Перспективный план комплексного подхода в преодолении речевых нарушений дошкольников

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.

В настоящее время очень актуальной является проблема нарушений речевого развития. Многие факторы влияют на развитие речи ребенка – биологические, экологические, социальные. В том числе рост дефицита речевых контактов, подмена «живого общения» на одностороннее взаимодействие с электронными устройствами (телефон, планшет и др.). Снижается потребность в коммуникации, правильном оформлении высказывания, ребенок «зависает» на лепетной речи, использовании жестов.

Скачать:

Вложение Размер
kompleksnyy_podhod_k_korrektsii_rechevyh_narusheniy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конюшкова Л.Н. – учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 «Дюймовочка», г.о.г. Выкса, Нижегородской области.

Тема: комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.

В настоящее время очень актуальной является проблема нарушений речевого развития. Многие факторы влияют на развитие речи ребенка – биологические, экологические, социальные. В том числе рост дефицита речевых контактов, подмена «живого общения» на одностороннее взаимодействие с электронными устройствами (телефон, планшет и др.). Снижается потребность в коммуникации, правильном оформлении высказывания, ребенок «зависает» на лепетной речи, использовании жестов.

Неконтролируемый информационный поток не соответствующий возрасту и потребностям ребенка, порождает «шаблонную» речь и действия, позволяет не вслушиваться и не осмысливать услышанное, ограничиваться нецеленаправленным манипулированием с предметами.

Когда ребенок приходит в детский сад, проблемы связанные с нарушением речевого развития проявляются наиболее остро: ребенок не может выразить свои потребности так, что бы быть понятным для окружающих; не может включиться в общение и игру со сверстниками; встречает затруднения в познании окружающего мира. Задержка речи влияет на общее развитие ребенка, его эмоциональную, интеллектуальную, волевую сферу. Все эти трудности препятствуют полноценной и своевременной социализации в обществе.

В.С. Мухина особо отмечает, что именно «формирование активной речи служит основой всего психического развития ребенка» [3, с.125] (Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста / Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.).

Проблема современного дошкольного образования заключается в слабой взаимосвязи между педагогами, недостаточной согласованности, отсутствии единых требований к организации и реализации коррекционной образовательной деятельности детей с нарушениями речи. Каждый из педагогов реализует свои задачи обозначенные программой, использует свои методы, приемы и технологи, но такое «разделение труда» мешает целостному видению образовательного маршрута ребенка, реализации комплексного подхода.

Таким образом, возникает необходимость организации комплексного воздействия на развитие речи ребенка: организация унитарного образовательного пространства, соблюдение единых педагогических требований, и принципов коррекционно – развивающего обучения и воспитания.

Цел ь комплексного подхода при осуществлении коррекционно – развивающей работы по активизации речи детей, состоит во взаимодействии всех участников образовательного процесса.

А.Г. Ковалев, известный педагог и психолог, отмечает «действие тогда эффективно во всех отношениях, когда оно осуществляется в форме сотрудничества членов коллектива».

Комплексный подход осуществляется через интеграцию образовательных областей, организацию коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с нарушениями речи, реализацию индивидуального образовательного маршрута.

Решение общих задач:

  1. Создание мотивирующих ситуаций для активизации речи.
  2. Формирование потребности в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  3. Развитие чувствительности к фонетической стороне речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя, формирование связной речи.
  4. Создание условий практического освоения родного языка.
  1. Речевая среда – должна соответствовать языковым нормам, исключать слова-паразиты, диалектные и жаргонные слова. Основные требования заключаются в точности, логичности, содержательности, правильности и выразительности речи.
  2. Коррекционно-развивающая предметная среда – должна реализовать потребность ребенка в игре и общении на основе практической деятельности, (игра – как ведущий вид деятельности дошкольника), учитывать возрастные особенности и способствовать преодолению речевых нарушений.
  3. Организация работы с родителями – формирование заинтересованности родителей и близкого окружения в устранении речевых нарушений у ребенка. Реализация единых требований, создание условий для полноценного погружения ребенка в развивающую среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
  1. Онтогенетический – учет последовательности и закономерностей формирования речевых процессов.
  2. Принцип целостности и системности – опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
  3. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью – заинтересованность педагога в развитии ребенка, умение видеть его потенциал, опора на его сильные стороны, объективность, целесообразность.
  4. Деятельностный – предметно-практическая деятельность как средство коррекционно-компенсирующего развития ребенка.
  5. Принцип дифференцированного подхода – вариативность содержания и организации коррекционно-педагогического процесса, его объема, сложности, темпа, методов, приемов, форм и способов контроля.

А так же и другие принципы коррекционной педагогики: индивидуального подхода, преемственности и другие.

Учитель-логопед : диагностика и мониторинг речевого развития, работа над звукопроизношением, просодической стороной речи, слоговой структурой. Развитие и совершенствование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Профилактика нарушений чтения и письма. Формирование компетенции родителей по вопросам коррекции и развития речи.

Воспитатель : расширение словаря по изучаемым лексическим темам, совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, контроль за звукопроизношением и грамматической правильностью речи в режимных моментах, отработка навыков в процессе индивидуальной работы, развитие связной речи.

Психолог : развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения и других психических функций, тесно связанных с речью.

Музыкальный руководитель : развитие дыхания, координации движений, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия; формирование просодических компонентов речи на групповых и индивидуальных музыкальных занятиях.

Инструктор по физической культуре: обучение основным видам движения в сочетании с речью.

Родители (законные представители): поддержание мотивации к коррекционной работе, закрепление речевых умений и навыков в свободной речи ребенка.

Формы реализации комплексного подхода:

– совместное планирование и ведение индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями речи;

– проведение интегрированных занятий и развлечений с детьми, имеющими нарушения речи;

– активное участие в психолого-педагогическом консилиуме ДОО;

– «Круглый стол», «педагогическая гостиная» и др. – как форма обмена педагогическим опытом.

Исходя их выше изложенного, можно отметить, что организация комплексного подхода к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития делает работу более эффективной, приводит к положительной динамике, снижению риска вторичных нарушений.

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

2.Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка / Управление в ДОУ. – 2004. – №6. – 87 с.

3. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста / Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству.

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци.

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим.

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с.

Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), .

Методическая разработка “Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста”

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений

Автор: Тураева Оксана Александровна

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях

МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное , целенаправленное воздействие всех специалистов Центра способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашем Центре для детей с речевой патологией работаютневролог, логопед, психолог, психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы , которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – психиатра и родителей.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Таким образом , взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

Перспективный план работы по коррекции речи детей с ФНР, ФФНР на 2019-2020 г

Содержимое публикации

Государственное учреждение Тульской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2»

Заведующая ГУТО СРЦН

_______________________ Кузнецова Н.Н.

«_____»______________ 2019 г

Перспективный план работы

по коррекции речи детей с ФНР, ФФНР на 2019-2020 г

логопед: Полтева О.Г.

Направления работы

I период обучения

II период обучения

III период обучения

Развитие общих речевых навыков

1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не подни­мая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и рит­мом речи у всех детей.

2. Познакомить с различными видами интонации: повествова­тельной, вопросительной, восклицательной.

1. Продолжить работу над речевым дыханием.

2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке зву­ков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лег­ких согласных звуков

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

1. Продолжить работу по постановке неправильно произноси­мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная ра­бота).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

1. Продолжить работу по постановке неправильно произноси­мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в на­чале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со сте­чением согласных в начале слова (сметана)и в середине слова (пылинка, карандаш).

1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехслож­ных слов со стечением согласных.

2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пя­тисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой(квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электриче­ство и т. п.).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

3. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.

5. Преобразование слогов за счет изменения одного звука

6. Выделение звука из ряда других звуков

7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

8. Выделение среднего звука в односложном слове.

9. Практическое усвоение понятий «Гласный — Согласный звук».

1. Определение наличия звука в слове.

2. Определение места звука в слове.

3. Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге.

4. Осуществление анализа и синтеза прямого слога.

5. Выделение согласного звука в начале слова.

6. Выделение гласного звука в конце слова.

7. Знакомство с понятиями «Твердый — мягкий звук», и «Глухой — звонкий звук».

8. Различение слов, близких по звуковому составу.

9. Определение количества слогов (гласных) в слове.

10. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости.

11. Составление предложений с определенным словом.

12. Анализ предложения из 2-3 слов.

1. Составление схемы слова с выделением ударного слога.

2. Выбор слова к схеме.

3. Выбор графической схемы к слову.

4. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

5. Подбор слова с заданным количеством звуков.

6. Определение последовательности звуков в слове.

7. Определение количества и порядка слогов в слове.

8. Составление слов из заданной последовательности звуков.

9. Составление распространенных предложений.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Людмила Александровна

Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательнодвигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко Людмила Александровна

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников

Моисеенко Людмила Александровна

Дзержинский межшкольный методический центр с.

коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов, логопедическая спартакиада

Аннотация: Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательно-двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Работа учителя-логопеда многогранна и проведение занятий по постановке звуков – это лишь только одна из этих граней. Для настоящего специалиста построение качественной и эффективной коррекционно-логопедической работы является первостепенной задачей. Ведь, как известно, полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Более того, влияет на полноценное развитие личности дошкольника. Это должны хорошо понимать все участники педагогического процесса. Во многом этому способствует гармонично выстроенная работа по интеграции усилий учителя-логопеда и педагогов детского сада, родителей, а также работа по коррекции всех психических процессов в серии познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей».

Для того, чтобы добиться стойкости результатов по преодолению и профилактике нарушений речи в детском саду, важно понимать, что преодоление речевых нарушений у дошкольников -это дело всего педагогического коллектива, где основная нагрузка падает, конечно, на учителя-логопеда. Усилия старшего воспитателя необходимо направить на то, чтобы выстроить такую систему работы, которая представляла бы собой не изолированную деятельность специалистов и педагогов, а целостность, преемственность в работе логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре и других специалистов. Такой комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников как раз и осуществляется в такой форме взаимодействия, как познавательно-двигательные мероприятия «Ловкий грамотей».

Таким образом, создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений и коррекции психологической сферы ребёнка и как следствие, его дальнейшей социализации в обществе- цель познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей».

Форма взаимодействия представляет собой систему, решающую четыре блока задач:

I блок- Осуществление вышестоящей цели возможно только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей в дошкольном учреждении.

Единое образовательное пространство- это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника.

Создание единого образовательного пространства «педагоги-ребенок- семья» предполагает: • взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями, т.е. принятие

общих целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;

• выработка и принятие единых требований к ребенку в ДОУ и дома;

• согласование путей решения проблем формирования грамотной речи;

• выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях коррекционно-логопедического процесса.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития и коррекции речи дошкольников. Модель такого взаимодействия при коррекции речевых нарушений представлена в приложении 1, рис.1.

Работая в духе «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения.

Представитель администрации – старший воспитатель — руководитель службы сопровождения координирует деятельность специалистов и их взаимодействие, осуществляет организационный контроль, проводит анализ эффективности коррекционно-логопедической работы. Его роль в системе управления образовательного учреждения является ведущей при формировании педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт в области коррекции и развития речевой деятельности детей.

Роль старшего воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить грамотные, целенаправленные, согласованные действия всех специалистов, которые работают с детьми с нарушением речи. Механическое соединение усилий участников образовательного процесса (воспитателей, психолога, логопеда, родителей) без единоначалия не даёт эффективных результатов. Поэтому необходима консолидация всех сил для решения общей задачи формирования грамотной речи под руководством администрации ДОУ.

Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогает серия познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей». Они обеспечивают преемственность между специалистами, стимулируют логопедизацию режимных моментов и занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь.

Проведению таких мероприятий предшествует система работы специалистов и родителей под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда (Приложение 2, табл.1).

II блок-Организация коррекционно-развивающей образовательной среды: включает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка.

Используются различные пособия для развития:

• ручного праксиса -шнуровка «Яблоки на дереве»;

° зрительной памяти и процессов обобщения -дидактическая накидка на ширму (фото. 1), служащую перегородкой предметного пространства в группе. Принцип работы с ней заключается в том, что поставленные учителем-логопедом звуки закрепляются в течение дня на специально подобранных картинках. Эти картинки воспитатель ставит в прозрачные карманы. В течение дня внимание детей периодически обращается на эти картинки, дети правильно проговаривают закрепляемый звук. Также они выставляются для того, чтобы дети определяли наличие звука в названии предмета и для закрепления обобщающих понятий: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Игрушки» и т.д. Применяется она как в непосредственной образовательной деятельности, так и в течение дня в самостоятельной игре детей. При этом педагог обращает внимание детей на картинки, задавая вопросы разной формулировки. ° фонематического слуха -пособие «Звуковое дерево»;

° зрительно-моторной координации – коврик «Дорожка следопыта: пятка-ступня-носок»;

° уточнение словаря антонимов- большие картонные блоки «Парные кубики». По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие речи детей, развитие мелкой моторики.

III блок – успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей», направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь -это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Итак, с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка. Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важно устранять не только недостатки звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

IV блок- предлагаемый опыт взаимодействия опирается на тот факт, что с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка тесно связано развитие движений. Ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи. По данным О.С. Бот, Е.В. Новиковой, И.С. Лопухиной развитие движений оказывает влияние на развитие таких сторон интеллекта, как: внимание, наблюдательность, мышление. Действительно овладение сложнокоординированными физическими упражениями требует концентрации внимания на выполняемых движениях, а также быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации. В процессе двигательной активности могут быть задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Включаются в работу мыслительные процессы в связи с тем, что необходимо вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель. Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности, на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством Кольцовой М.М. Например, было выявлено, что «чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова».

V дошкольников со сложными видами речевых нарушений, согласно исследованиям Волковой Г. А., Рычковой Н. А., Шашкиной Г. Р. как раз и отмечаются недостатки психомоторного развития. Моторика детей, судя по данным анамнеза, характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, то есть координация. Отмечается снижение скорости, ловкости, а также недоразвитие мелкой моторики. Зачастую общее состояние здоровья также ослаблено. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети испытывают затруднения в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, при ударе мяча об пол с попеременным чередованием, в сочетании с речью, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В связи с этим возникают затруднения в овладении простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания: самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми,

кривыми линиями. Особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР проявляются в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Волкова Г. А., в результате своих исследований, говорит о том, что нередки нарушения оптико-пространственного праксиса: дети не ориентируются в схеме тела, не могут или затрудняются организовать движение и серию движений в пространстве.

Также это форма промежуточного или итогового отчета о взаимодействии специалистов и родителей, а также уровня подготовки детей. Здесь хорошо просматривается, насколько слаженной была работа физинструктора, педагога-психолога, учителя- логопеда и других специалистов в течение всего коррекционного периода и насколько сильна заинтересованность и участие родителей в данном процессе. Задания можно менять, в зависимости от поставленной цели.

В коррекционно-логопедической работе важно учитывать принцип опоры на различные виды анализаторов. Ведь чем большее количество анализаторов будет задействовано в работе, тем сильнее будет коррекционно-логопедический и спортивно-оздоровительный эффект. Именно поэтому в данной форме работы используется мультимедийные средства обучения, т.к. это позволяет выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой анализатор. Также для этих целей были изготовлены «Тактильные буквы» с контуром, выполненным из различных материалов

Как правило после такой плодотворной совместной работы дети показывают хорошие результаты в заданиях речевой направленности (правильно и быстро собрать букву из частей, придумать слова по заданию) и спортивной подготовки ( быстрые и в тоже время точные, согласованные, координированные действия).

В связи со сказанным выше возникает проблема своевременной организации соответствующей эффективной коррекционной поддержки, обеспечения адекватного сопровождения ребенка со стороны специалистов детского сада и родителей. Необходима систематическая работа по развитию грамотной речи посредством движения, с помощью его различных форм и видов.

Таким образом, система совместной работы в форме познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей» наглядно демонстрирует профессиональное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В свою очередь, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что такое взаимодействие приводит к положительным результатам и эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда и старшего воспитателя. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.

1.Веневцев С.И. 1996 г. Использование двигательного действия при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск. 24с.

2.Волкова Г. А. 1985 г. Логопедическая ритмика. Москва.

3.Власенко И.Т. 1990г. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т. Власенко. Москва.184 с.

4.Кольцова М.М. 1973г. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва.

5.Филиппова С.О. 2004 г. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.Санкт-Петербург. 94с.

6.Шашкина Г. Р. 1997г. Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к школе группе// Журнал “Дефектология №6”. Москва.

7.Поваляева М. А. 2010г. Настольная книга логопеда. Москва. 608 с.

Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Тальменский детский сад №6»

Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Цель данного обобщения опыта – создание модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. В связи с этим возникают проблемы руководства работы педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду.

Актуальность комплексного воздействия с целью преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста обусловлена:

Ростом требований к системе дошкольного образования;

важностью своевременного устранения речевых дефектов для общего психического развития ребенка;

необходимостью комплексного подхода с использованием современных технологий;

создание системы всего учебно-воспитательного процесса и деятельности детей при тесном взаимодействии учителя-логопеда, педагогов, родителей, медицинского персонала

Цель данной деятельности коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Преследуемые задачи:

Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей;

обеспечение речевого, интеллектуального и социально-личностного развития;

использование детских видов деятельности и их интеграция;

формирование готовности к обучению в школе;

взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Теоретической и методологической основой являются:

Положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

Положение П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий;

Учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;

Исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения (Т.Б. Филичева , Г.В Чиркина);

Теоретические положения о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия ).

Основные программы, используемые в работе:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В, Туманова Т.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». (для детей с ОНР, ФФНР)

«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Каше Г.А., Филичева Т.Б.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное ,целенаправленное воздействие всех специалистов ДОУ способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесс а(при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы), т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. В нашем ДОУ для детей с речевой патологией работают в тесном сотрудничестве логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и медицинский работник. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы,которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

Совместная работа мед.работника, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – невролога и родителей.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Поскольку время коррекционных занятий с детьми с речевыми нарушениями в детском саду общего типа строго лимитировано, то актуальным становится взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателя, логопеда и музыкального руководителя, логопеда и педагога по физкультуре.

Роль старшего воспитателя в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации методической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.

Взаимосвязь в работе логопеда и музыкального руководителя

Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. В мониторинге, который проводят музыкальные руководители, также имеются эти разделы. И наибольшая эффективность работы достигается, если материалы исследований, а также динамика развития этих функций будут постоянно взаимодополняться. Часто музыкальные руководители в своей работе используют фонетическую ритмику, ритмодекламации и другие формы работы, необходимые и логопеду.

Совместная работа логопеда и педагога по физической культуре

Совместная работа логопеда и педагога по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Занятия по физическому вопитанию учитывают и состояние общей моторики детей. Эффективно проводятся упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. Элементы разминки могут включать в игровой форме отдельные упражнения по развитию артикуляционной моторики, упражнения, направленные на совершенствование мимической мускулатуры, также широко используются элементы логоритмики, различные речевые игры с движениями.

Взаимосвязь в работе логопеда и педагога-психолога

В большинстве ДОУ работает психолог. Некоторые специфические особенности памяти, внимания, мышления у ребенка данной категории тесно связаны, а иногда и обусловлены речевым дефектом. Психологи обладают большей, чем логопеды базой знаний для исследований и коррекции неречевых психических функций ребенка. Большое значение это имеет в условиях детского сада общего типа, когда логопед не имеет возможности их исследовать и, соответственно, коррегировать, как это происходит в речевых группах детских садов. Польза сотрудничества логопеда и психолога проявляется не только в четкой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции.

Таким образом, использование комплексного метода для коррекции речевых и психофизических нарушений позволяет эффективно развивать произношение, лексику, грамматику, связную речь; способствует восстановлению психофизических функций, активизирует познавательные процессы.

Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе.

Комплексный подход, использование современных технологий и правильно организованная предметно – развивающая среда способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с речевыми нарушениями.

Тесное взаимодействие педагогов, родителей и специалистов помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с нарушениями речи, чем достигается эффективность и стабильность результатов .

Перспективный план индивидуальной работы по преодолению речевых нарушений

Галина Малышева
Перспективный план индивидуальной работы по преодолению речевых нарушений

Ф. И. ребёнка ___

I. Подготовительный этап

(примерный срок)

-Вырабатывать направленную воздушную струю с помощью упражнений «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Шторм в стакане», «Кто дальше загонит мяч», «Забей мяч в ворота», «Сдвинь карандаш», «Ветер» и т. д.

-Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений пальчиковой гимнастики,затем предложите выполнить малышу ряд упражнений с грецким орехом:

1.«Здороваемся с орешком». Ребенок должен сначала крепко сжимать в кулачке грецкий орех, а затем разжимать. Повторять данное упражнения каждой рукой не менее 3раз

.2.«Побежал орешек по дорожке». Руку нужно положить на стол. Пальчики должны находиться вместе. На запястье укладывается орешек и накрывается другой ладонью. Суть упражнения состоит в том, чтобы катать орешек до кончиков пальцев и обратно – вниз и вверх, вниз и вверх по дорожке ты катись. Выполнять упражнение нужно по 10 раз каждой рукой.

3. «Катаем машинку». В качестве машинки будет грецкий орех. Сначала нужно прижать орех ладонью к ковру и прокатить его 10 раз вперед-назад. Затем рука меняется и упражнение повторяется. Орешек будет хорошо кататься, если выполнять упражнение на ковре или застеленном полотенцем столе

.4. Представьте, что у вас не орешек, а колобок. Попросите ребенка покатать его в ладошках. Одну руку при этом нужно поставить ладонью вверх, положить на нее орех, сверху прижать другой рукой и катать орешек (колобок) по кругу между ладонями около 15 секунд, поочередно меняя руки.

5. Орешек решил побыть птичкой. Значит нужно сделать для нее гнездышко. Нужно сложить пальчики одной руки и положить на них орех, стараясь удерживать в этом положении орех несколько минут. Затем это же упражнение нужно выполнить другой рукой.

-Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие с помощью упражнений

1. «Ушки – слушки»Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.Материал: презентация со звуками голосов домашних животных. Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания. Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами)

Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).

Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).

Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром (барабанить кулаками по столу).

Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).

Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).

Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука.

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

Кот плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

-С помощью игр и упражнений, развивают фонематическое восприятие,учат делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Логопед произносит три-четыре слова,с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с, который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово.Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья)

Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)

Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог)

Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу?Отвечаем на вопросы:

Какой первый (последний) звук в слове собака?

Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?

Сколько слогов в слове кошка (корова?

Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке

Ой, смотрите, паутинки.

Это хитрый паучок

Свой развесил гамачок.

И позвал наш паучок

Всех друзей на гамачок

Приходили к паучку

А потом все разбежались.

1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?.

Жук, сколько слогов (один, какой слог первый, какой последний?

Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ?

Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки,а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

-Формировать интонационную выразительность речи с помощью игр «Высоко – низко», «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам», «Поменяй голос» и т. д.

-Устранять недостаточность развития речевой моторики, проводить подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата («Общий комплекс артикуляционной гимнастики»).

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы «Улыбочка – Трубочка».

Вырабатывать движение губ вперёд «Заборчик – Хоботок».

Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».

Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка».

Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».

Растягивать подъязычную связку (уздечку) «Грибок», «Гармошка».

Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Пощёлкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Барабанщики».

Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать вибрацию кончика языка «Заведём моторчик», «Балалаечка».

III. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, текстах _Чистоговорки, проговаривание слов, упрж. : «Вопрос- ответ» заучивание коротких стихотворений.

(примерный срок)

IV. Дифференциация звуков ___

(примерный срок)

в слогах, словах, фразах, текстах.

V. Работа над развитием речи ___

(примерный срок)

Активизировать и обогащать словарный запас: включить дидактические игры и упражнения,например:

К лексической теме «Фрукты. Сад» игры и упражнения «Подбери слова», «Из чего сделано?», «Какой сок, варенье?», «Что лишнее и почему?», «Узнай по описанию», «Кто больше?», «Чего не стало?».

К теме «Перелетные птицы»игры и упражнения: «Узнай по описанию», «Кто больше?», «Кто улетел, а кто остался?», «Крылья, ноги и хвосты».

К теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»игры и упражнения: «Подбери слова», «Оденемся на прогулку», «Для чего?», «Магазин», «Что лишнее и почему?», «Кто больше?», «Что с чем», «Куда оденем?».

К теме «Игрушки»игры и упражнения : «Магазин игрушек», «Узнай игрушку по описанию», «Узнай игрушку на ощупь», «Подбери признак», «Что лишнее и почему?», «Кто больше?».

К теме «Домашние животные и их детеныши»игры и упражнения: «Кто как голос подает?», «Как зовут тебя, малыш?», «Что лишнее и почему?», «Назови семью».

К теме «Дикие животные наших лесов»игры: «Кто у кого?», «Назови лишнее слово».

К теме «Транспорт» игры и упражнения «Назови одним словом», «Почему так называется?», «Кто на чем работает.

К теме «Мебель»игры и упражнения: «Обставим квартиру», «Один-много», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Скажи одним словом».

К теме «Зима. Зимние месяцы»игры и упражнения: «Назови ласково», «Один- много», «Назови лишнее слово».

К теме «Зимующие птицы»игры и упражнения: «Подбери признак», «Угадай птицу по описанию?», «Счет птиц», «Назови лишнее слово», «Один- много», «Чьи перья?».

К теме «Зимние забавы»игры и упражнения: «Придумай предложение», «Два мороза», «назови лишнее слово?», «Один — много», «Почему так называется?», «Кому что нужно?».

К теме Новый год»игры и упражнения: «Новогодняя елка», «Один — много», «Украсим елку», «Подбери признак к предмету?».

Развивать связную речь. Упражнять в пересказе небольших текстов.

П р и м е ч а н. :

Результат коррекционной работы ___

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

Мастер-класс «Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников» Всем известно, что речевая патология не существует сама по себе. Ей сопутствуют, почти всегда, физические и психические нарушения. К тому.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе» Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение.

Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего.

Перспективный план индивидуальной работы с детьми по физической культуре младшей группы Перспективный план индивидуальной работы с детьми по физической культуре младшей группы октябрь и ноябрь Месяц Фамилия, имя ребенка Вид.

Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией 1. Обследование речи ребёнка. 1. Сбор общего анамнеза. 2. Исследование импрессивной речи. 3. Исследование слухового внимания. 4. Исследование.

Перспективный план индивидуальной работы в группе раннего возраста В своей работе, мы, воспитатели особое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми. я разработала примерное планирование индивидуальной.

План индивидуальной работы Месяц Февраль 2016г. Основные задачи коррекционно-развивающей работы Формировать умение сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные.

Приёмы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи. Как известно, речь является важнейшей психической функцией человека, наряду с памятью, вниманием, мышлением, восприятием. Чем богаче и правильнее.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Программа «Коррекция устной речи детей старшего дошкольного возраста»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»

Программа направлена на коррекцию речи детей 5-7 лет с различными речевыми нарушениями в условиях дошкольного логопункта.

Актуальность Программы обусловлена необходимостью своевременной помощи детям в преодолении речевых трудностей и в освоении основной образовательной программы.

Программа раскрывает работу коррекции речевого развития детей, с учетом современных технологий, условий детского учреждения.

В работе подробно изложены особенности работы на каждом этапе, диагностические задания, варианты логопедической документации, критерии результативности коррекционно-развивающей работы.

Категория работников, для которой предназначен опыт – учителя-логопеды.

Составитель: Лахтина Ольга Анатольевна, учитель-логопед, КГ КУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Спасска-Дальнего».

Пояснительная записка

В настоящее время в детских учреждениях отмечается катастрофически большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, то есть детей с разными отклонениями в развитии: интеллектуальном, эмоциональном, моторно-двигательном, социально-психическом, сенсорном и чаще всего речевом. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи.

Как известно, полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно устранять не только недостатки звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи: нарушения темпа, ритма, плавности, интонации, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды речевых нарушений преодолеваются легче и быстрее. Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьёзных осложнений и вызвать другие дефекты устной, а в дальнейшем и письменной речи ребёнка.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка.

Организация логопедического процесса позволяет устранить речевые нарушения и уменьшить патологические проявления психологических нарушений.

Программа «Коррекция устной речи детей старшего дошкольного возраста» рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи (от 5 до 7 лет).

Программа обеспечивает реализацию коррекции речевого развития детей, с учетом современных технологий, Закона РФ «Об образовании»; СанПиН 2.4.1.2660-10. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

Использована методическая литература: базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Автор: Н.В.Нищева, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Приведенные выше специальные логопедические программы, являющиеся базой данной Программы, рассчитаны на реализацию в условиях логопедических групп специализированного детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования в условиях логопедического пункта.

Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой позволит своевременно помочь детям в преодолении речевых трудностей и в освоении основной образовательной программы в условиях дошкольного логопункта.

Цель данной программы: Коррекция нарушений устной речи дошкольников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

В процессе реализации программы будут решаться следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования и закрепления правильного звукопроизношения на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Способствовать развитию артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматического строя речи через коррекцию дефектов устной речи.
  3. Обогатить и активизировать словарный запас детей.
  4. Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

В основу коррекционной программы обучения и воспитания детей – логопатов положены следующие принципы:

  • раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);
  • взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико­-грамматических компонентов языка
  • дифференцированный подход в логопедической работе к детям – логопатам, имеющим различную структуру речевого нарушения;
  • связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

Подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии.

При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.)

1. Развивать артикуляционный праксис.

2. Уточнить артикуляцию правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.

3. Осуществить вызывание (постановку) отсутствующих звуков или коррекцию искаженных звуков.

4. Автоматизировать поставленные звуки в облегченных фонетических условиях.

Воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей.

Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

1. Закрепить навыки произношения изученных звуков;

2. Отработать навыки восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

3. Воспитать готовность к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

4. Расширить лексический запас в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

5. Закрепить доступные возрасту грамматические категории с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется еженедельно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений.

Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Характеристика детей с нарушениями речевого развития

Дети, поступающие на логопедический пункт, имеют различные нарушения речи, такие как

Фонетическое нарушение – это нарушение произносительной системы языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

К нерезко выраженному общему недоразвитию речи (НВОНР или ОНР 4 уровня) отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико­-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звукослоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Общее недоразвитие речи» (ОНР 3уровня). У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Содержание коррекционной работы

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционно-развивающая работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

-Совершенствование слоговой структуры слов

Общее недоразвитие речи

Коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

Этап

Подготовительный этап

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Фонетическое недоразвитие речи

Направления работы, содержание

1.Выработка четких координированных движений

органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

-для всех звуков: “Забор”, “Окно”“Мост”

-для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;

-для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;

-для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.

2. Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

1. Постановка нарушенных звуков

способы постановки: имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, Сsanitized_by_modx& #39, 3sanitized_by_modx& #39

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных

особенностей детей. Приемы: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

изолированного произношения; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте.

3. Дифференциация:

изолированных звуков; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте.

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи *

Читайте также:
Дидактические игры на развитие фонематических представлений и слоговой структуры
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: