Письмо об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

справочник школьного логопеда. Книга поможет школьному учителюлогопеду найти ответы на многие вопросы планирование коррекционной работы с детьми с различными речевыми нарушениями

Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

Письмо Минобразования России от 22 января 1998 г. № 20-58-0 7ин/20-4
В связи с многочисленными обращениями руководя­щих и педагогических работников учреждений образова­ния по вопросам оплаты труда, продолжительности отпус­ка, назначения пенсии за выслугу лет и др. учителям-ло­гопедам и педагогам-психологам Министерство образования Российской Федерации сообщает следующее.

Ставка заработной платы учителей-логопедов всех об­разовательных учреждений, независимо от их ведом­ственной подчиненности, выплачивается за 20 часов пе­дагогической работы в неделю, а педагогов-психологов – за 36 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психоло­го-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической рабо­ты в неделю.

В соответствии с тарифно-квалификационной харак­теристикой по должности педагога-психолога, согласован­ной с Минтруда России (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65) и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 де­кабря 1995 г. № 622/1646, оплата труда педагогов-пси­хологов производится в диапазоне 7-14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7-12 разряды устанавливают­ся в зависимости от образования и стажа педагогической работы или стажа работы по специальности (т. е. если кроме педагогического стажа имеется стаж по специаль­ности, то учитывается и тот и другой стаж), а 12-14 разряды — в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации.

На основании тарифно-квалификационной характери­стики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46) и утвержденной приказом Мин­образования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268, оплата труда учителей-логопедов осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тариф­ной сетки. При этом 8-12 разряды учителям-логопедам образовательных учреждений устанавливаются в зависи­мости от наличия высшего дефектологического образова­ния и стажа педагогической работы, а 12-14 разряды -в зависимости от квалификационной категории, установ­ленной в результате аттестации. Кроме того, оплата труда по 12 разряду учителей-логопедов психолого-медико-пе-дагогических консультаций может производиться при на­личии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 3 лет, по 13 разряду — при нали­чии высшего профессионального образования и стажа ра­боты в ПМК не менее 5 лет, по 14 разряду — при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 10 лет.

В то же время пунктом 7 Общих положений тарифно-квалификационных характеристик (требований) по дол­жностям работников учреждений образования Российской Федерации установлено, что лицам, не имеющим соот­ветствующих образования или стажа работы, установлен­ных квалификационными требованиями, но обладающим достаточным практическим опытом и выполняющим ка­чественно и в полном объеме возложенные на них долж­ностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения, в порядке исключения, может быть установлен такой же разряд по оплате труда (до 12 разряда включительно), как и лицам, имеющим тре­буемые образование и стаж работы.

Пунктом 3.2 Типового положения об аттестации педа­гогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного приказом Мини­стерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256, предусмотрено, что работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, зало­женных в квалификационных характеристиках, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.

Согласно письму Минобразования России от 12 янва­ря 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтруда Рос­сии), за работу в специальных коррекционных образова­тельных учреждениях (группах, классах) для детей, име­ющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15-20 процентов.

Конкретный перечень работников и размер повыше­ния ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (груп­пах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определя­ется образовательным учреждением в зависимости от сте­пени и продолжительности общения с детьми, имеющи­ми отклонения в развитии.

Читайте также:
Годовой план работы логопеда

За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повы­шается на 15-20 процентов. Если учитель-логопед работа­ет в специальном (коррекционном) образовательном уч­реждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кро­ме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-дви­гательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы произ­водится только за работу с детьми, имеющими отклоне­ния в развитии речи. В соответствии с п. 57 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просве­щения, утвержденной приказом Министерства просвеще­ния СССР от 16 мая 1985 г. № 94, повышения ставок зара­ботной платы (должностных окладов) за работу в специ­альных (коррекционных) образовательных учреждениях

/группах, классах) для детей, имеющих отклонения в раз­витии, образуют новые ставки заработной платы при всех расчетах, связанных с оплатой труда.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ста­тья 54, п. 4) образовательному учреждению предоставле­но право в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определять размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.

Продолжительность отпуска учителей-логопедов, в том числе учителей-логопедов психолого-медико-педа­гогических консультаций, составляет 56 календарных дней. Педагоги-психологи, работающие в школах, шко­лах-интернатах, детских домах, учреждениях началь­ного и среднего профессионального образования, в спе­циальных дошкольных образовательных учреждениях и в психолого-медико-педагогических консультациях, пользуются отпуском продолжительностью 56 календар­ных дней, а педагоги-психологи, работающие в дошколь­ных образовательных учреждениях общего вида, имеют отпуск в 42 календарных дня (основание: Постановле­ние Правительства Российской Федерации от 13 сентяб­ря 1994 г. № 1052).

Статьей 80 Закона РСФСР «О государственных пенси­ях в РСФСР» пенсия в связи с педагогической деятельно­стью в школах и других учреждениях для детей устанав­ливается при выслуге не менее 25 лет.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в шко­лах и других учреждениях для детей дает право на пен­сию за выслугу лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (с измене­ниями и дополнениями, внесенными Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953). В указанный Список не включены педагоги-пси­хологи и многие другие педагогические работники.

Минобразования России по вопросу расширения Списка профессий и должностей работников народного образования, имеющих право на пенсию за выслугу лет неоднократно обращалось в Правительство Российской Федерации. Однако Минфин, Минтруда и Пенсионный фонд России, рассматривавшие наши предложения по поручению Правительства, давали на них отрицатель­ные заключения.

В целях сокращения поступления писем по вышеука­занным вопросам от учителей-логопедов и педагогов-пси­хологов просим довести настоящее письмо до руководи­телей учреждений образования для ознакомления педа­гогических работников.

Заместитель министра ВЛ. ГАЛАНОВ

Приложение 8

Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки

Письмо об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

Об учителях-логопедах и педагогах-психологах

учреждений образования

(Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4)

В связи с многочисленными обращениями руководящих и педагогических работников учреждений образования по вопросам оплаты труда, продолжительности отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и др. учителям-логопедам и педагогам-психологам Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации сообщает следующее:

Ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю, а педагогов-психологов — за 36 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой по должности педагога-психолога, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65) и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 (Отменен. Постановлением Минтруда России от 17.08.95 № 46 в редакции постановления от 22.11.95 N 65 направлено письмом Минобразования России от 29.03.2001 N 20-52-1350/20-5.), оплата труда педагогов — психологов производится в диапазоне 7-14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7-12 разряды устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической работы или стажа работы по специальности (т.е. если, кроме педагогического стажа, имеется стаж по специальности, то учитывается и тот, и другой стаж), а 12-14 разряды — в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации.

Читайте также:
Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук

На основании тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46) и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268 (Отменен), оплата труда учителей-логопедов осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 8-12 разряды учителям-логопедам образовательных учреждений устанавливаются в зависимости от наличия высшего дефектологического образования и стажа педагогической работы, а 12-14 разряды — в зависимости от квалификационной категории, установленной в результате аттестации. Кроме того, оплата труда по 12 разряду учителей-логопедов психолого-медико-педагогических консультаций может производиться при наличии высшего профессионального образования, и стажа работы в ПМПК не менее 3 лет, по 13 разряду — при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМПК не менее 5 лет, по 14 разряду — при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 10 лет.

В то же время пунктом 7 общих положений Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации установлено, что лицам, не имеющим соответствующих образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающим достаточным практическим опытом и выполняющим качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения в порядке исключения может быть установлен такой же разряд по оплате труда (до 12 разряда включительно), как и лицам, имеющим требуемые образование и стаж работы .

Пунктом 3.2 Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 № 256, (Утратило силу. Новую редакцию Положения см.: Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень. 2000. № 17.С.46-54.) предусмотрено, что работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.

Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России) , за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15-20 процентов.

Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.

За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15- 20 процентов. Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кроме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

Читайте также:
Перспективный план комплексного подхода в преодолении речевых нарушений дошкольников

В соответствии с п.57 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94, повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, образуют новые ставки заработной платы при всех расчетах, связанных с оплатой труда.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 54, п. 4) образовательному учреждению предоставлено право в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определять размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.

Продолжительность отпуска учителей-логопедов, в том числе учителей-логопедов психолого-медико-педагогических консультаций, составляет 56 календарных дней. Педагоги-психологи, работающие в школах, школах-интернатах, детских домах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в специальных дошкольных образовательных .учреждениях и в психолого-медико-педагогических консультациях, пользуются отпуском продолжительностью 56 календарных дней, а педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях общего вида, имеют отпуск в 42 календарных дня (основание: постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052). (Применяется в редакции постановлений Правительства РФ от 22.09.99 № 1067, от 20.03.2000 № 240 и от 01.02.2001 № 79.)

Статьей 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 463 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.93 № 953).

В указанный Список не включены педагоги-психологи и многие другие педагогические работники. (В редакции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 № 79, должность педагога-психолога включена в указанный Список.)

Минобразования России по вопросу расширения Списка профессий и должностей работников народного образования, имеющих право на пенсию за выслугу лет, неоднократно обращалось в Правительство Российской Федерации. Однако Минфин, Минтруд и Пенсионный фонд России, рассматривавшие наши предложения по поручению Правительства, давали на них отрицательные заключения.

В целях сокращения поступления писем по вышеуказанным вопросам от учителей-логопедов и педагогов-психологов просим довести настоящее письмо до руководителей учреждений образования для ознакомления педагогических работников.

“Письмо” Минпросвещения России от 24.11.2020 N ДГ-2210/07 “О направлении разъяснений” (вместе с “Разъяснениями по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей”, утв. Минпросвещения России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 ноября 2020 г. N ДГ-2210/07

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Минпросвещения России взамен письма от 14 сентября 2020 г. N ДГ-1484/07 в связи с утверждением примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N Р-75) направляет разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей, разработанные совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации, для использования в работе.

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСУ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
ИМИ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Министерство просвещения Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования науки Российской Федерации разъясняют, что при применении пункта 2.11 Примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 года N Р-75, необходимо учитывать, что регулирование рабочего времени учителей-логопедов при выполнении должностных обязанностей осуществляется с учетом следующих положений.

Учитель-логопед согласно квалификационной характеристике выполняет следующие должностные обязанности: осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию.

Читайте также:
Логопедическое обследование больных в остром периоде инсульта

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Рабочее время учителей-логопедов регулируется п. 2.3 приложения 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 , которое определено в виде нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы и составляет 20 астрономических часов в неделю.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 “О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре”, зарегистрированным Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204 (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.06.2016 N 755, приказа Минпросвещения России от 13.05.2019 N 234).

Режим рабочего времени и времени отдыха учителей-логопедов в пределах указанной нормы часов педагогической работы при выполнении должностных обязанностей регулируется правилами внутреннего трудового распорядка, разрабатываемыми образовательной организацией с учетом приказа Министерства образования и науки Российской Федерации России от 11 мая 2016 г. N 536 .

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”.

Конкретные должностные обязанности учителя-логопеда определяются должностной инструкцией, утверждаемой руководителем организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность.

Читайте также:
Портфолио старшего воспитателя

Обращаем внимание, что наименование должности “логопед” в образовательных организациях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания. Настоящие разъяснения не содержат порядка регулировании рабочего времени по данной должности.

Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
Д.Е.ГРИБОВ

Председатель Профессионального союза
работников народного образования и науки
Российской Федерации
Г.И.МЕРКУЛОВА

Нормативно-правовые документы учителя-логопеда в ДОУ

Николаева Наталья
Нормативно-правовые документы учителя-логопеда в ДОУ

Нормативно – правовая база деятельности учителя-логопеда ДОУ. Нормативно-правовая база учителя-логопеда в ДОУ – неотъемлемая часть его работы. Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Нормативно-правовой и документальнойосновой содержания коррекционной работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

1. Декларация прав ребенка (выдержки, 1959 г.

2. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г.

3. Закон Российской Федерации от 13.01.1996 г №12-ФЗ «Об образовании».

4. Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Cизменениями и дополнениями от:

24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля, 6, 16, 30 ноября 2011 г., 10, 20 июля, 30 декабря 2012 г.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

6. Письмоот 21.10.2010 №03-248 “О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования”.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27.10.2011г. №2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Зарегистрирован в Минюсте РФ №22946 от 18.01.2012г.

8. Письмо Министерства образования РФ от 14.12.00г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

9. Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

10. Письмо Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

11. Извлечение из семейного кодекса РФ, редакция 2011г.

12. Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 “Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях”.

13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13.

14. Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

15. Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 “Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях”.

16. Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

17. Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от

18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».

19. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 “О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями).

Читайте также:
Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи (cтаршая группа)

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 г. N 283 г. Москва “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724”.

21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”” Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638.

22. А. В Ястребова, Т. П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией,1996 г.

23. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп. Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы 24.02.2000г.

24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”. Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709.

25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июня 2009 г.

Регистрационный N 14145.

26. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования””

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638.

27. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6).

28. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) (Извлечение).

29. Положение о логопедическом пункте, действующем на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений Шпаковского муниципального района, 2016 г.

30. Положение о логопедическом пункте Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №2» от 2016 г.

31. О работе психолого-педагогического консилиума (ППк)

32. Приказ «Об организации работы логопедического пункта» от 2016 г

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ и др.

Договор о сотрудничестве дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ.

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Виды документации педагога-психолога

1. законодательно-правовые акты и нормативные документы;

2. специальная документация;

3. организационно-методическая документация.

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.) Скачать

· Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» Скачать

СанПины

· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (срок действия с 01.01.2021 по 01.01.2027 года) Скачать

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Скачать

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида

· Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»» (срок действия с 01.03.2021 года по 01.03.2027 года) Скачать

Документы, регулирующие деятельность педагога-психолога

· Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования) Скачать

· Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ» Скачать

Документы о рабочем времени педагога-психолога

· Постановление № 88 от 21 апреля 1993 года «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений» Скачать

· Приказ МО и науки РФ № 1601 от 22.12.2014 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (по педагогам-психологам — пункт 2.1.) Скачать

· Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (по педагогам -психологам — пункт VIII) Скачать

Документы об отпуске

· Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» Скачать

· Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2017г. № 419 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 » Скачать

· Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» Скачать

Документы, регулирующие деятельность ПМПК и Ппк

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №1082 » Об утверждении Положения о ПМПК» Скачать

· Распоряжение МП РФ от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» Скачать

Письма

· Письмо МНО РСФСР от 30.05.1989 г. № 542/13 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования.» Скачать

· Письмо МО РФ от 22.01.1998 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений» Скачать

· Инструктивное письмо от 24.12.2001 № 29/1889-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» Скачать

· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования» Скачать

· Письмо МО РФ от 27.06.03 № 28-51-513/16. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» Скачать

· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» Скачать

· Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.07.2017 г. № 08 -ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» Скачать

· Письмо МП РФ от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (про тьюторов и ассистентов) Скачать

· Письмо МО и науки РФ от 30 июля 2018 г. № 07 — 4587 (проект нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях.) Скачать

Иные документы

· Этический кодекс педагога-психолога Скачать

· Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017 года) Скачать

Письмо об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 января 1998 года N 20-58-07ин/20-4

Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

Читайте также:
Фронтальное итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе (Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи)

В связи с многочисленными обращениями руководящих и педагогических работников учреждений образования по вопросам оплаты труда, продолжительности отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и др. учителям-логопедам и педагогам-психологам Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации сообщает следующее.

Ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой по должности педагога-психолога, согласованной с Минтрудом России (Постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 года N 65) и утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 года N 622/1646, оплата труда педагогов-психологов производится в диапазоне 7-14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7-12 разряды устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической работы или стажа работы по специальности (т.е. если, кроме педагогического стажа, имеется стаж по специальности, то учитывается и тот и другой стаж), а 12-14 разряды – в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации.

На основании тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (Постановление Минтруда России от 17 августа 1995 года N 46) и утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 года N 463/1268, оплата труда учителей-логопедов осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 8-12 разряды учителям-логопедам образовательных учреждений устанавливаются в зависимости от наличия высшего дефектологического образования и стажа педагогической работы, а 12-14 разряды – в зависимости от квалификационной категории, установленной в результате аттестации. Кроме того, оплата труда по 12 разряду учителей-логопедов психолого-медико-педагогических консультаций может производиться при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 3 лет, по 13 разряду – при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 5 лет, по 14 разряду – при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 10 лет.

В то же время пунктом 7 Общих положений тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации установлено, что лицам, не имеющим соответствующих образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающим достаточным практическим опытом и выполняющим качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения, в порядке исключения, может быть установлен такой же разряд по оплате труда (до 12 разряда включительно), как и лицам, имеющим требуемые образование и стаж работы.

Пунктом 3.2 Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 N 256, предусмотрено, что работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.

Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 года N 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России), за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15-20 процентов.

Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.

За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15-20 процентов. Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кроме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

Читайте также:
Логопедическая викторина 'Играй-ка – угадай-ка'

В соответствии с п.57 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94 повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, образуют новые ставки заработной платы при всех расчетах, связанных с оплатой труда.

Законом Российской Федерации “Об образовании” (статья 54, п.4) образовательному учреждению предоставлено право в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определять размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.

Продолжительность отпуска учителей-логопедов, в том числе учителей-логопедов психолого-медико-педагогических консультаций, составляет 56 календарных дней. Педагоги-психологи, работающие в школах, школах-интернатах, детских домах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в специальных дошкольных образовательных учреждениях и в психолого-медико-педагогических консультациях, пользуются отпуском продолжительностью 56 календарных дней, а педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях общего вида, имеют отпуск в 42 календарных дня (основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года N 1052).

Статьей 80 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В указанный Список не включены педагоги-психологи и многие другие педагогические работники.

Минобразование России по вопросу расширения Списка профессий и должностей работников народного образования, имеющих право на пенсию за выслугу лет, неоднократно обращалось в Правительство Российской Федерации. Однако Минфин, Минтруд и Пенсионный фонд России, рассматривавшие наши предложения по поручению Правительства, давали на них отрицательные заключения.

В целях сокращения поступления писем по вышеуказанным вопросам от учителей-логопедов и педагогов-психологов просим довести настоящее письмо до руководителей учреждений образования для ознакомления педагогических работников.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
файл-рассылка

Конспект НОД по развитию речи “Путешествие в весенний лес”. Средняя группа

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети становятся в круг.
Воспитатель:
Посмотрите на меня внимательно. Я прочитаю вам стихотворение, а вы слушайте внимательно и скажите о каком времени года идет речь.

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…ВЕСНА.

Правильно весна.
Расскажите, какие признаки весны вы знаете?
(Солнце светит ярче, день становится длиннее, птицы прилетают, снег тает, текут ручьи, птицы поют, птицы строят гнеда, у них появляются птенцы, почки набухают, распускаются листочки, появляются первые цветы, первоцветы.)
Посмотрите к нам приплыл кораблик по весеннему ручейку. (воспитатель берет кораблик и разворачивает его)
А на нем что- то написано.
Это же письмо! От Лесовичка.
«Дорогие ребята! Весной, солнце светит все ярче и ярче, снег тает, и прорастают первые цветы! Но что-то пошло не так! Цветы никак не могут распуститься. Птицы никак не могут прилететь. Весна никак не может прийти в наш лес! Ребята! Помогите, пожалуйста, лесным зверям справиться с заданиями, чтоб первоцветы распустились во время и птицы прилетели!»
Ребята, медлить нельзя, нужно помочь лесным зверям, чтобы весна пришла вовремя в весенний лес.
(СЛАЙД1)
Я предлагаю вам отправиться в весенний лес. Давайте возьмемся все крепко за руки, потому что мы все дружные ребята.
Улыбнёмся друг другу желая удачи и отправимся в путь!
А вы все дружные ребята и справитесь со всеми заданиями!
(Присаживайтесь на пенечки)
Посмотрите зайка на пенечке сидит.
Скок-скок скок
Сел зайчишка на пенек,
Лапкой мячик бьет,
Поиграть с собой зовет. Поиграем ребята с зайчиком. Я буду называть слова, а вы должны сказать их ласково.

Читайте также:
Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Игра «Назовите ласково» с мячом.
Лист – листочек,
ветка веточка,
пень – пенечек,
трава – травушка,
лес – лесочек,
дерево – деревце,
ручей – ручеек,
цветок – цветочек,
туча – тучка.

Молодцы, ребята, поиграли с зайчиком.

Воспитатель:
Э-э-э-э (имитация медведя, воспитатель достает Мишку)
Здравствуйте, ребята! Разбудили вы меня.
Не сердись Мишка, мы с ребятами помогать пришли, чтоб весна пришла вовремя.
Медведь: Тогда помогите, пожалуйста, животным найти свои домики.

Открыть шторку НА ПОНАБОРЕ.
Игра на доске (с передвижением)

Игра «Найди домик».
В каждом домике живет звук. В первом «з», во втором «с», в третьем «ж». Вам нужно расселить животных по своим домикам, четко проговаривая первый звук в слове (слон, жук, собака, заяц, жираф, зебра).

Медведь: спасибо вам ребята! Всех животных расселили по домикам. А я дальше пошел спать, лапу бурую сосать.
А сейчас я предлагаю немного размяться. Выходите все полянку.

Физминутка «Дружба» (ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ПОНАБОР НА ПОИНТ)
(Слайд 1)
Я рос, ты рос (дети стоят в парах)
У меня нос и у тебя нос (дотрагиваются до носа)
У меня уши и у тебя уши (показывают)
У меня щечки и у тебя щечки (дотрагиваются)
У меня плечи и у тебя плечи
Я дружу и ты дружишь – вместе мы друзья и нам сорится нельзя! (пожимают друг другу руку).

Продолжаем наш путь дальше.
Присаживайтесь все на пенечки.
(Белочка спрятана за пенек)

Отгадайте загадку:
Маленькая, быстрая.
На деревьях живет и орешки грызет.
Кто же это? (Белка).
(воспитатель сажает белку на пенек).
Ребята подумайте и скажите, как называется дом белки? (дети: в дупло). Прохлопайте, и скажите сколько слогов в слове дупло? (два).
Подумайте ребята, и скажите, есть ли у белки друзья, которые живут в лесу? (дети: заяц, волк, медведь, лиса).
Картинки на мольберте (друзья белки: заяц, волк, медведь, лиса).
Как называется дом волка (логово). Сколько слогов в слове логово (три)
Как называется дом медведь? (в берлоге). Сколько слогов в слове берлога?
Как называется дом лисы? (в норе). Сколько слогов в слове нора? (два слога)
Молодцы, ребята. Вот мы с вами и вспомнили, где живут друзья белки.

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, – это все дикие животные.

Д/и “Назови одним словом”
бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – это все насекомые;
берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр – это деревья;
скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка – это птицы;
брусника, земляника, малина, смородина это – ягоды;
ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек мать- и – мачеха– это цветы;

(Слайд 2. НАЖАТЬ!)
Ребята, посмотрите, что происходит в лесу!! ЛЕС ОЖИЛ!
Распускаются первые цветы: подснежники и мать-и мачеха. Прилетели птицы, вьют гнезда. Солнце светит ярко, текут ручьи. В лесу наступила….. весна.
Вы все большие молодцы! Справились со всеми заданиями.

Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте все встанем возьмемся за руки, закроем глаза и дружно произнесём волшебное заклинание Крабле – Крабле – Крокс! Открывайте глаза, вот мы и в детском саду.

Итог занятия:
-Ребята, что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).
Всем большое спасибо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: