Пересказ с помощью картинно-графической схемы

Картинный план: что это такое и как его составить

Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?

Что это такое

В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.

Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.

Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.

Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.

Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.

Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.

Как составляется

Основных видов работы с картинными планами несколько:

  • с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
  • прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
  • комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.

Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:

  1. Прочитать произведение, определить его основную тему.
  2. Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
  3. Нарисовать картинки к каждой части текста.
  4. Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
  5. Попробовать по картинкам пересказать текст.

Какие требования предъявляются

Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:

  • Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
  • Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
  • Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
  • Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.

Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:

  1. Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
  2. Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
  3. Царевна выходит из леса к терему богатырей.
  4. Богатыри и царевна.
  5. Старушка дает царевне яблоко.
  6. Богатыри стоят возле мертвой царевны.
  7. Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
  8. Королевич Елисей нашел царевну.

Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.

Пример составления

Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.

Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:

  1. Начало. «Пришел невод с одною рыбкой…» — картинка со стариком и пойманной рыбкой на берегу спокойного моря.
  2. «Видит — море слегка разыгралось…» — картинка, где старик у моря с волнами и маленькими облачками.
  3. «Помутилося синее море…» — волны и облака.
  4. «Неспокойно синее море…» — темные тучи на небе, высокие волны.
  5. «Почернело синее море…» — темное небо, темное море с высокими волнами.
  6. «…на море черная буря…» — черные волны, ветер, шторм.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц

Рубрика: Методика

Дата публикации: 06.01.2017

Статья просмотрена: 1925 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1858/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье рассматриваются картинно-графические схемы и таблицы как средство работы по формированию лексической, грамматической, произносительной сторон речи и развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Приводятся методические рекомендации по подбору и созданию картинно-графических схем и таблиц для детей различных возрастных групп.

Ключевые слова: заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, опорная картинка, кодирование, пиктограмма, мнемотаблица мнестическая дорожка, речевое развитие, мнестическая функция, развитие речи

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, особого внимания заслуживает развитие речи, поскольку от степени сформированности речи зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Читайте также:
Животные морей и океанов - конспект логоритмического занятия

Использование картинно-графических схем и таблиц на занятиях позволяет детям дошкольного возраста эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию и как следствие способствует формированию произносительной, лексической, грамматической сторон речи и развитию связной речи [2; 3]. У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Для детей данной категории свойственна исключительная фотографичность.

Память детей устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы [6; 10]. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального. Чтобы речевой материал запомнился надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение нескольких дней [5]. Такое многократное повторение речевого материала способствует более прочному запоминанию. После нескольких повторов дети способны использовать речевой материал без вспомогательных элементов. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания материала, сопровождающегося просмотром картинно-графических схем и таблиц (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее актуализировать речевой материал.

При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами ведется работа по формированию умений составлять простую двухсоставную фразу (подлежащее + сказуемое) и употреблять ее в речи [9]. На данном этапе необходимо многократное повторение фраз и употребление их в разных ситуациях, что способствует пониманию, уточнению, расширению и совершенствованию словаря. Затем добавляется категория числа — формируется умение образовывать единственное и множественное число существительных и глаголов, дифференцировать их посредством картинно-графических схем и таблиц (например, предлагая ребенку найти нужную картинку, используя указательный жест). Необходимо сформировать умение слышать и различать окончания единственного и множественного числа существительных и глаголов и употреблять их в речи при составлении предложений. Далее ведется работа по формированию умений составлять предложения из трех слов (подлежащего, сказуемого и прямого дополнения).

Важно приучать детей вслушиваться в речь педагога, понимать ее, ориентироваться на листе бумаги и находить нужную картинку в представленных схемах и таблицах. Необходимо, чтобы инструкции были четкими, короткими, понятными для детей, а темп речи при этом не должен быть быстрым. Речь педагога должна быть полнозвучной, при этом слова во фразе произносится слитно, на одном выдохе. Таким образом, осуществляется накопление предметного, глагольного, качественного словаря, знакомство с предлогами, предложно-падежными и грамматическими конструкциями [7]. Речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков направлена на решение задач развития связной речи, ведь овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи [1].

В то же время адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития диалогической и монологической речи. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребностей в употреблении монологических высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств развернутого сообщения [8]. Овладение монологической речью, построение развернутых, связанных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей и планирующей функции речи. Формирование навыков построения связных, развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.

Работа по развитию речи на материале текстов предполагает использование прозаических текстов цепной, параллельной и комбинированной структур с картинно-графическими схемами и таблицами на основе опорных слов, предметных картинок, картин «единичного действия», ситуативных картин, мнемотаблиц, сюжетных картин, сюжетных серий, фабульных изображений, знаково-символических схем и пиктограмм [4].

Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей дошкольного возраста ряд лексико-грамматического материала, серию прозаических и стихотворных текстов, а также картинно-графические схемы и таблицы к ним. Для большей эффективности была проведена классификация их с учётом лексических тем и подобран картинно-графический материал, используемый в качестве зрительных опор. В отобранных текстах речевой материал понятен и нравится детям, так как они чаще весёлые, насыщены действиями и событиями, в них живой язык, четкие и понятные картинно-графические схемы и таблицы. В процессе работы по развитию речи следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к занятиям по развитию речи.

Дети младшего и среднего дошкольного возраста быстро запоминают простые лексико-грамматические обороты и короткие тексты, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему тексты (например: стихи из двух четверостиший с эпитетами и метафорами) [3; 6]. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию прозаических и стихотворных текстов. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание и мотивации (для чего нужно это запомнить?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; пересказ маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Читайте также:
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей 7-го года жизни с ОНР

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить содержание прозаического или стихотворного текста, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить представленный речевой материал, дети могут испытывать трудности.

Методика развития речи на основе картинно-графических схем и таблиц основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой (знаком, символом, пиктограммой и др.). Такой символ помогает ребёнку понять смысл текста, вспомнить ключевые слова и фразы, удерживать последовательность действий и событий.

Использование опорных картинно-графических схем и таблиц при работе с текстом увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося изучением картинно-графических схем и таблиц, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту с учетом возрастных особенностей детей. Для детей младшего возраста необходимы цветные иллюстрации, т. к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая, цыплята — желтые, мышка — серая, елочка — зеленая [5]. При этом картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При знакомстве с текстом детям представляются цветные предметные картинки. После прочтения дети воспроизводят текст по картинным таблицам. Для детей более старшего возраста (средняя группа) рекомендуется использовать комбинированные изображения (предметы и символы одновременно).

При работе с текстом на более поздних этапах необходимо кодировать текст при помощи символов и пиктограмм, выразительно прочитывая и по ходу чтения изображая текст. Такой прием запоминания называется «рисованием» — текст кодируется с помощью рисунков-символов. Педагог проговаривает фразу и одновременно рисует картинку-символ. Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети повторяют речевой материал хором, группами, по одному, по желанию и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста «шифруют» тексты совместно с педагогом. На последующих этапах работы старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с педагогом. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное. Наполненность картинно-графической схемы (таблицы) текста зависит от объема предложений и их количества, а также от возраста детей и их обученности к запоминанию по данной методике. Наиболее классический вариант кодировки текста, когда за основу главного символа берется смысловое слово каждой строки (предложения). Несмотря на то, что объем текста может быть довольно большим, при такой кодировке дети быстро запоминают текст и с легкостью его воспроизводят.

Так через картинно-графические схемы и таблицы материализуется для детей содержание прозаических и стихотворных текстов. Такой подход помогает детям вспомнить сюжет и не перепутать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность, способствует развитию речи. В результате такого обучения дети с удовольствием используют в самостоятельной речи отдельные сравнения, грамматические конструкции, метафоры, синонимы и другие речевые обороты и образные средства речи.

  1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников — М., 2000.
  2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. — М.: «Владос», 2009.
  3. Алябьева Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи. –М., 2010.
  4. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
  5. Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1. — С. 93–97.
  6. Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 82–85.
  7. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107.
  8. Воробьёва Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: «Литера», 2010.
  9. Назарова Е. В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2000.
  10. Сорокина Л. В. Учим стихи, рисуя // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2009. –№ 5. — С.57–58.

Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Е. Е.

Использование картинно-графического плана и мнемотаблиц эффективно при обучении пересказу детей с ОНР. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием здоровьсберегающих технологий

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Е. Е.

Текст научной работы на тему «Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Егорьевск Детский сад № 21 «Солнышко», г. Егорьевск

Использование картинно-графического плана и мнемотаблиц эффективно при обучении пересказу детей с ОНР.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Основной задачей логопедического воздействия при общем недоразвитии речи является – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.

Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи -наиболее сложный раздел коррекционного обучения. По этой проблеме существуют авторские методики Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов и др. особенно интересная и очень эффективная авторская методика развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих системное недоразвитие речевой деятельности В.К. Воробьевой.

* Старший преподаватель ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова, учитель-логопед д/с N° 21 «Солнышко».

Воробьева В.К. отмечает, что: «в рамках психолингвистического подхода связная речь рассматривается как сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, выступающий в диалектическом единстве двух планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового».

Она отмечала, что формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода. Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Что же такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Поэтому, на занятиях в детском саду, где задействован только один вид памяти – вербальный, используются опорные схемы, которые помогают задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

– Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, поэтому использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

– Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

– В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников проводим по многим направлениям, комплексно:

– формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово -предложение – текст);

– формирование лексико-грамматических категорий;

– формирование связной речи;

– профилактика дисграфии и дислексии.

И везде применяется метод наглядного моделирования, особенно при коррекции общего недоразвития речи.

Рассмотрим использование наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи на конкретных примерах по формированию связной речи. Начинали эту работу с методики предложенный Т.А. Ткаченко. Она предложила опорные схемы для составления описательных рассказов.

Затем использовали в работе методику использования графических схем, предложенную А.В. Лагутиной в работе «Логопедическая работа с детьми четырех лет, имеющих ОНР 1-2 уровня, в условиях детского сада». По ее методике логопед составляет линейную «запись» высказывания с использованием графических символов. С их помощью можно составить или пересказать небольшой рассказ.

Читайте также:
Наша страна - конспект НОД

Метод наглядного моделирования для составления описательных рассказов очень хорошо представлен в пособии Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей с ОНР». В нем по каждой лексической теме применяется картинно-графический план для составления рассказа-описания, который обобщает знания детей по данной теме и с помощью картинок и графических обозначений – стрелок помогает детям составить связный рассказ о конкретных предметах и о животных.

Замечательные конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем предложенные Центром педагогического образования, авторами: Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной, Т.В. Кулаковой и др. не для детей с ОНР. Но это пособие без сомнений можно использовать при работе с детьми с ОНР. Они конкретно, взяли раздел – обучение детей пересказу.

Пересказ – более легкий вид монологической речи т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи в норме и в кор-рекционной педагогике.

Картинно-графический план, используемый для помощи при пересказе, выступает как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – сис-

тема различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций). С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д. разработанная ими система охватывает 27 специально подготовленных занятий по трем возрастным группам детей (средняя, старшая, подготовительная). В основу был положен единый алгоритм по обучению детей пересказу. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия.

Рассказы для пересказа тщательно отбирались – это произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина и других авторов. Кроме художественной ценности учитывался и объем произведения, четко выраженные начало, середина, конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомая лексика, простой синтаксис. Тексты специально адаптируются для детей. Для примера приведу конспект нескольких занятии:

Пример 1. Пересказ рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину).

Соблюдается весь алгоритм, занятия. Педагог сам выставляет картинки-схемы.

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. Убирается картина ежа.

Пример 2. Педагог раскладывает вместе с детьми, схемы необходимые для составления алгоритма рассказа.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Волк и белка».

– Посмотрите на эти схемы. Давайте вместе разложим их по порядку. С чего начался наш рассказ? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку.

Используя в работе перечисленные методики, можно сделать вывод, что использование приемов наглядного моделирования при обучении связной речи дошкольников с ОНР облегчает детям процесс овладения содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Анализ работы по данному разделу речевого развития в конце обучения показал: большинство детей самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, различные предметы, пересказывали тексты. Дети получают удовольствие от работы с мнемотаблицами. У них совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Рисунки на фланелеграфе

Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.

Дали ему молока.

Развернулся еж и начал есть молоко.

Ставится схема леса. Появляются два мальчика затем ежик.

Замена ежа другим, свернутым в клубок. Появляется крыша над ребятами,

блюдце перед ежиком. Замена ежа.

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвитие речи у детей: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: ООО «Кни-гоМир», 2011. – 320 с.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном-Пресс, 2006. – 80 с.

3. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу: учеб.-метод. пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 80 с.

4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 144 с.

5. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: метод. пособие. – Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1997. – 80 с.

6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Т.Д. Широких // Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 2. – С. 59-62.

7. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе / Т.А. Шорыгина. -М., 2005.

Пересказ с помощью картинно-графической схемы

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Суманеева Юлия Анатольевна

Организация: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 114»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют, родителям уделять» достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Опорные схемы облегчают запоминание у детей. Схема является средством активизации познавательной деятельности детей, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между событиями произведения, систематизировать, обобщать изучаемый материал.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Заучивание стихотворения А.А. Фета Жаворонок

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Над вопросами развития речи детей дошкольного возраста работали в разных аспектах: Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Короткова Э.П., Бородич А.М., Усова А.П., Соловьева О.И. и другие авторы. Особое значение пересказа в развитии связной монологической речи детей подчеркивают такие исследователи, как В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Э.П. Короткова, Ф.А. Сохин и другие. Пересказ – является более легким видом монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Различают несколько видов пересказов: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

Цель: Развитие умения у детей среднего дошкольного возраста пересказывать художественные произведения, используя опорные схемы.

Задачи:

  • Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;
  • Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;
  • Осваивать методы и приемы запоминания, их осознанное применение;
  • Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения;
  • Воспитывать умение слушать товарищей.

Требования к пересказам детей:

  • Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.
  • Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие пропусков существенных элементов текста, нарушающих логику изложения.
  • Последовательность и связность пересказа.
  • Использование слов и оборотов авторского текста и удачная замена отдельных слов синонимами.
  • Плавность пересказа, отсутствие длинных, лишних пауз.

Средней группы, проводятся специально организованные занятия по обучению детей пересказу. Пересказ является новым, для детей, видом речевой деятельности, поэтому становится важным вызвать у детей интерес к пересказыванию произведений, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо также учитывать особенности детского восприятия художественных литературных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На первых занятиях детям предлагают к пересказу сказки, хорошо знакомые им ранее, а на следующих – новые, только, что прослушанные тексты.

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребёнок должен усвоить. Схемы должны «рождаться» на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Главная цель графических схем – сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся. Схема требует от ребенка самостоятельного размышления и приводит к обобщению, является средством активизации познавательной деятельности детей, средством целостного осмысления материала, также служит приёмом, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями произведения, систематизировать, обобщать изучаемый материал.

Этапы работы с опорными схемами.

Введение элементов схем, символов. Обозначения: цвета; формы; величины; действия и т.д.;

Использование элементов опорных схем, символов во всех видах непосредственно образовательной деятельности, в различных видах деятельности. У ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален;

Творческое создание детьми опорных схем. По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.

Опорные схемы помогают развивать:

  • ассоциативное, образное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • способность к визуализации;
  • воображение.

Алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу текста художественной литературы с опорой на схемы:

  • Предварительная работа;
  • Организационный момент;
  • Подготовка к восприятию текста;
  • Чтение рассказа;
  • Содержательный и языковой разбор текста;
  • Лексико-грамматические упражнения по тексту;
  • Повторное чтение;
  • Моделирование рассказа с помощью схем;
  • Пересказ по плану с наглядной опорой в виде схем;
  • Подведение итогов занятия.

Результативность применения опорных схем при пересказе заключается:

активизации мыслительной деятельности детей;

формировании навыков восприятия информации, соотнесении её с ранее усвоенной;

повышении интереса воспитанников к изучаемому материалу;

развитии речи детей и их творческого потенциала.

Используя в своей работе технологию опорных схем, можно отметить, что память дошкольников укрепляется, становится более цепкой, образное мышление развивается, дети запоминают тексты намного легче, большие по объему, запоминание проходит легче и эмоциональнее.

Таким образом, с помощью использования схем удалось достичь следующих результатов: у детей появился интерес к заучиванию стихов, желание пересказывать тексты, придумывать истории; дети научились преодолевать робость, застенчивость, стали свободно держаться перед аудиторией. Поэтому данная работа с дошкольниками способствует не только их подготовке к обучению в школе, но и формированию у них одной из ключевых компетенций владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

Используемая литература.

  1. Нина Гурьева «Год до школы. Развиваем память» (упражнения по мнемотехнике для формирования навыков запоминания) Санкт-Петербург» Светлячок» 2000г.;
  2. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская. «Детство-Пресс» 2010г.;
  3. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : учеб.-метод. пособие / Т. В. Большева ; 2-е изд., испр. и перераб. – СПб. : Детство-Пресс, 2005;
  4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
Читайте также:
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Презентация тема: «Использование в работе приемов связной речи: рассказывание, работа сериями сюжетных картиной, использование схем»

    Лев Лаговчин 4 лет назад Просмотров:

1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 43 г.липецка Презентация тема: «Использование в работе приемов связной речи: рассказывание, работа сериями сюжетных картиной, использование схем» Учитель-логопед Ильина В.А. Липецк 2016

2 Презентация тема: «Использование в работе приемов связной речи: рассказывание, работа сериями сюжетных картиной, использование схем» 2 слайд Учите ребёнка неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Ушинский 3 слайд Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы. Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. 4 слайд Трудности детей в процессе программирования и воспроизведения связных монологических высказываний: дефицит языковых средств; трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации; отсутствие четкости и логической последовательности изложения; преобладание однословных и простых предложений; смысловые пропуски; длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки). 5 слайд Факторы, обеспечивающие процесс становление связанной речи: наглядность, внутренний план высказывания. 6 слайд Наглядно – практический метод моделирования ( МНЕМОТЕХНИКА) может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; рассказ по картине и серии картин; описательный рассказ; рассказ из личного опыта; творческий рассказ.

3 7 слайд Как любая наука, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. 8 слайд Мнемоквадраты :Это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Мнемодорожка – глядя на эти схемы рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Это последовательное изображение нескольких квадратов Мнемотаблица -это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация. 9 слайд В качестве символов заместителей при моделировании творческих рассказов используются: геометрические фигуры; предметные картинки; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); контрастная рамка прием фрагментарного рассказывания. 10 слайд Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорнографическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. блоками-квадратами, Большева Т. В. коллажем, Ефименкова Л. Н. схемой составления рассказа. Рассмотрим несколько видов работы с использованием схем. 11слайд Составляем описательные рассказы по лексическим темам, используя схемы Ткаченко Т.А. 12слайд В своей работе с детьми я использую систему работы Бардышевой Т. Ю., Моносовой Е. Н. Авторы отмечают, что наиболее эффективными в работе оказываются методики и технологии развития связной речи, основанные на

4 выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.связная речь в данном случае формируется с помощью картинно-графических схем. 13 слайд В пособии «Логопедические занятия в детском саду» (начиная со средней группы) к любой из 12 сюжетных картинок прилагаются тексты, вопросы и картинно-графические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц слайд Пособия Бардышевой Т. Ю., Моносовой Е. Н 17 слайд Обозначения для картинно-графических схем в старшей логопедической группе В схемах используются следующие обозначения: Слова-предметы обозначаются предметными картинками Слова действия стрелкой; Слова признаки прямоугольниками. Я обозначения поменяла. 18 слайд Авторы предлагают следующие виды работы по формированию связной речи с опорой на картинно-графические схемы: 1. Составление и пересказ рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы. 2. Пересказ рассказа к картинке с использованием картинно-графических схем. 3. Пересказ рассказа цепной структуры. 4. Составление рассказа по серии картинок. 5. Пересказ рассказа по сюжетным картинкам. 6. Пересказы к картинкам. 7. Составление текста по серии картинок с использованием элементов творческого рассказа.

5 19 слайд Остановимся на составлении рассказа и пересказе с помощью картинно-графических схем. Проводить эту работу целесообразно в несколько этапов. Составление рассказа и пересказа с помощью картинно-графических схем. Этапы работы. 1) Предложить детям рассмотреть картинку. 2) Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения. 3) Попросить детей послушать получившийся рассказ, который необходимо пересказывать четко по схеме, привлекая внимание детей. Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ. 4) Дать задание придумать название рассказу. 5) Предложить двум-трем детям пересказать рассказ слайд Рассмотрим методику работы над составлением рассказа и пересказом в старшей логопедической группе в рамках лексической темы «Фрукты». Вопросы к детям: 1. Что было около дома? 2. Кто пришел в сад? 3. Что делает семья? 4. Что мама сварит из фруктов? 21 слайд Тема: «Фрукты». «Наш сад» Около дома рос фруктовый сад. В сад пришла семья. Семья собрала созревшие фрукты. Из фруктов мама сварила компоты и варенье. 22 слайд Составление рассказа цепной организации по картиннографическому плану: Однажды охотник в лесу нашел медвежонка.

Читайте также:
Конспект НОД: Животные жарких стран

6 Медвежонка принесли в деревню. В деревне за ним стала присматривать хозяйка. У нее жил забияка петух. Однажды он распушил крылья и погнался за зверьком. От страха медвежонок спрятался в собачьей будке. 23 слайд Рассказы по сюжетной картине можно использовать пособие Логико-малыш, Лимпопо, Оживи картинку Пособие помогает формировать навык рассказывания по картине. Он состоит из 3-х этапов: 1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; 2. определение взаимосвязи между ними; 3. объединение фрагментов в единый сюжет. В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин. Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко, а вокруг вместо зимы наступила ВЕСНА. 24 слайд «Оживи картину» по теме «Зимние забавы» 25 слайд Теремок В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.) слайды Теремок

7 30 слайд Составление сюжетного рассказа с помощью фрагментарного рассказывания контрастной рамки. Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. 31 слайд Ребенок, постепенно открывая каждую из частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, затем объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. 32 слайд. При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок используются карты Проппа. Так как В. Я. Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками. Прежде, чем приступить к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых, дети познакомятся, и освоят все сказочные функции. В этом и помогут карты Проппа, своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах. На этом игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребенок “ходит” по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например, “Победа”, он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать. 33 слайд На столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребенок выбирает в соответствии с символом. 34 слайд Так как наглядная опора на первых порах должна быть обязательной, такие карточки, необходимо иметь для подсказки. Такие игры помогают анализировать сказку, развивать доказательную речь. 35 слайд Дети самостоятельно к символу подбирают сказки. Анализировать через символическую аналогию, интересно. 36 слайд Куб эмоций. А это те, основные сказочные функции, по которым и работают со сказочным сюжетом.

8 1.запрет или предписание 2. нарушение 3. вредительство 4. отъезд героя 5. задача 6. встреча с дарителем 37 слайд 7. волшебные дары 8. появление героя 9. сверхъестественные силы 10. борьба 11. победа 12. возвращение домой 13. прибытие 14. ложный герой 15. трудные испытания 16. ликвидация беды 17. узнавание героя 38 слайд. Пиктограммы к сказке «Колобок». 39 слайд. Одним из эффективных методов речевого развития в составлении краткого рассказа, является СИНКВЕЙН. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. 40 слайд Правила составления синквейна Первая строка одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; Вторая строка два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; Третья строка три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; Четвертая строка фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; Пятая строка слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. 1.Воспитатель 2.Веселая, заботливая 3.Учит, помогает, играет. 4.Я каждое утро жду встречи с ней. 5. Детский сад, радость, игра.

9 41 слайд Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом. Снеговик. Белый, круглый. Стоит, веселит, радует. Дети слепили снеговика. Детство, радость, счастье. 42 слайд Составление рассказа по серии сюжетных картин. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. 43 слайд Составление рассказа по серии сюжетных картин. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т. д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, словапризнаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картиннографическом плане я акцентирую внимание детей именно на диалоги героев. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не «потерять» характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе. Слова-признаки я обозначаю волнистой линией, если необходимо передать настроение героя использую пиктограммы. Пиктограммы я выставляю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке или действии героя. 44 слайд При составлении рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, в занятия обязательно нужно включать логические упражнения: расстановка картинок в логической, временной последовательности; восстановление специально пропущенного звена;

Читайте также:
Конспект занятия на тему Транспорт + Презентация

10 придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии. 45 слайд Приемы моделирования позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. 46 слайд Спасибо за внимание.

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда на дошкольном логопункте

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 9

Зам. директора ГБОУ Школа № 138

Дошкольное отделение № 9

_____________________ /______________________/

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

учителя – логопеда Казаковой Ю.В.

на 2018-2019 учебный год

Организация логопедической работы

Содержание работы

Цель проведения

Срок проведения

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Обследование детей подготовительного и старшего дошкольного возраста, зачисленных для логопедической работы на базе ДОУ. Комплектование мини-подгрупп в зависимости от структуры речевого дефекта.

Составление графика работы, расписания занятий.

-обработка и анализ полученных результатов;

-заполнение индивидуальных речевых карт;

– написание корреционно-образовательных маршрутов для детей с ОВЗ совсместно с другими специалистами ДОУ

Обследование детей с нарушениями речи для определения направлений логокоррекционной работы

Обследование детей массовых групп

-обработка и анализ полученных результатов;

-подготовка заключения и рекомендаций для педагогов и родителей

Выявление детей с ОВЗ.

Рекомендации родителям о переводе в логопедический д/с с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Коррекционно-развивающие подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми.

-комплектование мини- подгрупп для логокоррекционных занятий;

-проведение логокоррекционных занятий 2-3 раза в неделю с каждым ребенком;

-выпуск детей по мере устранения нарушения

Коррекция нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматических категорий и связной речи в рамках работы по автоматизация звуков

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ

Разработка логопедической части ИОМ

Коррекция речевых нарушения зависит от структуры дефекта

Дидактические игры и упражнения в рамках « Клубных часов»

Ориентир – структура КЧ

Ориентир – структура КЧ

1 раз в неделю в течение года

Конкурс чтецов «Природа – наш общий дом»

( 1 этап на базе ДО № 9)

Конкурс чтецов « За природу в ответе взрослые и дети»

(2 этап между ДО)

– чтение стихотворений русских поэтов

Конкурс чтецов «Мой любимый поэт»

– чтение стихотворений русских поэтов

– игры на развитие внимания , памяти, мышления и общей моторики

Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Выступление на родительских собраниях

«Итоги диагностики речи детей , зачисленных на логопедические занятия. Цели и задачи логопедической службы на базе ДОУ»

Достижение максимального эффекта при исправлении недостатков речи

Консультации для родителей

Анкетирование родителей детей , посещающих логопедические занятия «Особенности развития моего ребёнка»

Достижение максимального эффекта при исправлении недостатков речи

Обсуждение особенностей коррекционной работы в индивидуальном порядке.

Достижение максимального эффекта при исправлении недостатков речи

Проведение консультаций по запросу родителей

Развитие речи дошкольника

Семинар-практикум для родителей « Игровые приёмы автоматизации звуков»

Консультации для воспитателей и специалистов

“Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН, ФФНР “

Достижение максимального эффекта при исправлении недостатков речи

Аналитический отчёт по результатам анкетирования родителей.

Достижение максимального эффекта при исправлении недостатков речи

Семинар-практикум “Общая и мелкая моторика”

Достижение максимального эффекта при исправлении недостатков речи

Консультации по запросам воспитателей и родителей

Рекомендации по профилактике речевых нарушений у детей

Предупреждения речевых нарушений у детей

Выступление на педсовете

Итоги работы логопеда за год

___________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Оформление логопедической документации

-обработка и анализ полученных результатов

С целью выявления результатов коррекционной работы.

Пополнение папок с речевым материалом по грамматике, лексике и связной речи

Картинный материал – предлоги из-за, из-под

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

Пополнение игротеки логопедических и развивающих мелкую моторику игр

Изготовление пособий -шнуровок

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

Оформление кабинета и уголка логопеда

Читайте также:
Конспект занятия Дифференциация звуков Л-Ль + Презентация

Консультации для родителей по развитию пространственных представлений у детей

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

Участие в мероприятиях (методических объединениях, семинарах, конференциях)

В соответствии с годовым планом ГБОУ Школа № 138

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Работа по теме самообразования.

Изучение технологий социализации по методике Гришаевой Н.П.

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

Принимать участие в методической работе логопедов холдинга ГБОУ Лицей №138.

В соответствии с годовым планом ГБОУ Школа № 138

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете

Трансформация зон в логопедическом кабинете

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

Изучение новинок методической литературы

В соответствии возникающими вопросами в работе с детьми с ОВЗ

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

Повышать квалификацию (в течение года).

Вебинары на сайте «Мерсибо»

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ ДО

Знакомство педагогов с результатами обследования.

Результаты основной и промежуточной диагностики.

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

Своевременное направление детей к врачам-специалистам.

Оптимизация коррекционного процесса с детьми в дошкольном отделении

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

Взаимосвязь со специалистами ДО.

Оптимизация коррекционного процесса с детьми в дошкольном отделении

Достижение максимального эффекта в логопедической работе.

Круглый стол специалистов ДО

Корректировка коррекционно-образовательных маршрутов детей с ОВЗ

Перспективный план работы учителя-логопеда на логопункте в ДОУ на учебный год

Екатерина Игоревна
Перспективный план работы учителя-логопеда на логопункте в ДОУ на учебный год

Перспективный план работы учителя-логопеда на логопункте в ДОУ на учебный год

Организационно – коррекционная работа

1. Диагностика речевого развития средних, старших и подготовительных групп.

2. Оформление документации логопункта.

3. Формирование подгрупп и (составление) планирование индивидуальной и подгрупповой работы.

4. Организация ТОПМПК ГКОУ СКОШ 118 в МАДОУ №133 для детей, имеющих нарушения речи.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа)

1. Знакомство пед. коллектива с результатами обследования речи.

2. Беседа с коллективом на тему «Нормальное развитие речи и возрастные особенности».

3. Уточнение специфики работы с детьми с различными нарушениями речи.

4. Логопедический уголок в группе, рекомендации по его оснащению.

5. Планирование логопедической работы в соответствии с планом ДОУ на текущий год.

6. Работа психолого-медико-педагогического

консилиума. ПМПК № 1

Работа с родителями

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики речи детей и особенностями работы логопункта.

2. Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «Роль родителей в воспитании у детей правильной речи. Речь взрослых – пример для подражания» и «Нормальное развитие речи и возрастные особенности».

3. Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью стенда и рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «Все о Психоло-Медико-Педагогической комиссии (ПМПК)», также личное консультирование родителей.

Организационно – коррекционная работа

1. Оформление логопедических уголков для родителей.

2. Изготовление игр и пособий по развитию артикуляционного аппарата.

3. Изготовление игр и пособий по развитию фонематического слуха.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа)

1. Педсовет на тему «Развитие речи». Знакомство воспитателей с порядком развития речи в младших и средних группах на фольклоре и воспитателей старших и подготовительных групп с методикой работы по обучению грамоте.

2. Проведение открытого занятия по обучению грамоте на старших и подготовительных группах.

3. Индивидуальное консультирование по запросам воспитателей.

Работа с родителями

1 Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «Зачем нужны домашние логопедические задания».

2 Индивидуальное консультирование родителей на тему: «Значение артикуляционной гимнастики в постановке звуков и правильное выполнение упражнений» и «На зарядку с язычком».

3 Рекомендации родителям по особенностям занятия с их ребенком в личном порядке.

Организационно – коррекционная работа

1. Изготовление игр и пособий по развитию фонематического восприятия.

2. Изготовление игр и пособий по развитию мелкой моторики.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа)

1. Консультации – практикумы по работе над мелкой моторикой.

2. Консультация-практикум по работе над выразительной интонационно – окрашенной речью через сюжетно- ролевые игры, заучивание стихотворений.

Работа с родителями

1. Индивидуальное консультирование о требованиях к выполнению упражнений для развития мелкой моторики.

2. Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!» (о связи мелкой моторики и речи).

Организационно – коррекционная работа

1. Изготовление текстов-рассказов по лексическим темам.

2. Участие в подготовке утренников к Новому Году.

3. Диагностика состояния фонематического слуха, восприятия у детей старших и подготовительных групп.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа)

1.Консультация для воспитателей на тему: «Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. Формирование звукобуквенного анализа».

2.Консультация-практикум для воспитателей на тему: «Учим правильно выполнять дыхательную гимнастику».

3. Организация совместной работы по лексическим темам (учитель-логопед, воспитатель).

Работа с родителями

1. Индивидуальное консультирование о значении фонематического слуха и восприятия.

2. Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «Вместе весело дышать!» (учим правильно выполнять дыхательную гимнастику).

Читайте также:
Самомассаж в логопедической практике

3. Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки» (развиваем фонематические процессы).

Организационно – коррекционная работа

1. Обследование речи детей у младшей и средней группы.

2. Коррекция планов индивидуальной работы.

3. Изготовление схем для составления рассказов по лексическим темам.

4. Система регулирования материала по развитию связной речи.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа)

1. Консультация-практикум по работе над звукопроизношением в младших группах.

2.Консультация на тему: «Как пополнять словарный запас у детей» работа над лексической стороной речи; «Играем и развиваем грамматический строй речи» работа над грамматической стороной речи.

3. Заседание ПМПК, анализ текущей работы.

Работа с родителями

1. Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт» на сайте дет.сада на тему: «Как пополнять словарный запас у детей»

2. Индивидуальное консультирование на тему «Что такое грамматичсекий строй речи?», «Играем и развиваем грамматический строй речи»

3.Индивидуальное консультирование на тему: «Зачем нужна ПМПК, какие документы необходимы для предоставления на ПМПК для детей дошкольного возраста».

Организационно – коррекционная работа

1 .Изготовление пособий для обогащения словаря детей, грамматического строя речи, развитие фразовой речи.

2. Участие в подготовке утренников к 8 Марта.

Организационно – методическая работа

(коллектив и методическая работа)

1.Консультация для воспитателей старших групп на тему: «Готовим руку к письму».

2.Консультация для воспитателей на тему: «Занимательные прогулки» (игры для развития связной речи, и не только)

3. Посещение занятий воспитателей с целью оказания помощи в контроле за правильным звукопроизношением.

4. Индивидуальные консультации по запросам воспитателей.

Работа с родителями

1. Участие в собраниях младших, средних групп «О результатах обследования детей младшего возраста».

2. Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «Готовим руку к письму».

3. Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «Занимательные прогулки» (игры для развития связной речи, и не только)

4. Рекомендации родителям по особенностям занятия с их ребенком.

Организационно – коррекционная работа

1. Подбор и оформление материала по развитию звукопроизношения.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа)

2.Консультация для воспитателей на тему: «Как научить ребенка пересказу».

3.Консультация для воспитателей на тему: «Речевая готовность ребенка к школе».

4.Консультация для воспитателей на тему: «Развитие высших психических функций на занятиях»

5. Проведение открытого занятия по обучению грамоте совместно с воспитателем в подготовительной группе.

Работа с родителями

1. Индивидуальные консультации по выполнению домашних заданий по тетрадям.

2. Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «Речевая готовность ребенка к школе».

3. Рекомендации по выбору школьных программ с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4. Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Организационно – коррекционная работа

1 .Выявление и обследование детей, нуждающихся в представлении на ПМПК.

2. Оформление документации

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа)

1.Консультация для воспитателей на тему: «Педагогическое представление на ребенка, направленного на прохождение ТПМПК».

2. Заседание Психолого-Медико-Педагогического Консилиума (ПМПК, анализ текущей работы.

3.Консультация для педагога-психолога на тему: «Психологическое представление на ребенка, направленного на прохождение ТПМПК».

Работа с родителями

1. Участие в родительских собраниях старших и подготовительных групп с выступлением на тему «Все о Психоло-Медико-Педагогической комиссии (ПМПК)».

2. Индивидуальные консультации по запросам родителей.

3. Наглядно – информационное консультирование родителей младших групп с помощью рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «Профилактика речевых нарушений»

Организационно – коррекционная работа

1. Обследование детей, оформление документации по выводу детей.

2. Участие в подготовке и проведении выпускных утренников.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа)

1. Подведение итогов за год – участие в аналитическом педсовете.

2. Аналитический отчет о проделанной работе за учебный год.

3. Обсуждение и утверждение плана летней оздоровительной работы на общем собрании.

4. Индивидуальные консультации по запросам воспитателей.

Работа с родителями

1. Консультации – рекомендации родителям по работе над речью летом.

2. Участие в родительских собраниях с выступлением на тему «Наши достижения!».

3. Наглядно – информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт»на сайте детского сада на тему: «План летней оздоровительной работы».

Перспективный план работы педагога-психолога на 2013–2014 учебный год Дата проведения Вид деятельности и планируемые мероприятия Примечание Психодиагностика Сентябрь-октябрь Диагностика уровня познавательного.

План работы педагога-психолога ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ детского сада № 15 на 2012 -2013 учебный год Годовой план работы на 2012-2013.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: