Педагогическое обследование слуха у детей

Методы оценки состояния слуха у детей различного возраста

ЖУРНАЛ “ПРАКТИКА ПЕДИАТРА”

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; сентябрь-октябрь; 2018; стр. 10-15.

И.В. Рахманова, д.м.н., профессор, А.Г. Матроскин.,
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва

Ключевые слова: дети, исследование слуха, тугоухость
Keywords: children, hearing research, deafness

Значение слуха очень важно в нашей жизни. Благодаря ему развивается речь, ставшая неотъемлемой частью нашей повседневности. Способность человека говорить и слышать речь позволяет человечеству обмениваться информацией, тем самым расширяя возможность научного познания.

В детском возрасте наличие нормальной слуховой функции важно еще в большей степени, чем у взрослого, в связи с активным формированием вторичной сигнальной системы – речи. Благодаря ей происходит нормальная социальная адаптация ребенка, а также формирование его когнитивных навыков, адекватного психо-эмоционального и психо-речевого развития [1, 2].

Эпидемиологические исследования, проводимые в России в последние 10 лет, свидетельствуют о том, что более 1 млн детей и подростков страдают различными нарушениями слуховой функции, при этом каждый 2-3-й ребенок из 1000 вновь рожденных уже имеют тугоухость той или иной степени или же она развивается на 1-2-м году жизни, т. е. до развития речи в период ее становления [3].

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся [4]:

1) неблагоприятное течение беременности (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестозы, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью ототоксических антибиотиков, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
2) патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные роды; наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другая патология, приводящая к асфиксии или внутриутробной травме плода;
3) патология раннего неонатального периода: гипербилирубинемия (свыше 200 мкмоль/л), связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития;
4) факторы риска раннего возраста: сепсис, лихорадочные заболевания после родов, вирусные инфекции (скарлатина, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, скарлатина, грипп), менингоэнцефалит, болезни ЛОРорганов, применение ототоксических антибиотиков, черепно-мозговые травмы;
5) наследственная патология: у 35-50% новорожденных тугоухость и глухота имеют наследственное происхождение, причем у 1/3 из них носят синдромальный характер, т. е. сочетаются с другими аномалиями.

В связи с вышеперечисленным очевидна актуальность ранней диагностики слуховых расстройств в детском возрасте с целью их дальнейшей адекватной реабилитации, способствующей нормальному формированию высших корковых функций, в том числе второй сигнальной системы, следовательно, речи.

В настоящее время исследование слуховой функции у детей различных возрастных групп имеет свои особенности. Это касается как объёма применяемых методов, так и особенностей их проведения, а также интерпретации полученных результатов.

В настоящее время все методы исследования слуха у детей можно распределить на субъективные, основанные на речевом отчете ребенка («что и как он слышит») и объективные, связанные с регистрацией различных рефлекторных или электрофизиологических реакций организма, возникающих в ответ на звуковую стимуляцию.

К первой группе относятся такие методы, как: регистрация безусловных ориентировочных рефлекторных реакций, исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи, тональная пороговая аудиометрия, камертональное обследование слуха, а ко второй – тимпанометрия (акустическая импедансометрия), вызванная отоакустическая эмиссия (ВОАЭ), регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Субъективные методы исследования слуховой функции.
Исследование слуха с помощью безусловного ориентировочного рефлекса выполняется в основном у детей до 1 года. Для этого применяют различные звучащие игрушки, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты. При этом фиксируют различные реакции ребёнка, такие как безусловно-ориентировочный рефлекс МОРО – обнимающие движения рук; изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, вздрагивание, мигание век; замирания или «застывания» ребенка; повороты головы или глаз в сторону источника звука или от него и др.

Исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи должно проводиться у детей начиная с 5-летнего возраста в относительно звукоизолированном помещении, длина которого не менее 6 м. Оно основано на способности человека с нормальным слухом в условиях тишины воспринимать шепотную речь на расстоянии 6-20 м, а разговорную – 60-100 м.

Количественная оценка результатов исследования слуховой функции речью сводится к определению того максимального расстояния, выраженного в метрах, с которого обследуемый ребенок слышит шепотную или разговорную речь. Точность и правильность выполнения данного исследования зависит от запаса слов, возраста ребенка и понимания им методики обследования.

Слова, используемые для проверки слуховой функции у ребенка шепотом и речью, должны быть простыми для понимания.

При нарушении звукопроведения разница между восприятием шепота и разговорной речи невелика, а при нарушении – она очень значительна.

Слуховую функцию у детей старше 7 лет можно исследовать с помощью набора камертонов.

В основу этого исследования положены особенности проведения звука по воздуху и по кости. Оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого максимально раздражённый камертон воспринимается обследуемым через воздух и кость.

Тональная пороговая аудиометрия – это основной метод исследования слуха у детей старше 7 лет.

Принцип этого обследования заключается в определении самой минимальной (пороговой) интенсивности звука, выраженной в децибелах (дБ), при которой звук воспринимается в виде слухового ощущения.

Читайте также:
Зимующие птицы - конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида

Для исследования применяется прибор аудиометр.

Аудиометрию следует проводить в специальной звукозаглушённой камере, предназначенной для исследования слуха у детей. Проводимое обследование начинают с лучше слышащего уха, в то время как противоположное ухо необходимо заглушить (маскировка) с помощью специального белого шума.

Полученные результаты записываются в виде аудиограммы на специальный бланк в виде графика-аудиограммы.

Аудиограмма – это характеристика зависимости остроты слуха от интенсивности звука и его частоты (рис. 1).

Рис. 1. Вид нормальной аудиограммы

Еще одним методом исследования является игровая аудиометрия. Обследование слуховой функции этим методом проводится у детей с 4-летнего возраста.

Суть метода заключается в том, что после подачи ребёнку тонального сигнала ребенок должен нажать кнопку ответа. У маленьких детей предварительно вырабатывается условный рефлекс на звук, для этого привлекаются один из родителей или медсестра. Легче достигнуть эффекта, если менять картинки, чтобы не было угасания у ребёнка интереса.

Объективные методы исследования слуховой функции.

Тимпанометрия – это метод исследования слуховой функции, позволяющий оценить состояние среднего уха и выявить такие заболевания, как экссудативный средний отит и тубоотит, которые в свою очередь могут приводить к снижению слуха у детей любого возраста.

При этом обследовании автоматически записывается кривая, тимпанограмма, отражающая нормальность подвижности барабанной перепонки и слуховых косточек, а также работу слуховой трубы.

Оценка тимпанограмм осуществляется по классификации Дж. Джергера, Лейдона (1970), которая основана на представлении различных кривых в виде латинских букв А, В, С, D и др.

Так тип «А» (рис. 2) – графическое изображение, отображающее состояние среднего уха у человека в норме, т. е. когда давление внутри среднего уха и атмосферное одинаково.

Рис. 2. Типы тимпанограмм по Джергеру и Лейдену (1970)

Тип «В» наблюдается при повышении давления внутри барабанной полости чаще всего из-за жидкости. При этом график уплощен с отсутствующим пиком – прямая линия (рис. 2).

Тип «С» образуется при формировании отрицательного давления внутри барабанной полости и втяжении барабанной перепонки. Чаще возникает при блоке или дисфункции слуховой трубы. При этом варианте тимпанограммы графическое изображение кривой имеет пик, как и при тимпанограмме тип «А», но смещенный влево (см. рис. 2). Также имеются другие кривые, встречающиеся реже [5].

Еще одним исследованием слуховой функции у детей является метод вызванной отоакустической эмиссии, который в настоящее время является основным аудиологическим обследованием у новорождённых детей в роддоме.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ наружных волосковых клеток улитки при воздействии звукового раздражителя, что является отражением их нормального функционирования. Существуют 2 метода исследования:

  • отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения – это акустическая энергия, регистрируемая в наружном слуховом проходе в ответ на стимуляцию двумя тонами (см. рис. а).
  • задержанная вызванная отоакустическая эмиссия представляет сигнал, возникающий на 8-12 мс, после включения стимуляции, и продолжающийся 10-30 мс (см. рис. б) [5, 6].

Рис. 3. Вызванная отоакустическая эмиссия: а – на частоте продукта искажения, б – задержанная

При исследовании вырисовывается график ответа наружных волосковых клеток улитки при применении звуковой стимуляции. Важно отметить прямую зависимость регистрации отоакустической эмиссии от состояния среднего уха и чистоты наружного слухового прохода.

Исследование слуха методами слуховых вызванных потенциалов.

Эти современные методы обследования слуховой функции позволяют определить порог слуха у ребенка практически от 0 лет жизни.

Принцип всех этих исследований основан на регистрации вызванной электрической активности слуховой системы.

Наиболее часто применяемыми в настоящее время, методами обследования состояния слуха у детей являются определение слухового вызванного потенциала постоянного тона (ASSR) и регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

У детей до 5 лет включительно компьютерная аудиометрия проводятся во время физиологического сна, а старше – в спокойном состоянии лежа на спине с закрытыми глазами.

После наклеивания электродов и подсоединения проводов аппарата, через специальные наушники подается звуковой раздражитель, в ответ на который в центральных отделах слухового анализатора появляется возбуждение (рис. 4).

Рис. 4. Вид обследуемого при выполнении исследования слуха методом вызванных слуховых потенциалов

Объективным порогом слуха при ASSR является та минимальная интенсивность звука, при которой регистрируется слуховой вызванный потенциал.

По окончании регистрации, после того как определены все минимальные пороги ответа головного мозга в ответ на звук, появляется аудиометрическая кривая (рис. 5).

Рис. 5. Аудиограмма ребенка первого года после исследования слуха методом компьютерной аудиометрии (ASSR)

Сущность метода КСВП такая же, как и при проведении ASSR, однако, в отличие от первого метода, второй позволяет более подробно проследить работу проводящих путей слухового анализатора от внутреннего уха и вплоть до четверохолмий продолговатого мозга (рис. 6). Оценка результатов проводится по более выраженному V пику КСВП (латентности) [4-6].

Рис. 6. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы у ребенка 9 мес. (КСВП).
V – пятый пик

Все вышеперечисленные методы исследования слуховой функции направлены на выявление у детей различного возраста снижения слуховой функции, которое представлено двумя нозологическими видами: тугоухостью или глухотой.

Тугоухость – понижение слуха различной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, аппаратное слухопротезирование), а глухота – полное отсутствием слуха, при котором страдает разборчивость речи даже при применении слухового аппарата.

Читайте также:
Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

Тугоухость делится в зависимости от топики поражения на кондуктивную, сенсоневральную, смешанную.

Сенсоневральная тугоухость – возникает при поражении периферического (улитка) и/ или центральных отделов слухового анализатора (слуховой нерв, проводящие пути, продолговатый мозг, кора головного мозга) (рис. 8).

Рис. 8. Вид аудиограммы пациента с сенсоневральной тугоухостью

Смешанная тугоухость – возникает при комбинации поражений звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата (рис. 9).

Рис. 9. Аудиограмма пациента со смешанной тугоухостью

Кондуктивная тугоухость – возникает при поражении звукопроводящего аппарата, т. е. при поражении наружного или среднего уха (рис. 7).

Рис. 7. Вид аудиограммы пациента с кондуктивной тугоухостью

Для определения степени поражения слуховой функции в настоящее время пользуются международной классификацией тугоухости [5-8] на основе усредненных значений порогов звуковосприятия 500 Гц, 1, 2, 4, 6, 8 кГц.

Так, снижение порогов слуховой функции I степени соответствует – 26-40 дБ, II ст. – 4155 дБ, III ст. – 56-70 дБ, IV ст. – 71-90 дБ. Глухота ставится при порогах выше 91 дБ.

Достижения аудиологии последних десятилетий позволяют провести с достоверной долей вероятности исследование слуховой функции у детей любого возраста, что очень важно для ранней диагностики, лечения и их реабилитации при наличии различных форм снижения слуха.

Список литературы

1. Корсунский А.А. и др. Организация аудиологической помощи недоношенным детям различного гестационного возраста в условиях поликлинических отделений: Методические рекомендации. М., 2012.
2. Рахманова И.В., Зинкер Г.М. Организация специализированной аудиологической медицинской помощи и совместного медико-педагогического сопровождения недоношенных детей в условиях амбулаторно-поликлинической службы крупного стационара // Вопросы современной педиатрии. 2014. № 2. Т. 13. С. 117-188.
3. Савенко И.В., Бобошко М.Ю. Слуховая функция у детей, родившихся недоношенными // Вестник оториноларингологии 2015. Т. 80. № 6. С. 71.
4. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М., 2005. Т. 1. С. 22-30.
5. Сапожников Я.М., Богомильский М.Р. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. М., 2001.
6. Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. М., 2013. С. 249-258.
7. Лопотко А.И. и др. Практическое руководство по сурдологии. СПб., 2008.
8. Лятковский Я.Б. Руководство по аудиологии и протезированию. М., 2009.

Педагогическое исследование слуха дошкольников

Вы будете перенаправлены на Автор24

Условия обследования слуха дошкольников

Педагогическое исследование слуха – это способ определения степени развития слухового восприятия у ребенка путем фиксации его реакций на различные звуковые сигналы.

Педагогическая диагностика слуха помогает в понимании того, насколько поведение ребенка, его реагирование на звуки отвечает конкретному возрастному этапу его развития, а также выявить те звуковые сигналы, уровень звуковой и шумов, тональность и интенсивность звука, доступного для восприятия дошкольником.

Реагирование ребенка на звуки может иметь какие-то специфические черты. Поэтому, требуется проведение детального исследования, с применением педагогических методов и аудиологических средств.

Чтобы педагогическое исследование слуха ребенка было продуктивным, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Проведение диагностики в помещении большой площади.
  2. Ребенок должен чувствовать себя уверенно и комфортно в ходе исследования.
  3. Педагогу требуется установить эмоциональную связь с ребенком, чтобы добиться его расположения и доверия, дать ему возможность расслабиться.
  4. Отсутствие посторонних шумов в помещении, где проводится исследование, а также внешнего шума, мешающего адекватному восприятию звуков.
  5. Предварительно оценивается уровень общего и интеллектуального развития дошкольника, поскольку он может влиять на уровень слухового развития и наличия особенностей слухового восприятия.
  6. В ходе исследования применяются яркие настольные игры и игрушки, не имеющие звукового сопровождения.
  7. Использование музыкальных игрушек, с разным уровнем звуков, разной динамикой, ритмом звукового сигнала.
  8. Педагогу требуется помощник, который будет подавать звуковые сигналы или регистрировать восприятие ребенком звука и интенсивность его реакции.
  9. Звуковые сигналы должны подаваться через определенные временные интервалы. Их соблюдение дает полноценную картину звукового восприятия дошкольника.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогическое исследование слуха дошкольников и его особенности зависят от возрастной группы детей, уровня развития их речи и иных особенностей развития.

Методы педагогического исследования слуха дошкольников

Все методы, используемые для исследования слуха дошкольников можно подразделить на следующие группы:

Объективные методы исследования. Они основаны на определении реакции ребенка на тот или иной звук. Это позволяет оценить звуковую чувствительность слуха, путем оценки чувствительности дошкольника к звуковым сигналам разной интенсивности и частоты. Для оценки используется дополнительное оборудование: музыкальные игрушки, музыкальная аппаратура.

Метод исследования слуха речью. Он является наиболее распространенным и доступным для использования. Основывается на произношении педагогом каких-то слов и фраз шепотом и громко. Доступность использования метода обуславливается тем, что он не требует использования специального оборудования, каких-то инструментов и средств. Педагог произносит речь на разном расстоянии от дошкольника и в разной тональности: начиная с шепота и, переходя на громкий голос. Если дошкольник воспринимает речь, произнесенную шепотом на расстоянии шести-семи метров, то можно говорить о хорошо развитом, стопроцентном слухе. При восприятии речи с расстояния менее одного метра, можно утверждать, о значительном снижении слуха. Такой простой метод дает объективную характеристику слухового развития дошкольника. Для оценки слуха ребенка, необходимо фиксировать только расстояние, с которого он воспринимает звуки разной интенсивности.

Читайте также:
Конспект: Составление рассказа по картине Зима с использованием картинно-графического плана

Рисунок 1. Речевой метод обследования слуха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Субъективные методы. Они основаны на определении слуховых реакций т.е. поведения, вызванного тем или иным звуком. К таким методам относится фиксация условно-рефлекторных реакций, фиксация безусловных реакций дошкольника на тот или иной звук, определение остроты слуха, чувствительности к разной звуковой тональности, восприятие звуков разной частоты путем использования игровых приемов.

Использование камертона. Данный прибор позволяет дать количественную оценку слухового восприятия дошкольника. Прибор подносится к разным частям уха, засекается время, в течение которого дошкольник слышит звук в данной части уха, а также определяется место, в котором звук воспринимается более громко и четко. Если поставить камертон на темя, то можно определить кондуктивное и сенсоневральное нарушение слухового восприятия. При первом нарушении, звук будет лучше восприниматься тем ухом, которое слышит хуже, а при втором – наоборот.

Методы педагогического исследования слуха дошкольника выбираются, исходя из уровня его речевого развития. В этой связи, все методы можно подразделить на:

Методы исследования слуха говорящих дошкольников. В основе этого метода лежит использование групп слов разных частот. Дошкольнику предлагается три списка слов. Каждый список состоит из десяти слов, пять из которых характеризуются высокой звуковой частотой, а пять – низкой. Итоги обследования записываются в виде расстояния, на котором ребенок воспринимает тот или иной звук. Это позволяет выявить уровень развития слуха и степень его потери, а также, определить коррекционные направления работы. Иногда, в зависимости от уровня развития дошкольника, его коммуникативных навыков, степени контактирования, выбираются наглядные методы исследования, т.е. ребенок показывает на картинку, на которой изображено, произнесенное слово.

Рисунок 2. Рекомендации по обследованию слуха у дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методы исследования слуха у неговорящих дошкольников. Они основываются на активизации условных рефлексов дошкольника и выполнением определенных движений, свидетельствующих о восприятии звука. Ребенку дается определенный звук. Он включается на расстоянии полуметра от него. Затем звук постепенно отдаляется и завершается на том расстоянии, на котором дошкольник уже не реагирует на него. Чтобы использовать этот метод, требуется провести работу по отработке условного рефлекса. Речь в данном исследовании не используется, только звуки и речевые единицы.

Педагогическое обследование слуха у детей

P.S. Ребенку, у которого отсутствует нормальная реакция на звуковые стимулы вскоре после рождения и не позднее первых 6 месяцев жизни, следует выполнить отологическое исследование.

Поскольку даже глухие дети проходят в своем развитии через период плача и лепетания, подозрение на серьезное нарушение слуха возникает лишь в том случае, когда не развивается речь ребенка. В связи с этим большинство детей с нарушениями слуха обращаются к врачам общей практики или оториноларингологу в возрасте от 1 до 3 лет.

Поскольку судить о том, как слышит ребенок в период новорожденности, трудно, для выявления нарушения слуха необходим скрининг. Показаниями к его проведению являются:
• необходимость лечения ребенка в отделении интенсивной терапии в течение более 48 ч;
• отягощенный семейный анамнез по нарушению слуха;
• краниофациальные аномалии развития.

Универсальный скрининг. Каждый новорожденный должен пройти скрининговое исследование на второй или третий день после рождения во время второго рутинного обследования. При таком подходе удается выявить 80% случаев нарушений слуха. Организация скринингового исследования зависит от особенностей лечебного учреждения.

При рутинном посещении педиатра или дошкольном медицинском осмотре выполняют дополнительное скрининговое исследование.

Методы исследования слуха у детей грудного и младшего возраста

а) Отоакустическая эмиссия. Наличие отоакустической эмиссии говорит об удовлетворительной функции периферической части слухового анализатора, но не исключает нарушения слуха. Исследование отоакустической эмиссии не позволяет также определить степень нарушения слуха.

б) Исследование слуховых вызванных потенциалов (СВП) ствола мозга. Отсутствие СВП на уровне ствола мозга говорит о тяжелом нарушении слуха. Если СВП ствола мозга регистрируются, то можно определить слуховой порог.

в) Аудиометрия с поведенческими пробами у детей. Субъективная аудиометрия – важный метод исследования, который применим у пациентов практически любого возраста, но с соответствующими возрасту модификациями. Надежность результатов субъективной аудиометрии меняется от случая к случаю.

Функциональные пробы оценки слуха у детей грудного и младшего возраста

а) Безусловно-рефлекторная аудиометрия. Неспецифические ответы на акустические стимулы (например, сосательные движения, двигательные реакции (рефлекс Моро, акустико-пальпебральный рефлекс), изменение параметров дыхания) у грудных детей можно выявить с самого рождения. Рефлексы можно вызвать только с помощью шума значительной громкости (примерно 80 дБ).

б) Аудиометрия, основанная на ориентировочном рефлексе. Ко второму полугодию жизни акустическая стимуляция вызывает у ребенка с нормальным слухом типичную рефлекторную реакцию, которая проявляется поворотом головы к источнику звука, расположенному вне поля зрения.

в) Проба с отвлечением внимания. Мать развлекает ребенка игрушкой, а врач незаметно для ребенка подает акустические стимулы и наблюдает за его реакцией.

Читайте также:
Звук (З) - постановка и автоматизация

Аудиометрия, подкрепленная зрительным контролем. Акустический стимул сочетают с активацией с помощью движущейся игрушки. Если ребенок слышит, то после многократных повторений при подаче акустического стимула он направляется к игрушке.

г) Игровая аудиометрия. Данное исследование является вариантом тональной аудиометрии, при котором задача исследования и ответная реакция встроены в игровую ситуацию (например, наблюдают, как ребенок, играя, реагирует на подаваемые акустические стимулы).

д) Детская речевая аудиометрия. Детям в возрасте 3-4 лет можно выполнить речевую аудиометрию со специально разработанными для них тестами (например, детскими тестами на разборчивость речи).

P.S. Слух играет крайне важную роль для развития речи, поэтому нарушение слуха у детей необходимо своевременно выявить и по возможности устранить. Чем раньше начата коррекция слуха, тем она эффективнее. Коррекцию следует начинать со второго полугодия жизни.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Нарушения слуха у детей, возможности диагностики и реабилитации Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Савельева Е.Е., Арефьева Н.А.

В связи с ростом распространенности нарушений слуха проблема тугоухости и глухоты у детей имеет большую социальную значимость. Это обусловлено разными причинами, но прежде всего связано с развитием медицины, которая обеспечивает рост численности групп риска по тугоухости : недоношенных детей , детей с различными генетическими нарушениями [1]. Особое значение имеет диагностика нарушений слуха у детей раннего возраста, поскольку у 85% детей нарушение слуховой функции является врожденным или возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи [2].

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Савельева Е.Е., Арефьева Н.А.

Hearing loss in children, options in diagnosis and rehabilitation

The problem of hearing loss and deafness in children is of great social importance due to the increasing incidence of hearing impairments. The reasons are multiple, though the primary is the progress of medical science which contributes to the growth of population at risk for hearing loss : premature infants and children with genetic pathologies [1]. Diagnosis of hearing loss in young children is of particular importance: in 85% of children hearing disorder is innate or arises in the first year of life, i.e. before speech development [2].

Текст научной работы на тему «Нарушения слуха у детей, возможности диагностики и реабилитации»

Е.Е. САВЕЛЬЕВА 1 2, Н.А. АРЕФЬЕВА 2

1 ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», Уфа 2 Уфимский филиал ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России

НАРУШЕНИЯ СЛУХА У ДЕТЕЙ,

ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

В связи с ростом распространенности нарушений слуха проблема тугоухости и глухоты у детей имеет большую социальную значимость. Это обусловлено разными причинами, но прежде всего связано с

развитием медицины, которая обеспечивает рост численности групп риска по тугоухости: недоношенных детей, детей с различными генетическими нарушениями [1]. Особое значение имеет диагностика нарушений слуха у детей раннего возраста, поскольку у 85% детей нарушение слуховой функции является врожденным или возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи [2].

Ключевые слова: тугоухость, глухота, дети, chirp, Affinity, слухопротезирование, кохлеарная имплантация

Нарушение функции слуха ребенка приводит к нарушению его речевого и психического развития. Согласно современным исследованиям ранняя диагностика слуховых расстройств и последующая адекватная реабилитация способны предупредить нарушения речи у ребенка и развития других высших психических функций [3]. Считается, что на 1 000 физиологических родов приходится 1 ребенок с выраженной степенью тугоухости. Данные о распространенности слабых и средних потерь слуха требуют уточнения [4], что связано с поздней обращаемостью родителей детей с данной патологией к специалисту, а также отсутствием настороженности врачей-педиатров (в 1/3 случаев слабые и средние потери слуха впервые выявляются в возрасте 3-7 лет) [5].

Диагностика и реабилитация нарушений слуха у маленьких детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой – наиболее сложная область детской сурдологии. Известны трудности диагностики точных порогов слуха у маленьких детей до 3 лет, т. к. невозможно проведение тональной пороговой аудиометрии. Считается, что наиболее надежными методами исследования слуха у детей до 3 лет является использование объективных методик исследования (регистрация отоакустической эмиссии и различных классов слуховых вызванных потенциалов). При подтверждении сенсоневральной тугоухости ребенок нуждается в слухопротезировании, т. е. использовании современных цифровых слуховых аппаратов, а в случае глубокого снижения слуха (тугоухость IV степени и глухота) – в высокотехнологичном методе реабилитации – кохлеар-ной имплантации.

Изучение факторов, влияющих на эффективность реабилитации детей младшего возраста, страдающих сенсонев-ральной тугоухостью и глухотой.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено клиническое обследование и электроакустическая коррекция слуха 46 детей (92 уха) в возрасте от 3 мес. до 5 лет, страдающих сенсоневральной тугоухостью или глухотой. Исследование включало: сбор жалоб, анамнеза, клинический осмотр ЛОР-органов, проведение тимпанометрии и рефлексометрии, регистрацию задержанной вызванной ото-акустической эмиссии (ЗВ ОАЭ) и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения (ПИ ОАЭ), регистрацию коротко-латентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) и слуховых потенциалов на постоянно модулированный тон (ASSR).

Кроме традиционно используемых параметров стимуляции (щелчок) при проведении КСВП, мы использовали новый тип стимуляции – chirp («чириканье»). Chirp-стимул представляет оригинальный сигнал, модулированный по амплитуде и частоте. Исследование проводилось на приборе Нейро-аудио (Нейрософт, Россия). В качестве стимулов при записи КСВП использовались частотно-специфичные СЫгр-стимулы. Детям до 3 лет проводилась поведенческая аудиоме-трия, а старше 3 лет – игровая аудиометрия. Все дети консультированы сурдопедагогом, неврологом, психологом. Группа контроля включала 30 практически здоровых детей до 5 лет. Длительность наблюдения за основной группой исследования – 5 лет (2009-2013 гг.), в дальнейшем по мере роста ребенка и достижения им возраста 3 лет всем детям проводилась тональная пороговая аудиометрия, результаты которой сравнивались с полученными порогами слуха по данным электрофизиологических тестов (КСВП и ASSR).

Читайте также:
Автоматизация звука Л - конспект логопедического занятия в 1 классе

Электроакустическую коррекцию слуха проводили с помощью системы Affinity (Interacoustics, Дания). При подборе слуховых аппаратов изучали особенности резонансных характеристик наружного уха детей младшего возраста с помощью акустического зонда данной системы. Слухопротезирование проводили с помощью бинаурального применения современных цифровых программируемых заушных слуховых аппаратов с вкладышами индивидуального изготовления. Всем детям проведено слухопротезирование, а при его неэффективности и наличии показаний – кох-

леарная имплантация в Уфимском филиале ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России.

Эффективность реабилитации детей анализировалась на основании оценки речевого развития ребенка с участием сурдопедагога и логопеда и его социальной интеграции.

Врожденный характер тугоухости или глухоты преобладал в группе исследования и наблюдался у 37 (80,4%) детей.

В нашей группе исследования в качестве причины снижения слуха родители детей указывали следующие факторы: глухота или тугоухость у родителей – у 3 (6,5%) детей, инфекционные болезни матери во время беременности – у 5 (10,9%) детей, различная патология беременности и родов -у 20 (43,5%) детей, недоношенность – у 12 (26,1%) детей, гемолитическая болезнь и гипербилирубинемия – у 5 (10,9%) детей, перенесенные инфекционные заболевания – у 3 (6,5%) детей, снижение слуха после ОРВИ – у 2 (4,3%) детей, при-

менение препаратов с ототоксическим действием – у 2 (4,3%) детей, перенесенный менингит – у 1 (2,2%) ребенка. У 21 (46%) ребенка выявлен какой-либо 1 потенциальный фактор риска по тугоухости и глухоте, у 13 (28%) выявлено наличие 2 факторов риска, а у 8 (17%) – 3 фактора риска и более. Лишь у 4 (9%) детей не было выявлено ни одного этиологически значимого фактора риска.

На основании наблюдения за основной исследуемой группой детей были отмечены основные факторы, которые негативно влияли на достоверность различных методов исследования уровня слуха детей до 5 лет. Частота встречаемости данных факторов у детей нашей группы исследования отражена в таблице 1.

Таким образом, на достоверность электрофизиологических тестов оказывают влияние многие факторы, наиболее частые из них такие, как пробуждение ребенка во время обследования и сопутствующая патология среднего уха.

Регистрация слуховых вызванных потенциалов с помощью СЫгр-стимулов (СНЖР-ЕР) отражена на рисунке 1.

1 Таблица 1. Факторы, негативно влияющие на достоверность результатов диагностики уровня слуха у детей до 5 лет

№ Фактор, негативно влияющий на результаты исследования слуха Метод, на который влияет указанный фактор Частота встречаемости фактора в группе наблюдения, % Результат влияния фактора и возможности его устранения

1. Беспокойное поведение ребенка и пробуждение во время физиологического сна КСВП, АSSR 30,4 Запись регистрации с большим количеством артефактов, трудность идентификации ответа КСВП или флюктуация порогов ASSR теста

Медикаментозный сон полностью исключает влияние этого фактора

2. Нарушение вентиляционной функции слуховой трубы, наличие евстахеита или экс-судативного среднего отита у ребенка ЗВ ОАЭ, ПИ ОАЭ КСВП, АSSR 41,3 Данный фактор приводит к недостоверным результатам регистрации ОАЭ, удлинению латентного периода пиков КСВП и флюктуации порогов ASSR теста

Идеальные условия для проверки слуха – тимпанограмма типа А, при наличии типа В необходимо использование костных телефонов. У детей до 1 года необходимо использование высокочастотного импе-дансометра с частотой зондирующего тона 1,0 кГц

3. Обтурация уха серой или спущенным эпидермисом ЗВ ОАЭ, ПИ ОАЭ 15,2 Отсутствие регистрации ОАЭ при сохранной функции улитки

Туалет наружного слухового прохода обязателен перед диагностикой слуха у детей до 5 лет

4. Шумное помещение ЗВ ОАЭ, ПИ ОАЭ 6,5 * Недостоверные результаты регистрации ОАЭ

Для проведения исследования необходимо устранить влияние постороннего шума

5. Наличие аппаратных, внешних помех и электрических наводок КСВП, АSSR 6,5 * Большое количество артефактов и посторонних пиков при записи КСВП, несоответствие порогов ASSR теста

Правильная установка электродов, хороший контакт с кожей, низкий импеданс, отсутствие посторонних внешних помех, строгое соответствие помещения и приборов для исследования слуха стандартным требованиям

6. Недостаточное количество числа усреднений КСВП 4,3 Недостоверность полученных ответов

Достаточное количество числа усреднений для улучшения соотношения сигнал – шум (не менее 2 000). Использование метода повторяемости (наложения) волн при стимуляции одним уровнем интенсивности сигнала (2-3 раза)

7. Неудобное положение ребенка во время обследования КСВП 2,1 Запись дополнительных пиков и артефактов

Удобное положение ребенка для исключения записи мышечных потенциалов

* Исследование проводилось в палате интенсивной терапии.

Рисунок 1. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы ребенка С., 2 лет, тип стимула – Chirp (Нейро-аудио, Россия)

Использование нового типа стимуляции позволило получить высокоамплитудный V пик, что улучшало визуализацию и специфичность ответа. Кроме того, наличие хорошо визуализируемого V пика позволяет идентифицировать уровень слуха ребенка уже при небольшом количестве накоплений, что сокращает время обследования и седатации ребенка.

Читайте также:
Перспективный план работы логопункта МДОУ

Использование же частотно-специфических СЫгр-стимулов позволяет получить аудиограмму ребенка, в т. ч. до 3 лет, на основных речевых частотах (500 Гц; 1 000 Гц; 2 000 Гц; 4 000 Гц) (рис. 2).

Рисунок 2. Пороги слуха ребенка С., 2 лет, полученные с помощью регистрации слуховых вызванных потенциалов Шгр-стимулов (СНШР-ЕР)

Пороги полученной аудиограммы сравнивались с данными игровой аудиометрии и тестирования ребенка сурдопедагогом. В 84,8% случаев пороги полученной аудиограммы коррелировали с данными игровой аудиометрии и тестированием ребенка сурдопедагогом. Частотные пороги слуха в дальнейшем использовались при настройке слуховых аппаратов.

В нашем исследовании чувствительность (Бе) метода регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВ ОАЭ) составила 97,8%, а специфичность (Бр) – 93,3%. Чувствительность и специфичность метода регистрации ото-акустической эмиссии на частоте продукта искажения фР-грамма) составили: Бе = 97,8% и Бр = 96,7% соответственно. Метод регистрации КСВП показал самую высокую чувствительность – Бе = 100% и специфичность Бр = 96,7%. Специфичность и чувствительность ЛББИ теста составили: Бе = 96,7%; Бр = 95,7%. Использование нового типа СЫгр-стимулов при КСВП также показало высокую чувствительность – Бе = 100% и специфичность Бр = 96,7%.

Для обеспечения достоверности применяемых методов исследования слуха у детей до 5 лет считаем необходимым соблюдать условия, отраженные в таблице 2.

Электроакустическую коррекцию слуха проводили, учитывая резонансные особенности детского уха. Измерение резонансных характеристик детского уха выявило достоверное отличие от взрослого (табл. 3).

Таким образом, у детей резонансный пик был выше, чем у взрослых, и смещался в сторону высоких частот. Причем чем меньше был ребенок, а соответственно, и объем слухового прохода, тем больше пик был смещен в сторону высоких частот.

Таким образом, в группе детей с сенсоневральной тугоухостью при электроакустической коррекции слуха желательно измерять индивидуальные особенности резонанса наружного уха. Измерение данного параметра позволяет индивидуализировать настройки слухового аппарата, что обуславливает хорошую адаптацию ребенка младшего возраста к слуховому аппарату, предотвращая дискомфорт при его использовании.

Качество электроакустической коррекции слуха оценивалось на основании слухового и речевого развития ребенка, а также динамического тестирования ребенка сурдопедагогом.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на качество слухопротезирования и слухоречевое развитие детей, являлись: правильность выбора параметров слухового аппарата, адекватность настройки слухового аппарата, качество индивидуального ушного вкладыша.

Кроме того, наиболее значимыми факторами, которые влияли на речевое развитие ребенка, были: степень тугоухо-

Таблица 2. Условия, необходимые для достоверности электрофизиологических методов исследования слуховой функции детей

Условие Метод Выводы

Правильный выбор параметров стимуляции КСВП, АSSR Сравнение данных, полученных при различных параметрах стимуляции, предпочтительнее использовать параметры стимуляции, рекомендуемые производителем прибора

Метод перепроверки полученных порогов слуха КСВП, АSSR Сравнение данных субъективных и объективных методов с данными игровой аудиометрии

Метод повтора исследований ЗВ ОАЭ, ПИ ОАЭ, КСВП, АSSR, игровая аудиометрия Наблюдение и повтор исследований в динамике по принципу: чем меньше ребенок, тем чаще контроль в динамике

Метод перекрестных исследований ЗВ ОАЭ, ПИ ОАЭ, КСВП, АSSR, игровая аудиометрия Исследование с применением различных методов и приборов, сопоставление исследований, полученных в разных клиниках

Метод сопоставления объективных и субъективных тестов КСВП, АSSR, игровая аудиометрия Сопоставление данных, полученных при электрофизиологических и психоакустических тестах

Таблица 3. Резонансные характеристики наружного уха детей до 5 лет

Группа обследуемых Дети до 5 лет (n = 46) Взрослые (n = 30)

Средняя частота резонансного пика, кГц 3,6 ± 0,37* 2,7 ± 0,21

Усредненная интенсивность резонансного пика, дБ 23,2 ± 1,12 18,5 ± 2,83

* Различие статистически значимо по отношению к контрольной группе р Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Проверка слуха у детей и подростков, методы диагностики

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Читайте также:
Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи - конспект занятия

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие – к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга (Подробнее о строении органа слуха). Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.

Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно – от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

Новокрещеных Марина Валерьевна

Специалист по слуху в г. Ачинск. Более 1000 подобранных и настроенных слуховых аппаратов.

Речь на кончиках пальцев
консультация по развитию речи на тему

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики

Скачать:

Вложение Размер
rech_na_konchikah_paltsev.docx 17.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Речь на кончиках пальцев».

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, “Рука – это инструмент всех инструментов”, заключал еще Аристотель. “Рука – это своего рода внешний мозг”, – писал Кант.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе:

  • Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
  • Необходимо читать ребенку.
  • Рассказывать обо всем, что его окружает.
  • Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.
  • И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:

1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.

2. Играйте с мозаиками и пазлами.

3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.

5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

8. Лепите вместе из пластилина.

9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.

14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.

15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Речь на кончиках пальцев”

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке.

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель – логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей.

Развитие речи на кончиках пальцев

Консультация для родителей.

Речь на кончиках пальцев.

Игры с предметами на развитие мелкой моторики и речи.

Речь на кончиках пальцев

Уважаемые Родители! Все мы знаем, что наша главная задача – раскрыть в наших детях заложенный в них огромные возможности. Поскольку нет в мире людей неталантливых – есть люди с нераскрыт.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинара-практикума для родителей по развитию речи детей 2-3 лет на тему «Речь на кончиках пальцев»

Семинар-практикум для родителей, посвященный развитию речи детей 2-3 лет.

Проект “Речь на кончиках пальцев” Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной.

Консультация для родителей «Речь ребенка на кончиках пальцев»

Хамитова Зульфия
Консультация для родителей «Речь ребенка на кончиках пальцев»

МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»

Консультация для родителей

«Речь на кончиках пальцев»

Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, “Рука – это инструмент всех инструментов”, заключал еще Аристотель. “Рука –это своего рода внешний мозг”, – писал Кант.

Ученые- нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе:

• Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

• Необходимо читать ребенку.

• Рассказывать обо всем, что его окружает.

• Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.

• И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки.Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:

1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.

2. Играйте с мозаиками и пазлами.

3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.

5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

8. Лепите вместе из пластилина.

9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.

14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.

15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.

Пальчиковые игры для детей

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Корни деревьев»

Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой – с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.

Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

«Перетяжечки»

Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

Сомкнутые большой и указательный палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «Развивайте тонкую моторику пальцев рук» Тонкая моторика – разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы рук. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба,.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Мир на кончиках пальцев. Использование тактильных дощечек. Познание окружающего мира невозможно без сенсорного опыта. Без сенсорной памяти, которая состоит из слуховой, обонятельной, вкусовой и тактильной.

Мастер-класс для педагогов «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев» .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: