Пиктограммы для детей с ОНР

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 21.11.2014

Статья просмотрена: 5731 раз

Библиографическое описание:

Зюзина, А. И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А. И. Зюзина, И. И. Сидорова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/5849/ (дата обращения: 18.01.2022).

Авторы раскрывают проблему развития связной речи дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с использованием метода наглядного моделирования и в частности метода пиктограмм, обозначают актуальность их использования. Знакомят с этапами работы с пиктограммами.

Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп, учителям-логопедам.

Ключевые слова:речь, пиктограмма, моделирование.

«Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30–40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). Актуальность данной темы определятся тем, что связная речь, а особенно — монологическая речь описательно-повествовательного характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности.

Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л. С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии связной речи. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей. Дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у детей с ОНР, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.

Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения — определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи дошкольников с ОНР. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

– во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

Читайте также:
Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

– в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться

– Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем

– Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)

– Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)

В системе работы с детьми с ОНР пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Этапы обучения работе с пиктограммами

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.

– Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).

– Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).

– Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.

– Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.

– Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).

– Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.

– Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла — играть; яблоко — есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать — уши; пить — вода).

– Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.

– Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши — слушать; глаза — смотреть).

– Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

– Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.

– Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.

– Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

– Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).

2. Обобщающее понятие.

3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.

4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР.

Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

1. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51–54.

2. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102–115.

3. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50–53.

4. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7–12.

5. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.

7. Ельцова О. М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, № № 1, с.27–34.

8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

10. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

11. . — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с. — (Библиотека практикующего логопеда).

Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

богданова Александра
Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Составители : Богданова А. С., Лущ Н. И., Субботина А. Б.

ГКУ ЦССВ «Школа циркового искусства имени Ю. В. Никулина»

Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Особое место для активного усвоения всех структур родного языка, в становлении и развитии лексикона принадлежит дошкольному возрасту. Вопросы развития речи, в том числе лексикона, детей дошкольного возраста раскрыты в работах М. М. Алексеевой, А. Н. Гвоздева, В. В. Гербовой, Ф. А. Сохина, Е. М. Струниной, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной и др.

Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста характерны существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. У детей с ОНР отмечается бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением.

В связи с этим, выбранная нами тема «Использование пиктограмм в работе с детьми ОНР дошкольного возраста» является актуальной.

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том что:

1. Пиктограммы облегчают детям с ОНР (общим недоразвитием речи) овладение связной речью.

Читайте также:
Программа Развитие речи и познавательных способностей

2. Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей.

3. Использование метода пиктограмм повышает интерес к занятиям.

Пиктограмма- это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Пиктограммы являются наглядным, демонстрационным материалом и каждому слову, словосочетанию соответствует своё изображение, отражающее основной отличительный признак. Такой метод позволяет детям гораздо быстрее запоминать новые слова и применять их в построении фразы и предложения. Дошкольники получают возможность не только слышать свою и обращенную речь, но и «видеть» её.В своей деятельности мы реализуем следующие задачи:

1. Формирование фонетической стороны речи.

2. Развитие связной речи

3. Развитие высших психических функций, а именно коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия.

4. Развитие творческих способностей и воображения.

5. Повышение мотивации на логопедических занятиях.

6. Адаптация в окружающей реальности.

С детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, работа проводится поэтапно:

1. Ознакомление ребенка со знаком символом и уточнение его понимания.

2. Установление связи между изображением предметов и их функций (предлагаем соединить пиктограмму-предмет с пиктограммой-действием: пирамидка- играть, ложка- есть, карандаш- рисовать).

3. Самостоятельное построение фразы путем выбора символов.

Метод пиктограмм можно использоватьв любой образовательной деятельности:

1. Формирование здорового образа жизни (физминутки).

2. Пересказ произведений.

3. Заучивание стихотворений, загадок.

4. Дидактические игры.

Пиктограммы к стихотворениям, рассказам и сказкам, загадкам хорошо использовать для развития связной речи.

В своей работе мы используем пиктограммы, детям это очень нравится и облегчает процесс запоминания нового материала.

Продемонстрируем заучивание стихотворения с помощью пиктограмм с примерами детских работ:

Тема «Весна»

Смотрит Солнышко в окошко

В гости к нам пришла весна

Мы захлопаем в ладоши

Очень ждали мы тепла.

Таким образом, пиктограмма создаёт образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и способствуют запоминанию материала, заставляют работать зрительную память и воспринимать не слова, а образы. Использование пиктограмм для формирования словаря- это современный, актуальный, доступный способ обучения дошкольников с ОНР, который делает возможным применение пиктограмм в качестве средства, облегчающего развитие речи, когнитивных функций, и сокращающего время изучения материала. Овладение приёмами работы с пиктограммами расширяет возможности коррекционно – образовательного процесса.У ребенка развиваются все анализаторы: зрительное, двигательная, слуховая. А так же формируется у ребенка навык составления описательного рассказа, происходит накопления пассивного, так и активного словаря. Развивается наглядно-образное мышление, символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчают процесс запоминания и увеличивает объём памяти Использование наглядности в методе пиктограмм позволяет задействовать наиболее эффективный для восприятия информации анализатор. У детей с ОНР – зрительная система принимает до 90% всей сенсорной информации, поступающей извне.

Используемая литература

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

3. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.

4. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. // М., Владос, 2003

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода – научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка “Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. ” Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение “Вот и осень пришла” Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Использование пиктограмм для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

I квалификационной категории

Непокорова Валентина Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Пиктограмма, как одно из средств развития связной речи у дошкольников.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

В наш детский сад поступают очень сложные дети первичный диагноз: задержка психического развития, 50% инвалиды с различными диагнозами, РДА, слабослышащие, стали приходить дети, у которых произошло мутация генетики.
Ни для кого не секрет, что у детей с ОНР существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, преобладает кратковременная память. В этом возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети хорошо запоминают явления, факты, предметы, близкие по жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, а слуховая память и продуктивность запоминания заметно снижена.

Читайте также:
Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи

Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л. С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у детей с ОНР, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является: метод наглядного моделирования, в состав которого входит метод пиктограмм .

Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному. Так Воробъёва В.К. – сенсорно графическими схемами,
Ткаченко Т. А. – предметно схематическими моделям, Большева Т.В. – коллажем,
Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения.

А сегодня я остановлюсь на теме: Пиктограмма, как одно из средств развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде..

В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР).

Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

– во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”

– в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться.

– как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем.

– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий).

– как подготовительный этап к освоению письма и чтения, у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Коррекционно – образовательные:

формировать умения слушать и понимать услышанное, выразительно пересказывать стихи текста и понимать рассказанное.

обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;

Коррекционно – развивающие:

активизировать творческое мышление и фантазию детей

развивать у дошкольников зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь, мелкую и общую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

формировать интерес к художественной литературе;

учить преодолевать робость, застенчивость, учиться свободно держаться перед аудиторией.

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Использование пиктограмм при пересказе сказок или небольших рассказов. Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Игры с пиктограммами.

Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», логопед читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ», логопед раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно», логопед расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

В системе работы с детьми с ОНР пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Читайте также:
Календарный план проведения фронтальных занятий в старшей группе с ОНР

Вывод: использование метода пиктограммы способствуют развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.), что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове. Где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения — определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи дошкольников с ОНР. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР. Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Учимся составлять рассказы при помощи пиктограмм

Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Методика Использование пиктограмм для развития ребенка используется довольно давно. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т. д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является: метод наглядного моделирования, в состав которого входит метод пиктограмм.
Использование пиктограмм при составлении небольших рассказов и пересказе сказок .

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

Использование пиктограмм в работе по обучению рассказу и пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Этапы обучения: 1. 1.Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:

  • доступное и полноценное и содержание;
  • четкая композиция;
  • небольшой размер;
  • изложение на простом, но богатом языке;
  • жанровое разнообразие.

Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятия текста детьми.

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом После повторного прочтения необходимо побеседовать с ребенком по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:

  • рассматривание иллюстраций, картинок;
  • выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
  • нахождение пиктограммы согласно тексту.

4. После третьего прочтения ребенку дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Игры с пиктограммами.

Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», взрослый читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ», взрослый раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно», взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

Пиктограмма сказки «Колобок».

Пиктограмма сказки «Машенька и медведь»

При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР. Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Ф. Попова, А.В. Дидрих-Мирошник

Текст научной работы на тему «Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

3. Гончарук Л.Е., Орлова О.С., Уланов С.Е. Функциональные нарушения голоса у детей и подростков (клиника и лечение) // Восстановительные методы лечения в оториноларингологии: сб. науч. тр. М.: Моск. НИИ уха, горла, носа. – 1982. – С. 65-68.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука (Ш)

4. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков // Книга для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.

5. Когновицкая Т.С. Интонационные характеристики речи заикающихся школьников и дифференцированная методика логопедической коррекции заикания // Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями: сб. науч. тр., отв. ред.: Б.С. Крылов, Ю.И. Кузьмин, М., 1989. – С. 117-121.

6. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004. – 188 с.

7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

8. Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. – М.: Медицина, 1964. -103 с.

9. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса: книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.

10. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова и др. – М.: Медицина, 1990. – 272 с.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики,

психологии и теоретических основ обучения

А.В. Дидрих-Мирошник студентка Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания – одна из основных потребностей ребенка в дошкольном детстве. Богатый словарный запас ребенка – важнейшее условие для успешного обучения в школе. По мнению многих ученых, глагол – это основа любой фразы или высказывания. Глаголу отводится центральная роль в организации синтаксических единиц, которые составляют основу коммуникации. Наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, следовательно, работу по формированию глагольного словаря необходимо проводить именно в период дошкольного детства.

Трудности в накоплении словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. У данной категории детей в системе речевого нарушения отмечаются специфические трудности в формировании глагольного словаря. Так, у дошкольников с ОНр III уровня словарный запас ниже возрастной нормы. Из-за недостаточного словарного запаса у дошкольников выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов. Наиболее трудным является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация. Наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. При объяснении

значения слова дети используют денотативные признаки, что свидетельствует об их преобладании в структуре значения даже обобщающих слов. Употребление глаголов в переносном значении невозможно для большинства детей. Ошибки при словообразовании являются стойкими, проявляются как в неумении образовывать глаголы совершенного вида с помощью приставок (-с-, -на-, -по-), так и в неумении образовывать глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов (-ива-, -ва-, -ыва-) [1].

Несформированность глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи определяет необходимость разработки наиболее эффективных средств его формирования. В настоящее время существует много методик по формированию глагольного словаря, однако средств, разработанных для повышения эффективности данной работы, недостаточно. Одним из таких средств являются пиктограммы, они, в свою очередь, являются универсальной кодовой системой, доступной ребенку с речевой патологией.

Пиктограмма представляет собой знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета, явления, на которое он указывает чаще всего в схематическом виде [2]. Отличительными чертами пиктограмм, важными при работе с детьми, имеющими речевое нарушение, является то, что пиктографическое письмо воспроизводит некоторые единицы смысла – простейшие интернациональные понятия, реальные (или же прецедентные) предметы, явления, действия, значение которых передается с помощью рисунков. В силу этого надписи пиктографическим письмом понятны детям дошкольного возраста, а также детям, для которых русский язык является вторым языком. В отличие от алфавитной системы письма, пиктографическое письмо не отображает грамматических, фонетических и других правил языка, поэтому он легче воспринимается детьми дошкольного возраста. Пиктографическое письмо родственно системе невербальной коммуникации, которая помогает на чувственном уровне понимать речь.

Работа по формированию глагольного словаря с использованием пиктограмм проходила по следующей схеме:

• знакомство со словом-действием и его пиктограммой. На данном этапе происходит знакомство с новым глаголом и соответствующим обозначением – пиктограммой. Глагол предлагается в форме инфинитива, что дает возможность для образования новых форм слова, а также работы над лексико-семантическими полями;

• формирование лексической системности с помощью пиктограмм. К глаголу в начальной форме подбираются значения (основное или прямое и переносное), это формирует семантическую (смысловую) структуру слов. Далее проводится работа по формированию семантического ядра, подбору синонимических рядов и антонимов;

• формирование навыков словообразования глаголов с помощью пиктограмм. От исходного глагола образуются глаголы совершенного и несоршенного вида, глаголы с наиболее продуктивными приставками.

Работа по формированию глагольного словаря детей с ОНР III уровня проходила по этапам в соответствии с теорией П.Я. Гальперина [3],

начиная с предварительного ознакомления с целью обучения, создания мотивации. Следующим этапом было составление схемы ориентировочной основы действия. Далее выполнялись действия в материальном или материализованном виде, т. е. действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальное – практическое выполнение определенного действия) или с помощью схемы (материализованное). Постепенно происходило формирование внешнеречевого действия без опоры на материальные средства. Операции выполнялись словесно. Следующий этап – формирование действия во внешней речи про себя проговариванием про себя, постепенно сокращаясь, автоматизируется. На заключительном этапе действия выполнялись в умственном плане, без опоры на схему.

В нашей работе были учтены следующие условия использования пиктограмм при формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Читайте также:
Технологическая карта ОУД по лексической теме 'Транспорт'

• занятия проводятся два раза в неделю: первый день – работа по формированию лексической системности глагола, второй – работа над словообразованием глагола;

• на занятии присутствуют все дети экспериментальной группы (5 чел.);

• задания по формированию глагольного словаря входят в структуру занятия и составляют 5-7 мин.

• задания для всей новой лексики типичны и неизменны на протяжении всей работы;

• в качестве наглядности на протяжении всего периода выступают пиктограммы, на начальных этапах работы предлагается схема поэтапного планирования.

• в соответствии с лексическими темами и перспективным планированием логопедической работы отбираются новые глаголы;

• вся новая лексика, изученная на занятии, закрепляется воспитателем.

• пиктограммы являются наглядностью при формировании глагольного словаря;

• каждому глаголу соответствует определенная пиктограмма, отражающая основной отличительный признак;

• на начальных этапах используется схематичная последовательность работы, которая постепенно автоматизируется и переходит в умственный план.

Приведем пример работы с глаголом «наливать».

1. Знакомство со словом и его условным обозначением (пиктограммой): значение слова «наливать» – 1. Наполнить что-либо, вливая какую-либо жидкость.

2. Формирование лексической системности: к глаголу «наливать» подбирается следующий синонимический ряд: наполнять, цедить. Антонимом данного глагола является: выливать.

3. Формирование словообразования: совершенный и несовершенный вид: наливает – налил. Действие сопровождается рисунком человечка, который наливает воду и уже налил. Таким образом, каждое действие сопровождалось пиктограммой.

Итогом работы по формированию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является самостоятельное, без опоры на схему, объяснение значений слова, подбор синонимов и антонимов, образование (дифференциация) совершенного и несовершенного вида с наиболее продуктивными приставками.

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Союз, 1999. – 158 с.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева. – [Электронный ресурс]. – URL: http://tapemark.narod.ru/les/374c.html (дата обращения: 15.12.2013).

3. Педагогика / В.В. Воронов. – [Электронный ресурс]. – URL: http://mgou.h11.ru/index.php?page=r691f2d7&directory=6#p_1431 (дата обращения: 15.12.2013).

кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

К вопросу о метаорфографическом письме школьников

Орфографически верное письмо учащихся начальных классов опирается на ряд речемыслительных операций, которые позволяют актуализировать и применить грамматико-орфографические знания, алгоритмы, умения и навыки. Каждый ребенок осознанно (или неосознанно) выделяет и анализирует орфограммы, а в ряде случаев определяет ошибкоопасные места на непройденные орфографические правила. Успешность такой деятельности зависит от сформированности интуитивной орфографической грамотности (интуитивного орфографического чувства, фо-немно- морфемно- и графоориентированных операций, операций синхронной детерминации написаний, метаорфографической стратегии письма) (Львов М.Р., 2007; Савельева Л.В., 2008 и др.).

С целью исследования состояния интуитивной орфографической грамотности мы предлагали детям вторых-четвертых классов написать диктант. Мы анализировали характер ошибок, а также соотношение количества орфографических ошибок на пройденные и непройденные правила к общему количеству предъявленных в диктанте орфограмм. «Орфографическое поведение» учащихся (по Голеву Н.Д., 1997) определялось не только характером письма, но и аргументацией выбора орфограмм учащимися. С этой целью детям предлагалось аргументировать свой выбор орфограмм на непройденные орфографические правила.

В констатирующем эксперименте приняло участие 90 детей с ОНР (экспериментальная группа, в дальнейшем – ЭГ) и 90 детей без нарушений речевого развития (контрольная группа, в дальнейшем – КГ) 8,5-10 лет.

В обеих группах была отмечена тенденция к росту интуитивной орфографической грамотности от класса к классу.

Письмо учащиеся ЭГ отличалось от своих КГ значительным количеством ошибок на изученные орфографические правила и низкие показатели орфографической грамотности (вторые классы – 10 ошибок на человека, третьи – 8 ошибок, четвертые – 8,6 ошибок на человека на фоне сформированности отдельных операций интуитивной орфографической грамотности. Второклассники ЭГ допустили в среднем по 5,4, третьеклассники – по 6,2, четвероклассники – по 6,4 ошибки на неизученные орфографические правила. Средние показатели интуитивной орфографической грамотности у сверстников КГ были ненамного выше: 3,8 (второй класс), 4,8 (третий класс), 6,1 (четвертый класс) ошибок. В среднем на пройденные орфографические правила школьники КГ допустили во втором классе 2 ош./чел, в третьем – 2,4 ош./чел., в четвертом -2,6 ош./чел.

Текст диктанта включал достаточное количество орфограмм на неизученные правила (вторые классы – 17, третьи – 18, четвертые – 15). Значительную часть из них правильно написали как школьники ЭГ (вторые классы – 11,6, третьи – 11,2, четвертые – 8,9), также и их сверстники КГ (вторые, третьи классы – по 13,2, четвертые – 8,9). Это позволяет констатировать в обеих группах достаточно устойчивую тенденцию к формированию метаязыкового чувства, в частности, фонематической и морфолого-графической интуиции. Уровень сформированности орфографической грамотности на основе метаорфографической стратегии письма у учеников ЭГ был ниже по сравнению с уровнем сформирован-ности предпосылок к интуитивной орфографической грамотности сверстников КГ. Мы предполагаем, что ведущую роль в актуализации зрительных образов отдельных фонем (орфограмм) играет правое полушарие. Участие левого полушария доминирует при решении грамматикоорфографических задач и актуализации соответствующих фоно-, морфо-и семантикоориентированных операций (Прищепова И.В., 2009; Татаринцева Е.Н., 2007 и др.). Все дети, принимавшие участие в эксперименте, реализовывали обе стратегии усвоения интуитивной орфографической грамотности.

Таким образом, мы выявили наличие ее предпосылок практически у всех учащихся начальных классов. Качество выполнения задания у школьников в каждой параллели значительно отличалось. С учетом этого мы выделили пять уровней выполнения заданий: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Школьники КГ отличались лучшей сформированностью предпосылок: уровни высокий – ниже среднего с приблизительно равным процентом школьников (около трети); уровни выше среднего, средний и ниже среднего (единичные случаи). Учащиеся ЭГ продемонстрировали уровни выше среднего и низкий (по 1-2 чел. в

каждой параллели), а также все промежуточные уровни. При этом более половины детей обнаружили уровень ниже среднего (вторые классы -53,3 %, третьи – 50 %, четвертые – 56,7 %), немного меньше – средний уровень (вторые классы – 36,7 % , третьи – 46,7 %, четвертые – 40 %).

Отдельные показатели менялись от высокого к низкому уровню.

1. Увеличивалось количество ошибок (от 25 % орфограмм на непройденные орфографические правила на уровне выше среднего до 50 % на среднем, 75 % на уровне ниже среднего и 100 % на низком).

Читайте также:
Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

2. Менялся характер ошибок и стратегии, определяющие написание слов в ошибкоопасных местах. На уровне выше среднего чаще встречаются ошибки по типу гиперкоррекции (третьеклассник: ТрЕдесятом – да, было неправильно: это было три и десять, без соединительной), что отражает устойчивость морфемноориентированной стратегии.

Дети со средним уровнем выполнения задания объясняли принцип написания того или иного слова на основе приема идентификации фонем и выбирали графемно- и фонемноориентированную стратегию: «дОРОжке» как ««мОРОженое», ««ПРИкрываешь» – это как ««ПРИбегаешь» есть ««при-».

На уровне ниже среднего школьники часто не могли объяснить принцип написания правильно воспроизведенных слов или ошибались при такой аргументации (второклассник: Ждешь – это как ночь, с мягким знаком). По нашему мнению, актуализация ложных морфемных единиц происходила в результате недостаточно сформированных языковых обобщений в языковом сознании детей.

Смешения графо- и фонемноориентированных операций (лужЫ-цы/лужицИ) были вызваны нарушениями системно-языковых и функциональных параметров метаорфографического письма, что отражает недостатки сформированности предпосылок к фонематической интуиции. Деструктивность языковых обобщений (в частности, семантического компонента) у детей ЭГ при выполнении задания не позволяла им опираться на лексическое значение корневой морфемы. Они выделяли лишь фонетическое сходство слов, не рассматривая звучащее и написанное слово в качестве структурно-функционального единства: ««вИсны» (?) . от слова «висит».

В отличие от школьников ЭГ, дети КГ с аналогичным уровнем предпосылок к интуитивной орфографической грамотности вырабатывали данную стратегию написаний. Большинство ошибочных написаний было связано со смешением соответствующих грамматико-орфографических алгоритмов при оформлении границ морфемного шва (например, ««сЬе-дает» (?) Потому что в слове нужно ставить разделительный мягкий знак).

У детей ЭГ с низким уровнем характер ошибок свидетельствует о несформированности структурно-функционального единства модели слова, благодаря которому происходит идентификация фонемы в соответствии с типовой фонематической слоговой, морфонологической, акцентологической или словоизменительной структурой слова (на пАлянИ//пУлянИ). Учащиеся отличались деструктивностью чувства мор-

фемной структуры слова и семантического анализа. Разнообразие ошибок (например, при написании безударных гласных в корне и окончаний глаголов несовершенного вида) отражало отсутствие выраженной стратегии орфографического письма.

3. Изменялось орфографическое поведение и свойства языковой личности школьников. У детей КГ с высоким уровнем сформированности предпосылок к интуитивной орфографической грамотности отмечалась устойчивая положительная мотивация к обучению в целом, самоконтроль и адекватная самооценка действий на письме, достаточно высокий уровень развития навыков чтения. Они успешно ориентировались в смысловой структуре литературного или учебного текста, умели ее аргументированно анализировать. Для них была характерна достаточно устойчивая работоспособность. Со снижением уровня самоконтроль уменьшался, формирование языковых обобщений и читательский опыт снижались.

В целом «орфографическое поведение» учащихся обеих групп в ходе интуитивного письма определяло лингвоперсонологическое функционирование принципов русской орфографии. С учетом степени ориентированности орфографической языковой личности на единообразное написание морфем испытуемые ЭГ относились к слабоморфемноориентированному типу.

учитель-логопед, ППМС Центр диагностики и консультирования г. Ростова-на-Дону

Логопедическая диагностика дисграфии в свете требований ФГОС

Деятельность логопеда как педагога, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами образовательного учреждения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС начального образования от 06.10.2009 г. № 373) [1]. С другой стороны, логопед следует своим профессиональным целям и задачам, оказывая помощь детям с особыми образовательными потребностями, которые испытывают трудности в общении и обучении. В связи с этим в настоящее время логопеду необходимо в своей работе умело совмещать требования ФГОС и задачи, которые возникают в ходе логопедической деятельности (диагностической, коррекционной и т. д.).

Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.12 г.) показало, что изменения, происходящие в обществе и способствующие обновлению всей системы образования, нашли своё отражение в законодательстве [2]. Существовавший ранее образовательный стандарт, основанный на формировании у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), в настоящее время уже утратил своё значение как образовательная система, обеспечивающая вхождение человека в социальный мир и его продуктивную адаптацию в

«Улицы нашего города и по каким правилам они живут»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Безопасность», «Физическая культура»

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о понятии «улица»: что такое тротуар и проезжая часть, как располагаются и номеруются дома на улице, из чего их строят, какие общественные здания можно увидеть на улицах города и люди каких профессий могут в них работать.

2. Дать детям представления о том, как устроен современный многоэтажный дом.

3. Учить выкладывать с помощью шаблонов многоэтажные дома и обозначать количество этажей цифрами, закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 10.

4. Формировать умение узнавать по фотографиям знакомые места города и называть их.

5. Развивать у детей связную речь, умение правильно строить предложения. Отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Активизировать словарный запас словами: многолюдная (улица), многоквартирные (дома), водопроводные (трубы).

6. Закреплять правила поведения на улицах нашего города.

7. Воспитывать у детей любовь к своим улицам, к своему родному городу.

Материал и оборудование: фото с изображением улицы Королёва города Губкина, картина с изображением многоэтажного дома (в разрезе), заготовки домов и «бетонные блоки» для «строительства» на каждого ребёнка, панно, цифры от 1 до 10 на каждого ребёнка, фотографии с изображением различных учреждений, карточки с изображением людей разных профессий, мяч, персонаж Лесовичка, макет многоэтажных домов для оформления групповой комнаты (вида города).

Ход мероприятия:

Воспитатель (к детям): – Дорогие мои губкинцы! А вас не удивляет, почему я к вам так обратилась?

Дети: – Потому что мы живём в городе Губкине.

Воспитатель: – Дети, к нам кто-то идёт. Да это Лесовичок к нам пожаловал.

Лесовичок: – Здравствуйте горожане! Да, я Лесовичок и живу в лесу, вот тут, совсем рядом. Вы знаете, я ни разу не был в городе и ничего о нём не знаю. А мне так хотелось о нём хоть что-то узнать.

Воспитатель: – А как ты нашёл дорогу в наш детский сад?

Лесовичок: – Мне показала дорогу сорока, которая живёт в нашем лесу. Она часто бывает в вашем городе, летает около вашего детского сада. Всех вас ребята очень часто видела и сказала, что вы много знаете о своём городе. Это правда?

Читайте также:
План-конспект речевого праздника на тему: Стихотворения Агнии Барто

Дети: – Да, правда.

Лесовичок: – Если, конечно, ни сорока, я никогда не нашёл бы дорогу в ваш детский сад.

Воспитатель: – Ну почему же, если бы ты знал, на какой улице находится наш детский сад, то сразу нашёл бы его.

Лесовичок: – А что у вас тут ещё и улицы какие то есть?

Воспитатель: – Лесовичок, да ты действительно мало что знаешь о городе. Наши ребята знают, что каждый город поделён на улицы. И наш город Губкин тоже. Каждая улица имеет своё название. Скажи, (воспитатель обращается к кому-то из детей), как называется улица, на которой находится твой дом? А на какой улице ты живёшь, (обращается к другому ребёнку)? Вот видишь, Лесовичок, все улицы, на которых живут дети имеют разное название. Лесовичок, а ты хочешь узнать про улицы нашего города и по каким правилам они живут?

Лесовичок: – Да.

Воспитатель: – Ну тогда садись, Лесовичок на стульчик и внимательно слушай. Лесовичок садится.

Воспитатель: – Ребята, скажите, что такое улица?

Воспитатель: – Правильно, улица – это пространство или дорога между рядами домов. Количество домов в рядах может быть разное. Чем больше домов в рядах, тем улицы длиннее. Чем меньше – тем улицы короче.

Сейчас, я вам предлагаю рассмотреть одну из улиц нашего микрорайона Журавлики. Что эта за улица?

(Детям предлагается рассмотреть фотографию с изображением улицы Королёва)

Дети: – Это улица Королёва.

Воспитатель: – Да, это улица Королёва, она находится недалеко от нашего детского сада и является центральной улицей нашего микрорайона Журавлики. Покажите на этой фотографии дорогу для автотранспорта. Скажите, как по – другому называется дорога для машин?

Дети: – Проезжая часть.

Воспитатель: – Как называется часть улицы, по которой ходят пешеходы?

Дети: – Часть улицы, по которой ходят пешеходы, называется тротуар.

Воспитатель: – Покажите, где на этой улице тротуар.

Скажите, в каком месте надо переходить дорогу для автотранспорта?

Дети: – Дорогу надо переходить только по пешеходному переходу.

Воспитатель: – Покажите, где находится пешеходный переход.

Воспитатель: – А теперь скажите, какие бывают улицы по своему виду, по своему характеру?

Дети: – Широкие, узкие, длинные, короткие, шумные, тихие.

Воспитатель: – А когда мы называем улицу тихой?

Дети: – Тихой улицу мы называем, когда по ней редко ездят машины и мало ходят людей.

Воспитатель: – А когда мы улицу называем шумной?

Дети: – Шумной улицей мы называем, когда по ней часто ездят машины и много ходят людей.

Воспитатель: – Молодцы. А по – другому шумную улицу можно назвать многолюдной. Давайте повторим это слово.

Воспитатель: – Как по – другому можно назвать шумную улицу?

Дети: – По – другому шумную улицу можно назвать многолюдной.

Воспитатель: – Молодцы! Ребята, а какая улица Королёва?

Дети: – Широкая, шумная, многолюдная, длинная.

Воспитатель: – А сейчас скажите, какие можно увидеть дома на улицах нашего города, на улицах нашего микрорайона?

Дети:- Высокие, многоэтажные, большие.

Воспитатель: – В многоэтажных домах много квартир. Значит, какие это дома?

Дети: – Многоквартирные.

Воспитатель: – Дети, из чего строят дома в городе?

Дети: – Дома в городе строят из кирпича.

Воспитатель: – Если строят дома из кирпича, то какие они?

Дети: – Кирпичные.

Воспитатель: – А ещё сейчас высотные дома строят из бетонных панелей и блоков. Значит какие это дома?

Дети: – Бетонные.

Воспитатель: – Для удобства все дома на улице пронумерованы в следующем порядке: с одной стороны улицы – дома с нечётными номерами, как 1,3, 5, а с другой – дома с чётными номерами. А сейчас давайте с вами поговорим, как устроен многоквартирный многоэтажный дом. Скажите, когда мы смотрим на дом, что мы можем видеть?

Дети: – Мы видим стены, окна, балконы, двери подъездов.

Воспитатель: – Правильно. А что находится под ним, мы не видим. И сейчас я вам предлагаю рассмотреть с помощью вот этой картины. Лесовичок, если тебе интересно, можешь подойти к нам поближе.

Воспитатель: – Итак, в доме есть подъезд, т. е. вход в дом. Сейчас во многих домах установлены домофоны – это такие электронные сторожа. Если у человека нет ключа от домофона или он не знает код, то есть специальный набор цифр, то в подъезд он не попадёт. А сейчас внимательно посмотрите на картину и скажите, как называется машина, на которой можно подняться и спуститься на любой этаж, не затратив при этом никаких усилий?

Дети: – Лифт.

Воспитатель: – Правильно лифт. Для того, чтобы в доме был свет, вода к нему подводят разные коммуникации. Это различные трубы, кабели, провода. Например, по одним трубам в дом поступает холодная вода.

Лесовичок: – А для чего вам нужна холодная вода?

Дети: – Холодная вода нам нужна, чтобы пить, готовить еду.

Лесовичок: – Для чего вам нужна горячая вода?

Дети: – Горячая вода нужна для того, чтобы купаться, мыть посуду, стирать.

Лесовичок: – Как здорово, у вас есть и холодная вода и горячая. А у нас в лесу нет никакой воды.

Воспитатель: – Ребята, горячая вода нам нужна для хозяйственных нужд. А ещё горячая вода нам нужна для отопления, это когда горячей водой наполняют трубы во время осеннее – зимних холодов. Трубы, по которым течёт вода, называются водопроводными.

Воспитатель: – Дети, давайте с вами повторим это слово.

Воспитатель: – Как называют трубы, по которым течёт вода?

Дети: – Эти трубы называют водопроводными.

Воспитатель: – Давайте с вами попробуем найти на картинке водопроводные трубы. Дети, а для стока использованной воды предназначена канализационная труба. (Показ воспитателя). Если в доме есть газовые плиты, то к дому подводится ещё и газовая труба. Давайте попробуем найти её на рисунке. Ребята, а теперь давайте найдём на рисунке мусоропровод. Кто знает, как работает мусоропровод? (Предположение детей) Почти на каждом этаже есть ковши, в них высыпается мусор и всё это спускается по трубе в подвал, в специальный резервуар, по-другому можем сказать отсек (специально отведённое место). Когда мусор оказался на самом низу резервуара, его вычищают дворники и помещают в мусорные контейнеры, а затем спецмашины вывозят эти контейнеры с мусором на свалку. Вот мы с вами и узнали с помощью вот этой картины, как устроен современный многоэтажный дом.

Читайте также:
Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений

Воспитатель: – А теперь садитесь за столы. Сейчас я вам предлагаю на время стать «строителями». А строить вы будете многоэтажные дома, заготовки которых лежат у вас на столах. Строить вы будете из «бетонных блоков», которые лежат у вас в тарелочках. Обратите внимание, что бетонные блоки уже с окнами. Крыши и двери у подъездов у вас тоже есть. Также у вас на столах лежат цифры. Когда вы выстроите свой дом, вы должны будете выбрать ту цифру, которая соответствует количеству этажей в вашем доме и поместить её на крышу дома.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: – Кто выполнил задание, можете выставлять свои дома вот на это панно. Обратите внимание: на нём уже есть проезжая часть и тротуар.

Дети выставляют свои дома.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, у нас получился целый ряд домов. Давайте с вами проверим, правильно ли вы обозначили количество этажей цифрами.

– Если в доме 6 этажей, то какой это дом?

Дети: Шестиэтажный.

Воспитатель продолжает проверять задание, выполненное детьми.

Воспитатель: – Чем отличаются эти дома?

Дети: – Высотой, формой крыш, цветом стен.

Воспитатель: – Покажите дома с крышами треугольной формы; дома с крышами формы трапеции; одинаковые по цвету дома; дома, у которых одинаковое количество этажей.

Молодцы! А сейчас я вам предлагаю прогуляться по улице нашего города.

Физкультминутка: «Мы по улице идём»

Мы по улице идём, громко песенку поём (дети идут на месте)

Ля-ля ля, ля-ля-ля (наклоняют голову влево, затем вправо)

Мы по улице шагаем, ноги выше поднимаем

(идут на месте, высоко поднимая ноги)

Делай шаг – раз, два

Взмах руками – три, четыре

Руки вверх и ноги шире (поднимают руки вверх и расставляют ноги)

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко (прыгают и бегут на месте)

Воспитатель: – На улицах города есть не только дома, где живут люди, но и другие общественные здания, где работают наши губкинцы. Давайте с вами рассмотрим вот эти фотографии, где изображены различные учреждения в микрорайоне Журавлики. Скажите что это за учреждения?

Дети: Филиал детской поликлиники, школа N16, детская библиотека, универсам «Магнит», парикмахерская «Николь», фото-салон «Кодак»

Воспитатель: – Молодцы! А теперь возьмите по 1 любой одной картинке, где изображены люди разных профессий и назовите их.

Дети: – Врач, учитель, библиотекарь, продавец-кассир, парикмахер, фотограф.

Воспитатель: – А теперь карточки с изображением людей данных профессий разместите рядом с фотографиями тех учреждений, где они могут работать.

Дети выполняют задание.

Дети: – В детской поликлинике работает врач.

В школе работает учитель.

В библиотеке работает библиотекарь.

В парикмахерской работает парикмахер.

В магазине работает продавец-кассир.

В фотосалоне работает фотограф.

Воспитатель: – Молодцы! Ребята, мы с вами уже говорили о том, что улица – это пространство или дорога между рядами домов. А ещё можно сказатъ, что улица – это огромный организм, живущий по своим правилам. Так что же это за правила, давайте с вами выясним.

Когда вы встаёте утром, что вы делаете?

Дети: – Умываемся, причёсываемся, чистим зубы.

Воспитатель: – Правильно, а вы знаете, что с улицей происходит тоже самое. Дворники подметают тротуары, дворы, спецмашины поливают дороги, другие машины собирают мусор, чтобы улица была чистой, и по ней было приятно ходить.

Что делает ваша мама, что бы вы выглядели аккуратными и красивыми.

Дети: – Покупает красивую одежду, стирает вещи, гладит их.

Воспитатель: – А на улице каждый год красят фасады домов, обновляют их внешний вид. Новые дома строят по-разному, чтобы они не были одинаковыми и украшали наш город. А что вы делаете, чтобы ваша причёска была красивой?

Дети: – Расчёсываемся, подстригаемся.

Воспитатель: – А вот на улицах нашего города работают рабочие-озеленители. Они подстригают деревья, кустарники. Специальные бригады высаживают в скверах, вдоль тротуаров цветы. Это делается для того, чтобы наши улицы имели красивый и привлекательный вид. Улица любит воспитанных людей, которые соблюдают правила поведения на ней. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Можно – нельзя»

Дети становятся в круг.

Воспитатель: – Я вам сейчас буду кидать мяч и задавать вопросы, что можно делать на улицах города, а что нельзя. Ответив на вопрос, вы должны будете кинуть мне мяч обратно.

1. Можно ли переходить дорогу для автотранспорта на зелёный свет светофора? (Можно)

2. Бросать обвёртки от конфет на тротуар? (Нельзя. Обвёртки от конфет надо выбрасывать в урну).

3. Сажать деревья и кусты во дворе? (Можно)

4. Рвать цветы на клумбе? (Нельзя. Цветами можно только любоваться)

5. Кататься на велосипеде на проезжей части? (Нельзя. Кататься на велосипеде можно на тротуаре или во дворе)

6. Переходить дорогу по пешеходному переходу? (Можно)

Воспитатель: – Молодцы, я очень рада, что вы знаете, как правильно вести себя на улицах города. Старайтесь, чтобы на вашей улице и других улицах было чисто и опрятно. Запомните: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Ребята, любите свои дома, свои улицы, свой город и будьте достойными жителями города Губкина.

Лесовичок: – Ребята, я с большим интересом послушал о вашем городе. Теперь я знаю, что каждый город поделён на улицы и у каждой улицы своё название, какие бывают дома в городе, из чего их строят, какие есть учреждения, где работают жители, какие правила надо соблюдать в городе. Молодцы, вы действительно много знаете о своём городе. А сейчас мне пора идти, меня уже ждут лесные обитатели. Мне надо там следить за порядком. Я же там главный!

Читайте также:
Логопедическое занятие по теме 'Игрушки'

Воспитатель: – Лесовичок, ты к нам заходи, мы тебе много расскажем интересного о нашем городе.

Лесовичок: – Спасибо, я обязательно приду.

Воспитатель: – А ты знаешь, на какой улице находится наш детский сад?

Лесовичок: – Нет

Воспитатель: – А как же ты найдёшь дорогу в наш детский сад? Дети, скажите, на какой улице находится наш детский сад?

Дети: – На улице Королёва. Наш детский сад называется «Родничок».

Лесовичок: – Спасибо, ребята, я обязательно приду. До скорой встречи!

Дети прощаются с Лесовичком.

Воспитатель: – До свидания, Лесовичок.

Воспитатель: – Ребята, я думаю, что Лесовичок скоро к нам придёт в гости. Теперь он постарается сам найти дорогу в наш детский сад. Он ведь уже знает название нашего детского сада и на какой улице он находится.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, у меня на подносе лежат разные цветочки. Одни цветочки – с разноцветными яркими лепестками, а другие – с тёмными лепестками. Если вы думаете, что вы хорошо все рассказали Лесовичку о нашем городе, то возьмите цветочки с яркими лепестками. А если вы думаете, что Лесовичку не понравилось, и он ничего не понял, что такое город – тогда возьмите цветочки с тёмными лепестками.

Дети выбирают себе цветки.

Воспитатель: – Я очень рада, что вы выбрали все яркие цветочки. Я тоже думаю, что мы с вами сегодня хорошо рассказали Лесовичку о городе и по каким правилам он живёт.

Конспект занятий “По улицам нашего города”
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект занятий “По улицам нашего города”.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.docx 252.54 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : воспитывать у детей любовь и чувство гордости к своей улице , родному городу.

• закрепить знания детей о понятии « улица » , знание своего адреса и адреса детского сада, умение рассказывать об улице , на которой живет ребенок;

• продолжать знакомить с родным городом, его достопримечательностями ;

• активизировать словарь, познавательный;

• привлечь внимание детей к данной теме с помощью современных компьютерных технологий (ОО «Познавательное развитие» );

• развивать речь, наблюдательность, внимание, память, мышление, восприятие;

• развивать общую моторику;

• воспитывать любовь к родному городу, улице , дому, желание видеть их красивыми, чистыми .

Предварительная работа : беседы о домашнем адресе, посещении магазина, почты, разнице между школой и детским садом; дидактические игры «Найди два одинаковых дома» , «Где твой дом» , «Что лишнее (школьные принадлежности) », «Кто где живет» ; сюжетно-ролевые игры «Шоферы» , «Магазин» , «Детский сад» , «Почта» ; чтение стихотворений С. Дрожжина « Улицей гуляет » , С. Маршака «Почта» ; отгадывание загадок о транспорте; рисование своей улицы (совместно с родителями) .

Материалы и оборудование : фотографии улиц города , детско-родительские рисунки «Моя улица » , фуражка водителя, руль, презентация «Родные улицы » , мультимедийный проектор, экран.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

1. Организационный момент

Педагог. Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем мы будем говорить :

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет ,

Выхожу из дома я, —

Здравствуй, улица моя !

– Правильно, мы будем говорить об улицах нашего города .

2. Работа по теме занятия

Педагог. Ребята, как называется наш город ? (Ответы детей) Правильно, Новочебоксарск. А все его жители, т. е. мы, – это… (Ответы детей) Правильно, новочебоксарцы. В нашем городе много улиц . Название каких улиц вы знаете ? (Ответы детей) .

– На какой улице расположен наш детский сад? (На улице Солнечной )

– Как называется наш детский сад? ( «Светлячок» )

– Назовите адрес детского сада. (Адрес нашего детского сада – город Новочебоксарск, улица Солнечная , дом 28а)

– Что такое адрес? (Название улицы , номер дома и квартиры)

– Для чего нужно знать свой адрес? (Ответы детей)

– Кто живет на улице Советская ? (Ответы детей)

– Кирилл, назови нам свой адрес.

– Кто живет на улице Пионерской ? (Ответы детей)

– Чем отличается улица Солнечная от других улиц ? (На ней расположен наш детский сад)

– Предлагаю вам отправиться на прогулку по улицам нашего города . Это будет не простая прогула, а фотопрогулка.

Презентация «Родные улицы »

Педагог. Ребята, давайте прогуляемся по улице .

Физкультминутка «Мы по улице гуляем »

Мы по улице гуляем , (Ходьба на месте)

За природой наблюдаем (Повороты головы)

Вверх на солнце посмотрели, (Поднять голову вверх)

И нас лучики согрели. (Опустить голову вниз)

Птички в гнездышках сидят, (Присесть)

Птички по небу летят, (Встать, взмахи руками)

И по кочкам скачут, (Прыжки на месте)

И никто не плачет! (Улыбнуться)

Педагог. В городе много разных улиц : больших и маленьких, узких и широких, и каждая имеет свое название.

Педагог. Дети, у каждого дома есть двор. Дворы благоустроены. Чтобы дети могли там играть, во многих дворах построены новые детские площадки, разбиты газоны, клумбы, посажены деревья и кустарники, на земле лежит специальное покрытие. Зачем нужно покрытие? (Ответы детей) Зачем взрослые посадили деревья и цветы? (Ответы детей)

– На площадках есть скамейки. Для чего нужны скамейки? (Ответы детей) – Сделать все эти постройки было очень трудно, поэтому все надо беречь. Дети – маленькие жители родного города – могут помочь взрослым сделать город красивым. Ребята, как вы можете помочь? (Не сорить, ничего не ломать, беречь все, что нас окружает)

– Дети, играть нужно только во дворе. Играть на улице опасно , так как на улицах города много транспорта. Угадайте, что это?

Дом по улице идет ,

На работу всех везет.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

1. Где мы сегодня были?

2. Что вы видели?

3. Куда хотите в следующий раз совершить путешествие?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: