Педагогическая программа Символ-помощник

Рабочая программа “Педагогический КЛАСС”

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Педагогический класс» для учащихся 9 класса составлена основе программы И.В. Гордиенко «Основы педагогики» и авторских учебников по педагогике и психологии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, И.Ф. Исаев, И.А. Зимняя, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин, Н.Е. Щурковой и др.).

Предлагаемый элективный курс «ПедКЛАСС» предполагает активизацию у старшеклассников процесса личностного, жизненного и профессионального самоопределения раскрывает основные направления деятельности учителя.

Актуальность программы в том, что программа элективного курса имеет профильную (гуманитарную) и профориентационную направленность.

На уроках и практических занятиях необходимо показать старшеклассникам не только особенность профессии, но и значимость ее для реформируемого российского общества. Устанавливая межпредметные связи, необходимо показать, как помогают полученные гуманитарные знания школьных предметов в дальнейшем обучении и труде при выборе профессии типа «человек- человек». Изучив данный курс, учащиеся должны сделать выводы о своей профессиональной пригодности в сфере профессий, связанных с взаимодействием между людьми.

Это обеспечивается не только проведением теоретических занятий, но и диагностированием склонностей и способностей, а также практикумы и тренинги с учащимися. Для изучения этих вопросов, предварительно учащиеся могут написать эссе, рефераты, доклады для выступления на школьных конференциях. При этом школьники, выбравшие профессию педагога приобретут опыт в работе с информацией, печатными источниками, опыт публичных выступлений. Каждый учащийся, изучивший данный курс, должен узнать общую ситуацию (формулу) выбора профессии и определить насколько он готов работать в будущем в сфере «человек- человек», какие знания ему будут необходимы, и какие пути достижения этой цели он наметит. Изучение курса завершается занятием, посвященным обобщению знаний. Это занятие также должно раскрыть творческий потенциал ученика.

Программой предлагается проведение диспута, защита рефератов (проектов), написание размышлений (эссе, сочинений) с последующим выступлением. Форма определяется учителем в зависимости от состава группы, индивидуальных личностных качеств учеников. Как результат, должен быть составлен «профессиональный портрет» учителя.

Целесообразность программы элективного курса «ПедКЛАСС» заключается в том, что учащиеся научатся решать теоретические и практических психолого-педагогические задачи, в процессе они научатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности. Основными ценностями, на осуществление которых направлена реализация настоящей программы, являются: доброта, любовь, нравственная ответственность за судьбу родного края, школы; свободное самоопределение личности в ценностном пространстве педагогической деятельности; личная ответственность обучающихся за построение собственной жизни. Основанием для выбора обучающимися данного курса будут являться их жизненные планы, склонности и интересы к будущей педагогической деятельности. Реализация программы курса предполагается в виде теоретических и практических занятий, ролевых игр, тренингов общения.

Итоговая зачѐтная работа может быть представлена в виде группового или индивидуального проекта или написания эссе. Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Цели курса:

– формирование у учащихся положительной установки на педагогическую деятельность;

– раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой самореализации личности будущего педагога.

Содержание курса направлено на решение следующих задач:

– создание условий для становления базовых компетенций личности, т.е.культуры жизненного (личностного и профессионального) самоопределения обучающихся;

– помощь обучающимся в становлении личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу;

– ознакомление обучающихся с возможностями выбора собственного жизненного пути в современном мире;

– выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся;

– развитие интереса к педагогическому труду;

– осознанный выбор профиля и профессии;

– познакомить с историей школы.

Предполагаемые результаты освоения программы :

– Развитие самостоятельности мышления учащихся, приобретение новых коммуникативных качеств, повышение мотивации к самообразованию и творчеству.

– Эмоциональный комфорт, открытость, новый уровень межличностных отношений.

– Профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к осознанному выбору профиля и ориентация в выбранной профессиональной области.

– Практические навыки организации внеклассной деятельности.

– Обеспечение методологической компетентности, позволяющей осуществить прогнозирование и самопроектирование «Я-концепции» личности.

– Социально-педагогическое самоопределение в будущем.

Основной способ оценивания результативности обучающихся:

Ø Педагогический анализ наблюдений деятельности обучающихся;

Ø Выполнение и защита обучающимися заданий и проектов.

Ø Работа обучающихся на занятиях, решение ими проблемных педагогических ситуаций, оформление диагностических работ.

Ø Итоговый творческий зачѐт.

Содержание программы:

В содержание элективного курса «Введение в педагогику» входят темы, раскрывающие социальное значение и характер педагогического труда. Программа построена так, чтобы школьники имели представление об умениях, навыках, необходимых в работе учителя, познакомились с методикой проведения внеклассного мероприятия.

Большое внимание уделяется анализу психолого-педагогических ситуаций и решению и решению педагогических задач как средствам формирования профессионально-педагогической направленности.

Тема № 1 . История становление педагогики как науки (4 час)

Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века. Воспитание и образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV -ХVII вв.) Руси. Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Образование и педагогическая мысль в России ХVIII первой половины XIX вв. Цифирные и гарнизонные школы. Открытие Академии наук (1725г.). Образовательная деятельность Л.Ф. Магницкого. Выдающиеся представители отечественного образование и педагогической мысли второй половины XIX-начала XX века: К.Л. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Г. Редкий, В.Я. Стоюнин, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров. К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, А.С. Макаренко и др.Входящее тестирование: выявление педагогических интересов и педагогической направленности школьников, знаний истории зарождения педагогической мысли.

Рейтинг-опрос по темам:

Читайте также:
Логопедический квест 'По следам Лягушки-болтушки'

«История становления педагогики»;

«Зависимость содержания и характера воспитания от образа жизни людей и социальных условий»;

«Педагогические идеи в русском народном творчестве: русских народных сказках, былинах, потешках, колыбельных песнях».

Практическое задание:

Школьники получают задание для аргументации «за» и «против», перед ними стоит задача проанализировать высказывания великих педагогов и высказать свое мнение:

«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях» (Я. Корчак);

«Вам не удается никогда создать мудрецов, если вы не создадите сначала шалунов» (Ж.Ж. Руссо);

«Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения» (А.С. Макаренко);

«Детей нельзя истязать неразумной любовью; закон должен взять их по защиту» (Я. Корчак).

Задания для самостоятельной работы:

Написать эссе на тему «Мой идеал учителя».

Провести опрос «Ценности моих родителей»

Тема 2. Особенности педагогической профессии (6 часа)

Профессия и специальность педагога. Профессии типа «Человек–Человек». Возникновение и становление педагогической профессии. Содержание педагогического труда. Условия труда учителя. Творческий характер учительской деятельности. Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника. Карьера в рамках образования: тест «В педагоги я пойду – стану карьеристом…».

Практическое задание:

Предложить ответы на вопросы:

1. Профессия учителя – талант или квалификация.

2. М.И. Калинину принадлежат слова: «Учителем надо родиться».

А.С.Макаренко утверждал: «Успех педагогического дела решает не талант учителя, а мастерство, основанное на умении, на квалификации», т.е. учителем можно стать? Каково ваше мнение? Аргументируйте его.

Задание для самостоятельной работы:

Организовать встречу с ветеранами педагогического труда, работниками школы. (Собрать материал и подготовить сообщение о педагогической деятельности своего представителя).

Тема 3. Портрет личности учителя и требования к ней (5 часа)

Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога : психолого-педагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, нравственно-профессиональная воспитанность. Требования, предъявляемые к учителю, работающему в учебных заведениях. Этические и психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе.

Практическое задание:

Решение педагогических задач. (Например, слово «такт» – мера или чувство меры? Вспомните слова К.Д. Ушинского: «В школе должна царствовать серьѐзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма… носитель этих качеств учитель». Как вы думаете? Достоинства педагога могут превратиться в недостатки?

Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя.

Задание для самостоятельной работы:

Написать эссе «Каким должен быть современный учитель?» или «Имидж современного педагога».

Тема 4. Педагогические способности будущего педагога (6 часа)

Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к педагогической работе – условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как фактор, способствующий развитию способностей.

Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: дыхательные упражнения, техники самовнушения и аутотренинга.

Практические задания:

– Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей.

– Освоение одной из методик регулирования эмоций.

– Знакомство с профессиограммой учителя.

Тема 5. Педагогические мастерские: посещение уроков учителей мастеров и обсуждение увиденного (9 часов)

Возможные задания обучающимся для наблюдения при посещении урока:

1. Оценить, в какой степени педагог, ведущий учебное занятие, умеет (владеет навыком):

1.1. Управлять своим психофизическим состоянием.

1.2. Слышать настроение в классе.

1.3. Распределять внимание при работе с обучающимися на уроке.

1.4. Выразительностью своего отношения к происходящему.

1.5. Выразительностью речи и т.п.

2. Попробовать:

2.1. Определить, в чем состоят главные особенности общения данного учителя с классом.

2.2. Составить схему (модель) взаимоотношений, которая, на взгляд посещающего, наиболее точно отражает взаимоотношения в коллективе класса, в котором проходит урок (обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя, на уроке которого присутствовали школьники, классного руководителя этого класса).

3. Выделить учеников, которые находятся, по мнению посещающего, в состоянии конфликта с преподавателем, предположить возможные причины его возникновения, выявить инициатора.

2.4. Выделить ребят, которые, по вашему мнению, относятся к наиболее популярным среди своих одноклассников и «отвергаемых», т.е. тех, которые сами хотели бы иметь друзей в классе, но с ними никто не хочет иметь дело, а также тех, кто не проявляет никакой инициативы для общения с другими. Затем (при анализе, рефлексии увиденного) можно проанализировать, во-первых, почему тот или иной ученик был отнесен в ту или иную группу, во-вторых, каковы причины того, что он оказался в этой группе, охарактеризовать эмоциональную атмосферу в классе.

Назвать тех учеников, которым преподаваемый учителем предмет нравится (не нравится), и пояснить почему.

3. Опираясь на имеющиеся знания о педагогическом взаимодействии, попробовать описать его характер на данном уроке.

Предложенные примерные вопросы разбиты на три группы.

В первой группе собраны вопросы, относящиеся к профессиональной оснащенности педагога, во второй – характеризующие взаимоотношения в классе.

Третье задание – обобщающее. Ученику предлагается описать характер педагогического взаимодействия на основе тех знаний по педагогике и психологии, которые он имеет. Часы, выделенные на занятие этого вида, могут быть использованы несколькими способами. Например, посещение уроков может быть организовано после прохождения какой-либо темы и полученный материал может быть использован на последующих занятиях.

Полученный материал станет основой для проведения итогового диспута.

Читайте также:
Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

Тема 6. Семинар-диспут «Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?» (2 часа)

1. Подготовить эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего времени».

2. Составить схему (модель) взаимоотношений классного руководителя и учеников (обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя и учеников).

3. Заполните таблицу:

Педагогические способности, которые следует в себе развить

Характеристика педагогических способностей

Тема 7. Организация и проведение аттестации обучающихся (2 часа)

Целями итоговой аттестации являются:

1. Проверка уровня развития дидактических, коммуникативных и других специальных педагогических способностей у подростков.

2. Стимулировать обучающихся к овладению азами педагогического труда.

3. Способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к учительской профессии.

4. Проверить уровень освоения учеником, представленным им учебным материалом.

Аттестация проводится в форме творческого зачета или написания учащимися эссе. Организация проведения зачета должна стать процедурой, в которой заинтересован сам обучающийся. Это имеет принципиальное значение, т.к. именно во время успешного выступления у подростка происходит изменение «линии жизни», складывается желание стать учителем. Исходя из сформулированных выше целей, зачет должен состоять из трех элементов.

Первый – творческое задание, представляющее собой, самостоятельно подготовленное обучающимся мероприятие (классный час или праздник в начальной школе по выбранной теме). Или монологическое выступление по выбранной им теме.

Вторым элементом зачета является ответ на теоретический вопрос, дающий возможность проверить степень усвоения основных теоретических положений. Завершается зачет проверкой умений ученика анализировать педагогические ситуации. Чрезвычайно важное значение имеет оценка, которая может быть выставлена ученику.

Традиционная пятибалльная шкала оценок неприемлема. Учитывая цели проведения аттестации, целесообразно выставлять «зачет – незачет». При этом следует учитывать, что выставление оценки «незачет» означает установление профессиональной непригодности или является реакцией на отношение ученика к изучаемому предмету, т.е. оценка «незачет» может быть выставлена ученику в исключительных случаях. Истинная же оценка результатов учения происходит во время индивидуальных бесед учителя с каждым подростком. Для достижения целей зачета на него можно пригласить родителей, других обучающихся, учителей школы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знаки помощники»

Наталья Кондрашенкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знаки помощники»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57 компенсирующего вида»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

ТЕМА «Знаки – помощники»

Образовательная область «Безопасность».

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)

воспитатель второй кв. категории

Кондрашенкова Н. Ю.

г. о. Электросталь

2014 год, январь

1. Образовательная область «Безопасность»: продолжать формировать систему знаний по ПДД; уточнить представления детей о дороге; познакомить детей с дорожными знаками.

2. Образовательная область «Социализация»: формировать положительный эмоциональный настрой с целью создания мотивации успешности, культуру поведения на улице и дороге; инициировать активное доброжелательное общение детей со сверстниками и педагогом.

3. Образовательная область «Коммуникация»: продолжать учить отвечать на вопросы; обогащать словарь прилагательными – предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные.

4. Образовательная область «Художественное творчество»: формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; закрепить навыки работы в технике тампонирования по внутреннему трафарету; развивать желание экспериментировать с изобразительными средствами; воспитывать эстетические чувства.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о правилах дорожного движения, дидактические игры на закрепление названия частей дороги (тротуар, проезжая часть, рассматривание иллюстраций с улицей, шоссе, заучивание стихов и отгадывание загадок, беседы о правилах безопасного поведения на улице.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Материал: наглядность – дорожные знаки, конверты с разрезанными знаками (по количеству детей, шаблоны знаков, тонированный лист бумаги, гуашь, поролоновые тампонные палочки.

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в зал, здороваются с присутствующими.

В: Утром ранним поднимаясь, (руки поднимаем и потягиваемся)

Собираясь в добрый путь, (шаги на месте)

Умываясь, наряжаясь, (имитируем умывания, одевание)

Ты улыбку не забудь! (показываем всем свою улыбку)

Воспитатель: Теперь мы с хорошим настроением продолжим нашу встречу.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о дорожных знаках и поиграем. Вставайте в круг и слушайте внимательно мои вопросы, если вы так поступаете,то должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если думаете, что так делать нельзя, то промолчите.

Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья»

1. Кто из вас идет вперед только там, где переход?

2. Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?

3. Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

4. Знает кто, что красный свет – это значит «хода нет»?

5. Где попало, кто не ходит, кто по «зебре» переходит?

Воспитатель: Молодцы, не ошиблись. Давайте сейчас присядем на стульчики и продолжим наш разговор. (Дети садятся на стулья возле экрана, на экране фото городской улицы с проезжей частью и тротуарами)

– А где вы гуляете? – на улице, во дворах, на детской площадке, в парке

В: А я люблю гулять по проезжей части! (реакция детей на ответ воспитателя)

-Какая опасность подстерегает нас на проезжей части? – ответы детей.

-Чтобы избежать опасности, надо соблюдать ПДД. На улице нам часто встречаются разноцветные дорожные знаки, светофор постоянно меняет цвета, асфальт весь расчерчен белыми линиями. С помощью знаков, светофоров, дорожных разметок дорога с нами разговаривает.

-Выйдя на улицу, вы становитесь участниками дорожного движения и вас называют как?- пешеходами.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме Игрушки

А как называется часть дороги, по которой ходят пешеходы? – тротуар

-Ребята, а вы знаете, как называется часть дороги, по которой едут машины? – проезжая часть

А как вы думаете, что помогает не нарушать ПДД машинам и пешеходам? -ответы детей

-Правильно, вы верно всё назвали. И все-таки, самые главные помощники -это дорожные знаки. Все дорожные знаки делятся на предупреждающие (показывает на экране, запрещающие (показывает на экране, предписывающие (показывает на экране, информационные (показывает на экране) и знаки сервиса (показывает на экране).

– Дети, давайте, познакомимся подробнее с некоторыми дорожными знаками. Они разного цвета и разной формы. С помощью таких знаков улица общается с пешеходами и водителями, для того, чтобы мы смогли сберечь себя и близких, сохранить здоровье (дети стоят в кругу, посередине знак на подставке; знаки перелистываются поочередно; показываю знак, дети повторяют движения)

– Смотрите и все повторяйте за мной!

Знак «Движение пешеходов запрещено»

В дождь и в ясную погоду, (поднимаем руки вверх, делаем полукруг)

Здесь не ходят пешеходы (грозим пальцем)

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!» (перекрещиваем руки)

(В. перелистывает знак)

– Посмотрите на следующий знак.

Знак «Место остановки автобуса»

В этом месте пешеход (руки вперед)

Терпеливо транспорт ждет (рукой подпереть лицо)

Он пешком устал шагать, (шагаем на месте)

Хочет пассажиром стать (поворачиваемся друг за другом, кладем руки на плечи и «топотушками» двигаемся по кругу, будто едем в автобусе)

(перелистываю знак)

– Следующий знак это….

Знак «Пешеходный переход»

Здесь наземный переход, (руками показываем полукруг)

Ходит целый день народ (идем в круг)

Ты, водитель, не грусти, (разварачиваемся и грозим пальчиком)

Пешехода пропусти! (идем из центра круга на свои места)

(перелистываю знак)

– Посмотрите на следующий знак.

Знак «Пешеходный светофор»

Дорогу с перекрёстком на пути, (руки вперед, и на крест)

СВЕТОФОР поможет перейти (из пальчиков делаем круги, ставим друг на другу)

С человечком КРАСНЫМ – Стой! (стоим)

Переходи с ЗЕЛЁНЫМ, по прямой (шагаем на месте)

Воспитатель: Мы познакомились с некоторыми из дорожных знаков. Давайте проверим, запомнили вы, как они выглядят?

Дидактическая игра «Собери дорожный знак»

Ход: Ребята, разбейтесь на команды. Перед вами конверты, в которых находятся разрезанные части знаков. Дети высыпают детали на ковёр и собирают знаки.

-Ребята, вы знаете, что я работаю в другом детском саду, и по вам очень скучаю. Очень хочется моим деткам, из другого детского сада, показать, какие вы у меня молодцы, умелые на все руки, сообразительные. Давайте для них сделаем подарок, а я его обязательно передам. (На столах лежат трафареты со знаками, которые дети изучили на занятие.)

Давайте с вами нарисуем те знаки, с которыми познакомились (воспитатель обходит детей и интересуется)

– Какой знак вы нарисуете? – пешеходный переход

-А вы какой знак нарисуете? – (ответы детей)

(Дети с использованием тампонных палочек рисуют по шаблону на тонированных листах дорожные знаки.)

По окончании работы воспитатель благодарит детей за созданные их руками подарки и заканчивает словами:

Всем ребятам умным ясно:

Где дорога – там опасно!

Чтобы не было тревоги,

Не случилась вдруг беда:

Дисциплину на дороге

Соблюдайте вы всегда.

(дети прощаются с гостями и выходят из зала)

Фотоотчет «Дорожные знаки» Учить детей различать дорожные знаки, развивать память. Мышление, внимание и наблюдательность. Здравствуйте,ребята!Хотите,я вам расскажу.

Агитбригада «Ты эти знаки заучи» 2 класс 1 уч. Город, в котором с тобой мы живем, Можно по праву сравнить с букварем. Азбукой улиц, проспектов, дорог Город дает на все время урок.

Дидактическая игра-лото «Дорожные знаки» Эта игра познакомит детей с внешним видом и названиями 66 самых распространенных дорожных знаков и их предназначением. Мною была создана.

Конспект НОД «Дети и дорожные знаки» Программное содержание: Задачи: Образовательные: • Напомнить детям правила перехода проезжей части улицы по переходу «Зебре», где висит.

Конспект НОД по правилам дорожного движения в средней группе «Наши помощники — дорожные знаки» Конспект НОД по правилам дорожного движения в средней группе. «Наши помощники – дорожные знаки». Цель: прививать навыки правильного поведения.

Конспект ООД по ФЭМП «Знаки больше, меньше, равно» Задачи: Образовательные: – сформировать представление о знаках меньше « », умение использовать их для записи результата.

Лото «Дорожные знаки» Задачи:-дидактическая: -знакомить детей со знаками дорожного движения, правилами дорожного движения на дороге. – учить правильно переходить.

Отчет о проведении викторины «Добрые знаки» Был чудесный солнечный денек. В нашем садике проходил “День правил дорожного движения”. У нас тоже прошла викторина. Ребята моей средней.

Спортивный досуг «Знаки наши друзья!» Задачи:Закрепить правила поведения пешеходов на улице. Создать атмосферу заинтересованности детей в играх. Упражнять в различных видах ходьбы.

Дорожные знаки – наши помощники

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 144»г Пермь

Дорожные знаки – наши помощники

Цель: формирование знаний о правилах дорожного движения и их непременном выполнении.

формировать знания о дорожных (10) знаках и их назначении.

Читайте также:
Автоматизация звука Р' - конспект интегрированного логопедического занятия

расширять у детей знания правил дорожного движения;

улицу можно переходить в специальных местах, где есть дорожные знаки: наземный, подземный переход;

напомнить о значении дорожного знака пешеходный переход «зебра»;

способствовать развитию навыка сотрудничества в обыгрывании предложенных ситуациях по изучению дорожных знаков;

содействовать запоминаю дорожных знаков через их зарисовку;

воспитывать умение оказывать помощь тому, кто в ней нуждается;

развивать связную речь, актуализировать словарь;

воспитывать у детей неукоснительное желание соблюдать правила пешеходов.

Оборудование и материалы: макет улицы со светофором, автомобилями (игрушки), загадки о дорожных знаках, майки – дорожные знаки. Кукла Светофорик, кукла Мишутка – пермячок. Слайды о знаках. Иллюстрации о ПДД, макет – чехол машины МЧС (в ящике МЧС – аптечка, носилки, костюмы врачей, медицинские маски – всегда на страже первая помощь). Жезл постового – полицейского. Листы с дорожными знаками, пустыми внутри.

– Ребята! Пять уроков позади. Вы уже умеете правильно ходить по тротуару, знаете, на какой сигнал светофора переходить дорогу. Твердо помните, что мостовая для машин, а для пешеходов – тротуар.

Правила дорожного движения — это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если же не соблюдать эти правила, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью.

– Скажите, дети, какой знак указывает подземный переход, покажите его.

(Дети находят знак: на иллюстрации, нарисованный на фанерке, из д/игр по ПДД)

– Найдите наземный знак перехода улицы, назовите его.

Молодцы! Все выполнили правильно, все знаете эти знаки.

Ребята, просто выбегать на дорогу, где попало и как попало улицу переходить нельзя. Ничего опаснее и не придумаешь. И пешеходы, и водители обязаны подчиняться правилам дорожного движения. От выполнения этих правил зависит безопасность всех участников дорожного движения, а создают эту безопасность – дорожные знаки.

Стук в дверь, «входит» кукла Светофорик и показывает письмо.

– Ребята, прочитаем, что в письме?

«Ребята, мы жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Бабе – яге, и теперь у нас в стране происходят постоянные аварии. Водители и пешеходы не знают, как действовать в такой ситуации, когда на указателях дорожных знаков – пусто! Баба – яга все дорожные знаки стерла. Помогите нам, пожалуйста, вернуть дорожные знаки на место!»

Светофорик: Ребята, как видите, без дорожных знаков и правил очень трудно и водителям, и пешеходам.

Дети: конечно поможем!

– Ребята, а как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки?

– Для кого они предназначены?

(Ответы детей: для всех участников дорожного движения: для водителей и пешеходов)

Кукла Мишутка: Ребята! Ну и что такого, подумаешь, мы и без знаков сможем прожить! Все взрослые нас учат, учат, голова распухла от знаний! Бегом на улицу, пойдем гулять, ничего не хочу больше знать!

В: – Мишутка, что с тобой случилось? Не заболел ли ты часом? Давай измерим у тебя температуру, – спрашивает героя воспитатель.

– Ребята, давайте объясним и докажем Мишутке, что он не прав.

– Мишутка, представь себе, что тебе нужно пойти в аптеку за лекарством. Как ты будешь переходить улицу, если интенсивное движение и нет светофора?

Мишутка: (Задумчиво), наверное, быстро перебегу и все!

Дети:Что ты, Мишутка, такое говоришь! Ты пострадаешь от машин! Будет большая беда. Ты можешь попасть в больницу. У родителей будет большое горе.

Светофорик: – Правильно тебе, Мишутка, дети все объяснили. Ты не просто можешь попасть в больницу, а и поплатиться жизнью. Вот поэтому, дети и решили оказать помощь жителям страны Дорожных знаков и помочь им вернуть дорожные знаки на свои места. Если хочешь помочь, присоединяйся к нам. Правда, ребята?

Мишутка: Спасибо, я буду внимательно все слушать и выполнять все с вами, ребята.

– Слышен голос Бабы – яги в аудиозаписи: « Помощники! Не найдете, знаки, если не отгадаете загадки! Ха! Ха! Ха! ».

Светофор: Ребята! Надеюсь, вы не испугались её? Ведь во всех сказках добро побеждает зло, а если мы отгадаем загадки, то поможем жителям страны Дорожных знаков.

Грозно мчат автомобили,
Как железная река!
Чтоб тебя не раздавили,
Словно хрупкого жучка, –
Под дорогой, словно грот,
Есть.

Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг – .

Красный круг, а в нем мой друг,

Быстрый друг – велосипед.

Знак гласит: здесь и вокруг

На велосипеде проезда нет.

Красный круг, прямоугольник,
Знать обязан каждый дошкольник:
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили,
С папой на автомобиле,
Не проедете никак.
(Въезд запрещен)

Можно встретить знак такой,
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.
(Движение пешеходов запрещено)

В белом треугольнике,
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам,
Очень безопасно.
Этот знак дорожный,
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге …
(Дети)

Знак дорожный на пути
Путь железный впереди.
Но загадка в знаке есть:
Чем опасен переезд?
(Железнодорожный переезд без шлагбаума)

И, шагая по дорогам,
Не забудьте, малыши:
Край дороги – пешеходам,
Остальное – для . (Машин)

Читайте также:
Конспект логопедического праздника для детей с ФФНР

Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя.
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса)

Под землёю коридор,
На ту сторону ведёт.
Нет ни двери, ни ворот,
Это тоже. (Переход)
Что за знак такой висит?

– «Стоп!» – машинам он велит.

Переход! Идите смело!

По полоскам черно – белым.

Мишутка:Ребята! Я все понял и запомнил! Давайте все вместе еще раз закрепим дорожные знаки.

Предлагаю вам игру «Майки – дорожные знаки »

Правила: Я вам, ребята, называю дорожный знак. Кто первый ответит, тот и наденет соответствующий дорожный знак – майку.

Молодцы, все быстро выполнили.

Смотрите, дети, что я ещё придумал! Мы сейчас и на иллюстрациях знаки найдем.

Предлагаю вторую игру: «Найди себе пару»

Правила: Знаки – майки встаньте в ряд. Ребята, кто еще не играл, подходите по очереди, смотрите на знак – майку, запомните один выбранный знак, найдите пару на картинке и встаньте к своему знаку – майке.

Дети смотрят на майку, например, светофор. Находят его на иллюстрации, подходят к ребенку в майке – знаку и берут его за руку.

Мишутка: Еще раз хвалю вас, молодцы, ребята!

В: – Светофорик, ты рад, что Мишутка все осознал и сам помогает жителям страны Дорожных знаков справиться с бедой? (Спрашивает воспитатель)

Светофорик: – Да! Очень рад за всех! Я целыми сутками стою на своем посту: и в жару, и в холод, и в дождь, и в метель, мои зоркие яркие три глаза помогают и пешеходу, и водителю. Только будь внимателен и неукоснительно выполняй правила, и не будет ни какой беды!

Воспитатель: – Ребята, спасибо вам, что вы так старались жителям страны Дорожных знаков помочь в их беде. Я тоже хочу вместе с вами, ребята, им помочь. Можно?

– Предлагаю вам, дети, нарисовать дорожные знаки на листах. Чтобы вы не ошиблись и правильно выполнили задание, смотрите на иллюстрации настоящих дорожных знаков и перерисуйте их на свои листы.

Внимательно посмотрите, где на листе круг, а где треугольник.

(Дети выполняют задание, Мишутка, Светофорик «наблюдают» за выполнением задания)

Воспитатель:– Спасибо, ребята, что вы помогли жителям страны Дорожных знаков вернуть им все на свои места. Знаки нарисовали верно, аккуратно, они у вас получились настоящими. С вашей помощью, дети, и пешеходы, и водители в стране Дорожных знаков будут в безопасности. Ваши нарисованные знаки жителям страны Дорожных знаков мы вышлем по почте.

Итог занятия от лица героев:

Светофорик и Мишутка:- Ребята, мы вас тоже хвалим за хороший поступок. Помогли вернуть дорожные знаки на свои места, сейчас и пешеход, и водитель, найдут по дорожным знакам и переход, и автобусную остановку. Водители заранее увидят предупреждающий знак, например, осторожно, железнодорожный переезд и другие. Пешеходы быстро и безопасно воспользуются подземным и наземным переходами.

В благодарность за вашу помощь, жители страны Дорожных знаков приготовили вам сюрприз и прислали мультфильм«Уроки тетушки Совы», который вы посмотрите после дневного сна. Договорились?

Желаю успехов в обучении ваших воспитанников правилам дорожного движения!

4 идеи для использования голосового помощника «Алиса» в учебе

Марина Расторгуева

Ежедневно «Алисой» пользуются 8 млн человек. При этом дети — одна из основных категорий пользователей. «Алиса» — это целая система, с помощью которой можно учиться и вырабатывать новые навыки. Некоторые учебные заведения создают специальные навыки, где можно узнать расписание уроков или новости школы. Но, кроме информационных функций, у «Алисы» есть множество обучающих — от постановки звуков до профориентации.

Сделать чат-бот с расписанием

В голосовом помощнике «Алиса» есть возможность самостоятельно создавать различные «навыки» — простые программы, которые обучают робота выполнять определенную последовательность функций. Например, для удобства школьников можно сделать бот, который показывает расписание уроков. Чтобы им пользоваться, достаточно скачать приложение «Яндекс» на смартфоне и запустить «Алису».

Например, школа № 40 города Бийска, № 41 города Тюмень, Савватиевская школа в Архангельской области создали навыки, где ученики могут посмотреть расписание своего класса, а также узнать последние новости школы. В Москве произошла интеграция двух сервисов — «Алисы» и «МЭШ». Теперь голосовой помощник можно подключить к «Дневнику ’’МЭШ’’», и он будет рассказывать о школьном расписании, текущих оценках и домашних заданиях к определенным датам.

Дополнять уроки интерактивными элементами

«Алису» можно привлекать, чтобы сделать урок более интерактивным и интересным для учеников по разным предметам. Например, во время математики можно запустить навык «Я люблю математику» и решать с учениками 1–5-х классов задачи от проекта «Яндекс.Учебник».

Настоящий квест на выживание предлагает навык «Физика вокруг». Чтобы выбраться из логова сумасшедшего физика Фреда, ученикам понадобится правильно отвечать на вопросы викторины. Небольшой минус игры — объяснения вопросов дают только в случае, если вы ответили правильно. В случае же неправильного ответа игра прекращается, надо начинать заново.

Также с «Алисой» можно учить английский язык. Большинство навыков направлены на тренировку словарного запаса и восприятия на слух. Например, в навыке «Английские слова» от Skyeng предлагают определить правильный перевод слова или выбрать пропущенное слово в зависимости от контекста. А в навыке «Симулятор английского» ученики смогут прокачать навыки аудирования. Здесь они будут слушать диалоги и отвечать на вопросы по мотивам услышанного разговора.

Читайте также:
Развитие речи на математике у детей с ЗПР

Тренировать с учениками речь и слух

«Алиса» поможет ученикам правильно произносить сложные слова и звуки, развивать речь и навыки слухового восприятия. В голосовом помощнике есть несколько таких функций. Например, навык «Легко сказать», который разрабатывали вместе с учителями-логопедами. В нем доступны упражнения на отработку шести звуков — з, ц, ш, ч, р, л. На каждый звук отведено пять занятий, которые озвучивают герои мультфильма «Фиксики». Персонажи предлагают ребятам выполнять упражнения на развитие речи, спеть песни, где встречаются сложные звуки. В то же время персонажи рассказывают интересные факты об окружающем мире.

В «Алисе» можно найти и другие способы, которые улучшают звуковое восприятие детей. Например, «Повтори скороговорку!» поможет развить дикцию и память учеников. Также можно добавить соревновательный аспект и устроить среди учеников конкурс, кто сможет справиться с большим числом скороговорок.

Ещё один полезный навык «Алисы» — «Тренажёр слуха», который можно включать в уроки музыки. Он поможет развивать музыкальный слух детей. Понадобится определять, какая из нот более высокая или более низкая, какие ноты совпадают или отличаются. По мере прохождения тренировки увеличивается сложность и количество нот, с которыми надо работать.

Пройти профориентацию

Ученикам старших классов можно предложить пройти тесты на профориентацию. Сейчас в каталоге «Алисы» есть два навыка, которые помогут школьникам больше узнать о разных профессиях.

Первый навык — «Я — профессионал». Голосовой помощник предложит ответить на семь необычных вопросов, где можно встретить коня и овцу, попасть в анекдот и посчитать площадь треугольника. В результате теста ученик получает описание себя и своих сильных сторон.

Второй — «Выбери профессию». Здесь голосовой помощник сначала кратко знакомится с учеником, узнает его собственные предпочтения. Потом предлагает выбирать из списка профессий те, которые ему больше нравятся. В конце алгоритм анализирует ответы и подбирает из них наиболее подходящую профессию. У навыка есть интересная особенность — для неочевидных специальностей голосовой помощник предлагает небольшую справку, где он рассказывает, что она из себя представляет. Например, бот даёт подсказки, кто такой коуч или медиаполицейский.

Не хотите пропустить публикации по этой теме?

Мечты о новой школе: какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования

В будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников.

Катя Павловская для Skillbox Media

Управление системой образования в России разделено между двумя министерствами, а значит, и стратегий цифровой трансформации должно быть две. О документе Министерства науки и высшего образования мы уже рассказывали, а теперь заглянем в недавно опубликованный Министерством просвещения паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования».

Разработанные образовательными ведомствами документы — две из одиннадцати отраслевых стратегий цифровой трансформации, подготовленных Правительством России по поручению президента.

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Зачем оцифровывать школы

В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:

  • Некачественный и неверифицированный образовательный контент. Бумажные учебники в школы закупает государство, и в стратегии говорится о том, что это большие затраты. В то же время в официальном федеральном перечне учебников, по мнению разработчиков стратегии, много лишнего: встречаются даже экземпляры с фейковыми информационными блоками, с помощью которых создаётся «идеологический подрыв» (цитата из паспорта стратегии). Что касается цифрового образовательного контента, то он сейчас существует на разрозненных платформах, нет единой точки сборки, где размещались бы все верифицированные властями и соответствующие стандартам учебные материалы.

С учётом таких проблем, говорится в стратегии, крайне сложно продолжать работу школ при форс-мажорах, предлагать учащимся разнообразный верифицированный цифровой контент, обоснованно формировать индивидуальные траектории обучения и цифровые портфолио учеников. Что же предлагает Минпросвещения для решения этих проблем?

Какие сервисы планируется разработать

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по логопедии: Автоматизация звука (Ж) в словах и предложениях

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

6. Информационная система управления в образовательной организации подразумевает переход на безбумажные технологии к 2024 году. Предполагается, что 90% документооборота перейдёт в электронный вид. К 2030 году все управленческие решения, сказано в стратегии, должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Кстати, практически все показатели реализации стратегии планируется оценивать уже не по самоотчётам школ, а по данным из аналитических подсистем в новых сервисах.

Какого результата ждут от всего этого

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

  • Школьники смогут использовать цифровой контент для персонализированного развития, а в определении собственной траектории им поможет ИИ.
  • У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.
  • Родители улучшат контакт со школой.
  • Государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов.
  • Школы смогут реализовывать индивидуальные траектории развития учащихся, применяя передовые цифровые технологии.

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.

Индивидуализация логопедической помощи ребёнку с расстройством аутистического спектра в рамках коррекционной работы

Сопровождение ребенка-аутиста в коррекционном процессе – это особый тип взаимодействия ребенка и педагога. В ходе этого взаимодействия ребенок должен выполнять действие, а педагог создаёт условия для осуществления и осмысления этого действия.

При этом программа индивидуального сопровождения строится с учетом разнообразных для этого ребенка видов и форм образовательной деятельности.

В своей небольшой статье автор делится опытом совместной работы с ребенком, которому было необходимо научиться умению слушать и произвольно выполнять инструкции педагога. У каждого ребенка-аутиста свой уровень возможностей, педагог должен его почувствовать и попытаться этот уровень поднять.

Если это удается, ребенок начинает много говорить, активно участвовать в повседневной жизни. Эта задача очень сложная, тем не менее, педагогу в ходе совместной деятельности с ребенком, нужно пытаться ее решить, хотя бы даже и частично.

Индивидуализация логопедической помощи ребёнку-дошкольнику с расстройством аутистического спектра в рамках коррекционной работы

Сопровождение ребенка-аутиста в коррекционном процессе – это особый тип взаимодействия ребенка и педагога. В моей достаточно долгой педагогической работе это был не типичный случай. Поэтому, естественно, я познакомилась с литературой по данному вопросу, некоторые отправные моменты из которой я использовала при индивидуальном взаимодействии с ребенком-аутистом – Глебом Б., 5 лет.

Читайте также:
Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня

Приступая к работе с Глебом (5 лет), я не забывала о структуре его дефекта, в котором ведущее место занимает нарушение эмоционально-волевой сферы. «Ведь даже если Глебу может понравится заниматься со мной, ему очень трудно будет заставить себя выполнить требуемое действие!» – всегда помнила я.

При подготовке к обучающему процессу, вначале приучала его выполнять точные и короткие инструкции: «Сядь!», «Подними голову!», «Посмотри на меня!». С особой осторожностью использовала жест поворачивания головы мальчика, держась при этом своей рукой за его подбородок, естественно, через салфетку. Я так хотела, чтобы он меня не боялся, чтобы доверял мне! Гладила его по голове после каждого выполнения задания, приговаривая: «Ты – молодец! Все делаешь правильно!».

Ему это доставляло радость, я видела улыбку на его лице. Постепенно напряжение, страх у ребенка исчезли, эмоциональный контакт был установлен. И еще одно правило я соблюдала при взаимодействии с Глебом – мы всегда сидели напротив друг друга, а не рядом. Мне удалось установить с ребенком и визуальный контакт.

Занятия по развитию речи проводились на доступном для мальчика уровне. В основе обучения была взята Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, Москва, «Просвещение», 2003г.

Вначале речь Глеба была только эхолаличной. Главной задачей было научить его слушать меня, произвольно выполнять задания и отвечать на поставленные вопросы. Произвольность формировалась очень медленно. Мне приходилось постоянно задавать одни и те же вопросы, выполнять с ним шаблонные задания, делать определенные действия его руками. Виды деятельности на занятии меняла, но структуру самого занятия сохраняла. Постепенно уменьшала помощь. При этом стимулирование в виде похвалы оставалось на каждом занятии. Для этого мальчика ситуация успеха играла важную роль при взаимодействии с педагогом.

Обучая Глеба глобальному чтению, я развивала понимание речи, зрительное восприятие, память. Это обучение стало возможным после того, как ребенок стал правильно соотносить предмет с его изображением, подбирать парные картинки. Первые слова обозначали известные ему предметы, действия, явления. Мальчик с удовольствием включился в эту работу и делал успехи.

Словарный запас Глеба расширялся по мере знакомства с лексическими темами программы. Вначале обучения опора была на натуральные предметы и игрушки, постепенно вводились картинки, серии картинок. Резкий скачок в речи наступил у него в конце первого учебного года. Предложения, ранее бывшие однословными, стали развернутыми, синтаксически правильными. Глеб начал пересказывать сказки, рассказы. Появился диалог, как с педагогами сада, так и с родителями.
Работа по развитию речи проводилась параллельно с работой над общеречевыми навыками: дыханием, интонацией, темпом.

Стала возможной и работа по коррекции звукопроизношения, по развитию фонематического восприятия. На данном этапе я сочла нужным проводить обучение грамоте аналитико-синтетическим способом и, не ошиблась. Глебу нравились занятия по азбуке, он с удовольствием составлял слоги и простые слова в кассе букв. Постепенно овладел простым фонематическим анализом. Если возникали трудности при печатании букв, мальчик обращался ко мне со словами: «Помоги мне!». И мы совместно – «рука в руке», выполняли это задание.

Считаю, что для Глеба и других детей с РДА очень важен опыт индивидуального взаимодействия с педагогом, в ходе которого они учатся слушать и выполнять инструкции, думать, говорить и читать. Педагогу же это взаимодействие помогает получить ценный опыт общения с другим, особенным ребенком, учит терпению, доброте и любви.

Я уверена, что у каждого ребенка — аутиста свой уровень возможностей, педагог должен его почувствовать и попытаться этот уровень поднять. Работа с Глебом принесла мне радость творчества. Безусловно, она сложна, но если решить ее, хотя бы даже частично, это важно для самого ребенка, его семьи и, конечно, педагога.

Тихонова Ирина Васильевна,
учитель-логопед,
МАДОУ №49 «Детский сад комбинированного вида»
г.Кемерово

Особенности логопедической работы с аутичными детьми

Елена Сафонова
Особенности логопедической работы с аутичными детьми

МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»

(с использованием компьютерной презентации)

«Особенности логопедической работы с аутичными детьми».

Учитель – логопед

Сафонова Елена Геннадьевна

• Определение понятия аутизм.

• Практическое ознакомление с особенностями логопедической работы с аутичными детьми.

• Выяснение трудностей в работе логопеда с ребенком с синдромом Каннера

• Ознакомление с этапами работы логопеда.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация.

Что такое аутизм?

Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а так же ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относятся к расстройствам аутистического спектра. Аутизм – это тяжелое нарушение развития, которое сохраняется на протяжении всей жизни.

Актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом. Тот факт, что и в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта, где играет роль не меньшую, чем другие нарушения, — например, интеллектуальная, речевая, двигательная недостаточность. Это связано с тем, что нарушения коммуникации как таковой являются основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности. Мы остановимся на некоторых аспектах работы с детьми с тяжелыми и осложненными формами аутизма.

Читайте также:
Посуда, предлог 'из' - конспект интегрированного логопедического занятия

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Напомним, что основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма.

Так, у детей первой группы мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.

Для речи детей второй группы характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации. У детей второй группы есть стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить», «Дать печенье», а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице («Саша будет рисовать»). Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет.

Дети третьей группы, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему.

У ребенка четвертой группы мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.

При работе с детьми с диагнозом РАС, РДА нельзя говорить только лишь о коррекционном воздействии, как все привыкли понимать работу логопеда. Коррекция – значит исправление; но невозможно исправлять звукопроизношение или начинать работу по улучшению лексико – грамматических навыков, если нарушены именно коммуникативные особенности речи ребенка.

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

• установление эмоционального контакта с ребенком;

• выяснение уровня контактности ребенка с незнакомым человеком (т. е. логопедом)

• первичное обследование речи (ее понимания);

• обучение понимания речи;

• обучение экспрессивной речи.

Логопед осуществляет первый шаг первичной диагностики – наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления про объект наблюдения или проверять исходные положения, связанные с ним. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики.

С целью выяснения картины целостного развития ребенка логопед может использовать диагностической карту, разработанную К. С. Лебединской и О. С. Никольской. Исследуя сферу общения, логопеду необходимо обратить внимание на визуальный контакт, особенности комплекса оживления, узнавание близких, формирование привязанности к близким людям, реакцию на нового человека, контакт с детьми, отношение к физическому контакту, реакцию на словесные обращения, отсутствие отклика на имя, избирательность ответных реакций на речь, отсутствие адекватного жеста, поведение в одиночестве, отношение к окружающему, “отсутствие” дифференциации одушевленного и неодушевленного.

Большинство логопедических методик остаются не приспособленными для диагностики уровня речевого развития детей с аутизмом, когда основное внимание следует уделить обследованию понимания речи и ее коммуникативного использования. Описание логопедического обследования и коррекционной работы, построенной на методических основах прикладного поведенческого анализа мы можем увидеть у С. С. Морозовой в разделе «ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ И НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ».

Направления логопедической коррекции при аутизме.

1. Обследование понимания речи (импрессивиая речь).

В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучают, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова. Что имеется в виду? Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него особенно значимым.

Затем проверяют,выполняет ли ребенок словесные инструкции: а) в контексте происходящего; б) вне контекста происходящего. В первом случае ребенка просят сделать что-либо в русле того, чем он занят. Например, если он играет с железной дорогой,можно сказать: «Поставь вагон на рельсы».

Во втором случае ребенку дают инструкции, не связанные с тем, чем он занят,например: «Подойти сюда», «Дай кубик» и т. п. При обследовании понимания инструкций следует избегать помощи (например, жестов) для получения более точной информации. Инструкции должны предъявляться в разных контекстах и ситуациях.

Если поведение ребенка изменится видимым образом — например, он повернет голову в сторону говорящего или подойдет к нему, можно предположить, что он хотя бы частично понял высказывание.

Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и звуки внегортанного происхождения. Обращается внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам; выражение требований или отказа; фиксируются эхолалии; отмечаются собственные спонтанные высказывания ребенка.

Читайте также:
Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции заикания

После наблюдений за ребенком, они могут быть неоднократными, логопед начинает выстраивать план работы. Для этого он составляет индивидуальную программу, где фиксирует свои этапы работы.

2. Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий, сюжетное рисование). Логопед, участвующий в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с аутизмом, должен научиться осуществлятьэмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи.

Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков; степень сложности определяется индивидуально.

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.

3. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).

• При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми (первая группа либо смешанный случай с признаками как первой, так и второй группы).

4.Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:

• Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого.

• Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.

5. Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции.

• В подходящий момент игры, когда удалось сосредоточить внимание ребенка на своем лице, можно, например, состроить гримасу удивления, конечно, с подходящим комментарием. Вообще, нам важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на наше лицо, на рот именно в тот момент, когда мы что-то произносим. Этого мы добиваемся с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка. Эта работа занимает очень много времени. В большинстве случаев это длится до полугода.

6. Формирование навыков экспрессивной (активной) речи

• Данный этап начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

• Выбирать звуки и артикуляционные движения следует индивидуально, предпочтительно использовать те из них, которые встречаются в спонтанном поведении ребенка.Примеры артикуляционных движений: открыть рот, показать язык, почистить зубки, надуть щеки, подуть и т. п.

Изучение полученных результатов работы педагогов-практиков показало, что особая речевая терапия является одной из важнейших в коррекции аутистического поведения, эмоционального и психического недоразвития у детей с ранним детским аутизмом.

Список использованной литературы.

1. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. — М. : Теревинф, 2006.

3. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.

Презентация к докладу «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью» Доклад;”Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью” Проблема воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью на.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.

Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи (ОНР). Следует отметить важнейшую задачу логопедической работы.

Особенности работы детского психолога с детьми «группы риска» Учащиеся “группы риска” – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Особенности работы с детьми 5–6 лет в процессе формирования конструктивных умений Особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного прикладного.

Особенности работы с одаренными детьми Особенности работы с одаренными детьми. Все мы родом из детства. Дети растут, развиваются, превращаются в самостоятельных взрослых. Детская.

Консультация «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста» Статья: “Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста”. При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо.

Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.

Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста . Сологуб Елена Николаевна. В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. Очевидно, что этот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: