Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета

Содержимое разработки

Паспорт логопедического кабинета МБОУ «СОШ» № » г. Чебоксары (2020-2021 учебный год)

Информация о логопедическом кабинете

Краткое описание

Кабинет небольшой, располагается на третьем этаже МБОУ «СОШ № » г. Чебоксары, в правом крыле здания.

Дата создания кабинета 2006-2007 учебный год.

Количество работающих логопедов в кабинете – 1.

Общая площадь – ___20_______ м 2 .

– тип: смешанный – естественное и искусственное

– источники: естественное – окно 1 шт., искусственное – люминесцентные лампы 4 штуки

В кабинете предусмотрено:

– 1 рабочее место педагога

– 6 рабочих мест для подгрупповой работы

– 1 рабочее место для индивидуального занятия

Стены окрашены водоэмульсионной краской.

Пол покрыт линолеумом.

Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.

Мебель в кабинете установлена в контексте общей пластической композиции.

График занятости логопедического кабинета

Понедельник 11.15 – 15.15 Пятница 10.15 – 14.15

Вторник 10.15 – 14.15

Среда 10.40 – 14.40

Четверг 10.55 – 14.55

Правила пользования логопедическим кабинетом

– ключи от кабинета в двух экземплярах (один на вахте, второй у зам. директора по АХЧ)

– влажная уборка и мытье полов в кабинете производится ежедневно;

– после каждого занятия проводится проветривание кабинета;

– по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Основное назначение логопедического кабинета

– проведение диагностического обследования речевого развития учащихся начальных классов;

– проведение подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми;

– консультативная работы учителя-логопеда с родителями (беседы, открытые занятия по показу приёмов работы);

– консультативной работы учителя-логопеда с педагогами (знакомство учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом).

Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой деятельности учителя-логопеда. Критерии, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:

– Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований. – Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований СанПиН; удовлетворение двигательной активности обучающихся; предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.

Рабочие зоны

Рабочая зона логопеда (зона ТСО) представляет собой рабочий стол с выдвигающимися ящиками. В ящиках стола размещены документы логопеда, картотека с данными о детях, родителях. На столе хранятся журнал посещаемости, компьютер, принтер, проектор.

Рабочая зона используется для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

– Зона дидактического, методического сопровождения представлена шкафом для хранения учебного материала: документации логопеда; материала для диагностики; систематизированного дидактического материала; пособий по обучению грамоте; литературы по преодолению общего недоразвития речи; игрового обеспечения (игрушки, настольные игры, обучающие карточки).

– Зона коррекции звукопроизношения оснащена настенным зеркалом (50×100), индивидуальными зеркалами (6 штук), столом; набором карточек для артикуляционной гимнастики, картотекой с играми; одноразовыми шпателями, зондами, пособиями для коррекции звукопроизношения.

– Коррекционно – развивающая зона оснащена комплектом 3 двуместными партами, 6 стульями; магнитной доской; указкой, над доской висит лента букв, слева – плакат «Фонетический разбор слова», справа – «Алфавит. Печатные и рукописные буквы».

Сенсомоторная зона оснащена материалом для развития мелкой моторики. Пособия для развития мелкой и крупной моторики: мозаика, счетные палочки, бусы, пазлы, нейроскакалка.

Зоны использования здоровьесберегающих технологий

Оборудование на развитие ощущений движения органов дыхания, речевого выдоха, сильной воздушной струи. Атрибуты дыхательной гимнастики: «Снежинка», «Облачко», «Бабочки» «Птицы».

Пособия для развития зрения: 1) двигающиеся предметы; 2) зрительные тренажёры; 3) комплексы упражнений по словесным инструкциям.

Су-джок терапия. Использование массажных шариков различного диаметра.

Оборудование логопедического кабинета

Документация

Наименование

Нормативно-правовая база. Законы РФ.

Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ОУ. Функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ.

Паспорт логопедического кабинета.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

Журнал учёта детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Список обучающихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия.

Читайте также:
Обучающие компьютерные программы в коррекционной работе с детьми

Списки обучающихся по логопедическим группам.

Годовой план логопеда.

Рабочая программа индивидуальной работы по постановке звуков.

Программы коррекционно – развивающей работы.

Программы логопедического сопровождения на детей-инвалидов.

Расписание работы учителя-логопеда.

Анализ логопедической работы за учебный год. Цифровой отчет.

Паспорт логопедического кабинета

Главная
Контакты:
Последние действия на сайте
Навигация
Навигация

паспорт логопедического кабинета

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 Г.ПРАВДИНСКА»

  1. Пояснительная записка.
  2. Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета
  3. Логопедическое оснащение кабинета
  4. Материально- техническое обеспечение
  5. Учебно – методическая литература

I. Пояснительная записка

Кабинет учителя – логопеда расположен на втором этаже здания ДОУ

Площадь кабинета: 12,6 кв.м.

Ответственный за деятельность кабинета:

Степанова Ирина Константиновна – учитель-логопед

Цель: Своевременное исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

  1. Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей,

нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи,

физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,

  1. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного,

нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных

направлений и содержание работы с каждым из них.

Логопедический кабинет призван обеспечить:

  1. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
  2. Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуального образовательного маршрута.
  3. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

Логопедический кабинет осуществляет деятельность по 4 направлениям:

1. – диагностическая работа;

2. – коррекционно- развивающая;

4. – информационно- просветительская

II. Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета

1. «Нормативно-правовое и организационное обеспечение специалиста» (нормативно правовые документы в соответствии с должностью, организационные – должностная инструкция, инструкция по охране труда, инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников, циклограмма деятельности, график работы, расписание образовательной, коррекционно-развивающей деятельности с детьми).

2. Перспективный план работы (согласованный и утвержденный)

3. Список детей логопедической группы

4. Календарно-тематическое планирование

5. Журнал «Первичное обследование речи детей»

6. Индивидуальные речевые карты

7. Папка с материалами по взаимодействию с родителями

8. Папка с материалами по работе с педагогами и другими специалистами

9. Журналы: «Учет рабочих контактов с воспитанниками», «Учет

движения детей с недостатками речи», «Учет логопедических занятий»

10. Планы индивидуальных, фронтальных, подгрупповых занятий

11. Индивидуальные тетради детей

12. Папка «Отчетная документация» (аналитические справки деятельности за учебный год)

13. Программа логопедической работы по преодолению общего

недоразвития речи у детей Н.В.Нищевой.

III. Логопедическое оснащение кабинета

«Обследование понимания речи»

«Обследование связной речи»

«Обследование грамматического строя»

«Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений»

«Обследование слоговой структуры слова»

Разрезные картинки из 2 – 4 – 6 частей

Картинки и тексты:

• Автоматизация, дифференциация звуков: Артикуляционные упражнения

•Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.

•Пособия для работы над речевым дыханием предметные картинки на все изучаемые звуки

•Альбомы на автоматизацию поставленных звуков

•Тексты на автоматизацию поставленных звуков

Игры, речевой материал:

• Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

• Развивающий дидактический материал:

•Формирование фонематического восприятия, звукового анализа

•Сигнальные кружки на дифференциацию звуков

•Предметные картинки на дифференциацию звуков

•Тексты на дифференциацию звуков

•Грамматический строй речи

•Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами

•Пособия на согласование

•Развитие связной речи

•Серия сюжетных картинок

•Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов

• Тематический словарь в картинках: ягоды, головные уборы, мебель, птицы, растения, обувь, продукты, грибы, одежда, посуда, игрушки, насекомые, профессии, деревья, животные и их детеныши, инструменты, времена года

•предметные картинки на подбор антонимов

•предметные картинки на подбор синонимов многозначные слова

IV. Материально- техническое обеспечение

Материально- техническое обеспечение отражает специфику деятельности в соответствии с Рабочей программой (РП ) учителя – логопеда «Коррекция общего недоразвития речи у детей 5- 7 лет»

В кабинете имеются:

• Стол письменный- 1шт;

• Стол для индивидуальной работы с детьми – 1 шт;

• Стол детский – 5 шт;

• Стулья детские – 12шт;

• Доска магнитная (для работы мелом) – 1шт;

• Информационный стенд «Уголок логопеда» – 1 шт;

Читайте также:
Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

• Дополнительное освещение – 2 шт;

• Оборудование для обследования речевого аппарата;

• Альбомы и раздаточный материал по звукопроизношению;

• Дидактические игры и пособия, картины, иллюстрации;

• Картотеки, демонстрационные фотографии, картинки-символы, модели;

• Диски с обучающими играми.

V. Учебно – методическая литература

Паспорт логопедического кабинета в школе

График занятости логопедического кабинета

Консультации для педагогов

Консультации для родителей

Правила пользования логопедическим кабинетом

ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у завуча);

влажная уборка кабинета производится ежедневно;

проветривание кабинета проводится ежедневно;

кабинет оборудован зоной для групповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;

по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Оснащение кабинета

Наименование

Стол для компьютера

Логопедический стол с зеркалом

Встроенные шкафы для пособий

Настенная сенсорная панель

Помещение кабинета условно поделено на зоны:

Развития артикуляционной моторики и постановки звуков.

Развития речевого дыхания.

Развития общей и мелкой моторики.

Автоматизации звуков речи.

Дифференциации звуков речи.

Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.

Обучения грамоте, коррекции нарушений процессов чтения и письма.

Коррекция психических процессов.

Рабочее место учителя и ТСО.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета отвечает принципам:

доступности:материал для свободной самостоятельной деятельности детей на нижних открытых полках;

системности:весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место;

интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

учёту возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей каждого класса.

мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) ;

эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;

принцип свободы достижения ребенком своего права.

Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете

составление рабочих программ и календарно-тематических планов;

проведение индивидуальных, групповых и фронтальных занятий;

консультирование педагогов и родителей;

Документация логопеда

Наименование

Нормативно-правовая база. Законы РФ.

Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета. Функциональные обязанности учителя-логопеда .

Паспорт логопедического кабинета.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

Журнал учёта детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Список обучающихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия.

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий.

Годовой план учителя-логопеда.

Расписание работы учителя-логопеда.

Отчёт о работе учителя-логопеда. Аналитическая справка к отчёту.

Тетрадь учёта методической работы.

Тетрадь учёта консультаций.

Тетради взаимосвязи логопеда с учителями и воспитателями.

Тетради контрольных работ обучающихся.

Материалы для логопедического обследования

Наименование

Дидактический материал по обследованию речи детей. Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова.

Практические материалы для обследования устной речи детей по Т.А. Фотековой.

Альбом с наглядным материалом для логопедического обследования по О.Б. Иншаковой:

«Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений».

«Обследование слоговой структуры слова».

«Обследование грамматического строя речи».

Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова

Наименование

Папки с картинками для проведения артикуляционной гимнастики.

Папка «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв).

Папка «Исправляем произношение».

Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий

по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам.

Папка с профилями артикуляции и символами свистящих, шипящих, сонорных звуков

Папки с картинками для артикуляции и постановки звуков.

Папка с картинками артикуляционных упражнений и их символов.

Папка «Артикуляция звуков в графическом изображении».

Папка с картинками для развития и коррекции мимики и эмоций.

Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, губные гармошки, пузырьки и др.

Настольные игры для автоматизации звуков.

Папка с практическими материалами: «Гласные звуки».

Подборки картинок на гласные звуки.

Папки с практическими материалами на автоматизацию звуков.

Папки с картинками на автоматизацию звуков.

Читайте также:
Конспект НОД с использованием логопедической ритмики и компьютерных технологий для детей 5-7 лет

Альбом «Картинки для автоматизации звуков».

Подборки игр на автоматизацию звуков.

Игры для коррекции слоговой структуры слова.

Кубики, бусы для коррекции слоговой структуры слова.

Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков.

Настенное пособие «Домики звуков».

Пособия для развития мелкой моторики

Наименование

Настенная сенсорная панель для развития мелкой моторики.

Пособия для шнурования.

Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики.

Пуговицы, прищепки, мелкие предметы и игрушки.

Цветные карандаши и краски.

Картинки для раскрашивания и штрихования.

Материалы для самомассажа пальцев рук.

Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук.

Тренажёры для развития силы пальцев и кистей рук.

Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)

Наименование

Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочки, свистки, , бутылочки с различным наполнением, звучащие игрушки.

Наглядный материал для различения речевых звуков по высоте.

Наглядный материал для различения ритмических последовательностей.

Альбом с картинками – словами паронимами.

Настольные игры на дифференциацию звуков.

Альбомы с картинками на дифференциацию звуков.

Папки с практическим материалом для дифференциации звуков.

Подборки игр на дифференциацию звуков.

Дидактические карточки на дифференциацию букв.

Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи

и связной речи

Наименование

Карточки с предметными картинками на разные лексические темы.

Папка с загадками по всем лексическим темам.

Паспорт логопедического кабинета

В разработке представлен паспорт логопедического кабинета. Он включает в себя список логопедической документации,набор диагностик,лого.пособий,игр и упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт логопедического кабинета»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Паспорт логопедического

Краткая информация об учителе-логопеде

Основные направления работы

Расписание работы кабинета

Оснащение кабинета учителя-логопеда

Ответственный за кабинет:

учитель-логопед:

Гофман Оксана Яковлевна

2019-2020 учебный год

Краткая информация об учителе-логопеде

Учитель-логопед: Гофман Оксана Яковлевна

Стаж работы в должности учителя-логопеда: 7 лет

Образование: высшее, АГПИ (Армавирский государственный педагогический институт)-психология, СУРГПУ (

Специальность по диплому: учитель-логопед.

2. Пояснительная записка

Кабинет учителя- логопеда № 209 располагается на втором этаже МБОУ СОШ №3, в правом крыле здания. Общая площадь – 12 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 6 рабочих мест для занятий с детьми. В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с обучающимися 1-9 классов, а также консультации для учителей и родителей.

3.Основные направления работы:

комплектование групп и подгрупп учащихся, нуждающихся в логопедическом сопровождении;

составление индивидуальных программ логопедического сопровождения и планов групповой работы;

проведение индивидуальных и групповых занятий;

консультирование педагогов и родителей;

4. Расписание работы кабинета:

Всего часов/минут в день

7 часов 30 минут

Итого часов в неделю: 33:30

Задачи коррекционной работы:

1) Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

2) Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

3) Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

4) Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

5) Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

6) Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

7) Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

8) Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

9) Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

10) Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

11) Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3. Консультативной работы учителя – логопеда с родителями (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком).
4. Консультативной работы учителя – логопеда с педагогами.

Читайте также:
День Народного Единства - конкурс чтецов (сценарий)

Образец паспорта логопедического кабинета

График занятости логопедического кабинета

День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Коррекционные занятия 08.00.-13.00. 08.00.-13.00. 08.00.-13.00. 15.00.-17.30. 08.00.-13.00.
Консультации для педагогов 13.30.-15.00.
Консультации для родителей 17.30.-18.30.

Правила пользования логопедическим кабинетом

  • ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у зам. заведующего по АХЧ);
  • влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
  • ежедневно проводится проветривание кабинета;
  • перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
  • кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;
  • по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Документация

  1. Приказ об утверждении Положения о логопедическом пункте.
  2. Положение о логопедическом пункте.
  3. Должностные инструкции логопеда.
  4. Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.
  5. Паспорт кабинета.
  6. Журнал обследования устной речи.
  7. Речевые карты.
  8. Тетради взаимосвязи с воспитателями.
  9. Тетрадь по работе с родителями.
  10. Перспективные планы индивидуальной работы с детьми.
  11. Календарно-тематическое планирование.
  12. Дневники наблюдений.
  13. Общий план методической работы.
  14. Циклограмма работы логопеда.
  15. График работы логопедического кабинета.
  16. Расписание занятий.
  17. Акт-разрешение на работу в кабинете.
  18. Инструктаж по ТБ.
  19. Тетради индивидуальной работы с детьми.
  20. Списки детей, зачисленных на логопункт.
  21. Анализы обследования устной речи детей.
  22. Копии отчетов о результатах коррекционной работы.
  23. Мониторинг коррекционной работы.

Оснащение логопедического кабинета

  1. Настенное зеркало (1.5м – 0.5м) – 1 шт.
  2. Детские столы – 2 шт.
  3. Логопедические парты – 2 шт.
  4. Детские стулья – 6 шт.
  5. Стол для логопеда – 1 шт.
  6. Стулья полумягкие – 2 шт.
  7. Шкафы для пособий – 3 шт.
  8. Шифоньер – 1 шт.
  9. Полка настенная – 1 шт.
  10. Журнальный стол – 1 шт.
  11. Зеркала для индивидуальной работы – 2 шт.
  12. Домик сюжетный «Семья» – 1 шт.
  13. Магнитная доска – 1 шт.
  14. Лампа дневного освещения над зеркалом – 1 шт.
  15. Чистое полотенце – 1 шт.
  16. Картотека на имеющиеся пособия.
  17. Коробки, папки для хранения пособий.

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми

  1. Набор логопедических зондов – 6 шт.
  2. Спирт медицинский.
  3. Вата стерильная.
  4. Одноразовые марлевые салфетки.
  5. Пособия для индивидуальной работы.
  6. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
  7. Материалы для обследования устной речи.

Специальная литература

Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 116 экземпляров.

Игры в логопедической работе с детьми / Под редакцией В.И. Селиверстова. – М.,1981.

И.Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль. – М., 2004.

И.Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь. – М., 2004.

Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

Т.В. Александрова. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб, 2005.

В.Н. Чернякова. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. – М., 2005.

В.И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие. – СПб, 2004.

Г.А. Волкова. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб, 2004.

Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. – М, 1999.

Г.М. Лямина. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М., 2005.

З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб, 2004.

Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете

Разделы Дидактические игры и пособия
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений. «Почтовый ящик»+ набор геометрических фигур, мозаики различной конфигурации и сложности; «Четвертый лишний», пирамидка, набор емкостей различного объема и цвета, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник»; палки с подбором материала для обследования и развития соответствующих психических функций.
Формирование звукопроизношения «Муравейник», «О, счастливчик!», «Веришь-не веришь», «Непрошеные гости», «Поле чудес, «Вершки и корешки», «Объединялочки», «Слова с начинкой», «Кладоискатели», Угадайка», «Пексесо», «Рифмы», «Заменяйка», «Классическое лото», «Логическое лото», «Антилогическое лото», «Сюжетное лото», «Звукоед», «Урок», «Морской бой», «Остров сокровищ», «Микрозагадки», «Веселые сказочники», «Базар», «Трын-трава», «Матрешки-огородницы», «Дрозд и страус», «Слабое звено», «Шаловливые котята», «Не ошибись!», «Игра Ивана-мастера», «Вол и вор», «Страшная-страшная сказка», «Кто больше?», «Спасательная операция в дебрях дремучего леса», «Звуки, я вас различаю!» и т.д. Пособия для формирования слоговой структуры слова, предметные картинки на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток; «Что услышал, что увидел», сигнальные карточки, схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели, звуковая линейка, «Звуковые домики»; «Умные часы»; «Ромашка», «Солнышко»; «Звонкий-глухой», «Логопедическое лото»; карточки-задания на формирование фонематического анализа и т.д.
Грамота Магнитная азбука, касса букв, книги «Азбука», слоговые кубики, слоговая линейка, картинный материал, карточки-задания и т.д.
Формирование лексико-грамматического строя речи Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Дом и его части», «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые, «Транспорт», «Семья», «Профессии», «Времена года», «Транспорт»; игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; предметные картинки на подбор антонимов
Связная речь Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; сюжетный домик «Семья», набор «Кукольный театр»
Развитие мелкой моторики, речевого дыхания Юла, мозаики различных видов, кубики, конструкторы, массажный мяч, свистульки, мыльные пузырьки, свечка, «Веселая шнуровка», трафареты, карандаши, фломастеры
Читайте также:
Проект создания системы взаимодействия специалистов в ДОУ

Консультации для педагогов и родителей

Практический материал по автоматизации звука [Ы] у детей с речевыми нарушениями

Автоматизация звука [Ы]

Речевой и картинный материал.

Одна из главных задач работы логопеда в ДОУ – работа по устранению недостатков звукопроизношения. Так как это мешает свободному общению детей со сверстниками. У ребенка могут наблюдаться пропуски, искажения. Замены, недостатки дифференциации звуков.

В нашей стране пособий по автоматизации звуков много. Свою систему работы нам предлагают такие авторы, как Новоторцева Н.В., Богомолова А.И. Туманова Т.В. и многие другие. Вся эта система направлена на исправление произношения согласных звуков: шипящих, сонорных , свистящих и даже более простых звуков, таких как звуки [Д,Н, В]. Литературы по постановке и автоматизации гласных звуков недостаточно.

В моей практике стали встречаться дети, у которых нарушено произношение гласного звука [Ы]. Они заменяют его на звук [И].

При работе я столкнулась с тем, что ребенку недостаточно просто «поставить» звук [Ы], ему необходимо его автоматизировать в словах, предложениях, ввести в самостоятельную речь, провести дифференциацию звуков[ Ы-И]. Материала по данной проблеме очень мало, поэтому цель моей работы — подобрать слова, составить словосочетания, предложения со звуком [Ы], отобрать картинный материал. При этом необходимо было учитывать возраст детей, их возможности. Часто у таких детей встречается нарушение слоговой структуры слова, поэтому я сочетаю работу над автоматизацией звука [Ы], с коррекцией слоговой структуры слова, выстраивая речевой материал в зависимости от слоговой наполняемости: односложные слова, затем двусложные без стечения согласных и так далее, заканчивая сложными слова (четырехсложные слова).

Кроме того, я предлагаю слова со звуком [Ы], не только со звуками раннего генеза, но и свистящими, шипящими, и даже сонорными, так как этот звук часто не получается у детей, когда остальные звуки уже есть. Но эти слова помечаю *, они используются, только при отсутствии дефекта в произношении звуков.

Система мной апробирована уже не первый год и имеет положительный результат.

Материал я даю в следующей последовательности:

  1. Постановка звука
  2. Автоматизация звука в слогах
  3. Автоматизация звука в словах – односложных, двухсложных в середине слова, двухсложных в конце слов, двухсложных со стечением согласных, трехсложных в середине и в конце слов, трехсложных со cтечением согласных звуков, в сложных словах.
  4. Автоматизация в словосочетаниях
  5. Автоматизация в чистоговорках
  6. Автоматизация в предложениях.
  7. Игры и упражнения
  8. Дифференциация звуков [И-Ы]
Читайте также:
Рабочая программа логопедической работы с обучающимися 1-х классов с ФФНР и ФНР

В соответствии с этой последовательностью выстроен и картинный материал. Эта разработка поможет провести эффективную работу по закреплению звука.

1. Артикуляция звука [Ы].

Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами несколько больше, чем при звуке И. кончик языка значительно оттянут назад, а весь его язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо поднято.

2. Постановка звука [Ы].

1 способ. При произнесении звука [И], логопед слегка нажимает на переднюю часть языка. Отодвигая его немного назад.

Подражание. Как гудит пароход? Ы-Ы-Ы.

А теперь ты сам погуди. ЫЫЫЫЫ.

Практический материал по автоматизации звука [Ы]

1.​ Повтори слоги

мы-мы-мы ды-ды-ды сы-сы – сы * ым-ым-ым

ны-ны-ны бы-бы-бы зы-зы- зы* ын-ын -ын

пы-пы-пы вы-вы-вы лы-лы-лы* ып-ып-ып

ты-ты-ты фы-фы – фы ры-ры-ры* ыт-ыт-ыт

2.​ Повтори слова

а) бык, быт, пыль, дым, выть, сын*, мыс*, стык*, ныл*, выл*, сыпь*, зыбь*, рыть*, рысь*.

б) дыня, мыло*, рыба*.

в) дюны, губы, дубы, бобы, зубы*, жабы*, хаты, кеды, ноты, унты, коты, яхты, соты*, кеды, сады*,львы, совы*, косы*, осы*, весы*, часы*

г) бычок, тыква, тыкать, дымок, полынь*, дынька, отдых, дышать*, кумыс*, камыш*, ясный*, дырка*,мышка*,смычок*,ландыш*

д) гномы, пальмы, бубны, ванны, клены, сосны*, слоны*, шляпы*, лампы*, шайбы*, ленты, кофты, банты, бухты, мосты*, кусты*, хвосты*, клесты*, зонты*, звезды*, клювы,

е) кабины, кабаны, погоны, кочаны*, поляны, вагоны, батоны, бегуны, кабаны, газоны*, галеты, монеты, канаты, букеты, газеты, пакеты, халаты*, победы, обеды, обиды, комоды, ягоды, удавы, мотылек, косынка*, пустыня*, обезьяны, тюльпаны, флаконы*,клоуны*, капканы, комнаты, шахматы*, подносы*.

з) самокаты, космонавты, чемоданы, бегемоты, барабаны, макароны, почтальоны.

3. Повтори словосочетания

Зеленые банты, тяжелые ванны, чугунные ванны, быстрые бегуны, огромные букеты, спелые бананы, вкусные ягоды, зеленые сосны, смешные клоуны, лесные поляны, лесные ягоды, забавные обезьяны, новые шубы, вкусные ягоды, желтая дыня, стройные дубы, смелые львы.

Ды-ды-ды — в лесу дубы.

Ты-ты-ты — у Наты ноты.

Вы-вы-вы – нет совы.

Сы-сы — сы – у кота усы.

Ды-ды-ды – на снегу следы.

Ты-ты-ты – у Любы банты.

5. Повтори предложения.

На юге пальмы. У Любы гольфы. Гена ест конфеты. У Вовы конфеты. На столе стаканы. Вова моет с мылом шею. Коля моет дыню. У Люды есть ленты. Коля шел мыть тыкву. У Ноты новые банты. В лесу клены, дубы, сосны. У Вовы ноты. У нас вкусный обед. Вова был у бабы Любы. У обезьяны бананы. В зоопарке львы. У Ульяны зеленые банты. Папа несет батоны. Бабушка пасет быка. У болота камыши. У Гены новые кеды. На снегу следы. По реке плывут льды. У воды удавы. На копытах подковы. Дома мало воды. Мама дала Кате дыню.

По ночам сова летает, в темноте мышей пугает.

6. Повтори стишки.

Вот бычок: «Му-му-му».

Надо кашу дать быку.

«Ма — мо-му, ма-мо-мы»

Надо дать быку воды. (С.В.Батяева)

Мышка в норку убежала.

В лапы к кошке не попала.

Мышь смеется «Ну дела,

Кошку я обогнала» (считалка)

6.Игры и упражнения

А) «Один — много» (образование именительного падежа множественного числа существительных.)

Б) Назови ласково (словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Бык – бычок, тыква — тыквочка, дым – дымок, дыня- дынька, сын – сынок, косынка –косыночка, рыба- рыбка, мыло- мыльце, сыр-сырок.

В) Давай, посчитаем . (согласование числительного два с существительными)

Две хаты, две ноты, две губы, две буквы, две пальмы, две ленты, две ванны, две галеты, две монеты, две поляны, две газеты, две ягоды, две сосны, две звезды, две обезьяны, две вазы, две, осы, две косы.

Г) Игра «Один-много» (образование существительных множественного числа в Родительном падеже.)

Вода – много воды

Вата — много ваты

Тыква — много тыквы

Клюква — много клюквы

Пена — много пены

Читайте также:
Конспект занятия Автоматизация звука (З)

Капуста — много капусты

Солома — много соломы

Колбаса — много колбасы

Трава — много травы

Крупа — много крупы

Свекла — много свеклы

Д) Образование относительных прилагательных.

Постановка звука «Ы»

Звук «Ы» — гласный, ротовой, нелабиализованный (неогубленный) звук. По степени подъема языка к нёбу классификация относит звук к звукам верхнего подъёма, а по месту подъема языка — к звукам среднего ряда. «Ы» — звук среднего онтогенеза и усваивается ребёнком в 2–3 года, считается нормальным если малыш до двухлетнего возраста заменяет звук «Ы» на «И». Содержание

  1. Виды нарушений
  2. Фонематический слух
  3. Постановка звука
  4. Автоматизация (речевой материал)
    1. Слоги
    2. Простые слова
    3. Сложные слова
    4. Словосочетания
    5. Чистоговорки
    6. Предложения

Виды нарушений произношения звука «Ы»

Нарушения звукопроизношения гласного звука «Ы» обычно выражаются в виде замены звука «Ы» на звук «И» и исчезновения уже сформированного звука «Ы». Последнее обычно это происходит с детьми—билингвами, уехавшими с родителями на постоянное место жительство в другую страну. В этом случае уже сформировавшийся звук «Ы» под влиянием новой языковой среды заменяется на звук «И» (может появиться «неприятный» акцент).

Развитие фонематического слуха

Цель — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Игры для развития фонематического слуха при постановке звука «Ы»:

  • Взрослый произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Ы». Пример цепочки звуков: Ы, А, Ы, Э, Ы, И, О, Ы, И, Ы, А, О, Ы и так далее.
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Ы». Пример цепочки звуков: Пы, Ты, Бу, Ды, Ва, Кы, Мы, Вэ, Ка, Бэ, Гу и так далее.
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Ы». Пример цепочки слов: дым, кот, тым, пыль, ком, дуб, сын, быт, дом, ноты, выкопать, снег и так далее.
  • Мама произносит слова, а задача малыша определить местоположение звука «Ы» в слове (в середине или в конце): бобы, дыня, пыл, бык, кусты, годы, выть, газеты, еноты, мыть, вагоны, бананы, выгода и так далее.

Постановка звука «Ы»

Правильная артикуляция звука «Ы»:

  • губы раздвинуты, углы рта напряжены;
  • нижняя челюсть слегка опущена, рот открыт приблизительно на полтора–два сантиметра;
  • язык находится у нижних резцов;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
  • голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Способы постановки звука «Ы»:

  • По подражанию : попросить малыша показать как гудит пароход — ы—ы—ы. Если у малыша не получается произнести звук «Ы», то попросите его закусить зубами карандаш: при произнесении звука язык должен располагаться внизу и не должен касаться карандаша.
  • От звука «И» : малыш приоткрывает рот, губы растягиваются в улыбке, язык упирается за нижние зубы. Ребёнок начинает произносить звук «И», затем язык начинает «убегать» назад, образуя горку: получается звук похожий на «Ы».
  • От звука «И» механическим способом : кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают шпателем несколько ниже.
  • От звука «У» : малыш начинает произносить (тянуть или петь) звук «У», а затем, не меняя положение языка, медленно растягивает губы в улыбке.
  • От звуков «К» и «Г» : попросить малыша энергично и напряжённо произносить сочетание звуков «К», «Г», «Кы», «Гы».

Автоматизация (закрепление) звука «Ы»

Цель — закрепить произношение поставленного изолированного звука «Ы» в более сложных конструкциях: в слогах, словах, фразах и предложениях.

Автоматизация «Ы» в слогах

Обратные слоги

  • Бы — бы — бы, Вы — вы, вы,
  • Кы — кы — кы, Мы — мы, мы,
  • Ны — ны — ны, Пы — пы — пы,
  • Фы — фы — фы, Ды — Ды — Ды,
  • Ты — ты — ты.

Прямые слоги

  • Ыв — ыв — ыв, Ык — ык — ык,
  • Ым — ым — ым, Ын — ын — ын,
  • Ып — ып — ып, Ыт — ыт — ыт,
  • Ых — ых — ых, Ыг — ыг — ыг,
  • Ыд — ыд — ыд.
Читайте также:
Всероссийский конкурс журналистских материалов «PRO Образование – 2020”

Автоматизация «Ы» в словах реннего онтогенеза *

* Под ранним онтогенезом здесь понимаются слова, содержащие звуки, которые в норме появляются у детей до трех лет.

Слова со звуком «Ы» в обратных слогах под ударением и без
  • «бы»: бобы́, дубы́, бы́к, бы́т, бы́ть, гу́бы, быки́,
  • «вы»: вы́года, вы́ть, вы́вод, вы́дать, вы́дох, вы́годно, вы́нуть, вы́ход, вы́гнать, вы́гнуть, вы́водок, вы́гадать, вы́думать, вы́ехать, вы́ковать, вы́копать, вы́купать, вы́менять, вы́думка, кана́вы, уда́вы, ни́вы,
  • «ды»: ды́ня, ходы́, ды́м, ды́мка, ко́ды, бе́ды, во́ды, го́ды, мо́ды, ке́ды, побе́ды, мопе́ды, обе́ды, я́годы, дымо́к, оби́ды, комо́ды, ды́нька, о́тдых, ды́ни,
  • «мы»: мы́ть, пу́мы, я́мы, пана́мы, гно́мы,
  • «ны»: дю́ны, кабаны́, бана́ны, бато́ны, бая́ны, буто́ны, ваго́ны, пого́ны, тука́ны, бу́бны, ва́нны, каби́ны, бегуны́, капка́ны, ны́ть, пио́ны,
  • «пы»: копы́то, пы́тка, попы́тка, эта́пы, копы́та, пыхте́ть,
  • «ты»: коты́, ты́ква, бо́ты, но́ты, ха́ты, баге́ты, бату́ты, буке́ты, ено́ты, каде́ты, кана́ты, капо́ты, коме́ты, у́нты, я́хты, ты́кать, ко́фты, ба́нты, бу́хты, моне́ты, паке́ты, ко́мнаты, бегемо́ты, ты́н, конфе́ты, винты́, бинты́,
Слова со звуком «Ы» в середине слова
  • Под ударением: ды́ня, вы́года, копы́то, бы́к, бы́т, бы́ть, вы́ть, ды́м, мы́ть, вы́вод, вы́дать, вы́дох, вы́годно, вы́нуть, вы́ход, ды́мка, пы́тка, ты́ква, вы́гнать, вы́гнуть, вы́водок, вы́гадать, вы́думать, вы́ехать, вы́ковать, вы́копать, вы́купать, вы́менять, вы́думка, попы́тка, ты́кать, ды́нька, ды́ни, ны́ть, копы́та, ты́н,
  • Без ударения: дымо́к, о́тдых, быки́, пыхте́ть,
Слова со звуком «Ы» в конце слова
  • Под ударением: бобы́, дубы́, ходы́, коты́, кабаны́, бегуны́, винты́, бинты́,
  • Без ударения: дю́ны, гу́бы, ко́ды, бе́ды, во́ды, го́ды, мо́ды, ке́ды, пу́мы, я́мы, бо́ты, но́ты, ха́ты, кана́вы, побе́ды, мопе́ды, обе́ды, я́годы, пана́мы, бана́ны, бато́ны, бая́ны, буто́ны, ваго́ны, пого́ны, тука́ны, эта́пы, баге́ты, бату́ты, буке́ты, ено́ты, каде́ты, кана́ты, капо́ты, коме́ты, у́нты, я́хты, гно́мы, бу́бны, ва́нны, ко́фты, ба́нты, бу́хты, каби́ны, моне́ты, паке́ты, оби́ды, комо́ды, уда́вы, капка́ны, ко́мнаты, бегемо́ты, ни́вы, пио́ны, конфе́ты,

Автоматизация «Ы» в словах позднего онтогенеза *

* Под поздним онтогенезом здесь понимаются слова, содержащие звуки, которые в норме появляются у детей после трех — трех с половиной лет.

Слова со звуком «Ы» в обратных слогах под ударением и без
  • «бы»: ша́йбы, бы́л, жа́бы, грибы́, столбы́, бычо́к, зу́бы, бы́ль,
  • «вы»: вы́рос, вы́игрыши, вы́л, львы́, вы́лет, сли́вы, со́вы, вы́лететь, вы́ли, вы́шка, вы́ступ, вы́сох, вы́ставка,
  • «ды»: сады́, ряды́, дрозды́, пруды́, дыша́ть, ды́рка, ла́ндыши, ла́ндыш, плоды́, звёзды, бесе́ды,
  • «жи» (произностся как жы): окажи́, удержи́, миражи́, жигули́, снару́жи, ножи́, жи́вность, стеллажи́, коржи́, положи́, чертежи́, жи́дкий, жира́ф, моржи́, лу́жи, жира́фа, этажи́, расскажи́, задержи́, жи́молость, стрижи́, чижи́, жи́ле, пейза́жи, жиле́т, жило́й, жира́фы, живо́й, подскажи́, жи́тель, жи́дкость, лы́жи, держи́, жи́вопись, витражи́, жи́ли, жиры́, платежи́, мане́жи, живо́т, завяжи́, повяжи́, жильцы́, гаражи́, покажи́,
  • «зы»: моро́зы, призы́, ва́зы, угро́зы, зы́бь, возы́,
  • «лы»: лы́ко, голы́, полы́нь, ви́лы, лы́жи, малыши́, лы́сый,
  • «мы»: смычо́к, камы́ш, кумы́с, па́льмы, камыши́, мы́ло, мы́л, мыши́, мы́шка, мы́с, мы́ли,
  • «ны»: обезья́ны, оси́ны, детёныши, кочаны́, во́льный, кло́уны, ны́л, поля́ны, я́сный, чемода́ны, слоны́, широколи́стный, газо́ны, блины́, сосны́, почтальо́ны, тюльпа́ны, лимо́ны, бараба́ны, флако́ны, широче́нные, макаро́ны, клёны,
  • «пы»: ла́пы, ли́пы, снопы́, пы́шка, ла́мпы, пы́ль, шипы́, шля́пы,
  • «ры»: вы́игрыши, го́ры, рыба́к, дары́, ши́фры, шары́, кры́ша, ры́нок, зе́бры, кры́ши, па́ры, ры́ба, ры́сь, кры́шка, бобры́, ры́ть, коры́то, покры́шка, ти́гры, жиры́, но́ры, и́гры,
  • «сы»: ко́сы, сы́р, сы́пь, усы́, сы́т, о́сы, носы́, весы́, часы́, подно́сы, ли́сы, сы́н, лы́сый, косы́нка,
  • «ты»: зонты́, ша́хматы, со́ты, самока́ты, взя́тый, плиты́, кусты́, сты́к, пусты́ня, клесты́, болты́, то́рты, хала́ты, ле́нты, плоты́, космона́вты, газе́ты, мосты́, посты́, хвосты́, мотылёк, кроты́, цветы́, гале́ты,
  • «ши» (произностся как шы): вы́игрыши, шалаши́, карандаши́, детёныши, хороши́, ши́на, беляши́, шипя́щие, ши́фры, шифрова́льщик, кало́ши, ва́ши, широкопле́чий, гру́ши, маши́на, шифрова́ть, кры́ши, ладо́ши, ю́ноши, шипи́т, шине́ль, камыши́, покроши́, шика́рно, рассмеши́, широколи́стный, широ́кий, шипу́чка, баклу́ши, широ́кие, широко́, ширина́, ши́ло, ши́шечка, ши́шки, поспеши́, шифрова́льщица, шипо́вник, ча́ши, гало́ши, шипы́, ши́шка, шифрова́ние, ла́ндыши, мыши́, шифонье́р, ши́ть, ти́ши, су́ши, шифро́вка, малыши́, широче́нные, надпиши́, пиши́, шикану́ть, ерши́, гроши́, на́ши, кла́виши,
  • «фы»: ша́рфы, шкафы́, жира́фы,
  • «цы»: певцы́, кузнецы́, борцы́, бойцы́, жильцы́, пловцы́,
Читайте также:
Интеграция в сфере образования
Слова со звуком «Ы» в середине слова
  • Под ударением: вы́рос, вы́л, бы́л, сы́р, сы́пь, вы́лет, сты́к, пусты́ня, камы́ш, ны́л, кры́ша, сы́т, ры́нок, жи́дкий, лы́ко, вы́лететь, кры́ши, пы́шка, кумы́с, вы́ли, пы́ль, вы́шка, мы́ло, зы́бь, мы́л, ры́ба, ры́сь, полы́нь, ды́рка, кры́шка, лы́жи, ры́ть, мы́шка, сы́н, коры́то, покры́шка, мы́с, мы́ли, вы́ступ, косы́нка, вы́сох, вы́ставка, бы́ль, маши́на,
  • Без ударения: смычо́к, детёныши, взя́тый, во́льный, рыба́к, я́сный, дыша́ть, камыши́, широколи́стный, бычо́к, ла́ндыши, мыши́, ла́ндыш, малыши́, широче́нные, мотылёк,
Слова со звуком «Ы» в конце слова
  • Под ударением: часы́, плиты́, клесты́, удержи́, бобры́, голы́, платежи́, возы́, держи́, певцы́, сосны́, грибы́, кроты́, стеллажи́, усы́, покажи́, ножи́, жильцы́, жиры́, призы́, плоты́, ряды́, дрозды́, посты́, шары́, подскажи́, пруды́, столбы́, слоны́, моржи́, львы́, мосты́, зонты́, чертежи́, шипы́, болты́, бойцы́, кузнецы́, хвосты́, плоды́, сады́, весы́, гаражи́, расскажи́, повяжи́, снопы́, задержи́, этажи́, борцы́, коржи́, блины́, дары́, цветы́, кусты́, пловцы́, носы́, шкафы́, кочаны́, положи́, завяжи́, окажи́,
  • Без ударения: ти́гры, то́рты, космона́вты, ли́сы, детёныши, ла́пы, кры́ши, зе́бры, поля́ны, на́ши, па́льмы, гале́ты, ли́пы, бараба́ны, сли́вы, го́ры, газо́ны, ша́йбы, со́вы, обезья́ны, мане́жи, подно́сы, снару́жи, ко́сы, ю́ноши, звёзды, гало́ши, оси́ны, чемода́ны, лы́жи, флако́ны, тюльпа́ны, и́гры, но́ры, пейза́жи, газе́ты, баклу́ши, почтальо́ны, клёны, хала́ты, ва́ши, ша́хматы, ле́нты, лимо́ны, ладо́ши, ла́ндыши, ви́лы, па́ры, ша́рфы, о́сы, угро́зы, ла́мпы, кло́уны, со́ты, макаро́ны, зу́бы, су́ши, лу́жи, кало́ши, шля́пы, ча́ши, ши́фры, моро́зы, ва́зы, жира́фы, самока́ты, гру́ши, жа́бы, бесе́ды,

Автоматизация «Ы» в словосочетаниях

  • тыкать пальцем, спелые бобы, шустрая мышка, черный дым, звонкие бубны, смоляной бычок, глубоко дышать, большая дырка, яркие букеты, книжные стеллажи, лошадиные копыта, жилой дом, южные дыни, выдумать историю, детское мыло, пышные банты, модные кеды, лысый человек, выставка работ, эластичные бинты, большие быки, тёплые кофты, молочные зубы, яркие звёзды, дорогие яхты, оранжевая тыква, новенькие жигули, выводок птенцов, душевые кабины,
  • пластиковые лыжи, короткий выдох, вынуть нитку, выкупать малыша, железные капканы, спелая дыня, ядовитые грибы, мусорные пакеты, зелёные дубы, смелые львы, выковать подкову, короткий отдых, мыть пол, разноцветные батуты, выгодно купить, окажи услугу, дикие кабаны, глубокие канавы, белые ландыши, свежие батоны, цветные витражи, выкопать яму, острые ножи, пятнистый бык, день победы, подскажи ответ, выехать загород, сильные морозы, алые губы,
  • фруктовое желе, житель города, большие бегемоты, черные коты, розовые пионы, выносливые бегуны, золотые монеты, выдать паспорт, последняя попытка, болотные жабы, спелые ягоды, высокая вышка, фонарные столбы, снаружи дома, чёрные пумы, лёгкие панамы, спелые сливы, шоколадные конфеты, тёплые унты, тяжело пыхтеть, песчаные дюны, лёгкий дымок, воздушные ванны, уютные комнаты, весёлые гномы, умные совы, маленькие бананы, вылететь пулей,

Автоматизация «Ы» в чистоговорках

«Бы»

  • Бы — бы — бы, Бы — бы — бы — у нас в лесу грибы.

«Вы»

  • Вы — вы — вы, Вы — вы — вы — на ветки две совы.
  • Вы — вы — вы, Вы — вы — вы — бегут из леса львы.
  • Вы — вы — вы, Вы — вы — вы — это мы, а это вы.
  • Вы — вы — вы, Вы — вы — вы — зеленеют травы.

«Ды»

  • Ды — ды — ды, Ды — ды — ды — в лесу высокие дубы.
  • Ды — ды — ды, Ды — ды — ды — на снегу следы.
  • Ды — ды — ды, Ды — ды — ды — давай попей воды.

«Зы»

  • Зы — зы — зы, Зы — зы — зы — есть козлята у козы.

«Лы»

  • Лы — лы — лы, Лы — лы — лы — стоят в комнате столы.
Читайте также:
Сказки о Веселом Язычке

«Мы»

  • Мы — мы — мы, Мы — мы — мы — очень ждем зимы.
  • Мы — мы — мы, Мы — мы — мы — мыши, мыло, дать взаймы.

«Ны»

  • Ны — ны — ны, Ны — ны — ны — вот идут слоны.
  • Ны — ны — ны, Ны — ны — ны — знания нужны.

«Ры»

  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — съеду я с горы.

«Сы»

  • Сы — сы — сы, Сы — сы — сы — у кота усы.
  • Сы — сы — сы, Сы — сы — сы — хвост красивый у лисы.
  • Сы — сы — сы, Сы — сы — сы — тикают часы.

«Ты»

  • Ты — ты — ты, Ты — ты — ты — у Любы банты.
  • Ты — ты — ты, Ты — ты — ты — а у Наты ноты.
  • Ты — ты — ты, Ты — ты — ты — выросли цветы.
  • Ты — ты — ты, Ты — ты — ты — сметану съели всю коты.

«Цы»

  • Цы — цы — цы, Цы — цы — цы — поливаем огурцы.
  • Цы — цы — цы, Цы — цы — цы — пели звонко бубенцы.

«Жы»

  • Жи — жи — жи, Жи — жи — жи — у нас живут ежи.
  • Жи — жи — жи, Жи — жи — жи — мне ужаток покажи.
  • Жи — жи — жи, Жи — жи — жи — у меня чижи.
  • Жи — жи — жи, Жи — жи — жи — я точу ножи.
  • Жи — жи — жи, Жи — жи — жи — повернулись к нам моржи.

«Шы»

  • Ши — ши — ши, Ши — ши — ши — что-то шепчут камыши.
  • Ши — ши — ши, Ши — ши — ши — ее любят малыши.

Прямые слоги

  • Ыр — ыр — ыр, Ыр — ыр — ыр — нашла мышка сыр.
  • Ыд — ыд — ыд, Ыд — ыд — ыд — жадиной быть — стыд.
  • Ым — ым — ым, Ым — ым — ым — из трубы шел дым.
  • Ын — ын — ын, Ын — ын — ын — в огороде тын.

Автоматизация «Ы» в предложениях

  • Из трубы идёт дым. Мы посадили молодые дубы. Моей сестре купили модные кеды. Для путешествия я взял теплый шарф, тёплые штаны и тёплые кофты. Веселые гномы ели леденцы. Вася прошёл все этапы соревнования. Яркие звёзды светят на небе. Черные коты и пятнистые кошки грелись на солнышке. Бычок смоляной бочок пасётся на поляне. Мама сделала варенье из спелых ягод. Спелая дыня лежала в тарелке. Жил-был смелый лев. Снаружи дома мы увидели розовые пионы.
  • Паша любит шоколадные конфеты. Этой зимой были сильные морозы. На клумбе вырос цветок. Малыша моют детским мылом. В лесу растут тонкие осины и берёзы. Быки и коровы пасутся на лугу. Рыба плавает в пруду. Малыши поют песню. Кузнецы куют подковы. Пышная и сладкая пышка. Оля любит красные тюльпаны. Бабушка испекла вкусные торты. На дороге глубокие лужи. Ночной мотылёк кружил у ночника. У Коли электронные часы. Шустрая мышка убежала в норку.

Источники:

  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
  • «Автоматизация звука [Ы]», Е. Е. Трусова, Е. М. Шалюта.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: