План-конспект НОД, лексическая тема Одежда

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “Одежда”

Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительными: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…

Игровое упражнение «Что я загадала?» – она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.

Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»

платье из шелка – шелковое, пальто из драпа — …

шуба из меха – … сарафан из ситца — …

перчатки их кожи — … свитер из шерсти – ….

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,

платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.

– У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.

– Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.

– Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

– Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.

– Сапоги из резины (какие?) – резиновые.

– Пальто из драпа (какое?) – драповое.

– Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один – много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,

– У мамы одно платье, а у Тани много платьев.

– У мамы одна юбка, а у Тани много юбок.

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:

– О чём можно сказать два?

– Два платья, два пальто, два плаща…

– О чём можно сказать две?

– Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.

Упражнение “Назови и покажи” (закрепляем названия частей одежды):

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли;

Упражнение «Скажи ласково»

Шуба – шубка пальто – куртка –

Пиджак – блуза – рубашка –

Футболка – майка – брюки –

Шорты – костюм – юбка –

Платье – носки – колготки –

перчатки – варежки – шарф –

комбинезон – рукав – карман –

Игра «Назови ласково» (для детей старше 5 лет)

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок – Таниной, причём называет его ласково, например,

– У мамы платье, а у Тани … платьице.

– У мамы кофта, а у Тани … .

– У мамы брюки, а у Тани … .

– У мамы куртка, а у Тани …

«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)

Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;

одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;

один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….

Упражнения для развития навыков звукового анализа

Читайте также:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР

Упражнение “Назови первый звук в слове”

Упражнение “Какой звук в слове последний?”

Упражнение “В каком слове есть звук О (А, И, У, Т, С и т.д)?)

Подвижные игры

Платье

Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.

Пальчиковая гимнастика для детей средних групп

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших.

Пальчиковая гимнастика для детей старших групп

Гномики-прачки

Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – На каждое слово соединяем пальцы (указательный,

Вещи будем мы стирать. средний, безымянный, мизинец) с большим пальцем одной руки.

Платье, брюки и носочки, То же с пальцами другой руки.

Юбку, кофточку, платочки,

Шарф и шапку не забудем – То же самое с двумя руками одновременно.

Их стирать мы тоже будем.

Загадки про одежду

Вы внимательны, как прежде,

И загадки про одежду

Сразу отгадаете, потому что знаете:

В чем гулять, а в чем играть,

В чем укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом –

В этом нет для вас секрета,

Только время не теряйте –

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежки)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (Колготки, брюки)

По рубашке бежит –

На груди лежит. (Галстук)

Что сейчас наденем смело,

Чтоб горло не болело? (Шарф)

Чтобы ушки не замерзли,

Голова в тепле была,

Натянуть ее нам нужно

До затылка и до лба? (Шапка)

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка. (Шуба)

Я как зонт – не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? (Плащ)

Стихотворения для автоматизации в речи звуков

Пижама ( звуки Ж, Л)

Мама мне купила.

А на ней жирафы,

Ежи и крокодилы.

Жирафы шею тянут —

Вот-вот листок достанут.

Будут листики жевать —

Как же мне в пижаме спать?

Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)

Брюки из вельвета

Есть карманы, поясок,

Сверху модный ремешок.

Ой, как Петя извозился —

Два часа в песке трудился!

О вельветовые брюки

Часто вытирал он руки.

Юбка (звуки С, Ш, Ж)

Катя шепчет: — Наряжусь

И в новой юбке покружусь.

Платье (звуки Л, Р)

Платьице у Кати —

Есть на новом платье

Бантики и рюшки.

Ахнут все подружки.

Не бывает лучше.

Брюки — мальчикам нужны,

С ними мальчики дружны,

И зимой, и осенью

Ежедневно носят их.

Для Антошки и Аркашки

Сшили новые рубашки,

Оба рады от души —

Так рубашки хороши.

Мама, бабушка, смотрите:

Подарил мне папа свитер,

Чтоб носить его всегда

И не мерзнуть в холода.

Мамы, папы и ребятки

Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой»)

Чтобы пальчики не стыли,

Читайте также:
Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Ручки тепленькими были.

Куртка — теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек

В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»

Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе»)

Конспект НООД по математике. Лексическая тема «Одежда»

(В средней группе)

  1. Формирование навыков количественного счёта в пределах 4.
  2. Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
  3. Совершенствовать диалогическую речь – учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением одежды, разноцветные геометрические фигуры, цифры до четырёх, контейнер с геометрическими фигурами и разноцветные ленточки.

Предварительная работа: знакомство с цифрами, с геометрическими фигурами и лексической темой «Одежда».

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

Планируемые результаты: уметь поддерживать беседу, отвечать на вопросы, различать геометрические фигуры по цвету и по величине, из частей собрать целое.

Воспитатель: Ребята, давайте все встанем на ковёр, посмотрим друг на друга, улыбаемся и обнимаемся. Теперь присаживайтесь свои места. Слушаем загадку внимательно.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны –

Ну пожалуй, и довольно

Что ты видишь? (Треугольник.)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг.)

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня. (Квадрат.)

Воспитатель: Молодцы. Сколько треугольников вы видите на доске? (ответы детей). Какая цифра здесь должно появится? (ответы детей).

Сколько квадратов, кругов? чем они отличаются? (ответы детей – по цвету и по величине).

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы с вами сделаем свои геометрические фигуры. (Дети получают разноцветные ленточки и на ковре составляют фигуры. Воспитатель проверяет, задаёт вопросы, какая у тебя фигура получилось, какого цвета и т.д.?)

Воспитатель: Молодцы, у вас всё получилось.

Теперь встаньте около своего стульчика и приготовьте свои руки.

Физ. минутка «Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна. (Имитация укачивания куклы.)

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки, твои юбки и чулки, (Загибание пальчиков.)

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток, (Имитация по описанию в стихотворения.)

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью, постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

А теперь мы отдохнем. (Положить руки на колени.)

Воспитатель: Скажите пожалуйста, то что девочка стирала, сушила, гладила, как можно одним словом называть?

Дети: Одежда.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор об одежде, и сейчас вы станете модельерами. (На столе лежат плоские геометрические фигуры.)

Соберите изображения одежды из геометрических фигур. Старайтесь работать все вместе, дружно, помогайте друг другу.

(Дети выкладывают изображения одежды.)

– Какая одежда у тебя получилась? Из каких фигур ты ее собрал?

(Я сделал шорты. Для этого мне потребовались два больших прямоугольника, один маленький и два маленьких треугольника.)

– Для чего тебе потребовались маленькие треугольники?

– Какие по форме карманы у шортов?

– Опишите следующие модели одежды.

(Дети описывают платье из прямоугольника, треугольника и двух кругов, рубашку из большого прямоугольника, четырех маленьких прямоугольников и треугольника, и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Из вас получились отличные модельеры.

Игра «Какой детали не хватает?»

Воспитатель: Ребята, смотрите внимательно, на доске висят картинки с изображением одежды, какой детали не хватает?

Дети: Рукава, пуговицы… т.д.

Воспитатель: Как вы думаете, на какую фигуру похожа рукава?

Дети: На прямоугольник.

Дети подходят, добавляют детали (плоские фигуры) и отвечают на вопросы.

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего, почему? Ответы детей.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ОВЗ по теме: «Одежда»

Конспект открытого занятие по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ОВЗ.

Читайте также:
Положение о выставке-конкурсе 'Буквенный вернисаж'

Тема: «Одежда»

  • Формирование лексико-грамматического строя речи.
  1. Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.
  2. Закреплять в речи существительное с обобщающим понятием одежда, уточнять и расширять словарь по теме.
  3. Совершенствовать умение образовывать формы родительного падежа имён существительных, согласовывать прилагательные с существительными.
  • Развивать фонематический слух, диалогическую речь, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание, темп и ритм речи.
  • Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
  • Разрезные предметные картинки с изображениями одежды (штаны, рубашка, юбка, футболка, кофта, куртка). Плюшевый зайка. Дидактическое пособие «Оденем куклу». Предметные картинки с изображениями одежды (свитер, куртка, брюки, варежки, шарф).
  • Разучивание упражнения «Стирка», рассматривание одежды и её деталей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей и раздаёт им половинки предметных картинок с изображениями одежды.

Логопед. Подойдите к столу и найдите на нём половинки своих картинок. Может сесть тот, кто составит свою картинку.

Дети находят половинки картинок, составляют их, садятся.

Логопед. А теперь расскажите, что у вас на картинках.

Сначала послушайте, как это сделаю я.

Логопед. У меня штаны. Они красивые, яркие, с цветочками.

1-й ребёнок. У меня рубашка. Она синяя, нарядная, с кармашками.

2-й ребёнок. У меня юбка. Она розовая, красивая, в горошек.

3-й ребёнок. У меня футболка. Она розовая, красивая, с цветочками.

4-й ребёнок. У меня кофта. Она синяя, яркая, в полоску.

5-й ребёнок. У меня куртка. Она розовая, тёплая, с капюшоном.

А как мы назовём всё это, одним словом?

Логопед. Молодцы! Вы правильно сложили картинки и хорошо рассказали об одежде, нарисованной на них.

Логопед. А теперь, ребята, отгадайте загадку.

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.

Логопед. Правильно. Молодцы! Сегодня к нам в гости пришёл Зайка. Давайте ребята с ним поздороваемся.

Дети. Здравствуй, Зайка!

Мишка. Здравствуйте, ребята (грустно).

Логопед. Зайка, ты какой-то грустный? У тебя что-то случилось?

Шёл я дети к вам из леса
Зацепился за сучок
И порвал свою одежду
Вырвал от неё клочок.
Помогите мне, ребята,
Починить одежду надо.

2. Логопед. Постараемся тебе помочь, Зайка. Но сначала давайте посмотрим, какие детали одежды нужно пришить. Без чего куртка?

Дети. Куртка без рукава.

Логопед. Без чего кофта?

Дети. Кофта без пуговиц.

Логопед. Без чего брюки?

Дети. Брюки без карманов.

Логопед. Без чего рубашка?

Дети. Рубашка без воротника.

3. Логопед. А теперь включим наши швейные машинки.

Упражнения для жевательно — артикуляционных мышц

Стучит швейная машинка.

Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, бы-ба-бы-ба». При этом постукивая указательным пальцем по столу.

Логопед. А теперь пришьём пуговицы.

Упражнения для губ

Большие пуговицы и маленькие пуговки.

Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

Застёгивание и расстёгивание молнии.

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнуть молнию).

Логопед. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

Логопед показывает детям одежду с «пришитыми» деталями.

Мишка. Спасибо! Какие вы все молодцы!

Я люблю ваш детский сад.
В нём много хороших ребят.
А вы меня с собой на прогулку возьмёте?

Дети. Да. Возьмём!

4. Логопед. Ребята, а что нужно надеть на Зайку, чтобы он отправился на прогулку? Подумайте, какая одежда нужна для прогулки осенью?

Дети. Осенью нужна куртка.

Осенью нужен свитер и т. д.

Логопед. А теперь Зайка покажи нам, какую одежду приготовил ты.

Читайте также:
Звук (З) - постановка и автоматизация

Зайка достаёт ботинки, грязную куртку, грязный свитер, варежки, брюки, шарф.

Логопед. Ребята, посмотрите – это всё одежда? Какая картинка лишняя?

Логопед. Правильно. Ботинки – это обувь.

Логопед. Зайка, а что с твоей одеждой она вся грязная?

У меня опять неудача
Я в краску влез с утра.
И курточка, и свитер!
Вы только посмотрите, –
В таком ужасном виде
Я не смогу гулять.

Логопед. Не переживай Зайка, мы тебе поможем.

Ребята, а что делают с грязной одеждой?

Логопед. Давайте поможем Зайке постирать его одежду.

Воду в тазик мы налили
И одежду намочили.
Мылом мылили, стирали,
Хорошенько полоскали.
А теперь всё отожмём,
Хорошенечко встряхнём,
Развесим на верёвку,
Прищепкой щёлкнем ловко.

Дети имитирую движения в соответствие с текстом.

Мишка. Спасибо, ребята. Выручили!

Логопед. Молодцы! Постарались, помогли Зайке привести в порядок одежду! Скажите теперь про одежду, какая она?

5. Игра «Чего не стало?».

Логопед ставит на наборное полотно картинки, которые были в предыдущей игре

Логопед. Давайте ещё раз посмотрим, что мы постирали?

Дети. Куртку, шарф, брюки, варежки, свитер.

Логопед. А теперь наступила ночь (дети закрывают глаза), подул сильный ветер и унёс одежду. Откройте глазки. Посмотрите, чего не стало?

Дети. Не стало куртки.

Игра повторяется несколько раз.

6. Окончание занятия. (Оценка работы детей)

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось.

Мишка. Много дел мы сегодня с вами переделали.

Логопед. Давайте вспомним, что мы сегодня делали.

1-й ребёнок. Мы сегодня помогали зайке.

2-й ребёнок. Мы сегодня зашивали одежду.

3-й ребёнок. Мы сегодня стирали одежду.

4-й ребёнок. Мы сегодня ловили одежду.

Логопед. А теперь проводите зайку в нашу группу и познакомьте его с другими ребятами.

Конспект НОД “Обувь. Одежда. Головные уборы.”

Содержимое публикации

в старшей логопедической группе.

Головные уборы».

Цели занятия:

Коррекционно – образовательная:

формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа.

Коррекционно – развивающие:

– активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;

– упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов);

– развивать мыслительную деятельность детей и внимание.

Коррекционно- воспитательная:

– воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами обуви, одежды.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов одежды и обуви, картинки с изображением различных пар обуви; картинки для проведения игры «Скажи наоборот».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Игра «Четвертый лишний».

Педагог показывает детям картинку, просит назвать их, указать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Платье, сапоги, шорты, футболка.

Сандалии, валенки, шуба, ботинки.

2. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы будем говорить об обуви и о различных предметах одежды.

3. Вводная беседа.

Педагог:Чтобы одежда, обувь и головные уборы были в порядке и долго служили, нужно ухаживать за ними и аккуратно к ним относиться. Но как же это сделать?

Посмотрите, это шкаф. Каждый предмет в нем имеет свое место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Если вы будете аккуратно раскладывать одежду, обувь и головные уборы , то вам не придется их искать и они долго будут выглядеть красиво.

Давайте разложим картинки с изображениями различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.

Игра «Разложи по полочкам». Дети раскладывают картинки и комментируют свои действия.

4. Развитие лексико – грамматических категорий.

Педагог:Ребята! Когда мы отправляемся на прогулку, в гости или в кино, то обязательно подбираем к предметам одежды подходящую обувь. Давайте расскажем, как мы это делаем.

Игра «Что к чему подходит?».

Читайте также:
Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану

Работа с картинками. Дети комментируют свои действия: К спортивному костюму подходят кроссовки. К вечернему платью надевают туфли на высоком каблуке. К шубе я обую валенки и ли теплые ботинки. И т.д.

5. Физкультминутка «Туфельки нарядные».

Туфельки нарядные, Правая нога вперед, на носок.

Туфельки парадные, Левая нога вперед, на носок.

Лаковые, с ремешком, Правая нога вперед, на каблучок.

И подошва с каблучком. Правая нога вперед, на каблучок.

Туфли Маше в самый раз- Руки на поясе, «пляшут».

Можно выходить на пляс.

6. Развитие лексико – грамматических категорий.

Педагог: Сейчас мы сыграем с вами в игру «Что делает, что делают?».

Я буду говорить о действии, которое выполняет один человек, а вы мне в ответ должны назвать то же действие, которое выполняют много людей.

А теперь приготовьтесь отвечать наоборот.

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Чистые ботинки – грязные ботинки.

Новые сапоги – старые сапоги.

Широкая юбка – узкая юбка.

Длинное пальто – короткое пальто.

Толстый шарф – тонкий шарф .

Валенки большого размера – валенки маленького размера.

Белый пиджак – черный – пиджак.

Игра «Найди пару».

Педагог: Ребята! У каждого ботинка есть своя … что? (Пара.) Я предлагаю вам разделиться на две команды и посоревноваться. Выиграет та команда. Которая найдет пару для своих ботинок. В конце игры подводится итог, определяется победитель.

7. Итог занятия.

Педагог:Продолжите перечислять предметы вслед за мной:

На какую полку мы убирали обувь? На какую одежду? На какую головные уборы?

Почему нужно аккуратно относиться к одежде, обуви и головным убора?

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме “Одежда и обувь”

Задачи:

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

  1. игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  2. предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  3. конверты с письмами от сказочных героев;
  4. мнемодорожки для составления предложений;
  5. сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  6. мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  7. сундучок;
  8. игра «Магазин»
  9. мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  10. шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  11. серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»

Ход занятия:

I. Оргмомент
Игра «Чего нет?» – образование Р.п.мн.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет платьев.
  • У меня нет брюк. И т.д.

Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1)

II. Сообщение темы и задач занятия

  • О чем мы будем сегодня говорить?
  • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
  • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
1. Игра «Письмо от Незнайки»
а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
Логопед достает первое письмо от Незнайки.

  • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2)

(картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

  • Портфель стоит под столом.
  • Свитер лежит на диване.

б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

  • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
  • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?
Читайте также:
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке: Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

  • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7)

(картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

2. Игра «Письмо от портного Ежика» – упражнение в образовании относительных прилагательных

  • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11)
(В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

  • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице – Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

  • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15)

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
( Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

V. Игра «Магазин» – упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
Логопед достает из сундук.

  • Кто же его прислал? (Али-Баба)
  • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
  • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16)

  • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

  • Дайте мне много платьев.
  • Дайте мне синюю юбку.
  • Дайте мне джинсовый сарафан.

VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

  • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
  • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

VII. Игра «Письмо от Тани»
1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17)

  • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
  • Давайте вместе его прочитаем.
  • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18)

  • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
    • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
    • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
    • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
    • Выкроить штанишки из ткани.

Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

  • Что сделала Таня.
  • Таня выкроила штанишки из ткани.
  • Что нужно сделать потом?
Читайте также:
Логопедический массаж, эффективность применения логопедического массажа

Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

  • Что делала Таня после?
  • Таня строчила на швейной машинке.
  • А что делал мишка в это время?
  • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
  • Как вы думаете, что произошло дальше?

Дети высказывают свои предположения.
Логопед выставляет следующие картинки.

  • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

3. Послушайте, как Таня сшила обновку
Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

4. Рассказы детей

VIII. Подведение итогов занятия
Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.

Конспект НОД по лексической теме «Одежда»

Нина Сибатрова
Конспект НОД по лексической теме «Одежда»

Рассказывать детям о профессии (швеи); о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Расширять знания детей об одежде. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужна разная одежда (в холодную и тёплую погоду, для работы, отдыха и праздника, называть детали одежды, материал. Закрепить обобщающее понятие «одежда».

Упражнять в классификации: летняя, демисезонная, зимняя, праздничная, для отдыха, спецодежда; составлении узора на платье, в выкладывании силуэтов одежды на математическом планшете.

Познакомить с элементами чувашского орнамента на одежде.

Коррекционные задачи: Активизировать словарь по теме: джемпер, жилет, плащ, кофта, сарафан, шуба, дубленка, куртка, комбинизон, шорты и др. Упражнять в образование множественного числа имен существительных, имен прилагательных (летняя, зимняя, праздничная и др.) Развивать связную речь, мелкую моторику рук, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать береженое отношение к одежде, желание выглядеть опрятно. Воспитывать внимательное отношение к своей речи и речи сверстников.

Рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащённая практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций.Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда?», «Один – много», «Назови ласково».

Наборы предметных карточек с изображением одежды (для защиты тела, работы, занятий спортом и пр., куклы, кукольная одежда, игра «Один- много», математический планшет, резинки, образцы одежды, игра «Маленькие модельеры», карточки с изображением- солнца, зонтика, снежинки, картина «Портной», швейная машина, нитки, иголка, выкройки, кусочки ткани, ножницы, мяч.

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2015.

2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» Москва, 2010г.

3. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам».

4. С. И. Карпова, В. В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет» С-Петербург, 2010г.

5. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» С-Петербург, 2009г.

6. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»

7. Л. Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет»

8. Журналы «Дошкольное воспитание» за 2014-2015 год

9. Журналы «Ребенок в детском саду» за 2014-2015 год

10. Журналы «Дошкольная педагогика» за 2014-2015 год

11. Журналы «Старший воспитатель» за 2014-2015 год

1. Организационный момент. (Чтение стихотворения – загадки)

2.Беседа: «Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна?»

Читайте также:
Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

3. Рассматривание предметов необходимых для работы швеи.

4. Приглашение на выставку «Одежды».

5.Игра : «Разложи одежду по сезонам».

6. Показ и обсуждение разных видов рабочей одежды.

7.Игра : «Один – много».

8.Игра: «Сосчитай и скажи правильно».

10.Игра : «Выложи одежду» (работа на математических планшетах).

11.Игра: «Модельеры».

12. Рассматривание куклы в национальном костюме (чувашском).

13. Заключительная беседа, возвращение в детский сад.

Ход занятия: Ребята, послушайте стихотворение-загадку.

– Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

– Правильно, это загадка- стихотворение о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом – одежда.

– Беседа: «Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна?»– Ответы детей: Нужна. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

– А кто шьет нам одежду? Ответы детей.

_ Правильно одежду шьет швея или портной. Давайте рассмотрим, что им надо для работы. (На столе расставлены предметы: швейная машинка, катушка ниток, ножницы, иголка, выкройки, кусочки ткани, сантиметровая лента).

– Теперь мы знаем, кто нам шьет одежду и сколько времени и труда на это уходит.

– В нашем городе проходит выставка одежды. Вы хотите пойти?

(Проходят в выставочный зал, где на столах разложены карточки с одеждой и куклы в одежде по временам года.)

_ Посмотрите сколько здесь много разной одежды.

– Сейчас я вам буду показывать карточки, а вы мне скажите, какое время года она обозначает.

(Выставляются карточки с изображением сезонных изменении – Снежинка, солнце, дождь).

– Какой это знак? (Снежинка)

– К какому времени года относится? (к зиме)

– Какую одежду мы носим зимой? (тёплую)

– Найдите и покажите карточки с зимней одеждой и разложите ее к кукле

– Посмотрите, все правильно разложили?

– Как называется твоя одежда? (Зимняя).

(Аналогично с солнцем (летняя, с дождём (демисезонная).

_ А теперь я вам покажу одежду, а она «расскажет» нам о том, кто её надевает. (Показ и обсуждение разных моделей рабочей одежды).

– Кто это? – повар, пожарный.

– Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда?

От чего она защищает? (это спецодежда, она защищает его от огня, она не горит).

– Зачем повару для работы нужны халат? (он работает с продуктами и чтобы не запачкать свою одежду, чтобы микробы не попали на продукты). Колпак? (Чтобы волосы не попали в пищу).

– Как можно назвать всю одежду для работы? (Рабочая, специальная одежда).

– Найдите и покажите карточки с рабочей одеждой людей.

– Кто работает в этой одежде? (парикмахер, строитель, водитель, врач, продавец и т. д.).

– Молодцы. После работы всегда хочется отдохнуть.

– Как вы любите отдыхать? (заниматься спортом, ходить в гости, в театр, путешествовать и т. д.).

– А теперь найдите и покажите карточки с одеждой, в которой люди могут отдыхать.

– Куда можно сходить в такой одежде? Как отдохнуть?

Покажите праздничную одежду.

(Карточки раскладывают к куклам в соответствующей одежде).

– Пришло время поиграть с мячом.

Мы — волшебники немного

Был один, а станет много.

Игра «Один — много» (с мячом)

Читайте также:
Урок - Деление слов на слоги

Шарф – шарфы рубашка – рубашки

носок – носки перчатка – перчатки

шапка – шапки юбка – юбки

– А сейчас я попрошу вас сосчитать одежду.

Игра «Сосчитай правильно» (согласование числительных с существительными: пять шорт, пять рубашек, четыре платья и др.)

И в мастерскую шить пойдём-

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки, Показываем на одежду.

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

– Я предлагаю вам стать конструкторами одежды. Здесь на столах приготовлены математические планшеты. Придумайте свою одежду.

– Игра «Выложи одежду» (на математических планшетах.)

_ Мы с вами пришли в мастерскую. Каждый из вас будет модельером

и сошьёт для Кати новое платье.

Игра «Модельеры» (Дети выкладывают узор на платьях). Молодцы, красивые получились платья. В таких платьях можно пойти на праздник или в гости.

— А вы знаете, что бывают платья с национальным узором (чувашским) в таких платьях ходили ваши прабабушки. Рассматривание куклы в чувашском наряде.

– Теперь мы с вами знаем для чего нам одежда, какая бывает одежда, кто нам ее шьет. А теперь скажите, как за ней надо ухаживать? (Ответы детей)

– Возвращение в детский сад.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии» Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Профессии» Ильина Валентина Александровна Детский сад №43 л. Липецк Тема: «Профессии.

Конспект НОД в старшей группе по лексической теме «Насекомые» Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Посуда» Программное содержание: Коррекционно-образовательные цели: Совершенствовать представления детей о посуде, о классификации посуды по принципу.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Продукты питания» Цель: формирование лексико-грамматических категорий. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Активизировать предметный словарь по теме «Продукты.

Конспект занятия по лексической теме: «Фрукты» Конспект занятия по лексической теме «Фрукты» Коррекционно-образовательные цели: уточнить и расширить представление о фруктах. Уточнить.

Конспект занятия по лексической теме: «Рыбы» Ход занятия:1. Отгадай загадки про обитателей рек и озёр 2.”Какой житель живёт в озере?” (Узнай рыб по первому звуку. Развитие у детей фонематического.

Конспект занятия по РМП в подготовительной группе по теме «Одежда» Конспект занятия по рмп в подготовительной группе по теме «одежда» Программное содержание: -учить детей сравнивать предметы по длине, располагая.

Конспект занятия по теме «Одежда» в старшей группе. Цели: 1. Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде. 2. Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя,.

Конспект занятия по теме «Одежда» Конспект занятия тема «Одежда» Цель: Развитие лексико –грамматических категорий речи детей и развитие связной речи детей. Задачи: 1. Уточнить.

Составление рассказа по сюжетной картине по коллективно составленному плану на примере лексической темы «Одежда» (старшая гр) Цель Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине по коллективно составленному плану. Задачи 1. Формировать целостное впечатление.

Занятие 18

Занятие 17 .

Тема: «Деревья. Словообразование»

Цели:

1. Закрепить знания о деревьях, их названия, знания о пользе, ко­торую приносят деревья.

2. Закрепить образование множественного числа и уменьшитель­но-ласкательной формы существительных.

3. Учить образовывать относительные прилагательные от назва­ний деревьев.

4. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки, игра «Детки с ветки», набор­ное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

— Садится на место тот, кто назовет дерево или его часть во мно­жественном числе.

2.Упражнение «Покажи и назови».

· Кленовую ветку, кленовый лист, кленовые семена.

· Еловую ветку, еловую шишку, еловые иголки.

Читайте также:
Развитие познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет

· Рябиновую ветку, рябиновые ягоды, рябиновый лист.

· Дубовую ветку, дубовый лист, дубовые семена (желуди).

· Сосновую ветку, сосновую шишку, сосновые иголки.

· Березовые сережки, березовый лист, березовую ветку.

· Липовый лист, липовые цветы, липовую ветку.

(Это кленовая ветка. Это кленовый лист. Это кленовые семена И т.д.)

3.Физкультминутка (см. занятие 15).

Один-два-три-четыре-пять! Дети загибают пальцы по одному
Будем листья собирать: Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.
Березовый, дубовый, Рябиновый, кленовый, липовый. Загибают пальцы по одному на другой руке.
Мы листья соберем, Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.
Своей маме отнесем! На ладошках «подносят» маме букет

5. Игра «Детки с ветки».

Предложить детям подобрать картинки с изображением листа ветки, семян к соответствующему дереву и ответить на вопросы

– Какая это ветка?

– Какие это семена?

6. Упражнение «Подумай и ответь».

Предложить детям дать полные ответы на вопросы:

– У какого дерева самые большие листья? Какие это листья? (Са­мые большие листья у клена. Это кленовые листья.)

– У какого дерева самые длинные иглы? Какие это иглы?

– У какого дерева самые короткие иголки? Какие это иголки?

– На каком дереве растут сережки? Какие это сережки?

– На каком дереве растут желуди? Какие это желуди?

– На каком дереве растут длинные шишки? Какие это шишки?

– На каком дереве растут короткие шишки? Какие это шишки?

– У какого дерева самый толстый ствол? Какой это ствол?

– У какого дерева белая кора? Какая это кора?

– У какого дерева красные ягоды? Какие это ягоды?

На дом: задание 17.

Тема: «Листья. Описательный рассказ»

Цели:

1. Учить составлять и пересказывать описательные рассказы по теме, используя картинно-графический план.

2. Закрепить признаки осени.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Воспитывать навыки организационного поведения.

Оборудование: игрушка или изображение Незнайки, предметные кар­тинки, игра «Давай подумаем», картинно-графический план рассказа (см. задание на дом 18), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

– Садится на место тот, кто скажет, какой лист у березы (клена и т.д.). (Березовый, кленовый и т.д.)

2.Игра «Помоги Незнайке».

-Незнайка гулял в лесу и собрал букет из осенних листьев.

-Послушайте и угадайте, о каком листике вам расскажет Незнай­ка. (На наборном полотне изображения дубового, березового и кленово­го листьев желтого цвета.)

-Я в лесу нашел осенний листик.

-Вы догадались, о каком листике рассказал Незнайка? (Нет.)

Вывод: чтобы догадаться, о каком предмете рассказывают, должны быть названы все его признаки.

Логопед составляет картинно-графический план (см. задание на дом 18).

-Давайте теперь поможем Незнайке правильно составить рассказ.

Составление описательного рассказа по плану (2—3 детьми по це­почке).

-Я нашел в лесу березовый лист. Он желтый, маленький, сухой, шершавый, легкий.

3.Упражнение «Посмотри и расскажи».

Рассматривание картинно-графического плана и составление рас­сказа:

-логопедом с детьми;

4.Физкультминутка (см. занятие 10).

5.Игра «Поправь Незнайку».

· Это кленовый лист. Он синий, маленький, гладкий, тяжелый.

· Это сосновая иголка. Она красная, короткая, колючая, тупая тяжелая.

· Это березовый лист. Он голубой, огромный, шершавый, тяжелый.

6.Игра «Угадай по описанию».

Вызванный ребенок прячет картинку с изображением листика и говорит:

-У меня листик желтый, маленький, сухой, шершавый, легкий. Какой это листик? (Это березовый листик.)

На дом: задание 18.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: