Перспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии

Планирование работы по профилактике дисграфии и дислексии.
консультация по логопедии

При планировании работы по профилактике дисграфии и дислексии помимо патогенетического принципа опираемся на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции психолога Льва Семёновича Выготского.

Скачать:

Вложение Размер
planirovanie_raboty_po_profilaktike_disgrafii_i_disleksii.docx 14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы по профилактике дисграфии и дислексии.

При планировании работы по профилактике дисграфии и дислексии помимо патогенетического принципа опираемся на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции психолога Льва Семёновича Выготского. В зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только могут быть реализованы ребёнком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции. Также мы учитываем принцип системности, онтогенетический принцип, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения чтения и письма, принцип учёта психологической структуры процесса чтения и письма. Расскажем, как мы представляем работу по предупреждению дисграфических и дислексических ошибок. Профилактику обеспечивает пропедевтическая работа в системе от чётких артикуляционных кинестезий в сочетании с пальцевыми, от слуховых и зрительных ощущений к правильному восприятию: звук — буква — слог — слово — предложение. Надо создать условия, чтобы ребёнок мог услышать, подметить усвоить, истинное звучание звука и выделение его в слове. Необходимое условие профилактики дисграфии — правильность и четкость артикулем. С первых занятий привлекаем внимание детей к работе речевого аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучаем оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков. При отработке гласных звуков особое внимание уделяем сравнению артикуляции а-о, о-у, ы-и, так как многие ошибки письменной речи связаны с нарушением артикуляции этих звуков. Например, а-о, если верхняя губа «не держится», звук получается смазанный между а–о. Такой ребёнок будет писать ударный звук неверно. Важно, чтобы ребёнок при становлении речи и обучении грамоте осознавал кинестезии, то есть натяжение или расслабление мышц речевого аппарата. Правильности и четкости артикулем способствует артикуляционная гимнастика для детей. Если движения сочетать с упражнениями для развития мелкой моторики, можно одновременно помогать становлению речедвигательных и рукодвигательных кинестезий. В структуру занятия мы включаем упражнения для одновременного развития мелкой моторики и движения языка. Например, имитация ходьбы пальчиков — указательного и среднего — сопровождается движениями языка: вверх-вниз. Для детей это трудно. Из 12 человек лишь 2-3 могут после нескольких занятий воспроизвести точно эти движения. Детям трудно одновременно контролировать движения пальцев рук и языка. Упражнения проводим в определенной последовательности: сначала по словесной инструкции с показом, потом только по словесной инструкции. Для развития кинестетических ощущений детям предлагаем выполнить эти упражнения с закрытыми глазами. Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом. Для развития пальцевой моторики используем: альбомы для раскрашивания, для снятия напряжения пальцев, во время печатания, проводим пальчиковую разминку, применяем опыт тамбовского логопеда Коробовой Н.Ф. Это самомассаж с ручкой, когда ручку катают между ладонями и пальчиковые упражнения с ручкой. Вот одно из них: ручка просунута под указательным пальцем и мизинцем, безымянный и средний ходят по столу. При обучении грамоте используем игровой прием «Пальчики в гостях у букв». Сначала дети чертят схему слова разноцветными карандашами. Проговаривая вслух каждый звук, касаются поочередно каждым пальцем соответствующего окошка схемы. Пальцы двигаются, как по клавишам пианино, по схеме. Движения пальцев начинаются с левого мизинца. Это сопряженная гимнастика языка и рук, когда пальцы и рот стимулируют друг друга. Все перечисленные упражнения не только способствуют совершенствованию статической и динамической координации движения кисти и пальцев рук, но и активизируют речевую моторику, подготавливают детей к овладению грамотой и помогают в предупреждении специфических нарушений письма и чтения. Для профилактики дисграфии необходима более углубленная работа в детском саду по анализу речевого потока. Обучение грамоте осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу, предложенному в 1847 году как способ Бёме. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложения должен уметь выделить в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определив звуко-слоговой состав каждого слова. Работу, подготавливающую ребенка к звуковому анализу слова, начинаем в раннем дошкольном возрасте. Интерес к отдельным звукам появляется у детей в период от 3-4 лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно.

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн.

Профилактика дисграфий и дислексий у детей с ТНР.

Методическая разработка по профилактике дисграфий и дислексий у детей с ТНР с использованием сохранных анализаторов..В работе представлены некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилакти.

Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников с ОВЗ.

1. Проблема. В последнее время учителя начальных классов отмечают значительный рост детей со стойкими нарушениями чтения и письма. В основе дисграфии и дислексии лежит повреждение речевых механизмов. .

«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус.

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист.

Журнал Педагог

Автор: Ахметзянова Алсу Минсахиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина
Населённый пункт: станция Клявлино Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: “профилактика дисграфии и дислексии младших школьников на уроках русского языка”
Раздел: начальное образование

Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников

с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского

языка. Выступление на окружном семинаре учителя начальных классов

высшей категории ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Клявлино Ахметзяновой Алсу

Минсахиевны. (из опыта работы)

здоровья в школьный период является овладение полноценной речью.

ориентированными , помогать адаптироваться ребёнку к жизни в социуме.

Компонент академической и жизненной компетенции: речевая практика.

У большинства детей с овз, которые обучались у меня, имелись стойкие

нарушения речи. Это выраженная недостаточность развития артикуляторной

моторики, нечёткая слуховая дифференциация как гласных фонем, так и

согласных, отмечаются грубые ошибки в многосложных

словах, речь бедна интонационно, маловыразительна. Дети затрудняются в

образовании сложных слов.

Всё это приводит к трудностям в овладении письмом и чтением, к такому

нарушению речи, как дисграфия и дислексия.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма,

стойкие ошибки на письме.

Дислексия-это специфическое нарушение способности к чтению, когда при

чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может

быть полностью интеллектуально развит.

Как показывает практика, симптоматика дисграфии и дислексии у данной

категории учащихся характеризуется большим количеством и разнообразием

ошибок и сложностью их механизмов.

Виды дисграфии и дислексии.

Акустическая

Ребёнок, опираясь на своё неправильное звукопроизношение, фиксирует его

на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

Артикуляторно – акустическая

фонетически близким звуком (звонкие-глухие, свистящие-шипящие), а также

«лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).

На почве нарушения языкового анализа и синтеза.

проявляется в виде специфических ошибок:

1. на уровне буквы и слога:

Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв

или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-

2. Ошибки на уровне слова и словосочетаний:

Сливается несколько слов и ошибочное использование морфем («пожарник

поливает пожар»); ошибки в операции словообразования (рука-«рукища»,

«медведий хвост», «ветерный день»);

3. Ошибки на уровне предложения и текста:

нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются

окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок:

«большая белая пятно», «по дорожках сада», «играю из девочкой Леной».

Аграмматическая

Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между

предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует

грамматические связи между предложениями и словами.

– в искажении структуры слова, замене приставок, суффиксов («налететь» —

«влететь», «много стулов» — «много стульев»);

в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на

– в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев»).

Оптическая дисграфия и дислексия – связанная с недоразвитием зрительной

памяти, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в

заменах и искажениях букв.

Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками.

Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-

и, у-и, ц-щ, ш-и. Буквы с, С,З, Е смотрят в другую сторону.

Мнестическая

запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она “дает” при

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение

письма и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные

«описки». Для предупреждения и коррекции

таких ошибок необходима

планомерная и последовательная профилактическая и коррекционная работа.

В организации процесса обучения я учитываю специфики усвоения

знаний, умений и навыков детьми с ОВЗ и по требованию СФГОС

использую специальные методы, приёмы и средства:

Четко разъясняю задания, с последующим повтором ученика.

Поэтапно разъясняю задания, «пошаговое предъявление материала»

Предоставляю дополнительное время для завершения задания и для

сдачи домашней работы.

Использую карточки с упражнениями, которые требуют минимального

Обеспечиваю ученика с ОВЗ печатными копиями заданий, написанных

Разрешаю использовать диктофон, калькулятор для проверки.

Работа ученика проверяю ежедневно и часто оцениваю, поощряя на

Предоставляю возможность выполнение задания в малой группе и в

паре, прежде чем выступить перед всем классом.

Использую визуальные пособия (картинки, схемы).

Использую памятки при выполнении контрольных работ

С целью коррекции и профилактики дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ я

использую дидактические игры.

Они способствуют снятию напряжения и страха письма и чтения у детей и

создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А главное,

радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые

задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом

стимулирует познавательную деятельность и правильную речь ученика,

как устную, так и письменную.

Приведу примеры некоторых дидактических игр.

«Ребусы», «Найди правильную букву», «Расставь буквы по порядку»,

«Зашифрованное слово», «Найди все слова в цепочке», «Спрятанные

слова», «Составь слова»

Детям раздаются карточки со схемами слов. Учитель показывает картинки.

Дети закрывают картинкой соответствующую схему. Выигрывает тот, у кого

быстрее закроются картинками все схемы.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».

Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов

цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к

ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего

(весна – автобус – слон – нос – сова).

Кроме игр, на уроке я использую индивидуальные карточки с заданиями.

Тексты с пропусками гласных.

Вставь гласные, запиши (разные уровни сложности).

Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_й хв_ст . _ б_лк_ т_пл__

Тексты без границ слов.

Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно.

Тексты без заглавных букв и точек.

Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости

это снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы

еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге

Восстанови предложение и рассказ.

в, сидят, гнезде, птенцы

громко, они, пищат

есть, хотят, малыши,

к, летит , ним, мама

червяка, она, несет, маленького

птичка, детей, спешит, своих, покормить

При коррекции и профилактики оптической дисграфии и дислексии даю

– назвать предметы по контурам;

– дорисовать симметричные изображения;

– рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги

– обвести буквы по контуру;

– назвать недописанные, перечёркнутые, наложенные буквы;

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Данный проект разработан с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Полезен и для детей 6-7 лет массовых групп детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»»

Тема проекта: «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный проект

Участники пректа: дети с ОНР 3 урвня 6-7 лет

Актуальность

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

Сформированность звуковой стороны речи – ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);

Сформированность фонематических процессов – умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу – умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послоговогочтения.

Проблема проекта: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

Цель: Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Задачи проекта:

. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.

Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.

.Совершенствовать пространственную ориентировку;

Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии..

Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.

Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.

Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.

Предполагаемый результат проекта:

Создать предпосылок к грамотному овладению письмом и чтением.

Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.

Четко дифференцировать звуки родного языка;

Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.

Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Сроки разработки и реализации проекта: долгосрочный 1 год

Ресурсы проекта:

материально-технические ресурсы: – информационно-деловое оснащение проекта; – наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;

материал для детской продуктивной деятельнсти;

кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;

Планирование и реализация проекта

1 этап Подготовительный

Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.

Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения

Организация работы по созданию условий для реализации проекта.

Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Составление перспективного плана мероприятий.

2 этап Основной

форма и содержание

Диагностика уровня развития речи.

выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Логпед, воспитатели, родители

1. Родительское собрание с элементами фасилитации «Проблема диграфии и дислексии у детей детей с ОНР»

2. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать»

3. Чтение худ. Призведения Драгунский В.И. «Заколдованная буква»

4. Д)И на дифференциацию понятий «звук – буква»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.

Логпед, воспитатели, родители, дети

1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «звук – слов»: «Фонарики», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко»

2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка»

3. Логоритмика «Весёлые звуки!»

Развивать фонематические представления и чувств ритма.

Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме

Логпед, воспитатели, родители, дети, муз.руководитель

1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»:

Игры «Фонарики», «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Пластилиновые дощечки», «Зеркальные буквы»

2.Газета для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах»

3. Посетить праздник букваря в школе.

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Вооружить родителей практическими знаниями .

Преемственность со школой.

Все участники проекта

1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог»

«Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом»

Интерактивная игра « Слоговая азбука», «Буква потерялась», «Телесные прописи»

2. День открытых дверей для родителей.

3. Консультация для воспитателей «Профилактика дисграфии»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте

Все участники проекта

1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», Слоговое домино»

2. Совместная творческая работа детей и родителей «Изготовление букв». Организация выставки

3. Выпуск книжки-малышки воспитателями вместе с детьми и родителями с пословицами и поговорками о школе и учёбе»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Закрепление знаний по теме через творческую работу.

Все участники проекта

11. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы.

2. Мастер-класс для родителей: изготовление игра для дома«Фонарики», «Составление схемы к словам, предложениям»

3. Ритмический рисунок слов и интонационная краска слов .

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Обучить родителей методам и приёмам направленных на профилактику дисграфии и дислексии.

Все участники проекта

1Д/И на Ударение «Магазин»

Прохлопывание ритмического рисунка слова с выделением ударного слога.

Интонационная выразительность и знаки препинания (игры)

2. Собрание для родителей с учителем нач. классов «На пороге школы»

3. Викторина (олимпиада) для детей «На пороге школы»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Преемственность ДОУ и школы

Выявить уровень знаний у детей по теме.

Логпед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов

Итоговое анкетирование родителей.

Итоги психологической готовности детей к школе.

Размещение материала на сайте ДОУ.

Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту.

Распространение опыта по теме.

Логпед, воспитатели, родители, дети, психолог

3 этап Заключительный

Итоговое анкетирование родителей.

Итоги психологической готовности детей к школе.

Размещение материала на сайте ДОУ.

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок – передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.

Контрольно-диагностический этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.

– Выявление уровня речевого развития детей.

– Анализ результатов работы по реализации проекта.

– Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.

– Итоговое обобщающее открытое занятие «На пороге школы».

При реализации данного проекта все задачи решены, цель достигнута. Об этом свидетельствуют данные сравнительной диагностики на начало и конец учебного года.

Уровень знаний и умений родителей и педагогов по теме проекта повысился.

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.

Программа коррекции ОНР и профилактики смешанной дисграфии и дислексии, обусловленных ОНР и ФФН у учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы.

Данная методическая разработка представляет собой общую Программу коррекции ОНР и профилактики смешанной дисграфии и дислексии, обусловленных ОНР и ФФН у учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Будет полезна учителям-логопедам общеобразовательных школ.

Содержимое разработки

Программа коррекции ОНР и профилактики смешанной дисграфии и дислексии, обусловленных ОНР и ФФН у учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы.

Общие положения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения, способностью к общению. Формирование полноценной учебной деятельности также возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний.

За последние годы среди учащихся, поступающих в первые классы школы, значительно увеличилось число детей с ОНР, а у учащихся 2-4 классов также наблюдаются различные отклонения в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии и дислексии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечаются смешанные формы дисграфии и дислексии, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза, недоразвитием всех фонематических процессов, несформированностью грамматического строя, крайне небольшим объемом словарного запаса. При смешанных формах дисграфии и дислексии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что подобные нарушения речи почти всегда обусловлены общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.

Данная программа разработана для обучающихся 1 – 4 классов начальной школы. Коррекционная и профилактическая работа рассчитана на 4 года обучения, на четвёртом году с детьми проводится дублирование наиболее сложного материала для закрепления различных правил грамотного письма и автоматизации необходимых умений и навыков учащихся в рамках программы «Коррекция смешанной дисграфии и дизорфогорафии у младших школьников с общим недоразвитием речи».

В первые два года обучения по данной программе особое внимание уделяется развитию всех фонематических процессов: фонематического восприятия, представления, фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, в 3 и 4 классах больше времени отводится на работу над словом и развитию связной речи. Все темы программы направлены на достижение положительных результатов при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

– комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

– компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

– поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Таким образом, кроме решения коррекционных логопедических задач, на занятиях осуществляется развитие внимания и памяти учащихся, повышение общей успеваемости, а значит, и успешное становление личности.

Решение всех коррекционных задач позволит повысить учебную мотивацию учащихся, дает возможность повысить уровень владения родным языком.

профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Основными задачами программы являются:

– упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; – формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы;

– развитие и коррекция языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия, слоговой структуры, грамматического строя, развитие словарного запаса;

– развитие речевого и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Программа направлена на коррекцию ОНР, на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии и дислексии, обусловленными общим недоразвитием речи фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста предусматривает:

1) выявление и обследование детей с речевыми нарушениями; комплектование групп;

2) устранение нарушений звукопроизношения;

3) профилактика и коррекция дисграфий;

что в свою очередь подразумевает:

1) развитие устной речи;

2) развитие её фонетико-фонематической стороны (произношения, навыка дифференциации фонем, процессов фонематического анализа и синтеза);

3) формирование лексико-грамматического строя речи;

4) развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиза и гнозиса;

5) развитие мелкой моторики, тактильногогнозиса;

6) развитие познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти);

7) формирование личностных качеств;

8) коррекция социальных отношений (выработка единых требований к ученику-логопату со стороны учителя, логопеда, родителей; оценивание по психологическим параметрам; создание благоприятного психологического климата на уроке).

Логопедическая программа включает в себя:

– работу над словом;

– работу над предложением;

– формирование связной речи;

– работу над слогоритмической структурой слова;

– работу над звукобуквенным анализом и синтезом;

– отработку программных, грамматических тем.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.

Примечание: программа коррекции рассчитанная на 1-4 года, в зависимости от структуры и тяжести нарушения, для успешности требует совместной работы логопеда, учителей и родителей.

С учащимися проводятся групповые (3-6 человек), индивидуально-групповые и индивидуальные логопедические занятия.. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Эффективность использования данной программы заключается в том, что по окончании курса обучающиеся должны выйти на уровень, предъявляемый ФГОС к речи обучающихся 4 – 5 классов.

Перспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии

Автор: Скорук Наталия Тимофеевна

Учитель-логопед МБОУ «СОШ №13» г. Братска

Рабочая программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников»

Рабочая программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников»

учитель-логопед Скорук Н.Т.

2020/2021 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время на школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи. Большую часть речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической, артикуляторно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания, а также часто с элементами оптической дисграфии. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них наблюдается бедность словарного запаса, страдает лексическая сторона речи.

В последнее время увеличивается число учащихся, в письменных работах которых встречается большое количество пропусков, перестановок букв, нарушений границ предложений. Грамматическая и лексическая стороны могут быть и сохранными.

Проблема дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и вышеуказанной дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения.

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, не ограничивается пропусками и перестановками букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся в нарушениях письменной речи, нарушениях психических функций ( внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного мнезиса и гнозиса и др.) при дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, медленно происходит закрепление звукобуквенного анализа слов, с опозданием формируется навык анализа и синтеза структуры предложения. Такие ошибки вследствие коррекционно-логопедической работы исчезают, но при увеличении учебной нагрузки могут возвращаться и проявляться в большей степени.

Данная программа- система работы по профилактике и устранению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. Она может быть использована как в целенаправленной и системной работе по устранению дисграфии смешанного вида, в которой есть место вышеуказанным нарушениям.

Цель программы: профилактика и преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников.

В основе дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.

Задачи программы:

  • Формировать, развивать и совершенствовать навык анализа структуры текста и предложения.
  • Формировать, развивать и совершенствовать навык слогового анализа и синтеза.
  • Формировать, развивать и совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.

Целевая аудитория: обучающиеся 2-4 классов с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием языкового анализа и синтеза, испытывающие трудности в освоении ООП НОО (АООП НОО) и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Основные принципы коррекционно-логопедической работы:

-Патогенетический принцип. Учет механизмов нарушения

— Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.

— Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет собой систему методов.

— Принцип комплексности. Воздействие на весь комплекс речевых нарушений (устной и письменной речи)

— Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.

— Принцип поэтапного формирования умственных действий .

— Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования психических функций в онтогенезе.

— Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

Содержание коррекционно-логопедического работы

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц включает в себя:

— определение количества, последовательности;

— выделение гласного звука из слога, слова;

-работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова;

-определение количества, места слога в слове;

-составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;

-вычленения первого и последнего звука из слова, определение его места;

— определение последовательности, количества и позиционного места в слове.

Работа начинается с развития анализа структуры текста и предложения. Учащиеся учатся определять границы предложения в тексте, количество, последовательность и место слов в предложении. Для усвоения навыков чтения и письма необходимо отработать слоговой анализ и синтез слов. Учащиеся учатся выделять гласный и согласный звук из слога. Особое внимание уделяется звукобуквенному анализу, изучают гласные I и II ряда. Учащиеся тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.

План работы по профилактике и преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии.

Диагностическая работа по логопедии «звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов различной структуры» (2, 3, 4-й классы).

Данная программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая.

Тематический план логопедических занятий по данной программе опирается на четкое знание индивидуальных особенностей всех учащихся группы, позволяет определить возможность преодоление дефекта. Установить необходимые для этого сроки, спрогнозировать эффективность обучения по программе общеобразовательного учреждения. Для учащихся 3-4 классов допустимо некоторое усложнение и увеличение объема и качества словарного запаса учащихся. Время освоения содержания каждого раздела программе составляет 68 часов при проведении занятий 2 раза в неделю. Группы комплектуются в количестве 4-6 человек.

Планируемые результаты и система оценки результатов

Программно-методические материалы способствуют предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

Проведение коррекционно-логопедической работы не только устраняет нарушения чтения и письма. Но и способствует устранению коммуникативных трудностей овладения учебным материалом.

К концу обучения дети должны знать:

-гласные и согласные звуки и буквы;

-определения понятий «звук, буква, слог, слово, словосочетания, предложения, текст, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог»;

-чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

-графическое обозначение звуков, слогов и слов, границ предложения.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

-различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания, и предложения, набор отдельных предложений и текст;

-определять ударные и безударные гласные, слоги;

-определять в словах место и последовательность заданного звука ( гласных и согласных);

— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

-производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

-графически обозначать звуки, слоги и слова;

— понимать функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);

— правильно писать под диктовку слова и предложения. Тексты, безошибочно списывать;

— анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы по тексту.

Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

Стандартизированные диагностические методики ( И.Н.Садовниковой, Т.А. Фотековой) используются на начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы.

Систематическая и комплексная коррекционно-логопедическая работа с использованием различных методов, форм и средств, направленных на оказание помощи учащимся, в освоении образовательной программы, — одно из условий успешного обучения детей, имеющих данный вид дисграфии.

Познание

Автор: Солодова Елена Николаевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБОУ “Средняя школа №20”
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: учебный план
Тема: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО

ПРЕОДОЛЕНИЮ

ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

г.Норильск, Красноярский край

МБДОУ «Средняя школа № 20»

учитель – логопед

Солодова Елена Николаевна

Рабочая программа по коррекции дисграфии, составлена в соответствии

с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе

методического пособия для учителя-логопеда и авторской программы: Е. В.

Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и

нарушений письма и чтения у младших школьников», а так же «Коррекция

нарушений речи у младших школьников». Авторы – составители: С. Е.

Дорофеева, Л. В. Семенюта, Л.А. Маленьких.

Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана

рабочая программа:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в

2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении

и введении в действие Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования»;

3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении

изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ

от 6 октября 2009 года № 373»;

4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении

изменений в федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010

года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000

№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного

7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об

учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике

деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-

Письмо Минобрнауки РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Об

организации логопедической работы во вспомогательной школе»;

10. Положения о логопедическом пункте МБОУ СШ №20.

Цель программы:

Целью работы является преодоление ошибок письма у детей,

нуждающихся в логопедической помощи, не зачисленных на логопедический

обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и

синтеза, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова,

словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися

на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение

пробелов в обучении.

Основные задачи программы:

1. Развитие фонематического анализа и синтеза;

2. Развитие слогового анализа и синтеза;

3. Развитие языкового анализа и синтеза.

Планируемые результаты после прохождения программы:

К концу обучения дети должны знать:

— гласные и согласные звуки и буквы;

— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание,

предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог,

безударная гласная, безударный слог;

— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные

звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

предложения, предлогов и приставок;

— правописание предлогов и приставок.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и

предложения, набор отдельных предложений и текст;

— определять ударные и безударные гласные, слоги;

— определять в словах место и последовательность заданного звука:

гласных и согласных звуков;

— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в

предложениях, предложений в тексте;

— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а

также языковой анализ и синтез предложений;

— графически обозначать звуки, слоги и слова.

Организация работы по программе:

Период обучения составляет 22 недели, 44 академических часа. В

основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.

Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные

1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции

звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в

конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным

звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-

синтетический метод. Звуки должны быть у детей автоматизированы в речи.

Программа рекомендована для обучающихся 2 – 4 классов. Из каждого

класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от 2 до 6

человек. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Период

проведения коррекционных занятий проводится обследование состояния

речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекции нарушений письменной речи у детей 2-4 класса

Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривомлина Ольга Владимировна

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социальноадаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривомлина Ольга Владимировна

Текст научной работы на тему «Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста»

Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Кривомлина Ольга Владимировна

МАДОУ МО г. Краснодар “Детский сад № 221”

Профилактика, дисграфия, игра, компетенции, речь. Аннотация.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. Проблема дисграфии очень обширная и разносторонняя, поэтому мы сузили круг вопросов. Решили сосредоточиться на уточнении пространственного восприятия и ориентировки в своём теле. Развитие и уточнение пространственно – временных представлений важный этап овладения навыками письма. Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для развития звуко-слогового и морфемного анализа слов.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Работа над данной проблемой, началась с изучения литературы. Интересной и важной информации накопилось очень много, и мы попытались объединить опыт и практические задания в единый формат.

Нами разработано пособие, предназначенное для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В комплект входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальных рабочих тетрадей. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. Пособие поможет вести коррекционную работу целенаправленно и планомерно, так как в них отражен системный подход, который определяет содержание коррекционной работы.

Программа имеет следующие цели и задачи:

• профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

• формирование правильного пространственного восприятия у дошкольников;

• развитие пространственных ориентировок; осознание детьми схемы собственного тела; определений в пространстве; ориентировка в окружающем «малом» пространстве;

• обогащение зрительных представлений, развитие зрительно-двигательной координации;

• стимуляция познавательной активности, развитие неречевых процессов.

Представленное перспективное планирование и конспекты занятий могут быть рекомендованы для работы с детьми старшего дошкольного возраста независимо от программы, по которой работает логопед.

Профилактика нарушений письменной речи должна начинаться с дошкольного возраста.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма (внимание, память, мышление, гнозис, праксис).

Работа ведётся по следующим направлениям профилактики дисграфии:

• Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

• Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

• Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

• Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

• Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Соблюдаются этапы работы по профилактике дисграфии:

• I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

• II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.

• III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи.

Конспекты фронтальных логопедических занятий базируются на современных в логопедии требованиях, которые распространяются на все виды фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий:

– тема и цель занятия пронизывают все этапы работы

– максимальное насыщение занятий лексическим и

– на занятиях сочетаются учебные и игровые методы работы

– проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия

Параллельно ведется работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи.

Курс рассчитан на десять занятий, но логопед может, сохраняя последовательность, увеличить либо, наоборот, уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня развития детей и степени нарушений пространнственого восприятия.

Для диагностики конструктивного праксиса и пространнственого восприятия использовались кубики Кооса, разрезные картинки, инструкции для дифференциации пространственных понятий и ориентировки в собственном теле, теле напротив сидящего, пальчиковый тест Гольдштейна – Шифера.

К концу курса дети умеют:

– свободно ориентироваться в собственном теле, теле напротив сидящего,

– легко ориентироваться в пространстве,

– легко собирать разрезные картинки,

– уметь определять последовательность предметного ряда, последовательность числового ряда, графическое обозначение-направление.

Результатом можно также считать предпосылки для развития позиционного анализа звуков в составе слова. Уточнение временных представлений детей предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса. А также пропедевтики усвоения времен глагола.

Заключение и выводы

Эффективность разработанных планов, организованной системы работы подтвердилась полученными результатами.

Опыт работы представляет интерес не только для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений, но и для воспитателей (групп общеразвивающей и компенсирующей направленности), а также для узких специалистов: педагогов-психологов, учителей-дефектологов. Использование на практике предложенной системы работы позволяет наиболее эффективно организовать профилактическую работу и коррекционно-развивающий процесс с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.

1. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.

2. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь № 1/ Е.В. Мазанова, М., 2004.

3. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей. – М.: ГНОМ и Д, 2002.

Читайте также:
Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: