План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии.

Тема мероприятия : Автоматизация звука «Ж», «Путешествие жука в Песочную страну» — индивидуальное логопедическое занятие с применением песочной терапии.

  • закрепить правильное звукопроизношение звука Ж в словах, предложении;
  • Закрепить умение выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;
  • Умение давать характеристику акустико-артикуляционную характеристику звука;
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  • Учить составлять развернутое предложение по опорным словам;
  • развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых рядов, чистоговорок;
  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • Развивать силу голоса и интонационную выразительность речи.
  • воспитывать самоконтроль за собственной речью, инициативность.
  • Схема артикуляционного уклада, картинный материал, ПК, презентация, мультимедийная установка, центр «Песочная страна» (разноцветный кинестетический песок), зеркало, киндер игрушки в названии, которых слышится звук Ж, формы для песка, опорные схемы для составления предложения.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие, введение в тему занятия.

Ритуал «входа» в Песочную страну:

Логопед: Чтобы попасть в Песочную страну, надо закрыть глаза и произнесите за мной заклинание:

Песочная фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Сердце свое для добра распахни!
А еще желательно
Делать все внимательно!

Логопед снимает ткань с песочницы.

Л: В песочной стране кто-то живет, хочешь узнать кто? Угадай загадку, и узнаешь, кто живет в Песочной стране.

Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

Логопед: Правильно, молодец! А вот и наш новый друг Жук. Сегодня мы будем с ним играть и помогать ему справляться с разными препятствиями, учиться правильно произносить звук Ж. Назови, кого мы можем встретить на полянке, каких насекомых. Посмотри сколько, названных насекомых прилетело на полянку.

2. Уточнение артикуляционного образа звука [ж].

Презентация. Артикуляционная гимнастика «Жук».

Л: Давайте вспомним, как жужжит наш язычок, когда произносит звук [ж]. Посмотрите на экран (нашу схему). Что делают наши губы и зубы?

Д: Наши губки и зубки разомкнуты и округлены, зубы разомкнуты.

Л: А что делает язычок?

Д: Кончик широкого язычка приближен к передней части «потолочка», боковые края языка подняты и прижаты к коренным зубкам, а серединка язычка опущена.

Д: Согласный. Горлышко поет, дрожит! Это звонкий звук Ж.

Л: Правильно. Молодец. Жук жужжит — губы «рупором», язык во рту «чашечкой», бо-ковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, воздух выдыхается равномерно посредине языка, звук Ж произносится с включением голоса. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха. Звук согласный, твердый, звонкий. 2. Упражнение на дыхание «Что под песком?» (заранее в песке спрятаны маленькие игрушки со звуком ж)

Л: Посмотри, что это там… О, да здесь целый бархан из песка. Давай посмотрим, кто там прячется, но для этого тебе понадобится волшебная трубочка. Л: Возьми волшебную трубочку и дуй в песок. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч, надуй живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была долгой (ребенок находит фигурки со звуком Ж).

3. Развитие фонематического восприятия звука [Ж] в словах.

В слове «жук» какой первый звук?

Л: Жук очень любит играть. Давай поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук [ж], будь внимательным. (Слова: медвежонок, ручка, желудь, снежок, сок, коржики, мячик, жираф, пирамидка, жевательная резинка, книга, жар-птица, журнал, жаба).

Л: Посмотри, впереди болотце, чтобы через него перебраться, надо прыгать с кочки на кочку повторяя слоги. Помоги Жучку пройти болото.

ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ ЖА-ЖУ-ЖЕ-ЖИ ЖА-ЖО-ЖИ-ЖЕ ЖА-ЖО-ЖИ-ЖУ ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЕ

Закончи словом. ЖА-ЖА-ЖА –ЖАБА, ЖУ-ЖУ-ЖУ- …. ЖЫ-ЖЫ-ЖЫ-…,УЖ-УЖ-УЖ- ….

– Молодец, вот и перебрались через болото. И дошли до домика Жабы.

4. Физ. минутка.

Развитие общей моторики. Автоматизация звука [ж] в словах.

Л: Повторим стихотворение и выполним движения.

Жа-жа-жа, жуки жужжат,
(взмах крыла- руки в стороны)
Дождик в небе сторожат,
(поворот головы вправо и влево)
Чтобы солнце жарко грело
(поднимаем ручки вверху)
Не сбежало, не присело,
(топаем ножками и приседаем)
Дружно в небе покружились,
(кружатся вокруг себя)
На лужайку приземлились

Читайте также:
Автоматизация звука (Р) со стечением согласных - конспект

(сели на пол)
Отдохнули, полежали
И работать продолжаем.

Л: Молодец! Давай вспомним, что же делал жук?

Д: Кружится, сторожит дождик, лежит, жужжит.

Л: Хорошо! Молодец!

5. Развитие звукового-слогового анализа и синтеза.

Л: Полетел наш жук дальше и увидел… что?

Л: Соревнования по прыжкам. Кто дальше прыгнет. (маленькими фигурками со звуком Ж)

Рисовать круги на песке, проговаривая слова со звуком Ж по слогам. У кого самое длинное слово, у кого короткое. (Жи-раф, уж, же-лез-ный, жел-тый, жи-ли-ще).

Посели друзей Жука в домики. (на песке нарисованы домики с окошечками. Одно окно – 1 слог в слове, 2 окна -2 слога в слове и т.д.)

6. Развитие лексико-грамматических категорий.

Согласование имен существительных с именами прилагательными.

Л: После веселой прогулки жук полетел в магазин. Он очень любит желтый цвет. Посмотрите сколько разных вещей желтого цвета он накупил. (Просматриваем слайд) Что же это?

Желтое ожерелье, желтую кружку, желтый жилет.

Л: Умница! А Ты любишь желтый цвет?

7. Автоматизация звука [ж] в предложении.

Л: Путешествовал наш Жучок и встретил почтальона Жирафа. Жираф отдал жуку письмо.

Жучок! Как жужжишь?
Приезжай: дам пирожок!
Уже тебя жду! Желаю лететь осторожно!

Д: (передают по одному слову)

Л: Ну вот жук все и узнал и побежал собирать чемоданчик, ведь жучок так давно не ел маминого пирога с черничным вареньем. Продолжи предложения. Слайд.

8. Итог занятия.

Л: Жук благодарит Вас за помощь, он очень рад, что у него появились такие друзья. Давайте вспомним, с кем мы сегодня познакомились. Как жужжал наш друг? Что делали?

Д: Мы встретили жука, жабу, жирафа. Помогали жуку. Ходили в магазин, читали письмо-телеграмму…

Л: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились и поиграли. Нам пора прощаться! До свидания, ребята! В следующий раз мы будем встречаться с другими интересными героями, я буду Вас ждать!

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (песочной терапии)”Путешествие на волшебную песочную поляну”

Содержимое публикации

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (песочной терапии)”Путешествие на волшебную песочную поляну”

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях;

– закреплять умение правильно употреблять окончания существительных единственного числа родительного падежа

– закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

– закреплять умение согласовывать существительные с числительными;

– закреплять словарный запас пройденных лексических тем.

-развивать артикуляционную моторику;

– развивать память, внимание;

– развивать фонематический слух;

– развивать тактильно – кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

– формировать навыки чтения;

– подготавливать руку к письму.

– воспитывать положительное и заинтересованное отношение ребёнка к занятиям.

Оборудование:

– зеркало; ящик с песком 25 х 25 см; игрушка Лунтик; картинка самолёта с нарезанными ленточками (на дыхание); фишки с картинками: лось, волк, белка, лошадь, ласточка; карточки с буквами Л, О, У, Э, Ы, А, И; карточки с цифрами 1, 2, 5.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

1. Сообщение темы занятия

Логопед: – Сегодня к нам на занятие пришел Лунтик. Он заблудился и не знает, как ему добраться до волшебной песочной поляны. Он никогда на ней не был, но очень хочет ее увидеть и найти там новых друзей. Мы с тобой отправимся в путешествие и поможем Лунтику добраться до нее. Мы сможем узнать кого там можно встретить.

А с какого звука начинается имя ЛЛЛунтик? Правильно, со звука [Л].

2.Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]

Расскажи, как нужно правильно произносить звук [Л].

Где должен быть язычок?(губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаем воздух теплый.

Мы с тобой сегодня не только поможем Лунтику, но и закрепим звук [Л]).

Но для того, чтобы мы смогли отправиться с Лунтиком на волшебную песочную поляну,и красиво произносить звук [Л] нам с тобой нужно подготовиться. Нужно размять наши язычки.

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

Читайте также:
Занятие по развитию речи у детей подготовительной группы: Гость из космоса

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Широкий язык поднять за верхние зубы и удерживать в таком положении под счет до 10.

Логопед: – Мы хорошо размяли наши язычки, а теперь нужно узнать на чем мы будем добираться к нашей волшебной поляне.

Но вот кто-то тщательно спрятал наш транспорт. Нужно подуть на ленточки, чтобы увидеть какой транспорт спрятан под ними. Но прежде, чем ты подуешь, вспомни: нужно набрать воздух носиком и спокойно не поднимая плечи и не надувая щеки подуть. Подуй и назови транспорт, который увидишь.

– Правильно, мы отправимся на самолёте.

II . Основная часть

1.Автоматизация изолированного звука [Л] и уточнение артикуляции

Логопед: – Полетели на самолёте. Веди пальчиком по дорожкам и гуди, как самолёт: Л-Л-Л. Чтобы правильно гудеть, как самолёт, не забывай: губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в верхние зубы, воздушная струя умеренная и теплая, в горлышке звонит колокольчик.

2.Автоматизация звука Л в слогах.

Логопед: – Вот мы и добрались к волшебной песочной поляне. Но вот только, чтобы нам можно было посмотреть кто же живёт на этой волшебной поляне, нам нужно прочитать слоги.

Помнишь ли ты, что такое слог? (слог – это когда несколько звуков или букв подружились, взялись за ручки)

– Смотри на нашей полянке был сильный ветер, он разбросал буквы. Давай мы их соединим “подружим” и прочитаем какие же слоги у нас получатся. Проводи пальчиком по песку дорожки от буквы Л к другим буквам и прочитай слоги (ребенок пальчиком по песку проводит дорожки между буквами и называет слоги)

3.Автоматизация звука [Л] в словах

Тебе интересно кто может жить на такой песочной поляне. Давай посмотрим. Опускай руки в песок и на ощупь ищи(ребенок в песочнице ищет фишки с фигурками животных и птиц)

Давай назовём кто живет на волшебной песочной поляне.

Ребёнок: – На волшебной песочной поляне живут волк, белка, лось, ласточка, лошадь.

Давай мы с тобой каждое слово будем называть, как чистоговорку:

Логопед: – Пока мы с тобой искали и называли жителей полянки, Лунтик обратил внимание, что пора бы уже немножко отдохнуть и размяться

Любим с Лунтиком играть – Ребенок выполняет упражнения:

как кузнечики скакать, скачет на двух ногах;

И как пчелки полетать машет руками;

На цветочки тихо сели садится на корточки;

Мы вздохнули и уснули». руки под щеку.

5. Написание буквы

Логопед: -Какой одинаковый звук я выделяю во всех словах? ВоЛк, Лось, беЛка, Ласточка и т.д

Ребенок: – Звук [Л].

Логопед: – Давай покажем Лунтику какой буквой обозначается наш звук Л, нарисуй букву [Л] на песке. Из скольких палочек состоит буква Л? (из двух) (ребёнок рисует пальчиком на песке, а потом складывает из палочек на песке )

6.Д/и “Кого не стало?”

Логопед: – Обитатели полянки, как и детки, любят играть в разные игры. Давай с ними поиграем в прятки. Ты закрывай глазки, а какое-то животное или птица спрячется от тебя в песок. Ты его найди и назови, правильно произнося звук [Л] (не стало волка, не стало белки и т.д.).

7. Д/и “Назови ласково”

Весело играть, правда? Но теперь давай покажем нашим обитателям полянки, как они нам понравились и назовём их ласково!»

не ВОЛК, а ВОЛЧОНОК

не БЕЛКА, а БЕЛОЧКА

не ЛОШАДЬ, а ЛОШАДКА и т.д.

8. Д/и “Сколько кого?”(согласование числительных с существительным)

Логопед: «Мы с Лунтиком встретили много новых друзейна полянке, а сколько давай скажем. Я буду показывать тебе цифру, а ты продолжай:

1 волк; 3…волка; 5…волков. (То же задание, но с другими обитателями).

9. Закрепление звука [Л] в предложениях

Логопед: – Посмотри ещё раз на фигурки, подними каждую и скажи, кого Лунтик встретил на волшебной песочной поляне

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Лунтик встретил белку

Лунтик встретил волка и т.д.

III . Итог занятия:

Логопед: – Кто сегодня к нам приходил на занятие? Где мы с тобой сегодня побывали? Какие слова со звуком “Л” мы нашли на полянке? Тебе понравилось на занятии? Какое из заданий больше запомнилось? (Ребенок отвечает на вопросы)

Использование элементов песочной терапии для автоматизации и дифференциации звуков
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Статья содержит теоретические сведения о песочной терапии и возможностях её использования на логопедических занятиях

Скачать:

Вложение Размер
Статья об использовании элементов песочной терапии на логопедическом занятии. 30.33 КБ
tehnologicheskaya_karta_puteshestvie_so_zvukom_r.docx 41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов песочной терапии на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков.

Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №71» Басова В.Л.

Сегодня в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений возникает целый ряд проблем, которые требуют незамедлительного, творческого, комплексного решения.

Во-первых, с каждым годом увеличивается количество дошкольников со сложными нарушениями, представленными сочетанными дефектами в речевой и коммуникативной сфере , которые, помимо этого, осложняются недостаточной развитием интеллектуально-познавательной сферы и проблемами в поведении. Дети не могут сосредоточиться, отвлекаются, быстро утомляются, не воспринимают предлагаемые задания и инструкции. У них отстаёт развитие словесно-логического мышления. Познавательная активность детей низкая , контроль за правильностью выполнения заданий отсутствует.

Перед педагогом стоит задача удержать интерес ребёнка, сконцентрировать его внимание, и при этом, решая свои коррекционные задачи, способствовать разностороннему развитию личности ребёнка.

Во-вторых, большинство детей в последние годы соматически ослаблены, им характерно отставание в развитии моторной сферы : у дошкольников выявляются нарушения координации, скорость и четкость выполнения движений общей, тонкой моторики рук, так мимической и артикуляционной. Наибольшие трудности вызывает выполнение движений по словесной инструкции.

В-третьих, сложные сочетанные дефекты у детей с нарушениями речи усложнились наличием нарушений в саморегуляции у детей и, следовательно, – их неспособностью удержать, автоматизировать и самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки.

В-четвёртых, реалии нашего времени таковы, что последние десять лет, дети осваивают речь, учатся ходить и познают компьютерные технологии одновременно. Пребывая в виртуальном компьютерно-телевизионном мире практически с рождения и находясь там круглосуточно, дошкольники лишены речевого общения в семье, они не видят примеров правильного поведения с людьми и не усваивают навыков межличностного общения. А, как следствие, детям сложно научиться играть в сюжетно–ролевые и коллективные игры. Они с удовольствием копируют и переносят в свою деятельность сюжеты мультфильмов и компьютерных игр, имеющих очень часто агрессивное содержание. Но придумать и организовать свою сюжетно-ролевую игру или следовать определённым правилам им очень сложно. Кроме того, современный ФГОС требует от педагогов, чтобы образовательно-воспитательный процесс носил добровольный, а не принудительный характер. Но завлечь и заинтересовать чем-то современных дошкольников становится всё сложнее. Пресыщение виртуальным миром и огромным количеством игрушек приводит к тому, что детям не интересно на занятиях в детском саду. А предлагаемые игры, они воспринимают, как скучную обязанность или наказание.

Всё вышеперечисленное ставит перед современным педагогом задачи поиска и совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-коррекционной работы, которые одновременно позволяли бы решать коррекционные задачи, способствовали бы разностороннему развитию личности дошкольника, мотивировали бы его познавательную и речевую активность, превращая занятия в интересную игру. Кроме того, эти приёмы и методы должны быть общедоступны и требовать минимум материальных затрат для реализации в образовательных дошкольных учреждениях.

Специфика работы в логопедическом пункте дошкольного учреждения, а также изучение литературы по коррекционному воздействию, помогли по-новому взглянуть на проблему выбора эффективных средств оптимизации коррекционной логопедической помощи детям с речевыми нарушениями. Остановимся на одной, на наш взгляд, целесообразной, универсальной и эффективной методике, которую мы используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях в нашем дошкольном учреждении. Это пескотерапия.

Песочная терапия – это методика близкая и знакомая детям, она сама родом из детства. Как известно, самые первые совместные игры детей друг с другом происходят в песочнице. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит…Знакомый нам с детства песок – простой, но удивительный, таинственный и завораживающий материал. Все: и дети, и взрослые могут часами заниматься с песком; строят замки, лепят куличики, пересыпают с ладони на ладонь.

В то же время, песочная терапия как коррекционно-развивающая методика отнюдь не новое средство. Истоки терапевтической игры с песком уходят в начало двадцатого века. А отцом-основателем данной методики принято считать швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга .

Позднее, терапевтическая и консультативная методика была детально разработана детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд в 1939 году. А отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно-развивающими . Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Мы используем элементы песочной терапии в качестве вспомогательного компонента в логопедической работе на индивидуальных занятиях для автоматизации звуков, развития сенсо-моторных навыков и совершенствования мелкой моторики рук наших детей. Кроме того, использование песочных игр решает проблему заинтересованности детей и повышает эффективность коррекционной работы. Дети с удовольствием идут в логопедический кабинет, потому что для них занятие – это теперь интересная игра, которая каждый раз меняется.

Для реализации коррекционной деятельности посредством песочной терапии нами были созданы специальные условия:

В качестве песочницы мы используем поднос с высокими бортиками размером 50х70х10 см.

Сухой песок мы заменили манной крупой. Это позволяет избежать многих трудностей в работе, таких, как прокаливание и замена песка на новый. К тому же, манная крупа в условиях города, особенно в зимнее время, более доступный материал.

А для упражнений с мокрым песком – мы используем сертифицированный кинетический песок. Кинетический песок-это совершенно новый и необычный материал. Он похож на мокрый песок, но он мягкий и пушистый, он просачивается сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Кинетический песок не рассыпается, как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры.

Наблюдения и опыт использования данной методики на своих логопедических занятиях позволили сделать следующие выводы.

Песок – это уникальный материал, который :

-можно использовать на занятиях в различных областях дошкольного образования;

-возможно применять для развития всех разделов языковой и коммуникативной компетенции детей;

-позволяет стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию, создаёт психологически-комфортные условия для детей, помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; способствует развитию эмоционально – волевой сферы;

– развивает тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, активность и творческие действия ; снимает мышечную напряжённость ;

– расширяет жизненный опыт и словарный запас , передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме, позволяет находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

– совершенствует зрительно – пространственную ориентировку и речевые возможности; повышает речевую мотивацию, скорость запоминания речевого материала и способствует улучшению речевого продуцирования;

– позволяет изменять тематику, структуру и содержание занятий, а также, различные формы организации деятельности детей, в зависимости от доминирующей задачи и эмоционального состояния детей, их конкретных актуальных потребностей и желаний, поскольку заинтересованность и собственная инициатива ребенка выступают залогом успешности работы логопеда и воспитателя;

-помогает автоматизировать необходимые звуки , в результате запоминания большего количества речевого материала.

способствует значительному повышению интереса к занятиям и возрастанию познавательной активности.

Таким образом, активное применение элементов песочной терапии на логопедических занятиях для развития мелкой моторики, работы над фонетической, лексической, грамматической стороной речи, над формированием фразовой речи, помогает создать положительный эмоциональный настрой и способствует установлению контакта с ребенком. А перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается потребность ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и самостоятельно изучать и действовать. Во-вторых, в песочнице развивается чувствительность кисти и пальцев, как основа “ручного интеллекта”. В-третьих, в играх с песком более слаженно и интенсивно развивается базовая основа речи (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – сама речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице и творчески подойдя к решению коррекционных задач, учитель-логопед может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия, автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.

Далее мы предлагаем игры, которые использовались нами на логопедических занятиях с применением элементов песочной терапии.

Упражнения, направленные на отработку длительного произнесения звуков (с, з, ж, ш, р):

-В центр песочницы кладётся картинка или маленький домик – гараж, будка и.т.д. у ребёнка в руке машинка, жук, муха и.т. д. Ребёнок от края песочницы рисует фигуркой спиральный лабиринт (круглый или квадратный) и произносит звук длительно.

– (Вариант 2). По лабиринту ребёнок проводит пальцем, проговаривая речевой материал.

2.Полянка. На песочнице раскладываются в хаотичном порядке несколько цветов (камешки марбелс в виде цветов). Ребёнок должен по песку пальчиком перелететь с цветка на цветок.

3.Жук и комар. Дифференциация З и Ж. Песочница делится на две части ( верх и низ). Верх – владение жука, низ – комара. Ребёнок рисует по песку – передвигает палец вверх и вниз, при этом издавая правильный звук. Внизу – З, вверху –Ж.

4. Игры с мельницей.

– В центр пустой песочницы ставится мельница. Из чашки сыпем в воронку песок. Ребёнок длительно произносит звук, пока сыпется песок.

– Под мельницей лежит картинка – символ звука. Также сыпем песок и произносим звук, пока картинка не спрячется.

-Под мельницей лежит буква, обозначающая звук. А в стаканчике прячем гласную. Ребёнок тянет звук, пока сыплет песок. Потом соединяет с гласным.

Игры на автоматизацию звуков и дифференциацию звуков.

-В песочнице ребёнок проделывает лунки в произвольном порядке. Ребёнок закатывает в лунки шарик. Произносит слоги, цепочки слогов или слова. Можно сначала произнести. Потом закатить шарик. Сколько слов правильно произнёс. Столько шариков закатил.

– Произнеси слог столько раз, сколько шариков закатил.

6. Зоопарк. Ребёнок рисует клетку и сажает туда (называет) животное с данным звуком.

Забор. Рисует забор и называет домашних животных со звуком.

Рисует дороги. Называет транспорт со звуком.

Рисует клумбы (круги). Сажает туда цветы.

Если ребёнку сложно придумать или вспомнить слова, можно выбрать из предложенных картинок со звуком.

7.Фигуры. Ребёнок рисует чередующиеся фигуры и проговаривает слова.

8. После шторма . Рыбки – марбелс зарыты в песке. При дифференциации звуков – рыбки двух цветов.

Коробочки или одна. Море, река… Шторм выбросил всех рыбок на берег. Ты должен их найти в песке и бросить в море, но рыбка попадёт в море. Если ты правильно проговоришь слова.

9. Жуки. Найди жуков. Произнеси слово и найди жука в песке. Жук покажется, если ты правильно произнесёшь.

10 . Следы. Под песком спрятаны распечатанные картинки со следами. Зима покрыла снегом полянку. Найди следы, которые под снегом. Ребёнок сдувает песок трубочкой. Называет, чей след. Можно назвать детёнышей, или ласково. Посчитать и т. д.

11. Санки. Из мокрого песка сделать горку. Ребёнок проводит рукой по горке (ладошкой, кулачком, тыльной стороной) и произносит слова. Санки съезжают. Сильно на песок не давить. Произносят слова со звуком с.

Чтобы саночки поехали. Надо придумать слова со звуком с.

13. Комары. На песке лежат картинки-комарики. Ребёнок произносит слово со звуком З. И ловит комара (прячет его в песок).

14. Луша и Лина. Дифференциация Л – Ль. Ребёнок отыскивает картинки в песке. Кладёт их к изображению Луши или Лины. Игру можно связать с лексической темой: одежда девочек. Любимые игрушки. Любимая еда и т. д.

Конспект логопедического занятия с использованием песочной терапии «Волшебный песок» Комисова Тамара Сергеевна

автор: Комисова Тамара Сергеевна

Учитель-логопед МБДОУ детский сад № 5 «Жар-птица» г. Брянска

Конспект логопедического занятия с использованием песочной терапии «Волшебный песок»

Конспект логопедического занятия с использованием песочной терапии

«Волшебный песок»

Цель : стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Реабилитационные задачи:

  • стабилизация физического и психоэмоционального фона ребёнка с помощью песочной техники.

Образовательные задачи:

  • формирование навыка экспериментирования с песком;
  • обогащение тактильного опыта у воспитанников.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • способствовать развитию речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре;
  • способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов ребёнка, преодолению эмоциональной замкнутости;
  • способствовать развитию творческого воображения.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность;
  • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

  • песочница с песком ;
  • камешки разного цвета;
  • предметные картинки по правилам техники безопасности при работе с песком;
  • предметные картинки с изображением медведя, зайца, змеи;
  • предметные картинки с изображением облаков различной формы;
  • разноцветная морская соль, фасоль, перец-горошек;
  • кусок ткани.

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек» (музыкальное сопровождение).

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Логопед: Здравствуй , Ваня! положи руки на стол, ладонями вверх, закрой глаза, слушай музыку и жди, когда на твоей ладошке появится волшебный камешек.

Логопед кладёт в ладонь ребёнка камень. При этом ребенок не должен открывать глаза и двигаться. Логопед напоминает, что всё тело надо расслабить. После ребёнок открывает глаза и рассматривают свой камень.

Логопед : Посмотри на свой камешек. Какой камешек тёплый или холодный (холодный) Давай его согреем, подуй на него вот так (длинный выдох). 2-3раза Камешек этот обладает такой силой, что как только он коснулся твоих ладошек, ты сразу стал самым внимательным, самым послушным и всё, что ты будешь делать сегодня на занятии, обязательно будет получаться.

А теперь положи этот волшебный камешек на тарелочку, а в конце занятия мы увидим, что с ним произойдёт.

Ход занятия:

Логопед: , посмотри на стол, перед тобой стоит загадочная коробка( коробка накрыта платком). Почему же она загадочная, всё очень просто, чтобы узнать, что в ней лежит надо отгадать загадку. Слушай внимательно!

Загадка: Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок!)

Логопед: Правильно, перед тобой песочница с песком ( снимаем платок).

Логопед: Скажи, Ваня, а ты любишь играть с песком? (Да!),

Логопед: Но прежде, чем мы начнём играть с ним, давай вспомним

Правила игры с песком (ПРЕДМ. КАРТИНКИ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПЕСКОМ):

  1. Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться.
  2. Нельзя бросать песок в глаза – можешь повредить глаза.
  3. После игры с песком – помой руки!

Логопед: Молодец! Все правила запомнил!

Логопед:

Ярко солнышко сияет

И ребяток приглашает

Поиграть сейчас в песочек

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно.

РАБОТА С ПЕСКОМ.

    1. Игра-упражнение «Здравствуй песок!»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Логопед: А теперь как вежливые люди давай поздороваемся с песком. Давай погладим песочек; а теперь опустим ладошки в него; возьмём в правый кулачок песок, высыпали; теперь в левый кулачок, высыпали; двумя кулачкам, высыпали.. Скажи, песок какой (ответы ребёнка: желтый, сухой, прохладный …)

Логопед: Нас сегодня ждёт песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

  1. Игра-упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ход игры:

Логопед: А теперь давайте оставим в нашей песочнице следы….кого ( ПОКАЗ. КАРТИН.)

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Логопед: А теперь следы…кого ( ПОКАЗ. КАРТИН.)

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

Логопед: А теперь следы…кого (ПОКАЗ. КАРТИН.)

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

Логопед: Какие получились интересные следы. Молодец, Ваня!

Логопед: А теперь наши пальчики будут учиться рисовать . Но у нас нет ни альбома, ни цветных карандашей, ни красок. Чем же мы будем рисовать А рисовать мы будем пальчиками на песке — они станут художниками.

Я рисую на песке,

Словно мелом на доске.

Просто пальчиком черчу

Все, что только захочу.

Логопед: Я хочу предложить тебе нарисовать на песке пальчиком: облако (рисует облако)

Логопед: Ваня, другие ребята тоже рисовали облака, посмотри внимательно и отгадай на что они похожи.(ПОКАЗ. КАРТИНОК)

3.Игра-упражнение « На что похоже облако».

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду. (РИСУЕМ ДОЖДЬ)

Логопед: Молодец, Ваня! А что нам поможет прогнать злую тучу и дождь, что мы видим на небе в солнечную погоду (Солнышко)

Логопед: Так давай нарисуем солнышко в нашей песочнице, НО СНАЧАЛА РАЗОГРЕЕМ СВОИ РУЧКИ.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»

(рука в кулак, сначала разгибаем большой палец и т. д. по очереди все пальчики, затем делаем на второй руке).

Пальчик-мальчик, где ты был

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

Логопед : Молодец! А сейчас мы рисуем солнышко.

4.Игра – упражнения «Песочное солнце»

Цель: Создание на песке контура с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов ( фасоль).

РЕБЁНОК НА ПЕСКЕ РИСУЕТ КРУГ И ЛУЧИКИ.

Нарисуем желтый круг,

После лучики вокруг

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

РЕБЁНОК ПОСЫПАЕТ ЦВЕТНЫМ ПЕСКОМ КРУГ СОЛНЦА.

УКРАШАЕТ ФАСОЛЬЮ ЛУЧИКИ.

ВЫКЛАДЫВАЕТ ИЗ ПЕРЦА-ГОРОШКА ГЛАЗА, НОС И РОТ.

Я рисую на песке

Носик и глаза в кружке.

Это солнце яркое,

Желтое и жаркое.

Логопед: Посмотри, какое красивое и радостное солнышко у тебя получились.

Ой, Ваня мы совсем забыли про наш камешек, давай на него посмотрим!

Вот чудеса, он изменился. Каким он стал, Ваня ( красивым .голубым)

А это значит, что большой молодец и справился со всеми заданиями.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Ваня, но мы забыли выполнить последнее правило работы с песком! Какое оно? Пойдём к умывальнику и помоем наши руки.

План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

Автор: Алова Наталья Викторовна

Учитель-логопед МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием песочной терапии.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием песочной терапии.

Тема: « Путешествие в волшебную страну Смешарию»

(Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация)

Образовательная область : коммуникация.

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]

  1. Расширять словарный запас
  2. Продолжать учить пересказывать текст, с опорой на драматизацию событий используя ТРИЗ
  3. Закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове, в предложениях
  4. Автоматизировать звуки [с]и [ш] в словах, предложении, связной речи.
  1. Развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых рядов
  2. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук
  3. Развивать пространственное воображение
  4. Развивать фонематическое восприятие и слух.
  1. Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка
  2. Воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Центр песка (наполненный сухим песком);

Камушки цветные, конструктор домик;

Мелкие игрушки (слон, лягушка, собака, лиса, кошка, машина, фигурки героев мультфильма «Смешарики» Совунья и Крош);

Фигурки настольного театра (дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка, капуста, свёкла);

Символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «сдувается шина»;

подбор речевого материала и игрушек, ознакомление с приемами ТРИЗ для сочинения новых сказок, создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство с правилами поведения в песочнице.

I Организационный момент.

Логопед приглашает детей подойти к волшебным воротам…

Ребята сегодня нас ждут интересные приключения, потому что мы снова отправляемся в волшебную страну Смешарию, нас пригласил в гости Крош. Но чтобы туда попасть надо произнести волшебные слова (взрослый и дети берутся за руки и напевают слова):

Смешария, Смешария волшебная страна.

В Смешарию, в Смешарию хочу попасть и я.

Скажу слова волшебные…

И громко попрошу,

Пожалуйста, Смешария открой ворота мне.

(после слов открываются ворота в страну)

Встречает детей смешарик Совунья.

Вот и открылась страна Смешария.

Л: Совунья покажет нам дорогу к домику Кроша. Но сначала мы должны с вами вспомнить правила поведения в песочной стране:

1.Нельзя выбрасывать песок из песочницы

2.Нельзя бросать песок в других или брать его в рот

3.После игры надо убрать все игрушки на свои места

4.После игры в песке надо помыть руки с мылом

II Основной этап

Л: Совунья приглашает нас отправиться в путь по Смешарии. Вы согласны? Но сначала поиграем в игру…

Л: Определи, какой первый звук в имени смешарика Совунья? Определи, какой последний звук в имени смешариков Крош, Бараш?

Цель: развивать фонематический слух и восприятие.

Совунья, предлагает поиграть в игру, спрячь руки в песок, если услышишь звук [с], положи руки на песок, если услышишь звук [ш].

Звук: с, р, ш, а, м, с, ш.

Слог: са, па, шо, со, до.

Слово: шапка, санки, дом, ладонь, шуба.

Л: Когда Совунья пошла нас встречать, налетел сильный ветер и все картинки, которые у неё были, разлетелись. Давайте поможем их отыскать, но для этого нам понадобится волшебная трубочка.

Цель: развивать дыхание.

(заранее в песке спрятаны карточки с символами звуков [с] и [ш])

Л: Возьми волшебную трубочку и дуй в песок. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч, надуй живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была долгой (ребенок находит картинки с изображением символов звуков [с] и [ш], ставит их к фигуркам героев, которые расположились друг против друга).

Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] изолированно.

Л: А теперь отдохнем…и дальше пойдем. Рисуй на песке пальчиком змейку и произноси звук «Ш-Ш-Ш», а теперь рисуй длинную дорожку и произноси звук «С-С-С».

Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах.

Л: Посмотрите, впереди болотце, чтобы через него перебраться, надо прыгать с кочки на кочку. Прыгая по кочкам, произносим: са-са-са, со-со-со, ус-ус-ус и др. Теперь повернем направо и повторяем: са-ша-са, со-шо-со, су-шу-су. Молодцы, вот и перебрались через болотце. И наконец-то дошли до домика Кроша.

Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] в словах.

Л: А теперь Совунья и Крош хотят поиграть с вами. Они спрятали своих друзей в песке, вам надо их найти (ребенок находит мелкие игрушки: слон, мышка, лягушка, собака, лиса, машина)

Молодцы! Сейчас расставь игрушки в названии которых есть звук [с] к Совунье, а со звуком звук [ш] к Крошу. У кого больше друзей?

Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] в чистоговорках.

Л: Наберите в кулачок песок и посмотрите как плавно и красиво он сыпется, пока песок сыпется мы с вами будем проговаривать чистоговорки так же красиво проговаривая звуки.

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.

Со-со-со – Миша катит колесо.

  1. Драматизация сказки « Репка» на новый лад.

Цель: учить пересказывать текст, с опорой на драматизацию событий используя ТРИЗ.

Л: Ребята, а вы любите сказки? И Крош с Совуньей тоже очень любят сказки и хотят вам предложить вместе рассказать сказку «Репка» на новый лад (ребенок выбирает овощ, в названии которого есть звук [с] (капуста или картошка) и придумывает свой рассказ по мотивам сказки «Репка» используя фигуры для настольного театра.

Л: Молодцы Совунье и Крошу понравилась ваша сказка. Скажите, какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?

Л: Наше путешествие по стране Смешарии подходит к концу. Совунья и Крош приготовили для вас раскраски на память о нашем путешествии в страну Смешарию.

III Заключительный этап. Ритуал выхода.

Л: Ребята вам понравилось гулять в волшебной стране Смешарии? Нас ждут еще много приключений. А сейчас мы попрощаемся с гостями. До новых встреч.

Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами песочной терапии. Автоматизация звука [с] в словах.

Елена Казакова
Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами песочной терапии. Автоматизация звука [с] в словах.

Коррекционно –образовательная: закреплять навык автоматизации звука [с] в словах, упражнять в классификации предметов.

Коррекционно –развивающие: расширение словарного запаса, развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание;

Коррекционно –воспитательная: воспитывать аккуратность.

Оборудование: игрушка Совунья, карточки артикуляционной гимнастики, песочница с сухим песком, песочный столик со стеклянной крышкой и подсветкой внутри, фигурки животных, предметные картинки со звуком [с].

Ход занятия.

1. Организационный момент

Логопед:Отгадай загадку:

Всю ночь летает

А станет светло

Спать летит в дупло.

2. Основная часть.

Логопед: Сегодня в гости к нам прилетела Совунья. Помнишь ли ты, с какого мультика эта героиня?

Воспитанник: «Смешарики».

Логопед: Верно. Какая в этом мультике Совунья?

Воспитанник: Мудрая, трудолюбивая, чистоплотная.

Логопед: Так и есть. Я расскажу тебе, что обычно делает по утрам Совунья.

Каждое утро, проснувшись, Совунья чистит зубы и умывается.

Упражнение «Чистим зубы».

Затем делает зарядку.

Упражнение «Ступеньки»

Справившись со всеми своими делами, выходит на прогулку, чтобы прогуляться и покататься со своими друзьями на качели.

Упражнение «Качели»

А потом, они все вместе идут в гости к Совунье, чтобы попить чай с вкусным вареньем.

Упражнение «Вкусное варенье».

Совунья разливает гостям чай в чашечки.

Упражнение «Чашечка»

Но, обычно, чай всегда горячий. Покажи, как они его остужают.

Упражнение на развитие дыхание «Остуди чай».

Логопед: Когда Совунья летела к нам в гости, она обратила внимание, какая замечательная погода на улице. Как ярко светит солнышко.

– Давай поиграем в пальчиковую игру, которая называется «Солнышко».

Логопед подводит ребенка к песочнице.

Пальчиковая игра на песке «Солнышко».

(круговые движения ладонями по песку)

Поделись своей силою

(набрать песок в кулачки)

(рисуют ладонями на песке лучики)

(греют ручки возле солнышка (над песком)

(нарисовать пальчиком глазки)

И мило улыбнулось.

(рисуют пальчиком улыбку).

Логопед: Совунья любит играть в разные игры. А самая любимая её игра – «Прятки». Я предлагаю тебе поиграть в эту игру, но только прятаться будем не мы, а твои ручки в песок.

– Как только ты услышишь в слове звук [с], нужно будет спрятать ручки в песок.

Игра «Спрячь ручки в песок».

Логопед: Весело играть в «прятки» в песок, правда? Вот только Совунье сейчас не очень весело. Дело в том, что её друзья так спрятались, от неё, что теперь она их не может найти. Но я знаю, где их нужно искать. Они закапались в песок, и ждут, пока их найдут. Давай поможем Совунье найти её друзей.

– Найди животных в песке, в названии которых есть звук [с] поставь рядом с Совуньей, а животных, в названии которых нет звука [с], отодвинь в сторонку.

Игра «Найди друзей»

Логопед: У Совуньи очень много разных игрушек, а также игрушек, в названии которых есть звук [с].

Сейчас твои пальчики будут шагать по песку, и называть любимые игрушки Совуньи со звуком [с], которые я буду показывать.

Игра «Назови любимую игрушку Совуньи» с демонстрацией предметных картинок. (свисток, самокат, самолётик, сумка, фломастеры, санки, савок, бусы, браслет, пластилин и т. д.)

Логопед подводит воспитанника к «Песочному столику» с подсветкой внутри и стеклянной крышкой, на которой нарисован самовар.

Логопед: А теперь, пришло время перейти к угощеньям и пить чай. Заваривать чай мы будем в этом самоваре. Но этот самовар закипит тогда, когда мы с ним немного поиграем.

Логопед: посмотри внимательно на самовар и запомни, как он выглядит. А теперь закрывай глазки, я что – нибудь поменяю на картинке, после чего ты должен будешь сказать что изменилось.

Игра «Что изменилось?»

3. Итог занятия.

Давай вспомним, в какие игры мы сегодня играли вместе с Совуньей?

(Ответы воспитанника)

А теперь ты можешь взять нашу гостью и отправиться вместе с ней в группу, а там угостить её чаем, ведь самовар уже закипел.

Подгрупповая логопедическая НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цель: Развитие образной речи и формирование понятия: «фразеологический оборот», «крылатые слова и выражения», согласно лексической теме.

Подгрупповое занятие по дифференциации звуков [л] и [л’] (подготовительная группа) «В гостях у Лунтика» Цели: Коррекционно- образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звуков [л] и [л’] Автоматизировать звуки в слогах, словах и словосочетаниях.

Индивидуальное логопедическое занятие с применением песочной терапии. Составила учитель-логопед Детского сада № 000

Индивидуальное логопедическое занятие с применением песочной терапии.

Составила учитель-логопед Детского сада № 000

Тема: «Страна Рирару».

Цель: Автоматизировать звук [р] в слогах, словах и предложениях.

    Учить произносить звук [р] изолированно, в слогах, словах и предложениях; Уточнять акустико-артикуляционный образ звука [р]. Расширять и активизировать словарный запас; Формировать навык образования приставочных глаголов; Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность;

    развивать фонематическое восприятие; развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, тактильное восприятие; развивать навыки самоконтроля за собственной речью; развивать мелкую моторику рук; развивать межполушарное взаимодействие;

    Воспитывать желание говорить красиво, правильно.

Ты любишь путешествовать? Где ты уже побывал? А тебе встречалась страна или хотя бы город, в котором всё имеет в своём названии звук [р]? А может ли такой город существовать? Давай проверим? Попробуем его построить из песка и фигурок.

2.Развитие мелкой моторики:

Тогда собираемся. Давай обуваться, выбери обувь, в названии которой есть звук [р] (ботинки, сандалии, кроссовки, туфли) (ребенок и педагог надевают на пальцы рук игрушечную обувь):

Шагаем пальчиками по столу:

«В кроссовки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Он подпрыгивает ловко.»

3.Изолированное произнесение звука. Работа над силой голоса.

– Да, так нам долго придется идти. Давай на чём-нибудь поедем!

Проверим, хорошо ли работает мотор. Заводи его, произноси звук [р]. «По шоссе машина мчит и старательно рычит – РРРР»

Мотор заработал громче, а теперь тише.

4.Образование приставочных глаголов:

Проигрывание стихотворения И. Токмаковой «Мы ехали».

Ну что ж, мотор работает хорошо, тогда поехали!

Мы ехали, ехали, к речке подъехали,

мост переехали, дальше поехали

ехали, ехали к яме подъехали,

яму объехали, дальше поехали.

Ехали, ехали к горке подъехали

Въехали, съехали, дальше поехали.

Ехали, ехали в город приехали.

5. Развитие фонематического восприятия

Игра «Построй дорожку»

-Вот мы и оказались в городе, но нам очень неудобно идти. Почему? Давай их выложим! Будем слушать звуки и выкладывать сразу 2 дорожки.

Выбор: Из чего будут твои дорожки, из настоящих камней, стеклянных камней или пластмассовых камней?

Я буду говорить звуки, слоги и слова, а ты когда услышишь звук [р], клади одни камни, а если не услышишь этот звук, другие камни.

6. Автоматизация звука [р].

Игра «Весёлый лягушонок Руди»

-Посмотри, тебя встречает лягушонок Руди, он умеет прыгать столько раз сколько услышит хлопков. Прыгай вместе с лягушонком по дорожке и произноси слоги –ра, ру, ро.

1-2 (ра-рара), 1-2-1 (ро-роро-ро), 3-2 (руруру-руру).

игра « Что растёт?» Размещение предметов на макете.

В нашем городе много цветов, в их названиях есть звук [р]. Какие это цветы? (ромашка, розы, маргаритки, георгины, астры). Посчитай, сколько роз растёт на клумбе. (одна роза, две розы, три…)

Жители города выращивают овощи. Какие овощи растут в их огородах? (картошка, морковка, огурцы, помидоры, горох, кукуруза).

Поскольку город у нас небольшой, то и овощи маленькие. Назовём их ласково. (картошка-картошечка, ит. д.)

А в садах растут фрукты. Какие? (персик, виноград, груша).

Жители делают из них соки и, варят варенье и джемы.

Как называется сок из винограда (виноградный), варенье из груши (грушевое), джем из персика (персиковый)

в) Расширение глагольного словаря:

-Посмотри-ка, кто это сидит возле дома? (собака).

-Давай дадим ему кличку. (Рэкс, Дружок, Верный).

-Что умеет делать Рэкс? (охранять, сторожить, рычать, играть).

7. Самомассаж массажными шариками и пружинками.

-Давай поиграем с Рэксом. А вот и мячик.

Мячик я в руке катаю, взад вперёд его гоняю,

им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

и сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

8. Развитие звукового анализа.

В нашем городе есть зоопарк. Только нужно помочь животным занять свои вольеры. Первый вольер для животных, в названии которых звук [Р] в начале слова, второй — для животных, в названии которых звук [Р] – в середине, а третий для животных, в названии которых звук [Р] в конце слова. Рассели животных.

9.Автоматизация звука в предложениях, работа над интонационной выразительностью речи.

а) Ну и какой же город без птиц! Какие птицы будут жить в нашем городе? (ворона, сорока, воробей). Давай вспомним скороговорки про этих птиц.

    Проворонила ворона воронёнка. Три сороки тараторки тараторили на горке. Расшумелся воробей, вора-вора-вора-бей,

Тихо-тихо-тихо-тихо, распушилась воробьиха.

б) Давай произнесём скороговорку с разной интонацией. Выбирай знак и проговаривай.

10. Развитие звуковой аналитико-синтетической активности.

Составление воображаемого слова из слогов.

(ракушки со слогами РА, РИ, РУ).

Вот какой замечательный город у нас получился! Вот только названия у него нет. Как же быть? Давай превратимся в археологов, попробуем произвести раскопки, может быть это нам поможет. (ракушки со слогами РА, РИ, РУ).

Составь из слогов слово-название города.

11. Итог занятия

Мне сегодня понравилось с тобой выкладывать дорожки побывать в зоопарке, играть с Рэксом. А тебе, что понравилось?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: