Ознакомление старших дошкольников с профессиями

Педагогическая статья на тему “Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях

Содержимое публикации

Первое знакомство ребёнка с богатым и разнообразным миром профессий происходит в дошкольном возрасте. Очень важно подвести детей к пониманию того, что труд почётен и необходим для каждого человека, и каждая работа является нужной и важной. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает весь дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Накоплению ярких эмоциональных впечатлений способствуют целенаправленные наблюдения, экскурсии, знакомящие детей с трудом взрослых, чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь.

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Трудолюбие К.Д. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.

Для формирования у старших дошкольников представлений о профессиях необходимо:

Создание развивающей среды, необходимой для реализации поставленной задачи. Необходимо познакомить детей с термином «профессия». Им необходимо понять, что профессия –это дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Объяснить детям, что профессии нужно специально обучаться, что у каждой профессии есть свои инструменты. Однако, при ознакомлении с определенной профессией ребенку еще трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности. Данную проблему можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций, наблюдений. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы впоследствии на основе полученного материала ребенок мог анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослого.

Экскурсии, целевые прогулки «Профессии наших мам», «Все работы хороши», «Продавец» и др.).

Совместно-самостоятельная деятельность – совместный труд детей и взрослых (помощь дворнику, совместная деятельность воспитателя и мл. воспитателя и детей), экскурсии по саду (к медсестре, прачке и др.),

Непосредственно образовательная деятельность с обязательным включением предварительной беседы или рассказа по данной профессии. Например: НОД «Ознакомление с предметным и социальным окружением» («Петрушка идёт трудиться», «Петрушка идёт рисовать», «Наша армия», «Замечательный врач» и др.).

Дидактические игры («Кем быть» 5-6 лет, «Все работы хороши, выбирай на вкус» 6-7 лет; а также «Кому это нужно?», «Выбираем работу», «Назови профессию», «Исправь ошибку», «Кто где работает?», «Угадай профессию» и др. сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Детский сад», «На стройке», и др.), игры-драматизации, театрализованные игры пальчиковые игры).

Стихи, загадки, поговорки, пословицы, динамические паузы, игровые ситуации, считалочки, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, картинок чтение худ. литературы (неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака – пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С. Михалкова «А что у вас?» старшая, средняя группа и для подготовительной – Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», В. Маяковский «Кем быть?».

Возьмём, например, знакомство с трудом младшего воспитателя:

– Беседа на тему: «Что вы знаете о труде мл. воспитателя».

– Рассматривание иллюстраций о труде помощника воспитателя.

– Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», И. Деемьянов «Я теперь большая», А. Кузнецова «Кто умеет», Е. Груданов «Наша нянечка».

– Д/и: «Что нужно для работы помощника воспитателя?», «Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку».

Очень важно не просто знакомить ребенка с профессиями, а рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие, чтобы на ранних ступенях развития выявить склонность детей к разным видам деятельности и обеспечить реализацию интересов и развитие индивидуальности ребёнка.

Нужно подвести детей к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества: лечит больных – доктор, красивая стрижка – парикмахер, новый дом – строитель и т.д. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания дети отражают в игре.

Читайте также:
Дифференциация звуков (Ш) - (Ж)

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. А ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества.

Портал педагога

Автор: Зиянгирова Нурсиля Халяфовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад “Солнышко”
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Заинск
Наименование материала: статья
Тема: Ознакомление дошкольников с профессиями как важный фактор нравственного развития
Раздел: дошкольное образование

Ознакомление дошкольников с профессиями как важный фактор нравственного развития
Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь

к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его

М. Горький
Каждый человек мечтает выбрать себе дело по душе, доставляющее радость самому и приносящее пользу людям. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или, что у него золотые руки. Именно поэтому очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требуются для той или иной профессии. Воспитывать в себе эти качества лучше начинать с дошкольного возраста. Все мы стоим на бесконечной, уходящей вглубь веков лестнице, где каждая ступенька – плод труда ремесленника, земледельца, ученого. От нашего отношения к труду, от того, как наше общество относится к рабочему человеку – все равно, каменщику, философу, повару, учителю, и от того, как мы подготовим наших детей к выбору профессии, зависит, продолжится ли эта лестница в будущее. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно выбранная профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни человека. Все, наверное, помнят известные строчки из книжки Сергея Михалкова «А что у вас?» Лётчик водит самолёты – Это очень хорошо. Повар делает компоты – Это тоже хорошо. Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе… Эта книжка не просто случайный разговор в стихах мальчишек и девчонок во дворе. Так в ненавязчивой форме автор знакомит детей с профессиями. Важную роль в трудовом воспитании детей и в дальнейшем выборе профессии играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают
детям о работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул. Родителям своих воспитанников мы предлагаем сделать все играючи: -Рассматривать фотографии и рассказывать ребенку про профессию каждого члена семьи. Поинтересоваться, кем бы он хотел стать? А может он уже давно о чем- то мечтает? -Закреплять и расширять знания о профессиях с помощью стихов и загадок. -Разыгрывать ролевые ситуации во время семейных праздников, при приготовлении ужина, походов на природу, поиграть с детьми в повара, строителя, милиционера. Возможно, такие игры станут первым шагом на пути выбора будущей профессии. Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами: -Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. -Родители воспитанников работают на предприятиях разной направленности, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. В своей воспитательной работе мы используем разные методы знакомства детей с профессиями, учитывая их возрастные особенности: экскурсии и встречи с людьми разных профессий, наблюдения, игры, совместную деятельность. Очень эффективным является проектный метод, который призван помочь детям сформировать первые представления о профессиях, создать положительный настрой. В рамках составленного плана совместно с родителями и детьми начали работу следующих мини – проектов:  «Каждое его творенье – просто сказка, объеденье!» (по ознакомлению детей с профессией повара)  «Наш добрый Доктор Айболит» (знакомство с профессией старшей медсестры)  «Призвание – воспитатель»  «Профессия продавец – отличный выбор»  « С утра, спозаранку кручу, верчу баранку!» о профессии шофера,
 «На посту день и ночь он стоит, за порядком дорожным следит» ( по ознакомлению с профессией инспектора ГИБДД)  “Пожарный- герой, он с огнем вступает в бой”. В ходе реализации данных проектов даем детям представление о профессиях, знакомим с их трудовыми процессами, с предметами – помощниками, воспитываем доброжелательное отношение, уважение к их труду. Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии. Много ярких впечатлений в детских сердцах оставили: – экскурсия на кухню, которые дети совершили недавно, интересная беседа с поваром, его визит в группу к малышам; – экскурсия в медицинский кабинет, совместная дидактическая игра со старшей медсестрой; – экскурсия по группам детского сада, знакомство с воспитателями других групп; – встреча с инспектором ГИБДД; – экскурсия в татарскую школу-гимназию; -экскурсия в музыкальную школу; – встреча и беседа с папой-водителем возле машины. Благодаря таким экскурсиям дети познают окружающий мир, видят труд людей, понимают важность их профессий. В рамках работы проектов организовали экскурсию в магазины, встречи с интересными людьми – родителями – представителями разных профессий «Гордость заинской земли». Провели конкурс стенгазет «Мир профессий», фотоконкурс «Человек труда – гордость района», акцию «День человека труда», «День выпускников». В каждой возрастной группе оформили уголки о профессиях с игрушками и атрибутами для игр, так как предметная среда является условием творческого развития личности ребенка. Планируем сшить для кукол одежду разных профессий. Большую роль в формировании представлений дошкольников о труде взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально- ориентированной направленности. В нашем детском саду широко используются игры «Супермаркет», «Салон красоты», «Космодром», «Больница», «Школа». В играх дети учатся комбинировать жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг, самостоятельно начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Особое направление нашей работы – взаимодействие с родителями. Какое отношение будет у родителей к профессии, такое сформируется у ребенка. Совместно с родителями оформили папку «Все профессии нужны, все профессии важны», где мамы и папы рассказали о своих профессиях, поместили свои фотографии на рабочем месте.
При ознакомлении с профессиями у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении, что поможет их дальнейшему обучению в школе, а в будущем стать достойными гражданами своей страны. Надеемся, что проведенная работа позволит вложить в маленькие сердца хоть частичку трудолюбия, уважения к человеку труда, и будущее нашей страны будет в надежных руках.

Читайте также:
Формирование представлений об ударении у детей

Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей). Средняя группа

автор: Никитенкова Татьяна Владимировна

Воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Красная шапочка» города Сафонова Смоленской обл.

Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей). Средняя группа

Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей). Средняя группа. воспитатель: Никитенкова Т. В.

Актуальность. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированой с учетом ФГОС ДО.

Читайте также:
Конспект занятия во второй младшей группе по теме 'Посуда'

Цель: Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи: Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

  • Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.
  • Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.
  • Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.
  • Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
  • Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Участники проекта : дети, родители, воспитатель,

Вид, тип проекта : творческий, познавательный, информационный.

Место проведения : МДОУ детский сад №14.

Сроки проведения: краткосрочный, ноябрь 2018 г.

Возраст детей : 4-5лет.

Условия реализации проекта.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагога и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Планируемый результат

— наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

— обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

— понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

— сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

— пополнение лексики воспитанников;

— умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

— успешное взаимодействие со своими детьми;

— повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя:

— создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

— совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

— повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

После завершения проекта дошкольники смогут:

Узнавать и называть профессии и место работы родителей.

Владеть обобщающим понятием «профессия».

Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.

Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.

План реализации проекта (этапы работы).

Работа была спланирована в следующих формах: дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы, тематическое развлечение,занятия

I этап – подготовительный (диагностическо-прогностический): выявление проблемы.

Содержание: исследование комплекса педагогических условий ДОУ, способствующих развитию ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста

  • определение темы проекта и перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей;
  • формулировка цели и задач;
  • составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;
  • анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ;
  • планирование деятельности по реализации проекта;
  • подбор цикла бесед и рассказов для детей, конспектов занятий;
  • подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций и интерактивных игр;
  • пополнение предметно – пространственной развивающей среды

Методы сбора информации:

— Анализ современных образовательных программ ДО.

— Обследование предметно-пространственной развивающей среды.

— Беседы с детьми.

— Наблюдение за играми детей.

План выполнения проекта (интеграция образовательных областей).

Социально – нравственное воспитание : Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, полицейский, парикмахер, врач , Продавец); рассказы о разных профессиях; экскурсии с детьми по профильной ориентации.

Познавательное развитие : Знакомство с профессиями родителей; встречи с интересными людьми.

Речевое развитие: чтение художественной литературы (Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие); беседы (на тему «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?»).

Художественно-эстетическое развитие: изодеятельность (на темы «Кем я стану когда вырасту», «Кем работают мои родители»);.

Физическое развитие : Развлечения, конкурсы (тематические).

Игровая деятельность — сюжетно-ролевые игры («Кухня», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и др.); дидактические игры («Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Профессии» и др.).

Читайте также:
Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок Сутеева

Работа с родителями: рассказы родителей о своей профессии; папка-передвижка «Профессии»; привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной, организационно-практический.

Реализация проекта «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души! Профессии моих родителей», через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей, как повар, полицейский, строитель, , парикмахер и т.д.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде своих родителей. Ознакомление с трудом и профессиями родителей должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели.

Алгоритм ознакомления с профессией

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых»

Сергеева Антонина Васильевна

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых»

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

В настоящее время перед воспитателями стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

– Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.

– Дидактическая (игра с предметом, настольно – печатная, словесная)

– Подвижная (сюжетная, несюжетная)

– Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

– традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

– различные виды игр;

– наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

– чтение художественной литературы;

– решение проблемных задач и ситуаций;

– развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

– театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в

различных ситуациях, имитационные упражнения);

Нетрадиционные формы:

– творческое моделирование и проектирование;

– разработка и составление алгоритмов;

– просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.

Читайте также:
Реабилитация пациентов с очаговыми поражениями мозга

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

ООД “В городе Профессий”

Задачи:

  • формировать познавательный интерес, умение ориентироваться в пространстве, расширять представления о профессиях людей, о значении их труда для общества.
  • Развивать логическое мышление, слуховое внимание, речевую активность, диалогическую речь.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, чувство понимания значимости профессий в жизни людей.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование: гелевые воздушные шары, записка, карта, иллюстрации «Профессии», «Инструменты», загадки-схемы, макет дерева, корзина, плоскостной домик из нескольких частей на магнитную доску (фундамент, первый этаж, второй этаж, крыша), «мостик» – коврик, речка из материала, мнемотаблица к стихотворению Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?», конверты, игра «Профессии», магнитофон.

Предварительная работа: беседы с детьми о профессиях, разучивание стихотворения «Чем пахнут ремёсла?», рассказы о труде взрослых, чтение художественной литературы о людях разных профессий, дидактические, словесные игры, знакомство с пословицами, рассматривание иллюстраций «Кем быть?», «Инструменты».

Содержание организованной образовательной деятельности

В группу влетают гелевые шары с привязанными к верёвочкам запиской и картой.

Воспитатель: Ребята, смотрите, какие-то шары к нам залетели. Ой, что это? Здесь записка из города Профессий.

– А вы знаете, что такое профессия?

– Правильно, это работа, дело которым занимается человек и приносит пользу другим людям.

– Прочитаем, что тут написано?

«Дорогие ребята! В нашем городе профессий все дружно работали, весело пели и танцевали. Но тут случилась беда, в наш город пришла Лень. Теперь никто не работает, не поёт песен и не танцует. Помогите, пожалуйста! Выполните все задания Лени, тогда она уйдёт из нашего города.

Высылаем план нашей местности.

– Вы согласны помочь мастерам и мастерицам? Давайте рассмотрим план. Что нам нужно отыскать сначала? (дерево).

– Затем, какой у нас план действий? (найти дом, корзину, мост). Тогда скорей же в путь! (дети идут по группе).

– Ду-ду-ду – я дорогу найду.

– Ла-ла-ла – творю добрые дела (проговаривание чистоговорок, находим дерево).

– Ребята, Лень приготовила для нас загадки, да загадки не простые, а нарисованные. «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной; – расскажи, что мне нужно для работы, чем я занимаюсь, и кто я такой?». Сейчас вы парами возьмёте загадку-схему, рассмотрите её, обсудите, найдите отгадку и расскажите всем.

(Дети работают парами, стоя за столами, рассматривают нарисованные загадки; обсудив, находят отгадку – нужную иллюстрацию с изображением профессии и объясняют, почему выбрали именно эту профессию:

  • кресло, ножницы, расчёска, фен – работает в парикмахерской, делает причёски – это парикмахер;
  • лестница, рукав – поливной шланг, каска, огнетушитель, спецодежда, пожарная машина – он тушит пожары – это пожарный;
  • ткань, нитки, иголка, швейная машинка – шьёт красивую одежду – это швея или портной;
  • мольберт, палитра, краски, кисть, карандаш – рисует картины – это художник;
  • мел, доска, указка, тетради и книги – учит детей – это учитель).

– Молодцы! Все загадки отгадали!

А сейчас приготовили пальчики:

Кто-то лечит (растираем ладошки),
Кто-то варит (кастрюля, вращение кистью руки – размешивание),
Кто-то нам бельё стирает (трём кулачок о кулачок тыльной стороной),
Кто-то учит (пальчик вверх – указка),
Кто-то волосы стрижёт (движения пальцами – ножницы),
Кто-то сказочку прочтёт (книга – открываем, закрываем),
Не кончаются заботы (вращаем руками – мотаем пряжу),
Много у людей работы (замочек – открываем, закрываем).

Воспитатель: Здорово!

– Что нам дальше необходимо найти? (дом).

– Ой, да он же весь разобран. Чтобы дом собрать, нужно объяснить, как вы понимаете пословицы?

– Умелые руки не знают скуки.

– Труд человека кормит, а лень портит.

– Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Воспитатель: А это башкирская пословица: одно дело начал, другое бросил, ни одного дела не закончил (за каждое объяснение пословицы, дети получают один элемент дома и прикрепляют на магнитную доску – фундамент, 1-й этаж, 2-й этаж, крыша).

Читайте также:
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

Воспитатель: Вот и дом собрали! Молодцы!

– Мудрые советы не забывайте, да почаще применяйте.

– Что у нас дальше по плану? (находят корзину).

– Здесь находятся карточки с изображением инструментов – орудий труда. Лень очень постаралась, чтобы жители города забыли, для чего им нужны инструменты. Назовите инструмент и для чего он нужен, что им делают, какое действие совершают.

– У меня пила, пилой… (пилят бревно).

– У меня топор, топором…(рубят дрова).

– У меня молоток, молотком…(забивают гвоздь).

– У меня лопата, лопатой…(копают землю).

– У меня отвёртка, отвёрткой…(закручивают шуруп).

– У меня стеклорез, стеклорезом…(режут стекло).

– У меня кисть, кистью…(красят дверь).

– У меня метла, метлой…(метут дорожку).

– У меня коса, косой…(косят траву).

– Что мы назвали? (инструменты).

Воспитатель: Умнички! Давайте отдохнём (проводится физминутка).

Знают точно наши дети (сжимают и разжимают кулачки).
Много дел на белом свете (соединение ладоней и кулачков).
Вот военные идут – они границы берегут. (ходьба на месте с высоким подниманием колен).
А швея иглу берёт и одежду людям шьёт. (пальцы соединить в щепотку – вытягивание нитки).
Дворник улицу метёт, звонко песенку поёт (имитация работы с метлой).
Птичница во двор пришла, зёрна курам принесла (имитация кормления кур).
Знают точно наши дети,
Много дел на белом свете.

– Отлично! Что нам осталось найти? (мост, дети проходят по «мосту», находят карточку с заданием). Какое тут сложное задание.

– Ребята скажите, что будет если:

  • пожарные не будут тушить пожары,
  • врачи перестанут лечить людей,
  • водители откажутся садиться за руль.

Воспитатель: Умнички! Это знает каждый, все профессии нужны, все профессии важны! Ребята, чтобы Лень наконец-то ушла из города Профессий, нам нужно рассказать всё, что мы сделали сначала до конца (рассказы по плану местности).

Звучит музыка, слышите музыку! Значит, Лень наконец-то ушла из города. Мы справились! Давайте порадуемся вместе с жителями города Профессий (двигаемся под музыку), закружимся в танце.

– А вы заметили, запахи тоже вернулись (все нюхают коробочки).

– Ребята по очереди понюхайте и скажите, чем пахнет из каждой коробочки.

– Чем пахнет из этой коробочки? (пахнет свежей булочкой). Верно, это запах сдобной булочки, сдобой пахнет.

– А чем пахнет из этой коробочки? (Из этой коробочки пахнет деревом). Правильно, это запах свежего дерева, стружек.

– А чем пахнет из этой коробочки? (из третьей коробочки пахнет орехами). А вы догадались, что это за запахи? Это запахи из стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?». Давайте его вспомним, говорим чётко и выразительно (рассказывание стихотворения по мнемотаблице).

В группу заходит логопед и говорит: «Здравствуйте, вам просили передать конверт с запиской и игру.

«Дорогие ребята! Спасибо вам огромное за наше спасение! Посылаем вам игру «Профессии». Играйте и знакомьтесь с новыми профессиями. Мы думаем, когда вы подрастёте, то дело по душе себе найдёте.

Мастерицы и мастера. Спасибо!»

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе Текст научной статьи по специальности « Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Двуреченская Ольга Николаевна

В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи .

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Двуреченская Ольга Николаевна

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN LOGOPEDIC WORK

In article information and communication technologies in logopedic work with children of preschool and younger school age with speech fouls are analyzed. The analysis of modern approaches in use of computer technologies at various stages of logopedic work is submitted and the basic principles which have been been the basis for creation of interactive correctional games for children with fouls of the speech are considered.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе»

О.Н. ДВУРЕЧЕНСКАЯ, старший преподаватель, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: penjksha@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN LOGOPEDIC WORK

В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютерные технологии, дети с нарушениями речи.

Читайте также:
Мастер-класс 'Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО'

In article information and communication technologies in logopedic work with children of preschool and younger school age with speech fouls are analyzed. The analysis of modern approaches in use of computer technologies at various stages of logopedic work is submitted and the basic principles which have been been the basis for creation of interactive correctional games for children with fouls of the speech are considered.

Keywords: information and communication technologies, computer technologies, children with speech fouls.

Анализ специальной научной и методической литературы по проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи у детей и применения компьютерных средств обучения в специальной педагогике показал актуальность данной проблемы как в аспекте теоретического анализа, так и в аспекте рассмотрения практических приемов использование данных средств в логопедической практике. В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотрение специализированных компьютерных технологий, учитывающих общие закономерности и особенности развития дошкольников с речевыми нарушениями.

В настоящее время электронные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста учащегося и применяемых технологий компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют решения, направленные на развитие различных психических функций, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей с различными нарушениями речи [4, 5, 18].

Можно выделить два типа компьютерного обучения. Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Он определяет то задание, которое предъявляется педагогом. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает педагогу в управлении учебно-коррекционным процессом, например выдает результаты выполнения тестовых заданий (введение электронной «речевой карты»); такие данные могут позволить отследить динамику речевого развития у детей с речевыми нарушениями [6, 9].

Тяжёлые речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной

деятельности, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса и выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Коррекционная работа с такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность [7, 10, 15, 16, 17].

Развитие науки и техники в середине двадцатого столетия привело к созданию микропроцессоров и компьютеров, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития [1, 2, 12, 13, 19].

Внедрение компьютерных технологий сегодня является еще одним важным направлением работы в коррекционно-образовательном процессе. Современные информационные технологии облегчают работу логопеда (составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации; позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям) и повышают мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, стимулируют речевую и познавательную активность, а также повышают самооценку ребенка [3, 8, 11].

Основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи:

• системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

• игровая форма обучения, интересная для детей;

• интерактивное решение задач, поставленных в процессе коррекционного воздействия;

• полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

• дифференцированный подход к обучению, возможность выбора по сложности или объему варианты заданий и игр.

Работа со всеми интерактивными играми проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [3, 21].

На сегодняшний день разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии: «Игры для Тигры», «Мир за твоим окном», «Состав числа», «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo»», «Моя жизнь», «Лента времени», «В городском дворе», «Видимая речь», «Дельфа -142», «Речевой калейдоскоп», «Алик. Скоро в школу», «Планета чисел для малышей», «Забавные картинки», «Весёлая Азбука Кирилла и Мефодия», «Волшебный букварь», «Флора и фауна», «Пятачок и разные звери», «Дракоша и занимательная география», «Винни-Пух учится читать», «Винни-Пух в волшебном лесу»; «Гарфилд – малышам. Развиваем мышление», «Гарфилд – малышам. Развиваем речь», «Пятачок в волшебном лесу», «Дракончик Гоша спасает черепах», «Баба -Яга учится читать», «Игры для Тигры» и т.д. Данные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.

Читайте также:
Нейропсихологический подход в логопедической работе

Целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии при изучении любой темы и на любом этапе логопедических занятий. При объяснении (введении) нового материала, при закреплении, при повторении, при обобщении, при обследовании, в коррекционной работе по формированию фонематического анализа и

восприятия, в коррекционной работе на лексическом уровне, в коррекционной работе на синтаксическом уровне, в коррекционной работе по развитию связной речи младших школьников [3, 20, 21].

Информационно-коммуникационные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной сред, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения. Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

Таким образом, цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.

1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 125 с.

2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002. – 352 с.

3. Вальчук, Н.П., Шамшур, Э.В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду (из опыта работы) //Дефектология. – 2000. – № 3. — С. 55-65.

4. Гаркуша, Ю.Ф., Черлина, Н.А., Манина, Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 34-36.

5. Гергей, Т., Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе //Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 41-48.

6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / JI. В.Лопатина, Н. В.Серебрякова, Л.С.Соломаха. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 240 с.

7. Жукова, П.С., Мастюкова, Р.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда. 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.- 239 с.

8. Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения //Дефектология. – 1997. – №5. – С. 25-27.

9. Комарова, Т.С., Комарова, И.И., Туликов, А.В. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 168 с.

10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. -СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.

11. Королевская, Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1. – С.47-55.

12. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. -231 с.

13. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 45-48.

14. Лизунова, Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. – М., 2007. – 86 с.

15. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов /под ред. Р.И.Лалаевой, С.Н.Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 368 с.

16. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 680 с.

17. Лопатина, Л.В., Серебрякова, П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Л.И. Герцена, 2001. – 191 с.

18. Лынская, М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми»// «Логопед». -2011. – № 3. – С. 13-15.

19. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 191 с.

20. Репина, З.А., Лизунова, Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5 (14). – С. 285-287.

21. Тимофеева, Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 1997. – №2. -С.41-49.

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Рубрика: 7. Дефектология

Читайте также:
Занятие по теме Овощи

Опубликовано в

Дата публикации: 29.11.2013

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Дмитриева, О. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми / О. И. Дмитриева, Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4588/ (дата обращения: 18.01.2022).

Совершенствование системы дошкольного образования требует внедрения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. Информационно-коммуникационные технологии все чаще используются в работе с детьми дошкольного возраста. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики — наглядность.

При подготовке к учебной деятельности педагог должен позаботиться о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать этот фактор. «В развитии языка цивилизации с некоторых пор произошел невидимый переворот: переход от цивилизации текста к цивилизации изображения», — пишет В. Д. Параджанов, руководитель лаборатории «Учебник XXI века».

У детей дошкольного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление. Именно поэтому они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Следовательно, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.

Начиная использовать коммуникационные технологии (далее в тексте используется аббревиатура КТ) в коррекционном педагогическом процессе, в данном случае речь идет о работе с детьми-логопатами, следует знать и учитывать преимущества использования новых средств обучения, а также основные положения применения КТ в коррекционной работе.

Преимущества использования коммуникационных технологий в работе с детьми-логопатами:

1. Мотивационно-занимательная сторона обучения.

2. Индивидуализация и дифференциация форм работы.

3. Возможность показа скрытых для наблюдения процессов развития и динамических процессов.

4. Создание принципиально новых (обходных) путей развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

Основными базовыми положениями применения коммуникационных технологий являются:

– Продвижение ребенка по пути нормального развития. КТ могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей.

– Ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок с особыми образовательными потребностями. Средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях, позволяют представить в процессе обучения именно то средство, которое будет воздействовать на структуру речевого дефекта.

– Использование коммуникационных технологий открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения.

– Новые средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях могут более эффективно решать традиционные дидактические задачи.

– Новые средства обучения могут применяться в случае трансформации одной формы речи в другую (Например: устной речи в письменную).

Однако, следует сказать, что компьютерные программы, которые не рассчитаны на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе, т. е. апробации.

Результативность применения коммуникационных технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов логопедической группы. Новые средства обучения, основанные на использовании коммуникационных технологий должно быть обоснованным и продуманным, а также использоваться наряду с традиционными средствами.

Определены основные требования к использованию коммуникационных технологий:

– Наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению.

– Ясное осознание педагогом цели, времени и места введения информационных технологий.

– Адекватность компьютерной программы стоящей учебной задаче.

– Мера в использовании.

– Отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте. Неиспользование одновременно нескольких объектов, если в этом нет необходимости.

– Учет возраста, уровня речевого развития дошкольников.

А также представлены условия применения средств.

– Организовывать восприятие предъявляемых компьютерных программ надо таким образом, чтобы максимально воспринимал заложенную в нем информацию.

В настоящее время создано несколько компьютерных программ, которые учитывают все необходимые требования и их можно применять в логопедической работе с дошкольниками. Но использование их в настоящий момент является проблематичным из-за высокой стоимости. Внедряя КТ в коррекционную работу с дошкольниками, мы пошли по пути использования на логопедических занятиях готовых обучающих компьютерных игр для дошкольников.

При подготовке к обучению грамоте детей с речевыми проблемами мы посчитали использование их достаточно целесообразным. На занятиях фрагментарно используются следующие игры: «Супердетки. Учим буквы» (Компания «Мультисофт», 2007г.), «Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма» («Руссобит — Паблишинг», 2005 г.), «Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Федором» и «Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку» («Акелла», 2006г.). Но наиболее часто используется обучающая компьютерная игра «Букварик-смешарик» (СКА «Петербург», 2003–2007гг.).

Читайте также:
План работы с молодым специалистом

Остановимся на описании игры «Азбука — малышка».

– Любимые герои из мультфильмов.

По замыслу авторов, игра рассчитана на детей 4–5 лет, но с успехом может применяться для обучения детей более старшего возраста, имеющих речевые проблемы.

С помощью данной игры можно решать следующие образовательно-коррекционные задачи:

1. Знакомство в игровой занимательной форме с основными понятиями — звук, буква, слог, слово, предложение.

2. Практическое деление слов на слоги.

3. Дифференциация гласных и согласных.

4. Выделение начального звука в слове.

5. Подбор слов на заданный звук с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.

6. Запоминание букв и нахождение их в печатном компьютерном тексте.

7. Составление разрезных картинок из разного количества частей.

Работа по каждому конкретному звуку строится следующим образом:

– Аудирование. Дети слушают текст, стараясь запомнить слова с изучаемым звуком, после чего проводится дидактическая игра «Кто больше слов назовет?».

– На компьютерной сюжетной картинке отыскивают предметы с заданным звуком.

– Последняя часть работы — нахождение в тексте буквы, обозначающей данный звук.

Это основные виды работ, предлагаемые авторами игры. использовать же её можно не только при ознакомлении детей с конкретным звуком и соответствующей ему буквой, но и на других видах занятий. Например, на занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов языка или на занятиях по формированию связной речи.

Кроме того, на всех видах занятий с использованием компьютерных игр применяются и другие дидактические методы и приемы, в том числе игровые с использованием дидактических игрушек. Это набор мягких игрушек «Смешарики», а также мягкие игрушки-самоделки: куклы — звуки (гласные), Тим и Том, Мульмуля, Жучок-Звуковичок, Дразнилкин, Клоун-Весельчак. При работе с игрушками самоделками используются стихотворные тексты собственного сочинения.

Хочется особо отметить, что использование КТ в логопедической работе должно быть строго согласованно с санитарно–гигиеническими нормами и здоровьесберегающими принципами обучения. Занятия с использованием компьютерных игр проводятся не чаще 2 раз в неделю. Общее время работы с компьютером на занятии не должно превышать 15 минут. В структуре занятия предусматривается обязательное проведение различного вида физпауз и физминуток для глаз, сопровождаемых авторскими стихотворными текстами.

Широкое использование информационных технологий продиктовано необходимостью «расширения зрительно-пространственной активности», предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме «зрительных горизонтов» (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия «телесно-моторного закрепощения» [2]. Данные технологии позволяют сохранить интерес детей в течение всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, описания и разнообразные рассказы по картине.

Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной школе.

Следовательно, использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками имеет следующее значение.

Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

Использование наглядных средств вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Таким образом, правильное использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми способствует формированию четких представлений о произносительной стороне языка, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются в речевой практике.

1. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель.- 2009г. № 12.

2. Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008.-№ 6.-с. 32.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: