Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет

Анастасия Шевченко руководитель онлайн-школы «Мама-педагог», логопед

Софья Тимофеева педагог, основатель сети детских клубов, бизнес-консультант

  • Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
  • Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
  • Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
  • Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики “скачут” по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет “рожками” в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”).

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырёк”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: “Бом!”. (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, (“крошим хлебушек” всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом “Умничка”

Читайте также:
Конспект занятия для детей старшей группы на тему Зима

20 замечательных пальчиковых игр для детей 4-5 лет

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет можно использовать, когда есть необходимость успокоить ребенка или развлечь его так, чтобы он не помешал окружающим.

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет развивают у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Игра 1. Котята.

У кошечки нашей есть десять котят,
(ладошки складываем,
пальцы прижимаем друг к другу)

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Сейчас все котята по парам стоят:
(покачиваем руками из стороны
в сторону, не разъединяя их)

Два толстых, два ловких,
(постукиваем большими , а потом
указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых,
(постукиваем средними , а потом
безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых
И самых красивых.
(постукиваем мизинцами друг о друга).

Игра 2. Зайцы.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
(руки свободно лежат на столе)

И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”
(поднять вверх большие
пальцы обеих рук)

Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
(поднять вверх указательные
пальцы обеих рук)
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”,
(поднять вверх средние
пальцы обеих рук)

Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
(Поднять вверх безымянные
пальцы обеих рук)

А двое вдруг спросили:
«Он может сделать “Бах”?»
(поднять вверх мизинцы
обеих рук)

“Бах” — выстрелил охотник,
Нажав ружья курок,
(хлопнуть в ладоши)

И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
(бежим всеми пальчиками по столу).

Игра 3. Дружные пальчики.

Эти пальчики щипают,
(большим и указательным пальцем
щипаем ладонь другой руки)

Эти пальчики гуляют,
(указательный и средний
«идут» по другой руке)

Эти — любят поболтать,
(средний и безымянный
трутся друг об друга)

Эти — тихо подремать,
(безымянный и мизинец
прижимаем к ладони)

А большой с мизинцем- братцем
Могут чисто умываться.
(крутим большим пальцем
вокруг мизинца).

Игра 4. Котёнок.

Шёл один я по дорожке,
(показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки,
(показываем два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка,
(показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!
(качаем головой)

У него четыре лапки,
(показываем четыре пальчика)

На лапках — острые царапки,
(царапаем ноготками по
столу или по коленкам)

Один, два, три, четыре, пять,
(на каждый счёт показываем
соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать!
(убегаем указательным и средним пальчиками).

Игра 5. Ласточка — Перепелочка.

Ребенок кладет правую ладонь на левую ладонь взрослого.

Взрослый водит пальцами правой руки по большому пальцу ребенка,
приговаривая: «Ласточка».

Затем переходит к другому пальцу, повторяя эти же движения
и это же слово.

Когда взрослый произнесет «Перепелочка», ребенок должен быстро
отдернуть руку, если он не успеет отдернуть руку, взрослый
ловит его за пальчики, и начинает трясти, приговаривая: «поймал».

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Моя семья»

Игра 6. Пальчиковая гимнастика.

1. «Ладони на столе»
(на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе)

2. «Ладошка — кулачок — ребро».

3. «Пальчики здороваются»
(на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук,
сначала начиная с больших пальцев, потом — с мизинцев)

4. «Коза»
(вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,
затем левой руки)

5. «Очки»
(соединить большие и средние пальцы обеих рук)

6. «Зайцы»
(вытянуть вверх указательный и средний пальцы,
большой, мизинец и безымянный соединить)

7. «Пчела»
(указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг,
а потом вместе двумя руками, произнося при этом звук «Ж»)

8. «Солнечные лучи»
(пальцы рук соединить в замок, поднять руки вверх, вытянув пальцы вверх)

Игра 7. Семья.

А у нас семья живет:
(хлопнуть в ладоши, стукнуть
кулачками друг о друга)

Двое встали у ворот,
(загибать большие пальцы)

Две Настюшки съели плюшки,
(загибать указательные пальцы)

Два Антона
Сидят дома,
(загибать средние пальцы)

Два учиться захотели,
(загибать безымянные пальцы)

Двое плачут в колыбели.
(загибать мизинцы)

Игра 8. Моя семья.

Как я рад, что у меня

Дома милая семья:

Папа, мама, я, сестричка,

Братик — мальчик-невеличка.
(поднять руку ладонью к себе, затем
загибать пальцы при перечислении).

Игра 9. Моя семья.

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)
Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!

Игра 10. Пальцы гуляют.

Раз, два, три, четыре, пять —

Хотят пальцы погулять.
(сжимать-разжимать кулачки,
пошевелить пальцами, затем
на счет загибать их по одному)

Большой палец видит крошку,

Средний будет веселиться,

Безымянный пьет водицу.

Самый маленький не спит,

А вокруг себя глядит.
(пошевелить всеми пальчиками одновременно).

Игра 11. Помогаю маме.

Мыл посуду наш сыночек.

Вымыл кружки, миски, ножик.

Вытер вилки и тарелки —

Убежал играть в горелки.
(выполнять имитирующие движения по тексту).

Игра 12. Мамины помощники.

(Движения показывать в соответствии с текстом)

Мы — мамины помощники,

Ей будем помогать.

Помоем всю посуду

И приберем кровать.

А вечером все вместе

Мы сможем чай попить!

Игра 13. Моем посуду.

(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения
ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)

Раз, два, три, четыре,

(ударять кулачками)
Мы посуду всю помыли:

Вилки, миски, поварешки,

Сковородочки и ложки.

Мы посуду всю помыли,

Только чашечку разбили,

Ножик тоже поломался,

У солонки бок остался.

Чайник чуточку сломали,

Дружно маме помогали.

Игра 14. Гармонь.

Стенка, стенка
(показывать на щеки)

Две ступеньки
(пальчиками «пошагать» по губам)

— Дзынь!
(надавить на нос)

Хозяин дома?
— Дзынь!
(надавить на нос)

Гармонь готова?
— Дзынь!
(надавить на нос)

Поиграть можно?
(легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки.
Вот, вот.
(показать глаза)

Это наши ушки.
Вот, вот.
(показать уши)

Это носик, это рот.
(показать нос, рот)

Сзади спинка.
Здесь живот.
(показать спину, живот)

Рученьками хлоп-хлоп.
(хлопнуть в ладоши)

Ноженьками топ- топ.
(топнуть ногами)

Ох, устали, вытрем лоб!
(провести ладонью по лбу).

Игра 15. Шарик.

(Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками.
В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.
Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение)

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Игра 16. Мои игрушки.

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,
(указательный и большой пальцы каждой руки соединить
подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх
и слегка согнуть (гребешок)

Это зайка,
(средний и указательный пальцы правой руки
направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.
(ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса),
большой палец направлен вверх (ушко)

Вот машинка без колёс.
(правую ладонь сложить в виде пригоршни и
накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
(руки рёбрами поставить на стол, ладони
прижать друг к другу, а затем раскрыть).

Игра 17. Юла.

(Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев,
от указательного до мизинца и наоборот.
Выполнять как правой, так и левой рукой).

Я юлу кручу, верчу,

Игра 18. Это я.

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Читайте также:
Конспект НОД с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!
(дети показывают части тела и выполняют
движения в соответствии с текстом).

Игра 19. Дружные пальчики.

Эти пальчики щипают,
(большим и указательным пальцем щипаем
ладонь другой руки (или мамину ладонь)

Эти пальчики гуляют,
(указательный и средний «идут» по другой руке)

Эти — любят поболтать,
(средний и безымянный шевелятся,
трутся друг об друга (шурша)

Эти — тихо подремать,
(безымянный и мизинец прижимаем к ладони)

А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
(крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Игра 20. Варежка.

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».
(жать пальцы в кулачок)

Маша варежку сняла:
(все пальцы разжать, кроме большого)

«Поглядите – ка, нашла!
(разогнуть большой палец)

Ищешь, ищешь и найдёшь,
(сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

В какие пальчиковые игры для детей 4-5 лет, играете Вы со своими детьми?

Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет

Щепкина Татьяна Викторовна
Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет

Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет.

Цели пальчиковых игр:

• развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;

• совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;

• развитие мышления, воображения, координации движений;

• создание позитивного настроя на весь день.

Предлагаю вашему вниманию картотеку любимых пальчиковых игр детей нашей группы. Дети с удовольствием в них играют, так как эти игры легко и быстро запоминаются. Эти пальчиковые игры мы используем в утренние часы, на занятиях, как физминутки, в вечерние часы.

1. Утро настало, солнышко встало!

Вставай, большак! (пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)

Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)

Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)

Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)

Вставай, малютка! (мизинчик)

Упражнения повторяем для другой руки.

Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?

Просыпайтесь, мои глазки!

(имитация — крутим бинокль, наводим резкость)

Просыпайтесь, мои ушки!

(погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)

Просыпайтесь, мои ручки!

(погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)

Просыпайтесь, мои ножки!

(погладили, потопали)

Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)

Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Загибаем каждый пальчик поочерёдно. На последние слова показываем все 10 пальцев.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Соединяем подушечки каждого пальчика левой и правой руки поочерёдно, начиная с мизинца)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Соединяем подушечки каждого пальчика левой и правой руки поочерёдно, начиная с мизинца)

Один, два, три, четыре, пять. (Сжимаем пальцы в кулачки)

Начинай считать опять.

(Повторяем сначала)

5. Пальчик – мальчик, где ты был?

Пальчик – мальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

6. Пальчики засыпают.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Загибаем каждый пальчик поочерёдно. На последние слова показываем все 10 пальцев.

Мы делили апельсин.

(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

(показывают 10 пальцев)

(показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

(загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура.

(бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!

(сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!

(«бегут» пальцами по столу)

8. Сорока – белобока.

Кашку варила, Кашку варила,

Детишек кормила. Детишек кормила

Этому дала,Этому не дала:

Этому дала, Ты воды не носил,

Этому дала, Дров не рубил,

Этому дала, Каши не варил –

Этому дала. Тебе ничего нет!

Читайте также:
Всероссийские конкурсы творческих работ – 2020

Загибаем каждый пальчик поочерёдно.

(скрестить ладони рук)

Птичка крылышки сложила,

(сделать замок)

Птичка пёрышки помыла.

(вращение замком)

Птичка клювом повела

(выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,

(соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

(скрещенные ладони делают взмахи).

На двери весит замок (пальцы сцеплены в «замок»)

Кто его открыть бы смог?

Повертели, покрутили (крутим «замок» влево, вправо, вперёд, назад)

Как живёшь? – Вот так! (показать большой палец)

– А идешь? – Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? – Вот так! (протягивать открытую ладонь)

– Ждёшь обед? – Вот так! (кулачок подпирает лицо)

– Машешь вслед? – Вот так! (помахать рукой)

-Утром спишь? – Вот так! (2 ладошки под щекой)

– А шалишь? – Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

Маша варежку надела….

Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).

«Поглядите – ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь,

Падал снег на порог. (медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог. («лепят» пирожок)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки («лепят» пирожок)

Не из снега – из муки.

Падал снег на порог, (Взмахи руками вверх, вниз)

Кот лепил себе пирог. («Лепим» пирог)

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк. (Пальчики «Бегут» по столу)

Пироги себе пеки («Лепим» пирог)

Не из снега, из муки.

адал снег на порог. (медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог. («лепят» пирожок)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки («лепят» пир

Падал снег на порог. (медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог. («лепят» пирожок)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки («леп

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет несет в себе не только игровой смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.

Значение пальчиковойгимнастики для дошкольников:

• Развивает мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;

• развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;

• оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;

• нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу, как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;

• способствует формированию возрастных навыков самообслуживания;

тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления

Картотека пальчиковых игр для детей разновозрастного возраста на «День котов и кошек» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фототчёт с картотекой пальчиковых игр на “День котов и кошек”. Цель: Развитие.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Картотека осенних пальчиковых игр для детей 3–4 лет Осенние пальчиковые игры для детей среднего возраста. Пальчиковая игра со стишками развивает речь, память; кисти и пальцы рук становятся.

Картотека осенних пальчиковых игр для детей среднего возраста Осенние пальчиковые игры. В пальчиковых играх нужно запоминать: положение пальцев, последовательность движений, стихи. Пальчиковая игра.

Картотека пальчиковых игр КАРТОТЕКА пальчиковых игр. Не секрет,что “пальчиковая гимнастика” хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка.

Картотека пальчиковых игр Картотека пальчиковых игр. Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку.

Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста Самые простые пальчиковые игры, которые можно использовать в разных видах образовательной, игровой деятельности, в режимных моментах. 1.

Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста. Часть 2 Пальчиковые игры полезны не только для развития мелкой моторики, но для развития речи. 1. Игра «Дятел» (Постукивать по столу подушечкой.

Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы. Консультация для воспитателей «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (пальцы рук соединяются ритмично в «замок») Мы с тобой подружим маленькие пальчики,.

Учебно-методическое пособие «Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет» «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский) Наверное, не стоит напоминать, что развитие мелкой моторики – очень.

Читайте также:
Итоговая НОД в старшей логопедической группе В гостях у Совы-Говорушки

Картотека пальчиковых игр для детей 4 -5 лет.
картотека (средняя группа) на тему

Картотека пальчиковыхигр подобрана по темам для удобства поиска необходимого материала.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_palchikovyh_igr_detey.docx 42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №476»

” Картотека пальчиковых игр для детей 4-5лет”

Лужина Ирина Александровна

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

Развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков малыша напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок.

Тема: Части тела

Это глазки. – Вот, вот.

Это ушки. – Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох! устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.

«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, Указательный и средний “идут” по другой руке.
Эти – любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти – тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Тема: Наш детский сад, наша группа.

Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных – «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» – кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)

«Наша группа»
В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками по столу
Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно,
Это Маша, начиная с мизинца
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.

«Как живёшь?»
– Как живёшь? – Вот так! (показать большой палец)
– А идешь? – Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? – Вот так! (протягивать открытую ладонь)
– Ждёшь обед? – Вот так! (кулачок подпирает лицо)
– Машешь вслед? – Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? – Вот так! (2 ладошки под щекой)
– А шалишь? – Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

«Девочки и мальчики»
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

Листопад, листопад! Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,

медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

« Осень»
Осень, осень, – трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, – трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, – движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, – по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, – разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, – скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: – похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – кулак, ребро, ладонь

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, – загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. – сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, – загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. – маршируем на месте
А в лесу полно чудес! – разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. – хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. – сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, – загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. – делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, – грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, – встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!

«Осень2»
Ветер северный подул, – подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. – ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, – постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил, – плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. – ладони прижать крепко к столу

«Осень3»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый ( Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку ( Спокойно уложить ладони на стол)

9 упражнений для занятия пальчиковой гимнастикой с детьми 4–5 лет

Все знают, насколько важна мелкая моторика для развития речи. Выполнение пальчиковой гимнастики для детей 4–5 лет – это еще и возможность подготовить ручки к письму. Не за горами школа, и будет лучше, если ребенок пойдет в нее подготовленным.

Что такое пальчиковая гимнастика?

Что такое пальчиковая гимнастика, объясняет само название. Это гимнастика, которая выполняется пальцами рук. Они попеременно и одновременно сгибаются, трут друг дружку, выполняю другие действия под мелодичные стихи-потешки. Иногда такие занятия проводят воспитатели в детском саду. В первых классах школы разминка пальчиков является обязательной. Она помогает снять усталость после письма.

Возраст 4–5 лет – оптимальный для начала домашних занятий пальчиковой гимнастикой. Но если есть желание, можно делать ее и гораздо раньше. В Японии простые упражнения выполняют с 2–3- месячными младенцами. Прообраз современных пальчиковых игр – знаменитые «Ладушки», «Сорока-ворона кашу варила».

Польза

Психологическое созревание и двигательная активность тесно взаимосвязаны в детском возрасте. Говоря простым языком, чтобы ребенок умственно развивался, ему необходимо двигаться. За совершенствование речевых навыков отвечает мелкая моторика. Манипуляции с мелкими предметами, целенаправленные движения пальчиками стимулируют работу центра Брока – участка головного мозга, ответственного за моторную организацию речи. Пальчиковая гимнастика:

  • тренирует мелкую моторику;
  • развивает пространственное мышление, ум ребенка;
  • повышает силу и ловкость пальчиков, готовит их к письму;
  • способствует правильной речи;
  • улучшает память и внимание.

Занятия для 4–5 лет

Лучшее время для обучения ребенка – сразу после завтрака или после дневного сна и полдника. В этот период у малыша много сил, он максимально готов концентрироваться на заданиях. Тем не менее, это не исключает возможность проведения пальчиковой гимнастики в любое время и в любом месте. Например, в дороге, очереди, на прогулке. К счастью, подобные занятия не требуют использования дополнительных атрибутов. Все, что нужно – запомнить потешки и движения, увлечь ребенка в игру.

Полезные рекомендации:

  1. Перед занятием пальчики нужно размять. Ручки должны быть теплыми.
  2. Читать потешки следует максимально выразительно, задействуя мимику.
  3. Ребенок должен знать примерное содержание стихотворения. Если стишок новый, нужно заранее с ним ознакомить малыша.
  4. Можно делать гимнастику под аудиозапись с детскими стишками.
  5. Каждое упражнение выполняется с повтором, но не больше 3 раз подряд.
  6. Одно занятие длится 10–15 минут.
  7. Постепенно набор игр меняется, а сами движения усложняются. Любимые стихи рекомендуется оставить и читать их первыми.
  8. Особенно важно, чтобы в гимнастике участвовали два последних пальца – мизинец и безымянный.

Если ребенок делает движение неправильно, не нужно прерывать игру, чтобы поправить положение рук. Лучше это сделать после занятия. Нужно взять ручки малыша и сложить фигуры, которые не получились, попутно называя их.

Примеры

Для занятия пальчиковой гимнастикой можно использовать любые короткие стишки. Движения придумываются на ходу. Родитель читает выбранное произведение и быстренько соображает, как изобразить козочку, собачку, дождик или солнышко. Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. При систематических занятиях, малыш сможет делать гимнастику без подсказки. Некоторым деткам интересно фантазировать и делать свои «постановки». Такое стремление нужно обязательно поддерживать.

Облака

Два кулачка перед собой, подушечки указательных пальцев соединены: Облака как паруса

Кулачки сжимаются и разжимаются: Мчит их ветер, гонит

Движение левой ручки вперед, пальчики раскрыты: Если много облаков

Указательный пальчик стучит по ладошке второй руки: Значит, будет дождик

Правая ручка движется вперед, пальчики раскрыты: Ну а если облака

Пальцы покачиваются вправо-влево: Как перо жар-птицы

Обе ручки над головой с разведенными пальчиками: Будет солнышко с утра

Махи руками по сторонам: Запоют все птицы

Кулачки соприкасаются: А столкнутся лоб об лоб

Нарисовать ручками круг: В тучу превратятся

Ладошки стучат по столу: И тогда грохочет гром

Сжать пальцы в кулачки и пригрозить: Это тучи злятся

Солнышко

Руки поднимаются над головой, пальчики максимально разведены: Солнышко ясное в небе сияет

Кисти рук вращаются: Лучиками нас согревает

Пальчики соединяются в замок: Вдруг тучки набежали

Сцепленные пальчики пытаются освободиться: Лучики в тучках застряли

Руки вытягиваются вверх и качаются из стороны в сторону: Ветер налетел могучий

Ладошки словно моют небо: Разогнал все тучи

Руки поднимаются вверх, пальчики расставляются: Солнышко снова на небе сияет

Кисти выполняют круговые движения: Теплом своим ребят согревает

Зимняя игра

Сжимание и разжимание кулачков: Лепим мы из снега ком

Прямые ладошки соединяются подушечками пальцев: Из комочков строим дом

Руки хлопают в ладоши: Зверята будут в доме жить

Ладошки гладят друг друга: Развлекаться и дружить

Пальцы переплетаются в замок: Будем домик сторожить

Осень пришла

Пальчики поочередно сгибаются, начиная с большого: Раз, два, три, четыре, пять

Сжимаются и разжимаются кулачки: Будем листья собирать

Одна ручка загибает большой пальчик другой руки: Листья калины

Указательный пальчик: Листья рябины

Средний: Листья липы

Безымянный: Листья ясеня

Мизинчик: Листья клена соберем

Пальцы стучат по столу: Любимой маме отнесем

Чем я занималась

Один кулачок потирает второй: В понедельник я стирала

Кисти расслаблены, ладошки движутся вправо-влево: А во вторник подметала

Ладошки поочередно накрывают друг друга: В среду я пекла калач

Кулачок стучит по ладошке второй руки: Весь четверг кидала мяч

Левая ручка стоит на ребре, пальцы полусогнуты, правая трет поверхность левой ладошки: Кружки в пятницу помыла

Ладошки смотрят вверх, мизинчики вместе: А в субботу торт купила

Потирание ручек: Всех подружек в воскресенье

Махи к себе: Позвала на день рожденья

Картинки

Существует немало наглядных примеров пальчиковых игр. Оптимально для занятий использовать распечатанный материал или предварительно его выучить. Чтение с экрана монитора будет отвлекать и взрослого, и ребенка, игра пройдет не так интересно, как могла бы.

Итак, иллюстрированные примеры пальчиковой гимнастики для 4–5 лет:

Игрушки

Пальчиковая гимнастика станет еще интереснее, если задействовать дополнительные аксессуары. Особой популярностью пользуется кукольный театр, в котором фигурки надеваются на пальцы.

Они продаются в готовом виде в магазинах игрушек. Но можно сделать маленьких кукол дома самостоятельно. Например, связать или пошить из фетра, лоскутов ткани. Совсем ленивые могут нарисовать животных или сказочных персонажей ручкой. Например:

Также интересно смотрятся фигурки из бумаги. Для изготовления достаточно распечатать шаблон на картоне, вырезать и разукрасить на свой вкус.

Играть с фигурками не только увлекательно и полезно, но и очень просто. Персонажи надеваются на ручку ребенка согласно сюжету. Потом взрослый читает произведение, а малыш показывает услышанное. Детям младшего возраста родители показывают спектакль сами.

Другого рода игра для тренировки пальчиков называется «собери резинки по карточкам». Ее также можно приобрести в магазине, а можно сделать самому. Для этого нужно распечатать картинки с примерами и обзавестись резинками разных цветов. Играют так: открывается карта, и дети пытаются повторить, что на ней изображено. Кто первый правильно собрал резинки, забирает карту. Затем открывается следующее изображение. В конце карточки пересчитываются, а победитель награждается символическим призом.

Пособия

Найти большое количество пальчиковых игр можно в специальных книгах. Такие пособия выпускаются по возрастам: 0–2 года, 2–4 года, 4–5 лет, 4–7 лет и для учеников начальной школы. Для занятий с дошкольником стоит обратить внимание на книги «Пальчиковая гимнастика» следующих авторов:

  • Е. Б. Шмелева;
  • Е. А. Ульева;
  • Е.Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова;
  • Т. Н. Щербакова «Кулачки-ладошки».

Еще советский кандидат педагогических наук, заслуженный учитель года В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Занятия пальчиковой гимнастикой с детьми 4–5 лет положительно сказывается на развитии мышления, повышают концентрацию и внимательность. Игры не отнимают много времени, достаточно заниматься по 10 минут в день. При этом какой заряд позитива они дарят ребенку и взрослому!

Пальчиковые игры

Автор: admin · 3 февраля, 2020

Для быстрого перехода нажмите на название раздела:

В настоящее время сложилась устойчивое направление раннего развития детей. Современные мамы уделяют этой тенденции повышенное внимание. Каждая мама желает, чтобы ее ребенок вырос умным, сообразительным, здоровым и благоразумным человеком.

И поэтому, маленькие детки, посещают бассейн, танцевальные студии и развивающие занятия. Там они развивают мелкую и крупную моторику, ловкость, логику, координацию движений и т.п.

Помимо посещения кружков, есть еще отличный способ развивать своего ребенка. Этот способ заслуживает внимания. Это пальчиковые игры.

Есть прямая связь между руками и мозгом человека, чем больше ребенок разрабатывает пальчики, тем скорее происходит развитие его мозга.

Обратите внимание, у новорожденного ребенка ручки всегда сжаты в кулачки. А когда ребенку вкладываешь в его ладошку свой палец, он обязательно схватит и сожмет его. Все эти действия у малыша получаются рефлекторно. Далее при формирования мозга, этот рефлекс превращается в способность держать и отпускать. Чем больше раз малыш делает хватательные жесты, тем он лучше умственно развивается. Все действия, которые ребенок совершает руками, оказывают положительное влияние на его ум.

Так всем известные, еще от наших родителей, игры «Сорока – ворона», «Ладушки-Ладушки», «Коза рогатая» носят не только развлекательный характер, но так же помогают гармонично развивать тело и разум ребенка.

В пальчиках имеется огромное число рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Благодаря ручным манипуляциям улучшается звукопроизношение, а так же развивается речь. Пальчики нужно начинать тренировать как можно раньше, с самого детства.

Обычно, начиная с первых дней рождения, малыша легонько массажируют, напевая в процессе занятия всевозможные песенки, осторожно раскрывают ладошку, и слегка поглаживают каждый пальчик, затем ручки, ножки, спину и живот. И уже к 4 месяцам, перед каждодневной процедурой, ребенок сам будет протягивать вам свои ладошки.

Массаж пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка. Стихи формирую чувство ритма.

Противопоказаний для пальчиковых игр не существует. Очень важно, чтобы малыш пробовал играть бусами, мешочками, наполненными крупой, коробочками с различными отверстиями, рвал бумагу и т.п. Надо сделать так, чтобы каждая очередная фантазия мамы стала для ребенка удовольствием.

Пальчиковые игры для детей.

1. Массаж или самомассаж пальчиков в стихотворном сопровождении.

30 упражнений для самомассажа

Еще больше про массаж мячиками

2.Пальчиковая гимнастика.

Еще больше про пальчиковую гимнастику ознакомьтесь тут

3. Пальчиковое рисование.

Рисование способствует развитию креативных резервов ребенка,улучшает мелкую моторику пальцев рук. С помощью пальчикового рисования малыш получает новые тактильные и визуальные ощущения, что содействует расширению кругозора ребенка.

Шаблоны для пальчикового рисования возьмите тут

4. Пальчиковый театр или пальчиковые игры сказки.

Этот процесс развития построен на базе ролевых игр. Из половинок «киндера» либо же из бумаги можно смастерить мордашки излюбленных сказочных персонажей и инсценировать сценки из сказки. Причем, привлекать и кроху к такой незамысловатой игре. Удержать «киндер» на кончике пальца очень даже не просто, без тренировки здесь не обойтись. Вот поэтому, и сами пальчики, и речевое развитие, и память, и логика, и еще очень многое можно развить при помощи детских пальчиковых игр.

Скачать шаблоны для пальчикового театра + Стихи для спектакля

5. Шагаем пальчиками.

«Пальчиковые шаги» — это игра ориентированная на улучшение взаимосвязи движений кистей и пальцев рук. Сначала взрослый пусть пройдет путь пальчиками, чтобы потом, если потребуется, помочь ребенку. Здесь представлены упражнения как для левой, так и для правой руки. Начните заниматься с упражнений для ведущей руки, а после позанимаетесь другой рукой.

Пальчиковые шаги все упражнения

6. Расскажи или покажи стихи руками.

Разучивание стихов + пальчиковая гимнастика способствуют не только развитию речи, а так же улучшению внимания и воспитывают эмоциональную выразительность. Сначала сами прочитайте стих и рассмотрите жесты. Потом вместе с ребенком, Вы читаете стих и показываете соответствующие жесты, то есть «рассказываете» стих руками, а ребенок должен повторить. Обычно такие занятия нравятся детям, потому что в них совмещен и рассказ увлекательной истории, и движение. А движение, как известно, просто необходимо ребенку в дошкольном возрасте.

Скачайте бесплатно книги «Расскажи стихи руками»

7. Театр теней.

Создайте теневой театр своими руками. Складывайте пальцы в определенную комбинацию и у Вас получатся различные персонажи, звери, птицы, все это сопровождайте стихами, или повествованием сказки. И будет настоящий театр теней. Еще Вам понадобится: Источник света (настольная лампа) и Белый экран (белая ткань без рисунка).

Еще больше комбинаций

8.Дидактическая игра «Попробуй повтори»

Игра будет интересна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, взрослым эта игра тоже очень понравится. Смысл игры заключается в том, что ребенок должен повторить положение рук, или пальцев, или позу, что увидит на картинке. Эта игра так же развивает внимание, и улучшает реакцию. Игра проста, понятна и увлекательна.

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет

Анастасия Шевченко руководитель онлайн-школы «Мама-педагог», логопед

Софья Тимофеева педагог, основатель сети детских клубов, бизнес-консультант

  • Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
  • Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
  • Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
  • Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики “скачут” по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет “рожками” в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”).

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырёк”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: “Бом!”. (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, (“крошим хлебушек” всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом “Умничка”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: