Перспективный план коррекционной работы с группой учащихся 1 классов с ФФНР и ФНР

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

Рабочая программа по ФФН для 1х классов.

Скачать:

Вложение Размер
moya_programma_po_ffn_1_klass.docx 46.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Центр развития образования»

директор МКУ «ЦРО» решение методического объединения

Сидорова Н.Н._____________ протокол № ____

«____»______________ 20___года от «____»_____________ 20__года

Председатель методического объединения

по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся ( ФФН)

Ступень обучения: начальное общее.

Количество часов: всего 60 часов

Учитель-логопед: Шенгелия Ирина Андреевна

Программа разработана на основе: программы Елецкой О.В.,

Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в

школе». – М. ТЦ Сфера , 2006. -192с.

  1. Пояснительная записка

Обоснование – дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Устная речь таких детей характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого наблюдается недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова и как вторичное нарушение – появление специфических ошибок на письме (дисграфия).

Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Цель программы : организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения

у младших школьников.

  1. Развитие артикуляционной моторики.
  2. Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
  3. Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
  4. Развитие пространственно-временных представлений.
  5. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:

– уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее

обогащение словарного запаса;

– уточнение используемых синтаксических конструкций;

– дальнейшее развитие и совершенствование грамматического

оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

  1. Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности :

– развитие навыков построения связного высказывания;

программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;

– установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).

  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности к языковым явлениям;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.

10. Формирование коммуникативных умений и навыков.

11. Совершенствование мелкой моторики.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

При построении программы учитывались следующие принципы :

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
  • системно-деятельностный подход;
  • дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
  • принцип доступности ( соответствует возрастным особенностям ) ;
  • практичности ( знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
  • комплексности ( система занятий построена на межпредметных связях ) .

Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.

Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет примерно 60-80ч.(2-3ч. в неделю). Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей учащихся.

II.Основное содержание коррекционно-логопедической работы.

Содержание коррекционно-логопедической работы проводится в 4 этапа:

1 этап: диагностический (2 часа) .

2 этап: подготовительный (развитие ручной моторики, артикуляционного аппарата, пространственно-временных представлений) (4 часа) .

3 этап: коррекционный этап (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) (53-73 часа).

4 этап: оценочный (1 ч.).

Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 40 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с более тяжелыми нарушениями. Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком, в основном по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, коррекции нарушений функций с учетом возможностей каждого ребенка. На фронтальных занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются.

В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Требования в программе распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия:

1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.

2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.

3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.

4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.

5. Доступно формулировать инструкцию заданий.

2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.

3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).

4. Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.

5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

6. Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.

7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.

8. Развитие словаря и грамматического стоя речи.

9. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

10. Недопустимость использования дефектных звуков.

Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.

Все типы занятий делятся на обучающие, закрепляющие, комбинированные.

В структуре традиционного логопедического занятия выделяются

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

3. Изложение и закрепление нового материала.

4. Работа над звуковым анализом и синтезом.

6. Лексико-грамматические задания.

7. Графомоторные упражнения.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Обобщение изученного, подведение итогов.

Требования к уровню подготовки учащихся

На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе, к концу прохождения программы учащиеся должны:

  • Все звуки и буквы русского языка;
  • Их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы
  1. Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
  • чисто произносить все звуки речи;
  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить, проводить
  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно обозначать буквы на письме (без искажений);
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и
  • обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных
  • проводить слоговой анализ, выделять ударный слог,

переносить слова по слогам;

  • проводить звукобуквенный анализ слов;
  • правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.
  1. Лексико-грамматический строй речи:
  • знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим
  • активизировать через речевую практику усвоенную лексику;
  • понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия

предметов, их признаки, действия;

  • согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,

числительными, образовывать новые слова;

  • понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы
  1. Работа над предложением и связной речью:
  • усвоить понятие предложения из двух и нескольких слов, связанных

по смыслу и выражающих законченную мысль;

  • составлять модель простого двусоставного предложения;
  • уметь распространять предложение по модели и вопросам;
  • правильно оформлять предложение на письме (прописная буква в

начале, точка – в конце);

  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и
  • грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку

слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

  • пересказывать сказку, рассказ;
  • составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
  1. Неречевые процессы:
  • знать времена года, дни недели, части суток;
  • определять пространственные направления и обозначать их
  • уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы, и явления;
  • классифицировать предметы по заданному признаку.
  1. Развитие общеучебных умений и навыков:
  • готовить свое рабочее место и материал к занятию;
  • убирать рабочее место по окончании занятия;
  • воспринимать инструкцию учителя и действовать последовательно по
  • уметь выделять главное;
  • вести учебный диалог;
  • отвечать на вопросы полным предложением;
  • выполнять обязанности дежурного.

Данный вариант последовательности изучения тем и количество часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФН, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.

Учитывая, что у детей с ФФН остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.

Учебно-методические средства обучения:

Литература для учащихся:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.

2. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.

2 . Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.

Литература для учителя:

  1. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической

работы в школе. М., 2001.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. М., 2001.

3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.

4.. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
  2. Васильева Т.И. Упражнения по дикции. М.. 1988.
  3. Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
  4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
  5. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
  6. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001 .
  7. Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
  8. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
  9. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
  10. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.

Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.

Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.

Перспективный план работы с группой учащихся 1 класса,

имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Тема и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятии

Перспективный план коррекционной работы с группой учащихся 1 классов с ФФНР и ФНР

Пояснительная записка

Программа логопедической работы разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Характеристика группы учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Фонетико-фонематического компонент речевой системы.

  1. Дефектное произношение звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (“смазанным”).
  2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Лексико-грамматический компонент речевой системы:

  1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.
  2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

III. Психологические особенности:

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Таким образом, дети с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта были определены цель и задачи данной программы.

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы:

  • развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)
  • обогащение словарного запаса и развитие связной речи учащихся
  • обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу
  • коррекция фонетической стороны речи
  • развитие неречевых психических процессов:

– развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
– совершенствование зрительного анализа и синтеза
– развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
– расширение объема зрительной и слуховой памяти

  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

– устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
– способность к запоминанию, способность к переключению внимания
– воспитание навыков и приемов самоконтроля
– формирование познавательной деятельности
– развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности

В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному, предполагает обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи.

Этапы занятий предусматривают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).

Программа рассчитана на проведение двух занятий в неделю (всего 58 часов, 29 учебных недель) с определённым количеством детей в группах (3-5 человек). Учитывая особенности контингента обучающихся образовательного учреждения, предполагается смешанный состав групп. В группы 1 класса включаются дети с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи. Для обучающихся, нуждающихся в коррекции звуко-произносительной стороны речи организуются дополнительные индивидуальные занятия.

Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи, и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения в начальной школе являются осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры; понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
  • выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
  • разграничение понятий «звук» и «буква»
  • владение навыком звуко-слогового анализа и синтеза
  • сформированность фонематического восприятия
  • дифференцирование согласных по артикуляционному, акустическому и кинетическому сходству
  • обозначение мягкости согласных гласными II ряда и Ь
  • усвоение понятий «слог», «ударение»
  • правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»
  • разделительный мягкий знак
  • выделение из потока устной речи отдельных предложений, определение их кол-ва, дифференциация интонации
  • использование средств создания выразительности: окраски голоса (интонацию), мимику
  • совершенствование диалогической речи
  • усвоение правил построения связного высказывания
  • обогащение и развитие словарного запаса
  • умение устанавливать причинно-следственные, временные и пространственные отношения, логическую последовательность событий
  • соблюдение правил посадки за столом, положения тетрадки, ручки в руке
  • правильное, аккуратное, разборчивое письмо букв и оформление их соединения
  • умение писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца

Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.

«Звуковой состав слова» (21 час). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.

«Слог. Ударение» (8 часов). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

«Парные согласные звуки и буквы» (18 часов). Парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости звонкости согласные – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности.

«Дифференциация звуков по акустическому сходству» (5 часов). Звуки, сходные по звучанию и произношению (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч). Анализ всех акустических признаков звуков. Узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова.

«Дифференциация букв по кинетическому сходству» (5 часов). Буквы, сходные по начертанию первого элемента (б-д, а-о, и-у и другие на выбор логопеда). Анализ состава и структуры графического знака, синтез его элементов. Формирование зрительно- пространственного гнозиса.

«Закрепление» (1 час). Повторение всего изученного за год.

Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемы перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
  • создание материально- технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, трудовых и др. умений и т.п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и др.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска
  • кассы букв и слогов
  • наборы сюжетных картинок
  • материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
  • лента букв и звуков
  • плакат «Алфавит»
  • звуковые профили (альбом)
  • демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»

Книгопечатная продукция:

  • Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1,2», Москва, «Владос», 2013
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Москва, «Сфера», 2007
  • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Москва, «Просвещение», 1999г.», Москва, «Владос», 2006
  • Козырева Л.М . Тетради для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития» 2000
  • Мисареноко Г.Г. «Русский язык. Закрепляем трудные темы. 1 класс», Москва, «Эксмо», 2013
  • Мисаренко Г.Г. «Обучение фонематическому анализу в 1 классе», Москва, Сфера, 2008
  • Невская В.П. «Речевые игры и упражнения», Москва, Сфера,2013
  • Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», 1997
  • Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. «Профилактика и преодолени трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие»,Москва, В.Секачев, 2013
  • Ястребова А.В. «Коррекция и нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, «Просвещение»,1984
  • «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. Москва, 1996

Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер
  • Принтер
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематики программы.

СОГЛАСОВАНО
На заседании ГМО
Учителей- логопедов
Протокол №____
От «___»___________20____г.
Рук. ГМО___________Ц.А. Бариньяк

Календарно-тематическое планирование

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-х классов

Разделы: Логопедия

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

На основе анализа специальной литературы и авторского опыта работы по использованию ТРИЗ-педагогики в логопедической практике сделана попытка создания системы работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у учащихся 1 х классов.

Характеристика группы учащихся с ФФН.

1. Фонетическое недоразвитие выражается в дефектном произношении 2-5 звуков, распространяющееся на одну– две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (“смазанным”).

2. Фонематическое недоразвитие речи выражается в том, что ребенок недостаточно или совсем не различает звуки, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, соответственно.

Ученики испытывают трудности в обозначении при письме того или иного звука буквой, так как не могут не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделить фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа. Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие – умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове.

Звуковой анализ, как подчёркивает Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определённой учебной операцией, умственным действием “по установлению последовательности звуков в слове”.

Ошибки на правила правописания, которые можно встретить и у учащихся с нормальным речевым развитием, у детей с фонетико– фонематическим недоразвитием являются более распространёнными и более стойкими. Так, ребёнок, плохо различающий мягкие и твёрдые согласные, испытывает затруднения в усвоении правописания слов с твёрдыми и мягкими согласными перед гласными. Ребёнок, слабо различающий и противопоставляющий звонкие и глухие согласные, делает ошибки на правила правописания сомнительной согласной в середине и в конце слова. Несмотря на знание заученного правила, он не может применить его на практике, т. к. не различает, какой согласный звонкий или глухой даже в тех случаях, когда звук стоит в сильной позиции, т. е. перед гласной.

3. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т. п.

4. Грамматический строй речи может быть в пределах нормы. Аграмматизмы возможны в предложениях сложных синтаксических конструкций.

5. Психологические особенности: неустойчивое внимание; недостаточное развитие словесно– логического мышления, способности к переключению, к запоминанию вербального материала; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; трудности формирования учебных умений. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости.

Основные направления работы.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим основным содержанием коррекционного обучения учеников с фонетико– фонематическим недоразвитием является:

  1. Коррекция звукопроизношения.
  2. Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.
  3. Дифференциация смешиваемых звуков.
  4. Формирование представлений о звукобуквенном составе слова; формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
  5. Развитие языкового анализа и синтеза.
  6. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
  7. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса.
  8. Развитие навыков построения связного высказывания.
  9. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению, коммуникативной готовности к обучению; формирование полноценных учебных умений.

Содержание коррекционно-логопедического воздействия строится с учётом основных теоретических положений ( принципов).

Патогенетический принцип предполагает учёт коррекции нарушенных механизмов. Поскольку одним из механизмов, приводящим к трудностям при обучении грамоте, является недоразвитие различных операций фонематического анализа и синтеза, работа логопеда направлена на развитие у учеников фонематического восприятия, представления, фонематического анализа и синтеза.

Онтогенетический принцип предполагает учёт той последовательности и тех закономерностей формирования функций фонематической системы, которые имеют место в онтогенезе. С первых занятий ведётся работа по формированию фонематического восприятия, т.к. данная функция в процессе становления речи учеников формируется одной из первых и является основной для развития операций анализа и синтеза.

Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе этиологии, симптоматики нарушения с учётом уровня сформированности высших психических функций и особенностей эмоционально-волевой сферы, а также с учётом сложности речевого материала.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала предполагает постепенное включение сложного материала в коррекционную работу с учётом уровня ближайшего развития каждой речевой функции: занятия начинаются с того уровня знаний и умений, которым ребёнок владеет достаточно прочно.

Принцип поэтапного формирования умственных действий. При овладении фонематическим анализом определение места звука в слове, последовательности звуков в слове, положение звука по отношению к другим звукам в слове происходит постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовые схемы слов), затем в плане громкой речи и — как заключение – формирование во внутреннем плане.

С первых же занятий привлекается внимание учеников к работе артикуляционного аппарата, чтобы приучить их оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическим раздражителем.

В начальном периоде отрабатываются артикуляции гласных 1 го ряда. Опираясь на гласные, ученики подводятся к пониманию и практическому, усвоению одного из способов соединения согласных.

Обязательным этапом коррекции фонематического недоразвития является этап дифференциации звуков. Эта работа проводится по следующему плану:

  1. Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  2. Выделение звуков на фоне слога, слова, определение места звука.
  3. Сравнение звуков в произносительном и слуховом плане.

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности учеников, расширение объёма всех форм внимания и памяти.

К концу обучения дети должны уметь:

  • проводить устный звуковой анализ слов, правописание которых не расходится с произношением;
  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • обозначать мягкость согласных гласными, мягким знаком;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • без ошибок писать слуховые и зрительные диктанты
  • У учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • выполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
  • поставлены и отдифференцированы все звуки;
  • уточнён и активизирован имеющийся у учеников слоговой запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие согласные, предложение и т.д.
  • Предлагаемая система коррекционного воздействия направлена на упорядочение представления о звуковой стороне речи, устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия и обусловленных ими затруднений в овладении программных материалов.

    Коррекция фонетико – фонематического недоразвития предполагает работу по предупреждению нарушений письма и чтения путём тренировки зрительного восприятия букв, упражнений на развитие буквенного гнозиса. Учитывая психологические особенности учеников младшего школьного возраста, делается акцент на игровой мотивации обучения, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

    Планирование является примерным, а поэтому не исключает творческой самостоятельности логопеда.

    Перспективное планирование занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-классов

    Перспективный план работы по коррекции речи детей с ФНР, ФФНР на 2019-2020 г

    Содержимое публикации

    Государственное учреждение Тульской области

    «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2»

    Заведующая ГУТО СРЦН

    _______________________ Кузнецова Н.Н.

    «_____»______________ 2019 г

    Перспективный план работы

    по коррекции речи детей с ФНР, ФФНР на 2019-2020 г

    логопед: Полтева О.Г.

    Направления работы

    I период обучения

    II период обучения

    III период обучения

    Развитие общих речевых навыков

    1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

    2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не подни­мая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

    3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.

    4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

    1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и рит­мом речи у всех детей.

    2. Познакомить с различными видами интонации: повествова­тельной, вопросительной, восклицательной.

    1. Продолжить работу над речевым дыханием.

    2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

    Звукопроизношение

    1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке зву­ков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

    2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лег­ких согласных звуков

    3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

    1. Продолжить работу по постановке неправильно произноси­мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная ра­бота).

    2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

    1. Продолжить работу по постановке неправильно произноси­мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

    2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

    Работа над слоговой структурой слова

    1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

    2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

    3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

    1. Работа над структурой слов со стечением согласных в на­чале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

    2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со сте­чением согласных в начале слова (сметана)и в середине слова (пылинка, карандаш).

    1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехслож­ных слов со стечением согласных.

    2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пя­тисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой(квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электриче­ство и т. п.).

    Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

    1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

    2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

    3. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

    4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.

    5. Преобразование слогов за счет изменения одного звука

    6. Выделение звука из ряда других звуков

    7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

    8. Выделение среднего звука в односложном слове.

    9. Практическое усвоение понятий «Гласный — Согласный звук».

    1. Определение наличия звука в слове.

    2. Определение места звука в слове.

    3. Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге.

    4. Осуществление анализа и синтеза прямого слога.

    5. Выделение согласного звука в начале слова.

    6. Выделение гласного звука в конце слова.

    7. Знакомство с понятиями «Твердый — мягкий звук», и «Глухой — звонкий звук».

    8. Различение слов, близких по звуковому составу.

    9. Определение количества слогов (гласных) в слове.

    10. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости.

    11. Составление предложений с определенным словом.

    12. Анализ предложения из 2-3 слов.

    1. Составление схемы слова с выделением ударного слога.

    2. Выбор слова к схеме.

    3. Выбор графической схемы к слову.

    4. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

    5. Подбор слова с заданным количеством звуков.

    6. Определение последовательности звуков в слове.

    7. Определение количества и порядка слогов в слове.

    8. Составление слов из заданной последовательности звуков.

    9. Составление распространенных предложений.

    Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

    Развитие психо логи ческой базы речи

    Формирование операций фонематического восприятия

    Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные – согласные звуки

    Осознание детьми фонемной структуры слова на слух

    Развитие прос транс твенных представлений (правая и левая части тела). Развитие логического мышления

    Определение пози ции звука

    Формирование понятия о том, что слово представляет линейную последо вательность фонем. Представление о первом звуке в слове. Определение позиции звука в слове

    Звуковой состав слова. Гласные звуки и буквы

    Характеристика гласных. Дать представление о словообразующей роли гласных, делении на слоги. Выделение гласных из слов в различных позициях. Выделение ударной гласной из начала слова

    Развитие временных представлений

    Выделение гласного звука с конца слова. Выделение гласного звука из середины слова. Работа над ударением в словах с выделенными гласными

    Развитие внимания. Формирование зрительного гнозиса

    Октябрь

    Звуковой состав слова. Дифференциация гласных А – О

    Развитие зрительной памяти

    Дифференциация гласных Ы – И

    Развитие слуховой памяти

    Дифференциация гласных Е – Ю

    Развитие простран ственных представлений (ориентировки в окружающем пространстве)

    Дифференциация гласных Е – Я

    Формирование операций сравнения

    Звуковой состав слова.
    Согласные звуки и буквы

    Характеристика согласных. Выделение согласных из начала, конца, середины слова

    Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами А – Я

    Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами О – Ё

    Развитие временных представлений

    Ноябрь

    Звуковой состав слова.
    Согласные звуки и буквы

    Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами У – Ю

    Развитие слухового внимания

    Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Ы – И

    Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

    Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Э – Е

    Дифференциация согласных П – Б

    Дифференциация согласных Т – Д

    Развитие зрительной памяти

    Дифференциация согласных В – Ф

    Декабрь

    Дифференциация согласных К – Г

    Развитие простран ственных представлений

    Дифференциация согласных С – 3

    Дифференциация согласных Ш – Ж

    Развитие простран ственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве)

    Дифференциация согласных Ш – С

    Дифференциация согласных Ч – Ш

    Дифференциация согласных Ч – ТЬ

    Дифференциация согласных Ч – Щ

    Дифференциация согласных Щ – СЬ

    Январь

    Дифференциация согласных Ц – С

    Развитие временных представлений

    Дифференциация согласных Ц – Т

    Дифференциация согласных Ц – Ч

    Дифференциация согласных Р – Л

    Февраль

    Дифференциация согласных М – Н

    Формирование звуко-буквенного анализа

    Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками. Развитие сенсорно-образного восприятия звуков, букв

    Развитие простран ственных представлений (пространственное расположение фигур и букв). Формирование зрительного гнозиса

    Анализ, конструирование и переконструирование печатных букв

    Анализ, конструирование и переконструирование письменных букв

    Закрепление умения записывать слово моделями, графическими знаками

    Практическое усвоение узловых правил правописания. Употребление большой буквы в именах, фамилиях, названиях городов, кличках животных и т.д

    Формирование буквенного гнозиса

    Правописание сочетаний ЖИ – ЩИ

    Март

    Правописание сочетаний ЧА – ЩА

    Правописание сочетаний ЧН – ЧК

    Правописание сочетаний ЧУ – ЩУ

    Обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

    Формирование операций лексика -синтаксического анализа предложений

    Формирование представления о том, что предложение является линейной последовательностью слов, о первом слове предложения

    Формирование буквенного гнозиса

    Формирование представления о законах предложения

    Развитие временных представлений

    Формирование умений определять позицию слова в предложении по отношению к его началу, концу

    Формирование зрительного гнозиса

    Формирование умений определять количество слов в предложении

    Апрель

    Предупреждение дислексии и дисграфии на почве несформированности фонематического
    анализа и синтеза

    Развитие анализа структуры предложения

    Развитие прост ранствен ных представлений (ориентировка в окружающем пространстве)

    Слоговой анализ и синтез

    Развитие слогового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из слога. Выделение гласных звуков из слова

    Фонематический анализ и синтез

    Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Выделение первого и последнего звука из слова

    Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)

    Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем

    Май

    Дифференциация твердых и мягких согласных

    Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

    Формирование буквенного гнозиса

    Два способа обозначения мягкости согласных

    Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

    Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И

    Развитие временных представлений

    Разделительный мягкий знак

    Дать детям представление о разделительном мягком знаке

    Автоматизация звуков

    Артикуляционная гимнастика

    Видео

    Дисграфия

    Дифференциация звуков

    Доска объявлений

    Графомоторика

    Игры

    Конспекты групповые

    Конспекты индивидуальные

    Литература по дефектологии

    Логопед

    Логопедические тетради

    Логопедический массаж

    Мелкая моторика

    Нарушение письма

    Развитие речи

    Работа с родителями

    Сказки

    Советы родителям

    Словарь

    Статьи логопедов

    Сценарии детских праздников

    © 2010-2022 Школьный логопед
    При копировании материалов с сайта,
    ссылка на сайт logoped18.ru обязательна

    Логопедическая программа ФФНР 1-4 классы

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Начальная общеобразовательная школа п. Горноправдинск».

    Рабочая программа «Предупреждение

    и коррекция нарушений устной и письменной

    речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-

    фонематическое недоразвитие речи»

    на 2021-2022год

    Составила: учитель – логопед

    Середюк Наталья Васильевна

    Рабочая программа разработана на основе «Программно-методических материалов для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов». Сборника рабочих программ учителя-логопеда: Учебно-методическое пособие/ Ю.Е. Розовой, Т.В. Коробченко; Под научной редакцией О.В. Елецкой. — М.: Редкая птица, 2018 г.

    В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части «создание условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).

    В соответствии с требованиями ФГОС НОО (ФГОС для обучающихся с ОВЗ) деятельность МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО). Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012)

    – своевременная педагогическая и психологическая диагностика возможностей обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;

    – оказание целевой коррекционно-логопедической, психологической помощи учащимся с нарушениями речи для устранения препятствий к их обучению;

    – систематическая оценка динамики развития и образовательных достижений

    обучающихся в процессе оказания коррекционно-логопедической помощи. В последние годы анализ результатов исследований готовности первоклассников к обучению показывает увеличение числа детей, испытывающих трудности, связанные с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. Изменился психосоматический, речевой статус детей, поступающих в школу. Значительно увеличился процент учащихся с недостатками слуха, зрения, сниженным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций, что, в свою очередь, является основой для проявления речевых расстройств, начиная от устной и заканчивая письменной речью. У учащихся первых классов, имеющих ФФНР, на начало обучения часто отмечается несформированность звуковой стороны речи, которая сочетается с пробелами формирования лексико-грамматических средств языка. Фонематические нарушения выражаются в том, что учащийся дефектно произносит звуки и недостаточно их дифференцирует. Вследствие этого дети не в полной мере овладевают навыком звукобуквенного анализа и синтеза слова, поэтому и появляются специфические ошибки при чтении и письме. Своевременная и адекватная в структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.

    Цель: Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 классов, имеющих ФФНР.

    -развивать пространственно – временные представления;

    -развивать фонематический анализ и синтез;

    -развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем;

    -развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки;

    -развивать языковой анализ и синтез на уровне слога, слова, предложения, текста;

    -формировать и развивать связную выразительную речь, обогащать словарный запас;

    -развивать анализаторы (слуховой, зрительный, кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;

    -развивать ВПФ (высшие психические функции)

    -развивать подвижность речевого аппарата;

    -совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;

    -корректировать дефекты звукопроизношения;

    -автоматизировать ранее поставленные звуки;

    -учить дифференцировать звуки сходные по артикуляторно-акустическим признакам;

    -обогащать имперссивный и экспрессивный словарь учащихся по заданным темам;

    -учить употреблять в речи правильные грамматические конструкции.

    Адресат: ученики 1 класса с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) обучающиеся в общеобразовательной школе.

    Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

    ФФНР – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

    Характеристика группы детей с ФФНР.

    Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

    I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

    1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

    2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

    Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

    а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

    б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

    в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

    II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

    1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.

    2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

    III. Психологические особенности.

    1. Неустойчивое внимание.

    2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

    3. Недостаточное развитие способности к переключению.

    4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

    5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

    6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

    7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

    а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

    б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

    Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

    Программа опирается на следующие принципы:

    принцип системности (воздействие на все компоненты речевой системы);

    – принцип дифференцированного подхода (учет этиологии механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся);

    – принцип деятельностного подхода (поэтапное формирование умственных действий, учет ведущей деятельности возраста);

    – онтогенетический принцип (учет закономерности онтогенетического развития, последовательности формирования психических функций).

    Основные направления работы

    1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

    а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

    – уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

    – выделение его на фоне слога;

    – определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);

    – определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

    – выделение его из предложения, текста.

    б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

    В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.

    2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

    – развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;

    – уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

    – уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

    3. Формирование связной речи:

    – развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

    – установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

    4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

    – наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    – способности к запоминанию;

    -способности к переключению;

    – навыков и приемов самоконтроля;

    – произвольности общения и поведения.

    5. Формирование полноценных учебных умений:

    – планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

    – контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

    – работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

    – применение знаний в новых ситуациях;

    – анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

    – умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

    – умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    – умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    – умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

    7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

    – ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    – ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

    – ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

    – применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

    – употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

    – обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    – пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

    – развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

    – формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    – проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

    – соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

    – составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

    Планируемые результаты.

    -Сформированность внимания на звуковую сторону речи;

    -умение правильно произносить звуки;

    -умение различать гласные и согласные фонемы, акустически сходные фонемы;

    -умение выполнять количественный и оппозиционный анализ слов;

    -умение выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения;

    -владение терминологией (звук, буква, гласные звуки, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, слог, слово, предложение);

    -умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

    -умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

    -умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово;

    -правильный выбор языковых средств устного общения;

    -соблюдение речевого этикета;

    -овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его;

    -развитие устной речи как основы формирования чтения;

    -развитие мелкой моторики пальцев и свободы рук;

    -умение различать букву и звук;

    -безошибочное чтение слов, предложений, текстов;

    -правильное письмо под диктовку слов и предложений, безошибочное списывание;

    -понимание функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);

    -различение слова и предложения, предложения и текста;

    -умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.

    Содержание программы.

    1. Диагностический этап. 4ч.

    Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

    2. Подготовительный этап. 2ч.

    Работа на данном этапе направлена на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом. Уточнение пространственно-временных отношений

    3. Понятие о звуке. 8ч.

    Понятие о звуке. Понятие о гласном и согласном звуках. Гласные звуки и буквы (А, О, И, Ы, У). Согласные звуки и буквы.

    4. Гласные звуки. 25ч.

    Гласные звуки I и II ряда. Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных У-Ю в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных О-Ё в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных И-Ы в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных Е-Я в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных Ё-Ю в слогах, словах, предложениях.

    5. Согласные звуки и буквы. 26ч. Дифференциация согласных звуков и букв Б-П в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв Д-Т в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв В-Ф в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв Г-К в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв З-С в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков С-Ш и букв С-Ш в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков З-Ж и букв З-Ж в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Ч-Ть и букв Ч-Т в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Сь-Щ и букв С-Щ в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков С-Ц и букв С-Ц в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Ч-Ц и букв Ч-Ц в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Р-Л и букв Р-Л в слогах, словах, предложениях.

    Оценочный этап. 1ч.

    Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Фронтальное обследование.

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс ФФНР.

    Перспективный план коррекционной работы с группой учащихся 1 классов с ФФНР и ФНР

    Актуальность данной программы обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи.

    Бесплатные занятия с логопедом

    Актуальность данной программы обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

    Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей необходимо сформировать:

    Полноценные фонематические процессы;

    Представление о звуко-буквенном составе слов;

    Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

    Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).

    Воспитание умения речевого высказывания;

    Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;

    Сбережение общего и психического здоровья детей;

    Развитие сенсорных и моторных функций;

    Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

    Развитие мимической мускулатуры;

    Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;

    Формирование черт гармонической, социализированной личности.

    Программа предусматривает следующие блоки:

    Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом).

    Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»).

    Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа.

    Блок дифференциации согласных звуков и букв.

    Блок работы над предложением.

    Блок итоговых занятий.

    Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 1 классов общеобразовательных школ.

    Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование

    различных методов активного обучения;

    анализ конкретных понятий и ситуаций;

    тренировка и другие виды заданий;

    творческая работа детей.

    Условия проведения: занятия проводятся в логопедическом кабинете.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

    1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

    – наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

    – способность к запоминанию;

    – способность к переключению;

    – навыки и приёмы самоконтроля;

    2. Формирование полноценных учебных умений:

    – планирование предстоящей деятельности;

    – принятие учебной задачи;

    – активное осмысление материала;

    – выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;

    – контроль за ходом своей деятельности;

    – работа в определённом темпе;

    – применение знаний в новых ситуациях;

    – анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

    1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

    – умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

    – умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    – умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    – умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

    2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

    – ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    – ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

    – ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

    – применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;

    – обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;

    – пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

    – формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    – соблюдение речевого этикета;

    – составление устных связных высказываний с элементами творчества.

    Методика организации логопедических занятий.

    Коррекционное обучение на первом этапе осуществляется преимущественно в процессе устной речи. Поэтому первые 10-12 занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

    Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.

    В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

    – 15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечение их внимания к звуковой стороне речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к дальнейшему полноценному обучению;

    – 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата;

    – 15 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и по подгруппам.

    Количество таких занятий по необходимости можно увеличить до 20.

    На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.

    Фронтальная часть остальных занятий складывается из работы по:

    – развитию фонематических процессов;

    – формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов;

    – закреплению звуко-буквенных связей;

    – автоматизации поставленных звуков;

    – формированию готовности к восприятию отдельных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

    ИТОГ ПРОГРАММЫ

    К завершению коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:

    – сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

    – восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

    – уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

    – поставлены и отдифференцированы все звуки;

    – уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

    – введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

    Планирование логопедических занятий для 1 класса

    Грамматические понятия, используемые на занятиях

    Читайте также:
    Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: