Перспективный план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия, предупреждению оптической дисграфии (подготовительная к школе группа)

Перспективный план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия, предупреждению оптической дисграфии [подготовительная к школе группа]

Сентябрь

1. «Расскажи, что где находится» — закрепление предлогов на, под, понятий справа, слева, большой, маленький.

2. «Сделай, как я» — закрепление умения ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив, и в схеме собственного тела.

3. «Собери такую же цепочку» — по образцу из геометрических фигур.

1. «Где находится предмет?» — определять положение предмета относительно себя – впереди, сзади, наверху, внизу, справа, слева.

2. «Фотограф» — развитие зрительного восприятия.

3. Закрепление зрительного образа гласных букв А,У,И, Э, О, Ы, выработка умений выделять элементы, составляющие их: «Догадайся, какую букву можно выложить из этих элементов?».

4. «Живые буквы» — выкладывание гласных букв лежа на ковре собственным телом детей.

Октябрь

1. «Выполни инструкцию» — различение левой и правой частей собственного тела и стоящего напротив.

2. Ориентировка на плоскости «Слушай внимательно и разложи овощи на столе так, как я скажу: огурец – слева от себя в дальний угол стола и т.д.»

3. «Поставь точку» — красным карандашом внутри круга, но вне прямоугольника, в букве А, но вне буквы П. И т.д.

1. «Угадай, какая буква спряталась?» — карточки с заштрихованными буквами.

2. «Выполни инструкцию – положи карточку с буквой в центр стола, справа от буквы положи кружок, над буквой – квадратик и т.д.»

3. Закрепление зрительного образа букв А,У,И, Э, О,Ы, П, Т, выработка умений выделять элементы, составляющие их: «Найди элементы этой буквы». У детей карточки с элементами букв. Логопед называет одну из изученных букв и дает задание детям закрыть кружочком все элементы, которые составляют эту букву.

1. «Озорные буквы»- показать правильно изображенные буквы К, П, Т среди зеркально изображенных.

2. «Найди на картинке спрятавшиеся буквы».

1. «Живые буквы» — выкладывание букв лежа на ковре собственным телом детей.

2. «Беспорядок!» — закрепление зрительного образа букв П, Т, К. Логопед показывает детям карточки с изображением изученных букв, наложенных друг на друга. Дети должны определить, какие это буквы и какая из них напечатана перед другой, а какая – за другой.

3. «Расставь буквы У, Э, Ы, К или слева, или справа от дерева» — учить детей различать правоориентированные и левоориентированные буквы.

Ноябрь

1. «Назови детеныша и его маму»- демонстрационная таблица по развитию

зрительно-пространственного восприятия по теме «Домашние животные».

2. «Буквенный конструктор» — сконструировать буквы из элементов.

3. «Измени букву, переставляя ее элементы» — из Н – П, И.

4. «Какие буквы можно выложить из трех палочек?» — И, П, К, Н.

1. «Угадай, кто Митя, а кто Леня?» — два человечка, у которых шляпы, воротнички, манжеты отличаются формой. У одного из них они сходны с буквой Л, а у другого – с буквой М. Дети должны по внешним признакам определить, кто из них Митя, а кто Леня.

2. «Поставь точку»- внутри треугольника и квадрата, только внутри квадрата и т.д. (Изображения геометрических фигур с небольшим наложением друг на друга).

3. «Зеркало» — развивать умение у детей точно копировать в зеркальном отражении движения партнера.

4. «Угадай букву» — закрепление образа буквы тактильными ощущениями.

Два ребенка по очереди «пишут» друг другу на тыльной стороне ладони (на спине) изученные буквы. Тот, кто был с закрытыми глазами, определяет, какую букву «написал» друг.

5. «Пушистые буквы» — на ощупь найти букву М среди других букв.

1. «Зашифрованные буквы» — карточки, на которых написаны изученные буквы с пририсованными слева, справа, сверху и снизу разными элементами. Дети должны узнать букву и сказать, с какой стороны какой элемент лишний.

2. «На какую фигуру похож предмет? Нарисуй фигуру в пустой клеточке».

3. «Что где находится?» — в центре лежит буква, а в пространстве вокруг ее лежат предметные картинки со звуком ЛЬ в названии. Вопросы: «Где телефон? Что в левом верхнем углу? Что лежит справа от буквы?» И т.д.

1. «Выполни задание» — закрепление основных направлений пространства в схеме собственного тела: «Тому, у кого на столе лежит фигура с углами, закрыть ее правой рукой. Тому, у кого лежит желтый квадрат, взять его в правую руку и приложить к правому уху». И т.д.

2. «Буквенный конструктор» — сконструировать буквы Я, Ё, Е, Ю, И.

3. «Помоги Незнайке найти буквы, которые написаны неправильно».

4. «Угадай букву» — закрепление образа буквы тактильными ощущениями.

Два ребенка по очереди «пишут» друг другу на тыльной стороне ладони (на спине) изученные буквы.

Декабрь

1. Задание: «Найди все гласные буквы и обведи их красным кружочком».

2. «Путаница» — предложить детям рисунок, на фрагментах которого изображены изученные буквы в различных вариантах (письменные и печатные). Дать задание детям – раскрасить только те фрагменты рисунка, на которых изображена буква Уу. Аналогично с Ии, Пп, Тт, М м.

Читайте также:
Адаптация ребёнка к новому детскому коллективу

3. «Странный художник» — карточки с нелепыми изображениями, составленными из двух предметов. Дети должны угадать, что или кого хотел нарисовать странный художник.

1. «Помоги Незнайке дописать буквы».

2. Задание: «Обвести кружочком лишь те буквы, которые расположены правильно».

3. «Поход» — ребенку предлагается карта, разделенная на 9 квадратов, по 3 в каждом ряду. В одном из них буква С – старт. В этот же квадрат помещается маленькая игрушка – собачка, которая и пойдет в поход. В других квадратиках лежат картинки со звуком С в названии. По заданному логопедом маршруту ребенок вместе с игрушкой перемещаетсяпо квадратикам в определенную сторону. Попав в тот или иной квадрат, он отвечает на вопросы: «Что увидела собачка? Что нашла собачка?» И т.д. После того как поле карты будет пройдено, ребенку предлагается по памяти вспомнить, какие картинки были в верхнем ряду, в нижнем, в среднем.

4. «Живые буквы» — выкладывание изученных букв лежа на ковре собственным телом детей.

5. «Называй правильно»- демонстрационная таблица по развитию зрительно-пространственного восприятия на закрепление правильного произнесения звука С в словах.

1. «Найди на картинке спрятавшиеся буквы. Сосчитай их».

Изображена шуба с элементами похожими на букву С.

2. «Сколько на карточке напечатано букв З? Какая буква напечатана неправильно?»

3. «Украсить шарики на елке» — изображение елки с шарами на ветвях слева и справа. Задание – в шарах с левой стороны напечатать букву З, а с правой стороны – букву С.

4. «Все на лыжи! Прогулка в зимнем лесу» — имитация ходьбы на лыжах по лесу между елок по предлагаемым схемам движения.

5. «Живые буквы» — выкладывание букв С, З лежа на ковре собственным телом детей.

6. Задание: обвести все буквы З в треугольник, а буквы С — в квадратик печатные и письменные варианта букв).

Январь

1. «Разложи буквы, как я» — ребенку предлагается карта, разделенная на 9 квадратов, по 3 в каждом ряду. В центре лежит синий квадрат. Затем логопед показывает ребенку в течение 2-3 секунд такую же карточку, но с напечатанными в пустых квадратиках буквами П, Б. Ребенок должен на своей карточке положить буквы по памяти в те же квадратики. Затем логопед просит ответить, в какой клеточке по отношению к синему квадратику находится интересующая нас буква сверху, снизу, справа или слева.

2. «Найди букву и обведи ее в кружок» — совместно с логопедом дети рассматривают ряд букв П, Б, Т в различных вариантах (письменные, печатные, заглавные), выделяют у каждой из них сходные элементы. Потом предлагает обвести в кружок все буквы П или Б.

1. «Кто куда спрятался?», «Кто (что) куда летит, бежит, идет?» — употребление предложных конструкций.

2. «Буквенный диктант» — логопед показывает карточку, на которой напечатаны сочетания букв, не имеющие смысла (пт тк мн птк). Дети должны без ошибок перепечатать эти строчки в тетрадь, соблюдая ту же последовательность букв.

3. «Какие буквы Д написаны неправильно? Зачеркни их».

4. «Веселый домик» — изображение домика, элементы которого состоят из букв Т, Д. Предложить ребенку найти буквы в рисунке.

Февраль

1. «Рассеянный Незнайка» — на доске лист, на котором в ряд изображена посуда и элементы изученных букв. Задание: узнай, какую букву хотел напечатать Незнайка перед рисунком, изображающем кастрюлю, после тарелки и т.д.

2. «Маленький реконструктор» — реконструировать буквы, изменяя пространственное расположение элементов букв: например, Г из Т, Е, Б, Н, П.

1. «Отгадай загадку и выполни задание» — логопед загадывает загадки, слова отгадки которых начинаются на звуки К, Г. Дети из набора картинок выбирают отгадки и выполняют следующее задание – картинки, названия которых начинаются со звука Г, положить справа от себя, а со звука К – перед собой.

2. «Разложи буквы, как я» — ребенку предлагается карта, разделенная на 9 квадратов, по 3 в каждом ряду. В центре лежит синий квадрат. Затем логопед показывает ребенку в течение 2-3 секунд такую же карточку, нос напечатанными в пустых квадратиках буквами К, Г. Ребенок должен на своей карточке положить буквы по памяти в те же квадратики. Затем логопед просит ответить, в какой клеточке по отношению к синемуквадратику находится интересующая нас буква сверху, снизу, справа или слева.

3. «Пушистые буквы» на ощупь найти буквы К, Г среди других.

1. Закрепление зрительного образа букв Я, Ю, Ё, Е, выработка умений выделять элементы, составляющие их:«Найди элементы этой буквы». У детей карточки с элементами букв. Логопед называет одну из изученных букв и дает задание детям закрыть кружочком все элементы, которые составляют эту букву.

Читайте также:
Понятие Воля в современной психологии

2. «Живые буквы» — телопластика.

3. «Угадай, какая буква спряталась?» — карточки с заштрихованными буквами.

1. «Поезд» — логопед раскладывает перед детьми буквы У, Э, Ы, К, С, З, Б, К, Г, Я, Е, Ё, Ю и вывешивает на доске макет поезда с двумя вагонами, объясняя детям, что все буквы собираются ехать на этом поезде. В первом вагоне поедут те буквы, которые «смотрят» влево, а во втором, которые «смотрят» вправо.

2. «Выполни задание» — на столе лежат картинки с изображением автомобилей различной высоты, длины, цвета. Машины едут по дороге. Логопед: «Возьми ту машину, которая едет перед самой длинной машиной (за самой высокой)». И т.д.

3. «Найди все буквы Л и М» — показать ребенку изображения предметов похожих на данные буквы.

Март

1. «Разложи картинки, как я скажу» — ориентировка на плоскости по словесной инструкции.

2. Задание на реконструирование букв, добавляя или убирая элементы –логопед предлагает ребенку выложить буквы П, Т, Ш из палочек, а затемспрашивает, как можно букву П «превратить» в Ш, букву Т в Ш, Ш в Т, Ш в П.

3. Задание на различение письменных вариантов букв: «Обведи синимцветом букву ш, зеленым — п, коричневым — т. Какую букву обвел синим цветом?»

1. «Найди и назови букву» — демонстрационная таблица на закрепление графического образа букв. Задания: «Назови букву, которая находится в первом ряду в третьей клеточке. Какая буква находится справа от неё?» И т.д.

2. «Букетик для мамы» — на доске расположены подснежники, форма некоторых из них похожа на букву Ш. Ребенок должен «сорвать» подснежник, похожий на букву Ш.

3. «Живые буквы С – Ш » — телопластика.

4. «Отгадай загадку и выполни задание» — логопед загадывает загадки, слова отгадки, которых начинаются на звуки С-Ш. Дети из набора картинок выбирают отгадки и выполняют следующее задание – картинки, названия которых начинаются со звука С, положить справа от себя, а со звука Ш – перед собой.

1. «Найди и прочитай слог» — демонстрационная таблица по развитию зрительно-пространственного восприятия, направленная на тренировку в чтении прямых и обратных слогов с буквой Р.

2. «Угощенья для буквы Р»- перед ребенком лежит рисованная буква Р (с глазками, ротиком), справа от неё лежат картинки с изображением тортика, пирожка, пирожного, а слева — суп, морковка, рыба. Логопед спрашивает: «Что съест буква Р?» (То, что лежит с права, т.к. буква Р «смотрит» вправо).

1. «Водяная потеха на озере»- из воды торчат буквы – «островки», по ним надо перебраться с одного берега на другой. Но не все «островки» надежные. Некоторые переворачиваются, а некоторые не переворачиваются. Попросить ребенка приложить зеркало снизу «островка» и посмотреть зеркальное отражение букв на воде. Если торчащие из воды «островки» с их зеркальным отражением образуют букву, это надежные «островки»,если нет, то на него не надо наступать.

2. «Какие буквы спрятались в букве Ж? Напечатай или выложи их».

3. «Найди и обведи все буквы Ж» в ряду, состоящем из букв У, Х, К, Ж.

4. «Что изменилось?» — логопед раскладывает на столе буквы У, Х, К, Ж, ребенок запоминает последовательность их расположения. Затем меняет их расположение. Ребенок должен сказать, что изменилось.

Апрель

1. «Допиши буквы» — добавить недостающий элемент.

2. «Покажи букву» — на доске лист с написанными на нем буквами З-Ж различной высоты, длинны и ширины. Дети должны выбрать самую широкую букву, обозначающую звук З, самую высокую букву, обозначающую звук Ж . И т.д.

3. «Помоги Незнайке найти неправильно написанные буквы З и зачеркни их».

4. «Живые буквы»- телопластика.

1. «На кого похоже?» — логопед вывешивает на ковролин солнышко в центре, а вокруг него – облака похожие на определенных животных. Задания: «Покажите облако, которое справа от солнышка. На кого оно похоже?» На обратной стороне каждого облака правильно и неправильно написанная буква Ц. Ребенок должен сказать, где буква написана правильно, а где нет.

2. Упражнение на ориентирование в последовательности линейного ряда: логопед вывешивает на доске лист с напечатанными на нем буквенными рядами. «Назови все согласные буквы из второго горизонтального ряда, все гласные из третьего вертикального ряда, все левосторонние буквы в третьем горизонтальном ряду». И т.д.

1. «Угадай букву» — закрепление образа буквы тактильными ощущениями. Два ребенка по очереди «пишут» друг другу на тыльной стороне ладони (на спине) изученные буквы. Тот, кто был с закрытыми глазами, определяет, какую букву «написал» друг.

2. «Пушистые буквы» — на ощупь найти буквы С — Ц среди других букв.

Читайте также:
Новые подходы к обучению чтению детей с нарушением речи

3. «Путаница» — предложить детям рисунок, на фрагментах которого изображены изученные буквы в различных вариантах (письменные и печатные). Дать задание детям – раскрасить только те фрагменты рисунка, на которых изображена буква С. Аналогично с Ц ц, З з, Ж ж.

1. «Поставь точку» — красным карандашом внутри круга, но вне прямоугольника, в букве А, но вне буквы Ч. И т.д.

2. «Зашифрованные буквы» — карточки, на которых написаны изученные буквы с пририсованными слева, справа, сверху и снизу разными элементами. Дети должны узнать букву и сказать, с какой стороны какой элемент лишний.

3. Упражнение на ориентирование в последовательности линейного ряда: логопед вывешивает на доске лист с напечатанными на нем буквенными рядами. «Назови все согласные буквы из второго горизонтального ряда, все гласные из третьего вертикального ряда, все левосторонние буквы в третьем горизонтальном ряду». И т.д.

4. «Что где находится?» — в центре лежит буква Ч, а в пространстве вокруг ее лежат картинки с изображением школьных принадлежностей. Вопросы: «Где пенал? Что лежит справа от буквы?» И т.д.

Май

1. «Лесная школа» — логопед ставит перед ребенком игрушки животных и раздает карточки с недописанными буквами. Ребенок должен узнать букву и дописать. Затем карточки, на которых напечатаны гласные буквы, положить перед игрушками, а те, на которых согласные буквы положить за игрушками. Задать вопросы: «Какую букву видит белка? Какую букву видит лиса?» И т.д.

2. «Муха» — на листе бумаги рисуется квадратное игровое поле в клетку. В центральной клетке «сидит муха». По словесной инструкции логопеда ребенок перемещает муху по клеточкам вверх, вниз, вправо или влево. Вариант: играют двое детей. Дети по очереди говорят, куда должна передвинуться муха. Проигрывает тот, по чьей инструкции муха окажется за пределами игрового поля.

3. «Паучок ловит муху» — на листе бумаги рисуется квадратное игровое поле в клетку. Линии клеток расположены наискосок и образуют «паутину». Инструкции: влево вверх наискосок, вправо вниз наискосок и т.д.

4. «Найди букву Щ на картинке» — ребенок соотносит букву с образами, изображенными на сюжетной картинке.

5. Задание на реконструирование букв, добавляя или убирая элементы – логопед предлагает ребенку выложить букву Ц из палочек, а затем спрашивает, как можно букву Ц «превратить» в Щ, Щ в Ц, Ш в Щ, Ш в Ц.

1. «Угадай букву» — закрепление образа буквы тактильными ощущениями. Два ребенка по очереди «пишут» друг другу на тыльной стороне ладони (на спине) изученные буквы. Тот, кто был с закрытыми глазами, определяет, какую букву «написал» друг.

2. «Заштрихованные буквы».

3. «Кто быстрее?» — логопед раздает детям карточки с напечатанными в несколько рядов буквами Ш, Щ, Ц. Дети должны за определенное время обвести буквы разным цветом, например, Ц – синим, Щ – зеленым, Ш – коричневым.

1. «Живые буквы» — телопластика.

2. «Путаница» — предложить детям рисунок, на фрагментах которого изображены изученные буквы в различных вариантах (письменные и печатные). Дать задание детям – раскрасить только те фрагменты рисунка, на которых изображена заданная буква.

3. Упражнение на ориентирование в последовательности линейного ряда: логопед вывешивает на доске лист с напечатанными на нем буквенными рядами. «Назови все согласные буквы из второго горизонтального ряда, все гласные из третьего вертикального ряда, все левосторонние буквы в третьем горизонтальном ряду» и т.д.

4. «Узнай время года» — демонстрационная таблица по развитию зрительно-пространственного восприятия. В клетках таблицы изображены пейзажные картинки разного времени года.

Подготовили:
1) Зяблицкая Алена Андреевна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории,
2) Парипса Ольга Богдановна,
учитель-логопед первой
квалификационной категории.
Киселевск, 2013 г.

Перспективный план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия, предупреждению оптической дисграфии (подготовительная к школе группа)

ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НЗР ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Автор: Бойко Ольга Анатольевна,

учитель – дефектолог МК ДОУ “ДС КВ № 14 “Дельфин” г. Трехгорный, Челябинская обл.

У слабовидящих детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственног о восприятия и представлений, трудности оптико-пространс твенного анализа, несформированнос ть оптического образа буквы, что является предпосылками оптической дисграфии.

Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу по предупреждению оптической дисграфии и поможет отследить динамику состояния письменной речи ребенка.

Читайте также:
Работа логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта

Для устранения и предупреждения предпосылок оптической дисграфии так же необходима единая система коррекционного воздействия. В связи с этим нами был разработан план профилактической работ. Коррекционно-про филактическая работа проводится логопедом и воспитателем логопедической группы с привлечением в педагогический процесс ро​дителей детей с нарушениями речи.

Основные направления коррекционно-про филактической работы можно объеди​нить в два периода. В подготовительный пе​риод осуществляется формирование основ​ных предпосылок, лежащих в основе оптиче​ски грамотного чтения и письма. В основной период на логопедических занятиях по обу​чению грамоте ведется работа по автоматиза​ции и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.

Данный перспективный план разрабо​тан на основе программ Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа обучения и воспитание детей с ОНР в логопедическом детском саду», М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», а также на основе пособий Т.А. Павловой «Развитие пространственног о ориентирования у дошкольников и младших школьников», Л.Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Л.Г. Парамоновой «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» и др.

В плане отражены те направления, по которым строится профилактическая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии, а именно:

– расширение «поля зрения” ребёнка;

– формирование зрительного гнозиса (в том числе и буквенного, для развития зрительного образа буквы);

– развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания;

– развитие зрительно – моторной координации;

*​ совершенствовани е пространствен​но -временных ориентировок;

*​ развитие мелкой моторики;

*​ развитие тактильных ощущений;

*​ развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструировани я букв;

*​ развитие процесса самоконтроля.

Данные направления осуществляются параллельно с развитием всех компонентов устной речи (в соответствии с программой обучения), они включаются в логопедические и другие занятия по программе детского сада, в различные режимные моменты ( физ. паузы, игровую деятельность, прогулку и др.)

В перспективный план включены разнообразные виды упражнений и за​даний на развитие выше перечисленных нап​равлений. Данный план позволяет воплотить индивидуальный подход к решению конкретной проблемы ученика.

Своевременная профилактическая работа помогает сфор​мировать базу для овладения школьны​ми знаниями, скорректировать и предуп​редить предпосылки оптических нарушений.

Тематическое и перспективное планирование по коррекции оптической дисграфии

Разделы: Логопедия

Среди всех нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ, нарушения письма и чтения (дисграфия, дислексия) составляет значительный процент. Многие учителя объясняют дисграфические ошибки невнимательностью, неумением учеников слушать объяснения учителя, небрежным отношением к работе. На самом же деле в основе этих ошибок лежит несформированность фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, зрительно-пространственных функций. На основании обследований, проводимых нами в начале каждого учебного года можно сделать вывод о том, что количество детей с нарушениями письменной речи увеличивается (см. Приложение 1, Приложение 2). Данные учащиеся без систематических логопедических занятий заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку, а в некоторых случаях не могут полностью овладеть письмом и чтением в условиях общеобразовательной школы.

Наряду с этим нередко встречаются учащиеся с оптической дисграфией (см. Приложение 3) В нашей статье мы хотим остановиться именно на этом виде нарушения письма и чтения.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, моторной координации; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений: трудности оптико-пространственного анализа, несформированность графического образа буквы. По мнению Р.И.Лалаевой, «нарушения в воспроизведении букв на письме бывают 2х видов: а) замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, или букв, отличающихся одним дополнительным элементом; б) искажение графического образа букв: зеркальное написание, пропуски элемента буквы, написание лишних элементов буквы, неправильное расположение элементов» [Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» М., «Владос», 1998г., стр. 101].

При характеристике группы учащихся с оптической дисграфией необходимо отметить, что данная категория детей испытывает стойкие трудности при усвоении программы обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности зрительно-пространственных функций (зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственного гнозопраксиса) и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Мелкая моторика у детей не сформирована в полном объеме, отмечается слабость мышц пальцев руки. Исходя из этих особенностей, мы считаем, что основными направлениями работы с данной категорией детей являются:

  1. Развитие осознания детьми схемы собственного тела, определения направлений в пространстве.
  2. Развитие пространственных представлений о форме и величине предметов.
  3. Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, величины).
  4. Развитие и уточнение временных представлений.
  5. Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве.
  6. Формирование умения ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
  7. Формирование умения ориентироваться на плоскости листа, доски.
  8. Формирование у учащихся слухового внимания.
  9. Развитие и совершенствование зрительного восприятия и анализа, зрительно-двигательной координации.
  10. Развитие мелкой моторики.
  11. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
  12. Формирование полноценных учебных умений.
Читайте также:
Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции заикания

Изучая соответствующую практическую и теоретическую литературу по работе над оптической дисграфией, нами было найдено большое количество различных упражнений, заданий, рекомендаций, приемов работы с данной категорией детей. Собственный опыт показал, что работа по коррекции оптической дисграфии длится не менее года, а в отдельных случаях и больше. Поскольку ни у одного из ведущих специалистов в данной области не опубликовано тематического планирования, рассчитанного на 1 год обучения, с прилагающимся перспективным планированием, мы разработали свое. Оно является примерным. Каждый учитель-логопед может проявить свое творчество, используя материал других авторов. Данное планирование рассчитано на год обучения с проведением занятий 3 раза в неделю. Количество часов на определенную тему может увеличиваться или уменьшаться, т.к. не обязательно проводить дифференциацию тех букв, которые на письме и при чтении взаимно не заменяются. Планирование было составлено с опорой на рабочую тетрадь Е.В.Мазановой «Учусь не путать буквы», альбом 1, альбом 2 (упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии), О.Б.Иншаковой «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» (часть 1, часть 2) и Т.А.Ткаченко «Пишем грамотно и красиво».(См. Приложение 4, Приложение 5).

Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Предупреждение оптической дисграфии у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым нарушением речи»
электронный образовательный ресурс по логопедии

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya.ppt 921.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МКДОУ «Теткинский детский сад «Сказка» Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Предупреждение оптической дисграфии у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым нарушением речи» Автор-составитель: учитель-логопед Суворова Е.В.

Актуальность программы. В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы, и с каждым годом данное явление имеет тенденцию к росту. Актуальность вызвана тем, что среди детей с речевыми нарушениями очень высок процент, имеющих в дальнейшем нарушения письменной речи.

Новизна. Несмотря на то, что многие авторы уделяли внимание вопросам профилактики оптической дисграфии, до сих пор не существует коррекционно-развивающей программы для дошкольников с нарушениями речи по предупреждению оптической дисграфии.

Целесообразность Так как в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР особое внимание уделяется формированию фонематической, грамматической и лексической сторонам речи, что и является профилактическими мерами предупреждения артикуляторно-акустической, акустической, аграмматической дисграфий и дисграфии на почве нарушений анализа и синтеза( классификация РГПУ им. Герцена), то хотелось бы остановиться на профилактике оптической дисграфии. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. У детей нечетко формируются графические образы букв. Дети затрудняются соотнести звук с буквой, не различают буквы, сходные по написанию, отмечается зеркальное письмо букв, пропуски элементов, лишние и неправильно расположенные элементы.

У детей с отставанием в речевом развитии пространственные представления, зрительный анализ и синтез формируются значительно позднее, чем в норме, что во многом связано с трудностью усвоения этими детьми их словесных обозначений, это говорит о необходимости специальной и целенаправленной работы с детьми с ОНР в этом направлении. Основой для разработки данной учебной программы явилась «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Цель программы: выявление и устранение предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи программы: Выявление предпосылок оптической дисграфии. Развитие зрительного восприятия(восприятие цвета, формы, размера и величины предметов), внимания, памяти. Формирование пространственного восприятия и развитие пространственных представлений (ориентировка в схеме собственного тела и ориентировка в окружающем пространстве); Развитие операций зрительного анализа и синтеза; Развитие речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. Развитие тактильных ощущений.

Развитие конструктивного праксиса путём моделирования букв из палочек, природного материала и т.п.; из элементов букв, реконструирование букв и геометрических форм. Развитие мелкой моторики. Развитие буквенного гнозиса, дифференциация смешиваемых букв.

Формы работы: В процессе обучения используются различные формы организации коррекционной работы: как часть индивидуального, подгруппового и фронтального занятия в игровой форме; игры в свободной деятельности. Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством мониторинга: первичного и повторного, обработки и анализа полученных знаний.

В основу программы положены принципы современной педагогики и психологии: Единство диагностики и коррекции. Коррекционно-развивающая работа по предупреждению оптической дисграфии проводится после диагностики уровня развития зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации, т.к. данные мониторинга определяют направления коррекционно-развивающей работы. А также по завершению коррекционно-развивающей работы проводится повторный мониторинг с целью выявления результативности работы и определения направлений дальнейшей корреционно-развивающей работы. Учёт «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Каждое последующее задание немного сложнее предыдущего; Учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Задания в программе предлагаются с учётом возраста детей, особенностей их психического развития .

Учёт ведущей деятельности и мотивации. Ввиду того, что в дошкольном возрасте у ребёнка ведущей является игровая деятельность, упражнения проводятся в форме игры. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребёнка: создание комфортной среды, поддержание положительного эмоционального фона. Принцип активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной работе. Программа рассчитана на взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать допустимые нормы.

В начале учебного года с целью выявления предпосылок оптической дисграфии было проведено исследование уровня развития зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации. Среди известных тестовых методик мной была выбрана «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5 лет» М.М.Безруких, Л.В. Морозовой.

После анализа полученных результатов была составлена коррекционно-развивающая программа по предупреждению оптической дисграфии. В ней я выделяю два этапа. Первый этап – подготовительный – это работа с картинками в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Второй этап – основной – работа с буквами в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Содержание работы по профилактике дисграфии. Примерное календарное планирование .

М-ц Нед. Буквы. Звуки. Лексическая тема. Содержание работы по профилактике оптической дисграфии Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти Развитие пространственных представлений Автоматизация зрительных представлений графических образов букв С Е Н Т Я Б Р Ь 1 Выявление предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР 2 Выявление предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР 3 А У УА Здравствуй, детский сад «Определи предмет» (соответствие по форме) «Соедини стрелками» (домики из геометрических фигур) Игра «Назови части тела» Знакомство с тетрадью в крупную клетку. Раскрась только буквы У (среди других букв) «Допиши букву У, А» «Обведи игрушку» «Зачеркни неправильно написанную букву» 4 И АУИ П-ПЬ Осень «Геометрическое лото» Соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой. Положить ладони справа от себя, слева. Приложить ладони к контуру, назвать. Выкладывание букв из палочек, «написание» букв в крупе, песке. Нахождение пройденных букв в геометрических фигурах.

Н О Я Б Р Ь 1 Н Н-НЬ Человек Игра « Придумай мордашку и нарисуй рядом». «Найди похожего человечка». Обыгрывание заданий: определи, где находится карандаш по отношению к книге, тетради (справа, слева, на, между, под) Выкладывание букв из палочек, реконструирование букв: из буквы П можно сделать букву Н и т.п. 2 C С-Сь Одежда. Головные уборы. Срисовывание серии полукругов и линий (по методике Борель-Мезони). Схема тела, стоящего напротив: лицом к детям – поднять правую руку – дети повторяют. Ощупывание букв из наждачной бумаги, ощупывание объёмных букв. Лепить букву С из пластилина, теста. 3 З З-ЗЬ Обувь. «Найди все правые сапоги, левые сапоги» «Подбери пару тапочкам». Стоя попарно друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища левую руку, правое плечо… «Дописать букву» «Нарисовать букву» «Определи букву в неправильном положении» 4 Х Х-ХЬ Перелётные птицы. «Найди пару» «Колумбово яйцо» «Что изменилось?» «Фотографирование» (посмотри, запомни, нарисуй). По картинке определить какой рукой действует человек. «Определи след» Найди «спрятавшиеся буквы». Собрать разрезную картинку с изображением буквы. «Сложи букву на фланелеграфе»

Результаты. Анализ проделанной работы показал, что работа по профилактике оптической дисграфии явилась результативной. У всех детей высокий уровень зрительного восприятия и памяти, все дошкольники ориентируются в левой и правой сторонах пространства. Дети с успехом освоили пространственные предлоги, знают все буквы (правильно располагают элементы букв). Всё это является хорошими предпосылками для дальнейшего обучения чтению и письму. А самое главное, работа по профилактике оптической дисгрфии в игровой форме способствовала повышению интереса детей к чтению и письму, а значит успешному обучению в школе.

Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии

Наталья Горина
Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и предложно-падежных конструкций. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребенка, а включает также созревание некоторых неречевых функций (в частности, зрительно-пространственных представлений).

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений и несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР, которые составляют основной контингент детей-логопатов. Важно было найти такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т. е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки.

Работа по развитию оптико-пространственного представленийпреследует следующие цели:

формировать целостное восприятие предметов;

формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением;

закрепить умение получать информацию об окружающем мире и использовать её в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности;

закрепить знания детей, полученные на завершающем этапе, используя в речи предложно-падежные конструкции и развивая связную речь.

Целенаправленная коррекционная работа по развитию оптико-пространственного восприятия в структуре ОНР у детей-логопатов позволяет научить узнавать, называть, различать реальные предметы и их изображения; не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и овладевать специфическим словарём; развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать психологическую базу речи. .

В логопедической работе по преодолению ОНР у воспитанников применяется методика поэтапного формирования оптико-пространственного восприятия,которая несёт синхронную полисенсорную направленность в коррекции речевых и зрительных нарушений, учитывает общепедагогические принципы работы и осуществляет дифференцированный подход к речевым и зрительным возможностям каждого ребёнка. Задания, направленные на развитие оптико-пространственного восприятия, включаются в структуру занятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи и предъявляются детям последовательно (с усложнением, проводятся в системе с подгруппой и индивидуально.

Основные этапы работы по формированию пространственных представлений

1. Ориентировка на собственном теле, дифференцирование правых и левых его частей.

Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки.Рекомендуются следующие виды заданий:

– Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет ее сам, а дети повторяют. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Обратить на это внимание и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха, брови. Учащихся следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела. Затем ученикам предлагаютсяболее трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо.

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у учащихся представлений о правой и левой стороне тела, а также на речевых обозначениях правой и левой руки.Эта работа проводится в следующей последовательности:

а) Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

Сначала логопед дает задание определить пространственные соотношения предметов,находящихся сбоку от ребенка:

– перечисли предметы, находящиеся справа и слева;

– положить предмет справа или слева от себя;

– повернуть голову вправо или влево;

– наклонить голову к правому плечу или к левому.

б) Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.

Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой, например, тетрадь и положить ее около левой руки.Задать вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?» Далее детям предлагаетсязадание по инструкции логопеда: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – слева или справа.

в) Определение объектов и предметов в пространстве.

– Стоя в колонне по одному, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

– Расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

– Сидя за столом, определить его правый и левый края.

Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

г) Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

– Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.

– Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.

д) Определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.

– Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем роли меняются.

е) Определение направлений в пространстве.

Определить след правой и левой ноги (по рисунку).

-Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый из членов семьи.

ж) Графическое воспроизведение направлений.

Предварительно детейпросят показать рукой в воздухе направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.

– Расположить карточку со стрелкой, ориентируясь на заданные направления.

– Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+»: от первой точки – снизу, от второй – сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.

– Обозначить на строке четыре точки. От одной из них провести стрелку вниз, от другой – вверх, от третьей – вправо, от четвертой – влево.

Качественно проведенная работа по формированию пространственного мышления, предупреждает дисграфию у младших школьников, развивает зрительную память, активизирует познавательную деятельность, повышает речевой уровень детей.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 4 изд. М. ,2007 г.

Крушельницкая О. И. Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-7 лет. М. ,Творческий центр» Сфера», 2004 г.

Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников, М., Школьная пресса, 2004 г.

Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве.

Проект: «Развитие оптико-пространственных представлений и графо — моторных навыков у старших дошкольников». Цель – овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой, формирование графо – моторных навыков у детей дошкольного.

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

Рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, на обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся, нуждающихся в логопедической коррекции.

Содержимое разработки

МБОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»

на заседании ШМО

Рабочая программа коррекционного курса

«Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

Учитель-логопед: Ничковская В.Е.

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».

Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

Краткая характеристика оптической дисграфии

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Задачи коррекционной работы:

Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

Развивать зрительный анализ и синтез.

Развивать зрительно-моторные координации.

Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

– ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;

– конструировать и реконструировать буквы из элементов;

ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся. Программа рекомендована для обучающихся 2 классов.

УМК : рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г); методическое пособие для учителя «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.

Организация работы

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи

Проведение первичного обследования.

Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

– Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

— Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Развитие зрительно-моторных координации.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий.

3-й этап. Основной. Цели и задачи

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

– Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

– Дифференциация гласных и согласных букв:

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий.

4-й этап. Заключительный. Цели и задачи

Закрепление полученных навыков.

Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Планируемые результаты после прохождения программы

К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:

— различать основные и оттеночные цвета;

— различать геометрические фигуры;

— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

— ориентироваться в схеме собственного тела;

— ориентироваться во времени и в пространстве;

— сравнивать предметы по величине;.

— сравнивать элементы букв двух шрифтов;

— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

— соотносить букву со звуком и наоборот.

Оценка достижений планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

– входная (первичная) диагностика (сентябрь);

– текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;

– итоговая диагностика (май).

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1-й этап. Организационный.

МДОБУ «ДСКВ 6» г. Всеволожска Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Предупреждение оптической дисграфии у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемБорис Чекмасов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” МДОБУ «ДСКВ 6» г. Всеволожска Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Предупреждение оптической дисграфии у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым.” — Транскрипт:

1 МДОБУ «ДСКВ 6» г. Всеволожска Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Предупреждение оптической дисграфии у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым нарушением речи» Автор-составитель: учитель-логопед Рябова В.Б.

2 Актуальность программы. В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы, и с каждым годом данное явление имеет тенденцию к росту. Актуальность вызвана тем, что среди детей с речевыми нарушениями очень высок процент, имеющих в дальнейшем нарушения письменной речи.

3 Новизна. Несмотря на то, что многие авторы уделяли внимание вопросам профилактики оптической дисграфии, до сих пор не существует коррекционно-развивающей программы для дошкольников с нарушениями речи по предупреждению оптической дисграфии.

4 Целесообразность Так как в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР особое внимание уделяется формированию фонематической, грамматической и лексической сторонам речи, что и является профилактическими мерами предупреждения артикуляторно- акустической, акустической, аграмматической дисграфий и дисграфии на почве нарушений анализа и синтеза( классификация РГПУ им. Герцена), то хотелось бы остановиться на профилактике оптической дисграфии. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. У детей нечетко формируются графические образы букв. Дети затрудняются соотнести звук с буквой, не различают буквы, сходные по написанию, отмечается зеркальное письмо букв, пропуски элементов, лишние и неправильно расположенные элементы.

5 У детей с отставанием в речевом развитии пространственные представления, зрительный анализ и синтез формируются значительно позднее, чем в норме, что во многом связано с трудностью усвоения этими детьми их словесных обозначений, это говорит о необходимости специальной и целенаправленной работы с детьми с ОНР в этом направлении. Основой для разработки данной учебной программы явилась «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

6 Цель программы: выявление и устранение предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

7 Задачи программы: Выявление предпосылок оптической дисграфии. Развитие зрительного восприятия(восприятие цвета, формы, размера и величины предметов), внимания, памяти. Формирование пространственного восприятия и развитие пространственных представлений (ориентировка в схеме собственного тела и ориентировка в окружающем пространстве); Развитие операций зрительного анализа и синтеза; Развитие речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения. Развитие тактильных ощущений.

8 Развитие конструктивного праксиса путём моделирования букв из палочек, природного материала и т.п.; из элементов букв, реконструирование букв и геометрических форм. Развитие мелкой моторики. Развитие буквенного гнозиса, дифференциация смешиваемых букв.

9 Формы работы: В процессе обучения используются различные формы организации коррекционной работы: как часть индивидуального, подгруппового и фронтального занятия в игровой форме; игры в свободной деятельности. Выявление степени усвоения коррекционно- развивающей программы осуществляется посредством мониторинга: первичного и повторного, обработки и анализа полученных знаний.

10 В основу программы положены принципы современной педагогики и психологии: Единство диагностики и коррекции. Коррекционно-развивающая работа по предупреждению оптической дисграфии проводится после диагностики уровня развития зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации, т.к. данные мониторинга определяют направления коррекционно-развивающей работы. А также по завершению коррекционно-развивающей работы проводится повторный мониторинг с целью выявления результативности работы и определения направлений дальнейшей коррекционной-развивающей работы. Учёт «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Каждое последующее задание немного сложнее предыдущего; Учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Задания в программе предлагаются с учётом возраста детей, особенностей их психического развития.

11 Учёт ведущей деятельности и мотивации. Ввиду того, что в дошкольном возрасте у ребёнка ведущей является игровая деятельность, упражнения проводятся в форме игры. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребёнка: создание комфортной среды, поддержание положительного эмоционального фона. Принцип активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной работе. Программа рассчитана на взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать допустимые нормы.

12 В начале учебного года с целью выявления предпосылок оптической дисграфии было проведено исследование уровня развития зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации. Среди известных тестовых методик мной была выбрана «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5 лет» М.М.Безруких, Л.В. Морозовой.

13 После анализа полученных результатов была составлена коррекционно-развивающая программа по предупреждению оптической дисграфии. В ней я выделяю два этапа. Первый этап – подготовительный – это работа с картинками в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Второй этап – основной – работа с буквами в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

14 Содержание работы по профилактике дисграфии. Примерное календарное планирование.

15 М-ц Нед.Буквы. Звуки. Лексическая тема. Содержание работы по профилактике оптической дисграфии Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти Развитие пространственных представлений Автоматизация зрительных представлений графических образов букв СЕНТЯБРЬ СЕНТЯБРЬ 1 Выявление предпосылок оптической дисграфииу дошкольников с ОНР 2 Выявление предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР 3 А У УА Здравствуй, детский сад «Определи предмет» (соответствие по форме) «Соедини стрелками» (домики из геометрических фигур) Игра «Назови части тела» Знакомство с тетрадью в крупную клетку. Раскрась только буквы У (среди других букв) «Допиши букву У, А» «Обведи игрушку» «Зачеркни неправильно написанную букву» 4 И АУИ П-ПЬ Осень«Геометрическое лото» Соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой. Положить ладони справа от себя, слева. Приложить ладони к контуру, назвать. Выкладывание букв из палочек, «написание» букв в крупе, песке. Нахождение пройденных букв в геометрических фигурах.

16 НОЯБРЬ НОЯБРЬ 1 Н Н-НЬ Человек Игра « Придумай мордашку и нарисуй рядом». «Найди похожего человечка». Обыгрывание заданий: определи, где находится карандаш по отношению к книге, тетради (справа, слева, на, между, под) Выкладывание букв из палочек, реконструирование букв: из буквы П можно сделать букву Н и т.п. 2C С-Сь Одежда. Головные уборы. Срисовывание серии полукругов и линий (по методике Борель-Мезони). Схема тела, стоящего напротив: лицом к детям – поднять правую руку – дети повторяют. Ощупывание букв из наждачной бумаги, ощупывание объёмных букв. Лепить букву С из пластилина, теста. 3З З-ЗЬ Обувь. «Найди все правые сапоги, левые сапоги» «Подбери пару тапочкам». Стоя попарно друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища левую руку, правое плечо… «Дописать букву» «Нарисовать букву» «Определи букву в неправильном положении» 4Х Х-ХЬ Перелётные птицы. «Найди пару» «Колумбово яйцо» «Что изменилось?» «Фотографирование» (посмотри, запомни, нарисуй). По картинке определить какой рукой действует человек. «Определи след» Найди «спрятавшиеся буквы». Собрать разрезную картинку с изображением буквы. «Сложи букву на фланелеграфе»

17 Игры: Игра «Божья коровка» Цель: ориентировка на плоскости.

18 Игра «Составь букву»

19 Игры в свободной деятельности: «Буквы – модницы»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: