же задания с выделением ударного звука.
-Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.
– Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
-Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
-. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».
– Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».
– Проговаривание цепочек слогов.
– Проговаривание и повторение серии слогов.
– Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.
-Приговаривание слогов со стечением согласных.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
-формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
– в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);
– переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
2-й год обучения (подготовительная группа)
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Виды заданий и упражнений:
– Игры на деление слов на слоги.
– Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни)
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
– Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.
– Упражнение на разбор слова по схеме:
- сколько слогов;
- какой первый;
- какой последний;
- какой слог стоит перед слогом ….
- какой слог стоит после слога ….
- какой слог стоит между слогами ….
– Упражнение «разрезные картинки»
– Игра «Рассели животных по домам»
Инструкция: одноэтажный – слово состоящее из одного слога (кот)
двухэтажный – слово состоящее из двух слогов (лиса)
трёхэтажный – слово состоящее из трёх слогов (корова)
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….
– Упражнение: назови лишнее слово.
– Игра «Что изменилось в слове?»:
– Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов):
Инструкция: выбрать из них:
- самое длинное слово;
- самое короткое слово;
- назвать одинаковые по количеству слогов слова.
-Упражнение: логопед показывает картинки (телефон, автобус, ласточка).
Инструкция: показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах.
– Упражнение: логопед называет слова лишённые смысла.
Инструкция: отхлопать ритмическую структуру слова, лишённого смысла.
– Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.
Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов в них.
– Упражнение: логопед называет слова.
Инструкция: найди слово, которое по слоговой структуре не похоже на остальные.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
- Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).
- Придумать чистоговорку самому.
- Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.
- Придумай чистоговорки.
– Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.
– Игра «Телеграф»: передать другому телеграмму:
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
-Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.
– Пропеваниераспевок с чёткой ритмической структурой под
– Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.
– Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
– Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.
– Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком.
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка).
– Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно:
Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).
– Чтение предложения по слогам.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
– Чтение текстов по слогам.
– Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.
– Чтение текстов по слогам.
-Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.
Подготовить методическую разработку «Преодоление нарушений слоговой структуры слов».
Коррекция слоговой структуры слова в работе с детьми с ОНР
Казаева Инга Борисовна,
учитель-логопед МБДОУ № 8 “Теремок”
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У многих из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во время не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.
Необходимо отметить тот факт, что нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.
Огромное значение для правильного воспроизведения слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова подвержены искажению чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.
Исходя из опыта работы с детьми, имеющими ОНР, невольно приходишь к тому, что данная проблема является крайне важной, требующая решения на самых разных стадиях её выявления. Ведь овладение правильной, чистой речью играет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка, а преодоление нарушений и совершенствование слоговой структуры слова является одним из факторов для овладения грамотой, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.
Искажение слогового состава слова призваны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи.
В этом случае речь ребёнка имеет выраженные отклонения, которые могут проявляться следующим образом:
1.Нарушение количества слогов:
-сокращение (пропуск) слога: «конок» – котенок, «моко» – молоко
– опускание слогообразующей гласной: «пинино»- пианино, «башки»-баюшки
– увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «детьмями» – детьми, «кубубик» – кубик;
2.Нарушение последовательности слогов слове:
-перестановка слогов: «чедоман» – чемодан, «моколо» – молоко;
перестановка звуков соседних слогов: «ковора» -корова, «ретемок» – теремок;
3.Искажение структуры отдельного слога:
-сокращение стечений согласных: «тул» – стул, «рок» – срок;
– вставки согласных в слог: «пестня» – песня, «кубикт» – кубик и т.д.
Для того чтобы помощь детям с нарушением слоговой структуры слова была максимально эффективной необходимы ранняя диагностика и соответствующая работа по коррекции выявленных нарушений..
Одним из важнейших факторов в работе имеет индивидуальный подход к детям, который призван учитывать возможности, а также характер искажений и нарушений слоговой структуры
В коррекционной работе по данной проблеме я использую такие методы и приёмы как:
- объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава;
- медленное, послоговое проговаривание слова;
- пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;
- многократное повторение в ходе отработки.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и развитие всех компонентов речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Я подобрала и систематизировала практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и развить все компоненты речевой системы, привлекая родителей к активному участию в коррекционной работе.
Подобранные задания помогут справиться с недостаточной сформированностью грамматических категорий, например таких как:
-употребление существительных единственного и множественного числа родительного падежа («Чего (кого) не стало?);
-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ( «Назови ласково»);
– согласование числительных с существительными («Назови 2 (5) таких же предмета»);
– образование притяжательных прилагательных («Скажи, чья (чьи) это?», «Назови, чьи предметы?» и т.п.);
– употребление существительных единственного и множественного числа творительного и предложного падежа («За чем мы пойдём в магазин?», «О ком спросим у работника зоопарка?» и т.п.);
– употребление глаголов 1 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени («Скажи, что ты делаешь?», «Покажи и скажи, что ты будешь делать?» и т.п.);
-образование относительных прилагательных («Назови какой») и т.п.;
А также развивать связную речь, например, учиться правильно строить предложения из двух и более слов при ответе:
Логопед: Что это?
Ребёнок: Это туфли.
Логопед: Чьи туфли?
Ребёнок: Мои туфли.
Логопед: Где пятно?
Ребёнок: Пятно на кофте.
Логопед: Чего у тебя нет?
Ребёнок: У меня нет бантика.
Логопед: За кем мы будем наблюдать?
Ребёнок: Мы будем наблюдать за мышками.
Опираясь на пособие Четверушкиной Н.С., где представлен словарный материал по первым 7 типам слоговой структуры слова, я изготовила дидактический материал с интересными заданиями и игровыми упражнениями на все 14 типов слоговой структуры слова, объединив 11 и 12 типы в один.
Разработанный дидактический материал предназначен для работы с детьми, как логопеда, так и родителей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.
Дидактический материал содержит специальные практические задания на развитие мелкой моторики, сенсорики, зрительного и слухового внимания, логического мышления, в процессе обучения которых детям даётся возможность самостоятельно решать логические задачи по тому или иному типу слоговой структуры слова.
Например, в игровом упражнении «Отгадай что это?», ребёнку необходимо по определённым существенным признакам узнать тот или иной предмет:
Логопед: Красное, спелое, наливное – это что? Ребёнок: Яблоко
Логопед: Крепкий, острый, птичий – это что? Ребёнок: Клюв и т.п.
В то же время дети выполняют задания, где умело, применяют свои сенсорные умения и навыки, стимулирующие работу нервных окончаний, например, параллельно с обрабатыванием грамматических категорий и решением логических задач детям предлагается закрашивать предметы, подобрав нужный цвет.
В своих разработках большое внимание уделяла иллюстративному материалу, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объём запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.
Основной задачей своих разработок считаю оказание практической помощи логопедам, воспитателям и родителям (при выполнении домашних заданий с детьми) в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Данный материал приносит положительные результаты в работе. Мои воспитанники:
-овладевают умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава;
-у детей развивается фонематическое восприятие;
-преодолеваются лексико-грамматические трудности;
-совершенствуется зрительное и слуховое внимание;
-нормализуется речевое и физиологическое дыхание;
-активизируется и обогащается словарный запас;
-развивается грамотная речь, мышление, память
-формируется важнейшие качества личности, такие как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, ответственность.
У детей появляется уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет им в общении со сверстниками и взрослыми.
Литература.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. – М., Гном и Д,2001, – 92с.
- Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. – М., Книголюб, 2005, – 95с.
- Епифанова О.В. Логопедия. – В., Учитель – АСТ, 2004, – 95С.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1990, – 239с.
- Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. – М., Творческий центр, 2007, – 93с.
- Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет, М., Творческий Центр, 2005, – 109с.
- Ткаченко Т.А. Развития фонематического восприятия, М., Гном и Д, 2005. – 32с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991, – 125с.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – С.-П., Детство-Пресс, 2001, – 46с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Тема: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР»
Тема: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР»
Выполнила учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 000» Ленинского района г. Саратова
Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР.
II. Основная часть.
Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР.
1. Подготовительный этап.
2. Коррекционный этап.
На протяжении многих лет я работаю с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Основной контингент логопедической группы составляют пятилетние дети с диагнозом общее недоразвитие речи II-III уровня. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Одним из диагностических показателей речи у детей является нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями произношения слов сложного слогового состава. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком 2 и 3 сложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды. дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов.
даёт периодизацию формирования слоговой структуры слов как в норме, так и у детей с ОНР. , , занимались изучением особенностей усвоения слоговой структуры слов у детей с моторной алалией. , , – разработали практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста. Многочисленные исследования, проводимые в рамках рассматриваемой тематики, указывают на то, что нарушение слоговой структуры слова признано стойким в структуре речевого дефекта детей с ОНР и одним из наиболее трудных для коррекции. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте в последствии приводит к возникновению у дошкольников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии. Анализ литературы по рассматриваемой проблеме и результаты диагностического обследования детей, свидетельствуют о необходимости проведения специфической, целенаправленной, логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Разрабатывая систему коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова для пятилетних детей, я использовала методики , , . За основу методики взяла разработки , , так как они, на мой взгляд, удачно дополняют друг друга.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развитя речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе я предлагаю ребенку задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном. Цель данного этапа сформировать оптико – пространственную ориентацию и подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Приступаю к работе в начале первого периода обучения. Работа на невербальном материале включает:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков. Например: “Где позвонили?”, “Узнай музыкальный инструмент по звуку”, “Чья песенка?” и т. д.. Эти игры включаются в занятия логопеда, музыкального руководителя, проводятся воспитателем.
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Я предлагаю детям различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов. Виды заданий используются следующие:
– хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
– воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
-задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; . !!
– воспроизведение долгих звуков( дудка, губная гармошка – символ”-“) и коротких ( барабан, бубен – символ “+”): –++, ++-+– и т. д..
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба, подскоки. (Данные виды работ проводятся на музыкальном занятии).
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений ( левой, правой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координация рук: выполнение движений одновременно обеими руками( кулак левой руки – ребро правой руки).
6. Графические упражнения на переключение (ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка и т. д.); продолжить строчку +=.
Работа на вербальном материале включает игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Для этого даю детям трехступенчатые инструкции с последующим их прерыванием взрослым и беседой по вопросам: “Что ты делал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?” Включаются упражнения типа – послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитай. Назовите второе слово, первое, третье.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом создаю дидактические игровые ситуации с использованием, например, русской народной сказки “Репка”. Этот вид работы был предложен логопедом . В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняю и закрепляю понятия: первый – последний, начало – середина – конец, между – за – перед – после. (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т. д.).
На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого и четко выполнять задания, предъявленные шепотом.
В процессе работы с детьми провожу игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), (Руки в стороны – в кулачок, разжимай – и на бочок) и т. д.
На этом этапе я также работаю над формированием фонематического восприятия у детей. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Оно тесно связано с усвоением слов различной слоговой структуры. Дети обучаются неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слов. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, ба-ба, па-па), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап, мам-ам). Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.
Коррекционный этап.
Непосредственно коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. На этом этапе в работу включаются не только речевой анализатор, но и слуховой, зрительной и тактильный. Работа по коррекции общего недоразвития речи должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме), с применением наглядности.
Уровень гласных звуков.
Детям предлагаются следующие задания, которые можно варьировать и изменять:
– произнесите звук А столько раз, сколько точек на кубике;
– произнесите звук О столько раз, сколько логопед хлопнет в ладоши;
– пропевание серии звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом: А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИУА; АУА УАУ; АУИА, ИУАО;
– те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
– узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
– логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; громко и тихо Ааа; аАа; ааА.
Если работа на уровне гласных идет хорошо и ребенок выполняет задания, то я перехожу к следующему уровню.
Уровень слогов.
Данные виды работ целесообразнее проводить на этапе постановки и автоматизации звуков. Задания могут быть следующие:
– нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (ма-мо-му. );
– упражнения с пальцами “Пальчики здороваются” (на каждое соприкосновение пальцев произносится один слог);
– “Сосчитай”, ребенок считает сколько слогов произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
– “Громко-тихо” (назвать ударный слог в цепочке слогов, произнесенных логопедом);
– “Скажи на один слог больше” (наращивание слогов: са-со );
– “Скажи на один слог меньше” (уменьшение количества слогов: са-со-су-сы);
– повторение за логопедом серии слогов с одновременным отстукиванием: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы.
– повторение за логопедом серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты; а-ста, а-сто, а-сту, а-сты.
В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить.
– “Скажи наоборот” (игра с мячом): са-ас, тса-аст. После усвоения ребенком этого уровня, перехожу на следующий.
Уровень слова.
При отработке слов различной слоговой структуры я учитываю следующее: структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций; формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы; в наиболее тяжелых случаях работа начинается с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: (ав-ав,
мяу-мяу); переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций (СГ+СГ). Детям предлагаются двусложные слова с одинаковыми повторяющимися слогами: (баба, мама, папа).
На этом уровне я использую систему коррекционных упражнений, предложенных в пособии “Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений”. Данное пособие содержит лексический материал в форме разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова, на обогащение словарного запаса, на усовершенствование грамматического строя речи. Считаю важным подбирать такой лексический материал, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию его коммуникативной функции. Использую бытовую лексику – слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала создаю игровую ситуацию. С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над развитием слоговой структуры и развитием звукопроизношения провожу параллельно. Овладение слоговой структурой идет на материале, освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не отработанные звуки. Параллельно большое внимание уделяю развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен в пособии “Работа логопеда с дошкольниками”. Эта же последовательность представлена и у .
Отрабатывая слова с различными типами слоговой структуры, можно использовать различные виды игр и упражнений. На своих занятиях я использую упражнения предложенные . Это игры на слоговой и фонематический анализ и синтез слов (“Телеграф”, деление слов на слоги, “Разрезные картинки”, “Рассели животных по домам”) и т. д..
Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.
Как правило, дети с ОНР плохо запоминают стихи, состоящие из четырех и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший провожу с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого я задаю вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями (Мы топаем ногами – топ, топ, топ.) и т. д.. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. На данном этапе использую такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4 – 6 строк. Я подбираю литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно веду работу по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток,
Преодоление нарушений слоговой структуры слов влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма и чтения, а также позволит ребёнку избежать появления, так называемых, вторичных психических наслоений, связанных с переживанием речевых нарушений. Поэтому важно проводить работу по коррекции слоговой структуры слов систематизированно, включать её в структуру фронтальных и подгрупповых занятий как отдельный этап, а также проводить на индивидуальных занятиях. Тесное взаимодействие с другими специалистами ДОУ: воспитателями, музыкальным руководителем, физруком будет способствовать успешной реализации коррекционной задачи.
1. Агранович работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство – Пресс, 2001. – 48 с.
2. , Сафонкина структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.
3. Большакова нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
4. , , Филичева общего недоразвития речи у дошкольников 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990
5. Маркова усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ под. ред. – М., 1961
6. . Ткаченко нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4—6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002
7. Четверушкина структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М: Гном Пресс 2006
Формирование слоговой структуры слова
Формирование у детей лексически богатой, фонетически четкой и грамматически правильной речи, которая бы давала ребенку возможность полноценной коммуникации с окружающими – это одна из важнейших задач в обучении детей родному языку.
Чтобы личность ребенка формировалась правильно, нужно устранить все то, что мешает полноценному общению с окружающими людьми. Крайне важно, чтобы дети как можно раньше овладели навыками родной речи, могли говорить четко и без дефектов. Практика показывает, что чаще всего больше внимания уделяется коррекции звукопроизношения, а вот формирование слоговой структуры слова оказывается на втором плане. Часто именно это является причиной развития дислексий и дисграфий у детей.
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).
Как проявляется нарушение слоговой структуры
Нарушение слоговой структуры может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность.
Проблема может проявляться в следующем:
- Нарушение количества слогов (ребенок опускает слогообразующую гласную, сокращает слог, увеличивает число слогов за счет вставки гласных).
- Нарушение последовательности слогов в слове (слоги переставляются, а также происходит перестановка звуков соседних слогов).
- Искажение структуры слога (вставка согласных в слог, сокращение стечений согласных).
- Уподобление слогов.
- Устойчивое повторение.
- Предшествующие звуки заменяются последующими.
- Смешение элементов слова.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей работы в коррекции речевых нарушений. Перед выбором способов устранения этих нарушений, всегда проводится предварительное обследование ребенка, целью которого является определение степени нарушения слоговой структуры. Это позволяет определить соответствующий ребенку уровень, с которого можно начинатьупражнения. Часто эти задания логопед может рекомендовать для повторения в домашних условиях.
Этапы формирования слоговой структуры слова
В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.
Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.
Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.
Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.
Этот этап проходит в следующем порядке:
- уточнение артикуляции сохранных звуков;
- проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
гласный + гласный (ау, уа, иа)
согласный + гласный (ба-ба-ба)
гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)
гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)
согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)
гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)
гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна) - проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.
Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):
- Двухсложные слова из открытых слогов (вата, лиса, луна, коза).
- Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, хижина, полено, корова).
- Односложные слова (лук, кот).
- Двухсложные слова с закрытым слогом (Антон, балкон, каштан, фонтан).
- Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, палка, ветка, вафли).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (банан, пенек, жираф, веник).
- Трёхсложные слова с закрытым слогом (чемодан, комитет, выводок, ноготок, ботинок).
- Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
- Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (тумбочка, фундамент, аптечка, подводник).
- Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ткач, гном, кнут, вход, гнев).
- Односложные слова со стечением согласных в конце слова (факт, винт, пунш).
- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, свекла, гвозди).
- Четырёхсложные слова из открытых слогов (мучение, гонение, комедия, метание, именины).
Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной методики, с использованием текстов цепной структуры позволит оптимизировать коррекционно-педагогическую работу педагогов в детском саду и успешно сформировать у детей навыки связного, повествовательного высказывания.
Ключевые слова: связная речь, коррекционно-педагогическая работа, цепной текст, обучение рассказыванию, обогащение словарного запаса, принцип смыслового строения предложений, предметно-графическая схема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_onr_na_materiale_tekstov_tsepnoy_struktury.docx | 17.13 КБ |
posobie_rasskazy_tsepnoy_struktury.docx | 485.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование повествовательной связной речи у детей с ОНР на материале текстов цепной структуры
МАДОУ «ДС» Огонек г. Новый Уренгой
Аннотация : В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной методики, с использованием текстов цепной структуры позволит оптимизировать коррекционно-педагогическую работу педагогов в детском саду и успешно сформировать у детей навыки связного, повествовательного высказывания.
Ключевые слова : связная речь, коррекционно-педагогическая работа, цепной текст, обучение рассказыванию, обогащение словарного запаса, принцип смыслового строения предложений, предметно-графическая схема.
Проблема развития связной речи дошкольников – одна из актуальных проблем как в дошкольной педагогике, так и в логопедической практике. Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но также и для подготовки к овладению чтением и письмом.
Для детей с ОНР нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они испытывают трудности в передаче причинно-следственных и временных связей, в нарушении последовательности и пропуске слов в предложении, в аграмматизмах при построении фраз, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций. В настоящее время разработаны вариативные формы упражнений и заданий, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР, предложены методики обучения рассказыванию.
Одним из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи, мы выбрали методику В.К. Воробьёвой по обучению детей первоначальным навыкам высказывания. Её методика заключается в использовании текстов цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений. которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на и динамическое развитие.Цепная связь традиционно считается простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для конструирования такого типа текстов используются такие средства связи, как лексические и текстовые синонимы, местоимения, лексические повторы.
Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов к каждому предложению можно подобрать изображения, иллюстрирующие первое и последнее слово в нем. Составление текстов с такой структурой связи, облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом. Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации, по календарно-тематическому планированию. Правильно подобранный речевой материал для текстов позволяет одновременно решать несколько задач: коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения, развитие связной речи.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения – субъект и объект, стрелкой – педикант, выраженный глагольным словом, пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка – подчиненность плана раскрытию единой темы. Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его. В дальнейшем самостоятельно составляют повествовательные рассказы с опорой на схему.
Использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в среднем дошкольном возрасте, а также со старшими дошкольниками, имеющими сложные речевые нарушения.
1.Воробьева В.К. Формирование у младших дошкольников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи // Дефектология. 1988,.№6.
2.Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. 1989, №4.
3.Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно – повествовательной речи // 4.Дефектология. 1990, №4.
5.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
Использованием текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания
Краткая аннотация: В данной статье нами представлена методическая разработка по теме «Использованием текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания». Данный материал может быть использован в практической работе логопедов, педагогов, воспитателей, студентов психолого-педагогических и дефектологических отделений.
Исходя из методики, предложенной В.К.Воробьевой, мы разработали адаптированные тексты цепной структуры и предметно-графические схемы. Данные тексты могут быть использованы в рамках отдельной лексической темы или могут быть использованы для детей, имеющих трудности в звукопроизношении. Например, с помощью рассказа «Кот Пушок» можно закрепить правильное произношение звука Ш, а рассказ «Зоопарк» поможет в четком произношении звуков З и С.
Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.
Нами были определены требования к отбору текстов и адаптированы тексты определенной структуры для занятий по формированию навыков связной повествовательной речи. Поскольку знакомство с данными текстами опирается на наглядно-графический план, то нами были разработаны схемы к каждому адаптированному рассказу. В данной статье мы приводим пример нескольких графических схем.
Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания
Развитие связной речи является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы.
К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме.
Специально проведенными исследованиями установлено, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в программировании содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, рассказ) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ярко выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность.
Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим навыкам нужно обучать специально. Т.Б. Филичева, характеризуя речевой статус детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (IV уровень), отмечает своеобразие их связной речи, проявляющееся в «нарушении логической последовательности, пропуске значимых для сюжета эпизодов, в застревании на второстепенных деталях, в использовании простых, малоинформативных предложений» (4).
Работая с детьми с ОНР по формированию навыков связной повествовательной речи, мне довелось познакомиться с методикой работы В. К. Воробьевой по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания (2). Её методика заключается в использовании текстов цепной организации.
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема.
Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (это картинки в квадратиках слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними. Стрелки, расположенные слева направо (широкие стрелки) обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Цветные стрелки показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Исходя из методики, предложенной В.К.Воробьевой, мы разработали адаптированные тексты цепной структуры и предметно-графические схемы. Данные тексты могут быть использованы в рамках отдельной лексической темы. Например, при изучении темы: «Дикие животные», можно предложить детям для пересказа тексты: «Лисёнок», «Сашино горе», «Лисица», «Медведь». А в рамках темы «Птицы» предлагаем рассказы «Зяблик», «Воробьи на тополе».
Данные тексты могут быть использованы для детей, имеющих трудности в звукопроизношении. Например, с помощью рассказа «Кот Пушок» можно закрепить правильное произношение звука Ш, а рассказ «Зоопарк» поможет в четком произношении звуков З и С.
Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, закрепляя, таким образом, звук, поставленный в словах. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).
Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.
Новизна: Нами были определены требования к отбору текстов и адаптированы тексты определенной структуры для занятий по формированию навыков связной повествовательной речи. Поскольку знакомство с данными текстами опирается на наглядно-графический план, то нами были разработаны схемы к каждому адаптированному рассказу. В данной статье мы приводим пример нескольких графических схем.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребёнок научился правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.
Тексты цепной организации для пересказа
За домом росла ива. На иве было гнездо зяблика. Один зяблик вывалился из гнезда на землю. С земли зяблика подобрал Костя, который проходил мимо. Костя залез на иву и посадил зяблика снова в гнездо. Из гнезда послышалось веселое щебетание зяблика.
В ясный осенний день ребята отправились в зоопарк. В зоопарке они увидели много зверей. Звери сидели в больших просторных вольерах. В одном из вольеров ребята увидели обезьян. Обезьяны прыгали по клетки и корчили рожи ребятам. Ребята смотрели на смешных обезьян и звонко смеялись.
У Наташи есть смешной кот Пушок. Пушок много шалил, а мышей ловил плохо. Вдруг одна мышка выбежала на середину комнаты. В этой комнате спал Пушок. Пушок услышал шорох и бросился в сторону мышки. Шустрая мышка схватила хлебную крошку и шмыгнула в норку.
Как-то раз дед пошел на охоту и поймал лисенка. Лисенка он принес внуку. Внук посадил лисенка в старую баню. Сразу после бани начинался лес. Ночью из леса пришла лисица. Лисица принесла лисенку зайчонка.
Купили Маше мишку. Плюшевого мишку Маша любила. Маша надела на Мишку штанишки и шапку. Штанишки и шапку шила сама Маша. Маша повела гулять мишку. Мишка — на машине, Маша – пешком.
Пошел Саша в лес. В лесу он увидел большую опушку. Видит, на опушке стоит высокая сосна. На сосне много шишек. Вдруг одна шишка упала на Сашу. Саша посмотрел вверх и увидел белку. Белка прыгала с ветки на ветку прямо над Сашей. Саша решил поймать белку и бросил в белку шапку. Шапка повисла на суку, а в белку не попала. Белка прыгала все выше и выше и поднялась на самую макушку сосны. На высокую сосну Саша залезть не смог. Так и ушел Саша из леса без белки и без шапки.
Вывела курица цыплят. Цыплята ходили по двору. Подкралась ко двору лисица. Лисицу увидел дед Матвей. Дед Матвей кликнул собак. Собаки бросились на лисицу. Лисица побежала в лес, что есть мочи.
У кошки было пять котят. Одного котенка назвали Царапка. Царапка любил гонять мяч. Этот мячик и закатился к собаке в будку. Из будки вышел пес Трезор. Трезор подошел к Царапке и лизнул его в ухо. Трезор и Царапка друзья.
Мишке захотелось меду. Мед делали пчелы. Пчелы жили в дупле. В это дупло и залез наш мишка. А на мишку накинулись пчелы. Пчелы покусали голодного медведя. А медведь отправился дальше в лес искать себе еду.
ВОРОБЬИ НА ТОПОЛЕ
На тополе лопнули почки. Из каждой почки вылупился зеленый листик. Эти листики стали склевывать воробьи. В это время к воробьям стал подкрадываться кот. Кот прыгнул к воробьям. Шустрые воробьи перелетели на другой тополь.
1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. (Логопедический материал. Рассказы цепной структуры). Журнал «Карапуз» 2012.
2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб пособие / В.К.Воробьёва.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002.
4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М., 1999
Андреева Светлана Алексеевна,
учитель-логопед