Памятка о звуках для родителей и педагогов

«Логопедические Памятки» о Звуках речи и Буквах Видео

Наталья Путилова
«Логопедические Памятки» о Звуках речи и Буквах Видео

В своей практике я применяю занимательный дидактический материал для усвоения правильного артикуляционного уклада речевых органов.

Мной он используется на этапе постановки звуков речи. Отработку правильного произношения звуков речи сочетаю с выработкой умения слышать и дифференцировать -различать эти звуки в словах! Это помогает восполнить пробелы фонематического развития.

При этом можно смело и организованно знакомить детей с печатным написанием и названием букв (соотносим со звуком, без призвука Э!

Звук [с]

Распластай язык пошире,его

Кончик — к нижним зубкам ближе.

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс, ссс, ссс — произнеси!

— Ссс! — синичка просвистела.

— Ссс! — свирель в лесу запела.

— Ссс! — в кустах свист соловьиный.

— Ссс! — свисток сирены сильный.

Буква С

«С» — как серп рисуем с вами.

«С» — свернулся сом с усами.

На снегу подковок след.

«С» — сверкает силуэт.

«С, С, С» — салют сверкает,

Искры вниз, светясь, слетают,

Искры падают с небес,

След от них — как буква «С»!

Звук [з]

Язычок широкий — ниже,его

Кончик — к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко Ззз. произнесем.

3. заливисто звенит,

Звонко 3.в словах звучит:

Зайка, зонт, звонок, загадка,

Зал, значок, звезда, зарядка!

Буква 3

«3» — завиток — не завиток.

«3» — закрывается замок.

«3» — змейка в зарослях ползет.

«3» — заинька морковь грызет.

Звук [ц]

Кратко, глухо посвисти.

Звук, который получаем,

Буквой «Ц» обозначаем.

— Ц, ц, ц — цистерна едет,

— Ц, ц, ц – водицу цедит.

Кран у цинковой цистерны

Рядом лужицы водицы

Буква Ц

Буква «Ц»!

Цепи ценные носить,

Как царица в них ходить!

Мало моднице такой

Целой цепи золотой!

Снизу, с правого конца

Прицепила два кольца!

Звук [ш]

— Ш-ш-ш. Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье.

— Ш! Чтоб звук красивым вышел

Шире язычок и выше!

Сделаем из языка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмем зубам.,

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

— Как шипит гусь? (Ш-ш-ш)

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из нее Можно сделать Е и Ё!

Звук[ж]

Ж как Ш мы произносим,

Только ГОЛОС В ГОСТИ просим!

Звонко Ж в словах жужжит,

Ж как жук большой гудит:

Жужелица, жук, жужжанье,

Жар, жемчужина, журчанье.

Буква Ж

Буква «Ж» — жужжалочка;

В середине палочка,

Четыре ножки по бокам

—. Жука напомнит буква нам!

Жар, жасмин, жираф, жилет,

Жаворонок, журавль, жакет

Звук [щ]

Щ как мягкий Ш мы скажем.

Звук как будто маслом смажем.

Будет мягким Щ, тягучим,

Щебетать язык научим:

Щебет, щелк, щегол, щепотка,

Щепка, щит, щека, щекотка.

Буква Щ

Щенок тащил нещадно по углам

Щетинку за щетинкою из щетки.

Две пощадил щетинки по бокам,

Еще одну не выщипал в середке!

Звук [Ч]

Чётко быстро прошепчи:

Тьши-тьшши (3раза)

Легче, мягче и короче!

Звук, который получаем,

Буквой Ч обозначаем.

Если задаем вопросы,

Часто Ч мы произносим:

— К чему причалим?

Буква Ч

«Ч»! Ну чем не человечек?

Тянет руку нам на встречу!

«Ч» — чудесный ученик,

Чемпион по чтению,

Все слова на букву «Ч»

В его стихотворении:

Чародей, чудак, чулан,

Чашка, чайник, чемодан,

Чурка, челка, чугунок,

Чижик, чепчик, чурбачок!

Звук [Л]

Узкий кончик языка вверх,

В зубы упирается.

По бокам от языка

А получится певучий,

Плавный,ласковый и звучный:

Ласка, лама, ландыш, лапа,

Лук, луна, лужайка, лампа.

Буква Л

Букву «Л» из лыж мы сложим.

Палочку на снег положим.

А под палочку пониже,

Мы на снег положим лыжи.

Одна лежит все время прямо,

Другая клонится упрямо.

Можем «Л» сложить, ребята

, Взяв два лома и лопату.

Сверху лом и справа лом,

Лопата — слева под утлом.

Звук[Р]

Р…. – Ракета рвётся высь!

Р….- Рычит сердито рысь!

Р…- рокочет ровно робот!

«P» сказать и ты попробуй!

— Ррр! — возьмемся за учебу!

— Ррр! — язык широкий — к небу!

Языком, передним краем

Вверх на десны нажимаем.

Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

Ррр — раскатистый и громкий,

Ррр — рокочущий и звонкий!

Буква Р

Как запомнить букву «Р»?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить,

И друг другу «Р» представить!

Рученька, ручища, ручка,

Поручень, рукав, вручать,

Рукопись, наручник, руки,

Буклеты по логоритмике. Памятки для родителей: Логоритмика дома. Памятка для родителей. Логоритмические занятия в детском саду. Содержание, цели и задачи: В ряду различных методик, представляющих систему.

Конспект совместной музыкально-творческой деятельности «Эмоции и настроения в звуках Осени» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 4» Конспект совместной музыкально-творческой.

Анализ литературного произведения (памятки для воспитателей) Памятки для воспитателей Анализ литературного произведения Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки.

Памятки для педагогов Памятка № 1 «Как мотивировать детей, чтобы они сами захотели с вами играть?” 1. Создать проблему – Ребята! Отличная новость.

Памятки для родителей детей раннего возраста Уважаемые коллеги! Для того, чтобы обрести в лицах родителей детей – воспитанников наших союзников, следует настроиться на диалог, а не.

Сценарий выпускного праздника «Сказка о потерянных буквах». Сценарий выпускного праздника «Сказка о потерянных буквах». Авторская разработка музыкального руководителя : Магомедовой Людмилы Викторовны.

Тематические памятки для родителей «Одежда» Дорогие родители! На этой неделе мы с ребятами изучаем «Одежда»Цель: обогащать и активизировать словарь детей по теме, учить правильно, называть.

Читайте также:
Восстановительное обучение при нарушении акта глотания

Тематические памятки для родителей «Транспорт» Дорогие Родители! На этой неделе мы с ребятами изучаемТранспортЦель: Расширение представлений о транспорте и правилах поведения на проезжей.

Тематические памятки для родителей «Весна» Дорогие Родители! На этой неделе мы с ребятами изучаем тему: Весна. Солнышко. Цель: Формировать элементарные представления о времени года.

Конспект группового логопедического занятия по закреплению знаний об изученных гласных и согласных звуках по теме: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИЗУЧЕННЫХ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКАХ» Конспект НОД предназначен для педагогов при закреплении знаний по.

Как объяснить звуки и буквы – Памятка для первоклассников “Звуки и буквы” Учимся проводить фонетический разбор слов.

Памятка о звуках для родителей и педагогов

Чем отличаются звуки от букв?

  • Буквы мы видим и пишем.
  • Звуки мы слышим и говорим.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные? Как научить ребенка отличать гласные и согласные?

Иногда, чтобы облегчить ребенку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что согласный звук нельзя потянуть, нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки «р», «м», «л», то есть все те согласные, которые можно долго тянуть и петь.

А вот если мы обратим внимание малыша на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает — или губы, или язык, то ребенок уже никогда не ошибется.

Скажите ему: «Действительно, звук «м» можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта».

Вот теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.

Гласные звуки первого ряда:

Буквы – А, У, О, Э, Ы.

Звуки — [А] [У] [О] [Э] [Ы] – произносятся протяжно, поются, можно их прокричать, обозначаются красной фишкой.

Перед гласными звуками первого ряда согласный звук всегда звучит твёрдо и обозначается синей фишкой.

Например: МАК, РОЗА и т.д.

Гласные звуки второго ряда:

Буквы – Я, Ю, Ё, Э, И.

Гласные второго ряда называются йотированными и имеют два звука, кроме звука [И] он обозначается красной фишкой, перед звуком [И] согласные – мягкие.

Например: ЛИСА, ПИСЬМО.

Йотированные гласные звуки обозначаются зелёной и красной фишками.

Если йотированный гласный звук стоит в слове первым или после гласного звука, то он обозначается двумя фишками, если после согласного, то одной фишкой.

Например: Яблоко, Маяк, Мяч и т.д.

Всегда твёрдые согласные:

Звуки [Ш], [Ж], [Ц] – обозначаются синей фишкой.

Всегда мягкие согласные:

Звуки [Ч], [Щ], [Й] – обозначаются зелёной фишкой.

Согласные звуки, которые могут обозначать и мягкость, и твёрдость:

Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х.

Парные согласные:
Звонкие согласные:

Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р, Ц.

Глухие согласные:

П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ч, Щ.

Правила:

«Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

«Ударный гласный произносится дольше и громче».

Смелова Наталия Анатольевна,
учитель-логопед 1 категории,
ЯНАО, Тюменская область, г. Ноябрьск

Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Дифференциация гласных и-у

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

Что такое буквы и звуки?

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.

Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно

Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё – [й’о], е – [й’э], ю – [й’у], я – [й’а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают:

– твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

– мягкие– произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п’]= (пь), [к’]= (кь), [д’]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б’], [т] – [т’], [л] – [л’] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

– всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

– всегда мягкие согласные – [ч’], [щ’], [й’];

– звонкие согласные– произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

глухие согласные– произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

– всегда звонкие – [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’];

– всегда глухие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

Как объяснить ребенку гласные и согласные буквы и звуки? Видео.

Проблема понимания гласных и согласных букв у детей.

Довольно часто родители детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с проблемой понимания и соответственно заучивания гласных и согласных букв у их чад.

Читайте также:
Логопедическое сопровождение детей в условиях общеобразовательной школы

В чём корень данной проблемы?

Во-первых, в отсутствии системы обучения. Во-вторых, в подборе методики, которая не подходит ребёнку. И, в-третьих, в отсутствии понимания родителями сложностей, связанных с научением их дитя: отчего то, что кажется столь очевидным и простым взрослому человеку, на деле оказывается сложным для ребёнка?

Самое важное в деле обучения гласным и согласным буквам заключается в обнаружении самим ребёнком разницы между этими понятиями. После её обнаружения родителям необходимо создать условия не только для понимания этой разницы на уровне разума, но и на уровне чувств.

Очень хорошо если Вы нашли время для пальчиковых игр и других замечательных упражнений для развития речи.

В таком случае у ребёнка появляется возможность более прочного «ментального закрепления» изучаемых понятий.

Несколько правил обучения гласным и согласным буквам.

  1. Правило первое: начинать учить буквы необходимо с гласных, так как они легче «даются» детям.
  2. Правило второе: после того, как ребёнок выучит гласные, вы можете переходить к обучению согласным буквам.
  3. Правило третье: используйте в обучении различные игровые приёмы, это поможет ребёнку закрепить в памяти графические образы букв.

Вы можете выложить изученные буквы из тыквенных семечек, круп, фасоли, спичек, счётных палочек и тому подобное. Вспомните своё обучение в школе, когда учитель сравнивал изучаемые буквы со знакомыми вам в обыденной жизни предметами. Возьмите этот приём на заметку.

Основа обучения гласным и согласным буквам.

Как уже говорилось выше, начать обучение необходимо с объяснения разницы между гласными и согласными звуками.

Расскажите ребёнку о том, что гласные можно пропеть, а согласные — нет. Продемонстрируйте это ребёнку и попросите повторять за вами.

Затем покажите на своём примере, что при проговаривании гласных звуков ваш язык спокойно лежит во рту, и не мешает воздуху выходить из него. При произнесении же согласных — воздух будто бы цепляется за что-то, обтекает то ваши губы, то зубы, то язык, а иногда и вовсе не выходит изо рта, потому что «выпрыгивает» из носа, например, при произнесении звука «М».

Поместите перед ребёнком зеркало и попросите его произносить гласные и согласные звуки, следя за своим ротиком. Ребёнок увидит, что губы и язык при произнесении разных звуков ведут себя по-разному.

После этого можно приступить к тренировке, которая всегда должна осуществляться только в игровой форме: игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком.

Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] — песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] — песенка комарика).

Покажите ребёнку яркие и красочные картинки с зайчиком, колобком, солнышком и так далее. Совместно с ребёнком выделите первые звуки в этих словах. Например, в слове котёнок. Для того, чтобы выделить звук, его нужно протянуть. Теперь попросите ребёнка не протянуть, а пропеть первый звук в этом слове.

Естественно, из этого ничего не получится. Далее предложите ребёнку карточку, например, с осьминогом.

Выделите первый звук, попросите протянуть, а затем пропеть. Первый звук в данном слове пропеть у ребёнка, конечно же, получится. Продолжайте игру до тех пор, пока ребёнок проявляет к ней интерес. На следующий день повторите снова.

Игры для детей, помогающие им в изучении гласных и согласных букв.

Детям всегда легче понять и принять на веру даже самый нереальный сказочный сюжет, нежели сухие правила, поэтому обучение гласным и согласным буквам необходимо производить через сказку.

    Игра «Собери слово».

Расскажите ребёнку историю о Чебурашке, который так торопился в гости к Крокодилу Гене, что рассыпал все гласные и согласные буквы. Ребёнок должен будет собрать буквы при помощи разноцветных квадратиков из картона и разложить их по двум кучкам. На красных квадратах будут изображены гласные буквы, на синих — согласные.

Игра «Домики».

На листе бумаги нарисуйте небольшие клеточки синего и красного цвета — домики для букв. Попросите ребёнка поселить в красные клеточки — гласные буквы, а в синие — согласные.

Игра «Подарок».

Положите перед ребёнком набор карточек с гласными и согласными буквами и вручите колокольчик и маленький мячик.

Схема такова: вы называете согласную букву, ребёнок кладёт рядом с карточкой с её графическим изображением колокольчик, если же — гласную, ребёнок помещает рядом с ней мячик.

Многократное повторение, мягкость с вашей стороны и игровая подача материала помогут вам объяснить ребёнку разницу между гласными и согласными буквами. Удачи и хорошего настроения!

Звуки и буквы русского языка — схема, таблица, транскрипция

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    –>Логопедическое пространство Лады Косенко –>

    Прежде чем Ваш ребенок сядет за парту или начнет обучение в предшколе – прочтите, чтобы вспомнить, если вдруг кто-то не знает или забыл …

    • Наша речь состоит из предложений.
    • Предложение – это законченная мысль.
    • Предложения состоят из слов.
    • Слова состоят из звуков.
    • Звук– это то, что мы слышим и произносим.
    • Букваэто то, что мы видим и пишем.
    • Звукна письме обозначается буквой.
    • Букв в Русском языке 33,
    • Звуков в русском языке — 42.
    • Для обозначения звуков (транскрипции) часто используют символы, обозначающие буквы алфавита. При этом для обозначения мягкого согласного символ соответствующего звука дополняют знаком “ь” (мягкий знак) или апострофом, звук “й” иногда также обозначают символом “j”, звук [ч] из-за отсутствия твердой пары может обозначаться [ч] или [чь] , звук [щ] обозначают [щ] или [шь] .
      6 гласных звуков: [а] [и] [о] [у] [ы] [э]
      36 согласных звуков: [б] [бь] [в] [вь] [г] [гь] [д] [дь] [ж] [й] [з] [зь] [к] [кь] [л] [ль] [м] [мь] [н] [нь] [п] [пь] [р] [рь] [с] [сь] [т] [ть] [ф] [фь] [х] [хь] [ц] [чь] [ш] [щ] .

    Сказать «Мой ребенок не выговаривает букву «Р»! – значит сказать неверно!

    Сказать правильно: Мой ребенок не выговаривает звук р!

    Точно так же Ваш ребенок может правильно произносить звук [С ‘] =СЬ, но не произносить звук [С], произносить звук [Л‘]=ЛЬ, но не произносить звук [Л].

    Надо понимать, что артикуляция мягких и твердых звуков РАЗЛИЧНА. 15 согласных букв русского языка имеют 2 варианта произношения: твердый и мягкий.

    Звуки бывают гласные и согласные.

    • Гласные звуки– звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
    • В русском языке шесть гласных звуков (НЕ ПУТАЙТЕ ИХ С БУКВАМИ, БУКВ 10,
    • эта информация чуть ниже): [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
    • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
    • Гласных буквдесять: «а», «у», «о», «и», «э», «ы», «я», «ю», «е», «ё».
    • Шесть гласных букв– «а» «у» «о» «и» «э» «ы» – соответствуют звукам.
    • Четыре гласные буквы– «я» «ю» «е» «ё» – йотированные, то есть обозначают два звука: («я» – [йа], «ю» – [йу], «е» – [йэ], «ё» – [йо]) в следующих случаях: в начале слова(яма, юла); после гласного звука(маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков(семья, подъем)
    • В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» – [а], «ю» – [у], «е» – [э], «ё» – [о](береза, мяч).
    • Согласные звуки– звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    · Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

    · Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

    · Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

    · Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

    Поэтому очень важно развивать у детей

    СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ!

    · Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы»)

    и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я») или ь.

    · Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

    Твердые согласные звуки на схемах обозначают синим цветом.

    · Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

    • Мягкие согласные звукина схемах обозначаются зеленым цветом.

    · Всегда звонкие [л ] [м] [н] [р] [й]

    · Всегда глухие [х] [ц] [ч] [щ]

    Эта информация д ля заинтересованных родителей!

    · Нормами произношения занимается наука ОРФОЭПИЯ.

    Например, правильное произношение по законам орфоэпии привычных для нас слов:

    пишется произносится

    мягко мяХко

    легко леХко

    суббота суБота

    Блондин блоНЬдин

    Забота о развитии речи не кончается никогда, и в этом смысле, мы и сами не должны упускать случая усовершенствовать свою речь! Успехов и стремлений к ПОЗНАНИЮ Вам и Вашим детям!

    «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.» Жанлис Ф.

    Памятка для родителей (автоматизация звуков)

    Уважаемые родители!

    Мы достаточно долгое время плодотворно работаем и вместе помогаем вашему ребенку.

    Наконец ребенок научился произносить звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком.

    Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки? Кому как не вам приучить ребенка следить за своим произношением?

    Помните! Навык закрепляется только тогда, когда он востребован. Ребёнок должен осознать необходимость правильного, чёткого произношения всех звуков, чувствовать вашу заинтересованность и поддержку. Только в этом случае мы добьёмся устойчивых результатов.

    Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого:

    * Заученные чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук повторяйте с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.

    * Старайтесь чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое).

    * Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.

    * Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.)

    Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными.

    Если родители не остаются безучастными, интересуются успехами своих детей, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.

    Желаю успехов!

    Не жалейте времени и внимания своему ребенку, и он будет постоянно радовать Вас все новыми и новыми успехами. Ведь от вас он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.

    Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать

    Хвалите ребенка за его скромные успехи

    Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности стимулировать речевую активность детей, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать

    Памятка родителям для организации занятий

    по заданию логопеда

    * Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

    * Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

    * Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

    * Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

    * При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

    * Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

    * Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

    Как работать со звуком:

    • Проговорите звук совместно с ребенком.
    • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
    • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
    • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
    • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
    • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
    • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
    • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
    • Проговорите речевой материал на этот звук.

    Памятка о звуках для родителей и педагогов

    Разработала: учитель – логопед высшей квалификационной категории

    Старостина Марина Александровна

    “Детский сад № 38 “Белочка”

    Что такое слух?

    Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой и музыкальный.

    Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

    Музыкальный слух – способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте;

    Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность.

    Это и есть фонематический слух.

    Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

    • Замены одних звуков речи другими: твёрдых на мягкие, звонких на глухие, свистящих – шипящими и.т.д. (вместо дом- “том”, лук – “люк”, шуба – “суба, рыба – “лыба”. )
    • Пропуск звуков, слогов при написании слов:(кровать- “ковать”, скороговорка- “скоговока”
    • Перестановка звуков, слогов при написании слов:(шоколад- “кошолад”, градусник-“градунсик”)..
    • Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-“тарава”, девочка-“девочека”)

    Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

    Развиваем фонематический слух на неречевом материале.

    1. “Отгадай источник звука”.

    (издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)

    • шуршим (рвём, режем, мнём) бумагу;
    • переливаем воду;
    • стучим молоточком;
    • рисуем карандашиком, фломастером.

    2. “Слушаем тишину”.

    (Прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше.)

    • скрип двери;
    • сигнал автомобиля;
    • стук каблуков;
    • покашливание (чихание) человека;
    • тикание часов;

    (Знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух.)

    • Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.

    (В семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух.)

    (Интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса.)

    • Что-то русским духом запахло! (Баба Яга)
    • Корову заведём, молочко будем пить (кот Матроскин)
    • Ну, заяц, погоди! (волк).
    • Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дед Мороз)
    • Какая славная песенка, но я с тара стала. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок!

    (Учимся с детьми говорить с разной силой голоса.)

    (Знакомим детей с разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки.)

    Игры на развитие фонематического слуха на речевом материале.

    1. “Кто (что) так звук издает?” (связать услышанный звук с “картинкой-символом”)

    • “ЖЖЖЖ” – пылесос, жук, машина;
    • “СССССС” – водичка,насос, ветер;
    • “ЛЛЛЛЛЛ” – самолёт,пароход;

    (Нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов.)

    • з-р-д-к-в-м-щ-ц; сы-зу-до-аш-жу-щу;
    • заяц-носорог-зонтик-коза-муха..

    3. “Подбери слово на заданный звук.

    • на с; сапог, сани, сын, сапоги, самовар

    Сложные варианты игры:

    “Интервью” – Отвечаем на вопросы на один звук;

    • Как тебя зовут?
    • Что ты ешь?
    • Чем ты играешь?
    • Какое животное тебе больше всего нравится?
    • Что ты носишь из одежды.

    “Группировка слов” – Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды…..

    4. “Слоговой аукцион”

    (Подбираем слова на заданный слог, кто больше.)

    му: муравей, муха, мумия, музыка..

    (Ребёнку нужно отыскать предметы, в названии которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре. )

    (Объясняем ребёнку, что звуки живут в словах в разных позициях: в начале, в середине , в конце, просим определить место звука в слове.)

    Звук “Р” (Ракета-корова-помидор)

    (Рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов), можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки к обучению чтения.)

    При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми.

    • Другой вариант игры “телеграфисты” (отстукивать или прохлопывать слова по слогам).

    Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения:

    Я захотел устроить бал

    и я гостей к себе. (позвал)

    купил муку, купил творог

    испёк рассыпчатый пирог).

    • Можно попробовать себя в роли поэта и поиграть в рифмы со словами:

    А потом сочинить весёлый стишок или небылицу с этими рифмами.

    Перспективный план по окружающему миру в старшей группе.
    учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

    Скачать:

    Вложение Размер
    4._ftskm.docx 22.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план по ФЦКМ.

    Тема « Детский сад».

    (Явление окружающей жизни) »

    Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей (выращивают), заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители

    работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада нужно благодарить за работу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.28-30

    Тема « Во саду ли в огороде»

    Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии мира растений: об овощах фруктах и ягодах. Учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представление о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.

    О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 36

    Тема « Моя семья »

    (Явление окружающей жизни)

    Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена. отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома. Чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям-членам семьи.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.22

    Тема « Экологическая тропа осенью» (на улице)

    Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для

    человека и животных. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных. О правильном поведении в лесу.

    О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.42

    Тема « Что предмет расскажет о себе».

    (Явление окружающей жизни) »

    Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.24

    Тема « Берегите животных!»

    Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек — это часть природы. Что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.

    О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.41

    Тема « О дружбе и друзьях »

    (Явление окружающей жизни)

    Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой.

    Разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай. Друзей выручай.

    ОВ.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.25

    Тема « Прогулка по лесу»

    Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных. О правильном поведении в лесу.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.42

    Тема « Коллекционер бумаги »

    Программное содержание. Расширять представления о разных видах бумаги её качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. старшая группа. С.27

    Программное содержание. Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным русским календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность, творчество.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая. С.45

    Тема « Предметы, облегчающие труд человека в быту».

    Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться, закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

    О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.20

    Тема « Пернатые друзья»

    Программное содержание. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.49

    Тема « Наряды куклы Тани».

    Программное содержание. Познакомить детей с разными видами тканей. Обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.31

    Тема « Покормим птиц»

    Программное содержание. Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

    О.А.Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.53

    Тема « Игры во дворе ».

    Программное содержание. Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»).

    О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.32

    Тема « Как животные помогают человеку».

    Программное содержание. Расширять представления детей о животные разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Развивать творческие способности. Расширять словарный запас.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.55

    Тема « Зимние явления в природе»

    Программное содержание. Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.

    О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.57

    Тема « В гостях у кастелянши»

    Программное содержание . Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.35

    Тема « Экологическая тропа в здании детского сада»

    Программное содержание. Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать связную речь. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к миру природы. Формировать желание выступать в роли экскурсовода на пунктах маршрута экологической тропы. Развивать творческую активность.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.59

    Тема « Песня колокольчика».

    Программное содержание. Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов на Руси и в других странах.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.37

    Тема « Цветы для мамы»

    Программное содержание. Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям. Формировать позитивное отношение к труду, желание трудиться.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.62 3 неделя

    Тема « Российская армия»

    Программное содержание. Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями- пограничник, моряк, лётчик. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С38

    Тема « Экскурсия в зоопарк»

    Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек- часть природы, и он должен беречь, охранять, защищать её. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери, млекопитающие). Развивать познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость.

    О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.63

    Тема « Путешествие в прошлое лампочки»

    Программное содержание. Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.41

    Тема « Мир комнатных растений»

    Программное содержание. Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к природе.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.66

    Тема « В гостях у художника»

    Программное содержание. Формировать представление об общественной значимости труда художника, его необходимости, показать, что продукты труда художника отражают его чувства, личностные качества, интересы.

    О.В.Дыбина. Ознакомление с природным и социальным окружением. Старшая группа. С.43

    Тема « Водные ресурсы Земли»

    Программное содержание. Расширять представление детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края, о пользе воды в жизни человека, животных растений.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.69

    Тема « Путешествие в прошлое пылесоса»

    Программное содержание. Вызвать у детей интерес к прошлому предметов, подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.45

    Тема « Леса и луга нашей родины»

    Программное содержание. Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать познавательную активность, творчество, инициативность. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать чувство коллективизма.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.71

    Тема « Россия огромная страна»

    Программное содержание. Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Чтобы попасть из одного конца страны в другой, например, из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой- главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями.

    О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С.46

    Тема « Весенняя страда»

    Программное содержание. Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.

    Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном). Развивать любознательность, творчество, инициативу.

    ОА.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.73

    Тема « Путешествие в прошлое телефона»

    Программное содержание. Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона; закреплять правила пользования телефоном, развивать логическое мышление, сообразительность.

    О.В.Дыбина. Ознакомление с природным и социальным окружением. группа. Старшая группа. С.49

    Тема « Природный материал- песок, глина, камни»

    Программное содержание . Закреплять знания детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.74

    Тема « Профессия- артист»

    Программное содержание. Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди. Которые могут сыграть любую роль в театре, кино, на эстраде. Рассказать о деловых и личностных качествах представителей этой творческой профессии, её необходимости для людей. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий.

    О.В. Дыбина. Ознакомление с природным и социальным окружением. Старшая группа. С.50

    Тема « Солнце, воздух и вода- наши верные друзья»

    Программное содержание. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать на влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Побуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

    О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С.77

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по окружающему миру в средней группе для детей с ОНР

    Представляю перспективный план по окружающему миру в средней группе на учебный год.Применение удобной табличной формы, содержащей четкое определение задач работы с детьми, позволит педагогическому кол.

    Перспективный план по окружающему миру для детей с ОНР в старшей группе

    Представляю перспективный план по окружающему миру в старшей группе на учебный год.Применение удобной табличной формы, содержащей четкое определение задач работы с детьми, позволит педагогичес.

    Перспективный план по окружающему миру 1 младшая группа

    Перспективный план по окружающему миру в старшей группе

    Перспективный план по окружающему миру в старшей группе

    Перспективное планирование по ознакомлениюс окружающим миром в старшей группе.

    Перспективный план по социальному миру в старшей группе.

    Перспективный план работы в старшей группе по социальному миру.

    Перспективное планирование по окружающему миру в старшей группе

    Планирование по познавательному развитию для работы с детьми в старшей группе.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: