План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы средней логопедической группы

План коррекционно-методической работы учителя-логопеда

План коррекционно-методической работы

на 2018– 2019 учебный год

учителя-логопеда Мгебровой И.Ю.

Цель: Диагностика и реализация АОП дошкольникам с ТНР в группах компенсирующей направленности краткосрочного пребывания.

Задачи:

Диагностика состояния звукопроизношения фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи дошкольников.

Анализ неречевых процессов дошкольников с целью выявления группы риска по дисграфии.

Разработка и организация рабочей программы по предупреждению и преодолению нарушений речи детей с учетом требований ФГОС.

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.

Повышение профессиональной компетентности педагога посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Направление деятельности и формы работы

Цель проведения

Сроки проведения

Диагностико – проектная деятельность.

Первичное обследование устной речи.

Выявление нарушений устной речи.

1 – 2 недели каждого заезда.

Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза.

Уточнение этиологии характера речевых нарушений.

1-ая неделя каждого заезда.

Комплектование групп и подгрупп, составление расписания индиви-дуальных занятий.

Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой группой.

3-ий день заезда и конец 2-ой недели.

Итоговое обследование речи.

Заполнение речевых карт, графическое отражение динамики речевого развития индивидуальных достижений ребенка

Последняя неделя каждого заезда.

Участие в работе дошкольного психолого-педагогического конси-лиума.

Итоги мониторинга речевого и психофизического статуса и определение дальнейшего образовательного маршрута. Составление заключения ПМП консилиума центра «Логос».

Последняя неделя каждого заезда.

Коррекционно- развивающая деятельность.

Составление рабочей программы коррекционной работы.

Разработка приложе-ния по итогам обсле-дования речевого и психофизического уровня развития де-тей.

Составление интегрированного плана.

Коррекция речевых нарушений дошколь-ников .

4 – 5 курсов коррекционного обучения за год.

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. Подгрупповые – 8 занятий в неделю по 20 – 25 минут каждое. Индивидуальные занятия по 15 минут – ежедневно.

В соответствии с

расписанием коррекционно-логопедической работы.

Консультативно-методическая деятельность.

Родительские собрания, практикумы, «мастер-классы». Темы собраний: «ОНР», «Развитие фонематических процессов у детей», «Обзор литературы – в помощь родителям».

Ознакомление родителей с результатом диагностики речевого развития детей, демонстрация и обучение приемам коррекции.

Консультирование педагогов и родителей дошкольника по результатам обследования речи.

Организация личностно-ориентированного воздействия на ребенка с учетом выявленных особенностей его речевого и психофизического развития.

Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей /беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, на консилиумах/.

Ознакомление педагогов и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребенка.

Накопление и распространение материалов по своей методической теме: «Современные подходы к организации коррекционно-логопедической работы с детьми имеющими диагноз алалия».

В соответствии с планом методи-ческого объеди-нения педагогов групп компенси-рующей направ-ленности.

Обобщение опыта в печатных изданиях, на сайте ОУ, в СМИ.

Требования в ФГОС при реализации адап-тированной образова-тельной программы дошкольного образо- вания по индиви-дуальной и групповой логопедической работе в разновозрастной группе компенсирую-щей направленности ТНР/срок реализации 2 месяца/.

Сотрудничество с учителями-предметниками, воспитателями, психологом, психотерапевтом и медицинскими работниками.

Организация единого коррекционно-образо-вательного пространст-ва.

Повышение профессиональной компетентности.

Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом.

Повышение профессиональной компетентности

Работа с научной и публицистической литературой.

Корректировка рабочей программы по индивидуальной и групповой логопедической работе в разновоз-растной группе компенсирующей направленности ТНР /срок реализа-ции 2 месяца/

Внедрение требований в ФГОС.

Корректировка рабо-чей программы по инд. и групповой логопеди-ческой работе в раз-новозрастной группе компенсирующей направленности ТНР в зависимости от контин-гента поступающих де-тей.

Разработка конспектов занятий с учетом требований ФГОС.

При реализации адап-тированной образова-тельной программы дошкольного образо- вания по индиви-дуальной и групповой логопедической работе в разновозрастной группе компенсирую-щей направленности ТНР/срок реализации 2 месяца/.

Модернизация предметно-пространственной развивающей среды

логопедического кабинета.

Оснащение информационно-техническим оборудованием

/ компьютер, принтер, сканер/

Повышение эффективности коррекционной работы.

201 8 – 201 9 учебный год.

Приобретение методической и учебно-дидактической литературы.

По мере необходимости.

Обновлять имеющийся дидактический материал, подготавливать ранее приобретенные пособия к практическому использованию.

Весь учебный год.

Приобретение стерилизатора «Автоклав».

Обработка логопедического инструментария.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:
Звук и буква И - конспект занятия по обучению грамоте

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2013 2014 учебный год учитель-логопед: Максимова Оксана Николаевна

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы

на 2013 – 2014 учебный год.

учитель-логопед: Максимова Оксана Николаевна

I . Работа с детьми

Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития – для детей подготовительных групп, ранее занимавшихся на логопункте), комплектация подгрупп.

Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности.

Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование.

В течение года по запросам педагогов, специалистов родителей.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логогруппы (занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Сентябрь, январь, май-

для детей старшей и подготовительной групп.

Обследование детей младших групп с целью выявления речевой патологии (подготовка к комплектации логопедических групп, зачислению на логопункт).

Проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции заикания, подготовка к обучению грамоте.

Проведение совместных коррекционных мероприятий со специалистами ДОУ (педагогом-психологом, муз. руководителем).

С 16 сентября по 30 мая согласно сетке занятий и периоду обучения

Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия. (ПМПК)

Планирование коррекционной и образовательной работы с учётом результатов обследования.

Консультации для воспитателей

В течение учебного года, согласно плану работы и запросам педагогов.

Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группах с их последующим анализом.

Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПК), определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения.

Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми выпускных групп, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый педсовет).

Консультирование родителей адаптационных групп

В часы консультаций по циклограмме деятельности

в течение учебного года

Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования)

Проведение консультаций на родительских собраниях:

«Дни открытых дверей». Проведение открытых индивидуальных занятий по звукопроизношению, подгрупповых занятий:

Оформление логопедического уголка и информационных стендов.

в течение учебного года

Привлечение родителей к участию в познавательной и коррекционной деятельности детей, подготовке наглядных пособий.

в течение учебного года

Изучение новинок методической литературы.

в течение учебного года

Участие в проведении методических объединений.

Прохождение курсов повышения квалификации.

Разработка новых методических пособий.

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Методическая помощь воспитателям

Довести до сведения воспитателей результаты логопедического обследования детей.

Обучать приемам проведения артикуляционной гимнастики, закрепления правильного произношения звуков в речи.

Контролировать индивидуальную работу воспитателя с детьми.

Разработать единый план коррекционно-педагогической работы на учебный год по формированию фонетико-фонематической стороны речи, грамматического строя и развитию связной речи детей. (По подготовке детей к обучению в школе).

Методическая помощь специалистам

Довести до сведения специалистов результаты логопедического обследования детей группы

1 заседание ПМПк

Координировать взаимодействие со специалистами ДОУ по проведению коррекционно-педагогической работы с воспитанниками.

в течение учебного года

в течение учебного года

Методическая помощь родителям

Провести анкетирование родителей с целью сбора анамнестической информации.

Довести до сведения родителей результаты логопедического обследования детей и основные направления коррекционно-педагогической работы.

После 1 заседания ПМПк

Проводить индивидуальные консультации и сообщать о промежуточных результатах логопедической работы.

Провести открытые занятия для родителей с целью ознакомления с условиями и содержанием педагогического процесса.

Провести родительские собрания

Проводить консультации для родителей детей, посещающих логопункт.

в течение учебного года

Провести ознакомительные консультации для родителей детей младших групп с целью подготовки к зачислению на логопункт и профилактики речевых нарушений.

Проведение логопедических практикумов для родителей с целью обучения родителей умению оказать элементарную логопедическую помощь своему ребёнку.

в течение учебного года

Организовывать совместно с сотрудниками МАДОУ

Информационные и практические мероприятия для родителей с целью профилактики нарушений речи, а также психического и физического здоровья детей.

Читайте также:
Опыт работы логопеда

в течение учебного года

Старший воспитатель, Учитель-логопед,

Педагог-психолог, муз.руководитель, физинструктор, мед.работник, воспитатели

Обследование речи детей. Заполнение

речевых карт. Оформление документации. Подготовка пособий к началу учебного года.

Анализ результатов обследования речи детей. Комплектование подгрупп.

Занятия по плану

Разработка рабочей программы коррекции речи детей.

Ознакомление педагогов с результатами диагностики. Разработка планов взаимодействия со специалистами ДОУ и воспитателями.

Родительские собрания в группах по темам:

-Цели и задачи коррекционного обучения;

– Профилактика речевых нарушений;

– Подготовка детей к обучению грамоте.

Обновление и изготовление дидактического материала для коррекционных занятий.

Занятия по плану

«Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речи дошкольника»

Консультация «Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий и проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях».

Занятия по плану

«Использование современных образовательных технологий в работе по развитию речи со старшими дошкольниками.

Использование глобальной сети Интернет».

Консультация «Компьютерные обучающие программы для детей дошкольного возраста»

Открытое занятие по развитию связной речи и формированию ЛГСР.

Проведение мониторинга детей логопункта по усвоению обобщающих понятий.

Занятия по плану

«Готовность к школе детей с речевыми нарушениями».

«Показатели готовности ребёнка к школе».

Изготовление дидактического материала для проведения дыхательной гимнастики.

Занятия по плану

задержки речевого развития и способы его преодоления в условиях ДОУ».

Консультация для родителей младших групп

«Формирование начального детского лексикона».

Занятия по плану

«Как и что читать детям с нарушением речи».

«Игры для коррекции

фонетико-фонематического недоразвития речи»

Консультация для родителей детей средней группы, подлежащих зачислению на логопункт «Результаты логопедического обследования. Рекомендации логопеда».

по подготовке к обучению грамоте для родителей старших групп.

Подготовка документов к ПМПК.

Занятия по плану

«Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребёнка».

«Подготовка к ПМПК»

Обследование речи детей.

Заполнение в речевых картах динамики речевого развития.

Занятия по плану

Консультация «Обучение детей рассказыванию».

«Речевые игры дома»

Заполнение документации по итогам учебного года.

Анализ результатов мониторинга речевого развития. Подведение итогов обучения на логопункте.

Занятия по плану

Итоговое методическое объединение. Предоставление отчёта о работе за учебный год.

«Итоги коррекционно-образовательной работы за год. Рекомендации логопеда».

Перспективный план работы учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы

Ольга Бердникова
Перспективный план работы учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы

Задачи и содержание коррекционного обучения детей 5-го жизни с ОНР определяется с учетом потенциальных возможностей детей, выявленных при логопедическом обследовании, и соотносятся с общеобразовательными требованиями, представленными в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, / ФГОС

Организация коррекционно-воспитательной работы логопеда.

Основные направления коррекционного обучения в средней группе:

1. Развитие понимания речи;

2. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;

3. Формирование правильного звукопроизношения.

Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Подгрупповые логопедические занятия в первом периоде обучения проводятся 3 раза в неделю:

(октябрь, ноябрь, декабрь)

2 занятия: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.

Цель подгрупповых логопедических занятий в первом периоде обучения:

– развитие понимания речи;

– расширение объема словаря детей; работа над слоговой структурой слова;

– работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением;

– научить детей слушать и понимать короткие рассказы, уметь отвечать на вопросы по содержанию (можно односложно или короткими предложениями).

Цель индивидуальных занятий в первом периоде обучения:

-развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

-развитие мышления, памяти, внимания;

– фонетические упражнения для уточнения правильного произношения сохранных звуков; для постановки отсутствующих звуков

Подгрупповые логопедические занятия во втором и третьем периодах обучения проводятся 3раза в неделю:

(январь, февраль, март, апрель, май)

2 занятия: формирование лексико-гамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.

Цель подгрупповых логопедических занятий во втором и третьем периодах обучения:

– активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

– развитие самостоятельной фразовой речи;

– развитие произносительной стороны речи;

– работа над слоговой структурой слова;

Цель индивидуальных занятий во втором и третьем периодах обучения:

– развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

– вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза);

– формировать слоговую структуру слова.

Работа с воспитателями

1. Работу в группе проводить в тесной взаимосвязи с воспитателями. С этой целью:

– совместно с воспитателями провести комплексное обследование умений и навыков детей;

– провести открытое логопедическое занятие для воспитателей;

– рассказать воспитателям о дефекте речи каждого ребенка;

– знакомить воспитателей с разными требованиями к речи детей на разных этапах работы;

– посещать занятия воспитателей с целью выработки единых требований к речи детей.

2. С воспитателями группы провести консультации на темы:

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: В гости к лесовичку (лексическая тема Зима)

«Коррекция вторичных дефектов»

«Использование наглядных пособий на занятиях по заданию логопеда»

3. С педагогами ДОУ провести консультацию «Массаж и самомассаж для детей».

Работа с родителями

1. Регулярно вести пропаганду логопедической работы среди родителей.

2. Проводить пятиминутки, консультации по запросам родителей.

3. Наглядная агитация. Оформить стенд «Для вас, родители». Регулярно размещать консультативный материал, согласно плана работы с родителями.

4. Провести родительские собрания на темы:

«Характеристика речевого и общего развития детей»

«Итоги логопедической работы за год обучения»

Методическая работа. Повышение квалификации.

1. Регулярно посещать методические объединения.

2. Для педсовета подготовить просмотр презентации на тему: «Формирование речи дошкольников посредством дидактических игр»

3. Систематически изучать методическую литературу.

4. Подготовка к аттестации.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1. Обследование состояния речи детей (сентябрь)

2. Обучение детей.

I период обучения

(октябрь, ноябрь, декабрь)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.

3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

4. Вырабатывать правильный темп речи.

5. Работать над четкостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующие интонации.

1. Уточнение произношения гласных: [а], [у], [о], [и], [э] (звукосочетаний [ау], [уа], [иа]).

2. Уточнение произношения наиболее легких согласных:

3. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

3. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].

4. Начать упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков [ау], [уа]

5. Учить слушать стихотворный текст, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу (Игра «Подскажи словечко»

Лексические темы: «Игрушки». «Овощи». «Фрукты». «Деревья». «Осень». «Человек». «Одежда». «Обувь». «Посуда».

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Практическое освоение существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

2. Практическое овладение существительными единственного и множественного числа в именительном падеже (игра «Один — много»).

3. Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой, моя шуба).

4. Употребление существительных в винительном, дательном, родительном, творительном, предложном падежах в единственном числе (с предлогами у, с и без предлогов)

5. Преобразование глаголов 3-го лица единственного числа в глаголы 3-го лица множественного числа настоящего времени. (Девочка идет. – Девочки идут. Самолет летит. – Самолеты летят.).

1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы логопеда предложениями из 2-3 слов.

2. Овладение навыком составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

3. Составление простых предложений по картинке.

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(январь, февраль, март)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Продолжать работу по воспитанию длительного выдоха (уп ражнения «Задуй упрямую свечу», «Снежинки летят» и т. п.). Дли тельность выдоха — на счет до 4.

2. Отработка слитности 2-3 гласных (упражнение «Потянем резиночки»: а-о, а-у, у-и).

3. Работа над силой выдоха (упражнения: «Мельница» (дуть на вертушку, «Забей мяч в ворота» (катание шарика по желобку).

4. Развитие силы голоса: громко, средне, тихо. Упражнения: «Гудок»: (у-у-у, «Эхо»: (ау-ау-ау).

1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и речевых игр.

2. Уточнение произношения согласных звуков: [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы].

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Упражнять детей в различение слов близких по звуковому составу.

2. Учить детей выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах (Аня, аист, мак и т. д.).

Лексические темы: «Домашние животные». «Домашние животные и их детеныши». «Домашние птицы». «Дикие птицы (Зимующие)». «Профессии». «День защитника Отечества». «Транспорт». «Праздник 8 марта». «Семья». «Дом». «Мебель».

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Практическое усвоение окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (Таня слепила. Вова сле пил).

2. Образование существительных единственного и множествен ного числа с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, ят. (тема «Дикие и до машние животные и их детеныши») в именительном и родитель ном падежах (лисенок —лисенка, лисята — лисят).

3. Родительный падеж сушествительных с предлогом у (У лисы – лисенок, лисята.).

4. Творительный падеж сушествительных с предлогом с (Лиса с лисенком).

5. Закрепление и употребление в речи существительных в винительном падеже по теме «Профессии» (игра «Кому что нужно для работы?»).

6. Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, под, из, за.

1. Закрепление навыков построения предложения из 3—4 слов.

2. Составление описания предметов по об разцу, с опорой на схему.

3. Дословный пересказ небольших рассказов и сказок (с по мощью логопеда).

4. Заучивание простых стихотворений.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(апрель, май, июнь)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Продолжать работу над сильным и длительным выдохом

Читайте также:
Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

(длительность выдоха на счет 4—5).

2. Начать работу над модуляцией голоса (повышение — понижение голоса).

Упражнения «Жук» (ж-ж-ж, «Кукушка» (ку-ку-ку).

3. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма (используя ручные куклы бибабо, считалки и т. п.).

4. Воспитание интонационной выразительности речи (используя потешки, стихи, игры-драматизации).

1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и речевых игр.

2. Уточнение произношения звуков: [c’], [c], [з’], [з] [ц]

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Закреплять умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у]

2. Закрепление выделения гласных звуков из ряда звуков [ау], [иам], [оба]

3. Учить определять наличие звука в слове. Упражнение «Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове» (кот, мама,каша, дым)

4. Воспроизведение слоговых рядов

Лексические темы: «Весна», «Перелетные птицы», «Наш город», «Цветы», «Насекомые», «Лето».

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе

(Небо какое? — Голубое.

Весна какая? Теплая.

Воздух какой?— Чистый).

2. Практическое употребление приставочных глаголов движения

(Птичка прилетела, залетела, вылетела, улетела).

3. Расширение знания значений предлогов в — из, под — на, за — перед.

4. Усвоение наиболее доступных антонимических отношен между словами

(высокий — низкий, толстый — тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий,

добрый – злой, веселый – грустный).

1. Работать над диалогической речью (диалог со сверстниками)

2. Учить задавать вопросы и отвечать на них.

3. Пересказ небольших текстов.

4. Составление небольшого рассказа по образцам (об игрушке, предмете, картине — сначала предметной, затем сюжетной).

Конспект проведения совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы «Наша улица» Цель: коррекция нарушений развития речи детей при ознакомлении с правилами дорожного движения. Задачи: образовательная область «Речевое.

Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.

Материал для перспективного плана воспитателя. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшей группы с ОНР Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, звукопроизношению и развитию фонематического восприятия (старшая.

Перспективный план работы с детьми средней группы «Памяти героев посвящается» Познавательная деятельность•Слушание рассказа «Вечный огонь», «Памятники воинской славы». •Занятия «Защитники Отечества», «Наша армия».

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь: Проведение родительского собрания: Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа. Рекомендации для.

Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями Сентябрь Семинар: «Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте». Октябрь Консультация:.

План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.

План работы учителя-логопеда с родителями Месяц Содержание работы Сентябрь Родительское собрание «Результаты обследования речи детей» Родительское собрание «Выполнение домашних заданий».

План работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь 2 неделя – Индивидуальные беседы с родителями по итогам и результатам обследования и дальнейшей коррекционной работе с детьми.

План работы учителя-логопеда с родителями на учебный год План работы учителя-логопеда с родителями на 2014 – 2015 учебный год. Месяц Название мероприятия Задачи Группы – участники Дата проведения.

Организация коррекционно-речевой работы в условиях логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС

Разделы: Логопедия

1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» находят своё отражение как в общеразвивающей программе детского сада, так и в коррекционной деятельности в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи. Срок реализации – 1 год.

1.2. Цель программы:

– обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

1.3. Основные задачи коррекционного обучения:

– устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
– развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
– развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
– уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи старших дошкольников;
– развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.4. Принципы формирования программы

1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского
о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог
должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

1.5. Характеристики особенностей детей с нарушениями в речевом развитии

На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк (или психолого-медико-педагогическим консилиумом детского сада) на начало учебного года:

1.6. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФФН.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ОНР.

Дети умеют:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с НВОНР.

Дети умеют:

  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФНР.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки

2. Содержательный раздел программы

2.1. Учебно-тематическое планирование:

  • подгрупповые занятия, с детьми старшей группы, имеющими ФФН проводятся 2 раза в неделю;
  • с детьми старшей и подготовительной групп, имеющими ОНР (3-4 у,) коррекционная работа проводится на занятиях в микрогруппах 2-3 раза в неделю;
  • с каждым ребёнком, зачисленным в логопункт, индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения проводится 2-3 раза в неделю.

Задачи по формированию звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте решаются в комплексе на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, у детей с ФФН, ФН каждое занятие включает в себя формирование звукопроизношения, подготовку к обучению грамоте.

2.2. Задачи, планирование логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (старшая группа)

Задачи логопедической работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Читайте также:
Логопедический досуг по теме Транспорт

Планирование логопедической работы

Основное содержание работы I период обучения II период обучения III период обучения
Звуки
Подготовка к звуковому анализу и синтезу
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

2.3. Задачи, планирование логопедической работы с детьми старшей группы, имеющими ОНР ( 3 уровень)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками

Планирование логопедической работы

2.4 Задачи, планирование логопедической работы с детьми подготовительной группы, имеющими НВОНР

Задачи:

  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Логопедическая работа

2.5. Задачи, планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими общее, фонетико-фонематическое, фонетическое, фонематическое недоразвитие речи

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии –дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Задачи коррекционно-логопедических занятий:

  • формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков;
  • постановка, автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • отработка лексико-грамматических категорий.

2.6. Мониторинг образовательного процесса

2.7. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Участниками коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте являются ребёнок, родитель, учитель-логопед, педагоги детского сада.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Организационный раздел программы

3.1. Организация деятельности логопедического пункта

Коррекционно-логопедическая работа в логопункте детского сада строится на основе:

– образовательной программы детского сада;
– Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
– Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

В логопедическом пункте одновременно занимается 20 детей, сроком, определяемым логопедическим обследованием. Сроки коррекционной работы и частота занятий в логопункте обусловлены тяжестью и структурой речевого дефекта.

Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми в логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от занятий в режиме дня или посредством чередования логопедических занятий с непосредственно-образовательной деятельностью при организации их по подгруппам (с воспитателями и другими специалистами детского сада).

Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах, индивидуальная.

Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Из детей с речевой патологией комплектуются следующие группы:

– с ОНР (111-4 уровень)-3-4 ребёнка;
– с ФФН илиФНР-3-6 детей.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

В соответствии СанПиН продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год; ОНР-III-IVур.р. – 1-2 года.

С учётом индивидуальных особенностей некоторых воспитанников, состояния здоровья (дети с ОВЗ) сроки коррекционно-логопедической работы могут быть продлены.

3.2. Документация:

  • в период обследования детей логопед ведёт журнал регистрации обратившихся за логопедической помощью;
  • информационные листы с диагностикой речевого развития детей;
  • речевая карта на каждого ребёнка;
  • журнал посещаемости занятий на логопедическом пункте;
  • журнал учёта движения детей;
  • перспективные планы работы, в которых отмечается последовательность работы, её содержание;
  • общий план методической работы на год (Приложение 1);
  • ежедневные планы работы (в виде карточек, конспектов);
  • индивидуальные планы коррекционной работы (Приложение 2);
  • тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;
  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, утверждённое руководителем учреждения дошкольного образования;
  • паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и пособий;
  • отчёт о проделанной работе за год (Приложение 3).

Н.В.Нищева. Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе детского сада

для детей с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет)

Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях

Региональным экспертным советом Комитета по образованию

Правительства Санкт – Петербурга

Г. А. Волкова – канд. пед. наук, профессор ИСПиП Международного университета им. Р. Валленберга;

Т. А. Овечкина – канд. пед. наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга;

Н. Н. Яковлева – канд. пед. наук, зав. кабинетом коррекции развития ребенка СПб АППО;

И. А. Смирнова – канд. пед. наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ им. А. С. Пущкина; Е. В. Дащковская – зав. ГДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» Московского р-на Санкт-Петербурга.

Н71 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.­352 с.

Читайте также:
Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преем­ственности всех специалистов детского учреждения и родителей до­школьников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овла­дение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Предложенная комплексность педагогического воздействия на­правлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР.

Для логопедов и специалистов ДОУ.

© Нищева Н. В., 2006

ISBN 978-5-89814-356-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Структура программы и основные направления

коррекционно-развивающей работы …………………………………………………………9

Система коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе для детей с ОНР …………………………………………………11

Предметно- пространственная развивающая

Совместная деятельность логопеда

Работа логопеда с родителями : . •. 14

Средняя логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы.;………………………………………..17

Предметно-пространственная развивающая среда :………………………………………. 20

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал …………………………………………………. 22

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)………………………………………………….44

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..51

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………60

Еженедельные задания логопеда воспитателю : …………………………………………….66

Старшая логопедическая группа

Предметно-пространственная развивающая среда . 74

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал …………………………………. ………………76

План – программа коррекционно-развивающей

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………..98

Второй период (декабрь, январь, февраль) ………………………………………………….108

Третий период (март, апрель, май, июнь) ………………………………………………. …117

Еженедельные задания логопеда воспитателю . 127

Подготовительная к школе логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы . 132.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал ………………………………………………. …136

План – программа коррекционно-развивающей

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………. 159

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..168

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………176

Еженедельные задания логопеда воспитателю . 184

Приложение 1. Методика про ведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

Приложение 2. Схема обследования ребенка ………………………………………………..198

Приложение 3. Методические пособия

и дидактические материалы к программе . 252

Специальная и методическая литература …………………………………………………….253

Детская художественная литература …………………………………………………………256

Пояснительная записка

Про грамма коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образо­вании», соответствующими направлениями Концепции до­школьного воспитания, Концепцией модернизации российско­го образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждения, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министер­ства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками оте­чественных ученых в области общей и специальной педагоги­ки и психологии.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин­теллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошколь­ников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого раз­вития, отражающие состояние всех компонентов языковой сис­темы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ре­бенка ограничены, активный словарь практически не сформи­рован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепет­ных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мими­кой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практи­чески отсутствует понимание категории числа существитель­ных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие нахо­дится в зачаточном состоянии. Ограничена способность вос­приятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития рече­вая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лек­сики. Возможно использование местоимений, союзов и иног­да простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ре­бенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грам­матических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. От­мечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко­наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фо­нетической стороны речи (большое количество несформиро­ванных звуков).

Читайте также:
Конспект выпускного логопедического занятия 'Здравствуй школа!'

Третий уровень речевого развития характеризуется наличи­ем развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамма­тического и фонетико-фонематического недоразвития. Отме­чаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с умень­шительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять пред­логи, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифферен­цированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суф­фиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) ха­рактеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная диффе­ренциация звуков [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] И т.д. Ха­рактерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остают­ся стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единично­сти, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую труд­ность для этой категории детей представляют сложные пред­ложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Про грамма рассчитана на пребывание ребенка в логопеди­ческой группе с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей со вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития. Для детей с первым уровнем речевого развития, кото­рые составляют не более 10% направляемых в логопедические группы, на основе данной Программы и Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической груп­пе специалистами могут быть составлены индивидуальные планы развития.

Про грамма позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально- во­левых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креа­тивность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Програм­мы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обще­ния, фонетической системой русского языка, элементами гра­моты, что формирует готовность к обучению в школе. Про­граммой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она по­зволяет формировать оптимистическое отношение детей к ок­ружающему, что дает возможность ребенку жить и развивать­ся, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и со­циальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной дея­тельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельно­сти; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основой Программы является создание оптимальных ус­ловий для коррекционно-развивающей работы и всесторон­него гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации обще развивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразователь­ных задач дошкольного образования с привлечением син­хронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учиты­вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на он­тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви­тия детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Например, работой по раз­делу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.

В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом пе­дагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитатели органи­зуют работу по ознакомлению дошкольников с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представле­ний, осуществляют руководство работой по разделу «Креатив­ное развитие». В этой работе участвует также музыкальный руководитель, осуществляющий музыкальное воспитание де­тей и вместе с учителем-логопедом проводящий занятия ло­горитмикой.

Читайте также:
Автоматизация звука Р' - конспект интегрированного логопедического занятия

Воспитатели руководят работой по нравственному и тру­довому воспитанию, а все остальные специалисты содейству­ют им. Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» осуществляет руководитель физического воспитания в зависи­мости от состояния здоровья и уровня физического развития детей. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ре­бенка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в пе­дагогическом процессе, и родителями дошкольников.

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Комплексные интегрированные коррекционные занятия рекомендуется про водить с привлечением различных специа­листов, так как взаимное «пронизывание» различных видов предметности оказывается крайне эффективным. Рекоменду­ется проводить такие занятия, как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. В них могут участвовать логопед и музы­кальный руководитель или логопед и преподаватель физкуль­туры, или логопед и массажист и т. д. Такие комплексные занятия должны носить коррекционно-развивающий харак­тер, оказывать специфическое воздействие на становление ре­чи. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, со­вершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих занятиях используются различные виды доступной дошкольникам дея­тельности: изобразительная и конструктивная деятельность, хороводные игры с пением и подвижные игры. Конспекты комплексных коррекционных занятий приведены в мето­дических пособиях «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки».

Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, даны рекомендации по созданию и осна­щению предметно-пространственной развивающей среды в ло­гопедическом кабинете и групповом помещении, приведены методические рекомендации по осуществлению работы с роди­телями.

В приложении представлены рекомендации по про веде­нию обследования и схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи, перечень пособий методического комп­лекта, списки специальной, методической и детской художе­ственной литературы.

В методический комплект входят: пособие «Система кор­рекционной работы в логопедической группе для детей с об­щим недоразвитием речи» (перспективное и календарное пла­нирование работы, еженедельные задания логопеда воспита­телям, дидактический материал к логопедическим занятиям), «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР», «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)», комплекты рабочих тетрадей для средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп, конспек­ты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развиваю­щие сказки», «Мой букварь», комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», пособия «Будем говорить правильно», «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь, «3анимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь».

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Про­граммы является

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в 20гг

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда в 20гг.

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа по повышению квалификации

1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии выявления уровня актуального речевого развития для детей первых-четвертых классов, комплектация подгрупп.

2. Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности.

3. Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование.

4. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого ребенка занимающегося на логопункте);

Отражение его результатов в речевых картах, корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

5. Проведение фронтальных (подгрупповых) индивидуальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции заикания, подготовка к обучению грамоте.

1. Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов ПМПк.

2. Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования.

3 Консультации для учителей.

4. Семинары. Практикумы.

5. Наблюдение занятий, режимных процессов, их последующий анализ.

6 Участие в проведении городских методических объединений.

7. Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПК).

8 Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на школьников в течение года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми.

1. Консультирование родителей.

2. Анкетирование родителей.

3. Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого- педагогического обследования)

4 Проведение консультаций на родительских собраниях.

5. Проведение индивидуальных занятий, фронтальных занятий, «Дней открытых дверей».

6. Логопедические уголки на тему

7. Информационные стенды.

8. Тематические выставки книг.

9. Папки – передвижки.

Читайте также:
Игры на развитие фонематического восприятия

1. Изучение новинок методической литературы.

2. Участие в проведении методических объединений.

3. Прохождение курсов повышения квалификации.

4. Аттестация на квалификационную категорию.

5. Разработка новых методических пособий.

6. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/группе

2 неделя сентября

В течение года по запросам педагогов, специалистов, родителей

с 16 сентября по 30 мая согласно сетке занятий

Плановые ПМПк ОУ

согласно циклограмме деятельности

в течение учебного года

Схема организации работы учителя-логопеда

Коррекционно-образовательный процесс

Педагогический процесс

Подготовка к занятиям

Проведение занятий (подгрупповых, индивидуальных)

Отслеживание динамики развития речи и коммуникативной деятельности (середина года)

Составление плана работы на 2-ое полугодие

Работа по собственному плану

Отслеживание динамики развития речи и коммуникативной деятельности (конец года)

Комплексное обследование детей

Взаимодействие с воспитателями групп.

Формы взаимодействия:

– составление планов работы;

– консультации и др.

Деление детей на подгруппы

Распределение детей для индивидуальной работы

Содержание коррекционной работы

С детьми

С воспитателями

Основные направления коррекционно-развивающей (логопедической) работы.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда в дошкольном учреждении являются:

  • Аналитико-диагностическая работа;
  • Работа по пропаганде логопедических знаний;
  • Профилактическая работа;
  • Коррекционно-развивающая работа;
  • Методическая работа;
  • Консультативная работа.

Предлагаю Вам ознакомиться с содержанием каждого из этих направлений.
Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной речи детей; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждого воспитанника; составление расписания занятий.
Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, мастер классы, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей:

  • по выявлению детей группы риска (стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на их речевом развитии);
  • по предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом;
  • по охране нервно-психического здоровья детей;
  • по адаптации детей к школе;
  • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в группе, в семье.

Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи ети учатся составлять различные предложения, пересказывать и составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводиться:
дыхательная гимнастика (формирование длительной сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
коррекция звукопроизношения (различными способами).
автоматизация звуков в речи;
дифференциация звуков в речи
обогащение словарного запаса
закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Методическая работа направлена на:

  • повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
  • обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у детей;
  • повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
  • совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для специалистов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.
Консультативная работа – консультирование администрации, специалистов, воспитателей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, мастер классов, семинаров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: