План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема Животные жарких стран

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема Животные жарких стран

  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата

№ 5174 Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка по теме: «Животные жарких стран» (старшая группа)

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка

по теме: «Животные жарких стран»

(старшая группа)

СКАЧАТЬ (презентация)

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

– активизация и актуализация словаря по теме занятия;

– совершенствование грамматического строя речи (Образование множественного числа существительных, формы родительного падежа со словом «много»; совершенствование навыка словообразования (сложные слова) и словоизменения; образование и использование притяжательных прилагательных; обогащение словаря словами-антонимами);

– развитие мышления, внимания, памяти, воображения;

– развитие ручной и тонкой моторики, координации речи с движением;

Оборудование: плакат «Земля и её обитатели»,предметные картинки, мяч, презентация PowerPoint «Животные жарких стран».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л: Ребята, какое сейчас время года? (весна) Перед весной была?(зима) А после весны?(лето). Молодцы! Есть такие страны, где никогда не бывает зимы. Там всегда тепло и светит солнце. Какие вы знаете жаркие страны? (Африка) Кроме Африки есть и другие жаркие страны — Австралия, Ин­дия, Южная Америка. Дети подходят к плакату и рассматривают карту.

Л: Ребята, я предлагаю вам узнать, какие животные живут в жарких странах. Послушайте загадки. Дети отгадывают загадки и картинки-ответы вывешивают на доску.

Грива есть, но он не лошадь? Нет короны, а он царь (лев).

Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он. (жираф).

По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил).

Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку (леопард).

Он в трубу свою дудит и как дом большой бежит. (слон).

Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог).

В жаркой Африке живёт, отрастил большой живот. Чтобы от жары укрыться, забирается в водицу (бегемот).

Люблю дразниться и кривляться, и на лианах кувыркаться (обезьяна).

Что за коняшки — на всех тельняшки? (зебры)

Нас скакать учить не просит,
А на брюшке сумку носит,
В эту сумку, как в нору,
Деток прячет . (кенгуру).

II. Коррекционно-развивающий этап

Л: Ребята, а как вы думаете, где в нашей местности можно увидеть этих животных? (в зоопарке) Да, в зоопарке. Но там животные по одному, а в Африке живёт много животных. Один лев – много львов, (жираф- много …, крокодил, леопард, слон, носорог, бегемот, обезьяна, зебра, кенгуру.)

  1. Д/и «Составь слово» (образование сложных слов)

Л: Ребята, посмотрите на жирафа. У жирафа длинная шея – жираф какой? – длинношеий

У бегемота толстые ноги – ;

У обезьяны длинный хвост – ;

У льва густая грива – ;

У верблюда два горба – ;

У слона большие уши – .

  1. Д/и «Хищные – травоядные»

Л: Ребята, а чем питаются животные жарких стран? (травой, листьями, корнями, плодами, другими животными) Как мы назовём этих животных? (хищные и травоядные) Хотите поиграть? Если я назову хищное животное – хлопните в ладоши.

Слон, тигр , пантера , зебра, лев , кенгуру, гепард, жираф, обезьяна, бегемот, крокодил , антилопа, верблюд.

— Где обедал, воробей?

(Дети машут перекрещенными ладошками.)

— В зоопарке у зверей.

(Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва

За решеткою у льна.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

(Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)

-У крокодила чей хвост? Дети: – крокодилий хвост. У слона чей хобот? (слоновий хобот). У носорога чей рог? (носорожий рог). У льва чья грива? (львиная грива). У жирафа чья шея? (жирафья шея). У черепахи чей панцирь? (черепаший панцирь). У верблюда чей горб? (верблюжий горб).

  1. Д/И: «Назови детёныша» (Слайд 8-10)
  1. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Читайте также:
Конспект логопедического занятия по экологии: Природа и мы

Л: Следующая игра вам знакома. Учимся подбирать слова – «наоборот». Я начинаю предложение, а вы ловите мяч и заканчиваете его.

У жирафа длинная шея, а у бегемота…(короткая)

У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…(толстый)

У слона большие уши, а у зебры… (маленькие)

У бегемота широкая спина, а у зебры…(узкая)

Жираф высокий, а крокодил …(низкий)

Обезьяна маленькая, а слон…(большой)

III. Итоговый этап

Рефлексия.

Подведение итогов. Оком мы сегодня говорили на занятии? Какие задания вам запомнились?

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема «Животные жарких стран»

В конспекте занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи содержаться задания и игровые приемы, включающие элементы технологии ТРИЗ, что позволяет сделать занятие более интересным и эффективным.

Подготовительная к школе группа, второй год обучения.

Тема: Животные жарких стран. Подготовка к описательному рассказу.

  • активизация словаря признаков.
  • Активизировать словарь признаков, обобщающих понятий;
  • Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, сложные прилагательные (длинноногий, толстоногий);
  • Упражнять в употреблении существительных в косвенных падежах;
  • Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
  • Закреплять умение подбирать слова-определения к предметам;
  • Поощрять использование сложноподчиненных предложений с союзом потому что, тем что;
  • Совершенствовать умение описывать животное с опорой на план.
  • Воспитывать устойчивый интерес к занятиям;
  • Воспитывать коммуникативную культуру, уважительное отношение к товарищам, аккуратность.
  • Совершенствовать точность, целостность зрительного и слухового восприятия;
  • Развивать произвольное внимание, расширять его объем;
  • Совершенствовать точность запоминания и воспроизведения словесного материала;
  • Расширять объем памяти;
  • Продолжить развитие основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация;
  • Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.
  • предметные картинки, картинки с недостающими частями, незовершенные контурные изображения животных, сюрпризный конверт с несуществующим животным, фишки, доска, фланелеграф.
  • Существительные: животные, звери, птицы, слон, крокодил, жираф, черепаха, лев, тигр, кенгуру, верблюд, бегемот, носорог, обезьяна, зебра, змея, павлин, страус, попугай, горб, хобот, панцирь, бивни, жало, художник.
  • Прилагательные: пушистый, неуклюжий, толстый, огромный, острый, крепкий, хищный, сердитый, голодный, дикий, озорной, забавный, опасный, осторожный, пугливый.
  • Глаголы: рисовать, лепить.

Ход занятия

Организационный момент.

Знакомство с профессией художника. Подарок от художника: за каждое хорошо выполненное задание выставляется фишка. При наборе необходимого количества фишек в подарок картина «Несуществующее животное»(на логочасе рассмотреть, назвать чьи у него части тела).

Повторение.

– Расскажем художнику, кого мы увидим в жарких странах.

Дети проговаривают предложения по цепочке: первый ребенок повторяет предложение за логопедом, договаривая последнее слова, второй изменяет предложение по образцу.

1. В жарких странах неуклюжие, толстоногие… (бегемоты).

2. В жарких странах мы увидим неуклюжих, толстоногих… (бегемотов).

1. В жарких странах ловкие, хвостатые… (обезьяны).

2. В жарких странах мы увидим ловких, хвостатых… (обезьян).

1. В жарких странах сильные, гривастые ….(львы).

2. В жарких странах мы увидим сильных, гривастых ….(львов).

1. В жарких странах пугливые, полосатые … (зебры).

2. В жарких странах мы увидим пугливых, полосатых … (зебр).

1. В жарких странах горбатые, длинноногие … (верблюды).

2. В жарких странах мы увидим горбатых, длинноногих… (верблюдов).

1. В жарких странах пятнистые, длинношеие … (жирафы).

2. В жарких странах мы увидим пятнистых, длинношеих … (жирафов).

1. В жарких странах огромные, сильные … (слоны).

2. В жарких странах мы увидим огромных, сильных … (слонов).

Динамическая пауза «Скульптура».

Демонстрация животных пальцами рук.

Образование притяжательных прилагательных:

Лев – львиная морда (уши, хвост).

Крокодил – крокодилья пасть (зубы).

Основная часть.
«Забывчивый художник».

Работа с незаконченными изображениями животных (6 вариантов).

– Кем станет эта линия? Слоном.

(подставить реалистический рисунок)

– Какой он? Огромный, сильный.

– Чего нет у животного, птицы? У слона нет туловища, ног…

– Чьи это части тела? Это слоновье туловище, хвост…

Читайте также:
Всероссийские конкурсы творческих работ – 2020

– Какие они? У слона огромные уши, …

Динамическая пауза «Фотограф».

Раздать оставшиеся рисунки животных детям.

Посмотреть на рисунок, запомнить животное, части тела, какие они.

Встать, положить картинки на стул.

– Шаг вперед сделает тот, у кого…

  • длинная зубастая пасть (крокодил)
  • прочный, крепкий панцирь (черепаха)
  • красивая, полосатая шкура (зебра)
  • крепкие сильные, длинные ноги (страус, кенгуру, верблюд)
  • острые и мощные рога (носорог)
  • пестрое, нарядное оперение (павлин, попугай)
  • длинное, гибкое туловище (змея)
Закрепление.

Дорисовывание незаконченных изображений

– Кем станет твоя линия?

– О ком расскажешь?

Рассказывание по краткому символическому плану.
Итог занятия.

– О ком мы говорили? Что делали?

Оценка деятельности детей.

Рассмотреть несуществующее животное на картине.

Ориентация детей на логочас (называть, чьи части тела у этого животного).

Лесная Ирина Александровна,
учитель-логопед,
БДОУ «Детский сад № 90 комбинированного вида»,
г. Омск

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тема:”Животные жарких стран”

Скачать:

Вложение Размер
zhivotnye_zharkih_stran.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

для детей подготовительной группы

Животные жарких стран

Цель : познакомить с животными жарких стран, с их детёнышами и образом жизни.

Образовательные: научить отличать внешние признаки животных жарких стран, чем они питаются, их детенышей, научить различать хищных и травоядных животных.

Коррекционные: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, словарный запас.

Воспитательные: воспитывать любовь к животным, интерес к занятиям, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование : картинки с изображением животных жарких стран, картинки для игры «Четвёртый лишний», игрушки по теме, глобус, посылка с письмом, картинки с иображением травы и мяса, мяч.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы. ( Посылка из Африки.)

III. Знакомство с темой.

1. Загадки и беседа о животных жарких стран.

2. Игра «Четвёртый лишний».

3. Физкультминутка «Чудесное превращение».

4. Игра «Кто кем будет?».

5. Знакомство с хищными и травоядными животными.

6. Игра с мячом «Назови со словом много ».

IV. Подведение итогов.

– Здравствуйте, ребята. Нам пришла посылка. Давайте посмотрим, от кого она. На посылке написано – из Африки, от жителей острова Чунга-чанга. К ней приложено письмо. (Читает) «Дорогие ребята, шлём вам привет из далёкой страны. Мы хотели бы узнать, что вам известно о животных жарких стран».

II.Сообщение тем занятия:

– В этой посылке африканские дети прислали изображения этих животных. Сначала хочу у вас узнать, что это за жаркие страны. Где они находятся, и почему они называются жаркими? (Ответы детей.) Всё верно – в жарких странах очень жарко, даже зимой. На глобусе я могу вам показать, где круглый год лето. Это – Африка, Австралия, Индия.

III. Знакомство с темой.

  1. Беседа и загадки о животных жарких стран.

– Теперь представим, что мы попали в одну из жарких стран. Ярко светит солнце, на улице зной, кругом дикая природа. Кого же мы увидим здесь?

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон,

Это африканский…. ( слон ).

( После каждого ответа логопед достаёт из посылки фигурку животного.)

– Правильно! Слон – это громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий, его слоны используют для того, чтобы срывать растения и подносить их ко рту. Из хобота он поливает себя водой. Слоны – очень умные животные, у них хорошая память.

Он пятнист, высок и строен,
Добродушен и спокоен.
Шею длинную имеет.
Лазать, прыгать не умеет.
Он относится к копытным.
Любит, чтоб обед был сытным.
У гиганта мирный нрав.
Как зовут его? ( Жираф ).

– Молодцы! Жираф является самым высоким животным планеты. Они – исключительно травоядные животные. Кто из вас знает, что значит слово – «травоядное»? ( Ответы детей .) Правильно, травоядным называется то животное, которое питается только травой. Жираф охватывает ветку дерева своим длинным языком, тянет её ко рту и общипывает листья, оттягивая голову назад. У этого животного очень длинная шея, благодаря ей он может есть листья с высоких деревьев.

Чьи ужимки без труда
Повторяет детвора?
Кто живет среди лиан?
Стая диких. ( обезьян )

– Верно. Большинство обезьян всеядны и питаются насекомыми, птичьими яйцами, плодами, семенами, листьями деревьев, травой. Все обезьяны хорошо лазают. Длинным хвостом они цепляются за ветки деревьев и таким образом ловко передвигаются.

Лошадь как лошадь,

Но только в полоску,

Лошадь-матроску? (З ебра ).

– Зебры – небольшие полосатые лошади в черно-белую полоску. Эта окраска делает зебр малозаметными, особенно среди травы. Зебры быстро бегают. От врагов защищаются зубами и копытами.

Вот еще один зверёк
В сумке носит кошелек,
Ловко прыгает в длину
Австралийский. ( Кенгуру )

– Кенгуру – это животное континента под названием Австралия. Передвигается прыжками. У него могучие сильные задние лапы и хвост. На животе у кенгуру – сумка – карман, в которой находится детенышам. Это – травоядное животное.

С детства был усат ребёнок
И мяукал, как котёнок.
Зарычал он, повзрослев,
Потому что это … ( лев ).

– Тело льва мощное. Голова большая, с довольно крупной мордой, с мохнатой гривой. Лапы невысокие, очень сильные. Хвост длинный, с кисточкой на конце. У львов острые когти, а также мощные зубы, способные раздробить любую кость. Недаром льва называют царём зверей. Лев – хищное животное, он питается мясом.

Делает запас воды

Он всегда в свои горбы.

Он не лентяй, он любит труд

Потому, что он. ( верблюд ).

– У верблюда длинная шея, что дает ему возможность доставать до травы и других низкорослых растений, составляющих его пищу. Тело покрыто мохнатой шерстью. Уши мелкие, почти незаметные. В горбах верблюд накапливает воду.

Шум и крик на водопое,
Что случилось там такое?
Всю округу разбудил
Злой, ужасный … ( крокодил ).

– У крокодила большая голова, сильные челюсти. Тело длинное, а вот ноги довольно короткие. Живёт в воде. Крокодил – свирепый хищник, он питается мясом.

Из воды выходит туша.
Ох, и тяжело на суше!
До земли висит живот,
Это толстый … ( бегемот ).

– Бегемот – животное большого размера, ноги у него короткие, очень неуклюжий. Живет в воде, питается травой, а значит – это травоядное животное.

– Итак, давайте подведём итог – жираф, бегемот, крокодил, лев, слон – это все животные жарких стран.

2. Игра «Четвертый лишний».

– А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний». Вам нужно будет из четырёх картинок выбрать лишнюю и объяснить свой выбор (Слон, лев, собака , крокодил. Бегемот, кенгуру, жираф, кошка )».

3. Физкультминутка «Чудесное превращение».

– Теперь давайте немножко отдохнем, встанем в круг и выполним физкультминутку «Чудесное превращение»».

Дилы-дилы-дилы – появились крокодилы.

(Дети изображают дремлющего крокодила).

Моты-моты-моты – появились бегемоты.

(Показываю, как шагают бегемоты, как широко открывают рты).

Афы-афы-афы – жуют листики жирафы.

(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).

Ны-ны-ны – водой брызгают слоны.

(Надувают щеки, как бы набрав воду, затем разбрызгивают).

Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.

(Изображают скачущих обезьян).

4. Игра «Кто кем будет?»

– Сейчас предлагаю поиграть в игру «Кто кем будет?» Я буду называть детёныша, а вы скажите, кем он станет, когда вырастет. Отвечать старайтесь полным ответом, т. е. предложением: «Львёнок станет львом».

5. Игра «Хищные и травоядные».

– А теперь давайте определим, какие животные хищные (едят мясо), а какие – травоядные (едят траву). Разделим их на две группы – слева, под картинкой с изображением мяса, – поместим хищников, а справа (под картинкой, где нарисована трава) – травоядных животных. (Дети помещают свою картинку в ту или иную группу, сопровождая действие словами: «Верблюд – это травоядное животное. Крокодил – хищное животное»)

6. Игра с мячом «Один – много».

– Ребята, а сейчас давайте встанем и поиграем в игру «Назови со словом «много». Я говорю, например, слово обезьяна, и бросаю мяч, а вы мне его возвращаете с ответом – много обезьян ».

Обезьяна – ( много обезьян ).

Бегемот – ( много бегемотов ).

Лев – ( много львов ).

Зебра – ( много зебр ).

Слон – ( много слонов ).

Кенгуру – ( много кенгуру ).

Крокодил – ( много крокодилов ).

IV. Подведение итогов.

– Дети, сегодня вы порадовали меня своими ответами. Вы немало знаете о животных жарких стран, но и, конечно, узнали о них что-то новое, и теперь сможете рассказать своим друзьям. Давайте вспомним, с какими животными познакомились? Что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы детей.)

Конспект лексико – грамматического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: Животные жарких стран. Употребление предлогов в речи детей

Совершенствование лексико – грамматических категорий: упражнять детей в составлении предложений с предлогами: около, между, справа, слева, под, над.

1. Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей по теме.

2. Совершенствование грамматического строя речи: упражнять детей в подборе прилагательных к существительным; упражнять детей в составлении предложений с предлогами: около, между, справа, слева, под, над; упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, речевое дыхание, чувство ритма.

1. Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей.

2. Развивать память, внимание, мышление.

3. Упражнять детей в порядковом счете.

4. Развивать графомоторные навыки.

5. Закреплять умение трансформировать буквы в нужной последовательности.

Воспитательные: формировать инициативу, усидчивость, ответственность, взаимопонимание и взаимоуважение.

2. Предметные картинки с изображением животных жарких стран (на каждого ребенка).

3. Массажный мячик.

4. Тетради детей.

5. Простые карандаши.

1. Чтение художественной литературы по теме.

2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением животных жарких стран.

3. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

4. Дидактическая игра «Где какое животное».

5. Приобретение наглядно-дидактического материала по теме.

6. Двигательные упражнения: «Большие – маленькие», «Обезьяны», «Кто как идет».

7. Разучивание стихотворения С. Маршака «Воробей в зоопарке».

8. Беседа с детьми об особенностях внешнего вида и условиях проживания животных в жарких странах.

Лев – львица – львенок – львята, слон – слониха – слоненок – слонята, зебра – зебренок – зебрята, жираф – жирафиха – жирафенок – жирафята, кенгуру – кенгуренок – кенгурята, тигр – тигрица – тигренок – тигрята, верблюд – верблюдица – верблюжонок – верблюжата, черепаха – черепашонок – черепашата, гепард – котенок – котята, обезьяна, носорог, крокодил, бегемот, лама, антилопа.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия. Дидактическая игра «Какой, какая, какие».

3. Чтение стихотворения «Воробей в зоопарке».

4. Дидактическая игра «Зоопарк».

5. Физминутка «Большие – маленькие».

6. Упражнение на развитие речевого дыхания и чувства ритма «Тигренок».

7. Дидактическая игра «Куда спряталось животное?».

8. Дидактическая игра «Один – много».

9. Пальчиковая гимнастика «Две обезьяны».

10. Работа в тетрадях.

11. Итог занятия.

1. Организационный момент.

Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.

– Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза.)

– А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинчиком – вот так.

(Дети желают друг другу доброго утра.)

– Доброе утро, дети. Подходите к столам. Но сядете на свое место тогда, когда услышите название животного, живущего в жарких странах. Слушайте внимательно.

ОЛЕНЬ, ЛИСА, КОРОВА, ЖИРАФ.

– Максим, когда ты сел на свое место? (Когда услышал название животного, живущего в жарких странах.)

– Назови это животное. (Жираф.)

2. Сообщение темы занятия. Дидактическая игра «Какой, какая, какие» – развитие зрительного гнозиса, мышления, расширение словаря прилагательных по теме.

(На столах детей лежат картинки с изображением животных жарких стран.)

– Возьмите картинки, переверните их. Задание: назвать животное, и сказать какое оно, например: у меня – зубастый крокодил.

(Картинки выкладываются на доску в специальные клетки.)

– Как называется место, где мы можем встретить разных животных? (Зоопарк.)

3. Чтение стихотворения «Воробей в зоопарке» (Ксения.)

4. Дидактическая игра «Зоопарк» – упражнять детей в порядковом счете.

– Посмотрите на доску. Каждое животное в зоопарке находится в своей клетке или в своем вольере. Посмотрите внимательно и скажите, кого вы видите в первой клетке? (В первой клетке я увидел носорога.) Во второй? В третьей? В четвертой? В пятой? В шестой? В седьмой? В восьмой? В девятой? В десятой? Кого вы увидели в клетках? (Животных жарких стран.)

5. Физминутка «Большие – маленькие» (по слову, а не по показу) – координация речи с движением, развитие общей моторики.

– Скажите, ребята, а вы помните, как называются детеныши у животных жарких стран? Давайте проверим. Выходите на ковер.

(Сначала логопед называет взрослых животных и их детенышей, а затем вызываются 2-3 ребенка.)

– На название взрослого животного вы должны поднять руки вверх и встать на носочки, а на название детеныша – присесть. Внимательно слушайте то, что я вам говорю, а не смотрите на то, что я делаю.

6. Упражнение «Тигренок» – развитие речевого дыхания.

Раз, два – повернитесь, и в тигрят превратитесь. Я – мама – тигрица, а вы – мои тигрятки.

Я зову девочек – тигрят: мяу – мяу – мур – мур – мур.

Теперь я зову мальчиков – тигрят: мур – мур – мяу – мур – мур – мур.

Всех зову: мур – мур – мур – мяу.

Раз, два – повернитесь, и в ребят превратитесь.

А теперь тихо идем за столы.

7. Дидактическая игра «Куда спряталось животное?» – упражнять детей в употреблении предлогов: МЕЖДУ, ОКОЛО, НАД, ПОД, СПРАВА, СЛЕВА.

– Посмотрите на доску. Скажите, между какими животными находится крокодил? Где находится зебра? И т.д.

8. Дидактическая игра «Один – много» – упражнять детей в употреблении существительных в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.

(В кругу с мячом.)

– Давайте выйдем из-за столов и поиграем в кругу. Раз, два, три, четыре, пять – будем мы с мячом играть.

– Я буду называть животное, которое живет в жарких странах и бросать вам мяч, а вы мне скажете, как называются детеныши, когда их много и когда один. Задание понятно?

Например: У льва один – львенок, у льва много – львят и т.д.

9. Пальчиковая гимнастика «Две обезьяны» – развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

– Проходите за столы и приготовьте руки, чтобы немного их размять перед работой в тетрадях.

10. Работа в тетрадях – развивать графомоторные навыки, закреплять умение трансформировать буквы в нужной последовательности.

– Внимательно посмотрите задание, вам нужно разгадать ребус. На первой строчке нарисованы геометрические фигуры и в них – буквы, на второй строчке – только геометрические фигуры. Вам нужно переместить буквы из геометрических фигур на первой строчке в точно такие же геометрические фигуры на второй строчке, и прочитать слово. Кто справится, поднимет руку, чтобы шепнуть мне на ушко ответ.

11. Итог занятия.

– О ком мы сегодня говорили?

– Что вам понравилось на занятии?

– В какую игру из занятия вы хотели бы поиграть со своими родителями?

ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема Животные жарких стран

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные Жарких стран»

Бесплатные занятия с логопедом

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные Жарких стран»

Задачи:

Коррекционно — образовательные: актуализировать знания детей о животных жарких стран; упражнять детей в согласовании притяжательных прилагательных с существительными; формировать у детей умение употреблять дательный и родительный падеж имен существительных, упражнять детей отвечать на вопросы логопеда;

Коррекционно — развивающие: развивать слуховое и зрительное восприятие, связную речь, развивать общую и мелкую моторику, плавный длительный выдох; совершенствовать мыслительные процессы;

Коррекционно — воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: игрушки по теме занятия: жираф, крокодил, бегемот, слон, носорог, фишки для звуко-буквенного анализа, ароматические баночки

Ход занятия:

Сегодня мы отправимся в зоопарк, а кого мы там увидим, вы узнаете, отгадав загадки.

Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он. (жираф).

По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил).

Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку (леопард).

Он в трубу свою дудит и как дом большой бежит. (слон).

Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог). Все – носороги. Много носорогов.

В жаркой Африке живёт, отрастил большой живот. Чтобы от жары укрыться, забирается в водицу (бегемот).

А теперь мы превратимся в некоторых животных и изобразим их.

  • Бегемот разинул рот, булку просит бегемот.
  • Жираф жует листочки.
  • Обезьянки качаются на лианах.
  • Зебры резвые лошадки –бойко скачут по площадке.

Дыхательная гимнастика, элемент ароматерапии.

Эти животные живут в жарких странах и там растет много экзотических растений. Чувствуете, какой здесь особенный воздух? Давайте подышим правильно. (Дети выполняют дыхательное упражнение: носом вдох, а выдох ртом.)

Д/И «Слушай и выполняй»

развитие слуховой памяти и внимания, пространственного восприятия и грамматического строя.

Дети выполняют действия по заданию логопеда: поставь слона между тигром и бегемотом; жирафа справа от носорога…

Д/И «Кто пропал?» (Родительный падеж).

Кого нет? жирафа, крокодила, тигра, слона, бегемота.

Игра «Накорми животных» — развитие навыка слогоделения

В зоопарке наступило время кормления. Чтобы узнать, сколько еды нужно животному – поделите его название на слоги. Кому дадим мясо, траву, бананы?

Д/и «Назови первый звук в слове» — развитие фонематического анализа.

Лев, жираф, верблюд, носорог, бегемот, крокодил, тигр, слон, зебра, горилла.

Логоритмика «У жирафов…»

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела)

О ком мы говорили на занятии? Какое задание понравилось больше всего?

Животные жарких стран

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5-7 лет.

Просмотр содержимого документа
«Животные жарких стран»

Конспект логопедического занятия по развитию

лексико-грамматических категорий с воспитанниками 5-6 лет

Тема: животные жарких стран.

Цель: познакомить с животными жарких стран.
Задачи

коррекционно-образовательные:

упражнять в образовании существительных множественного числа;

учить называть детенышей животных жарких стран;

упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;

коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционную и общую моторику;

развивать зрительное внимание;

коррекционно-воспитательные:

воспитывать усидчивость на занятии;

прививать любовь к диким животным.

Оборудование: мяч, презентация на тему «Животные жарких стран», ноутбук, проектор, экран.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Встаньте у стола, ровно, красиво.

Улыбнитесь друг другу, и садитесь на свои места.

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Бегемот», «Обезьянка», «Лошадка».

– Ребята, мы с вами изображали бегемота, обезьянку, а кто знает, где живут

бегемоты и обезьяны? (Они живут в жарких странах.)

3. Сообщение темы

– Ребята, посмотрите на экран и скажите, каких животных вы знаете.

(Слон, зебра, обезьяна, лев, тигр, жираф, верблюд, носорог, крокодил).

– Сегодня мы познакомимся с животными, которые живут в Африке, в Америке,

в Австралии и других странах.

– Их называют животными жарких стран.

4. Знакомство с животными жарких стран (показ слайдов)

– Я загадаю вам загадки, а отгадки вы увидите на экране, когда отгадаете.

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев … (жираф)

На носу большущий рог,

Носит каждый (носорог)

Очень вкусные бананы

На обед у … (обезьяны)

Когда жара спадёт,

Он выйдет из болота,

И ужинать пойдёт,

Вот жизнь у … (бегемота)

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит … (крокодил)

Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб – не горб, амбар!

Еды в них на семь суток! (верблюд)

Я на двух ногах скачу,

Деток бросить не хочу,

Я их в сумочку беру.

Кто я? – Мама … (кенгуру)

5. Физкультминутка

Дилы – дилы – дилы – появились крокодилы.

(Дети изображают дремлющего крокодила)

Моты – моты – моты – появились бегемоты.

(Дети показывают, как шагают бегемоты, широко открывая рот)

Афы – афы – афы – жуют листики жирафы.

(Дети тянутся вверх, изображают жирафов)

Ны – ны- ны – водой брызгают слоны.

(Надувают щёки, как бы набирая воду, затем, брызгают)

Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны.

(Дети изображают скачущих обезьян)

6. Упражнение с мячом «Один-много»

– Ребята, на слайдах вы видели по одному животному, а сейчас мы попробуем назвать животных, когда их много. Я буду бросать мяч и называть животное, вам нужно поймать мяч, назвать животных, когда их много и бросить мяч мне.

Слон – слоны носорог – носороги

Лев – львы обезьяна – обезьяны

Тигр – тигры верблюд – верблюды

Жираф – жирафы бегемот – бегемоты

7. Упражнение «Назови ласково»

– Попробуем назвать наших животных ласково, например:

Слон – слоник крокодил – крокодильчик обезьяна – обезьянка

Жираф – жирафик бегемот – бегемотик леопард – леопардик

8. Игра «Кто у кого?» (показ слайдов)

– У всех животных есть детеныши. Будем учиться называть их.

– Как зовут детенышей слона? (Слоненок, слонята.)

Лев – львенок, львята кенгуру – кенгуренок, кенгурята

Тигр – тигренок, тигрята жираф – жирафенок, жирафята

Слон – слоненок, слонята верблюд – верблюжонок, верблюжата

9. Итог занятия

– Ребята, о каких животных мы сегодня говорили? (О животных жарких стран.)

– Где живут эти животные? (В Африке, в Америке.)

– Сегодня мы много говорили о животных, а как люди должны относиться к этим

животным? (Люди должны беречь и охранять их.)

– Каких животных вы запомнили?

(Зебра, слон, лев, тигр, кенгуру, бегемот, носорог, леопард…)

Конспект логопедического занятия

по развитию связной речи с воспитанниками 5-6 лет

Тема: животные жарких стран.

Цель: упражнять в составлении рассказа по схеме.

коррекционно-обучающие:

– расширять представление о животных жарких стран;

– упражнять в составлении описательных рассказов с опорой на схему;

– упражнять в образовании слов-антонимов.

коррекционно-развивающие:

– развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику;

– развивать связную речь.

коррекционно-воспитательные:

– воспитывать чувство заботы о животных;

– формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания.

Оборудование: презентация на тему «Животные жарких стран», ноутбук, проектор, экран, запись голосов животных, силуэты животных для штриховки, простые карандаши, картинки детенышей животных.

Ход занятия

1. Организационный момент

В жарких странах носороги

Просто ходят по дороге.

Мокнут в речке бегемоты.

Львы выходят на охоту.

Зебры, жители саванны.

И тропические птицы…

Есть чему тут подивиться! (В. Нищева)

2. Сообщение темы (слайд1)

– Мы с вами оказались в джунглях. Посмотрите, сколько вокруг животных.

Назовите их. А чьи голоса вы сейчас слышали?

Я слышал, как трубил слон. А я слышал рычание тигра.

Мне слышалось рычание льва. Были слышны крики обезьяны.

3. Составление рассказа о животных (Слайды 2-6)

– Раз уж мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас. Посмотрите на схему и давайте вместе назовем пункты, по которым нужно рассказать о животном.

– Сначала нужно назвать животное, потом рассказать какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается, какую пользу приносит людям.

– Послушайте, какой рассказ я составила про слона:

Это слон. Слон – самое крупное Африки. Слоны бывают серого и светло-коричневого цвета. У слона большие уши, длинный хобот и толстые лапы. Хобот служит слону рукой. При помощи хобота слоны достают еду и кладут ее себе в рот. Хоботом можно переносить тяжести, и захватывать разные предметы. Тело слона покрыто толстой морщинистой кожей, за это его иногда называют толстокожим. Питаются слоны травой, листьями, овощами, фруктами и другой растительной пищей.

У слонихи рождается один детеныш – слоненок. Живут слоны стадами, взрослые животные заботятся о слонятах. Одомашненные слоны очень верные и добрые животные. Они помогают людям переносить тяжести и служат средством передвижения. А люди охраняют и берегут слонов.

Рассказы детей о других животных.

4. Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа

«Где обедал воробей?»

Где обедал воробей? (Машут перекрещенными ладошками)

В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывшуюся пасть)

(На каждое название животного выполняют массирующие движения пальцев)

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывшуюся пасть)

5. Игра «Скажи наоборот»

– Следующая игра вам знакома. Учимся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

У жирафа длинная шея, а у бегемота…

У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…

У слона большие уши, а у зебры ..

У бегемота широкая спина, а у зебры….

6. Игра «Кто кем будет?»

– Я буду вам показывать детенышей животных, вы должны назвать их и сказать кем они будут, когда вырастут.

– Например: Это кенгуренок. Он превратиться в кенгуру.

7. Упражнение «Кто скорее?»

– Выберите себе любой силуэт животного, а потом заштрихуйте его простым карандашом прямыми вертикальными линиями, расположенными очень близко друг к другу. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает им определить того, кто выполнил задание быстрее и аккуратнее всех.

8 Подведение итогов

– Ребята, мы побывали в джунглях, где живут разные животные. Назовите животных, которых вы запомнили. (Слоны, жирафы, бегемоты, обезьяны и т.д.)

– Почему люди должны беречь этих животных?

(Что количество этих животных не уменьшалось.)

– Можете забрать ваши заштрихованные рисунки себе на память, чтобы всегда помнить, что мы должны любить и охранять окружающий мир.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Животные жарких стран»

Елена Ивановна Володина
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Животные жарких стран»

Тема: «Животные жарких стран».

1) – Закрепить знания детей о животных южных стран, активизировать словарь по данной теме;

– Совершенствовать употребление в речи сложных предложений;

– Упражнять в образовании сложных прилагательных;

– Закрепить согласование прилагательных с существительными в роде;

– Учить подбирать синонимы к прилагательным;

– Упражнять в подборе прилагательных к существительным;

– Совершенствовать умение называть детенышей животных;

– Упражнять в усвоении категории творительного падежа с предлогом «за»;

– Закрепить умение составлять рассказ описание по план – схеме.

2) Развивать память, мышление, внимание, мимику.

3) Воспитывать интерес к живой природе, любовь к животным.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных жарких стран и их детёнышей, картинки с изображением мимики животных, план-схема для составления рассказа, карточка с обозначением слова-признака.

Ход занятия:

– На своё место сядет тот, кто справится с заданием. Назовите следующий день недели.

-Понедельник, а за ним? (Понедельник, а за ним вторник).

2. Развитие мышления, употребление в речи сложных предложений.

Игра «4-й лишний» (картинки: Жираф, слон, обезьяна, белый медведь).

– Ребята, внимательно посмотрите на картинки и назовите их. Кто лишний и почему? (Лишний белый медведь, потому, что он живёт на севере, а все остальные в жарких странах)

– А каких животных жарких стран вы знаете еще? (Выставляются остальные картинки).

3. Постановка цели занятия.

– Вы наверно уже догадались, мы сегодня будем говорить о животных, которые живут в жарких странах.

4. Изучаемый материал. Образование сложных прилагательных.

Д/и «У кого что?»

-Внимательно посмотрите на картинки и скажите у кого что.

Назовите: -У кого длинная шея? (Длинная шея у жирафа). Какой он? – Жираф длинношеий.

У кого толстые ноги? (Толстые ноги у бегемота). Какой он? – Бегемот толстоногий.

У кого густая грива? (Густая грива у льва). Какой он? – Лев густогривый.

У кого длинный хвост? (Длинный хвост у обезьяны). Какая она? – Обезьяна длиннохвостая.

У кого есть горб? (Горб есть у верблюда). Ребята верблюды бывают с одним горбом и с двумя горбами. Если у верблюда 1 горб то он какой? (Верблюд одногорбый). А если 2 горба? (Верблюд двугорбый).

У кого большие уши? (Большие уши у слона). Какой он? – Слон большеухий.

У кого короткие уши? (Короткие уши у бегемота). Какой он? – Бегемот короткоухий.

У кого острый рог? (Острый рог у носорога). Какой он? – Носорог остророгий.

У кого есть полоски? (Полоски есть у зебры). Какая она? – Зебра полосатая.

У кого острые зубы? (Острые зубы у тигра). Какой он? – Тигр острозубый.

5. Согласование прилагательных с существительными в роде.

Д/и. «Кто чем питается?»

Спор идёт среди зверей –кто питается вкусней:

Одним нужно мясо – его обожают!

Другие растительный корм поедают.

Предлагаю разобраться – кто и чем должен питаться.

Итак, если животные питаются растительной пищей – как их называют? (Травоядные). А если животные едят мясо? (Хищники).

У вас на столах лежат картинки. Посмотрите на них и скажите, кто из них хищный, а кто травоядный.

-Тигр хищный. Зебра травоядная и. т. д.

6. Подбор прилагательных к существительным.

Д/и «Кто какой?»

– Ребята, эта карточка обозначает слово-признак. Подберите признак к словам.

(Выставляется картинка с животным и карточка слово-признак).

Тигр какой? (Зубастый, злой, полосатый, хищный, быстрый, ловкий)

Обезьяна какая? (ловкая, хвостатая, безхвостая, проворная, задорная-веселая, хитрая, лохматая, капризная)

Бегемот какой? (Большой, толстокожий, гладкий, неуклюжий, травоядный)

Лев какой? (Сильный, гривастый, смелый, важный, гордый, быстрый)

Зебра какая? (Пугливая, полосатая, травоядная, слабосильная, гладкая)

Жираф какой? (Пятнистый, длинношеий, величественный, высокий, смирный, травоядный)

Верблюд какой? (Выносливый, двугорбый, одногорбый, грустный, гордый)

Слон какой? (Огромный, тяжёлый, сильный, могучий, выносливый, гладкий, большеухий, спокойный, медлительный, умный)

7. Подбор синонимов к прилагательным.

Игра «Скажи иначе»

-Животные жарких стран все по характеру разные.

Тигр злой, а как сказать по другому, иначе – сердитый, свирепый, лютый, беспощадный, безжалостный, жестокий, грозный, злющий.

Зебра пугливая – трусливый, осторожный, боязливый, опасливый, нерешительный, напуганный, несмелый.

Слон большой – огромный, крупный, громадный, гигантский, здоровенный, великий, внушительный.

Верблюд унылый – грустный, печальный, тоскливый, не весёлый.

8. Развитие мимики.

Д/и «Зоопарк настроений»

– Давайте поиграем в игру «Зоопарк настроений» и постараемся изобразить животных.

Изобразите злого тигра.

9. Физминутка. «Мартышки»

(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

10. Закрепление знаний детей о детенышах.

животных, как и людей, есть дети. Назовите, кто с кем вышел на прогулку.

Слон со слонёнком.

Тигр с тигрёнком.

Кенгуру с кенгуренком.

Жираф с жирафенком.

Верблюд с верблюжонком.

11. Усвоение категории творительного падежа с предлогом «за».

«Кто за кем охотится?»

-Ребята, мы с вами уже говорили, что хищные животные это те которые едят мясо, охотятся на других животных. Давайте назовём кто за кем охотится.

-За кем охотится лев? Лев охотится за зеброй.

-За кем охотится тигр? Тигр охотится за антилопой.

12. Составление рассказа- описания с опорой на план-схему.

– Давайте расскажем нашим гостям о животных жарких стран. Подумайте,о ком вы хотите рассказать: о льве, тигре, жирафе или верблюде. А поможет вам схема. Она вам уже знакома.Давайте ее вспомним:

Животное или птица.

– Части тела и их окраска.

– Хищник или травоядное (чем питается)

– Где обитает (живёт?

– Как называется детёныш?

13. Итог занятия.

– О чём говорили на занятии?

(Мы говорили о животных жарких стран).

– Каких животных вы запомнили?

– Как нужно относиться к животным?

Оценка деятельности детей.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с ТНР Конспект фронтальной логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Поможем Герде спасти Кая» учителя-логопеды: Андреева А. П., Щвецова Г. Н. Цель: создать условия для уточнения и расширения представлений о зиме и зимних явлениях..

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Деревья» в старшей логопедической группе Цель: обобщить знания по теме «Деревья». Задачи: Образовательные: продолжать учить составлять описательный рассказ о ели по схеме; Развивающие:.

Конспект занятия-игры по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты «Поможем бельчонку» Конспект занятия-игры по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в подготовительной комбинированной группе для.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для родителей детей средней логопедической группы Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для родителей детей средней логопедической группы по лексической теме.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Транспорт» Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Животные жарких стран» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Воспитатель: Чуксина Эльвира Геннадьевна Дата проведения.

Конспект занятия по развитию речи «Животные жарких стран» (подготовительная группа) План конспект занятия по развитию речи. Подготовила воспитатель подготовительной группы №6, ГБОУ школа 626 Цыплякова Марина Анатольевна.

Конспект занятия по речевому развитию «Животные жарких стран» в подготовительной группе Конспект занятия по теме «Животные жарких стран» – развитие речи Цели занятия: • Закрепление представлений о животных жарких стран и.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: