Конспект индивидуального логопедического занятия. Лексическая тема “Фрукты и овощи с садов и огородов”
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических навыков для слабовидящих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gotovyy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических навыков
Тема: «Овощи и фрукты с садов и огородов»
Цель: формирование навыка согласования числительных от 1 до 5 с существительными
- учить детей согласовывать в речи существительные с числительными от 1 до 5;
- активизировать и расширить словарный запас по теме «Овощи и фрукты».
- развивать зрительно-пространственный гнозис;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать голос и дыхание .
- формировать умение взаимодействовать с педагогом
Оборудование: корзина синяя и красная, настоящие овощи и фрукты, листья из цветной бумаги, конверт, зашумленная картинка, разрезная картинка, цветные карандаши, записка.
1. Организационный момент. Зрительная гимнастика.
Логопед : Здравствуй! Посмотри, что случилось в кабинете? Посмотри вверх-вниз-влево-вправо. Здесь кто-то был! Все переставил, пошалил. Кто же это мог быть? (ответ ребенка)
– Смотри, тут записка: «Хочешь узнать кто я? Я разбросал подсказки, найди их!»
– Тогда вперед выполнять задания.
2. Дыхательная гимнастика.
Игровое упражнение «Узнай что спрятано»
Овощи и фрукты накрыты листьями из цветной бумаги.
Логопед : Посмотри, наш гость накидал листьев. Давай подуем на них и узнаем, что там спрятано.
Логопед: Правильно, это овощи и фрукты.
Под одним из фруктов лежит часть разрезной картинки.
Логопед: А теперь давай посмотрим в зеркало и надуем щечки (Упражнение «Толстячки»). На какой фрукт мы стали похожи? (яблоко)
А теперь втянем щечки (Упражнение «Худышки»). На какой овощ мы стали похожи? (огурец).
Логопед: А ты любишь яблоки? А яблочное варенье? Вкусное варенье! (Упражнение «Вкусное варенье»)
Логопед: Молодец! Давай улыбнемся себе и продолжим искать подсказки! (Упражнение «Лягушка»)
4. Игра “Разложи фрукты и овощи”.
Логопед : Смотри, как все разбросано! Давай наведем порядок и разложим фрукты в красную корзину, а овощи в синюю.
Под корзинами лежат две части разрезной картинки.
5. Физминутка. Гимнастика для глаз.
Логопед : Мы устали, нужно отдохнуть, давай выполним следующее упражнение:
« Баба сеяла горох »
Баба сеяла горох
За селом у двух дорог
Лук взошел, а не горох
Да еще чертополох
Баба руки развела,
Видно память подвела
6. Упражнение «1-5»
Логопед : Молодец! А теперь давай найдем в красной корзине яблоки и посчитаем их (одно яблоко, два яблока, пять яблок) .
Логопед : А сколько у нас помидоров в синей корзине? (один помидор, два помидора, пять помидоров)
Логопед : Посмотри, что-то лежит на дне синей корзины.
На дне синей корзины лежит часть разрезной картинки.
7. Игра «Зоркий глаз» (развитие зрительного гнозиса)
Логопед : Посмотри! Наш гость оставил нам конверт! Что в нем?
Какой интересный рисунок! Посмотри на картинку и закрась яблоко.
В конверте лежит часть разрезной картинки.
8. Игра «Собери разрезную картинку».
Логопед : Ура! Мы нашли все подсказки. Давайте соберем картинку и посмотрим кто же навел беспорядок! Это же домовенок Кузя!
Логопед: Мы выполнили все задания, наши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть (Комплекс расслабляющей зрительной гимнастики).
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.
Антонова Анна Сергеевна
МБДОУ №9 «Золотой ключик»
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.
Тема: «Овощи и фрукты».
Цель: Обобщение знаний об овощах и фруктах.
– повышать уровень познавательной активности;
– закрепить представление об овощах и фруктах, и их разнообразии;
– развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам;
– упражняться в образовании уменьшительно – ласкательных суффиксов;
– упражняться в образовании множественного числа существительных в родительном падеже.
– формировать положительную установку на участие в занятии;
– формировать любознательность к окружающим предметам;
– развитие зрительного внимания, анализа и синтеза;
– развитие фонематического слуха;
– развитие мелкой моторики;
– развитие связной речи.
Оборудование: главные герои «Луковка» и «Мандаринка» предметные картинки с изображение овощей и фруктов, карта путешествия домой.
– Здравствуй, Наташа присаживайся. А ты любишь путешествовать?
– Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие с гостями.
2. Сообщение темы занятия.
– Посмотри, к нам пришли «Мандаринка» и «Луковка».
– Наташ, скажи, а «Луковка» это овощ или фрукт?
-. А «Мандаринка» это овощ или фрукт?
– А где растут овощи?
– Овощи растут на грядке.
– Правильно, а где растут фрукты?
– Фрукты растут на деревьях.
– Правильно, молодец. Сегодня мы с тобой поможем «Мандаринке» и «Луковке». Добраться в страну фруктов и овощей, так как они заблудились и не могут найти дорогу. Поможем?
– Но сначала сделаем веселую зарядку для язычка.
3. Артикуляционная гимнастика.
– Вспомним, какие упражнения помогут нам правильно говорить.
а) Улыбка” (“заборчик”)
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
б) «Язык здоровается с верхней губой»
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу.
в) «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол.
г) «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна.
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.
Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
4. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам
– По дороге кто – то обронил корзинки, давай соберем в одну корзинку овощи, а в другую фрукты.
(картошка, свекла, помидор, огурец, капуста, яблоко, груша, банан)
5. Образование уменьшительно – ласкательных суффиксов
– Молодец. Вот у нас две корзинки овощей и фруктов давай их ласково назовем.
– Картошка, а ласково?
– Огурец, а ласково?
(капусточка, яблочко, грушечка, бананчик)
Будем мы варить компот. Показывают круговые движения.
Фруктов нужно много. Вот. Показать руками – “много”.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.
Варим, варим мы компот, показывают круговые движения.
Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.
7.Образование множественного числа существительных в родительном падеже
– У нас растет много овощей и фруктов, «Луковка» и «Мандаринка» предлагают поиграть в игру «Чего много»
– моркови, картошки, лука, огурцов, яблок, груш, бананов, винограда.
8. Развитие связной речи (составление описательного рассказа по схеме)
– Вот мы и пришли в страну фруктов и овощей, «Луковка» и «Мандаринка» предлагают поиграть в игру «назови форму и цвет» .
Какой на вкус
Цвет
Форма
– Это морковь. Она треугольной формы. Красного цвета. Очень сладкая на вкус. Это яблоко. Оно круглой формы. Зеленого цвета. Очень сладкая на вкус.
– Наташа скажи, о чем мы сегодня говорили?
– Об овощах и фруктах.
– Что ты узнала о них?
– Овощи растут на грядке, а фрукты на дереве.
– Мы сегодня хорошо поработали занятие окончено. До свиданья.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи по теме “Сад. Фрукты”
Разделы: Логопедия
- Расширять и активизировать словарь по теме.
- Учить образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными в роде и числе.
- Учить согласовывать существительные с числительными.
- Учить составлять простые осложнённые однородными членами предложения.
- Развивать мелкую и общую моторику, зрительное внимание, восприятие, логическое мышление.
- Воспитывать умение слушать и слышать учителя, уважительное отношение к отвечающему товарищу.
Оборудование: бассейн с фасолью, фрукты, муляжи фруктов, предметные картинки, две корзины, нож, изографы, цветные карандаши.
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовёт любой овощ.
2. Знакомство с темой.
Сейчас я вам загадаю загадки. Картинки на доске помогут их отгадать.
Я на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У меня румяный бок,
А откусишь – брызнет сок.
(Груша)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки.
(Апельсин)
– Апельсин, яблоко, груша – что это? (Фрукты)
– Какие ещё фрукты вы знаете? Назовите их.
3. Лексико-грамматическая работа.
(На столах детей бассейны наполненные фасолью)
(развитие мелкой моторики)
– Опустите руки в бассейн. Найдите, какие фрукты я там спрятала. Опишите фрукты, которые вы нашли по цвету, форме, на ощупь, на вкус.
( Дети достают фрукты рассматривают их, пробуют на вкус)
– Что у тебя?
Дети: У меня яблоко красное, круглое, гладкое, сладкое.
У меня груша жёлтая, гладкая, сладкая.
У меня апельсин оранжевый, круглый, шершавый, сладкий.
У меня лимон жёлтый, овальный, шершавый, кислый.
У меня слива синяя, круглая, гладкая, сладкая.
Дидактическая игра «Ёжик-садовник»
(К детям с двумя корзинами приходит ребёнок в костюме ёжика)
Ёжик: Эти фрукты я собрал для своих детей. И теперь не знаю, хватит их или нет. Помогите мне посчитать фрукты в корзинах.
Подойдите ко мне, и мы посчитаем, сколько фруктов в маленькой корзине.
Дети: В маленькой корзине два яблока.
В маленькой корзине два апельсина.
В маленькой корзине два лимона.
В маленькой корзине две груши.
В маленькой корзине две сливы.
– А теперь посчитаем, сколько фруктов в большой корзине.
Дети: В большой корзине пять яблок.
В большой корзине пять груш.
В большой корзине пять слив.
В большой корзине пять лимонов.
В большой корзине пять апельсинов.
Ёжик: Спасибо! Теперь я знаю, что фруктов хватит моим сыночкам, дочке и мне, и жене. Вас я тоже хочу угостить этими фруктами.
Из этих фруктов мы сможем сварить компот, сок, варенье. Давайте расскажем, как мы это будем делать.
Физкультминутка. ( развитие общей моторики)
(Дети маршируют, образуют круг)
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, («крошат»)
Грушу будем мы рубить. («рубят»)
Отожмём лимонный сок, («отжимают»)
Слив положим и песок. («кладут)
Варим, варим мы компот. (приседают)
Угостим честной народ. (хлопают в ладоши)
(Н.В. Нищева)
Дидактическая игра «Что приготовим?»
– А теперь расскажите, что мы будем варить из этих сочных, ароматных фруктов.
– Из груш сварим сок (какой?) грушевый.
– Из яблок сварим сок (какой?) яблочный
– Из слив сварим компот (какой?) сливовый.
– Из яблок сварим варенье (какое?) яблочное
– Из груш сварим варенье (какое?) грушевое.
– Из слив сварим варенье (какое?) сливовое
4. Работа с изографами (развитие зрительного восприятия, мелкой моторики)
– Теперь вы многое знаете о фруктах. Поэтому успешно выполните моё следующее задание.
– Откройте тетрадь. Посмотрите. Что вы видите?
Дети: Мы видим фрукты: яблоко, грушу, лимон.
– Обведите, а потом раскрасьте только грушу.
5. Итог занятия.
– О чём мы сегодня говорили на занятии?
– Назовите, какие фрукты вы знаете?
Лексико-грамматические занятия для детей с ОНР (старшая группа) по теме «Овощи — фрукты»
Лексико-грамматические занятия для детей с ОНР (старшая группа)
по теме «Овощи — фрукты»
Пшеничная Олеся Васильевна
Тема: « Овощи»
Цели:
- Учить различать предлоги «В», «На»;
- Закреплять знания об огороде;
- Обучать навыку сравнивать овощи;
- Составлять рассказ с опорой на схему;
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
Оборудование: схема, картинки с овощами.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Сядет тот, кто назовет овощи.
- Объяснение нового.
Л. объясняет, что одни овощи растут на земле, другие в земле.
— Поставить на верхнюю полку овощи растущие:
- Составление рассказа по теме «Овощи» (схема) с помощью логопеда.
- Физкультминутка. «Мы морковку трем, …».
- Закрепление изученного.
- Круглый, красный, мягкий, сочный
Кислый, большой, гладкий, спелый. (помидор).
- Длинная, оранжевая, твердая, сладкая,
Вкусная, сочная, полезная. (морковь).
- Овальный, длинный, зеленый, твердый,
Вкусный, душистый, свежий. (огурец)
- И зелен, и густ на грядке вырос куст,
Покопай немножко, под кустом … (картошка).
- Овальный, фиолетовый, растет на кустике. (баклажан) и т.д.
- Итог занятия.
Тема: « Фрукты»
Цели:
- Учить образовавывать существительные мн. числа, употреблять сущ. в родительном падеже;
- Обогащать активный словарь детей, используя качественные прилагательные;
- Развивать слуховое внимание, зрительную память;
- Повторить и закрепить знания о фруктах;
- Воспитывать правильную осанку.
Оборудование: игра «Один много», предметные картинки.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Сядет тот, кто умеет повторять:
- Введение в тему.
Игра «Какие ты знаешь фрукты?». (назвать фрукты по памяти).
- Изучение нового.
Объяснение нового материала.
Игра «Один – много».
— груша – груши и т.д.
- Закрепление нового материала.
Игра « Расскажи, какой фрукт ты сорвал?»
В саду растут разные фрукты. Они разные по форме бывают твердые или мягкие, сладкие, или кислые.
(описание фруктов детьми по образцу) – яблоко красное, круглое, твердое, сочное и т.д.
- Физкультминутка. «Мы яблоко трем, трем…».
- Повторение нового материала.
Игра «Что у тебя?»
— У меня груша. Она овальная, твердая, зеленая, сочная». и т.д.
- Итог занятия.
Тема: «Фрукты» (Занятие 2)
Цели:
- Учить угадывать предмет по его описанию, сравнивать фрукты по форме, цвету, вкусу.
- Закрепить навык построения сложноподчиненных предложений, образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Повторить и уточнить знания детей о том, как созревают фрукты, умение составления рассказов по схеме.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Воспитывать правильную осанку.
Оборудование: предметные картинки, схема описательного рассказа «Фрукты».
Ход занятия.
- Орг. момент.
Сядет тот, кто отгадает загадку.
Тронешь пальцем – гладко.
А откусишь – сладко. (яблоко)
— Она овальная, синяя, мягкая,
сочная, с косточкой внутри. (слива)
— Он желтый, овальный, кислый,
твердый, сочный, сладкий. (апельсин)
— Много братиков на одной ветке висят. (виноград)
- Введение в тему.
— Яблоко, слива, апельсин, виноград – как назвать эти предметы одним словом? (фрукты).
— Сегодня будем говорить о фруктах.
- Сравнение фруктов.
Слива — Яблоко (беседа по вопросам)
- Игра «Скажи ласково»
- Физкультминутка «Мы яблоко трем ….»
- Составление рассказов по схеме. (образец рассказа логопеда)
- Детские рассказы.
- Итог занятия.
Тема: «Овощи и фрукты» (Занятие 1)
Цели:
- учить сравнивать овощи и фрукты между собой.
- Повторить и закрепить знания об овощах и фруктах, их общих свойствах и различиях.
- Развивать память, логическое мышление, внимание.
- Обогащать словарь детей глаголами, относительными прилагательными;
- Воспитывать правильную осанку.
Оборудование: предметные картинки, схема описательного рассказа, картинки соков.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Сядет тот, кто умеет повторять .
— сад, огород, дерево;
— яблоня, груша, тыква;
— компот, сок, варенье;
— ветки, цветы, плоды. И т.д.
- Изучение нового.
— Кто выращивает овощи? Фрукты? (овощевод, садовод)
-Что делают овощеводы: сажают, рыхлят, копают, срывают, удобряют, опрыскивают.
— Что делают садоводы: сажают, оказывают, опрыскивают, белят, собирают, собирают урожай.
- Повторение пройденного.
Сравнение овощей и фруктов по схеме.
- Физкультминутка «Мы морковку трем …»
- Рассказы детей по схеме.
- Игра «Какой сок ты любишь?» (по картинкам).
- Итог занятия.
— О чем говорили на занятии?
Тема: « Овощи и фрукты» (Занятие 2)
Цели:
- Учить сравнивать овощи и фрукты, отгадывать загадки об овощах и фруктах.
- Повторить и закрепить знания о фруктах и овощах, расширять активный словарь детей.
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать любовь к художественному слову.
Оборудование: загадки, схема описательных рассказов, картинки, дидактическая игра «Какой сок пьём?»
Ход занятия.
- Орг. момент.
Сядет тот, кто отгадает загадку.
- Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
- Сидит дед в шубу одет –
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)
- Маленький, горький,
Луку брат. (чеснок)
- Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой,
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки. (апельсин)
- Закутан ребенок
В сорок пеленок. (капуста)
- Повторение ранее изученного.
Дидактическая игра «Повара»
— Что можно варить из овощей, фруктов (варенье, повидло, джем, пюре, компот, суп, борщ и т.д.).
— Я варю из яблок варенье, пюре и т.д.
- Физкультминутка «Мы яблоко трем . . . »
- Работа над связной речью.
Сравнение овощей и фруктов с опорой на схему.
Образец рассказа логопеда, затем рассказы 2 – 3 детей.
- Итог занятия.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ТНР по теме: «Овощи — Фрукты».
Светлана Валерьевна Горбанева
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ТНР по теме: «Овощи — Фрукты».
Тема: «Овощи – Фрукты».
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
– Уточнить знания детей об овощах и фруктах; о труде овощевода и садовода.
– Учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -еньк-, -оньк-.
Коррекционно-развивающие:
– Упражнять в образовании и употреблении относительных прилагательных.
– Совершенствовать умение детей в подборе слов-признаков, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
– Развивать память, мышление, зрительное внимание, мимическую мускулатуру, общую и мелкую моторику.
– Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.
– презентация «Играем со Смешариками»
– презентация «Зрительная гимнастика с Копатычем»
– игра «Приготовим сок»
– «чудесный мешочек»
– 2 корзины для сбора овощей и фруктов
– муляжи овощей и фруктов
– конверт, 2 картинки с изображением овоща и фрукта (по количеству детей)
Предварительная работа: Рассматривание муляжей овощей и фруктов. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот», физкультминутки «В огород пойдем …». Проведение сюжетно-ролевой игры «Повара».
Игра на внимание «Исправь ошибку».
синий помидор красный баклажан квадратный огурец
треугольная капуста сладкий чеснок прямоугольная репа
сладкий лимон овальная вишня треугольный персик
2. Объявление темы.
– Сегодня на электронную почту пришло письмо. Посмотрим от кого оно?
(Загадывание загадки.)
Я знаток огородных наук,
Всех Смешариков я верный друг.
Часто я беру лопату,
А зовут меня … (Копатыч).
– Кто это? Вы узнали?
– Интересно, что он нам написал?
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот …
Расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, зеленый и синий
Здоровый такой разноцветный народ.
– Что же это за народ? (Овощи.)
– Назовите овощи красного цвета (желтого, зеленого, синего цвета).
– Копатыч очень любит трудиться и в огороде, и в саду. У него всегда богатый урожай овощей и фруктов.
Чтение стихотворения В. Волиной.
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
– Как одним словом назовем эти подарки осени? (Фрукты.)
– А еще он пишет: «Передаю вам привет от всех Смешариков и высылаю вам веселые игры и задания».
– Вы, ребята хотите поиграть со Смешариками?
3. Вводная беседа.
– Прежде чем играть со Смешариками, давайте с вами вспомним.
– Где растут овощи?
– Когда убирают овощи? (Летом, осенью.)
– Кто выращивает и убирает овощи? (Овощевод.)
– Что делают овощеводы, чтобы овощи выросли крупные, сочные, красивые?
(Поливают, удобряют, рыхлят, пропалывают сорняки.)
– Где растут фрукты? (На деревьях в саду.)
– Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые деревья.)
– Кто ухаживает за фруктовыми деревьями? (Садоводы.)
– Когда созревают фрукты?
– Теперь можно посмотреть, какие игры прислал Копатыч со своими друзьями.
4. Игра «Четвертый лишний».
– Крош собрался варить суп. Он взял картофель, апельсин, морковь, капусту. Что лишнее взял Крош? Почему?
– А для компота Ёжик взял яблоко, сливу, репу, грушу.
– Что лишнее взял Ёжик для компота? Почему?
– Давайте Ёжика научим варить компот из фруктов.
5. Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком»)
Фруктов много нужно.Вот: (правой имитируют помешивание в нем)
Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на обеих руках)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот – (опять «варят» и «помешивают»)
Угостим честной народ.
6. Игра «Приготовим сок».
– А теперь с вами хочет поиграть Нюша.
– Здравствуйте, дети! Приезжайте к нам в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье. Я для вас приготовлю очень вкусные и полезные соки.
– Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить. (Дети исправляют.)
– А давайте для Нюши сами приготовим соки из фруктов и овощей.
– Какая бытовая техника поможет нам быстро сок выжать? (Соковыжималка.)
(Проводится игра «Приготовим сок».Например: «У меня ананасы. Из ананасов получится ананасовый сок» и т. д.)
– Нюше понравилось, как вы готовите соки. Она хочет приготовить сок для своих друзей. Но только когда она приходит на огород и в сад, то овощи и фрукты прячутся.
– Ребята, поможем Нюше найти овощи и фрукты?
7. Игра «Что спряталось?»
– Я вижу зеленую капусту, крупный баклажан, хрустящую редиску. И т. д.
– Мы нашли с вами овощи и фрукты, а теперь Копатыч просит вас помочь ему собрать урожай.
В огород пойдем, (шаги на месте)
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
Овощи и фрукты –
(наклониться вниз, достать до пола руками (огород)
выпрямиться, потянуться руками вверх (сад)
(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
(наклоны вниз, достать руками до пола (собираем урожай на грядках)
(выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду)
для еды я их найду
(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
– Представьте, что Крош попросил почистить вас горький лук. А Ёжик дал попробовать кислый лимон. Копатыч угостил сладким ароматным яблоком.
9. Развитие лексико-грамматических категорий.
– Вот какой урожай мы собрали. (Логопед показывает «чудесный мешочек» с муляжами овощей и фруктов.)
– Теперь мы должны разложить овощи и фрукты по корзинкам.
(Каждый ребенок достает овощ или фрукт из «чудесного мешочка»и комментирует: «У меня спелый банан. Это фрукт» и т. д.)
Игра «Большой – маленький».
– Я буду говорить о больших овощах и фруктах, а вы о маленьких.
кислый помидор – кисленький помидорчик
сочный огурец – кислый лимон –
круглый лук – спелый банан –
твердый баклажан – вкусная груша –
вкусный перец – крупный апельсин –
сладкая морковь – сочное яблоко –
красный перец – оранжевый апельсин –
спелый кабачок – сладкий мандарин –
Игра «Попробуем овощи и фрукты».
У каждого ребенка на столе конверт, а внутри 2 картинки с изображением овоща и фрукта.
– Что ты съешь сначала, а что потом?
(Сначала я съем красненький помидорчик, а потом сладенький мандаринчик.)
– Ребята, вам понравилось играть со Смешариками?
– Смешарикам тоже очень понравилось с вами играть. Они угощают вас фруктами и овощами.
Прикреплённые файлы:
ovoschi-i-frukty-2_q31l4.pptx | 17678,09 Кб |
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда» Закрепить и обобщить знания детей о посуде через составление описательных рассказов. Тема: Посуда. Составление рассказа о предмете посуды.
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме «Овощи» Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.
Конспект логопедического занятия «Сказка о весёлой пчеле» по совершенствованию лексико-грамматических категорий Конспект логопедического занятия «Сказка о весёлой пчеле»[/b] Конспект логопедического занятия «Сказка о весёлой пчеле» по совершенствованию.
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Путешествие в страну зверей» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей разновозрастной группе комбинированной.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе Кончакова Т. М. учитель-логопед «Детский сад № 204 ОАО «РЖД», г. Абакан Цель: закрепление представлений об овощах. Задачи: 1. Образовательные:.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Путешествие на остров Бармалея» Цель: формирование лексико – грамматических категорий у детей Коррекционно – образовательные задачи: – учить словообразованию прилагательных.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».
ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель» Лексическая тема «Мебель». Тип занятия- закрепление. Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности.
Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощи» Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: «Овощи». Цель: закреплять, уточнять и расширять.
Овощи-фрукты – конспект индивидуального лексико-грамматического занятия
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Фрукты и овощи»
Бесплатные занятия с логопедом
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Фрукты и овощи»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Актуализировать словарный запас по лексической теме «Фрукты», «Овощи»;
- Упражнять в употреблении сложноподчиненного предложения с союзным словом «потому что»;
- Тренировать у детей умение определять количество слогов в слове
- Тренировать умение образовывать относительные прилагательные
- Упражнять выделять первый звук в слове
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное восприятие,
- Тренировать общую и мелкую моторику,
- Совершенствовать мыслительные процессы;
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: игрушка обезьяна и зайца, карточки для звуко-буквенного анализа, предметные картинки фруктов и овощей, натуральные фрукты и овощи, кастрюля и стеклянная банка, четыре папок для картинок.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
— Зазвенел звонок. Здравствуйте дети. К нам в гости пришли Обезьяна и Зайчик.
II. Основная часть:
— Гости наши не с пустыми лапками: принесли они вкусности разные. Сегодня мы им поможем приготовить обед. А еще мы знаем, что после еды в ротике надо убираться. Давайте покажем, как мы чистим наш ротик.
Давно живет Язычок во рту, домик свйо регулярно убирает. Сначала Язык чистит красные ворота. Это что за красные ворота? Это губы. Он отскреб всю грязь зубами. Губы растянуты в улыбке, верхними зубами проводим по нижней губе, двигая челюстью. Также с верхней губой.
Чистые ворота красиво улыбнулись ( «Улыбка сомкнутыми губами»), потом распахнулись ( «Улыбка, обнажающая зубы»).
И мы увидели белые ворота- зубы. Их тщательно отмоем Чистим зубы: губы улыбаются, зубы обнажены. Кончик языка упирается в зубы, двигается вправо-влево. Спереди помыли, а внутри грязными оставим? Надо помыть и внутри.
После этого почистим стены. А что за стены во рту? Это щеки. Чистим их хорошо, сильно надавливая на стены, а то грязь не отмоется. Чистим стены: губы сомкнуты, язык упирается во внутреннюю сторону щек.
Вроде, все отмыли. Язычок подпрыгнул от радости ( «Лошадка») и испачкался о грязный потолок! Что это за потолок? Это же нёбо, и оно все грязное! Помоем его тщательно, медленно. Чистим потолок: губы в улыбке, зубы обнажены, рот приоткрыт. Широкий язык «моет» небо вперед-назад..
Чисто все в ротике теперь, осталось сполоснуть его набрав воды в рот, щеки надуваются и сдуваются, чтобы во рту вода все прополаскала.
Уборка закончена! Рот приоткроем, чтобы все проветривалось, а язык пускай свежим воздухом подышит, лежа на нижней губе
Язычок возвращается в чистый дом. Ротик закрывается
А теперь посмотрим, что принесли наши гости
Игра «Классификация: овощи-фрукты»
—У наших гостей беда: перепутались картинки с изображением овощей и фруктов. Обезьянка и Зайчик не могут разобраться, где чьи картинки. Давайте поможем нашим гостям. Овощи будем давать кому? (зайцу) А фрукты? (обезьяне). Сначала помогу я: Огурец я дам Зайчику, потому что это овощ. Яблоко я дам Обезьяне, потому что это фрукт.
Каждый из детей выходит и берет по две картинки.
Кокос, морковь, тыква, груша, персик, слива, ананас, баклажан, патиссон, лимон, помидор, кабачок.
– Молодцы. А где растут фрукты? (на деревьях, в саду) Как собираем фрукты? (срываем) Фрукты растут высоко. А где растут овощи? (на грядках, в земле) Как собираем? Чтобы собрать овощи, нам нужно присесть, ведь они растут низко.
Игра «Высоко-низко»
– Когда я называю фрукт, руки поднимаем вверх и встаём на носочки, а когда называю овощ-приседаем.
Мандарин, картофель, персик, огурец, свекла, банан, помидор, гранат.
Игра «Готовим суп и компот»
— Что можно приготовить из овощей? А из фруктов? Суп из овощей какой? (овощной) Из фруктов какое варенье? (фруктовое). Обезьянка и заяц принесли вам овощи и фрукты. Дети с первого ряда будут выбирать овощи для супа, а за вторым — фрукты для варенья.
– Выбрали? Проверим, что это? (Учитель-логопед достаёт из кастрюли овощи):
– Суп в первой кастрюле из чего? Значит, он какой? (из лука-луковый, из чеснока-чесночный и т.д.).
(Учитель-логопед достаёт из банки фрукты):
– А во второй кастрюле варенье из чего? Значит, оно какое? (из яблока-яблочное, из груши-грушевое и т.д.).
Игра «Уборка»
– Фрукты и овощи разобрали, теперь надо убрать и картинки. Картинку у гостя берем, первый звук называем и складываем в ту папочку, которая по счету будет совпадать с количеством слогов в названии.
III. Итог занятия:
– Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня? (об овощах и фруктах). – Мы различали овощи и фрукты. Где они растут? Как их собирают? Молодцы, вы постарались сегодня. Наши гости довольны.
Итоговое игровое логопедическое занятие в подготовительной группе
Автор: Кузнецова Вера Николаевна, учитель-логопед МАДОУ “Детский сад № 77”
Занятие будет интересно учителям-логопедам подготовительных групп, воспитателям подготовительных групп, реализующих дополнительную программу по обучению чтению, учителям начальных классов при прощании с букварём.
Цель: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению; учить применять их в практической деятельности – игре.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять умение выделять из ряда слово, отличающееся от других по слоговой структуре;
• закреплять умение определять первый звук в слове;
• закреплять умение составлять слова из букв;
• закреплять навык звукового анализа слова;
• закреплять умение составлять предложения из слов;
• закреплять начальные навыки чтения;
Развивающие:
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать память и внимание;
• развивать словесно-логическое мышление у детей;
Воспитательные:
• воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде;
• воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;
Оборудование: аудиозапись песни «АБВГДейка» и минусовка «Маленькая страна», мультимедийное оборудование с презентаций к занятию, буквы на формате листа А5, таблички со словами для составления предложений, таблички с именами детей, цветные магниты (для звукового анализа), цветные фломастеры (красные, синие, зелёные), магнитные доски -2 шт.
Ход занятия:
(дети входят под музыку «АБВГДейка» и рассаживаются на стулья)
Ведущий.
Здравствуйте дорогие дети, уважаемые родители! Сегодня дети хотят показать Вам, чему они научились на логопедических занятиях. В этом учебном году мы не только закрепляли наши умения правильной речи, но и учились читать. В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека.
А что же это за книга?
Эту первую в школе книжку
Знают девочки все и мальчишки.
Среди книжек он главарь,
Эта книжка – наш …
Все дети: Букварь! (Презентация. Слайд 1)
Ведущий:
Ой, что же это? Как же нам это прочитать? Кто же это в нашем букваре похозяйничал? Да тут письмо! (Достаю письмо из-за экрана)
Давайте прочитаем, что здесь написано. А письмо-то даже без конверта! (Ведущий читает.)
К вам в садик я проникла ночью!
Решила – праздник вам испорчу!
Все буквы в узелок связала,
Все в букваре заколдовала!
Помочь им только тот сумеет,
Кто трудности преодолеет,
Кто же это?
Стук в дверь. Появляется Баба-яга.
Баба Яга бурчит себе под нос:
Эй, неси меня меня, метла
Стой! Куда ж ты занесла?
Здравствуйте, здравствуйте, мои милые девочки – вертелочки, мальчики – кочерыжки! Как дела?
Ведущий.
Здравствуй, Баба Яга! Что же ты, Баба Яга, натворила? Мы с ребятами готовились родителям показать наши знания, а ты нам всё испортила.
Баба Яга:
Я, вредная гражданка.
Я, вообще-то, как-никак –
Дама-интриганка.
Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там,
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Ведущий:
Хорошо, хорошо, мы готовы выполнить твои задания.
1 задание.
Баба Яга:
1. Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
2. На страницах букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит, буквы)
3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).
6. Слово вкусное УХА, начинает буква….. (У)
Баба Яга:
Ой, да все вы только врете, ничего вы не могёте,
Или могите, забыла, русский я давно учила!
Ведущий. Эх, старуха Баба Яга, как же ты неправильно слова говоришь. А вот наши ребята научились говорить правильно все звуки и слова.
Баба Яга. Не верю! Докажите!
Ведущий. Давайте, ребята расскажем скороговорки:
Дети рассказывают скороговорки:
Баба Яга:
Откройте мне, пожалуйста, секрет, как вы всему научились?
Ведущий.
Откроем, и споём тебе частушки. Садись, отдохни и послушай. Заводи, Маша, полукруг.
Дети поют частушки (каждый ребёнок одну частушку)
Частушки про логопедов (Автор неизвестен)
1. Утром делают зарядку
Все традиционную,
Ну а нам ещё дают –
Артикуляционную.
2. В дидактические игры
Полюбили мы играть.
Они классно помогают
Буквы нам запоминать!
3. Логопед к нам приходила,
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот –
Ничего не разберет.
4. Заниматься к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
5. Мы играли в логопеда:
Дима пел, Матвей мычал,
Миша тигром притворялся
Егор талантливо молчал.
6. Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация!
7. А вчера я объясняла
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать –
Затея-то напрасная!
8. Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Даже бабушка сказала:
– Что за наказанье!
9. Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
10. Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал –
Половину растерял.
11. Проявляет логопед
Знанья и активность,
Повышается у нас
Коммуникативность!
12. Звуко-буквенный анализ –
Что за наваждение
Снова звуки выделяем,
Пишем предложения!
13. М» приходит в гости к «А» –
Начали сливать слова
А чтоб книжки все читать
Будем скорость развивать!
14. Должен каждый офицер
Говорить отлично “Р”!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
Все вместе:
15. Мы пока частушки пели,
Заплелися языки.
Вы похлопайте погромче
Мы старались, как могли!
Ведущий.
Спасибо, ребята, и сегодня, мне бы хотелось всем Вам вручить дипломы за талант, так все вы очень талантливы, что мы и сегодня увидели.
Диплом вручает ведущий вместе с Бабой Ягой.
Ведущий.
Мы только начали познавать всё богатство русского языка, всех вас ждут в стане правильной речи. Выходите, ребята, споём все вместе песню про эту страну.
Все поют песню на мотив «Маленькая страна»
Песня «Маленькая страна» (Автор неизвестен)
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт.
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Припев:
Маленькая страна,
Правильная страна.
Там говорят и пишут верно
Звуки и все слова.
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам.
Трудности и ошибки речи
Не приживутся там.
Нас логопед научил все звуки
Чётко произносить.
Будем всегда и везде стараться
Правильно говорить.
Припев:
Все прощаемся.