Перспективный план работы логопункта МДОУ

Перспективный план работы учителя – логопеда Рыжковой Евгении Тимофеевны на логопункте МДОУ Детский сад №3 «Дюймовочка» на 2015 – 2016 учебный год
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Уважаемые коллеги, вы можете ознакомиться с перспекивным планированием на год в логопункте! Надеюсь разработанный мною материал поможет Вам в будущем!

Скачать:

Вложение Размер
перспективный план 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №3 «Дюймовочка»

МДОУ Детский сад №3

работы учителя – логопеда

Рыжковой Евгении Тимофеевны

на логопункте МДОУ Детский сад №3 «Дюймовочка»

на 2015 – 2016 учебный год

Перспективный план работы учителя-логопеда на логопункте

Время проведения мероприятия

Обследование речи детей старших и подготовительных групп с целью определения уровня речевого развития и выявление детей с речевой патологией.

Проведение ПМПк по зачислению детей на логопункт

Заполнение индивидуальных речевых карт

Зачисление на логопункт, подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопункт

Сдача списков зачисленных на логопункт заведующей детского сада

Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий

Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков

(выдача рабочих листов) [1]

Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми старшей и подготовительной групп

Проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп

Проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

Обследование детей средних групп с целью определения уровня речевого развития и выявление детей с речевой патологией.

Заполнение «Экранов звукопроизношения» на каждую группу для контроля за речью ребенка

Один раз в квартал

Взаимодействие со специалистами и воспитателями ДОУ

Выпуск детей из логопункта по мере необходимости

Подведение итогов коррекционной работы с детьми старшей и подготовительной групп за учебный год. Сдача отчета о проделанной работе заведующей детского сада

Практико-ориентированный проект «Логопедические тропинки»

Перспективный план работы с родителями учителя-логопеда на логопункте

Уточнить анамнестические сведения, анкетные данные

Групповое и индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования детей с нарушениями речи

По запросу родителей

Индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики в домашних условиях, развития мелкой моторики и речевого дыхания

Консультация «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»

Познакомить с высоким значением владения культурной речью

Папки-передвижки «Артикуляционная гимнастика»

Познакомить с комплексами артикуляционной гимнастики (по возрастам)

По запросу родителей

Тренинг для родителей «Проблемы речи – проблемы социализации детей» и одноимённая консультация

Познакомить с речевыми проблемами детей, их влиянием на успешную реализацию своих коммуникативных возможностей в социуме

По запросу родителей

Консультация «Играем пальчиками и развиваем речь»

Познакомить со статическими и динамическими упражнениями для развития пальчиковой моторики

«День открытых дверей»

Открытые занятия для родителей. Провести индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков

Консультация «Устное народное творчество при автоматизации звуков»

Использование скороговорок, потешек, прибауток, дразнилок при автоматизации звуков как формировании речевой активности детей с нарушениями речи

Консультация «Автоматизируем звук»

Рекомендации по автоматизации поставленных звуков в домашних условиях

Познакомить с комплексами пальчиковой гимнастики (по возрастам)

По запросу родителей

«Круглый стол» для родителей «Художественная литература, как средство развития грамматической стороны речи дошкольников»

Обсуждение методов и приёмов развития грамматической стороны речи с использованием художественной литературы

Познакомить с результатами диагностики детей средних групп, дать рекомендации и направления на ПМПК

По запросу родителей

«Учимся правильно дышать»

Обучать родителей практическим приёмам и упражнениям для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков

Консультация «Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста»

Познакомить с положительным влиянием на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха путем использования художественной литературы

По запросу родителей

Консультация «Развитие речи дошкольников через использование произведений художественной литературы»

Познакомить с возрастными нормами развития речи, приёмами формирования речевых навыков с использованием произведений художественной литературы

Объяснять необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях семьи

По запросу родителей

«День открытых дверей»

Открытые фронтальные занятия

Познакомить с результатами работы, дать рекомендации по автоматизации звуков, соблюдать речевой режим и использовать в спонтанной речи поставленные звуки

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе?»

Познакомить с возрастными особенностями речевого развития детей, поступающих в школу

Совместный подбор материалов логопедического характера

По запросу родителей

Организация родителей на ПМПК для зачисления новых детей, разъяснение необходимости посещения детьми логопедических занятий. Подведение итогов работы: информирование о состоянии речи ребёнка

По запросу родителей

Перспективный план работы с педагогами учителя-логопеда на логопункте

«Ознакомление с результатами вводной диагностики»

Познакомить с результатами диагностики воспитанников. Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий.

Консультация: «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС

Повышение уровня компетенции педагогов по развитию речи в рамках ФГОС

Круглый стол: «Проблема социализации дошкольников с недоразвитием речи»

Обсуждение проблемы социализации дошкольников с недоразвитием речи и путей ее преодоления

Консультация: «Развитие речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы»

Дать рекомендации по применению методов и приемов использования произведений художественной литературы для развития речи младших дошкольников

Семинар-практикум: «Социализация детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Активизировать деятельность педагогов групп по следующему направлению: развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.

Консультация: «Нравственно-эстетическое воспитание и развитие устной речи»

Ознакомить педагогов с формами и методами по развитию устной речи через нравственно-эстетическое воспитание

«Ознакомление с результатами педагогического среза»

Познакомить с результатами диагностики воспитанников.

Консультация: «Система игр-путешествий, как средство социализации и коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Ознакомить педагогов с играми-путешествиями, формами и методами их проведения

«Ознакомление с результатами итоговой диагностики»

Подведение итогов коррекционной работы с детьми старшей и подготовительной групп за учебный год.

[1] Логопед контролирует систематичность проведения работы и правильность выполнения заданий в течение года.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год

Перспективный план работы на 2015-2016 учебный год предназначен для учителей-логопедов логопунктов ДОУ. В плане отражены все направления работы учителя-логопеда, обозначены цели взаимодействия с.

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год

Перспективное планирование учителя – логопеда в компенсирующей группе для детей с зпр.

Перспективный план работы и конспекты занятий по правилам дорожного движения с детьми второй младшей группы на 2015–2016 учебный год

В этом плане указаны темы занятий и игры. А так же конспекты занятий соответствующие плану.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ учителя-логопеда Зайферт Н. А. на 2015- 2016 учебный год

Беседы и консультации с воспитателямилогопедических группОбследованиегрупп ДОУОткрытыемероприятияКонсультации,обследования тяжелых нарушенийречи у детейдругими специалистамиУчастиев методической .

перспективный план работы учителя -логопеда на 2016-2017 учебный год

Обследование устной речи детей.

Перспективный план работы учителя-логопеда Борзовой Т.М. с родителями старшей группы «Рябинка» на 2016 -2017 учебный год

Цель работы с родителями – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье боле.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-го года жизни (средняя группа), имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУс детьми 5-го года жизни (средняя группа), имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопункта на 2017-2018 учебный год.

Перспективный план работы учителя-логопеда с дошкольниками 5-6 лет с ОНР III уровня в условиях логопункта

Попова Марина Михайловна

МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №61 «Лель» г. Сургута

Перспективный план работы учителя-логопеда с дошкольниками 5-6 лет с ОНР III уровня в условиях логопункта.

Развитие фонематического восприятия

Формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи

Различение неречевых звуков.

(«Угадай что звучит», «Тихо-громко»)

Развивать внимание, понимание речи и словесно-логическое мышление. Уточнить понятие «действие».Учить подбирать к действию объекты, а к объекту действия .

(«Разложи по полочкам», «Четвертый лишний»)

Воспроизведение ритмических рисунков

Учить дифференцировать вопросы кто? кого? что? В зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным.

(«Кто это? Что это?»)

Различение высоты, силы и тембра голоса.

(«Три медведя», «Поезд», «Колобок», «Теремок», «Кто кричит?»)

Учить образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

(«Кто сказал правильно?»)

Различение слов, близких по звуковому составу.

(«Верно или нет?», «Так ли это звучит?»)

Учить согласовывать существительное с глаголом в числе.

(«Один играет, двое играют»)

Различение слов, близких по звуковому составу.

(«Слова, рифмы, звуки», «Лишнее слово», «Подскажи словечко», «Том, дом, ком»)

Понятия «слово», «предложение». Учить составлять предложения из трех слов.

Различение слогов («Назови лишний слог»).

Повторение слоговых рядов.

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию.

Различение фонем («Угадай, что звучит»).

Звук У, выделение первого ударного гласного.

Согласование числительных один, одна с существительными.

(«Кто больше назовет?»)

Звуки А, И; выделение первого ударного гласного звука в слове; анализ звукового ряда из двух гласных.

Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом у.

(«Чего нет? У кого?»)

Звуки О, Э; анализ звукового ряда из трех гласных.

Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу (ехать, учить) , самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

Звук Ы, гласные звуки.

(«Раз, два, три, за мною повтори» (Е.Косинова))

Согласование числительных два, две с существительными.

(«Исправим Незнайкины ошибки»)

Согласные звуки, выделение последнего согласного в слове.

Учить выделять предлог на в предложениях и словосочетаниях, составлять предложения с предлогом на по двум опорным словам.

(«Солнечный зайчик»)

Анализ и синтез обратного слога типа «ап».

Дательный падеж существительных в единственном числе.

(«Кому (чему) обрадовался Петя?»)

Выделение начального согласного в слове.

Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Анализ и синтез прямого слога типа «са».

Творительный падеж существительных в единственном числе.

(«Кто с кем? Что с чем?»)

Выделение гласного из положения после согласного в односложных словах типа «мак».

Согласование местоимений мой, моя с существительными.

(«Жадный Петя (Жадная Маша)»

Выделение гласного из положения после согласного в односложных словах типа «мак».

Учить выделять и называть предлоги на, под в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог.

(«Помоги Мурзику»)

Звуковой анализ слова «мак», составление схемы слова.

Предложный падеж существительных с предлогом о .

(«Думаем о ком, о чем?»)

Звуковой анализ слова «дом».

Учить употреблять в речи предлог в , выделять его в предложении как «маленькое слово».

Определение места звука в слове.

Подбор определений к предметам и объектам (какой по цвету? какой по форме? какой по величине?)

Деление слов на слоги.

Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.

(«Варим суп (компот, варенье)»)

Звонкие и глухие согласные.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Звонкие и глухие согласные.

Учить подбирать определения по цвету, форме, величине, материалу, согласовывать их в роде и числе.

(«Расскажи о …»)

Твердые и мягкие согласные.

Учить выделять и называть предлоги в, на, под в предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог.

(«Помоги Незнайке»)

Твердые и мягкие согласные.

Согласование прилагательного с существительным в роде.

(«Подбери слово»)

Членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении.

Распространение предложений путем введения однородных определений.

(«Кто больше подберет слов»)

Членение предложений на слова.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Слоговой синтез слов из двух слогов.

Учить употреблять в речи предлоги к, от , четко дифференцировать их пространственную противоположность.

(«Перевертыши»)

Звуковой синтез слов из 3-х звуков.

Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке.

Звуко-слоговой анализ и синтез слов из 3-4 звуков.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Закрепление полученных навыков.

Закрепление полученных навыков.

Закрепление полученных навыков.

Закрепление полученных навыков.

Список использованной литературы:

1. Филичева Т.Б.. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год

Годовой план работы учителя-логопеда

МБДОУ д/с №18«Непоседа» г. Ипатово Ставропольского края

на 2020 – 2021 учебный год

Коррекция нарушений речи детей-логопатов дошкольного возраста в ДОУ, является основной частью комплексного воздействия в их воспитании и развитии. План коррекционно-образовательной работы на 2020-2021 учебный год направлен на реализацию задач познавательно-речевого, социально-личностного, коррекционного развития детей старшего дошкольного возраста; повышение компетентности в вопросах речевого развития детей родителями и педагогами.

Цель: выявление и устранение речевого дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи, а также предупреждение, в ходе коррекционного обучения, возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

· своевременное выявление среди детей ДОУ, детей с речевой патологией;

· определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

· создание целостной и целенаправленной системы сохранения и укрепления здоровья детей;

· осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;

· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по образовательным, социальным и другим вопросам;

· правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи;

· организация, адекватной дефекту, коррекционной помощи детям-логопатам;

· профилактика речевых нарушений путем взаимодействия с родителями и всеми участниками педагогического процесса.

Годовой план не статичен по своему характеру и является открытым для внесения корректировок. Содержание работы и сроки реализации могут изменяться в зависимости от потребностей педагогов, родителей, индивидуальных особенностей психо-речевого развития детей ДОУ.

Содержание работы

Ответственный

Отметка о выполнении

I. Организационно-методическая работа

Оформление речевых карт и индивидуальных планов работы на каждого ребѐнка

Составление циклограммы работы учителя – логопеда

Составление перспективного плана логопедической работы с детьми

Оформление журнала обследования речи детей, тетради для консультаций родителей, для взаимодействия с воспитателями, для индивидуальных занятий с детьми –логопатами

Участие в работе педагогического совета

По плану работы ДОУ

Пополнение картотек методической литературы и игр

В течение учебного года

Посещение открытых занятий в ДОУ

Подготовка необходимой документации для заседания ПМПк.

Проведение мониторинга речевого развития детей – логопатов

Составление отчѐта о проделанной работе с детьми-логопатами. Итоговый отчет.

II. Коррекционно-развивающая логопедическая работа

Коррекционно-развивающая работа с детьми

В течение учебного года

Проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности

В течение учебного года

Проведение подгрупповой и индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи детей старшей и подготовительной к школе групп

В течение уч. года

III. Работа с воспитателями

Ознакомление воспитателей старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности с результатами обследования, составление плана совместной работы на учебный год

Оформление консультаций для воспитателей старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности:

1. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи;

2. Фонематический слух- основа правильной речи.

IV. Работа с родителями

Выступления на общих родительских собраниях..

Консультации для родителей:

1. Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения;

2. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи;

3. Речевая подготовка детей к школе в семье.

В течение учебного года

Проведение еженедельного консультирования для родителей во второй половине дня

В течение учебного года

V . Оборудование логопедического кабинета

Пополнение пособий для развития просодической стороны речи

В течение учебного года

Пополнение раздаточного материала предметными картинками по лексическим темам, лэпбуками

В течение учебного года

Пополнение речевого материала по автоматизации звукопроизношения :

· Картотеки свистящих, шипящих, сонорных звуков

Перспективный план работы учителя-логопеда

Цель: выявление и преодоление речевых нарушений, которые задерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в общении; создание условий для формирования личности ребёнка и его успешной социализации.

1. Своевременно выявить речевые нарушения у детей, нуждающихся в логопедической помощи.

2. Определить уровень и характер речевых нарушений.

3. Разработать направление и содержание логопедической помощи каждому ребёнку.

4. Разъяснить среди педагогов и родителей детей специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

5. Вовлечь педагогов ДОУ и родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственный

I . Организация учебно–развивающей среды

1. Подготовка кабинета к новому учебному году

2. Изготовление наглядного и демонстрационного материала для логопедических занятий

Наглядный и демонстрационный материал

3. Изготовление и оформление дидактических игр и пособий для логопедического кабинета

Дидактические игры и пособия

4. Пополнение картотеки пальчиковых и речевых игр, логоритмических упражнений

Пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения

5. Приобретение необходимой методической литературы

II. Диагностико–аналитическая деятельность

1. Диагностическое обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп

Журнал обследования речи детей

2. Диагностическое обследование речи детей средней группы

Журнал обследования речи детей

3. Обследование детей с тяжёлыми нарушениями речи

Подготовка документов на ПМПК

4. Зачисление воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи

Список детей, зачисленных на логопедические занятия

5. Изучение медицинских карт детей, зачисленных на логопедические занятия и заполнение медицинских карт

6. Заполнение речевых карт

7. Составление расписания логопедических занятий

Расписание логопедических занятий

8. Оформление документации учителя-логопеда

1) журнал учёта посещаемости логопедических занятий
2) журнал обследования речи детей

3) речевые карты на каждого ребёнка
4) список детей, зачисленных на логопедические занятия

5) экран звукопроизношения
6) перспективное планирование на учебный год

7) календарное планирование на учебный год

8) поурочное планирование коррекционной работы с детьми;
9) график и циклограмма работы учителя-логопеда
10) расписание логопедических занятий
11) индивидуальные тетради по коррекции звукопроизношения

12) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей

13) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей

14) план по самообразованию

15) отчёт о проделанной работе за год, статистический и аналитический отчёт

16) паспорт кабинета

9. Анализ коррекционной работы

Статистический и аналитический отчёт

III. Коррекционно – развивающая работа

1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени

с 15 сентября по 15 мая

Поурочные планы, индивидуальные тетради

2. Литературный вечер в средних группах «Ох, уж эти сказки!»

Проведение литературного вечера, конспект

3. Литературный вечер в старших группах «В гостях доктор Айболит»

Проведение литературного вечера, конспект

4. Литературный вечер в подготовительных группах «В стране Лукоморье»

Проведение литературного вечера, конспект

IV . Научно-методическая работа

1. Составление плана по самообразованию «Система работы с неговорящими детьми дошкольного возраста»

План по самообразованию

2. Выпуск буклетов для воспитателей и родителей:

– «Советы логопеда заботливым родителям»

– «Развитие речевого дыхания»
– «Артикуляционная гимнастика»

– «Играем пальчиками – развиваем речь»

– «Сказкотерапия – волшебный мир вокруг нас»

3. Участие в городских методических объединениях учителей-логопедов г.Нефтекамска

Заседание ГМО, посещение занятий коллег

4. Участие в семинарах, конференциях, совещаниях

5. Проведение открытых занятий для воспитателей

Самоанализ, анализ коллег

6. Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции речи

V . Взаимосвязь со специалистами и воспитателями

1. Заседание психолого-медико-педагогического консилиума

2. Беседа с воспитателями старшей и подготовительной групп по результатам обследования речи детей

3. Беседа с воспитателями средней группы по результатам обследования речи детей

4. Консультации для воспитателей:

– «Профилактика речевых нарушений»

– «Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений»

– «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения»

– «Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми по устранению различных видов речевых нарушений»

– «Методика проведения логоритмических упражнений в детском саду»

– «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

– «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

– «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников»

– «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда на дошкольном логопункте

Годовой план учителя-логопеда на логопункте ДОУ.

Автор: Чепурко Екатерина Валериевна

учитель-логопед ЛГ МАДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»

Годовой план учителя-логопеда на логопункте ДОУ.

: реализация комплекса мероприятий, направленных на оказание ранней комплексной помощи, коррекцию и развитие речи воспитанников с тяжелыми нарушениями речи; создание каждому ребенку возможности для развития способностей, всестороннее развитие психических и личностных качеств, выравнивание стартовых возможностей ребенка для обучения в школе путем взаимодействия всех участников образовательных отношений.

1.Совершенствовать коррекционно-развивающий процесс путем внедрения наиболее продуктивных приемов, методов и средств обучения, современных технологий: информационно-компьютерных, здоровьесберегающих технологий, проектных методов рамках введения ФГОС.

2.Разработка и реализация индивидуальных (групповых) коррекционных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.Повышать коррекционно-логопедическую компетентность педагогов в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством консультирования, проведения мастер-классов, практикумов, организации совместной проектной деятельности.

4.Организовать работу по взаимодействию с родителями с целью повышения мотивационно-ценностной направленности родителей на коррекцию речевого дефекта ребенка посредством проведения семинаров-практикумов, консультирования, просмотра занятий, родительских собраний, праздников, проектной деятельности употребление в работе картотеки игр и упражнений для детей, слабо владеющих русским языком.

Годовой план является гибким. В течение учебного года содержание может дополняться, изменяться (в соответствии с планом работы УО и МП, рекомендаций и письмами ДО и Н, по запросам родителей воспитанников.

Годовой план учителя-логопеда

на 2019-2020 учебный год

1 раз в 3 месяца

«Профилактика нарушений письма»

№2 Тема: Итоги коррекционно-развивающей работы за год обучения»

— Буклет «Развиваем речь ребенка на кухне»

-Буклет «Нарушение чтения и письма у детей»

Все возр. группы

Учитель-логопед октябрь

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ методическая разработка по логопедии

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.

Обследование речи детей старшей и подготовительной группы (дополнительно детей с выраженными речевыми нарушениями из других групп)

Проведение ПМПК д/с №53 «Зеленый огонек» по зачислению детей на логопункт

Зачисление на логопункт, подписание заявлений (договоров) с родителями детей, зачисленных на логопункт

Сдача списков зачисленных на логопункт заведующему детского сада

Заполнение индивидуальных речевых карт

Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий

Составление графика посещения занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий

Проведение коррекционных (логопедических) занятий с детьми, зачисленными на логопункт

Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков

Оснащение логопедического кабинета наглядно-дидактическим материалом

Обновление информационного материала на стенде «Уголок логопеда»

Проведение первичного обследования детей средних групп с целью выявления выраженных нарушений в развитии речи

Оформление документации для представления детей с нарушениями речи на городскую ПМПК для определения их в логопедические группы

Повышение собственного профессионально уровня: регулярно знакомиться с содержанием журналов «Логопед», «Дефектология» и т.д., следить за новыми печатными изданиями, принимать участие в методических объединениях

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

Своевременное доведение до воспитателей сведений о результатах логопедического обследования детей

Оказание содействия воспитателям по выявлению детей, имеющих речевые нарушения

Оказание методической и консультативной помощи в формировании знаний о культуре речи взрослых и детей, о звуках родного языка, их характеристике, понятиях об артикуляционной гимнастике, речевом дыхании, нарушении звукопроизношения, чтения, письма и причинах их вызывающих

Проведение обучающих семинаров для воспитателей

Оказание помощи и поддержки в проведении открытых мероприятий, утренников, праздников, развлечений

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

Участие в проведение родительских собраний

Проведение регулярных консультаций для родителей

Доведение сведений до родителей (через воспитателей, индивидуальные беседы) о результатах первичного логопедического обследования

Доведение сведений до родителей (через воспитателей, индивидуальные беседы) о результатах логопедической работы, её целях, содержании, изучаемом материале

Привлечение внимания родителей к регулярно меняющейся информации, размещенной на стенде «Уголок логопеда»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ.

Доведение сведений о результатах логопедического обследования детей

Оказание помощи в подготовке и проведении тематических занятий, праздничных мероприятий

Оказание профессиональной помощи в подготовке к праздничным мероприятиям (разучивание стихов, песен, диалогов, пословиц, поговорок, монологов)

Совместная коррекция просодической стороны речи, двигательной координации, артикуляционной и голосовой активности детей, нуждающихся в помощи

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Доведение сведений о результатах логопедического обследования детей

Совместное изучение физических особенностей детей, зачисленных на логопункт

Оказание помощи и поддержки в подготовке и проведении праздничных и развлекательных мероприятий

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКОМ.

Обсуждение результатов логопедического обследования детей

Проведение разъяснительной работы по вопросам речевых нарушений детей, оказание консультативной помощи

Совместная организация работы по оформлению документов для предоставления детей для ПМПК, с целью выведения в логопедические группы

Регулярное обсуждение состояния психо-речевого развития детей, с последующей диагностикой и своевременным оказанием коррекционной помощи

Регулярное участие в методических объединениях, семинарах, педсоветах, родительских собраниях

Регулярное обновление, пополнение наглядно-дидактического материала логопедического кабинета

Пиктограммы для детей с ОНР

В статье представлен материал из опыта работы по развитию связной речи у детей с ОНР посредством использования пикторамм — метода наглядного моделирования.

Тема: «Совершенствование работы по развитию речи у детей с ОНР посредством включения пиктограмм»

“Чтобы обучить другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому”.
М.Монтень

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией, а также с детьми, имеющими нарушения слуха (в том числе после кохлеарной имплантации) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс обучения.

Пиктограммы для детей с ОНР

Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у данной категории детей, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.

Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки плюс дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.

Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает:

  • Облегчить общение.
  • Улучшить всестороннее развитие ребёнка.
  • Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).

Историческая справка

Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) т. е. отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания, известно со времён неолита (2 тыс. до н. э.). Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм. Известно пять видов основных назначений, которые выполняли пиктограммы (любовные, охотничьи, магические, военные, политические).

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале 30- х годов 20 века и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности. В данном случае использовались пять видов пиктографических изображений (абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические).

В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках.

Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться
  • Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем
  • Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)
  • Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)

Итак, нами был систематизирован пиктографический материал с учётом:

  • Лексических тем.
  • Возрастных особенностей.
  • Программных требований.

В системе работы с детьми с ОНР и с нарушениями слуха пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Этапы обучения работе с пиктограммами

Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.

  • Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
  • Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
  • Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
  • Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
  • Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
  • Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.

  • Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода).
  • Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
  • Четвёртый лишний.
  • Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть).
  • Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

  • Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.
  • Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
  • Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
  • Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

  1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
  2. Обобщающее понятие.
  3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
  4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Считаем, что пиктограммы можно использовать на всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи и слуха, что сегодня будет продемонстрированно на логопедических занятиях.

Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Пиктограммы для развития связной речи у детей с ОНР
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Использование пиктограмм при пересказывании сказок и рассказов.

Скачать:

Вложение Размер
piktogram.docx 248.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1. Пиктограмма, как одно из средств развития связной речи у дошкольников.

Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях. В 60-70 годы применение данной методики расширился.

Использование пиктограмм для развития ребенка используется довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д.Б Эльклнин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

2. Использование пиктограмм при пересказе сказок или небольших рассказов.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

1. Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:

  • доступное и полноценное и содержание;
  • четкая композиция;
  • небольшой размер;
  • изложение на простом, но богатом языке;
  • жанровое разнообразие.

Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу. После повторного прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:

  • рассматривание иллюстраций, картинок;
  • выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
  • нахождение пиктограммы согласно тексту.

4. После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

3. Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

4. Игры с пиктограммами.

Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», логопед читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ», логопед раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно», логопед расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

Читайте также:
Рабочая программа логопедической работы с обучающимися 1-х классов с ФФНР и ФНР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: