Перспективное планирование при ОНР (3-4 года)

Тематический план логопедических занятий с детьми 3-4 лет (вариант 2) (ОНР – 2,3 уровня)
учебно-методический материал на тему

Два варианта тематического планирования для детей с тяжелыми нарушениями речи 3-4 лет.

1 варивант – для детей с моторной алалией, общее недоразвитие речи I уровня.

2 вариант – для детей с ОНР II-III уровня

Скачать:

Вложение Размер
tematicheskiy_pla_3-4_goda.docx 29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план логопедических занятий

с детьми 3-4 лет (вариант 2)

Период обследования детей (сентябрь)

  • Организация детского коллектива и создание благоприятных условий для каждого ребенка группы.
  • Формирование доброжелательных отношений с детьми с помощью общения и совместных игр.
  • Обследование детей и заполнение речевых карт.
  • Установление взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов, согласование целей и задач для осуществления успешного коррекционного процесса.
  • Беседы с родителями, уточнение анамнестических сведений.

I квартал (октябрь, ноябрь, декабрь)

Осень (Идет дождь. Дует ветер. Падают листочки. И т. п.). Одежда. Обувь («Оденем куклу на прогулку»). Части тела и лица. Предметы туалета («Купание куклы»). Посуда. Магазин (продукты питания). Мебель. Игрушки. Новый год.

  • Закрепление умения понимать трехступенчатые инструкции логопеда (игры «Поручения», «Помощники»).
  • Обучение узнаванию предметов по их назначению (Возьми то, чем чистят зубы).
  • Формирование умения понимать предложения с предлогами (на-под; в-из; к-от; с-без – по демонстрации действий).
  • Пополнение пассивного словаря прилагательными (игра «Найди игрушку». Маленький, красный, круглый, резиновый (мяч)).
  • Продолжение работы по уточнению, расширению и активизации предметного и глагольного словаря (по лексическим темам I квартала).
  • Включение в активный словарь детей личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, наш, ваш). Продолжение работы по уточнению, расширению и активизации предметного словаря.
  • Расширение словаря наречиями места (там, вот, туда, здесь), времени (сейчас, скоро), количества (много, мало, еще), модальности (надо, не надо, можно, нельзя), температуры (горячо, тепло, холодно), вкуса (кисло, горько, сладко, вкусно), оценки (хорошо, плохо).
  • Формирование грамматического строя речи:
  1. обучение употреблению единственного и множественного числа существительных в именительном падеже (рука – руки, щека – щеки);
  2. развитие навыка употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (игра «Ласковые имена», «Большой – маленький»).
  • Развитие речи с помощью различных упражнений, например: договаривания слов, словосочетаний в разучиваемых двустишиях, потешках, небольших сказках (игра «Подскажи словечко», игры-добавлялки).
  • Формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов (Катя сидит. Таня ест суп.) »

Фонетико-фонематическая сторона речи

  • Обучение дифференцированию на слух звучащих игрушек, предметов или музыкальных инструментов. (3-4 штуки).
  • Формирование навыка определять звучание игрушки или предмета.
  • Закрепление правильного произношения гласных А, О, И, У и простых звукосочетаний АУ, УА, ИА.
  • Формирование правильного произношения согласных М (М’), П (ГГ), Б (Б’) в звукоподражаниях, словах и простых фразах.

Общие речевые навыки

  • Продолжение работы над спокойным и правильным вдохом через нос (упражнение «Вдохнем осенний воздух», «Понюхаем яблочко» и др.).
  • Воспитание длительного и плавного выдоха (дуть на листики, султанчики, ленточки и т. п. — под счет до трех).
  • Работа над силой выдоха (упражнения «Волшебные шарики», «Мыльные пузыри»).
  • Отработка слитности произношения 2-3 гласных (упражнение «Резиночки»: А О, А О И).

Мимическая мускулатура, артикуляционная моторика

  • Продолжение работы над выразительностью мимики (упражнения «Сладко», «Кисло», «Горько»; «Рассердились» (нахмурить брови), «Удивились» (поднять брови вверх)).
  • Формирование навыка надувать и втягивать щеки (упражнения «Толстячки – худышки», «Пухлые щечки», «Полощем ротик»).
  • Выполнение упражнений для губ (Кукла поет «А» (широко открыть рот). Мышонок пищит «И» (губы в улыбку). Волчонок воет «У» (губы трубочкой). Гномик удивляется «О» (губы округлены)). Движения выполняются по подражанию логопеду в игровой форме.
  • Развитие мелкой моторики с использованием предметов и игрушек:
  1. игры «Застегни-расстегни» (молнии, кнопки, пуговицы), «Завяжи-развяжи» (ленты, шнурки);
  2. игры «Почини гребешок» (чередовать палочки двух цветов), «Сделай мебель» (из палочек, по образцу логопеда);
  3. игра «Поможем на кухне» (с использованием фасоли, гороха, риса).
  • Улучшение координации пальцев рук при помощи специальных упражнений и игр (упражнения «Капли», «Человечки» и др.).

II квартал (январь, февраль, март)

Зима. Зимние забавы. Дикие животные. Домашние животные. Домашние птицы. Наши мамы. Мамин праздник. Семья.

  • Расширение объема пассивного глагольного словаря:
  1. формирование навыка детей понимать слова-названия действий, совершаемых разными объектами (лицами). (Покажи, кто стоит и лает? (собака); Покажи, кто лежит и спит? (кот));
  2. формирование навыка понимать сюжетные картинки, на которых изображен один объект (лицо), совершающий разные действия. (Покажи, где мама стирает, а где мама подметает?);
  3. развитие навыка понимать глаголы-антонимы (закрой- открой, сними – надень, завяжи – развяжи и т. п.).
  • Развитие навыка понимать вопросы взрослого по сюжетным картинкам, по несложному рассказу или короткой сказке (со зрительной опорой и без нее).
  • Обучение употреблению синтаксических конструкций «существительное (личное местоимение) + личная форма глагола настоящего времени в единственном (множественном) числе» (Я еду. Мы едем. Саша лепит. Дети лепят).
  • Формирование навыка согласовывать глагол прошедшего времени с существительными мужского и женского рода (Заяц бежал. Лиса бежала).
  • Работа над умением употреблять падежные формы существительных:
  1. винительный падеж без предлога с окончанием -у (Вижу лису, белку и т. п.);
  2. творительный падеж с окончанием -ом (Стучит молотком, режет ножом и т. п.);
  3. дательный падеж с окончанием -е (траву – козе, молоко – кошке и т. п.);
  4. родительный падеж единственного числа с окончанием -ы, (-и) (шарф папы, очки бабушки и т. п.).
  • Отработка навыка произношения слов из трех слогов по теме «Детеныши домашних животных и птиц» (котята, щенята, телята, утята, гусята и т. п.).
  • Формирование навыка правильно согласовывать прилагательные единственного числа в именительном падеже с существительными мужского и женского рода по вопросам какой?, какая? (снег (какой?) белый; зима (какая?) холодная и т. п.).
  • Формирование навыка распространять простое двусоставное предложение прямым дополнением, выраженным существительным в форме винительного, дательного, творительного или родительного падежа. (Я вижу мишку. Дам кость собаке. Аня машет платком. Это халат мамы.).
  • Развитие навыка распространять простое двусоставное предложение определением, выраженным прилагательным. (Это петух. Это большой петух. Бежит лиса. Бежит рыжая лиса. И т. п.)

Фонетико-фонематическая сторона речи

  • Закрепление произношения гласных А, О, У, И.
  • Развитие навыка правильного произношения гласных звуков Э, Ы в слогах, в словах и в простой фразе.
  • Формирование навыка четкого произношения согласных Д (Д’), Т (Т), Н (Н’) в звукоподражаниях, в словах и в простой фразе.

Общие речевые навыки

  • Воспитание длительного и плавного выдоха (упражнение «Летят снежинки» и т. п.).
  • Развитие силы голоса с использованием звукоподражания (тихо – громче – громко).
  • Работа над модуляцией голоса (низко – высоко; высоко -низко) (упражнения «Мама и птенец», «Большой – маленький» и др.).
  • Отработка слитности произношения 3-4 гласных (упражнение «Ниточки») (О И А, О И А Э и т. п.)

Мимическая мускулатура. Артикуляционные упражнения

  • Работа над выразительностью мимики (упражнения «Снег блестит», «Дует ветер в лицо» – обучение прищуриванию обоих глаз).
  • Артикуляционные упражнения для губ (упражнения «Позовем собачку» (губы трубочкой), «Лошадка фыркает» (вибрация губ)).
  • Артикуляционные упражнения для языка (упражнения «Почистим зубки» (движения языком по верхним и нижним зубам), «Мишка облизывает мед» (облизывание языком верхней и нижней губы), «Киска лакает молоко» (соответствующие движения широким языком), «Орешки для белочки» (кончиком языка поочередно упираться в левую и правую щеки)).
  • Все артикуляционные упражнения проводятся в игровой форме по подражанию взрослому.
  • Развитие мелкой моторики с использованием предметов и игрушек (игры «Сделай ежика» (с использованием мелких палочек), «Бусы для бабушки» (нанизывание бусин и пуговиц), «Стирка» (с использованием разноцветных прищепок)).
  • Игры с пальчиками «Коза и козленок», «Кошка мышку цап-царап», «Ежик наш домой спешит» и др.
  • Составление разрезных картинок (из 3-4 частей с горизонтальным и вертикальным разрезом).

III квартал (апрель, май, июнь)

Весна. Птицы и звери весной. Дом и его части («Мы строим дом»). Транспорт. Цветы. Насекомые. Лето.

  • Формирование навыка понимать значения слов, называющих пространственные отношения (вперед – назад; вверху – внизу; высоко – низко; далеко – близко). Игры «Внимательный шофер», «Где летит самолет?» и др.
  • Формирование навыка понимать значения однокоренных глаголов, образованных при помощи различных приставок (при-ехал. за-ехал, у-ехал; в-летела, вы-летела, перелетела и др.).
  • Развитие навыка понимать значения наречий (мало, много) и числительного (один). (Покажи вазу, где один цветок (мало цветов, много цветов).)
  • Формирование навыка понимать некоторые падежные формы существительных и конструкции «существительное + существительное», выражающие отношения предметов (Покажи карандаш ложкой, ложку карандашом и т. п.).
  • Формирование умения строить словосочетания «числительное (один) + существительное мужского (женского) рода» (один мак, одна роза и т. п.).
  • Формирование навыка употреблять в речи простые предлоги (на, в, под, из, за, около, перед, к, и др.). (На машине, в поезде, за деревом, к дому и т. п.)
  • Обучение употреблению в речи союза и (Кто сидит на листочке? (жук и муравей)).
  • Отработка навыка составлять предложения из 3-4 слов с простыми предлогами (по демонстрируемым действиям. и сюжетным картинкам).
  • Разучивание с детьми потешек, четверостиший и загадок.
  • Обучение пересказу небольших сказок и рассказов по вопросам логопеда (со зрительной опорой и без нее).
  • Работа над развернутой фразой из 3-4 слов. Формирование навыка составлять предложения (с предлогами и без предлогов) по наводящим вопросам логопеда (с использованием сюжетных картинок и серий из двух несложных картинок).

Фонетико-фонематическая сторона речи

  • Обучение правильному произношению согласных звуков Г (Г), К (К’), X (X’), В (В’), Ф (Ф’) в звукоподражаниях, в словах и во фразах.
  • Формирование навыка выделения звука из ряда звуков (Покажи ежика, если услышишь, как он фыркает «Ф». Хлопни в ладоши, если услышишь «песенку-ветерок» «В». И т. д.).
  • Формирование навыка различать слова, сходные по звучанию (Покажи, где папа, а где — баба; мыло – Мила, дом – ком, лук – жук, бочка – точка, коза – коса и т. п.).

Общие речевые навыки

  • Продолжение работы над силой выдоха (упражнение «Слабые и сильные волны» и т. п.).
  • Отработка слитности произношения 4 гласных: А О У Ы и т. п.
  • Развитие силы голоса (тихо – громче – громко) с использованием звукоподражаний (игра «Далеко-близко» (автобус: «би-би-би»; поезд: «ту-ту-ту»)).
  • Воспитание слухового внимания и чувства ритма, с помощью повторения за логопедом ритмического рисунка (отстукивать ладошками, молоточком, погремушкой или деревянными ложками) (игра «Раз, два, три – повтори» и т. п.).
  • Работа над интонационной выразительностью речи с использованием звукоподражаний, потешек, небольших стихов и т. п.

Мимическая мускулатура. Артикуляционные упражнения

  • Закрепление навыков выполнения мимических упражнений (см.1 и II кварталы).
  • Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом (в игровой форме).
  • Ознакомление с основными движениями губ и языка (с использованием сказки о Веселом Язычке).
  • Игры с крупной мозаикой («Разноцветная поляна», «Сделаем цветок» и др.).
  • Составление предметов из геометрических фигур («Построим дом», «Сделаем машину» и т. п.).
  • Обучение работе с карандашами (обводка, раскрашивание).
  • Продолжение развития мелкой моторики с помощью специальных упражнений и игр («Лодочка», «Пароход», «Птички в гнезде», «Жук» и т.п.).

Индивидуальный план логопедической работы на ребенка с ОНР 3–4 уровня, дизартрией

Ирина Шабалина
Индивидуальный план логопедической работы на ребенка с ОНР 3–4 уровня, дизартрией

Индивидуальный план логопедической работы на 2020-2021гг.

воспитанницей подготовительной группы,

программа обучения: АОП ДО детей с ТНР

Логопедическое заключение: ОНР 3-4 уровня, дизартрия.

1 полугодие 2 полугодие

I.Развитие речевого дыхания:

1. закрепление диафрагмального типа дыхания;

2. плавного длительного выдоха;

3. направленной выдыхаемой струи; I. Развитие речевого дыхания и темпа

п. 2-3 – продолжить работу

1. силы голоса (умения пользоваться громким, тихим голосом); II.Развитие просодики:

III. Развитие артикуляционной моторики

1. Нормализация мышечного тонуса с помощью расслабляющих массажных движений;

2. Развитие умения удерживать статические позы. III. Развитие артикуляционной моторики

п. 1 – продолжить работу

IV. Развитие звуко-слоговойи ритмической структуры слова:

1. Формирование правильного и слитного произнесения звуков в словах со стечением согласных;

2. Преодоление затруднений в произношении слов сложной слоговой структуры. IV. Развитие звуко-слоговойи ритмической структуры слова:

п. 2 – продолжить работу

V. Коррекция нарушений звукопроизношения

1. Постановка и автоматизация звука [л]

2. Автоматизация звука [р]

3. Постановка и автоматизация звука [рь]

V. Коррекция нарушений звукопроизношения

п. 1,2, 3 выполнены

4. Дифференциация звуков [л-р]

VI. Дифференциация звуков, развитие навыков звукового анализа и синтеза – в соответствии с рабочей программой курса «Элементы грамоте». VI. Дифференциация звуков, развитие навыков звукового анализа и синтеза – в соответствии с рабочей программой курса «Элементы грамоте».

продолжить работу

VII. Расширение, уточнение, активизация словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи – в соответствии с рабочей программой курса «Развитие речи». VII. Расширение, уточнение, активизация словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи – в соответствии с рабочей программой курса «Развитие речи».

продолжить работу

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку» Индивидуальный творческий подход, к отдельно взятому ребенку в ДОУ, в современной образовательной системе — явление общепринятое. Но, что.

Материал из опыта работы «Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников» Воспитанниками группы №3 в 2017-2018 учебном году являются 18 человек. Несмотря на то, что это старшая группа, «разброс» возраста детей.

Методическая разработка «Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом» Являясь педагогом-наставником, накопила приличный материал по наставничеству. Предлагаю вашему вниманию методическую разработку “Индивидуальный.

Перспективный план работы с родителями на 2016–2017 учебный год в старшей логопедической группе Сентябрь. 1. Сбор банка данных по семьям воспитанников «Социологическое исследование социального статуса и психологического микроклимата.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов “Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. ” Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Развернутый план диагностического обследования ребенка ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Ф. И. ребенка___ Возраст___ Область диагностики Виды психических процессов; особенности.

Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня

Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет

с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня

На основании тщательно проведенного логопедического обследования дети группы делятся на две подгруппы с учетом уровня развития речи, психических процессов и общих знаний и представлений.

Коррекционная работа планируется по подгруппам. Продолжительность занятий 10-15 минут. Каждое занятие содержит 2-3 задания или игры продолжительностью 4-5 минут.

Предложенное перспективное планирование по работе с детьми 3-4 лет с ОНР 1, 2 уровня разделено на три периода:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период – декабрь, январь, февраль; 3 период – март, апрель, май.

В сентябре, первые две недели, проводится логопедическое обследование детей группы, при котором выявляются структура и механизмы речевых нарушений, заполняются речевые карты, определяются подгруппы детей для занятий; составляются индивидуальные планы работы на каждого ребенка; проводится групповой педсовет, на котором определяется преемственность в работе между всеми специалистами, работающими с детьми группы.

Со второй половины сентября начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, которые проводятся с учетом речевого дефекта ребенка, его речевых возможностей и особенностей развития речи в онтогенезе.

Занятия первого периода обучения проводятся в форме игры. Это помогает сформировать мотивационную основу речи. Занятия первого периода обучения насыщены невербальными заданиями: игры с пирамидками, с мячами, шариками, игрушками. Игры-упражнения направлены на развитие внимания, дифференциацию предметов по цвету, форме, величине, дифференциацию действий и их признаков.

Обязательным условием коррекционного воздействия является многократное повторение одного и того же слова, фразы, предложения. Эмоциональный контакт между неговорящими детьми обеспечивает успех всей работы.

На подгрупповых занятиях детям предлагается запомнить слова, действия, признаки, соответствующие определенной тематике: «Игрушки», «Части тела», «Одежда», «Животные» и т.д.

Педагог во время занятий с детьми с ОНР1 уровня говорит короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы, повторяя отдельные словосочетания по 2-3 раза, слова употребляет в разных грамматических формах.

Развитие самостоятельной речи ребенка начинается с создания потребности подражать слову взрослого. Первые слова и словосочетания у неговорящего ребенка появляются – как отраженное проговаривание – всегда в обстановке эмоционального напряжения, которое создается в ходе игры. В игровой ситуации у ребенка появляются звуковые комплексы или лепетные слова. При этом не ставится задача правильного звукового оформления. Любая речевая реакция поощряется.

Процесс речевого подражания тесно связан с практической деятельностью, с игрой, с наглядной ситуацией. Упражнения проводятся не только на занятиях, но и на музыкальных занятиях, во время прогулок, экскурсий и т.д., при обязательном условии хорошего эмоционального контакта с ребенком, при наличии устойчивого произвольного внимания.

По мере развития речевой активности постепенно отказываются от звукоподражаний и учат детей правильно называть предметы окружающего мира.

Первый период обучения детей с ОНР1 уровня учат пользоваться побудительной формой речи: выражать просьбу одним словом («дай, пойдем»), затем – словосочетанием («Дай машину» и т.д.) и предложением. Речевое общение развивается через отраженную побудительную речь, а затем самостоятельно.

Формирование самостоятельной речи связано не только с накоплением запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Дети с трудом усваивают согласование слов в роде, числе, падеже, выражаемое их окончаниями; употребление слов с различными смысловыми оттенками, которые выражаются суффиксами и приставками; образование новых слов и т.д.

Со второго периода у детей формируется словарный минимум. Особое внимание уделяется развитию у детей умения употреблять в самостоятельной речи слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме, грамматические формы единственного и множественного числа. Педагог учит детей правильно передавать слоговую структуру слова

дву-трехсложных слов, активно пользоваться известным словарем. В этот период педагог начинает применять в работе сюжетные картинки, работает над обучением детей построению двухсловных предложений, заучивает с детьми обиходные словосочетания.

В процессе третьего периода обучения с детьми первого уровня речевого развития педагог продолжает работу по формированию короткой бытовой фразы из 2-3 слов. Ведется работа над различением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным картинкам. Заучиваются небольшие стишки и потешки, договариваются с помощью педагога сказки и короткие рассказы.

В работе с дошкольниками, имеющими второй уровеньречевого развития, главными задачами педагога в течение года считались:

– Дальнейшее развитие понимания речи, связанное с различением форм слова;

– Развитие устной речи, уточнение и расширение словаря;

– Практическое усвоение простых грамматических категорий;

– Работа над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением;

– Закрепление правильного произношения;

– Обучение составлению рассказов.

В первый период обучения детей со вторым уровнем речевого развития педагог закрепляет умение детей распространять двусоставное предложение. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение

в форме винительного, дательного, творительного падежей. Затем вводится определение, далее косвенное дополнение с предлогом и обстоятельство. Параллельно с формированием у детей простого распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными второстепенными членами. Ведется работа по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Во второй период обучения после отработки беспредложных конструкций детей знакомят с назначением предлогов через их практическое усвоение.

Параллельно с работой над структурой предложения педагог проводит работу над повествовательной и вопросительной интонацией.

На занятиях продолжается работа по расширению объема предложения и строятся сложные предложения.

При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению предложения педагог использует вопросно-ответную форму речи. Сначала от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. В дальнейшем все предложение проговаривается все целиком. Педагог следит за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения.

Продолжается работа по формированию диалогической речи. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем.

В этот период проводится работа по обучению детей пересказу небольших рассказов, составлению рассказов с опорой на наглядность и помощь педагога, заучиванию стихотворений.

В третьем периоде на занятиях дети учатся объединять в короткий рассказ предложения, составленные по вопросам, наглядным действиям и картинкам. Сначала педагог дает образец, затем ребенок с помощью педагога составляет свой рассказ по картинке, схеме-плану, наглядной ситуации.

Дошкольники более подробно знакомятся с признаками и качествами предметов и действий, с их словесными обозначениями. Рассматривание хорошо знакомых игрушек дает возможность перейти к их описанию. Признаки предмета объединяются и обобщаются в короткие высказывания.

Особое значение на каждом этапе уделяется стимуляции речевой активности детей, которая предполагает выработку у них потребности в общении в совместной практической деятельности, закрепление и автоматизацию слов в морфологических и синтаксических моделях. Закрепление достигается тем, что на каждом этапе ребенок сочетает практические действия с проговариванием.

Помимо занятий на развитие понимания речи, активной речи, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития речевого общения и связной речи с детьми группы проводятся игры, упражнения, занятия на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания и восприятия, просодической стороны речи, воспитания общих речевых навыков.

На таких занятиях дети учатся узнавать и различать неречевые звуки и звуковые сигналя, состоящие из 3-4 слов звуков; развивается чувство ритма, слухоречевая память, зрительная память и внимание; у детей формируется правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный речевой выдох; развивается речевое подражание, интонационная выразительность, ритмичность речи.

В течение всего первого года обучения с детьми с

ОНР1 и 2 уровня педагог проводит целенаправленную работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики и психологической базы речи.

Для работы с детьми подобраны комплексы, сочетающие упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, развитие эмоциональной сферы ребенка. Комплексы связаны с доступным детям лексическим материалом. Игровая форма преподавания материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.

Упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики проводятся ежедневно, чтобы выработанные у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Работа занимает не менее 5 минут. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, сидя на стуле, по показу взрослого поэтапно. Так же поэтапно проверяется выполнение упражнения.

Важным этапом коррекционно-развивающей работы в группе является индивидуальная работа педагога с ребенком.

Индивидуальная работа проводится после подгрупповых занятий и отдыха детей. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 10 минут. Планирование осуществляется на основе проведенного обследования ребенка, рекомендации ГПМПК и психолога. В течение года используются два вида планирования индивидуальной работы: перспективное (на весь год) и календарно-перспективное (на один месяц). Это способствует проведению более углубленной и качественной работы с каждым ребенком в течение всего учебного года. Такое планирование позволяет учитывать особенности речевого и психического развития ребенка, закреплять пройденный материал, определять динамику в развитии.

Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта педагога с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. С родителями воспитанников проводятся ознакомительные беседы; предлагаются сообщения, консультации на стендах родительского уголка; родители приглашаются на индивидуальные беседы по вопросам состояния речевого развития их детей; активно привлекаются к учебно-развивающему процессу.

Таким образом, предложенное планирование коррекционной работы для детей 3-4 лет с ОНР 1, 2 уровня построено на знаниях о речевых и психологических возможностях детей, степени отставания каждого от возрастной нормы. Планирование предполагает всестороннюю коррекцию общего недоразвития речи и сопутствующих нарушений.

Перспективный план логопедической работы

Перспективное планирование коррекционной логопедической работы для детей дошкольного возраста 4–5 лет с ОНР

Образование множественного числа существительных. Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; множественного числа; родительного падежа множественного числа. Формирование простого предложения по демонстрации действий (Варя лепит). Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. Употребление простого предложения.

Октябрь

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I О Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова. Овощи. Огород. Расширить представления детей об основных овощах. Их цвете, форме, размере и вкусе. Ввести обобщающее понятие “Овощи”. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном падеже. Согласование прилагательных с существительными. Употребление существительных в форме винительного падежа. Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Употребление простых предлогов В, НА, ЗА, ПОД. Формирование начал простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма, вкус).
II У Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова. Фрукты. Сад. Расширить представления детей об основных фруктах. Их цвет, форму, размер и вкус. Ввести обобщающее понятие “Фрукты”. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном падеже. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Употребление простых предлогов. Формировать навык составления простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма, вкус).
III Ы Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение гласного в словах. Хлебные растения. Поле. Расширить представления детей о хлебных растениях и полевых работах. Ввести обобщающее понятие “Хлебные растения”. Учить образовывать существительные в родительном падеже (рожь – ржи, пшеница – пшеницы). Формировать умение составлять простые предложения (Я купила пшеничный хлеб). Заучивание стихотворных форм.
Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
IV И Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова. Одежда. Обувь. Головные уборы. Ввести обобщающее понятие “Одежда, обувь, головные уборы”; название и назначение основных видов одежды и некоторых её частей; название обуви; название головных уборов. Различие взрослой и детской одежды. Одежды для мальчиков и девочек. Усвоение местоимений мой, моя, моё. Практическое употребление в речи простых предлогов. Образование имён существительных во множественном числе и с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование формы родительного падежа имён существительных множественного числа. Составление рассказов – описаний (по образцу). Построение простого распространённого предложения с однородными членами путём перечисления различной одежды (Что ты наденешь?)
V Э Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение звука в словах (этаж, эмму, электричество, экскаватор, этажерка) Рыбы. Водоёмы. Ввести обобщающее понятие “Рыбы”. Уточнить характерные признаки рыб. Дать элементарные представления о строении рыб и их названий. Формировать умение детей использовать в речи различные предложные конструкции (Я ухаживаю за аквариумными рыбками. Я кормлю рыб). Учить составлять предложения по демонстрации действий и по образцу.

Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами единственного и множественного числа.

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I Н,

Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование множественного числа существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Формирование составления описательного рассказа по схеме.

Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование множественного числа существительных. Практическое употребление в речи простых предлогов. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Перспективный план работы учителя-логопеда с дошкольниками 5-6 лет с ОНР III уровня в условиях логопункта

Попова Марина Михайловна

МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №61 «Лель» г. Сургута

Перспективный план работы учителя-логопеда с дошкольниками 5-6 лет с ОНР III уровня в условиях логопункта.

Развитие фонематического восприятия

Формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи

Различение неречевых звуков.

(«Угадай что звучит», «Тихо-громко»)

Развивать внимание, понимание речи и словесно-логическое мышление. Уточнить понятие «действие».Учить подбирать к действию объекты, а к объекту действия .

(«Разложи по полочкам», «Четвертый лишний»)

Воспроизведение ритмических рисунков

Учить дифференцировать вопросы кто? кого? что? В зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным.

(«Кто это? Что это?»)

Различение высоты, силы и тембра голоса.

(«Три медведя», «Поезд», «Колобок», «Теремок», «Кто кричит?»)

Учить образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

(«Кто сказал правильно?»)

Различение слов, близких по звуковому составу.

(«Верно или нет?», «Так ли это звучит?»)

Учить согласовывать существительное с глаголом в числе.

(«Один играет, двое играют»)

Различение слов, близких по звуковому составу.

(«Слова, рифмы, звуки», «Лишнее слово», «Подскажи словечко», «Том, дом, ком»)

Понятия «слово», «предложение». Учить составлять предложения из трех слов.

Различение слогов («Назови лишний слог»).

Повторение слоговых рядов.

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию.

Различение фонем («Угадай, что звучит»).

Звук У, выделение первого ударного гласного.

Согласование числительных один, одна с существительными.

(«Кто больше назовет?»)

Звуки А, И; выделение первого ударного гласного звука в слове; анализ звукового ряда из двух гласных.

Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом у.

(«Чего нет? У кого?»)

Звуки О, Э; анализ звукового ряда из трех гласных.

Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу (ехать, учить) , самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

Звук Ы, гласные звуки.

(«Раз, два, три, за мною повтори» (Е.Косинова))

Согласование числительных два, две с существительными.

(«Исправим Незнайкины ошибки»)

Согласные звуки, выделение последнего согласного в слове.

Учить выделять предлог на в предложениях и словосочетаниях, составлять предложения с предлогом на по двум опорным словам.

(«Солнечный зайчик»)

Анализ и синтез обратного слога типа «ап».

Дательный падеж существительных в единственном числе.

(«Кому (чему) обрадовался Петя?»)

Выделение начального согласного в слове.

Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Анализ и синтез прямого слога типа «са».

Творительный падеж существительных в единственном числе.

(«Кто с кем? Что с чем?»)

Выделение гласного из положения после согласного в односложных словах типа «мак».

Согласование местоимений мой, моя с существительными.

(«Жадный Петя (Жадная Маша)»

Выделение гласного из положения после согласного в односложных словах типа «мак».

Учить выделять и называть предлоги на, под в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог.

(«Помоги Мурзику»)

Звуковой анализ слова «мак», составление схемы слова.

Предложный падеж существительных с предлогом о .

(«Думаем о ком, о чем?»)

Звуковой анализ слова «дом».

Учить употреблять в речи предлог в , выделять его в предложении как «маленькое слово».

Определение места звука в слове.

Подбор определений к предметам и объектам (какой по цвету? какой по форме? какой по величине?)

Деление слов на слоги.

Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.

(«Варим суп (компот, варенье)»)

Звонкие и глухие согласные.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Звонкие и глухие согласные.

Учить подбирать определения по цвету, форме, величине, материалу, согласовывать их в роде и числе.

(«Расскажи о …»)

Твердые и мягкие согласные.

Учить выделять и называть предлоги в, на, под в предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог.

(«Помоги Незнайке»)

Твердые и мягкие согласные.

Согласование прилагательного с существительным в роде.

(«Подбери слово»)

Членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении.

Распространение предложений путем введения однородных определений.

(«Кто больше подберет слов»)

Членение предложений на слова.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Слоговой синтез слов из двух слогов.

Учить употреблять в речи предлоги к, от , четко дифференцировать их пространственную противоположность.

(«Перевертыши»)

Звуковой синтез слов из 3-х звуков.

Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке.

Звуко-слоговой анализ и синтез слов из 3-4 звуков.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Закрепление полученных навыков.

Закрепление полученных навыков.

Закрепление полученных навыков.

Закрепление полученных навыков.

Список использованной литературы:

1. Филичева Т.Б.. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Общее недоразвитие речи 3 уровня у дошкольников

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 28 мая 2020 г.

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 декабря 2000 г. N 2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
материал по теме

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 декабря 2000 г. N 2

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Скачать:

Вложение Размер
ministerstvo_obrazovaniya_rossiyskoy_federatsii.docx 26.29 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 декабря 2000 г. N 2

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти – десяти классов I ступени начального общего образования и трех – восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно Приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения – не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно Приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (Приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, – не менее трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, – не менее двух-трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект, – не менее одного-двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися – не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.

а)проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б)осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в)поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г)участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д)представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (Приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (Приложение 5).

Заместитель Министра
Е.Е. ЧЕПУРНЫХ

СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
(заполняется учителем – логопедом после обследования обучающихся)

Читайте также:
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука (Ш)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: