Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников
В статье затрагивается тема расширения, обогащения словаря дошкольника с помощью изучения многозначных слов. Знакомство с многозначными словами в разных лексических темах не только делает данную тему интереснее, но и решает задачи логопедической работы с детьми, а также вызывает интерес к родному языку.
Проблема : Дети с речевыми нарушениями в этом возрасте очень хорошо осознают свой дефект, в связи с чем становятся робкими, застенчивыми, молчаливыми; затрудняется их общение со сверстниками и взрослыми, они меньше узнают об окружающем мире. Речевое недоразвитие дошкольников отрицательно сказывается во всех видах деятельности, в поведении, в общении и на развитие личности в целом. Поэтому в своей коррекционной работе я стала использовать различные виды сказок, которые помогают раскрепостить детей, снять напряжение. Благодаря чему у них активизируется и накапливается словарный запас, автоматизируются поставленные звуки, развивается просодическая сторона речи. Дети учатся выстраивать диалоги, разучивать стихи, тексты, сочинять сказки.
«Путешествие в сказочную страну»
Автор проекта : Орлова Антонина Сергеевна
Тип, вид проекта : групповой, долгосрочный, игровой.
Участники : дошкольники 5-7 лет, воспитатели и учитель-логопед.
- Определить эффективное влияние сказок на всестороннее, многогранное, последовательное развитие речи старших дошкольников и связанных с ними психических процессов.
- Снять напряжение и скованность в поведении дошкольников.
- Развивать образное и словесно-логическое мышление, память, наблюдательность, фантазию, воображение зрительное и слуховое восприятие.
- Развивать речь (пополнять словарь, совершенствовать грамматический строй, связную речь, закреплять правильное произношение поставленных звуков, дифференцировать звуки, совершенствовать слоговую структуру слов и структуру предложений, развивать дикцию).
- Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе, ответственность, гуманность, духовность и патриотизм.
1. Организация работы кружка «Сказочка за сказочкой».
2. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказок (зачин, повторы, концовка).
3. Создание альбома «В мире сказок», где поместить детские рисунки сказок и фотографии проведённых представлений.
4. Подбор литературного материала для выразительного чтения и обыгрывания согласно возрасту детей.
5. Организация уголка в группе (маски, костюмы, атрибуты, книги сказок, картинки персонажей и другое).
6. Подготовка и показ сказок для детей младшей и средней групп (Лисичка-сестричка и волк; Зимовьё; Снегурочка; Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; Жихарка; Колосок; Три поросёнка; Красная шапочка; Журавль и цапля; Чудесные лапоточки; Заяц-хвастун; Лиса и кувшин; Царевна-лягушка -на выбор воспитателя).
7. Проведение недели Сказки.
8. Изготовление совместно с детьми настольных театров и масок оригами для разыгрывания сказок.
9. Совместно с дошкольниками составить киносценарий по сюжету сказки.
10. Прослушивание грамзаписей сказок.
11.Совместное издание книги волшебных сказок, придуманных детьми («Учимся сочинять сказки»).
12.Проведение мероприятия «Поле чудес» (по сказкам).
Предполагаемый результат проекта :
1. У детей сформируется потребность в самостоятельности, активности, независимости, компетентности, коммуникации.
2. Речь дошкольников обогатится сравнениями, эпитетами, образными выражениями, диалогами, песнями, стихотворениями.
3. Благодаря сказкам дети приобретут хорошие человеческие качества (доброту, смелость и другие) без скучных наставлений.
4. Полученные знания, умения и навыки дошкольников усвоятся через различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру.
5. Драматизация сказок будет стимулировать воображение детей, любознательность, обогащать жизнь, развивать интеллект, помогать понять самого себя, свои желания и эмоции.
6. При систематической работе речь детей значительно улучшится.
Орлова Антонина Сергеевна,
учитель-логопед
ЕАО, г.Биробиджан
ОГОБУ «Детский дом № 1″
Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Дата публикации: 06.04.2019
Статья просмотрена: 788 раз
Библиографическое описание:
Симонова, О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений / О. В. Симонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4108/ (дата обращения: 18.01.2022).
Актуальность
Как сделать занятие по коррекции звукопроизношения интересным, разнообразным для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Решить эту задачу можно с помощью логопедической сказки в игровой деятельности.
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.
Всем известно, что для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Логосказки — целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Детям старшего дошкольного возраста с нарушением речи, в силу своих психо — физиологических особенностей, предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям, им требуется больше времени на закрепление полученных навыков. Сказка всегда удивительна и загадочна, дети могут по несколько раз слушать ее, не теряя интерес к происходящему, переживать и даже участвовать в приключениях героев, изменять сюжет.
Логопедическая сказка «Братец Кролик и братец Лис» — фонетическая сказка. Предложенная сказка — это интересная, форма дифференциации звуков [Р] и [Л]. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи (звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов) и рекомендуется только после полной автоматизации (ведения в самостоятельную речь ребенка) данных звуков.
Цель: создание благоприятного эмоционального состояния для формирования звуковой стороны речи, всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формировать правильное, четкое произношение звуков [Л, ЛЬ, Р, РЬ], умение дифференцировать данные звуки в речи;
- Совершенствовать речевую моторику.
- Обогащать и активизировать словарь.
Коррекционно — развивающие задачи:
- Развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление).
- Развивать фонематические процессы.
Воспитательные:
- Развивать интерес к занятиям.
- Воспитывать чувство доброты, желание прийти на помощь, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду.
В ходе чтения сказки взрослый предлагает ребенку выполнить задания, в результате которых дети учатся различать звуки [Р — Л] на слух и в процессе произношения слов, предложений. Происходит уточнение артикуляции звуков [Р] и [Л], формируется фонематический слух, воспитывается умение слушать и четко выполнять инструкции взрослого, формируется контроль за собственной речью, развивается внимание (Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!», игра «Лабиринт», игра «Урожай», игра «Угощенье» — карточки для заданий содержатся в приложениях).
Для улучшения восприятия и повышения интереса к материалу, в содержание сказки, включены задания с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы.
Данный материал могут использовать логопеды на занятиях, воспитатели в процессе игровой деятельности и родители в домашних условиях.
Данную сказку можно использовать в полном объёме как итоговое занятие с целью закрепления полученных знаний и умений.
Сюжет логосказки вызывает положительные эмоции, развивает нравственные качества. Уникальная возможность жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации коррекционно-образовательной программы в формам, специфических для детей с нарушением речи данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности дошкольника, познавательной активности, что способствует творческому воображению и развитию детской речи.
«Братец Кролик и Братец Лис»
На лесной опушке, в маленьком домике жил Братец Кролик. Братец кролик был озорным весельчаком и хитрым малым.
Он любил веселиться, радовался любому празднику, дружил со всеми жителями леса: ежом, бобром, оленем, енотом, глухарём, белкой, медведем, лосем, черепахой, барсуком, вороной. Но не ладил с братцем Волком, а особенно с братцем Лисом, который жил рядом.
Братец Лис все время спорил с братцем Кроликом, а Братец Кролик выигрывал. Братец Лис не мог перехитрить братца Кролика и обиделся на него. С тех пор они стали врагами.
Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!»
Кролик с Лисом враждовали
И картинки выбирали.
Кролик брал со звуком [Р],
Ну, а Лис со звуком [Л]:
рак, ракета и ведро,
лак, лошадка и дупло,
белка, лайка и баран,
кенгуру и барабан,
рамка, радуга, кровать –
Помоги им выбирать.
(Приложение № 1 — карточки со звуком [Р] и звуком [Л])
Братец Лис соревновался с братцем Кроликом по любому поводу и пытался поймать Кролика, но Братцу Кролику всегда удавалось ускользнуть от его лап.
Игра «Лабиринт» (Помоги братцу Кролику убежать от братца Лиса. Пройди по лабиринту, четко произнося звук [Р] и звук [Л]в словах-картинках).
У братца Кролика был огород, огороженный забором. Возле забора росли подорожники, а возле дома была клумба с тюльпанами и ромашками. В огороде он выращивал баклажаны, лук, помидоры, редиску, картошку, репку, огурцы, капусту, укроп и морковку. Еще там росли крыжовник и малина. А рядом с кустом крыжовника — крапива. Братец Кролик всегда делал запасы на зиму, а братец Лис от него не отставал.
Игра «Собери урожай»
Кролик с Лисом убирали
Урожай в сентябре.
И корзины наполняли
Рано утром на заре:
помидор, укроп, картофель,
перец, редька и горох,
огурец, морковь и репа –
Урожай у них неплох!
Но делить решили звери
Заготовки по частям.
Что возьмёт в корзину Кролик?
А что Лис себе припас?
Задание: разложить в корзинки овощи. В корзинку братца Кролика овощи, в названии которых звук [Р] — твёрдый, а в корзинку братца Лиса [Р’] — мягкий. (Приложение № 2 — предметные картинки «Овощи», корзинки)
Братец Кролик больше всего любил морковку. Радовала морковка всех лесных жителей своей красотой. В такт ветру она развивалась днем и укрывала от росы и холода добрых букашек ночью. Братец Кролик приходил к ней каждый вечер поговорить, укрывал от сильного ветра, гладил ее шуршащие волосы и радовал брызгами воды, когда дождь где-то задерживался. Ни у кого в лесу не было такой морковки. У нее был самый веселый и звонкий хруст, и она придавала сил. Конечно, слух о такой замечательной морковке разлетелся быстро по лесу, и все стали приходить к братцу Кролику. Братец Кролик был добрым и всех встречал с радостью. Только братец Волк и братец Лис не пришли.
Они услышали от сестрицы Вороны о волшебной морковке и подумали, что братец Кролик такой хитрый, потому что каждый день ест ее за завтраком.
Братец Лис поспорил с братцем Волком:
— Я украду у братца Кролика волшебную морковку, съем ее и стану сильным и хитрым.
Это очень легко, как воровать кур в деревне. Я могу утащить даже жирного поросёнка.
— На тысячу миль в округе не найти ни одного лиса, способного на такое дело — ответил братец Волк.
— У меня получится! Братец Кролик сам подарит мне ее!
Однажды рано утром Братец Кролик проснулся, улыбнулся, потянулся, умылся, посмотрел в окошко. Решил прогуляться немножко. Но сначала решил позавтракать. Вышел в огород, насобирал моркови: раз морковка, две морковки, три морковки. Помыл, нарезал и украсил стол. После завтрака вышел во двор, прогулялся вокруг дома. Поработал в огороде, и не заметил, как настал вечер. И вдруг за бочкой с холодной водой во дворе он увидел рыжий хвост.
— Это же братец Лис прячется. Надо его перехитрить — подумал братец Кролик. И сделал вид, что не заметил братца Лиса.
— Как хорошо, что братец Лис не знает о волшебной траве в огороде, которая рядом с кустом крыжовника. Узнал, украл бы, дотронулся до нее и стал самым сильным в лесу — сказал он вслух, чтобы братец Кролик его услышал.
— Пойду я прогуляюсь перед сном на лесной полянке.
Сделал вид, что убежал, а сам спрятался за забором и стал наблюдать за братцем Лисом.
Тем временем Братец Лис размышлял над словами братца Кролика.
— Зачем мне морковка, лучше украду волшебную траву, — решил братец Лис.
Он осторожно, медленными перебежками пробрался через двор в огород. Стал разглядывать, что там растет и искать волшебную траву. Было темно, и он увидел крапиву рядом с крыжовником и чуть не воскликнул от радости. Со всех сил он разогнался, добежал до крыжовника и сорвал крапиву. Вдруг его руки загорелись, как от уколов иголкой. Старый Лис подумал, что это волшебство на него действует. И побежал в обратную сторону, с огорода во двор. Он так спешил, что не заметил бочку с холодной водой, опрокинул ее и облился. Покатился вниз с горки. А братец Кролик остался доволен. Прибежал братец Лис домой и стал ждать, когда станет самым сильным в лесу. Но не дождался. Заболел.
Братец Лис всерьёз заболел,
Братец Лис не встаёт с постели.
Братец Лис совсем покраснел,
И забыл с Волком о споре.
Слухи о болезни братца Лиса быстро разнеслись по всему лесу. Дошли и до братца Кролика. Пожалел он братца Лиса, потому был добрым.
Спросил у братца Черепахи, чем помочь братцу Лису. Братец Черепаха нашел лечебную травку для него-подорожник.
Братец Кролик готовит суп
Понаваристей для больного,
Чтоб поправился рыжий плут
И устроил погоню снова.
Сварил братец Кролик суп с подорожником, налил его в термос, взял с собой бутылочку малинового варенья и отправился вместе с лесными жителями к братцу Лису. Накормили его супом из подорожника, напоили чаем с малиновым вареньем. А братец лис угостил всех соком и леденцами. А потом пригласил на пикник.
Игра «Угощенье»
Приглашает Лис зверят,
Накрывает всё подряд:
лимонад, желе, малину,
пирожок, пюре, калину,
торт, зефир, кефир и квас,
салат, селёдку, ананас,
бутерброды и творог,
йогурт, рыбу и сырок.
Отгадай, что на пикник
Приготовил старый Лис.
(Приложение № 3 — предметные картинки со звуками [Р-РЬ-Л-ЛЬ], тарелки). Задание: разложить блюда, в названии которых слышится тот или иной звук по тарелкам.
Вот и выздоровел братец Лис, попросил прощение у братца Кролика и понял, что настоящее волшебство делают не морковка, не трава, а друзья.
Вот так и стали они не врагами, а друзьями!
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. — 320 с.
- Харрис, Д. Ч. Сказки дядюшки Римуса [Текст]/Д. Ч. Харис. — М.: АСТ, 2016. -190 с.
Похожие статьи
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Знакомство детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», учить пересказывать текст сказки по схеме.
Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми.
Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми.
Сказка в жизни ребёнка играет огромную роль. Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни.
Используется огромное количество игровых методик, сказки реже.
Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств.
Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи
То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для
«Замок»: 1- ладони вместе, 2 – пальцы соединяются в замок. «Лиса крадется»: все пальцы как.
Конспект занятия в средней группе «Приключения. »
«Дорогие ребята, мой братец превратился в козленочка и чтобы вернуть ему человеческий облик необходима волшебная вода, которая есть у злой Бабы Яги. Пожалуйста, помогите мне достать ее, а иначе мой братец навсегда останется козленочком… Аленушка».
Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей
— С этим братцем в лес ходил
При использовании су-джок-терапии у детей повышается речевая активность — это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывание коротких сказок.
Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной.
Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями
Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Волшебный. »
Дети: — Сказку Колобок. Воспитатель: — Картинки все перепутались местами и вам нужно расставить их в нужной последовательности.
(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит.
Конспект итогового занятия в подготовительной группе по.
Са-са-са — под кустом сидит лиса, Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима, Ша-ша-ша — мама моет малыша
Основные термины (генерируются автоматически): волшебная вода, воспитатель, ребенок, заколдованный лес, ребята, волшебный сундучок, детский сад, мой братец, III, Яга.
Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников Емельянова Е.В. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 6» – презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВадим Гришко
Похожие презентации
Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников Емельянова Е.В. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 6»”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников Емельянова Е.В. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 6»
2 Цели: к концу мастер-класса слушатели Получат представление о сказкотерапии, как средстве коррекции речевых нарушений; Потренируются в применении приемов для коррекции речевых нарушений
3 У детей с тяжелыми нарушениями речи: Недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление). Внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Дети с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
4 Сказкотерапия Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний. Коррекционно – воспитательные задачи: воспитание любви к природе, доброты, внимания, ответственности. Коррекционно – развивающие задачи: развитие познавательных процессов; развитие просодической стороны речи; развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.
5 Сказкотерапия в коррекции речевых нарушений Логосказка это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования. Виды логосказок: Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики) ; Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков) ; Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий) ; Сказки, способствующие формированию связной речи; Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
6 Игровые приёмы Психогимнастические этюды; Ритмические упражнения; Пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; Упражнения на релаксацию; Пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.
7 На основе сказки можно играть: Сравнение прочитанного Узнавание детьми иллюстраций Мой любимый герой Любимая сказка Самая смешная сказка Игры-беседы детей с персонажами сказок
8 Сказкотерапия- игротерапия Активизация познавательных способностей детей – «Домики для друзей – зверюшек» (по сказке «Теремок») Развитие общих речевых навыков – «Зайчик услышит наше «ау» – быстро найдется в холодном лесу». Развитие слухового внимания – «Угадай сказку по первому слогу», «Топни, если услышишь ошибки», «Расколдуй сказку» (кепка- репка, коробок – колобок и др.). Развитие лексико-грамматических категорий – « Кого встретил в лесу колобок», «Где пряталась Маша от медведей?», «У кого просила помощи Аленушка, когда искала Иванушку?», «Назови лаковые слова из сказок» и др. Развитие связной речи – «Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» и т.д.) Развитие двигательной активности – Логоритмические занятия на основе сказок
9 Развивающая предметно- пространственная среда Аудиозаписи сказок Видеозаписи сказок «Уголок сказки» Детская библиотечка Развивающие игры по сказкам Иллюстрации к сказкам
10 Результат применения сказкотерапии в логопедической работе Использование сказкотерапии в логопедической работе приводит к положительной динамике в речевом развитии: Улучшается фонематическое восприятие, звукопроизношение, артикуляционная моторика Совершенствуется слоговая структура слова, грамматический строй речи Обогащается словарный запас и лексико-грамматические отношения, что способствует связной монологической речи у детей с ОНР
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Елена Королёва
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Дошкольников имеющих различные речевые патологии, становится все больше, проблема речевого развития – одна из самых актуальных в современном детском саду.
Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
В рамках коррекционной работы с дошкольниками широко применяются логосказки.
Сл. 2 Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Основная идея логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.
Сл. 3 Выделяют несколько видов логосказок:
• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука автоматизация, дифференциация звуков).
• Лексико – грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
• Сказки, способствующие формированию связной речи.
• Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Сл. 4 Для постановки сказок подходят различные виды театров:
• Сл. 5 рукавичный,
• куклы на палочках,
• Сл. 6 театр «Притворщик»
Артикуляционные сказки.
Сл. 7 Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.
Сл. 8 В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания.
В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы.
В сказке «Колобок» дети помогают колобку с помощью воздушной струи добраться от одного сказочного героя к другому, «пробежаться» с Колобком по дорожке.
Сл. 9 В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией – на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.
Пальчиковые логопедические сказки.
Сл. 10 Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Фонетические сказки.
Сл. 11 Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи.
Сл. 12 Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.
Сл. 13 Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.
В имени зайца должен присутствовать звук С, а имени лисы – З.
У зайки были игрушки, в названии которых есть звук С, а у лисы – звук З.
Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.
Найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.
Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.
Лексико – грамматические сказки.
Сл. 14 Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.
Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.
Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)
Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
– Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)
Сл. 15 По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД.
Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).
Сл. 16 Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц – хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Сл. 17 Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные логопедом, воспитателем и созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов, придумыванию сказок, сказочных историй.
Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:
– Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.
– Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»
– Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» – в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.
Сл. 18 – Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.
– Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
– Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Например, «Теремок» – новое название «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».
Рассказывание сказок сопровождается действиями на фланелеграфе, магнитной доске, в настольном театре.
Сл. 19 Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).
Сказки для обучения грамоте.
Сл. 20 Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.
Сл. 21 Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Например, такие задания: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д. В сказке «Три поросенка» дети мимикой показывают злого волка, счастливых поросят и испуганных поросят.
Сл. 22 У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.
Сл. 23 Для родителей по данной теме на стендах регулярно пополняется и обновляется информация, Сл. 24 выпускается газета «В мире правильной речи», Сл. 25 составляются различные буклеты, чтобы родители имели возможность забирать их домой.
Сл. 26 Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:
– совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
– лексико-грамматический строй речи;
– развивать связную речь;
– мелкую и общую моторику;
– все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
– создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.
Cказкотерапия, как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников
автор: Кириллова Наталия Анатольевна
учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 144» города Чебоксары Чувашской Республики
Cказкотерапия, как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников
СКАЗКА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло нас к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно. Но именно сказка снимает эмоциональное напряжение для последующей коррекции речевых расстройств.
Игры и упражнения, которые используются в нашей логопедической деятельности с детьми:
- Активизация познавательных способностей детей: используются игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.
- Игра:« Накорми медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель, которая озвучивается для детей: нужно принести угощения и накормить трёх медведей, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены наши сладости.
- Игра:«Дома для наших животных» (по сказке «Теремок»)
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие дома для всех, кто жил в теремочке.
Каждый ребёнок «строит» свой дом из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
- Развитие общих речевых навыков:
Сила голоса
- Игра:«Зайчик услышит наше «ау» — быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.
- «Лиса и петух». Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка? Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.
Речевое дыхание.
- Игра:«Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова: «Пусть будет репка большая-пребольшая», «Пусть репка будет вкусная, сладкая».
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциации носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».
Слуховое внимание.
Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас».
Цель, которая озвучивается для детей: «Расколдуй сказку»: «Красная Тапочка» — «Красная Шапочка», «Коробок» — «Колобок», «Кепка» — «Репка», «Жарозко»- «Морозко», «Серебряный замочек» — «Золотой ключик».
III. Развитие лексико-грамматических категорий.
Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.
- Игра:« Кого встретил в лесу колобок» (по сказке «Колобок»).
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревьями прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, лапы лисы, пасть волка, уши медведя).
- Игра:« Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, на печке, под стулом, в шкафу, под кроватью).
- Игра:«Только ласковые слова»
Цель, которая озвучивается для детей: дети по кругу называют слова из сказок: репка, лисичка, рукавичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д.
- Игра:«Длинные слова»
Цель, которая озвучивается для детей: У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д.
- Игра:«Всё наоборот»
Цель, которая озвучивается для детей: по сказке «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха — наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.
- Упражнение «Если бы, да кабы…»
Цель, которая озвучивается для детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…». «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили».
- Развитие связной речи.
— договаривание отдельных слов во фразе;
— произнесение отдельных фраз сказочных героев;
— повторение, составление простых фраз;
- «Назови сказки, где есть дедушка, бабушка, внучка…..»
- «Из какой сказки фраза?»
- «Назови сказку по предмету» (например, внучка: «Репка», «Маша и медведь»).
- «Отгадай сказку по отрывку»
Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:
— осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, желания;
— развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
— активизировать и обогащать словарный запас детей;
— развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы/
Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.
Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений
Максимальный эффект в коррекции речевых возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда в обучении применяются сказки. Чтение сказок, их сочинение, разыгрывание сказочных сюжетов повышает эффективность логопедической работы с детьми, формируют положительную мотивацию к занятиям. Занятия-сказки максимально ориентированы на потребность ребёнка в эмоциональном общении, в них дети одновременно авторы, участники и зрители происходящего.
Просмотр содержимого документа
«Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»
МДОУ № 548, г. Екатеринбург
Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений
Правильное произношение звуков в словах и самостоятельной речи, их артикуляция и различение на слух – обязательные условия для успешного овладения грамотой. Все этапы коррекционной работы над исправлением нарушенного звукопроизношения и устранением таких речевых недостатков, как ограниченный словарный запас, аграмматичное построение фразы, фонематическое несовершенство, трудности овладения связной речью с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи II – III уровня, как правило, имеют длительный период. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, дошкольники с речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка – дошкольника с ТНР достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов. Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ТНР, мотивации на логопедических занятиях, в своей работе мы используем логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность. В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. При отборе сказок учитываются речевые, физиологические и психологические особенности детей группы. Нередко логопеду приходится адаптировать сюжет сказки с учётом вербальных и невербальных возможностей детей.
Занятие-сказка включает следующие элементы:
– логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьёвой;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков (по мере их постановки в речи);
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
– упражнения, этюды под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
– игры и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей, закрепление лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;
– кукольный (настольный) театр, игры драматизации.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы, варьируется от поставленных задач к занятию.
Этапы работы со сказкой:
Знакомство со сказкой. На данном этапе используются – картинный материал, фланелеграф.
Работа со сказкой (знакомство с героями, беседа по содержанию). Используются мягкие игрушки, картинный материал.
Пересказ сказки. Для наилучшего запоминания сюжетной линии – используются мнемотаблицы и схемы-модели (по методу мнемотехники, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания» автор Т.В. Большёва. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает сказки (рассказы) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На таблице изображены нецветные символы, так как дети старшего возраста (для младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная).
Развитие творческих способностей у детей (театрализация (драматизация) сказки, как результативность проделанной работы с детьми). Разнообразие видов театра при работе с одной сказкой сохраняет заинтересованность детей в этом процессе деятельности. На каждое занятие с детьми используются различные виды театров: пальчиковый, настольный разных подвидов – резиновый, деревянный, матерчатый, вязаный, конусный, плоскостной, теневой.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Положительными результатами работы можно назвать следующее:
– процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление их в речи происходит в увлекательной форме и без принуждения. Речь ребёнка становится значительно грамотнее, лексически обогащённой. Улучшается просодическая сторона речи: голос у детей становится более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
– использование занятий–сказок в логопедической работе с детьми помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении. Гиперактивных детей сказка дисциплинирует, а пассивные и робкие в ней «оживают» и активизируются.
– заинтересованность в положительном результате оптимизирует работу всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
Таким образом, сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда.
Список литературы
Борякова Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачёва, В.В., Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.
Быстрова, Г.А, Сизова Э.А, Шуйская Т.А. Логосказки. СПб., 2002.
Быстрова, Г.А, Сизова Э.А, Шуйская Т.А.. Логопедия в диалогах. СПб., 2004
Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1998.
Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений
Разделы: Логопедия
Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Сказки любят все, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник познает мир, вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка- одна из важнейших психических функций человека. В своей работе я использую различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из методов является использование сказки. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Сказка помогает ребенку справиться с о стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся неразрешимыми в жизни.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка театрализованных представлений на основе сюжета русских народных сказок. Поэтому я стала использовать в логопедической работе с детьми музыкально – логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Основная цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Задачи:
Образовательные:
-развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
-развитие фонематического восприятия;
-автоматизация звуков;
-совершенствование слоговой структуры слова;
-уточнение структуры предложения;
-совершенствование связных высказываний;
Воспитательные:
-воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, ответственности, патриотизма.
Развивающие:
-развитие познавательных процессов;
-развитие темпо-ритмической стороны речи.
Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи). Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.
О влиянии сказки на ребенка говорили такие ученые, как Б.Беттельхейм, Р. Гарднер, К.Юнг, В.Пропп и другие. В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Еще в середине19 века известный исследователь русской народной сказки А.Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Данная разработка представляет интерес для логопедов, воспитателей, учителей, музыкальных работников; может быть использована в дошкольных учреждениях, школах.
Длительность: весь период работы над сказкой можно условно разделить на два этапа. В среднем подготовка и показ сказки занимает около месяца, все зависит от индивидуальных возможностей детей – логопатов.
На первом этапе подбирается сказка. Используя сюжет знакомой сказки, дополняем его песенками, потешками, музыкально-ритмическими движениями, ритмическими играми, распевками на автоматизацию звуков. Воспитатели помогают подготовить с детьми стихи, слова, отработать сценки. Музыкальный руководитель прослушивает и обсуждает с детьми музыкальные произведения, которые будут исполняться или звучать. Дома дети выполняют задания к сказкам – здесь к творчеству привлекаются уже и родители. Заранее готовятся костюмы и атрибуты к сказкам.
На втором этапе проходит презентация сказки. Зрителями являются логопеды, музыкальные руководители, родители, а также воспитанники нашего и других детских садов.
Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок позволяет добиться высоких результатов. Дети – логопаты показывают высокий уровень речевого развития, фонематического слуха и внимания, развития основных движений, движений мелких мышц рук. У детей повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети выразительно передают простые действия игровых персонажей, выполняют движения в ритме музыки.
Народная мудрость гласит: ребёнок- это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Детское творчество – важнейшая глава этой великой книги. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.