Овощи с грядки – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему: «Овощи с грядки»

Конспект НОД «Овощи с грядки» для дошкольников среднего возраста с ОНР содержит игры и упражнения по развитию речевых умений, закреплению тематической лексики, формирования четкого образа овощей.

Занятие сопровождают известные детям герои-смешарики, которые вовлекают детей в разнообразные игры: словесные (лексические, артикуляционные, грамматические), пальчиковые, логоритмические и т.п.

Конспект может быть использован в работе логопедов, воспитателей как коррекционных, логопедических, так и массовых групп детских садов.

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему: «Овощи с грядки».

  • Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания.
  • Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, лук, чеснок).
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  • Развитие навыка фразовой речи.
  • Формирование фонетико-фонематической базы.
  • Закрепление представлений о значении овощей для здоровья человека.
  • Учить детей отвечать на вопросы полным предложением; правильно употреблять предлоги в, под, на.
  • Активизация речевой деятельности детей.
  • Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, тонкой, общей и артикуляционной моторики.
  • Развитие умения согласовывать движения с текстом.
  • Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
  • Воспитание умения работать сообща в коллективе.
  • Воспитание умения выполнять инструкции логопеда.
  • натуральные овощи, корзина, мягкие игрушки «Крош», «Копатыч», стол, стулья, тексты загадок про овощи, картина с изображением огорода, ободки с изображением овощей (на каждого ребенка), «чудесный мешочек».

Ход НОД:

Дети входят в группу и становятся возле логопеда.

Логопед. Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Дети садятся на стульчики.

Логопед. Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик — солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

Раздаётся стук в дверь.

Логопед. Ребята, кто это? Давайте посмотрим.

(Открывает дверь берёт Кроша)

Логопед. Да это же наши друг Крош.

Игра «Угости зайку».

Логопед показывает детям Кроша и читает стихотворение:

Крош к деткам прискакал,
Скок-скок-скок.
Что мы Крошу дадим?
Чем мы Кроша угостим?
Вот морковка. Посмотрите,
Кроша быстро угостите!

Крош крутит морковку и не знает, как её съесть.

Логопед. Дети, давайте поможем Крошу.

Упражнение «Научи Кроша» (для развития органов артикуляции). Каждое упражнение выполнить до 3 раз.

а) открывать рот:

— Крош, рот открывай! Вот так! Вот так!

б) показывать зубы:

— Крош, зубки покажи! Вот так! Вот так!

в) показывать язык:

— Крош, покажи язык! Вот так! Вот так!

г) откусывать морковку:

— Крош, морковку откуси! Ам! Ам! Ам!

д) облизывать губы:

Крош съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная морковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так!

Крош. Спасибо, ребята. Я очень люблю морковку.

Логопед. Ой, ребята, кто это там рычит за дверью? (ответы детей). Пойду, посмотрю.

Логопед. Да это же друг Кроша, Копатыч. Он несет тяжелый мешок. Здравствуй, Копатыч, проходи! Ребята, пригласите Копатыча.

(Дети здороваются с Копатычем и приглашают его пройти).

Логопед. Ребята, пока Копатыч с большим мешком шел к нам, он очень устал, ему стало жарко. Давайте на него подуем! (речевое дыхание: «ду-у-у-у-у»)

Логопед. Копатыч, а что ты нам принёс?

Копатыч. Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.

Игра «Чудесный мешочек»

Дети по одному, не заглядывая в «чудесный мешочек», а потрогав только рукой, достают из него овощи и называют их . Если ребёнок затрудняется, логопед помогает ему.

Логопед. Что это?

Дети. Это огурец (помидор, репа, морковь, картофель, лук, чеснок, свёкла, редис и т.д.)

Логопед. Ребята, назовите все, что было в волшебном мешочке, одним словом.

Логопед. Копатыч, а где ты взял эти овощи?

Копатыч. В огороде на грядке.

Логопед вносит картину с изображением огорода и предлагает детям её рассмотреть. Логопед. Ребята, на картине нарисован огород. Что растёт на огороде?

Дети перечисляют: на картине помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка – это овощи.

Логопед. Правильно, одним словом – это овощи. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими, за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Ребята, давайте покажем, как мы будем ухаживать за овощами. Выходите на середину группы. Наша физкультминутка называется «Огород».

Читайте также:
Конспект непосредственно-образовательной театрализованной деятельности с использованием логопедической ритмики

Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой)
Грабли в руки взяли,
Грядки причесали. (показать, как работали граблями)
Семена рядами
В землю мы сажали. (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Мы водой прохладной
Грядки поливали. (изображать полив грядок из лейки)
Мы пололи огород,
Чтоб семенам дать кислород (наклоны, руками достать до пола)
Урожай богатый
Дружно собирали. (наклоны)
Танцы и песни
Сами затевали. (хлопки в ладоши)

Логопед. Ребята, посмотрите, Копатыч принёс нам овощи большого и маленького размера. Давайте поиграем в игру «Большой и маленький». Копатычу мы отдадим большие по размеру овощи, а Крошу маленькие.

Игра «Большой и маленький».

Огурец – огурчик.
Картошка — картошечка.
Капуста – капустка.
Помидор — помидорчик.
Лук — лучок.
Чеснок – чесночок.
Морковь – морковочка.
Свекла — свеколка.

Логопед. Нашим друзьям очень хочется попробовать свои овощи. Давайте поиграем с ними в игру «Кто, что съел».

Игра «Что съел Крош, а что съел Копатыч?»

Логопед. Вот у Кроша капустка, огурчик и морковка. (Прячется морковка). Что съел Крош?

Дети. Крош съел морковку.

Логопед. Что осталось?

Дети. Осталась капустка и огурчик.

Логопед. А вот у Копатыча капуста, огурец и морковь. (Прячется огурец). Что съел Копатыч?

Дети. Копатыч съел огурец.

Логопед. Что осталось?

Дети. Осталась капуста и морковь.

Логопед. А сейчас мы поиграем немного в другую игру. Крош и Копатыч будут прятать овощи, а мы с вами будем их искать.

Игра «Спрячем и найдем овощи».

На столе лежат овощи. Копатыч и Крош прячут их (куда прятать -предлагает логопед). Дети находят овощи и складывают их в корзину.

Логопед. Крош, спрячь огурчик под стульчик. Ребята, куда Крош спрятал огурчик?

Дети. Под стульчик.

Логопед. Спрячь чеснок в мешок.
Спрячь картошку в матрешку.
Спрячь помидор под стол.
Спрячь морковку на полку.
Спрячь кабачок в сундучок.

Логопед показывает овощи в корзинке и выполняет с детьми пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра «Овощи».

У друзей с полей
Очень много овощей.
Овощи в корзиночке.
Лежат, как на картиночке.
Сложить ладони «корзиночкой».

Вот пузатый кабачок
Положили на бочок,
Перец и морковку
Уложили ловко.

Помидоры, огурцы. Сгибать пальчики, начиная с большого.
Крош и Копатыч — молодцы. Показать большой палец.

Логопед. Давайте вспомним, какие овощи принесли нам Крош и Копатыч. А помогут нам в этом загадки:

* Летом в огороде – длинный и зеленый,
А зимою в бочке он соленый (Огурец).

* Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста).

* На кустах висят шары, Покраснели от жары. (Помидор).

* Оранжевая девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).

* Прежде, чем его мы съели, мы наплакаться успели. (Лук).

* Кругла, да не мяч; желта, да не масло; с хвостом, да не мышь. (Репа).

* Кругла, красна, в землю вросла. (Свекла).

* Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый,
А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис).

* Этот важный господин, в огороде не один.
Он в зеленом пиджаке отдыхает в уголке.
С виду всем такой знакомый, и не раз был у нас дома.
Вовсе он не толстячок, а солидный … (Кабачок)

* Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картошка)

* Он бывает очень разный – зеленый, желтый, красный.
И жгучий он, и сладкий, стоит знать его повадки.
Сам он главный среди специй! Вы узнали? Это… (Перец)

* Этот овощ как головка, в ней зубцы засели ловко,
Как мы зубчик очищаем, всех микробов убиваем. (Чеснок).

Логопед. Молодцы, ребята, все правильно отгадали!

– А сейчас мы узнаем, какие овощи вам нравятся больше всего. Крош, какой овощ тебе нравится больше других.

Логопед. Копатыч, А тебе какой овощ нравится больше других?

Логопед спрашивает у детей и надевает им на головы шапочки с изображением их любимых овощей

Логопед. Становитесь все в круг. Поиграем в игру.

Игра «Огородная. Хороводная»

Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Читайте также:
Критерии стимулирующих выплат логопеду в ДОУ и в школе

Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.

Ты, шофёр, сюда спеши
И немножко попляши.
А потом не зевай,
Увози наш урожай.

Логопед. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с различными овощами.

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее!

Копатычу и Крошу пора отправляться к себе в мультфильм. А нашим детям на прогулку.

Конспект НОД “Овощи с грядки”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

В процессе ознакомления с конспектом вы узнаете как: учить согласовывать имена существительные в единственном и множественном числе с прилагательными вкуса и цвета;

формировать простые предложения по картинно – графическому плану. Развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»,упражнять в отгадывании предметов по их описанию;в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Скачать:

Вложение Размер
ovoshchi_s_gryadki.docx 16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Овощи с грядки»

– учить согласовывать имена существительные в единственном и множественном числе с прилагательными вкуса и цвета;

– учить формировать простые предложения по картинно – графическому плану.

– упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

– развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»;

– упражнять в отгадывании предметов по их описанию;

– развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.

– воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.

Оборудование: картинки с изображением овощей, картинки: бабушка и дедушка, картинно – графический план предложений.

Игра «Что лишнее?»

Картофель, капуста, груша, морковь?

Логопед : Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А поедим мы к бабушке и дедушке на дачу, чтобы посмотреть, какие овощи созрели там на грядках.

Логопед и дети садятся на свои места, «едут» – (имитируют езду на поезде). А чтобы в пути не было скучно, я расскажу вам об овощах.

3.Вводная беседа: Овощи

Овощи растут в огороде и на поле. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными или вареными. Человек употребляет в пищу корни, листья, стебли, стручки и семена разных овощей. Но перед употреблением овощи тщательно промывают.

4.Развитие мелкой моторики «У Лариски две редиски»

У Лариски – две редиски,

У Алешки – две картошки,

У Сережки – сорванца, –

два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки,

Да еще у Петьки – две
хвостатые редьки.

По очереди разгибают пальчики

из кулачков, начиная с больших

5.Развитие лексико-грамматических категорий

Логопед: Вот мы и в огороде. Кто здесь нас встречает?

Логопед выставляет картинку: дедушку и бабушку.

Далее занятие логопед ведет от имени дедушки и бабушки.

Бабушка предлагает детям отгадать, урожай каких овощей они собрали с дедушкой. Для этой цели используются картинки овощей. Логопед дает описание овоща, дети отгадывают, что за овощ. После этого логопед достает картинку овоща.

Игра «Узнай по описанию»

Дети подбирают к ряду слов – признаков слово – предмет в единственном числе и к слову – предмету слова-признаки во множественном числе.

Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. (Помидор.)

Помидоры какие? (круглые, красные, сочные, полезные, мягкие.)

Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец.) Огурцы какие?

Круглая, зеленая, твердая, сочная. (Капуста.) Капусты какие?

Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная. (Морковь.) Моркови какие?

Круглый, жгучий, витаминный, твердый. (Лук.) Луковицы какие?

Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая. (Свекла.) Свеклы какие?

Игра «Назови ласково»

Дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Логопед: Дедушка и бабушка собрали много овощей. Дедушка собирал овощи большого размера, а бабушка маленького размера. Назовите бабушкины овощи ласковыми словами.

Огурец – огурчик, помидор – помидорчик, свекла – свеколка, баклажан –баклажанчик, лук – лучок, морковь – морковка, репа – репка, капуста – капусточка.

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Действия по тексту.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

Лето все она толстела,

Показывают руками круг перед собой.

Разрасталась вширь и ввысь.

Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно белой,

Руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Бабушка и дедушка приготовили для нас загадки. Но загадки не простые, они зашифрованы в виде картинок.

Логопед выкладывает ряды картинок с изображением овощей – по четыре картинки. В каждом ряду одна картинка «лишняя», то есть отличается существенным признаком.

Баклажан, тыква, картофель, капуста. («Лишний» картофель, потому что он растет в земле, а все остальные овощи над землей.)

Огурец, картошка, свекла, морковка. (Огурец.)

Баклажан, капуста, помидор, тыква. (Все круглой формы, баклажан – овальный.)

Лук, кабачок, морковь, репа. (Все растут в земле, а кабачок над землей.)

6.Составление предложений по картинно – графическому плану

Где лежит огурец (помидор)? Откуда мама (Вика) взяла огурец (помидор)?

Где лежат огурцы (помидоры)? Откуда мама (Вика) взяла огурцы (помидоры)?

Логопед: Где мы с вами побывали? Урожай чего собрали дедушка и бабушка?

Почему овощи полезно употреблять в пищу? (Потому что они вкусные, витаминные, полезные.)

Конспект логопедического занятия «Овощи»

Ксения Курлович
Конспект логопедического занятия «Овощи»

Цель: развивать лексико – грамматический строй речи. Закрепить знания детей об овощах.

• Актуализация и обогащение словаря по теме «Овощи».

• Закрепление образования существительных множественного числа именительного и родительного падежа, образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

• Учить образовывать относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам.

• Согласовывать числительные в роде, числе и падеже.

• Развитие зрительного и слухового внимания.

• Развитие мелкой и общей моторики.

• Развитие мышления и воображения.

• Формировать познавательный интерес, активность и самостоятельность.

Оборудование: картинки зайчиха с зайчонком; овощи: капуста, картошка, свекла, морковь, редиска, лук, кабачок, огурец, помидор, тыква, перец, баклажан; картинки по 2 и 5 овощей на одной: морковь, огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, луковица.

Ход занятия:

Логопед: для начала предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Подскажи словечко». Итак, я вам буду рассказывать небольшое стихотворение-загадку, а вам нужно отгадать, о чем идет речь. Попробуем?

Логопед: – логопед показывает детям картинку после того, как они назвали овощ.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок (лук).

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий (кабачок).

И красавец-великан темно-синий (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Молодцы! Ну так что, догадались, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети: об овощах

Логопед: А где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде на грядках.

Логопед: Верно. Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй – это вершки. И сейчас давайте с вами поиграем еще в одну игру, которая называется «Вершки-корешки». Я буду называть овощи, а вам нужно вспомнить, как они растут, что люди едят – вершки или корешки. И если это вершки, то нужно будет поднять руки вверх, а если корешки – положить руки на стол. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.

Морковь (корешки, помидор (вершки, лук (вершки и корешки)

Картофель (корешки, огурец (вершки, капуста (вершки, свекла (корешки)

Отлично! А теперь мы с вами подумаем, чего же много в огороде. Вот, например, у меня есть один огурец, а в огороде много огурцов.

А если у нас будет один помидор, то в огороде будет много … (помидоров). А теперь будет отвечать тот, кого я спрошу, поэтому ребята не выкрикиваем. Не забывайте говорить слово «много».

У меня один горох, у тебя (много гороха).

У меня одна морковь, у тебя (много моркови).

У меня одна картошка, у тебя (много картошки).

У меня одна редиска, у тебя (много редиски).

У меня один баклажан, у тебя (много баклажанов-баклажан)

У меня один перец, у тебя (много перца).

У меня один лук, у тебя (много лука).

У меня один чеснок, у тебя (много чеснока).

У меня одна тыква, у тебя (много тыквы).

У меня одна редька, у тебя (много редьки).

У меня один кабачок, у тебя (много кабачков).

Хорошо, а теперь давайте немного разомнемся. Встаем со стульчиков, стараемся запомнить слова, и повторяем движения за мной, первый раз со мной, а второй попробуете самостоятельно. Разминка называется «Картошка»

Мы картошку накопали, как будто капаем картошку

Огурцы с грядок сорвали, как будто срываем огурцы

Выдернули всю морковку наклоны, «дергаем морковь»

Срезали капусту ловко. в стороны разводим руками поочередно

И в корзине от земли присели

Вам в подарок принесли. встали, руки вперед.

Логопед: хорошо, немного размялись, теперь садимся и продолжим наше занятие. Подумайте ребята, если одна морковь, а если их будет две, то, как мы скажем?

Дети: две морковки.

Логопед: а если их будет пять?

Дети: пять морковок.

Логопед: хорошо, а давайте теперь попробуем сосчитать другие овощи. Только не выкрикивайте, спрашивать буду по именам.

Один огурец, скажи, как мы скажем если их будет два? Пять?

Один помидор, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна тыква, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна картошка, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Один перец, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна редиска, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна луковица, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Хорошо, а у меня есть вот такая картинка

Логопед показывает картинку, где изображена зайчиха с зайчонком

Логопед: сейчас мы с вами угостим зайчиху и зайчонка. Но сначала мы им расскажем какие у нас овощи есть. Я буду называть большой овощ, а вы назовете такой же овощ, только маленький, например, я говорю морковь, а вы говорите – морковочка. Попробуем?

Логопед и дети:

лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.

А вот теперь давайте угощать зайчиху и зайчика. «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайчиху – морковью, зайчонка – морковкой,

зайчиху – луком, зайчонка – лучком.

зайчиху – помидором, зайчонка – помидорчиком.

зайчиху – огурцом, зайчонка – огурчиком

зайчиху – укропом, зайчонка – укропчиком

зайчиху – картошкой, зайчонка – картошечкой

зайчиху – перцем, зайчонка – перчиком

зайчиху – чесноком, зайчонка – чесночочком

зайчиху – горохом, зайчонка – горошком

зайчиху – репой, зайчонка – репкой

отлично, молодцы. Вот и угостили зайчиху с зайчонком, теперь они наелись и пойдут отдыхать.

А мы с вами сделаем разминку для глазок

Ослик ходит, выбирает, Обвести глазами круг.

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, Посмотреть наверх,

А внизу растет крапива, Посмотреть вниз.

Слева – свекла, справа – брюква, Посмотреть влево – вправо.

Слева – тыква, справа – клюква, Посмотреть влево – вправо.

Снизу – свежая трава, Посмотреть вниз.

Сверху – сочная ботва. Посмотреть вверх.

Выбрать ничего не смог. Зажмурить глаза.

И без сил на землю лег. Поморгать 10 раз

Логопед: поиграем в игру «С чем корзинка?»

Если в корзинке помидоры, то это корзинка с помидорами

А если в ней огурцы…

Хорошо, но и сейчас предлагаю приготовить сок

Из моркови, значит он какой будет? морковный

Из картофеля – картофельный

Из капусты – капустный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный

А теперь приготовим икру:

из овощей

Ну и напоследок поиграем в игру «Подбери слово»

Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.

Нужно ответить на вопрос.

(Зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).

(Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый).

Подведение итогов занятия:

Отлично, вы сегодня большие молодцы. О чем сегодня мы с вами говорили? Что нового сегодня узнали?

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Фрукты» .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Встреча с Карлсоном» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – автоматизировать звук [Р] в словах; – развивать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Зимушка-зима» Цели: развитие связной речи, слухового внимания и восприятия, навыков словообразования, мелкой моторики, творческого воображения, умения.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]» Цель: дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука. Обучающие: уточнить и закрепить правильное произношение.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Овощи»

Цель занятия: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Овощи».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
  • Учить образовывать множественное число имен существительных.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.

Оборудование:

  • магнитная доска,
  • картинки с изображениями овощей,
  • сюжетная картинка «Огород»,
  • мяч,
  • зеркала.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:

Они разные бывают,
В огородах созревают,
Одним словом называют,
В борщ их мама добавляет!

Дети: Овощи!

Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.

Под землёй росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пёс Артошка:
— Гав-гав-гав – привет, …!
(картошка)

Сто одежек –
Все без застежек.
(капуста)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

2. Основная часть.

Логопед: Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?

Дети: огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).

Логопед: А вы знаете, что овощи растут в огороде на грядках (к доске прикрепляется картинка «Огород»).
Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста.
Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь. Какие еще овощи растут в земле, назовите их.
Когда овощи созревают, их надо собрать. Овощи, которые растут на земле, срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле, выкапывают, выдёргивают.

1) Пальчиковая гимнастика

Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.

В нашем огороде
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

2) Массаж биологически активных точек лица «Горох».

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» – массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! – прижимаем ладони к щекам.

3) Игра «Назови ласково»

Логопед: Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:

Дети: огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.

4) Игра «Один – много»

Логопед: Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.

Дети: огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.

5) Физминутка «Сажаем огород»

Логопед: Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.

Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

6) Дидактическая игра «Собираем урожай»

Логопед: На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?

Срывают: (помидор, огурец),
Выдёргивают: (лук, морковь),
Срезают: (кабачок, капуста),
Выкапывают: (картофель).

7) Игра «Кулинар»

Логопед: Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?

Дети: сок, суп, салат…

Логопед: Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?

Дети: Морковный.
Сок: морковь, огурец, помидор.
Салат: капуста, огурец, овощи.
Суп: помидор, картофель, овощи.

Логопед: Молодцы!

8) Дидактическая игра «Поваренок»

Логопед: Давайте приготовим угощение (суп или салат). Выбирайте нужные овощи для блюда, назовите их и объясните, как будете готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

9) Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.

Дети: Морковь растет под землей и т.д.

Итог занятия.

Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.

Логопед: Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.

Луппова Руслана Алексеевна
учитель-логопед, МБОУ НШ «ПРОГИМНАЗИЯ»
г. Сургут

Конспект логопедического занятия «Овощи»

Федорова Анна Михайловна,

Конспект логопедического занятия. Тема: Овощи.

Цель: работать над речевым материалом по теме «Овощи», учить составлять предложения, формировать навыки словообразования.

Учить основным названиям овощей, где они растут.

Учить, как за ними ухаживают, что из них готовят, что в них много витаминов.

Развивающие:

Развивать слуховое внимание и память, мышление;

Развивать умения согласования и управления;

Расширять словарный запас;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;

Формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.

Оборудование:

Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения;

Картинки или муляжи;

Альбом с заданиями.

Ход занятия:

Организационный момент:

– Сегодня на занятии мы поговорим об овощах.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для губ, щек и языка

Основная часть:

Работа над звукопроизношением

Коррекция звуков проходит индивидуально, в зависимости от нарушенного звука или группы звуков.

По показаниям с ребенком проводятся артикуляционные упражнения, направленные на развитие правильного артикуляционного уклада. Используются комплексы для постановки звуков. По необходимости используются постановочные зонды.

Автоматизация в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация по показаниям.

Лексико-грамматические игры и упражнения

“Назови ласково”. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (множественное число для детей 6-7 лет):

Огурец — огурчик — огурчики

помидор — помидорчик — помидорчики

картофель — картошечка — картошечки

баклажан — баклажанчик — баклажанчики

перец — перчик — перчики

тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки

редис — редисочка — редисочки

морковь — морковка (морковочка) — морковки

свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки

лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички

репа — репка (репочка) — репки

чеснок — чесночок — чесночки

петрушка — петрушечка — петрушечки

укроп — укропчик — укропчики

капуста — капусточка — капусточки

фасоль — фасолинка — фасолинки

«Что приготовим». Образование относительных прилагательных от существительных:

из картошки — картофельное пюре и т.д.

“Составь предложение”. Ребенок должен закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Помидор круглый, а морковка..

Огурец овальный, а тыква. Лук горький, а морковка. Огурец зеленый, а свекла. Редиска мелкая, а редька. Кабачок большой, а тыква. Помидор кислый, а чеснок. Морковка в земле, а помидор.

Дыхательная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию.

Проводится гимнастика в спокойном состоянии.

Развитие связной речи

Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем».

Зина и сложила его в корзину:

Вот помидор красный — овощ прекрасный,

Вот овальный огурец — зеленый молодец,

Вот морковка-краса — длинная коса,

Вот вкусная картошка — для супа и окрошки,

Вот крупная свеклушка — мы любим ее кушать

Логопед читает рассказ второй раз. Дети повторяют каждое предложение, разбивая его на две логические части.

Психоречевая и пальчиковая гимнастики

Развитие мелкой моторики

Игра “Спрячь слоги в ладошки”.

Выхлопывание слоговой структуры слов:

по-ми-дор; ре-дис-ка; ка-ба-чок и т.д.

Речевая подвижная игра:

«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);

«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);

«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);

«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).

Один – много

Помидор — помидоры — много помидоров

картофель — картофель — много картофеля (картошки)

баклажан — баклажаны — много баклажанов

перец — перцы — много перцев

кабачок — кабачки — много кабачков

тыква — тыквы — много тыкв

морковь — моркови — много моркови

свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)

лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)

репа — репы — много реп

редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)

чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)

петрушка — петрушка — много петрушки

огурец — огурцы — много огурцов

перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)

кочан — кочаны — много кочанов

горошина — горошины — много горошин

стручок — стручки — много стручков

Активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Логопед просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

Игра “Скажи наоборот”

Кабачок большой, а огурец — маленький

картофель крупный, а редис — . (мелкий)

перец внутри пустой, а морковь — . (полная)

помидор мягкий, а огурец — . (твердый)

Хорошая грядка — ……. плохая грядка

Старый картофель — …….. молодой картофель

Тяжелый мешок — …… легкий мешок

Большой урожай — ………. маленький урожай

Чистая морковка — ……… грязная морковка

Спелый помидор — …… неспелый помидор

Игра “Названия соков”

Сок из огурца — огуречный сок

Сок из свёклы — свекольный сок

Сок из лука — луковый сок

Сок из помидоров — томатный сок

Сок из капусты — капустный сок

Сок из тыквы — тыквенный сок

Сок из моркови — морковный сок

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

Капустный пирог приготовим из кабачка.

Огуречный салат приготовим из помидоров.

Гороховый суп приготовим из редиски.

Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.

Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают)

Огурцы, помидоры, горох — . (срывают)

Обогащаем и активизируем словарный запас.

Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;

прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;

глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться;

наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Итог: – Какая тема занятия была у нас сегодня? Что нового вы узнали? Как ты думаешь, у нас хорошо прошло занятие? С каким настроением ты уходишь с занятия?

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи

Логопедическая работа с детьми старшей группы с ОНР. Конспект логопедического занятия «Овощи»

Номинация: конспекты логопедических занятий с детьми 4-5 лет. Конспект подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.

Тема «Овощи». Цели:

  • Расширить и активизировать словарь по теме.
  • Учить образовывать мн. число от существительных.
  • Формировать навык образования род. п, ед. ч. существительных.
  • Отработать категорию существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
  • Развивать у детей внимание, зрительную память, тактильное ощущение.

Оборудование: овощи натуральные, игрушка Крот и Мышка, игра «Зайки огород», волшебный мешочек с овощами.

Ход: Организационный момент К нам в гости пришел, какой – то зверь. Вот загадка о нем: Сделал дырку, вырыл корку, Солнце сияет, а он не знает. Своим носом огород Разрывает хитрый… (крот). Сообщение нового. — К нам в гости пришел Крот – огородник. Почему его так зовут? Все лето Крот трудился на своем огороде, и собрал большой урожай овощей. Крот живет в земле, он слепой и знает овощи только на вкус. Давайте поможем Кроту, расскажем ему, как называются овощи. ( педагог выкладывает овощи и показывает, дети повторяют).

Также интересное логопедическое занятие: Конспект логопедического занятия с детьми 4-5 лет в детском саду.

Игра «Один – много». — Как вы думаете, у Крота вырос один огурец, или много. я буду называть один овощ, а вы – много. -Один огурец, а когда много как говорим? – Огурцы. Помидор – помидоры, кабачок – кабачки, луковица- луковицы, морковка – моркови, репка- репы, тыква- тыквы, свекла- свеклы, грядка – грядки, куст – кусты, кочан- кочаны, огород- огороды.

Игра «чего не стало». -Крот все лето работал, а мышка бездельничала. Вот лег как-то Крот спать, а мышка решила утащить его овощи. ( на столе 4 овощи, педагог убирает один овощ , а дети должны ответить какого овоща не стало).

Развитие мелкой моторики.В огороде много гряд: ( сжимают и разжимают кулачки). Тут и репа, и салат, Тут и свекла, и горох, (загибать пальцы по одному). А картофель разве плох? Наш зеленый огород. (поочередно удары ладошками и кулачками). Нас прокормит целый год!

Игра «Большой – маленький». -Крот проснулся, увидел Мышку- воришку, но не стал ее ругать. Он поделился с ней урожаем. Крот сказал: «Я большой, и оставлю себе большие овощи, а ты маленькая, тебе отдам маленькие овощи». -большой огурец, а маленький.. ? -огурчик. Помидор- помидорчик, капуста – капустка, тыква- тыковка, свёкла- свеколка, картошка – картошечка, морковь – морковка, горох – горошек, лук –лучок, грядка – грядочка, куст кустик, кочан кочанчик, репа – репка.


Логопедическая работа с детьми старшей группы с ОНР. Конспект логопедического занятия «Овощи».

Игра «Зайкин огород». ( на доске плакат «Зайкин огород»). -Зайка вырастила на огороде урожай овощей и разложила их в два мешка. -Назовите овощи в первом мешке. -назовите овощи во втором мешке. -В каком мешке овощей больше? — Чего нет в первом мешке? -Чего нет во втором мешке?

7. Игра «Чудесный мешочек». -Посмотрел Крот, как Зайка аккуратно разложил все овощи и решил сделать также. Но мешок у него был только один и все овощи перепутались. Поможем Кроту найти одинаковые овощи. У педагога мешок с парными овощами. Овощи высыпаются на стол,, дети их называют. Затем овощи высыпаются обратно в мешок. Дети по -очереди достают по одному овощу, показывают и называют его, а затем на ощупь должны найти в мешочке парный ему овощ.

8. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Название: Логопедическая работа с детьми старшей группы с ОНР Конспект логопедического занятия «Овощи». Номинация: конспекты логопедических занятий по постановке звуков Автор: Васильева Галина Вячеславовна Должность: воспитатель первой квалификационной категории Место работы: МБДОУ детский сад №23 «Берегиня» Месторасположение: город Чебоксары, Чувашская республика

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР III уровня (старшая группа) по теме «Овощи»

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи»

1. Расширить и активизировать словарь по данной теме.

2. Формировать умение у детей согласовать существительные с прилагательными в роде и числе, , образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

3.. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Альбом по теме «Овощи», муляжи овощей, мяч, игрушка Чиполино, тарелки разной формы, раскраски овощей.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость мальчик Чиполино. Он пришел к нам из волшебной страны . На поляне он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем!

Логопед показывает муляжи овощей, дети их называют.

Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец.

Логопед. Как можно это назвать одним словом? (Овощи)

II. Беседа и рассматривание овощей.

Логопед: Чиполино, посмотри, это овощи, какие они все разные! Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.

Дети поочереди : Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный и т.д.

Логопед. Ребята, а где растут овощи? Где Чиполино можно будет их найти? (На огороде)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит.

Наш гость предлагает нам поиграть в игру.

Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй)

Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)

Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)

Логопед показывает картинки, дети составляют фразу:

Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.

Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Конспект логопедического занятия «Овощи»

Морковь(корешки),

помидор
(вершки)
, лук
(вершки и корешки)
Картофель(корешки)

, огурец
(вершки)
, капуста (
вершки),
свекла
(корешки
)

Отлично! А теперь мы с вами подумаем чего же много в огороде. Вот, например, у меня есть один огурец, а в огороде много огурцов.

А если у нас будет один помидор, то в огороде будет много … (помидоров

). А теперь будет отвечать тот, кого я спрошу, поэтому ребята не выкрикиваем. Не забывайте говорить слово «много».

_______ У меня один горох, у тебя (много гороха).

_______ У меня одна морковь, у тебя (много моркови).

У меня одна картошка, у тебя
(много картошки).
_______

У меня одна редиска, у тебя
(много редиски).
_______

У меня один баклажан, у тебя
(много баклажанов-баклажан)
_______

У меня один перец, у тебя
(много перца).
_______

У меня один лук, у тебя
(много лука).
_______

У меня один чеснок, у тебя
(много чеснока).
_______

У меня одна тыква, у тебя
(много тыквы).
_______

У меня одна редька, у тебя
(много редьки).
­­­­­_______ У меня один кабачок, у тебя
(много кабачков).
Хорошо, а теперь давайте немного разомнемся. Встаем со стульчиков, стараемся запомнить слова, и повторяем движения за мной, первый раз со мной, а второй попробуете самостоятельно. Разминка называется «Картошка»

Мы картошку накопали, как будто капаем картошку

Огурцы с грядок сорвали,
как будто срываем огурцы
Выдернули всю морковку
наклоны, «дергаем морковь»
Срезали капусту ловко.
в стороны разводим руками поочередно
И в корзине от земли
присели
Вам в подарок принесли.
встали, руки вперед.
Логопед:

Хорошо, немного размялись, теперь садимся и продолжим наше занятие. Подумайте ребята, если одна морковь, а если их будет две, то, как мы скажем?

а если их будет пять?

хорошо, а давайте теперь попробуем сосчитать другие овощи. Только не выкрикивайте, спрашивать буду по именам.

Один огурец, _______ скажи, как мы скажем если их будет два? Пять?

Один помидор, ______ скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна тыква, ______ скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна картошка, ______ скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Один перец, ______ скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна редиска, ______ скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна луковица, ______ скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Хорошо, а у меня есть вот такая картинка

Логопед показывает картинку, где изображена зайчиха с зайчонком

сейчас мы с вами угостим зайчиху и зайчонка. Но сначала мы им расскажем какие у нас овощи есть. Я буду называть большой овощ, а вы назовете такой же овощ, только маленький, например, я говорю морковь, а вы говорите – морковочка. Попробуем?

Учимся звуковому анализу слов (памятка для родителей)

Разделы: Логопедия

Классы: д/с , 1

Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква – знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа.

Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.

Цель данной статьи: уточнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.

Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:

  • активизировать знания родителей о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках;
  • учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • научить правильно выполнять звуковой анализ слова;
  • воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Итак, какие же бывают звуки?

Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.

Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером.

  • Всегда твердые согласные: [ш] [ж] [ц].
  • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.

Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.

Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).

Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики

План анализа слова:

  • Выдели голосом первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
  • Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).
  • Выдели голосом второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
  • Третий звук и т.д.
  • «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
    • Сколько всего звуков в слове?
    • Сколько гласных звуков в слове?
    • Сколько согласных твердых (мягких) звуков?

Порядок анализируемых слов

  • Слова из двух гласных (АУ)
  • Слова из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ДА, )
  • Слова из трех звуков (РАК, КИТ)
  • Слова из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)
  • Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
  • Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
  • Слова из двух слогов (СУМКА)
  • Слова из 3 открытых слогов (СОБАКА)

Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.

Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.

Примерные игровые задания

Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.)

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова ДОМ.

– Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

– Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [Д])

– Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).

– Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).

– Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).

– Звук [О]какой? (Звук[О] гласный).

– Кружком какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).

– Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

– Звук [М] какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).

– Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).

Игра «Звенит – не звенит» (на различение звонких и глухих звуков)

Если в начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон, ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: