Перспективный тематический план фронтально-подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Перспективный план учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Фатеева Екатерина Александровна
Перспективный план учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Цель: формирование лексико – грамматических категории и развитие связной речи в подготовительной группе

• Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи старших дошкольников.

Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Планируемый результат Средства, формы работы

Лексико – грамматический строй

Связная речь

льных единственного и

Формирование предложе-

ний с однородными

ние предложений по

Знать имена, отчества

работников д/с, названия

профессий работников д/с.

«Что мы делаем в

«Кто работает в д/с?»

Наше тело 1 Образование существите-

существительных с умень-

шительно – ласкательным

значением. Составление предложений

на наглядном материале.

Знать о строении

внешние отличия людей.

Различать правую и левую

«Скажи ласково.»

«Один – много.»

«Подбери слова.»

1-2 Образование относитель-

числа с уменьшительно –

ласкательным значением.

одежды, обуви, головных

Знать названия одежды,

обуви, головных уборов.

Называть детали одежды.

«Магазин.» «Одень

Семья. 1 Образование притяжатель-

тельных с уменьшительно

ласкательным значением.

ного числа существитель-

ных. Составление предложений

с заданным словом.

Рассказ о семье по плану.

Понимать вопрос «Кто кем

членов семьи, родовые

тельные в речи.

«Назови ласково.»

«Назови, чей?» «Кто

Осень 1 Образование множествен-

ного числа существитель-

ных в родительном падеже.

льных и прилагательных.

ного числа глаголов,

существительных и прила-

«Осень». Составление

рассказа по схеме Знать названия осенних

приметы осени. Подбирать

определения к слову

«Когда это бывает?»

1-2 Образование множествен-

ного числа существитель-

ных в разных падежных

формах. Образование

существительных с умень-

шительно – ласкательным

Описательные рассказы об

овощах и фруктах по

плану. Распространение

предложений с помощью

Знать и уметь называть

«Какой сок приготовили?»

Ягоды 1 Образование существител-

ьных с уменьшительно–

ласкательными суффик-

сами. Образование притя-

Описать рассказы о ягодах

по плану. Распространение

Знать названия ягод, на

чем растут и где, свойства

ягод, различать внешний

вид, что из них можно

«Скажи ласково»

Сад-огород 1 Подбор антонимов.

местоимений с существи-

прилагательных с сущест-

вительными в роде и

фруктов и овощей по

плану. Составление

предложений с союзом

Уметь различать овощи и

фрукты, где они растут.

Уметь находить сходство и

«Сравни и назови»

1 Согласование существите-

льных с прилагательными.

Составление рассказа «Чем

Знать чем занимаются

люди осенью. Какие

подарки принесла осень.

Почему осень называется

«Урожайной» и «Золотой»

1 Подбор антонимов.

Существительные 1с. с

ласкательным значением.

по спорным словам.

Рассказ о доме по схеме

«Опиши свой дом»

Ориентироваться в доме.

его частей. Уметь назвать

свой этаж. Знать, кто и для

кого строит дома. Какие бывают дома.

«Подбери слова»

Мебель 1 Подбор антонимов.

Предлог «в», «на».

ласкательным значением.

Составление рассказа «как

Описание мебели по плану.

Знать название мебели и её

частей. Уметь различать

«Подбери слова»

1 Существительные с

ласкательным значением.

единственном числе и

предложений с помощью

Рассказы по картинке.

Знать названия животных

наших лесов, отличать их

от других животных. Знать

названия частей тела

животных, места их

«Кто у кого?» «Чей?

Зима 1 Существительные с

ласкательным значением.

множественного числа в

Родственные слова. подбор

по опорным словам.

Рассказ о зиме по схеме.

Знать названия зимних

изменения в природе.

Уметь подбирать предметы

к слову «зимний»

«Каким бывает?»

«Скажи ласково»

1 Существительные с

ласкательным значением.

по заданному слову.

«на, в, с, со, около».

Рассказы – описания по

Знать названия зимующих

птиц, частей тела птиц,

места обитания, корм,

рассказов о животных.

по теме с предлогами.

Знать домашних животных

и их детёнышей, какую

пользу приносят, места

«Кто у кого», «Чей?

Новый год 1 Подбор слов –

определений и слов-

рассказов о ёлке и

по опорным словам или

Знать название ёлочных

«Исправь ошибку»

определений и слов –

по картинкам. Рассказ по

картине «Зимняя забава»

Закрепить знание о

признаках зимы, названия

зимних забав и зимних

видов спорта. Употреблять

в речи названия

1 Родственные слова. подбор

ласкательным значением.

рассказов по плану.

Знать домашних птиц,

помещения, где они живут,

различать по внешнему

домашних птиц для

человека, для чего люди

разводят птиц.

«Кто у кого?» «Кто

Транспорт 1-2 Приставочные глаголы.

рассказов о транспорте по

Знать виды транспорта,

названия частей разных

людей, которые работают

«Угадай и назови»,

«4-й лишний», «Кто

Посуда 1 Образовывать

родительного падежа, с

ласкательными суффик-

числительные с существи-

Составлять предложения с

рассказы о посуде по

плану.

Знать названия посуды,

части посуды, различать

«Накроем стол»,

«Напоим чаем»

ласкательным значением,

рассказов о животных.

Знать названия животных

жарких стран, названия

частей тела, места

обитания в природе. Уметь

сравнивать животных по

«Кто у кого», «Чей?

1 Приставочные глаголы.

по картинкам. Составление

рассказа «Поездка в город»

полученные знания в игре

«Дорожные знаки»

«Помоги незнайке»

Наша Армия 1 Образование

именительном падеже и

по картинкам и опорным

Знать, кто такие

Уметь узнавать по

картинкам некоторые виды

войск и военной техники.

«Узнай и назови»,

Части суток 1 Образование глаголов от

Составление рассказа по

картинкам «Мой день».

Знать названия частей

суток. Уметь соотносить

их с движением солнца и с

действиями в течении дня.

«Когда это бывает?»

Ранняя весна 1 Образование существи-

тельных с уменьшительно

ласкательным значением,

венного числа. Согласова-

ние существительных и

прилагательных в роде,

числе, падеже. Слова –

по картинкам. Составление

рассказа по картинно –

графическому плану.

Знать весенние месяцы,

«Когда это бывает?»

1 Винительный падеж имен

Читайте также:
Планирование работы логопедического кружка 'Речевичок'

льные с уменьшительно –

ласкательным значением.

по картинкам. Закончи

предложение. Рассказ «Как

я поздравлял свою маму»

Знать о женском празд-

нике. Научить ребенка

Знать женские профессии,

тому что нужно для

работы, кто что делает на

«Найди ошибку»

«Кому что нужно для

Игрушки 1 Образование прилагатель-

ных от существительных.

Существительные с ласка-

тельным значением. Обра-

льных с местоимениями,

Формирование

игрушки по плану.

Знать названия игрушек,

чем они отличаются друг

от друга, как играть

игрушками, части и детали

игрушек, материал, из

которого она сделана.

«Чей?», «Чья?»

1 Образование существите-

льных с уменьшительно –

ласкательным значением.

льные. Образование качес-

Составление рассказа по

плану.

Знать названия продуктов

питания, отличия друг от

друга, назначение, что из

них можно приготовить.

Откуда они берутся, как

хранить продукты питания.

Сложные слова. слова –

Упражнять в составлении

рассказа по плану.

Знать названия перелетных

«Кто как кричит»,

«Угадай и назови»

множественного числа в

по картинке. Составление

предложений по опорным

словам. Рассказ о

картинки по тематическим

«Кому что нужно для

Космос 1 Расширять словарь по

данной теме. Образование

по опорным словам.

Знать о космосе,

космонавтах. Знать, что 12

апреля отмечается День

космонавтики, имя первого

«Полет в космос»

1-2 Подбор признаков.

описаний по плану.

Знать, какие растения

встречаются в лесу, чем

они отличаются от других

растений, какую пользу

«Чей, Чья» «Какой,

й День Победы 1 Образование

Подбор определений к

Составить предложения по

картинкам. Рассказ о

празднике «День Победы»

Знать, что 9 Мая

празднуется День Победы,

почему он так называется,

кого поздравляют в этот

день. Использовать слова –

Насекомые 1 Образование

ласкательным значением.

с предлогами. Описание

насекомых по плану.

«насекомые», знать их

внешние признаки, их

строение, о пользе,

некоторые насекомые и

вреде других насекомых.

Описательные рассказы о

Знать об изменениях,

происшедших в природе,

название растений, части.

«Какой, Какая?»

Лето 1 Образование

ласкательным значением.

Подбор слов – действий,

существительными в роде, числе, падеже.

по картинке. Составление

творческого рассказа «Вот

Знать время года «Лето»,

называть летние месяцы,

«Когда это бывает?»__

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: “Дикие животные”; – формировать обобщающее понятие «дикие.

Календарно-тематический план НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Содержимое публикации

МДОУ детский сад комбинированного вида № 131

Утверждаю: заведующий Насатюк Т. К.

дата ___________________________подпись____________________номер приказа__________________

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

2018 – 2019 учебный год

Учитель – логопед Силакова С. В.

Комсомольск – на – Амуре

2018 г.

Коррекционное обучение начинается с середины сентября и заканчивается в мае. Предусмотрено проведение двух фронтальных занятий в неделю: одно по развитию лексико – грамматических категорий и одно по развитию связной речи. Условно обучение делится на три периода.

Первый период обучения (17 сентября – 30 ноября)

Задачи первого периода обучения:

Развитие словаря

1.Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Осень. Признаки осени.
Осенние месяцы. Деревья осенью», «Овощи. Труд на полях и в огородах», «Фрукты. Труд в садах», «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме», «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.
Подготовка к отлету», «Поздняя осень. Грибы и ягоды», «До­машние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Осенние обувь, одежда, головные уборы»).

Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами (огурчик, морковочка, рубашечка, туфельки, лисичка, штанишки, грибище, лапища).

Обогащение экспрессивной речи сложными словами(картофелекопалка, садовод, овощевод),неизменяемыми слова­ми (пальто),словами-антонимами (высокийнизкий, толс­тыйтонкий, крупныймелкий) и словами-синонимами(покрыватьустилать, красныйалыйбагряный, жел­тый — золотой).

Расширение представления о переносном значении(зо­лотые руки, хитрая лиса, косой заяц) и активизация в речи слов с переносным значением.

Читайте также:
Адаптация детей к условиям логопедической группы

Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (красненький, мягонький), отно­сительными(яблочный, дубовый, картофельный, шерстяной, ко­жаный) и притяжательными(кошачий, медвежий, лисий) прила­гательными.

Дальнейшее овладение приставочными глаголами (поле­
тать, улетать, прилетать, перелетать)

Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи­тельных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного чис­ла в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозокзаморозки, гриб — грибы, березаберезы, яблокояблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюш­не, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена существительные и имена прилагательные с умень­шительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5.Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, провор­ная, стремительная ласточка).

Закрепление умения образовывать и использовать воз­вратные глаголы, глаголы в разных временных формах (соби­раться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными

Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени(Мы хотели пойти гулять, но на улице шел сильный дождь. Мы сидели дома и рисовали, на улице шел дождь. Мы пошли на прогулку, когда закончился дождь.).

Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

Развитие связной речи и речевого общения

1.Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2.Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3.Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

4.Совершенствование навыка пересказа сказок («Василиса Прекрасная») и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5.Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно

Второй период обучения (1 декабря – 31 марта)

Задачи второго периода обучения:

Развитие словаря

1.Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Зима», «Зимующие пти­цы», «Мебель», «Посуда», «Новый год», «Транспорт», «Профессии на транспорте», «Труд на селе зимой», «Орудия труда. Инстру­менты», «Животные жарких стран», «Комнатные растения»,
«Животный мир морей и океанов»).

Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, много­этажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет; корка хлеба, снежная корка),словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренным»; словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный).

Обогащение экспрессивной речи прилагательными > уменьшительными суффиксами (беленький, тепленький),относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассе вый) и притяжательными прилагательными(львиный, леопардовый, обезьяний);прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивы: упорный); прилагательными с противоположным значение

(холодный — горячий, гладкийшершавый, мягкий — твер­дый).

Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, легкий, пушистый).

Продолжение работы по дальнейшему овладению при­ставочными глаголами(насыпать, посыпать, засыпать, понасыпать).

5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми про­стыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

Совершенствование грамматического строя речи

Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами (кружечка, тарелочка, но­жичек, кастрюлька, кувшинчик; гладенький).

Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (сне­жище, горища) и суффиксами единичности(снежинка, льдинка).

Формирование умения образовывать и использовать име­на прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длин­нее; самый холодный).

4.Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже(гладкий лед, гладкого льда, по гладкому льду; белые снежинки,
белых снежинок, белыми снежинками; три снеговика, семь сне­
гирей),
подбирать однородные определения к существитель­ным(гладкий, блестящий, холодный лед).

5.Формирование умения образовывать и использовать гла­голы в форме будущего простого и будущего сложного време­ни(покатаюсь, буду кататься, расчищу, буду чистить).

6.Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия,
по картине; распространения простых предложений однород­ными членами.

Совершенствование навыков составления сложносочи­ненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закон­чился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.).

Закрепление навыков анализа простых распространен­ных предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

2.Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3.Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4.Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рас¬сказов и знакомых сказок («Царевна-лягушка») по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика.

Читайте также:
Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

Третий период обучения (1 апреля – 31 мая)

Задачи третьего периода обучения:

Развитие словаря

Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Ранняя весна», «Поздняя весна», «Перелетные птицы весной», «Скоро в школу», «Наша Родина — Россия», «Столица России Москва», «Родной город»).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (ледоход, первоцвет, половодье, белокаменная),много­значными словами (солнце печет, мама печет блины; ручеек звенит, звонок звенит), словами в переносном значении (горя­чее сердце, золотые руки), одно коренными словами (солнце, солнечный, подсолнух, подсолнечное).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами синонимами (бежать — нестись, большойогромный) и сло­вами-антонимами (восходзакат, сажатьсобирать, горя­чий —- обжигающий).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (голубенький, веселенький),относительными (московский, петербургский); прилагательными с противоположным значением (чистый — грязный, маленький — огромный, широкий — узкий).

5.Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми(На проталинках расцветают подснежники. На проталинках расцветают прозрачные, хрупкие, нежные подснежники. На проталинках, на пригорках, на полянках расцветают подснежники. На проталинках проклевываются, под­растают, расцветают первые подснежники.).

Пополнение словаря отглагольными существительными (покупать — покупатель, продаватьпродавец, учить — учи­тель, ученик).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами(из-за, из-под, между, через, около, возле).

Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

Дальнейшее совершенствование употребления сформи­рованных ранее грамматических категорий.

Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена существительные с увеличительными суффиксами (гнездшце, льдинища) и суффиксами единичности(проталинка, травинка).

Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена прилагательные в сравнительной степени (ярче, шире, красивее, самый красивый).

Закрепление умения подбирать определения к сущест­вительным (рыхлый, темный, грязный снег; чистое, голубое, вы­сокое небо).

Совершенствование умения образовывать и использо­вать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (научусь, буду учиться).

Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными (прекрасный цветок, пре­красная незабудка, прекрасное утро, прекрасные дни) и числи­тельных с существительными (три бабочки, семь бабочек; трех бабочек, семи бабочек).

Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчинен­ных предложений.

8. Совершенствование навыков анализа простых рас­пространенных предложений без предлогов и с простыми пред­логами и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной речи и речевого общения

Повышение речевой коммуникативной культуры и раз­витие речевых коммуникативных навыков. Закрепление уме­ния соблюдать нормы вежливого речевого общения.

Дальнейшее совершенствование умения составлять опи­сательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по кар­тине и серии картин по данному или коллективно составлен­ному плану.

Совершенствование умения составлять рассказы из лич­ного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с уви­денным, прочитанным.

Развитие индивидуальных способностей в творческой ре­чевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы

по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые инте­ресные и существенные события и эпизоды, включая в повество­вание описания природы, окружающей действительности, ис­пользуя вербальные и невербальные средства.

Дальнейшее совершенствование умений отвечать на во­просы по тексту литературного произведения и задавать их.

Совершенствование навыка пересказа небольших рас­сказов и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина по кол­лективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия.

Задачи по формированию лексико – грамматических категорий

Задачи по развитию связной речи

1 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (2 занятия)

«Детский сад» «Времена года, осень»

ДИАГНОСТИКА

«Осень. Деревья осенью, грибы»

Развитие высших психических функций.

Составление предложений описательного характера об осени.

«Овощи – фрукты. Осенние работы в полях, огородах, садах»

Слова – предметы. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (листья падают – листопад).

Составление предложений описательного характера по предметной картинке.

«Мясные и молочные продукты»

Слова – действия. Обогащение экспрессивной речи антонимами, синонимами.

Составление коротких описательных рассказов с опорой на схему.

«Зерновые продукты. Откуда пришел хлеб»

Слова – признаки. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Составление загадок – описаний по заданному плану.

«Перелетные и зимующие птицы»

Дифференциация слов – предметов, слов – действий, слов – признаков. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные и прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

«Дикие животные, их детеныши, подготовка к зиме»

Предлог «В». Расширение представлений о переносном значении слов и активизация в экспрессивной речи слов с переносным значением.

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

«Домашние животные, их детеныши, подготовка к зиме»

Предлог «На». Совершенствование навыка распространения простого предложения однородными членами.

Составление рассказа с опорой на предметную картину.

«Животные жарких и холодных стран»

Предлог «Под». Формирование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений.

Пересказ по заданному плану.

«Животные морей, океанов, пресноводных, соленых, мелких и крупных водоемов»

Предлог «За». Образование притяжательных прилагательных.

Совершенствование навыка пересказ небольшого рассказа по заданному плану.

«Одежда, обувь, головные уборы»

Предлог «Над». Образование относительных прилагательных. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже.

Составление творческого рассказа по сюжетной картине.

Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок с-, у-, под-, у-, пере-, от- и употребление их в речи.

Пересказ сказки с использованием пальчикового театра.

2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (2 занятия)

«Зима. Зимние месяцы, зимние месяцы»

Предлоги «По», «К», «От». Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

Читайте также:
Звук и буква У - занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах по коллективно составленному плану.

«Спорт, зимние забавы и развлечения»

Предлог «С». Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование умения образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Совершенствование умения составлять рассказы по картине с опорой на коллективно составленный план.

Предлог «Из». Обогащение экспрессивной речи многозначными словами, словами в переносном значении.

Совершенствование умения составлять описательные рассказы по серии картин с опорой на коллективно составленный план.

Предлоги «Из» – «Из – за». Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (снежище, горища) и суффиксами единичности (снежинка, льдинка).

Составление рассказа из личного опыта. Заучивание стихотворений к празднику.

Перспективное планирование логопедических занятий по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи Средняя группа

Лексическая

Содержание работы по развитию лексико – грамматической стороны речи

Содержание работы по развитию связной речи

Образование существительных с уменш-ласкат. суф. Игра с мячом «Назови – ласково».

Образование мн.ч.сущ. по теме Игра с мячом «Один – много».

Рассматривание картинок по теме «Осень». Формирование словаря. Рассказ описание об осени (по схеме).

Образование существительных с уменш-ласкат. суффиксами по теме. Лото «Большой – маленький».

«Поможем клоуну Роме»

Д.И. «Чудесный мешочек».

Составление простых предложений по вопросам.

Рассматривание фруктов. Расширение словаря. «Узнай фрукт».

Игра: «Чего не стало?» (фрукты).

Д.И.: «Чудесный мешочек» закрепление знания названий фруктов, их цвета, вкуса.

«Лес. Грибы. Ягоды»

Образование мн.ч. существительных по теме.

Лото «один – много».

1. Рассматривание картинок «Ранняя осень» и предметных картинок по теме.

Образование мн.ч. существительных по теме.

Игра: «Один – много»;

Образование формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода.

Игра «Чего не стало ? »;

Рассматривание картинок по теме. Составление простых предложений по вопросам.

Образование мн.ч.сущ. Игра с мячом «Один – много».

Образование сущ. с уменьшит.-ласкат. суффиксами Игра «Большой – маленький».

Образование р.п.сущ. во мн.ч. Игра «Чего не стало?»

Составление рассказа – описания о куртке (схемы)

Игра «В магазине». Актуализиция словаря

Употребление предлогов В, НА. Упр. «В раздевалке».

Образование сущ.с уменш.-ласкат.суффиксами Упр. «В раздевалке».

«Лото»: «Один – много».

Составление предложений из трех слов по картинке («Катя обула туфли», «Вова снял сапоги»).

Игра: «Что привез грузовик?» Рассказы-описания об обуви (с помощью логопеда).

Употребление предлогов В,НА,С,ИЗ.

Игра: «Куклина комната».

Д.И.: «Что для чего?».

Д.И.: «Большой-маленький». Образование уменьш.-ласкат.сущ-х.

Повторение за логопедом рассказа-описания о стуле.

Обучение отгадыванию загадок о мебели.

Рассмотрение картинок о посуде. Беседа. Расширение словаря.

Образование уменьш.-ласкат.суффиксов. Игра «Угостим гостей».

«К кукле пришли гости».

Обучение отгадыванию загадок о посуде.

Подбор определений к существительным снег, лед, снежинка. Упр.: «Собери снеговика». Упр.: «Что лишнего?».

Беседа по картине «Наступила зима». Актуализация словаря.

Признаки осени и зимы.

Рассматривание картины «У кормушки». Формирование словаря. Беседа.

Употребление в речи простых предлогов.

Игра «У кормушки».

Составление рассказа-описания о снегире по вопросам (три предложения).

Рассмотрение картины «Птичий двор». Формирование словаря. Беседа.

Образование сущ.с уменьшит.-ласкат.суффиксами. игра с мячом. «Назови ласково».

Составление рассказа-описания о петушке (3 предложения).

«Составь по образцу» (разрезные картинки).

Пересказ сказки В. Сутеева «Утенок и цыпленок» (с опорой на картинки).

Рассматривание картины «У елки». Расширение словаря. Беседа.

Д.И. «Чудесный мешочек» (елочные игрушки). Подбор определений.

Д.И.: «Что появилось на елочке»

Работа над диалогической речью.

Игра: «Что изменилось на елочке?»

Вин.п. и тв.п.сущ-х «Угостим гостей».

Д.И.: «Что изменилось?» Лото: «Разложи попорядку»

Уточнение представления о величине предметов. Игра: «Разложи по порядку»

Рассматривание по теме. Беседа. Игра: «В магазине». Актуализация словаря. Обучение употреблению глаголов: «буду есть», «буду пить». Д.И. «Что лишнее?».

Образование сущ. с суффиксами –онок, -енок, -ат,

-ят. Игра: «Найди маму».

Употребление предлогов: НА,С,В,ИЗ.

Игра «За забором».

Составление рассказа-описания о кошке по вопросам и с опорой на картинку (схемы). «Путаница» К. Чуковского. «Исправим ошибки» (звукоподражания).

Образование сущ.с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят. Игротека: «Мама и детеныши».

Д.И.: «Кто лишний» (дом. и дикие животные)

Рассматривание фигурок диких животных. Актуализация словаря. Беседа.

Составление рассказа-описания о зайце (схема).

Рассматривание предметных картинок и моделей машин по теме. Актуализация словаря. Беседа.

Составление рассказа-описания о машинах (игрушка).

Составление предложений по действиям на картинках. Д.И.: «Собери грузовик». Упр. «Найди отличия».

Рассматривание картинок о больнице. Игра «В больнице»-формирование глагольного словаря: лечит, ухаживает, укол.

Составление рассказа по теме (3-4 предложения) по сюжетным картинкам. Игротека: «Что нужно врачу?».

Рассматривание картины «На кухне». Актуализация словаря.

Глагольная лексика: режет, варит, засыпает, откидывает…

Игра: «На кухне» употребление простых предлогов.

Составление рассказа по теме: (3-4 предложения) по сюжетным картинкам.

Игра: «Чего не стало?» (продукты).

Рассматривание картины «В магазине». Формирование словаря. Беседа.

Подбор прилагательных : молочный, овощной, хлебный. Игра: «Подскажи словечко».

Составление рассказов-описаний об игрушках.

Игра: «В магазине».

Рассматривание картины «Поздравляем маму». Актуализация словаря. Беседа.

Образование Д.п. сущ-х «Кому это нужно?» (орудия труда).

Игра: «Подарок маме»-формирование словарного запаса сущ.

Составление рассказа по серии картинок «Находчивый заяц».

Рассматривание картины «Весна наступила». Формирование словаря. Беседа.

Употребление простых предлогов. Составление по картинкам предложений с предлогами.

Составление предложений о весне с опорой на картинки.

Закрепление знаний признаков осени, зимы, весны. «разноцветные круги».

«Домашние животные весной»

Рассматривание картинок и фигурок домашних животных. Актуализация словаря. Беседа.

Согласование прилагательных с существительными. Игра: «Какой, какая, какие?».

Расширение глагольного словаря: кормить, поить, чистить, ухаживать.

Составление рассказа – описания о домашних животных.(Схемы). Обучение отгадыванию загадок.

Читайте также:
Логопедическая работа по активизации словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактической игры

«Дикие животные весной»

Рассматривание предметных картинок и фигурок диких животных. Актуализация словаря. Беседа.

Образование Р.п. сущ-х во мн.числе. Игра: «Кого не стало?» (с детенышами животных).

Подбор однокоренных слов к слову лиса: (лисенок, лисята, лисий, лисонька, лисица).

Рассказы – описания о диких животных по образцу (схемы). Обучение отгадыванию загадок о животных.

Образование Р.п. существительных «Кого не хватает?».

Образование сущ-х с суффиксами –ат;. Игра с мячом.

Рассматривание картины «Грачи прилетели». Формирование словаря. Беседа.

Составление предложений со словами: стая, гнездо, птенец.

Рассматривание фотографий по теме. Формирование лексики. Беседа.

Употребление в речи предлогов «На улице» (игротека).

Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад.

Экскурсия в уголок природы. Рассматривание рыбок в аквариуме. Формирование словаря. Беседа.

Закрепление в речи простых предлогов «Аквариум». Игра: «Кто как передвигается?».

Составление рассказа – описания о золотой рыбке. (Схемы).

Экскурсия в уголок природы. Актуализация словаря. Беседа.

Работа по уходу за растениями в уголке природы. Комментирование действий. Глаголы: поливать, рыхлить, цветет.

Составление рассказа о цветущей герани по вопросам.

Рассматривание картинок по теме. Формирование словаря. Беседа.

Употребление в речи простых предлогов.

«На улице» (игротека).

Составление рассказа об улице на которой находится детский сад.

Рассматривание предметных картинок по теме. Формирование словаря. Беседа. Употребление в речи простых предлогов. Игротека: «Бабочка и цветы».

Составление рассказа – описания о бабочке, по наглядной опоре. Отгадывание, толкование и заучивание загадок о насекомых.

«Лето, цветы на лугу»

Рассматривание картинок по теме. Расширение словаря. Беседа. Составление рассказа – описания по образу о цветах.

Коллективное составление рассказа по серии картинок «Кирюшка в зоопарке».

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Структура подгруппового лексико-грамматического занятия с детьми с ОНР

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 17 комбинированного вида Ермолаева Лариса Вячеславовна.

    Формулировка темы ЛГ занятия.

*Интегрированные занятия нежелательны: многозадачность работы над всеми компонентами речи объединена лексической темой, ограничена лексика, распыляется внимание, не выдерживаются временные рамки;

*Совмещение работы над ЛГ категорией и связной речью нецелесообразно: усилия смещаются с освоения грамматической категории на формирование связной речи;

Лексическая тема не может быть темой ЛГ занятия, она служит для обогащения лексики детей воспитателем: ограничивает подбор лексики, не позволяет сосредоточиться на освоении грамматической формы;

Тему занятия логопед формулирует грамматическую, опираясь на подготовленную воспитателем лексику;

Тема и содержание занятия включает одну грамматическую категорию, подлежащую освоению.

Пример: «Существительные с суффиксом –НИЦА- в значении вместилища».

2. Формулировка цели ЛГ занятия.

Цель содержит указание на :

*формируемое у детей умение;

*степень самостоятельности (с помощью, с частичной помощью, самостоятельно);

*способ выполнения заданий (по образцу, по памяти, по воображению, по словесной инструкции);

Пример: образование существительных при помощи суффикса –НИЦА- по образцу логопеда, с опорой на демонстрацию действий, употребление их в предложении, составленном по сюжетным картинкам.

3. Формулировка задач.

*Умение : подбирать/изменять/образовывать/употреблять/перечислять/называть/ классифицировать/объяснять/анализировать…

*КАК: самостоятельность, способ выполнения, используемый прием

-формировать умение образовывать существительные при помощи суффикса –НИЦА- по образцу с опорой на демонстрацию действий;

-упражнять в употреблении их в предложении, составленном по сюжетным картинкам в процессе дидактической игры;…

4. Методические рекомендации.

*Программой предусмотрено 2 занятия в неделю по формированию ЛГ строя и связной речи.

В I периоде обучения, в основном, ЛГ занятия с целью накопления речевого материала и подготовка диалога.

Во II – III периодах -увеличение в сторону занятий по формированию связной речи.

*ЛГ занятия должны обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств, к диалогу и монологу.

*На ЛГ занятиях организуется речевая практика на основе практических действий с предметами, участия в различных видах деятельности, активных наблюдений за жизненными и языковыми явлениями.

* На ЛГ занятиях не является обязательным работа над звукопроизношением и слоговой структурой, лексика подбирается с правильно произносимыми звуками.

4. Методические рекомендации.

*Работа над словообразованием и словоизменением включает:

1. Сравнение слов с одинаковой морфемой сходного значения (косичка, лисичка) или родственных слов.

2. Выделение общности значения слова, вносимого этой морфемой.

3. Выделение сходного звучания слов и морфем.

4. Закрепление связи значения и звучания морфемы(-ик -значение уменьшительности).

5. Анализ звукового (буквенного)состава выделенной морфемы.

6. Самостоятельное образование слов с данной флексией.

7. Использование новых слов в словосочетании, предложении.

*Основныме задачи ЛГ занятий:

-развитие понимания речи;

-воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;

– формирование практических навыков словообразования и словоизменения; – формирование умения употреблять грамматические формы слов в разных видах синтаксических структур.

5. Структура ЛГ занятия:

    Орг момент: лексические упражнения, связанные с темой

занятия, наблюдение за исходной формой слова.

2. Объяснение нового материала: работа над пониманием грамматической категории, преобразование слова, сравнение с исходной формой

3. Закрепление полученных знаний на демонстрационном наглядном материале

4. Динамическая пауза, связанная с темой

5. Закрепление полученных знаний на индивидуальном раздаточном материале в словосочетаниях, предложениях

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999.

Читайте также:
Роль игры в процессе речевого развития дошкольников

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа) М.: Альфа, 1993

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи

Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

I период обучения

  1. Лексические темы: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная одежда, обувь», «Посуда», Продукты питания»,Птицы, звери, их детеныши».
  2. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка; волчище, медведище, ножоща, сапожище, ручища и т.д.);

б) глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);

в) прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалом (бархатный костюм, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща);

г) сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.

  1. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины); практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном числе: улетает (-ют), собирает (-ют), накрывает (-ют) на стол, птица (-ы), колхозник (-и), дежурный (ые) и т.д. Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша). Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло).

  1. Развитие самостоятельной связной речи.

Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине. Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по картине (в объеме 5-7 предложений).

Пересказ с изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица. Составление рассказа-описания овощей, фруктов по заданному плану. Рассказывание сказок-драматизаций. Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок.

II период обучения

  1. Лексические темы: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад-огород».
  2. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

а) Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов. Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул). Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.

б) Образование сложных слов (снегопад), родственных слов (снег, снеговик, снежинка, снежок).

в) Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше); усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий; улица длинная, короткая).

г) Образование прилагательных типа: одно-двухэтажный, многоэтажный. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).

  1. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами. Правильность их согласования. Составление рассказа о любой игрушке с использованием описательных приемов в самостоятельной речи.

Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду-пошел).

Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей – ся и без нее (буду кататься – покатаюсь; буду купаться – искупаюсь; буду учиться – поучусь).

Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под.

  1. Развитие самостоятельной связной речи.

Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними. Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.

Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например: зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина – маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.

Употребление в речи целевых, временных, причинных, конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем?

III период обучения

  1. Лексические темы: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад – огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город». Повторение ранее пройденных тем.
  2. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

а) Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом строят, красят, разрушают; красят – крышу, стену, забор, потолок, двери). Самостоятельная постановка вопросов (весна какая? дом какой? солнышко какое?); закрепление слов – антонимов: улица чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (незнакомая) и т. д.

б) Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище);

в) Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.

  1. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.

Практическое усвоение согласования числительных с существительными (3 куклы – 5 кукол; 2 медведя – 5 медведей); прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян).

  1. Развитие самостоятельной связной речи.
Читайте также:
Конспект НОД в подготовительной группе: Здравствуй, зимушка зима!

Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста. Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев. Умение самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей. Упражнение в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.

Планирование фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте.

Основные задачи коррекционного обучения по данному разделу следующие:

  • сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу форм;
  • научить их произносить слова различной слоговой сложности;
  • научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Для выполнения поставленных задач в первую очередь специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.

Специальное время отводится на развитие фонематического воспитания и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко – слогового состава.

На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко – слогового состава материал коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития логических и грамматических элементов речи.

Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 минут) динамической паузы.

Формирование произношения осуществляется на индивидуальных (подгрупповых) и фронтальных занятиях. Одновременно осуществляется обучение началам грамоты.

Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие разделы:

  • сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;
  • научить детей чтению и письму.

Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко – речевого анализа и обучением чтению и письму.

В течении всего года максимальное внимание отводится на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно детей учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы, состоящие из ранее отработанных звуков.

По звуковому анализу логопедом проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение грубых, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками – заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам твердости, звонкости, мягкости, глухости. Во 2 периоде обучения детей знакомят с гласными буквами а, у, о, и; с согласными м, п, т, к, с.

Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа и синтеза слоги типа па, са, му, ту, а также простые односложные слова типа суп, мак.

Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно воспитателем в вечернее время, а родителями – в субботу и воскресение.

Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданному слогу придумывать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух – трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются детьми в схему слова.

Упражнения в составлении схем слова сначала включаются в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. В 3 периоде обучения расширяется объем изучаемых звуков и букв. На фронтальные занятия выносится изучение следующих звуков: с – ш, р – л, з, ц, ч, щ. Усложняется анализ и синтез слов, берутся односложные слова со стечением согласных (стоп, шарф), со стечением согласных в середине слова (кошка), трехсложные слова (панама, капуста). Учат составлять сложные слова из карточек, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Проводятся упражнения по преобразованию слогов в слово (ла, шко = школа).

В конце 3 периода учат членить предложения на слова, считать их количество в предложениях типа (Дима ест суп). Состав предложений постоянно усложняется.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Игрушки» по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи для детей 5 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня

3. Развитие мелкой упражнение – моторики «Пять и пять».
– Но сначала нужно наши размять пальчики. Сколько у нас пальчиков на руке? одной А на другой? А сколько вместе?

Читайте также:
Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики

Пять и пошли пять гулять. Ладошки широко разведенных раскрываются рук.
Вместе весело играть. Затем пальцы переплетенные обеих ладоней сгибаются и разгибаются.
Вvращение, Повернулись кистей рук.
Улыбнулись, Сложенные к пальцупальцы большому обеих рук«растягиваютсяв улыбку».
В вот кулачок так свернулись. Пальцы рук несильно сжаты в кулачки.
Вот такие молодцы! кулачок Стучат о кулачок.
4. Развитие мышления – загадки.
– зайца Детишки загадали ему загадки о тех которые, игрушках они бы хотели. Попробуем отгадать Хобот

их? длинный, рот с клыками,
Ноги столбами кажутся.
Как гора, огромен он.
Ты узнал, это? кто (слон)

Удивительный ребенок!
Только пеленок из вышел,
Может плавать и нырять,
Как родная его мать (утенок)

Стукнешь о стенку – а я Бросишь.
отскочу на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони Смирно –
лечу лежать я никак не хочу (мяч)

чудо Эти-кирпичи
Я в подарок получил.
Что них из сложу – сломаю,
Все сначала начинаю (стройный)

Он и кубики, и красивый,
У него густая грива!
нельзя, Жаль на нем промчаться,
Можно только качалка (покачаться)

Одноног Ивашка –
Расписна рубашка.
плясать, Петь – мастак,
А стоять – никак (юла)

пустой Сам, голос густой,
Дробь отбивает,
созывает ребят (барабан)

Совсем не нужен ей водитель.
заводите её вы Ключом –
Колёсики начнут крутиться.
Поставьте, и помчится она. (машинка)

Игрушки выставляются по ходу загадок отгадывания

5. Развитие направленного плавного выдоха – Надуй «игра игрушку».
Выставляются надувные игрушки (это). – А сдутые что такое? (Надувные игрушки). А они зачем нужны? Что нужно с ними Надуть (сделать? их). Давайте скорее надуем их.
6. Развитие представлений фонематических, выделение ударного гласного звука в игра – словах «Эхо».
– В лесу, там где зайка живет, есть эхо. Как вы думаете, это что такое?
Ответы детей. Если неверные ответы, логопед объясняет значение этого Сейчас. – слова мы поиграем в игру «Эхо». Мы будем игрушки называть и слушать какой звук в них отдает эхо нам. Это будет тот который, звук произносится громче остальных.
Слова: барабан, утка, юла, слон, кубики, конь, Согласование. 7.качалка прилагательных с существительными, словообразование – игры «признаки Подбери», «Назови ласково».

Три! Присели, встали дружно.
Все за ушком почесали.
На четыре Пять.
потянулись! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все снова встали в ряд,
Зашагали как отряд

10. глаголов Согласование с существительными – игра «Подбери действия».
– нужно Зайчику знать, что умеют делать игрушки ваши и как с ними играть.
Ответы Развитие. 11. детей тактильной чувствительности – игра «Узнай на Зайка».
– ощупь хочет проверить, хорошо ли вы знаете игрушки свои, не перепутаете ли вы их с другими.
Логопед собирает игрушки все в мешочек, подносит мешок к каждому Дети. ребенку должны на ощупь. Не вытаскивая руки с мешка из игрушкой, определить какую игрушку они Правильное. 12. достали употребление грамматических категорий – игра «кто он, Кто она»
– На какую игрушку можно она сказать, а на какую он?
Ответы детей. 13. связной Развитие речи – игра «Составь загадку».
– как, Помните зайка загадывал нам загадки. придумаем Давайте загадки и проверим нашего гостя.
загадок Составление детьми. 14. Итог занятия.

Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

ВВЕДЕНИЕ

В подготовительных группах для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения), как правило, находятся дети, успешно усвоившие программу старшей группы, но имеющие еще определенное отставание как в развитии языковых средств так и в их использовании в повседневном речевом общении.

В начале учебного года проводится повторное обследование речевого развития детей. При этом используются более разнообразные приемы обследования и сопоставления полученных результатов с предыдущими (в конце учебного года). На втором году обучения обследованию подлежат все стороны речи, но узловым моментом является выявление навыка свободного пользования развернутой, связной речью. При этом оценка результатов проводится с учетом программных требований данной возрастной группы для детских садов общего типа.

Особое внимание обращается на умение детей самостоятельно строить свои высказывания: насколько они логичны и последовательны; как переданы временные, целевые, причинно-следственные отношения; как правильно грамматически и фонетически оформлены предложения.

Обследование словарного запаса предполагает выявление как количественных, так и качественных характеристик. Важно проследить, как дети пользуются не только часто встречающимися в обиходе словами, но и более трудными (кнопка, петля, молния, дупло, берлога; табурет, раскладушка, диван-кровать, кресло; мясорубка, соковыжималка; светофор, станция, рельсы и т. д.). В процессе обследования выясняется, насколько ребенок умеет самостоятельно образовывать и употреблять в речи формы прилагательных от существительных (каменный, картонный, кирпичный), глаголы, выражающие оттенки действий (переписать, дописать, выписать; обрезать, подрезать, вырезать); подбирать антонимы, родственные слова; вставлять в предложение недостающее слово, точно соответствующее данному контексту,

Одновременно оценивается устойчивость грамматических навыков, степень сформированности фонетико-фонематических представлении, возможность звукового анализа и синтеза. Важно в этот период выявить навыки владения названными компонентами языка не только на логопедических занятиях, но и во время режимных процессов, игровой деятельности и в ходе подготовки к утренникам.

Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. 7 ГОД ЖИЗНИ)

Читайте также:
Конспект логопедического занятия ‘Дикие животные’

У детей 7 года жизни отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Однако их речь в полном объеме еще не соответствует норме. Различный уровень речевых средств позволяет разделить всех детей на 2 неоднородные группы. Первую группу составляет 70—80% детей, которые достаточно свободно овладели фразовой речью. Они адекватно отвечают на вопросы, могут без помощи логопеда составить несложный рассказ по картине, пересказать простой текст, рассказать о хорошо известных, интересных событиях, т.е. построить все высказывание в пределах близкой им темы.

Анализ их речевой продукции позволяет говорить о том, что объем обиходного словаря приближается к невысокой норме. Отмечается тенденция роста количества слов, появление однородных членов, входящих в структуру распространенного предложения. Стремление детей пользоваться разными типами предложений является показателем возросшей речевой активности, а также желанием в своих высказываниях отразить более сложные связи и отношения объективной действительности.

На данном этапе речевого развития произносительная сторона речи в значительной степени сформирована. Дети пользуются достаточно свободно словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Ошибки в смешении и замене, пропуске звуков, перестановке, употреблении слогов встречаются, как правило, при выполнении специально подобранных усложненных заданий. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: тестофор (светофор), саморубка (мясорубка), калявста (лекарства), селепад (велосипед), фотирует (фотографирует), щисильсик (чистильщик).

Они достаточно уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов.

Однако, при изменении условий коммуникации, расширения самостоятельности речевого общения, при выполнении специальных учебных заданий возникает ряд специфических трудностей. Это говорит о том, что дети не достигли того уровня развития, который свойственен их сверстникам с нормальной речью.

На фоне развернутой речи отмечаются отдельные отклонения в развитии каждого из компонентой речевой системы. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах этих детей нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастии, деепричастии. Зачастую у них наблюдаются однообразие и неточность в употреблении слов, содержащих обобщения, оттенки значений, названия явлений природы, а также абстрактные понятия.

Структура сложносочиненных предложений в ряде случаев оказывается упрощенной (типа: Таня рисовала дом, а Миша лепил гриб). Имеются случаи пропуска членов предложения, особенно подлежащих, редко встречаются разделительные и противительные союзы. Не полностью усвоены сложноподчиненные союзы, почти нет условных, уступительных, определительных придаточных предложений. Понимая зависимость между отдельными событиями, дети не всегда правильно используют форму сложноподчиненного предложения (Карандаш сломался, как я много рисовала. Мальчик упал, что споткнулся на камень). В процессе изложения практического материала не всегда вскрывается причинная зависимость.

Ограниченность речевых средств наиболее ярко проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Анализ речевой деятельности детей позволяет считать, что словарный запас недостаточно точен по способу употребления. В нем наблюдаются, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия, мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Это приводит к тому, что лексический запас характеризовался стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения, слова с переносным значением часто совсем недоступны для их понимания.

Наиболее характерными лексическими ошибками являются замены названий слов сочетаниями или предложениями, другими словами, близкими по ситуации, по своему назначению и др. (фонтан — водичка льется, брызгает; галстук — ленточка; конура — дупло, домик; стрекоза — муха, жук; косынка — тряпочка такая; подоконник — окошко с цветами; скворечник — птички живут; марка — картинка на письме; паутинка — нитки, паук сеточку делает и т.д.). Значительные трудности испытывают дети при самостоятельном образовании слов. Например, профессий от названий действий (строить — строитель); существительных от названий признаков (красный — краснота); антонимов типа густой — редкий, мягкий — черствый, неряшливый — аккуратный, храбрый — трусливый, прямой — кривой и т. д.

У детей с ОНР на втором году обучения остаются ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний (деревы, гнезды). Характерно смешение форм склонения, особенно много трудностей при овладении предложными конструкциями. В активной речи правильно употребляются лишь простые и хорошо отработанные ранее предлоги (в, на, под).

Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволили детям самостоятельно овладеть более сложными предлогами (из-под, из-за, между, над). Отсюда появляются ошибки на замену и смешение предлогов. Например: Мячик выкатился из шкафа. Лампа висит на столе. Мяч лежит над стулом. Данные обследования свидетельствуют, что дети в простых сочетаниях правильно согласуют прилагательные с существительными. Однако, при усложненных заданиях (типа: Мальчик рисует красной ручкой и синим карандашом) нередко появляются ошибки (Мальчик рисует красной ручкой и синей карандашей). Это связано с недостаточной дифференциацией форм слова.

Вторую группу образуют дети (20—30%) с более ограниченным речевым опытом и несовершенными языковыми средствами. Уровень автоматизированности речевых навыков у них ниже, чем у детей первой группы. Так, при составлении рассказов по картинке, пересказе требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между синтагмами или короткими фразами. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, такие дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер. Отмечаются нарушения модели предложений: инверсии, пропуск главного или второстепенного члена предложения; опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.

Читайте также:
Обучение пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи

Количественный диапазон употребляемых в предложениях слов невелик. Большие трудности дети испытывают в программировании своих высказываний. Словарный запас этих детей ниже, чем у детей первой группы как по количественным, так и качественным показателям. Так, дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но они недостаточно различают изменение значений, обусловленных употреблением разных приставок. Например: машина ехала около дома (вместо: объехала дом); в ряде упражнений не могут добавить недостающее слово, точное по смыслу: гремит. стрекочет. порхает. звенит. и т. д. Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, составление сложных слов им практически почти недоступны.

Недостаточно усвоили эти дети обобщающие слова: транспорт, обувь, профессия и т. д. Они нередко заменяют родовые понятия видовыми: деревья — елочки, головные уборы — шапка; вместо малознакомых слов употребляют словосочетания: дупло — белка-тут живет; грядка — огурчики тут растут; кран — здесь ручки моют, водичка льется. Таким образом, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии детей, обнаруживаются заметные различия в овладении ими связной речью, определяющие специфику индивидуального подхода, вариативность применения логопедических приемов и различных прогнозов в отношении дальнейшего обучения в школе.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Зачисленные в специальную группу дети находятся в детском саду с сентября по июль. Логопедические и воспитательские занятия проводятся ежедневно согласно сетке часов. Продолжительность учебной недели 5 дней. По форме логопедические занятия делятся на фронтальные (со всей группой), подгрупповые (3-5 человек) и индивидуальные.

Фронтальные логопедические занятия (30—35 мин) проводятся в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Воспитательские занятия проводятся после логопедических, а некоторые из них, — согласно режиму дня, во второй его половине до или после, прогулки.

Индивидуальная или фронтальная логопедическая работа планируется с 9.40 до 13.00. Во второй половине дня выделяется 30 минут; на коррекционную работу воспитателя с подгруппой или отдельными детьми по заданию логопеда.

Все обучение условно делится на три периода:

I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь. Проводится 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию звукопроизношения.

II период обучения: декабрь, январь, февраль, март. Проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения, 1 занятие по обучению грамоте.

Начиная с июня, логопед проводит индивидуальную и подгрупповую работу.

Содержание логопедической работы на втором году обучения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей (диалогической и монологической). Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования. На логопедических занятиях предусматривается последовательная работа над словом, предложением и связной речью.

Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференцировок является необходимым условием успешного обучения.

Подбор речевого материала для логопедических занятий, методические приемы определяются общими целями коррекции с учётом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы воспитателя по различным разделам программы детского сада. Особого внимания требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение словообразованием и словоизменением. Структура фронтальных занятий включает в себя:

а) формирование лексико-грамматических средств языка;

б) обучение диалогической и монологической речи;

в) совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

г) овладение элементами грамоты.

При проведении коррекционно-воспитательной работы логопед и воспитатель широко опираются на непосредственный опыт детей, их предметно-практическую деятельность, что позволяет обеспечить комплексный характер обучения.

В процессе решения названных задач особое внимание уделяется самостоятельности и произвольности речи.

В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. Намечается объем работы по совершенствованию словарного запаса, воспитанию навыка словообразования, усвоению грамматических категорий самостоятельной речи.

Существует определенная преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. При углубленном изучении любой темы дети сравнивают предметы, выделяя их различие и сходство, закрепляя навык употребления существительных и прилагательных с уменьшительным и увеличительным оттенками (воробышек, волчище, большущие сапожища и т. п.); глаголов с оттенками действий (кроить, перекраивать, подливать, обливать и т. д.), прилагательных с различными значениями соотнесенности (фарфоровая чашка, клюквенный морс, сосновый бор и т.д.), сложных слов (листопад, хлебороб, снегопад и т. д.), слов с эмоционально-оттеночным и переносным значением (хитрая лиса, масляная головушка, золотая осень, вьюга злится и т. д.). Практически в каждое логопедическое занятие включаются упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, изменению форм глаголов в зависимости от поставленных вопросов (что делает? что будет делать?). Во II—III периодах обучения широко используются задания на закрепление в речи сложных предложений со значением противопоставлений (зимой деревья голые, а весной появляются листочки), разделения, а также целевых, временных, причинных конструкций с вопросами: когда? почему? зачем? Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Значительное время отводится на упражнения по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: