Овощи – план-конспект НОД

Конспект НОД в средней группе детского сада на тему «Овощи»

Программные задачи:
1. Закреплять и уточнять знания детей об овощах;
2. Продолжать формировать умение отгадывать загадки;
3. Развивать речевую активность, внимание;
4. Развивать умение отличать овощи на ощупь и вкус;
5. Упражнять в подборе прилагательных;
6. Воспитывать старательность при выполнении заданий.

Материал:
• Овощи;
• Муляжи овощей;
• Непрозрачный мешочек;
• Картинки для раскрашивания «овощи»;
• Карандаши, фломастеры.

Воспитатель: Сегодняшнее наше занятие я начну с загадок. Для того, чтобы их отгадать, вам нужно их внимательно прослушать. Вы готовы?
Дети: Да

Загадки
Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
– капуста –

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
– морковь –
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
– лук –

В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
– тыква –

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
помидоры

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки…
Огурцы

Если хочешь винегрет –
В огород за ней сходи,
У неё красивый цвет
И снаружи, и внутри!
Свекла

Он бывает очень разный-
Зеленый, желтый, красный,
И жгучий он, и сладкий
Стоит знать его повадки.
Перец

Воспитатель: Молодцы! Вы все очень внимательные и сообразительные. Угадали и морковь, и капусту, и лук, и перец. А как же все это можно назвать одним словом?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Правильно. Именно о них мы сегодня и поговорим. «Овощи» – тема нашего занятия сегодня.

Беседа
Воспитатель: А кто из вас знает, чем отличаются овощи от фруктов?
Ответы детей
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: Овощи растут на грядке, в огороде
Воспитатель: Как называется профессия человека, который выращивает овощи?
Дети: Овощевод
Воспитатель: Для чего нужны овощи?
Дети: Овощи нужны для того, чтобы употреблять их в пищу
Воспитатель: Что можно приготовить из овощей?
Дети: Салат, борщ, щи, пожарить, есть сырыми и т.д.

На столе лежат овощи (или муляжи)

Игра «Чего не стало?»
Дети закрывают глаза. Педагог убирает один из овощей, дети открывают глаза и отвечают, чего не стало.

Игра «Чудесный мешочек»
Педагог складывает муляжи овощей в непрозрачный мешочек. Дети по очереди на ощупь должны узнать овощи

Воспитатель: Молодцы! А кто из вас любит кушать овощи?
Ответы детей
Воспитат ель: Ребята, овощи очень полезны, в них много витаминов. Их обязательно нужно есть. Но прежде чем их съесть необходимо сделать очень важное дело. Какое?
Дети: Помыть их
Воспитатель: Правильно.

Игра «Угадай на вкус»
Воспитат ель: Я помыла все овощи и хочу вас ими угостить. Но не просто угостить, а так, чтобы вы угадали овощ на вкус. Для этого вам нужно закрыть глаза.
Педагог дает детям по маленькому кусочку овоща, дети угадывают.

. Примечание: Педагог должен точно знать, нет ли у детей аллергии на те или иные овощи.

Воспитатель: Хорошо, вы справились с заданием. Как вы уже заметили, овощи бывают разными на вкус, цвет, ощупь. Подберите подходящее описание для каждого овоща.

Игра «Какой овощ?»
Детям демонстрируются картинки с изображением овощей, и предлагается дать им характеристику:
Лук – горький, белый, ароматный, круглый;
Морковь – оранжевая, длинная, сладкая, вкусная, полезная и т.д.

Воспитатель: Теперь вы все знаете об овощах их вкусе, цвете и форме. Предлагаю присесть за столы и раскрасить картинки.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему “Овощи”.

  • Развитие речи (8)
  • Формирование элементарных математических представлений (6)
  • Художественное творчество (6)
  • Формирование ЗОЖ (4)
  • ПДД (3)

Конспект НОД в подготовительной группе на тему “Овощи”.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

на тему: «Овощи»

Цель: расширять представления детей об овощах;

активизировать словарь, формировать связную речь

Образовательные задачи: формировать обобщающие понятия, расширять и уточнять словарь слов – предметов, признаков, действий по данной теме; упражнять детей в составлении описательного рассказа

Развивающие задачи: развивать умение думать, направлять внимание на различение качеств овощей; развивать тактильное, вкусовое восприятие

Воспитывающие задачи: воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать желание употреблять в пищу овощи, как полезные продукты питания

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания

Предварительная работа: беседы об урожае овощей, рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, чтение стихов, загадок

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Развитие речи»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «художественная литература»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская

Оборудование: витрины; на подносах муляжи разных овощей; корзиночки, мяч; корзина со свежими овощами, на тарелке нарезанные на кусочки разные овощи, одноразовые вилочки или шпажки.

Организационный момент

(дети и воспитатель стоят на ковре)

Воспитатель: ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. Кто догадался, почему? Правильно, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и начнем заниматься (дети здороваются с гостями)

А для начала потренируем наши пальчики, чтобы они помогли нам правильно говорить:

1.упражнение «Самолетики» – Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

2.упражнение «Зайка» – Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат,

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

  1. упражнение «Кошечка» – Как у нашей кошки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Воспитатель: хорошо, а сейчас скажите мне, какой должна быть ваша речь, чтобы вас было приятно слушать?

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Говорить мы будем внятно,

Будет слушать нас приятно.

Начало основного занятия

Молодцы! А сейчас приготовьтесь меня послушать. Ребята, наступило время, когда овощеводы и дачники собрали богатый урожай овощей и повезли его на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей)

Правильно, ярмарка, это специально отведенное место, куда съезжаются люди со своим урожаем, чтобы его продать. Ярмарка проводится осенью для того, чтобы люди смогли заготовить овощи на долгую зиму. Вот и у нас с вами открылась овощная ярмарка, продавцы стоят за прилавками и предлагают свой товар. Только у нас не совсем обычная ярмарка: для того, чтобы купить какой – либо овощ, надо о нем все рассказать. Если вы все правильно расскажете, то продавец поймет, какой овощ вам нужен и даст его. Пожалуйста, подходите к прилавкам и выбирайте овощи

Ну, я смотрю, ребята, вы все с покупками. Молодцы! А сейчас хочу поинтересоваться, для чего вы приобрели именно эти овощи. Что из них будете готовить? (ответы детей)

Физкультминутка:

Огурцы, капуста, перец (дети загибают пальцы на обеих руках)

В огороде нашем есть (выполняют круговые движения

ребром ладони одной руки

по раскрытой ладони другой)

Сварим суп, в салат порежем

Можем и сырыми съесть! (хлопки в ладоши)

Я очень рада, что все вы запаслись овощами и можете сделать заготовки на зиму. Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы все овощи дошли до покупателей в хорошем состоянии и хорошего качества, овощеводы очень бережно собирают свой урожай.

«Убираем урожай»

Как вы думаете, как собирают капусту? – правильно, ее срезают. Как собирают морковь? – да, морковь выдергивают. Какие еще овощи выдергивают, как морковь? – свеклу, редис, репу, редьку, лук, чеснок. Как собирают перец, баклажаны? – правильно, их срывают. Какие еще овощи нужно срывать? – огурцы, помидоры, горох… Ребята, все мы знаем такой овощ, как картофель, любим из него готовить и кушать картофельное пюре, поэтому картофеля на зиму запасают много. Как же собирают его из земли? Правильно, его выкапывают.

Труд овощеводов очень тяжелый, поэтому на зимние заготовки используют все овощи, и большие, и маленькие. А вот, какие бывают маленькие овощи вы мне сейчас и назовете.

«Большой – маленький»

Огурец – огурчик; патиссон – патиссончик;

баклажан – баклажанчик; помидор – помидорчик;

лук – лучок; чеснок – чесночок;

перец – перчик; морковь – морковочка;

горох – горошек; капуста – капусточка;

редис – редисочка; репа – репка;

тыква – тыковка; картофелина – картофелинка;

свёкла – свеколка; фасоль – фасолька;

редька – редечка; кабачок – кабачочек;

укроп – укропчик; горох – горошек

Дети, а вы знаете загадки про овощи? (дети загадывают загадки)

Лето целое старалась Корешок оранжевый под землей сидит.

Одевалась, одевалась. Кладезь витаминов он в себе хранит.

А как осень подошла Помогает деткам здоровее стать.

Нам одежки отдала. Что это за овощ? Можете сказать?

Читайте также:
Карточки-задания на дифференциацию парных согласных

Сотню одежонок (морковь)

Сложили мы в бочонок.

Над землей трава, под землей бордовая голова (свекла)

Никого не огорчает, а всех плакать заставляет (лук)

Ее тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой (репа)

Ребята, а ведь я тоже в выходные дни ходила на ярмарку, посмотрите, что я там купил (воспитатель выносит корзину с овощами, дети их называют)

Воспитатель: дети, прежде чем кушать овощи, что с ними необходимо сделать? Да, их обязательно надо помыть. Для чего моют овощи? Верно, овощи моют для того, чтобы они были чистые, без микробов. Овощи надо кушать всем, так, как они очень полезные, в них много витаминов.

«Отгадай на вкус»

А сейчас наступает самый приятный момент: мы будем дегустировать (пробовать на вкус) овощи, которые купили на ярмарке. Я вас каждого угощу кусочком какого-то овоща, а вы должны догадаться, что это за овощ и рассказать, какого он вкуса (дети пробуют овощи)

Лук – горький, чеснок – острый, помидор – кисло-сладкий, огурец – вкусный, хрустящий, морковь – сладкая, перец болгарский – сладкий,

Заключительная часть занятия

Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей. Что мы собрали? (дети перечисляют)

Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово.

Поздним летом в огород собирается народ,

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста)

От дождя земля намокла, вылезай скорее… (свёкла)

Помогает деду внук – собирает с грядок… (лук)

Вот зеленый толстячок, крупный, гладкий…. (кабачок)

И красавец великан, темно – синий… (баклажан)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали. О чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось? Молодцы! Вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо.

План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи с огорода»

Татьяна Иванова
План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи с огорода»

План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

Образовательная область «Познание»

2 младшая группа.

Цель: формирование представлений детей об овощах.

Формы работы: фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук.

Задачи:

-продолжать учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа, расширять представления о выращивании овощных культур, учить вести диалог, высказывать свои мысли, согласовывать прилагательные с существительными, вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка»;

– развивать внимание, воображение, зрительную память, мелкую моторику, координацию движений; развивать мышление, терпение, аккуратность;

– воспитывать желание помогать игровым персонажам.

Материалы:

демонстрационный – корзина с муляжами овощей (огурец, помидор, морковь, репа);

раздаточный – маски для инсценировки русской народной сказки «Репка»; овощи, нарезанные небольшими кубиками, конверт с силуэтами недорисованных овощей, гуашь зелёного, коричневого, жёлтого цветов, влажные салфетки.

Предварительная работа. Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Д/и «Собери овощи». Инсценировка сказки «Репка». Заучивание русской народной песенки «Огуречик, огуречик.».

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход НОД

1. Организационный момент.

(Воспитатель предлагает небольшую разминку):

«Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ.

За руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

2. Мотивационный этап. (Воспитатель обращает внимание детей на корзину с овощами-муляжами).

Воспитатель: – Что это? (Корзина с овощами). Чья эта корзина? (Предположения детей).

3. Ориентировочный этап. (Раздаётся телефонный звонок).

Воспитатель: – Ребята, нам видео звонок. Посмотрите, от кого? (Это Бабушка и Дедушка из наших любимых сказок). Давайте поздороваемся с ними. Дед и Бабушка говорят, что у них на огороде выросло много овощей! Все лето они трудились — сажали да поливали, вот урожай и удался на славу! Они нам корзину и передали, но овощи в корзине перемешались. Давай и бабка просят разобрать овощи.

Воспитатель: – Ребята, поможем Дедушке и Бабушке? (Да).

4. Исполнительский этап.

1)Д/и «Собери и разложи овощи»

Воспитатель выкладывает на стол все овощи и говорит: «Саша, Влад и Ульяна соберут огурцы. Максим, Ариша и Никита соберут помидоры. А все остальные ребята соберут морковь». (Дети собирают овощи и раскладывают на подносы.)

Воспитатель: – Все правильно собрали свои овощи? Ульяна, какой овощ ты собрала? (Огурец). Какой он? (Зелёный, продолговатый, овальный, твёрдый). Ариша, а ты какой собрала? (Помидор). Какой он? (Красный, круглый, мягкий). Егор, а ты какой овощ собрал? (Морковь). Какая она? (Оранжевая, продолговатая, твёрдая).

– А какой овощ остался? (Репа). Какая репа? (Жёлтая, круглая, твёрдая).

-Сколько репок было в корзине? (Одна). А сколько других овощей? (Много). Бабушка и Дедушка говорят вам, какие молодцы! Спасибо за помощь!

Воспитатель: – Дети, Бабушка и Дедушка спрашивают, знаете ли вы, чем отличается морковь от репы? (Ответы детей.) Правильно, морковь оранжевого цвета, продолговатая, а репа желтого цвета и округлая. А чем они похожи? (Ответы детей.) Правильно: морковь и репа твердые, у них есть хвостик. Конечно, не такой хвостик как, например, у мышки, но тоже тоненький и длинный. (Показывает хвостик моркови, репы.)

– Все эти овощи выросли у Бабушки и Дедушки на огороде. Дедушка, Бабушка, вы очень много трудились, чтобы вырастить богатый урожай, а теперь немного отдохните. Ребята покажут вам сказку «Репка».

2) Инсценирование р. н. с. «Репка».

Посадил дед репку — выросла репка большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку: «Бабка, иди репу тянуть!» Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула бабка внучку: «Внучка, иди репку тянуть!» Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку: «Жучка, иди репку тянуть!» Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку: «Кошка, иди репку тянуть!» Кошка за Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.

Кликнула кошка мышку: «Мышка, иди репку тянуть!» Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-по тянут – вытянули репку!

Воспитатель: – Дедушка и Бабушка благодарят вас за сказку: «Какие все дружные, все вместе вытянули репку. Если делать дружно, всегда все получится». Они хотят вас угостить своими овощами.

3)Опыт «Угадай на вкус овощи и назови их»

В тарелках лежат овощи, нарезанные кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща и кладет в рот. После этого спрашиваю, какой овощ попробовал каждый ребенок.

Воспитатель: – Зачем нужно кушать овощи? (В овощах очень много витаминов, овощи полезная еда, мы будим сильные и здоровые).

Воспитатель: – Ребята, Дедушка и Бабушка хотят узнать, запомнили ли вы овощи. (В корзине конверт с силуэтами овощей – надо дорисовать им недостающие элементы так, чтобы овощи были похожи на себя).

4)Практическое упражнение «Дорисуй овощ» (нетрадиционная техника рисования «Рисование пальчиками»). Пальчик в чёрную краску окунаем, лишнюю – о край баночки снимаем, К морковки пальчик прижимаем, поднимаем, прижимаем, поднимаем; в жёлтую краску опускаем – хвостик репке украшаем; в зелёную краску опускаем и крапинки огурчику добавляем

Воспитатель: – Дедушка и Бабушка говорят вам: «Молодцы», какие красивые овощи у вас получились. Они прощаются с вами, обещают ещё позвонить. Скажите до свидания.

5. Рефлексия.

– Понравилось вам сегодня?

– Что вырастили Дедушка и Бабушка в огороде? (Овощи).

– Какие овощи? (Огурцы, помидоры, морковь, репу).

– Зачем нужно кушать овощи? (В овощах очень много витаминов, овощи полезная еда, мы будим сильные и здоровые).

6. Перспективный этап.

Воспитатель: – Ребята, Дедушка и Бабушка вам передали книгу, которая поможет нам узнать ещё много интересного про овощи.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Городской округ Серебряные Пруды Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Тополёк» ОО.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 22 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Задачи: дать детям представление о космосе и первом космонавте Ю. А. Гагарине, развивать интерес к ЗОЖ. Материалы и оборудование: картины.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Предметы-помощники, облегчающие труд людей на производстве».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Вкусные овощи и фрукты» Конспект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Вкусные овощи и фрукты» Программное содержание: Закреплять представления.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ТНР «Овощи, фрукты» Цель: закрепить знания об овощах и фруктах. Задачи: 1. Формировать представления детей об овощах, фруктах, о месте их прорастания. 2. Закреплять.

«В огороде». Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром окружающий мир «В огороде» Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие». Цель: расширить.

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа) Перспективный план по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром. Средняя группа) № Тема Программное содержание Оборудование.

Конспект НОД “Овощи и фрукты – полезные продукты” для детей старшей группы

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Овощи и фрукты — полезные продукты».

Старшая группа.

Программные задачи:

Актуализировать знания детей о фруктах и овощах, умение их дифференцировать в самостоятельной деятельности.

Закреплять понятия сад, огород.

Упражнять в отгадывании загадок.

У пражнять в умении образовывать относительные прилагательные.

Ф ормировать умение детей самостоятельно составлять описательный рассказ об овощах и фруктах с опорой на графическую схему.

Обогащать словарь детей на основе углубления представлений об овощах и фруктах.

Р азвивать концентрацию внимания, зрительного восприятия.

Развивать память, мышление.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать умение работать в коллективе, дисциплинированность;

Воспитывать интерес детей к совместному и индивидуальному рассказыванию.

Предварительная работа с детьми: рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»; беседа «Что растет в огороде и саду»; беседа о пользе фруктов и овощей; дидактическая игра «Что лишнее?»; чтение стихотворений об овощах и фруктах.

Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, мешочек, картинки с изображением фруктов и овощей; плоскостн ые изображения овощей и фруктов; магнитная доска с магнитами; ноутбук, экран, опорная схема для составления описательных рассказов об овощах и фруктах; мяч ; плоскостные баночки и коробочки по числу детей ; ватман с изображением «волшебного дерева», мольберт, цветные маркеры; тарелка, свежие яблоки, картинка Осени.

Методы и приёмы: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, иллюстрирование, показ, демонстрация, дидактическая игра .

I . Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.

Воспитатель: Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Ребята, сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах.

– Для чего они нам нужны?

Дети : Мы их едим, чтобы их кушать, в них много витаминов.

Воспитатель: Чтобы быть здоровыми, умными, сильными, люди должны получать витамины с пищей.

Как вы думаете, в какое время года мы получаем больше всего витаминов?

Дети: Летом и осенью.

Воспитатель : А как вы думаете, почему?

Дети : Летом и осенью много овощей и фруктов.

Осень – это красивое время года. Осень дарит всем подарки.

Вы любите получать подарки? (Да).

Я предлагаю вам отправиться в гости к Осени. (Показ на экране картинки с изображением Осени).

– Она приготовила для вас очень интересные задания.

II . Актуализация опыта участников деятельности.

Воспитатель : Ребята, Осень подготовила для вас загадки. Послушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай! Что собрали? Отгадай!

– Здесь весною было пусто, Летом выросла . капуста.

– Помогает деду внук,

Собирает с грядок . лук.

– Собираем мы в лукошко очень крупную. картошку.

– От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка -. свёкла.

– Из земли за чуб плутовку Тянем сочную. морковку.

– Вот зеленый толстячок – Крупный, гладкий . кабачок.

– Для Володи и Катюши Соберем в корзину . груши.

– Не забудем для Алёны Очень кислые. лимоны.

– А теперь пойдем мы в сад. Там созрел уж . виноград.

– Очень сочны и красивы Выросли на ветках . сливы.

– Для начинки в пироги Собираем . яблоки.

– Красный, круглый и большой,

Сочный лакомый синьор. Угадали? . Помидор.

– Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки.

– Представьте, что мы попали в огород маленького гномика.

Овощи на его грядках тоже очень маленькие. Если у нас выросла картошка, то у него – картошечка, огурец – . (огурчик) , помидор – . (помидорчик) , лук – . (лучок) , капуста – . (капусточка) , чеснок – . (чесночок), морковь – . (морковка) .

(Воспитатель бросает мяч, ребёнок отвечает).

III . Организация продуктивной самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель: У Осени для вас приготовлена ещё одна игра, она называется «Волшебное дерево».

Посмотрите на него внимательно, догадались, почему оно волшебное? Как вы думаете?

Дети: на нем растут фрукты и овощи.

Воспитатель : верно, а на деревьях у нас только что может расти?

Воспитатель : А овощи где растут?

Дети: в огороде на грядках.

Воспитатель: совершенно верно. И вот сейчас каждый, кого я вызову, с помощью маркера соединит свои любимые фрукты, или овощи. Не запутайтесь. Одной линией можно соединить только 2 фрукта, или 2 овоща. И потом посмотрим, кто из вас какие фрукты или овощи любит.

Воспитатель: Анечка, что ты любишь? Назови, одним словом что это?

Ребёнок : огурец и помидор это овощи.

Воспитатель: Приглашаю в огород.

В огород пойдем,

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Дети идут по кругу.

Идут на свои места.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами поиграем ещё в одну очень интересную игру, игра называется «Поварята», мы с вами будем поварятами. А готовить мы будем сок и варенье из разных фруктов.

Я каждому из вас раздаю баночку с вареньем и коробочку с соком, на них изображены фрукты. А вы должны будете приклеить коробочку с соком и баночку с вареньем под тот фрукт, который изображен на доске. И не забудьте нам сказать какой же сок и варенье у вас получится. Постарайтесь свой сок и варенье назвать правильно не ошибайтесь.

Воспитатель : Вова, выходи. Какой сок ты приготовил? (Яблочный).

– Из чего? (Из яблок).

Воспитатель: Осень приготовила для вас мешочек, как вы думаете, что может быть в этом мешочке? А ты, Лера как думаешь?

Дети: овощи и фрукты.

Воспитатель: правильно. Сейчас вы по очереди будете опускать руку в мешочек, и на ощупь должны отгадать, что вы нашли в этом мешочке. А когда уже вытащите свой фрукт или овощ, расскажите о нём, какого цвета, какой формы, какой на вкус, где растет, какой на ощупь, что из него можно приготовить.

А поможет нам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы (на экране изображение схемы с символами для составления описательного рассказа).

Не забывайте соблюдать главные правила при составлении рассказа: отвечать полными предложениями, не выкрикивать и не перебивать друг друга.

Далее выслушиваются рассказы детей.

Примерный вариант рассказа: «Это помидор. Помидор – это овощ. Он красного цвета, круглый. Помидор – это вкусный, сочный и сладкий овощ. Растет в огороде, на грядке. На ощупь он мягкий. Из помидоров можно приготовить салат. Их можно солить, консервировать, есть в сыром виде».

«Это лук. Лук – это овощ. Лук бывает желтого или светло-коричневого, а также белого, фиолетового и зеленого цвета. Лук желтого или светло-коричневого, белого, фиолетового цвета называют репчатым, потому что он округлой формы и похож на репку. Лук на вкус горький. Он растет в огороде, на грядке. На ощупь лук гладкий. Лук кладут в салаты, в супы, в гарниры, употребляют в сыром, жаренном и вареном виде».

«Это яблоко. Яблоко – это фрукт. Яблоко зеленое, круглой формы. Оно ароматное, румяное, наливное, приятно пахнущее, свежее, сочное, хрустящее. По вкусу яблоко может быть кислым, кисло-сладким, сладким. Растет на дереве в саду. На ощупь твердое, гладкое. Его употребляют в сыром, вареном, засушенном и запеченном виде. Из яблок можно приготовить фруктовый салат, яблочный сок, яблочное варенье, пюре, повидло, джем, пирог с яблочной начинкой, пирожки с яблоками, утку с яблоками».

По этой же схеме составляются описательные рассказы о других овощах и фруктах.

Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ?

– А как называется дерево, на котором растут яблоки? ( Яблоня.) Для чего нужно есть фрукты? ( В них много полезных веществ и витаминов).

IV . Рефлексия участниками образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вы узнали нового? Что понравилось? А что было трудно для вас? Что еще вы хотели бы интересного узнать об овощах и фруктах?

V. Обобщение воспитателя.

Воспитатель: Как вы считаете, кто был сегодня самым активным?

( Поощряю каждого ребёнка за конкретный результат).

В ы сегодня хорошо потрудились, за старания Осень угощает вас своими дарами. (Угощение детей яблоками).

Конспект НОД «Овощи и фрукты очень нам полезны» 2 мл группа

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания детей об овощах и фруктах (названия, мест произрастания, способы употребления в пищу);учить детей описывать овощи и фрукты по их характерным признакам (цвет, форма, вкус);совершенствовать тактильные ощущения детей;обогатить словарный запас детей;совершенствовать диалогическую речь (учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их);познакомить детей с понятием «витамины», их полезности для человека, «микробы»;совершенствовать умения детей рисовать округлые формы;

Развивающие:

совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, обоняние, зрение);развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств;через игровую деятельность развивать мышление, любознательность, смекалку, самостоятельность;развивать мелкую моторику детей;продолжать развивать интерес к рисованию.

Воспитательные:

воспитывать потребность в употреблении в пищу овощей и фруктов;воспитывать ценность здорового образа жизни;воспитывать аккуратность, инициативность, эстетический вкус.

Словарная работа: фруктовый сад, компот, соление, витамины, микробы, консервирование.

Оборудование: игрушки ёжик и заяц, муляжи фруктов и овощей, три корзинки, картинки: овощи и фрукты, мольберт, мешочек, платок, свежие овощи и фрукты, вырезанные из бумаги банки, краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, поощрение.

Ход НОД:

Дети сидят полукругом.

Восп-ль. Ребятки, сели прямо, красиво. Сегодня к нам пришли гости, но чтобы узнать кто это, вы должны угадать загадки:

1. Прыгает ловко

Восп-ль. Правильно (достаю зайчика)

2. А этот маленький зверёк

Колючий вдоль и поперёк.

В клубок свернётся

Взять не даётся.

Восп-ль. Правильно это ёжик (достаю ёжика)

Они пришли к нам не с пустыми руками, а с чудесным мешочком.

Это чудесный мешочек

Вам ребята, он дружочек.

Очень хочется узнать

Что там спрятано опять.

Восп-ль. Ребята, а вы хотите узнать, что там лежит?

Восп-ль. Ну тогда угадайте загадки:

1. Сто одёжек и все без застёжек.(капуста)2. Этот фрукт на вкус хорош

Он на лампочку похож. (груша)

3. Сидит дед во сто шуб одет

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)

4. Круглое, румяное, я расту на ветке

Любят меня взрослые, любят меня детки. (яблоко)

5. Она оранжевого цвета, полезный нам привет от лета.

Грызут её девчонки и мальчишки

И даже длинноухие зайчишки. (морковка)

6. Высоко они растут, и с трудом их достают

Любят сильно обезьяны, это жёлтые… (бананы)

7. Рос я тихо под листом, но меня схватили

Мыли, мыли, а потом в банки засолили.

Зимой достали наконец

Зелёный, крепкий … (огурец)

8. С виду он, как рыжий мяч

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин

Это спелый… (апельсин)

(Из мешочка достаются овощи и фрукты и перекладываются в корзинку.)

Восп-ль. Ой, ребята всё перепуталось.

Что же делать, как нам быть

Как нам овощи найти.

Как нам фрукты отличить

По корзинкам разложить.

Ребята, вы мне поможете?

Игра «Перебери овощи и фрукты»

В одну корзину нужно положить все овощи для зайки, а для ёжика фрукты в другую корзину.

Дети поочерёдно берут овощ или фрукт кладут в корзину и рассказывают про него, цвет, форма, где растёт и т.д.

Апельсин какой? (оранжевый, круглый, сочный, вкусный, сладкий и т. д.).

Апельсин – это овощ или фрукт? В какую корзиночку надо положить апельсин? (к фруктам; воспитатель просит одного из детей положить апельсин в нужную мисочку)

Аналогично обсуждаются остальные овощи и фрукты. Для описания и классификации остальных предметов привлекаются дети (обсуждение происходит индивидуально и коллективно).

Восп-ль. Как можно назвать одним словом, то что лежит в корзине у зайчика?

Восп-ль. Правильно, это овощи.

Восп-ль. А как можно назвать одним словом, то что лежит в корзине у ёжика?

Восп-ль. Правильно, это фрукты. Молодцы, ребятки!

Ребята, а вы знаете, что овощи и фрукты очень полезны и в них много витаминов, которые помогают вырасти здоровыми, сильными и крепкими.

А что нужно сделать перед тем, как съесть их?

Восп-ль. Правильно ребята, перед тем, как съесть овощ или фрукт надо его хорошенько помыть.

Восп-ль. Зайке вы очень понравились и он хочет с вами поиграть.

Малоподвижная игра (встают в круг)

И теперь мы чистые,

Как зайчики пушистые.

Восп-ль. Ребята вы поняли, что овощи и фрукты надо обязательно мыть и кушать их только чистыми руками. Ведь в немытых овощах, фруктах и руках могут быть микробы.

Восп-ль. А вы любите кушать овощи и фрукты?

Восп-ль. Ну тогда поиграем в игру «Угадай на вкус»

Я буду кормить вас овощами и фруктами, а вы должны будете угадать, что вы скушали, только надо закрыть глаза (ответы детей).

Восп-ль. Молодцы ребятки и на вкус вы знаете овощи и фрукты.

Зайка с вами уже поиграл, а сейчас ёжик с вами хочет поиграть.

Физкультминутка (встают в круг)

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,

Не умел он топать —Топ-топ-топ.

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг

(Прыгают на двух ногах).

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,

Научили топать — Топ-топ-топ.

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,

(Прыгают на двух ногах).

Научили бегать… (Бегают на месте)

Игра «Что лишнее»

На магнитной доске прикреплены овощи и фрукты.

1. Яблоко, банан, капуста, груша.

Восп-ль. Что лишнее?

Восп-ль. Правильно, а почему?

Дети. Капуста это овощ, а всё остальное фрукты.

Восп-ль. Правильно, молодцы!

Словесная игра «Мы капусту рубим, рубим»

Воспитатель вместе с детьми проговаривает текст, сопоставляя его с действиями:

Мы капусту рубим, рубим, рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем, трем, трем,

Мы капусту солим, солим, солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем, мнем, мнем.

2. Морковь, апельсин, лук, огурец.

Восп-ль. Что лишнее?

Восп-ль. Правильно, а почему?

Дети. Апельсин это фрукт, а всё остальное овощи.

Восп-ль. Правильно, молодцы!

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура!

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда!

Восп-ль. А что можно приготовить из овощей?

Восп-ль. А что можно приготовить из фруктов?

Дети. Компот, варенье, фруктовый салат.

Восп-ль. Правильно. А ещё овощи и фрукты можно законсервировать, т. е положить в банки, закрыть крышкой и убрать в холодное место. А зимой открыть и съесть.

Проводится рисование. Заранее заготовлены банки, вырезанные из бумаги. На одной банке дети рисуют овощи: огурцы и помидоры (соление), а на другой фрукты: яблоки красные и зелёные (компот).

Восп-ль. Как красиво получилось. Что нарисовали в этой банке?

Восп-ль. А в этой?

Восп-ль. Зайчику и ёжику тоже понравилось, как вы рисовали, но им пора прощаться с вами. А давайте мы им подарим наши банки (рисунки). Они зимой их откроют и вспомнят о нас.

Восп-ль. А я желаю вам быть здоровыми, сильными и смелыми. Ешьте больше овощей и фруктов и не болей

Конспект логопедического занятия для младших школьников по теме “Дифференциация С–Ц”

Класс: 2

Презентация к уроку

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).

Задачи

1. Закреплять представления о правильной артикуляции звуков [c] -[ц].

2. Закреплять представления о фонетической характеристике звуков [c] -[ц].

3. Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [с]-[ц].

4. Закреплять зрительный образ букв С-Ц.

5. Отрабатывать правильное четкое чтение слогов и слов.

6. Отрабатывать запись слогов, слов и предложений с проговариванием.

7. Совершенствовать звуко-буквенный синтез.

8. Закреплять умение составлять правильно грамматически оформленные предложения 9. 9. Учить самостоятельно формулировать цель занятия.

10. Учить самостоятельно делать выводы.

1. Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков [с]-[ц]).

2. Развивать квази-пространственные представления.

3. Формировать навык самопроверки.

1. Закреплять умение внимательно слушать речь педагога и других детей.

2. Воспитывать чувство уважения ко всем участникам образовательного процесса.

Оборудование: простые карандаши, ручки, тетради, три листа бумаги А4 на каждого ребенка, карточки с индивидуальными заданиями, презентация к занятию, настольные зеркала, техническое оборудование (компьютер, проектор, экран).

Ход занятия

I. Организационный момент

Упражнение «Зеркальное рисование». Слайды 2,3,4.

Логопед: Ребята, возьмите два карандаша. Один в правую руку, другой в левую. Одновременно двумя карандашами на листе бумаги нарисуйте два круга.

Дети рисуют круги.

Логопед: Теперь возьмите второй лист и нарисуйте двумя руками два квадрата.

Дети рисуют квадраты.

Логопед: На третьем листе нарисуйте два ромба.

Дети выполняют задание.

Логопед: Ребята, легко было рисовать фигуры двумя руками?

Ученик: Нет.

Логопед: Почему?

Дети перечисляют, что у них вызвало трудности (одна рука рисует быстрее, тяжело следить за рисованием двух фигур и пр.)

После выполнения задания детьми выставляется слайд 5.

II. Вводная часть

1. Повторение артикуляции и характеристики звука [c].

Логопед: Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой звук есть во всех перечисленных словах. Слушайте внимательно! Соня, ставни, стакан, песок, поясок, квас, кокос, сода. Какой звук есть в словах?

Ученик: Во всех словах есть звук [с].

Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [с].

Дети выполняют задание.

Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Губы улыбаются.

Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Зубы немного приоткрыты.

Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Язык находится за нижними зубами.

Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [c]?

Ученик: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.

Логопед: Звук [c] гласный или согласный?

Ученик: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ученик: Твердый.

Слайд 6. Показывается символ твердого согласного звука.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ученик: Глухой.

Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.

2. Повторение артикуляции и характеристики звука[ц].

Логопед: Ребята, послушайте слова. Определите, какой звук живет в этих словах: цапля, цепь, ножницы, цифра, цирк?

Ученик: В этих словах есть звук [ц].

Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ц].

Работа с зеркалами.

Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Губы немного улыбаются.

Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Зубы немного приоткрыты.

Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Сначала язык стучит за верхними зубами, потом кончик языка упирается за нижними зубами.

Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [ц]?

Ученик: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.

Логопед: Звук [ц] гласный или согласный?

Ученик: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ученик: Твердый.

Слайд 6. Показывается символ твердого согласного звука.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ученик: Глухой.

Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.

Логопед: Чем похожи звуки [с]-[ц]?

Ученик: Это согласные, твердые, глухие звуки.

Логопед: Чем отличаются звуки [с]-[ц]?

Ученик: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.

3. Постановка цели занятия.

Логопед: Как вы думаете, чему сегодня мы будем учиться?

Ученик: Мы будем сравнивать звуки [с]-[ц].

Логопед: Правильно.

III. Основная часть

1. Упражнение «Будь внимателен». Слайд 7.

Логопед: Я буду произносить звуки (слоги, слова), если вы услышите звук [с], то должны опустить руки ладонями вниз на стол, а если услышите звук [ц] – хлопните в ладоши.

Логопед: с-ц-с-с-ц-ц-ц-ц-с-ц-с-с-с-с-… Са-ца-це-ци-сы-ас-оц-уц…Цапля, циновка, стол, аист, ананас, отец, боец, молодец, колодец.

2. Упражнение «Слушай внимательно, повторяй старательно».

Логопед: Я буду произносить слоги и слова, а вы слушайте внимательно и постарайтесь их повторить. У меня есть флажок. Кому я поставлю флажок на парту, тот повторяет. Потом я поставлю флажок на другую парту. Готовы?

Ученик: Да.

Логопед: Са-ца-са.

У: Са-ца-са.

Цепочки слогов:

Пары слов:

3. Упражнение «Слог потерялся».

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Слог потерялся». Из слов пропали последние слоги. Это слоги СА и ЦА. Я буду называть слова, а вы добавляйте пропавший слог, а потом назовите слово целиком. Если вам встретиться незнакомое слово, то попросите объяснить, что оно значит. Первое слово. Мыльни….

Ученик: Ца. Мыльница.

Слова: кузни…(ца), колба…(са), пятни…(ца), поло…(са), кури…(ца), умни…, актри…(са), грани…(ца), больни…(ца), терра…(са), пшени…(ца).

4. Упражнение «Фантазеры».

Логопед: Мы говорили о звуках [с] и [ц]. Звуки мы слышим и произносим. А пишем и читаем мы что?

Ученик: Буквы.

Логопед: Давайте по фантазируем на что похожа буква С. (Слайд 7).

Дети перечисляют на что похожа буква С. Затем на слайде рассматриваются картинки, в которых можно найти букву С.

Логопед: А на что похожа буква Ц? (Слайд 8).

Дети перечисляют на что похожа буква Ц. Затем на слайде рассматриваются картинки, в которых можно найти букву Ц.

5. Работа с индивидуальными карточками.

Логопед: Ребята, у вас на столах лежат карточки в виде тучек. На карточках написаны слоги. Прочитайте их.

Ученик читает слоги.

Логопед: Пропишите эти слоги в тетради. Не забывайте четко их проговаривать.

Дети записывают слоги.

Логопед: Придумайте слова с этими слогами.

Ученики придумывают слова (лиса, собака, царица ….)

Логопед: Запишите эти слова в тетрадь.

Дети записывают слова. Логопед проверяет правильность написания слов.

Логопед: Выберите слово и придумайте с ним предложение.

Ученики составляются предложения. При затруднениях логопед помогает детям.

Логопед: Ребята, вы придумали много предложений. Давайте выберем одно и запишем его в тетрадь.

Дети выбирают предложение.

Логопед: Сколько слов в этом предложении?

Логопед: С какой буквы пишется первое слово в предложении?

Ученик: С большой буквы.

Логопед: Что ставим в конце предложения?

Ученик: В конце предложения ставим точку.

Логопед: Запишите предложение в тетрадь.

Ученики записывают предложение. Логопед проверяет правильность написания предложения детьми.

6. Динамическая пауза «Веселые человечки».

Логопед: Мы сейчас поиграем в «Веселых человечков». Они любят заниматься зарядкой. Все Вы должны повторить эти упражнения. Будьте внимательны. Повторять нужно правильно. Если человечек поднял левую руку, и вы должны поднять левую руку. (Слайды 10-19).

Дети выполняют задания.

7. Работа в тетрадях с индивидуальными карточками. Слайд 20.

Логопед: Ребята, перед вами карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенные слоги са или ца.

Два ученика читают слова на карточке.

Логопед: Все ли слова вам понятны?

Если дети называют слова, которые не знают, то логопед объясняет их значение.

Логопед: Запишите слова в тетрадь правильно

Ученики записывают слова в тетрадь.

Логопед: Ребята посмотрите на слайд. Проверьте себя. Все ли слова вы написали правильно? (Слайд 21).

Дети проверяют правильно ли написали слова.

IV. Итог

Логопед: Чему вы сегодня научились?

Ученик: Мы научились различать звуки [с] и [ц] (буквы С и Ц).

Логопед: Чем различаются звуки [с] и [ц]?

Ученик: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.

Логопед: Назовите слова со звуком [с].

Дети называют слова.

Логопед: Назовите слов со звуком [ц].

Дети называют слова.

Логопед: Ребята, вы сегодня хорошо занимались. Молодцы. Занятие закончено. (Слайд 22)

Литература

1. Дисграфия. Исправление ошибок при письме: практ. методика устранения недостатков правописания у школьников мл. кл. / М.Л.Лукашенко, Н.Г.Свободина. – М.: Эксмо, 2004.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3: Дифференциация свистящих, шипящих, африкатоф, Л-Р (340 упражнений на CD). – М.: Национальный книжный центр, 2012.

3. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей.- М.: Аквариум, 1996.

Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] — [ц]»

Марина Труфанова
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] — [ц]»

Конспект НОД по звуковой культуре речи.

Тема: «Дифференциация звуков [с], [ц]».

1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками.

2. Упражнять в определении позиции звука в слове.

3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

4. Воспитывать внимание, активность

Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки,картинки: слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры,предметы: огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

Ход НОД:

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

– С какого звука начинается слово «слон»? (с)

– А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)

– Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

– Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

– А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

– С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)

– Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)

– На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)

– Давайте все пострекочем, как кузнечики.

– Придумайте слова со звуком ц.

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

– А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

– С каким звуком чистоговорка? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

– С каким звуком чистоговорка? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

– Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол».

Пальчиковая гимнастика «Ножницы».

– Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы».

– Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки

– В слове стол где находится звук звук с? (в начале слова)

– Значит картинку ставим в какое окошко? (в первое)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

– Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

– В слове заяц где находится звук ц? (в конце слова)

– Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

– Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка.

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек».

– А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц – слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

– Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

– Послушайте и повторите скороговорку:

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

– По одному (2-3 человека)

– Давайте повторим хором.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

– По одному (2-3 человека)

– Давайте повторим хором.

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Что вам понравилось?

– Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш.

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 – е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: